Конспект занятия «Скелет — опора тела и движения. Опора тела и движение

Опора тела и движение

Скелет и мышцы образуют опорно - двигательную систему .

Скелет
Тело поддерживает костный "каркас", скелет. Он защищает внутренние органы и служит креплением для мышц. Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника - спинной мозг, который находится внутри позвоночника. В скелете человека более 200 костей.
Мышцы
Придают форму телу и позволяют нам двигаться. В организме около 650 мышц, 200 из них используются при ходьбе, 43 - для того, чтобы наморщить лоб, 17 - для того, чтобы улыбнуться. Мышцы присоединяются к костям и работают за счёт сокращения, то есть укорачивания. Когда мышца сокращается, она приводит в движение кость, к которой крепится. Любое движение - от бега до жевания - зависит от мышц.
Мышцы находятся по всему организму и отличаются формой и размерами. Самые длинные находятся в бедрах, самые крупные - ягодичные, они необходимы, чтобы бегать и карабкаться; самые маленькие находятся в ухе.
Мышцы составляют примерно половину веса тела человека.

Что образует опорно - двигательную систему? Заполни схему.

Рассмотри рисунки. Закрась кружочек около рисунка, на котором показана правильная осанка за партой.


Напиши, как выглядит человек с правильной осанкой.
У человека с хорошей, правильной осанкой прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Такой человек выглядит стройным, красивым.

Рассмотри рисунки. Подумай, к чему может привести такое поведение детей.

По рисункам придумай и запиши правила о том, как нельзя себя вести.
Нельзя бить по голове, заламывать конечности. Нельзя толкаться и ставить подножки, особенно, так делать опасно на лестнице. Всё это может привести к серьёзным травмам.


Скелет
— это конструкция из 212 костей. Он служит опорой телу и оберегает его чувствительные органы: они укрыты костными оболочками, убраны в коробки из костей, в костные капсулы и каналы.

Скелетом называется конструкций из 212 костей. (В теле ребенка их 300. Пока он растет, некоторые кости срастаются.) Скелет создает опору телу и оберегает его чувствительные органы: они укрыты костными оболочками, убраны в коробки из костей, спрятаны в костных капсулах и каналах. Основой скелета служит соединительная ткань, укрепленная солями кальция. Материал этот тверд, как бетон. Однако скелет отличается не только прочностью, но и поразительной легкостью. У взрослого человека его вес составляет менее 20% веса тела.

Образно говоря, основа скелета — башня о 38 этажах. Называется она позвоночником. Он состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4 — 5 копчиковых позвонков. Появился он около 500 млн. лет назад. Впоследствии все, что бы ни изобретала природа, она прикрепляла к позвоночнику: гигантский хвостовой плавник кита, ноги-колонны слона, массивный череп бизона... Тем не менее позвоночник гибкий, как стальная пружина. Может быть, вы видели в цирке «женщину-змею»: потешая публику, она выгибается всем телом назад и затылком касается пяток.

Внутри позвоночника есть сквозная полость — позвоночный канал, выстланный волокнистой соединительной тканью — твердой мозговой оболочкой. Здесь, в этой полости, разлита светлая, прозрачная жидкость — ликвор, или спинномозговая жидкость. В нее погружен спинной мозг — придаток головного мозга, напоминающий косичку. Бесчисленными нервными волокнами спинной мозг связан с разными органами тела. Нижний конец позвоночника прочно прикреплен к кольцу из трех костей — тазу . Он, в свою очередь, покоится на тонких «колоннах» — трубчатых костях ног. Опираются эти «колонны» на широкие «плиты» — стопы ног.

Впрочем, стопа больше похожа не на плиту, а на свод. Ее конструкция так же сложна, как крестовые ребристые своды готических церквей: из 30 костей сложена вся нога человека, и 26 из них ушло на создание стопы.

Верхний позвонок позвоночного столба называется атлантом. Когда-то так звали сказочного героя, который держал на своих плечах небесный свод. Подобно этому титану, первый шейный позвонок — атлант держит голову человека. Скелет головы, или череп, состоит из 24 костей, большей частью из плоских костных пластинок. Сложенная из них черепная коробка очень прочная: ее трудно пробить. Стенки ее покрыты густой паутиной из волокон соединительной ткани. Внутри нее находится центр управления тела — головной мозг, который покоится на жидкой подушке. Несколькими «этажами» ниже к позвоночнику подвешена грудная клетка: подвижная конструкция из 24 узких, дугообразно изогнутых пластин — ребер — и одной широкой планки — грудины. Этот костный каркас защищает сердце и легкие. При каждом вздохе грудная клетка вздымается; подталкивают ее дыхательные мышцы. Объем грудной полости всякий раз увеличивается на несколько литров.

К грудной клетке крепится скелет рук. Они очень подвижны. Каждая из них подвешена к плоской треугольной кости — лопатке, которая глубоко вдавлена в мышцы спины. С грудной клеткой лопатку соединяет тонкая трубчатая кость, выдающаяся вперед, — ключица. Она опирается на грудину. Скелет руки, как и ноги, состоит из 30 костей, из них 26 образуют кисть. Она своим строением напоминает, что наши предки жили на деревьях и им приходилось цепляться за ветки и карабкаться по стволам. Как и у наших далеких предков, у нас очень подвижен большой палец руки, остальные пальцы довольно длинные и весьма прочно соединены костями запястья.

Из чего состоит кость?

Кость состоит из компактного вещества на основе кальция и фосфора, губчатого вещества, живых костных клеток-остеоцитов, кровеносных сосудов и нервов. В середине кости находится костномозговая полость, содержащая костный мозг. В костях младенцев, а также в некоторых костях взрослого человека костный мозг производит новые клетки крови - красные кровяные тельца (эритроциты), белые кровяные тельца (лейкоциты) и кровяные пластинки (тромбоциты). Эта функция костного мозга является жизненно необходимой, так как эритроциты переносят кислород через весь организм, лейкоциты защищают от инфекций, а тромбоциты отвечают за свертывание крови. Кроме того в костях содержатся минералы, необходимые для нормальной работы организма - 99% всего кальция откладывается в скелете.

Кости - живые

С самого рождения кости постепенно вытягиваются и увеличиваются, достигая своего окончательного размера к двадцати годам. Для развития костей необходимы минеральные соли, в частности кальций и фосфор. Витамин Д также необходим для роста, именно он помогает удержать в костях кальций. Не получающий кальция и витамина Д ребенок может заболеть рахитом - болезнью, распространенной в развивающихся странах.

Кости кистей рук и стоп устроены похоже. Их большая гибкость обеспечивается комплексом суставов. Кисть состоит из 27 костей, которые включают 8 костей запястья, 5 костей пястья, расположенных между костями запястья и фалангами пальцев, и 14 фаланг пальцев. В стопе 26 костей: 7 костей предплюсны (кости, расположенные над стопой), 5 костей плюсны (кости между предплюсной и фалангами) и 14 фаланг пальцев.

Грудная клетка

Грудная клетка состоит из двенадцати пар ребер, которые крепятся к позвоночному столбу: 7 пар истинных ребер, 3 пары ложных ребер, прикрепленных к грудине (кости, расположенной спереди грудной клетки), и 2 пары колеблющихся ребер, которые не закреплены. Грудная клетка вмещает жизненно важные органы: сердце, легкие и печень.

Позвоночный столб

Позвоночный столб, или просто позвоночник - один из главных отделов скелета, потому что служит опорой для головы и туловища. Позвоночник состоит из 33 позвонков: 7 шейных позвонков, расположенных на уровне шеи, 12 грудных позвонков - в верхнем и среднем отделах спины, 5 поясничных позвонков - в нижнем отделе спины, 5 крестцовых позвонков (на уровне крестца) и 4 (или 5) копчиковых позвонков, находящихся на уровне копчика. Позвонки разделены между собой межпозвоночными дисками, состоящими из хрящевой ткани и поглощающими удары. Чтобы не повредить позвонки, следует сохранять прямую осанку, развивать мышцы спины и живота и избегать поднимать слишком тяжелые предметы. Главная опора человеческого тела, позвоночный столб может подвергаться деформациям, например, сколиозу. Сколиоз - боковое искривление позвоночника - встречается у девочек в восемь раз чаще, чем у мальчиков и возникает в период роста.

Черепная коробка выполняет важную функцию, защищая мозг и органы чувств. Она состоит из 8 костей: 1 лобной, 2 теменных, 2 височных, 1 затылочной, 1 клиновидной и 1 решетчатой кости. Лицевой отдел включает еще 14 костей, в том числе 2 кости верхней челюсти,

Переломы

Чтобы вылечить перелом, две части кости нужно выровнять точно в их изначальном положении. Затем зону перелома покрывают гипсом, чтобы кость могла срастись. В сложных случаях используют винты и пластины, чтобы зафиксировать части сломанной кости. Заживление происходит естественным образом: костные клетки дают белки и кальций для формирования новых тканей, которые покрывают обе части сломанной кости, в результате чего кость постепенно срастается.

Самая длинная кость скелета - бедренная - соответствует четверти роста человека.

Ольга Языкова
Конспект занятия «Скелет - опора тела и движения»

Интегрированные цели :

Формировать элементарные знания об опорно - двигательном аппарате человека (скелете , мышцах)

Раскрыть значение и важность занятий физкультурой для укрепления и развития скелета и мышц .

Познакомить с правильной осанкой.

Формировать установку на здоровый образ жизни;

Познакомить с упражнениями, укрепляющими мышцы спины.

Активизация словаря : скелет , череп, позвоночник, мышцы, осанка.

Ход занятия :

1. Организационный момент.

Проходите, проходите

Очень рада видеть вас

С интересной новой темой

Познакомимся сейчас

На свои места садитесь

И друг другу улыбнитесь.

2. Определение темы занятия , постановка целей.

Сейчас мы проведём с вами небольшую разминку, а заодно узнаем тему нашего занятия

Кроссворд : (слайд №1)

1. Что приводит в движение кровь ?

2. Что течёт по венам?

3. Орган, который помогает переваривать пищу.

4. С помощью этих органов мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.

5. Орган дыхания.

6. Куда сначала попадает пища?

– Какое ключевое слово в нашем кроссворде? (скелет ) Правильно, ребята. И тема нашего занятия «Скелет - опора тела и движение » (слайд №2)

(слайд №3) Сегодня на занятии мы с вами узнаем что такое скелет , из каких частей он состоит; выясним, для чего служит каждая часть и весь скелет полностью ; узнаем, что приводит скелет в движение ; выясним как связаны скелет , осанка и наше здоровье.

3. Основная часть.

– Давайте с вами пофантазируем, что было бы, если бы у человека не было костей, на что могло быть похоже наше тело (желе, кисель, медуза, слизняк)

– Действительно, человек был бы бесформенным и некрасивым, если бы у него не было скелета . Скелет - это наша опора , благодаря которой мы сохраняем свою форму.

– Кости, составляющие скелет , поддерживают тело и обеспечивают защиту от ранений и ушибов.

- Послушай те стихотворение :

Чтоб на кисель не походить,

На скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой-нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол, ходить в кино

И плавать в речке летом,

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета .

Скелет опорой служит днем ,

А ночью отдыхает!

Н. Кнушевицкая.

- Скелет состоит из костей , больших и совсем крошечных. И у всех их одинаковое количество - более 200 штук.

Потрогайте свою руку, ногу, руку и ногу рядом стоящего товарища, что вы чувствуете? (кость)

(слайд №4) Ребята, кто назовет основные части скелета ? (череп, скелет верхних конечностей , позвоночник, грудная клетка, скелет нижних конечностей .)

– На вид скелет хрупкий , но на самом деле очень прочный. Скелет служит организму не только опорой , но и защищает внутренние органы.

Череп похож на шлем. Что он защищает? (мозг) (слайд №5)

Грудная клетка состоит из 12 пар ребер, которые прикреплены к позвоночнику. Что защищают ребра? (внутренние органы : сердце, легкие от повреждений) (слайд №6)

Позвоночник является основным стержнем туловища, на него приходится вес верхних частей тела , а сам он состоит из 33 позвонков, соединенных между собой, проходит посредине спины. (слайд №7)

Корень, ствол у дерева –

Жизни всей источник,

Жизни ствол у человека–

Это позвоночник.

Сделав выводы теперь,

Вы держитесь твердо.

Чтобы по земле шагать

Вам с осанкой гордой.

В состав скелета входят еще верхние и нижние конечности (слайды № 8) А вы знаете, что кости верхних и нижних конечностей очень хрупкие, особенно у детей. Поэтому нужно быть осторожным : не прыгать с высоких предметов, не лазать по деревьям, по обрывам, быть осторожными в гололед. Какую функцию выполняют верхние и нижние конечности? (с их помощью осуществляются разнообразные движения )

- О худых людях говорят : "У него только кожа да кости". Может ли такое быть на самом деле? (нет) . Если бы это было так, то человек не смог бы двигаться, бегать, ходить, поднимать грузы или даже моргать.

Мальчики, напрягите свои руки и покажите мускулы. Как вы думаете, почему у спортсменов такие широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки и ноги? Почему они такие сильные и выносливые? Что им помогает поднимать тяжелые штанги, высоко прыгать, быстро бегать? Конечно, скелет , но еще и мышцы – это главные силачи. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Человеку нужны мышцы (слайд №9) Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны .

Вытяните руку, ваши мышцы находятся в свободном состоянии, согните руку в локте, а вот в это время наши мышцы сокращаются и приводят в движение вашу руку (показ, дети повторяют) . Попробуйте обхватить пальцами левой руки правый кулак и повертите его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней (слайд №910, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.

- Скелет и мышцы растут и развиваются - это опорно -двигательная система нашего организма (слайд №11)

Чтобы стать красивым, сильным и здоровым нужно тренировать свои мышцы. Что помогает это сделать? (физкультура и спорт) . Правильно, давайте и мы с вами проведем сейчас физминутку для здоровья.

Физминутка

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Начинаем приседанья

Раз, два, три, четыре, пять

А теперь три раза нужно

как лягушки проскакать.

Мы разминку завершаем,

Руки шире раздвигаем,

А теперь их тянем вверх,

Отдохнет спина у всех.

Физкультура и спорт делают фигуру человека красивой, формируют правильную осанку (слайд №12) А кто знает, что такое осанка? (слайд №13)

Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- (слайд №14) Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким.

Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.

Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.

Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.

Давайте сначала подумаем, каким мы представляем здорового человека (слайд №15)

Выберите слова для описания здорового человека :

Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)

(слайд №16) Это интересно!

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже. Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Каковы же причины плохой осанки? (ответы детей)

А как, по вашему мнению, выработать правильную осанку?

Правила сохранения правильной осанки : (Ответы детей) (слайд №17)

1. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

2. При переносе тяжести нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

3. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

4. Сидеть с максимально выпрямленной спиной.

5. Избегать неудобных поз и каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка если вы будете выполнять эти правила, то осанка у вас будет красивой и правильной.

4. Опытно-экспериментальная деятельность :

А сейчас мы с вами проведем эксперимен

Одному ребенку воспитатель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всей группой, а затем повернуться спиной к детям. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ребенка спина не искривлена.

Какой можно сделать вывод? (Дети делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу : с портфелем или с ранцем)

Третий ребенок держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ребенок ровно держит спинку. На основе своих наблюдений дети делают вывод. Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Хотите проверить, правильная ли у вас осанка?

– Встали, повернулись ко мне спиной, руки сложили вместе ладошками и приставили к позвоночнику. Ладошки не должны разомкнуться. У Никиты хорошая осанка, а вот Наташе надо поработать над своей осанкой.

– Можно по-другому проверить свою осанку.

Тренинг : Проводится игра «Пройди с мешочком на голове»

Я повторяю по утрам :

Мой позвоночник гибок, прям

Когда лежу, стою, сижу –

За позвоночником слежу

Я позвоночник сберегу

И от болезни убегу.

Существуют специальные упражнения по укреплению мышц туловища. Как мы уже говорили, наши мышцы становятся крепче благодаря физическим упражнениям. И поэтому у спортсменов и атлетом самые сильные мышцы. Что кроме упражнений может укрепить наш скелет , и позвоночник в том числе? Какие продукты нужно употреблять? Те, в которых в большом количестве соли кальция - творог, молоко. Также полезны овощи и фрукты - в них содержатся витамины.

А вы хотите быть сильными, ловкими, быстрыми? (да) . Что для этого нужно делать? (заниматься физкультурой, гимнастикой, играть в подвижные игры , обязательно делать по утрам зарядку) словом вести активный образ жизни.

У нас сегодня на занятии присутствует Ирина Этвиновна, специалист по лечебной физкультуре. Она покажет нам упражнения, которые помогут укрепить мышцы нашего туловища, чтобы наша осанка всегда была правильной и красивой, а мы были здоровы и полны сил и энергии.

5. Итог занятия : Ребята, вам интересно было сегодня на занятии ? О чём мы сегодня говорили? (о строении и функциях скелета человека и его мышц , узнали об их роли в нашем организме) Что такое осанка? От чего она зависит? Вспомните правила, которые помогут сохранить нашу осанку правильной.

А завершить наше занятие я бы хотела стихотворением :

Каждый твёрдо должен знать :

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни - ведь здоровье

В магазине не купить!

Спасибо вам за работу и доброго вам здоровья!

90. Рассмотрите рисунок, изображающий скелет человека. Подпишите названия костей.

91. Дополните предложение.

Опорно-двигательный аппарат человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы.

92. Ответьте письменно на вопрос: каково значение скелета?

Он служит опорой телу и его органам. Кости туловища и конечностей являются рычагами, с помощью которых осуществляются движения тела в пространстве. Скелет создает и структурную форму тела, определяет его размеры. Части скелета - такие, как череп, грудная клетка, таз - образуют вместилища для жизненно важных органов (головного мозга, сердца, легких, желудка, половых и других органов). Выполняет скелет и другие функции, например участвует в обмене веществ.

93. Выполните практическую работу «Внешнее строение костей».

1. Рассмотрите образцы или муляжи костей, выданные вам учителем.

2. Определите, к какой группе костей (трубчатых, плоских или смешанных) относятся данные объекты. Обоснуйте ваш ответ.

3. Зарисуйте в тетради и подпишите изученные объекты.

4. При отсутствии образцов или муляжей костей для выполнения данной работы воспользуйтесь рисунком. Определите, к каким группам относятся изображённые на рисунке кости, и подпишите их.

94. Дополните предложения.

1. Гибкость и упругость придают костям органические вещества.

2. Твёрдость придают костям минеральные вещества.

95. Почему у пожилых людей кости становятся более хрупкими, чаще возникают переломы?

Потому что с возрастом органических веществ становится меньше, поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и ломкие.

96. Изучите в учебнике раздел «Строение кости». Рассмотрите рисунок. Напишите названия структур, обозначенных цифрами.

97. Как осуществляется рост кости в длину и толщину?

Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами.

98. Рассмотрите рисунок. Подпишите изображенные на рисунке типы соединения костей, обозначенные цифрами.

99. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей сустава, обозначенных цифрами.

100. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия костей черепа. Раскрасьте цветным карандашом кости лицевого отдела.

101. Перечислите отделы позвоночника и укажите число по звонков в каждом отделе.

102. Рассмотрите рисунки. Напишите названия костей верхней и нижней конечностей, обозначенных цифрами.

Кости верхней конечности

1. Ключица; 2. Лопатка; 3. Плечевая кость; 4. Локтевая кость; 5. Лучевая кость; 6. Кости пясти; 7. Кости запястья; 8. Фаланги пальцев.

Кости нижней конечности

1. Тазовая кость; 2. Бедренная кость; 3. Большая берцовая кость; 4. Малая берцовая кость; 5. Кости предплюсны; 6. Кости плюсны; 7. Фаланги пальцев.

103. Рассмотрите натуральный позвонок. Зарисуйте его и подпишите основные части.

104. Подчеркните названия костей, составляющих грудную клетку.

Рёбра, шейные позвонки, грудина, крестец, грудные позвонки, ключицы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх