Шувалов А. В. Безумие и гениальность: к истории изучения феномена. Гениальность и сумасшествие

Тех, кто посвящает свою жизнь творчеству, принято считать людьми «не от мира сего». Художники, музыканты, писатели и прочие деятели искусства действительно более остро реагируют на всё, что происходит вокруг.

Такое обострённое восприятие мира даёт им возможность создавать шедевры и менять мир. Но иногда оно служит причиной для возникновения психических заболеваний. Тысячи творений, которыми мы восхищаемся, созданы людьми, имеющими тот или иной диагноз. Вспомним самых выдающихся из них:

После его самоубийства близкими и друзьями выдвигалось множество версий случившегося. Кто-то предполагал, что писатель лечился от онкологического заболевания, и, отчаявшись, решил уйти из жизни; кто-то называл причиной смерти банальную ссору с любимой супругой, но лишь немногие знали, что Эрнест не первый год мучился от депрессии и паранойи .

Хемингуэю всерьёз казалось, что за ним следят агенты ФБР. На этой почве он однажды даже попал в психиатрическую клинику, где его лечили с помощью электрошока. В результате он частично потерял память, из-за чего очень переживал, понимая, что больше не сможет ничего написать. Однако ощущение преследования не отпускало. Писателю казалось, что в клинике, как и в его доме, расставлены жучки и прослушиваются все разговоры; он постоянно оборачивался, ощущая, будто за ним кто-то идёт.

Жизнь в постоянном страхе измотала Хемингуэя настолько, что он не раз предпринимал попытки суицида: рвался под работающий пропеллер самолёта, пытался резать вены… Но когда писатель выстрелил себе в голову из дробовика, с которым обычно ходил на охоту, спасти его уже не удалось.

Позднее выяснилось, что мания преследования не была беспочвенной. После того, как Хемингуэй какое-то время пожил на Кубе (там он написал свою знаменитую повесть «Старик и море»), за ним действительно стали наблюдать люди из ФБР - что-то смутило их в этом произведении. Интересно, что противозаконное можно углядеть в повести о единении человека с природой?..

  1. Людвиг Ван Бетховен

Похоже, не зря психологи всего мира говорят о том, что проблемы, страхи и комплексы любого человека родом из детства. Автор «Лунной Сонаты» страдал не только глухотой, которую спровоцировали регулярные побои от отца в детские годы. Повзрослев, Людвиг не смог жить обычной жизнью и из-за биполярного расстройства. Его «бросало» из крайности в крайность - то он месяцами не выходил из тяжелейшей депрессии, то вдруг ощущал в себе небывалые приливы творческой энергии, также длившиеся месяцами. В такие моменты в нём просыпалась жажда жизни, а все мысли о суициде и никчёмности бытия казались смешными.

Кстати, во время депрессий композитор злоупотреблял опиумом в сочетании с крепким алкоголем. Такой «коктейль» только усугублял и без того плачевное психическое состояние Бетховена.

  1. Николай Гоголь

Когда человек чего-то очень боится, ему предлагают нарисовать или охарактеризовать письменно свой страх. Перенеся страх на бумагу, от него можно избавиться. Вероятно, этот психологический приём борьбы с фобиями в своём творчестве использовал известный русский писатель Николай Гоголь. Иначе откуда в его рассказах столько чертей, гробов и прочих атрибутов смерти?

Больше всего на свете Николай Васильевич опасался быть похороненным заживо. Он неоднократно упоминал об этом в письмах к друзьям. Не исключено, что именно тафофобия (от греческого «taphe» - «похороны») спровоцировала начало ряда психических расстройств у Гоголя. Шизофрения, зрительные и слуховые галлюцинации, депрессии - это лишь немногие из тех заболеваний, что сопровождали русского классика в течение жизни.

После того, как от тифа скончалась близкая подруга Гоголя - Екатерина Хомякова - его страх смерти усилился. Он не мог есть, боялся спать (так как считал, что во сне непременно умрёт). В ответ на такой режим жизни организм писателя начал давать сбои - Гоголь часто бредил, падал без чувств. Согласно одной из версий, смерть автора «Мёртвых душ» наступила оттого, что он просто не очнулся, потеряв сознание в очередной раз.

  1. Вирджиния Вульф

Большинство своих произведений (в их числе романы «Орландо», «На маяк», «По морю прочь»…) она написала стоя. И вовсе не потому, что у неё не было своего рабочего места. Британская писательница в юности перенесла два нервных срыва (оба были вызваны смертью родных людей - отца и старшей сестры Стеллы), после которых её начали мучить сильнейшие головные боли. Затем Вирджиния стала слышать голоса. Они не давали ей покоя. Слыша их, она металась по комнате, непостижимым образом умудряясь записывать сюжеты своих произведений. Сюжеты, в которых так или иначе фигурировала тема искусства. Многие герои Вирджинии Вульф были творческими людьми.

Она понимала, что нездорова. Осознавая, что своими приступами испортит жизнь супругу (она была замужем за журналистом Леонардом Вульфом), Вирджиния однажды вышла из дома и, набрав в ладони камней, утопилась в расположенной неподалёку реке. Позднее Леонард обнаружил её письмо, где писательница объяснила причину своего поступка:

«…На этот раз я не поправлюсь. Снова эти голоса! Я не могу сосредоточиться. Я была счастлива с тобой, но я больше не в силах бороться. Знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И сможешь.» - написала она.

  1. Сергей Есенин

О пристрастии московского озорного гуляки к алкоголю не знает, пожалуй, только ленивый. Между тем, алкоголизм Сергея Александровича имел наследственный характер. Психиатр М. И. Буянов, изучавший биографию поэта, отмечал, что у Есенина случались длительные запои, приступы белой горячки. Отсюда - шизофрения, «благодаря» которой поэт однажды попал в психбольницу. В периоды, когда его мозг был одурманен алкоголем, поэт становился опасным для общества.

Его современники неоднократно утверждали: особенно много Есенин стал пить, когда из родной рязанской области перебрался в Москву. От перспектив, славы и новых знакомств у него кружилась голова. А где новые знакомства - там и алкоголь…

Есенин был чрезмерно мнительным. Кто-то скажет, что эта черта свойственна всем творческим людям, однако, его мнительность доходила до помешательства. Всё время ему казалось, что против него плетут интриги, а за спиной все только и шушукаются о том, как бы его убить. Эти опасения поэт заливал крепкими напитками, которые, в свою очередь, вызывали очередные приступы горячки и агрессии. Замкнутый круг.

Увы, список талантливых личностей, имеющих заболевания нервной системы, вмещает в себя гораздо больше пяти имён. Но кто знает, смогли бы эти люди создать прекрасную музыку, потрясающие стихи и умопомрачительные картины, если бы не были чуть-чуть сумасшедшими? Гениальность и безумие ходят рядом…

Текст: Анастасия Нестерова


Мысль о том, что гениальность - это безумие, очень старая, ее высказывал еще Платон. Люди, обладающие этими качествами – безумием или гениальностью – иначе видят мир и иначе ставят свои цели, чем озадачивают обычных граждан творениями своего ума. Граждане ищут объяснений в рамках привычных представлений о реальности и не догадываются, что безумные посылы в теориях гениев происходят не из мира сего.

Вопрос о близости невроза безумия с гениальностью довольно активно обсуждается в современной западной психологии. По мнению Ланге Эйхбаума, девять десятых всех гениев ненормальные; едва ли не все гении - психопаты. По мнению Дж. Карлсона, ген шизофрении был и у Эйнштейна, у сына которого врачи констатировали шизофрению. Следовательно, Эйнштейн был носителем такого гена, что, несомненно, влияло на умственный и душевный строй этого гения, хотя и не вызвало заболевания.

Американский исследователь безумия приводит целые списки гениев, страдавших душевными болезнями (Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин; философы - Платон, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон, Спенсер, Ницше, Джеймс и другие).

Что бы Вы ответили на утверждение о том, что скорость света в направлении движения Земли, сложенная со скоростью последней, равна просто скорости света; и что скорость света в обратном направлении за вычетом скорости движения Земли тоже равна все той же скорости света? Ну да, и я думаю точно также. Но физики-теоретики в изрядной своей части поддерживают такой безумный тезис, а придумал его гениальный Эйнштейн. Впрочем, до и после Эйнштейна были и другие гениальные физики и философы, видевшие мир в подобном безумном ключе. Точнее сказать, их зачастую не заботила наша низменная реальность, а стояла задача построения теории не опирающуюся в исходных положениях на реальность, но, тем не менее, позволяющую некоторые явления реальности предсказать.

Озадачившись устойчивостью факта существованием подобных феноменов – по части теорий, ничего не объясняющих в реальном мире, но позволяющие в нем что-то предсказать, – я решил обратиться за помощью в интернет. Но начал с феномена "гений и безумие". Вот какие ответы я нашел по адресу:

http://otvet.mail.ru/question/24040570

"Андрей Шулятьев Гуру

Что есть гений? Это отклонение от среднего развития человека. А что есть сумасшедший? Это отклонение от среднего развития человека. Что есть нормальный человек? Это среднестатистический человек, то есть ни-то ни се. Является ли гений средним человеком? нет! Является ли гений сумасшедшим- безусловно! Поэтому гениальные мысли есть ничто иное как [безумие] бред сумасшедшего! Так же бред сумасшедшего вполне может быть гениальным!

СНГ Просветленный

Не надо грязи! У сумасшедшего – бред [безумие]! У гения - гениальные творения и мысли! Надо самому быть сумасшедшим, чтобы принять чужой бред [безумие] за гениальность, тем более, что у каждого придурка есть свой собственный бред...

Андрей Шулятьев Гуру

По вашему Леонардо Да Винчи был гением? А вот современники считали его сумасшедшим!

Сальвадор Дали – безусловно гений, мог появится перед ожидающим его 2 часа дипломатом в голом виде на метле? А это было! Между гением и сумасшедшим почти нет грани, по сути гениальность вытекает из сумасшествия [безумия]! И сегодняшний бред может завтра оказаться действительностью!

СНГ Просветленный

Само понятие "БРЕД СУМАШЕДШЕГО", это клиника, а не философия. Впрочем в жизни все это зависит от наблюдателя, тут я с Вами согласен!"

Последняя фраза показалась мне гениальной. Ведь и Эйнштейн утверждал, например, что одновременные события могут быть и не одновременными разом. Да нет же, дело совсем не в том, что одновременные для одного наблюдателя события могут казаться неодновременными для другого наблюдателя, а в том что они в зависимости от наблюдателя могут быть реально одновременны и не одновременны. Это допущение из мира безумия перекочевало в математическую часть специальной теории относительности – СТО.

Богоподобная сущность, гений, сумасшедший (безумец)

http://monada.info/раздел-3-человек/38-богоподобная-сущность-гений-сумасшедший-безумец

«Высокий ум безумию сосед

Границы твердой между ними нет»

Джон Драйден (1631-1700)

Мистическая часть исследования – это не для моего ума, а я постарался отфильтровать из него то, что ближе к факту:

"Термин «богоподобная сущность» встречается в этом материальном мире редко, чаще используется его менее значимый эквивалент – термин «гений». Платон недаром считал любое творчество – «бредом, даруемым Богом». Термин «богоподобный» относится к тем, кто не может жить без творения ни дня, ни даже ночи. Есть определение различия между талантом и гением – «талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений – в цель, которую никто кроме него не видит».

Связь между безумием и гениальностью обнаруживалась во все времена, в древнейших языках планеты одни и те же слова означали и высокую творческую способность и психическое расстройство, санскритское «ниграта», древнееврейское «нави» означали одновременно и «пророчество» и «безумие».

Обычно принято считать отличительным признаком гения одаренность. Но какой смысл вкладывается в слово одаренность? Если в это понятие входит нестандартность мышления, отличительность, особенность, уникальность, то с этим можно согласиться. Но интересно то, что и безумие характеризуется этими же отклонениями от нормы. Самым значительным трудом, подтверждающим связь между гениальностью и безумием, стала работа итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо «Гений и помешательство», который собрал массу фактов всевозможных отклонений, в том числе и сексуальных, в поведении великих людей.

Ламброзо в своей работе, как бы замыкает круг, доказывая взаимосвязанность гениальности и безумия, при этом не вдаваясь в анализ того, что является причиной, а что следствием.

Г.В. Сегалин (врач-психиатр) рассматривал гениальную личность как симбиоз двух скрещивающихся наследственных компонентов потенциальной одаренности и психопатической [безумной] компоненты".

Ну ладно, с гением и безумством мы вроде бы немного разобрались. Возможно, часть из них – это люди с некоторыми отклонениями в психике и в мозгах, позволяющих им видеть сей мир некоторым специфическим или, проще говоря, нереальным образом. Впрочем, оговорюсь, я не уверен, что Эйнштейна можно отнести к таким безнадежно "отклоненным". Хотя вполне возможно, что изрядную часть своей жизни он таким и был. То есть, интуиция подсказывает мне, что совершенно не по случайности он показал человечеству на фотографии свой высунутый язык, а это был четкий сигнал здравомыслящей части человечества, что он, Эйнштейн, не умалишенный.

Но дело ведь не только в собственно Эйнштейне – его гениальности или безумии. Остается первая часть исходного вопроса: почему же столь многие из физиков говорят, что теория относительности справедлива и безгрешна, несмотря на всю парадоксальность "постулатов" СТО. Как могло так получиться, что вроде бы трезвые и даже здравомыслящие люди могут подобное утверждать, в том числе порой даже совершенно искренне утверждать? Ответ я нашел в рассказе Вольфа Мессинга о голубях в голове.

Дело в том, что у одного вполне здорового и трезвомыслящего польского графа – не гения и не безумца – обнаружилась одна странная с точки зрения посторонних наблюдателей особенность. Ему представилось, что в его голове свили себе гнездо обыкновенные голуби, сизари. Обращались к врачам, но безуспешно, и тогда обратились Мессингу.

Тот не стал, подобно прочим, убеждать графа, обращаясь к его здравому смыслу, что в голове голуби жить не могут. Наоборот:

"– Да, граф, – сказал я, – вы правы. У вас в голове – голубиное гнездо. И преогромное. Целая голубятня!

– А разве я сомневаюсь в этом? И день и ночь крыльями хлопают. .. А тут как-то к ним кошка забралась! Вот переполох был. Я думал, у меня голова лопнет. ..

– Могу выгнать ваших ненормальных жильцов, и притом так, что они не вернутся.

– Буду весьма обязан..."

Короче, графу завязали глаза и застрелили несколько голубей, якобы вылетевших из его головы. Потом позволили ему снять с лица повязку и открыть глаза.

Граф собственноручно закопал трупики несчастных голубей. И голова у него оставалась "чистой" в течение нескольких лет, пока суть происходившего не раскрыл ему один близкий знакомый, полагая, что граф уже окончательно излечился. Но тот, узнав истину, с криком схватился за голову. .. Голуби с тех пор "жили" в ней до самой его смерти. В этой второй стадии средств вторично излечить его уже не было.

Так вот, если кто-то без тени сомнения поведает Вам о "кристально ясных", чистых, безгрешных и несомненных идеях специальной теории относительности, Вы с ним не спорьте. Он во второй, неизлечимой, стадии и у него голуби в голове. А я на этом пока заканчиваю свой небольшой экскурс по теме безумия и гениальности.

Ван Гог считал себя одержимым бесом. У Гофмана была мания преследования и галлюцинации. Гоббс боялся оставаться в темной комнате, там ему мерещились привидения. Гончаров был ипохондриком, Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, Достоевский страдал эпилепсией и болезненной страстью к азартным играм, у Мандельштама был тяжелый невроз и попытки суицида.

К гениальным безумцам относят Моцарта, Шумана, Бетховена и Генделя. У Анны Ахматовой была агарофобия – боязнь открытых пространств, Маяковский панически боялся инфекций, поэтому повсюду носил с собою мыльницу.

Психиатры по-своему отдали дань уважения великим людям, проанализировав их творчество и биографии с психопатологической точки зрения. Для этого был создан целый раздел психиатрии – патография.

В своих патографических исследованиях ученые приводят следующие факты. Истерические припадки Скрябина предваряли приступы творчества. У Берлиоза, наоборот, музыкальные произведения вызывали приступы истерии. По свидетельству очевидцев, у Льва Толстого бывали припадки, возможно эпилептические. Страдал припадками и Алексей Толстой, только уже не эпилептическими, а истерическими. В одном из таких истерических припадков он даже написал стихотворение, а когда очнулся, то не помнил, каким образом он его создал.

У Рафаэля было видение (говоря медицинским языком – галлюцинация) образа Мадонны, который он и воплотил в своих произведениях. Галлюцинации переживали Крамской во время работы над картиной «Христос на распутье», Державин во время написания оды «Бог». Мопассан иногда видел у себя в доме своего двойника. У Глинки было нервное расстройство, доходящее до галлюцинаций.

Шумана в 46 лет стали преследовать всеведущие говорящие столы, видения звуков, складывающихся в аккорды. Бетховен и Мендельсон из могил диктовали ему свои мелодии. А в 1854 году он попытался утопиться в реке.

Шиллер клал на стол гнилые яблоки перед творчеством. Поэт и композитор Гофман был способен творить только в состоянии опьянения. Эдгар По был алкоголиком и умер от запоя. Есенину был знаком не понаслышке алкогольный психоз. Мопассан писал целые страницы под влиянием наркотиков. Он употреблял эфир, морфий, кокаин, гашиш в борьбе с невралгиями.

Не избежала научного медицинского интереса и биография гениального Пушкина, его «гиперсексуальность», восхищение женской ножкой (на языке психиатрии – фетишизм). Его «резкая неустойчивость психики» и ярко выраженная цикличность смены настроений заставила врачей задуматься о шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Циклоидная психопатия – был вынесен ему максимально мягкий медицинский вердикт…

У Моцарта была мания преследования, он был убежден, что итальянцы пытаются отравить его. У Мольера были частые припадки сильной меланхолии. Россини был так расстроен покупкой дворца, что впал в страх нищеты и не мог даже слышать музыки, поэтому был вынужден лечиться у доктора.

Во сне или в так называемом сноподобном (сомнабулическом) состоянии творили Гете, Моцарт, Рафаэль, Кольцов. Вальтер Скотт продиктовал свой роман Айвенго в болезненном состоянии, а потом совершенно ничего об этом не помнил, кроме основной идеи романа, которая пришла к нему до болезни. Золя считал, что пережитое им в юности воспаление мозга «изменила самый мозг, даже повела к развитию известных талантов».

«Все таланты близки к безумию», – гласит итальянская пословица. Может, именно она натолкнула Чезаре Ломброзо, итальянского невропатолога, на то, чтобы провести анализ творчества и жизни гениальных людей? Написанная в результате книга «Гениальность и помешательство» до сих пор считается самой значительной работой в этой области и очень популярна.

В Индии есть пословица «Слишком умный подчас не отличается от дурака». Примерно такая же существует и у японцев. Киргизы говорят: «Если ума слишком много, человек становится бесноватым», а англичане считают, что если в пять лет ребенок слишком похож на взрослого, то в 15-лет он – сумасшедший.

В своей знаменитой книге Ломброзо доказывал, что для гениев характерны ненормально частые смены настроения, отклонения в сексуальной сфере, доходящая до абсурда оригинальность, их устная и письменная речь нелогична и противоречива. Основной отличительной чертой гениальных людей Ломброзо считал патологически частое чередование экстаза и упадка.

Идея Ломброзо не настолько оригинальна, как кажется на первый взгляд. Блез Паскаль доказывал то, что «чрезмерный ум близок к чрезмерному безумию» и мужественно приводил в пример свою собственную личность. Демокрит считал, что «без безумия не может быть ни один великий поэт». Похожие мысли посещали Платона, Аристотеля, Шекспира, Дидро, Шопенгауэра, Ницше.

Гофман говорил своим друзьям, что когда он работает за фортепиано, то лишь воспроизводит то, что кто-то подсказывает ему со стороны. Вкус мышьяка, которым отравилась госпожа Бовари, был прочувствован Флобером настолько реально, что вызвал у него реальную рвоту два раза подряд. Диккенс признавался, что видит и слышит своих героев, а затем все это записывает.

Огюст Конт, основатель позитивной философии, много лет лечился от психического расстройства, а когда выздоровел, то выгнал свою жену, которая заботилась о нем во время болезни, и объявил себя апостолом и священнослужителем материалистической религии. Высказанная им мысль, что когда-то будет возможно оплодотворение женщины без участия мужчины, для того времени была действительно безумна.

Что отличает гения от других людей? Чем талант отличается от гениальности? Увы, этого точно еще никто не определил. Действительно ли гениальность всегда связана с безумием? На это тоже нет однозначного ответа.

Как говорится в одной шутке: «По мнению психиатров, психическими заболеваниями страдает каждый четвертый человек. Если трое ваших друзей в порядке, то значит, это – вы». Мы все немного сумасшедшие, и… очень гениальные. Только одни это скрывают лучше, чем другие.

Одни психиатры – ярые сторонники теории Ломброзо, другие – противники. Г.В. Сегалин, развивавший теорию Ломброзо в России, вместе со своими последователями считал, что гениальность – это симбиоз одаренности и помешательства. Так что, если вы настолько гениальны, что испытываете раздвоение личности, будет лучше, если одна из этих личностей будет психиатром.

Все эти рассуждения по поводу гениальности и помешательства приводят нас к извечному вопросу: «Что есть норма, а что – патология?» Гениальность ни в коем случае нельзя назвать нормой, она не вписывается в общепринятые «нормальные» стандарты. Между тем, одно из течений в психиатрии полагает, что воспринимаемое обычно как психическая болезнь – это нормальное состояние, глубокий духовный кризис, по-разному переживаемый каждой личностью.

Если руководствоваться этой точкой зрения, то можно предположить, что гениальными становятся те личности, которые прошли некую переломную черту, критическую точку развития индивидуальности. Гении имеют право на свои недостатки. А у великих людей даже недостатки должны быть великими.

Помните персонажа, которого играл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя»? Несмотря на умственную неполноценность, он обладал удивительными способностями. У него была поразительная память, которая выручила его брата (Тома Круза) во время игры в казино Лас-Вегаса.

Такой человек – отличный специалист в какой-либо узкой области. Он может делать очень хорошо лишь что-то одно, а большинство других вещей у него не получается. Мы считаем этих людей умственно отсталыми, или, говоря корректно, «людьми с ограниченными способностями», и часто помещаем в больницу, поскольку они не могут ухаживать за собой. Но на самом деле они – удивительные личности. Сегодня психологи продолжают ломать голову над тайной гениальных безумцев.

Гениальные безумцы – это интеллектуально неполноценные люди, которые обладают какой-то выдающейся способностью, знанием, умением или талантом. Давайте взглянем на некоторых из этих необычных людей.

1. «Психически ненормальный» может дословно повторить все содержание газеты после того, как ему ее прочли. Другой тоже способен дословно воспроизвести ее содержание, но, к примеру, задом наперед.

2. Так называемый слабоумный мальчик 12 лет, не умеющий ни читать, ни писать, правильно и с невероятной скоростью умножает в уме трехзначные числа.

3. 22-летняя женщина с психическим развитием пятилетнего ребенка помнит даты каждого визита в ее дом и имя каждого посетителя.

4. «Умственно отсталый» может вспомнить день отпевания в местном приходе любого человека за последние 35 лет, возраст покойного и имена всех, кто приходил с ним прощаться.

5. Гениальные безумцы обретают порой широкую известность. Например, «гений больницы Эрлсвуд», глухой слабоумный пациент, обладал удивительными способностями: рисовал, изобретал и отлично разбирался в технике. Он был широко известен и пользовался большим уважением.

6. Живший в XVIII веке Томас Фуллер, раб из Вирджинии, считался безнадежно слабоумным. Однако он мог быстро вычислить точное число секунд в 70 годах, 17 днях и 12 часах, принимая в расчет и 17 високосных лет.

7. У Готфрида Майнда, которого считали «тупоголовым кретином», был удивительный дар рисовать кошек. Его изображения казались настолько живыми, что по всей Европе он был известен как «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков украшал коллекцию короля Георга IV.

8. Слепой Том Бетан, знаменитый гениальный безумец с крайне ограниченным интеллектом, уже в возрасте четырех лет играл на фортепьяно произведения Моцарта и мог безошибочно воспроизвести музыкальную пьесу любой степени сложности. Он был способен повторить речь любой длины на любом языке, не потеряв ни единого слога. Однажды он прошел испытание, безошибочно повторив два произведения объемом 13 и 20 страниц.

9. Эллен Будро, слепая умственно отсталая девушка, больная рахитом, имела невероятный музыкальный дар. Она могла повторить любую пропетую или сыгранную мелодию независимо от ее сложности после первого же прослушивания.

10. Киешу Ямашита, обладавший очень низким уровнем интеллекта, был гением графического искусства. Его называли японским Ван Гогом.

11. Алонсо Клемонс, чей IQ не превышал 40, жил в доме для душевнобольных в Болдере, штат Колорадо, где создал сотни скульптур. Одна из них была продана в 1992 году за 45 000 долларов.

12. И. К., умственно неполноценный человек из Канады, является лучшим рисовальщиком, нежели любые профессиональные художники, которых с ним сравнивали. По мнению врачей, И. К. удивительно четко видит трехмерные изображения и ощущает перспективу «без применения правил».

13. Житель Лондона Стивен Уилтшир с коэффициентом интеллекта 30 создал несколько книг с удивительно красивыми рисунками. Одна из них, «Плывущие города», возглавляла в Великобритании список бестселлеров.

14. Джордж и Чарлз, «близнецы-калькуляторы», – умственно неполноценные братья, обладающие удивительной способностью описать любой день за последние 80 000 лет. К примеру, они легко могут сказать, каким днем недели было 24 апреля 929 года. Также они в подробностях помнят погоду каждого дня своей взрослой жизни.

15. Преждевременно родившийся слепой Лесли Лемке обладает удивительной памятью. Он поет, играет и нередко участвует в телешоу. Лемке стал героем двух фильмов: «Женщина, желавшая чуда» (1985), удостоенного четырех наград «Эмми», и «Остров гения» (1987).

16. Ким, математический гений, живущий в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), явился прототипом персонажа, которого сыграл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя». Доктор Дарольд Трефферт, много лет работающий с такими людьми, был консультантом на съемках фильма. Трефферт написал одну из самых известных книг по этой проблеме – «Удивительные люди: понять гениального безумца». Доктор считает это состояние относительно редким.

Ученые в поисках объяснений

По мнению некоторых специалистов, примерно 10% детей с аутизмом могут проявлять гениальность. В одном исследовании, проведенном среди 90 000 пациентов психиатрических клиник, было обнаружено «54 гениальных безумца, или около одного на две тысячи пациентов». Мужчин среди них значительно больше, чем женщин (соотношение примерно 6:1). Трефферт полагает, что «до сих пор ни одна теория не объяснила этот таинственный феномен». Он пишет, что «выдвинутые гипотезы практически так же различны и многочисленны, как и случаи, описанные врачами».

Несмотря на шесть существующих ныне гипотез, в каждой из них чего-то не хватает. Первая гласит, что воображение таких людей значительно превосходит уровень воображения нормального человека. Здесь имеется в виду способность быстро просматривать, сохранять и воспроизводить большие объемы информации. Однако некоторые больные слепы и вообще не могут ничего видеть.

Есть версия, что такие пациенты унаследовали свои способности от родителей. Но гениальных безумцев производят на свет и люди без выдающихся способностей, а дети больных практически во всех случаях оказываются вполне нормальными.

В третьей гипотезе указывается, что гениальные безумцы страдают от сенсорной депривации и социальной изоляции. В некоторых случаях это может быть правдой. Но депривация скорее результат, нежели симптом подобного состояния. Многие живут в обычном окружении.

Согласно четвертой теории, такие люди обладают ослабленной способностью к абстрактному мышлению. Однако Трефферт полагает, что эта точка зрения «описательна» и не является объяснением.

И наконец, некоторые полагают, что у одаренных умственно отсталых людей имеются повреждения мозга или проблемы с распределением функций между правым и левым полушариями. Однако у многих таких пациентов вполне нормальные результаты электроэнцефалограммы и компьютерной томографии.

Трефферт заключает, что поведение гениальных безумцев «является сложным, и его трудно понять; хотя это явление представляет собой реальный феномен, оно остается непонятным и в конкретных случаях, и в целом. Поиск объяснений продолжается. Ни одна модель работы мозга, особенно памяти, не будет полной до тех пор, пока не включит в себя синдром одаренных безумцев».

Чему же нас все это учит? Данный феномен иллюстрирует крайности человеческих способностей – сочетание «гения» и «безумия» в одном человеке. Мы должны стремиться понять и принять эти крайности, нельзя высмеивать и порицать таких людей. Большинство из нас похожи друг на друга. Некоторые отличаются от большинства, а есть и совершенно особенные люди.

Случай Т. М.: необычная память

Психологи Лондонского университета представили свидетельство того, что люди с необычайной памятью на самом деле особенные, даже если так не кажется на первый взгляд. Они описывают мыслительную деятельность Т. М., 25-летнего мужчины, обладающего невероятной способностью запоминать. Однако для самого Т. М. это не является загадкой, и он четко объясняет механизм запоминания. Вот пример. Т. М. просит человека из аудитории назвать дату своего рождения и очень быстро говорит, что это был за день… Подсчет дня проводится путем использования числовых кодов лет и месяцев и с помощью вычислений. С практикой нарабатываются различные принципы и способы запоминания. Теперь Т. М. может мгновенно понять, что определенные даты означают определенные дни, словно это таблица умножения. Каждый год и месяц имеет код от 0 до 6, и Т. М. выучил коды всех лет от 1900 до 2000. Метод состоит в том, чтобы сложить код месяца и года и разделить сумму на 7; в остатке образуется день недели. К примеру, 27 октября 1964 года дает 27 + 1 (код октября) + 3 (код 1964 года) = 31. Разделив это число на 7, мы получаем в остатке 3, что означает третий день недели – вторник.

Оксана ВАСИЛЕВИЧ

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №22, 2013

Где проходит грань между гением и безумцем?

СТРАННЫЕ ГЕНИИ

С 1970-х годов он один из самых дорогих художников в мире. Его полотна сегодня стоят десятки миллионов долларов. В 1973 году в Амстердаме был открыт художественный музей, посвящённый его творчеству. По посещаемости он находится на 23-м месте в мире. Однако в жизни у этого человека всё было иначе.

Винсент Ван Гог терпел лишения и нужду, его картины не продавались. И чтобы выжить, живописец относил полотна старьёвщику. Он был несчастлив в личной жизни. Художники не принимали Винсента за своего, и почти все считали его бездарным. Истощённый морально и физически, Ван Гог потерял здоровье. Доктора не находили объяснения его странным нервным припадкам, которые со временем усиливались. Наступление осени, зимы, и хмурое небо повергали его в депрессию. Весной 1888 года в результате очередного конфликта со своим другом, художником Гогеном, Ван Гог отрезал себе кусок уха, затем, обернув его в тряпку, пошел в свой любимый бордель, где и подарил его одной проститутке. В 1889 году живописец время от времени попал в психиатрические заведения. Он страдал галлюцинациями, приступами агрессии и бреда. А в 1890 г. Ван Гог совершает самоубийство выстрелом из пистолета. Современные психиатры считают, что знаменитый художник страдал шизофренией, эпилепсией и маниакально-депрессивным психозом.

В 1863 году была издана книга итальянского врача-психиатра Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», в которой он проводит параллель между великими людьми и помешанными. Учёный предлагает теорию: все гении безумны. А их творения – результат больного рассудка. Ломброзо указал на особенности психики гениев: повышенная чуткость и раздражительность, внутреннее беспокойство и самолюбие, множество странностей во время творчества. Книга вызвала всплеск интереса к данной теме и огромное количество острых дискуссий. Учёные критиковали автора за постановку им «заочных диагнозов» и «вырванные из контекста» случаи из жизни известных людей. Однако в 2004 году опубликованные в России исследования отчасти подтвердили теорию Ломброзо. Психиатром А.В. Шуваловым на протяжении десятков лет были собраны сотни сведений о выдающихся личностях. Он пришёл к выводу: причина гениальности этих людей в душевном нездоровье.

Немецкого композитора 19 в. Роберта Шумана посещали галлюцинации: говорящие столы, виделись складывающиеся в аккорды и музыкальные фразы звуки. Он считал, что умерший Шуберт и Мендельсон диктуют ему музыку. В 1854 г. Шуман совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу. Там он и провёл последние 2 года жизни.

Всемирно известный сербский изобретатель и учёный Никола Тесла был очень замкнутым человеком, всю жизнь оставался холостяком. У него не было ни своего дома, ни квартиры, ни другой частной собственности. Спал он прямо в лаборатории и в гостиницах Нью-Йорка. Поселялся только в апартаментах тех отелей, номер которых был кратен трём и использовал до 18 полотенец в день, поскольку панически боялся микробов. Старался избегать рукопожатий, а если это не удавалось, надолго исчезал в ванной, отмывая руки антисептиком. Если во время завтрака или обеда на стол садилась муха, он требовал от официанта новый заказ. Тесла никогда не садился за один стол с женщинами. Его приводили в ужас женские волосы, жемчуг и серьги. А.В. Шувалов в психопатологической симптоматике Тесла, приведённой в его работе, нашёл соответствие диагностическим критериям шизотипического расстройства.

Исаак Левитан всю свою жизнь страдал маниакально-депрессивным психозом. Терзаемый приступами тоски и безысходности, он несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством.

В течение последних 20 лет жизни Николай Васильевич Гоголь страдал от того же психического заболевания, что и Левитан. Его также мучила тафефобия - страх погребения заживо, так как с 1839 года, после перенесенного малярийного энцефалита, с ним случались обмороки с последующим продолжительным сном. Но был ли Гоголь заживо похоронен? Доцент Пермской медицинской академии М.И. Давидов изучал болезнь Гоголя, проанализировав 439 документов. В своей работе "Тайна смерти Гоголя" он пишет: «В периодической печати встречаются утверждения, что при эксгумации вроде бы обнаружилось, что обшивка гроба как будто вся исцарапана и изорвана. Тело писателя неестественно скручено. На этом и базируется версия, что Гоголь умер уже в гробу. Чтобы понять ее несостоятельность, достаточно вдуматься в следующий факт. Эксгумация проводилась спустя почти 80 лет после захоронения. При таких сроках от тела остаются лишь костные структуры, не связанные друг с другом. А гроб и обивка изменяются настолько, что определить какое-либо "исцарапывание изнутри" совершенно невозможно».

Создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии (1921 г.) и один из основателей современной физики Альберт Эйнштейн родился с большой головой и угловатым черепом. Он поздно научился говорить. И эти проблемы с речью были предвестниками его последующих расстройств общения и обучения. В школе у него были сложности с изучением языков. Возможно, связанные также с дислексией (избирательными нарушениями способности к овладению навыком чтения). Психика Альберта была очень неустойчива, отмечались частые перепады настроения. Он рос необыкновенно замкнутым и флегматичным, а также очень конфликтным и вспыльчивым ребёнком. В подростковом возрасте приступы гнева у Эйнштейна стали особенно часты. Он презирал своих учителей, конфликтовал с ними. Однажды Альберт бросил в свою сестру, Майю, кегельный шар, а в другой раз чуть не пробил ей голову лопаткой. В нравственном отношении он был человеком беспринципным. Когда думал, что о его поступках никто не узнает, то легко мог пойти против своей совести. Некоторые специалисты отмечают множество данных за наличие у Эйнштейна шизоидных черт личности. По мнению американского психолога Дж. Карлсона, Эйнштейн был носителем гена шизофрении. Это заболевание врачи констатировали у его сына, хотя сам Альберт им не страдал. Но ген данного заболевания, согласно предположению Карлсона, влиял на умственный и душевный строй великого физика.

ТВОРЧЕСТВО И ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ

З. Фрейд и М. Кляйн считали, что человеку от рождения в той или иной степени присущ инстинкт смерти. Это импульс, который может выражаться в саморазрушениях, самоубийствах, извращениях. Александр Шувалов предполагает отражение этого влечения в судьбах и произведениях творческих личностей. Он отмечает: «Все гении чаще всего предназначены для страданий, и трудные судьбы были у многих поэтов (это скорее правило, чем исключение)».

Наиболее ярко, по его мнению, это мощное влечение проявило себя в творчестве русской поэтессы Марины Цветаевой (1892-1941).Её судьба была трагична, и Марина не любила жизнь: "Жизнь - вокзал, жизнь есть место, где жить нельзя". Но поэтесса не просто хотела умереть: «Не умереть хочу, а умирать», - писала она.

В 17 лет она пыталась покончить с собой, а в 1941 году повесилась в возрасте 48 лет.

ШЕДЕВРЫ ИЗ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Гений, как считал Иммануил Кант, это талант создавать то, для чего нельзя дать никаких определённых правил. А безумие, по мнению некоторых, может сделать человека неординарным. Многие исследователи считают, что шедевры рождаются, прежде всего, работой бессознательного, а не сознания. Об этом говорят и сами гении. Лев Толстой утверждал, что часто пишет против своей воли, побуждаемый внутренними импульсами. Скрябин отмечал, что у него бывают такие периоды, когда его пером кто-то водит. Байрон говорил, что в него периодически «вселяется демон» и руководит им. Подобные явления наблюдались и у немецкого поэта, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Гёте. Кто-то из его друзей описывал из его жизни один интересный эпизод. Когда Иоганн услышал, что под его окном лает собака, он подбежал к окну и сказал: «Прекрати, привидение, ты всё равно не возьмёшь меня даже силой!»

Первый эпилептический припадок случился у Фёдора Достоевского, когда ему было немногим за 30. Эти припадки происходили примерно 1-2 раза в месяц. После них писатель отлёживался не менее 3-х дней. В это время у него были провалы в памяти и депрессия. Болезнь доставляла огромные страдания. Но, несмотря на это, он боялся её полного прекращения. За несколько секунд до припадка Достоевский впадал в экстаз, во время которого к нему приходило чувство полной гармонии. Он писал: «Вы все, здоровые люди, и не подозреваете, что такое счастье, то счастье, которое испытываем мы, эпилептики, за секунду перед припадком.… Не знаю, длится ли это блаженство секунды или часы, или вечность, но верьте слову, все радости, которые может дать жизнь, не взял бы я за него.… На несколько минут я испытывал такое счастье, какое невозможно ощутить в обычной жизни, такой восторг, который не понятен никому другому. Я чувствовал себя в полной гармонии с собой и со всем миром, и это чувство было таким сильным и сладким, что за пару секунд такого блаженства я бы отдал десять и более лет своей жизни, а может и всю жизнь». Дмитрий Мережковский в книге «Лев Толстой и Достоевский» пишет: «Припадки падучей были для Достоевского как бы страшными провалами, просветами, внезапно открывавшимися окнами, чрез которые он заглядывал в потусторонний свет».

Специалисты считают, что приступы эпилепсии имели огромное значение для Достоевского в создании им произведений. Но некоторые подозревают, что писатель сознательно вызывал их у себя, чтобы подстегнуть своё творчество, поскольку течение болезни писателя не было похоже на обычную эпилепсию. Судорожные приступы не были регулярны и зависели от внешних условий. В спокойной обстановке и в хороших условиях припадки прекращались. Что нехарактерно для обычной эпилепсии. К концу жизни у Достоевского их не было, хотя это было немыслимо. Эпилепсия, обычно, так просто сама по себе не проходит. Тем более что писатель никогда не лечился от этого заболевания, поскольку очень дорожил им как источником своего творчества и предвидения. Между тем, у него наблюдались изменения личности, характерные для больных эпилепсией. Шувалов в своей работе пишет: «по основным чертам своего характера Достоевский представляется деспотом, взрывчатым и неудержимым в своих страстях (картёжных и аномально-сексуальных), тщеславным, со стремлением к унижению окружающих и эксгибиционизмом, сочетая всё это со слезливой сентиментальностью, необычайной обидчивостью и вязкостью мышления. Это типичный психологический портрет больного эпилепсией. Возможно, истина лежит где-то посередине? Старые психиатры недаром выделяли такую форму заболевания, которую называли «истеро - эпилепсией»… Не суть важно, эпилепсия была у писателя или истерия: теории и диагностические подходы со временем изменяются, а факты остаются. Налицо болезненная психология личности (то, что и называется психопатологией), и налицо гениальные произведения, влияние которых на читателя в первую очередь достигается художественными образами».

Некоторые гении, признавая у себя наличие различных психических расстройств, так же, как и Достоевский, сознательно не пытались излечиться от них (Гоголь, Ван Гог, Гофман и др.), поскольку считали, что их психическое недомогание помогает им в творчестве.

ЗАГАДКИ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Многие психиатры связывают гениальность с психическими расстройствами. Эта теория кажется невероятной, но, возможно, в ней что-то есть. Гении, судя по их биографиям, действительно довольно странные люди. То, что нормально для гения, - зачастую ненормально для обычного человека. И нередко гениальности сопутствуют психические аномалии. Однако связь гениальности и помешательства ещё не очень ясна, и её тайна весьма глубока. Определённо можно сказать сейчас только одно: гении - необычные люди, не такие, как все. Их ум свободен от догм. И, выходя за рамки общепризнанного, они расширяют опыт человечества. А над тем, какую роль в жизни гениев играют психические заболевания, по-видимому, ещё много будут спорить.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх