Производство кокосового угля для кальяна оборудование. Уголь для кальяна, история. Продукты, заменяющие уголь

Текущая страница: 8 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Принудительный труд: жертва вынуждена длительно работать без предоставления пищи или воды, а также в плохих или экстремальных погодных условиях.

4) Виды пыток, которые вызывают увечья или инвалидность:

Метод «телефон» представляет собой одновременные удары ладонями по обоим ушам или по одному уху. После таких ударов, которые можно сравнить с эффектом близкого взрыва, часто происходит разрыв барабанной перепонки, повреждения среднего или внутреннего уха, что приводит к потере слуха на некоторое время или на всю жизнь. При простом медицинском осмотре очень трудно обнаружить следы такого метода. Для этого прибегают к проведению аудиограммы, консультации сурдолога и ЛОР врача.

Увечья: отсечение (ампутация), пальцев, ушей, носа и т. д.

Обезображивание: использование кислот или других агрессивных веществ, опрыскивая на лицо или на другие части тела потерпевшего.


Психические (психологические) пытки

Эти методы пыток можно разделить на следующие категории и техники:

Лишения

Принуждения

Угрозы и унижение

Изоляция и ограничение связи с окружающим миром

Медицинские

Методы лишения, представляют собой воздействия, которые могут привести к дезориентации, растерянности, к чувству одиночества, страха, психологическому и физическому дискомфорту, и т. д., их можно отнести к психологическим пыткам. Жертвы лишены многих вещей, в которых они нуждаются, такие как свет или звук; также, они могут быть длительно находиться с завязанными глазами, в закрытом помещении, в отсутствии пищи или с ограниченным доступом к продуктам питания, к воде, к сменной одежде, к медицинскому обслуживанию или медучреждениям; лишены условий для личной гигиены, других основных потребностей, и т. д. Жертвы могут быть лишены информации и возможности иметь представление о своем юридическом статусе или о своем месте нахождения (частые переводы из одного места в другое, частое нарушение сна, отсутствие радио, писем, газет, и т. д.) Другие лишения касаются социальной сферы – жертве не разрешают иметь свидания с близкими людьми или совершить религиозные обряды;

Методы принуждения : жертва вынуждена совершить действия или быть свидетелем событий, нацеленных на психическое давление. Например, подписание ложных признаний или метод «невозможного выбора», при котором жертва вынуждена выбирать из двух вариантов, которые оба имеют почти такие же отрицательные последствия.

Угрозы и унижения , могут быть направлены как на жертву, так и на семью жертвы или на других, близких к жертве людей.

Изоляция и ограничение связи с окружающим миром. Такие методы оказывают психическое воздействие на жертву, путем предоставления различной ложной, противоречивой, запутанной или неверной информации, а также, использование обратной психологии (Обратной психологией называется результат, полученный при совершении действий одного направления, который заставляет человека сделать всё наоборот и т. д.).

Медицинские технологии : использование психотропных или других препаратов, как: седативные, снотворные, психостимуляторы, галлюциногены или наркотики, а также гипноз или другие методы, техники или средства.

Белые или «чистые» пытки включают методы, которые не оставляют видимых следов травм, но имеют более серьезные последствия, приводящие к психическому разрушению жертвы. С другой стороны, эти методы не исключают возможности использования физических пыток или телесных наказаний.

Различные методы белых пыток могут создавать серьезные психосоматические расстройства или вызывать смерть потерпевшего, создав психоневрологический дисбаланс, даже если первоначальная цель была только получение признаний.

Наиболее распространенными методами белых или «чистых» пыток, являются:

Одиночное заключение (сенсорные и социальные лишения), которые могут вызывать галлюцинации, когнитивные, нейровегетативные и другие расстройства;

«стирание памяти»

Лишение сна, света или доступа воздуха;

Моделирование или симуляция экзекуции или расстрела;

Различные возбуждения или жестокое обращение с половыми органами;

Вынуждение к унизительным действиям или к полному обнажению тела;

Введение инсулина, который вызывает гипогликемический шок;

Использование электрического тока для вызывания мышечных судорог или шока;

Обезвоживание или голодание, при демонстрировании воды или пищи;

Использование оглушительного шума, например, жертву держат помещённым головой в металлический шкаф (сейф), по которому бьют молотками или другими предметами.

Средневековая пытка «Кресло иудеев».

Сексуальные пытки могут быть включены в группу физических пыток, но должны быть рассмотрены, в отдельности – из-за особенностей и серьезных последствия для жертв.

Эти методы могут быть разделены на три категории:

С использованием различных предметов;

Без использования «инструментов»;

С использованием животных.

Важно отметить, что все вышеперечисленные методы, как физического, психического или сексуального характера, могут быть использованы одновременно, как часто и зарегистрируется в большинстве случаев применения пыток.

Глава 5. Поведение пленного во время допроса

Как написано в наставлении – «Правила поведения в плену военнослужащих США», «первой линией обороны во время допроса и последующей идеологической обработки являются военная выдержка, молчание и вера в себя, свою армию и свою страну. Следующие моменты помогут в сопротивлении допросу противника:

1) Назовите только фамилию, звание, личный номер и дату рождения.

2) Ведите себя вежливо во время допроса, но не создавайте впечатление, желания сотрудничать через «вежливость». Такое впечатление, однажды сформировавшееся у противника, может затянуть допрос.

3) Создавайте впечатление, что вы не располагаете сведениями, которые могут быть полезны противнику.

4) Остерегайтесь «подсадных уток» и лагерного медицинского персонала, которые могут широко использоваться для сбора информации.

5) Если знание языка противника увеличит шансы на успешный побег, не рассказывайте об этом и не подавайте признаков этой способности во время допроса.

6) Не верьте заявлениям противника, что другие пленные заговорили. Это обычная методика допроса – застать вас врасплох и заставить заговорить.

7) Избегайте смотреть допрашивающему прямо в глаза. Это может привести к тому, что вы раскроете сведения, не отвечая прямо на вопрос. Выберите место между глазами допрашивающего или у него на лбу и концентрируйтесь на нем.

8) В ходе допроса будьте вежливым, но твердым в отказе дать информацию. Приветствуйте всех офицеров противника, участвующих в допросе, которые старше вас по званию.

9) Остерегайтесь соблазна произвести впечатление на допрашивающего рассказами, подвигами, подлинными или придуманными.

10) Не давайте себя обмануть и вовлечь в ответы на кажущиеся невинными вопросы или в написание заявлений, которые требуют больше, чем указания фамилии, звания, личного номера и даты рождения.

11) Не пытайтесь обмануть противника добровольно выдаваемой ложной информацией. Опытный следователь способен получить нужные сведения, как только вы начали говорить по существу».

Правила защиты от допросов противника в равной степени применимы для защиты от идеологической обработки. Если допрашивающий не может побудить вас дать больше сведений, чем фамилия, звание, личный номер и дата рождения, очевидно, что идеологическая обработка невозможна.

В случае, если вы не проявляете желания сотрудничать, вы рассматриваетесь как плохой материал для идеологической обработки. Уверенность в себе, вашей семье, вашем подразделении и вашей стране служит весьма эффективным средством против идеологической обработки.

В вооруженных сипах США осуществляется планомерная подготовка личного состава, направленная на усвоение правил поведения в плену у неприятеля. В теоретическом плане изучаются опыт прошлых конфликтов и выработанные мировым сообществом международно-правовые нормы ведения войны. Результаты теоретических исследований используются при составлении пособий, боевых уставов и наставлений, а также на практике – в ходе подготовки войск, связанной с проблемами военного плена. Основные положения правил поведения в плену закреплены в полевом уставе армии США FM 21–76 «Выживание, избежание захвата в плен и побег из него», военной присяге и «Кодексе поведения» военнослужащего вооруженных сил США, а также в военно-научных публикациях, в частности в брошюре «Военнопленный. Твои права и обязанности согласно Женевской конвенции» (Вашингтон. Изд-во министерства обороны, 1969). Указанные документы разъясняют (на базе положений международного гуманитарного права), как необходимо вести себя в плену. Однако комментарии международного гуманитарного права и практические рекомендации американских уставов по поведению в плену существенно различаются. Эти различия состоят в том, что двусмысленно трактуются основные положения Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года. В частности, американским военнослужащим указывается, что они должны соблюдать, с одной стороны, правила, установленные в лагере для военнопленных, а с другой – нередко противоречащие им положения воинских уставов.

Согласно уставам армии США правила поведения военнослужащих в плену касаются всех, кто находится на службе в вооруженных силах. Эти правила и обучение действиям в подобной обстановке направлены прежде всего на повышение боевых возможностей частей и подразделений и укрепление воли офицеров и солдат к сопротивлению. Считается, что в процессе обучения каждый должен усвоить следующие принципиальные положения: даже если вы станете военнопленным, то продолжаете оставаться лицом, подлежащим особой заботе со стороны Соединенных Штатов, о вас не забудут; все средства, имеющиеся в распоряжении государства, будут использованы для того, чтобы установить с вами контакт, поддержать вас и добиться освобождения; законы США предусматривают заботу о состоящих на вашем иждивении лицах в то время, когда вы находитесь в плену или против воли задержаны на чужой территории; факт пленения не является ни позорным, ни героическим.

В целях укрепления морального духа американских военнослужащих, находящихся в плену, обеспечения им необходимой психологической поддержки, лучших условий жизни и хорошего физического состояния высказываются конкретные предложения по созданию в лагере легальной организации военнопленных с определенной структурой. По мнению командования, необходимость организации исключительно велика, так как «военнопленному нужно иметь какую-либо твердую опору в своей жизни, которая приподняла бы его над уровнем простого существования. Он обязательно должен быть ответственным перед кем-то или за что-то». Предполагается также создание нелегальной организации. Обе они должны оказывать помощь в подготовке и осуществлении побега – снабжать готовящихся к нему продуктами, документами, деньгами, компасами, веревочными лестницами и т. д.

Американским военнослужащим, попавшим в плен, рекомендуется «как можно скорее бежать из него». При этом подчеркивается, что лучше предпринять побег еще до прибытия в лагерь военнопленных, то есть во время эвакуации из зоны боевых действий, используя такие факторы, как близкое нахождение к позициям своих войск, низкая специальная подготовка рядовых и сержантов передовых частей противника по сравнению с личным составом конвойных подразделений, небольшая охрана колонны военнопленных, артобстрел или налет авиации во время движения.

Если в пути следования совершить побег не удалось, то предлагаются способы побега из лагеря. При этом офицерам и солдатам внушается, что «благодаря сопротивлению и попыткам выбраться на свободу они продолжают оставаться активными бойцами и могут собирать военную информацию во время движения к своим, мешать деятельности администрации лагерей, создавать условия, ухудшающие моральное состояние личного состава и гражданского населения противоборствующей стороны, что способствует сокращению потерь в живой силе своих войск».

Основными способами побега из плена могут быть: использование подземного хода (зависит от условий местности и времени года); преодоление стены и проволочного заграждения; выход за территорию лагеря через контрольно-проверочный пункт обманным путем. Для его обеспечения требуется заблаговременно добывать необходимые инструменты (напильники, пилы, сверла, стамески, кусачки и т. д.); готовить документы, удостоверяющие личность и действующие в районе расположения лагеря, а также способствующие безопасному продвижению к границе или линии фронта; приобретать либо изготовлять карты (схемы) местности, штампы, печати, бланки, одежду, обувь, головные уборы, вещмешки и сумки; проводить мероприятия по скрытию побега на ежедневных перекличках путем замещения отсутствующего лица, создания путаницы в ответах на называемые фамилии, чередования военнопленных высокого и низкого роста. Если перекличка осуществляется в отдельных комнатах, то рекомендуется сделать в стене потайную дверь и отсутствующего заменить тем, кто уже прошел проверку. На пустую койку (она должна быть верхней) положить под одеяло чучело.

При групповом побеге предлагаются следующие способы обмана администрации лагеря. В течение нескольких месяцев перед его осуществлением часть военнопленных время от времени не является на перекличку, якобы стремясь досадить охране. При этом прятаться следует в таких местах, где можно просидеть несколько часов. Через некоторое время охрана будет воспринимать это как желание помешать работе и не станет давать сигнал о побеге. Таким образом, в распоряжении беглецов может оказаться несколько часов перед тем, как уловка будет раскрыта, а в лагере будет произведена тщательная проверка. Безусловно, такой способ нарушает распорядок дня всех военнопленных и особенно тяжел для тех, кто добровольно прячется и получает за это наказание. Но данная тактика может обеспечить бежавшим успешное возвращение к своим, а это имеет первостепенное значение.

Таким образом, американский военнослужащий при попадании в плен должен соблюдать и установленные в лагере порядок и дисциплину, и требования своих уставов. Выполняя последние, он подвергает себя серьезным опасностям. Поэтому не случайно, что большинство американских солдат, плененных в Корее, Вьетнаме и Ираке, не предпринимали попыток к побегам, что свидетельствует о низкой эффективности вышеупомянутых рекомендаций. Как правило, американские военнопленные соблюдают и делают только то, что гарантирует сохранение их жизни, здоровья и благополучное возвращение домой.

Инструкция: «Выживание на положении пленного

Для того чтобы выжить, нет ничего важнее, чем желание жить и сопротивляться. Независимо от расположения, плохих условий жизни и жестокости, которые власти противника могут допускать, если вы решите перенести их, вы сумеете это сделать. Ваши шансы на выживание как пленного или как выходящего с территории противника будут гораздо выше, если вы:

Осуществляете обязанности руководителя;

Сохраняете воинскую самодисциплину;

Поддерживаете высокое состояние духа сами и поддерживаете его в других;

Активно участвуете в мероприятиях по выживанию;

Осознаете и контролируете чувство страха;

Едите все съедобное;

Поддерживаете чувство юмора;

Знакомы с техникой выживания, оказанием первой помощи и профилактической медициной;

Сохраняете волю к выживанию.

Изучение, анализ и обобщение содержания официальных руководящих документов, определяющих поведение американских военнослужащих в плену, и сопоставление полученных результатов с реальностью дают основание сделать некоторые выводы. Во-первых, военный плен создает определенный психологический комплекс, а человек, оказавшийся в нем, находится в условиях длительной социальной изоляции, характеризующейся рядом стрессогенных условий, которым немцы еще в первую мировую войну дали общее название «психоза колючей проволоки» (Stacheldrahtpsychose). Во-вторых, каждый военнопленный осознает, что его судьба полностью находится в руках противника, а также зависит от собственного поведения. Исходя из этого, подавляющее большинство военнопленных, независимо от их национальной и государственной принадлежности, занимают нейтральную позицию по отношению к окружающей среде, стремятся достичь единственной цели – выжить и возвратиться домой.

Глава 6. Последствия пребывния в плену. Реабилитация и лечение

6.1 Последствия пыток, агрессии и насилия

Последствия пыток можно разделить на: 1) физические, 2) психические/ психологические, и 3) социальные.

Физические последствия включают в себя поверхностные и глубокие повреждения, синяки, гематомы, рубцы на коже, черепно-мозговые травмы, органические дисфункции, инфекции, увечья различных частей тела, обезображивание лица, травмы половых органов, венерические заболевания, психосоматическая патология и др.

Что касается психических последствий, то, среди наиболее важных можно перечислить: посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), диссоциативные расстройства, тревогу, депрессию, нарушение сна, хронические боли (мышц, костей и суставов), головная боль, потеря и нарушения памяти, нервно-психические и сексуальные расстройства, а также чувства отчаяния, безнадежности и беспокойство о невозможности реализовать свои возможности или планы и др.

Среди социальных последствий , наиболее важными являются:

Социальные стигмы: жертвы могут быть объявлены предателями, преступниками, националистами, экстремистами, «врагами» народа и т. д. Эти стигмы (отметины) могут иметь краткосрочное или долгосрочное негативное влияние на жертву и ее семью.

Сложности в коллективе и на рабочем месте: жертва может быть уволена или ей будет трудно найти работу, хотя может быть хорошим работником. Очевидно, что члены семьи или родственники жертвы могут сильно страдать из-за проблем, связанных с отсутствием работы и заработка. В некоторых случаях, еще одним последствием может быть бедность и социальные проблемы вследствие конфискации имущества, особенно при политических или других репрессиях.

Нарушение повседневной деятельности: жертвы пыток и члены их семей могут столкнуться со многими негативными вещами в их повседневной жизни.

Сообщества, где они живут, могут от них отказаться, избегать или критиковать.

Следовательно, не только рубцы на теле, физические боли или инвалидность, но и социальные последствия напоминают жертве постоянно о пережитых травмирующих событиях.

Таким образом, жертвы пыток могут войти в порочный круг, в котором травматические события снова могут повториться и вызвать у них глубокие переживания и тревогу, даже через длительное время после пережитых травм.


Факторы, влияющие на последствия пыток, нечеловеческого обращения и других травмирующих событий:

Цели: как было описано раньше, существует много целей для использования пыток и они зависят от причины, от контекста и меняются от случая к случаю. Если пытки применялись только для получения информации, то последствия могут быть не столь серьезными, как тогда, когда преследуется разрушение личности жертвы.

Характеристики пыток . Там, где используются физические пытки, автоматически устанавливаются и психические. Таким образом, практически невозможно их разделить, но все-таки рассмотрим их по отдельности. В сравнении, психические пытки более разрушительны, чем физические. Кроме того, сексуальные пытки, особенно для женщин, являются более разрушительными, чем психические.

Характеристики жертв:

возраст – пытки могут иметь более глубокое воздействие на детей, на молодых людей, больше, чем на взрослых.

пол – в физическом, психическом и социальном отношении, женщины являются более тонкими и чувствительными, чем мужчины. Таким образом, применение пыток оставляет гораздо более очевидные последствия у женщин.

личность – воздействия пыток может быть ниже у зрелого и адаптированного к различным формам стресса человека, чем у ребенка или подростка, который имеет возрастные проблемы адаптации.

жизненный опыт может помочь жертве лучше справляться с различными деструктивными воздействиями пыток.

социальное прошлое – последствия могут быть больше и глубже у людей из более обеспеченных социальных слоев, которые росли в среде полной понимания и любви, не будучи вовлечены в преступную деятельность или конфликты. Для сравнения, последствия могут быть легче у людей, которые имели опыт преступных деяний и которые прожили всю свою жизнь в неопределенности или в неблагоприятных условиях.

Характеристики окружающей среды :

семья – если члены семьи понимают состояние и страдания своих близких и относятся с пониманием и сочувствием, то жертва может легче пережить легче последствия травмирующих событий.

социальная среда – если общество воспринимает жертву как террориста, предателя или убийцу, последствия травм и пыток могут усугубляться

ответная реакция социума (группы) – если жертва чувствует себя разочарованной тем, что происходит вокруг нее, и ощущает себя как источника проблем, то это может привести к серьезным сложностям, которые добавляются к вышеперечисленным последствиям пыток. С другой стороны, если он чувствует себя желанным гостем и принятым другими как лицо, которое противостояло проблемам и боролось в интересах группы, то это будет иметь на жертву положительное влияние.

Лечение и реабилитация помогают свести к минимуму последствия пыток, особенно если выявление жертв и их семей, а также включение в соответствующие программы реабилитации, происходит вскоре или сразу после полученных травм. Все виды лечения и ухода, а также, социально-психологические программы, должны быть начаты одновременно и проведены мульти – дисциплинарной, хорошо обученной командой.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Эти методы пыток можно разделить на следующие категории и техники:

Лишения

Принуждения

Угрозы и унижение

Изоляция и ограничение связи с окружающим миром

Медицинские

Методы лишения, представляют собой воздействия, которые могут привести к дезориентации, растерянности, к чувству одиночества, страха, психологическому и физическому дискомфорту, и т. д., их можно отнести к психологическим пыткам. Жертвы лишены многих вещей, в которых они нуждаются, такие как свет или звук; также, они могут быть длительно находиться с завязанными глазами, в закрытом помещении, в отсутствии пищи или с ограниченным доступом к продуктам питания, к воде, к сменной одежде, к медицинскому обслуживанию или медучреждениям; лишены условий для личной гигиены, других основных потребностей, и т. д. Жертвы могут быть лишены информации и возможности иметь представление о своем юридическом статусе или о своем месте нахождения (частые переводы из одного места в другое, частое нарушение сна, отсутствие радио, писем, газет, и т. д.) Другие лишения касаются социальной сферы – жертве не разрешают иметь свидания с близкими людьми или совершить религиозные обряды;

Методы принуждения : жертва вынуждена совершить действия или быть свидетелем событий, нацеленных на психическое давление. Например, подписание ложных признаний или метод «невозможного выбора», при котором жертва вынуждена выбирать из двух вариантов, которые оба имеют почти такие же отрицательные последствия.

Угрозы и унижения , могут быть направлены как на жертву, так и на семью жертвы или на других, близких к жертве людей.

Изоляция и ограничение связи с окружающим миром. Такие методы оказывают психическое воздействие на жертву, путем предоставления различной ложной, противоречивой, запутанной или неверной информации, а также, использование обратной психологии (Обратной психологией называется результат, полученный при совершении действий одного направления, который заставляет человека сделать всё наоборот и т. д.).

Медицинские технологии : использование психотропных или других препаратов, как: седативные, снотворные, психостимуляторы, галлюциногены или наркотики, а также гипноз или другие методы, техники или средства.

Белые или «чистые» пытки включают методы, которые не оставляют видимых следов травм, но имеют более серьезные последствия, приводящие к психическому разрушению жертвы. С другой стороны, эти методы не исключают возможности использования физических пыток или телесных наказаний.

Различные методы белых пыток могут создавать серьезные психосоматические расстройства или вызывать смерть потерпевшего, создав психоневрологический дисбаланс, даже если первоначальная цель была только получение признаний.



Наиболее распространенными методами белых или «чистых» пыток, являются:

Одиночное заключение (сенсорные и социальные лишения), которые могут вызывать галлюцинации, когнитивные, нейровегетативные и другие расстройства;

«стирание памяти»

Лишение сна, света или доступа воздуха;

Моделирование или симуляция экзекуции или расстрела;

Различные возбуждения или жестокое обращение с половыми органами;

Вынуждение к унизительным действиям или к полному обнажению тела;

Введение инсулина, который вызывает гипогликемический шок;

Использование электрического тока для вызывания мышечных судорог или шока;

Обезвоживание или голодание, при демонстрировании воды или пищи;

Использование оглушительного шума, например, жертву держат помещённым головой в металлический шкаф (сейф), по которому бьют молотками или другими предметами.

Средневековая пытка «Кресло иудеев».

Сексуальные пытки могут быть включены в группу физических пыток, но должны быть рассмотрены, в отдельности – из-за особенностей и серьезных последствия для жертв.

Эти методы могут быть разделены на три категории:

С использованием различных предметов;

Без использования «инструментов»;

С использованием животных.

Важно отметить, что все вышеперечисленные методы, как физического, психического или сексуального характера, могут быть использованы одновременно, как часто и зарегистрируется в большинстве случаев применения пыток.

Глава 5. Поведение пленного во время допроса

Как написано в наставлении – «Правила поведения в плену военнослужащих США», «первой линией обороны во время допроса и последующей идеологической обработки являются военная выдержка, молчание и вера в себя, свою армию и свою страну. Следующие моменты помогут в сопротивлении допросу противника:

1) Назовите только фамилию, звание, личный номер и дату рождения.

2) Ведите себя вежливо во время допроса, но не создавайте впечатление, желания сотрудничать через «вежливость». Такое впечатление, однажды сформировавшееся у противника, может затянуть допрос.

3) Создавайте впечатление, что вы не располагаете сведениями, которые могут быть полезны противнику.

4) Остерегайтесь «подсадных уток» и лагерного медицинского персонала, которые могут широко использоваться для сбора информации.

5) Если знание языка противника увеличит шансы на успешный побег, не рассказывайте об этом и не подавайте признаков этой способности во время допроса.

6) Не верьте заявлениям противника, что другие пленные заговорили. Это обычная методика допроса – застать вас врасплох и заставить заговорить.

7) Избегайте смотреть допрашивающему прямо в глаза. Это может привести к тому, что вы раскроете сведения, не отвечая прямо на вопрос. Выберите место между глазами допрашивающего или у него на лбу и концентрируйтесь на нем.

8) В ходе допроса будьте вежливым, но твердым в отказе дать информацию. Приветствуйте всех офицеров противника, участвующих в допросе, которые старше вас по званию.

9) Остерегайтесь соблазна произвести впечатление на допрашивающего рассказами, подвигами, подлинными или придуманными.

10) Не давайте себя обмануть и вовлечь в ответы на кажущиеся невинными вопросы или в написание заявлений, которые требуют больше, чем указания фамилии, звания, личного номера и даты рождения.

11) Не пытайтесь обмануть противника добровольно выдаваемой ложной информацией. Опытный следователь способен получить нужные сведения, как только вы начали говорить по существу».

Правила защиты от допросов противника в равной степени применимы для защиты от идеологической обработки. Если допрашивающий не может побудить вас дать больше сведений, чем фамилия, звание, личный номер и дата рождения, очевидно, что идеологическая обработка невозможна.

В случае, если вы не проявляете желания сотрудничать, вы рассматриваетесь как плохой материал для идеологической обработки. Уверенность в себе, вашей семье, вашем подразделении и вашей стране служит весьма эффективным средством против идеологической обработки.

В вооруженных сипах США осуществляется планомерная подготовка личного состава, направленная на усвоение правил поведения в плену у неприятеля. В теоретическом плане изучаются опыт прошлых конфликтов и выработанные мировым сообществом международно-правовые нормы ведения войны. Результаты теоретических исследований используются при составлении пособий, боевых уставов и наставлений, а также на практике – в ходе подготовки войск, связанной с проблемами военного плена. Основные положения правил поведения в плену закреплены в полевом уставе армии США FM 21–76 «Выживание, избежание захвата в плен и побег из него», военной присяге и «Кодексе поведения» военнослужащего вооруженных сил США, а также в военно-научных публикациях, в частности в брошюре «Военнопленный. Твои права и обязанности согласно Женевской конвенции» (Вашингтон. Изд-во министерства обороны, 1969). Указанные документы разъясняют (на базе положений международного гуманитарного права), как необходимо вести себя в плену. Однако комментарии международного гуманитарного права и практические рекомендации американских уставов по поведению в плену существенно различаются. Эти различия состоят в том, что двусмысленно трактуются основные положения Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года. В частности, американским военнослужащим указывается, что они должны соблюдать, с одной стороны, правила, установленные в лагере для военнопленных, а с другой – нередко противоречащие им положения воинских уставов.

Согласно уставам армии США правила поведения военнослужащих в плену касаются всех, кто находится на службе в вооруженных силах. Эти правила и обучение действиям в подобной обстановке направлены прежде всего на повышение боевых возможностей частей и подразделений и укрепление воли офицеров и солдат к сопротивлению. Считается, что в процессе обучения каждый должен усвоить следующие принципиальные положения: даже если вы станете военнопленным, то продолжаете оставаться лицом, подлежащим особой заботе со стороны Соединенных Штатов, о вас не забудут; все средства, имеющиеся в распоряжении государства, будут использованы для того, чтобы установить с вами контакт, поддержать вас и добиться освобождения; законы США предусматривают заботу о состоящих на вашем иждивении лицах в то время, когда вы находитесь в плену или против воли задержаны на чужой территории; факт пленения не является ни позорным, ни героическим.

В целях укрепления морального духа американских военнослужащих, находящихся в плену, обеспечения им необходимой психологической поддержки, лучших условий жизни и хорошего физического состояния высказываются конкретные предложения по созданию в лагере легальной организации военнопленных с определенной структурой. По мнению командования, необходимость организации исключительно велика, так как «военнопленному нужно иметь какую-либо твердую опору в своей жизни, которая приподняла бы его над уровнем простого существования. Он обязательно должен быть ответственным перед кем-то или за что-то». Предполагается также создание нелегальной организации. Обе они должны оказывать помощь в подготовке и осуществлении побега – снабжать готовящихся к нему продуктами, документами, деньгами, компасами, веревочными лестницами и т. д.

Американским военнослужащим, попавшим в плен, рекомендуется «как можно скорее бежать из него». При этом подчеркивается, что лучше предпринять побег еще до прибытия в лагерь военнопленных, то есть во время эвакуации из зоны боевых действий, используя такие факторы, как близкое нахождение к позициям своих войск, низкая специальная подготовка рядовых и сержантов передовых частей противника по сравнению с личным составом конвойных подразделений, небольшая охрана колонны военнопленных, артобстрел или налет авиации во время движения.

Если в пути следования совершить побег не удалось, то предлагаются способы побега из лагеря. При этом офицерам и солдатам внушается, что «благодаря сопротивлению и попыткам выбраться на свободу они продолжают оставаться активными бойцами и могут собирать военную информацию во время движения к своим, мешать деятельности администрации лагерей, создавать условия, ухудшающие моральное состояние личного состава и гражданского населения противоборствующей стороны, что способствует сокращению потерь в живой силе своих войск».

Основными способами побега из плена могут быть: использование подземного хода (зависит от условий местности и времени года); преодоление стены и проволочного заграждения; выход за территорию лагеря через контрольно-проверочный пункт обманным путем. Для его обеспечения требуется заблаговременно добывать необходимые инструменты (напильники, пилы, сверла, стамески, кусачки и т. д.); готовить документы, удостоверяющие личность и действующие в районе расположения лагеря, а также способствующие безопасному продвижению к границе или линии фронта; приобретать либо изготовлять карты (схемы) местности, штампы, печати, бланки, одежду, обувь, головные уборы, вещмешки и сумки; проводить мероприятия по скрытию побега на ежедневных перекличках путем замещения отсутствующего лица, создания путаницы в ответах на называемые фамилии, чередования военнопленных высокого и низкого роста. Если перекличка осуществляется в отдельных комнатах, то рекомендуется сделать в стене потайную дверь и отсутствующего заменить тем, кто уже прошел проверку. На пустую койку (она должна быть верхней) положить под одеяло чучело.

При групповом побеге предлагаются следующие способы обмана администрации лагеря. В течение нескольких месяцев перед его осуществлением часть военнопленных время от времени не является на перекличку, якобы стремясь досадить охране. При этом прятаться следует в таких местах, где можно просидеть несколько часов. Через некоторое время охрана будет воспринимать это как желание помешать работе и не станет давать сигнал о побеге. Таким образом, в распоряжении беглецов может оказаться несколько часов перед тем, как уловка будет раскрыта, а в лагере будет произведена тщательная проверка. Безусловно, такой способ нарушает распорядок дня всех военнопленных и особенно тяжел для тех, кто добровольно прячется и получает за это наказание. Но данная тактика может обеспечить бежавшим успешное возвращение к своим, а это имеет первостепенное значение.

Таким образом, американский военнослужащий при попадании в плен должен соблюдать и установленные в лагере порядок и дисциплину, и требования своих уставов. Выполняя последние, он подвергает себя серьезным опасностям. Поэтому не случайно, что большинство американских солдат, плененных в Корее, Вьетнаме и Ираке, не предпринимали попыток к побегам, что свидетельствует о низкой эффективности вышеупомянутых рекомендаций. Как правило, американские военнопленные соблюдают и делают только то, что гарантирует сохранение их жизни, здоровья и благополучное возвращение домой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх