Береги зубы с молоду или несколько полезных советов чадолюбивым родителям. Другие средства профилактики. Как сохранить зубы здоровыми

Представьте: переехав в другой город или район, вы оказываетесь перед необходимостью выбирать новую стоматологическую клинику. Как понять, что врач, которому вы планируете доверить лечение зубов - действительно грамотный специалист?

Вместе с мы разобрались, по каким признакам проще всего отличить плохого стоматолога. Запомните эти восемь вещей: они сберегут вам немало времени и здоровья.

1. Цепляется за прошлое

Верность традициям и старой проверенной школе - это по-своему хорошо. Но только не тогда, когда речь идет о лечении зубов. Хороший стоматолог никогда не станет цепляться за «проверенные временем», но устаревшие способы.

Правильный врач будет охотно использовать передовые методы. Например, дентальный микроскоп, компьютерный дентальный томограф, цифровое сканирование при протезировании с помощью ручной оптической видеокамеры или компьютерное , которое позволяет увидеть результат еще до начала лечения.


2. Ограничивается визуальным осмотром и тут же предлагает начать лечение

Вы оказались в кресле и не успели еще открыть рот, как доктор сообщает, что ему уже все понятно. Оговоримся: иногда и правда уместно делать некоторые выводы после визуального осмотра. Но далеко не всегда.

Скажем, пациент пришел с жалобой на боль в челюсти, отдающую в голову. Если доктор отказывается сделать рентген и все видит невооруженным глазом, стоит крепко призадуматься. Без должной диагностики попросту невозможно поставить правильный диагноз. А вот упустить серьезную проблему - запросто.


3. Даже не пытается спасти зуб

Если врач настойчиво предлагает избавиться от зуба, но не может связно объяснить свое решение, это повод насторожиться. Грамотный стоматолог знает: удаление зуба - крайняя мера. Идут на нее лишь в тех случаях, когда действительно ничего другого не остается.

Если же доктор не удосуживается провести дополнительные исследования, например, сделать снимок, нужно приготовиться сменить врача. Хороший стоматолог приложит максимум усилий, чтобы сохранить пациенту зуб. обращаться с полостью рта.


4. Не может объяснить суть простыми словами

Неподготовленный человек вряд ли сходу разберется в премудростях медицинских терминов. Поэтому хороший стоматолог руководствуется здравым смыслом и старается растолковать суть проблемы простыми словами. Это позволяет не только сэкономить время, но и наиболее полно объяснить человеку, что к чему. Компетентный доктор говорит просто.

А вот если врач бросается непонятными словами, увиливает от ответов на вопросы и пытается запутать с помощью сложных терминов, будьте начеку. Не исключено, что подобным поведением он пытается замаскировать свою некомпетентность или запутать и запугать пациента.


5. Утверждает, что боль - это всегда нормально

Иногда врач сообщает, что во время процедуры обязательно будет больно. Это якобы абсолютно нормально и ради лечения можно потерпеть.

Соглашаться с этим не стоит. Времена, когда лечение зубов могло быть болезненным, давно прошли. Сегодня есть возможность использовать широкий спектр разнообразных обезболивающих, и хороший стоматолог без проблем подберет подходящий препарат.

Еще один приятный момент. Если человек не только боится боли, но очень сильно нервничает в кресле стоматолога, можно провести лечение под седацией, то есть во сне. Этот метод предполагает состояние дремоты, при котором пациент абсолютно ничего не чувствует.

Один из главных плюсов лечения зубов во сне - возможность выполнить большой объем работы за один раз.


6. Не показывает портфолио

Ничто не свидетельствует о профессионализме стоматолога лучше, чем результаты ранее успешно проделанной работы. Компетентный специалист будет активно собирать и обновлять портфолио, охотно делиться им с пациентами.

А вот если у врача нет примеров работ, либо копилка достижений очень скромная и давно не обновлялась, это должно настораживать.


7. Свободен в любое время


8. Зациклен на деньгах

И еще один немаловажный пункт. Врач перечислил обнаруженные им проблемы, но вместо того, чтобы обсуждать схему лечения, с горящими глазами хватается за калькулятор. Если доктор только и делает, что говорит о деньгах, возможно, имеет смысл еще раз подумать о выборе врача.

Компетентный специалист в первую очередь сосредоточится на проблеме пациента и предстоящем лечении. А решение финансовых вопросов оставит административному персоналу.

Внеклассное мероприятие

по окружающему миру «Берегите зубы»

Цели и задачи: познакомить детей со строением зубов и их функциями; повторить основные правила ухода за зубами, дать детям советы по уходу за ними; способствовать развитию у обучающихся основных навыков самообслуживания, умению предотвращать заболевание ротовой полости; воспитывать аккуратность, желание беречь зубы и чётко выполнять правила ухода за ними.

Оформление, оборудование и реквизит:

1. Фонограмма песни В. Шаинского «Улыбка».

2. Компьютер, мультимедийная презентация « Берегите зубы».

3. «Айболит».

4. Зеркальца у каждого ребёнка, зубные щётки.

5. Оборудование для опыта: кусочек стекла, стакан с холодной водой , стакан с горячей водой, щипцы.

6. Экспонаты для выставки «Берегите зубы!»: зубной порошок, зубная паста, зубная щётка, зубочистка и другие предметы для ухода за зубами.

7. Карточки с заданиями.

Ход мероприятия.


  1. Оргмомент.
Дети хором читают девиз занятия: «В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся, сам себе я помогу и здоровье сберегу».

Ребята! На наших занятиях мы часто говорим о здоровье , узнаем, как сохранить и укрепить наше здоровье.


  1. Вступительное слово .
Сегодня мы с вами пролистаем дневник одного знаменитого доктора. А узнать, как зовут этого доктора вам поможет первый слайд?

Как вы думаете, о чём написано в его дневнике? Давайте отгадаем загадку.

Загадка. Когда мы едим – они работают.

Когда не едим – они отдыхают.

Не будем их чистить – они заболят.

3. Актуализация знаний учащихся .

«Зачем человеку нужны зубы?».

Чтобы пережёвывать пищу;
- чтобы чётко произносить слова;
- здоровые зубы украшают лицо.

Итак, перед вами дневник Доктора Айболита «Берегите зубы!»

Страница первая «Когда растут зубы?»

2) корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;

3) шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем, она прикрыта десной.

Страница четвёртая «Болезнь зуба – кариес».

Стихотворение И. Демьянова «Плачет Костя»

Плачет Костя: ноют зубы.

Чистить зубы он не любит

Ни снаружи, ни внутри –

Разболелись сразу три!

Вот сверло жужжит от злости,

Зуб сверлит, ругает Костю:

Вот со мной и стал з-знак-к-ком!

Чис-сти з-зуб-бы,

Чис-сти з-зуб-бы!

Пор-р-рош-ком,

Пор-р-рош-ком!!!»

Почему мальчик плакал? Почему у него заболели зубы?

Если зубы не чистить, если за ними неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются дырочки в зубах. Эти дырочки называют кариесом.

Как называют человека, который лечит больные зубы? (Стоматолог)

Страница пятая «Советы стоматолога».

Чтобы зубы не заболели, чтобы в зубах не поселился такой страшный кислотный монстр, что же нужно делать? Сколько раз в день нужно чистить зубы ? Чем мы чистим зубы? Как правильно ухаживать за зубной щёткой?

Правила пользования зубной щёткой.(могут прочитать дети)


  1. Зубную щётку используйте только для чистки зубов.

  2. Промывайте зубную щётку после каждой чистки зубов.

  3. Никогда не позволяйте никому пользоваться вашей зубной щёткой и сами никогда не пользуйтесь чужой.
Как правильно чистить зубы?

На слайде таблица «Как правильно чистить зубы».

Правила чистки зубов.(показ на муляже)


  1. Движения зубной щётки – вверх-вниз снаружи и изнутри.

  2. Движения зубной щётки – сверху – круговыми движениями.

  3. Движения зубной щётки – вперёд-назад.

  4. Зубы чистим в течение 3-5 минут.
- Сейчас мы с вами проведём практическое задание.

Приготовили свои зубные щётки.

Знакомство с экспонатами выставки «Берегите зубы!»

Разгадайте загадки.

Костяная спинка, Белая река

Жёсткая щетинка, В пещеру затекла.

С мятной пастой дружит , По ручью выходит,

Нам усердно служит. Со стен грязь выводит.

(Зубная щётка) (Зубная паста)

Я не сахар, не мука,

Но похож на них слегка.

По утрам всегда я

На зубы попадаю. (Зубной порошок)

Игра «Забота о зубах» (работа в парах)

Я задаю вам вопросы, а вы ищите ответ на карточках (у каждого ученика комплект карточек).

- Сколько раз в день нужно чистить зубы?

(Мы чистим зубы дважды в день).

А может быть хватит и одного раза? Вечером уже не хочется. Это днем надо выглядеть красиво, ночью никто и не видит?

- Нет? Почему?

(Остаются бактерии).

- Ведь лень?

(И делать это нам не лень).

- Сколько времени и чем чистить зубы?

(Три минуты щеткой с пастой).

- Какие лучше, какие чуть хуже чистить?

(Чистим зубы все подряд).

- Как начинается чистка зубов?

(Чистим сверху, чистим снизу, и снаружи, и внутри).

- А зачем внутри чистить зубы?

(Вычищаем всех бактерий).

- В заключение…

(И язык почистили).

Страница шестая «Что можно, а чего нельзя».

Рассказ ученика с показом иллюстрации.(подготовленное сообщение)

1. Чтобы иметь крепкие зубы, важно хорошо питаться. Надо есть продукты, в которых есть витамин А , чтобы хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы. Витамин А содержится в моркови, капусте, помидоре, в яичном желтке, икре, рыбьем жире. Надо есть овощи, в которых есть витамин С, чтобы реже простужаться, быть бодрым, быстрее выздоравливать при болезни. Не будет витамина С – станешь слабым, выпадут зубы. Витамин С содержится в плодах шиповника, чёрной смородины, красной смородины, капусте, картофеле, лимоне, луке и других овощах и фруктах.

2. Не ешьте слишком много конфет и не слишком увлекайтесь сладкой газированной водой. Пейте натуральные соки.

3. Нельзя допускать контраста между приёмами горячей и холодной пищи.

4. Нельзя грызть орехи, сахар, карамель, ручки, карандаши.

5. Нельзя брать в зубы гвозди , булавки, иголки.

6. Нельзя откусывать нитки при шитье.

Игра «подели на две группы»

Из набора карточек выбери те продукты, которые полезны для зубов и которые вредны, разложите на две группы. (морковка, яблоко, конфета, капуста, творог, арахис, шоколадка, помидор, эскимо, молоко, сухарики, рыба, компот, мясо лимонад)

Страница седьмая «Красивые зубы – красивая улыбка».

Улыбнитесь пошире, и пусть все видят, что ваши зубы, крупные, ровные, острые, частые, твёрдые, жемчужные, белые, клыкастые, мраморные, крепкие.

На слайдах размещены фотографии улыбающихся детей.

Чтобы ваши зубы были именно такими, вы должны ухаживать за ними, выполнять советы и рекомендации стоматологов. Каждый из вас должен иметь свою зубную щётку и чистить зубы утром и вечером.

Подведение итогов.

Заканчивая наше занятие, я хочу пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

Так давайте, друзья, наши зубы беречь,
На уроке об этом сегодня шла речь.
Будем зубы лелеять, будем зубы любить,
И улыбкой своей сможем всех мы пленить!

В нашей стране, к сожалению, долгие годы присутствовало довольно безответственное отношение к стоматологическим проблемам детей. Удивительно, но даже сегодня, когда ощущается явный прогресс в отечественной стоматологии, детям все равно уделяется очень мало внимания. Единой программы стоматологического обследования детей вообще не существует. Впервые справку от стоматолога могут потребовать в детском садике, а если ребенок не пойдет в садик, то можно и до школы доходить безо всякого интереса к ребенку со стороны детского стоматолога. Те осмотры, которые проводит врач в районной поликлинике, мало соответствуют комплексному подходу к раннему выявлению, лечению, а главное, к профилактике стоматологических заболеваний. Вся надежда на сознательных родителей, которые либо сами будут водить ребенка к врачу, либо искать информацию в книгах, Интернете, у родственников и знакомых и т.д.
Поэтому, несмотря на то, что в предыдущей книге уже были советы родителям на возраст от нуля до трех, посчитаем нелишним кратко пройтись по грудному возрасту еще раз.

Учитывая, что в нашей стране пока не сформировались стандарты оказания стоматологической помощи детскому населению, придется придерживаться западных стандартов. В частности, мы будем основываться на стандартах American Academy of Pediatric Dentistry (Американская академия детской стоматологии), International Dental Research Association (Международаная ассоциация стоматологических исследований), Israel Dental Association (Израильская стоматологическая ассоциация).

По этим стандартам, стоматолог совместно с врачом-педиатром впервые осматривают ребенка сразу после рождения. В этот момент можно выявить некоторые виды патологии, такие как расщелины мягкого и твердого неба (заячья губа и волчья пасть), наличие уже прорезавшихся зубов, патологию развития лицевого скелета, патологию дыхания и т.д. В нашей стране в штате роддомов специалиста детского стоматолога, к большому сожалению, нет, поэтому эти функции выполняют (а бывает, что и не выполняют) простые врачи-акушеры в первый момент после рождения или врачи-неонатологи в первые 30 дней жизни. В большинстве случаев, когда никакая патология не выявляется, ребенок переходит под наблюдение к врачу-педиатру.
Если же, не дай Бог, выявляется какая-либо патология, то в больницу вызывается врач-стоматолог, который принимает решение о сроках и виде лечения.

Например, при обнаружении расщелины неба будет сначала изготовлен специальный обтуратор для того, чтобы ребенок мог нормально питаться, а потом в плановом порядке, в течение многих лет будут проводиться хирургические операции, в результате которых расщелину можно так удачно закрыть, что мало кто сможет заметить, что она когда-то была на этом месте.

Иногда ребенок рождается уже с прорезавшимися молочными зубами. Все бы ничего, но во время кормления он этими зубами может маме так накусать грудь, что всякое кормление потом будет невозможно. Иногда используются различные прокладки, чтобы не травмировать сосок, но сейчас на Западе чаще удаляют эти зубы, чтобы не препятствовать нормальному питанию ребенка. Впоследствии, в возрасте трех-четырех лет, ребенку изготавливается пластинка с искусственными зубами, чтобы не было деформаций зубного ряда в связи с ранним отсутствием зубов.

Если никакой патологии не выявляется, то ребенок поступает под наблюдение врача-педиатра в поликлинику, что одинаково и у нас, и за рубежом. Отличие в том, что уже в возрасте 12 месяцев на Западе проводится еще один обязательный осмотр ребенка, а у нас стоматолог ребенком не заинтересуется до того момента, пока по каким-либо показаниям ребенку не понадобится справка о санации.

Осмотр в 12 месяцев ребенок практически не помнит, т.к. проводится он в помещении, ничем не напоминающем больницу или поликлинику, при приглушенном свете, врач не одет в белый халат и ничего страшного или болезненного с ребенком не происходит. В это посещение врач просто осматривает ребенка на предмет наличия каких-то заболеваний полости рта и лицевого скелета, выявляет наличие патологических привычек, которые могли сформироваться за первый год жизни, осматривает зубки на наличие кариозных и некариозных поражений, проверяет височнонижнечелюстной сустав и т.д. Также врач-стоматолог оценивает необходимость и достаточность проводимой гигиены полости рта и если видит ошибки, то дает родителям корректирующие рекомендации по уходу за зубами. Стоматолог должен провести беседу с родителями о правильном питании, о вредных привычках (таких как сосание пустышки, пальца, прокладывание языка между зубами, хроническое жевание губы, привычки грызть ногти и многое другое).

Повторяю, что все это обязаны делать врачи на Западе. У нас же это отдается на откуп простым врачам-педиатрам, которые не имеют стоматологического образования. Тут уже как повезет. Если врач опытный, то он не хуже многих стоматологов знает все нюансы развития полости рта и лицевого скелета, а если специалист молодой, то ему бы с больными животиками справиться, а уж до зубов ли в таком случае?!

Предположим, что врач-стоматолог Вами не интересуется, а у ребенка режутся зубки. Ребенок нервничает, плачет, у него может даже подняться температура. Что делать, а чего не делать в таком случае?

Обычно у ребенка в этот период сильное слюнотечение. Вытирайте ему лицо как можно чаще мягкой чистой салфеткой, чтобы постоянное смачивание слюной не вызывало раздражения кожи. Десны в этот момент сильно припухают, и ребенок постоянно пытается их почесать, погрызть что-то. Можно помассировать десну ОЧЕНЬ ХОРОШО вымытыми пальцами, можно купить в аптеке специальные игрушки, кольца, диски с нанесенными на них рельефными рисунками, которые стимулируют рост зубов и позволяют ребенку вдоволь почесать зубы. Если в качестве таких игрушек используется что-то нестандартное, то обязательно нужно учесть, что все должно быть идеально простерилизовано, ребенок не должен суметь разгрызть это на мелкие части (они могут попасть в горло и вызвать удушье), и не нужно подвешивать это ему на шею, равно как и соску, и прочие предметы. Ребенок может запутаться в таких "украшениях" и сдавить себе горло. Ну и еще чего нельзя делать, так это слушать мудрых старушек на скамейке у подъезда, которые советуют прикладывать к деснам аспирин и другие препараты, пытаться полоскать ребенку рот горячим чаем, ромашкой или шалфеем, прикладывать кусок сала и использовать прочие шаманские штучки. Если же все вышеперечисленные мероприятия не успокоили малыша, у него сохраняется температура, раздражительность и какие-либо другие симптомы, то всегда лучше посоветоваться с участковым врачом, пусть лишний раз осмотрит ребенка, возможно, дело не в зубах.

Предположим, что Вы с ребенком честно вырастили к двум годам полный комплект из 20 зубов. Что дальше? Дальше нужно как-то сохранять и поддерживать этот комплект в нормальном состоянии. Первый вопрос - как?
Никак иначе, как приучить ребенка к ежедневной гигиене полости рта! Ребенок должен с самого первого зуба привыкнуть к тому, что без не проходит ни одного дня. Эту информацию с грехом пополам стоматологи довели уже до большей части нашего населения. Но вот второй вопрос, КАК чистить зубы, не менее важен. Часто родители гордятся тем, что приучили малыша чистить зубы каждый день, но выясняется, что они приучили его к самой чистке, не понимая толком самой ее сути. Если ребенок пару раз провел щеткой по передним зубам от одного уха к другому, то это еще никак не значит, что он качественно почистил зубы. Потом родители в ужасе рассказывают стоматологу, что они с детства чистят зубы каждый день, а кариес не оставляет их в покое. Так вот, важно не только научить ребенка чистить зубы, а научить его делать это правильно!
Чистить зубы нужно начинать с первого же дня после их прорезывания. Сначала это делается даже без зубной пасты и щетки. Родители должны кусочком обязательно стерильного бинта протирать ребенку зубки каждый день, тщательно удаляя мягкий зубной налет. Впоследствии на эту марлечку можно начинать выдавливать специальную зубную пасту для самых маленьких, потом дойдет очередь до специальных насадок на палец с силиконовыми ворсинками, а только потом уже и до детских зубных щеток. После чистки зубов нужно либо давать ребенку пополоскать рот водой, либо стирать пасту с зубов мокрой марлечкой. Подобные манипуляции приучают малыша к тому, что ежедневно нужно ухаживать за зубами, что в более взрослом возрасте должно войти в привычку.

Важный вопрос - какую зубную пасту выбрать для ребенка? Вопрос довольно сложный, так как выбор сегодня очень велик. Ясно одно и сразу: паста должна быть обязательно специальной, для детей! Детские зубные пасты имеют состав, коренным образом отличающийся от взрослой пасты. Детская паста содержит соединения фтора и кальция, причем именно в той пропорции и дозировке, которая необходима и безвредна для малышей. Обычно на зубной пасте четко указан возраст, т.к. паста для самого младшего возраста может сильно отличаться по составу от пасты для более взрослых детей. Детская зубная паста делается с учетом того, что многие дети либо плохо смывают пасту, либо просто откровенно глотают ее, пользуясь тем, что производители придают детским пастам приятный вкус. Наверное, каждый взрослый помнит, как в детстве тайком ел зубную пасту. По всем вышеперечисленным причинам взрослая зубная паста детям никак не подходит, и иметь один тюбик на всю семью совершенно неграмотно.

Немаловажен и выбор зубных щеток. Не будет уже открытием, что и щетка должна быть специальная. Причем важно далеко не только то, что детские щетки сейчас делают очень красивые и веселые. У детской зубной щетки обычно грамотно подобрана жесткость (они очень мягкие, чтобы не стирать молодую слабоминерализованную эмаль). У них размер и форма максимально подходят для детей: считается, что длина щетки должна быть равна ширине не менее двух и не более трех зубов ребенка. Детская зубная щетка должна быть из специальных искусственных материалов, т.к. натуральная щетина гораздо менее долговечна, а имеющийся внутри каждой натуральной щетинки канал является вместилищем для микробов. Зубную щетку нужно менять максимум через 3-4 месяца, а у электрической щетки нужно менять вращающуюся головку. Детские щетки электрические нужно использовать с осторожностью, не прижимать их слишком сильно к зубам и не держать на одном месте слишком долго, чтобы опять же не стереть детскую зубную эмаль. Щетку ни в коем случае не нужно хранить в воде или каких-то растворах, т.к. в этой воде обязательно станут размножаться микробы. Щетка должна храниться в сухом стакане щетиной кверху, а перед каждой чисткой зубов тщательно промываться, равно как и после каждой чистки зубов.

Правила чистки зубов сейчас вывешены в любой детской стоматологической клинике, их можно найти в интернете, специальных буклетах и инструкциях. Оптимальный вариант - сходить на консультацию к детскому врачу-стоматологу, который научит чистить зубы не только вашего ребенка, но и вас самих. Поэтому подробно останавливаться на этом мы не будем, только напомним еще раз, что зубы нужно чистить ПОСЛЕ еды, а не до! Желательно чистить зубы два раза в день, вечером перед самым сном и утром после завтрака.
Сначала родители должны чистить зубы малышу сами, и только после того, как чистка зубов войдет у него в привычку, доверять ему делать это самостоятельно. При этом крайне рекомендуется регулярно проверять, как он это делает, ибо среди детей нередки случаи симуляции чистки зубов, когда ребенок просто выдавливает пасту в раковину, а щетку смачивает под водой и ставит обратно в стакан. Некоторые дети положенную порцию пасты не выбрасывают в раковину, а попросту съедают. Поэтому ненавязчивый контроль над детьми никогда не помешает.

Очень важен вопрос не только ухода за зубами, но и правильного питания, что способствует росту, сохранению и укреплению зубов. С первого же дня жизни ребенок должен получать с продуктами достаточно кальция. Больше всего грудной ребенок получит необходимых веществ с молоком матери. Грудное питание важно не только с питательной стороны, но и потому что во время сосания формируется и растет вся зубочелюстная система. Ведь во время кормления грудью у ребенка постоянно работают и губы, и щеки, и язык. Чуть более взрослым детям обязательно нужно давать кефир, сыр, творог и другие продукты, содержащие кальций. Наряду с тем, что полезно, родители должны знать и то, что крайне вредно для зубов! Многие родители перед сном дают ребенку бутылочку со сладкой водой, чтобы ребенок лучше засыпал и крепче спал. С одной стороны, это действительно помогает родителям немного отдохнуть и выспаться, с другой стороны, это вызывает так называемый «кариес бутылочки», когда кариозным процессом захвачены практически все зубы сразу. Во время сна процесс смывания сладкой воды с зубов приостанавливается, ребенок почти не глотает, а сладкая вода постоянно находится во рту. Как известно, сладкое является одним из самых опасных факторов, приводящих к развитию кариеса, что и происходит при вырабатывании у ребенка привычки засыпать только с бутылочкой во рту. Все эти красочные конфеты, чупа-чупсы и прочие сладости, которые специально сделаны так, чтобы просто заставить любого ребенка засунуть это в рот, крайне вредны для зубов. Это не значит, что сладкое должно быть напрочь исключено из рациона. Просто есть его нужно строго дозированно и сразу после этого желательно либо полоскать рот, либо чистить зубы. Даже обычные, казалось бы, однозначно полезные сладкие фруктовые соки в больших количествах могут вызывать кариозный процесс из-за повышенного содержания в них сахара. Так что во всем нужно знать меру, даже в соках.

Сегодня замечено, что у большинства детей кариозный процесс может начаться уже в возрасте двух-трех лет. Поэтому с этого возраста визит к стоматологу в любом случае должен стать регулярным и происходить не реже, чем раз в шесть месяцев.

Все чаще встречается так называемый «острейший кариес», который после достижения ребенком возраста 24 месяцев начинает называться просто «острым кариесом». Почему так и чем эти диагнозы еще отличаются, кроме разного возраста детей, знают только детские стоматологи, да и те насмерть молчат. Но родителям это и неинтересно. Родителям интересно, что делать в таком случае. Лечить такого кроху практически невозможно. После двух лет, конечно, уже можно лечить под общей анестезией, но далеко не везде есть необходимые специалисты, а делать что-то нужно. В таком случае зубки у ребенка просто серебрят. Серебрение молочных зубов - это давний и хорошо проверенный метод лечения зубов без бормашины. Специальный состав коагулирует (как бы «выжигает») белок измененных кариозным процессом тканей дентина, образуя нерастворимые соли (оказывая параллельно бактерицидное и антиферментативное действие), и предотвращает дальнейшее развитие кариеса. Большим недостатком данного вида лечения является то, что выпадающие в процессе реакции соли серебра черного цвета и на зубах в местах поражения остаются темные пятна. Но эти пятна впоследствии можно отреставрировать компомерами - специальными композитными светоотверждаемыми материалами, и восстановить эстетику настолько высокого уровня, насколько родители захотят потратиться ради красоты любимого чада. Однако нужно помнить, что серебрение эффективно только при поверхностных формах кариеса. Если кариес проник чуть глубже, то остановить его таким образом нельзя, т.к. снаружи все будет черным, а внутри процесс все равно будет идти.

Как было сказано выше, серебрение имеет ряд недостатков, основной из которых - черный цвет леченого зуба. Дети в массе своей достаточно бестактны и жестоки и любят донимать сверстников, которые хоть чем-то отличаются от них. Если у ребенка черные зубы и сверстники станут над ним потешаться из-за этого, то у ребенка может возникнуть психологическая травма, а многие комплексы закладываются именно в детском возрасте. Поэтому врачи сейчас все больше стали отходить от метода серебрения и предпочитают лечить любыми другими методами, в том числе и обычным лечением под общей анестезией, но только не серебрить зубы. Кто из врачей больше прав, сказать сложно. Если у клиники есть возможности и средства лечить другими методами, то почему бы и нет, но в наших российских реалиях серебрение часто является единственным доступным средством в радиусе нескольких десятков километров, когда уже не до выбора.

Сейчас все чаще вместо серебрения при поверхностных небольших поражениях зубов используют реминерализирующую терапию. Зубы покрывают специальным составом, который насыщает их фтором, закрывает пораженную кристаллическую решетку эмали и позволяет приостановить процесс. Стоит напомнить, что для того, чтобы поймать кариес на ранней стадии, когда его можно вылечить простой реминерализацией или серебрением (пока он не ушел вглубь и не испортил зуб окончательно), нужно приводить ребенка на осмотры к стоматологу не реже одного раза в шесть месяцев, а при наличии предрасположенности, даже раз в три месяца. Иначе будет поздно, и вылечить такой зуб можно будет только обычным способом при помощи обработки бормашиной.

Сразу хочется осветить один вопрос, который, к сожалению, до сих пор не изжил себя в нашей стране. К сожалению, все еще приходится слышать от родителей фразы типа «а зачем лечить молочные зубы?! Они все равно скоро выпадут. Только лишняя трата денег!» Сразу хочу сказать, что только в самые дремучие социалистические времена могла родиться такая глупость. Молочные зубы не только можно, но и нужно лечить! Причем в обязательном порядке. Причем не только лечить, но еще и протезировать! Дело в том, что рост челюсти прямо зависит от роста, парности и последовательности прорезывания зубов. Если какой-то зуб уходит раньше времени или не появляется вовсе, то это всегда чревато осложнениями в виде деформации прикуса. Хорошо, если деформация небольшая и мало влияющая на эстетику и функцию. Но часто деформации челюстей и прикуса бывают такие, что могут повлиять и на эстетику, и на качество жевания, и на здоровье всего зубочелюстного аппарата. К примеру, если было слишком рано, то на его место обязательно станут сползать либо зубы-антагонисты с противоположной челюсти, либо соседи. Это вызовет затруднение прорезывания постоянных зубов, смещение их или вообще остановку прорезывания. Часто зубы, встретив сопротивление там, где они должны выйти, начинают разворачиваться и в результате либо вообще ложатся поперек челюсти и не прорезываются никогда, либо прорезываются вторым рядом. Для того чтобы предотвратить все эти деформации, зубы нужно не только лечить, но и, как уже говорилось, протезировать! Если поражение зуба кариесом или того хуже, пульпитом, настолько велико, что простая пломба уже не выдерживает нагрузки и вываливается, детские зубы покрывают специальными металлическими (иногда, в качестве временной меры, пластмассовыми) коронками. Основная задача такой коронки - сохранить молочный зуб до того времени, когда ему положено будет выпадать по естественному графику. Естественно, такие коронки недолговечны, и требовать на них трехлетнюю гарантию глупо, т.к. сам молочный зуб выпадет раньше. Финансово, конечно, родители пострадают от того, что заплатят за коронку, которая не простоит долго, но лечить потом деформации прикуса будет и дольше, и дороже. Если же зуб спасти не удается и зубы по каким-либо причинам удаляются, то ребенку необходимо изготовить временную съемную пластинку, которая возместит дефект зубного ряда и не позволит развиться дальнейшим деформациям и нарушению прикуса.

Точно так же нужно следить и за своевременным выпадением молочных зубов. У одних детей зубы сами вовремя начинают расшатываться и выпадать, у других молочный зуб стоит насмерть и выпадать вовсе не собирается. Если молочный зуб вовремя не выпадает, то постоянный зуб изнутри упирается в него и не может прорезаться. Часто встречаются люди, имеющие молочные зубы в возрасте 40, а то и 50 лет! Естественно, что после удаления такого молочного зуба постоянный уже никогда не прорежется и будет необходимо проводить протезирование. Необходимо помнить и о том, что воспаление вовремя не пролеченных молочных зубов может вызвать повреждение зачатка постоянного зуба, который расположен прямо под корнями молочного. Во всех этих случаях в дальнейшем необходимо будет длительное и дорогостоящее лечение у врача-ортодонта, либо протезирование у стоматолога-ортопеда. Так что, сэкономив на лечении молочных зубов, родители, как уже отмечалось, рискуют потерять впоследствии не только гораздо большие деньги, но и здоровье детей.

Раз уж мы заговорили об ортодонте, то следует осветить еще один довольно частый вопрос. В каком возрасте следует обращаться к этим врачам и с какого возраста можно лечить аномалии прикуса? Для начала перечислим возможные причины появления аномалий. Зачем нам это? А чтобы родители знали, за чем нужно следить, чтобы у детей не было в дальнейшем проблем с прикусом.

Основные причины возникновения аномалий у детей:
1. Ротовое дыхание. К сожалению, в таких городах, как Санкт-Петербург, например, проблемы с аденоидами, хроническими ринитами, гайморитами и т.д. далеко не редки. При отсутствии или затруднении нормального носового дыхания ребенок вынужден постоянно дышать ртом, держа его открытым, что не может не сказаться на росте челюстей, зубов и лицевого скелета. Формируется узкая верхняя челюсть и так называемое «готическое небо». В таких случаях необходимо совместное лечение ребенка стоматологом и ЛОР-врачом. Так что простой хронический насморк может набедокурить там, где этого совсем не ждали.

2. Вредные привычки , такие как сосание пальцев, языка. Даже привычка грызть ногти, карандаши, сосать пустышку в том возрасте, когда она уже давно не нужна, могут привести, например, к так называемому открытому прикусу, когда зубы в переднем отделе не будут правильно смыкаться.

3. Раннее удаление молочных зубов. Об этом уже написано выше, подробнее останавливаться нет смысла.

4. Сверхкомплектные зубы. Иногда у ребенка закладываются не только положенные зубы, но и лишние, сверхкомплектные. Такие зубы прорезываются не в тех местах, которые для этого отведены, мешают прорезыванию нормальных комплектных зубов, могут иметь неправильную форму и размер, чем еще больше осложняют ситуацию. Лечение в этом случае только одно - удаление всего лишнего, ибо про запас его не оставишь, а вреда от таких зубов может быть куда больше, чем пользы.

5. Множественный кариес молочных зубов. Нарушение формы разрушенных зубов и, как следствие, ранняя их потеря, естественно, приводят и к нарушению прикуса.

6. Укороченная уздечка языка и не только языка. Во рту у человека есть несколько уздечек (тяжей), чрезмерное развитие или недоразвитие которых может приводить к самым разным аномалиям. Поэтому если стоматолог видит у ребенка короткие уздечки и рекомендует их подрезать, то не нужно выдвигать аргументы типа тех, что у папы с мамой такая же уздечка, а они до сих пор живы и относительно здоровы. У родителей уздечка может приводить к одним последствиям, а у их детей - совершенно к другим. Стоматологу виднее. Кстати, этот вид патологии лечится одним из самых первых. Подрезают уздечку уже в течение первого года жизни ребенка.

7. Нарушение осанки. Удивительно, но факт. Если Ваш ребенок криво сидит за столом, горбатится, сутулится, что приводит к сколиозам и прочим искривлениям позвоночника, то это может отразиться на его лице. Что еще более удивительно, так это то, что и излишне хорошая осанка может привести к тем же результатам! Поясню на примере. У кого, как не у балерин, осанка считается самой красивой, правильной и до того устойчивой, что они ходят прямо всегда и везде, а не только на сцене?! Так вот, в результате постоянного напряжения мышц под нижней челюстью у профессиональных балерин (которые, как известно, начинают заниматься балетом с самого юного возраста) очень часто встречается задержка роста нижней челюсти, что приводит к так называемому «дистальному прикусу», микрогнатии и патологии под названием «птичье лицо». Так что старая истина о том, что все хорошо в меру, и тут находит свое подтверждение.

8. Наследственность. Наследственность может влиять вообще на что угодно, лицо, зубы и челюсти совершенно не являются исключением. В истории есть множество примеров наследственно передающихся особенностей строения челюстей и лицевого скелета. Часто такая семейная метка передавалась из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Так, в Германии все знают, что родовые признаки Гогенцоллернов - длинный нос и круглые глаза. А выражения «бурбонский нос» и «габсбургская губа» вообще стали почти нарицательными, поскольку эти признаки оказались очень стойкими и наследовались удивительно долго. Например, болгарский царь Борис III, который жил практически в наше время (1894-1943), унаследовал «бурбонский нос» от своей матери Марии Луизы Бурбон-Пармской. И даже его сын, Симеон, имел тот же нос Людовика XIV. «Габсбургская губа» тоже долго портила настроение наследникам австрийских Габсбургов. По воспоминаниям современников, королева Франции Мария Антуанетта (1755-1793) была бы писаной красавицей, если бы не капризно оттопыренная нижняя губа. Королева очень тяготилась этой фамильной меткой и строго следила, чтобы «габсбургской губы» не было заметно хотя бы на ее портретах. Российские монархи Романовы тоже имели свои династические отличительные черты. У Петра I и царевны Софьи было круглое, «кошачье» лицо, которое им досталось от августейшего отца Алексея Михайловича. Эту черту унаследовала и знаменитая «дщерь Петрова» Елизавета, что сыграло свою роль в дворцовом перевороте 1741 года. Гвардейцы пошли за «Петром в юбке», за женщиной, поразительно похожей на своего великого отца. А вот круглые глаза Александра II - наследство прусских прародителей. Они достались ему от матери, прусской принцессы Шарлоты-Каролины. Ей же, в свою очередь,- от двоюродного деда Фридриха Великого. Александр III, по иронии судьбы ярый ненавистник Пруссии, также унаследовал этот характерный разрез глаз.

После небольшого экскурса в историю можно вернуться к современности. В наше время для выявления вышеперечисленных наследственных и не очень аномалий необходимо появиться у ортодонта где-то в возрасте трех-четырех лет. В этом возрасте редко начинают лечение. Только если у ребенка ярко выражены некоторые патологии, такие как «мезиальный», «дистальный» или «перекрестный» прикус. В таких случаях лечение начинают пока только на съемной аппаратуре. В настоящее время существует много различных видов ортодонтических аппаратов. Съемные аппараты применяются у детей с молочным и сменным прикусом. Дети носят их только в ночное время суток, поэтому они нисколько не влияют на образ жизни и активность ребенка. Эти аппараты бывают одночелюстными и двучелюстными. Одночелюстные сейчас используются все реже и реже, а двучелюстные называются так потому, что одновременно надеваются на верхнюю и нижнюю челюсть. Ребенок может сомкнуть зубы только в определенной позиции челюстей, необходимой для . Двучелюстные аппараты влияют на рост и развитие челюсти, отучают от вредных привычек, способствующих формированию неправильного прикуса. По сути, это простые съемные протезики, но сейчас их делают такими красивыми (и прозрачные, и разноцветные, и с сердечками, и с блестками, и т.д. и т.п.), что детям они даже нравятся и многие ими в школе хвастаются на переменах. Еще в этом возрасте проводится протезирование съемными пластинками, если произошла ранняя потеря зубов вследствие осложненного кариеса.

В возрасте пяти-шести лет показания к лечению довольно сильно расширяются, так как с ребенком гораздо легче договориться, объяснить, научить и сотрудничать. Но все равно все лечение, как правило, сводится пока исключительно к съемной аппаратуре, с помощью которой можно нормализовать рост челюстно-лицевой области, подготовить ребенка к дальнейшему лечению, осуществить первый и предварительный этап лечения. Второй этап - лечение брекетами, довольно известное и даже модное сегодня, в этом возрасте еще не проводится. Брекеты устанавливаются только после полного прорезывания всех постоянных зубов, а это будет не раньше, чем ребенку исполнится 11 лет. Так что родители могут не приставать с брекетами к ортодонтам до этого возраста.

В том же возрасте пяти-шести лет у ребенка начинают прорезываться первые постоянные зубки. Это будущие шестерки, которые выходят сразу за молочными пятерками и часто родители не понимают, что это уже постоянные зубы. Даже врачи, бывает, путают постоянные шестерки с молочными пятерками. А путать их ни в коем случае нельзя. Так как шестые зубы вылезают самыми первыми из постоянных, находятся далеко в полости рта и мало доступны для гигиены, а также имеют очень глубокие складки эмали (фиссуры), то они и портятся самыми первыми. По статистике, чуть ли не у 90% детей есть либо пломба на шестом зубе, либо он вообще мертвый. Именно поэтому необходимо сразу же обеспечивать должный уход за этими зубами. Как уже было сказано, доступ к этим зубам затруднен, поэтому вычистить нормально все складки эмали достаточно сложно. Что же делать? Есть один очень действенный и достаточно простой метод профилактики - герметизация фиссур (складок эмали). Доктор аккуратно зачищает складки и заливает их специальным материалом, который проникает во все самые потаенные места этих фиссур и наглухо их герметизирует. Поверхность зуба становится гораздо более гладкой, налету и микробам становится невозможно удержаться на такой ровной и гладкой поверхности, и вероятность возникновения кариеса на фиссуре такого зуба уменьшается в разы! Современные герметики не только механически защищают зуб от кариеса, но и выделяют фтористые соединения, которые укрепляют эмаль зуба. Процедура герметизации совершенно безболезненная, т.к. врач не пилит зуб, не забирается в глубокие слои и т.д., быстрая и эффективная. По крайней мере, по цене герметизация фиссур стоит куда меньше , да и позволяет просто сохранить зуб в целости и невредимости. В каком возрасте можно делать герметизацию? А как только прорезался зуб, сразу и делать, не давая кариесу ни малейшего шанса! Чем быстрее, тем лучше! В дальнейшем, параллельно прорезыванию остальных зубов, можно проводить регулярные процедуры по глубокому фторированию зубов, реминерализации и т.д. Что нужно делать конкретно вашему ребенку, скажет стоматолог, к которому вы должны, если еще помните, ходить каждые полгода.

Если же уследить за детскими зубами все же не удалось и в них развился кариес, а затем и пульпит (воспаление нерва), а еще хуже периодонтит (воспаление околозубных тканей), то лечение такого зуба будет зависеть от степени сформированности его корней. Корни зубов, как известно, постоянно рассасываются (у молочных) и формируются (у постоянных). Если корень полностью сформирован, то лечение зуба проводится сразу, а сверху он полностью восстанавливается всеми современными методами и средствами. Если же корень еще не сформирован, то пломбировать такой корень нельзя, чтобы не повредить ростковые зоны. Поэтому такие зубы пломбируются временными материалами, и потом за ними ведется наблюдение. Как только корни полностью сформируются, стоматолог доведет лечение до победного конца.

Еще хочется особенно остановиться на том, что у детей все процессы воспаления происходят практически молниеносно. Если у взрослого зуб может ныть несколько дней, а то и недель, прежде чем заболеет до такой степени, что просто «погонит» хозяина к стоматологу, то ребенок может лечь спать вполне здоровым, а к утру у него поднимется большая температура и половину лица разнесет так, что мама не узнает. Учитывая эти особенности детского организма, помимо регулярных осмотров у стоматолога раз в полгода нужно обязательно проверять зубы перед отправкой ребенка в какой-нибудь детский летний лагерь, в отпуск с родителями, на дачу к бабушке и вообще в любое место, где скорая помощь может не прибыть в течение положенного ей срока.
Ну и в заключение, одна общая рекомендация, которая следует из всего вышеописанного. Дорогие родители, берегите зубы ребенка с первого же дня! То, что испортится в раннем возрасте, уже никогда не восстановится, а общая красота и здоровье вашего ребенка напрямую зависят от того, насколько здоровая и красивая у него улыбка. Как уже неоднократно говорилось, улыбка имеет огромное значение в восприятии человека как социальной личности. Дети очень серьезно относятся к любым недостаткам внешности. Формирование гармоничной здоровой личности при наличии детских комплексов по поводу своей внешности будет очень затруднено. И наоборот, ощущение собственной красоты и здоровья очень помогает ребенку, ибо высокая самооценка способствует личностному и карьерному росту в течение всей его дальнейшей жизни.

Использованная литература:

1. American Academy of Pediatric Dentistry: Special issue: reference manual 1998-99, Pediatric Dent 20:37-39, 1998.
2. Baum L: Textbook of operative dentistry, ed 3, Philadelphia, 1995, WB Saunders.
3. JH: А review for the clinician, Pediatr Dent 20:93-100, 1998.
4. Стоматологическое пособие для врачей-педодонтов Иерусалимского университета 2004 год, стр. 15-18-19-25
5. Практикум по детской стоматологии Тель-Авивского университета, департамент по стоматологии Минздрава гос-ва Израиль, издание 2003 года, стр. 106-107-108-110
6. Терапевтическая стоматология детского возраста, Курякина Н.В., Издательство Медицинская книга, 2004 г.

Анна Жукова
Занятие по ОБЖ в старшей группе «Берегите зубы»

Задачи:

1. Дать детям элементарные знания о строении ротовой полости, зуба; раскрыть причины порчи зубов. Познакомиться с профессией стоматолога. Закреплять правила ухода за зубами, профилактика.

2. Совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщение, сравнение, развивать внимание и память.

3. Активизировать словарь за счёт слов: стоматолог, коронка, дентин, эмаль, пульма, зонд, пинцет.

4. Воспитывать желание самостоятельно ежедневно ухаживать за зубами.

Материал: простой карандаш, рисунок зуба, муляжи овощей, фруктов, конфет, шоколада, молочная продукция (кефир, молоко, творог и т. п., чемодан доктора, халат, колпак, очки. зубная щётка, стаканы, плакат зуба, грам. запись.

Ход занятия:

Орг. момент (посадка детей, внимание на 1-2 минуты).

Основная часть

Воспитатель загадывает загадки:

Полон хлевец белых овец.

Дети отгадывают (Зубы)

Полно корыто гусей-лебедей намыто (Зубы)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей

И мясо, и хлеб, всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю (Губы и зубы)

Воспитатель обращается к детям: «Что помогает переваривать пищу?»

Дети отвечают: "Зубы"

Затем воспитатель рассказывает о зубах.

Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и в кишечнике, она смачивается во рту слюной, измельчается зубами. Первые зубы, молочные, появляются на первом году жизни. К 6-7 годам их становится 20. Некоторые из них уже выпали, но на их месте прорезались новые - постоянные. К 10-11 обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый зуб уже не вырастит.

После этого рассказа воспитатель проводит работу со стихотворением С. Михалкова "Как у нашей Любы. "

Как у нашей Любы

Разболелись зубы:

Слабые, не прочные -

Детские молочные.

Целый день бедняжка стонет,

Прочь своих подружек гонит.

Мне сегодня не до вас!

Мама девочку жалеет,

Полосканье в чашке греет,

Не спускает с дочки глаз.

Папа Любочку жалеет,

Из бумаги куклу клеит.

Чем бы доченьку занять,

Чтобы боль зубную снять?.

Воспитатель спрашивает детей:

- "Как вы думаете, почему у Любы заболели зубы"

(зубы повреждены, в них дырочки)

- "Какие были зубы у Любы?"

(слабые, не прочные, детские, молочные)

- "Почему появились повреждения?"

(потому что не ухаживала за зубами)

После этого физ. минутка

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружимся,

Маленькие пальчики

1,2,3,4,5 (дети поочерёдно соединяют пальцы)

1,2,3,4,5 (дети одновременно соединяют все пальцы)

Сюрпризный момент

Заходит врач-стоматолог с чемоданом, начинает рассказывать о своей профессии и о строении зуба:

"Профессия моя древняя. Сколько помнят себя люди, столько болели у них зубы. И что только они не придумывали, чтобы сохранить зубы. Они заделывали их воском, серебром, свинцом, золотом, вставляли зубы овец, из слоновой кости.

А что это за слово "стоматолог"? С латинского языка – «зубовед, дантист». Он заведует зубами, удаляет, пломбирует, вставляет коронки.

Зубы покрыты эмалью, она твёрдая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать, неправильно питаться, то появляется "дырочка" - кариес (Врач показывает по плакату).

Зуб - это живой орган, каждый зуб состоит из трёх основных частей:

Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта

Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти

Шейка - часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем, она прикрыта десной.

Дырка в зубе - всегда больно, а ещё больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам. "

Врач-стоматолог предлагает детям представить, что они врачи и им нужно залечить зуб. Возле каждого ребёнка лежит лист, на котором изображён дольной зуб. С помощью простого карандаша закрасить дырочку, как будто залечили зуб. Зуб перестаёт болеть.

Врач спрашивает: "Что нужно делать, если возникла боль?"

Дети отвечают: "Идти к врачу!"

Затем воспитатель проводит беседу:

- Что вредно для зубов?

Грызть орехи

Есть холодную или очень горячую пищу

Есть вредную для зубов пищу, а особенно много сладкого

Дети поделены на две команды. Воспитатель проводит соревнование, объясняет правила:

1-ой команде принести те продукты, которые не вредны для зубов

2-ой команде принести те продукты, которые вредны для зубов

Воспитатель считает: «1,2,3… Начали!»

Дети выполняют задания, берут с общего стола те продукты, которые требуются по заданию, и переносят их на стол своей команды.

В конце соревнования получилось так, что обе команды справились с заданием одновременно.

После этого воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание командами. Оказалось, что каждая команда выполнила своё задание верно.

После соревнований проводится оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».

Звучит медленная музыка, воспитатель спокойно и медленно говорит:

«В природе есть солнце, оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличивается. Направляем лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочки лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как Солнце. Оно несёт тепло всем, всем»

(дети разводят руки в стороны, перед собой, открывают глаза).

Затем дети садятся на стульчики, воспитатель их спрашивает: «Как нужно ухаживать за зубами?»

Дети отвечают: «После каждой еды, а также утром и вечером полоскать рот и чистить зубы.»

Воспитатель: «Кто знает, что надо иметь каждому человеку для ухода за зубами?»

Дети: «Зубная щётка, паста!»

Воспитатель: «Щётку надо выбирать с мягкой и ровной щетиной, регулярно её мыть, менять щётку на новую раз в 3-4 месяца»

Доктор спрашивает ребят: «Как правильно чистить зубы?»

Дети идут в ванную комнату, выполняют правильный порядок чистки зубов:

1. Зубная щётка располагается вдоль линии дёсен. Движение зубной щётки вверх вниз. Тщательно чистить каждый зуб.

2. Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки снизу вверх.

3. Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки вперёд назад.

4. Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.

5. Не забудьте почистить язык

После этого дети возвращаются назад в групповую комнату, садятся на стульчики и разучивают с доктором стихотворение:

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты -

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил

Помни правило такое:

«К стоматологу идём

В год два раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохраним на много лет!»

Затем воспитатель предлагает следующее задание – «найди правильный ответ»:

1. Я чищу зубы два раза в день

2. Я перекусываю фруктами и овощами

3. Я часто ем сладкое

4. Я грызу ручки и карандаши

Дети выбирают правильные ответы.

Заключительная часть

Воспитатель спрашивает ребят: «Как беречь зубы?», «Когда чистить зубы?»

Дети отвечают на эти вопросы и подводят итог. Затем врач-стоматолог угощает всех детей яблоками.

Рассмотрим ситуацию - вы собираетесь в гости вместе с ребенком. Бывает, что предыдущий опыт посещения друзей был для вас не слишком удачный, и вы волнуетесь за этот. Давайте поговорим, как можно подготовить ребенка к визиту в гости!


К 2,5-3 годам у ребенка обычно прорезываются все 20 молочных зубов. Они имеют тонкий слой эмали, и без должного ухода легко портятся. Кариес - самая распространенная зубная болезнь, когда поражается коронка зуба, в эмали образуется полость, и если ее не вылечить, то поражается нерв и возникает зубная боль. К сожалению, это заболевание встречается и у двух- и трехлетних малышей - в молочных зубках вполне возможно развитие кариеса.

Чтобы предотвратить появление кариеса, постарайтесь каждый день осматривать зубки ребенка. При каких-либо изменениях цвета эмали, появлении налета немедленно проконсультируйтесь с детским стоматологом! Профилактически ребенка необходимо показывать стоматологу не реже 1 раза в полгода. В возрасте 2-3 лет стоматолог проводит профессиональную чистку зубов, при необходимости покрывает их фторсодержащим составом.

Если специалист заметит начинающийся кариес (поначалу он представляет собой белое пятнышко на эмали), то возможно замедлить развитие полости процедурой реминерализации эмали. Если полость уже возникла, то кариес обязательно нужно лечить.

Современные стоматологические кабинеты позволяют превратить лечение в безболезненную процедуру, отвлечь ребенка во время лечебных манипуляций. Однако родителям следует соблюдать некоторые правила посещения стоматолога. Во-первых, поход к зубному врачу лучше всего совершить в утренние часы. Во-вторых, ребенок должен быть полностью здоров и спокоен. В-третьих, не нужно «готовить» ребенка, объясняя ему, что его ожидает, - врач сам найдет нужные слова; можно, разве что, сказать малышу, что его ведут к доктору чистить зубки - это делают все, и мама, и папа. И, наконец, не используйте слова: «Не больно», «Не страшно» - они только вызовут беспокойство у ребенка.

Что же вызывает кариес? Непосредственная причина - это гниение застрявших остатков пищи между зубами. В образующемся при этом налете содержится огромное количество микроорганизмов, которые выделяют в процессе жизнедеятельности молочную кислоту, разрушающую эмаль. В условиях все ухудшающейся экологии, в нашей воде и пище содержится недостаточное количество минеральных солей, которые делают эмаль прочной, - фтора, кальция. Поэтому слабая эмаль разрушается быстро. Положение усугубляется, если ребенок любит сладкое, и привык съедать между приемами пищи печенье или конфетку. Сахар приклеивает налет к зубам, как клей, и разрушение эмали происходит еще быстрее.

Первое средство для профилактики кариеса и сохранения зубов - это гигиена полости рта. Молочные зубы необходимо чистить практически с момента их появления. До 2 лет взрослый сам чистит ребенку зубы специальными силиконовыми щетками. Уже двухлетнего малыша следует приучать делать это самому, до 3 лет взрослый еще помогает ребенку совершать данную процедуру. Трехлетний ребенок способен сам чистить зубы, нужно лишь научить его делать это правильно.

Зубы чистят сверху вниз - только это движение удаляет весь собравшийся налет. Не меньшее значение имеет и время - зубы необходимо чистить минимум 2 минуты. После окончания чистки проследите, чтобы ребенок тщательно прополоскал рот. Чистить зубки положено утром и перед сном, а после еды - каждый раз полоскать рот.

Для малышей выпускаются специальные детские зубные пасты, содержащие фтор и обладающие мягким приятным вкусом. Детские зубные щетки подбираются ребенку в соответствии с его возрастом, имеют мягкую щетину, обладают красивым дизайном. Можно поставить в ванной комнате песочные часы, которые приучат малыша чистить зубы в положенное время.

Чтобы зубки у ребенка были здоровыми, матери необходимо питаться правильно во время беременности, Кариес отрицательно влияет на формирование зубных зачатков постоянных зубов, а также на формирование прикуса.

Кроме того, на формирование прикуса влияют и наследственные факторы, а также различные инфекционные, воспалительные заболевания, гипертрофия небных миндалин, искривление носовой перегородки, различные вредные привычки (сосание пальцев, пристрастие к пустышке, бутылочке с соской). Посетить детского ортодонта нужно не позже, чем в 5-6 лет, особенно если существуют наследственные отягощающие факторы (неправильный прикус у родителей). Лечение у ортодонта эффективно, когда начинается смена молочных зубов на постоянные.

Проверено временем

Многие ошибочно думают, что молочные зубы не требуют особенного ухода

(из книги «Мать и дитя» В.Н. Жука, 1906 г.)

Многие совершенно ошибочно думают, что молочные зубы, оставаясь очень недолгое время, не требуют особенного ухода, особенной заботы о чистоте их. Это большая ошибка, потому что зубы даны не для одного украшения, а для питания, которое у ребенка, как у взрослого, одинаково плохо при дурных и больных зубах. Наконец болезни молочных зубов имеют большое влияние на появляющиеся впоследствии постоянные зубы. Чистое содержание и обтирание зубов после каждой еды, - требует так мало времени, а между тем сохранит красоту и здоровье.

Относительно ухода напомним следующее. Зубы ребенка сравнительно еще мягки, а потому легче подвергаются зловредным влияниям. При частом кормлении, а также во время рвоты, во рту ребенка накопляются остатки пищи, причем развивается брожение и появляются кислоты. Точно так же при молочнице, при образовании кислот в желудке (кислая рвота), происходит обильное отделение кислой слюны и зубы начинают портиться. Таким образом дурные зубы, кислая слюна и кислоты в желудке - одно от другого зависят. Следовательно, помимо наследственного предрасположения или, вернее говоря, солевого голодания матери во время беременности, порча зубов происходит прежде всего от плохого питания самого ребенка; и обратно, хорошие белые зубы являются признаком хорошего питания (почему на них и обращают внимание при выборе кормилицы). Лучшими средствами для предупреждения являются опрятное содержание рта и соответствующая возрасту пища.

Обычай давать пищу детям изо рта взрослых или смачивать своею слюною сосок является главною причиною того, что у детей очень часто еле прорезавшиеся зубы уже начинают гнить, так как кариозный процесс распространяется посредством слюны. В обществе распространено убеждение, что зубы у детей чернеют и портятся от обильного употребления сладостей, а между тем не обращают внимания на прямую передачу кариозного процесса посредством поцелуев, пищи и т. д.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх