Нарушение привязанности у детей. Нарушения привязанности. Терапия у взрослых. Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка

Комары способны принести немало вреда, начиная от неприятного зуда после укуса и вплоть до критических последствий в виде судорог и удушья. Особенно часто подвергаются атаке насекомых маленькие дети, помимо того, что им в принципе тяжело отогнать от себя кровопийц, они не отдают отчета в том, что происходит. Очень важно знать, к чему могут привести укусы комаров у детей, чем лечить их и как можно предупредить поражение этими надоедливыми насекомыми.

Причины возникновения отека

Комар, прежде чем насытиться кровью, выпускает во время укуса слюну, насыщенную особым ферментом. Благодаря этому кровь не сворачивается и комар продолжает ее беспрепятственно сосать до полного насыщения. Одновременно некоторые ферменты выступают как обезболивающие. Сложный ферментативный состав провоцирует различные аллергические реакции у людей, особенно у тех, кто имеет к этому предрасположенность.

Наличие небольшого отека после комариного укуса на теле взрослого или ребенка - это норма. А вот постепенно нарастающая опухоль - аллергический показатель, требующий незамедлительного лечения.

Больше всего доставляет хлопот и нервных переживаний укус комара, если он опух у ребенка. Согласно данным статистики, после укуса комара у каждого второго ребенка в возрасте до пяти лет проявляется сильный отек, опухоль, сопровождающиеся интенсивным зудом. Врачи объясняют это просто: у детей слишком тонкая, чувствительная кожа.

Отек века после укуса

Отек после укуса комара у ребенка держится на протяжении 24 часов, после чего постепенно исчезает. Зачастую можно наблюдать отечность и припухлость большого размера, когда комар укусил в веко или в области глаза.

В целом возникновение аллергической реакции после «покушения» насекомого сопровождается следующей симптоматикой:

Если были обнаружены вышеуказанные признаки, знайте, вы имеете дело с серьезной проблемой. Аллергия на укусы комаров у детей требует лечения. Собственно, если симптомы замечены у взрослого человека, также не рекомендуется пускать все на самотек.

В случае возникновения отдышки, появления тахикардии и ярко выраженной слабости после «атаки» комара нужно незамедлительно вызвать скорую помощь. В особо сложных случаях может дойти до аллергического отека легких и бронхоспазма, что в итоге чревато летальным исходом.

Надо заметить, что такая реакция наблюдается очень редко и в основном это связано с предрасположенностью к развитию аллергии, а не с разновидностью комара. Со всеми другими признаками аллергии можно справиться и собственными силами.

ВИДЕО: Укусы насекомых - Школа доктора Комаровского

Первая помощь при атаке насекомого

Зная, что делать после укуса комара, можно предотвратить развитие отека. Чтоб избежать таких нежелательных последствий, нужно провести несколько процедур:

  1. Омываем место «поражения» холодным мыльным раствором.
  2. Делаем ледяной компресс на четверть часа. Для этого просто берем лед, заворачиваем его в марлю и прикладываем к месту укуса. Такие манипуляции помогут удалить грязь с кожных покровов и предотвратят развитие воспалительного процесса.
  3. Следующий шаг - обработка антисептиком. В качестве него можно использовать соки растения, антисептические средства, приготовленный по народному рецепту (о них мы поговорим позже).

Такие мероприятия проводятся два раза в день. Если комар укусил ребенка, то нужно ему объяснить, что чесать ранку крайне нежелательно, поскольку это может привести к заражению и долгому лечению.

Лечим комариный укус у взрослого

В нашем климате лето можно охарактеризовать большим количество комаров, которые то и дело норовят попить человеческой крови. Этот маленький кровопийца способен причинить немало хлопот и самая большая из них -надоедливый зуд. Что делать, если чешутся укусы комаров? Наверняка, на этот вопрос хотели бы знать ответ все, кто хоть раз сталкивался с подобными проблемами.

Бальзам «Звездочка» - лучшее средство от зуда и покраснения

Чтобы убрать этот неприятные симптомы, можно использовать один из указанных ниже рецептов:

  • протирать место поражения этиловым спиртом или нашатырем;
  • делать ледяной компресс, держа лед не менее четверти часа;
  • использовать лосьоны на спиртовой основедля кожи;
  • применение пищевой соды - из нее делают кашицу и наносят на пораженное место.

Помимо этого существуют средства от комариных укусов. Это всевозможные мази, бальзамы, лосьоны, спреи и карандаши. Среди всего многообразия таких препаратом эксперты выделяют «Звездочку», «Витаон» и «Псило-бальзам», «Фенистил-гель» и «Адвантан».

Что делать, если комар укусил в глаз?

В первую очередь нужно тщательно промыть его струей проточной холодной воды. После этого можно закапать глаз противовоспалительными каплями:

  • «Сульфацил-натрий»,
  • «Альбуцид» и т.п.

При наличии аллергии, нужно прибегнуть к помощи специальных антигистаминных средств:

  • «Супрастин»,
  • «Тавегил»,
  • «Зирек»,
  • «Фенистил»,
  • «Кларитин»,
  • «Телфаст» и др.

Рецепты народной медицины для взрослых

Избежать зуда можно, прибегнув в помощи народных рецептов:

  • листья черемухи, мяты, петрушки и подорожника - прикладываем тщательно промытые побеги к месту поражения на полчаса;
  • сок одуванчика, алоэ и лука - держим в месте укуса четверть часа

Сок алоэ способен на некоторое время унять раздражение

  • чеснок - разрезанный или измельченный до кашеобразного состояния прикладывается к ране;
  • зубная паста с мятным привкусом;
  • примочки из трехпроцентной уксусной эссенции.

Помимо этого, можно воспользоваться эфирными маслами. Поможет избежать неприятного зуда масло чайного дерева, мяты, лимона и розмарина.

Как помочь ребенку

Малышам эти кровопийцы способны принести особый дискомфорт, поскольку отек от укуса комара у ребенка проявляется больше и быстрее, нежели у взрослого. Чтобы снять отечность применяют спиртсодержащие настойки, ледяные компрессы и лосьоны.

Спирт и прочие средства, в состав которых он входит, могут пересушить ранку, равно как и кожу вокруг нее. Поэтому не переусердствуйте с временем примочек. Если это медицинский спирт, то время компресса не должно превышать 3 минут. Когда речь о лосьонах на основе спирта, то это 5 минут.

Можно смазать ранку «Золотой звездой». Если речь идет о ребенке до года, то лучше ограничиться народными рецептами, о которые мы поговорим немного позже.

При обнаружении аллергической реакции у детей более взрослого возраста, подходят такие антигистаминные препараты:

  • «Зодак»,
  • «Лопирамин»,
  • «Фенистил»,
  • «Фенкарол».

ВИДЕО: Летние боли. Укус комара

Народная медицина в помощь детям

Если ребенка укусил комар, то можно воспользоваться одним из указанных ниже народных средств:

  • пищевая сода - в виде кашицы прикладывается к ранке;
  • масло чайного дерева - в виде компрессов;
  • сметана, кефир;
  • зубная паста с экстрактом мяты;
  • одуванчик, подорожник, базилик - в виде кашицы.

Профилактика комариных укусов

Предупредить появление зуда и отека вследствие «атаки» кровососов гораздо проще, чем бороться с их последствиями. Эксперты выделяют несколько вариантов, как можно избежать укусов комаров:

  1. Москитные сетки. Не забывайте на лето оснащать дверные проемы и оконные рамы такими приспособлениями. Они помогут исключить попадание этих мелких кровопийц в дом, что сделает ваш сон спокойным.

Москитные сетки на магнитах не пропустят даже самое мелкое насекомое

  1. Ультразвуковые отпугиватели. Устройства, которые издают неприятные для комаров звуки, отпугивающие их от зоны своего действия.
  2. Фумигаторы, ловушки и спирали. Приспособления, как правило, включаются за несколько часов до сна. Они не только помогают убить этих кровопийц, но и предотвращают их появление в доме.

Перед использованием фумигаторов, аэрозолей и прочих средств против комаров обязательно ознакомьтесь с инструкцией по применению. Это поможет правильно организовать борьбу с этими насекомыми.

  1. Аэрозольные распылители, бальзамы и эмульсии. Такие средства наносятся либо на открытие части тела, либо на одежду. Наиболее популярные из них «Off», «Mosquitall», «Gardex-Famili», «Тайга», «Picnic».

Браслет на руке способен работать до 8 часов

Зная, как лечить укусы комаров у детей и взрослых, вы сможете избежать неприятных последствий этой комариной «атаки».

ВИДЕО: Защита детей от укуса комаров и что делать после укусов

– это чувство близости, которое в норме формируется у младенца по отношению сначала к матери, а затем к другим значимым взрослым, в первую очередь как привычка, как результат длящегося контакта, повторения значимых переживаний. Именно близость с матерью помогает ребенку строить отношения с другими людьми в дальнейшей жизни. Но как формируется чувство привязанности у детей, оказавшихся в приёмных семьях? Давайте разбираться вместе.

В ребёнок пока ещё не осознаёт себя отдельной личностью, а воспринимает себя частью матери. Только с прохождением кризиса 1-го года малыш начинает чувствовать себя отдельным человеком. Безусловно, в ситуации, когда малыш с самого рождения не имел контакта с родной матерью, у него возникают определённые проблемы с формированием чувства привязанности.

Бывают ситуации, когда ребёнок родился и жил в родной семье, но потом по каким-то причинам её лишился. Если эта семья была неблагополучной – родители жестоко обращались с малышом, были алкоголиками, не ухаживали за ребёнком, то чувство привязанности могло и не сформироваться вовсе. Такие дети отличаются агрессивностью по отношению к тем, кто слабее их, а в общении со взрослыми людьми обычно заискивают.

Если же ребёнок жил в благополучной семье, то , но с потерей родителей оно претерпело некоторые изменения. Последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую (устройство ребенка в семью). Если ребенка помещают в приют или детский дом с «обезличенным» типом воспитания, то это только усиливает отрицательные последствия. На нарушение привязанности также может повлиять частая смена взрослых, ухаживающих за ребенком (воспитателей или нянь в доме ребенка, либо переводы из группы в группу внутри одного учреждения, либо перевод из одного учреждения в другое). Есть еще вариант развития событий: боясь испытать боль потери снова, ребёнок общается со взрослыми осторожно и не допускает близости.

В зависимости от возраста ребёнка, в котором он попадает в приёмную семью, специфики нахождения его в предыдущих местах пребывания (родная семья, детский дом, интернат), личностных особенностей и многих других факторов, формирование может протекать по-разному.

Особенностью всех приёмных детей является настороженность по отношению к новым родителям: дети не доверяют взрослым, боясь нового предательства. Часто родители жалуются на вызывающее и провоцирующее поведение ребёнка, говорят о том, что малыш не ценит их усилий, не относится к ним с благодарностью, а только шкодит и хулиганит. Такое поведение ребёнка объясняется тем, что он проверяет новых родителей на прочность – смогут ли они выдержать, а любят ли они его любого, не предадут ли?

Приемный ребенок, попав в семью, в лучшем случае будет проявлять беспокойство при отсутствии новых родителей или их попытках отлучиться из дома. Но это не значит, что привязанность нельзя сформировать. Для этого приемным родителям важно хорошо понимать истоки нарушения привязанности, а также владеть методами «терапевтического воспитания». Подобные методы есть у педагога-психолога КГАОУ ЦПМСС г. Чайковского (Пермский край) Шамардановой Е.А.

Основные принципы "терапевтического воспитания":

    Главное правило «терапевтического воспитания» для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

    Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

    Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

    Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

    Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

    Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

    Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

    Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

    Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

    Будьте последовательны.

    Избегайте споров с ребенком о том, «кто главнее».

    Не теряйте чувства юмора.

Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

Екатерина Сафонова

Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей?

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям. Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот. РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство . Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность . К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей - основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется». Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

Последствия РРП

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при , при , при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д. Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение. Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить. У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте. Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов. Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Профилактика РРП

Ребенку необходима стабильная и любящая семья. Зрелое поведение матери и психологический комфорт в доме являются основами психического здоровья любого ребенка.

Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] Бриш Карл Хайнц

Нарушения привязанности у взрослых

На примере специально подобранных картин болезни у взрослых я наглядно показываю, что тематика привязанности продолжает оставаться актуальной также и отношении их симптоматики. Обнаруживаются паттерны нарушений привязанности, аналогичные тем, которые до сих пор были описаны для детского и юношеского возраста.

Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир Львович

Дети о взрослых из записей Д.С.В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети -великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому.- Ты маму любишь?- Угу. (Раз в день люблю, пять раз не люблю.)Перед ликом врача

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Для взрослых детей …укрощение манипулямы(манипуляторши-мамы)……как стать папой своей мамы,дедушкой своей бабушки…Знаешь, что думал мальчик, которого ты вчера спрашивал, почему он грустный?Он подумал: «Да отстань ты от меня…»Януш

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Привязанности Иногда в процессе движения группы, у ее членов проявляются сильные привязанности в отношении власти, удовольствия, безопасности, самолюбия, денег или чего-либо другого. Мудрый руководитель указывает на это группе, стараясь не предпринимать каких-либо

Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк

Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

Игры для взрослых «Остаться в живых» - родоначальник реалити-шоу на телевидении. Оно было создано и как развлекательная программа, и, возможно, чтобы попытаться узнать что-либо об образе жизни наших предков, которые жили в саванне как охотники и собиратели, каждый день

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Методы исследования привязанности у взрослых Теория привязанности Дж. Боулби послужила источником многочисленных исследований, направленных на выяснение природы отношений привязанности, их формирования в детском возрасте, развития и функционирования на протяжении

Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел Дэниел

Часть 2 Нарушения привязанности Привязанность и психопатология Боулби (Bowlby, 1976) в свое время занимался выяснением вопроса, могут ли существовать взаимосвязи между ненадежной привязанностью и какой-то определенной психопатологией. Для агорафобии он смог найти

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Нарушения привязанности в младшем детском возрасте До сих пор я описывал нарушения привязанности самих матерей и их влияние на развитие привязанности матери к ребенку. Далее мы переключим фокус нашего внимания на развитие патологических паттернов привязанности у

Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Нарушения привязанности в школьном возрасте

Из книги Как контролировать себя и других автора Лонг Питер

Нарушения привязанности в подростковом возрасте В подростковом возрасте особое значение придается таким аспектам, как привязанность, расставание и сепарация. Видимо, специфическая для возраста сепарация и расставание с родителями на этой стадии проходит тем легче, чем

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Вопросы к «Интервью о привязанности для взрослых» 1. Для начала расскажите кратко о своей семье. Просто скажите, где вы родились, где жили, часто ли переезжали и чем ваши родители занимались в профессиональном плане. Проводили ли вы в детстве много времени со своими

Из книги автора

Интервью для оценки привязанности у взрослых Существует специальное интервью для оценки того, как мы, взрослые, сумели осмыслить свою жизнь. Оно состоит приблизительно из следующих вопросов: каким было ваше детство? Как характеризовались отношения с каждым родителем

Из книги автора

Серьезные нарушения привязанности Некоторые дети имеют дезорганизованную привязанность. Их поведение характеризуется противодействиями, смятением; они могут внезапно застыть или начать странно себя вести. В этом случае родители в очень незначительной степени

Из книги автора

Из книги автора

1.2. А как у взрослых? Но зародить эмоции можно не только в новом маленьком неопытном человечке. Вполне зрелые люди могут стать объектом зарождения эмоции, воспитывая ее в себе самостоятельно или поневоле. Так, многие из нас на определенном этапе своего жизненного пути

К новой семье© проект

Реактивное расстройство привязанности (RAD) - это нарушение способности формировать близкие и доверительные взаимоотношения.

Дети с таким диагнозом страдают от неспособности любить и быть любимыми. Они могут так сильно отравлять отношения в нормальной, здоровой семье, что страдают все ее члены. Они прекрасные манипуляторы, причем их воздействие тонко и умно направлено на каждого члена семьи. Посторонним чрезвычайно трудно понять боль и гнев родителей, жалующихся на поведение ребенка, поскольку на людях такие дети - само очарование.

Недостаток связи с окружающими проявляется в форме жестокости по отношению к другим людям и животным, в которую бывает даже трудно поверить.
Кроме того, дети с нарушением привязанности избегают зрительного контакта, если не лгут; враждебно настроены к окружающим; обвиняют других в собственных ошибках или проблемах; испытывают недостаток доверия, жалости и совестливости; у них нарушено речевое развитие и часто возникают проблемы с учебой, свидетельствующие об общем отставании в развитии; они воруют, идентифицируют себя с отрицательными персонажами и темной стороной жизни в целом; могут наносить себе раны и зачастую обладают высоким болевым порогом. Они избегают тактильных контактов; занимают защитную позицию; расположены к несчастным случаям; их тянет к огню и крови; они стремятся все контролировать; стараются привлечь к себе внимание; проявляют повышенный интерес к сексуальной сфере жизни; страдают энурезом и энкопрезом. Для того чтобы ребенку был поставлен диагноз «реактивное расстройство привязанности», у него не обязательно должны присутствовать все перечисленные выше формы поведения. Также некоторые симптомы наблюдаются у детей, имеющих проблемы с привязанностью, но не страдающих RAD. Способность формировать привязанность, устанавливать здоровые взаимоотношения с другими людьми и существование во взаимных связях с окружающими делает каждого человека частью сообщества людей.

Симптомы проблем с привязанностью, как правило, становятся очевидными в возрасте до пяти лет. Привязанность к матери (главному опекуну) зарождается в ее чреве и происходит на неврологическом, психологическом и эмоциональном уровне. Это время, когда мать - единственный человек, который изо дня в день заботится об удовлетворении потребностей малыша в пище, комфорте, любви и утешении. Когда у ребенка обнаруживаются описанные выше формы поведения, необходимо обратить внимание на возможные «провалы» в ранней истории формирования связи между матерью и младенцем. Имеется в виду, например, расставание с матерью вследствие усыновления, смерть матери; госпитализация ребенка или матери; частые перемещения ребенка или часто меняющиеся опекуны; эмоциональная холодность опекуна во время психической или физической болезни ребенка; хроническая боль, например, колики или инфекции уха; плохое обращение или заброшенность; пренатальная наркотическая зависимость; жестокое отношение родителей после рождения; или жестокая обстановка дома. Обычно присутствует комбинация факторов, которые заставляют ребенка с недоверием относиться к другим людям, особенно взрослым - авторитетным фигурам, какими являются родители.

В агентствах по усыновлениям будущим родителям часто задают вопрос: «Сможете ли вы любить ребенка, который не будет отвечать вам взаимностью?» Дети с расстройством привязанности не могут отвечать на любовь любовью без предварительного специального ухода и терапевтического вмешательства.

Решиться усыновить ребенка старшего возраста, пережившего провалы в развитии привязанности в течение первых трех лет жизни, значит заглянуть в себя и спросить: «Смогу ли я, прежде всего, быть такой матерью, в которой нуждается мой ребенок, и только потом такой матерью, которой хочу быть я сама? Готова ли я учиться, осваивая терапевтические стратегии, которые помогут мне приблизить к себе моего ребенка? Готова ли я просить о помощи?»

Иногда глубина проблем с привязанностью остается скрытой от родителей до тех пор, пока они не попытаются наладить с сыном или дочерью те близкие отношения, на которые они рассчитывали, усыновляя его или ее. Жизнь с ребенком, воспринимающим в штыки каждый контакт, может истощить силы родителей очень быстро. Гнев и депрессия - обычные явления, в результате которых усыновители, в конце концов, обращаются за помощью. Однако взрослых можно научить, как сблизиться с детьми, которым нужно научиться любить. И эти дети способны понять, что любовь необязательно приносит боль. Только все это потребует времени.

Родители, четко оценивающие реальные возможности своего ребенка, имеют наибольшие шансы на успех при установлении с ним близких отношений. Разумные ожидания и чувство юмора - отличные помощники в попытках помочь ребенку установить связь с взрослыми. Дети с расстройством привязанности уже любили однажды, но не получили ответной любви, на которую надеялись. Их потребности не находили удовлетворения в первые годы их жизни. Они привыкли сами контролировать свою жизнь, то есть привыкли делать то, к чему большинство из нас приходит к 18-22 годам. Зависеть от кого-то, устанавливать с кем-то контакт и кого-то любить, по мнению этих детей, значит умереть. Отрицание любви заботливых приемных родителей - единственный способ выжить.

Если вы хотите усыновить ребенка старшего возраста, вы должны знать о здоровом развитии привязанности, тогда ее расстройство будет выявлено вовремя и ребенок получит подходящее лечение с применением терапевтических родительских тренингов.

Перевод Натальи Ран
(What is Reactive Attachment Disorder?) М.Лайза Райли (M. Lisa Riley)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх