Депрессивное состояние у ребенка. Несколько симптомов депрессии у младенца. Что такое депрессия у ребенка

– психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

    Слово «депрессия » имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств . Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

    Причины депрессии у детей

    Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода , внутриутробных инфекциях , родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм , наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека , равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Патогенез

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами. К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина. Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности. Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям. Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство. По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами. В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство , обусловленное разлукой . Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста . Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Симптомы депрессии у детей

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность. Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор , боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать». В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут. Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение. Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты. Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии. Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями. Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения , 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость. Наиболее опасным исходом депрессии является суицид . Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом. Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром , детским неврологом , психиатром . До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности). В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи , хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога . Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ , МРТ головного мозга . Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог . Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы : ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия . Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию . Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают. Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни. Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности . Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка. Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

В последнее время в прессе все чаще стали появляться сообщения о случаях самоубийства среди подростков. Чаще всего причинами самоубийства становятся депрессивные состояния. Такие состояния развиваются не за час и не за день. Депрессия – это длительно протекающее состояние. Продолжительность депрессии чаще всего более двух лет, однако, могут встречаться и менее краткосрочные состояния (от 2-х недель до 2-х лет).

Причины депрессии у детей

Развитию депрессии способствуют следующие факторы:

1. Патология раннего неонатального периода: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.

2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей. Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу, без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными. Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.

3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.

4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.

5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.

6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате.

Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессии подвержен в наибольшей степени подростковый возраст. Выделяют раннюю (12-13 лет), среднюю (13-16 лет) и позднюю (старше 16 лет) депрессию.

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно. Чаще всего в утренние часы настроение более приподнятое, дети довольно охотно идут в школу. В течение дня настроение постепенно снижается, пик сниженного настроения приходится в вечернее время. Детей ничего не интересует, может беспокоить головная боль, в редких случаях возможно повышение температуры тела. Дети жалуются, что у них все плохо, что у них постоянные проблемы в школе, конфликты с учителями и учениками. Никакие успехи их не радуют, они постоянно видят только отрицательные стороны даже в самых хороших вещах.

Помимо сниженного настроения случаются так называемые вспышки очень хорошего настроения. Дети шутят, веселятся, однако, такое приподнятое настроение длится недолго (от нескольких минут, до часа), а затем сменяется опять сниженным настроением.

Снижение подвижности проявляется в нежелании двигаться, дети либо постоянно лежат, либо сидят в одной и той же позе, чаще всего сгорблено. Физический труд не вызывает у них никакого интереса.

Мыслительный процесс у детей замедлен, речь тихая, замедленная. Дети с трудом подбирают необходимые слова, для них становится проблематичным выстроить ассоциативный ряд (например, свадьба-невеста-белое платье-фата). На вопросы дети отвечают после некоторой паузы, чаще всего только одним словом или просто кивком головы. Происходит зацикливание на одной мысли, чаще всего с отрицательным оттенком: меня никто не любит, у меня все плохо, у меня ничего не получается, все стараются сделать мне что-то плохое.

У детей снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у детей поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Такие дети часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как персистирующая (циркулирующая) в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений дети начинают отставать в школе, теряется интерес к каким-либо развлечениям, дети перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если ребенок живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если ребенок проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером ребенок чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит. Для администрации такой ребенок не представляет никакого интереса, так как он не нарушает порядка.

На что необходимо обращать внимание родителям?

В первую очередь необходимо разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью, проблемами в школе. Необходимо обращать внимание на интонацию, наличие планов на будущее, оптимистические взгляды на завтрашний день. Обращать внимание на наличие друзей у вашего ребенка, интересоваться, чем он занимается после школы. Необходимо обращать внимание на то, сколько ребенок проводит времени, не занимаясь никакими делами. У некоторых детей – это лень, однако даже самого ленивого ребенка можно заставить что-то делать, подкупив его, ребенка же с депрессией ничего не интересует, ни подарки, ни поощрения.

Замкнутость и отсутствие друзей иногда может наблюдаться также при онанизме, когда дети стараются уединиться, избежать посторонних глаз. Частые перепады настроения могут наблюдаться при приеме ребенком наркотических веществ. В этом случае обращают на себе и другие признаки наркомании: предпочтение ношения одежды с длинными рукавами, светобоязнь, повышенная раздражительность, не способность сконцентрировать внимание на одном занятии (неусидчивость), обнаружение шприцов, иголок, непонятных пакетиков.

Обследование ребенка с депрессией

Лечение детей с депрессией

При тяжелых случаях, когда ребенок высказывает суицидальные масли, в особенности, когда у него есть конкретный план ухода из жизни, лечение необходимо проводить только в стационаре, в отделении пограничных состояний.

При более легких формах заболевания лечение можно проводить в домашних условиях. Ребенок на протяжении всего курса лечения должен жить обычной жизнью: ходить в школу, заниматься домашней работой, ходить в магазин за покупками.

В педиатрической практике очень хорошо себя зарекомендовал препарат Адаптол. Этот препарат очень хорошо переносится, не имеет побочных действий, не вызывает сонливости. Препарат нормализует сон, улучшает настроение, усиливает устойчивость организма к психо-эмоциональным нагрузкам. Принимать препарат необходимо в дозировке 300 мг по 1 таблетке 3 раза в день. Продолжительность лечения от 2-х недель до месяца. При выраженной симптоматике, адаптол необходимо принимать в дозировке 500 мг 2-3 раза в день на протяжении 3-х недель, а затем перейти на дозировку 300 мг и продолжить прием еще 1 месяц. Этот препарат помимо психо–эмоциональной симптоматики, так же хорошо снимает соматические проявления депрессии: уходит боль, нормализуется температура. Применение адаптола при частых головных болях, болях в сердце, частых повышениях температуры тела, является одним из способов точно установить диагноз и выделить из группы детей пациентов с депрессией.

Так же в амбулаторных условиях можно применять такой препарат, как тенотен. Тенотен является гомеопатическим препаратом, который блокирует некоторые белки головного мозга. Хорошо снижает чувство тревоги, улучшает сон, нормализует аппетит. Препарат способствует улучшению концентрации внимания, нормализации памяти.

В тяжелых случаях применяют антидепрессанты: амитриптилин, пиразидол, азафен. Данные препараты должны применяться только под контролем врача, и желательно только в стационаре.

Но никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.

Профилактика депрессии у детей

Для профилактики развития депрессии у детей необходима организация психологической помощи в школах и училищах, детям необходимо объяснить необходимость посещения психолога при возникновении проблем. Необходимо улучшать климат в семье, стараться заниматься какими-нибудь делами всей семьей (пикники, походы в лес, спортивные игры). Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка.

Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния , поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.

Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.

Врач педиатр Литашов М.В.

Да, да, да, Вы не ошиблись - депрессивный... ребенок, а не взрослый, хотя все мы считаем, что депрессия - лишь удел взрослых. В детстве нет причин для депрессии. Однако наше мнение ошибочно. Да и причин для депрессии у детей наших вдоволь, и особенно в последнее время, когда мамы и папы в бесконечном цейтноте - не найти и минуты, чтоб общаться с ребенком, у которого тоже временной дефицит. Ему трудно угнаться за необходимым, все попробовать, со всем справиться, все понять, все познать и во всем преуспеть... И при этом еще ощущая, что родителям не до него.

Собственно говоря, дефицит не времени, а родительской ласки, нежности и любви - это тоже одна из главных причин детской депрессии, так же как и многих других проблем ребенка.

Само слово "депрессия" произошло от латинского слова depressio - подавление, угнетение. И действительно, под депрессией мы понимаем обычно состояние сильной тоски и глубокой печали, затяжную тревогу, грусть, скуку и даже пронзившую вдруг безысходность. Но разве ребенку не свойственно это? Даже сказочный ослик Иа-Иа, старый друг Винни-Пуха, постоянно грустил и все видел лишь в серых тонах.

Однако наши негативные переживания не всегда означают депрессию. Иногда это просто кратковременное изменение настроения на какую-то адекватную ситуацию, например, непредвиденные неприятности. Но когда мы говорим уже о явной депрессии, кратковременность может перейти в долговременность и уныние превратится в визитную карточку Вашего ребенка. А уныние - эталон безнадежной печали. Безнадежной печали? У кого - у ребенка? У ребенка, который живет лишь надеждами и является нашей надеждой. Безусловно, здесь что-то не так. Слишком рано, не кажется ли, выставляем мы этот диагноз. Даже пусть не диагноз, а просто состояние души ребенка.

Тем не менее, всевозможные разновидности депрессии в последнее время все чаще и чаще стали диагностироваться не только у людей со зрелой психикой и сформированным "эго", но и у грудных младенцев. Нонсенс... Но не совсем.

Специалисты сейчас ставят даже диагноз депрессии, развивающейся у ребенка после вынужденного отнятия его матерью от груди и прекращения грудного кормления, еще задолго до празднования в семье его первого дня рождения .

Ну, конечно же, Ваш грудничок не признается Вам, что страдает оттого, что Вы вместо груди почему-то вдруг стали давать ему эту бутылку со смесью и теперь будете так кормить. Вместо теплой и мягкой груди - символа материнской защиты, он теперь вынужден "наслаждаться" этой жесткой резиновой соской и бездушной стеклянной бутылкой, из которой течет молочко. Как такую "превратность" судьбы пережить несмышленышу, как? Как ему показать, что он расстроен, что он разочарован, что он угнетен, чтобы мама вернула бы снова ту счастливую жизнь, которую он, замирая от счастья, не раз уже пробовал. И в ответ развивается что-то наподобие "взрослой" депрессии, хоть имеет симптомы, свойственные младенцам. Малыш вдруг начинает беспричинно капризничать, плохо кушать и спать, тосковать, терять в весе. У него могут даже меняться рефлексы, появляются признаки временной остановки в развитии. Словом, регресс.

В 90-х годах прошлого века в Америке было проведено интересное исследование, касающееся депрессивных матерей и их младенцев. Оказалось, что даже трехмесячные дети, интуитивно улавливая угнетенное состояние мам, постоянно пытались отвернуть от них головы так же, как и вообще от взрослых людей. Очевидно, скорее всего, безразличные лица мам их расстраивали значительно больше, чем отсутствие мамы возле них, если ей приходилось уйти из комнаты.

Ну а самое главное, они не улыбались, хоть улыбка и ее сияние, обаяние лишь для того, чтобы Вас очаровывать, чтобы Вас обвораживать, чтобы стать властелином внимания Вашего на значительный срок своей детской беспомощности. Потому, что внимание - это забота. Но когда ты в депрессии, эта забота, так же как и внимание, тебя не волнуют. Ты становишься просто ко всему безучастным.

У ребенка дошкольного возраста под влиянием детской депрессии может даже меняться , став похожей на старческую. Ваш малыш беспричинно капризничает, Ваш малыш беспричинно тревожен, беспокойным стал сон и плохой аппетит. Появились внезапно признаки энуреза, хотя раньше их никогда не было. В общем, Вас беспокоит здоровье ребенка, и Вы ходите по специалистам, но лечение не помогает.

У детей младшего школьного возраста депрессия проявляется не только в бесконечных жалобах на плохое здоровье, но Вас также волнуют и появившиеся изменения в поведении ребенка, ранее не свойственные ему. Он становится замкнутым и раздражительным, не желает общаться с друзьями, играть, постоянно рассеян, стал хуже учиться, потерял ко всему интерес, объясняя все это тем, что ему скучно.

Чем старше становится Ваш ребенок, тем легче Вам выявить у него признаки даже лишь начинающейся депрессии, потому что уже он не просто страдает, а пытается Вам объяснить - почему... И Вы вдруг узнаете, что он в этой жизни - неудачник и жизнь ему - ни к чему. Никому он не нужен, никчемен, бездарен. Все его раздражает, так же, как, очевидно, и он остальных.

Или вдруг Ваш ребенок стал пассивно послушен, ко всему безучастен, заторможен и вял. Изменился не в лучшую сторону. Тянется к алкоголю и начал курить. Объясняешь, что вредно, - кричит, грубиянит и грозит Вам расправой с собой.

Ну а если грозит, - испугайтесь! Ведь такое изменение поведения ребенка в средних и старших классах школы может быть проявлением депрессии подросткового возраста, скрываемой под множеством масок. Даже длительная беспричинная и ничем не объяснимая субфебрильная температура у ребенка может быть тоже признаком развивающейся депрессии.

По мнению специалистов, главная особенность проявления депрессии у детей - это практически отсутствие хрестоматийных симптомов депрессии, о которых мы знаем и которых боимся. У подростков депрессия любит скрываться под различными карнавальными масками, называемыми психиатрами "депрессивными эквивалентами". И на первый взгляд необъяснимое повышение температуры может быть всего-навсего гипертермической маской этой болезни.

И еще одна маска депрессии, нас нередко вводящая всех в заблуждение, даже опытных, знающих педиатров. Это частые боли в животе у ребенка, принимаемые за гастриты и язву, холангиты и холециститы, всевозможные дискинезии желчевыводящих путей... Иногда и за аппендицит...

И ребенок, как путник, бродит по кабинетам всевозможных врачей-специалистов, собирает "коллекцию" разных обследований, даже лечится профилактически, а в итоге обычно - нулевой результат. Нулевой до тех пор, пока он не пойдет на прием к психиатру.

Но не каждый родитель, во-первых, согласен пойти к психиатру из-за стереотипа мышления: психиатр - позор для семьи. У нас нет ненормальных, душевнобольных...

Во-вторых, если нет патологии - эти боли должны пройти сами.

И к тому же, как правило, школьный психолог объясняет родителям, что у ребенка просто школьный невроз, объясняет, не советуясь с психиатрами, часто делая акцент лишь только на каких-то нюансах этой проблемы, большей частью второстепенных. И особенно если ребенок неожиданно начал вдруг плохо учиться.

Однако школьная неуспеваемость ребенка с нормальным интеллектом и без видимых причин - нередко тоже всего-навсего лишь маска депрессивного расстройства. А Вы, не понимая этого, как лодыря, ругаете подростка, зовя бездельником, лентяем, используя свой экспрессивный запас речи, когда бы его надо поддержать, помочь и дать возможность снова поверить в свои силы и себя.

Французские ученые считают, что даже синдром "беспокойных ног", мешающий заснуть, так как ребенок никак не может найти себе удобное положение для сна, не зная, как лучше приспособить для этого ноги, тоже один из эквивалентов депрессии. И этот синдром действительно исчезает после лечения антидепрессантами.

По мнению американских исследователей, общение депрессивных больных по телефону с врачом, так называемая "телефонная терапия", во многих случаях способна заменить психотерапию, проводимую с "глазу на глаз" пациента с психотерапевтом. После разговора по телефону почти у 77% больных было зафиксировано улучшение их психического состояния.
(По материалам СМИ)

Не удивляйтесь, если специалист, говоря, что у Вашего ребенка, беспокоящего Вас своими навязчивыми фантазиями, в которые он погружается так, что не в состоянии "выкарабкаться", не просто "синдром патологического фантазирования", а маска депрессии, во всяком случае, депрессия сопровождает его.

Однако не надо путать нормальную возрастную фантазию ребенка, катализирующую его творческие способности, с патологической. Нормальное фантазирование - это фантазирование по желанию самого ребенка, "по моему хотению" до тех пор, пока он сам этого пожелает. Патологическое фантазирование "включается" и "выключается" само, независимо от желания и потребностей детей. И вновь в этих случаях на помощь такому ребенку приходят уже известные Вам антидепрессанты. Анти - значит против, иначе говоря, лекарства против депрессии.

У девочек-подростков увеличивается риск появления депрессии после полового созревания. Чаще всего это объясняется тем, что в отличие от мальчиков девочки более пессимистично относятся к своему половому созреванию, а также к статусу сегодняшней женщины в обществе.

В последние годы депрессия и ее эквиваленты настолько стали распространенными, что эту болезнь начали называть "психическим насморком". Но многие из людей, попавших в ее сети, обычно даже и не догадываются, что они ею больны, принимая свои стойкие изменения настроения - и беспричинное уныние, и бесконечную хандру - за серость будней, за все, что угодно, вплоть до адекватной нормы на всевозможные стрессогены, за все - кроме нее.

Да, конечно, депрессия в понятии взрослых, какие бы маски она не носила, всегда с примесью грусти, как влюбленный в Мальвину Пьеро.

И когда Ваш ребенок ведет себя с Вами, позабыв этикет, вечно взвинченный и раздраженный, Вас это лишь злит. Вы не можете больше выслушивать грубости, Вам претит его дерзость и неблагодарность, одиночество, замкнутость, вечные жалобы на его поведение учителей. Вы не можете больше терпеть его выходки даже дома, где в детской всегда беспорядок, все вверх дном, все в дремучей пыли. И "воюете" с ним из-за этого, унижая, круша его самооценку, рубите ее прямо под корень, как деревья в лесу. А ведь так у подростка способна проявляться депрессия не тоскливо-печальная, кроткая, а кричащая и агрессивная. И попробуй ее разгляди под таким толстым слоем пестрого макияжа.

К сожалению, мы различаем ее в основном лишь тогда, когда вдруг у ребенка появляются суицидальные мысли или даже попытки... Когда необходимыми стали ему уже реанимационные мероприятия, в буквальном и переносном смысле этого слова. А до этого весь карнавал подростковой депрессии только Вас раздражает, как и то, что ребенок уже стал изгоем в среде сверстников, в классе, везде... Разве можно ему посочувствовать? Да его надо бить, бить и бить... хотя б так, но подправить изъяны своего воспитания "пряником". Когда лучше бы было "кнутом".

Однако каким бы хамелеоном ни казались бы Вам симптомы депрессии, о ней можно задуматься уже тогда, когда Вы вдруг заметите, что у ребенка стало часто меняться его настроение, поведение, даже мышление с жизненными его установками, не говоря уже о физических изменениях в состоянии здоровья. Например, состояние здоровья его будет ухудшаться прямо на глазах - от плохого сна и аппетита до быстрой утомляемости. Вас должны насторожить частые и ничем не объяснимые, правда после проведенного тщательного медицинского обследования, головные боли и боли в желудке, периодически появляющаяся тошнота.

Вас должны настораживать также изменения настроения в виде уныния и тоски, нескрываемые грусть, печаль, апатия...

Вас способны не раз выводить из себя и детей, так же, как раздражение, гнев и ярость, все вспышки агрессии, защищавшие в виде брони их от всех депрессивных проблем.

Вы привыкли уже к частым спорам, к мучавшему чувству вины...

Вы привыкли, что их поведение, вместе с ними бунтуя, полно беспокойства. Появляется чувство тревоги, заторможенность действий, замедленность речи, рвутся связи с друзьями.

Поведение даже может стать деструктивным. Появляется тяга к алкогольным напиткам и наркотикам, лишь бы как-то суметь заглушить боль души.

Их мышление тоже начинает меняться. Пуп Вселенной теперь они сами. Но они ему не поклоняются. Их желание - разнести этот свой "пуп" в пух и прах и разрушить так до основания. Они - в поисках своей вины, неизвестно за что и зачем так самоистязая себя.

Безусловно, такое мышление отражается часто на их самых важных жизненных установках. Уменьшается вера в себя, в безграничность своих "безграничных" возможностей. Нет уже веры в будущее. Понижается самооценка. Все вокруг только в мрачных тонах. Пессимизм вселяется в душу, разъедая ее плесневыми грибками.

В то же время, наблюдая на протяжении десяти лет за детьми и подростками , страдающими депрессией, ученые Питтсбургского университета пришли к выводам, что у 16% больных подростков депрессия протекала атипично. Оказалось, что у этих детей на фоне колебания настроения наблюдались не общеизвестные всем, такие типичные признаки депрессивного состояния, как отсутствие сна и аппетита, а их своеобразные антиподы - аппетит был повышен на фоне избыточной сонливости. Эти дети не теряли свой вес, а прибавляли в массе тела. Но, тем не менее, они страдали депрессией.

По мнению американских исследователей, эти данные свидетельствуют о том, что родители тинэйджеров должны более точно знать симптомы начинающейся депрессии, как типичные, так и атипичные, чтобы вовремя обратиться за специализированной помощью.

Так как у депрессивных родителей чаще, чем в других семьях, может быть депрессивным ребенок, выросший в атмосфере уныния, предполагая у Вашего ребенка депрессивное состояние, постарайтесь понять, нет ли у Вас самих этого состояния.

Для этой цели можно использовать специальный тест Американской психиатрической ассоциации.

Обратите внимание на следующие критерии:

  1. Подавленное состояние духа (иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам) большую часть дня, почти ежедневно.
  2. Заметно снизившийся интерес ко всему (или почти ко всему) - апатия или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.
  3. Значительная потеря (прибавление) веса без перехода на новую диету (больше 5% веса тела в месяц) или почти ежедневное снижение (повышение) аппетита (у ребенка это выявляется и по недостатку ожидаемого прибавления в весе).
  4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.
  5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение - ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений и психических процессов, почти ежедневно наблюдаемое другими людьми (а не просто субъективные ощущения беспокойства или заторможенности).
  6. Почти хроническая усталость и потеря энергии.
  7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее или неуместное чувство вины, которое может быть маниакальным (это не просто угрызения совести или чувство вины в связи с болезнью).
  8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.
  9. Мысли и суицидальные попытки.

Обязательное наличие первого и второго симптомов в совокупности с еще тремя из общего числа критериев, наблюдаемое не менее двух недель, могут указывать на наличие у Вас депрессивного состояния. Однако это еще не диагноз, а предпосылки для дальнейшего обязательного обследования.

И если даже это обследование не подтвердит возникшее предположение, тем не менее, ребенок, воспитываемый подобными родителями с подавленным состоянием духа и апатией ко всему окружающему, причем не только в течение лишь двух недель, а на протяжении гораздо более длительного срока, один из самых "достойных" претендентов на появление депрессивного состояния.

Вообще, депрессивное состояние - не одно. Существует множество форм депрессии. Но родителям важно предупредить развитие этих форм, обратив внимание хотя б на тенденцию к появлению этого заболевания.

Приблизительно около одного процента, а по некоторым данным и меньше, дошкольников подвержены депрессии, и около двух процентов школьников младших классов, не достигших половой зрелости. По мере взросления детей и их полового созревания эти цифры резко увеличиваются, особенно среди девочек.

Плохая успеваемость почти у 80% детей связана с депрессивными состояниями и расстройствами настроения.

Обсуждение

хм... многое в рассказе и не так, и неправильно, и краски слишком сгущены... но самая суть верна: не думайте, что у подростков все так радужно, им бывает и очень плохо, их нужно стараться понять и поддержать. А вот с деталями, конечно, слишком переборщили =) кстати, мне самой 14 лет))

26.06.2008 18:48:59, Юлька

Какая-то статья, сама нагоняющая депрессию, чижело читать, аж жуть

Кошмар какой-то. Всё не так плохо - всё ещё хуже, ага... И если у вас есть хоть малейшие проявления "психического наморка", то зря вы думали, что это пройдёт. Срочно к психиатру и садиться на антидепрессанты! Простите, и грудничков тоже на антидепрессанты? По логике сего опуса именно этот вывод однозначно и напрашивается. Либо автор просто не умеет писать статьи. Бутылочка вместо маминой мягкой груди... Груднички и не такое переживают, как и дети постарше. Жизнь без стрессов вообще невозможна. И надо, конечно, детей по возможности поддерживать, оберегать, любить, ласкать и понимать. Но! Не искать всюду психиатрические диагнозы, даже в затяжном унынии. В любом случае, даже если у ребенка налицо признаки так называемой депрессии, то это не повод сразу хвататься за медикаменты. Уж диагноз у психиатра да и просто посещение его вряд ли улучшит подростку самооценку и добавит положительных эмоций. И не зря народ шарахается от психиатров, прибегая к их помощи только в случае явных психических отклонений. Да кто их клиент - нормальные люди? Много ли шизофреников вылеченных раз и навсегда? Я таких вообще не знаю. Есть больные в стадии обострения, а есть в стадии ремиссии. Есть такие, кто сидит в психбольнице за окошком в клеточку, а есть отпущенные со справкой домой на поруки родичам. Есть просто тихие помешанные, не представляющие опасности для окружающих. Но за ними всё-таки необходимо наблюдение.Многим из них нужно постоянно принимать лекарства, которые их поддерживают, снимают возбуждение и т.п. В том-то и загвоздка, что клиентами психиатров обычно становятся пожизненно! А обратиться к психиатру с его таблетками только по поводу перепадов настроения вследствие заниженной самооценки на фоне гормональной бури в пубертат - это, простите, всё равно что простой наморк лечить стрептомицином, а кашель лечить ЛСД. Вот, помнится, дедушка Фрейд даже кокаин проталкивал как неплохой антидепрессант) психоАНАЛиз однако) жесть. ой, помнится, читала где-то, что от некоторых психосоматических расстройств хорошо помогает клизма, лечишь запор, а проходит голова заодно. только вряд ли какой психиатр додумается прописать больному такое мягкое средство, как клизма. у них всё серьёзней - сразу фармакология:(А кто, кстати, автор по специальности? Уж больно много букв пишет и даже на какой-то академизм претендует. А как вчитаешься, так нервный смех разбирает. простите, а от вас какие-нибудь таблетки помогают?

Комментировать статью "Депрессивный ребенок. Часть 1"

Психически здоровый ребенок так в 5 лет орать уже не будет, так что недолго осталось ждать окончания криков. А вот я успокоительные периодически пью, но я, а не Нам в доме ребенка рекомендовали Новопассит сиропчик. Они дают, хотя у препарата возраст указан выше 3х лет.

Обсуждение

У нас так было. До 3х лет спокойный ребёнок. В 3 г. накрыли истерики. Полтора года терпела, думала кризис, само пройдёт. Не прошло. Посоветовалась с неврологом (он кстати тоже ничего не увидел страшного).Невролог прописала тенотен и магнеБ6. Помогло. Сейчас вот опять начались истерики. Снова подавала тенотен с магнием, стала поспокойнее. Она просто сама не справляется, надо помочь.

Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Так вот вюноша начал кричать -ругаться, кинул наушники в лицо, плюнул в сторону брата. когда У подростков депрессия любит скрываться под различными карнавальными масками Вас...

Обсуждение

все эти советы из области поппсиха конечно хороши. но прежде всего эндокринолог, если по профилю все ок - просто переждать. Видели климактерических женщин? вот у подростков то же самое.

Мне кажется дела у него нет, вот и моется. По описанию максимум 14 лет дала бы.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Таких детей нужно лечить у психиатра в диспансере и найти какую нибудь форму обучения, как у кадетов, чтоб Не поддавайтесь депрессии, не ставьте ребенка выше себя (он и так уже на шею залез).

Обсуждение

Если вы в Москве, сходите на спектакль "Сотворившая чудо",он будет в эту субботу или уже в следующем театральном сезоне.По сюжету там похожая девочка по поведению, может на сына подействует,когда он увидит себя со стороны;) Я со своими детьми дойду в следующем театральном сезоне))

Таких детей нужно лечить у психиатра в диспансере и найти какую нибудь форму обучения, как у кадетов, чтоб они и жили и учились в одном месте. У меня почти такой же сын, ну полегче немного. Сделал меня морально очень слабой, нервной, у меня полно болезней на нервной почве. Это ужас. Жалейте себя, вам тоже нужно жить, а не существовать.

Раздел: Капризы, истерики (ребенок 3 года неожиданно начинает плакать вечером и ночью). Ребенок (2 года 7 месяцев) начал плакать по ночам... Ночные страхи у детей не являются признаками глубоких психологических проблем, но беспокоят чаще в периоды жизни...

Обсуждение

У нас недавно такое было. Мы не сразу поняли что с ним, так как просто плакал, вырывался, на вопросы не отвечал и минут через 5-10 засыпал. А потом догадались - он так просыпается пописать и сейчас высаживаем на горшок и он спокойно спит дальше.

Очень хороший способ снять ночные кошмары рисованием. Замените вечером мультики на рисование красками. Причём лучше если ребёнок порисует "бяку", "чудище".
Мой сын сам, если ночью приснилось что-то нехорошее садится и рисует. Всегда проходят.

28.04.2010 16:29:00, Лена 777

Ребенок болезненно реагирует на мои замечания. Причина мне не понятна, так как дочка (6 лет) вроде бы вполне адекватный ребенок - с удовольствием ходит на подготовку к школе, с неменьшим удовольствием идет на музыкальные (садиковского уровня) занятия.

Обсуждение

Добрый день! Очень сложно сказать, ЧТО нужно делать, ведь никто из нас не знает истинных причин поведения дочери. Мне лично во многих проблемах взаимоотношений с моей дочкой очень сильно помогает книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер "Общаться с ребенком КАК?". Изумительная книга и написана как раз для нас - обычных родителей, с кучей примеров. Я ее качнула соершенно бесплатно на http://letitbit.net/download/4985.c45c70b01a76c5f72f0d-66cea/gippenreiter_y-uliya_obshatsya_s_re-be-nkom_kak.rar.html Надеюсь и Вам поможет!

Насчет толкнула малыша - объяснить, что если она упадет сама, это никому не поможет. Лучше впредь быть аккуратнее (только как?), а малыша отвлечь от неприятности, у него так быстрее процдет. Тем более с ним ничего страшного не случилось, так?

Насчет второго по большому счету не обращать внимания. Ну напомнить, когда вы разрешали ей играть, напомнить правила, когда можно шуметь. Не уверена, что она признает свою неправоту) Ну ок, хочется им себя пожалеть и посетовать на тяжелую жизнь - пускай. Будет хорошее настроение - забудет.

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. С абсолютной уверенностью могу сказать: в полнолуние кровать ребенка не должна находиться под неконтролируемым освещением луны. и как вы себя ведете, когда он катается и кричит?

sos! внезапный сон ребенка. У ребенка вторую неделю наблюдается следующее состояние. Утром на прогулке в коляске ребенок начинает обмякать, как бы перестает реагировать на окружающее, голова начинает мотаться в такт раскачиванию коляски, если его не отвлекать...

Обсуждение

Такое с нами тоже частенько бывало, особенно когда мы были немного младше, чем сейчас, но я никогда не связывала это с приступами. С переутомлением, усталостью, общей вялостью, с погодой, но не с эпи. Я знаю несколько нормальных (без выраженной неврологии) детей, примерно нашего возраста, а нам 2 года будет 4 мая, которые именно так и примерно в это время на прогулке просто засыпали и расстолкать было невозможно.
У меня к вам вопросы: а почему вы решили, что ребенок в это время просто не хочет спать? Во-сколько вы встаете, каков ваш режим? Ранее вы интересовались методиками развития, может быть вы его переутомили и ему трудно дотерпеть до дневного сна? А припараты новые не вводили?
Ань, мне кажется вам надо самой немножко успокоиться, привести свои нервы в порядок, чувствуется, что вы сильно напряжены, устали и не накручивать себя, зачем заранее переживать. Поводов для переживания ведь и так хватает.
Я сама люблю себя лишний раз накрутить, хотя к нашему букету очень трудно что-то еще добавить, т.к. почти все есть. Самое главное успокойтесь, ребенок маленький и другой и у него м.б. свой режим и вам стоит как-то его подкоректировать с учетом его потребностей.
Извините, если, что не так написала, м.б. не доконца вникла в ситуацию.
А к эпилиптологу я бы обратилась.

01.05.2005 20:58:33, Лариса Х.

Я, конечно, ни фига не разбираюсь в приступах, эпилепсии и т.д. У моего ребенка ДЦП. НО! Моя Янка точно также засыпала от Сирдалуда. Особенно, когда совсем маленькая была. И тоже - не растормошить, не разбудить, "уплывала" как-бы, меня вначале это просто дико пугало, потом привыкла... Может, у вас на какие-то лекарства побочка? Ну, это мое мнение. Извиняюсь, что влезла...

У детей очень неустойчивая психика, они могут кричать и рыдать часами, особенно если этим они чего-то добиваются в жизни (например Наиболее распространенные причины заболевания у детей школьного возраста Важным положительным качеством ЭЭГ является возможность...

Ребенок еще не умеет контролировать громкость высказываний, так и будет орать лет до4-5. В книге Серзов в приблизительно таком случае предлагается следующее: как только ребенок начинает кричать, его выносят на траву приговаривая что кричать можно только на траве...

Обсуждение

Я думаю, что уже надо пытаться разговаривать как со взрослым, объяснять, что не надо кричать, что вам больше нравится, когда он с вами разговаривает ласково. Чем больше будет становиться ребенок, тем больше будет понимать, не теряйте надежды. И еще: не пугайтесь собственной реакции (злости, нервов и т.д). Это нормально – вы же живые люди. Когда у нас были конфликты с дочкой – с криками – я делала перерыв, если не могла ее успокоить, закрывала дверь, уходила на кухню и мыла посуду. Все равно же орет. Это игнорирование было не воспитательным, а успокоительным – чтобы не срываться и не орать в ответ. Все равно, конечно, злилась, винила себя, но минут через пять – десять все казалось несколько менее трагичным (или я сама себе казалась злой-нервной, делала выводы, брала себя в руки). Помогало. Само собой, оставлять ребенка одного можно только в безопасной обстановке (т.е. если знаешь, что за эти 5-10 минут ребенок ничего на себя не уронит и не убъется прочим способом). Успехов Вам, все наладится. Юля

Купите затычки для ушей:)). Кроме шуток, может помочь. Ребенок еще не умеет контролировать громкость высказываний, так и будет орать лет до4-5. А он капризно кричит или радостно?

В современном мире у детей и подростков все чаще встречается такое серьезное заболевание, как , которое характеризуется эмоциональным расстройством, ухудшением самочувствия, плохим настроением. Такое состояние развивается постепенно, часто продолжительность депрессии протекает более двух лет, но встречаются и более короткие сроки.

Основные причины депрессии у детей:

  • патологии во время беременности и родов;
  • проблемы в семье. Основным фактором развития психически полноценного дитя являются нормальные отношения в семье. Но во многих из них есть свои проблемы. Некоторые дети растут в семьях, где родители в разводе. Злоупотребление спиртными напитками или увлечение наркотиками одним или двумя родителями со временем может спровоцировать это состояние у неокрепшего организма. Чрезмерная опека родителей также негативно влияет на нормальное развитие чада, он не способен брать на себя обязательства в самых простых жизненных ситуациях, не в состоянии приспосабливаться к окружающей среде и обществу, без присутствия поддержки со стороны близких он становится беспомощным;
  • отношения маленького гражданина в школе со сверстниками также сказываются на его эмоциональном состоянии. Среди своих одноклассников он может быть успешным или наоборот, непопулярным, почувствовать себя умным или не очень. Даже не в каждой семье детей принимают такими, какие они есть. Постоянные поражения, обиды, которые ребенок получает в школьные годы, нередко становятся причиной хандры у детей и подростков.

Другие факторы

  • Подростковый период – самый благоприятный период для возникновения этого психического расстройства. Проявления депрессии маленького человека схожи с признаками ее проявления у взрослых. По причине переизбытка гормонов дети стают более уязвимыми. В их обществе могут быть выраженные лидеры, которые устанавливают свои условия. Нередко дети убегают из школы и дома, бесцельно бродят по улице;
  • часто к расстройству психики приводит смена жительства. Маленький человечек расстается со своими друзьями, постоянного общения со сверстниками не хватает, особенно если переезды случаются неоднократно;
  • затруднение в обучении. Сегодняшний учебный процесс очень переполнен школьными предметами, поэтому, ученик не может справиться с учебной программой;
  • присутствие компьютера. Современных детей зачастую невозможно оттянуть от экрана компьютера или любого другого гаджета, это отрицательно сказывается на способности подростков к диалогу. Интересов становится все меньше, они не в состоянии ничего обговорить со своими сверстниками. Вместе с тем, любимой формой общения детей является переписка в чате.

Хронические стрессы (смерть или тяжелая болезнь родственников, развод родителей, ссора со сверстниками и т.д.) также могут спровоцировать депрессию. У взрослого человека могут крыться в других проблемах.

Признаки

Очень важно подробно выучить весь комплекс симптомов этого заболевания у детей и подростков.

Депрессия у детей - это обычно медленно растущий в организме процесс, который может длиться несколько недель или месяцев. Признаки ее можно распознать.

Симптомы:

  • утрата интереса к жизни, вялость, угрюмое состояние, раздраженность, потеря энергии;
  • снижение или повышение аппетита;
  • проявления бессонницы, сонливость, кошмары;
  • негативное отношение к учебе и школе;
  • проявление враждебности;
  • изолированность, уклонение от общения со сверстниками;
  • чувство неполноценности или вины;
  • мысли о суициде или попытки его совершения.

2, 3 года

У 2-3-х летних детей она выражается такими признаками, как замедление психического развития, «приставание» к взрослым и повышенное внимание (детям необходимо, чтобы их утешали , хвалили ).

4 года, 5 лет

Дети с выраженной депрессией в возрасте от 4 до 5 лет имеют проблемы с органами пищеварения, сердечно-сосудистой системой, нарушениями сна и аппетита. Присутствует также рассеянность, плаксивость, вялость, потеря жизнерадостности, интересов к играм со сверстниками и проявлений положительных эмоций.

6, 7 лет

Дети дошкольного возраста (до 6-7 лет) выражают такие чувства, как уныние, безвыходность, тревога. Их депрессивное состояние сопровождают угрюмый вид, замкнутость, печаль, он теряет удовольствие от игр, в которые раньше с удовольствием играл. Как правило, можно наблюдать утрату общительности, активности, приветливости, появляется склонность к одиночеству.

7, 8, 9, 10, 11 лет

Ребята 7, 8, 9 и 10, 11 лет подвержены таким признакам: интерес к играм исчезает, они становятся замкнутыми, нарушается внимание. При депрессии может возникнуть энурез, снижение или повышение аппетита, ожирение, запоры, кошмары по ночам, .

12, 13, 14, 15, 16 лет

Подростковый возраст (12-16 лет) подвержен депрессии в наибольшей степени. Она характерна такими основными симптомами: снижением настроения, подвижности и мышления.
Наряду с пониженным настроением, случаются вспышки радости. Но вскоре они снова сменяются подавленным настроением.

Внимание родителей

Как же вывести ребенка из депрессии? Сначала нужно наладить контакт со своей кровинкой, начать интересоваться его жизнью, событиями в школе. Нужно обращать внимание на присутствие позитивных взглядов на будущее. Знать, есть ли у него друзья, найти для него интересные занятия после учебы.

Обследование

Лечение детей

Если вашего сына или дочь сопровождают суицидальные мысли (при тяжелых случаях), помощь должна проходить только в стационаре.

В домашних условиях помочь победить болезнь можно при более легких формах ее проявления.

Профилактика

Профилактика проявления депрессии тоже является немаловажным фактором. В учебных заведениях для детей и подростков должна быть налажена квалифицированная психологическая помощь, дети должны понимать, что при возникновении проблемы, им есть к кому обратится.

Очень важным аспектом являются семейные взаимоотношения. Необходимо устраивать прогулки, походы на пикник, спортивные игры и т.д. Важно быть заинтересованным в жизни вашего дитя , он должен знать, что вам интересно то, что его интересует. Причем, он сам должен рассказывать о своих успехах или поражениях.

Помните, сам несовершеннолетний человечек не сможет выйти из депрессии, поэтому, родители должны обращать внимание на изменение в психике дитя и своевременно обратиться к специалистам.

Психоэмоциональные расстройства молодеют с каждым годом. Это связано с общей невротизацией населения земного шара. Неврозы, психозы, депрессии стали постоянными спутниками жителей крупных городов, поэтому трудно ожидать, что наше поколение может вырастить детей с совершенно здоровой нервной системой и психикой. И все-таки каждому родителю хочется знать, что он может сделать для благополучия любимого чада.

Детская депрессия – один из видов психоэмоциональных нарушений, которые выражаются у ребенка в определенных поведенческих и соматических симптомах. Появиться это заболевание может и в самом раннем возрасте (до 3 лет), но чаще и наиболее ярко проявляет себя в подростковый период. Именно с этим связаны участившиеся случаи самоубийства среди подростков.

Депрессия у детей проявляется по-разному, через разные симптомы, в зависимости от возраста ребенка и причин заболевания. Трудности с диагностикой этого недуга в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте возникают потому, что вплоть до 10-12 лет ребенок еще не в полной мере осознает самого себя и свои чувства, и не может охарактеризовать свое состояние как «грусть, печаль, тоску». В этих возрастных группах, детская депрессия чаще выражена через соматические симптомы, то есть различного рода физические недомогания у ребенка. Это приводит лишь к длительным и мало результативным походам по врачам, и, увы, к закреплению болезни в психике и нервной системе малыша.

Как вовремя распознать заболевание? Из-за чего оно может возникнуть? Как предотвратить переход болезни в хроническую стадию? Ответы на эти вопросы разнятся в зависимости от возраста ребенка. Рассмотрим подробнее каждую возрастную категорию.

Ранний возраст: от 0 до 3 лет

Чаще всего, депрессии возникают на психологической почве, но у малышей до 3 лет для возникновения такого заболевания требуются более существенные причины:

  1. Патологии внутриутробного развития (внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, и.т.д.).
  2. Патологические, проблемные роды или врожденные нарушения (родовая асфиксия, энцефалопатия новорожденных, и.т.д.).
  3. Перенесенные в раннем возрасте тяжелые заболевания.
  4. Наследственные причины, когда некоторые члены семьи страдали от психических или неврологических нарушений.
  5. Разрыв эмоциональной связи с матерью (вследствие помещения в детский дом или по иной причине), ребенок утрачивает чувство безопасности и защищенности.
  6. Тяжелая, существенно нарушенная семейная обстановка, в которой растет ребенок (алкоголизация родителей, шумные скандалы в доме, агрессия и насилие в семье).

Первые четыре причины можно условно назвать биологическими. Вследствие любой из них может возникнуть определенное нарушение в работе мозга, и в результате возникает депрессия у детей раннего возраста. Последние две причины можно условно считать психологическими, но по факту, в силу возраста, ребенок ощущает их физически (например, при скандалах в семье ребенок раннего возраста страдает и его развитие нарушается в первую очередь потому, что – врожденный, и такой стрессор слишком мощный для малыша).

У ребенка раннего возраста могут проявляться следующим образом:

  • снижение аппетита, частые рвоты и срыгивания;
  • задержка в прибавке веса;
  • моторная заторможенность, замедленность движений;
  • симптомы задержки общего и психоэмоционального развития;
  • плаксивость, капризность.

При наличии таких симптомов, обследовать малыша и назначать лечение должен педиатр и детский невропатолог.

Дошкольный возраст: от 3 до 6-7 лет

Ребенок растет, и психика его усложняется, на нее оказывает воздействие все большее количество факторов – семейная атмосфера, первый опыт социализации (поход в детские дошкольные учреждения), лавинообразное развитие мышления и речи, которое происходит в этот период. И сами признаки (симптомы) заболевания в этом возрасте уже выглядят иначе, очень часто проявляются соматически (через различные недомогания). По ребенку уже можно понять его настроение, и хотя он сам еще этого не осознает, но внимательные родители могут замечать нарушения в этой области.

В дошкольном возрасте, депрессия у ребенка проявляется через такие симптомы:

  • нарушение двигательной активности, сниженный тонус, недостаток энергии, потеря интереса к любимым играм и занятиям;
  • стремление к уединению, избегание контактов;
  • печаль, ребенок пока осознает это как «скучно и хочется плакать»;
  • страхи темноты, одиночества, смерти;
  • скупая мимика, тихий голос, «старческая походка»;
  • разнообразные соматические недомогания (боли в животе, расстройство желудка, ломота в теле, головные боли).

Что касается причин заболевания, важно понимать, что они могут накапливаться постепенно. Да, в дошкольном возрасте вступают в силу психологические и социальные . Но это не значит, что ребенок в этом возрасте может заполучить депрессию только на этой почве (например, после развода родителей). Вполне возможно, что биологическая причина депрессии была и раньше (например, перинатальные нарушения), но организм ребенка справлялся с ней на ранних этапах. А после добавления еще и психологических причин – стартовало развитие депрессии. Поэтому важно проводить качественную диагностику и обязательно пройти обследование у невропатолога при депрессии у ребенка любого возраста.

Таким образом, в дошкольном возрасте, помимо тех причин, что вызывают депрессию до 3 лет, заболевание может быть вызвано еще и такими:

  1. Психологические причины. Основополагающая из них именно в этом возрасте – семейная атмосфера, стиль воспитания. Ребенок, растущий в гармоничной атмосфере при эффективной воспитательной модели, получает своего рода иммунитет к любым невротическим нарушениям. Родители закладывают ему базу спокойствия и уверенности в себе, он куда меньше подвержен стрессам. Другое дело – если в семье скандалы, родители на грани развода, а ребенка воспитывают с помощью крика и физической силы. Такая обстановка приводит к невротизации даже самого неврологически устойчивого организма.
  2. Социальные причины. Ребенок вступает в период формирования социальных отношений, начинает посещать детский коллектив, испытывает конфликт между своими желаниями и необходимостью учитывать желания и требования окружающих.
Наиболее подвержены развитию депрессии дети-меланхолики, со слабой и неустойчивой нервной системой. Но даже такому ребенку можно помочь укрепить свое психическое здоровье.

Если симптомы депрессии проявились у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет, необходимы консультации и совместная помощь целого ряда специалистов:

  1. Консультация педиатра – для общего осмотра и стандартных обследований и анализов.
  2. Консультации профильных специалистов, исходя из физических симптомов недуга (например, если ребенок жалуется на боли в желудке – необходима консультация детского гастроэнтеролога). Это необходимо чтобы исключить наличие действительно серьезных соматических болезней.
  3. Консультация детского невропатолога – чтобы определить есть ли биологические причины для развития болезни, нормально ли развиты и функционируют мозг и нервная система ребенка.
  4. При исключении других нарушений, и постановке диагноза «депрессия» - лечение у детского психотерапевта.

Ключевую роль в этой возрастной группе имеет сотрудничество семьи с детским или семейным психологом (психотерапевтом). Создание благоприятного психоклимата в семье и гармоничная модель воспитания способны разрешить львиную долю невротических проблем у ребенка дошкольного возраста.

Перечень специалистов, чья консультация может потребоваться, аналогичен предыдущей возрастной группе.

Младший школьный возраст: от 6-7 до 12 лет

С поступлением в школу существенно возрастает социальная, и учебная нагрузка ребенка. В классе ребенок учится проявлять себя в среде ровесников, в учебе – ставить цели и достигать их, подчиняться правилам.

Прежние причины, способные вызвать невротизацию, остаются в силе – биологические, семейные. Но к ним добавляются и новые – стандартизированная учебная нагрузка (без учета психотипа ребенка и его особенностей), проблемы в отношениях с ровесниками и с педагогом. Также в этот период ребенок начинает формировать свои цели и пытаться их достигать. Неуспех в этом тоже порождает невротизацию.

Ближе к 10 годам депрессия у детей диагностируется все чаще, а ее психологические симптомы начинают осознаваться ребенком: он чувствует и говорит о том, что ему тоскливо, грустно, ничего не хочется. в этом возрасте могут быть такими:

  1. Физические недомогания: общая слабость, головные боли и головокружения, боли различной локализации (желудок, сердце, мышечные боли), ломота в теле.
  2. Психологические и поведенческие симптомы: грусть, тоска, апатия, отсутствие интереса к игре и учебе, уход от контактов с ровесниками, плаксивость, ранимость. Ближе к 12 годам депрессия детская и начинает также проявлять себя реакциями гнева, вспыльчивости, раздражительности. Это связано с гормональными процессами организма.
  3. Когнитивные (познавательные) нарушения: рассеянное внимание, неспособность сосредоточиться, проблемы в усвоении учебного материала.

Подростковый возраст: от 12 лет до зрелости

Происходит гормональная перестройка организма, которая сама по себе вызывает перепады настроения у ребенка. Возникают первые серьезные эмоциональные связи во внешнем мире – с друзьями и противоположным полом, неудачи на этом поприще воспринимаются очень тяжело. Попытки осознания себя, своего «Я», своего места в мире порождают массу внутренних конфликтов и противоречий. Параллельно с этим, существенно растет учебная нагрузка, встает вопрос о будущей профессионализации.

Впервые за все детские годы, на первое место выходят не отношения в семье, а взаимодействие ребенка со своими ровесниками, с равными. Их авторитет в этот период зачастую важнее родительского. Но не стоит забывать, что благоприятный психологический климат в семье и приятие со стороны родителей остаются с ребенком на долгие годы, формируя твердую почву, на которую Ваш ребенок всегда сможет опереться, и чувствовать себя уверенно.

Симптомы заболевания могут быть те же, что и в предыдущей возрастной группе. Но к ним добавляются существенные перепады настроения, гнев, раздражительность.

Именно в этой возрастной группе чаще всего возникают мысли о смерти и попытки суицида. При этом важно понимать, что такие проявления являются крайней степенью тяжелой формы депрессии, которая сформировалась за несколько месяцев или даже лет. Поэтому будьте внимательны к своему ребенку, ведь при своевременном обращении за помощью, многих проблем можно избежать.

Перечень специалистов, к которым нужно обращаться за обследованием и помощью, аналогичен предыдущей возрастной группе, только вместо педиатра уже выступает подростковый врач. Также, может дополнительно потребоваться консультация эндокринолога, в зависимости от симптомов.

у детей

У детей должно быть комплексным, и учитывать возраст ребенка, продолжительность и степень тяжести болезни, ее симптомы. Методы лечения могут быть такими:

  1. Медикаментозное лечение – только по назначению врача.
  2. Вспомогательные процедуры – рефлексотерапия, физиотерапия, и.т.д.
  3. Лечение сопутствующих соматических расстройств у профильных специалистов.
  4. Психотерапия – основной метод лечения любых невротических нарушений. Для ребенка она приобретает актуальность с 3 лет и старше, и максимально важна в подростковый период. Важно максимальное сотрудничество семьи со специалистом, самый лучший вариант – семейная психотерапия.
  5. Создание благоприятных физических и психических условий для жизни ребенка (от режима дня и питания до отношений внутри семьи).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх