Лихорадка неясного генеза клинические. Лихорадка неясного генеза: правильный диагностический алгоритм. Повышение температуры тела у детей с особенностями развития: доступные методы и препараты

Вода нужна человеку для утоления жажды, хорошего пищеварения и обменных процессов. О необходимости допаивания грудных младенцев ведутся споры, но в некоторых ситуациях врачи единодушно советуют давать ребенку простую воду. Когда малышам важно получать ее дополнительно, что делать маме, если кроха мало пьет и каковы последствия отказа ребенка от воды, если она ему необходима?

Давать ли грудничку?

В большинстве случаев грудной ребенок до 6 месяцев, получающий мамино молоко, в допаивании водой не нуждается . Причина в том, что материнское молоко служит для младенца в первые 4 месяца жизни не только пищей, но и источником воды.

Если же новорожденный будет получать воду дополнительно, это может ухудшить лактацию и даже стать причиной отказа от груди.

Однако, если здоровый грудной ребенок в норме должен получать ее лишь с началом введения прикорма с 6-7 месяцев, то при искусственном вскармливании вода необходима малышам с самого рождения, так как молочная смесь нагружает детский кишечник.

Кроме того, в ситуации, когда молока у мамы не хватает и кроху переводят на смеси, одновременно начинают давать и воду.


В некоторых случаях ее необходимо давать малютке младше 4-5 месяцев, даже если кроха получает мамино молоко. К таким ситуациям относят частые срыгивания, кишечные инфекции с учащенным жидким стулом или рвотой и другие инфекционные болезни с лихорадкой. Также малыш может нуждаться в ней дополнительно, если он долго находится в условиях жары.

В любой из данных ситуациях ребенок должен получать дополнительную жидкость, чтобы не допустить обезвоживания. На этом настаивают все педиатры, среди которых и популярный врач Комаровский:

Сколько нужно ребенку?

На потребности ребенка в воде влияют разные факторы, среди которых можно назвать нормы по возрасту, погодные условия, сухость воздуха в комнате, употребление жирной пищи и другие. 1-2-месячный ребенок на искусственном либо смешанном вскармливании нуждается в 100-200 мл воды в сутки помимо жидкости в смеси. Одна порция для такого младенца составляет до 30-40 мл.

Детям старше двух месяцев объем рассчитывают на основе их веса – на каждый килограмм нужно 100 мл жидкости. К примеру, ребенок 8 месяцев с весом 9 кг должен получать около 900 мл воды в сутки. Ребенок в возрасте 1-3 лет должен ежедневно получать около 1300-1500 мл жидкости в составе напитков и жидких блюд, например, супа.


Вода поступает в детский организм в составе напитков и жидких блюд

Что делать при отказе ребенка пить

Поскольку вода нужна детскому организму ежедневно, отказ пить может представлять опасность, провоцируя обезвоживание. Ребенка особенно важно напоить при повышенной температуре тела, интенсивном потении, ее утратах с рвотными массами и жидким стулом .

Если в подобных ситуациях не уделить внимание обильному питью, это лишь ухудшит состояние ребенка и даже может закончиться летально.

Если есть риск обезвоживания, ребенку дают любые напитки, чтобы жидкость обязательно попала в детский организм. Наиболее подходящим питьем при кишечных инфекциях называют регидратационные растворы, в составе которых имеются соли, которые детский организм теряет вместе с водой.


При болезни отказ крохи от воды может спровоцировать обезвоживание

Но что же делать родителям, если опасности для здоровья нет, а кроха просто не любит обычную воду? Вот несколько советов, как преодолеть отказ ребенка:

  • Если ребенок обычно охотно пьет воду, но вдруг отказывается от нее, настаивать не нужно. Скорее всего, кроха просто попьет позже.
  • Играя с малышом, поставьте рядом кружку или бутылочку . Увлеченного игрой ребенка напоить бывает легче.
  • Обязательно берите ее с собой на прогулки, ведь на улице во время подвижных игр многим малышам сильно хочется пить и они не отказываются от нее.
  • Предложите дочке или сыну пить ее из стакана через красивые трубочки , например, изменяющие цвет или с причудливыми изгибами.
  • Поэкспериментируйте с температурой. Некоторым детям не нравится теплая вода, а кто-то отказывается от холодной.
  • Также учтите, что бывает разный. Если кроха отказывается от воды одного производителя, предложите другую марку.
  • Малышам старше 3 лет расскажите о ее пользе и воздействии на организм человека . Пусть ребенок узнает, что ее употребление важно для укрепления тела и поддержания здоровья.
  • Покажите ребенку важность употребления на своем примере. Пейте вместе, чтобы здоровые привычки сформировались у всей семьи.


Ребенок отказывается пить

Лучшим вариантом питья для ребенка первых лет жизни считается обычная вода, предпочтительнее в бутилированной форме, выпускаемая специально для детей, но малышам также можно давать ее и в кипяченом виде. Спешить со знакомством ребенка с компотами и соками не рекомендуют, так как некоторые малыши после того, как распробуют сладкие напитки, отказываются от простой воды.

Ситуация, когда ребенок пьет только компот или сок, нежелательна из-за вредного воздействия сахаров из таких напитков на детские зубы. Очень частое употребление сладкого питья провоцирует развитие кариеса (такое поражение зубов даже называют бутылочным кариесом) и ухудшает пищеварение.

Если ребенок уже распробовал соки и компоты, врачи рекомендуют разбавлять их водой, постепенно уменьшая концентрацию сладкого напитка. Также можно вместе с малышом купить яркую кружку, из которой можно пить только ее. С ребенком старше трех лет попробуйте договориться пить компот или сок во время еды, а между приемами пищи употреблять лишь обычную воду.


Еще больше о пользе смотрите в передаче "Жить здорово".

Нужно ли давать обычную воду грудному ребенку? Ответ на этот вопрос зависит от многих индивидуальных факторов.

Нужна ли вода ребенку в первые месяцы жизни?

Среди специалистов нет общего мнения по поводу того, нужно ли поить грудного малыша водой. Принято считать, что ответ на этот вопрос зависит от типа вскармливания и самочувствия ребенка.

Если кроха находиться на грудном вскармливании, то давать ребеночку воду нет необходимости. Малыш получает необходимое количество воды вместе с «передним» молоком, а потом уже кушает более жирное и сытное «заднее» молоко.

Если допаивать грудничка, вода будет занимать место в его крохотном желудочке, ребенок будет ощущать сытость, станет сосать меньше молока. Соответственно, он начнет недополучать необходимый объем пищи, может плохо набирать вес или вовсе терять его.

Другое дело, если малютка находиться на искусственном вскармливании. Если малыш кушает смесь, его в перерывах между кормлениями нужно допаивать водичкой, так как смесь более жирная и содержит больше белка, чем молоко.

Существуют также ситуации, при которых поить кроху необходимо независимо от типа кормления. Если малышу угрожает обезвоживание (высокая температура, обильная рвота или диарея, жаркий климат, сухой воздух), ему необходимо давать водичку, так как детский организм чрезвычайно быстро теряет жидкость.

Как правильно давать воду новорожденному?

Если возникла необходимость поить грудничка, который питается маминым молочком, давать воду ему нужно после кормления, когда ребеночек покушал и получил необходимое количество пищи. Если давать воду до кормления или в перерывах - ребенку можно «испортить аппетит».

Малышей-искусственников допаивать лучше в перерывах между кормлениями.

Давать совсем крохотному малышу воду можно из ложечки, из пипетки, из шприца, предварительно сняв с него иголку.

Что делать если грудничок отказывается пить воду?

В случае, если ваш ребенок отказывается пить воду, специалисты советуют не заставлять его это делать.

Если у малютки нет проблем с работой ЖКТ, не наблюдается симптомов обезвоживания (отсутствие мочеиспускания, сухая кожа, пересохшие губы и слизистые рта и носа, плачь без слез), то заставлять ребенка пить воду не нужно.

Если же вы все-таки хотите попытаться напоить малыша, попробуйте привлечь его внимание яркой трубочкой, через которую он будет пить, разноцветными поилками с изображениями мультипликационных героев.

Попробуйте дать воду малышу, когда он будет увлечен игрой или чем-то интересным.

Возможные причины отказа от воды

Причина отказа малыша от воды банальна - он не хочет пить. Чаще всего это так.

Возможно, ребенку не нравиться вкус воды. Поить кроху можно бутилированной водой от разных производителей, фильтрованной водой, кипяченной. Попробуйте дать малышу воду другой марки или из-под хорошего фильтра, возможно. Вкус другой воды ему понравиться больше.

Когда вода действительно необходима?

Малышу крайне необходима вода, когда его организм теряет много жидкости. Это происходит, когда ребенок много потеет. А так как у новорожденных деток терморегуляция тела еще не налажена, они перегреваются и теряют жидкость намного быстрее, чем взрослые.

Так, вода ребенку необходима в следующих ситуациях:

  • во время болезни, сопровождающейся жаром;
  • при высокой температуре окружающей среды (в жарком помещении или при жаре на улице);
  • при симптомах обезвоживания, которое может наступить из-за сильной рвоты, диареи, теплового или солнечного удара.

Норма суточного потребления

Как уже было сказано, деткам на грудном вскармливании до введения в рацион прикорма вода не нужна.

Детки-искусственники с рождения и малыши-груднички после введения прикорма до годика должны в сутки получать такое количество воды, которое соответствует формуле 50 мл на каждый килограмм веса ребенка.

Но учтите, что этот объем включает в себя также ту воду, которую ребенок получает с пищей.

2
1 ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва
2 ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образова- ния» МЗ РФ, Москва; ГБУЗ «Детская городская клиническая больница им. З.А. Башляевой» ДЗ г. Москвы


Для цитирования: Захарова И.Н., Творогова Т.М., Заплатников Лихорадка у детей: от симптома к диагнозу // РМЖ. 2013. №2. С. 51

Диагностический поиск причины лихорадки является наиболее значимым в работе педиатра, он требует профессионального мастерства и индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Гипертермия может быть проявлением многих заболеваний и патологических состояний - от нарушения терморегуляции в результате инфекционных, соматических, гематологических заболеваний до психических и вегетативных расстройств. В большинстве случаев педиатр самостоятельно должен разобраться в причине лихорадки и поставить правильный диагноз. В этих случаях врачу помогают знания механизмов нарушения терморегуляции при гипертермии, основных вариантов течения лихорадки, клинической симптоматики заболеваний, манифестирующих с повышения температуры и протекающих на ее фоне.

Известно, что в процессе эволюции выработалась и генетически закрепилась типовая терморегуляторная защитно-приспособительная реакция в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей. Эта реакция проявляется перестройкой температурного гомеостаза, направленной на повышение температуры тела для повышения естественной реактивности организма. Повышение температуры тела в ответ на воздействие различных патогенных раздражителей (пирогенов) принято обозначать лихорадкой.
Усиление естественной реактивности организма, наблюдаемое при лихорадке, включает повышение активности фагоцитоза, увеличение синтеза интерферона, ускорение трансформации лимфоцитов, стимуляцию антителогенеза, ингибирование вирусов и бактерий.
Лихорадка принципиально отличается от нормальной реакции на чрезмерную выработку или потерю тепла организмом. Это связано с тем, что при повышении температуры тела (мышечная работа, перегревание и др.) сохраняется установка центра терморегуляции на нормализацию температуры. В то время как при лихорадке терморегуляция целенаправленно «перестраивает» процессы теплопродукции и теплоотдачи на изменение температурного гомеостаза в сторону повышения температуры тела. Механизм развития лихорадки представлен на рисунке 1.
На основании имеющихся в настоящий момент данных неправильно говорить, что имеет место синтез одного вещества, вызывающего лихорадку, правильнее предполагать наличие каскада иммуноопосредованных реакций, в результате которых образуются субстанции, стимулирующие гипоталамус. Активированные макрофаги секретируют более 100 биологически активных веществ, среди которых основным медиатором лихорадки является провоспалительный цитокин - интерлейкин-1 . Проникая через гематоэнцефалический барьер в условиях нарушенного иммунного гомеостаза, интерлейкин-1 воздействует на рецепторы центра терморегуляции, что в итоге приводит к перестройке терморегуляции и развитию лихорадки .
Поскольку лихорадка является неспецифической защитно-приспособительной реакцией организма, то причины, ее вызывающие, могут быть весьма разнообразными. Выделяют инфекционную и неинфекционную лихорадку. Любые инфекции, а также вакцины могут быть причиной лихорадки за счет поступления либо образования в организме пирогенов.
Экзогенными пирогенами являются: эндотоксин грамотрицательных бактерий, эндотоксины дифтерийной палочки и стрептококков, белковые вещества дизентерийной и паратифозной палочек. В то же время вирусы, риккетсии, спирохеты не обладают собственными эндотоксинами, а вызывают лихорадку, стимулируя синтез эндогенных пирогенов клетками самого макроорганизма.
Лихорадка неинфекционной природы с этиологических позиций более многообразна и может быть обусловлена одним из следующих причинных факторов:
. иммунный (диффузные болезни соединительной ткани, васкулиты, аллергические болезни);
. центральный (повреждение различных отделов ЦНС - кровоизлияние, опухоль, травма, отек мозга, дефекты развития);
. психогенный (функциональные нарушения высшей нервной деятельности (невроз, психические расстройства, эмоциональное напряжение));
. рефлекторный (болевой синдром при мочекаменной, желчнокаменной болезни, раздражении брюшины и др.);
. эндокринный (гипертиреоз, феохромоцитома);
. резорбционный (ушиб, сдавление, разрез, ожог, некроз, асептическое воспаление, гемолиз способствуют образованию эндогенных пирогенов белковой природы - нуклеиновых кислот);
. медикаментозный (энтеральное или парентеральное введение ксантиновых препаратов, гиперосмолярных растворов, антибиотиков, дифенина, сульфаниламидов);
. наследственный (семейная средиземноморская лихорадка - периодическая болезнь);
. лимфопролиферативный процесс (лимфогранулематоз, неходжкинские лимфомы);
. гранулематозное заболевание (саркоидоз и др.);
. метаболические заболевания (гиперлипидемия I типа, болезнь Фабри и др.).
Каждый из указанных причинных факторов лихорадки, несмотря на общие механизмы нарушения терморегуляции, имеет специфические особенности патогенеза и клинической картины . Температурная реакция неинфекционного происхождения связана с центральным и периферическим действием эндогенных пирогенов, гормонов и медиаторов, при этом основным звеном патогенеза лихорадки является снижение теплоотдачи без усиления теплопродукции.
Лихорадку принято оценивать по степени повышения температуры тела, длительности лихорадочного периода и характеру температурной кривой.
В зависимости от степени повышения температуры лихорадка может быть: субфебрильная (37,20°-38,00°С); низкая фебрильная (38,10°-39,00°С); высокая фебрильная (39,10°-40,10°С); чрезмерная (гипертермическая) - свыше 41,10°С.
В зависимости от продолжительности лихорадочного периода выделяют лихорадку эфемерную (от нескольких часов до 1-3 дней); острую (до 15 дней); подострую (до 45 дней); хроническую (более 45 дней).
Следует отметить, что в настоящее время в практической работе классические температурные кривые, позволяющие выявить характер лихорадки (постоянная, послабляющая, перемежающаяся, истощающая, неправильная), приходится видеть редко из-за широкого применения антибактериальных и жаропонижающих препаратов в дебюте заболевания.
Особое внимание следует обращать на клинические эквиваленты соответствия/несоответствия процессов теплоотдачи и теплопродукции, т.к. в зависимости от индивидуальных особенностей и фоновых состояний лихорадка, даже при одинаковом уровне гипертермии, у детей может протекать по-разному.
Выделяют «розовый» и «бледный» варианты лихорадки. Если при повышении температуры тела теплоотдача соответствует теплопродукции, то это свидетельствует об адекватном течении лихорадки. Клинически это проявляется «розовой» лихорадкой. При этом наблюдается нормальное поведение и удовлетворительное самочувствие ребенка, кожные покровы розовые или умеренно гиперемированные, влажные и теплые на ощупь. Это прогностически благоприятный вариант лихорадки. Отсутствие потливости у ребенка с лихорадкой и розовыми кожными покровами должно насторожить в плане подозрения на выраженное обезвоживание (рвота, диарея, тахипноэ).
При «бледном» варианте теплоотдача не соответствует теплопродукции из-за существенного нарушения периферического кровообращения. При этом клинически отмечаются нарушение состояния и самочувствия ребенка, озноб, бледность, мраморность, сухость кожных покровов, акроцианоз, холодные стопы и ладони, тахикардия. Эти клинические проявления свидетельствуют о прогностически неблагоприятном течении лихорадки.
Одним из клинических вариантов неблагоприятного течения лихорадки является гипертермический синдром. Это патологический вариант лихорадки, при котором отмечается неадекватная перестройка терморегуляции с резким увеличением теплопродукции и резким снижением теплоотдачи. Клинически - это быстрое повышение температуры тела, нарушение микроциркуляции, метаболические расстройства и прогрессивно нарастающая дисфункция жизненно важных органов и систем, а также отсутствие эффекта от жаропонижающих препаратов. Следует помнить, что в основе выделения гипертермического синдрома в отдельный вариант температурной реакции лежит не степень повышения температуры тела до конкретных цифр, а тяжесть состояния, что в конечном итоге и определяет прогноз заболевания.
У детей раннего возраста развитие гипертермического синдрома в подавляющем большинстве случаев обусловлено инфекционным воспалением с развитием токсикоза . Гипертермический синдром и «бледная» лихорадка в отличие от «благоприятной», «розовой» являются прямым указанием на необходимость оказания комплексной неотложной помощи.
Таким образом, при одинаковом уровне гипертермии могут наблюдаться различные варианты течения лихорадки, развитие которых находится в прямой зависимости от индивидуальных, возрастных, преморбидных особенностей и сопутствующих заболеваний ребенка.
Лихорадка может явиться причиной развития тяжелых патологических состояний. Возможные осложнения при лихорадочных состояниях приведены в таблице 1.
Известно, что повышение температуры тела - неспецифический симптом, возникающий при многочисленных заболеваниях и патологических состояниях.
При проведении дифференциальной диагностики следует обращать внимание на клиническую картину лихорадки, что позволит сузить круг возможных причин повышения температуры. Это касается наличия озноба, потливости, интоксикационного синдрома, лимфаденопатии. Так, озноб и выраженная потливость характерны в первую очередь для бактериальной инфекции, но могут наблюдаться и при лимфопролиферативном процессе (лимфогранулематозе). Интоксикация при инфекционной патологии выражается резкой слабостью, отсутствием или значительным снижением аппетита, тошнотой, рвотой, сухостью слизистых, олигурией. Лихорадка вирусной природы нередко сопровождается лимфаденопатией, при этом лимфатические узлы мягкие, ограничены от окружающих тканей, симметричны, слегка болезненны.
Важными элементами дифференциальной диагностики являются:
. патогномоничные клинические симптомы и симптомокомплексы, позволяющие диагностировать заболевание;
. результаты параклинических исследований.
К обязательным методам первичного обследования больного с лихорадкой относят: термометрию в 3-5 точках (в подмышечных, паховых областях, в прямой кишке); биохимический анализ крови (СРБ, фибриноген, белковые фракции, холестерин, активность печеночных ферментов и др.); общий анализ мочи. Дополнительные исследования у ребенка с лихорадкой проводятся в зависимости от жалоб и выявленных в процессе динамического наблюдения симптомов.
Клиническая картина заболевания в сочетании с указанными лабораторными показателями позволяет дифференцировать «воспалительную» и «невоспалительную» лихорадку. К признакам «воспалительной» лихорадки относятся:
. связь дебюта заболевания с инфекцией (катаральные явления со стороны верхних дыхательных путей, наличие симптомов инфекционного заболевания, отягощенный эпиданамнез);
. воспалительные изменения со стороны крови (лейкоцитоз, ускорение СОЭ, повышение уровня фибриногена, С-реактивного белка, диспротеинемия);
. наличие симптомов интоксикации;
. нарушение самочувствия;
. тахикардия и тахипноэ;
. купирование лихорадки при применении жаропонижающих средств;
. положительный эффект при назначении антибактериальных средств.
Лихорадка при иммунопатологических процессах упорная и имеет ряд особенностей, наиболее выраженных при аллергосептическом варианте ювенильного ревматоидного артрита:
. по характеру - интермиттирующая, по степени выраженности - фебрильная с одним-двумя суточными пиками;
. повышение температуры сопровождается кожными высыпаниями;
. появление лихорадки наблюдается задолго до развития суставного синдрома, лимфоаденопатии и других проявлений заболевания;
. при назначении антибактериальной терапии лихорадка не снижается;
. жаропонижающие средства дают слабый и кратковременный эффект;
. назначение глюкокортикостероидных препаратов приводит к нормализации температуры в течение 24-36 ч;
. в клиническом анализе крови: лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, ускорение СОЭ до 40-60 мм/ч; СРБ - резко увеличен.
Для «невоспалительной» температурной реакции характерны: хорошая переносимость лихорадки; наличие связи с психоэмоциональными влияниями; отсутствие озноба, возможно чувство жара; нормализация температуры ночью; отсутствие адекватного учащения пульса при повышении температуры; спонтанное снижение температуры; отсутствие эффекта от жаропонижающих препаратов; выявление асимметрии при температурном картировании (измерение температуры в 5 точках).
Вегетативные нарушения, сопровождающиеся повышением температуры, наиболее часто встречаются у детей дошкольного и школьного возраста, особенно в пубертатный период. Отмечено, что периоды повышения температуры имеют сезонный характер (чаще - осень, зима) и могут сохраняться в течение нескольких недель.
Следует подчеркнуть, что лихорадка расценивается как следствие нейровегетативной дизрегуляции только в том случае, когда ребенок обследован и исключены другие возможные причины гипертермии . При этом проводится комплексное лечение вегетативной дистонии, а жаропонижающие лекарственные средства не назначаются.
При лихорадке, обусловленной эндокринной патологией, сопровождающейся повышенным образованием гормонов (тироксина, катехоламинов), лекарственной аллергией, также не требуется применения антипиретиков. Температура при этом обычно нормализуется на фоне лечения основного заболевания либо при отмене аллергизирующего препарата.
Лихорадка у новорожденных и детей первых 3 мес. требует пристального медицинского наблюдения. Так, если лихорадка возникает у новорожденного ребенка в течение первой недели жизни, необходимо исключить возможность обезвоживания в результате чрезмерной потери массы тела, что чаще встречается у детей, родившихся с крупной массой. В этих случаях показано проведение регидратации. У новорожденных и детей первых месяцев жизни возможно повышение температуры в связи с перегреванием и чрезмерным возбуждением. Подобные ситуации чаще возникают у недоношенных и детей, родившихся с признаками морфофункциональной незрелости. При этом воздушная ванна способствует быстрой нормализации температуры тела. При сохраняющейся лихорадке у детей до 3 мес. жизни показана госпитализация для исключения патологии и возможности развития осложнений лихорадочного состояния.
Дифференциальная диагностика лихорадки приводит, как правило, к выяснению ее причины и установлению диагноза. В отдельных случаях причина лихорадки остается неясной, и тогда гипертермия интерпретируется как лихорадка неясного генеза (ЛНГ). О ЛНГ говорят при продолжительности лихорадки более 2-3 нед., повышении температуры выше 38,00°-38,30°С и если диагноз не установлен в течение недели интенсивного обследования . Однако даже в случае неясной лихорадки в последующем диагностируются не необычные патологические процессы, а хорошо известные врачам заболевания, протекающие нетипично и проявляющиеся в дебюте преимущественно лихорадочным синдромом . По литературным данным, в 90% случаев причинами ЛНГ являются серьезные инфекции, диффузные болезни соединительной ткани, онкологические заболевания .
При выяснении причины ЛНГ педиатру следует:
1. Исключить наличие и обострение очагов хронической инфекции в носоглотке (синуситы, тонзиллит, аденоидит).
2. Уточнить данные туберкулезного анамнеза, ибо следует помнить, что одной из наиболее частых причин ЛНГ является туберкулез. Длительное течение лихорадки может указывать на появление внелегочных очагов заболевания. При этом наиболее частой внелегочной локализацией инфекции являются почки и костная ткань.
3. Необходимо помнить о возможности развития эндокардита у детей с врожденными пороками сердца.
4. Следует исключить дебют одного из вариантов системных васкулитов (болезнь Кавасаки, узелковый полиартериит), т.к. последние составляют около 10% всех случаев ЛНГ .
5. Важно знать, что лихорадка может быть одним из проявлений аллергической реакции на различные лекарственные препараты, в т.ч. и антибактериальные.
6. Среди злокачественных новообразований лимфомы наиболее часто сопровождаются лихорадкой.
Наряду с клиническими и традиционными параклиническими данными требуются дополнительные исследования для выявления возможной причины ЛНГ.
В таблице 2 представлены информативные методы исследования, которые в совокупности с клинической симптоматикой позволят врачу грамотно и целенаправленно провести диагностический поиск и выявить причину лихорадки, ранее расцененной как ЛНГ. При составлении таблицы использованы многолетние клинические наблюдения и опыт сотрудников кафедры педиатрии РМАПО, литературные данные, а также Номенклатура работ и услуг в здравоохранении РФ .
В педиатрической практике повышение температуры - одна из основных причин бесконтрольного применения различных лекарственных средств . При этом нередко назначаются медикаменты, в том числе и жаропонижающие, без веских на то оснований. Очевидно, что при лихорадке целесообразно строго придерживаться определенного алгоритма действий.
Прежде всего, необходимо определить, нуждается ли ребенок с лихорадкой в оказании неотложной помощи, выяснить, является ли для данного ребенка лихорадка фактором риска развития серьезных осложнений. В группу риска по развитию осложнений при лихорадке входят дети:
. до 2 мес. при температуре выше 38°С;
. до 2 лет при температуре выше 39°С;
. в любом возрасте при температуре выше 40°С;
. с фебрильными судорогами в анамнезе;
. с заболеваниями ЦНС;
. с хронической патологией органов кровообращения;
. с обструктивным синдромом;
. с наследственными метаболическими заболеваниями.
В зависимости от анализа клинико-анамнестических данных в каждом конкретном случае выбирается индивидуальная стратегия наблюдения и рациональная тактика терапевтических действий. Алгоритмы лечебных мероприятий в зависимости от наличия преморбидного фона и степени выраженности гипертермии приведены на рисунках 2 и 3.
Известно, что если у ребенка с неотягощенным преморбидным фоном температурная реакция имеет благоприятный характер («розовая» лихорадка), не превышает 39оС и не оказывает отрицательного влияния на состояние ребенка, то от назначения жаропонижающих средств следует воздержаться. В этих случаях показано обильное питье, могут быть использованы физические методы охлаждения.
В ситуациях, когда клинические и анамнестические данные свидетельствуют о необходимости проведения жаропонижающей терапии (дети из группы риска, «бледная» лихорадка, гипертермический синдром), следует руководствоваться официальными рекомендациями ВОЗ, Федеральным руководством, рекомендациями Союза педиатров России по стратегии применения антипиретиков у детей . Среди всех жаропонижающих лекарственных средств только парацетамол и ибупрофен рекомендованы для использования в педиатрической практике, поскольку полностью отвечают критериям высокой терапевтической эффективности и безопасности.
Согласно рекомендациям ВОЗ, ацетилсалициловая кислота не должна использоваться как анальгетик-антипиретик у детей в возрасте до 12 лет из-за опасности серьезного осложнения - развития синдрома Рея . Применение метамизола как жаропонижающего и обезболивающего средства допустимо лишь при индивидуальной непереносимости препаратов выбора (парацетамола, ибупрофена) и необходимости парентерального применения антипиретика.
Механизм действия ибупрофена и парацетамола изучен и широко освещен в литературе . В основе жаропонижающего эффекта препаратов лежит угнетение синтеза простагландинов за счет снижения активности циклооксигеназы (ЦОГ). Известно, что ЦОГ, ее изоферменты принимают непосредственное участие в синтезе простагландинов. Блокируя активность ЦОГ, уменьшая синтез провоспалительных простагландинов, лекарственные препараты оказывают антипиретическое, аналгезирующее и противовоспалительное действие.
Ибупрофен обладает двойным антипиретическим эффектом - центральным и периферическим. Центральное действие заключается в блокировании ЦОГ в ЦНС и, соответственно, угнетении центров боли и терморегуляции. Механизм периферического жаропонижающего действия ибупрофена обусловлен ингибицией образования простагландинов в различных тканях, что приводит к уменьшению фагоцитарной продукции цитокинов, в том числе и эндогенного пирогена - ИЛ-1, и к снижению активности воспаления с нормализацией температуры тела.
Жаропонижающий и обезболивающий эффекты парацетамола связаны с ингибированием активности ЦОГ в ЦНС без влияния на фермент, локализующийся в других тканях. Этим объясняется слабое противовоспалительное действие препарата. В то же время отсутствие блокирующего влияния на ЦОГ и синтез простагландинов в тканях обусловливает отсутствие отрицательного влияния препарата на слизистые желудочно-кишечного тракта и водно-солевой обмен .
При проведении жаропонижающей терапии парацетамол и ибупрофен могут применяться в виде монотерапии с 3-х мес. жизни, а их комбинация - с 3 лет. Исследования показали, что эффективность ибупрофена и парацетамола при совместном применении выше, чем каждого из них в отдельности, т.е. препараты в комбинации взаимоусиливают свое действие. Потенцирующий эффект препаратов был подтвержден в клинических исследованиях. Отмечено, что снижение температуры на фоне комбинированного применения парацетамола и ибупрофена достигается при меньших дозах, чем от этих препаратов, примененных по отдельности .
Противопоказаниями к назначению парацетамола являются заболевания печени, почек и органов кроветворения, а также дефицит фермента глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназы, противопоказания к назначению ибупрофена - эрозивно-язвенные поражения ЖКТ в период обострения и патология зрительного нерва.
Следует отметить, что одновременное назначение 2-х жаропонижающих средств значительно снижает комплаентность пациентов и их родителей к лечению. Нередко бывает затруднительной и точность дозирования рекомендуемых препаратов. Более того, возможность нерациональных комбинаций увеличивает риск побочных реакций. В этом отношении фиксированная комбинация антипиретиков предпочтительнее.
Единственной фиксированной низкодозовой комбинацией двух жаропонижающих средств, зарегистрированной в России для применения в педиатрической практике, является лекарственный препарат Ибуклин. В состав Ибуклина входят ибупрофен и парацетамол. Препарат имеет существенные преимущества по сравнению с каждой из его составляющих, ибо в указанной комбинации сочетаются безопасность с быстрым началом действия препарата и длительностью жаропонижающего эффекта .
Диспергидрированная таблетка детской лекарственной формы (Ибуклин Юниор) содержит 125 мг парацетамола и 100 мг ибупрофена. Таблетка растворяется в 5 мл воды для получения суспензии с помощью прилагающейся ложечки. Разовая доза - 1 таблетка. Суточная доза зависит от возраста и веса ребенка:
. 3-6 лет (15-20 кг) - 3 таблетки в сут.;
. 6-12 лет (20-40 кг) - 5-6 таблеток в сут. с интервалом 4 ч;
. дети старше 12 лет - 1 «взрослая» таблетка 3 раза в сут. Следует помнить, что в качестве жаропонижающего средства Ибуклин не следует принимать пациентам любого возраста более 3 дней.
Следует помнить, что возможные причины лихорадки чрезвычайно многообразны, поэтому только тщательный сбор анамнеза, анализ клинических данных в сочетании с углубленным целенаправленным обследованием позволят лечащему врачу выявить конкретную причину лихорадки, диагностировать заболевание и назначить соответствующую терапию.





Литература
1. Воробьев П.А. Лихорадка без диагноза. - М.: Ньюдиамед, 2008.- 80 с.
2. Saper C.B., Breder C.D. Endogenous pyrogens in the CNS: role in the febrile respons // Prog. Brain Res. 1992. 93. P. 419-428.
3. Foreman J.C. Pyrogenesis // Nextbook of Immunopharmacology. - Blackwel Scientific Publications, 1989.
4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., А.Л. Заплатников, Т.М. Творогова. Лихорадка у детей: дифференциальная диагностика и терапевтическая тактика: Пособие для врачей. - М., 2006.- 54 с.
5. Чебуркин А.В. Патогенетическая терапия и профилактика острого инфекционного токсикоза у детей. - М., 1997. - 48 с.
6. Основы перинатологии / Под ред. Н.П. Шабалова, Ю.В. Цвелева. - М: МЕДпресс-информ, 2002. - С. 393-532.
7. Педиатрия. Клинические рекомендации / Под ред. А.А.Баранова. - М., 2005. - С. 96-107.
8. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Гаврюшова Л.П. и др. Вегетативная дистония у детей и подростков: Руководство для врачей. - М., 2009. - 52 с.
9. Алгоритм: лихорадка неясного генеза // Consilium medicum. - 2001.- Т. 2. - С. 291-302.
10. Лыскина Г.А., Ширинская О.Г. Слизисто-кожный лимфонодулярный синдром (синдром Кавасаки). Диагностика и лечение. - М.: Видар, 2008. - 139 с.
11. Моррей Дж.П. Синдром Рейе // Интенсивная терапия в педиатрии. - М.: Медицина, 1995. - Т. 1. - С. 376-388.
12. Федеральное руководство для врачей по использованию лекарственных средств (формулярная система): Выпуск 1.- М.: ГЭОТАР- Медицина, 2005. - 975 с.
13. The management of fever in young children with acute respiratory infection in developing countries /WHO/ ARI/ 93.90, WHO Geneva, 1993.
14. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М.: Универсум Паблишинг, 1997. - С. 218-233.
15. Hu Dai N.V., Lamar K. et al. COX -3, a cyclooxygenase - 1. variant inhibited by acetaminophen and other analgesic/ antipyretic drugs: Cloning, structure, and expression // Proc. Natl. Acad. Sci. 2002. Vol. 99, 21. P. 13926-13931.
16. Starko K.M., Ray C.G., Dominguly L.B. et al. Reye s Syndrom and salicylate use // Pediatrics. 1980. Vol. 66. P. 859.
17. Center for Disease Control: National Reye syndrom Surveillance -United States // New Tngland J. Med. 1999. № 340. Р. 41.
18. Дворецкий Л.И. Лихорадка: лечить или не лечить // Русский медицинский журнал. - 2003. - № 14. - С. 820-826.
19. Дворецкий Л.И. Лихорадящий больной. Место и польза антипиретиков // РМЖ.- 2011. - Т. 19. - № 18. - С. 1-7.
20. Hay A.D. et al. Paracetamol plus ibuprofen for the treatment of the fever in children (PITCH): ra-nomised and controlled trial // BMJ. 2008. Vol. 337. P. 1302.
21. Романюк Ф.П. Современные стратегии лечения лихорадки инфекционного генеза // Мед. вестник. - 2012. - № 25 (602).
22. Lesko S.M., Mitchell A.A. An assessment of the safety of pediatric ibuprofen. A practitioner-based randomized clinical trial // JAMA. 1995. 273 (12). P. 929-933.


Все врачи-диагносты рано или поздно сталкиваются с патологическим состоянием пациента - лихорадкой неясного генеза. Как для врача эти состояния требуют повышенного внимания, так и для больного они связаны с постоянным беспокойством и ростом недоверия к современной медицине. Однако лихорадки с неясным генезом (код по МКБ-10 R50) известны давно. О самой патологии, причинах ее появления и методах диагностики данная статья. А еще об алгоритме диагностического поиска при лихорадке неясного генеза, который используют современные диагносты.

Почему повышается температура

Терморегуляция организма человека осуществляется на рефлекторном уровне и свидетельствует об общем состоянии организма. Повышение температуры является ответной реакцией организма с защитно-адаптационным механизмом.

Для человека характерны следующие уровни температуры тела:

  • Нормальная - от 36 до 37°С.
  • Субфебрильная - от 37 до 37,9°С.
  • Фебрильная - от 38 до 38,9°С.
  • Пиретическая - от 39 до 40,9 °С.
  • Гиперпиретическая - от 41°С и выше.

Механизм повышения температуры тела запускают пирогены - низкомолекулярные белки, которые воздействуют на нейроны гипоталамуса, что приводит к увеличению продуцирования тепла в мышцах. Это приводит к ознобу, а теплоотдача снижается за счет сужения кровеносных сосудов кожи.

Пирогены бывают экзогенные (бактериальной, вирусной и не бактериальной природы, например - аллергены) и эндогенные. Последние продуцирует сам организм, например, нейроны гипоталамуса или же сами клетки различных злокачественных и доброкачественных новообразований.

Кроме того, пирогены в виде интерлейкинов производят клетки иммунного ответа - макрофаги, моноциты, нейтрофилы, эозинофилы, Т-лимфоциты. Именно они помогают нашему организму справиться с инфекциями и обеспечить угнетение жизнедеятельности патогенных агентов в условиях повышенной температуры тела.

Общие данные

Лихорадка неясного генеза - одна из сложнейших патологий, которая встречается не так редко (до 14% случаев в практике внутренних болезней). В целом, это состояние пациента, когда:

  • Наблюдается повышение температуры более 38,3 °С, что является главным (чаще единственным) симптомом клинического состояния пациента.
  • Оно держится на протяжении более 3-х недель.
  • Данная лихорадка неясного генеза (причины не найдены). Даже после 1 недели диагностического поиска с использованием обычных и дополнительных методик.

В соответствии с международной классификацией болезней код лихорадки неясного генеза МКБ-10 R50 (лихорадка неясного происхождения).

История вопроса

С древних времен под лихорадкой понимали состояния, сопровождающиеся повышением температуры тела выше субфебрильной. С появлением термометрии для врача уже стало важным не просто констатировать лихорадку, но и определить ее причины.

Но до конца 19 века лихорадка неясного генеза оставалась причиной смерти многих пациентов. Первые исследования данного заболевания были проведены в Peter Bent Brigham Hospital (США, 1930).

Только с середины 60-х годов прошлого столетия данное клиническое состояние получило широкое признание, когда R.Petersdorf и Р.Beeson опубликовали результаты исследований 100 больных в течение 2-х лет (только у 85 причина лихорадки была установлена). Тогда же было внесено в МКБ-10 - лихорадка неясного генеза код R50.

Но вплоть до 2003 года классификации лихорадок такого типа не было. Именно в этом году диагностами Roth A.R. и Basello G.M. (США) была предложена классификация лихорадок неясного генеза и алгоритм диагностического поиска причин ее возникновения.

В статье мы приведем лишь общий обзор этиологически возможных причин возникновения клинической картины такой патологии.

Симптоматическая картина

Симптомы такой лихорадки следуют из ее определения: температура выше субфебрильной, которая длится более 2-х недель (постоянная или эпизодическая), а обычные диагностические методики не установили ее причину в течение первой недели.

Лихорадка может быть острой (до 15 суток), подострой (16-45 суток), хронической (более 45 суток).

В соответствии с температурной кривой лихорадка бывает:

  • Постоянная (температура в течение суток колеблется в пределах 1 градуса).
  • Послабляющая (в течение суток колебания температуры от 1 до 2 градусов).
  • Перемежающаяся (периоды нормальной и высокой температура в пределах 1-3 суток).
  • Гектическая (суточные или в течение нескольких часов перепады температуры в 3 градуса).
  • Возвратная (периоды повышенной температуры сменяются периодами с нормальной температурой тела).
  • Волнообразная (постепенное, изо дня в день, повышение температуры и такое же ее снижение).
  • Неправильная, или атипичная (колебания температуры без видимых закономерностей).
  • Извращенная (утром температура выше, чем вечером).

Иногда лихорадка сопровождается болями в области сердца, удушьем, потливостью, ознобом. Чаще всего лихорадка является единственным симптомом болезни.

Лихорадка неясного генеза: алгоритм диагностического поиска

Разработанный алгоритм поиска причин патологии включает следующие этапы: осмотр и обследование пациента, диагностическая концепция, формулирование диагноза и подтверждение диагноза.

На первом этапе самым важным при установлении причин лихорадки неясного генеза (МКБ-10 R50) является составление подробного анамнеза. Необходимо изучение особенностей патологии: наличия ознобов, потливости, дополнительных симптомов и синдромов. На данном этапе назначаются рутинные лабораторно-инструментальные обследования.

Если на этом этапе диагноз не установлен, переходят к следующему этапу алгоритма при лихорадке неясного генеза - диагностическому поиску и формулировке предварительной диагностической концепции на основании всех имеющихся данных. Задача - выработать рациональный план последующих обследований с использованием оптимально информативных методов в рамках диагностической концепции.

На последующих этапах выявляются все сопутствующие симптомы, а также ведущий дополнительный синдром, который определяет вероятный круг патологий и заболеваний. Затем устанавливается диагноз и причины патологического состояния лихорадки неясного генеза код R50 по МКБ-10.

Установить причину данных состояний трудно, и врач-диагност должен иметь достаточный уровень знаний во всех разделах медицины, а также соблюдать алгоритм действий при лихорадках неясного генеза.

Когда начинать лечение

Назначение лечения больным с лихорадкой неясного генеза (код МКБ-10 R50) до полной расшифровки диагностического поиска - вопрос далеко не однозначный. Он должен рассматриваться исключительно индивидуально в отношении каждого пациента.

Преимущественно, при стабильном состоянии пациента с лихорадкой неясного генеза рекомендации врача сводятся к применению противовоспалительных нестероидных препаратов. Назначение антибактериальной терапии и глюкокортикостероидов считается эмпирическим подходом, который в данном случае недопустим. Применение данной группы препаратов может привести к генерализации инфекции и ухудшить состояние пациента.

Назначение антибиотиков без достаточных оснований также может привести к системным патологиям соединительной ткани (кровь, кости, хрящи).

Вопрос о пробном лечении может обсуждаться только в случае применения его как диагностического метода. Например, назначение туберкулостатических препаратов для исключения туберкулеза.

При подозрениях на тромбофлебит или легочную эмболию целесообразно ввести препараты, которые способствуют снижению гематокрита (гепарин).

Какие анализы могут назначить

Проанализировав анамнез и первичные результаты обследования, врач может назначить следующие исследования:

Дополнительные исследования

Могут понадобиться дополнительные анализы и исследования.


Причины клинической картины

Согласно статистике, причинами синдрома лихорадки неясного генеза в 50% случаев являются различные инфекционно-воспалительные процессы, в 30% - различные опухоли, в 10% - системные заболевания (васкулит, коллагеноз) и в 10% - другие патологии. При этом в 10% случаев причину лихорадки установить при жизни пациента не удается, а в 3% случаев причина остается не выясненной и после смерти пациента.

Вкратце причинами подобных состояний могут быть:

  • Инфекции мочеполовых путей, стрептококковые инфекции, пиелонефрит, абсцессы, туберкулез и так далее.
  • Воспалительные процессы в соединительных тканях - ревматизм, васкулит.
  • Опухоли и новообразования - лимфома, рак легких и других органов, лейкемия.
  • Болезни наследственного характера.
  • Патологии обмена веществ.
  • Повреждения и патологии центральной нервной системы.
  • Патологии органов желудочно-кишечного тракта.

Примерно в 15% случаев истинная причина лихорадки остается нерасшифрованной.

Лекарственная лихорадка

При лихорадке неясного генеза важно иметь полную информацию о приеме пациентом любых лекарственных препаратов. Довольно часто повышение температуры тела является свидетельством повышенной чувствительности пациента к лекарствам. При этом температура может повыситься спустя некоторое время после приема препарата.

В случае отмены применения препарата, если лихорадка не прекратилась в течение 1 недели, ее лекарственный генезис не подтверждается.

К возникновению лихорадочного состояния могут приводить:


Современная классификация

Нозология лихорадки неясного генеза код МКБ-10 R50 в последние десятилетия претерпела некоторые изменения. Появились типы лихорадки при иммунодефицитных состояниях, мононуклеозах, борелиозах.

В современной классификации выделяют четыре группы лихорадок неясного генеза:

  • Классический тип, который наряду с известными ранее заболеваниями («обычные болезни с необычным течением») включает синдром хронической усталости, болезнь Лайма.
  • Лихорадки на фоне нейтропений (нарушения формулы крови в сторону снижения количества нейтрофилов).
  • Нозокомиальные лихорадки (бактериальное происхождение).
  • Состояния, связанные с ВИЧ (микробактериоз, цитомегаловирус, криптококкоз, гистоплазмозы).

Подведем итог

Спектр патологий, которые лежат в основе лихорадки неясного генеза, очень широк и включает заболевания самых разных групп. В основе данного лежат обычные заболевания, но с нетипичным течением. Именно поэтому диагностический поиск при данной патологии включает проведение дополнительных клинико-диагностических процедур, направленных на выявление ведущих дополнительных синдромов. На их основании возможна предварительная затем его проверка и установление истинного генеза патологического состояния пациента.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх