Клетки мозга в процессе творческой деятельности. Установлены особенности мозга творческих людей. Нейробиолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» рассказывает, откуда берутся идеи и как научить мозг думать творчески

У каждого человека свой ритм жизни и биологические часы активности. Мозг лучше работает утром: в это время такие люди чувствуют себя более свежими и бодрыми, хорошо воспринимают и перерабатывают информацию, решают сложные задачи, которые требуют анализа и выстраивания логических связей. У сов время активности наступает позже.

Но когда дело касается творческой работы, поиска новых идей и нестандартных подходов, включается другой принцип: усталость мозга становится преимуществом. Звучит странно и неправдоподобно, но этому есть логическое объяснение.

Когда вы устаёте, снижается концентрация на конкретном задании и слабее отсеиваются разные отвлекающие мысли. Кроме того, вы хуже помните установленные связи между концепциями.

Это время отлично подходит для творчества: вы забываете заезженные схемы, у вас в голове роятся разные идеи, которые не относятся к проекту напрямую, но могут навести на ценную мысль.

Не концентрируясь на конкретной проблеме, мы охватываем более широкий спектр идей, видим больше альтернатив и вариантов развития. Так что получается, что уставший мозг очень даже способен выдавать творческие идеи.

Стресс меняет размер мозга

Очень плохо влияет на здоровье. Мало того, он напрямую воздействует на функции мозга, и исследования показали, что в некоторых случаях критические ситуации способны даже уменьшить его размер.

Один из экспериментов проводился на детёнышах обезьян. Цель - изучить влияние стресса на развитие малышей и их психическое здоровье. Половину обезьянок на шесть месяцев отдали на попечение сверстников, а другую оставили с матерями. После этого детёнышей вернули в обычные социальные группы и через несколько месяцев просканировали их мозг.

У обезьянок, которых отняли у матерей, области мозга, связанные со стрессом, оставались увеличенными даже после возвращения в нормальные социальные группы.

Для точных выводов нужны дополнительные исследования, но страшно даже подумать, что стресс может так надолго изменять размер и функции мозга.

Ещё одно исследование показало, что у крыс, постоянно подвергаемых стрессу, уменьшается размер гиппокампа. Это часть головного мозга, которая отвечает за эмоции и , а точнее за переход информации из кратковременной памяти в долговременную.

Учёные уже исследовали связь между размером гиппокампа и посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР), однако до сих пор не было понятно, то ли он действительно уменьшается от стресса, то ли люди, склонные к ПТСР, сразу имеют небольшой гиппокамп. Эксперимент с крысами стал доказательством того, что перевозбуждение действительно меняет размер мозга.

Мозг практически не способен на многозадачность

Для продуктивности часто советуют выполнять одновременно несколько задач, но мозг практически не может с этим справиться. Мы думаем, что делаем несколько дел одновременно, но на самом деле мозг просто быстро переключается с одного на другое.

Исследования доказывают, что при одновременном решении многих задач вероятность ошибки возрастает на 50%, то есть ровно наполовину. Скорость выполнения задач падает примерно вдвое.

Мы разделяем ресурсы мозга, уделяем каждой задаче меньше внимания и значительно хуже выполняем каждую из них. Мозг, вместо того чтобы тратить ресурсы на решение проблемы, затрачивает их на болезненное переключение с одного на другое.

Французские исследователи изучали реакцию мозга на . Когда участники эксперимента получали второе задание, каждое полушарие начинало работать независимо от другого. В результате перегруз сказывался на эффективности: мозг не мог выполнять задачи на полную мощность. Когда же было добавлено третье задание, результаты стали ещё хуже: участники забывали об одной из задач и делали больше ошибок.

Короткий сон улучшает производительность мозга

Все знают, что сон хорошо влияет на мозг, но как насчёт лёгкой дрёмы в течение дня? Оказывается, она действительно очень полезна и помогает прокачать некоторые способности интеллекта.

Улучшение памяти

Участники одного исследования должны были запоминать картинки. После того как парни и девушки запомнили что могли, им дали 40 минут перерыва перед проверкой. Одна группа в это время дремала, другая - бодрствовала.

После перерыва учёные проверили участников, и оказалось, что группа, которая спала, сохранила в сознании значительно больше изображений. В среднем отдохнувшие участники запомнили 85% объёма информации, тогда как вторая группа - всего 60%.

Исследования показывают, что, когда информация впервые поступает в мозг, она содержится в гиппокампе, где все воспоминания очень недолговечны, особенно когда продолжает поступать новая информация. Во время сна воспоминания переходят в новую кору (неокортекс), которую можно назвать постоянным хранилищем. Там информация надёжно защищается от «перезаписи».

Улучшение способностей к обучению

Непродолжительный также помогает очистить от информации области мозга, в которых она содержится временно. После очистки мозг снова готов к восприятию.

Недавние исследования показали, что во время сна правое полушарие активнее, чем левое. И это несмотря на то, что 95% людей - правши, а в таком случае левое полушарие мозга развито лучше.

Автор исследования Андрей Медведев предположил, что во время сна правое полушарие «стоит на страже». Таким образом, пока левое отдыхает, правое очищает краткосрочную память, заталкивая воспоминания в долгосрочное хранилище.

Зрение - самое главное чувство

Человек получает большую часть информации о мире с помощью зрения. Если вы прослушаете какую-либо информацию, через три дня вы будете помнить около 10% от неё, а если к этому добавить изображение, вы вспомните 65%.

Картинки воспринимаются гораздо лучше текста, потому что текст для нашего мозга - это много маленьких картинок, из которых надо достать смысл. Это занимает больше времени, а информация хуже запоминается.

Мы привыкли настолько доверять зрению, что даже лучшие дегустаторы определяют подкрашенное белое вино как красное только потому, что видят его цвет.

На картинке ниже выделены области, которые связаны со зрением, и показано, на какие части мозга оно влияет. По сравнению с другими чувствами разница просто огромна.

Темперамент зависит от особенностей мозга

Учёные выяснили, что тип личности и темперамент человека зависит от его генетической предрасположенности к выработке нейромедиаторов. Экстраверты менее восприимчивы к дофамину - мощному нейромедиатору, который связан с познанием, движением и вниманием и приносит человеку ощущение счастья.

Экстравертам требуется большее количество дофамина, а для его выработки необходим дополнительный стимулятор - адреналин. То есть чем больше у экстраверта новых впечатлений, общения, риска, тем больше дофамина вырабатывает его организм и тем счастливее становится человек.

Же, наоборот, более чувствительны к дофамину, и их главным нейромедиатором является ацетилхолин. Он связан с вниманием и познанием, отвечает за долгосрочную память. Кроме того, он помогает нам видеть сны. У интровертов должен быть высокий уровень ацетилхолина, тогда они чувствуют себя хорошо и спокойно.

Выделяя какой-либо из нейромедиаторов, мозг использует автономную нервную систему, которая соединяет мозг с телом и непосредственно влияет на принимаемые решения и реакции на окружающий мир.

Можно предположить, что, если искусственно повышать дозу дофамина, например занимаясь экстремальным спортом, или, наоборот, количество ацетилхолина за счёт медитации, можно изменить свой темперамент.

Ошибки вызывают симпатию

Судя по всему, ошибки делают нас более симпатичными, что доказывает так называемый эффект провала.

Люди, которые никогда не ошибаются, воспринимаются хуже, чем те, кто иногда совершает промахи. Ошибки делают вас более живым и человечным, убирают напрягающую атмосферу непобедимости.

Эта теория была проверена психологом Эллиотом Аронсоном. Участникам эксперимента дали послушать запись викторины, во время которой один из знатоков уронил чашку с кофе. В итоге выяснилось, что симпатии большинства опрошенных были на стороне неуклюжего человека. Так что незначительные ошибки могут быть полезны: они располагают к вам людей.

Физические упражнения перезагружают мозг

Конечно, физические упражнения хороши для тела, а как насчёт мозга? Очевидно, связь между тренировками и живостью ума всё-таки . Кроме того, счастье и физическая активность также связаны между собой.

Люди, занимающиеся спортом, превосходят пассивных домоседов по всем критериям работы мозга: памяти, мышлению, вниманию, способности решать проблемы и задачи.

Что касается счастья, физические упражнения провоцируют выброс эндорфинов. Мозг воспринимает тренировку как опасную ситуацию и, чтобы защититься, вырабатывает эндорфины, которые помогают справиться с болью, если таковая имеется, а если нет - приносят ощущение счастья.

Чтобы защитить нейроны мозга, организм также синтезирует белок BDNF (нейротрофический фактор головного мозга). Он не только защищает, но и восстанавливает нейроны, что работает как перезагрузка. Поэтому после тренировок вы чувствуете себя непринуждённо и видите проблемы под другим углом.

Вы можете замедлить время, если займётесь чем-то новеньким

Когда мозг получает информацию, она необязательно поступает в правильном порядке, и, прежде чем мы поймём, мозг должен представить её нужным образом. Если к вам приходит привычная информация, на её обработку не уходит много времени, но если вы занимаетесь чем-то новым и незнакомым, мозг долго обрабатывает непривычные данные и выстраивает их в нужном порядке.

То есть, когда вы познаёте что-то новое, время замедляется ровно на столько, сколько нужно вашему мозгу для адаптации.

Ещё один интересный факт: время познаётся не одной областью мозга, а разными.

У каждого из пяти чувств человека есть собственная область, а в восприятии времени участвуют многие.

Есть и другой способ замедлить время - внимание. Например, если вы слушаете приятную музыку, которая доставляет вам реальное удовольствие, время растягивается. Предельная концентрация есть и в опасных для жизни ситуациях, и точно так же время в них движется значительно медленнее, чем в спокойном, расслабленном состоянии.

Долгое время считалось, что творческие способности - это дар, а озарения возникают как по волшебству. Но последние исследования в области нейробиологии показали: мы все можем стать креативными. Достаточно направить мозг в нужное русло и немного поупражняться.

Творческий подход нужен не только художникам, поэтам и музыкантам. Он работает в любой области: помогает решать проблемы, сглаживать конфликты, впечатлять коллег и наслаждаться более полной жизнью. Нейробиолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» рассказывает, откуда берутся идеи и как научить мозг думать творчески.

Нейронные фонари

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, вдоль дорог мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома. «Фонари» - это нейронные связи. Некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) освещены на всём протяжении. Это известные нам данные и проверенные способы решения проблем.

Творчество же живёт там, где темно - на непроторенных путях, где путника поджидают необычные идеи и решения. Если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придётся приложить усилия и зажечь новые «фонари». Другими словами, образовать новые нейронные микросети.

Как рождаются идеи

Творчество питается идеями, а идеи рождаются в мозге.

Представьте, что в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из них. Иногда ящики начинают открываться и закрываться в хаотичном порядке, и воспоминания соединяются случайным образом. Чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Когда это происходит, у нас появляется больше идей, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то - в дýше, для других - во время пробежки, занятий спортом, за рулём автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности разума.

Чтобы идеи приходили чаще, расслабьте мозг.

(источник:)

Когда мозг расслаблен, у нас появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или казаться неважными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной.

Иначе говоря, идеи - это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, тем больше озарений появляется.

Сила окружения

Инновационные компании понимают, как важно создать творческую атмосферу. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях.

В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, люди становятся более изобретательными. В сборной Аргентины Лионель Месси - тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч может провести 10–15 атак, из которых две-три завершаются голом. В то же время в сборной ему удаётся провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. То, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависит от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Творчество - это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для него необходима стимулирующая обстановка.

Что делает творческих людей отличными от остальных? В 1960 году психолог и исследователь творчества Фрэнк Х. Баррон решил это выяснить. Баррон провел серию экспериментов на некоторых известных мыслителях своего поколения в попытке изолировать уникальную искру творческого гения.

Баррон пригласил группу творческих личностей, в том числе писателей Трумэна Капоте, Уильяма Карлоса Уильямса, Фрэнка О’Коннора, наряду с ведущими архитекторами, учеными, предпринимателями и математиками, чтобы провести несколько дней в Беркли кампусе Калифорнийского университета. Участники провели время, знакомясь друг с другом под наблюдением исследователей, и выполняя тесты о своей жизни и работе, в том числе такие, которые направлены на поиск признаков психического заболевания и показателей творческого мышления.

Баррон обнаружил, что, вопреки обычному мнению, интеллигентность и образование играют весьма скромную роль в творческом мышлении. Один IQ не может объяснить творческую искру.

Взамен исследование показало, что творчество имеет целый ряд интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и моральных характеристик. Общие черты людей всех творческих профессий, оказалось: открытость своей внутренней жизни; предпочтение сложности и неоднозначности; необычно высокая толерантность к расстройствам и беспорядкам; умение извлекать порядок из хаоса; независимость; необычность; готовность идти на риск.

Описывая этот солянку из черт, Баррон писал, что творческий гений “и более примитивный, и более культурный, более разрушительной и более конструктивный, иногда сумасшедший, и все же категорически разумнее, чем средний человек.”

Этот новый способ мышления творческого гения породил некоторые интересные и запутанные противоречия. В последующем исследовании творческих писателей, Баррон и Дональд Маккиннон обнаружили, что средний писатель были в верхней десятке от общей численности психопатов. Но как ни странно, они также обнаружили, что творческие писатели имеют чрезвычайно высокий уровень психологического здоровья.

Почему? Похоже, творческие люди более вдумчивы. Это привело к увеличению самосознания, в том числе ближнее знакомство с темными и более неудобными частями себя. Возможно потому, что они имеют дело с полным спектром жизни: и темнота, и свет, писатели набрали высокий балл по тем из характеристик, которые наше общество стремится связать с психическими заболеваниями. Наоборот, эта же склонность смогла заставить их быть более обоснованными и сознательными. Открыто и смело противопоставив себя миру, творчески настроенные люди, казалось, нашли необычный синтез между здоровым и «патологическим» поведением.

Такие противоречия могут быть именно тем, что дает некоторым людям интенсивный внутренний импульс к творчеству.

Сегодня большинство психологов соглашаются, что творчество многогранно в природе. И даже на неврологическом уровне.

В отличие от мифа “правого полушария мозга”, творчество привлекает не область мозга или даже одно полушарие мозга. Вместо этого, творческий процесс опирается на весь мозг. Это динамическое взаимодействие множества различных областей мозга, эмоций, и наши бессознательные и сознательные системы обработки.

Мозговая сеть по умолчанию, или, как мы называем ее, “сеть воображения”, особенно важна для творчества. Сеть воображения, впервые выявленная неврологом Маркусом Рейчелом (Marcus Raichle) в 2001 году, охватывает многие регионы на медиальной (внутренней) поверхности мозга в лобной, теменной и височной долях.

Мы эксплуатируем примерно половину наших умственных способностей с помощью этой сети. Она наиболее активна, когда мы занимаемся тем, что исследователи называют “самостоятельным познанием”: мечтая, размышляя, или иным образом позволяя нашим умам блуждать.

Функции сети воображения образуют ядро человеческого опыта. Его три основные компоненты: личностное самосознание, психическое моделирование, и перспективное мышление. Она позволяет нам построить смысл из нашего опыта, вспомнить прошлое, думать о будущем, представлять себе чужие перспективы и альтернативные сценарии, понимать рассказы, думать о психических и эмоциональных состояниях – как наших собственных, так и чужих. Творческие и социальные процессы, связанные с этой сетью головного мозга имеют также решающее значение для ощущения сострадания, а также способности понимать себя и строить линейное самоощущение.

Но сеть воображения не работает в одиночку. Она участвует в сложной связке с отделами мозга, отвечающими за наше внимание и рабочую память. Эти отделы помогают нам сосредоточить наше воображение, блокируя внешние отвлекающие факторы и дает нам настроиться на наш внутренний опыт.

Возможно, именно поэтому творческие люди такие. В оба свои творческий и мозговой процессы, они привносят казалось бы, противоречивые элементы вместе с необычными и неожиданными способами решения задач.
По материалам QzCom

Экология жизни: Творческое мышление можно натренировать, как мышцы в спортзале. Попробуйте - и вы удивитесь, насколько креативным может быть ваш мозг...

Нейробиолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» рассказывает, откуда берутся идеи и как научить мозг думать творчески

Долгое время считалось, что творческие способности - это дар, а озарения возникают как по волшебству. Но последние исследования в области нейробиологии показали: мы все можем стать креативными . Достаточно направить мозг в нужное русло и немного поупражняться.

Творческий подход нужен не только художникам, поэтам и музыкантам. Он работает в любой области: помогает решать проблемы, сглаживать конфликты, впечатлять коллег и наслаждаться более полной жизнью.

Нейронные фонари

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, вдоль дорог мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома. «Фонари» - это нейронные связи. Некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) освещены на всём протяжении. Это известные нам данные и проверенные способы решения проблем.

Творчество же живёт там, где темно - на непроторенных путях, где путника поджидают необычные идеи и решения. Если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придётся приложить усилия и зажечь новые «фонари». Другими словами, образовать новые нейронные микросети.

Как рождаются идеи

Творчество питается идеями, а идеи рождаются в мозге.

Представьте, что в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из них. Иногда ящики начинают открываться и закрываться в хаотичном порядке, и воспоминания соединяются случайным образом. Чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Когда это происходит, у нас появляется больше идей, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то - в дýше, для других - во время пробежки, занятий спортом, за рулём автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности разума.

Когда мозг расслаблен, у нас появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или казаться неважными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной.

Иначе говоря, идеи - это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти . Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, тем больше озарений появляется.

Сила окружения

Инновационные компании понимают, как важно создать творческую атмосферу. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях.

В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, люди становятся более изобретательными. В сборной Аргентины Лионель Месси - тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч может провести 10–15 атак, из которых две-три завершаются голом. В то же время в сборной ему удаётся провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. То, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависит от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия.

Творчество - это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для него необходима стимулирующая обстановка.

Тупики и озарения

Творческий блок известен в нейронауке как тупик. Это ситуация, когда разум работает на сознательном уровне (движется по освещенному проспекту и не может свернуть). Это связь, которую вы хотите провести, но не можете: это происходит, когда вы пытаетесь вспомнить имя старого приятеля, придумать имя новорожденному ребёнку или просто не знаете, что написать о проекте.

Мы все иногда наталкиваемся на эти блоки. Когда нужно проявить творческие способности, очень важно преодолеть или избежать их.

Чтобы преодолеть блок и позволить прийти вдохновению, нужно заглушить активность префронтальной коры головного мозга, отвечающей за осознанные мысли.

Оказавшись в тупике, сделайте обратное тому, что подсказывает интуиция, - не пытайтесь усиливать концентрацию на проблеме в течение долгого времени. Надо заняться чем-то совсем другим, интересным, развлекательным. Это лучший способ вызвать вдохновение. Когда вы отдыхаете от проблемы, активные и осознанные формы мышления затихают, и вы даёте слово подсознанию. Дальние ящики начинают открываться и закрываться, выплёскивая идеи, а эти идеи соединяются в новые понятия в переднем отделе правой височной доли.

Игра в ассоциации

Творчество в любой области - искусстве, науке, технологиях и даже повседневной жизни - предполагает способность разума смешивать очень разные понятия и темы.

Когда перед вами встает проблема, постарайтесь рассмотреть её с разных сторон. Как бы взглянул на нее пятилетний малыш? Что подумала бы первобытная женщина? Что сказал бы ваш прадедушка? Как вы решили бы её, находясь в Африке?

Зажигать новые фонари и смешивать идеи помогают различные техники ассоциативного мышления . Например, нам надо улучшить систему банковских вкладов. В чём суть вклада? Допустим, это «безопасное сбережение денег на будущее». Что связано с хранением? Белки прячут еду на зиму, парковщики следят за машинами гостей ресторана, в портовых контейнерах хранится товар, в ангарах стоят самолеты...

Попробуем связать эти явления в поисках новых идей для улучшения системы банковских вкладов. Например, зимой (по ассоциации с белкой) банк может выплачивать бóльшие проценты, чтобы побудить людей в холодное время года чаще делать вклады.

Мозгу свойственна нейропластичность - способность менять собственную нейронную структуру. Чем больше творческих задач вы решаете, тем больше образуется новых связей, тем шире картина межнейронных взаимодействий (больше освещенных улиц, по которым вы можете ходить).

Так что творческое мышление можно натренировать, как мышцы в спортзале . Попробуйте - и вы удивитесь, насколько креативным может быть ваш мозг. опубликовано

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх