Мутизм (полное молчание) как проявление социофобии. Лечение мутизма проводят с помощью. Вспомогательные средства психотерапии

Отвечаем на вопросы читателей Маминого клуба: Есть ли в Латвии специалисты, которые работают с такими детьми? Семейный врач признала, что не компетентна в таких вопросах.

Консультирует психолог, терапевт Мео Инесе Таубе и руководитель Детский психиатрической клиники Детской клинической университетской больницы Лаура Кевере.

Симптомы селективного мутизма

Селективный мутизм - это один из видов нарушений социального функционирования, форма социальной формы у детей. Простым языком, селективный мутизм называется болезнью молчунов. Обычно болезнь проявляется в детстве как проблемы с общением, что чаще всего можно наблюдать в начальной школе. Персона, способная говорить, не говорит в конкретных ситуациях или с конкретными людьми. Также может быть, что ребёнок в детском саду разговаривает только с некоторыми детьми, а с остальными нет. Дети, с селективным мутизмом молчат, даже если последствия молчания стыд, отвержение или наказание. Чаще такие дети выбирают кого-то из членов семьи или сверстников, кто был бы как бы переводчиком между ним и окружающим миром. Через этого человека он вербально передаёт информацию другим членам общества (учителям, воспитателям, другим членам семьи и др.).

Часто мутизм называют стеснительностью. Т.к. такие дети бывают тихими, их даже могут не замечать. Часто мутизм диагностируют поздно только потому что дома ребёнок ведёт себя полностью нормально. Бывает, что с людьми, которым доверяет, ребёнок говорит даже особо много. Существует представление, что проблема мутизма возникает, если кто-то в семье из родственников молчун. Из этого предположения можно сделать вывод, что ребёнок научился молчать у родственников. Некоторые исследователи думают, что селективный мутизм может быть стратегией избегания, чтобы уменьшить страдания от социальной ситуации. Чаще всего селективный мутизм возникает после какой-либо конфликтной ситуации в семье, детском саду или школе.

Помимо вербальных трудностей у селективного мутизма есть и другие симптомы:

  • Стеснительность, социальная тревога, страх отвержения;
  • Трудности поддерживать контакт глазами;
  • Нежелание улыбаться;
  • Жесткие и неудобные движения
  • Трудности в выражении эмоций, даже к членам семьи;
  • Тенденция волноваться больше, чем другие люди в той же ситуации;
  • Желание рутины и неприязнь к переменам;
  • Чувствительность к шуму и толпам.

Позитивные черты таких людей:

  • Интеллект выше среднего, восприятие, любопытство;
  • Творчество и любовь к искусству или музыке;
  • Эмпатия и чувствительность к мыслям и чувствам других людей;
  • Сильное чувство справедливости.

У каких специалистов искать помощи

Вначале вместе с ребёнком нужно обратиться к психологу, т.к. всегда у этих нарушений существует психологическое происхождение. Если случай сложный и необходима консультация других специалистов - психолог порекомендует обратиться к аудио логопеду, детскому психиатру или детскому неврологу. Диагноз чаще всего ставит детский психиатр. Если нет побочных заболеваний, в основном дополнительные обследования не нужны. Рекомендуется консультация клинического психолога (для оценки эмоционального состояния и структурирования личности у ребёнка), а также разговор с детским психиатром. Ни одно из клинических или радиологических диагностик (анализы крови, гормональные тесты, электроэнцефалография, компьютерная томография, магнитно-резонансная) это нарушение не подтверждают.

Каково будет лечение и какие прогнозы на излечение

Без лечения селективный мутизм может спровоцировать хроническую депрессию, тревогу и другие социальные и эмоциональные проблемы. Чрезвычайно много зависит от желания родителей и мотивации. Вместе с психологом нужно изучать, какие ситуации вызывают тревогу у ребёнка и как эти факторы можно минимизировать. Может между родителями несогласие, может в семье вообще мало говорят, больше молчат, может, произошли перемены, может ребёнку недостаёт каких-то социальных навыков, которые необходимо развивать, например, у ребёнка трудности с контактом глаз, не может о себе рассказать, не улыбается и т.п.

Лечение в основном проходит психологическими, психотерапевтическими методами. Рекомендуется семейная психотерапия, а также психотерапии для детей (игровая, песочная), консультация психолога для родителей. В редких случаях - если у ребёнка констатируется признаки депрессии - могут назначаться антидепрессантная медикаментозная терапия. Если со времени констатирования нарушения прошло время и у семьи нет мотивации сотрудничать с профессионалами - прогноз, что это нарушение пройдёт, ничтожен.

С данной странностью, я столкнулась, будучи клиническим психологом в отделении онкогематологии. Это был пациент предподросткового возраста, ему было 10 лет, хотя считается, больше болезни о которой пойдет речь подвержены дети от 3 до 8 лет. В круг его избирательного общения, к сожалению, попала и я. Но данное состояние никак не было связано с проблемой нахождения ребенка, в клинике.

Со слов мамы, “это” длится со времен поступления в школу. В школе он слывет «немым». И ругали, и уговаривали, и объясняли. Всё без эффекта. Ну не говорит (или не разговаривает) он в школе! Ни с учителями, ни с одноклассниками.

Я:- А как с успеваемостью?
Мама: – Хорошо. Пишет контрольные, диктанты.

Короче, все ответы письменно. Проблем особых нет, населенный пункт, где проживает ребенок, маленький, все друг друга знают…

Я:- А как дома он ведет себя?
Мама: – Он в меру, общительный, рассказывает все новости школы и улицы в том числе.
Я: -А как сейчас, здесь, в клинике? С кем-то общается?
Мама: -Нет, только со мной, «опять закрылся». Доктор, что делать и как вылечить ребенка?

Как вы поняли, речь идет о такой патологии, как селективный мутизм (если дословно, избирательное отсутствие речи). Это сложное тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить и эффективно общаться в некоторых общественных местах. Эти дети могут говорить и общаться в условиях безопасности, спокойствия, в привычной обстановке, например, в своей семье.

Ученый мир до сих пор не разобрался в причинах этого недуга. Допускают проблему обработки конкретной сенсорной информации, пониженный порог возбудимости в миндалевидной области мозга, но в их исследованиях большинство детей с избирательным мутизмом имеют генетическую предрасположенность к тревожности. И в истории их жизни отмечаются частые истерики и плаксивость, капризность, проблемы со сном, и крайняя застенчивость с младенчества.

И у 90% детей присутствует реальный страх при социальных взаимодействиях, но с разными вариациями.

Например, н екоторые дети просто немеют при определенных ситуациях, например, в школе, некоторые говорят ограниченно мало или даже может быть шепотная речь.
Но встречаются дети, которые выглядят расслабленными и беззаботными, но могут общаться только с одним или несколькими детьми, но не в состоянии общаться с учителями или с большим количеством сверстников.

И создается ложное представление, что эти дети застенчивые и робкие. И закрадывается мысль про жестокое обращение, психологические травмы. Но, увы, нет явных доказательств. Для детей, их избирательный мутизм, их немота, является средством избежать чувства тревоги, при социальных контактах.

Для таких детей коллективное посещение кино, театра, или любое общественное мероприятие, довольно энергозатратно. Появляются все признаки физических симтомов: боли в животе, тошнота, рвота, боли в суставах, одышка, спонтанные поносы, общая нервозность.

И все это сказывается на поведении ребенка.

Почему?

Важно знать родителям и учителям, так как эти симптомы на физическом уровне и поведенческие реакции на фоне немоты, обусловлены тревогой. Появление незнакомца, особенно у малышей, может вызвать ступор. Это нужно знать для оказания помощи ребенку, научить его навыкам снижающим чувство тревоги. Меньше обращать на его «неулыбчивое» лицо, на не всегда понятный «язык тела», избегание зрительного контакта, на мнимую любовь к одиночеству.

Они, как и здоровые дети хотят иметь друзей, не путайте с расстройствами аутистического спектра.

Оставаясь «немым» в обществе, они могут проявлятьь “характер” дома. Упрямые, властные, капризные, напористые, с резкими перепадами настроения. Все эти проявления не больше чем компенсаторные механизмы, опять же, борьбы с тревогой.

В школе эта особенность ребенка попадает в поле зрения учителей, прежде всего, как аутичный ребенок (педагоги более или менее знакомы с данной патологией), либо начинают указывать на серьезные трудности обучения.

Труднее родителям малышей ясельного возраста и дошкольников, поэтому, нужно быть внимательным в отношении коммуникации ребенка вне семьи. Зачастую, это может пройти под маской «застенчивый, стеснительный, пройдет…».

Что делать если подтвердился диагноз “селективный мутим”?

Если мутизм сохраняется в течении более месяца, двух, то это должно насторожить родителей. Заставляя говорить насильно, то есть подходы основанные на дисциплине, только могут усилить тревогу и тут можно добиться только оппозиционно настроенного ребенка.

Отойдите от мысли, что ребенок все это проделывает, чтобы контролировать и манипулировать вами. Понимание, поддержка ребенка, признание ваших собственных трудностей и разочарований, помогут вашему ребенку и вам в том числе.

Следующей задачей для вас будет поиск и находка семейного врача, педиатра, понимающего о чем идет речь, детского психиатра или детского психотерапевта.
Вы, как родитель, просто обязаны понять: мало снять тревогу ребенка, посредством лекарств, нужно искать возможности заниматься коммуникацией ребенка, переходить к речи, отходить от жестов и других невербальных видов общения, научить ребенка навыкам общения и создавать условия комфортности окружающей среды.

А где это можно добиться? Только в реальном мире, то есть в школьной среде, только там среди людей, реализуются стратегии и вмешательства, составленные врачами и психотерапевтами.

Элективный мутизм - это отдельный вид избирательного мутизма, когда человек разговаривает только с определёнными людьми, при определённых обстоятельствах и находясь в определённых условиях. Вопреки распространённому заблуждению, такой вид мутизма встречается и у взрослых и у детей. Только элективный мутизм у детей более заметен, а сами дети не обладают всеми правами взрослых. Взрослый может подобрать под такую особенность определённый вид работы, социальных отношений и получится, что он просто имеет право с теми общаться, а с теми не общаться вербально. Ребёнок же, который отказывается от общения со сверстниками и учителями, сразу признаётся проблематичным, поскольку это имеет непосредственное отношение к его обучению в школе. Поэтому достаточно быстро родителям настоятельно рекомендуют обратиться к специалистам.

Вот что обозначает элективный мутизм

У детей такое состояние обычно проявляется в возрасте ещё 3-5 лет. Это замечают ещё в детском саду, но чаще всего данный факт не влечет за собой никакой коррекции.

Школьникам диагноз ставится в том случае, если избирательность в общении наблюдается более 6 месяцев, хотя в МКБ-10 указан срок в один месяц. Распространённость в среде детей у этого расстройства что-то около 3-8 на 10000. Иногда наблюдаются странные виды мутизма, которые не являются непосредственной психологической проблемой. К примеру, ребёнок из семьи иммигрантов попадает в школу, где никого не знает, а язык страны проживания понимает плохо. Он опасается, что над ним будут смеяться, что его не поймут и отказывается от общения. Однако это проходит уже через месяц. Достаточно ему увидеть доброжелательное к себе отношение и понять, что многие сверстники не против даже учить его тому, как говорить правильно, как от «молчанки» не остаётся и следа.

Встречается и временный мутизм у детей, которые воспитывались с родителями и детский садик не посещали. Автор этих строк относится к таким детям. В первый класс я пошёл с багажом знаний на уровне третьего. Когда учительница спрашивала у меня, сколько будет 4+5, то я думал, что она смеётся. Говорил, конечно, но не понимал, зачем это нужно. Мои ответы всегда содержали слова «конечно», «разумеется». Мне было трудно сказать просто «4+10=14», поэтому я добавлял «ну конечно же». Сверстники виделись какими-то странными и непонятными. Я искренне не мог понять, почему они думают над такими простыми вещами. До явного мутизма не дошло, но сознание выработало стойкую «стену». Подошедшего на переменке и что-то говорящего сверстника я мог воспринимать в качестве одного из фоновых элементов среды, а издаваемые им звуки ничем не отличались от любого постороннего шума.

В результате сознание лишается возможности отождествить речь собеседника с ним самим. Общаться пришлось бы не с другим первоклассником, а с отдельными, издаваемыми им звуками.

Этот «эпистолярный жанр» приведён не для того, чтобы похвастаться своей детской гениальностью. Никакого подвига в том, чтобы изучить программу начальных классов в шесть лет нет. Объём информации, которая она содержит на самом деле мал. Само начальное школьное образование по большей части направлено на то, чтобы привить ребёнку навыки учиться и общаться. Выучить же таблицу умножения и понять роль скобок в математических формулах, как и значение переменных может и ребёнок шести лет. Правда, такое раннее развитие неизбежно порождает проблемы коммуникаций.

Если бы автору когда-то пришлось работать с детьми, страдающими элективным мутизмом, то он оказался бы перед выбором. С одной стороны ребёнок имеет право не общаться с кем-то. С другой, как всегда в случае с срабатыванием психической защиты не так, как это нужно, она приносит больше вреда, чем пользы. В чём, собственно, проблема? В том, что ребёнок теряет способность приспосабливаться. А вернее так: он понимает, что приспосабливаться к среде нужно, но считает это слишком трудным или ненужным делом. Последнее из-за того, что мир детства - это жизнь на всём готовом.

Элективный мутизм — это социально-тревожное расстройство, связанное с построением системы самоидентификации

Без сомнения элективный мутизм представляет собой часть социально-тревожного расстройства, является одной из форм попыток построения системы самоидентификации. Чаще всего дети не говорят в школе, но вполне нормально общаются в семье. Только в редких случаях - наоборот. Общаются в школе, но молчат дома, иногда делая исключение только одному или двум родственникам. Всё дело в том, кого ребёнок воспринимает целостно и впускает в свой мир, а кого нет.

Элективный мутизм, что это такое?

Если кто-то задастся целью изучать не саму проблему, а отношение к ней, то увидит массу противоречащих сведений. В основном в качестве причин указываются:

  • сверхценное поведение , связанное с негативным отношением к месту, личности, коллективу;
  • социофобический эффект - тоже самое, но наоборот. Ребёнок боится показать свой низкий уровень развития интеллекта или самой речи;
  • истерический аспект - ребёнок стремится привлечь к себе внимание, создать имидж слабого, чтобы по отношению к нему был сформирован щадящий режим психических и других нагрузок;
  • депрессивное состояние - низкий витальный тонус, заторможенность.

Разумеется, возможно и рассмотрение комплексных причин. Выделяют ещё и такие причины, как страх услышать свой голос, уход в себя в силу реактивной депрессии, пассивно-агрессивную форму, когда молчание представляет собой способ враждебного отношения к окружающим.

Отсюда и сложности с выработкой конкретных методик терапии. Сразу отметим, что в наиболее серьёзных формах детям с элективным мутизмом назначают препараты. Делать это нужно только в том случае, когда уровень социальной адаптации стал наиболее низким. Мы бы вообще этого не делали, или делали с учётом очень большого ряда факторов.

Одной из причин элективного мутизма может быть депрессивное состояние

Кто-то назначает хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и даже, хоть и в небольших дозах, феназепам. Это относится к тем случаям, когда ребёнок слишком взволнован от нахождения в школьной среде. Мы транквилизаторы просто не любим и в терапии стараемся избегать. В любом случае, если транквилизаторы, то в них нет никакого смысла, если ребёнок не получает никакой информации, у него не вырабатывается никаких навыков общения.

Так же дают ноотропы, тимоаналептики, мягкие нейролептики противотревожного действия, антидепрессанты. Можно сказать, что используется весь арсенал психоактивных средств. Из него выбирается что-то уместное для данного случая и подбираются умеренные дозировки. Мнение автора - всё это имеет смысл, если состояние юного пациента мешает самой психотерапии: он слишком замкнут, построил слишком большую сверхценную идею и т. п. Нужно помнить, что лечение проводится амбулаторно, ребёнок посещает школу, и воздействие на его психику любых веществ может оказаться совершенно непредсказуемым.

Элективный мутизм у детей: коррекция

Знающие люди говорят, что проблема не так страшна, как кажется. Оговоримся, что при диагностировании нужно исключать отсталость в умственном развитии, детскую шизофрению, аутизм, возможные органические заболевания. В подавляющем большинстве случаев это не доставляет особого труда, поскольку другие расстройства или заболевания всегда имеют свои собственные симптомы.

Применяют самые разные методики и подходы. Свои плоды дают семейная и индивидуальная психотерапия, тренинги общения, арт-терапия, игротерапия, интегративная психотерапия. Многим детям намного проще проиграть свои внутренние противоречия и страхи, представить их каким-то образом, даже создать увеличенные или уменьшенные проекции своих переживаний в виде каких-то образов.

Игротерапия — хороший метод лечения элективного мутизма

Практика показывает, что ребёнка гораздо сложнее научить использовать определённые методы в ходе жизни. К примеру, он не станет дышать каким-то образом, если его одолевают определённые чувства. Во многом это связано с тем, что рекомендации что-то изучить и использовать в ходе жизни дети воспринимают так же, как и школьные домашние задания. Ну и отношение соответствующее. Поэтому максимум внимания нужно уделять самим сеансам психотерапии, строить их на игре и всём том, что ребёнка может искренне заинтересовать.

Дети вполне продуктивно относятся к обучающим беседам и довольно активно реагируют на элементы психоанализа. Конечно, им и слова такого знать не обязательно. Однако случай из практики. У первоклассника была явная социофибия с элементами мутизма. Не то, чтобы он негативно воспринимал школу или одноклассников, учителей. Просто необходимость пойти в первый класс вырвала его из привычного мира. Однажды это вызвало стресс, и справиться сам с ним он не мог. Это может показаться очень странным, но мальчик активнейшим образом помогал психотерапевту воссоздать картину этого первого стресса. Более того, он только и ждал, чтобы кто-то помог изменить ассоциации. Всё получилось достаточно успешно. В определённый момент он сам понял, что всё это время хотел оказаться в школе, но не мог побороть впечатления и устраивал скандалы перед каждым походом в школу.

Дети достаточно часто сталкиваются с элективным мутизмом

Родители были необычайно удивлены. Вдруг всё изменилось. Как будто проблем и не было. А работа оказалась до удивления простой. Мальчик в состоянии совсем мягкого транса представил себе свой страх. Потом попросил его больше не являться, и страх послушался. Иногда у детей можно поучиться. Взрослым сделать тоже самое намного труднее, а психика ребёнка ещё не обросла рамками множества ограничений и установок.

Сталкивались ли вы или кто-нибудь из ваших близких с проблемой селективного мутизма? Селективный мутизм - это довольно редкое расстройство, встречающееся у детей, которое проявляется в неспособности говорить в определенных ситуациях (например, у доски в школе), в которых говорить нужно, и в отсутствии нарушений речи в других ситуациях. От селективного мутизма страдает 0,1-0,7% населения, но предполагается, что не все случаи фиксируются, поскольку это состояние очень часто неправильно понимается людьми. Симптомы чаще всего появляются между 2,7 и 4,2 годами. В этой статье приводятся советы по борьбе с селективным мутизмом, которые помогут уменьшить влияние заболевания на социальную жизнь человека.

Шаги

    Выясните, есть ли у вас, вашего друга или любимого человека симптомы селективного мутизма. К таким симптомам относятся:

    • Частые эпизоды неспособности говорить в определенных социальных ситуациях (например, на учебе), когда говорить необходимо.
    • Способность разговаривать и нормально общаться с людьми в других ситуациях.
    • Неспособность говорить в определенных условиях негативно влияет на социальную жизнь и учебу.
    • Симптомы наблюдаются дольше одного месяца, включая первый месяц в школе (обычно ребенку нужно время на то, чтобы привыкнуть к новому окружению).
    • Симптомы нельзя объяснить незнанием языка, на котором говорят в определенных ситуациях (то есть человек, который плохо говорит по-английски и предпочитает молчать, когда окружающие разговаривают на этом языке, не страдает от селективного мутизма).
    • Симптомы нельзя объяснить другим заболеванием (аутизмом, синдромом Аспергера, шизофренией и другими психическими заболеваниями).
    • Неспособность говорить не является осознанным решением - она вызвана чрезмерной тревожностью, которая не дает человеку произносить слова.
  1. Определите, в какой степени селективный мутизм влияет на вашу жизнь. Чтобы преодолеть это расстройство, для начала нужно понять, какое влияние оно оказывает на вас. Выясните, при каких обстоятельствах вы не можете говорить. Например, ребенок может свободно общаться с ровесниками и замолкать, когда ему нужно поговорить со взрослыми. Другой ребенок может разговаривать и нормально вести себя дома, но при этом молчать в школе. Поняв, в каких ситуациях проявляется расстройство, вы сможете направить все силы на преодоление этого состояния в этих условиях.

    Если у вас есть возможность обратиться за помощью к другим, постарайтесь побороть селективный мутизм с помощью десентизации. В контролируемой среде (там, где можно всегда обратиться за помощью) общайтесь с человеком, с которым вы можете говорить. Затем введите в разговор еще одного человека. Начните говорить с человеком, с которым вам комфортно, а затем переходите к новому человеку. Суть метода заключается в том, чтобы снять тревожность, связанную с общением с новым человеком, стерев границы между знакомым и незнакомым.

    Если вышеописанный прием не сработает или им нельзя воспользоваться, попробуйте систематическую десенситизацию. Сначала представьте себя в ситуации, в которой вы не можете говорить. Затем представьте, что вы говорите. Потом попробуйте пообщаться с людьми, которые находятся в этой же ситуации, опосредованно, то есть письмом, сообщением в интернете, по смс, по электронной почте и так далее. Затем переходите к другим способам общения: по телефону, на расстоянии, к личному общению. Этот метод используется для лечения других тревожных расстройств, включая специфические фобии. В основе метода лежит стремление побороть тревожность, которая лишает человека способности говорить, с помощью постепенного усиливающегося воздействия стимулов. Это позволяет приглушить тревожность настолько, что человек может нормально вести себя в сложных ситуациях.

    Тренируйтесь в общении разными способами. Научитесь спокойно чувствовать себя, когда на вас обращено внимание; поднимайте руку, кивайте головой, указывайте на что-то, пишите, смотрите людям в глаза.

    Постепенно начинайте разговаривать , стараясь с каждым разом говорить все больше. Расширяйте зону комфорта. Если вас мучает сильное беспокойство, старайтесь попросить помощи и поддержки у большого количества людей.

    Попробуйте записывать звук своего голоса , затем слушайте запись, чтобы вам было комфортнее говорить вслух. Попробуйте шептать в общественном месте (например, в офисе или в классном кабинете с одноклассником или учителем). Старайтесь постепенно говорить громче .

    Хвалите и вознаграждайте себя каждый раз, когда сможете говорить в условиях, которые раньше вызывали тревожность.

    Думайте о хорошем - это поможет в борьбе с тревожностью. Не стоит думать так: "Я не могу говорить..." Лучше думайте так: "Я могу попробовать говорить, и у меня все получится, если я буду над этим работать".

    Поймите, что ощущение бабочек в животе (то есть тревожность и даже дрожь) посещает вас в определенных ситуациях, поэтому нужно начинать общение с маленьких групп людей. Кому-то помогут курсы публичных выступлений , на которых учат делать презентации и проходить собеседования. Люди, занятые в сфере развлечений и публичного общения, быстро привыкают к стрессу, который сопровождает публичные выступления, включая пение перед большой аудиторией. Однако иногда даже самые опытные профессионалы стремятся приглушить стресс наркотикам. Позднее, когда человек научится полностью контролировать свои эмоции, ему может захотеться почувствовать это прежнее возбуждение от сцены , однако его уже не будет. Когда человек находится за столом для почетных гостей или стоит на сцене, он может стремиться переглянуться с кем-нибудь и обменяться кивками или улыбками в знак поддержки. С новыми социальными ситуациями, а также с огромными заведениями с большим количеством людей обычно связано много стресса.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх