Основа гигиены нервной системы ребенка. Мероприятия для обеспечения здорового сна. Рационализация труда, установление режима дня, чередование физического труда с умственным, правильная организация отдыха - все эти вопросы разрабатываются физиологией труда

Нервная система человека - биологический субстрат его психики - интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. К моменту рождения ребенка по сравнению с другими органами и системами она наименее развита и дифференцирована. Более закончен по строению спинной мозг; головной мозг продолжает быстро расти и развиваться. У новорожденного масса мозга составляет 350-400 г, но уже к году она утраивается, а к шести годам близка к массе мозга взрослого человека. После рождения продолжается изменение формы и величины борозд и извилин; особенно энергично оно происходит в первые пять лет жизни. Число нервных клеток в полушариях большого мозга новорожденного такое же, как у взрослого, но по строению они еще незрелы. Созревание клеток коры заканчивается к 18-20 месяцам, продолговатого мозга и регуляторных структур - к семи годам.

Развитие головного мозга запрограммировано генетически: в определенной последовательности на каждом этапе развития созревают его определенные структуры. Созревание наиболее эволюционно молодых отделов происходит только под влиянием внешней среды и зависит от поступающей в мозг информации. По мере роста и созревания мозга усложняется его взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, стимулирует развитие мозга, совершенствует его структурно-функциональную организацию. Чем выше уровень развития мозга, тем сложнее и разнообразнее становятся психические реакции, тем большее значение в регуляции поведения приобретает жизненный опыт.

Таким образом, развитие нервной системы и психики ребенка зависит не только от биологической «программы», заложенной генетически, но и от формирующего воздействия окружающей среды, прежде всего социальной. Развитие личности ребенка происходит в совместной с окружающими людьми деятельности. Известно, что недостаток стимулирующего воздействия на ребенка в периоды становления важных психических функций может привести к задержке и нарушению их формирования. В психологии существует понятие сензитивных периодов, в которые развивающийся организм бывает наиболее чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности.

Сензитивные периоды - это периоды оптимальных сроков развития определенных мозговых структур, формирования протекающих в них процессов и соответствующих свойств психики. Например, известно, что при неполноценном, скудном общении с ребенком в период становления речи его речевое развитие замедляется, страдают словарный запас и выразительность речи. Восстановить такой недостаток развития в более старшем возрасте непросто и полностью не всегда возможно. В возрасте около пяти лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха, а в более старшем возрасте эта чувствительность падает, поэтому недостатки восприятия звуков, имеющие место при различных логопедических дефектах, лучше всего поддаются коррекции в этом возрасте. Недостаточные условия для двигательного развития в первые три года жизни (ограничение подвижности, отсутствие стимулов для двигательного развития) ведут к задержке формирования координации и ловкости, тонких дифференцированных движений.

Функциональные особенности развивающегося мозга характеризуются повышенной возбудимостью подкорковых отделов и склонностью к иррадиации (распространению) возбуждения на другие отделы: чем моложе ребенок, тем более генерализованный характер имеют его реакции. Наблюдаются также повышенная эмоциональность и более выраженная ориентировочная реакция, обусловленные несовершенной регуляцией протекающих процессов.

Формирование высшей нервной деятельности происходит через этапы становления основных функций коры. Уже к моменту рождения у ребенка есть определенные возможности: он слышит, видит, воспринимает боль, тепло, холод, запахи и вкусовые раздражения, у него имеется ряд врожденных безусловных рефлексов (сосательный, оборонительный, ориентировочный). С первых дней жизни возможна выработка условной реакции на время кормления. На 10-12-й день после рождения вырабатывается сложный условный рефлекс с включением нескольких анализаторов - вестибулярного, тактильного, а затем и зрительного. Это так называемый рефлекс на положение под грудью.

Показателем достаточного уровня функциональной активности коры в периоде новорожденности служит также реакция типа «доминанта». Доминанта представляет собой такой очаг возбуждения, в котором любые дополнительные раздражители вызывают, с одной стороны, усиление возбуждения, а с другой - усугубление тормозного состояния в окружающих зонах. В таком случае перераспределение зон возбуждения происходит с большим трудом. В первые дни и недели жизни имеются пищевая и вестибулярная, а с третьего месяца четко выявляется и ориентировочная доминанта. Пищевая доминанта характеризуется тем, что посторонние раздражители (похлопывание по щеке, стук двери и др.) усиливают сосательные движения у ребенка. При ориентировочной доминанте, наоборот, добавочные раздражители вызывают прекращение сосания и поворот головы в сторону раздражителя. На вестибулярной доминанте основан обычай успокаивания ребенка покачиванием.

Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка происходит по пути становления условных рефлексов. На их основе формируются простые, а затем и сложные действия, умения, поведенческие акты. Ранние условные рефлексы ребенка обладают определенными характеристиками: требуют для своей выработки большего числа повторений, нестойки, отличаются длительным латентным периодом. Они сохраняются в течение всего дошкольного периода, что сказывается на особенностях поведения детей.

На выработку реакций условно-рефлекторного плана влияют определенные условия:

1. Соматическое состояние ребенка. Болезнь или недомогание ослабляет функциональную активность коры, и дополнительные требования оказываются чрезмерной нагрузкой для организма.

2. Оптимальное состояние функциональной активности подкорковых центров, участвующих в образовании условного рефлекса. Нецелесообразно вырабатывать навык самостоятельной еды у сытого ребенка, так как не будет соответствующего безусловного подкрепления в виде возбуждения пищевого центра; заниматься с утомленным ребенком и т. д.

3. Уровень активности корковых клеток. В физиологии существует термин «состояние оптимальной возбудимости коры», который отражает достаточный уровень функциональной активности для выработки и проявления наиболее адекватных реакций на окружающее. Обычно такое состояние наблюдается у здорового, не переутомленного ребенка.

4. Участие различных анализаторов в формировании условно-рефлекторной связи. Их функциональное состояние должно быть полноценным, а число максимальным, т.е. ребенок должен услышать что-то, увидеть, иметь возможность потрогать руками. Для активной познавательной деятельности существенно также участие двигательного анализатора: возможность манипулировать предметом, переносить или передвигать его является важным условием для закрепления реакции.

5. Определенная сила раздражителя. Громкие звуки, окрики т.д. вызывают разлитое возбуждение нервных клеток, препятствующее развитию специфической реакции. Очень слабый раздражитель вообще не вызывает достаточного уровня их возбуждения.

6. Подкрепление. У детей следует использовать только позитивное подкрепление. С первых месяцев жизни ребенка для подкрепления можно использовать ласковый голос, похвалу, тактильный контакт, т.е. удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым. Если реакция или поведенческий навык осуществляются ребенком только из опасения быть наказанным, то они будут выполняться лишь в специфической ситуации, предполагающей наказание. К тому же такой способ «воспитания» искажает отношения между воспитуемым и воспитателем.

Не следует вырабатывать сразу несколько новых реакций, навыков или умений. Освоить их сразу для ребенка очень трудно. Поэтому в первую очередь надо выработать ту реакцию, которая в данный период наиболее значима для него.

Защита нервных клеток от переутомления и регуляция взаимодействия безусловных и условно-рефлекторных процессов осуществляется посредством торможения - прекращения активности определенных групп нервных клеток.

Состояние запредельного торможения возникает при сверхсильных или длительно, монотонно действующих раздражителях, воздействие которых накапливается. У ребенка запредельное торможение проявляется при наказаниях, резком окрике, испуге, длительном сидении в одном положении и др. Следует беречь ребенка от такого состояния.

Сон как вид охранительного торможения обеспечивает отдых клеткам центральной нервной системы. Во время него в нервных клетках происходят обменные процессы, восстанавливающие их функциональные возможности. Недостаток сна отрицательно сказывается на активности мозга ребенка во время бодрствования.

Виды внутреннего, или условного, торможения являются более сложными реакциями. Так, если у ребенка выработан рефлекс на положение под грудью, а затем его перестали брать на руки для кормления, то рефлекс угасает - ребенок, будучи взят на руки, перестает делать сосательные движения. Однако он не исчез полностью, так как достаточно лишь 1-2 раза полностью возобновить ситуацию подкрепления, чтобы рефлекс восстановился. Реакция условного торможения используется для отучения ребенка от вредных привычек, нежелательных форм поведения.

Сущность «встречи двух возбуждений» заключается в том, что если одномоментно возбуждаются две функциональные системы, то через некоторое время система, менее значимая в данный момент, приходит в состояние торможения. У детей такая реакция наблюдается в виде отвлечения: например, когда ребенок ест и кто-то входит в комнату, ребенок отвлекается и перестает есть. У детей раннего и дошкольного возраста имеется существенная особенность: все новое в силу выраженности ориентировочной реакции является более значимым, чем та деятельность, которая в данный момент объективно более важна, например еда.

Дифференцировка реакции в зависимости от вызывающего ее стимула возможна с третьего месяца жизни. Первой дифференцировкой является улыбка на лицо и голос матери и отсутствие реакции на другого взрослого. Способность ребенка к дифференцированному восприятию в значительной степени отражает уровень его психического развития.

В основе задерживания реакции (с седьмого-восьмого месяца жизни) лежит способность произвольно отсрочить ее до того момента, когда она будет более целесообразна. Чем моложе ребенок, тем короче срок, в течение которого он может спокойно подождать. На втором году жизни ребенок спокойно ждет около 5 мин. Тренировать это качество целесообразно, используя ориентировочную реакцию или игровую ситуацию. Заставлять ждать ребенка второго года жизни в процессе еды 4-5 мин не следует, так как такой интервал может вызвать снижение пищеварительной активности. Кроме того, на втором году жизни должен активно формироваться навык самостоятельной еды. У ребенка третьего года жизни для тренировки спокойного ожидания могут быть использованы и физиологические потребности. В этом возрасте, например, ребенок должен уметь спокойно подождать 5-6 мин, пока остальные дети, сидящие за столом, закончат есть.

Условное торможение - еще более сложная реакция, при которой тормозящим фактором является дополнительное условие. Подобное поведение требует значительной функциональной зрелости мозга. Оно проявляется у ребенка с конца первого года жизни в виде адекватной реакции на универсальный для человека условный тормозящий фактор - слово «нельзя». На его основе формируются такие важные для человека качества, как способность произвольно откладывать удовлетворение органической потребности ради чего-то или кого-то, пожертвовать чем-то для блага другого человека. Это качество тоже нужно формировать в оптимальные сроки, стимулируя у детей интерес к окружающим, сопереживание, понимание чувств и потребностей других людей.

Каждый человек должен беречь это главное чудо природы — мозг и выполнять все гигиенические мероприятия, необходимые для раз-вития и совершенствования его.

Вопросы ухода за ребенком с первых дней его рождения, его воспитания, предохранения его от заболеваний, повреждений дол-жны быть в центре внимания родителей, воспитателей, педагогов. С возрастом дети должны сами беречь свое здоровье , они не должны поддаваться вредным привычкам; соблюдать режим дня, чередовать умственный труд с физическим — все это способствует нормально-му развитию нервной системы .

Во время умственного труда (чтения, письма, размышлений, решения задач, прослушивания и подготовки уроков и т. д.) рабо-тают в основном органы зрения, слуха, речи и клетки их корковых мозговых центров. До определенного времени работоспособность этих органов чувств и их мозговых центров сохраняется в хорошем состоянии. Но при длительной умственной деятельности работоспособ-ность их постепенно снижается и качество выполняемой работы ухудшается. У человека ослабевает внимание, снижается способность усвоения материала, появляется слабость и он начинает дремать, а маленькие дети засыпают. Такое состояние свидетельствует о пере-ходе нервных клеток работающих мозговых центров от возбужде-ния к торможению , то есть об их усталости.

Чтобы предупредить усталость мозга, в повседневной жизни проводятся несколько видов гигиенических мероприятий. Так, в школах, учебных заведениях после каждых 45 минут занятий сле-дует 5-10-минутный перерыв, во время которого классные комна-ты должны проветриваться, ученики, оставив классную комнату, должны погулять в школьном дворе, заниматься разными подвиж-ными спортивными играми.

Физический труд выполняется при участии скелетных мышц, сухожилий, суставов и двигательных центров, представляющих скоп-ления нервных клеток спинного и головного мозга . Во время опре-деленной физической работы мышечные группы, ответственные за выполнение данной работы, сокращаются и расслабляются, нервные центры, регулирующие их деятельность, возбуждаются. При выпол-нении сложных действий во время спортивных занятий участвует несколько групп мышц и возбуждаются их мозговые нервные цент-ры. Если эти сложные действия систематически повторяются в те-чение нескольких дней, месяцев, то одновременное возбуждение мышц, участвующих в этих движениях, и нескольких нервных цент-ров подкорки головного мозга приведет к образованию временной связи между ними или двигательных условных рефлексов . А это будет способствовать тому, что даже самые сложные движения будут выполняться быстро, легко и четко. Это указывает на то, что у человека уже выработан динамический стереотип движений.

Ал-коголь оказывает сильное влияние на все органы, в особенности на корковый отдел больших полушарий головного мозга. Алкоголь препятствует равномерному протеканию процессов возбуждения и торможения. Спиртные напитки снижают образование условных рефлексов; возбуждая отделы головного мозга , вызывают чувство радости. Однако кора головного мозга не может контролировать работу других центров. Поэтому пьяный человек не испытывает чувства стыда, совершает действия, которые обычно будучи трезвым не совершает, не контролирует себя, много говорит.

Большое количество алкоголя еще хуже нарушает деятельность высшей нервной системы: нарушаются движения рук, ног, языка, глаз и т. д. Систематическое употребление алкоголя приводит к алкоголизму. Алкоголизм, или пьянство, проявляется в пристрастии к алкоголю. Материал с сайта

Наркотики вначале употребляются для ощущения радости, самоуспокоения, поднятия настроения. Затем организм привыкает к принятию этих веществ и наступает нарко-мания. Наркомания — тяжелое психическое заболевание, наступаю-щее вследствие пристрастия к принятию средств, поднимающих настроение. Частое употребление наркотиков отравляет организм полностью. У наркоманов вначале наблюдается раз-дражительность, нарушение памяти. В дальнейшем появляются бо-лее глубокие физические нарушения: сердцебиение, сухость во рту , дрожание конечностей, расширение зрачков и т. д.

Алкоголизм и наркомания приносят вред не только организму больного, но отравляют жизнь окружающих людей и общества в целом. Основная часть тяжелых преступлений связана с пьянством и принятием наркотиков.

Гигиена нервной системы . Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков.

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка.

Не менее опасно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в нём, вредно влияет на нервную систему подростков, вызывает у них головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому школа и семья должны общими силами не допускать курения табака подростками и употребления ими алкогольных напитков. Гигиена нервной системы - это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования молодого человека.

Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и её интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется приём и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций - осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим -- определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни.

Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом -- сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала. На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов.

Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата -- языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условно-рефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами.

Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими).

Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков.

Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче.

Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи. На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условно-рефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры. К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов.

Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка -- все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда -- вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6--7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3--4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6--7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Правильный режим дня -- это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте -- раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.

Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.

Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

Задачи урока

1. Развивающие

– формировать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

– формировать умения разрешать проблемы, дискутировать.

2. Образовательные

– продолжить ознакомление с понятиями «стресс» и «дистресс», их влиянием на здоровый образ жизни;

– познакомить учащихся с влиянием условий среды на нервную систему и высшую нервную деятельность;

– углубить знания о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье;

– продолжить ознакомление учащихся с влиянием на физическое и умственное развитие курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.

3. Воспитательные

– содействовать гигиеническому воспитанию (вопросы гигиены труда и отдыха; условия, влияющие на работоспособность организма; условия правильного общения); содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приемы поддержания работоспособности;

– показать значение стрессовых ситуаций в воспитании волевых качеств личности;

– содействовать формированию опыта практического использования установки на отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам;

– продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности.

Тип урока : комбинированный, с элементами проблемного обучения.

Вид урока : с применением средств мультимедиа.

Формы урока : фронтальные (общеклассные); групповые; индивидуальные.

Методы

1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2. По степени взаимодействия учителя и учащихся : изложение, эвристическая беседа, самостоятельная работа

3. По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

4. По принципу расчленения или соединения знаний : аналитический, сравнительный

Средства обучения :

1. Компьютер; мультимедийный проектор

2. Буклеты «Колокола тревоги» (на каждого ученика)

3. Памятка «Стресс и Дистресс» (на каждого ученика)

4. Памятка « Как жить в ладу с собой и миром!» (на каждого ученика)

Выставка проектных работ учащихся по темам:

– «Действие алкоголя на нервную систему человека»,

– «Курение и нервная система»,

– «Наркомания – опаснейший недуг»,

– «Стресс в нашей жизни»

План урока

1. Организационно-психологический момент

2. Актуализация знаний учащихся (эвристическая беседа)

3. Формирование новых понятий и способов действия.

4. Итоговое обобщение

5. Домашнее задание (дифференцированное)

6. Итог урока (выставление оценок, их аргументация).

Предварительная работа

1. Проектные работы

2. Анонимный тест

Перед уроком учащиеся делятся на группы 5-6 человек. Каждому ученику раздаются буклет и памятки, которые используются для работы на уроке, затем вкладываются в тетрадь.

ХОД УРОКА

Тема нашего урока «Гигиена нервной системы и высшей нервной деятельности» (просмотр слайда, затем учащиеся записывают тему в тетрадь)

Вопрос: что такое гигиена?

Гигиена – это наука о создании условий благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации его труда и отдыха, о предупреждении болезни.

Из самого определения «гигиена» вытекает задача нашего урока:

Выяснить, как среда, отдельные её факторы и образ жизни влияют на нервную систему и высшую нервную деятельность, а значит и на здоровье всего организма.

Любое общество нуждается в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью.

Вопрос: как вы понимаете, что такое здоровье?

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (просмотр слайда, запись определения в тетрадь).

Учёные подсчитали, что на здоровье человека (просмотр слайда):

в 50% случаев оказывает влияние образ жизни,

в 20% - наследственность,

в 20% состояние окружающей среды и только

в 8,5% - здравоохранение.(4)

Оказывается, наше здоровье во многом зависит от нас самих, поэтому важно знать факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.

Вопрос: какие факторы укрепляют и ослабляют здоровье?

Давайте проверим все ли факторы мы назвали? (просмотр слайда)

Факторы укрепляющие здоровье:

  • Четкий режим дня
  • Высокая двигательная активность
  • Сбалансированное питание
  • Постоянное общение с природой
    (просмотр слайда)

Факторы ослабляющие здоровье:

  • Нерегулярный отдых
  • Низкая двигательная активность
  • Нерегулярное питание
  • Умственное и эмоциональное перенапряжения, вызванные большим потоком информации в короткие промежутки времени
  • Конфликтные ситуации
  • Вредные привычки

Давайте рассмотрим, что оказывает отрицательное воздействие на нервную систему? В наше нестабильное время вы очень часто слышите о том, что большинство людей в стране находятся в стрессовом состоянии. Как вы понимаете, что такое «стресс», с чем у вас ассоциируется это понятие? (0бычно школьники ассоциируют это понятие с какими-то разрушающими факторами или болезненным состоянием).

Разбираем понятие «стресс» по Г.Селье (используем памятку).

Текст памятки

Проанализируй!!!

Дистресс – это длительное стрессовое состояние, приводящее к истощению нервной системы, что вызывает различного рода заболевания.

Неврозы – группа нервно-психических заболевания, связанных с нарушением функций нервной системы вследствие длительных психических переживаний, перенапряжения.

Признаки: раздражительность, колебания настроений, неуверенность в себе, навязчивые страхи, плохой сон.

Если невроз не лечить, то развивается психологический кризис, часто заканчивающийся бедой.

Стресс – это состояние напряжения у человека в условиях перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникающих перед ним задач.

Оказывается, стресс играет и положительную роль. В жизни всегда возникают какие-то экстремальные ситуации, которые необходимо преодолевать. Не случайно Селье говорил, что полная свобода от стресса означает смерть. (4, 6, 8)

Давайте рассмотрим стадии стресса (просмотр слайда)

1 стадия – тревоги (мобилизация сил организма)

2 стадия – адаптации

Но если стресс не снимается - наступает

3 стадия – истощение – дистресс!!!

В жизни почти каждого человека случаются несчастья, но не у каждого хватает сил перенести горе, перестроить заново весь образ жизни, выпрямиться и продолжать жить, бороться и даже радоваться жизни. В подобных ситуациях у людей и возникают неврозы, психологические кризисы (беседуем по памятке) .

Именно в состоянии психологического кризиса человек пробует алкоголь, прибегает к использованию наркотиков, часто курит. Давайте рассмотрим ряд проблемных вопросов по стрессовым ситуациям и факторам риска. Работа в группах по рассмотрению следующих задач.

Текст памятки

Твой и наш враг!
Правда об алкоголе

Давление среды – сигареты!

Наркомания – путь в бездну!
«Пьянство - есть упражнение в безумии». (Пифагор)

Алкоголизм - серьезное заболевание, обусловленное пристрастием к употреблению спиртных напитков.

Последствия:

  • ослабляет память, сообразительность, волю;
  • происходит истощение нервных клеток в полушариях головного мозга, что приводит к инертности процессов возбуждения и торможения;
  • формируется зависимость;
  • нарушается эмоциональная сфера человека, мотивация его поступков, что приводит к неадекватному поведению, психическим срывам;
  • в запущенных случаях возникает острое психическое заболевание - белая горячка

Деградация личности!!!

«Употребление спиртных напитков - скотинит и зверит человека, ожесточает его, отвлекает от светлых мыслей…, а главное - необратимо стоит над человеческой волей и вообще искореняет всякую человечность». (Ф.М. Достоевский)

Жизнь без наркотиков

1. Только сам человек может сказать себе «Нет». Уже сейчас создай для себя внутреннюю установку, что ты никогда, ни при каких обстоятельствах, ни разу не попробуешь наркотик.
2. Если ты почувствовал, что интересы твоего окружения связаны с наркотиками,то, как можно быстрее, попытайся оторваться от этой компании.
3. Каким бы заманчивым не показалось предложение «словить кайф» - откажись Бесплатным бывает только сыр в мышеловке.
4. Если ты все же попробовал наркотик, помни, остановиться еще не поздно, иначе расплачиваться придется жизнью.
5. Если в беду попал твой друг, предложи ему свою помощь, но сам будь начеку, есть опасность присоединиться.

Экстренная помощь по телефону

  • Подростковый телефон доверия: 44-09-42
  • Телефон доверия для наркозависимых: 43-90-70
«Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг». (Английская народная пословица)

Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни!

Состав табачного дыма, поступающего в организм:

  • никотин,
  • угарный газ,
  • синильная кислота,
  • аммиак,
  • радиоактивные и другие вещества

Никотин сужает сосуды, приводит к ухудшению кровообращения головного мозга, вызывает зависимость.

Последствия:

  • головные боли;
  • ухудшение памяти;
  • утомляемость;
  • истощение нервной системы;
  • возникает нервозность, раздражительность, утрачивается работоспособность;
  • страдает психика.

Скажи себе: «Нет!»

Прекращать дурные привычки надо сразу. Занятия спортом укрепляют волю, делают человека бодрым, здоровым, отвлекают его от вредных наклонностей.

Человек с сильной волей никогда не начнет курить!

Наркомания – это болезненное влечение к веществам, обладающим наркотическими свойствами с целью привести себя в одурманенное состояние.

А что потом?

Наркотический ад!!!

Вы в плену у наркотика. Сначала наступает психическая зависимость, затем развивается физическая зависимость, когда организм приспосабливается работать только под действием наркотиков. Он постоянно требует новой и все большей дозы. Без нее наступает мучительное состояние – ломка. Это признаки тяжелой болезни, которая называется – наркомания.

Есть и другие вещества, которые также отравляюще действуют на мозг. Они называются – токсикантами (токсин-яд, отрава) и тоже вызывают зависимость. Название этой болезни – токсикомания.

Последствия:

  • повреждение тканей мозга;
  • нарушение сознания;
  • видения – галлюцинации;
  • нарастающее слабоумие;
  • полная утрата контроля за своими действиями.

И еще:

Наркомания и токсикомания – это всегда преступность!

Наркомания – это неизлечимо!

1 задание

О пагубном влиянии курения на центральную нервную систему и органы чувств убедительно сказал немецкий поэт И.Гёте: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой». Эту точку зрения подтверждает другой великий служитель муз Оноре де Бальзак: «Табак… неизбежно ослабляет энергию». Правы ли были они, утверждая это? Обоснуйте свой ответ. (1 с. 295)

2 задание

Врач патологоанатом вскрывал труп человека, страдающего алкоголизмом. Исследуя его головной мозг, обнаружил, что среди нервной ткани было большое количество прослоек из волокнистой соединительной ткани. Чем это объяснить? К каким последствиям это приводит?

3 задание

Какая фаза наркомании описана в высказывании Ш.Бодлера: «Но завтра! Ужасное завтра! Расслабленные, утомленные органы, уставшие нервы, щекочущие приступы плача, невозможность отдаться систематической работе – всё это жестко доказывает вам, что вы играли в запрещённую игру»? Какие виды зависимости к наркотическому веществу сформировались у человека, переживающего данное состояние? (1 с. 302)

4 задание

Иногда на почве нервного расстройства или переутомления человек заболевал гипертонией или приобретал язву желудка, экзему.

Рисунок-схема 1

Используя рисунок-схему 1 «Влияние стресса на жизнедеятельность организма» ответьте на вопросы:

  • Как это объяснить?
  • Почему охрана нервной системы есть охрана всего организма?
    (При затруднении учащиеся могут использовать текст – подсказку, который направит их на правильный ход мыслей.)
Текст подсказки

В промежуточном мозге расположен участок, называемый гипоталамусом. В нем есть нервные клетки, которые вырабатывают нейрогормоны. Особенность этих клеток в том, что их аксоны образуют синапсы - в стенках кровеносных сосдов. И вещества, выделяемые синапсами, попадают в кровь. По кровеносным сосудам нейрогормоны с током крови попадают в центральную железу эндокринной системы - гипофиз. Он посылает свои гормоны другим железам, регулируя их работу так, что объединяются именно те органы, которые участвуют в данной функции организма

Надпочечные железы - надпочечники у человека - это парный компактный орган, в котором мозговой слой расположен внутри, а корковый снаружи. Корковый слой вырабатывает жизненно необходимые гормоны - кортикостероиды, способствующие приспособлению организма к вредным воздействиям, влияющим на белковый, углеводный и минеральный обмены веществ. Мозговой слой вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин, которые расширяют коронарные сосуды сердца и повышают кровяное давление. Гормоны мозгового слоя надпочечников повышают также уровень сахара в крови.

5 задание

Проанализируйте выборку из таблицы 1 «Распространённость болезней среди основных возрастных групп РТ на 1 тысячу среднегодового постоянного населения соответствующего возраста». (13)

Дайте подробное обоснование Табл.1

Наименование
классов заболеваний

Всего

В том числе

Среди детей
(0-14 лет)
Среди подростков
(15-17)
Среди взрослых
(18 лет и старше)
Село Город Село Город Село Город Село Город
Психические расстройства 30,8 47,1 12,12 33,3 28,9 41,0 36,5 51,1
Болезни нервной системы и органов чувств 101,7 248,4 103,0 271,8 173,0 313,1 96,9 237,9

Обсуждение результатов работы групп. (При обсуждении 5 задания таблица проецируется на экран).

Из обсуждения видно, что организм человека – тонко сбалансированная система, где нет ничего лишнего, незначительного. Нервные перегрузки, курение, алкоголь, наркотики – не на пользу здоровью, самому ценному, что есть у человека.

А сейчас давайте подумаем над таким вопросом: «Почему нельзя бегать по школе, толкая друг друга?» (Заслушиваем ответы учащихся).

Нервная система объединяет и согласовывает работу всех других систем органов организма человека. И насколько хорошо она будет работать, зависит только от самого человека. Для здоровья очень важно правильно организовать свой отдых, питание, сон. Научные знания необходимы для занятий физической культурой и спортом. Каждому следует научиться беречь себя от болезней. Легче предупредить болезнь, чем её лечить.

Тест на закрепление

Выберите утверждения, знание которых помогает в формировании правильного образа жизни. (9)

1. У Оскара Уайльда есть афоризм: «Самый простой способ избегнуть соблазна – поддаться ему».

2. Табак в сигаретах является наркотиком.

3. Выписываемые врачами наркотические лекарства безопасны.

4. Алкоголь можно употреблять в качестве снотворного.

5. Небольшое стрессовое возбуждение мобилизует силы организма.

6. Можно стать алкоголиком, употребляя лишь пиво.

7. Пока человек не колется, он не наркоман.

8. Незаконное изготовление и распространение наркотических средств преследуется законом.

9. Люди, употребляющие наркотики, вредят не только себе.

10. «Пассивные» курильщики страдают больше.

Дешифратор: 2, 5, 6, 8, 9, 10.

Я думаю, что этот урок вас заинтересовал. Мы затронули многие проблемы, которые волнуют как взрослых, так и подростков. Будем ли мы здоровы?! Во многом зависит от нас самих.

Тест. Предрасположен ли ты к наркотикам?

1. К сожалению, табак, сигареты в нашей жизни очень распространены среди молодёжи, а ведь никотин «атакует» не только лёгкие, но и сердце, кровообращение. А как ты относишься к «голубому дымку» и к курильщикам?

a) Я полагаю, что курильщики отравляют любое помещение и превращают всех окружающих в пассивных курильщиков;

b) Каждый должен сам решать, где курить, всякие ограничения излишни;

c) Курить можно не везде.

2. Скоро экзамен. Все твои товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принёс успокаивающие таблетки и предлагает их тебе. Возьмёшь?

a) Да, я возьму таблетку, но только в том случае, если я уже совсем в «ауте»;

b) Нет, мне лень думать о том, где брать эту таблетку в следующий раз, когда её не предложат;

c) Нет, я не нуждаюсь в искусственном успокаивании.

3. На вечеринке по кругу идет сигарета «с травкой». Все твои друзья один за другим затягиваются, и вот настала твоя очередь. Как ты поступишь?

a) Я в любом случае хоть разок да попробую;

b) Нет, я не стану этого делать, лучше уйду с такой вечеринки;

c) Я сам не возьму сигарету, а над этими дураками вдоволь посмеюсь.

4. Собралась веселая компания, гости смеются, танцуют. Ты приходишь с опозданием, когда другие уже немного выпили. Как ты поведешь себя?

a) Выпью две-три рюмки, чтобы догнать других;

b) Терпеть не могу, когда в компании хорошее настроение зависит только от выпивки, я лучше побуду немного и уйду;

c) Мне безразлично, если другие пьют, у меня самого настроение хорошее и без того.

5. Некоторые говорят: «Наркотики вовсе не опасны, нужно лишь правильно общаться с ними». А ты тоже в это веришь?

a) Тот, кто так считает, обманывает самого себя;

b) Да, это соответствует действительности, за исключением особо сильных наркотиков.

6. Существует мнение, что «крутую» музыку и наркотики нельзя разделить. А ты как считаешь?

a) Можно делать прекрасную музыку, не прибегая к наркотикам;

b) Приняв наркотики вообще нельзя принимать музыку;

c) Все музыканты что-нибудь принимают.

7. Твой приятель настоятельно просит тебя срочно достать некоторую сумму в долг. Ты знаешь, что он регулярно принимает наркотики. Одолжишь ли ты ему денег?

c) Только в том случае, если буду знать, зачем они ему.

8. Ты ужасно влюбился! С твоей новой пассией вы проводите вечера вместе в её компании. Ты замечаешь, что все в этой компании, включая твою возлюбленную, не прочь пропустить рюмку-другую, а то и принять что-нибудь похлеще. Будешь ли ты чувствовать себя в своей тарелке?

a) Если там весело, почему бы и нет?

b) Не обязательно часто проводить время в компании;

c) Эта компания вредит моей любви.

Результаты теста

Поставь крестик возле того ответа, который тебе больше подходит. По таблице подсчитай число очков. Исходя из полученной суммы, авторы этого немецкого теста помогут тебе определить твой тип.

5 10

0-20 очков: ты ведешь себя так, словно проблем с наркотиками вообще не существует. Оказывается, ты не относишь к наркотическим веществам алкоголь и никотин. А ведь опасны не только героин или кокаин, обрати внимание, что большинство наркоманов – алкоголики. Задумайся ещё раз над своим отношением к наркотикам! Пожалуй, тебе стоило бы посоветоваться с тем, кому ты доверяешь, - с любимым учителем или с кем-то из родителей, со знакомым врачом.

25-30 очков: нельзя утверждать, что ты заядлый трезвенник. Время от времени ты не прочь пропустить рюмку, но считаешь, что тебе ничто не угрожает, что ты контролируешь ситуацию. Но следует быть начеку: под влиянием друзей ты можешь поддаться искушению и попробовать наркотики.

Тот, кто набрал 20-25 очков, относится к «группе риска», и ему нужно быть очень осторожным.

60-80 очков: наркотики никогда не станут для тебя серьезной проблемой. Но не впадай в другую крайность и не выступай по отношению к другим в роли проповедника морали.

Вопросы для домашнего задания

1. Как алкоголь влияет на работу головного мозга?

2. Почему употребление алкоголя особенно опасно в подростковом возрасте?

3. Какое влияние на организм оказывают наркотические вещества?

4. Какие психологические факторы могут стать причиной употребления наркотиков?

5. Какова взаимосвязь между курением, алкоголем и наркотиками?

6.* В романе «Накануне» И.С.Тургенева так описывается состояние Елены после смерти Инсарова: «Елена перешла в соседнюю комнату, прислонилась к стене и долго стояла как окаменелая» . Какие изменения основных нервных процессов могло вызвать данное состояние героини?

Используемая к уроку литература

1. Л.П. Анастасова, Д.П. Гольнева, Л.С. Короткова «Человек и окружающая среда», 9 кл., М., «Просвещение»,1997

2. « В блокнот учителя»// Биология в школе. 1987, № 5 с. 60

3. «Антиалкогольная пропаганда в школе (из опыта работы)» // Биология в школе.

1988, № 1 с. 60,67

4. А.В. Никитина «Из опыта преподавания урока по теме: Гигиена высшей нервной деятельности»// Биология в школе. 1990, № 3 с. 28-30

5. «Курение – фактор риска»// Биология в школе.1990 № 3 с.16

6. М.Г.Князева «Мост над пропастью»// Биология в школе.1993, № 7 с. 26-29

7. «Бездна: ещё раз о наркомании»// Биология в школе.1995, № 2 с. 5-8

8. Страница психолога. «Человек, обстоятельства и … стресс»// Биология в школе. 1999, с. 22-26

9. «Я и окружающий мир» // Биология в школе. 2000, №7 с.17

10. Рикк Брей «Как жить в ладу с собой и миром?» // Воспитание школьников,1993, № 4 с. 37

11. «Наркомания: знак беды»// Воспитание школьников. 1994, № 5 с. 34-38

12. Т.В. Орлова, Популярная психология. Психологические тесты для всех. Киев, ООО «Таир», 1996.

13. Ф.Н.Салахова, М.М.Желтухина, Р.З.Валиуллина «Регионализация курса «Биология.

Человек» в образовательных учреждениях Республики Татарстан», Казань, 2002.

14. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М., «Просвещение»,1984

15. В.Н.Ягодинский «Школьнику о вреде никотина и алкоголя» (книга для учащихся), М., «Просвещение»,1986



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх