Нервное дерганье у ребенка. Ребенок постоянно дергает носом. Причины нервного тика у детей

Вокальные тики у детей – непроизвольное произношение различных звуков простых или сложных по своему характеру. Провоцировать тики могут респираторные инфекции, после болезни бронхитом, тонзиллитом, ринитом. Умственная перегрузка, травма головы – дополнительные внешние факторы, приводящие к появлению тиков. Важно исключить вероятность сопутствующих заболеваний, обратившись к психотерапевту и неврологу для точной диагностики.

Основные причины вокальных тиков у детей носят сугубо психогенетический характер:

  • Наследственность – с большей вероятностью заболевание возникнет у детей, родители которых тоже подвержены тикам или «неврозам навязчивых состояний». Симптомы могут проявиться в более раннем возрасте, чем у родителей.
  • Неспокойная обстановка (дома, в школе, садике) – конфликтующие родители, непосильные требования, запреты или же полное отсутствие контроля, недостаток внимания, механическое отношение: помыть, покормить, спать.
  • Сильный стресс – пусковым механизмом тика может стать испуг, эмоциональная травма, связанная с жестоким обращением, известие о смерти родственника.

Также вокальные тики могут иметь физиологические причины, к примеру, серьезные заболевания, недостаток магния в организме, нарушения работы ЦНС в результате:

  • нарушений кровообращения мозга;
  • травмы головы;
  • перенесенного менингита;
  • внутричерепной гипертензии.
Оцените статью:

Нервные тики – это непроизвольные движения, сокращения мышц: моргание, подергивание плечами, сжимание губ, вздрагивание. Это одно из самых частых неврологических заболеваний детского возраста. Оно встречается у 20% детей в возрасте до десяти лет.

Факторы риска

С каждым годом число школьников, страдающих тиками, растет. Считается, что это заболевание наследственное. Японские ученые выявили ген, который отвечает за возникновение нервных тиков. Однако по наследству передаются не сами тики, а лишь предрасположенность к ним. Спусковым крючком в этом случае может послужить любой аспект неправильного образа жизни: плохая экология, стрессы, несбалансированное питание, увлечение компьютерами и просмотром телешоу, неблагоприятная атмосфера в семье, конфликты с ровесниками. Иногда тики возникают вследствие тяжелой травмы, инфекционного заболевания или после яркого эмоционального переживания: радости, огорчения, страха.

Тики чаще всего возникают у детей в возрасте с четырех до семи лет. Это то время, когда ребенок отдаляется от мамы, начинает посещать детский сад или школу. Большинство малышей воспринимают эти перемены в своей жизни достаточно спокойно. Но есть и ребята, для которых общение с новыми людьми и изменение режима дня становятся огромным стрессом. В результате и возникают тики – реакция нервной системы на внутренний дискомфорт.

Тики бывают настолько разными, что неспециалисту сложно бывает понять, что с ребенком.

  1. Моторные тики. Ребенок часто моргает, широко открывает рот, шмыгает носом, закидывает голову назад или поворачивает ее в сторону, постукивает пальцами по столу или совершает другие неконтролируемые движения.
  2. Вокальные или звуковые тики. Это может быть по­­стоянное шмыганье носом или покашливание на фоне полного здоровья, повторение одних и тех же слов по несколько раз, а иногда и копролалия – непроизвольное выкрикивание нецензурных выражений.
    Также тики делятся на локальные, распространенные и генерализованные.

Локальные – это тики, которые затрагивают только одну группу мышц, например, только моргание.

Распространенные тики задействуют несколько групп мышц – ребенок часто моргает, сжимает губы, подергивает плечами. Когда к этому присоединяются вокальные явления, невропатологи констатируют наличие генерализованных тиков.

Иногда встречается и вовсе тяжелое заболевание – синдром Жиля де ля Туретта. Это наследственное расстройство нервной системы, которое проявляется сочетанием тикообразных подергиваний мышц лица, шеи и плечевого пояса, непроизвольных движений губ и языка с частым покашливанием, сплевыванием и копролалией.

Нервные тики – хоть и безболезненное, но достаточно несимпатичное явление. Самое неприятное в них то, что они могут усиливаться и мигрировать из одной группы мышц в другую, из локальных превращаться в распространенные и генерализованные. К тому же в различные периоды жизни тики проявляются по-разному. В стрессовых ситуациях они активизируются и становятся ярко выраженными. Иногда тики бывают настолько сложными, что выматывают ребенка – он становится нервным, раздражительным, плохо спит.

Бывают случаи, когда тик, возникнув однажды, проходит сам собой. Но чаще всего странные «телодвижения» сохраняются у школьников довольно длительное время, ведь большая учебная нагрузка, недосыпание и общение с компьютером не идут на пользу нервной системе.

Как же понять, что пора обращаться к врачу? Если вы видите, что нервные тики мешают ребенку учиться и заставляют стесняться ровесников и учителей, тянуть с походом к неврологу или психотерапевту не стоит.

Болезнь гениев

Совершенно неверным было бы считать, что тики каким-то образом подавляют интеллект человека. Часто больные, страдающие тиками, – личности весьма незаурядные и даже в чем-то выдающиеся: поэты и композиторы, скульпторы и полководцы. И, по мнению некоторых специалистов, избавление человека от тика может лишить его природной способно­­сти писать, сочинять, решать математические задачи и проблемы мироздания и вообще быть хоть чем-то непохожим на всех остальных. Возможно, эта интересная версия получит подтверждение в будущем, когда ученые, наконец, выяснят природу тиков.
А что касается прошлого, то доподлинно известно, что тики сопровождали жизнь Александра Македонского, Петра I, Наполеона, Микеланджело и многих других гениев.

Лечение

Медицина накопила большой опыт лечения нервных тиков. От простых успокоительных трав до физиотерапии, массажа и акупунк­­туры. Однако победить тики не так-то просто, потому что даже природа этого неприятного явления ученым до конца не ясна. Обычно неврологи начинают лечение с самых мягких методов воздействия: фитотерапии и психотерапевтических приемов. В случае если тики не проходят и принимают генерализованные формы, назначаются нейролептики. Если лекарство подобрано правильно, эффект становится заметным уже через неделю.

К сожалению, благоприятный исход лечения не гарантирует, что в будущем нервные тики не появятся снова. У тиков, как и у любого хронического заболевания, бывают периоды обострения и ремиссии. Недуг может не давать о себе знать годами, а потом снова проявиться. В этом случае нужна консультация невролога или психотерапевта.

Есть метод лечения, который хорошо подходит школьникам старшего возраста. Врач проводит серию тренингов, на которых учит подростка контролировать мимику и подавлять тики. Однако такая терапия не заменяет медикаментозного лечения и не всегда бывает эффективной. Ребенок, который целый день провел в напряжении, усилием воли контролируя сокращения мышц, дома расслабляется, и родители наблюдают серийные тики. Поэтому, как правило, врачи назначают пациентам целый комплекс процедур. Возможно, вашему ребенку поможет электросон, массаж, минеральные ванны, или ему просто нужно соблюдать режим дня с дозированием нагрузок и вовремя отдыхать. Решить это может только специалист.

Дайте им побегать!

Существует теория, объясняющая нервные тики реакцией организма ребенка на запреты и ограничения, которые касаются его двигательной активности. Чаще всего это происходит, когда дети идут в первый класс и сталкиваются со строгостями школьного уклада. Раньше ребенок весь день мог бегать и играть, а теперь вынужден смирно сидеть за партой. Неудивительно, что мышцы лица, рук и ног начинают непроизвольно сокращаться. А если сюда добавляется нервное перенапряжение, тики становятся хроническими. Старайтесь хотя бы в выходные устраивать дни здоровья на свежем воздухе для всей семьи: бегайте в парке, катайтесь на велосипедах, участвуйте в подвижных играх. Не приставайте! Когда родители впервые замечают тики у ребенка, они начинают задавать ему вопросы: «Что это у тебя такое? Почему ты все время моргаешь?» Дети начинают искать оправ­­дание своему состоянию и еще сильнее нервничают. Не акцентируйте на проблеме внимание всей семьи, а отправляйтесь к врачу. Не устраивайте скандалов в школе. Дети сегодня очень жестокие. Заметив, что с их сверстником «что-то не так», они наверняка начнут его дразнить. Родителям трудно повлиять на ситуацию, тем более что выяснение отношений с обидчиками ребенка только накалит обстановку. Лучшее, что вы можете сделать – вовремя отвести ребенка к врачу, который поможет справиться с тиками. Не корите себя за болезнь ребенка. Обычно родители, столкнувшись с проблемой детских тиков, чувствуют себя очень виноватыми: «Это я не уделял ему внимания. Это я не купила ему книгу, которую он у меня просил». Не стоит себя винить. Если у школьника есть предрасположенность к тикам, рано или поздно они все равно бы появились. Измените свой образ жизни. Задайте себе вопросы: правильно ли мы питаемся, все ли хорошо в отношениях между членами нашей семьи? Избегайте стрессов. Запишитесь в спортивный клуб всей семьей. Ребенку особенно полезны будут плавание и лыжи. Эти виды спорта укрепляют нервную систему и улучшают настроение. Постарайтесь сократить время общения детей с телевизором и компьютером до минимума. Иногда лечение тиков затягивается. Наберитесь терпения. Поддержите ребенка, и результат не заставит себя ждать.

Детские неврозы пугают и озадачивают родителей, особенно если такие психические состояния связаны с проявлением тиков. В поисках причин и ответов на свои вопросы взрослые обходят десятки врачей, но зачастую прояснить ситуацию не удается. Единственное, что получают родители - рецепт на психотропный препарат, кормить которым ребенка адекватным родителям совершенно не хочется. В этой статье мы поможем разобраться в том, с чем связаны невротические тики, каковы причины неврозов и как помочь ребенку без тяжелых медикаментов.


Что это такое?

Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая - в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.


В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне - так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.



Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.


Нервные тики в большинстве своем - проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.

Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.


Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление - психосоматика, которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.

Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.



Причины

Поиск причин невроза у ребенка - всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта - внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок - это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.


Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);



  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях - смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики - в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания - риски развития неврозов повышаются в десятки раз).


Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг , ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).



Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Классификация

Все детские неврозы, несмотря на недостаточность научных данных о причинах и механизмах развития, имеют строгую классификацию, обозначенную в международной классификации болезней (МКБ-10):

  • неврозы навязчивых состояний или мыслей (характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, конфликтом потребностей и норм поведения);
  • неврозы страха или фобические неврозы (связанные с сильным и бесконтрольным страхом перед чем-то, например, боязнь пауков или темноты);
  • истерические неврозы (дестабилизация эмоциональной сферы ребенка, при которой наблюдаются нарушения поведения, истерические приступы, двигательные и сенсорные нарушения, возникающие у ребенка в ответ на ситуации, которые ребенок считает безвыходными);
  • неврастения (самый распространенный вид заболевания в детском возрасте, при котором ребенок испытывает острый конфликт между требованиями к самому себе и фактической невозможностью этим требованиям соответствовать);
  • невроз навязчивых движений (состояние, при котором ребенок бесконтрольно совершает определенные циклические движения с раздражающей методичностью);
  • пищевой невроз (невротическая булимия или анорексия - переедание, постоянное чувство голода или отказ от пищи на фоне нервного неприятия);
  • панические атаки (нарушения, характеризующиеся приступами сильного страха, который ребенок не может контролировать и объяснить);
  • неврозы соматоформные (состояния, при которых нарушается деятельность внутренних органов и систем - невроз сердца, невроз желудка и т. д.);
  • невроз вины (нарушения в деятельности психики и нервной системы, развившиеся на фоне мучительного и в большинстве случаев неоправданного чувства вины).


Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа тоже имеют свою классификацию.

Они бывают:

  • Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
  • Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
  • Моторными - при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.




Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп). Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях). Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики. О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы).

Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта.

Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.



История изучения

Впервые невроз был описан еще в XVIII веке шотландским доктором Кулленом. Вплоть до XIX века люди с невротическими и неврозоподобными тиками считались одержимыми. На борьбу с мракобесием в разное время вставали известные люди. Зигмунд Фрейд объяснял неврозы конфликтом между истинными потребностями организма и личности и социальными и моральными нормами, которые в ребенка вкладываются с детства. Этой теории он посвятил целый научный труд.


Академик Павлов не без помощи своих знаменитых собак заключил, что невроз - это нарушение высшей нервной деятельности, которое связано с нарушениями нервных импульсов в коре полушарий мозга. Общество неоднозначно восприняло информацию о том, что невроз свойственен не только людям, но и животным. Американский психолог Карен Хорни в XX веке заключила, что детский невроз - не что иное, как защитная реакция от негативного воздействия этого мира. Она же предложила всех невротиков разделить на три группы - тех, кто стремится к людям, патологически нуждается в любви, общении, участии, тех, кто старается отдалиться от общества и тех, кто действует вопреки этому обществу, чье поведение и поступки имеют цель доказать всем, что они многое могут и успешнее всех остальных.

Врачи-неврологи и психиатры нашего времени придерживаются разных точек зрения. Но в одном они солидарны - невроз не является болезнью, скорее, он представляет собой особое состояние, а потому его коррекция и желательна, и возможна во всех случаях.



Симптомы и признаки

Неврозы у детей и возможные сопровождающие их тики имеют различную симптоматику, которая зависит от вида и типа нарушения. Однако всем невротическим состояниям свойственна группа признаков, которая прослеживает у всех детей - невротиков.


Психические проявления

Невроз ни в коем случае нельзя считать психическим расстройством, поскольку нарушения возникают под воздействием внешних обстоятельств, тогда как большинство истинно психических болезней связано с факторами внутренними. Большинство болезней психики не имеют признака обратимости и являются хроническими, а невроз можно преодолеть и забыть о нем.

При настоящих болезнях психики у ребенка наблюдаются нарастающие признаки слабоумия, деструктивного изменения личности, отсталости. При неврозе таких признаков нет. Психическое заболевание не вызывает у человека неприятия, больной расценивает ее как часть себя и не способен к самокритике. При неврозе ребенок понимает, что что-то делает не так, не правильно и это не дает ему покоя. Невроз доставляет неудобства не только его родителям, но и ему самому, за исключением некоторых видов тиков, которые малыш просто не контролирует, а потому не считает значительными.


Заподозрить у ребенка невроз можно по следующим изменениям:

  • Настроение ребенка меняется часто , неожиданно и без объективных на то причин. Слезы могут за считаные минуты стать смехом, а хорошее настроение за секунды смениться на депрессивное, агрессивное или иное.
  • Почти всем видам неврозов у детей свойственна выраженная нерешительность. Ребенку очень сложно самостоятельно принять даже просто решение - какую майку надеть или какой завтрак выбрать.
  • Все детки с невротическими изменениями испытывают определенные трудности в общении. Одним сложно налаживать контакты, другие испытывают патологическую привязанность к людям, с которыми общаются, третьи не могут долго поддерживать общение, боятся сказать или сделать что-то не так.
  • Самооценка детей с неврозом не бывает адекватной. Она либо завышена и это не может остаться незамеченным, либо занижена и ребенок искренне не считает себя способным, талантливым, успешным.
  • Все без исключения дети с неврозами время от времени испытывают приступы страха и тревоги. Причем для тревоги нет объективных причин. Этот симптом может быть выражен слабо - лишь изредка чадо высказывает опасения или ведет себя настороженно. Бывает и так, что приступы имеют выраженный характер, вплоть до панических атак.
  • Ребенок с неврозом никак не может определиться с системой ценностей, понятия «хорошо и плохо» для него несколько размыты. Его желания и предпочтения часто противоречат друг другу. Нередко ребенок даже в дошкольном возрасте проявляет признаки цинизма.



  • Дети при некоторых видах невроза часто бывают раздражительными. Особенно это свойственно неврастеникам. Раздражительность и даже гнев могут проявляться в самых простых жизненных ситуациях - не получилось с первого раза нарисовать что-то, развязались шнурки на ботинках, сломалась игрушка.
  • У деток-невротиков почти нет стрессоустойчивости. Любой маленький стресс вызывает у них приступы глубокого отчаяния или выраженной немотивированной агрессии.
  • О неврозе может говорить излишняя плаксивость, повышенная обидчивость и ранимость. Такое поведение не стоит списывать на характер ребенка, в норме эти качества уравновешены и не бросаются в глаза. При неврозе они гипертрофируются.
  • Часто ребенок зацикливается на ситуации, которая его травмировала. Если невроз и тики были вызваны нападением соседской собаки, малыш часто переживает эту ситуацию снова и снова, страх растет и превращается в боязнь всех собак вообще.
  • Работоспособность ребенка с неврозом снижена. Он быстро устает, не может долго концентрировать память, быстро забывает ранее усвоенный материал.
  • Дети-невротики тяжело переносят громкие звуки, внезапные шумы, яркий свет и перепады температур.
  • При неврозах всех типов наблюдаются проблемы со сном - ребенку бывает очень трудно заснуть, даже если он устал, часто сон бывает беспокойным, поверхностным, малыш часто просыпается, не высыпается.




Физические проявления

Поскольку существует связь между неврозом и работой внутренних органов и систем, нарушение не может не сопровождаться признаками физического свойства.

Они могут быть самыми разными, но наиболее часто неврологи и детские психиатры отмечают такие симптомы:

  • Ребенок часто жалуется на головные боли, покалывания в сердце, нарушения сердцебиения, одышку и боли неясного происхождения в области живота. При этом медицинские обследования на предмет поиска заболеваний указанных органов и областей не выявляют никаких патологий, анализы ребенка тоже находятся в пределах нормы.
  • Дети с неврозами часто бывают вялыми, сонными, у них нет сил на совершение каких-то действий.
  • У деток с неврозами нестабильное артериальное давление. Оно то повышается, то понижается, при этом бывают приступы головокружения, тошнота. Часто врачи ставят диагноз - вегето-сосудистая дистония.
  • При некоторых формах невроза у детей наблюдаются вестибулярные нарушения , связанные с затруднениями при необходимости держать равновесие.



  • Проблемы с аппетитом свойственны подавляющему большинству невротиков. Дети могут недоедать, переедать, испытывать практически постоянное чувство голода или, наоборот, почти никогда не чувствовать сильного голода.
  • У детей с невротическими нарушениями нестабилен стул - запоры сменяются диареей, часто возникает рвота без особых на то причин, довольно часто случаются несварения.
  • Невротики очень потливы и чаще других детей бегают в туалет по малой нужде.
  • Часто неврозы сопровождаются идиопатическим кашлем , не имеющим обоснованной причины, в отсутствие каких-либо патологий со стороны органов дыхания.
  • При неврозе может наблюдаться энурез.




Кроме того, дети с неврозами более подвержены острым вирусным инфекциям, простудным заболеваниям, у них слабее иммунитет. Для того чтобы сделать вывод о том, есть ли у ребенка невроз или предпосылки для его развития, следует оценивать не один-два отдельных симптома, а большой список признаков как физического, так и психологического свойства вкупе.

При совпадении более чем 60% симптомов из указанных выше, обязательно следует записаться на прием к врачу.


Проявления тиков

Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами).

Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации.

Наиболее часто первичные нарушения проявляются как:

  • моргание;
  • хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда;
  • зубовный скрежет;
  • всплески руками или странные движения кистями рук;
  • наматывание прядей волос на палец или вырывание волос;
  • странные звуки.




Наследственные и вторичные тики обычно проявляются у ребенка ближе к 5-6 годам. Они почти всегда носят генерализованный характер (с задействованием групп мышц). Проявляются и морганием, и гримасами, неконтролируемым выкрикиванием ругательств и нецензурных выражений, а также постоянным повторением одного и того же слова, в том числе услышанного от собеседника.


Диагностика

В диагностике неврозов существует большая проблема - гипердиагностика. Врачу-неврологу порой бывает проще поставить такой диагноз ребенку, чем заниматься поисками истинной причины нарушений. Именно поэтому статистика свидетельствует о стремительном росте количества детей-невротиков за последние несколько десятилетий.

Не всегда ребенок с плохим аппетитом, нарушениями сна или переменчивостью настроения является невротиком. Но родители требуют от специалиста помощи, и врачу не остается ничего другого, кроме как, поставить диагноз и назначить лечение. Ведь опровергнуть диагноз «невроз» невероятно сложно, а потому обвинить доктора в некомпетентности никто не сможет.


Если имеются подозрения на невроз у ребенка, родителям недостаточно посетить одного только участкового невролога. Нужно будет показать чадо еще двум специалистам - детскому психиатру и психотерапевту. Психотерапевт постарается максимально разобраться в том, в какой психологической обстановке живет ребенок, для детей среднего и старшего школьного возраста может быть использован метод гипнотического сна. Особое внимание этот специалист обращает на отношения между родителями, между родителями и ребенком, между ребенком и его ровесниками. Если понадобится, то будет проведена серия тестов на поведенческие реакции, анализ рисунков малыша, исследование его реакций в ходе игрового процесса.


Психиатр обследует ребенка на предмет связи невроза с нарушениями функций мозга, для этого будут использованы специфические тесты, может быть назначено МРТ головного мозга. Невролог - специалист, с которого должно начинаться обследование и которым оно потом завершается.

Он подытоживает данные, полученные от психиатра и психотерапевта, анализирует их заключения и рекомендации, назначает:



О наличии невроза как такового можно судить в случаях, если:

  • у ребенка не выявлено патологий головного мозга и проводимости импульсов;
  • у ребенка не выявлено психических заболеваний;
  • у ребенка нет и не было в недавнем прошлом черепно-мозговых травм;
  • малыш соматически здоров;
  • невротические проявления повторяются на протяжении от полугода и более.


Лечение

Лечение невроза всегда начинается не с приема таблеток, а с коррекции отношений в семье, где живет и воспитывается малыш. В этом помогают психологи и психотерапевты. Родителям следует изменить свое отношение к чаду, устранить или исправить свои педагогические ошибки, постараться оградить ребенка от сильных стрессов, пугающих и травмирующих ситуаций. Очень полезна совместная деятельность - чтение, творчество, прогулки, занятия спортом, а также последующее детальное обсуждение всего, что было проделано, увидено или прочитано вместе.

Если ребенок научится формулировать свои чувства и эмоции в конкретной ситуации, ему будет легче избавиться от травмирующих воспоминаний.


Брак, который трещит по швам не обязательно сохранять ради ребенка, у которого по этому поводу развился невроз. Родители должны хорошо взвесить, как будет лучше - без одного из родителей, который скандалит, пьет, применяет насилие или с ним.

Однако следует помнить, что один родитель, который спокоен, уверен в себе, который любит и ценит малыша, лучше для ребенка, чем два издерганных и страдающих родителя.

Очень многое в лечении невроза ложится на плечи семьи. Без ее участия доктор ничего не сможет сделать, а таблетки и уколы не принесут никакого результата. Поэтому медикаментозное лечение не считается основным видом терапии при неврозах. Родителям же в их нелегкой задаче готовы помогать и невролог, и психолог, и психотерапевт, у которых есть интересные методы оказания помощи детям-невротикам.


Виды терапии

В арсенале психотерапевта и детского психолога есть такие методы коррекции состояния малыша, как:

  • лечение творчеством (специалист лепит, рисует и вырезает вместе с малышом, одновременно беседуя с ним и помогая разобраться в сложном внутреннем конфликте);
  • пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными);
  • игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д.);
  • сказкотерапия (понятный для детского понимания и занимательный способ психокоррекции, позволяющий ребенку принять модели правильно поведения, расставить приоритеты, определиться с личными ценностями);
  • аутотренинг (метод расслабления на физическом и психическом уровнях, отлично подходящий для подростков и детей старшего школьного возраста);
  • гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам);
  • групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям).





Хороший результат приносят занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Ведь главный вид терапии при неврозе, равных которому по эффективности нет, – любовь, доверие, взаимопонимание между ребенком и членами его семьи.


Медикаменты

Медикаменты для лечения простых и неосложненных видов невроза обычно не требуются. Доктор может порекомендовать растительные препараты, обладающие успокаивающим действием: «Персен », аптечный сбор пустырника. Ребенку в качестве вспомогательных средств можно давать чай с мелиссой, мятой, пустырником , делать ванны с отварами этих трав.

В некоторых случаях доктор назначает ноотропные препараты «

Список препаратов, которые могут быть назначены при нервных тиках, значительно обширнее. Он может включать в себя нейролептики и психотропные препараты. Обязательное условие для назначения таких мощных и серьезных препаратов - тики должны быть вторичными, то есть связанными с нарушениями деятельности головного мозга и центральной нервной системы.

В зависимости от характера тиков и других особенностей поведения (агрессивности, истеричности или апатии) могут быть назначены «Галоперидол», «Левомепромазин», «Фенибут », «Тазепам», «Сонапакс » . При сильных судорожных тиках доктор может посоветовать ботокс и препараты ботулотоксина. Они позволяют «выключить» конкретную мышцу из патологической цепочки нервных импульсов на время, за которое эта связь может перестать быть рефлекторной. Любое лекарство при серьезных невротических расстройствах должно быть назначено и одобрено врачом, самолечение неуместно.

Большинству детей-невротиков помогают препараты, которые способствуют налаживанию нормального крепкого сна. Уже через несколько недель ребенок становится более спокойным, адекватным, доброжелательным. Врачи не советуют использовать сильные снотворные средства при детском неврозе. Достаточно будет легких препаратов или гомеопатических средств вроде капель «Баю-Бай», «Дормикинд », «Зайчонок».

Физиотерапия и массаж

Всем деткам с неврозами полезен массаж. Не обязательно обращаться к дорогостоящим услугам специалистов, ведь лечебный массаж при таких нарушениях не показан. Достаточно будет расслабляющего массажа, который любая мама может сделать самостоятельно в домашних условиях. Главное условие - не делать тонизирующих приемов, которые имеют обратное действие - возбуждающее и бодрящее. Массаж должен быть именно расслабляющим. При проведении такого воздействия нужно избегать надавливаний, пощипываний, глубокого разминания.

Расслабляющего эффекта удается достичь при нежных поглаживаниях, круговых движениях руками без усилий, легких растираниях кожи.


При наличии нервных тиков первичного характера можно добавить дополнительные массажные приемы для места, затронутого непроизвольным сокращением мышц. Массаж лица, кистей рук, плечевого пояса также должен быть расслабляющим, неагрессивным, размеренным. Достаточно делать массаж один раз в день, вечером, перед купанием. Для малышей важно, чтобы массаж доставлял им удовольствие, поэтому проводить его желательно в игровой форме.

При тиках вторичных требуется профессиональный лечебный массаж. Лучше обратиться к хорошему специалисту, который за несколько сеансов обучит маму или папу всем необходимым приемам, чтобы затем они могли проводить курсовое лечение ребенка самостоятельно. Среди физиотерапевтических методов довольно часто и вполне успешно практикуется иглоукалывание. Возрастных ограничений у метода нет, правда, при условии, что ребенок соматически здоров.

Не стоит недооценивать и эффект от лечебной физкультуры. Дети в 2-3 года вполне уже могут посещать такие занятия вместе с родителями. Специалист при составлении плана занятий для конкретного малыша, учтет все моторные проявления невроза, обучит специальным упражнениям, которые позволят расслаблять и напрягать нужные группы мышц, чтобы избавить ребенка от проявления тиков.


Ребенку с неврозом и тиками пойдет на пользу плавание. В воде у ребенка расслабляются все группы мышц, а физическая нагрузка на них при движении является равномерной. Не обязательно записывать чадо в секцию профессионального спорта, достаточно раз в неделю посещать бассейн, а малышам - устраивать заплывы в большой домашней ванне.

О том, какое лечение для данного вида расстройств рекомендует доктор Комаровский , смотрите в следующем видео.

Профилактика

Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:

  • Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика - сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.
  • Семейное благополучие. Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома. Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики - все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.


  • Режим дня и питание. Сторонники свободного режима более часто сталкиваются с невротическими нарушениями у своих детей, чем родители, которые с самого рождения приучили ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Особенно важен режим для детей младшего школьного возраста, которые и без того находятся в состоянии сильного стресса - начало учебы в школе требует от них выдержки и терпения. Питание детей должно быть сбалансированным, богатым витаминами и всеми необходимыми микроэлементами. Фастфуд должен быть нещадно ограничен.


  • Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача - помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
  • Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны - по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание , которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок - неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж , плавание в надувном круге на шею, витамины).




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны - не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

- диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин - голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность », нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич , неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок - личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Если вы заметили у своего ребенка странное поведение - дергает носом, постоянно моргает, непроизвольно двигает конечностями, морщит лоб, передергивает плечами - скорее всего у него нервный тик. Тики занимают одно из лидирующих мест среди различных неврологических заболеваний. Чаще всего ему подвержены дети 7 - 11 лет, но встречается и у трех годовалых ребятишек. Помимо непроизвольных сокращений лицевых мышц и подергивания конечностей, встречаются и другие его проявления - толчкообразное втягивание (выпячивание) живота, сжимание ягодичных мышц, приседания, необычная походка.

Как правило, ребенок не осознает и не замечает эти движения, а потому не может их контролировать. Сильнее всего они могут проявляться, когда ребенок возбужден или устал, но, может и наоборот, становиться сильнее в минуты спокойствия и расслабления.

В общем, тики не влияют на ухудшение здоровья, не угнетают нервную систему и не снижают интеллект. Но могут напрямую повлиять на психоэмоциональное состояние ребенка, особенно если проявление тиков приковывает к себе внимание окружающих, нередки передразнивания и насмешки со стороны детей. По статистике этим недугов страдает каждый пятый ребенок.

Откуда они возникают?

Существует много причин возникновения нервного тика у ребенка , в результате которых сами тики разделяют на несколько форм:

- невротические (психогенные) тики - начинаются с простых подергивающих движений, которые постепенно усложняются, ребенок становится замкнутым, неуверенным в себе или, наоборот, агрессивен и демонстративен. Возникают такие тики под воздействием сильного стресса, спровоцированного конфликтами в семье, сильной опекой, деспотизмом родителей и т.п.

- неврозоподобные тики - бывают простыми и сложными, характеризуются периодичностью, то исчезают «сами по себе», то появляются вновь. У детей отмечается гиперактивность и недостаток внимания.

- органические тики - характеризуются непроизвольным сокращением мышц лица, подергиванием конечностей. Чаще всего возникает у детей переболевших инцифалитом или перенесших черепномозговые травмы.

- рефлекторные тики - возникают в результате воздействия постоянного раздражителя, например, ребенок, после перенесенного ринита, может продолжать шмыгать носом или дергать головой из-за слишком длинной челки.

- идиопатические тики - проявляются в дошкольном возрасте, к сожалению причину таких тиков определить очень трудно, практически невозможно. Тик может остаться на всю жизнь, либо исчезнуть через несколько лет «сам по себе».

Но существует и тяжелая форма тика возникающая у детей с 3 до 7 лет, которую в 1882 году описал французский невролог Жиль де ля Туретт как «болезнь множественных тиков», получившая название синдром Туретта. Начинается заболевание с лицевых тиков и подергиванием плеч, постепенно распространяясь на конечности. Ребенок вздрагивает, запрокидывает голову, разжимает и сжимает пальцы, начинает подпрыгивать, или наоборот приседать, может наблюдаться сокращение мышц живота. Затем проявляются и другие симптомы, например покашливание, спонтанное высказывание слов или фраз, либо повторение чужих. У детей с синдромом Туретта наблюдается быстрая утомляемость, плохой сон, повышенное беспокойство и тревога.

Как помочь ребенку избавиться от нервного тика?

Во-первых, обратитесь к врачу неврологу или психотерапевту. Какая бы вышеописанная форма недуга не подходила вашему ребенку, точный диагноз и причину возникновения проблемы может определить только врач. Не пытайтесь заниматься самолечением, но и сидеть, сложа руки тоже не стоит.

Старайтесь не заострять внимание на тике, как будто его и вовсе нет, так ребенок почувствует себя комфортнее и не будет обращать внимание на устремленные взгляды других людей. Постарайтесь создать благоприятную обстановку дома, больше уделяйте внимание своему чаду, вместе гуляйте, читайте книжки.

Сократите время, проводимое за компьютером и телевизором. При борьбе с тиком хорошо помогают расслабляющие ванные перед сном и травяные настои, снимающие напряжение с нервной системы. Какие именно травы использовать посоветует врач. Можно сделать подушечку из ткани или мешочек, и наполнить его хмелем. Кладите такой мешочек рядом с подушкой ребенка на ночь.

Веселая зарядка

Если ребенок сильно перевозбужден, помочь ему расслабиться можно с помощью следующих упражнений.

  1. К носу правой ноги приставляем пятку левой, так чтобы ступни встали в одну линию. В течение половины минуты описывать руками большие круги.
  2. На вздохе поднимаем руки в стороны, на выдохе поднимаем левую ногу, согнув в колене. В таком положении необходимо простоять как можно дольше.
  3. Подбросить мяч, и, пока он отскакивает от пола, повернуться вокруг своей оси и поймать мячик.
  4. Стоя на одной ноге, поджать другую и несколько раз подпрыгнуть.
  5. Вытянуться в струнку и замереть в такой позе на несколько секунд. Затем согнуться, расслабить руки и согнуть колени. Повторить упражнение несколько раз. После упражнения хорошо подвигаться, словно вы стряхиваете с себя капли воды.
  6. Встать на четвереньки, затем выпрямить ноги, и в таком положении пройтись по комнате.
  7. Ступней левой ноги упереться во внутреннюю поверхность правого бедра. Ладони сомкнуть, руки поднять над головой. Постоять в такой позе пару минут.
  8. Закрыть глаза на вздохе, на выдохе открыть и назвать предмет, на который первым упал взгляд.
  9. На вздохе поднять прямые руки вперед и развести их в верх в стороны. На выходе положите руки на грудную клетку.
  10. Медленно делаем глубокий вздох через нос, стараясь до отказа заполнить им легкие, затем медленно выдыхаем весь воздух ртом. После выдоха досчитать до пяти и вдохнуть снова.

Ребенок, страдающий нервным тиком, как никогда нуждается в вашим внимании и поддержке. Никакая терапия не заменит родительской ласки и заботы. Помните, если ребенок счастлив и спокоен, то и лечение пойдет быстрее и эффективней.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх