Философия и общественные науки в новое и новейшее время. Презентация на тему "философия и общественные науки в новое и новейшее время"

Философия и

общественные науки

в Новое и Новейшее время

Обществознание 10 класс профильный уровень 7-9 уроки

Составила: Масленникова Г.В.

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское

План урока:

  • Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
  • Политика и государства: новый взгляд.
  • Просвещение: вера в разум и прогресс.
  • Становление общественных наук.
  • Справедливое общество и пути к нему.
  • Марксистское учение об обществе.
  • Социально-философская мысль XX в.

Два периода философии

Средневековья

«Патристика»

(IV-VIII в.) - от лат. Pater – отец.

«Схоластика» (VI- XVв.)

– «школьная

философия»)

Система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства

Постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся нам доводы разума обоснование веры.

Средневековая философия Патристика
  • Философское осмысление христианской догматики
    • Проблема триединства Бога
    • Проблема Боговоплощения
    • Проблема иконопочитания
  • Проблема теодицеи
    • Зло как недостаток блага
    • Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки зрения
    • Зло как злоупотребление свободой воли
  • Философия истории
    • Смена цикличной парадигмы линейной
    • История как мистическая драма

Известные деятели

Патристика

Схоластика

Климентий Александровский

Григорий Нисский

Августин Блаженный

Иоанн Златоуст

Альберт Великий

Бренсис Бэкон

Фома Аквинский

Сигер Брабантский

Патристика

Карфаген

Александрия

Константинополь

Иерусалим

Схоластика

Баньореджо

Лауинген

Лумеллоньо

Патристика

  • Августин. Против академиков.
  • Августин. О порядке.
  • Августин. Исповедь.
  • Августин. О граде Божием.
  • Боэций. Комментарии к Порфирию.
  • Боэций. Утешение философией.
  • Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
    • Об именах Божиих
    • Таинственное богословие
    • О небесной иерархии
    • О церковной иерархии
  • Иоанн Дамаскин. Источник знания:
    • Диалектика
    • Точное изложение православной веры

Основные сочинения

Аврелий Августин

Иоанн Дамаскин

Северин Боэций

Псевдо-Дионисий

Схоластика

  • Ансельм. Монологион.
  • Ансельм. Прослогион.
  • Абеляр. Да и Нет.
  • Абеляр. Логика «для начинающих».
  • Абеляр. Теология «Высшего блага».
  • Пётр Ломбардский. Сентенции.
  • Фома Аквинский. Сумма против язычников.
  • Фома Аквинский. Сумма теологии.
  • Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
  • Оккам. Сумма логики.
  • Оккам. Трактат о предестинации и Божьем предзнании не-необходимых событий.
  • Оккам. Quadlibeta.

Основные сочинения

Ансельм Кентерберийский

Дунс Скот

Фома Аквинский

Пьер Абеляр

Особенности Средневековой философии

Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была признана обслуживать ее интересы (становясь «служанкой» теологии).

Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. Creatio – создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274)

Аврелий Августин

Разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но не в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

Фома Аквинский

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внес Фома Аквинский. Его учения составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил 5 доказательств существования Бога:

первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;

четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

Вопросы и задания к тексту
  • Дайте характеристику средневековой философии.
  • Какие два периода можно выделить в философии Средневековья?
  • Какие особенности отличают средневековую философию? Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.
  • Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы Аквинского.
  • Что объединяет два средневековых периода?
  • Как в целом изменились взгляды на человека в период Средневековья?
  • Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления? Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?
  • Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие последствия это имело?
Средневековые представления о человеке и общество и их кризис

Античность

Культ красоты человека

Средневековье

Религиозная философия

Отрицание

Два периода в философии Средневековья

«Патристика»

«Схоластика»

Августин (354-430) «Без веры нет знания, нет истины»

Фома Аквинский (1226-1274) . Бог. Мир неподвижен. Вера-разум.

Кризис средневековой философии Удары по ней нанесли:

Р.Бэкон (1214-1292) Разум не есть вера

У. Оккам (1285-1349) Реальность Бога нельзя доказать

(1483-1546) Критика церкви

Последствия

Гуманизм

Успехи в развитии наук, поиски светских обоснований

Н. Макиавелли

Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышлении; о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом».

Н. Макиавелли
  • Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, no H. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.
Английские философы

Теория общественного договора

война всех против всех

Часть прав государству,

чтобы остальные сох-

ранить за собой

Общественный договор отрицал.

Идея разделения властей на зако-

нодательную и исполнительную

Шарль Луи де Монтескьё Вопросы и задания к тексту - Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени? - Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Н. Макиавелли.

  • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Политика и государство: новый взгляд Исходные рассуждения

Гумманизм

Гармоничность человека

Возрастание роли государства

Философы

Н.Макиавелли

Ш.Монтескье

Учение о механике, теория «общественного договора, разделение властей»

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «Из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует peлигиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.

Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Он мечтает о просвещенном правителе.

Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии - равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества

Жан Жак Руссо

Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует («временную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

Французские просветители.

Неисчерпаемость разума

и, следовательно общест-

венного прогресса.

Равенство людей

перед законом

и правом.

Человек находится в

гармонии с природой

Рост населения и климат

приводят к соперничест-

ву. Появляется неравен-

Для установления гражданского мира заключается

Общественный договор.

Ф.Вольтер

Вопросы и задания к тексту - Характеристика и анализ взглядов Вольтера. - Характеристика и анализ взглядов Руссо. - Какой вывод о движении общества они сделали? Век Просвещения – философы - просветители Исходные рассуждения

Человек наиболее совершенен!

Достойной жизни – да!

Загробной жизни нет!

Человек добр по природе

Достижения благополучия и богатства в реальной жизни с помощью:

Развития науки

Развития просвещения

Представители философов-просветителей Вывод: От идеи круговорота к постулату о линейном движении общества

Вольтер (1694-1778)

Руссо (1712-1778)

Критика Религии

Идеал- просвещенный государь

Человек добр, зло несет цивилизация

Назад к природе

Сравнительная характеристика экономических учений А. Смит Трудовое общество

Общественные связи между людьми возникают на основе общественного разделения труда.

Источник богатства - стремление человека

к материальному благополучию.

Условия процветания государства:

Частная собственность,

Невмешательство государства в экономику,

Свобода личной инициативы.

Основные классы общества:

Наемные рабочие(заработная плата),

Капиталисты(прибыль),

Крупные землевладельцы(рента),

Столкновения неизбежны!

Огюст Конт, основатель позитивной философии. СПЕНСЕР Герберт (1820 - 1903) - английский философ На пути к научной социологии.

Система наук-

математика-астрономия-физика-

химия-биология-социология

(ввел впервые)

Каждая наука опирается на предшествующую

и оперирует новыми понятиями.

На пути к научной социологии.

Г.Спенсер

Два типа общества-

-«военное»-основано на принуждении

-«промышленное»-добровольное.

Общество не должно поглощать личность!

Общество состоит из 3 систем:

Производящая,

Распределительная,

Регулятивная(социальный контроль

держится на страхе).

Взгляды Адама Смита
  • Общественные связи между людьми на основе общественного разделения труда.
  • Обосновал теорию стоимости, разработал общую теорию рынка.
  • Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
  • Следовательно, труд - главный источник общественного богатства.
  • Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.
  • Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
  • Существует три условия процветания государства:
  • господство частной собственности;
  • невмешательство государства в экономику;
  • отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Социальная структура общества

Капиталисты

Крупные земельные

собственники

Новые имена в философии

Социология – царица наук.

Изучение законов биологического

развития и законов общественных

явлений, не прибегая к поиску

сверхъестественных причин.

  • «социальная статика»
  • «социальная динамика»
  • Основной фактор развития –

    духовный рост

Эволюция общества. Два типа обществ:

  • «военное»
  • «промышленное».
  • Общество включает три главные

  • Производящая средства для жизни
  • Распределительная
  • Регулятивная
  • Общество не должно поглощать

    личность

Г.Спенсер

«Утопия» Томас Мор «Город солнца» Т.Кампанелла

А.Сен-Симон об этапах развития общества

Первобытность

Рабовладение

Феодальный

сословный строй

Общество индустриалов

идолопоклонство

политеизм

(многобожие)

монотеизм

(единобожие)

мировоззрение

Ш.Фурье об этапах развития общества

  • Периоды, предшествующие производственной деятельности.
  • Раздробленное, обманное, отталкивающее производство варварство, среднее производство, цивилизация, крупное производство.
  • Социетарное, правдивое, привлекательное производство социантизм, простая ассоциация, гармонизм, сложная ассоциация.

Первобытность, дикость

Патриархат,

мелкое производство

Гарантизм,

полуассоциация

Вопросы и задания к тексту

  • В чем вы видите преемственность во взглядах ранних утопистов, Ж.Ж.Руссо и Платона?
  • Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?

Справедливое общество и пути к нему

Ранние социалисты-утописты

Т.Мор и Т.Кампанелла

Поздние социалисты-утописты

А.Сен Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн

Мечты о социалистическом

обществе, где:

  • Социальная гармония;
  • Общность интересов всех граждан;
  • Свободный творческий труд;
  • Равноправие;
  • Плановое хозяйство;
  • Распределение по труду;
  • Отсутствие эксплуатации

Остров «Утопия»

«Город солнца»

Ф.Энгельс

Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса

  • Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию.
  • Решающая роль материального производства в жизни общества.
  • Необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производственных сил.

Производственные

Производственные

отношения

Предмет труда

Орудия труда

Средства труда

Люди с их

умениями

Социально-экономическая формация

Надстройка

Экономический базис

Материально-техническая

производства

Рабочая сила как товар

Потребительская

стоимость

Стоимость

Способность в процессе

труда создавать новую

стоимость

Стоимость средств

существования,

необходимых для

удовлетворения

потребностей рабочего

и его семьи

Вопросы и задания к тексту

  • Какие факторы подготовили учение марксизма?
  • Что нового они привнесли в социально-философское учение?
  • О каком обществе они мечтали?
  • Дайте ему характеристику.
  • Возможно ли вообще существование такого общественного устройства?

Предпосылки возникновения

марксизма

Естественно-

Теоретические

Социально-

экономические

Основные положения учения:
  • примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
  • решающая роль материального производства в жизни общества;
  • необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;
  • определяющее воздействие экономического базиса на всe многообразие надстроечных явлений;
  • неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.
Коммунистическое общество:
  • Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.
  • Труд - первая необходимость.
  • Каждому по способностям, каждому по потребностям!
  • Отсутствие частной собственности.
Социально-философская мысль XX в. Марксистское учение стало одним из популярных в XX в. Но оно существовало в разных вариантах: 1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России; 2} умеренном, реформистском - Э. Бернштейи. Марксизм и ревизионизм

Вопросы для сравнения

Взгляды основоположников

Взгляды Бернштейна

Сложение пролетариата при капитализме

Тенденция к абсолютному и относительному обнищанию

Медленный, но неуклонный рост жизненного уровня рабочих

Положение средних слоев общества

Все большая поляризация общества, «размывание» средних слоев

Рост числа собственников, разрастание среднего класса

Отношение к демократии

При капитализме носит узко-классовый характер

Создает условия, при которых ни один класс не пользуется политическими привилегиями

Перспективы капитализма

Неизбежная скорая гибель

Капитализм имеет возможности для развития и саморегулирования

Пути перехода к социализму

Социалистическая, революция

Политика частичных реформ

Американский экономист Дж.Гэлбрейт

Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, -развитие производства. При этом реальная власть распределяется между специалистами проиэводства и управления (менеджерами).

Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль других важных сторон в жизни общества, таких как культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.

Эксистенциализм

М.Хайдеггер

Ж.П.Сартр

Вопросы и задания к тексту

  • Какие направления марксизма развиваются в ХХ веке?
  • Дайте им сравнительную характеристику.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте технократизм.
  • Охарактеризуйте и проанализируйте экзистенциализм.

Направления Марксизма в ХХ веке

Радикализм

(В.И.Ленин)

Реформизм

(Л.Бернштейн)

Новые направления общественной мысли

Технократизм

Экзистенциализм

Техника – решающий фактор развития

Человек свободен выйти из жизненной ситуации

Техническая цивилизация - прогресс

Прогресс

Экология,

бездуховность

Развитие знаний об обществе Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

Целители нового времени Т. Гоббс;Дж. Локк (XVI-VII вв.)

Теория «общественного договора». Различия во взглядах Гоббса на природу государства. Идея Локка о разделении властей

Философы-просветители Вольтер, ОК. Руссо

Принцип политического равенства людей. Причины появления теории «общественного договора». Идея социального равенства

Теория трудовой стоимости. Основные условия процветания государства. Социальная структура общества. Роль рынка

Социалисты-утописты: Сен-Симон, Фурье, Оуэн

Основные черты идеального общественного строя (социализма). Критика капитализма. Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. Утопизм их взглядов

Развитие знаний об обществе

Источник теории

Основные положения

О.Конт, Г. Спенсер

Введение понятия «социология». Выделение двух типов общества: «военного» и «промышленного»

К.Маркс, Ф. Энгельс

Законы общественного развития. Теория прибавочной стоимости. Теория социалистической революции. Учение о высшей фазе общественного развития. Дискуссия о роли марксизма в современном мире

Марксисты

Возникновение различных марксистских течений. Реформистское крыло в марксизме. Радикальное направление в марксизме

Западная философия ХХ в.

Теории, рассматривающие решающие факторы общественного развития. Технократическая теория (Гэлбрейт). Теории, определяющие сущность человека и его удел; экзистенциализм (Сартр)

Домашнее задание
  • § 3, выполнить задания

Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, не случайно назвали Новой. Она принесла с собой глубокие перемены во все сферы жизни общества. Стало формироваться и новое понимание общества и человека в нем. Сначала оно складывалось в рамках философских течений, позднее появились собственно общественные науки, изучающие отдельные стороны жизни общества: социология, политология, экономическая теория и др.

КРИЗИС СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ


  • Постепенно начинает формироваться новое понимание общества и человека в нем.
  • На смену религии начала приходить наука.
  • Распространение гуманизма - исторически изменяющейся системы воззрений, признающей ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающей благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Первые мыслители , разрушившие каноны Средневековья:

  1. Р. Бэккон пришел к мысли о необходимости более четкого разграничения разума и веры. Философ считал, что приобретение нового знания связано скорее с опытом, чем с опорой на авторитет Священного Писания.
  2. У. Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами (к этому стремился, в частности, Ф. Аквинский), нельзя его познать и через чувственный опыт; единственный путь к Богу — это вера.
  3. М. Лютер считал, что вера не только единственная, но прямая и непосредственная связь с Богом. Церковно-обрядовое понимание спасения было подвергнуто критике. Из курса истории вы знаете, что этот период пересмотра взглядов на роль церкви в спасении души верующего получил название Реформация.

ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВО: НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени об устройстве общественной жизни выступает уже не столько общество как целое, сколько отдельный человек, индивид, который в основе своей эгоистичен. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Мыслители :

  1. Н. Маккиавелли Макиавелли создал своего рода учение о механике правления. Целью политики он считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Таким образом, он стоит выше морали и права.
  2. Т. Гоббс исходил из того, что общество и государство должны быть поняты рационально, с научных позиций. Природа человека неизменна, внеисторична. Начало государству кладет общественный договор, который основывается на том, что каждый отказывается от своей свободы в пользу государства. Основанное на договоре и поддерживаемое силой государство — основа жизни общества.
  3. Дж. Локк пришел к выводу о нецелесообразности такой концентрации верховной власти в одних руках либо в одном органе. Локк выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти.
  4. Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти — судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознании важнейшая политико-правовая мысль новой эпохи — идея разделения властей. В дальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих стран Запада и стала основой политического устройства современных государств.

ПРОСВЕЩЕНИЕ: ВЕРА В РАЗУМ И ПРОГРЕСС

Основные идеи:

  • Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство.
  • Верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания, факты - единственный материал для разума.
  • Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека.
  • Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Мыслители :

  1. Ж-Ж. Руссо разделял многие идеи просветителей, но в то же время по ряду важных вопросов выдвигал собственные. Как и просветители, Руссо считал человека добрым по природе. Он считал, что проникающее в сознание и поступки людей зло связано не с их невежеством, а с самой цивилизацией: городская жизнь и науки извращают то естественное, что есть в человеке.

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Мыслители :

  1. А. Смит стал основоположником классической политической экономии. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности.
  2. О. Конт стремился отделить научное исследование общества от «философских спекуляций», призывал изучать реальные факты общественной жизни. Конт ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения). Основным фактором развития он считал духовный рост, но при этом не исключал влияния климата, принадлежности к расе, темпов прироста населения и других факторов.
  3. Г. Спенсер первым применительно к обществу использовал понятия системы, института, структуры. Он выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации с развитием человечества. Находясь под влиянием учения Ч. Дарвина, Спенсер попытался использовать идею естественного отбора к обществу. Он считал, что преимущества в этой «борьбе за выживание» имеют те, кто наиболее развит в интеллектуальном отношении.
Обществознание 10 класс
профильный уровень
7-9 уроки
Составила: Масленникова Г.В.
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №2» г.Усолье-Сибирское

План урока:

1. Кризис средневековых представлений о
человеке и обществе.
2. Политика и государства: новый взгляд.
3. Просвещение: вера в разум и прогресс.
4. Становление общественных наук.
5. Справедливое общество и пути к нему.
6. Марксистское учение об обществе.
7. Социально-философская мысль XX в.

Система теологофилософских взглядов
«отцов церкви»,
обосновывающих и
разрабатывающих
идеи христианства
Постепенно соединила
теологию и философию.
Ее целью было
рациональное,
опирающееся нам
доводы разума
обоснование веры.

Средневековая философия Патристика

Философское осмысление христианской догматики
Проблема триединства Бога
Проблема Боговоплощения
Проблема иконопочитания
Проблема теодицеи
Зло как недостаток блага
Иллюзия зла как следствие абсолютизации частной точки
зрения
Зло как злоупотребление свободой воли
Философия истории
Смена цикличной парадигмы линейной
История как мистическая драма

Известные деятели
Патристика
Схоластика
Климентий
Александровский
Альберт Великий
Григорий Нисский
Бренсис Бэкон
Августин Блаженный
Фома Аквинский
Иоанн Златоуст
Сигер Брабантский

Патристика

Павия
Рим
Константинополь
Афины
Нисса
Кесария
Гиппон
Карфаген
Дамаск
Тагаст
Иерусалим
Александрия

Схоластика

Дунс
Оккам
Оксфорд
Кёльн
Париж
Бек
Палле
Лауинген
Аоста
Лумеллоньо
Баньореджо
Рим
Аквино

Основные сочинения
Северин Боэций
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О граде Божием.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Псевдо-Дионисий. Ареопагитики:
Иоанн Дамаскин
Аврелий Августин
Об именах Божиих
Таинственное богословие
О небесной иерархии
О церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры
Псевдо-Дионисий

Основные сочинения
Ансельм
Кентерберийский
Дунс Скот
Ансельм. Монологион.
Ансельм. Прослогион.
Абеляр. Да и Нет.
Абеляр. Логика «для начинающих».
Абеляр. Теология «Высшего блага».
Пётр Ломбардский. Сентенции.
Фома Аквинский. Сумма против
язычников.
Фома Аквинский. Сумма теологии.
Дунс Скот. Оксфордское сочинение.
Оккам. Сумма логики.
Оккам. Трактат о предестинации и Божьем
предзнании не-необходимых событий.
Оккам. Quadlibeta.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский

10. Особенности Средневековой философии

Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглавлялся
Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия
была признана обслуживать ее интересы (становясь «служанкой» теологии).
Одним из основополагающих принципов средневековой философии был
принцип креационизма (от лат. Creatio – создание), согласно которому
Вселенная была сотворена Богом.
В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат.
Providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет
божественное провидение.
Основным способом познания мира был признан мистический: познание
через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями
Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома
Аквинский (1225-1274)

11. Аврелий Августин

Разработал теорию гармонии веры и разума.
Согласно ей человек может приобщаться к вере
посредством нерациональных источников:
чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и
другой путь к религии – через мышление,
философствование (так называемый
рациональный). Абсолютное предпочтение
Аврелий Августин отдавал нерациональным
источникам, считал, что вера не требует
доказательств, но ее можно подкрепить,
усилить доказательствами. Необходимо
сочетание, гармония веры и разума, но не в
коей мере вера не должна зависеть от разума.
Известно высказывание мыслителя: «Верую,
чтобы понимать».

12. Фома Аквинский

Существенный вклад в дальнейшую
разработку гармонии веры разума
внес Фома Аквинский. Его учения
составляет основу официальной
доктрины католической церкви.
Фома Аквинский утверждал, что вера
не должна противоречить разуму,
кроме того некоторые положения
веры могут быть рационально
доказаны. Он приводил 5
доказательств существования Бога:

13.

первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у
каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий
перводвигатель. Им является Бог;
второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинноследственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего
существующего. Такой первопричиной был Бог;
третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям:
законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей.
Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;
четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая
ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным
совершенством является Бог;
пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение
определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

14. Вопросы и задания к тексту

Дайте характеристику средневековой философии.
Какие два периода можно выделить в философии Средневековья?
Какие особенности отличают средневековую философию? Дайте
характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.
Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы
Аквинского.
Что объединяет два средневековых периода?
Как в целом изменились взгляды на человека в период
Средневековья?
Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления?
Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?
Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие
последствия это имело?

15. Средневековые представления о человеке и общество и их кризис

Античность
Средневековье
Культ красоты
человека
Религиозная
философия
Отрицание

16. Два периода в философии Средневековья

«Патристика»
«Схоластика»
Августин (354-430)
«Без веры нет
знания, нет
истины»
Фома Аквинский
(1226-1274) . Бог.
Мир неподвижен.
Вера-разум.

17. Кризис средневековой философии

Удары по ней нанесли:
Р.Бэкон (1214-1292)
Разум не есть вера
У. Оккам (1285-1349)
Реальность Бога
нельзя доказать
М.Лютер
(1483-1546)
Критика церкви
Последствия
Гуманизм
Успехи в развитии наук, поиски светских обоснований

18. Н. Макиавелли

Н. Макиавелли в своих трактатах
«Государь» (1513) и «Размышлении; о первой
декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия
«общество» и «государство». Обозначая
государство термином «stato», он
рассматривал его как политическую форму
организации общества.
Целью политики философ считал приход к
власти и ее сохранение, создание стабильного
государства. Суверенный государь сам
устанавливает законы и моральные нормы.
Монарх стоит выше морали и права.
Макиавелли отделил политику от морали.
Позднее политику, основанную на культе
насилия, безнравственности, назвали
«макиавеллизмом».

19. Н. Макиавелли

Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна
основываться на моральных принципах, должна
исходить из целесообразности, соответствовать
опыту, практике, конкретной ситуации. Политика
подчинена достижению определенных целей,
которые ставят участники политических
взаимодействий. Выбор цели зависит от
обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель
следует сообразовывать со средствами, а средства с обстоятельствами и результатами. Следовательно,
принцип относительности, no H. Макиавелли,
решает проблему соотношения целей и средств в
политике.

20. Английские философы

Т.Гоббс
Дж.Локк

21. Теория общественного договора

Часть прав государству,
чтобы остальные сохранить за собой
Общественный договор отрицал.
Идея разделения властей на законодательную и исполнительную

22. Шарль Луи де Монтескьё

23. Вопросы и задания к тексту

- Какие изменения произошли в
рассуждениях эпохи Возрождения и Нового
времени?

взгляды Н. Макиавелли.
- Охарактеризуйте и проанализируйте
взгляды Т. Гоббса.
- Охарактеризуйте и проанализируйте
взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.

24. Политика и государство: новый взгляд

Исходные рассуждения
Гумманизм
Гармоничность
человека
Возрастание роли
государства
Философы
Н.Макиавелли
Т.Гоббс
Дж.Локк
Ш.Монтескье
Учение о механике, теория «общественного договора,
разделение властей»

25. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Французский философ Франсуа Мари
Аруэ Вольтер утверждал, что «Из всех
живых существ человек наиболее
совершенен». Он критикует
peлигиозные воззрения и требует
религиозной свободы. Источниками
религии, по его представлениям,
являются невежество, фанатизм и
обман. Вольтер понимал человека как
существо общественное. Он
утверждал, что люди должны
стремиться не к загробному миру, а
к достойной жизни, благосостоянию
в реальном обществе. Эта цель
достижима при опоре на науку и
просвещение.

26. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер

Он мечтает о просвещенном
правителе.
Вольтер выражает одно из
основных требований восходящей
буржуазии - равенство людей. Но
он понимает это равенство лишь
как политическое, равенство
перед законом и правом.
Социальное и имущественное
неравенство он считал
предпосылкой сохранения
общественного равновесия и
нормального развития общества

27. Жан Жак Руссо

Жан Жак Руссо был представителем
самых низших слоев. Он критикует
(«временную ему цивилизацию как
цивилизацию неравенства и отстаивает
тезис о том, что развитие науки никоим
образом не способствует
совершенствованию нравов. Это не
значит, что он отвергает науку и
культуру как таковые. «Не совершаю
нападение на науку, но отстаиваю
добродетель».
Там, где нет собственности, не может
быть и несправедливости - утверждает
философ. Человек по природе добр.
Городская жизнь извращает человека.
Отсюда его призыв: назад к природе!
Но он не против общества. Он за
обновленное общество.

28. Французские просветители.

Неисчерпаемость разума
и, следовательно общественного прогресса.
Равенство людей
перед законом
и правом.
Рост населения и климат
приводят к соперничеству. Появляется неравенство.
Человек находится в
гармонии с природой
Для установления гражданского мира заключается
Общественный договор.

29. Вопросы и задания к тексту

- Характеристика и анализ взглядов
Вольтера.
- Характеристика и анализ взглядов
Руссо.
- Какой вывод о движении общества они
сделали?

30. Век Просвещения – философы - просветители

Век Просвещения – философы просветители
Исходные рассуждения
Человек наиболее
совершенен!
Загробной жизни нет!
Человек добр по природе
Достойной жизни – да!
Достижения благополучия и богатства в
реальной жизни с помощью:
Развития науки
Развития просвещения

31. Представители философов-просветителей

Представители философовпросветителей
Вольтер (1694-1778)
Критика Религии
Идеал- просвещенный
государь
Руссо (1712-1778)
Человек добр, зло несет
цивилизация
Назад к природе
Вывод: От идеи круговорота к постулату о
линейном движении общества

32. Сравнительная характеристика экономических учений

Взгляды
Меркантилисты
Физиократы
А.Смит
Источник
богатства
Деньги (золото,
серебро)
Плодородная
земля и ее продукт
Производительный
труд
Главная сфера
экономики
Внешняя торговля и
промышленность,
производящая
товары для вывоза
Сельскохозяйствен
ное производство
Все сферы
производительност
и труда
Роль государства
Необходим
государственный
контроль за
экономической
деятельностью
Управления
экономическими
процессом
излишне (процессы
идут естественно,
как в природе)
Естественная
свобода, рыночный
механизм
регулирования

33. А. Смит

34. Трудовое общество

Общественные связи между людьми возникают
на основе общественного разделения труда.
Источник богатства - стремление человека
к материальному благополучию.
Условия процветания
государства:
-частная собственность,
-невмешательство
государства в экономику,
- свобода личной
инициативы.
Основные классы общества:
-наемные
рабочие(заработная плата),
-капиталисты(прибыль),
-крупные
землевладельцы(рента),
Столкновения неизбежны!

35. Огюст Конт, основатель позитивной философии.

36. СПЕНСЕР Герберт (1820 - 1903) - английский философ

СПЕНСЕР Герберт (1820 - 1903) английский философ

37. На пути к научной социологии.

Система наукматематика-астрономия-физикахимия-биология-социология
(ввел впервые)
Каждая наука опирается на предшествующую
и оперирует новыми понятиями.

38. На пути к научной социологии.

Два типа общества-«военное»-основано на принуждении
-«промышленное»-добровольное.
Общество не должно поглощать личность!
Общество состоит из 3 систем:
-производящая,
-распределительная,
-регулятивная(социальный контроль
держится на страхе).

39. Взгляды Адама Смита

Общественные связи между людьми на основе общественного
разделения труда.
Обосновал теорию стоимости, разработал общую теорию рынка.
Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот,
работая на других, работает на себя.
Следовательно, труд - главный источник общественного богатства.
Недостатки общественного разделения труда - усиление
односторонности развития людей.
Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
Существует три условия процветания государства:
господство частной собственности;
невмешательство государства в экономику;
отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

40.

Социальная структура общества
Наемные
рабочие
Капиталисты
Крупные земельные
собственники

41.

Новые имена в философии
Социология – царица наук.
Изучение законов биологического
развития и законов общественных
явлений, не прибегая к поиску
сверхъестественных причин.
Понятия:
«социальная статика»
«социальная динамика»
Эволюция общества. Два типа обществ:
«военное»
«промышленное».
Общество включает три главные
системы:
Производящая средства для жизни
Распределительная
Регулятивная
Основной фактор развития –
духовный рост
Общество не должно поглощать
личность

42. «Утопия» Томас Мор

43. «Город солнца» Т.Кампанелла

44.

А.Сен-Симон об этапах развития общества

45. Ш.Фурье об этапах развития общества

1.Периоды, предшествующие
производственной деятельности.
2.Раздробленное, обманное,
отталкивающее производство
варварство, среднее
производство, цивилизация,
крупное производство.
3.Социетарное, правдивое,
привлекательное производство
социантизм, простая ассоциация,
гармонизм, сложная ассоциация.

46. Вопросы и задания к тексту

В чем вы видите преемственность во
взглядах ранних утопистов, Ж.Ж.Руссо и
Платона?
Что привлекает и что отталкивает вас в
нарисованной картине идеального
общества?

47.

Справедливое общество и пути к нему
Ранние социалисты-утописты
Т.Мор и Т.Кампанелла
Остров «Утопия»
«Город солнца»
Поздние социалисты-утописты
А.Сен Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн
Мечты о социалистическом
обществе, где:
Социальная гармония;
Общность интересов всех граждан;
Свободный творческий труд;
Равноправие;
Плановое хозяйство;
Распределение по труду;
Отсутствие эксплуатации

48. Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса

Ф.Энгельс
К.Маркс

49. Воззрения К.Маркса и Ф.Энгельса

Примат общественного бытия по
отношению к общественному сознанию.
Решающая роль материального
производства в жизни общества.
Необходимость соответствия
производственных отношений характеру и
уровню производственных сил.

50.

Производственные
силы
Предмет труда
Орудия труда
Производственные
отношения
Средства труда
Люди с их
умениями

51. Социально-экономическая формация

Надстройка
Экономический базис
Материально-техническая
база

52.

Рабочая сила как товар
Потребительская
стоимость
Стоимость
Способность в процессе
труда создавать новую
стоимость
Стоимость средств
существования,
необходимых для
удовлетворения
потребностей рабочего
и его семьи

53. Вопросы и задания к тексту

Какие факторы подготовили учение
марксизма?
Что нового они привнесли в социальнофилософское учение?
О каком обществе они мечтали?
Дайте ему характеристику.
Возможно ли вообще существование такого
общественного устройства?

54.

Предпосылки возникновения
марксизма
Социальноэкономические
Естественнонаучные
Теоретические

55. Основные положения учения:

примат общественного бытия по отношению к
общественному сознанию;
решающая роль материального производства в жизни
общества;
необходимости соответствия производственных
отношений характеру и уровню производительных сил;
определяющее воздействие экономического базиса на
всe многообразие надстроечных явлений;
неизбежность перехода от одной формации к другой в
результате классовой борьбы и социальной революции.

56. Коммунистическое общество:

Отсутствие различий между умственным и
физическим трудом.
Труд - первая необходимость.
Каждому по способностям, каждому по
потребностям!
Отсутствие частной собственности.

57. Социально-философская мысль XX в.

Марксистское учение стало одним из популярных в
XX в. Но оно существовало в разных вариантах:
1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить
партию и массы в неизбежности
социалистической революции на новом витке
капитализма и ее возможности в России;
2} умеренном, реформистском - Э. Бернштейи.

58. Марксизм и ревизионизм

Вопросы для сравнения Взгляды
основоположников
Взгляды Бернштейна
Сложение пролетариата при
капитализме
Тенденция к абсолютному и
относительному обнищанию
Медленный, но неуклонный
рост жизненного уровня
рабочих
Положение средних слоев
общества
Все большая поляризация
общества, «размывание»
средних слоев
Рост числа собственников,
разрастание среднего класса
Отношение к демократии
При капитализме носит узкоклассовый характер
Создает условия, при которых
ни один класс не пользуется
политическими привилегиями
Перспективы капитализма
Неизбежная скорая гибель
Капитализм имеет
возможности для развития и
саморегулирования
Пути перехода к социализму
Социалистическая, революция
Политика частичных реформ

59. Американский экономист Дж.Гэлбрейт

Основная задача общества, по мысли
Гэлбрейта, -развитие производства. При
этом реальная власть распределяется между
специалистами проиэводства и управления
(менеджерами).
Появление компьютерной техники дало новый
всплеск технократических идей. Вместе с тем
сегодня немало их критиков. Обращается
внимание на то, что преувеличение роли
техники и индустрии в целом в общественном
развитии послужило обоснованием
варварского отношения к природе, к человеку
и поставило перед современным
человечеством проблему выживания.
Указывается также, что сторонники
технократических взглядов недооценивают
роль других важных сторон в жизни общества,
таких как культура, не учитывают воздействие
на человека и социальную сферу
биологических, природных факторов.

60. Эксистенциализм

А.Камю
К.Ясперс
М.Хайдеггер
Ж.П.Сартр

61. Вопросы и задания к тексту

Какие направления марксизма развиваются
в ХХ веке?
Дайте им сравнительную характеристику.

технократизм.
Охарактеризуйте и проанализируйте
экзистенциализм.

62.

Направления Марксизма в ХХ веке
Радикализм
(В.И.Ленин)
Реформизм
(Л.Бернштейн)

63.

Новые направления общественной
мысли
Технократизм
Экзистенциализм
Техника –
решающий фактор
развития
Человек свободен
выйти из
жизненной
ситуации

64.

Техническая цивилизация - прогресс
Плюсы
Минусы
Прогресс
Экология,
бездуховность

65. Развитие знаний об обществе

Источник теории
Целители нового времени Т. Гоббс;
Дж. Локк (XVI-VII вв.)
Философы-просветители Вольтер,
Ж.Ж. Руссо
А.Смит
Социалисты-утописты: Сен-Симон,
Фурье, Оуэн
О.Конт, Г. Спенсер
К.Маркс, Ф. Энгельс
Марксисты
Западная философия ХХ в.
Основные положения

66. Развитие знаний об обществе

Источник теории
Основные положения
Целители нового
Теория «общественного договора». Различия во
времени Т. Гоббс;Дж. взглядах Гоббса на природу государства. Идея
Локк (XVI-VII вв.)
Локка о разделении властей
Философыпросветители
Вольтер, ОК. Руссо
Принцип политического равенства людей.
Причины появления теории «общественного
договора». Идея социального равенства
А.Смит
Теория трудовой стоимости. Основные условия
процветания государства. Социальная структура
общества. Роль рынка
СоциалистыОсновные черты идеального общественного строя
утописты: Сен-Симон, (социализма). Критика капитализма. Попытка
Фурье, Оуэн
Оуэна на практике реализовать свои идеи.
Утопизм их взглядов

67. Развитие знаний об обществе

Источник теории
Основные положения
О.Конт, Г. Спенсер
Введение понятия «социология». Выделение двух
типов общества: «военного» и «промышленного»
К.Маркс, Ф. Энгельс
Законы общественного развития. Теория
прибавочной стоимости. Теория социалистической
революции. Учение о высшей фазе общественного
развития. Дискуссия о роли марксизма в
современном мире
Марксисты
Возникновение различных марксистских течений.
Реформистское крыло в марксизме. Радикальное
направление в марксизме
Западная философия ХХ в.
Теории, рассматривающие решающие факторы
общественного развития. Технократическая теория
(Гэлбрейт). Теории, определяющие сущность
человека и его удел; экзистенциализм (Сартр)

Философия и общественные науки в Новое время.

Политика и государство: новый взгляд

Цель урока: сформировать представление обучающихся о социально-философских идеях Нового времени и влиянии этих идей на общественное развитие.

Ожидаемые результаты:

Личностные: 1) формирование основ мировоззрения, ценностных ориентиров, основанных на уважении идей философской мысли Нового времени;

2) мотивированность на активированную познавательную деятельность в освоении мира и окружающей действительности;

3) выработка гражданской позиции.

Метапредметные:

Умение выполнять познавательные и практические задания, направленные на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в неадаптированных источниках (оригинальных философских текстах); овладение различными видами публичных выступлений (монолог, высказывание, дискуссия) и следование нормам и правилам ведения диалога; развитие способности нестандартно думать, анализировать, делать обобщение, развитие философского мышления; определение собственного отношения к явлениям общественной жизни, аргументирование своей точки зрения.

Предметные: 1) знание отдельных научных философских понятий: теория общественного договора, макиавеллизм, разделение властей;

2) приверженность гуманистическим и демократическим, нравственным ценностям; 3) умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, участвовать в обсуждении.

План урока

Мотивация Закрепление пройденного Изучение нового материала: акиавелли Философские воззрения Т. Гоббса Концепция Дж. Локка онтескье

4. Оценивание

5. Дебрифинг (рефлексия)

Перед началом урока проводится формирование групп: обучающиеся выбирают портрет, понравившегося им философа, и занимают место за обозначенным столом.

Мотивация

Слово учителя (приводится факт): В н. 20 в. первые позиции в рейтинге «великих держав» заняли США и Германия, отодвинув Великобританию и Францию. Причиной такого небывалого успеха в США историки называют экономическую и политическую свободу граждан, преобладание частных интересов над государственными. Причиной же взлета Германии является усиление роли государства, выражавшуюся в милитаризации, государственных заказах , жестком контроле со стороны властей.

О чем свидетельствует этот факт? (разными путями можно сделать государство «великой державой»)

Вы, сегодняшние десятиклассники, чей путь (США или Германии) вам кажется предпочтительным?

(выслушиваются мнения учащихся)

Закрепление пройденного

Вопрос учителя: От чего зависит путь развития государства? Давайте вспомним, что собой представляли США и Германия в н. 20 века по форме правления?

(США – республика, президентская;

Германия – монархия, парламентская)

Учитель начинает оформлять схему на доске:

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Республика Монархия

Президентская? ? парламентская? ?

Учитель: Дополните схему другими формами правления и кратко охарактеризуйте их.

В силу первой власти государь или учреждение создают законы, временные или постоянные, и исправляют или отменяют существующие законы. В силу второй власти они объявляют войну или заключают мир, посылают или приглашают послов, обеспечивают безопасность, предотвращают нашествия. В силу третьей власти карают преступления и разрешают столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной…

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.

Если власть законодательная и исполнительная будут сведены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станут создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.

Все погибло бы, если в одном и том же лице и учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены три власти: власть создавать законы, власть проводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления и тяжбы частных лиц.

Вопросы к тексту:

Какие ветви власти выделяет Монтескье? Зачем необходимо разделять ветви власти? Каково ваше отношение к подобному управлению в государстве? Считаете ли вы данный путь возможным и необходимым в современной действительности?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх