Костный возраст в 4 5 года. Костный возраст, или скелетная зрелость. Как измеряется костный возраст

Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с понятием «инфантильность» и «инфантилизм» в повседневной жизни. Мы слышим от окружающих: «он какой-то инфантильный, ведёт себя,как ребёнок», «она слишком инфантильна, а ведь уже не маленькая девочка».

Понятие «инфантильность» достаточно уверенно внедрилось в наш повседневный словарь, может быть, современное общество и вправду стало слишком инфантильным и задержалось в детстве дольше обычного?

О том, как научиться отличать инфантильного человека от обычного жизнерадостного добряка, который просто иногда позволяет себе побыть ребёнком, рассказывает педагог-психолог Елена Беляева.

Психологический инфантилизм - это некоторая задержка в становлении личности, выражающаяся в поведении, не соответствующем возрастным требованиям к индивиду. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.

Чаще всего о психологическом инфантилизме говорят в контексте снижения поведенческих мотиваций в школьном или подростковом возрасте, когда соответствующие особенности начинают проступать более отчётливо.

Люди, привыкшие оставаться вечным ребёнком, очень неохотно расстаются с этой ролью и ищут самые разнообразные способы маскировки для своего инфантильного поведения и образа жизни.

Вечный студент

Ученье свет, а неученье - тьма! Трудно поспорить с русской пословицей, которую мы знаем ещё со школьной скамьи. В нашем обществе принято мотивировать детей и подростков, чтобы их учёба не ограничивалась только несколькими классами школы. Колледж, институт, второе высшее образование, курсы повышения квалификации, многочисленные тренинги - казалось бы, на каком-то из этих этапов должна подключиться профессиональная деятельность, проще говоря, человек должен начать работать.

Однако, если мы наблюдаем за инфантильным поведением, которое скрывается под маской «вечного студента», вряд ли мы найдем в этой цепочке звено под названием «работа».

Наверное, среди ваших знакомых есть хотя бы один представитель подобного рода маскировки. У такого человека всегда множество планов по саморазвитию, ему не хватает ещё одного тренинга или семинара, чтобы начать наконец-таки применять весь багаж своих знаний на практике. Обычно это постоянное обучение заканчивается вместе с терпением родственников, которым приходится оплачивать все этапы бесконечного саморазвития.

Практика показывает, что зачастую львиная доля полученных знаний никогда не пригождается «вечному студенту» в его профессиональной деятельности, а стремление к саморазвитию является банальным отдалением того момента, когда придется становиться взрослым и всё-таки начать зарабатывать на все свои развлечения и потребности.

Творческая личность

Ещё одна форма инфантильного поведения - это уход в вечный креатив. Творческие личности в постоянном поиске прекрасного встречаются нам в последнее время всё чаще и чаще. Инфантильность таких людей обычно маскируется под «творческие кризисы», «жизнь ради искусства» и «созидание чего-то нового».

От настоящих людей искусства таких личностей отличает отсутствие какой-либо направленности их творческой деятельности. Обычно они любят рассуждать о прекрасном, а также своих творческих способностях и талантах. Однако, когда дело доходит до воплощения своих способностей в какую-либо материальную форму, инфантилы такого склада продолжают теоретизировать и не спешат реализовывать свои фантазии.

Похожая ситуация хорошо освещается в забавном анекдоте: «В вашем резюме указано, что вы умеете креативно мыслить, активно выдвигать идеи, находить новые решения, то есть работать вы в принципе не собираетесь?»

Так же, как и первый способ маскировки, этот способ работает, ровно до тех пор, пока рядом с таким «творческим человеком» находится кто-то менее творческий, готовый обеспечивать комфортное существование первого.

Я - твой мотиватор

Марина Никитина

Что такое инфантильность и каковы ее причины? Это детскость в поведении взрослого человека, так называемая эмоциональная незрелость. Если для детей, личность которых только формируется, это нормальная черта, то для взрослого человека быть инфантильным неестественно .

Инфантильность взрослого человека

Хорошо, когда взрослый человек умеет воспринимать мир так же радостно, легко, открыто и с интересом, как в детстве.

Так кто такие инфантильные люди? Это когда человек (личность) ведет себя как ребенок, когда веселится, играет, дурачится, отдыхает, на время «впадает» в детство.

В конфликтной или тревожной ситуации человек использует бессознательный возврат к детским моделям поведения, чтобы уберечь себя от чрезмерных волнений и переживаний, почувствовать себя в безопасности. Это механизм психологической защиты – регрессия, последствия которой – инфантильное поведение. После преодоления внешнего или человек вновь возвращается к обычному поведению.

Инфантильная девушка бежит с шариками в руках

Проблема возникает, если инфантильность не ситуативное проявление, а задержка в развитии личности. Цель инфантильности – создание психологического комфорта. Но инфантильность не временная защита или состояние, а привычное поведение. Инфантильность – сохранение форм поведения, соответствующих возрастному периоду детства у взрослого человека. В этом случае неминуемо встает вопрос о том, как взрослому человеку перестать быть ребенком и эмоционально повзрослеть.

У инфантильных личностей отклоняется в развитии эмоционально-волевая сфера. Человек-Ребенок не умеет , принимать решения, контролировать эмоции, регулировать поведение, ведет себя как несамостоятельный малыш.

Когда окружающие говорят инфантильному человеку: «Не веди себя как ребенок!», они провоцируют советующее поведение в ответ. Человек-Ребенок не задастся вопросом: «Я и правда веду себя как ребенок?», не прислушается к критике, а обидится или рассердится. О том, как избавиться от инфантильности женщине или мужчине, написано множество статей. Но люди с подобным складом характера не склонны изучать подобную литературу или внять советам близких, потому что собственное поведение считают нормой.

Взрослый человек сознательно или бессознательно выбирает детский стиль поведения, потому что так легче жить.

Причины и формы инфантильности

Фраза, сказанная родителем малышу: «Не веди себя как ребенок!», звучит парадоксально, но так взрослые учат детей стремиться к самостоятельности и ответственности. Родителям стоит срочно принимать меры, если они замечают, что в доме растет инфантильный ребенок. Как помочь ему повзрослеть и воспитать полноценную личность, можно понять самостоятельно, зная истоки проблемы.

Причины инфантильности кроются в ошибках воспитания. Поэтому вопрос о том, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте, мало кто себе уже задает, считая свое поведение и мировосприятие нормой. К основным ошибкам родителей относят:

гиперопеку , то есть подавление инициативы ребенка, когда он не мог брать ответственность на себя и, соответственно, не смог научиться самоконтролю,
нехватку любви и заботы в детстве, которую индивид стремится наверстать, став взрослым,
слишком рано начатую взрослую жизнь , когда человек не успевает побыть ребенком,

Отношение ко взрослому человеку, как к ребенку, является также причиной развития у него инфантилизма. Человек воспринимает все, как должное, все больше и больше уверяясь в правильности собственного поведения. Прежде чем задаваться вопросом о том, как бороться с инфантильностью женщине или мужчине, нужно знать, как и в чем проявляется эта черта характера.

Инфантильность проявляется так:

Лень . Неумение обустроить быт, нежелание себя обслуживать (приготовить пищу, постирать вещи и так далее), перекладывание обязанностей по дому на родных.
Иждивенчество. Инфантильный человек может не работать, жить за счет родственников, а может ходить на работу, но не иметь желания трудиться.

Молодые инфантильные люди смеются

Эгоцентризм. Человек-Ребенок считает, что окружающие обязаны удовлетворять потребности, стараться для него, забывая о себе, при этом сам не думает о других. Такие личности бывают неблагодарными, а добрые поступки окружающих воспринимают как должное поведение.
Пристрастие к играм и развлечениям. Инфантильного человека тянет к веселью и беззаботности. Шоппинг, салоны красоты, погоня за гаджетами, девичники/мальчишники, ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры, всевозможные игры (азартные, компьютерные и так далее).
Перекладывание ответственности. Принятие решений, выполнение обязанностей и другие ответственные мероприятия человек-Ребенок перекладывает на близких.
Неорганизованность жизнедеятельности. У инфантильного человека нет планов, он не ставит перед собой цели и задачи, не знает что такое распорядок дня, не задумывается об учете денежные средства.
Нежелание развиваться, . Инфантильный человек не видит смысла в развитии, ведь и так все устраивает, он живет настоящим, не анализируя прошлый опыт, не задумываясь о будущем. Взрослые ведут как дети себя тогда, когда желают остаться детьми, не хотят взрослеть.

Как побороть инфантильность

Быть инфантильным можно только тогда, когда рядом есть близкие, любящие и заботливые люди, на которых перекладывается ответственность.

Если в отношениях двух взрослых людей один человек ведет себя как Ребенок, второй принимает роль его Родителя. Когда взрослый настолько погружается в роль Ребенка, что она завладевает его личностью, ему стоит обратиться к психологу или психотерапевту. Потому что внутренний Взрослый не в состоянии пересилить внутреннего Ребенка, и нужна помощь извне.

От инфантильности избавляются, осознавая ее как проблему и занимаясь самовоспитанием.

Нужно учиться быть ответственным, организованным, самостоятельным. Однако для слишком закомплексованных и напряженных людей инфантилизация бывает иногда крайне полезна. Например, в группах психологической поддержки существуют даже специальные курсы, подразумевающие создание обстановки общего доверия, веселья и раскрепощения. Взрослых людей учат раскрепощаться, опираясь на особенности поведения и черты характера детей.

А также самостоятельно воспитывать в себе:

активность,
аккуратность,
бережливость,
благоразумие,
вдумчивость,
и другие качества зрелой личности.

Советы о том, как избавиться от инфантилизма у взрослых:

Найти интересную работу , которая предполагает ответственность за других людей. Если работа нравится, человеку легко и приятно брать на себя ответственность. Находить серьезные задания, ставить трудноразрешимые задачи, придумывать волевые испытания.

Инфантильная девушка пускает мыльные пузыри

Завести животное. Беспомощное животное станет «ребенком» для инфантильного человека, у него не останется другого выбора, как стать для него Родителем. Роль Родителя предполагает организованность, пунктуальность, заботу, ответственность, решение проблем и удовлетворение потребностей беспомощного существа.
Создать условия, когда не останется другого выбора, как повзрослеть. Самостоятельная жизнь, отдельно от опекунов и родителей или переезд, помогают быстро повзрослеть. Также человек становится взрослым, когда у него появляется семья и дети.

Быть легкомысленным легко, а уметь постоять за себя, преодолеть жизненные испытания, обеспечить необходимые для выживания условия самостоятельно – трудно. Быть взрослым можно научиться через воспитание и самовоспитание.

22 марта 2014, 14:37

Служит хорошим показателем биологического возраста для всех пе­риодов онтогенеза, начиная с утроб­ного и кончая периодом старения. В процессе роста кости претерпевают ряд характерных изменений, кото­рые могут фиксироваться на рентге­нограммах. Основными показателя­ми возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и обра­зование синостозов.

Рентгенографический метод по­зволяет определить, на какой стадии по отношению к дефинитивному (взрослому) состоянию находится ре­бенок по тому или иному признаку. Для определения скелетной зрелости обычно выбирают кисть, поскольку в ней содержится большое количество центров окостенения. Метод дает точ­ные показатели, а здоровью ребенка при этом ничто не угрожает, так как дозировка рентгеновских лучей бе­рется минимальной: она приблизи­тельно соответствует дозе естествен­ного облучения, получаемого челове­ком, к примеру, в течение недельного пребывания в горах. Для оценки кос­тного возраста определяют время и последовательность появления оча­гов окостенения, а также степень развития и сроки образования сино­стозов по атласам оценочных рентге­нограмм, стандартизированных соот­ветственно возрасту.

Один из первых подобных атласов был разработан американцем Т. Тоддом в 1937 г. Позднее на основе этого атласа американские исследователи В. Грейлих и С. Пайл создали свой до сих пор используемый педиатрами атлас (Greulich and Pyle, 1950). Они собрали и оценили большое количе­ство рентгенограмм кисти и запястья у детей разного возраста, вывели на этой основе средний оценочный балл для каждой отдельной кости (всего использованы данные по 30 костям), а затем выбрали рентгеновские сним­ки для каждого возраста (отдельно для мальчиков и девочек), как можно полнее соответствующие этим оценкам, в качестве стандартных. (В атлас вошли рентгеновские сним­ки с «эталонными» стандартами как для отдельных костей, так и для каж­дой возрастной стадии в целом. При этом, хотя создатели метода и пред­полагали, что те, кто будет использо­вать их метод, должны будут идти от «частного к общему», на практике оп­ределение производится сразу по сум­марным рентгенограммам, что с неиз­бежностью приводит к многочислен­ным ошибкам).

Хотя в силу своего удобства атласы все еще широко используются в иссле­дованиях по физическому развитию детей и подростков, они содержат ряд принципиальных методических недо­статков, ограничивающих их при­менение. Помимо того, что существу­ют значительные вариации между детьми из различных социально-эко­номических и расовых групп, имеется также значительная генетическая де­терминированность порядка появле­ния центров окостенения. Поэтому не­появление того или другого центра окостенения в «нужное» («стандарт­ное») время необязательно означает отставание по костному возрасту, а окончательная оценка должна учиты­вать все без исключения кости. Второй существенный недостаток состоит в том, что серии рентгенограмм в атла­се организованы по годовым интерва­лам, хотя понятие «скелетного года» коренным образом отличается от года хронологического.


Чтобы избежать подобного недо­статка, были разработаны методичес­кие подходы, в большей мере исполь­зующие количественные методы. Так, выдающийся британский ауксолог Дж. Таннер вместе со своими кол­легами Р. Уайтхаузом и М. Хили предложили систему оценки, полу­чившую название ТУ-1 (по началь­ным буквам фамилий двух первых авторов - Tanner-Whitehouse), кото­рая впоследствии была модифициро­вана ими же в систему ТУ-2 (Tanner et al., 1983). Суть метода заключает­ся в том, что каждой из костей (всего в анализе используется 20 костей) да­ется оценка в соответствии с 8 или 9 предварительно выделенными стан­дартными стадиями созревания. В дальнейшем эти баллы суммируются и сопоставляются с процентным рас­пределением суммарных баллов в «стандартной» группе того или ино­го хронологического возраста. Неред­ко этот метод называют также «про­центным созреванием». Метод Таннера-Уайтхауза использует только один набор стандартов как для мальчиков, так и для девочек. Последние при этом всегда получают более высокие баллы, что отражает значительное опережение по темпам окостенения, свойственное женскому полу практи­чески на протяжении всего ростово­го периода: с момента рождения (и даже во внутриутробном периоде) и до наступления зрелости костный воз­раст мальчиков составляет 80% тако­го девочек.

Два других метода количествен­ной оценки костного возраста связа­ны с именем другого выдающегося ауксолога, А. Роча, и с известным центром изучения роста и разви­тия - Фелсовским научно-исследо­вательским институтом, располо­женным в Йеллоу-Спрингс (штат Охайо, США). Роч с соавторами раз­работали два метода: метод РУТ (Roche-Wainer-Tissen) - для опреде­ления костного возраста по коленной чашечке, и фелсовский метод, с ис­пользованием традиционных костей кисти и запястья (Roche et al., 1975, 1988). В отличие от метода Таннера-Уайтхауза, фелсовский метод учиты­вает некоторые соотношения разме­ров в виде индексов между линейны­ми размерами длинных костей кисти и запястья, а также включает в ана­лиз большее количество костей.

Возрастные изменения костной системы, с учетом иных, чем у рас­тущего организма критериев, ис­пользуются для определения биоло­гического возраста на протяжении всего периода постнатального онто­генеза. В периоде старения в каче­стве критериев используются сроки проявления остеопороза и остеоскле­роза, различные деформации в обла­сти суставов и т. д. (Интересующих­ся отсылаем к фундаментальному труду О.М. Павловского «Биологи­ческий возраст у человека», 1987).

Зубной возраст, или зубная зрелость

Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент) и последо­вательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с суще­ствующими стандартами. Использу­ется в качестве показателя биологи­ческого возраста только до 13-14лет, так как молочные зубы прорезывают­ся с 6 месяцев до 2 лет, а постоян­ные - в среднем с 6 до 13 лет (за ис­ключением третьих моляров).

Молочные зубы начинают каль­цинироваться с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни и к моменту рождения находятся на разной степени развития. Примерно к 6-му меся­цу первого года жизни (существуют значительные внутри- и межгруппо­вые вариации этого и других показа­телей) прорезываются первые молоч­ные зубы, обычно центральные ниж­ние резцы. К 6 годам, как гласит пословица, «зубов полон рот», так как в это время, как правило, еще це­ликом сохранена молочная смена зу­бов, а постоянные зубы практически полностью сформированы и готовы к прорезыванию. Первыми прорезыва­ются первые постоянные моляры (ко­ренные зубы). Это происходит при­мерно в одно время с выпадением мо­лочных резцов.

На рис. VI. 11 изображены цифры среднего возраста прорезывания по­стоянных зубов. Хотя существуют значительные вариации времени про­резывания отдельных категорий зу­бов и последовательности их появле­ния, тем не менее, среди отдельных категорий зубов можно выделить це­лый ряд « маркеров », которые служат отражением определенных стадий развития. Среди них - второй посто­янный моляр, который прорезывает­ся примерно в 12 лет (в Великобрита­нии этот зуб носил название «рабоче­го», так как, согласно «Положению о заводах и фабриках», именно с этого возраста дети могли приниматься на работу. В те времена, когда докумен­тация относительно точной даты рож­дения ребенка зачастую отсутствова­ла, такой критерий оказывался весь­ма полезным). Третий постоянный моляр, так называемый «зуб мудрос­ти », может прорезываться практичес­ки в любом возрасте, начиная с 18 лет, и не представляет никакого интереса в плане показателей зрелости.

Половые различия в прорезыва­нии молочных зубов практически от­сутствуют, но по прорезыванию по­стоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережа­ют мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезы­вания клыков (рис. VI. 11).

При кажущейся простоте метод определения зубного возраста может представлять некоторые трудности, так как различные авторы придер­живаются разных критериев при оценке зуба как «прорезавшегося». В отечественной литературе приня­то считать зуб «прорезавшимся» при первом его появлении через десну.

В последнее время предложены новые методы определения зубного возраста, с использованием стадий формирования зубов по рентгено­граммам челюстей. Определяются степень кальцификации, количество вторичного дентина и цемента зубов, с помощью специальных методик ведется подсчет числа ежегодных кольцевых отложений цемента. Осо­бое значение эти методы приобрета­ют в период с 2 до 6 лет, когда новые зубы практически не прорезывают­ся, а также после 13 лет. Именно в это время степень кальцификации зубов, определяемая по рентгено­граммам челюстей, приобретает осо­бо важное значение. Критерии для оценки различных стадий кальци­фикации были разработаны Демирджаном с соавторами по аналогии с системой оценки костной зрелости по методу Таннера-Уайтхауза.

Работами многих ученых, в част­ности, С. Гарна, показано наличие четкого генетического контроля над различными стадиями формирова­ния и появления зубов. Связь между показателями костной и скелетной зрелости в целом невелика, корреля­ция между костным и зубным возра­стом не превышает 0,4 (Tanner, 1978). * Определение зубного возраста на­ходит широкое применение в крими­налистике, является одним из основ­ных методов оценки индивидуаль­ного возраста при исследовании ископаемых материалов; служит на­дежным показателем возрастного статуса индивида в тех случаях, ког­да по каким-либо причинам неизве­стна точная дата рождения ребенка.

скелет опорный двигательный синартроз

Определение возраста по рентгенограммам скелета кисти имеет большое значение в диагностике многих заболеваний. Обычно возраст развития (биологический возраст) определяется по степени оссификации скелета. В мировой практике в качестве удобного критерия биологического возраста принято определять «костный» или «рентгенологический» возраст, так как он является более тонким показателем физиологического состояния и своеобразия конституции исследуемого, чем паспортный возраст и любые антропометрические данные.

Сам по себе паспортный возраст свидетельствует только о числе прожитых лет и не всегда совпадает с биологическим возрастом. Состояние костной системы отражает общие процессы развития проходящие в организме.

Для определения костного возраста достаточно изучить оссификацию, размеры и соотношение скелета кисти и дистального отдела предплечья, как наиболее доступного для рентгенографии участка скелета и дающего наиболее полную информацию о развитии всего организма.

За последние десятилетия произошло и происходит ускорение физического развития детей и подростков, получившее название акцелерации. Акцелерация заставляет по новому подходить к оценкам нормы и патологии в физическом развитии. Влияние акцелерации на рост и развитие скелета проявляется ускорением оссификации, увеличением размеров костей, более ранним исчезновением и уменьшением частоты нахождения псевдоэпифизов. Поэтому оценка по старым стандартам методически неверна, так как это приводит к ошибкам. Для определения костного возраста следует пользоваться таблицами, разработанными в 1968-1977 гг.

Определение костного возраста имеет большое диагностическое значение в первую очередь при патологии роста у детей и подростков.

Правильное определение костного возраста имеет большую практическую ценность в эндокринологии для диагностики и дифференциальной диагностики микседемы, гипофизарного и церебрального нанизма, некоторых хромосомных заболеваний, нарушений половой дифференцировки, болезни и синдрома Иценко-Кушинга, вирильного и диэнцефального синдрома, некоторых опухолей надпочечников и яичников и др.

Определение костного возраста позволяет контролировать лечение больных гормональными препаратами, которые широко применяются для терапии многих заболеваний, в том числе и для стимуляции роста.

Полученные стандарты по оссификации и размерам костей кисти могут быть использованы при судебно-медицинской экспертизе.

Поэтому владеть методикой определения возраста по рентгенограммам костей кисти и дистального отдела предплечья необходимо не только врачам-рентгенологам, но также и врачам других специальностей, так как от этого часто зависят установление правильного диагноза и проведение рационального лечения больного.

Порядок и сроки окостенения скелета кисти и дистального отдела предплечья.

Развитие кости характеризуется как качественными, так и количественными показателями. К качественным показателям относятся своевременное появление точек окостенения и синостозирование костей кисти. Эти процессы известны как дифференцированно скелета (оссификация, окостенение). К количественным показателям относится увеличение размеров кости.

Благодаря рентгенологическому исследованию приобретена возможность глубоко проникать в динамику окостенения и в течение многих лет наблюдать за всеми особенностями этого сложного процесса. Кроме того, рентгенологический метод исследования позволяет установить контроль над действием различных терапевтических мероприятий, особенно гормональных препаратов.

Наиболее удобным объектом для рентгенологического исследования темпа окостенения служат кисти с дистальными отделами предплечий, так как здесь появление отдельных точек окостенения и синостозирование распределено последовательно и равномерно на большой промежуток времени (13-18 лет).

Порядку, срокам окостенения и синостозированию скелета посвящено большое количество работ. Однако в настоящее время установлено, что благодаря процессам акцелерации, окостенение скелета происходит быстрее, чем 20-40 лет назад. Несмотря на этот факт, в руководствах по анатомии, рентгенологии, педиатрии, эндокринологии, судебной медицины приводятся сведения, основанные на исследованиях 30-40 годов. Использование этих таблиц в настоящее время приводит к ошибочным заключениям.

Для определения костного возраста следует учитывать стандарты не только по оссификации скелета, но также и по размерам костей кисти в возрастном аспекте. Определение костного возраста по таблицам сроков окостенения и размерам костей запястья, пястных костей и фаланг пальцев дает возможность получить более достоверные выводы о возрасте исследуемого. Особенно это следует помнить при определении костного возраста в судебно-медицинской практике.

Учитывая вышеизложенное, нами разработаны таблицы нормативов сроков окостенения, размеров костей кисти и дистального отдела предплечий, развития эпифизарного хряща и ряда показателей, характеризующих процессы эволюции костей в настоящее время.

Представлены результаты исследования возрастных изменений скелета кисти у детей и подростков Киева за период 1969-1974 гг. С этой целью нами изучено 2675 рентгенограмм костей кисти с дистальными отделами предплечий у лиц в возрасте от нескольких дней до 20 лет. Мальчиков и юношей было 1460, девочек и девушек - 1215. Полученные рентгенограммы группировались с учетом возрастной физиологии. Каждая возрастная группа состояла из 30-100 человек.

При обработке материала учитывается факт наличия или отсутствия той или иной точки окостенения, независимо от ее размеров. Что касается синостозов, то учитывается возраст, в котором исчезает хрящевая прослойка между метафизом и эпифизом.

Нами установлены наиболее ранние и наиболее поздние сроки появления точек окостенения и наступления синостозирования. Кроме того, определены «средние» сроки окостенения. Средними сроками окостенения считаются, когда не менее чем 50% представителей определенного возраста обнаруживают данную фазу дифференцирования костей скелета кисти.

Для определения возраста достаточно определить средний срок окостенения, в судебно-медицинской практике учитываются также наиболее ранние и наиболее поздние сроки окостенения.

Правильное определение костного возраста и наличия признаков нарушения роста требует соответствующей техники рентгенограммы. Необходимо производить рентгенографию обеих кистей, что даст возможность выявить наличие такого патологического симптома окостенения, как асимметрия. Кисти рук следует уложить на кассету так, чтобы на рентгенограмме оказались захвачены все фаланги пальцев и кости лучезапястного сустава. Обе кисти укладываются на кассету размерами 18x24 или 24x30 см (в зависимости от возраста исследуемого) ладонями книзу так, чтобы ось среднего пальца являлась продолжением оси предплечья. Несовпадение этих осей значительно изменяет угол запястья. Первый палец должен находиться в позиции ротации под углом 30* по отношению к указательному пальцу. Центральный луч направляется на пересечение линии, соединяющей головки III пястных костей обеих кистей, с вертикальной линией, проведенной через центр кассеты. Расстояние от анода рентгеновской трубки до пленки должно соответствовать 100 см. По этим рентгенограммам можно определять костный возраст, а также особенности развития костей скелета.

Порядок появления точек окостенения и синостозирование подробно изучены Ленинградской школой рентгенологов (1936 г.). За последние годы отмечается увеличение интенсивности роста и уменьшение средней продолжительности отдельных фаз окостенения. Наблюдается ускорение темпа окостенения на 0,5-3 года, по сравнению с данными 1936 г. Это ускорение происходит неравномерно и зависит от фазы окостенения и пола исследуемого. Ускорение оссификации скелета кисти находится в полном соответствии с отмеченным ускорением физического и полового развития детей и подростков.

Темп окостенения в различные периоды жизни различный. Одни возрастные периоды характеризуются повышением интенсивности оссификации скелета (появление сесамовидных костей в I пястно-фаланговом суставе), другие - снижением ее (появление шиловидного отростка и гороховидной кости). Продолжительность отдельных фаз окостенения у мальчиков до синостоза в I пястно-фаланговом суставе длительное, чем у девочек. Общая продолжительность их у мальчиков 15,5 лет, у девочек - 13 лет. Это на 1,5-2 года быстрее, чем по данным 1936 г. Фазы синостозирования, начиная с дистальных фаланг и кончая дистальным эпифизом лучевой кости, продолжительнее у девушек, чем у мальчиков (соответственно 3 и 2 года).

Ускорение окостенения в разные возрастные периоды происходит неравномерно. До трехлетнего возраста отмечается незначительное ускорение темпа окостенения (2-6 месяцев) и только трехгранная кость у девочек появляется на один год раньше, чем у мальчиков. До появления дистального эпифиза локтевой кости, который определяется на один год раньше у девочек, ускорения окостенения не наблюдается. Сроки появления шиловидного отростка и гороховидной кости у мальчиков более постоянные, у девочек эти кости появляются на один год раньше, чем поданным 1936 г. Стабильность появления этих точек окостенения у мальчиков отмечается также при исследовании детей Москвы, Крайне! о Севера, Польши. Сесамовидные кости в I пястно-фаланговом суставе появляются на 1,5 года раньше как у мальчиков, так и у девочек, по сравнению с данными 1936 г.

Следующая фаза развития - появление синостозов I пястной кости - является показателем включения половых желез в работу эндокринного аппарата. Эта фаза наступает на 1,5-2 года раньше. Дальнейшее синостозирование костей скелета кисти значительно ускорено (на 2-3 года). Дифференцирование костей кисти заканчивается у юношей в 18 лет, у девушек в 16-17 лет (табл. 1).

Необходимо помнить, что существует определенный порядок появления точек окостенения и синостозирования костей скелета кисти (табл. 1). Допустимы некоторые извращения порядка окостенения. Так, полулунная кость нередко обнаруживается до появления трехгранной, трапециевидные и ладьевидная кости иногда появляются до полулунной, а дистальный эпифиз локтевой кости - раньше трапециевидных и ладьевидной костей. Часто имеет место наступление синостозирования в дистальных фалангах при отсутствии синостоза в I пястной кости. Расценивать эти изменения как патологические следует только в случаях наличия других симптомов нарушения оссификации и роста костей.

Половое различие в темпе окостенения проявляется уже с первых дней жизни ребенка, задолго до включения половых желез. Большая дифференцировка костей скелета у девочек и девушек наблюдается на протяжении всего периода оссификации и особенно резко выражена в период полового созревания.

Много лет существовала точка зрения, согласно которой темп окостенения зависит от национальности и климатических условий. Прямо или косвенно на это указывали многие авторы. В настоящее время большинство ученых, изучавшие процессы окостенения у жителей различных народов СССР, Польши, Англии, США, Африки, Австралии, Перу приходят к выводу, что при оценке рентгенологического возраста не обязательно пользоваться местными стандартами сроков окостенения. Сопоставление данных по окостенению скелета кисти различных народов показывает, что порядок, сроки окостенения и синостознровання скелета кисти представителей различных национальностей, живущих в различных климатических условиях, примерно одинаковые.

У здоровых детей и подростков костный возраст соответствует паспортному. При различных нарушениях для определения темпа окостенения, кроме костного возраста, следует учитывать и другие рентгенологические показатели темпа окостенения: дефицит оссификации (ДО) - разница между паспортным и костным возрастом (в норме ДО равен нулю; допускаются колебания ±1), коэффициент оссификации (КО) - рентгенологический возраст, деленный на паспортный (в норме КО равен единице; допускаются колебания ±0,2).

Нами установлено, что для оценки тяжести задержки оссификации и роста наиболее достоверным является показатель КО. Его можно рекомендовать для диагностики и дифференциальной диагностики различных нарушений роста, а также для контроля за целесообразностью и эффективностью лечения больных гормональными препаратами.

Как определять рентгенологический возраст в тех случаях, когда имеется асимметрия или извращение оссификации?

При асимметрии окостенения учитывается наличие точки окостенения, независимо от того, что она имеется только на одной кисти. Например: у мальчика на правой кисти имеется трехгранная кость, а на левой она отсутствует, есть также точки окостенения, которые появляются до трехгранной кости (смотри табл. 1). Рентгенологический возраст по таблице у этого мальчика соответствует трем годам.

В случаях извращения оссификации нарушается последовательность появления точек окостенения, благодаря «перескакиванию» через ряд. В таких случаях возраст определяется по наличию более поздних точек окостенения и синостозирования, не учитывая отсутствия предыдущих точек окостенения.

Добавочные эпифизы и псевдоэпифизы пястных костей и фаланг пальцев.

При нормальном развитии короткие трубчатые кости имеют один эпифиз или точку окостенения. Помимо истинных эпифизов встречаются добавочные псендоэпифизы. Наличие псевдоэпифизов является дополнительной информацией для определения костного возраста.

Например:

На рентгенограммах шейного отдела с функциональными пробами (без прямого снимка) отмечается синостоз шейных позвонков в передних отделах, уплотнение продольных связок на всём протяжении, синостоз тел С5 - С6 в области межпозвонковых дисков.

Наличие фиброзно-мышечного кольца задней дуги С1 позвонка с образованием плотной перемычки.

Унковертебральные сочленения без особенностей.

В области проекции мягких тканей задней поверхности мышц шеи (на уровне остистого отростка С6 позвонка) плотное образование костной плотности, овальной формы, размерами 1,4 х 0,7 см.

Под костным возрастом в медицинской науке понимается условное значение возраста, уровню которого отвечает развитие костей скелета обследуемого ребенка. Выяснить костный возраст можно при проведении рентгенологического обследования, когда по специально разработанным таблицам специалисты сравнивают нормальные значения показателей костного возраста подростков или детей с теми, что они могут видеть у конкретного пациента. Данные таблицы обязательно учитывают не только рост и вес человека, но и окружность груди, а также период полового созревания, в котором на момент обследования находится ребенок.

Особенности процедуры

Для грамотного определения костного возраста в медицине есть несколько основных методик, которые учитывают возникновение эпифизов или конечных отделов трубчатой кости, этапы развития данного процесса, слияние эпифизов и метафизов, образование синостозов или костных соединений. Поскольку в кистях рук присутствует большое число ядер окостенения и костной растущей ткани или эпифизарных участков, костный возраст очень часто определяется именно по данной части тела.

Обычно у детей в норме, если доля хрящевой ткани значительно выше в скелете, чем у взрослых. Так, например, новорожденные имеют хрящевую ткань вместо многих костей в скелете – эпифизы пяточной кости, большеберцовой, бедренной, таранной, кубовидной, губчатой на кисти, а также позвонков – состоят из хрящевой ткани и лишь опираются на точки окостенения. При развитии и росте организма хрящевая ткань замещается костной в определенной природой последовательности.

Показания и противопоказания для диагностики

Основными показаниями для проведения исследования по определению костного возраста ребенка выступают различные нарушения в его физическом развитии, замедленный рост, болезни гипофиза, щитовидной железы и гипоталамуса. При этом проблемой занимаются такие специалисты, как , отправляя пациента на рентгенологическое обследование в любом медицинском учреждении, где есть рентген-аппарат.

При этом по рентгенологическому исследованию кисти возможно определить, например, наличие в организме ребенка таких патологий как гипофизарный нанизм или карликовость в результате дефицита гормона роста, досрочное половое созревание, нарушение костного развития вследствие генетических расстройств, таких как:

  • синдром Шерешевского-Тернера;
  • врожденная гиперплазия надпочечников.

Среди основных противопоказаний к проведению исследования по определению костного возраста ребенка врачи выделяют возраст до 14 лет, когда подобную процедуру можно проводить исключительно по предписаниям лечащего врача. Также нельзя повторять данное обследование чаще, чем один раз в полгода, из-за сильного ионизирующего излучения, которое вредно для неокрепшего организма. При этом важно помнить, что какой-либо специализированной подготовки к исследованию пациенту проводить не нужно.

Методики и результаты проведения исследований

Чтобы правильно определить костный возраст пациента чаще других используются рентгенограммы лучезапястного сустава и кисти. При проведении процедуры специалист анализирует и сравнивает ту картину, которую он видит на рентгене, с данными, которые признаны нормой в данной возрастной группе.

При диагностируемых и возможных патологиях гипофиза физическое развитие в значительной степени отстает от реальных возрастных показателей ребенка. Такое отставание может иногда достигать и двух лет. А вот при диагностировании скелетной дисплазии либо низкорослости, обусловленной генетически, задержка костного роста обычно отсутствует либо выражена минимальными показателями.

Также при проведении диагностики скелета человека важно помнить, что у него существуют не только возрастные, но и половые особенности. Так, например, женский скелет развивается значительно, иногда на 1-2 года, быстрее мужского. Такие особенности окостенения, которые зависят от половых признаков, проявляют себя с первого года жизни ребенка.

Таким образом, на основании данных рентгена можно судить о стадии полового созревания, на которой в момент обследования находится пациент. По возникновении сесамовидной кости пястно-фалангового сустава можно судить о повышенной функции половых желез в организме, при окостенении пястной кости у девочек начинаются менструальные циклы, а у мальчиков – регулярные поллюции.

При этом наблюдается скачок роста, когда длина тела очень резко увеличивается в короткий промежуток времени. При преждевременном половом созревании можно говорить о развитии процесса зрелости костей, а при уменьшенном синтезировании гормона роста или гипофизарном нанизме – о его замедлении.

При обследовании с использованием выявляется патологическое состояние турецкого седла, что говорит о гипофизных заболеваниях. Гипофизарный нанизм характеризуется уменьшением размеров седла, при новообразованиях в гипофизе истончаются его стенки, расширяется вход и возникают места обызвествления. При наличии внутричерепной опухоли, которая происходит из гипофизных клеток, – краниофарингиомы – расходятся черепные швы и возникают вдавленности с внутренней стороны черепной коробки ребенка.

Любые результаты рентгенографии обязательно необходимо предоставить специалисту, который направил пациента на анализ, чтобы он смог своевременно диагностировать заболевание и назначить эффективную терапию.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх