Расстройство половой идентификации. Симптомы РПИ у детей. Лечение РПИ у детей

Одно из самых интересных нарушений, связанных с сексуальностью, - это нарушение половой идентичности, или транссексуализм, расстройство, при котором люди постоянно чувствуют, что произошла чудовищная ошибка - они не соответствуют своему полу (см. список в справочнике DSM-IV). Люди такого типа хотели бы избавиться от своих первичных и вторичных сексуальных признаков и приобрести характеристики другого пола (АРА, 1994) Мужчины с нарушением половой идентичности в среднем численно превосходят женщин в пропорции 2:1. Люди с такой проблемой часто впадают в депрессию и могут думать о суициде (Bradley, 1995).

Люди с нарушением половой идентичности, как правило, чувствуют дискомфорт, когда носят одежду своего собственного пола, и вместо этого одеваются в одежду противоположного пола. Этот случай, однако, отличается от трансвестизма. Люди с такой парафилией переодеваются для того, чтобы прийти в состояние сексуального возбуждения; у людей, подверженных транссексуализму, есть гораздо более глубокие причины для переодевания - это нарушение гендерной идентификации (Bradley, 1995). Помимо переодевания, люди с транссексуализмом часто играют роли и занимаются деятельностью, традиционно ассоциирующейся с другим полом (Brown et al., 1996).

Порой нарушение половой идентификации наблюдается и у детей (Zucker, Bradley & Sullivan, 1996; Sugar, 1995). Так же как и взрослые, дети с такими расстройствами чувствуют, что они должны были быть другого пола и стремятся стать такими же, как и представители противоположного пола. Этот детский паттерн, как правило, исчезает в отроческом возрасте или ранней зрелости (Bradley, 1995). Так что транссексуальные взрослые в детстве могли иметь нарушение гендерной идентификации (Tsoi, 1992), однако большинство детей с нарушением гендерной идентификации не превращаются во взрослых-транссексуалов. Некоторые взрослые, страдающие транссексуализмом, не проявляют никаких симптомов до наступления среднего возраста.

Выдвигались различные психологические теории для объяснения этого расстройства (Zucker et al., 1996; Sugar, 1995), однако проводилось мало систематических исследований, чтобы их проверить. Некоторые клиницисты подозревают, что биологические факторы играют основную роль в нарушениях, а одно современное биологическое исследование провозглашается прорывом в этой области (Zhou et al., 1995). Голландские ученые провели аутопсию мозга шести людей, изменивших свой пол с мужского на женский. Они обнаружили, что группа клеток в гипоталамусе, так называемое опорное ядро терминального тяжа (BST) (bed nucleus of stria terminalis), у этих людей по величине была в два раза меньше, чем у нормальных мужчин. Поскольку у женщины эта группа клеток намного меньше, чем у мужчины, то фактически у людей, подверженных транссексуализму, эта группа клеток была такого же размера, как и у лиц противоположного пола. Ученые не знают наверняка, какую именно функцию выполняет эта группа клеток у людей, но известно, что она помогает контролировать сексуальное поведение у крыс-самцов. Хотя можно интерпретировать эти данные и иначе, может оказаться и так, что мужчины с транссексуализмом обладают какими-то существенными биологическими отличиями, и именно поэтому их пол причиняет им такие неудобства.



Некоторые взрослые, подверженные транссексуализму, изменяют свои сексуальные характеристики, когда проходят курс гормонального лечения (Bradley, 1995). Врачи прописывают мужчинам с такого типа расстройствами женский сексуальный гормон эстроген, в результате у них увеличивается грудь, уменьшается вес тела, уменьшается количество волос на лице и изменяется состав жиров. Аналогичным образом для многих женщин с таким расстройством прописывают мужской сексуальный гормонтестостерон.

Гормонотерапия и психотерапия позволяет многим людям, страдающим транссексуализмом, вести спокойное существование и играть ту гендерную роль, которая, как им кажется, представляет их подлинную идентичность. Для других этого все же недостаточно и их неудовлетворенность приводит к тому, что они подвергаются процедуре, о которой в медицине спорят больше всего: хирургической операции по изменению пола (Bradley, 1995). Этой хирургии предшествует один или два года гормонотерапии. Сама по себе операция для мужчин включает ампутацию пениса, создание искусственной вагины и пластическую хирургию по изменению лица. У женщин проводится двустороннее удаление молочной железы и удаление матки. В некоторых случаях выполняется процедура по созданию функционирующего пениса - фаллопластика, но этот метод еще довольно примитивен. Врачи все же разработали силиконовый протез, который создает видимость наличия у пациента мужских гениталий (Hage & Bouman, 1992). Каждый год в США проводится приблизительно 1000 операций по изменению пола. Исследования в Европе показывают, что 1 из каждых 30 000 мужчин и 1 из каждых 100 000 женщин хотят подвергнуться хирургической операции по изменению пола (АРА, 1994).

Клиницисты горячо спорят о том, является ли хирургия адекватным лечением нарушений гендерной идентификации.

Некоторые считают, что это самое гуманное решение, и оно лучше всего подходит людям, страдающим от транссексуализма (Cohen-Kettenis & van Goosen, 1997). Другие считают, что транссексуальная хирургия не решает чисто психологическую проблему, так же как не решила бы ее и лоботомия (Restak, 1979). Еще до конца не выяснен длительный психологический эффект хирургической операции. Кажется, что некоторые люди после этой процедуры чувствуют себя хорошо (Bradley, 1995), а у других возникают психологические проблемы.

Наш пол имеет настолько важное значение для нашей идентификации, что большинству из нас трудно даже вообразить, что мы захотим его изменить, а тем более вообразить стресс, который чувствуют люди, сомневающиеся в своей гендерной принадлежности. Независимо от того, является ли основная причина биологической, психологической или социокультурной, нарушение гендерной идентичности причиняет человеку глубокие страдания и подвергает сомнению основы его существования.

<Джеймс и Джен . Британский писатель Джеймс Моррисон (слева) чувствовал себя как женщина, попавшая в ловушку мужского тела, он подвергся хирургической операции по изменению пола, которую описал в 1974 году в своей автобиографии «Головоломка». Сегодня Джен Моррис (справа) - писательница, пользующаяся успехом и, по-видимому, достаточно комфортно чувствующая себя с измененным полом.>

Хирургическая операция по изменению пола - хирургическая процедура, которая изменяет половые органы, черты лица и, тем самым, сексуальную идентичность.

Фаллопластика - хирургическая процедура, в ходе которой создается функциональный пенис.

Резюме

Люди с нарушениями гендерной идентичности или страдающие транссексуализмом постоянно чувствуют, что они не соответствуют своему полу и хотели бы приобрести физические характеристики другого пола. Количество мужчин с такими нарушениями превосходит количество женщин в соотношении 2:1. Причины этого явления до конца не выяснены. Во многих случаях такого расстройства применялось гормональное лечение и психотерапия. Проводятся и операции по изменению пола, однако хирургия, как форма «лечения» такого расстройства, вызывает горячие споры.

Подводя итоги

Несмотря на общественный интерес к сексуальным нарушениям, клиницисты только недавно начали понимать характер сексуальных дисфункций и разрабатывать эффективные методы лечения. Кроме того, ученые сделали лишь незначительный шаг вперед в объяснении и лечении парафилий и нарушений гендерной идентификации.

Раньше люди с сексуальными дисфункциями были обречены всю жизнь испытывать сексуальную фрустрацию. Однако за прошедшие тридцать лет широко исследовалось сексуальное функционирование, и в работах по изучению сексуальных дисфункций отмечались многие психологические, социокультурные и биологические причины. Как мы уже видели на примере многочисленных расстройств, различные причины могут взаимодействовать и приводить к определенной дисфункции, такой как нарушение эрекции у мужчин и нарушение оргазма у женщин.

В некоторых сексуальных расстройствах тем не менее доминирует какая-то одна причина, а комплексные объяснения могут быть неточными и не принесут пользы человеку. Так, например, преждевременная эякуляция, как правило, имеет психологические причины, а причина диспареунии - физиологическая.

За прошедшие три десятилетия произошел важный прогресс в лечении сексуальных дисфункций, и терапия теперь чаще всего помогает людям решить их проблемы. Сегодня секс-терапия представляет собой комплексную программу, предназначенную для решения определенных проблем личности или семейной пары. Опять-таки могут сочетаться различные техники, хотя в некоторых случаях для решения той или иной проблемы требуется какой-то один метод.

Один из самых существенных выводов, который можно сделать на основе этой работы, состоит в том, что знание о сексуальных дисфункциях может быть не менее важным, чем лечение. Сексуальные мифы до сих пор воспринимаются настолько серьезно, что они часто вызывают чувство стыда, ненависти к себе, изоляции и безнадежности - ощущения, которые сами по себе создают сексуальные проблемы. Даже незначительная по объему информация может помочь человеку, нуждающемуся в лечении. Фактически, большинству людей, а не только тем, кого надо лечить, полезно знать, как происходит сексуальное функционирование, поэтому внимание ученых-клиницистов привлекают книги, телевидение и радио, школьные программы, презентации различных общественных групп и тому подобное. Важно, чтобы такие акции продолжались и их количество возрастало в будущем.

Ключевые термины

Сексуальная дисфункция

Цикл сексуального реагирования

Фаза влечения

Пониженное половое влечение

Сексуальное отвращение

Пролактин

Тестостерон

Эстроген

Афродизиак

Фаза возбуждения

Расстройство женского сексуального возбуждения

Мужское нарушение эрекции

Набухание пениса ночью

Тревога, связанная с выполнением действия

Роль наблюдателя

Фаза оргазма

Преждевременная эякуляция

Мужское оргазмическое расстройство

Женское оргазмическое расстройство

Вагинизм

Диспареуния

Секс-терапия

Взаимная ответственность

Сосредоточенность на ощущениях

Чувственное осознание

Самообучающий тренинг

Техника поддразнивания

Аппарат вакуумной эрекции

Протез пениса

Техника стоп-старта

Тренинг контролируемой мастурбации

Сексуальная зависимость

Парафилия

Фетишизм

Аверзивная терапия

Скрытая десенситизация

Оргазмическая переориентация

Трансвеститский фетишизм

Трансвестизм

Эксгибиционизм

Вуайеризм

Фроттеризм

Педофилия

Тренинг по предотвращению рецидивов

Сексуальный мазохизм

Гипоксифилия

Аутоэротическая асфиксия

Сексуальный садизм

Нарушение гендерной идентичности

Транссексуализм

Опорное ядро терминального тяжа

Гормональное лечение

Хирургия по изменению пола

Фаллопластика

Контрольные вопросы

1. Какие сексуальные дисфункции связаны с фазой влечения цикла сексуального реагирования? Насколько они распространены и что является их причиной?

2. Каковы симптомы и распространенность расстройств женского сексуального возбуждения и нарушения мужской эрекции? С какой фазой цикла сексуального реагирования они связаны?

3. Какие возможны причины мужского нарушения эрекции?

4. Какие сексуальные дисфункции связаны с тревогой за совершение полового акта и ролью наблюдателя?

5. Каковы симптомы, признаки и главные причины преждевременной эякуляции, нарушения оргазма у мужчин и женщин? С какой фазой цикла сексуального реагирования они связаны?

6. Определите, опишите и объясните расстройства, связанные с сексуальными болевыми ощущениями.

7. Каковы основные черты современной секс-терапии? Какие конкретные техники используются для лечения конкретных сексуальных дисфункций?

8. Перечислите, опишите и объясните основные парафилии.

9. Опишите технику применения терапии отвращения, пресыщение мастурбацией, оргазмическую переориентацию и тренинг по предупреждению рецидивов. Для лечения каких видов парафилии используются эти терапии и насколько они успешны?

10. В чем отличие трансвестизма от нарушений половой идентификации (транссексуализма). Каковы основные методы лечения нарушения половой идентичности?

Глава 12. Шизофрения

Что значит для меня шизофрения? Это значит усталость и неразбериха. Это попытки разделить все события на происходящие в реальности и на нереальные, иногда не зная, где они нахлестываются друг на друга. Это попытки ясно мыслить, отыскивая путь в лабиринте переживаний, когда мысли непрерывно вытекают из твоей головы и тебе сложно разговаривать с людьми. Это значит порой чувствовать себя внутри своей головы и видеть, как ты гуляешь по собственному мозгу или наблюдать, как другая женщина носит твою одежду и выполняет действия, как только ты подумаешь о них. Это значит знать, что за тобой непрерывно следят, что тебе никогда не преуспеть в жизни, поскольку все законы против тебя; знать, что окончательная гибель неминуема (Rollin, 1980, р. 162).

Эта женщина описывает, что чувствует человек, страдающий шизофренией. Люди, которые ранее могли вести если не успешную, то нормальную деятельность, заболевая шизофренией, погружаются в мир необычных ощущений, странных мыслей, искаженных чувств и двигательных нарушений. Это психоз, основной характеристикой которого является потеря контакта с реальностью. Способность пациентов взаимодействовать с окружающим миром настолько нарушается, что они теряют способность вести нормальную деятельность дома, в кругу друзей, в школе или на работе. Они могут испытывать галлюцинации (ложное сенсорное восприятие), бред (ложное убеждение), или уйти в свой внутренний мир. Психоз может быть вызван приемом ЛСД, амфетаминов или кокаина (см. главу 10). Причиной психоза также могут быть черепно-мозговая травма (ЧМТ) или органические заболевания мозга. Однако, как правило, психоз проявляется в форме шизофрении.

Шизофрения - психическое заболевание, при котором личная жизнь, социальная и профессиональная деятельность страдают в результате появления странных ощущений, нарушения мышления и двигательных дисфункций.

Психоз - состояние, в котором человек теряет контакт с реальностью по ключевым каналам получения и переработки информации.

Приблизительно каждый сотый человек в мире в какой-то момент своей жизни заболевает шизофренией (АРА, 1994). Финансовые затраты на это заболевание чрезвычайно велики, ежегодно они оцениваются в сумму более 100 млрд. долларов, включая бюджеты стационаров, потерю прибыли и пенсии по инвалидности (Black & Andreasen, 1994). Для семей больных это еще и страшная эмоциональная тяжесть. К тому же, страдающие шизофренией имеют высокий риск самоубийства или развития соматической болезни (Meltzer, 1998; Brown, 1997).

Рисунок 12.1. Социоэкономические классы и шизофрения. По результатам исследований, в Соединенных Штатах бедные люди намного более подвержены шизофрении, чем богатые. (Keith et al., 1991, адаптировано.)

Хотя шизофрения встречается во всех социоэкономических группах, ей наиболее подвержены люди с низким уровнем дохода (рис. 12.1), вследствие чего некоторые теоретики считают, что травматичность нищеты сама по себе является причиной этой болезни. Однако возможно и то, что жертвы шизофрении из-за болезни опускаются на более низкий социоэкономический уровень или остаются бедными из-за невозможности эффективного функционирования (Munk & Mortensen, 1992). Эта теория иногда называется теорией «нисходящего дрейфа» («downward drift» theory).

Шизофренией в равной степени страдают и мужчины, и женщины. Однако у мужчин это заболевание часто начинается раньше и протекает более тяжело (Castle et al., 1995). Около 3% разведенных или живущих врозь людей в какой-то момент заболевают шизофренией, по сравнению с 1% людей, состоящих в браке, и 2% людей, не вступавших в брак (Keith et al., 1991). Опять-таки, неизвестно, являются ли семейные проблемы причиной или следствием заболевания.

Приблизительно 2,1% афро-американцев получают диагноз шизофрения по сравнению с 1,4% белых американцев (Keith et al., 1991). Однако по данным переписи, афро-американцы чаще живут в бедности и испытывают трудности в семейной жизни. Когда эти факторы учитываются, рейтинг заболеваемости шизофренией одинаков для обеих расовых групп.

<«Вряд ли когда-либо история мира... знала больше безумств, чем в наши дни». - Джон Хоукс, «На возрастание безумства», 1857>

Шизофрения - это состояние, которое первым приходит на ум при слове «сумасшествие» (Cutting, 1985). И в прошлом, и в паши дни люди очень интересуются этим заболеванием, толпами стекаясь на театральные постановки и кинофильмы (включая популярные фильмы ужасов), сюжет которых завязан на шизофрении.

Но в то же время можно видеть, что ко многим людям с этим заболеванием относятся с пренебрежением, нужды их практически полностью игнорируются. Они живут без адекватного лечения, не имея никакой возможности развивать свои задатки человеческого существа (Torrey, 1997).

Расстройства половой идентификации у детей (РПИ) – это психосексуальные отклонения детского возраста, характеризующиеся устойчивым и интенсивным непринятием своего пола, сильным желанием изменить его на противоположный. Пациенты постоянно стремятся одеваться и действовать в соответствии со своей психологической гендерной принадлежностью. Ожидают отношения к себе окружающих как к представителю другого пола. Иногда расстройства данной группы перерастают в транссексуализм у взрослых. Диагностика выполняется методом опроса родителей, беседы и наблюдения за поведением ребенка. Лечение основано на поведенческой психотерапии.

МКБ-10

F64.2 Расстройство половой идентификации в детском возрасте

Общие сведения

Половая идентификация – процесс установления соответствия психологического и биологического компонента гендерной принадлежности; осознавание и принятие человеком истинного пола, а также приписываемых социальных ролей (муж, брат, мать), поведения, внешнего вида. В детстве нарушения половой принадлежности проявляются задолго до пубертатного периода, симптомы устойчивы и наблюдаются в течение 1-2 лет. В Международной классификации болезней 10 пересмотра они выделены в отдельную подкатегорию – F64.2 «Расстройство половой идентификации в детском возрасте». Эпидемиологические данные неизвестны, так как не все родители, обнаруживая симптомы, обращаются к врачу. Диагноз в 3 раза чаще выставляется мальчикам.

Причины

Исследования этиологии продолжаются. Установление причин позволяет специалистам определить патогенетические механизмы, составить прогноз, подобрать наиболее эффективное лечение. Развитие расстройств связывают с влиянием двух групп факторов: конституциональных и средовых. К ним относятся:

  • Пренатальные гормональные сдвиги. Эндокринный статус женщины во время беременности может повлиять на становление половой идентификации. Чаще всего наблюдается повышенный или пониженный уровень тестостерона, провоцирующий соответственно маскулинность или феминность ребенка.
  • Височная эпилепсия. Выявлена положительная связь между частотой транссексуализма и височной формой эпилепсии . При своевременном начале терапии антиконвульсантами удается избежать расстройств идентификации пола.
  • Патологии хромосомного пола. РПИ возникают у пациентов с изменением числа или строения половых хромосом. Наиболее распространенным заболеванием является синдром Клайнфельтера , при котором у мужчин развиваются фенотипически женские черты (гинекомастия , удлиненные ноги и руки), определяющие искаженное восприятие половой принадлежности.
  • Нарушение детско-родительских отношений. В основе правильной полоролевой идентификации лежит подражание поведенческой модели родителя того же пола. У мальчиков РПИ формируется в результате патологической тесной связи с матерью, фиксации в роли маленького ребенка. У девочек аналогичные искажения происходят при вынужденной необходимости проявлять самостоятельность и агрессивность с ранних лет.
  • Отсутствие однополых друзей. Гендерные модели взаимоотношений, социокультурные ожидания усваиваются в процессе общения со сверстниками. РПИ возникают при частом выборе игр противоположной половой принадлежности («казаки-разбойники» или «дочки-матери»), при отсутствии положительного подкрепления правильного поведения взрослыми.

Патогенез

Существует большое количество теорий, объясняющих патогенетическую основу РПИ. В настоящее время исследователи признают, что становлению нарушений половой идентификации способствует сочетанное воздействие сенсорных, биохимических и психологических факторов, среди которых доминирующую роль играет характер обращения родителей на ранних стадиях развития ребенка. Относительно стабильное представление о половой принадлежности формируется у ребенка к 3-5 годам и обычно не меняется на протяжении всей последующей жизни. Но, если, например, девочку растят и воспитывают как мальчика, она будет воспринимать себя мальчиком, даже несмотря на отношение окружающих и развитие вторичных половых признаков (увеличение груди, менструации, округление бедер).

Среди патологических механизмов отношений «родитель-ребенок» выделяют симбиоз, когда близость с родителем ослабляет осознание ребенком собственной идентичности. Еще один вариант – жестокое обращение отца или матери. В таких случаях РПИ возникает как защитный механизм, основанный на фантазиях о том, что смена пола улучшит отношение взрослого («будь я девочкой, они бы меня не били»). На физиологическом уровне зачастую обнаруживается нарушение дифференциации мозговых структур, ответственных за половое поведение.

Классификация

В психологии половая идентичность рассматривается как компонент самосознания, включающий субъективное восприятие себя и поведенческие проявления половой роли на различных этапах психического и сексуального развития. Процесс гендерной идентификации подразделяется на собственно половую идентичность, полоролевую идентичность и сексуальную ориентацию. Согласно этому выделены следующие варианты РПИ:

  • Транссексуализм. Гендерная идентичность противоположна биологическому полу, данному с рождения. Дети ведут себя, одеваются соответственно психологическому восприятию.
  • Трансвестизм. Проявляется стремлением переодеваться в одежду представителей иного пола для получения чувственного удовольствия. Сохраняется восприятие своего анатомического пола.
  • «Симптоматические» РПИ. Эта группа расстройств развивается на фоне психических и психоневрологических заболеваний. Наиболее часто нарушения идентификации пола диагностируются у больных с шизофренией , ядерными расстройствами личности, органическими поражениями ЦНС.

Симптомы РПИ у детей

Мальчики с РПИ, начиная с дошкольного возраста, больше увлечены играми для девочек и по возможности переодеваются в женскую одежду, используют бижутерию и аксессуары. Они проводят много времени в девчоночьих компаниях – прыгают в скакалку, «классы» и «резиночки», принимают роли мам, дочек, принцесс, ведьм. Увлекаются приготовлением пищи, заботой о домашних питомцах, поддержанием порядка в комнате. Интересуются видами женских причесок, учатся плести косы куклам и подружкам. Когда существует возможность выбора партнера для игр, предпочитают девочек. В период обучения ребенка в младшей школе нарастает презрение, и возникают гонения со стороны окружающих. Острокизм достигает своего пика в средних классах. Мальчики подвергаются унизительным насмешкам, вербальной и физической агрессии от сверстников мужского пола. Открытое женское поведение постепенно уменьшается в позднем подростничестве, но в юношеском возрасте и позже в 30-60% формируется гомосексуальная ориентация.

В клинической практике РПИ девочек диагностируются реже. Основной симптом – мальчиковое поведение. Определяется повышенный интерес к соревновательным видам спорта, дракам, спорам, играм, требующим приложения физической силы. Классический образ – девочка-сорванец. Она отвергает кукол, платья, ролевые игры, требующие исполнения женских функций – ухода за детьми, приготовления пищи, обустройства дома. Лучшими друзьями становятся мальчики, а хорошо развитые физические навыки позволяют конкурировать с ними в скорости, ловкости, силе и смелости. Девочки практически не подвергаются осуждениям и гонениям окружающих. Однако в подростничестве и юности возможны пренебрежительные и унизительные замечания от сверстниц, ценящих женственность. Большинство пациенток в молодости отказываются от демонстрации маскулинности, лишь у некоторых сохраняется транссексуализм.

Осложнения

Дети с расстройствами половой идентификации нуждаются в психологической поддержке. Ее отсутствие приводит к состоянию острой дезадаптации и эмоционально-поведенческим нарушениям. Пациенты переживают постоянные конфликты с родственниками, не находят понимания среди сверстников, подвергаются унижениям и травле (моббингу). Оставаясь в одиночестве, переживают стыд, отчаяние, впадают в депрессию . В ситуации жесткой критики и давления подростки нередко решают, что суицид – единственный способ разрешения проблем. В поиске принятия и любви они могут стать жертвами сексуальной эксплуатации. Тяжелые проявления РПИ включают отвержение анатомических структур пола. Девочки утягивают грудь плотной тканью, отказываются от еды, чтобы избежать округления фигуры, самостоятельно принимают препараты, предотвращающие менструацию. Мальчики совершают акты самоповреждения, стремясь избавиться от полового члена и яичек.

Диагностика

Обследованием детей с подозрением на расстройства гендерной идентификации занимается врач-психиатр . Специальных методик не разработано, диагноз выставляется на основе клинических данных, полученных в ходе наблюдения, беседы с родителями, ребенком. Ключевой диагностический критерийпостоянное желание быть представителем пола, противоположного биологическому. Этот симптом проявляется специфическим поведением и внешним видом.

Обычно расстройства дебютируют в дошкольном возрасте, реже ‒ в раннем детстве и младших классах. Обязательное условие в том, чтобы манифестация произошла до начала полового созревания. Характерная особенность детей – отрицание переживаний по поводу своего биологического пола. Негативные эмоции связаны с нарушением социальной адаптации. Дифференциальная диагностика включает различение РПИ с эгодистонической ориентацией по полу, расстройством формирования сексуальности, расстройством психосексуального развития.

Лечение РПИ у детей

При определении тактики терапии специалист выясняет, насколько сам ребенок или подросток мотивирован к формированию гендерной идентичности, которая соответствует истинному полу. Если пациент высказывает желание оставаться таким, какой он есть, психотерапевтическая помощь ограничивается рекомендациями по коррекции поведения и консультациями, помогающими понять заболевания и спрогнозировать будущее. В полную схему лечения включены:

  • Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Поведенческий компонент терапии направлен на модификацию соответствующего противоположному полу поведения с целью сделать его приемлемым для социального окружения и уменьшить дезадаптацию. Если ребенок согласен на изменение своего восприятия, проводится работа с образом тела, формируется позитивная связь с истинным биологическим полом. Когнитивный компонент психотерапии ориентирован на осознание эмоциональных переживаний и обучение управлению ими, на составление личного жизненного плана, обсуждение сексуальных предпочтений.
  • Семейное консультирование. Психолог дает родителям информацию о природе заболевания, развивает в них принятие позиции ребенка, поясняет, с чем может быть связано отсутствие терапевтической мотивации, рассказывает о возможном развитии истинного транссексуализма, проведении гормональной терапии и операции по смене пола после достижения 18-22 лет. Совместные беседы в рамках семейного консультирования нацелены на выработку коммуникативного навыка – умения говорить и договариваться, не используя упреки и осуждения.
  • Семейный психоанализ. Психодинамическая терапия (психоанализ) позволяет переработать незавершенные психические конфликты и проблемы в семейных отношениях, спровоцировавшие РПИ. На сеансах психотерапевт обсуждает методы воспитания, чувства родителей к ребенку и его половой принадлежности, цели и желания родителей, желанность или неожиданность беременности. Откровенная беседа с маленьким пациентом выявляет его страхи, тревоги, подавленные желания.

Прогноз и профилактика

Исход расстройства существенно благоприятнее в тех случаях, когда у пациента имеется мотивация к достижению идентичности, соответствующей анатомическому полу – снижается вероятность вторичных психических нарушений, улучшается адаптация в семье и школе, развивается принятие себя. Профилактика РПИ сводится к правильному половому воспитанию детей. Необходимо исключить гиперопеку и гиперконтроль, родителям одного с ребенком пола следует демонстрировать любовь и уважение к своему телу, своей социальной роли, бытовым обязанностям; родителям противоположного пола – подчеркивать разницу между собой и ребенком (девочке: «давай я сумку понесу, я – мужчина», мальчику – «сынок, помоги мне с сумками, ты же сильный»).

Расстройство половой идентификации у детей (ранее транссексуализм) – психосексуальное отклонение, проявляющееся в неприятии ребенком своего биологического пола. Ребенок часто выказывает желание принадлежать к противоположному полу или убежден, что он принадлежит к нему. Он недоволен полом, своими анатомическими особенностями и гендерными ролями, принятыми в обществе.

Расстройство развивается в возрасте 3-5 лет, реже в младших классах школы, но всегда до подросткового возраста. Для него характерно устойчивость симптомов – то есть ребенок ведет себя как представитель противоположного пола ежедневно на протяжении нескольких месяцев или лет.

Точной статистики данного отклонения нет, поскольку не все родители обращаются к специалисту при появлении симптомов. Исследование, проведенное в скандинавских странах, выявило, что частота данного отклонения составляет 1:11 000 среди мальчиков и 1:30 000 среди девочек. Как видно, мальчикам данный диагноз ставят в 3 раза чаще, чем девочкам. Однако такое соотношение объясняется не только особенностью мужской психики, а лояльным отношением родителей и общества к тому, что девочка ведет себя «по-мужски».

В современной психиатрии ведутся споры можно ли считать расстройство половой идентификации психическим расстройством. Согласно медицинским критериям, психическое расстройство причиняет душевное страдание самому пациенту или нарушает его возможности приспосабливаться к действительности. Данное состояние не подходит под эти критерии. Поскольку страдания возникают только в том случае, если окружающие пытаются переубедить ребенка относительно его убеждений, касающихся пола. В остальном его умственное и физическое развитие не отличается от других детей. В связи с этим в некоторых европейских странах таких людей называют средним полом, а их права закрепили на законодательном уровне.

Причины

Вероятной причиной расстройства половой идентификации считаются гормональные отклонения у матери во время беременности. Так болезни надпочечников могут вызвать нарушение уровня тестостерона, что сказывается на развитии плода. Однако последние исследования подтверждают, что одну их ведущих ролей играют психологические факторы.

Органические причины:

  • патология височных долей мозга;
  • дефицит или избыток тестостерона;
  • эпилепсия;
  • шизофрения (однако, в этом случае проявляются и другие симптомы, характерные для данного заболевания: паранойя, бред, галлюцинации).

Психологические причины:

  • Жестокое обращение с ребенком. После пережитого насилия у ребенка может укорениться мысль, что родители обращались бы с ним лучше, если б он был другого пола.
  • Недостаток внимания со стороны родителей . Переодевание в одежду другого пола и демонстративное поведение могут быть попыткой привлечь к себе внимание, вызвать у родителей сильные эмоции. Такая манера обращать на себя внимание может проявляться у эгоцентричных требовательных детей.
  • Воспитание в неполной семье. Для формирования половой идентификации ребенок должен видеть модель поведения представителя своего пола. Для мальчиков это может быть отец, дед, или другой мужчина из его окружения. Отсутствие положительного примера своего пола, с которым бы ребенок мог себя идентифицировать может нарушить половую идентификацию.
  • Сложные взаимоотношения между родителями. Например, ребенок регулярно становится свидетелем семейных конфликтов и видит, как унижают родителя одного с ним пола. В этом случае у него может сформироваться установка, что противоположный пол лучше и сильнее.
  • Чрезмерная привязанность к родителю противоположного пола. Сильная любовь и привязанность вызывает у ребенка желание во всем походить на объект обожания и подражать даже в мелочах.
  • Неудовлетворенность полом ребенка. Например, такое случается в семьях, где родители хотели мальчика, а родилась девочка. Один или оба родителя не стесняются об этом заявлять и стремятся воспитывать ее как сына. Покупают одежду и игрушки для мальчиков, воспитывают в ней мужские качества.
  • Безразличие родителей к проявлению ребенком черт, противоположных для данного пола. В некоторых семьях такая манера поведения даже поощряется. Например, родителям нравится, что девочка растет сорванцом, или воспринимают переодевание мальчика, как смешную шутку.
  • Подчеркивание в ребенке черт, характерных для противоположного пола. Например, родители часто восхищаются миловидностью мальчика, чрезмерно ухаживают за его внешностью, принимают участие в детских конкурсах красоты. Для девочки вредна подготовка к силовым видам спорта, где необходимо проявлять силу, выносливость.

Следует отметить, что в связи с тем, что такое расстройство встречается редко, оно еще недостаточно изучено. Поэтому точную причину его развития удается установить редко.

Симптомы

При расстройстве половой идентификации ребенок чувствует, что родился в теле не того пола. Например, ребенок чувствует себя девочкой, но все говорят ему противоположное. Это вызывает у него недоумение, а затем протест или депрессию.

Родители могут определить расстройство по особенностям в поведении ребенка.

У мальчиков:


  • Проявляют сильное желание походить на девочку, маму, сестру. Они надевают женскую одежду или симулируют женские наряды с помощью подручных средств.
  • Не принимают свои половые органы, считая их отвратительными. Утверждают, что с возрастом те исчезнут.
  • Выказывают сожаление, что не родились девочками.
  • Убеждают окружающих в своей принадлежности к женскому полу – «когда вырасту – буду женщиной».
  • Предпочитает общество девочек и женщин, даже если есть мальчики-сверстники.
  • Стараются подражать девочкам, перенимают их манеру поведения;
  • Выбирают игры, характерные для девочек: дочки-матери, принцессы, ведьмы. При этом отвергают типично мальчиковые игры и игрушки.
  • В характере доминируют деликатность, чувствительность, мягкость.
  • В школьном возрасте отсутствует половой интерес к противоположному полу, не возникает детская влюбленность. Все девочки воспринимаются только как подруги по играм или соперницы.

У девочек:

  • Выказывают чувство дискомфорта от необходимости жить в теле девочки. В подростковом возрасте стремятся избежать изменений, происходящих с телом – перематывают грудь, худеют, чтоб не появлялось округлости в области бедер и живота.
  • Утверждают, что у них есть или будет пенис и вторичные признаки мужского пола.
  • Утверждают, что они относятся к мужскому полу или когда вырастут, станут мужчинами.
  • Проявляют сильную привязанность к отцу, перенимают его манеру вести себя, стараются ему подражать.
  • Предпочитают компанию мальчиков даже при наличии девочек-сверстниц.
  • Отказывается мочиться в сидячем положении;
  • Предпочитает спорт и активные игры. Не любят играть в игры типичные для девочек.
  • Одеваются в мальчиковую одежду, никогда не надевают юбки или платья.
  • Не выказывают полового интереса к противоположному полу в школьном возрасте.

И девочки, и мальчики с подобными нарушениями не страдают от своих убеждений и не воспринимают свое состояние, как болезнь или отклонение. Проблемы возникают только в том случае, если окружающие показывают негативную реакцию на их поведение. В связи с этим большее давление испытывают мальчики, поскольку мужественное поведение девочек считается более социально приемлемым.

Необходимо отметить, что у дошкольников единичные или изредка появляющиеся симптомы, описанные выше, не могут свидетельствовать о расстройстве. Полоролевому поведению дети учатся на протяжении первых лет своей жизни. В этот период они обязательно совершают поступки, присущие противоположному полу. Во время игры дети младшего возраста часто не обращают внимания на гендерные стереотипы, поскольку им присуще желание опробовать новые роли.

Не является признаками расстройства половой идентификации

  • Желание принадлежать к противоположному полу, которое связано с конкретными привилегиями. Например: «Я хочу быть девочкой, их все жалеют и защищают» или «Я хочу быть мальчиком, им можно лазать по деревьям и гулять допоздна».
  • Ребенок соглашается принимать участие в играх, характерных для другого пола, навязанных сверстниками. Он стремиться общаться и стать частью компании.
  • Во время игры может надеть одежду противоположного пола. Пристрастие к ярким красивым вещам характерно для детей обоих полов. Достаточно мягко объяснить ребенку, что так делать не нужно и предложить ему что-то взамен.

Также к расстройству половой идентификации не относятся случаи, связанные с генетическими аномалиями, когда у ребенка присутствуют признаки обоих полов.

Диагностика

Диагноз «расстройство половой идентификации у детей» согласно критериям МКБ-10 ставится в том случае, если у ребенка, не достигшего полового созревания, более 6-ти месяцев устойчиво проявляются отклонения в полоролевом поведении.

У мальчиков:

  • Дискомфорт, вызванный принадлежностью к мужскому полу.
  • Сильное желание быть девочкой.
  • Частые заявления о принадлежности к женскому полу.
  • Один из двух симптомов:
  • женская модель поведения, ношение женской одежды, активное участие в играх и увлечениях девочек, при одновременном отвержении общества, игрушек и игр мальчиков;
  • отвержение своих половых органов: отвращение к ним, желание, чтобы их не было, высказывания, что, несмотря на их наличие, вырастет женщиной.

У девочек:


  • Дискомфорт, вызванный принадлежностью к женскому полу.
  • Высказывания о том, что лучше было бы родиться мальчиком (не связанные с социокультурным превосходством мальчиков).
  • Утверждения о том, что она принадлежит к мужскому полу или станет мужчиной, когда вырастет.
  • Один из двух симптомов:
  • отвращение к женской одежде, устойчивое желание носить мужские вещи и аксессуары;
  • отвержение женских половых признаков, нежелание роста груди, менструаций, утверждения, что у нее имеется (или появится в будущем) мужской половой член.

Лечение

Лечение расстройства половой идентификации заключается в психотерапии. Медикаментозное лечение назначают редко. Гормональные лекарственные препараты не применяются, поскольку у детей это состояние не связано с нарушениями в работе эндокринных желез. В том случае, если расстройство вызвано эпилепсией, то назначают антикольвульсанты.

В странах ЕС и США стандарты медицины позволяют назначать детям гормональное лечение для торможения развития вторичных половых признаков и формирования у них «желаемого» пола. В странах СНГ это не практикуется, поскольку считается, что в подростковом возрасте значительная часть детей избавляется от расстройства под влиянием гормональных изменений.

Психотерапия

Психотерапия детей младшего и среднего школьного возраста проводится с их согласия. К лечению приступают в том случае, если ребенок сам выказывает желание избавиться от расстройства. Если он против, то ограничиваются разъяснениями в рамках рациональной психотерапии.

В любом случае работа психиатра и психолога будет также направлена на решение сопутствующих проблем. Например, проводят тренинги, помогающие ребенку достичь эмоциональной стабильности, направленные на уменьшение чувства подавленности, тревожности, развитие навыков общения и устранение конфликтов со сверстниками.

  1. Рациональная психотерапия

Это направление опирается на переубеждение и перевоспитание. На индивидуальных занятиях психотерапевт в доступной для ребенка форме рассказывает о различиях полов и их значении, роли мужчин и женщин в обществе. Особенное внимание он уделяет преимуществам и возможностям, которые дает и даст в будущем натуральный пол ребенка. Ребенка учат, какие поступки считаются правильными для его пола и возраста, а каких действий следует избегать и почему.

  1. Когнитивная психотерапия

Работа психотерапевта направлена на изменение мыслей ребенка, касающихся своего тела и пола. У ребенка формируют правильное понятие о собственном теле, значении всех его органов, о важности и привилегиях его натурального пола. Половое просвещение, проведенное в доступной и интересной ребенку форме, оказывает сильное влияние на его идентификацию. И чем младше ребенок, тем сильнее влияние психотерапевта, поскольку в дошкольном возрасте убеждения определяют его поведение.

  1. Игровая психотерапия

Во время игры моделируются ситуации, в которых ребенок должен вести себя соответственно своему натуральному полу, проявив при этом все лучшие качества, присущие представителям этого пола. Например, игра «Супермен спасает планету» или «Принцесса в волшебном саду».


  1. Семейная психотерапия

На консультациях решается вопрос, как вести себя с ребенком, принимать его позицию или переубеждать его, информировать ли окружающих о расстройстве. Также родителей учат справляться с тревогой или неприятием, вызванными особенностями поведения ребенка. Им объясняют, как необходимо скорректировать свое поведение и стиль взаимоотношений в семье, чтобы изменить отношение ребенка к своему полу.

  1. Гипнотерапия

Лечение расстройства гипнозом должен проводить психотерапевт, имеющий соответствующую подготовку. Как правило, на сеансах присутствуют и родители. Ребенку, находящемуся в состоянии гипнотического сна, проводят гипнотическое внушение. Оно может иметь вид коротких понятных формул: «Мне нравится, что я мальчик. Я принимаю свое тело». Внушение может быть в виде специально составленных сказок, суть которых убедить ребенка в том, что ему комфортно в его теле.

Психиатры установили закономерность, что чем младше ребенок, тем успешнее лечение. В связи с этим родителям рекомендуют не игнорировать признаки расстройства, а поправлять ребенка при отрицании его натурального пола, активно заниматься профилактикой расстройства в домашних условиях. Если симптомы постоянно проявляются более 6-ти месяцев, то необходимо обратиться к детскому психиатру.

Возможные последствия

У детей и подростков с данным расстройством очень часто возникают проблемы в поведении и эмоциональной сфере. Они вызваны тем, что ребенок страдает от несоответствия пола, с которым он родился, и его представлениями о себе. Проблемы значительно усугубляются из-за давления сверстников и взрослых, высмеивания или физической агрессии.

Самым распространенным последствием является депрессия. У детей она может проявляться отказом от еды и других занятий, ранее вызывавших интерес, плаксивостью, раздражительностью, негативизмом, замкнутостью, бессонницей , ночными кошмарами.

Среди тех, у кого расстройство сохранилось во взрослом возрасте, в 14% случаев формируется склонность к гомосексуализму.

Отсутствие поддержки, постоянные упреки родителей и буллинг сверстников могут привести к попыткам суицида.

Профилактика

Профилактикой расстройства половой идентификации должны заниматься родители с первых лет жизни ребенка. Действия родителей должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка принимать свое тело и свой пол естественно и спокойно.

  • Положительный пример поведения своего пола. Мальчик должен знать, как ведут себя мужчины. Хорошо, если такую модель поведения демонстрирует отец. Даже если родители в разводе мать должна одобрительно отзываться о нем, ставить в пример его поступки. В неполных семьях пример для подражания также может быть выбран среди знакомых или персонажей.
  • Теплые взаимоотношения между родителями. Когда ребенок видит восхищение или одобрение к родителю одного с ним пола, у него формируется установка «Хорошо быть мальчиком, как папа. Мама его хвалит».
  • Уход за своим телом. Желательно, чтобы пример подавал родитель, одного пола с ребенком. Уход включает не только гигиену, но и физические упражнения, выбор одежды и др.
  • Откровенные и спокойные разговоры с ребенком на любую тему, в том числе о взаимоотношении полов и продолжении рода. «Запрещенные» темы и формирование ложного стыда в вопросах пола могут способствовать развитию расстройства.
  • Объяснять ребенку, какое поведение считается неприемлемым для его пола . Если родители заметили поведение, не соответствующее полу ребенка, то на это необходимо указать: «Мальчики ведут себя по-другому. Ты же мальчик!».
  • Переключение внимания ребенка в том случае, если игры не соответствуют половой роли. Отвлечение на что-то интересное намного эффективнее, чем жесткий запрет.
  • Знакомство со своим телом. Начиная с двухлетнего возраста, дети при каждом раздевании и купании изучают свое тело, в том числе и половые органы, задавая при этом вопросы. Родители должны спокойно и доброжелательно отвечать на эти вопросы, а не стыдить ребенка. Реакция «Не трогай! Не смотри! Не спрашивай!», особенно от родителя противоположного пола приводит к тому, что ребенок воспринимает свои половые органы, как нечто отвратительное, что в дальнейшем может привести к расстройству половой идентификации.

В заключение, хотим успокоить родителей. Исследование, проведенное австралийскими учеными в 1995 году, установило, что у большинства детей к отрочеству или юности данное расстройство проходит самостоятельно и лишь немногие сталкиваются с его проявлениями во взрослом возрасте. Это также доказывается фактом, что среди опрошенных взрослых трансвеститов и трансгендеров редко встречаются тех, кто имел расстройство половой идентификации в детском возрасте.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность.

По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером.

Огромную роль в судьбе девочки играет прежде всего общая оценка отцом ее внешности даже в самые ранние, дошкольные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда внешняя привлекательность становится важным фактором самоуважения девочки. Если в детстве девушка была лишена какого-либо мужского образца, повзрослев, она недоумевает, глядя на «инопланетян» в пиджаках и с усами, с которыми разговаривать нужно как-то не так, как с подругами, а как ей непонятно.

Данные множества исследований показывают: взаимоотношения девочки с ближайшим взрослым мужчиной (обычно отцом) в раннем детстве оказывают существенное влияние на ее последующую личную жизнь. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, считают некоторые педагоги, чаще оценивают свой брак как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем те женщины, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявлявшие никакой заботы о здоровье и развитии дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто вспоминают, что их отцы не играли в семье никакой роли. Такие женщины испытывают тоску по сильному отцу.

Исследуя особенности поло-ролевого поведения детей из неполных семей, психологи отмечают чрезмерную закомлексованность тех из них, кто воспитывался либо овдовевшей матерью, либо матерью-одиночкой. Особенно это касается девочек. Они внешне и внутренне зажаты, скованны. Психологи выделяют их в отдельный тип женщин, называя подобную группу последним шансом.

Эти девушки не умеют одеваться и пользоваться косметикой, считают себя внешне непривлекательными (уродами), хотя чаще всего, как и большинство женщин, они и не красавицы, и не полные дурнушки. У них отсутствуют всякие навыки общения; даже в самой маленькой компании они молчат, а если к ним обращаются, то смущаются, краснеют и отвечают невпопад. Что касается мужчин, то даже мысль об обращении к ним рождает у них замешательство. Женщины такого типа в хорошем настроении и спокойной обстановке просто «не видят» мужчин, игнорируют их, а более тесное вынужденное общение рождает у них панику. Чаще всего девушки такого типа из-за перечисленных выше качеств не могут устроить свою личную жизнь, так как отношения с мужчинами, вызывающими у них страх, обычно не складываются.

Таким образом, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков меж полового общения, что впоследствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях, подчеркивают психотерапевты, складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского.

Для правильной половой идентификации необходимо, что бы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности (Р. Эванс, М. Хофман, М. Скофилд, И. Кон и др.).

Таким образом, процесс половой идентификации, т. е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5 - 7 лет, у девочек этот период более размыт (3 - 8 лет). Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном детстве исходят главным образом от родителей, к 3 - 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины, о его роли и функциях матери и отца в семье. Как считают психологи, ребенок наблюдает за поведением родителей, бабушки и дедушки, старается подражать им, моделирует особенности их отношений друг к другу.

Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей (примерами могли послужить и их собственные родители) и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все, же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться впрочем, как и любой другой удачи.

Что касается социальной зрелости, проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье. Среди других причин инфантилизма указываются неправильное воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности, а также прямо противоположный по характеру тип воспитания - гипоопека (полнейшее пренебрежение ребенком, отсутствие всякой опеки). Часто инфантильные дети вырастают в семьях родителей, чрезмерно занятых собой и работой (функционально неполные семьи), или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена очень много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Инфантильные юноши и девушки ведут себя как неповзрослевшие дети. Они непосредственны, не умеют справляться с нестандартными ситуациями, не способны брать на себя ответственность, не могут сдерживать свои эмоции. Их чувства незрелы, а детский эгоцентризм («я центр мироздания») часто переходит в махровый эгоизм.

Психические расстройства. Расстройства половой идентичности. Пол человека определяется в момент оплодотворения при соединении сперматозоида и яйцеклетки. С этого момента развитие мужчины или женщины находится под влиянием комплексной взаимосвязи предродовых и послеродовых факторов.

Половая идентичность определяется как самовосприятие своей принадлежности к мужскому или женскому полу, которая не всегда соответствует половым признакам. Половая роль – это поведение, которое индивидуум идентифицирует с мужским или женским. Половая роль основывается на вербальных и невербальных руководящих сведениях, полученных от родителей, сверстников и общества о том, как должны себя вести мальчики и девочки или мужчины и женщины.

В первые два или три года жизни окружение ребенка формирует его чувства, касающиеся своей принадлежности к тому или иному полу. Воспитанный как мальчик ребенок обычно считает себя мальчиком и соответствующим образом ведет себя (половая роль), даже если он «биологически» относится к женщинам. В случае если ребенок рождается с половыми признаками обоих полов (гермафродит), происходит то же самое.

Расстройства половой идентичности. Имеется бесчисленное количество теорий, объясняющих действие многих факторов, которые принимают участие в становлении половой идентичности. Большое значение имеет продуцирование гормонов во время пренатального развития. В общем, все сходятся в том, что в этом принимает участие большое количество до сих пор неизученных сенсорных, биохимических и психологических факторов, среди которых следует выделить и характер обращения родителей с ребенком на ранних стадиях его развития. Но ни одно из объяснений не является исчерпывающим. Смешение занятий, свойственных мальчикам и девочкам, оказывает лишь ограниченное воздействие на их будущую сексуальную идентичность. Совсем не обязательно, что выбор половой идентичности зависит от того, что мальчик в детстве играет с куклами, а девочка предпочитает технические игры.

После прочного установления половой идентичности ребенка, она обычно не меняется в течение всей последующей жизни. Если девочка, например, растет и воспитывается как мальчик, она, как правило, и позже будет считать себя мальчиком, несмотря на развитие у себя очевидных признаков женского пола. Лишь иногда можно разрешить возникшие проблемы половой идентичности, поощряя образцы поведения, соответствующие биологическому полу. В некоторых случаях анатомические аномалии могут быть исправлены хирургическим путем.

Следует принять во внимание, что половая идентичность человека определяется не только его эротической привлекательностью для других людей. Она зависит также от того, чувствует ли себя мужчина идентифицированным с женщиной или чувствует ли себя женщина идентифицированной с мужчиной.

Расстройства половой идентичности в детстве

Эти расстройства относятся к детям, которые чувствуют себя принадлежащими к другому полу. Они распознаются по повторному и закрепленному поведению, свойственному той половой роли, которая соответствует их неправильному восприятию самих себя как мальчиков или девочек. Причины этих редких расстройств не выяснены.

Существует гипотеза, согласно которой это расстройство зависит от родителей, поощряющих поведение ребенка, свойственное больше противоположному полу. Например, один из родителей, который хотел, чтобы у него родилась дочь, одевает родившегося вместо ожидаемой дочери мальчика в девичью одежду и говорит ему о том, как он привлекателен и симпатичен.

В начале лечения рекомендуется помочь такому ребенку сдружиться с другими детьми, относящихся к одному с ними полу, защитив его от насмешек и издевательств сверстников. Поведенческая терапия модифицирует соответствующее противоположному полу поведение таким образом, чтобы сделать его приемлемым. Психодинамическая терапия, направленная на переработку неразрешенных психических конфликтов и проблем, проводится в семьях, связанных с проявлением транссексуальности.

Расстройства половой идентичности. Транссексуальность

Расстройства половой идентичности, определяемые как транссексуальность, сильно привлекают внимание средств массовой информации, хотя они, по сути, встречаются очень редко. До 1985 г. во всем мире было зарегистрировано только 30 тысяч таких случаев. К транссексуальности относится половая идентификация, противоположная анатомическому полу данного человека. В этих случаях мужчина убежден, что на самом деле является женщиной, и наоборот. У большинства транссексуалов в их личностном анамнезе имелись случаи трансвестизма и другие противоречащие их полу образцы поведения. Для вынесения такого диагноза необходимо однозначно подтвердить, что такая ситуация длится продолжительное время (обычно с детства), не изменяется и сопровождается большой силой убежденности.

Эти случаи обычно выявляются, когда трансвеститы добиваются изменения своего пола, как правило, хирургическим путем. Лечащий врач должен считаться с тем, что у пациента, возможно, имели место в детстве эмоциональные проблемы, которые привели к кризису половой идентичности. Быть может, этот кризис можно преодолеть и без оперативного вмешательства.

Всем лицам, стремящимся к оперативному изменению своего пола, предписывается психотерапия. Она направлена на прояснение установок пациента на необратимую операцию и стремление убедиться в том, что желание хирургического вмешательства непоколебимо и является следствием добровольной убежденности. Терапия может помощь пациенту адаптироваться к новой половой роли после операции.

Изменение пола может закончиться успехом, когда пациент на протяжении нескольких лет до операции живет в избранной половой роли. Так, мужчина, который хочет быть женщиной, может устранить нежелательный волосяной покров, применять косметику и носить женскую одежду. Женщина может скрывать свою грудь и одеваться как мужчина. При этом оба пола стремятся, по возможности, подтвердить свою принадлежность к тому полу, который они для себя избрали.

Примерно за 6 месяцев до операции начинается гормонотерапия, способствующая перераспределению жировой ткани и волосяного покрова, а также модификации генитальной области и других органов. В конце концов принимается решение о проведении первого пластико-хирургического вмешательства. Изменение пола – это длительный процесс, часто требующий нескольких операций. При преобразовании женщины в мужчину под давлением обстоятельств, как правило, проводится удаление грудных желез, а также матки и, нередко, пластическая операция по конструированию полового члена. При преобразовании мужчины в женщину удаляется половой член и яички, а также проводится операция по пластическому конструированию вульвы и влагалища.

Даже после многолетних приготовлений не может быть гарантии, что хирургическое вмешательство принесет удовлетворительные результаты. Психотерапия часто продолжается в течение нескольких лет после операции.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх