Левое полушарие у правшей обеспечивает. Тёмная триада

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем многие люди не проявляют своих возможным способностей.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде. Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами. Кроме того левое полушарие головного мозга отвечает за последовательность процесса обработка информации (поэтапная обработка).

Благодаря левому полушарию, вся получаемая человеком информация обрабатывается, классифицируется, анализируется, левое полушарие устанавливает причинно-следственные связи и формулирует выводы.


Правое полушарие головного мозга и его функции

Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.


Синхронизированная работа обоих полушарий

Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием. Следует отметить, что работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле.

Если бы не было правого, "творческого" полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела ("левша") лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.


У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно. Так, в школах, в которых присутствует математический уклон, мало времени уделяется творчеству, а в художественных и музыкальных школах у детей почти не развивают логическое мышление.

Однако, ничто не мешает самому тренировать оба полушария мозга. Так, Леонардо да Винчи, который регулярно тренировался, в совершенстве владел как правой рукой, так и левой. Он был не только творческим человеком, но и аналитиком, у которого было отлично развито логическое мышление, причем в абсолютно разных сферах деятельности.

У каждого человека есть левое и правое полушарие мозга , и если одно их них доминирует, то образуется функциональная межполушарная асимметрия головного мозга, что определяет не только ведущую сторону тела (правша, левша), но и способы мышления, восприятия и воображения…

Словом, в зависимости от ведущего полушария головного мозга, их асимметрии, во многом будет зависеть Ваш характер , Ваша личность , способ написания жизненного сценария , поведение и деятельность: возможность достичь тех или иных результатов в жизни.
(тест на ведущее полушарие)

Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия

Эта статья не для профессионалов и не для студентов, поэтому речь не о том, что такое большие полушарии головного мозга человека, не об анатомии и физиологии — этого материала предостаточно в сети.
Эта публикация для обычных людей: взрослых, подростков и родителей, желающих понять как влияет на их жизнь, на восприятие, мышление, интеллект, поведение, чувства, творчество и креативность, учебу и деятельность, на межличностное общение и взаимодействие, на взаимопонимание и сотрудничество, на воспитание детей, наконец, как влияет на успехи и достижения в жизни функциональная межполушарная асимметрия , т.е. разница в работе левого и правого полушарий головного мозга, одно из которых, обычно, является ведущим (доминантным).

Левое полушарие мозга

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь.
С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.

Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга, обычно, обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.

Правое полушарие мозга

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария головного мозга, обычно, предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.

Межполушарная асимметрия мозга

Функциональная межполушарная асимметрия мозга , т.е. когда левым полушарием выполняются одни психологические функции, а правым — другие, и одно из них ведущее (доминантное).

Межполушарная асимметрия только частично врожденная (например, правша, левша), большее свое значение она приобретает в процессе развития, обучения, воспитания и социализации. Например, у более образованного человека асимметрия полушарий выше, чем у малообразованного.

У маленького ребенка, младшего школьника еще не определено ведущее полушарие, т.к. его речевой аппарат (левое) и, соответственно, словесно-логическое мышление еще в развитии. Это легко можно заметить, например, когда ребенок пишет зеркальные буквы или рисует, он может написать, скажем, мягкий знак и «Ь» и «d», или рисовать и справа налево, и наоборот — это не ошибка, он так видит, т.е. иногда левым полушарием, а иногда — правым.

Также, на межполушарную асимметрию влияет воспитание ребенка, обычно, согласно традиционному, мужскому или женскому жизненному сценарию, у мальчиков больше развивается левое полушарие, а у девочек — правое (так называемые, мужская или женская логика)

Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии. Так, люди с ведущим левым полушарием лучше подойдут профессии связанные с речью, логическим мышлением, анализом процессов и ситуаций.

У людей с доминирующим правым полушарием, оказывающим влияние на творческую деятельность, креативность мышления, артистичность и художественность, подойдут больше профессии с преобладанием образного мышления.

Таким образом, в зависимости от преобладания того или другого полушария мозга, людей, условно, можно разделить на два типа: мыслительный, с ведущим левым полушарием, и художественный тип, с ведущим — правым.

Что касается взаимоотношений в семье, с детьми, с друзьями, любимыми, на работе..,то здесь межполушарная асимметрия у разных людей, может помочь дополнить друг друга, а может и способствовать нарастанию конкуренции и противостояния.

Например, муж с доминирующим левым полушарием вполне может быть дополнением в семейном функционировании жене с ведущим правым полушарием. По сути, это будет, при условии понимания семьи как единства «МЫ», неким симбиозом, как и внутри самой личности — левое полушарие дополняет правое (и наоборот), т.е. весь мозг человека работает как одно целое, а каждая его часть (полушарие) выполняет свои психологические функции.

Но, если, образно выражаясь, левое полушарие начнет заниматься творчеством, а правое — анализом и прогнозом, то возникнет внутриличностный конфликт и неадекватное восприятие, поведение, раскол личности, и….в плоть до неврозов и психопатологии. (Что-то подобное может произойти и в семье…)

Или же, если в семье будут два человека, партнера с одним ведущим полушарием, правым или левым, то может возникнуть конкуренция и противостояние.

Еще, можно заметить слабую асимметрию полушариев мозга у малообразованных или переставших развивать свою личность женщин и мужчин, занимающих свое время просмотром сериалов , эти люди так быстро могут делать ведущим, то правое, то левое полушарие, что могут одновременно, особенно это касается женщин, смотреть очередную серию мелодрамы и переживать за героев (правое полушарие), и, скажем, заниматься домашними делами, например, стиркой (левое полушарие)…кстати, отсюда название: «Мыльная опера».

Психологические проблемы и асимметрия левого и правого полушариев головного мозга человека

Психику человека можно разделить на сознание и бессознательное. Те психологические проблемы с которыми люди в состоянии самостоятельно справиться, легко осознаются и могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью левого полушария мозга.
Но то, что храниться в бессознательном; те незавершенные ситуации, эмоции, т.е. то, что воспринято и сохранено в глубинах психики с помощью правого полушария головного мозга, и опосредованно влияют на качество жизни, взаимоотношения, личностный рост и процветание, до конца не осознаются человеком и не могут быть отработаны без психологической помощи, без психотерапевтического и психоаналитического вмешательства.

Многие методы психотерапии работают именно с правым полушарием мозга человека, в то время как левое полушарие, пытаются несколько ослабить или отключить вовсе, как, например, при гипнотерапии .

Поэтому, для психоанализа и психотерапии важно понимание межполушарной асимметрии конкретного человека.
Для диагностики ведущего полушария мозга используют различные методики и наблюдения. Бывает, опытному психотерапевту достаточно провести беседу, чтобы понять асимметрию полушариев человека.

Личная помощь психолога (бюджетный вариант)

Предварительные вопросы психотерапевту по оказанию психологической помощи онлайн

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные...

0 0

0 0

Как развить правое полушарие мозга и зачем это нужно мужчинам и женщинам: полезные советы и упражнения

Правое полушарие мозга отвечает за креатив, творчество. Вот почему так важно развивать правое полушарие, если вы хотите достичь в жизни больших профессиональных высот. О том, как развить правое полушарие мозга, читайте в статье ниже.

У каждого полушария своя функция

Если посмотреть с анатомической точки зрения, то у левого и правого полушария человеческого мозга есть свои функции. Они следующие:

Правое полушарие отвечает за:

1) Воображение, творческую функцию, фантазии, чувство прекрасного.

2) Музыкальные способности.

3) Вербальную информацию (восприятие слов, умение строить предложения и красиво изъясняться).

4) Восприятие образов и символов.

5) Ориентацию в пространстве.

6) Интуицию.

7) Параллельную обработку информации, понимание метафор.

8) Контроль за движениями левой части...

0 0

Правое полушарие мозга и его эффективное развитие

Человеческий мозг нуждается в постоянном развитии, но каждому его полушарию необходим особый подход. Левое и правое полушарие ответственны за разные умения, навыки и чувства. Помимо этого, каждое из них обслуживает противоположную сторону тела человека: правое – левую, а левое – правую.

Развитие той или иной части мозга предопределяет ваши навыки. Например, чрезмерная чувствительность говорит о доминировании правого полушария мозга, а логика – левого. Возможно, ли развить правое полушарие мозга специально, прибегая к тренировкам и упражнениям? Конечно да.

Правое полушарие мозга - особенности

Перед тем, как заниматься развитием правого полушария необходимо разобраться за что оно отвечает. Следует знать, что это, прежде всего - эмоции, интуиция и творчество человеческого мышления.

При активном развитии правого полушария, люди способны видеть мир целостно, не дробя картину на элементы. Так...

0 0

Мною проведён анализ статьи, прочитанной мною в интернете, о функциях полушарий головного мозга. Я сравнил данные, полученные методом числовой логики науки Логикология, с текстом статьи и вот что из этого получилось.

Головной мозг человека является главным отделом центральной нервной системы, он располагается в полости черепа. В состав головного мозга входит огромное количество нейронов, между которыми имеются синаптические связи. Эти связи позволяют формировать нейронам электрические импульсы, контролирующие полноценное функционирование организма человека.

Головной мозг человека изучен не до конца. Ученые полагают, что у человека в процессе жизнедеятельности задействуется всего лишь часть нейронов, в связи с чем, многие люди не проявляют своих возможным способностей.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ФУНКЦИИ.

Согласно статье в интернете,
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ МОЗГА является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые...

0 0

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Сегодня обсудим уникальное творение природы - человеческий мозг, точнее его правое полушарие, а развить и активизировать его функции помогут упражнения которые найдете в данной статье. Сейчас объясню почему мне захотелось сделать акцент именно на этой теме. Во-первых, оно отвечает за творческие способности, и его развитие поможет раскрыть заложенный в нас потенциал. Во-вторых, уже давно система образования и воспитания направлена только на левое полушарие, что привело к дисбалансу нашего мышления. Поэтому необходимо гармонизировать работу всего мозга.

Если вы аналитик и логик чистой воды (это означает, что у вас ведущее левое полушарие) и чувствуете, что вам не хватает творчества и креатива, не спешите расстраиваться. Существуют методы и упражнения, которые помогут включить спящее правое полушарие. Эти способы я подробно опишу в конце статьи, а пока что рассмотрим роль, которую выполняет правое полушарие.

Функции правого...

0 0

Головной мозг – за что отвечает каждый его отдел?

Головной мозг – это большая загадка даже для современной биологии. Несмотря на все успехи в развитии медицины, в частности, и науки в целом мы до сих пор не можем четко ответить на вопрос: «Как именно мы мыслим?». Кроме того, понимая разницу между сознанием и подсознанием, четко обозначить их местонахождение, а тем более разделить также не является возможным.

Однако, прояснить некоторые аспекты для себя, стоит даже людям от медицины и анатомии отдаленным. Поэтому в этой статье мы рассмотрим структуру и функционал головного мозга.

Определение головного мозга

Головной мозг – это не прерогатива только человека. Большая часть хордовых животных (к которым относятся и homo sapiens), имеют данный орган, и пользуются всеми его преимуществами как опорной точки центральной нервной системе.

Как устроен головной мозг

Головной мозг, это орган, который изучен достаточно слабо за счет...

0 0

За что отвечает левое полушарие мозга человека?

Уже давно не секрет, что левое полушарие мозга отвечает за склонность к математическому типу мышления. Но ведь не может половина мозга выполнять всего лишь одну функцию и определять любимый предмет в школе, дальнейшую специализацию и профессиональное направление. Если все остальное припадает на правую половину мозга, она кажется какой-то слишком загруженной.

Чем уникален головной мозг?

На протяжении столетия ученые пытаются добиться ответа на эти вопросы:

От чего зависит уровень интеллекта? По каким критериям можно определить гения? И вообще, возможно ли это? С чем могут быть связаны врожденные и генетические психические расстройства? Можно ли при помощи электрического воздействия на мозговую ткань формировать новые воспоминания?

После того как вскрытие стало распространенной практикой, задача медиков и научных сотрудников упростилась. Ведь в их распоряжение попало...

0 0

О том, за что отвечает левое полушарие, знать нужно в первую очередь родителям, ведь их область ответственности - помогать развиваться малышу. Понимая задачи элементов мозга, можно более эффективно воспитывать чадо, совершенствовать его интеллект и способности.

Общая информация

Мозг - один из самых важных человеческих органов наравне с сердцем. Именно он - центр нервной системы. Природа предусмотрела хорошую защиту этого элемента организма - черепную коробку, помогающую предупредить возможные повреждения. Мозг сформирован многочисленными нейронами, связи между которыми обусловлены синапсами. Нейроны могут взаимодействовать между собой, что становится причиной появления импульсов в левом и правом полушариях. Далее нервная система передает импульсы по организму, контролируя активность разных систем.

Уже довольно давно передовые ученые из разных стран мира пытаются понять, как устроен и как работает человеческий мозг, но и по сей день эта сложная система все еще недоступна нам во всей своей красоте и структурированности. Те немногие данные, которые удалось получить о специфических качествах левого и правого полушарий, связи между ними и влиянии на организм в целом, помогают подвести итоги: каждая половинка жизненно важна, но отличается от другой. Одно полушарие не может заменить другое, и у большинства сильнее развита одна половина, именно она и доминирует. Даже удивительно, насколько мала та область внутри человеческого тела, которой подчинен весь наш организм! Эта загадка будет привлекать ученых до тех пор, пока не удастся найти полное объяснение.

И что мы знаем?

Если спросить ученых, за какие способности отвечает левое полушарие, вряд ли удастся получить точный и исчерпывающий ответ, и по сей день многое еще только предстоит изучить, открыть и исследовать. Как говорят специалисты, человек может контролировать свой мозг лишь на относительно небольшой процент. Кроме того, индивидуум располагает увеличенными мощностями для восприятия мира и принятия решений, что обусловлено разделением мозга на две зоны с разными сферами ответственности.

Полушарий два: правое, левое. Разделение обусловлено наличием мозговой коры. В то же время элементы всегда находятся в тесной связи, взаимодействуя скоординированно, чтобы человек мог полноценно жить. Связь, обмен информацией левого и правого полушарий осуществляет так называемое мозолистое тело. А каковы же функции левого полушария? В общем случае говорят, что расположенная слева мозговая половина позволяет последовательно исполнять все сформулированные человеком задачи.

А что справа?

Знать, за что отвечает левое полушарие, полезно и интересно, но не стоит обходить вниманием и правую сторону. Ученым известно, что эта половина дает возможность в один момент времени справляться сразу с несколькими задачами. Принято говорить, что в большей степени правое полушарие развито у того человека, который отличается творческими успехами. А вот при склонностях к математике, другим точным наукам принято считать, что у человека доминирует левая половина головного мозга.

Подобное мнение сложилось не случайно. Справа расположены такие мозговые центры, которые могут обрабатывать данные, поступающие в главный орган нервной системы. Символы, образы - все это направляется для анализа и формирования реакции именно сюда. А вот левое полушарие мозга устроено немного иначе. Рассмотрим его подробнее.

Слева, но не «левый»

Если спросить у доктора, за что отвечает левое полушарие, врач расскажет, что эта половина головного мозга может эффективно обрабатывать данные по законам логики. Мозг разбирается с конкретной поступившей информацией, не учитывая эмоциональную составляющую или возникающие при этом у человека чувства.

Индивидуальность и норма

Левое полушарие эффективно щелкает как орешки задачи по очереди, одну за другой. Это дает возможность последовательно анализировать поступающую информацию и формулировать адекватные выводы. Условно можно сказать, что левое полушарие отвечает за логику, но в то же время следует понимать: у любого здорового человека эта половина главного органа нервной системы функционирует полноценно, тем не менее некоторые люди обладают своеобразной логикой поступков и рассуждений, и она не вписывается в общепринятое понимание. Это не означает, что нарушены мозговые процессы, а всего лишь отображает индивидуальные особенности конкретного человека.

А не пообщаться и нам?

Если бы у человека не функционировала левая половина главного нервного органа, взаимодействие в социуме было бы крайне затруднительным. Ученые выяснили, что ответственно за речь левое полушарие. Причем это не сводится только лишь к способности произносить слова, но включает в себя весь комплекс вербальных функций.

Благодаря адекватной работе головного мозга человек может читать текст, писать. Уровень развития левой половины определяет, насколько успешно будут освоены навыки письма, прочтения, в том числе скорость восприятия информации. Рассматривая, за что отвечает левое полушарие, необходимо помнить и о возможности использования речи. Именно мозг в левой своей части дает человеку возможность выражать мысли и взаимодействовать через слова с миром вокруг него. Развитие социальных навыков - еще одна область ответственности этой части самого основного нашего внутреннего органа (важного наравне с сердцем, конечно же).

Все держим под контролем

Языковые способности - не единственное, что дано нам благодаря нормальному функционированию рассматриваемой половины органа. В некоторой степени можно сравнить мозг с зеркалом: левая половина отвечает за органы, конечности справа, правая - наоборот. Чтобы поднять правую руку, чтобы сделать вперед шаг, начиная с правой ноги, придется активировать половину головного мозга слева.

Вместе с тем левое полушарие мозга дает человеку возможность считать. Фактически эта функция реализована только через эту половину. Если эта часть мозга функционирует неполноценно, человек не сможет производить математические, иные точные вычисления. Если ведется работа над физической, математической задачкой, мозг направляет соответствующие сигналы телу, что позволяет в конечном счете прийти к некоторому ответу. Такой механизм запускается, когда человек в голове пытается подсчитать общую сумму покупок или вычислить свой бюджет. Если в рамках школьной программы ребенок показывает нестандартные успехи в математике, алгебре, говорят, что у него наиболее сильно развита мозговая половина слева.

Совершенству нет предела

Конечно, на фоне озвученной информации у любого разумного человека возникнет вопрос: как развить левое полушарие? Всякому хотелось бы стать умнее, а совершенствование мозга помогло бы повысить свои способности, вместе с тем - качество жизни. Ученые разработали несколько вариантов, применение которых на практике помогает в некоторой степени развить себя. Многие, к примеру, убеждены, что на мозг положительное влияние оказывают физические нагрузки. Здесь нужно вспомнить о принципе зеркала. Улучшение левой половины мозга возможно через развитие правой половины тела. Конечно, перебарщивать не нужно, желательно в равной степени тренировать все тело, но при наблюдении «перекосов» стоит вспомнить об этой закономерности.

Задача левой половины человеческого мозга - обеспечивать возможности логического мышления. Кроме того, функция этой части - счет. Следовательно, загружая себя математическими задачами, можно тем самым улучшить мозговую деятельность. Чем больше вопросов рассматривает человек, тем выше его шансы на усовершенствование себя и своих мыслительных процессов. Не стоит сразу начинать с университетских задач по высшей математике, сначала стоит разобраться с довольно простыми уравнениями, постепенно переходя ко все более и более сложным вопросам. Такой подход зарекомендовал себя довольно давно, он работает и дает хороший положительный результат.

Что еще попробовать?

Как говорят ученые, логическое мышление можно развить, если постоянно разгадывать кроссворды. Это может показаться невероятным, но только на первый взгляд. Фактически человек с головой погружается в процесс, пытаясь догадаться, какое слово закодировано, располагая количеством клеток, куда нужно уместить заданное. При этом успех возможен только при применении аналитических способностей, а именно левая половина нашего мозга реализует их.

Психологи, не раз уже рассматривавшие проблему развития человеческого мозга, предложили еще один эффективный вариант развития мозга. Это специальные тесты, регулярное прохождение которых помогает активизировать свои способности и натренировать мозг. Такие можно найти в свободном доступе на просторах Всемирной паутины или записаться на прием к врачу в своем городе. Доктор подберет самые подходящие варианты для конкретного клиента и даст рекомендации, как еще можно усовершенствовать свой основной мыслительный орган.

Вместе до конца жизни!

Полноценной жизнью может жить только такой человек, у которого обе половины мозга работают в равной степени эффективно. Порознь они эффективными просто не могут быть - так уж устроен этот орган. Если человек активно работает над развитием одного полушария, необходимо принимать меры по усовершенствованию возможностей второго. Между прочим, устройство нашего социума стимулирует такие процессы: люди, одновременно проявляющие и творческие способности, и логические навыки, наиболее высоко ценятся, пользуются популярностью и в качестве объекта общения, и как ценные работники. Желая создать себе стабильное положение, необходимо внимательно отнестись к этому, расширяя свои возможности.

Кстати говоря, в нашем мире есть левши и правши, о которых знают и слышали все, но есть еще и особенные люди - амбидекстры. Это такие индивидуумы, у которых обе половины головного мозга от природы развиты очень сильно, ни одна из них не доминирует над второй. Наиболее очевидный показатель принадлежности к этой категории - умение в равной степени хорошо писать обеими руками. Впрочем, врачи заверяют, что всякий целеустремленный человек может достигнуть внушительных успехов, если приложит усилия для собственного развития.

Некоторые особенности функциональности

Известно, что за счет деятельности левой половины головного мозга человек может не только анализировать и считать, но еще и хорошо запоминать даты, события. Именно благодаря активности этой половины головного мозга мы помним разнообразные факты. То есть информация и обрабатывается, и классифицируется, и хранится далее именно здесь. Последовательность позволяет делать это систематизировано и упорядоченно, благодаря чему все данные не смешиваются в одну невнятную массу моментов, картинок, слов.

Часть мозга справа лучше воспринимает картинки, нежели слова. Человек, у которого эта часть доминирует, может творить, сочинять. Обычно у него хорошая фантазия, есть предрасположенность к искусству, созданию чего-то нового. Генерирование креативных идей - тоже свойство таких индивидуумов. Часть мозга, расположенная справа, хорошо справляется с распознаванием сложных образов. Именно ее область ответственности - человеческие лица, отражающие эмоции мимические движения. Данные, поступающие в головной мозг, перерабатываются как единое целое, без расчленения на последовательность.

А что со мной, доктор?

Чтобы определить, какое из полушарий доминирует, можно пройти несложные тесты. В то же время разные исследования могут показать различные итоги. Люди отмечают, что активность время от времени меняется. Впрочем, чаще это характерно для амбидекстров.

Считается, что головной мозг наиболее активно развивается в первые несколько лет жизни. Чтобы обеспечить своему чаду лучшее будущее, необходимо развивать ребенка, играть с ним и нарабатывать новые навыки обработки информации. В общем случае считается, что в детском возрасте доминирует полушарие справа, поскольку познание мира обусловлено визуальной информацией, а речевые возможности недостаточно развиты.

Строение полушарий головного мозга человека. Конечный, или большой, мозг состоит из правого и левого больших полушарий. У взрослого человека вес больших полушарий равен 80% веса головного мозга. Они разделены глубокой продольной бороздой. В глубине этой борозды находятся соединяющие большие полушария мозолистое тело и свод. Мозолистое тело состоит из нервных волокон и относится к новой коре. У человека оно достигает наибольшего развития. Передняя его часть называется коленом, переходящим в клюв; средняя - стволом, а задняя, постепенно утолщаясь, образует валик. Поперечные волокна мозолистого тела в каждом полушарии веерообразно расходятся, образуя лучистость. Под мозолистым телом расположен свод. Передние ножки свода направляются в сосковидные тела, а задние - в аммониев рог.


Каждое полушарие состоит из плаща, или мантии, и обонятельного мозга. Внутри полушария находятся подкорковые центры (см. выше) и боковые желудочки. Каждое полушарие имеет 3 поверхности: внутреннюю, спинно-боковую и нижнюю и делится на 4 доли: переднюю - лобную, заднюю - затылочную, среднюю - теменную и нижнюю - височную. Границей между долями являются 3 наиболее крупные основные борозды.

Рис. 121. Головной мозг сверху:
1 - верхняя лобная извилина, 2 - средняя лобная, 3 - передняя центральная, 4 - задняя центральная, 5 - верхняя теменная долька, 6 - нижняя теменная долька, 7 - затылочные извилины

На спинно-боковой поверхности находится боковая (сильвиева) борозда, которая начинается на нижней поверхности полушария в виде сильвиевой ямы и идет по боковой стороне вверх и назад.

Она отграничивает нижнюю - височную долю, от остального мозга. Передний закругленный край височной доли называется височным полюсом. На дне сильвиевой ямы находится так называемый островок Рейля.

Центральная (роландова) борозда проходит поперечно спинно-боковой поверхности полушария, от верхнего края до сильвиевой борозды, не достигая ее. Она отделяет переднюю - лобную долю от средней - теменной. Передний закругленный конец лобной доли называется лобным полюсом.

Теменно-затылочная борозда находится в задней области внутренней поверхности полушария, отделяя среднюю - теменную долю от задней - затылочной. Задний закругленный конец затылочной доли называется затылочным полюсом.

Кроме этих борозд, в каждой доле есть еще и другие, между которыми расположены извилины.

В лобной доле впереди центральной борозды параллельно ей проходят 2 борозды: верхняя предцентральная и нижняя пред-центральная. От этих борозд начинаются 2 борозды, идущие горизонтально в передне-заднем направлении: верхняя лобная борозда от верхней предцентральной и нижняя лобная - от нижней пред-центральной. Между бороздами образуются извилины: 1) передняя центральная извилина - между центральной бороздой (сзади) и двумя предцентральными (спереди); 2) верхняя лобная извилина - между верхним краем лобной доли и верхней лобной бороздой; 3) средняя лобная извилина - между верхней и нижней лобными бороздами; 4) нижняя лобная извилина - между нижней лобной бороздой и сильвиевой.


В теменной доле позади центральной борозды параллельно ей проходит зацентральная борозда. От ее середины горизонтально, в передне-заднем направлении к границе между теменной и затылочной долями проходит межтеменная борозда. Эти борозды разделяют теменную долю на 3 участка: 1) задняя центральная извилина - между центральной и зацентральной бороздами; 2) верхняя теменная долька - между верхним краем теменной доли и межтеменной бороздой; 3) нижняя теменная долька - между меж-теменной бороздой и границей височной доли. В нижней теменной дольке различают 2 извилины: надкраевую, замыкающую конец сильвиевой борозды, и угловую, замыкающую конец височной борозды. В затылочной доле имеются мелкие поперечные и боковые борозды.

В височной доле на спинно-боковой поверхности в передне-заднем направлении проходят 2 борозды: верхняя височная и средняя височная, а на нижней ее поверхности - нижняя височная. Эти борозды ограничивают 3 височные извилины: 1) верхнюю височную извилину - между сильвиевой и верхней височной бороздами; 2) среднюю височную извилину - между верхней и средней височной бороздами и 3) нижнюю височную извилину - между средней и нижней височными бороздами. На внутренней поверхности каждого полушария находятся борозда мозолистого тела, окаймляющая поперечный разрез мозолистого тела, и опоясывающая борозда, идущая параллельно предыдущей между мозолистым телом и верхним краем полушария. Они ограничивают поясную извилину, окружающую мозолистое тело. Кзади мозолистое тело огибает извилина морского коня (гиппокамп), заканчивающаяся крючком.

Серое и белое вещество больших полушарий. Серое вещество больших полушарий состоит из нейронов, клеток глии и нервных волокон. Количество нейронов в обоих полушариях головного мозга колеблется от 10 до 18 млрд. Клеток глии примерно в 10 раз больше. Глия является опорной тканью больших полушарий и выполняет трофическую функцию.

Серое вещество покрывает поверхность больших полушарий подобно коре. В среднем толщина коры у взрослого человека равна 2,5-3 мм, а поверхность- 145-220 тыс. мм2, из которых 1/3, или 72 тыс. мм2, составляет свободная поверхность, а 2/3, или 148 тыс. мм2, находится в глубине борозд. Наибольшая толщина коры - в области передней центральной извилины.

Различают древнюю, старую и новую кору. К древней коре относятся входящие в обонятельный мозг обонятельный бугорок, переднее продырявленное вещество, расположенное между перекрестом зрительных нервов и началом сильвиевой борозды, подмозолистая извилина, полулунная извилина, окружающая миндалевидное ядро, и боковая обонятельная извилина. К старой коре относятся гиппокамп, или аммониев рог, и зубчатая фасция (извилина). Старая кора максимально развита в глубине гиппокамповой борозды. В области крючковидной извилины, которая является загибом кзади переднего конца гиппокамповой извилины, старая кора аммониева рога и зубчатой фасции выходит на поверхность. Новой является вся остальная часть коры. Кора лимбической извилины относится к новой за исключением коры нижней трети борозды мозолистого тела, расположенной в самом переднем ее отделе и относящейся к старой коре.

Рис. 122. Соотношение новой, древней, старой и межуточной коры в головном мозге человека:
1 - большие полушария, 2 - мозжечок, 3 - продолговатый мозг, 4 - мозолистое тело, 5 - зрительные бугры, 6 - обонятельная луковица, 7 - зрительный нерв, 8 - гипоталамическая область, 9 - гипофиз; горизонтальный штрих - новая кора; косой перекрестный - древняя; вертикальный - старая; прямой перекрестный - межуточная; пунктир - вегетативные образования

Древняя и старая кора и небольшой слой промежуточной коры, который отделяет их от новой, на ранней и конечной стадиях развития отличаются неполнотой строения. Новая кора достигает наибольшего развития у человека; ее поверхность составляет около 96% всей поверхности полушарий. По местоположению, строению и функции нейронов она делится на основные 52 поля. В новой коре различают 6 основных слоев: 1) светлый, молекулярный, состоящий из нервных волокон и мелких нейронов; 2) наружный зернистый, который состоит из густо расположенных мелких нейронов, имеющих форму зерен и мелких пирамидных клеток; 3) слой пирамидных нейронов разной величины, различно расположенных в вертикальном направлении; 4) внутренний зернистый слой, состоящий из густо расположенных мелких нейронов - он почти отсутствует в двигательной области коры и наиболее развит в зрительной области; 5) глубокий слой пирамидных нейронов - в двигательной области пирамидные нейроны достигают наибольшей величины; 6) слой многоформенных нейронов, имеющих треугольную и веретенообразную форму. В некоторых областях коры различают и 7-й слой - из веретенообразных нейронов. Зернистые и звездчатые нейроны 2, 4 и 6-го слоев - воспринимающие, чувствительные; к ним поступают центростремительные волокна из нейронов промежуточного мозга (зрительных бугров). Волокна их, как правило, не выходят за пределы коры и даже одного слоя. Пирамидные нейроны 3-го и 5-го слоев - двигательные. Веретенообразные нейроны связывают все слои коры, их волокна поднимаются до 1-го слоя. В воспринимающих (сенсорных) областях преобладают зернистые нейроны, а в двигательных (моторных) - пирамидные.

В сером веществе больших полушарий головного мозга по сравнению с белым воды содержится относительно больше. В нем содержится также больше кровеносных сосудов, чем в белом.

Белое вещество состоит из нервных волокон, которые делятся на проводящие пути: 1) проекционные, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, 2) ассоциационные, связывающие между собой отдельные участки одного и того же полушария.

Рис. 124. Длинные ассоциативные пути верхней поверхности головного мозга:
1 - верхний продольный пучок, 2 - крючковидный пучок

Волокна ассоциационных путей делятся на короткие и длинные. Короткие пути называются дуговыми; они связывают между собой отдельные извилины и близкие поля. Длинные пути связывают между собой отдаленные поля одного полушария. Наиболее короткие пути располагаются близко к коре, а чем длиннее пути, тем они глубже от поверхности. У человека ассоциационные пути достигают наибольшего развития, обеспечивая в процессах высшей и низшей нервной деятельности тонкую координацию разных отделов больших полушарий. К ассоциационным путям относятся: а) верхний продольный пучок - соединяет отдаленные участки выпуклой поверхности полушария, б) крючковидный пучок - соединяет лобную и височную доли, в) нижний продольный пучок - соединяет затылочный полюс с височным, г) поясной пучок - соединяет переднее продырявленное вещество с передним краем гиппокампа; 3) спаечные, или комиссуральные, связывающие между собой большие полушария и подкорковые центры. Большая часть их проходит через мозолистое тело, а меньшая - вне мозолистого тела. К комиссуральным путям относятся передняя спайка и мозолистое тело, которое объединяет функцию не только коры, но и подкорковых центров. Передняя часть передней спайки обеспечивает объединенную функцию обеих обонятельных зон. Гиппокампова спайка соединяет оба гиппокампа.

Рис. 125. Длинные и короткие ассоциативные пути срединной и нижней поверхностей головного мозга:
1 - нижний продольный пучок, 2 - поясной пучок, 3 - дуговые волокна, или собственные волокна извилин

Все проекционные, ассоциационные и комиссуральные пути связаны между собой.

Похожие материалы:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх