Урок скелет головы и туловища. Скелет головы и туловища человека. Скелет Осевой скелет Периферический скелет Скелет туловища Скелет головыСкелет конечностей ВерхнихНижних. Характер соединения костей

Скелет головы

Череп - скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой и лицевой. Мозговой отдел является вместилищем головного мозга.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это - роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Малые роднички зарастают к 2-3 месяцам, а наибольший - лобный - легко прощупывается и зарастает в полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости растут в течение первого года жизни. С возрастом особенно с 13-14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2-2,5 раза.

Рост головы наблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношение между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

Скелет конечностей

Скелет верхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободных конечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.

Скелет свободной верхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой, предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В состав кисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцев кисти.

Ключицы относятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопатки окостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16-18 лет. Окостенение свободных конечностей начинается с раннего детства и заканчивается в 18-20 лет, а иногда и позже.

Кости запястья у новорожденного только намечаются и становятся явно видимыми к 7 годам. С 10-12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков они опаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к 11 годам, а запястья в 12 лет.

Скелет нижних конечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовый пояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У новорожденного каждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой, седалищной), сращение которых начинается с 5-6 лет и завершается к 17-18 годам.

После 9 лет отмечаются различия в форме таза у мальчиков и девочек: у мальчиков таз более высокий и узкий, чем у девочек.

Тазовые кости имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.

Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени - большеберцовой и малоберцовой и кости стопы. Стопа образована костями предплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.

Стопа человека образует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костей плюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. У новорожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже, когда ребенок начинает ходить.

Сводчатое расположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставных связок. При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.

Ске-лет че-ло-ве-ка со-сто-ит из 3 от-де-лов: ске-лет го-ло-вы, ске-лет ту-ло-ви-ща, ске-лет ко-неч-но-стей и их по-я-сов.

2. Скелет головы

Ске-лет го-ло-вы на-зы-ва-ет-ся череп. Глав-ная функ-ция че-ре-па - за-щи-та го-лов-но-го мозга и ор-га-нов чувств от по-вре-жде-ний. Он со-сто-ит из плос-ких ко-стей, со-еди-нен-ных непо-движ-ны-ми со-еди-не-ни-я-ми. Череп со-сто-ит из ли-це-во-го и моз-го-во-го от-де-ла.

Моз-го-вой отдел со-сто-ит из лоб-ной, за-ты-лоч-ной, 2 те-мен-ных, 2 ви-соч-ных ко-стей.

Ли-це-вой отдел со-сто-ит из 2 ску-ло-вых, 2 слез-ных, но-со-вых ко-стей, кли-но-вид-ной кости, ре-шет-ча-той, верх-не-че-люст-ной кости (все они со-еди-не-ны непо-движ-но) и ниж-не-че-люст-ной кости (об-ра-зу-ет по-движ-ное со-еди-не-ние).

Также к ко-стям че-ре-па от-но-сят-ся слу-хо-вые ко-сточ-ки (мо-ло-то-чек, на-ко-валь-ня, стре-меч-ко), рас-по-ло-жен-ные в по-ло-сти сред-не-го уха в ви-соч-ной кости (см. Рис. 1).

В по-зво-ноч-ни-ке че-ло-ве-ка вы-де-ля-ют 5 от-де-лов. Так, вы-де-ля-ют 7 шей-ных по-звон-ков, 12 груд-ных, 5 по-яс-нич-ных, 5 крест-цо-вых (срос-ши-е-ся), 4-5 коп-чи-ко-вых.

Пер-вый шей-ный по-зво-нок на-зы-ва-ет-ся Ат-лант, вто-рой - Аксис, или Эпи-стро-фей.

Рис. 3. От-де-лы и из-ги-бы по-зво-ноч-ни-ка (Ис-точ-ник)

По-зво-ноч-ник имеет 4 из-ги-ба: шей-ный лор-доз, груд-ной кифоз, по-яс-нич-ный лор-доз, крест-цо-вый кифоз.

Лор-доз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка впе-ред.

Кифоз - это изгиб по-зво-ноч-ни-ка назад.

По-яв-ле-ние из-ги-бов свя-за-но с пря-мо-хож-де-ни-ем, они амор-ти-зи-ру-ют при ходь-бе, за-щи-щая внут-рен-ние ор-га-ны от со-тря-се-ния.

3.2. Грудная клетка

Груд-ная клет-ка об-ра-зо-ва-на гру-ди-ной и 12 па-ра-ми ребер, ко-то-рые со-еди-не-ны с груд-ны-ми по-звон-ка-ми.

Вы-де-ля-ют 3 вида ребер:

1. Ис-тин-ные ребра - со-еди-ня-ют-ся с гру-ди-ной с по-мо-щью хря-щей (7 пар).

2. Лож-ные ребра - со-еди-не-ны с по-след-ним ис-тин-ным реб-ром (3 пары).

3. Ко-леб-лю-щи-е-ся ребра - пе-ред-ние концы сво-бод-ны, очень ко-рот-кие (2 по-след-них пары).

Такое стро-е-ние груд-ной клет-ки поз-во-ля-ет уве-ли-чи-вать ее объем при вдохе и умень-шать при вы-до-хе. По-это-му хо-ро-шо раз-ви-тая груд-ная клет-ка спо-соб-ству-ет хо-ро-шей ра-бо-те серд-ца и лег-ких. Груд-ную клет-ку раз-ви-ва-ют фи-зи-че-ские на-груз-ки и спорт (пла-ва-нье, греб-ля).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass/bopornodvigatelnaya-sistemab/skelet-golovy-i-tulovischa

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=DQadVx4Fvpc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=nCnOunkue4I

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Cqm1lxS9AK4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UlEuBuUbrJg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=QKHEEfH3ZF0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Rk7JJm9E_2g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GNTLxAeixX4

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник презентации -http://ppt4web.ru/biologija/skelet-cheloveka.html

источник теста - http://testedu.ru/test/biologiya/8-klass/skelet.html

Саба қ 21. / Урок 21.

Тақырып / Тема: «Органы равновесия. Органы обоняния и вкуса. Осязание».

Мақсат / Цел ь : подробное ознакомление со строением и функциями органов обоняния, вкуса и осязания.

Ма қ саты / задачи обучения : познакомить учащихся со строением и функциями носа, языка.

:

Дамытушылы қ / задачи развития:

Сабақ түрі / Тип урока : комбинированный

Әдіс - тәсілдер / Методы :

Құрал – жабдықтар / Оборудование: Рабочая тетрадь, плакат «Обонятельный и вкусовой анализаторы»

Саба қ барысы / Ход урока:

1. Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.

2. Үй жұмысын тексеру / Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос:

? 1. Каково значение органа слуха?

2. Что относится к среднему уху, где оно располагается?

3. В чем заключается гигиена органа слуха?

4. Из каких отделов состоит ухо? Значение ушной раковины.

5. Где располагается барабанная перепонка?

6. Где находятся слуховые косточки?

7. Охарактеризуйте среднее ухо.

8. Почему во время полета закладывает уши? Когда это случается? Какие меры снижают неприятные ощущения?

3. Жаңа тақырып / Новый материал.

Обоняние – способность воспринимать запахи. Определение запахов имеет большое значение для выявления качества пищи и защиты организма при появлении отравляющих газов в окружающей среде.

Орган вкуса определяет вкус пищи. Вкус пищи возникает в результате раздражения вкусовых рецепторов специфическими веществами.

Осязание или кожная чувствительность определяет форму, плотность, температуру и др угие свойства предметов, а также боль.

Запись строения и особенностей данных органов чувств в виде таблицы:


4. Қорытынды / Закрепление . .

Работа с контрольными вопросами на стр. 91

5 . Үйге тапсырма беру / Домашнее задание: § 20 пересказ, стр. 87 вопр. 1,2 (А-С) устно

Саба қ 22. / Урок 22.

Тақырып / Тема: «Отделы скелета человека. Скелет туловища».

Мақсат / Цел ь : подробное ознакомление со строением и функциями опорно-двигательной системы.

Ма қ саты / задачи обучения : познакомить учащихся со строением и функциями опорно- двигательной системы, рассмотреть подробно строение скелета туловища.

Тәрбиелік / задачи воспитания : воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, аккуратность, сосредоточенность, ответственность, призывать к ведению здорового образа жизни.

Дамытушылы қ / задачи развития: развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки.

Сабақ түрі / Тип урока : комбинированный

Әдіс - тәсілдер / Методы : словесный, наглядный, практический.

Құрал – жабдықтар / Оборудование: Рабочая тетрадь -8, плакат «Скелет человека»

Саба қ барысы / Ход урока:

1. Ұйымдастыру кезеңі / Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

2. Үй жұмысын тексеру / Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос:

? 1. Где находятся рецепторы обоняния и какую роль они выполняют?

2. Как расположены вкусовые рецепторы на языке?

3. Место расположения обонятельных клеток, их функция.

4. Что определяется прикосновением к коже?

5. Охарактеризуйте процесс вкусовой чувствительности.

6. Как определяются вкусовые качества?

3. Жаңа тақырып / Новый материал.

Значение опорно-двигательной системы. К опорно-двигательной системе относятся кости и мышцы. Соединяясь друг с другом при по­мощи соединительной ткани, кости образуют скелет человека. Он служит опорой тела. Мышцы обеспечивают двигательные функции орга­низмa. Кроме выполнения опорной функции, кости скелета защищают внутренние органы от механических повреждений. Например, мозг защи­щен прочно соединенными друг с дру­гом костями черепа. Кости грудной клетки защищают сердце и легкие, ко­сти тазового пояса - органы таза.

К костям скелета прикрепляются мышцы. Это активная часть опорно­-двигательного аппарата. Движения осуществляются за счет сокращения мышц, прикрепленных к костям. В ре­зультате как отдельные кости, так и все тело двигается.

В красном костном мозге, заполня­ющем губчатое вещество костей, образуются кровяные клетки. Так как в со­ставе костей много минеральных веществ (фосфор, кальций), они участву­ют в обмене веществ.

Скелет человека образован из отдельных костей, соединенных между со­бой. Он включает скелет головы, или череп, скелет туловища, скелет верхних 15 конечностей и скелет нижних конечно­стей (рис. 36 стр. 71) .

В составе скелета взрос­лого человека более 200 костей. Кости отличаются друг от друга по форме и строению. По строению выделяют три типа костей: трубчатые, плоские и смешанные (позвонки). Среди трубча­тых костей различают длинные (плече­вая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (фаланги пальцев). Полость трубчатых костей у детей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заме­няется желтым (жировой тканью). У плоских костей длина и ширина бывает различной. К ним относятся лопатки, кости черепа, грудина, тазовая кость. Плоские кости участвуют в образовании полостей тела, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости черепа, гру­дина, ребра).

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник образован 33-34 позвонками, соединенными между собой хрящами, суставами и связками. В нем различают 5 отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5), копчиковый (4- 5) (рис. 37 стр. 73). Крестцовые и копчиковые позвонки срас­таются в крестец и копчик. Позвоночник человека имеет четыре изгиба (рис. 38 стр. 73) , два из которых обращены выпуклостями вперед, а два - назад. Бла­годаря им толчки и сотрясения ослабля­ются и не достигают черепа и, главное, моз­га. У новорожденного позвоночник прямой, изгибов не имеет. Только когда ребенок на­чинает держать голову, появляются грудныe изгибы. Когда ребенок начинает хо­дить, появляются поясничный и крестцо­вый изгибы.

Изгибы полностью формируются к 18-20 годам. Позвоночные изгибы увели­чивают размеры грудной клетки и таза, уравновешивают организм, увеличивают пластичность при прыжках и беге. Это обусловлено также хрящевыми соедине­ниями между позвонками (дисками), ко­торые увеличивают пластичность позво­ночника.

Строение позвонков.

Каждый позвонок имеет тело, дугу и ряд отростков.

Работа с учебником: чтение текста на стр. 93, беседа:

? 1. Какую роль играют шейные, поясничные, крестцовые, копчиковые?

2. Какими костями образована грудная клетка?

3. Какая функция у грудной клетки?

4. Қорытынды / Закрепление .

Стр. 97 задание С3, заполнить таблицу.

5 . Үйге тапсырма беру / Домашнее задание: § 21 пересказ, стр. 97 вопр. 1-3 (А-С) устно.


Группа 1. Изучить строение черепа человека. Найти и показать на модели отделы скелета черепа. Найти и показать на модели основные кости отделов скелета черепа. Почему мозговая часть скелета черепа преобладает над лицевой частью? Группа 2. Изучить отделы позвоночника. Изучить строение позвонков. Показать части позвонка на экране. Выяснить, какие особенности в строении позвоночника появились, в связи с прямохождением.




Скелет головы (череп) Лицевой отдел Мозговой отдел Непарные кости: нижняя челюсть, сошник, подъязычная. Непарные кости: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая. Парные кости: верхняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные. Парные кости: теменные, височные.


Затылочная кость имеет углубление, через которое спинной мозг соединяется с головным. В костях черепа имеются мелкие отверстия, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды. В височной кости располагается орган слуха и равновесия. В верхней и нижней челюстях имеются углубления – альвеолы – места, где располагаются зубы. Нижняя челюсть имеет четко обозначенный подбородочный выступ, что обусловлено развитием речи. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.




Позвоночный столб (позвоночник) Является основным стержнем, костной осью тела и его опорой. Он защищает спинной мозг, составляет часть грудной, брюшной и тазовой полостей и, наконец, участвует в движении туловища и головы. Он образован 33 – 34 позвонками и имеет 5 отделов.


Каждый позвонок состоит из тела и дуги. От позвонка отходят семь отростков: два поперечных, непарный остистый и по два верхних и нижних суставных отростка. Между телом и дугой позвонка имеется позвоночное отверстие. Совокупность расположенных друг над другом отверстий позвонков образует позвоночный канал, в котором располагается спинной мозг. Размеры тел позвонков увеличиваются от шейного отдела к поясничному в связи с возрастающей нагрузкой на нижние позвонки. Тела позвонков соединены между собой хрящевыми межпозвоночными дисками, обеспечивающими его подвижность и гибкость.


Название отдела Количество позвонков Особенности строения Особенности строения позвонков в разных отделах Шейный 7 Малые размеры, остистый отросток раздвоен, наличие отверстия в каждом поперечном отростке (через отверстия проходит позвоночная артерия) I шейный позвонок, или атлант, лишен остистого отростка, а также и суставных отростков; не имеет тело, а имеет две дуги. II шейный позвонок осевой – имеет зубовидный отросток для соединения с первым шейным позвонком. VII позвонок – выступающий – остистый отросток не раздвоен.


12 Поперечные отростки и тела грудных позвонков имеют суставные ямки для присоединения ребер. Остистые отростки очень массивны и направлены назад и вниз. Грудной Поясничный 5 Массивные тела, остистые отростки небольшие и направлены прямо назад. Крестцовый 5 Позвонки срастаются в единую кость – крестец. Копчиковый 4 – 5 Срастаются в одну кость – копчик.



Развитие скелета у зародыша человека 1 - скелет 1-4 недельного зародыша, образованный мягкой (перепончатой) соединительной тканью (а - пластинка основания черепа, б - зачаток позвоночника, в - зачаток руки, г - зачаток ноги) 2 - хрящевой скелет 8-9 недельного зародыша 3 - костный скелет двухмесячного зародыша 4 - костный скелет четырехмесячного зародыша ЭТО ИНТЕРЕСНО


Строение грудной клетки 12 грудных позвонков Грудина 12 пар рёбер Тело; Рукоятка; Мечевидный отросток. Истинные (I – VII); Ложные (VIII – X); Колеблющиеся XI и XII. Истинные ребра срастаются с грудиной; ложные ребра срастаются с хрящом вышерасположенного ребра; колеблющиеся ребра не соединяются с грудиной и лежат свободно в мягких тканях. Грудная клетка защищает расположенные в ней сердце, легкие, трахею, пищевод и крупные кровеносные сосуды, принимает участие в осуществлении дыхательных движений. В связи с прямохождением человека ее форма плоская и широкая.


Особенности строения скелета, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью: 1. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. 2. Нижняя челюсть небольшая, имеет четко выраженный подбородочный выступ. 3. Особенности строения скелета и взаимодействие костей обеспечивают человеку поддержание равновесия и прямохождение. 4. Позвоночник имеет изгибы, которые выполняют роль амортизаторов, смягчают походку, делают ее плавной, облегчают удержание равновесия. 5. Грудная клетка человека расширена в стороны, что связано с особенностями дыхания и прямохождением.


Отделы тела Отделы скелета Кости скелета Типы костей Характер соединения костей Особенности скелета человека Скелет человека Голова Лицевой отдел черепа Парные кости: верхнечелюстные, скуловые носовые, небные и др. Непарные: нижнечелюстная, сошник, предъязычная Плоские Неподвижное, кроме нижней челюсти Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью Мозговой отдел черепа Парные кости: теменные, височные. Непарные: лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая. Неподвижное (швы) Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым Плоские


Туловище Позвоночник 33 – 34 позвонка 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4-5 копчиковых позвонков Смешанные Полуподвижное S-образная изогнутость позвоночника (лордозы – шейный, поясничный; кифозы – грудной, крестцовый); увеличение тел позвонков в нижних отделах позвоночника Грудная клетка 12 грудных позвонков, 12 пар ребер (истинные, ложные, колеблющиеся), грудина: тело, рукоятка, мечевидный отросток. Смешанные; Плоские; Губчатые Полуподвижное Грудная клетка сжата спереди назад, грудина широкая.

Учитель: Ержанова Ж.А. Тема «Скелет человека» Цель: изучить особенности строения скелета человека Задачи:

    сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека;

    выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путём сравнения скелетов человека и других млекопитающих;

    показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Методы и приемы: групповая работа, само- и взамообразование

Ресурсы: интерактивная доска, марекеры, ватманы, стикеры, цветные карточки

Ход урока

На заре биологической эволюции живые организмы мечтали об этом изобретении природы. Природа долго трудилась и доводила его до совершенства. Сначала он был наружный кальцинированный или хитиновый, но, к сожалению тяжелым и неудобным, потом стал более надежным, позволяющим организму свободно передвигаться и поддерживать свое тело в пространстве. Как вы уже догадались разговор пойдёт о скелете.

Как вы думаете, у человека движения для жизни, или жизнь для движения ! На этот проблемный вопрос мы ответим в конце урока.

Запишите тему сегодняшнего урока: «Скелет человека»

- Что же такое скелет?

А сейчас давайте сделаем вывод, для чего же нужен скелет и каковы его функции.

Функции скелета человека.

Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов – мозга, легких, сердца, кишечника и т.д. Наконец, скелет – пассивный орган движения, т.к. к нему прикрепляются мышцы.

Функции скелета человека

    Двигательная (обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве).

    Защитная (создаёт полости тела защиты внутренних органов).

    Формообразующая (определяет форму и размеры тела).

    Опорная (опорный остов организма).

    Кроветворная (красный костный мозг – источник клеток крови).

    Обменная (кости – источник Ca, F и других минеральных веществ).

А сейчас давайте ответим на проблемный вопрос, который мы поставили в начале урока: так всё-таки движение для жизни, или жизнь для движения?

Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Раздаточный материал

Скелет (skeletos – высохший) – совокупность твёрдых тканей в организме, служащих опорой тела или отдельных его частей и защищающих его от механических повреждений.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Вес скелета в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше). Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Современные ученые указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300.

Рекорды в скелете: стремя - самая маленькая косточка длиной 3 мм - находится в среднем ухе. Самая длинная кость - бедренная. У мужчины ростом 1,8 м она имеет длину 50 см. Но рекорд удерживает один очень высокий немец, бедренная кость которого длиной 76 см соответствует высоте обеденного или письменного стола.

В течение жизни скелет постоянно претерпевает изменения. Во время внутриутробного развития хрящевой скелет плода постепенно замещается костным. Этот процесс продолжается также и в течение нескольких лет после рождения. У новорождённого ребенка в скелете почти 270 костей, что намного больше, чем у взрослого. Такое различие возникло из-за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые срастаются в крупные кости только к определённому возрасту. Это, например, кости черепа, таза и позвоночника. Крестцовые позвонки, например, срастаются в единую кость (крестец) только в возрасте 18-25 лет. И остаётся 200-213 костей, в зависимости от особенностей организма.


Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей, состоит из 23 костей.

В черепе различают мозговой и лицевой отделы. Верхняя часть мозгового отдела образована непарными лобными и затылочными костями и парными теменными и височными костями. Они образуют свод черепа. В основании мозгового отдела черепа находятся клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органа равновесия. В мозговой части черепа находится головной мозг.

К лицевому отделу черепа относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые и решетчатая кости. Форму носовых полостей определяет решетчатая кость. В ней находится орган обоняния.

Кости мозгового и лицевого черепа неподвижно соединены между собой, за исключением нижней челюсти. Она может двигаться не только вверх и вниз, но и влево-вправо, вперед-назад. Это позволяет пережевывать пищу и членораздельно говорить. Нижняя челюсть снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи.

Окружность головы

У новорожденного окружность головы составляет 35 см, но по окончании роста человека эта величина достигает 55 см, то есть за 16 лет увеличивается на 20 см при средних темпах 1,25 см в год. Если допустить, что рост головы не прекратился бы, к концу жизни ее окружность увеличилась бы до 1,25 м у мужчин и 1,35 м у женщин.

Вывод: череп определяет форму головы, защищает головной мозг, органы слуха, обоняния, зрения, служит местом прикрепления мышц, участвующих в мимике.

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками.

В нем различают следующие отделы:

    шейный (7 позвонков)

    грудной (12)

    поясничный (5)

    крестцовый (5)

    копчиковый (4-5)

У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Как у всех млекопитающих, в шейном отделе позвоночника, как и у человека семь позвонков. С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову. Любопытно, что первый шейный позвонок не имеет тела: оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.

За шейным отделом следует грудной отдел позвоночника. Он состоит из 12 позвонков, к которым прикрепляются ребра. Из них 10 пар ребер с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине. Две нижние пары ребер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, ребра и грудина образуют грудную клетку.
За грудным отделом следует
поясничный отдел . Он состоит из 5 позвонков, достаточно массивных, поскольку им приходится выдерживать основную тяжесть тела.

Следующий отдел состоит из 5 сросшихся позвонков, составляющих одну кость - крестец. Если поясничный отдел обладает высокой подвижностью, то крестцовый неподвижен и очень прочен. При вертикальном положении тела на него падает значительная нагрузка.

Наконец, последний отдел позвоночника - копчик . Он состоит из 4-5 сросшихся маленьких позвонков.

Позвоночник человека имеет четыре изгиба, шейный, грудной, поясничный, крестцовый (у млекопитающих животных - только шейный и крестцовый).

Вывод: Благодаря S-образной изогнутости позвоночник способен пружинить и выполнять роль рессоры, уменьшая толчки при движении. Это тоже приспособление к прямохождению. Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной. Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости, их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. Вывод: Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Плечевой пояс включает две лопатки и две ключицы.

С осевым скелетом соединены суставами только ключицы. Каждая из них одним концом сочленяется с грудиной, другим - с лопаткой и плечевой костью руки. Лопатки же лежат свободно среди спинных мышц и при необходимости участвуют вместе с ключицами в движении руки. Так, подъем руки над головой возможен с участием плечевого пояса: движение происходит в грудинно-ключичном суставе.

Скелет руки (свободной верхней конечности) состоит из плечевой кости, двух костей предплечья - локтевой и лучевой, а также костей кисти. В кисти три части: запястье, пястье и фаланги пальцев.

Большой палец руки противопоставлен четырем другим пальцам и с каждым может образовать кольцо. Благодаря этому человек может выполнять мелкие и точные движения, необходимые для трудовой деятельности .

Подвижное сочленение костей кисти позволяет собирать мелкие предметы в горсть, удерживать их, вращать и перемещать небольшие предметы на некоторые расстояния, то есть выполнять не только силовые, но и точные движения, что недоступно даже человекообразным обезьянам.

Скелет нижних конечностей имеет ряд особенностей, связанных с прямохождением. Он отличается большой прочностью, которая достигается за счет некоторого ограничения подвижности.

Пояс нижних конечностей представлен тазовыми костями. Это плоские кости, тесно сочлененные с крестцом. Они образуют практически неподвижное сочленение. Тазовые кости вместе с прикрепляющимися к ним мощными мышцами образуют дно брюшной полости, на которое опираются все внутренние органы.

Скелет ноги (свободные нижние конечности) начинается бедренными костями, которые под углом прикрепляются к тазовым костям, образуя прочную арку, способную выдержать большие нагрузки. Обратите внимание на расположение губчатого вещества: костные перекладины в нем расположены перпендикулярно друг к другу и в соседних костях одинаково направлены. Они совпадают с силами сжатия и растяжения, воздействующими на кости. Суставная головка бедренных костей круглая, движения возможны в любую сторону, но они ограничены связками. В голени, как и в предплечье, две кости: большеберцовая и малоберцовая.

Большая берцовая кость сочленяется и со стопой и с бедром.

Это значительно увеличивает прочность, но снижает подвижность. Малоберцовая кость находится снаружи, со стороны мизинца, и несет меньшую нагрузку.

Стопа человека состоит аналогично кисти из трех частей: предплюсны, плюсны и фаланг пальцев. В предплюсне наиболее массивны таранная и пяточная кости.

Подошва ноги имеет продольные и поперечные своды. Благодаря этому она пружинит при ходьбе и беге, смягчает толчки при движениях.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх