Закаливание: Принципы закаливания. Основные факторы закаливания

Консультация для родителей ДОУ. Закаливание дошкольников

Дирконос Марина Николаевна, воспитатель МКДОУ детский сад № 64, город Россошь, Воронежская область.
Описание статьи: данная статья полезна педагогам дошкольных учреждений, а также родителям. В статье даны практические рекомендации по закаливанию детей дошкольного возраста естественными природными факторами.
Цель:
- ознакомление с приемами закаливания детей в домашних условиях, в условиях детского сада, рекомендациями по проведению процедур закаливания,
- формирование основ здорового образа жизни.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок не болел, был крепок и полон сил. Однако под влиянием погодных условий у детей простудные заболевания возникают чаще, чем у взрослых. Чем меньше ребенок, тем его организм хуже приспосабливается к перепадам температуры, быстрее переохлаждается или перегревается. Для того, чтобы дети безболезненно переносили любые температурные колебания внешней среды, их необходимо закаливать. Эффективными приемами закаливания детского организма являются естественные природные факторы: воздушные ванны, водные процедуры, солнечные ванны.
Воздушные ванны начинают с первых дней жизни ребенка , когда при смене одежды малыша оставляют на короткое время оставляют раздетым. Начинать воздушные ванны необходимо с проветривания помещения. И если ребенок простудился, то проветривание еще более необходимо. Дети должны достаточное время находиться на свежем воздухе: летом в течение всего дня, весной, осенью и зимой не менее трех часов. При этом надо иметь в виду, что гулять нельзя при прямых солнечных лучах, так как это может иметь негативные последствии для организма: перегрев, обезвоживание. Дневной сон на открытом воздухе повышает устойчивость к просттудным заболеваниям. Необходимо следить, чтобы ребенок находился на участке с зелеными насаждениями, без посторонних запахов дыма, пыли, автомобильных выхлопов.
Водные процедуры оказывают благоприятное влияние на организм ребенка.
Умывание, купание в ванной, мытье рук и ног не только очищают, но и тренируют тело. Начинать процедуры необходимо постепенно, без фанатизма. В начале рекомендованы сухие и влажные обтирания рук от пальчиков к плечам, ноги, живот, спину. Затем начинают частичное обливание частей тела: руки по локоть, ноги. Обливание водой должно начинаться с 33-35 градусов, постепенно доводя температуру воды до 28 градусов. Затем обливают все тело, направляя струю на шею, минуя голову, на плечи, грудь, спину. Продолжительность процедуры 20-30 секунд, после чего тело ребенка быстро вытирают насухо. В теплые летние дни процедуру можно проводить на воздухе, в холодные - в помещении. Хороший эффект для закаливания детского организма, профилактики простудных заболеваний дают контрастные ножные ванны. Суть такой процедуры заключается в следующем: берется одна емкость с горячей водой 38-40 градусов, а другая- с холодной 28-30 градусов. Сначала ноги погружают в горячую воду на одну, две минуты, затем, не вытирая, в холодную на одну, две секунды. Сделав так два, три раза, ноги необходимо растереть полотенцем. Постепенно температуру горячей воды повышают, а холодной понижают.
Летом незаменимым способом закаливания является купание в открытых водоемах. Для начала такой процедуры важным фактором является температура воздуха- 24-25 градусов, а воды - не ниже 22 градусов. После того, как дети адаптируются к купанию, его можно продолжать при понижении температуры воздуха до 18 градусов. После такой водной процедуры важно ребенка обтереть насухо, одеть, поиграть. Прекрасный результат при закаливании организма оказывает морское купание, полоскание морской водой горла, промывание носа.
Трудно переоценить пользу солнца для человека . Одна поговорка гласит
«Куда редко заглядывает солнце, туда часто приходит врач». Если часто пасмурная погода, не светит солнце, то у взрослых можно отмечать депрессии, снижение работоспособности. Для маленьких детей отсутствие солнечных лучей может привести к такому заболеванию, как рахит. Однако надо всегда помнить о правиле «золотой середины», чтобы солнце не принесло вред. Если человек находится под прямыми лучами солнца слишком долгое время, организм перегревается, возможен тепловой или солнечный удар. Принимать солнечные ванны и взрослым и детям врачи рекомендуют утром, когда воздух еще сильно не нагрет, а также вечером. Голова должна быть защищена светлым головным убором. После солнечно-воздушной ванны желательно облить ребенка водой или искупать.
Воздушные, водные, солнечные процедуры не только можно и нужно совмещать. Они оказывают многостороннее полезное воздействие на деятельность всех органов и систем растущего организма. Безусловно, нужно отметить, что закаливание должно быть систематично, а не от случая к случаю. Потому, что если человек прекращает процедуры закаливания, то происходит потеря приобретенных защитных сил организма, все нужно начинать с начального уровня. Водные процедуры с детьми можно сочетать с играми, потешками, прибаутками. Например, умывая маленького ребенка, обливая его руки водой, можно проговаривать потешку «Водичка, водичка, умой мое личико…».
О положительном влиянии закаливания на ребенка можно судить по таким показателям, как хороший аппетит, настроение, реже болеет, простудные заболевания проходят быстро и в легкой форме. Если же процедуры не приносят желаемого результата, то обязательно нужно проконсультироваться с врачом.
Закаливание организма ребенка не только повышает адаптацию к внешним условиям, но и закладывают фундамент здоровья . Привычка к водным, воздушным, солнечным процедурам должна стать потребностями организма на всю жизнь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО Российский новый университет

Гагаринский филиал НОУ ВПО «РосНОУ»

Специализация «Финансы и кредит»

Специальность «Экономист»

Реферат на тему:

Закаливание естественными природными факторами

По дисциплине:

Физическая культура

Студентки 2-ого курса

Заочной формы обучения

Кузьмичевой Ольги Сергеевны

г. Гагарин 2011 г.

1. Народная мудрость о здоровье

Физиологические основы закаливания

2. Принципы и правила закаливания

Систематичность использования закаливающих процедур

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия

Последовательность в проведении закаливающих процедур

Учет индивидуальных особенностей человека

Комплексность воздействия природных факторов

3. Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Закаливание водой

Купание в ледяной воде (моржевание)

Выводы о закаливании

Список используемой литературы

1. Народная мудрость о здоровье

Здоровье -- всему голова. Русская народная пословица

Здоровье! Как часто употребляется это слово в разговоре. При встрече с родными, знакомыми мы спрашиваем: «Как ваше здоровье?». При расставании мы желаем: «Будьте здоровы!». И в этом скрыт глубокий смысл. Действительно, здоровье человека, его самочувствие определяют все стороны его жизни.

В процессе борьбы с природой, в процессе коллективного труда древнейших людей сложились условия для возникновения обрядов, которые представляют собой совокупность обычаев. Обычай--это общественное признание правильности, закономерности привычек, своего рода освящение привычки. Следует отметить, что большинство обрядов возникли задолго до религии и лишь впоследствии они были поставлены на службу церкви. Таков, например, у русских людей обряд купания в проруби -- иордани, который совершался ежегодно 6 января. И только спустя много времени он был облачён в религиозные «одежды», хотя первоначально возник как гигиеническая, укрепляющая процедура

Следует отметить, что большинство обрядов в известной степени являлось своего рода тренировкой, «репетицией» тех или иных действий, которые являлись жизненно важными для человека или всего общества. Например, у древних людей существовал обряд выхода племени на охоту. Танец, в котором принимали участие все охотники, состоял из подкрадывания, прицеливания, стрельбы в цель и так далее. Таким образом, это была подготовка к действиям, имеющим важнейшее значение.

Существовали и обычаи, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Таков, например, обычай воинов не есть перед битвой. Это предохраняло от осложнений при ранении живота. Сюда же можно отнести и обычай надевать чистое белье перед боем. Это помогало избежать загрязнения при ранениях.

В сохранившихся описаниях жизни скифов греческих историков Тацита и Геродота мы находим следующий обычай. С целью закаливания скиф до тех пор купал своего ребёнка в холодных водах реки, пока ребёнок, выдержав влияние холода, не доказывал «отцу своему, что он достоин жизни, полной борьбы с суровыми, стихиями».

У кочевников Севера существовал такой обычай -- с самого момента рождения ребёнка выносили на улицу и клали обнажённым в снег. С этой же целью, когда дети подрастали, каждое утро их заставляли без одежды выходить на улицу, «узнать, какая погода». А иногда купали в прорубях.

Наблюдения и тысячелетний опыт народа, обычаи, накопленные в области охраны здоровья и борьбы с болезнями, нашли своё отражение в пословицах. «Наблюдательность народа, -- писал академик С. И. Вавилов, -- запечатлена в многочисленных пословицах и загадках, построенных, по существу дела, на наблюдениях научного порядка».

Одним из обычаев русских людей, проверенных вековым опытом, является приучение своего тела к холоду -- закаливание. Об этом говорят и пословицы: «В мороз и холод всякий молод», «Ледяная вода -- для хвори беда» и другие.

Физиологические основы закаливания

С древних времён люди использовали естественные природные факторы в целях укрепления здоровья.

Известно, что в далёкие времена все народы отождествляли солнце, воздух и воду с божествами, приписывая им чудодейственную силу, слагали в их честь гимны.

В древнем мире -- в Египте, Индии, Китае, Греции, Риме -- очень высоко ценили оздоровляющие свойства сил природы.

И действительно, солнце, воздух и вода являются самым ценным средством закаливания организма.

В повседневной жизни человека имеет большое значение закаливание организма для повышения его сопротивляемости неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Никакая совершенная медицина не сможет избавить человека от всех болезней, поэтому необходимо с раннего возраста закаливаться, вести здоровый и активный образ жизни, заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены. Самыми действенными средствами закаливания, безусловно, являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Значение закаливания для организма человека исключительно велико, направлено на повышении его защитных сил (повышение иммунитета, совершенствование функциональных систем) и как результат, способности противостоять заболеваниям.

В основе закаливания лежит достижение организмом способности сохранять равновесие между внешней средой, с одной стороны, и всеми внутренними процессами организма, с другой. Организм может существовать только до тех пор, пока он в каждый данный момент уравновешивается с внешней средой. И он перестаёт существовать, как только это равновесно серьёзно нарушается. Даже в нормальных условиях существования организма происходит непрерывное воздействие отклоняющих факторов, действие которых исправляется немедленно включающимися приспособительными механизмами.

Главная цель закаливания -- приучить организм к резким колебаниям температуры, повысить его устойчивость к инфекциям, выработать невосприимчивость к заболеваниям, в частности простудным.

Итак, природа наделила человека чудесным даром -- приспосабливаться к изменениям окружающей температуры. Но одновременно поставила и условие: эта способность сохранится лишь при постоянной тренировке.

Организм человека чрезвычайно пластичен и обладает большим запасом прочности. Впервые на это указал крупнейший представитель мировой физиологической науки Уолтер Кэннон в своей замечательной книге «Мудрость тела». Он установил, что для обеспечения жизнедеятельности организма человека в обычных условиях достаточно небольшой части «проектной мощности» какого-либо органа, системы органов или организма в целом. Человек обычно использует лишь 7% дыхательной поверхности лёгких, составляющей 1/13--1/14 часть их общей поверхности. Этого достаточно, чтобы обеспечить эффективный газообмен. Остальная часть -- резерв. При удалении одной почки, оставшаяся вполне справляется с тем, с чем справлялись обе.

Из этого следует, что для обеспечения жизнедеятельности организма в обычных условиях достаточно небольшой части «проектной мощности» органа. Остальная ее часть предназначена для работы в «аварийных условиях». Но из этого следует ещё один вывод: тренировать, держать в состоянии готовности на случай «аварии» необходимо всю мощность, весь запас прочности. Отказ от тренировки приведёт к их ослаблению, исчезновению.

Поэтому физическая тренировка и закаливание организма, независимо от того, в каком возрасте человек пришел к данному мудрому решению, всегда даст замечательный и полезный результат.

2. Принципы и правила закаливания организма

Любой человек, заботящийся о своем здоровье и долголетии, при определенных обстоятельствах, приходит к пониманию необходимости закаливания своего организма. Чем раньше приходит это понимание, тем значительно качественнее становится его жизнь.

Правила закаливания организма человека необходимо знать для осмысления данного сложного процесса. С момента рождения, в абсолютно любом человеке природой заложен физиологический механизм терморегуляции, именно он лежит в основе любого процесса закаливания организма человека. Холод действует раздражающе на многочисленные чувствительные нервные образования, которые называются терморецепторами кожи. Под воздействием данного раздражения импульсы идут к нервным окончаниям, регулирующим кровообращение, сосуды кожи сокращаются и значительно снижается приток крови, что приводит к естественному уменьшению теплоотдачи организма. В тоже время производится усиление «производства» тепла в организме человека, значительно активизируется деятельность разнообразных систем, повышается поступление адреналина в кровь. Этим объясняется наибольшая активность людей, закаленных и привыкших к холоду.

Основано закаливание на двух принципах: ПЕРВЫЙ из них -- тренировка, состоящая в систематически повторяемых по определенной программе раздражениях. ВТОРОЙ принцип, заключается в постепенном усилении интенсивности и увеличении продолжительности раздражений.

В чем состоит физиологический механизм закаливания? Известно, что решающее значение для здоровья человека имеет нервная система, обеспечивающая связь между организмом и окружающей средой и регулирующая все стороны жизнедеятельности последнего. Раздражения, источником которых является среда, воспринимаются органами чувств (зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием) и передаются в клетки центральной нервной системы. Возникающие в клетках возбуждения дают импульс к деятельности органов тела. На воздействие тех или иных раздражителей организм отвечает закономерными реакциями. Приспособление организма к среде осуществляется путем образования приобретенных, иначе -- условных рефлексов. Наиболее полное уравновешивание организма и среды достигается тогда, когда условные рефлексы присоединяются к врожденным -- безусловным. Вырабатывая нужные условные рефлексы воздействием на организм извне, мы можем добиться усовершенствования его функций в нужном нам направлении.

Воспитывая целенаправленными воздействиями способность организма быстро и безотказно мобилизовать свои защитные силы в случае необходимости, следует помнить, что любые влияния, угнетающие деятельность центральной нервной системы, ослабляют эту способность. И наоборот: влияния, усиливающие полезную для организма деятельность нервной системы, увеличивают его защитные силы. Смех, радость, бодрое настроение -- не только показатели здоровья, но в известном смысле -- и подлинные его творцы.

Человек закаленный -- всегда здоров. Поэтому закаливание как непременная часть физического воспитания проводится в детских садах, школах, на предприятиях, в армии и т. д.

Следует помнить также, что успех обеспечен, если меры по закаливанию применяются систематически, непрерывно, в течение многих лет. Перерывы в закаливании снижают и даже сводят на нет выработанную устойчивость организма.

И еще один совет: прежде чем приступить к закаливанию, проверьте состояние своего здоровья у врача. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, врач подскажет методику проведения закаливающих процедур.

Принципы закаливания

Закаливание - это, прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.

Приступая к закаливанию, следует придерживаться следующих принципов:

Систематичность использования закаливающих процедур

Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если пользование закаливающими процедурами будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются лишь при строгом режиме повторения охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.

Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия

Закаливание принесет положительный результат лишь в том случае, если сила и длительность действия закаливающих процедур будут наращиваться постепенно. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби. Такое закаливание может принести вред здоровью.

Переход от менее сильных воздействий к более сильным должен осуществляться постепенно, с учетом состояния организма и характера его ответных реакций на применяемое воздействие. Особенно это важно учитывать при закаливании детей и пожилых, а также людей, страдающих хроническими заболеваниями сердца, легких и желудочно-кишечного тракта.

В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная ответная реакция со стороны дыхательной, сердечно - сосудистой и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур на организм.

Последовательность в проведении закаливающих процедур.

Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур.

При проведении закаливания лучше всего придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные - губительны.

Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступать к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия.

Врачебный контроль в ходе закаливания позволит выявить эффективность закаливающих процедур либо обнаружить нежелательные отклонения в здоровье, а также даст врачу возможность планировать характер закаливания в дальнейшем. Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следует закаливание своим самочувствием и на основании этого может изменять дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.

Комплексность воздействия природных факторов

К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух, вода и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.

Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором человек находится, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.

Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат, при котором температура поддерживается не настрого постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Такая комплексная тренировка имеет весьма важное значение. Иначе выработается биологически малоцелесообразный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода.

Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если их сочетать с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной.

закаливающий индивидуальный купание моржевание

3. Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Воздух не токмо жизнь хранит, но и здравие наблюдает… С.Г. Зыбелин

Каждый испытал на себе, то непередаваемое чувство, какое возникает у человека, находящегося на лоне природы, особенно после дождя или грозы. Чистый, прозрачный воздух вселяет бодрость, прибавляет сил!

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху.

Воздух -- наиболее универсальное средство закаливания. Его влияние на организм разносторонне. На человека оказывают воздействие температура воздуха, его влажность, скорость движения -- ветер, аэрозоли -- разнообразные твёрдые и жидкие вещества, находящиеся в состоянии мельчайшего раздробления.

Основным фактором, воздействующим на человека, является температура воздуха. Она может быть высокой, средней или низкой. Самой благоприятной температурой воздуха для человека принято считать температуру в пределах от 18 до 23 градусов по Цельсию.

Важное значение имеет и влажность воздуха. Учитывается относительная влажность, которая выражается отношением абсолютной влажности к наивысшей влажности при данной температуре воздуха. Выражается относительная влажность в процентах. В зависимости от насыщения водяными парами воздух принято подразделять на сухой-- до 55%, умеренно сухой -- от 56 до 70%, умеренно влажный -- от 71 до 85% и очень влажный -- выше 86%. Влажность воздуха оказывает существенное влияние на человека. Так, при высокой относительной влажности воздуха нам холоднее, чем при низкой. Это объясняется тем, что вода (водяные пары) лучше проводит тепло, её удельная теплоёмкость выше, чем воздуха. Поэтому в мороз при высокой влажности организм теряет много тепла.

Не менее важное значение имеет и ветер . Известно, что в холодную, но безветренную погоду нам теплее, чем в более тёплую, но с ветром. Это происходит потому, что при ветре слой нагретого воздуха около нашего тела -- так называемый «пограничный слой» -- всё время сменяется и тело нагревает все новые порции воздуха. Поэтому при ветре организм расходует больше тепла, чем в безветренную погоду.

Оказывает влияние на организм и аэрозоль . Аэрозоль постоянно «бомбардирует» кожные покровы тела, слизистые оболочки дыхательных путей. Состав аэрозоля разнообразен. В потоках воздуха, идущих с моря, преобладают аэрозоли, несущие натриевые, йодистые, бромистые и магниевые соли. Ветер с больших зелёных массивов несёт древесную и цветочную пыльцу, микроорганизмы. Содержание аэрозоля неравномерно в воздухе. В зелёных массивах, около воды его обычно меньше.

Эти свойства воздуха необходимо учитывать при закаливании.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С°), теплые (свыше 22С°), индифферентные (21-22С°), прохладные (17-21С°), умеренно холодные (13-17С°), холодные (4-13С°), очень холодные (ниже 4С°).

Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.

Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм закаливания счет своей силы и скорости, имеет значение и его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.

Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться либо в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.

Итак. Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.

Закаливание воздухом способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Прогулки на воздухе

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой - катанием на коньках, лыжах, а летом - игрой в мяч и другими подвижными играми.

Воздушные ванны

Наиболее доступная, распространенная и безопасная процедура - приём воздушных ванн. С неё и рекомендуется начинать систематическое закаливание организма.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16° С, и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут (в дальнейшем увеличивая время). При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.

После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, т.е. 20-22°С. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.

Холодные ванны могут принимать только закаленные люди. Их продолжительность - не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.

Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды и заканчивать закаливания 30 минут до приема пищи.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

Закаливание воздушными ваннами подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.

Закаливание водой

О, да истребится та постыдная робость противу холодной воды, которую я, к несчастью, замечал у своих любезных соотечественников. М. Ламовский

С древнейших времён известна целительная сила воды как средства, укрепляющего здоровье человека.

Столь высокая эффективность воздействия воды на организм объясняется тем, что теплоёмкость воды почти в 30 раз выше, чем теплоёмкость воздуха. При температуре воздуха 13 градусов он кажется нам прохладным, в то время как вода этой же температуры кажется холодной. Воздух в 22° кажется безразличным, а вода -- прохладной. Воздух в 33° кажется тёплым, а вода -- только безразличной. Следовательно, при одной и той же температуре воздуха и воды организм в воде теряет тепла почти в 30 раз больше. В силу этого вода является очень сильно действующим закаливающим природным средством.

Существует много способов закаливания водой. В зависимости от состояния здоровья, степени закалённости и других условий можно выбрать тот пли иной способ. Воздействие некоторых из них не очень велико (например, обтирание тела мокрым полотенцем). Сила воздействия других огромна (например, душ, купание). При закаливании водой нужно обеспечить постепенный переход от слабых раздражителей к сильным: начинать с обтираний, а затем уже переходить к обливанию, душам, купанию.

Следует помнить, что по своей температуре водные процедуры подразделяются на горячие -- выше 40°С, тёплые -- 36--40°С, безразличные -- 34--35°С, прохладные -- 20--33°С и холодные -- ниже 20°С. Это необходимо учитывать при закаливании своего организма. Начинать закаливающие процедуры необходимо с воды, имеющей безразличную температуру, постепенно в процессе закаливания дойдя до холодной.

Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение ее отсутствует - это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.

Лето и осень - это самое благоприятное время для начала закаливанием водой, что включает в себя и обтирание, и обливание, и душ, и купание.

Обтирание - начальный этап закаливания водой. Это одна из самых доступных форм использования холодной воды в целях закаливания организма к холоду. С него следует начинать закаливающие процедуры, так как оно способствует подготовке организма к более сильно действующим водным процедурам.

В начале закаливания обтиранием температура воды должна быть 34--35°С. Обтирание производится простым или махровым полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Длительность процедуры вначале -- 25--30 секунд, затем -- доводится до 2 минут. Температура воды также постепенно снижается и доходит до температуры воды из водопроводного крана. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина. После обтирания необходимо тщательно растереть тело сухим полотенцем до покраснения. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут. Эффект этой процедуры складывается из действия холодной воды и последующего растирания тела -- самомассажа. Её целесообразно проводить утром после утренней гигиенической гимнастики.

Обливание - следующий этап закаливания. Это более сильно действующая процедура. Начинать обливание надо летом. Обливание можно проводить в помещении или на воздухе. Для этого нужно встать в таз и положить ладони на голову. Если приходится обливаться самому, то лейку или кувшин надо поднять над головой и облить себя с таким расчётом, чтобы вода попадала на все тело по возможности равномерно. При первых обливаниях температура воды должна быть 34--35°С. Постепенно её температура понижается до 10--12°С. После обливания все тело нужно обязательно тщательно растереть махровым полотенцем до покраснения так, чтобы появилось ощущение тепла.

Проводить обливание лучше всего в утренние часы после зарядки.

Душ - очень эффективная и энергичная форма закаливания, где воздействие воды на организм является не только температурным, но и механическим. Поэтому при пользовании душем нужно помнить следующие моменты. Нельзя становиться под душ после интенсивной физической работы. Нужно дать время телу остыть. Оно должно быть тёплым и сухим. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32°С и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 мин., включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40°С с водой 13-20°С на протяжении 3 мин. После душа тело тщательно растереть махровым полотенцем. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.

Если вы пробовали холодный душ, то вы сразу же могли убедиться, что после него появляется хорошее и бодрое настроение.

Купание. Самой эффективной формой закаливания водой является купание. Но для того чтобы получить от купания больше пользы и удовольствия, необходимо научиться плавать. Каждый человек должен уметь плавать.

Купание в открытых водоемах обеспечивает влияние на организм не только воды, но и воздуха и солнечных лучей. Купаться желательно в утренние и вечерние часы. Постепенно число купаний увеличивается до 2-3 раз в день, при этом должен соблюдаться промежуток в 3-4 часа между купаниями. Начинать купания можно при температуре воды 18-20°С и 14-15 °С воздуха.

Купание, особенно в море, укрепляет нервную систему. Растворенные в морской воде соли положительно влияют на кожу, закаляют ее, повышают общий тонус. Плавание улучшает обмен веществ в организме, кровообращение и лимфообразование в коже.

Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течении всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28°С, а затем снижая ее до 12-15°С. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25°С, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2С и доводится до 5-10°С.

Закаливание снегом. Полезные свойства этого метода закаливания трудно переоценить. Даже кратковременный прием снежной ванны называет активацию эндокринных процессов. Снежные ванны -- это как бы естественная гормонотерапия. При их приеме возрастает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Прежде чем приступить к снежному купанию, следует подготовить свой организм. Для этого начните с обтирания водой температурой 28"С и выше. Затем в течение последующих 2 недель температуру следует снижать до 14--15°С. Далее принесите в ванну таз со снегом, разотрите им грудь, шею, руки, лицо. Через педелю допустимо произвести растирание всего тела. Если проводимые процедуры пошли на пользу и вы почувствовали прилив бодрости и сил, смело переносите процедуру на улицу. После 5--10 таких растираний можно приступить к снежным купаниям.

Особенно хороши они после сауны. Воздействие сухого пара повышает температуру тела на 1--2°С, кожи -- на 3-- 4"С, организм буквально просит охлаждения. Главное условие -- провести процедуру быстро, в первое время продолжительность ванн не должна превышать 10--15 секунд. Место для ее проведения следует выбирать на расстоянии 10--20 м от помещения.

Закаливание в парной. Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.

Купание в ледяной воде (моржевание)

Купанье без утомления, обливание себя водой, даже осенью и зимой, и ежедневно телодвижение. С.Т. Аксаков

Имеются и исключительно сильнодействующие процедуры, такие, как растирание снегом и моржевание (купание в ледяной воде). Такие процедуры возможны только после многолетнего систематического закаливания под контролем врача, но необходимыми они не являются, так как высокого уровня закаливания можно добиться и ежедневно применяя обычные закаливающие средства.

Чтобы правильно, с пользой для здоровья использовать купание, повысить устойчивость своего организма к холоду, следует помнить о следующих основных положениях. Воздействие купания зависит от охлаждающего действия воды. При купании наблюдается несоответствие между теплоотдачей и теплопродукцией. Возникает так называемый «дефицит тепла». Его величина зависит от двух причин: температуры воды и длительности купания.

Цель зимнего плавания -- обучить организм защищаться от холода самостоятельно.

Чувствительность к холоду понижается за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений.

В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывают влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания.

Для того чтобы заниматься зимним плаванием, нужно строго соблюдать практические рекомендации и указания.

Место купания и оборудование. Необходимым условием является наличие тёплого помещения около места купания. Это помещение должно служить и раздевалкой и местом для проведения разминки до и после плавания. Само место купания (прорубь) должно иметь трап, лесенку для входа в воду и выхода из воды. Перила должны быть деревянными, так как железные перила, особенно в сильные морозы, могут явиться причиной травмы. Прорубь перед купанием должна быть очищена от осколков льда: острые осколки могут поранить кожные покровы, а если учесть, что в этот момент происходит снижение болевой и тактильной чувствительности, рана может остаться незамеченной.

Расстояние от раздевалки до водоёма должно быть минимальным.

Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Раздеваться надо в теплом помещении. Перед плаванием необходимо выполнить разминку, состоящую из специальных и подготовительных упражнений.

В воде необходимо двигаться, плавать. Лучшим способом плавания в этих условиях является брасс. Количество гребковых движений должно быть не менее 30 в минуту.

Нагрузки, применяемые с целью закаливания, должны быть посильными для организма. Если же нагрузки выше возможностей организма, то это может повести к срыву в деятельности органов, обеспечивающих поддержание теплового равновесия. Для лиц, занимающихся зимним плаванием первый сезон, предельная длительность купания не должна превышать 20 секунд, второй сезон -- 40--50 секунд и, наконец, третий сезон -- 60--70 секунд. В отдельных случаях допустимы определённые незначительные отклонения от указанных цифр -- в пределах ±10 секунд.

После выхода из воды необходимо обтереться и быстро перейти в тёплое помещение раздевалки. Переход от раздевалки к месту купания и обратно рекомендуется совершать одетым (в тренировочном костюме, халате). Это предохранит организм от излишних потерь тепла, так как человек переходит из более холодной среды -- воды в более тёплую -- воздух, то субъективно чувство холода не ощущается. Поэтому потери тепла, которые происходят после выхода из воды на воздух, организмом не контролируются.

Разминку после купания следует выполнять в раздевалке. Интенсивность разминки должна быть достаточно высокой. Это поможет организму быстрее ликвидировать «холодовый долг» и восстановить тепловое равновесие.

Купаться следует через день, так как для восстановления ряда физиологических функций организма после купания требуется не менее суток. А мы знаем, что любые средства, направленные на повышение функциональных возможностей организма, должны применяться только тогда, когда орган или ткань, на которые они действуют, вернулись в исходное состояние.

Поскольку зимнее плавание является сильнодействующим средством, оно требует и строгого контроля. Главным показателем, свидетельствующим о благотворном влиянии зимнего плавания, является самочувствие. Если после купания вы чувствуете себя бодрым, работоспособным, у вас хорошее настроение, нет отвращения к воде, и вы испытываете потребность в купании, значит, оно пошло вам на пользу. Если же вы после купания чувствуете вялость, отсутствие аппетита, у вас плохой сон и потребности в купании нет -- это значит, что нагрузка для вас была велика. В этом случае на некоторое время от купания необходимо отказаться. Когда вы начнёте купание вновь, то пребывание в воде следует сократить.

В ыводы о закаливании:

1. Само по себе закаливание оказывает прекрасное воздействие на организм человека и способствует укреплению его здоровья. Но максимальный эффект закаливание приносит в том случае, если оно является составляющей естественного природного образа жизни, с физическими нагрузками, природным питанием и дыханием, полноценным сном и др.

2. Во время проведения закаливающих процедур наиболее важным, на мой взгляд, является психологический настрой. И если есть соответствующий настрой, то даже при несоблюдении каких-либо правил закаливания вреда скорей всего не будет.

3. Наша забота как о собственном здоровье, так и о здоровье наших детей должна приносить удовольствие. И закаливание - не исключение. Впрочем, те, кто хоть раз пробовали обливаться ледяной водой, принимать контрастный душ или купаться в проруби, могут подтвердить, что эти процедуры кроме того, что очень полезны, еще и весьма приятны.

4. Как и везде, в закаливании следует избегать крайностей. Чтобы был оздоровительный эффект, каждое температурное воздействие должно соответствовать возможностям организма. Только в том случае, если ответная тепловая реакция способна "перекрыть" охлаждение, возникает благоприятный эффект. Переохлаждение недопустимо.

5. Значительный и стойкий закаливающий эффект возникает в результате тренировки, т.е. системы повторных нагрузок. Вот почему важно не прерывать закаливающие процедуры - ведь каждый перерыв означает утрату уже достигнутого уровня сопротивляемости организма. При прекращении занятий эффект от закаливания исчезает через 5-7 дней.

Вместо того, чтобы мечтать о чудодейственных медицинских препаратах, эликсирах народной медицины, «живой» и «мертвой» воде, необходимо проводить закаливающие процедуры, чтобы добиться подлинной гармонии здоровья разумными путями.

Преодолейте собственную лень, закаляйтесь, ведь здоровье - самый драгоценный дар природы.

Список используемой литературы:

1. Ю. Артюхова «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест» Минск, 1999 год.

2. В.И. Ильинич «Физическая культура студента» Изд. «Гардарики» Москва, 2000год.

3. Е.Г. Мильнер «Формула жизни» Изд. «Физкультура и спорт» Москва, 1991год.

4. С.Н. Попов «Лечебная физическая физкультура» Изд. «Физкультура и спорт» Москва, 1978 год.

5. Иванченко В.Г. «Тайны русского закала» Изд. «Молодая гвардия» Москва, 1991 год

6. Лаптев А.П. «Закаливайтесь на здоровье» Изд. "Медицина" Москва, 1991

7. Толкачев Б.С. «Физкультурный заслон ОРЗ»

Изд. «Физкультура и спорт» Москва, 1988

8. Доп. материалы взяты с сайтов: http://www.yandex.ru/, http://www.rubricon.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Целительная сила воды. Действия на организм солнечной радиации. Способы закаливания водой: обтирание, обливания, душ, купание, плаванье, "моржевание". Воздействие воздуха на организм человека. Эффективное использование целебных свойств банной процедуры.

    презентация , добавлен 18.06.2013

    Физиологические предпосылки необходимости закаливания. Основные правила закаливания. Основные виды закаливающих процедур. Воздушные процедуры. Закаливание солнечным светом. Водные процедуры. Бег босиком.

    реферат , добавлен 01.12.2006

    Понятие и оценка позитивного воздействия на организм закаливания как повышения его устойчивости к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды. Основные правила и закономерности проведения процедур закаливания, их разновидности.

    презентация , добавлен 22.02.2017

    Немного из истории закаливания. Принципы закаливания. Основные методы закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание солнцем. Закаливание водой. Местное закаливание холодом. Закаливание в парной.

    реферат , добавлен 13.09.2007

    Задачи силовой подготовки в отдельные периоды тренировки. Комплекс упражнений для развития силы мышц кистей. Принципы и методы закаливания. Тип мышечного волокна. Гигиенические требования при проведении занятий. Факторы, влияющие на развитие силы.

    контрольная работа , добавлен 31.05.2015

    История использования закаливания как средства повышения защитных сил организма. Гигиенические требования и характеристика принципов закаливания. Воздействие на организм принятия воздушных и солнечных ванн, закаливание водой и закаливание в парной.

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Влияние закаливания на организм. Противопоказания к приему процедур закаливания. Метод закаливания периодическим снижением температуры воды при участии всей кожной поверхности. Методика укрепления иммунитета водой с регулярным понижением температуры.

    доклад , добавлен 25.04.2013

    Ведение здорового образа жизни. Характеристика рационального питания. Способы закаливания: обтирание и обливание, ножные ванны, купание, чередующиеся водные процедуры, воздушные и солнечные ванны. Отказ от вредных привычек. Общая гигиена организма.

    презентация , добавлен 16.10.2014

    Понятие режима дня, его позитивное влияние на жизнедеятельность человека. Основные правила гигиены тела, одежды и обуви. Тренировка защитных сил организма с помощью закаливания, принципы его проведения. Особенности закаливания воздухом, водой и солнцем.

    реферат , добавлен 16.12.2013

    Закаливание организма, как система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью ее совершенствования. Методы и виды закаливания.

В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: воздух, вода и солнечная радиация.

Действие воздуха

Действие воздуха воспринимается нервными окончаниями кожных покровов и слизистых оболочек дыхательных путей. Дыхание воздухом обеспечивает внешний газообмен - доставку кислорода в организм и выведение из него конечных продуктов окисления - углекислого газа и воды. Чистый атмосферный воздух имеет следующий химический состав: 20,93-20,94% кислорода; 0,03-0,04% углекислого газа и 79,02- 79,04% азота и инертных газов. В воздухе также всегда имеется некоторое количество водяных паров.
Физическое действие воздуха на организм определяется его качественными показателями: теплопроводностью, температурой, влажностью, давлением, движением, освещением, ионизацией. В зависимости от различных соотношений этих показателей изменяется и характер влияния воздуха на организм. Например, действие на организм открытого воздуха при дневном освещении иное, чем в помещении или при сумеречном освещении. Известна также роль ионизации воздуха. Наиболее благоприятное для здоровья соотношение ионов бывает в воздухе открытых местностей после грозы, когда воздух ионизируется атмосферным электричеством, или вблизи быстротекущих рек, водопадов, морского прибоя, где ионизация происходит под действием бурной воды. Подобный же эффект дают фонтаны.

Далеко не безразлично и то, какие примеси содержатся в воздухе. Благоприятное влияние оказывает морской воздух, насыщенный солями натрия, калия, йода и многих других микроэлементов. Широко известно целебное действие воздуха хвойного леса, богато насыщенного фитонцидами. В то же время воздух, насыщенный ароматами цветущих лугов и садов, у некоторых людей вызывает аллергические явления: катаральный насморк, бронхит, экзематозные изменения кожи и др. Бесспорно, вреден воздух вблизи гниющих болот, застойных водоемов, а также загрязненный отходами различных химических производств или дымом, содержащий большое количество пыли, выхлопных газов автомобилей.

Для правильного развития ребенка очень важно, чтобы он мог находиться на открытом воздухе зимой не менее 4-5 часов в сутки и летом весь день. При выборе места для прогулок детей необходимо руководствоваться определенными требованиями. Важно, чтобы участок, где гуляют дети, находился вдали от предприятий и дорог, загрязняющих воздух, а также вдали от мест, опасных в санитарном отношении (больницы, рынки, скотные дворы, свалки, болота и т. п.). Не меньшее значение имеет также наличие или отсутствие шума, резких звуков. Излишняя звуковая насыщенность неблагоприятно отражается на нервнопсихическом развитии детей, является причиной их повышенной нервности, возбудимости, что в конечном итоге ведет к ослаблению защитных сил организма и ухудшению здоровья.

Близость леса или парка значительно улучшает микроклимат участка. Обмен веществ в растениях сопровождается потреблением из воздуха углекислого газа и выделением в окружающее пространство кислорода. Наблюдения гигиенистов, проведенные в различных городах, показали, что в районах, имеющих зеленые насаждения, воздух содержит пыли в 2-3 раза меньше, чем на смежных неозелененных участках. Зелень способствует поддержанию равномерной влажности воздуха, испаряя влагу в сухую погоду и всасывая ее в период дождей, смягчает движение воздуха, ослабляет яркость солнечного света, в жаркую погоду снижает температуру воздуха на 2-3°, поглощает звуковые колебания, уменьшая шум.
Не меньшее значение при организации закаливания имеет соблюдение гигиенических требований воздушного режима в помещениях, где находятся дети. Наблюдениями гигиенистов установлено, что микроклимат помещения во многом определяется его кубатурой. При существующих нормах площади групповых комнат в дошкольных учреждениях, равной 2,5 м2 на одного ребенка, расстояние между полом и потолком должно быть не менее 3 м. В низких помещениях воздух нагревается быстрее, поэтому в условиях жаркого климата высота помещений должна быть больше - 3,5-3,75 м. Как показали исследования, проведенные в основных помещениях детских дошкольных учреждений, содержание Е воздухе углекислого газа и микробов бывает значительно большим при высоте 2,55 м, чем при высоте 3,05 м. Кроме того, проветривание помещений со сниженной высотой в зимнее время сопровождается резким падением температуры воздуха, в то время как в помещениях, высота которых 3,05 м, этого явления не наблюдалось.
В воздухе закрытого помещения, где находятся дети, относительно быстро изменяется благоприятное соотношение аэроионов, повышается количество водяных паров, пыли и газообразных органических веществ, связанных с выделением пота, газов кишечника, в некоторой мере изменяется и химический состав воздуха, так как выдыхаемый воздух насыщен водяными парами и содержит кислорода 15,4%, азота - 79,2%, углекислоте газа - 4,4% (воздух помещения признается вредным, если содержание в нем углекислого газа превышает 0,1%).
Особенное значение придается бактериальной загрязненности воздуха, которая быстро увеличивается от присутствия людей. У каждого человека на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, полости рта имеются различные микроорганизмы, не вызывающие у него заболеваний при благоприятных условиях (поэтому обобщенно их называют сапрофитами). При обычном дыхании и разговоре, а тем более при крике, кашле и чихании эти микробы вместе с мельчайшими капельками слюны выделяются в окружающий воздух, оседают на полу, стенах и различных предметах и все в больших количествах накапливаются в воздухе.
При температуре в комнате +25, +26° бактериальная насыщенность воздуха увеличивается особенно быстро. С каждым вдохом смесь этих микробов от разных детей попадает в дыхательные пути ребенка. При слабых защитных силах организма непривычные для данного ребенка микробы могут вызвать воспалительные явления - катар верхних дыхательных путей, насморк, ангину и т. п. Это является одной из причин заболевания детей при поступлении в новый коллектив.
Поддержание чистоты воздуха в помещении достигается влажной уборкой и систематическим проветриванием. Влажная уборка должна отвечать определенным требованиям. Так, мытье полов горячей водой (температура не ниже 50°) снижает бактериальную загрязненность помещения на 69%, в то время как мытье полов теплой водой - только на 8,8%. Проветривание проводится несколько раз в сутки.
Применяют три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты; угловое-когда воздух проходит через проемы в смежных стенах, и сквозное, когда воздух проходит через проемы в противоположных стенах. Это наиболее эффективный способ, так как при нем за короткое время происходит многократная смена воздуха. На время сквозного проветривания ребенка надо вынести из помещения или отгородить его от потока холодного воздуха (например, ребенка, находящегося в кровати, поверх,спинок кровати накрывают большой простыней, образуя подобие шатра).
Скорость обмена воздуха при проветривании во многом определяется разностью температуры внутри и вне помещения. В жаркое время года обмен воздуха замедляется ввиду уменьшения разности температур, в этих условиях особенно полезно постоянно держать открытыми окна и периодически открывать противоположные фрамуги или дверь. Практикуемое в некоторых семьях и даже в детских учреждениях затягивание окон и форточек марлей для защиты от мух и комаров создает значительные препятствия проветриванию. Как показали специальные исследования, бактериальная загрязненность воздуха в помещении после проветривания через марлю почти не изменяется.
В осенне-зимнее время ввиду большой разницы температуры внутри и вне помещения обмен воздуха осуществляется значительно быстрее. Для поддержания необходимой температуры помещения проветривание производят кратковременно и несколько раз в день. Проветривание через фрамугу способствует согреванию холодного воздуха, который створками фрамуги направляется сначала к потолку, а затем опускается вниз. Форточки тоже должны устраиваться в верхней части окна. При кратковременном проветривании свежий холодный воздух, заполнивший помещение, быстро нагревается от стен, потолка и пола, а также от предметов, находящихся в помещении.
Помимо очищения воздуха, проветривание используется и для поддержания температурного режима в помещении. Для измерения температуры воздуха термометр обычно укрепляют где-либо на внутренней стене на уровне глаз взрослого человека. Однако нельзя забывать о том, что не всегда температура воздуха в помещении бывает равномерной. Если пол в комнате холодный, входные двери не утеплены или неплотно закрываются, то вблизи пола воздух может быть холоднее, чем на уровне роста взрослого, и тем более у потолка. Теплый воздух от отопительных приборов устремляется вверх, поэтому отопительные приборы располагают внизу, у плинтусов, по наружной (холодной) стене комнаты.
При организации закаливания воздухом в помещении необходимо помнить, что действие воздуха одной и той же температуры неодинаково воспринимается организмом в разные сезоны года. Зимой, когда стены помещения холодные, они постоянно поглощают тепло, а летом теплые стены помещения сами излучают тепло, поэтому потери тепла организмом в зимнее время больше, чем летом при одинаковой температуре воздуха. Это обстоятельство необходимо учитывать при подборе одежды и организации закаливания. Практические рекомендации будут даны в соответствующих главах.
Влажность воздуха имеет определенное значение. Лучше всего воспринимается относительная влажность воздуха в пределах 40-60%. Меньшая влажность воздуха вызывает сухость слизистых покровов и кожи, неприятные ощущения в горле. Большая влажность также неприятна, вызывает ощущение сырости, нарушает процессы теплообмена в организме. При большой влажности и высокой температуре воздуха затрудняется отдача тепла организмом, в результате может быстро наступить перегревание; движение воздуха (ветер) при этом мало помогает. При той же большой влажности, но при низкой температуре воздуха значительно увеличивается отдача тепла организмом, человек быстро зябнет, а ветер еще более усиливает охлаждающее действие влажного и прохладного воздуха.
Отдача тепла организмом, находящимся в окружении сухого воздуха, значительно снижена, особенно она затруднена при высокой температуре воздуха, тогда и ветер не облегчает теплоотдачу, а лишь усиливает перегревание и потерю воды организмом. Но при малой влажности и низкой температуре воздуха без ветра (который вызывает постоянную смену околокожного слоя воздуха), благодаря замедленному переходу тепла в окружающий воздух человек легче переносит морозы.
Действие воздуха на организм человека не ограничивается приведенными примерами. Несомненно, имеет значение ионный состав атмосферы, интенсивность космической радиации, насыщенность воздуха различными электромагнитными и звуковыми колебаниями.

Действие воды

Действие воды воспринимается нервными окончаниями, находящимися в кожных покровах. Человек испытывает на себе действие воды, так же как и действие воздуха, с первого дня рождения.
Смачивание какого-либо участка тела водой сопровождается увеличением отдачи тепла с этого участка тела, вызванным испарением воды. Испарение усиливает охлаждающее действие воды, вызывая более резкие и длительные изменения в организме.
В отличие от воздуха вода обладает большой способностью поглощать и проводить тепло - теплоемкостью и теплопроводностью. Коэффициент теплопроводности воды почти в 30 раз превышает коэффициент теплопроводности воздуха. Поэтому уравнивание температуры кожных покровов и соприкасающейся с ними воды происходит гораздо быстрее, чем уравнивание температуры кожных покровов и соприкасающегося с ними слоя воздуха.
Действие воды обусловлено еще и давлением общей массы ее на поверхности тела, что заметно сказывается при купании, особенно при сильном течении или прибое. Во время купания в водоеме, где нет течения, или даже в ванне ощущается выталкивающая сила воды. Давление отдельных тонких струй воды (душ) оказывает массирующее действие на кожу.
Вода способствует набуханию поверхностных клеток кожи и ускоряет их отторжение. Под влиянием воды смывается также защитный слой кожного сала. Вместе с поверхностными клетками эпидермиса и кожным салом с покровов тела удаляются бактерии, пот, пыль и грязь, кожные поры очищаются, улучшаются условия для кожного дыхания. Содержащиеся в воде растворимые соли и газы через кожу оказывают существенное влияние на весь организм. Эти свойства используются для лечения ваннами. Применяя воду для гигиенических, лечебных или закаливающих целей, особенно важно проследить, чтобы она была очищена от бактерий, в противном случае она сама может стать источником заражения не только кожных покровов, но и всего организма в целом. Соблюдение этих гигиенических требований обязательно при организации бассейнов в дошкольных учреждениях, которые используются для обучения детей плаванию наряду с закаливанием. Как известно, очищение воды от болезнетворных микробов в естественных условиях происходит под влиянием воздуха и солнца. Специальные исследования подтверждают достаточную для наружного применения чистоту воды в проточных и хорошо освещенных солнцем водоемах, в артезианских, глубоких колодцах. Вода искусственных бассейнов, как и водопроводная, очищается от бактерий путем хлорирования. К сожалению, это необходимость. Дополнительное обеззараживание воды, при купании ребёнка в ванне, не нужно.

Солнечная радиация

Солнечная радиация. Лучистая энергия солнца представляет собой смесь световых лучей (электромагнитных колебаний), имеющих различную длину волны и частоту колебаний. Средняя часть солнечного спектра -от красной до фиолетовой - представляет собой воспринимаемые человеческим глазом видимые лучи. За пределами видимой части спектра находятся невидимые лучи - инфракрасные и ультрафиолетовые. Физиологическое действие солнечных лучей на организм наиболее сильно по сравнению с другими природными факторами закаливания. Наибольшей физиологической активностью обладают ультрафиолетовые лучи, в то время как инфракрасные лучи биологически менее активны.
Интенсивность солнечной радиации зависит от ее направления и концентрации. Слой атмосферы задерживает и рассеивает солнечные лучи, поэтому их действие слабее в утренние и вечерние часы, когда лучи проходят слой атмосферы в косом направлении, и наиболее сильно в полдень, когда солнце в зените и лучи падают на землю отвесно.
Различают прямые солнечные лучи, беспрепятственно падающие на земную поверхность, и рассеянные, проникающие через неплотные естественные или искусственные преграды - тонкий слой облаков, кроны деревьев, занавеси, решетки. Рассеивание лучей ослабляет их действие. Еще меньшую силу влияния имеют отраженные солнечные лучи, если они не концентрируются в одной точке. Отраженные и рассеянные солнечные лучи представляют собой дневной свет.

Закаливание – это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Закаливание предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды.

При закаливании повышается неспецифический иммунитет.

Виды закаливания:

    Пассивное – проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается.

    Активное – систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).

Закаливание может быть общим или местным . При общем закаливании температурный раздражитель действует на всю поверхность тела, например при солнечных ваннах, купании, душе, обливании. При местном закаливании температурному воздействию подвергается лишь ограниченный участок поверхности тела, например ножные ванны, обтирание шеи и т. д. Оно используется для закаливания наиболее холодоуязвимых участков тела или когда общее закаливание невозможно по каким-либо причинам.

Формы закаливания могут быть различными. Энергию солнечных лучей и воздух используют в форме ванн – солнечных, воздушных, световоздушных; они могут быть общими и местными. Вода используется в форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей и по росе, а также банная процедура.

Выбор формы закаливания зависит от возраста, пола, состояния здоровья и уровня физического развития, чувствительности к холоду и т. п.

Факторы закаливания:

Основными принципами закаливания являются:

    систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);

    постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;

    проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

    учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;

    возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

Специальные закаливающие процедуры

Солнечные ванны

При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами.

Правила:

    Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Нельзя их принимать натощак.

    Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Не следует для этого использовать резиновые плавательные шапочки или туго обвязывать ее полотенцем; это затруднит теплоотдачу с головы и создаст угрозу перегревания.

    Солнечные ванны лучше принимать в движении – ходьбе, работе в саду или огороде, гребле на лодках и т. п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции.

    Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для детей со слабо пигментированной кожей, с повышенной возбудимостью длительность солнечной ванны нужно сократить.

    Необходим контроль за самочувствием детей. Сильное покраснение кожи, обильное потоотделение служат сигналом неблагоприятной реакции; таких детей нужно немедленно перевести в тень и дать спокойно отдохнуть. В дальнейшем длительность ванн для них следует ограничивать.

    Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребенка. Если он с удовольствием идет на солнце, если он бодр и жизнерадостен; с аппетитом ест и хорошо спит, то это значит, что солнечные лучи пошли ему на пользу.

Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах – от 7 до 10, в средней полосе – от 8 до 11, в северных районах – от 9 до 12 часов. Главным условием их эффективности является дозирование. Для адаптации организма к солнечным лучам целесообразно первые 2-3 дня находится в тени в обнаженном виде. После этого можно принимать солнечные ванны.

При определении длительности солнечной ванны для здоровых, физически развитых школьников можно руководствоваться следующим правилом: длительность первой ванны – 5 мин, второй – 10, третьей – 15 и т. д. Общая продолжительность непрерывной солнечной ванны не должна превышать 1 час. Для детей с ослабленным здоровьем, перенесших длительные и тяжелые заболевания, с повышенной чувствительностью к солнечным лучам рекомендуются вначале местные солнечные ванны. В первый день воздействию солнечных лучей подвергаются только стопы: длительность ванны – 5 мин. Во второй день стопы находятся под солнцем уже 10 минут, а голени – 5. В дальнейшем порядок выглядит так: 3-й день: стопы- 15, голени – 10, бедра – 5; 6-й день: стопы – 30, голени – 25, бедра – 20, живот – 15, грудь – 10, спина – 5 мин. Последовательное увеличение времени действия солнечных лучей на различные участки кожной поверхности исключает возникновение отрицательных явлений.

Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения в организме – солнечный и тепловой удары, ожоги и т.п.

Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: острые инфекционные заболевания, обострения хронических неинфекционных заболеваний, декомпенсированные пороки сердца, онкологические заболевания, истощение, психические заболевания, фотодерматозы и др.

Воздушные ванны

Применение воздушных ванн требует выполнения определенных правил:

    Они принимаются не позже чем за 1 час до и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.

    Воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время от 8 до 18 часов.

    Место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра.

    Во время воздушных ванн необходим контроль за самочувствием детей. Сигналами их неблагоприятного влияния на организм являются: при теплых воздушных ваннах – резкое покраснение кожи и обильное потоотделение, при холодных и прохладных – «гусиная» кожа и озноб. В этих случаях воздушная ванна прекращается.

Водные процедуры

Закаливание носоглотки

Носоглотка – одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой, обтирание шеи (рекомендуется проводить во время утреннего туалета). Не следует укутывать шею шарфами. В сильные морозы рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха при дыхании. Для этого кончик языка прижать к внутренним поверхностям верхних зубов. При вдохе холодный воздух будет обтекать его и нагреваться; это исключит охлаждение миндалин и горла.

Обливание стоп

Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания – 25-30 сек. Температура воды вначале 28-27 градусов, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса; конечная температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуют проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Ножные ванны

Ноги погружают в таз с водой. Начальная температура воды – 30-28 градусов, конечная – 15-13 градусов; она снижается через каждые 10 дней на 1-2 градуса. Длительность первых ванн – не более 1 минуты, а в конце – до 5 минут; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна.

Контрастные ножные ванны

В один таз наливают горячую (38-40 градусов), а в другое – холодную (30-32 градуса) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5-2 минуты, а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5-10 секунд. Такую смену произвести 4-5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1-2 градуса и к концу курса закаливания доводят до 15-12 градусов. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 секунд. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8-10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.

Хождение босиком

Хождение босиком рекомендуется для школьников поздней весной, летом и ранней осенью. Его длительность зависит от температуры земли. Особенно оно полезно по росе и после дождей, по воде. Кроме закаливающего эффекта ходьба босиком тренирует мышцы стопы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы.

Обтирание

Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании – от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т. д.). Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность всей процедуры – от 1 до 2 минут. Температура воды снижается на 1-2 градуса через каждые 10 дней. Для младших школьников начальная температура зимой 32-30 градусов, летом – 28-26, конечная температура соответственно 22-20 и 18-16 градусов Цельсия. Для школьников среднего и старшего возраста зимой она равняется 30-28, летом – 26-24 градуса; конечная соответственно 20-18 и 16-14 градусов Цельсия. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой – в помещении, летом на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание туловища

Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20-25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 градусов, летом – не ниже 28 градусов, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 градусов. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней. Для школьников средних и старших классов начальная температура воды зимой 28 градусов, а летом – 24 градуса, конечная соответственно 20 и 15 градусов. Общая длительность процедуры – 60-90 секунд. После обливания надо насухо вытереть тело. Для детей ослабленных или перенесших тяжелое заболевание, для подростков в период полового созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.

Купание в открытых водоемах

Очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьниками жизненно важным умением плавать.

При купании надо соблюдать следующие правила:

    Обеспечить безопасность детей. Место купания должно быть с ровным и чистым дном, без камней и коряг, без ям и водоворотов, со спокойным, медленным течением. Нельзя разрешать нырять в водоемах с непроверенным дном. Во время купания необходим строгий контроль за детьми со стороны старших; один из них должен быть в воде с детьми. Место купания должно быть четко размечено; не разрешать заплывать за его пределы. Необходимо наличие и готовность спасательных средств. Перед купанием необходим инструктаж детей о правилах поведения на воде.

    Купаться можно не раньше чем через 1-1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до нее. Нельзя купаться натощак.

    Купание лучше проводить в послеполуденные часы, когда вода успеет прогреться.

    Во время купания необходим контроль за самочувствием детей. При первых признаках переохлаждения – бледность и синюшность кожи, «гусиная» кожа, озноб и сильная дрожь – немедленно прекратить купание, вывести детей из воды и организовать для них энергичные физические упражнения для разогревания. В случае очень сильного охлаждения наряду с физическими упражнениями рекомендуется горячее питье и теплая одежда.

    Нельзя разрешать школьникам входить в воду потными и разгоряченными. Нужно дать время им остыть и только потом входить в воду. Если ребенок озяб, то перед купанием при помощи физических упражнений и игр его нужно разогреть и только тогда разрешить входить в воду.

    После купания надо обтереть тело досуха, одеться и отдохнуть в тени.

    При определении длительности купания надо учитывать температуру воды и воздуха. Можно дозировать купание по теплопотерям. Этот метод более приемлем, так как позволяет расширить границы купального сезона.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх