Материал (младшая группа) на тему: Сообщение на тему: Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста. Идеальный режим дня ребенка ясельного возраста

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Екатеринбург

Тема: Режим дня детей грудного и раннего возраста

Выполнила:

Студент 1 курса

дневного отделения

группы № ОП-110

Онищенко Ольга Александровна

Научный руководитель:

Тиунова Елена Юрьевна

Екатеринбург

Введение

Режим - это заданное извне жесткое расписание, четко предписывающее, во сколько малыш должен спать, во сколько есть, во сколько гулять, купаться и т. д. Он должен неукоснительно соблюдаться и не нарушаться ни при каких обстоятельствах. Понятие режима как неукоснительной последовательности действий ввел еще академик И. П. Павлов, который доказал, что нарушение динамического стереотипа сбивает физиологию человека.

По данным физиологов ребенок должен спать:

от 3 до 6 месяцев - 4 раза в день

от 6 до 9 месяцев - 3 раза в день

от 9 месяцев до 1,5 лет - 2 раза в день

от 1,5 до 7 лет - 1 раз в день

Психология режима

В основе режимности и формирования ее у ребенка лежит понятие родителей о его необходимости и их отношение к режиму. Некоторым мамочкам удобнее строго следовать режиму, не отклоняясь от него, особенно если ребенок искусственник и его режим построен вокруг графика кормлений. А вот мамы грудничков обычно придерживаются более гибкого графика и не зацикливаются на строгом соблюдении времени купаний, снов и смен подгузников. На режиме часто настаивают и врачи старой школы, обученные к воспитанию и лечению в основном искусственников с их строгим соблюдением графика кормления смесью. Режим мотивируют тем, что при несоблюдении его ребенок будет избалован, а значит - вырастет эгоистом.

Надо или не надо?

режим день ребенок кормление

Еще двадцать лет назад отступать от строгого, почти казарменного режима дня младенца никто и не подумал бы, считалось, что у младенцев нет потребностей и желаний и за них все должны решать взрослые. Однако, когда активно стала развиваться наука хронобиология, было выяснено, что биологические часы работают даже у грудничков и есть детишки откровенные «жаворонки» и патологические «совы». Навязывание им одинакового режима в большинстве случаев оборачивается криками, срывами и истериками при укладывании и пробуждении. Конечно, со временем дети могут приспособиться к навязанному им режиму, но это может обернуться серьезными нарушениями в состоянии их здоровья, вплоть до развития нарушений по неврологии, аллергии, проблем с пищеварением и прочих проблем.

При этом, если оставить ребенка в покое на несколько дней, и дать ему самому вставать и ложиться, по большей части выясняется достаточно четкая закономерность в смене состояний сна и бодрствования, то есть собственный режим дня, правда, не всегда подходящий родителям. Тогда в некоторых случаях нужно пойти на компромисс или временные уступки, с возрастом режим можно будет постепенно менять. Это будет правильно с психологической и биологической точек зрения - вы будете соблюдать биологические программы развития ребенка и не нарушите их формирование.

Что включает режим?

В понятие режима дня входит пробуждение и отход ко сну, дневной и ночной сон, приемы пищи, прогулки, игры и гигиенические мероприятия. Все они должны происходить у ребенка в определенной последовательности, чтобы у малыша формировалась привычка делать все в свое время, наиболее оптимально с точки зрения его возрастной физиологии.

У деток на первом году жизни существует режим, который они соблюдают. У них есть свой собственный распорядок дня. Распорядок дня исходит из количества кормлений малыша в день.

Если вы кормите 7 раз в день, то вы можете спланировать свой день и день малыша следующим образом:

* 06.00-06.30 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление.

* 06.00-07.00 Бодрствование малыша.

* 07.00-09.00 Дневной сон.

* 09.00-10.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 10.00-12.00 Дневной сон.

* 12.00-13.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 13.00-15.00 Дневной сон.

* 15.00-16.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 16.00-16.30 Вечернее купание малыша.

* 16.00-18.00 Дневной сон.

* 18.00-19.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 19.00-06.00 Ночной сон.

* В 21.00 Кормление.

* В 24.00 или 02.00 (03.00) Кормление.

Либо можно использовать следующий режим.

* 08.00-09.00 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление, бодрствование.

* 09.00-11.00 Дневной сон.

* 11.00-12.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 12.00-14.00 Дневной сон.

* 14.00-15.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 15.00-17.00 Дневной сон.

* 17.00-18.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 18.00-19.30 Дневной сон.

* 19.30-20.00 Купание. Кормление.

* 20.30-08.00 Ночной сон.

* В 23.00 Кормление

* В 02.00 (05.00) Кормление.

При этом режиме малыш часто не просыпается в 23.00 на кормление, а само количество кормлений сокращается до 6 раз.

Обязательно при выборе распорядка дня младенца нужно помнить, что до 3 месяцев малыш должен спать до 18-16,5 часов в сутки: 10 ч в ночное время и по 1,5-2 часа 4 раза днем.

В возрасте с 3-6 месяцев количество часов сна сокращается до 16-16,5 часов, однако он также должен спать днем 3-4 раза по 1,5-2 часа.

В возрасте с 9-10 месяцев малыш днем спит обычно по 1,5-2 часа 3 раза, а общая продолжительность сна уменьшается до 15-16 часов.

В 11-12 месяцев суточная потребность сна уменьшается до 14,5-15, из которых он должен спать дважды по 2 -2,5 часа. Укладывать малыша следует в одни и те же часы. Лучше всего, чтобы сон малыша проходил на свежем воздухе, если такое трудно достижимо, то комнату перед сном нужно хорошо проветрить (18-20°).

При выполнении мамой всех рекомендация по установлению правильного ритма сна, здоровый ребенок начинает соблюдать ритм на 5-7 -й неделе жизни или даже в конце первого месяца. Бодрствование малыша должно проходит по возможности в активной форме. Это позволит потом малышу лучше заснуть. Как правило, новорожденный бодрствует 30-40 минут в день, доходя к концу 2 месяца до одного часа.

С 6-7 месяца жизни малыш бодрствует до 2,5 часов в сутки, а к концу года - до 3,5 часов. Естественно, с увеличением часов бодрствования необходимо пересматривать график приема пищи и отдыха. Кормление Физиологически обоснованным является кормление малыша в возрасте 1-5 месяцев через каждый 3,5 часа до 6 раз в сутки. С 5 месяцев жизни до года - через каждый 4 часа 5 раз в день.

Если введен прикорм, то последнее кормление нужно делать наиболее сытным, например, кормить малыша кашей. Если мама еще кормит грудью или смесью, то желательно в период с 18.00-20.00 немного недокормить ребенка, чтобы он лучше поел перед сном.

В режим дня уже с одного года обязательно включаются элементы гигиены: умывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года - и летом, и зимой, так как свежий воздух, солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.

Необходимо приучить малыша ложиться спать днем и вечером в одно и то же время, это обеспечивает более быстрое засыпание. Подушка для сна должна быть небольшая и плоская. Все постельные принадлежности ребенка следует содержать в чистоте. А лучшее средство для быстрого засыпания - свежий прохладный воздух. Проветрить комнату лучше за полчаса до укладывания малыша в кроватку.


Режим дня ребенка: от 1 до 1,5 лет...

Основным показателем правильности выполнения режима дня является поведение вашего ребенка. Если основными этапами развития малыша на первом месяце жизни считается каждый день, до года - каждый месяц, то от одного до двух лет - каждый триместр, а от двух до трех - каждые полгода.

Первый и второй триместры очень схожи между собой по режиму. То же касается и 3 и 4 триместров, поэтому для удобства разделим режим по 2 полугодиям. Итак, в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев суточный режим примерно такой:

00 - первое кормление.

30-12.30 - первый дневной сон.

30 - второе кормление.

00-17.30 - второй дневной сон.

30 - третье кормление.

30 - четвертое кормление.

Часы кормления могут быть перенесены в ту или другую сторону в среднем на полчаса. В этот возрастной период ребенок учится самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Общая продолжительность сна составляет 13-14 ч. Продолжительность периодов бодрствования - до 3,5 часов.

У малыша быстро расширяется запас понимаемых слов и когда он не спит, часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами: собирает пирамидку, катает машинки. Может достаточно продолжительное время ходить. После 1 года 3 месяцев малыш учится перешагивать через препятствия приставным шагом, подражать в игре взрослым. Купание производят через день или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 1,5 до 2 лет...

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется следующим суточным режимом.

00 - завтрак.

30-15.30 - дневной сон.

00 - полдник.

30-20.00 -ужин.

Обед и полдник можно поменять местами. Общая продолжительность сна ребенка - 13 часов. Продолжительность периодов бодрствования - от 4 до 6 часов, ночной сон - с 21.00 до 7.00 часов.

В этом возрасте, когда малыш не спит, он предпочитает играть, в игре со взрослыми уже отвечает на простые вопросы и обозначает свои действия словами. С 1 года и 9 месяцев до 2 лет ребенок продолжает быстро пополнять запас слов, который к двум годам составляет приблизительно 300. Может самостоятельно раздеться и частично одеться. Купание возможно 2-3 раза в неделю или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 2 до 3 лет

Активное участие малыша в режимных процессах очень важно в этом возрасте.

Ребенок и сам стремится к самостоятельности. Он уже многое умеет, может объяснить словами.

У большинства детей с двух лет остается один дневной сон. Обратите внимание на то, как спит ваш малыш, быстро ли засыпает. Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме, он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и соответствует средней продолжительности сна в этом возрасте.

В периоды бодрствования ребенка (до и после дневного сна) следует обращать особое внимание на его двигательную активность, бороться с малой его подвижностью.

К сожалению, не у всех хватает терпения, часто мама, стремясь помочь ребенку, делает что-то за него. К примеру, малыш умеет кушать самостоятельно, но это занятие растягивается минут на 20, кроме того, каждая трапеза заканчивается генеральной уборкой на кухне и стиркой. А мама покормит его за 7-8 минут, и одежду стирать не надо. Однако от этой «скорости» в проигрыше остается как ребенок, так и его родители, которые скоро пожалеют о том, что своевременно не привили сыну или дочке навыки самостоятельной еды. То же касается одевания ребенка.

Кормление малыша лучше организовать за отдельным столиком. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал: сказать малышу, что скоро он будет есть, попросить его принести все необходимое для еды на место, поставить стул, проверить вымыл ли он руки перед едой. Выполняя ваши поручения, ребенок привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение и развивается аппетит. Помним, что к моменту кормления он должен испытывать чувство голода. Следует считаться и со вкусами ребенка.

Он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием съест «красивый» суп со «звездочками», чем просто с макаронами.

В режиме дня большое значение имеют прогулки. Дети очень любят гулять, да и их родителям, так занятым работой и домом, тоже полезно побыть на воздухе. Если погода испортилась, но позволяет погулять, просто сократите время прогулки, лучше выйти несколько раз ненадолго. Одевайте малыша в соответствии с погодой за окном - это один из самых простых способов закаливания детского организма.

Во время прогулки с ребенком нужно играть. Старайтесь создать у малыша бодрое настроение, воспитывайте у него положительное отношение к людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми. Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся»: подметают, поливают, копают, носят, зимой - лепят из снега, летом - играют в песочнице. Эти занятия очень полезны для малыша.

Распорядок дня

00 - завтрак.

00-15.00 - дневной сон.

00 - полдник.

Общая продолжительность сна - 12-12,5 часов. Ночной сон с 21.00 до 7.00 часов. Купание 1-2 раза в неделю или чаще.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Тогда расти и развиваться вашему малышу будет легче.

Заключение

Правильно организованный режим способствует умственному и физическому развитию ребенка: он с удовольствием гуляет, подолгу играет, интересуется новыми предметами, людьми, подвижен, охотно улыбается, легко вступает в контакт.

Обычно дети часто сами прекрасно чувствуют режим дня и родителям остается лишь поддерживать этот режим. Даже 2-месячные малыши уже могут просить кушать и укладываться спать в определенное время. Кроха сам подсказывает маме, когда пора действовать - а мама отлично знает особенности поведения своего малыша.

Используемая литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: Влияние режима дня на физическое и психологическое здоровье детей раннего возраста.

Выполнила:

Карпова Светлана Николаевна

Нижний Новгород 2015

Введение.(Актуальность)

1.1 Режим дня как основа правильного воспитания ребенка.

1.2 Основные принципы построения режима дня для детей раннего возраста.

1.3 Предупреждение переутомления детей

2. Детальное рассмотрение режима дня детей раннего возраста.

2.1 Организация бодрствования и сна.

2.2 Организация питания.

2.3 Организованная деятельность детей раннего возраста.

3.Приложение

Заключение

Список литературы.

Введение

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни.

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям ребенка.Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

2) регулярное питание;

3) полноценный сон;

4) достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Цель данного сообщения – исследование организации режима дня у детей реннего возраста (1 – 3 года) и его влияние на организм и деятельность ребенка.

Объектом исследования явились группы детей раннего возраста.В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

Рассмотреть понятие и значение режима дня,его особенности для детей раннего возраста.

Рассмотреть основные принципы построения режима дня в группах раннего возраста.

Детально рассмотреть режим дня;

Сделать выводы.

1. Понятие и значение режима дня. Его особенности детей раннего возраста.

1.1 Режим дня как основа правельного воспитания ребенка.

Основа правильного развития и правильного воспитания малыша – режим. Режим – это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередовании различных видов деятельности во время его бодрствования.Значение правильно оргазованной жизни для маленького ребенка чрезвычайно важно. Не случайно основоположниками педагогики раннего детства Н.М. Щелованов, Н.М.Аксарина считали режим основой жизни. Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения малыша. В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, а предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у ребенка возражения. Правильный режим охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Но формирование ритмичного чередования сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания.

Бодрствование и сон – взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра. Ритм кормления определяется суточной потребностью малыша в пищи.

С возрастом деятельность малыша становится более разнообразной. Однако длительные однообразные занятия, одно и то же положение тела ведут к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем моложе дети, тем дольше они нуждаются частой смене деятельности, изменении характера активности.

1.2 Основные принципы построения режима дня для групп раннего возраста

Организация режима дня

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

Основные компоненты режима: дневной сон, бодрствование, прием пищи, время прогулок.

Правильный режим является непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей. Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе режим детского сада к индивидуальным особенностям ребенка, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

При проведении режимных процессов выполняются следующие правила:

1. полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);

2. тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;

3. привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение самостоятельности и активности;

4. формирование культурно-гигиенических навыков;

5. эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

6. спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий (аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы).

Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям ребенка. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.

Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика.

Изменение режима с возрастом – это не только увеличение или уменьшение времени на ту или иную деятельность, но и качественное преобразование всего педагогического процесса и составляющих его частей. «Понимание воспитателем этого положения – решающее условие выполнения режима во времени и организации отдельных его отрезков»,– указывает О. Н. Урбанская. Постепенно детей приобщают к новым видам деятельности, меняется характер организации режимных процессов, а следовательно, и подход к ребенку со стороны взрослого – к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирующие самостоятельность.

В теплый период года режим дня меняется: вся жизнь детей организуется преимущественно на воздухе, где проводятся разные виды деятельности, а при наличии условий – питание и сон. Количество занятий сокращается до 1 в день, примерная их длительность в ясельной группе – 15–20 мин.

  1. Предупреждение переутомления детей

Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний.

Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни, деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни.

При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать.

При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом.

Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами.

Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников.

В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон.

Ведение непосредственно образовательной деятельности должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов.

Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети раннего возраста должны спать в сутки не меньше 12-14 часов.

Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе.

  1. Детальное рассмотрение режима дня в группах раннего возраста

2.1 Организация бодрствования и сна

Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Вот почему в этом возрасте большое внимание уделяется пра­вильной организации сна. Во время сна ребенок должен полностью восстановить свои силы. А для этого сон дол­жен быть полноценным, глубоким.

В дошкольном учреждении важно создать правильные условия для сна детей. Помещение, в котором спят дети, должно быть тщательно проветрено, температура воздуха не должна превышать 18°С. Идеально, когда дети спят на свежем воздухе.

Детские кроватки должны быть удобными для сна: с небольшим подъемом изголовья (плоская подушка), мат­рац умеренно мягкий. Воспитателю необходимо создать правильную обстановку перед укладыванием на сон. Надо исключить излишнее возбуждение детей (крик, шумные игры и т.п.). Важно заранее дать установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Катенька, - уложила куклу спать...» и т.п.

Уже с полутора лет дети могут принимать посильное участие в приготовлении ко сну. Однообразные, спокой­ные действия, связанные с раздеванием, успокаивают их.

Важно не только как засыпают и спят дети, но и то, как они пробуждаются.

Дети не всегда и не все просыпаются бодрыми, веселы­ми. Есть малыши, которые просыпаются медленно, с пло­хим настроением. Таких детей надо подбодрить, повысить их настроение приветливыми словами, улыбкой: «Машенька проснулась, хорошо отдохнула, вот как у нее глазки блестят».

Процесс подъема детей после сна должен быть постепенным. По мере пробуждения воспитатель предлагает детям потихоньку вставать, одеваться и идти в группу.

2.2 Организация питания в ясельных группах детского сада

Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т. п.. Поэтому, рациональное и полноценное питание дошкольников – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей.

Питание - обязательный компонент режима дня. Весь процесс, связанный с питанием детей, имеет большое воспитательное значение. Детям прививают важные гигиенические навыки мыть руки перед едой, а после еды полоскать рот, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом.

Большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «эстетика питания».

За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами, приобретает определенные навыки культуры питания.

Вопросам эстетики питания надо уделять внимание, начиная с групп детей раннего возраста. Чем раньше у ребенка сформированы правильные навыки еды, тем они прочнее закрепятся и станут привычкой.

Важно, чтобы у ребенка выработалось положительно отношение к приему пищи, чтобы к моменту кормления он не был раздраженным или утомленным. Для этого воспитатели должны позаботиться о создании в группе спокойной обстановки. Перед едой следует избегать шумных игр, сильных впечатлений, которые могут затормозить выработку у детей пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.

За 20-30 минут до очередного приема пищи детей возвращают с прогулки или прекращают занятия, игры. Это время используется для создания у детей определенного настроя, располагающего к приему пищи.

Перед едой дети приводят в порядок свою одежду, тщательно моют руки, дежурные принимают посильное участие в сервировке стола. Каждый ребенок имеет постоянное место за столом.

Во время кормления важно создать у детей хорошее настроение. Для этого в дошкольном учреждении необходимо иметь красивую, удобную, устойчивую посуду, соответствующую по объему возрасту детей, столовые приборы. Столы застилают скатертями или салфетками.

В процессе кормления воспитатель не должен торопить детей, отвлекать их посторонними разговорами, замечаниями. Во время кормления детям говорят о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, стараются сосредоточить внимание каждого ребенка на еде. Надо следить за поведением детей за столом, соблюдением чистоты и опрятности, приучать их хорошо пережевывать пищу, не глотать ее большими кусками, съедать все, что предложено.

Соблюдение детьми гигиенических требований – одна из обязанностей воспитателя во время проведения процесса кормления. Особенно это важно в группах детей раннего возраста, когда у малышей активно формируются и закрепляются навыки и привычки. Детей раннего возраста приучают спокойно сидеть за столом, умело пользоваться салфеткой, жевать с закрытым ртом, не разговаривать во время еды. Дети учатся пользоваться столовыми приборами: с 1,5 – 2 лет едят ложкой самостоятельно. После окончания еды дети аккуратно промокают салфеткой рот и вытирают руки, благодарят за еду и выходят из-за стола. Нельзя разрешать детям выходить из-за стола с куском хлеба или с другой пищей, в том числе с фруктами или ягодами, печеньем или конфетой.

Важно соблюдать следующие правила:

Все необходимое для организации питания (в установленном порядке расставить столы, правильно для детей каждого возраста сервировать их и т.д.) готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки.

Умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех, которые едят медленно.

Не задерживать детей после окончания еды.

Пищу для младших детей готовить заранее (разрезать мясо, блины и т.д.).

Порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть едины и постоянны.

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

  1. НОД детей раннего возраста.

Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

Образовательный процесс в группах раннего возраста осуществляют воспитатели. В этом возрасте большой акцент делается на физическое, сенсорное и речевое развитие ребенка, не в ущерб социально – эмоциональному, эстетическому, познавательному. Прежде всего педагоги обеспечивают ребенку соответствующее возрастным показателям психомоторное развитие, достаточность словарного запаса для контактов со сверстниками, проложить путь к становлению интеллектуально – познавательной деятельности через совершенствование сенсорных способностей.

Развитие и обучение малышей происходит в специально организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие. Игры – занятия с детьми ясельного возраста проводятся воспитателями в группах.

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

· образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей.

· строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.

· важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.

Развитие детей раннего возраста систематически контролируется воспитателем группы, старшей медицинской сестрой, заведующей. Цель контроля – определить фактический уровень развития ребенка и возрастной группы в целом; выявить правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания качество воспитательной работы. На основе критериев развития детей раннего возраста воспитателем заполняется индивидуальная карта сопровождения развития ребенка, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в его развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.

3.Приложение

Режим дня

МБДОУ детский сад №157

(Холодный период)

Режимные моменты

группа №1

(2,3-2,6)

группа №2

(1,10-2,0)

группа №3

(1,6-1,10)

группа №4

(2,6-3,0)

группа №5

(2,0-2,3)

Прием детей

6.30 – 7.50

6.30 – 7.50

6.30 – 7.50

6.30 – 8.00

6.30 – 7.50

Утренняя гимнастика

7.50 – 8.00

7.50 – 8.00

7.50 – 8.00

8.00 – 8.10

7.50 – 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00 – 8.30

8.00 – 8.30

8.00 – 8.30

8.20 – 8.45

8.00 – 8.30

Организованная деятельность

8.45 –8.55

9.00-9.10

8.45 –8.55

9.00-9.10

8.45 –8.55

9.00-9.10

9.00-9.10

9.10-9.20

8.45 –8.55

9.00-9.10

Второй завтрак

9.10-9.20

9.10-9.20

9.10-9.20

9.20-9.25

9.10-9.20

Подготовка к прогулке. Прогулка

9.20 – 11.10

9.20 – 11.10

9.20 – 11.10

9.25 – 11.15

9.20 – 11.10

Возвращение с прогулки.

11.10 – 11.20

11.10 – 11.20

11.10 – 11.20

11.15 – 11.30

11.10 – 11.20

Подготовка к обеду. Обед.

11.20 – 11.50

11.20 – 11.50

11.20 – 11.50

11.30 – 11.55

11.20 – 11.50

Подготовка ко сну

11.50 – 12.00

11.50 – 12.00

11.50 – 12.00

11.55-12.00

11.50 – 12.00

Сон

12.00 – 15.00

12.00 – 15.00

11.55 – 14.55

12.00 – 15.00

12.00 – 15.00

Постепенный подъем, гимнастика после сна

15.00 – 15.15

15.00 – 15.15

14.55- 15.10

15.00-15.20

15.00 – 15.15

Подготовка к полднику, полдник

15.15 – 15.40

15.15 – 15.40

15.10 – 15.40

15.20 – 15.40

15.15 – 15.40

Организованная деятельность, инд. работа

15.45- 16.10

15.45- 16.10

15.45- 16.10

15.45- 16.10

15.45- 16.10

Самостоятельная деятельность

16.10-16.30

16.10-16.30

16.10-16.30

16.10-16.30

16.10-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30 – 18.00

16.30 – 18.00

16.30 – 18.00

16.30 – 18.00

16.30 – 18.00

Игры, уход детей домой

18.00-18.30

18.00-18.30

18.00-18.30

18.00-18.30

18.00-18.30

Заключение

Рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка.

Режимы дня для детей раннего возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, соответствующую пределу функциональной работоспособности нервной системы; определенное количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; последовательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Для детей раннего возраста рекомендуется режим дня, при котором максимальная продолжительность непрерывного бодрствования достигает 5,5–6 ч; общая продолжительность суточного сна составляет 12,5–12 ч, из которых 2–2,5 ч отводится дневному сну; питание осуществляется 4 раза в день с интервалами 3,5–4,5 ч. Однако, помимо временных показателей, для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов. Если выполнение режима сводится лишь к соблюдению интервалов между его отдельными процессами, а руководство деятельностью детей со стороны педагога не осуществляется, оздоровительная и воспитательная роль режима будет значительно снижена.

В детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями, и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возникает усталость, эмоциональный спад, что, в конечном счете, неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.

Рациональный режим дня, который постоянно выполняется в детском саду и дома, имеет большое значение для правильного развития ребенка. Критериями оценки режима, его соответствия возрастным возможностям и потребностям детского организма будут состояние здоровья и уровень умственного и физического развития дошкольника, характер его поведения, общения со сверстниками и взрослыми, эмоциональное состояние, он. Ребенок, который живет в условиях, где режим дня отвечает всем требованиям (предусматривает достаточное пребывание на воздухе, полноценное питание, благоприятный уровень двигательной активности, включает разнообразные виды нагрузок, достаточный сон), как правило, отличается своевременным развитием, редко болеет, хорошо адаптируется к новым условиям, изменениям режима. Такой ребенок не страдает отсутствием аппетита, быстро засыпает, спокойно и глубоко спит. Поведение его характеризуется уравновешенностью, он умеет самостоятельно играть, участвует в совместных с другими детьми играх.

Список литературы

1. Педагогика раннего возраста (Учебное пособие для студентов П 24 средних педагогических учебных заведений) Г.Г. Григорьева, Е.В. Зворыгина и др. под редакцией Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергиевой – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – 336с.

2. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию»

П32 Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособия для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1983 – 186с.

3. . Воспитание и развитей детей раннего возраста: НИРО

2006г. Н.Новгород: ООО Типография «Поволжье», 2006 - 282с

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста Кн. В77для воспитателя детского сада / Л.Н. Павловой – М.: Просвещение, 1986 – 176с

5. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании М.: 1967- 94с

6. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л., 1983-168с


Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Правильно организованный режим дня – один из важнейших факторов, от которых зависит здоровье малыша. А для крохи от годика до трех лет этот режим особенно важен. После исполнения ребенку года необходимо начинать , а потому правильный распорядок дня малыш должен принимать, как данность, привыкнуть к нему. Каким он должен быть, и как приучить к режиму своего ребенка?

Режим дня и его значение для детей раннего возраста

Малыши до трех лет всегда очень остро переживают любые перемены в жизни. Нежность и ранимость нервной системы объясняет их быстрое перевозбуждение и усталость, и к режиму дня, который является одним из трех китов здоровья ребенка , подход нужен особый.

Что дает режим дня ребенку 1-3 лет?

  • Налаживается работа всех внутренних органов.
  • Повышается стойкость иммунной и нервной системы к стрессам.
  • Адаптация в яслях и саду проходит легче.
  • Ребенок приучается к организованности.

Чем малышу грозит несоблюдение режима дня?

  • Плаксивостью и капризностью, которые входят в привычку.
  • Недосыпанием и переутомлением.
  • Отсутствием необходимого развития нервной системы.
  • Сложностями с формированием культурных и прочих навыков.

Режим дня для крохи до трех лет – это основа воспитания . И, учитывая смену работоспособности нервной системы на протяжении трех лет, должен соответственно меняться и режим дня.

Таблица режима дня для ребенка от 1 до 3 лет


Время кормлений: в 7.30, в 12, в 16.30 и в 20.00.
Период бодрствования: 7-10 утра, 12-15.30 дня, 16.30-20.30 вечера.
Период сна: 10-12 утра, 15.30-16.30 дня, 20.30-7.00.
Прогулка:
Водные процедуры: в 19.00.
Перед тем, как вы соберетесь укладывать ребенка спать (за 30-40 минут), следует прекратить все активные игры и водные процедуры. Если малыш не просыпается в нужный час, его следует разбудить. Период бодрствования не должен быть более 4,5 часов.


Время кормлений: в 8.00, 12, в 15.30, и 19.30.
Период бодрствования: с 7.30 до 12.30 и 15.30-20.20 вечера.
Период сна: 12.30-15.30 дня и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после завтрака и после полдника.
Водные процедуры: в 18.30.
После 1,5 лет тихий час у малыша проходит только единожды в день. Всего ребенок в этом возрасте должен спать в сутки до 14 часов. В качестве ежедневных водных процедур предпочтительно использовать душ.


Время кормлений: 8, 12.30, в 16.30 и 19.
Период бодрствования: с 7.30-13.30 и 15.30-20.30.
Период сна: 13.30-15.30 и 20.30-7.30 (ночной сон).
Прогулка: после утреннего приема пищи и полдника.
Водные процедуры: в летнее время – перед обедом, в зимнее – после дневного сна и после ночного. Купание – перед сном на ночь.
В течение дня у ребенка один дневной сон. Если малыш спать отказывается, принуждать его не нужно, но режим бодрствования в этом случае следует сделать максимально спокойным – чтение книжек, рисование с мамой и пр. Чтобы кроха не переутомлялся.

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  2. Некоторые вопросы развития воспитательной системы для раннего и дошкольного возраста

«Организация и режим дня детей раннего возраста» - страница №1/1

МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 30 «Родничок»

МАТЕРИАЛ ГМО

ВОСПИТАТЕЛЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ТЕМА: «Организация и режим дня детей

раннего возраста»

Заведующая:

Галанова Наталья Алексеевна
Старший воспитатель:

Мурашева Светлана Ивановна

г. Серпухов

апрель, 2012 год


«Организация и режим дня детей раннего возраста»
Характеристика развития детей 3-го года жизни

Интенсивное физическое развитие, характерное для первых 2 лет жизни, на 3-ем году несколько замедляется. К этому времени крепнет весь организм ребёнка. Он становится физически выносливым. Повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего длительность бодрствования увеличивается до 6-6 1 /2 часов. Происходит дальнейшее развитие нервно-психической деятельности ребёнка. При правильных воспитательных приёмах происходит дальнейшее сенсорное развитие, значительно развивается ориентировочно-познавательная деятельность. Восприятие окружающего у детей начинает переходить в способность наблюдать, что имеет очень большое значение для их познавательной деятельности, формирования их представлений. На 3 –ем году наблюдение становится до некоторой степени видом деятельности ребёнка. Это наблюдение ещё не преднамеренное и возникает преимущественно под влиянием внешнего воздействия (увидел что-то, услышал какой-то звук).Но последующее длительное рассматривание чего-либо, наблюдение за какими-либо действиями взрослых или явлениями на улице при соответствующих объяснениях воспитательницы обогащают опыт детей и очень много дают для развития их речи, мышления, ориентировки в окружающем, постепенно подводя их к преднамеренному наблюдению.

На 3-м году жизни внимание детей становится более устойчивым. Они могут более длительный срок смотреть, слушать, заниматься, играть.

Совершенствуется и память ребёнка . С развитием речи воспоминания у него могут быть вызваны уже и через слово. Сначала ребёнок вспоминает лишь то, что было несколько дней назад, а затем и более поздние события.

В результате накопления опыта и расширения круга представлений у ребёнка с конца 2-го года жизни начинает развиваться воображение. В игре он придаёт предметам воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры (кирпичик вместо мыла и т.д.), приписывает предметам воображаемое состояние и качество (Катя не слушается). Ребёнок 2 лет завёртывает зайку в платок, называя его «плащом», и говорит, что идёт дождь.

Дальнейшее совершенствование движений на протяжении 3-го года жизни делает ребёнка не только всё более подвижным и ловким, но и более самостоятельным при еде, одевании, раздевании, игре, занятиях.

Ходьба ребёнка становится более равномерной; постепенно исчезают лишние движения. К 3 годам ходьба становится более координированной, действовать одновременно руками и ногами, менять движения по темпу, направлению, характеру в зависимости от сигнала.

Быстро увеличивается словарный запас , ребёнок с лёгкостью повторяет на память небольшие стихи, сказки, песенки. Ребёнок употребляет распространённые и сложные предложения.

На протяжении 3-го года жизни ребёнок овладевает достаточно разнообразными представлениями и понятиями об окружающем. Он знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находившихся в его повседневном обиходе; не только различает, но и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях (самолёт летит высоко, когда будет темно, надо ложиться спать и т.д.). В это же время формируются представления о количестве (один, много, мало, меньше, больше).

Развиваются и становятся очень разнообразными и чувства детей. Они проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды.

При правильном воспитании у детей на 3-м году жизни появляется и эстетическое чувство. Они с удовольствием слушают музыку и пение, дети замечают красивое в природе, обстановке, одежде. Дети радуются, когда им наливают компот в красивую чашку, надевают нарядное платье. Красоту и нарядность в одежде придаёт её чистота, приятная расцветка и т.д.
Режим дня

В понятие «суточный режим» мы включаем непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, взаимодействие с семьями воспитанников, организацию и распределение в течение дня всех видов деятельности, отдыха, приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие содержания, организации и построения определенным гигиеническим нормативам, которые основываются на законах высшей нервной деятельности человека и учитывают анатомо-физиологические особенности растущего организма в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 – 10 и изменениями к ним.

Коррекция режима дня проводится на основе следующих положений:


  • соответствие возрастным особенностям детей;

  • учет сезонных изменений 2 раза в год,

  • смена деятельности ребенка, обеспечивающая полное функциональное восстановление организма;

  • недопустимость частых изменений режима;

  • постепенность перехода к измененному режиму;

  • выделение времени для непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных процессов, самостоятельной (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) деятельности детей, организованной как воспитателем, так и самим ребенком, времени на присмотр и уход;

  • недопустимость замены свободного времени другими формами организации.

Режим пребывания детей в группе раннего возраста (2-3 года)
Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе ФГТ

к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования



Всего

НОД

ОД в ходе режимных процессов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Присмотр и уход
Прием детей, игра

7.00-7.55

55

-

10

25

20

-
Утренняя гимнастика

7.55-8.00

5

-

5

-

-

-

Подготовка к завтраку, завтрак

8.00-8.30

30

-

10

10

-

10
Самостоятельная деятельность, игры

8.30-9.00

30

-

15

15

-

-



9.00-9.10

30

10

-

20



9.20-11.00

100

-

50

30

-

20

Возвращение с прогулки, игры

11.00-11.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

30

-

10

10

-

10

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

180

-

-

-

-

180
Постепенный подъем, гимнастика

15.00-15.30

30

-

20

10

-

-

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

30

-

20

10

-

-

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

16.00- 16.10

30

10

-

20

-

-

Подготовка к прогулке, прогулка
16.30-17.30
60
-
20
10
30
-

Возвращение с прогулки, игры
18.00-19.00
60
-
10
30
20
-

всего
мин
720
20
190
200
70
220
%
100
2,5
26
27
9,5
35

Норма %
100
3
14-17
25-30
5-10
35

Организация режимных моментов
Во время проведения режимных процессов необходимо чёткое распределение обязанностей между взрослыми. Принцип распределения таков: воспитатель работает на том участке, где ответственнее педагогические задачи.
Умывание.

Во время умывания брать 3-4 ребёнка, детям необходимо показывать последовательность умывания и помогать им засучить, завернуть рукава, мыть руки с мылом, воду не разбрызгивать, снимать полотенце с вешалки (ребёнок должен знать место полотенца), вытирать сначала лицо, потом руки насухо с помощью взрослого. Воспитатель может использовать художественное слово.


Кормление:

В группах детей 2 и 3 года жизни при проведении кормления, укладывания, подъёма, одевания, умывания и других режимных процессов строго соблюдается принцип постепенности.

При организации кормления детей воспитатель моет руки ребёнку, используя художественное слово и ребёнок садится за стол. Помощник воспитателя подаёт ему пищу. Когда все за столом воспитатель и помощник воспитателя включаются в докармливание маленьких и ослабленных детей, взяв при этом вторую ложку. Когда большая часть детей закончит есть (во время завтрака), у столов остаётся помощник воспитателя, а воспитатель готовится к занятию. Во время обеда у столов остаётся воспитатель, а помощник воспитателя следит за тем, как дети пользуются туалетом.


  1. На первое и второе блюдо детям даются отдельные тарелки, с 2,6 лет мелкие тарелки. До 2,6 лет матерчатая салфетка, с 2,6 лет – бумажная салфетка.

  2. Хлеб должен лежать в хлебницах, под чашку блюдце, чайная ложка к компоту. Ложку в тарелку не кладём, заранее на стол воспитатель может положить ложку с правой стороны возле тарелки.

  3. С 2,6 лет дети могут выполнять трудовые поручения: поставить стулья к столам, помочь помощнику воспитателя поставить хлебницы, салфетки.

  4. Обращать внимание на культурно-гигиенические навыки: есть самостоятельно, правой рукой держать ложку, есть аккуратно. 2-е блюдо есть и помогать корочкой хлеба, учить тщательно пережёвывать пищу, не торопясь.

  5. Ребёнок должен знать место за столом, благодарить без напоминаний. Уметь пользоваться салфеткой по мере необходимости: (у ребёнка должен выработаться условный рефлекс, необходимо воспитывать, напоминать каждодневно).

  6. Во время кормления взрослый разговаривает о еде, т.к. у ребёнка должен быть эмоциональный настрой на пищу. Наказывать во время кормления недопустимо. Детей необходимо докармливать, взяв другую ложку. Наклонять тарелку нельзя.

Высаживание .

В группах детей 2 и 3 года жизни высаживание надо проводить перед прогулкой, после прогулки, после сна. Во время бодрствования ребёнок регулирует сам. Высаживать одновременно 5-7 человек, сидеть должны не более 5-7 минут, после обязательно помыть руки, уметь привести себя в порядок

Укладывание и сон 3-ий год.

Укладывание проводится постепенно. Дети 3-его года жизни при раздевании должны уметь:

1.Самостоятельно раздеваться и одеваться с помощью взрослого. Взрослый показывает порядок складывания одежды: платье, штанишки на спинку, колготки на сиденье. В кроватке руки поверх одеяла, долгое лежание в постели недопустимо. При укладывании индивидуальный подход к детям. Проверить, что у них во рту, в руках и т.п.

Позу ребёнка не фиксируем, как ляжет, так и ляжет. Сон ребёнка, желательно, должен быть в хорошо проветриваемом помещении.


Закаливание

Это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды. Любые закаливающие мероприятия оказывают эффективное воздействие, если учитываются особенности терморегуляции организма малыша и соблюдаются принципы закаливания.

Для закаливания детей раннего возраста основными факторами являются солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом детей в дошкольном учреждении осуществляется прежде всего путём создания гигиенических условий их жизни, обеспечения чистоты и постоянной смены воздуха (проветривание, одностороннее и сквозное). Малышей постепенно приучают находиться в помещении при одностороннем проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии детей. Обязательным закаливающим мероприятием для детей раннего возраста является прогулка. Гулять с детьми необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном ветре, проливном дожде и в зимнее время, если температура воздуха ниже -10 0 С.

Закаливание водой в нашем ДОУ происходит холодной водой из-за отсутствия горячей. Дети моют руки и лицо холодной водой. После сна ходят по водно-солевой дорожке.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются наиболее сильным природным фактором закаливания. Перед началом закаливания воспитатель знакомится с характеристикой состояния здоровья детей группы и с врачебными рекомендациями по закаливанию (вопрос о начале и характере процедур должен решать медицинский работник).
Прогулка

Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если ребёнок получит возможность свободно двигаться, наблюдать явления природы, растения и животных, действовать с предметами окружающего мира, познавать многообразие форм, красок, запахов и звуков. Богатый мир растений и животных пробуждает у ребёнка интерес к окружающему миру, активизирует его деятельность.

В структуру ежедневных прогулок обязательно должно входить наблюдение : за явлениями природы, за животным и растительным миром, за трудом взрослых или другими явлениями общественной жизни. Особое значение имеет наблюдение за животными, птицами, насекомыми. Они привлекают детей своими движениями, внешним видом, характерными звуками. Наблюдения носят кратковременный характер, не более 5-7 минут.

На прогулке воспитатель предлагает детям выполнить трудовые действия , у детей начинают формироваться трудовые навыки, они знакомятся с некоторыми орудиями труда, приобретают необходимые умения правильного их использования.

На прогулке с детьми ежедневно проводят подвижные игры. Дети сначала играют подгруппами. А потом и все вместе. Можно предложить игры с мячом, султанчиками, вынести шапочки для героев. Постепенно содержание игр обогащается: понятный сюжет, интересные упражнения – сочетание ходьбы, бега и т.д.

Во время прогулки воспитатель проводит и индивидуальную работу : найдёт время пообщаться с каждым ребёнком: с кем-то поговорить, поиграть, кому-то помочь перешагнуть невысокое препятствие.

На прогулке с детьми воспитатель организует спортивные развлечения: покатаются на машине, поиграют в мяч, заберутся на лестницу и спустятся с неё, в зимнее время покатаются на санках.
Самостоятельная деятельность детей, игры

Игра и действия с предметами – основные виды деятельности детей 2 и 3-го года жизни. От занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребёнка. Игра занимает большое место в жизни ребёнка: всё время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - он играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ребёнку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, получая новую информацию, радуется достижению результата, общению со взрослыми и сверстниками. Игра – путь детей к познанию окружающего мира.

Во время самостоятельной деятельности у малышей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети тянуться к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения взрослого (внимание, ласка, сочувствие и сами начинают проявлять такие чувства по отношению друг к другу.

Для педагога организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребёнка, умело направлять его игру, с другой - научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность педагог сможет лишь в том случае, если хорошо знает не только особенности психического развития детей того возраста, с которым работает, но и особенности развития воспитанников всей группы.

В этом возрасте наблюдаются определённые виды самостоятельной игровой деятельности детей. Это игры, связанные с движениями: мячом, игрушками – двигателями (машина, тележка), влезание на горку и слезание с неё, на улице зимой катание на санках и др.

Большое место занимает познавательная ориентировочная деятельность малыша . Она проявляется в рассматривании книг, картинок. Ребёнок много действует с предметами – со строительным материалом, с дидактическими игрушками, с простым конструктором, со складными картинками и с орудиями – верёвочкой, за которую он везёт машину, молоточком, забивая гвоздики в отверстия. Дети могут действовать с игрушками: куклой, собакой, зайчонком.

Во время самостоятельной деятельности дети по своей инициативе по разным поводам общаются со взрослыми. Большую радость доставляет им включение взрослого в игру. Ребёнок наблюдает, как действует взрослый, обращается к нему, демонстрируя результаты своей деятельности, и просит вместе посмотреть книги, что-то для него нарисовать, помочь исправить сломанную игрушку и др. Важным условием является подбор игрушек, пособий.

Для развития движений необходим простор. Следует определить место и для игр с крупным строительным материалом. Из мелких пособий должны быть мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Должно быть место для игр с дидактическими игрушками. Игрушечную мебель – стол, стулья, кровать – располагают в кукольном уголке. Она должна быть достаточно крупной, прочной, т.к малыши любят не только усадить на стульчик куклу, но и сами посидеть на нём.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд условий: игровой материал необходимо время от времени менять, повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определённое место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить её после игры. Воспитатель должен следить за тем, чтобы ребёнку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх