При умственной или физической усталости врачи рекомендуют. Церебрастения или истощение головного мозга. Общие симптомы разных типов переутомления

Переутомление является патологическим состоянием человеческого организма, вызванное постоянной (хронической) усталостью. Нет в мире, наверное, человека, который хоть раз в жизни не страдал от переутомления. В нашем быстро меняющемся мире люди все больше и больше страдают от этого недуга.

Переутомление - состояние души и тела, знакомое более 90% взрослых.

Ниже на Дом Знаний Вы узнаете, какие симптомы переутомления и как с ним бороться.

Симптомы переутомления.

Прежде всего, человек чувствует себя подавленно, вяло, у него ухудшаются координация движений, самочувствие, аппетит и сон. Нередко болит голова. Но бывает и наоборот - чрезмерное нездоровое нервное возбуждение. Такой человек, как правило, плохо засыпает, в его сознании всплывают тревожные воспоминания, а утром он чувствует себя разбитым. Заметно снижается работоспособность и ему трудно сосредоточиться, а для того, чтобы запомнить что-то, переутомленному человеку приходится несколько раз перечитывать одно и то же.

У некоторых от переутомления нарушаются функции внутренних органов и систем: учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, появляются потливость, неприятные ощущения в сердце, порой боль в животе, тошнота, ощущение жжения в пищеводе.

Физическое переутомление. Восстановление после физического переутомления.

Скажу откровенно: при физическом переутомлении таблетки или микстура здесь не помогут .

Парадокс 1.
Следует, прежде всего, пересмотреть собственный режим дня, а иногда дополнительно поработать.

Вместо отдыха - поработать?

Да! И это не единственный парадокс, с которым Вам придется встретиться при переутомлении. Оказывается, усталость сама по себе защищает организм. Она сигнализирует о неблагоприятных изменениях, о необходимости немедленно устранить раздражители.

Оздоровление в ответ на сигналы усталости называют восстановлением . Наступает оно не сразу: дыхание, к примеру, возвращается к норме быстрее, чем частота пульса или артериальное давление, еще медленнее - процессы в мозгу. Чем сильнее натренирован организм, тем быстрее восстанавливается его нормальное состояние.

Парадокс 2.
Еще один парадокс: путь к повышению работоспособности лежит обязательно через... усталость. К примеру, если Вы на тренировке не будете уставать, считайте, усилия потрачены зря - сильнее не станете.

В функциональном состоянии человека после тренировки выделяют три фазы:

  1. Первая фаза - усталость;
  2. Вторая фаза - восстановление исходного уровня;
  3. Третья фаза - улучшение самочувствия.

Итак, следует бояться не усталости (переутомления), а неумения ее преодолевать (хочу предостеречь: нагружать организм можно только под руководством тренера или врача).

Умственное переутомление. Восстановление после умственного переутомления.

Несколько иные особенности умственной деятельности и переутомления мозга. Известно, что интеллектуальная нагрузка, какой бы она сильной не была, действует на сравнительно незначительную часть нервных клеток коры головного мозга. Если Вы, например, устали, длительное время решая задачу по физике, это не значит, что так чувствует себя весь организм. Переключите внимание на другое занятие, скажем, почитайте художественную книгу, и уставший участок коры головного мозга вернется к состоянию покоя, в это время заработает другая часть мозга. Через некоторое время усталость проходит и можно снова вернуться к физике.

Чтобы не переутомлять мозг, полезно ежедневно составлять своеобразное расписание умственного труда, в котором бы чередовалась напряженная умственная деятельность с занятиями другого характера: рисованием, музыкой, чтением художественных книг и др. Все эти занятия хорошо снимают нервно-психическое напряжение.

И все же, эффективность умственного труда лучше всего повышают активные движения, физические упражнения и труд.

Гете говорил: "Самые ценные мысли приходят мне в голову, когда я хожу ".

О подобном писал и Руссо: "Хождение в определенной степени оживляет и воодушевляет мои мысли ".

У древних греков необходимость сочетания умственного и физического труда вошла даже в пословицу. О "ничтожествах" (ничего не умеющих людях) они говорили: "Он не умеет ни плавать, ни писать ".

Современные научные исследования подтвердили глубокую рациональность такого чередования занятий. Ведь наш организм - целостная система. Напрягая мышцы, Вы повышаете и готовность к работе нервной системы, а она в свою очередь активизирует деятельность мозга. Итак, выполняя физическую работу, гимнастические упражнения, занимаясь ходьбой, бегая, играя в спортивные игры, то есть, рационально сочетая напряжение мышц с последующим их расслаблением, можно длительное время успешно поддерживать высокую работоспособность интеллекта.

Надеюсь теперь понятно, почему нет никакого парадокса в том, что врач рекомендует пациенту от переутомления поработать, вернее, заняться другими видами деятельности?

Как снимать чрезмерное нервное напряжение?

Ведь оно также наносит немало вреда нашему здоровью, приводит к снижению работоспособности.

Опять же - само по себе нервное напряжение ничем не угрожает. Современная динамичная жизнь заставляет нас ежедневно решать немало задач, выбирать оптимальные из многих вариантов действий и решений, вследствие чего в мозгу одновременно "конкурируют" несколько функциональных структур. А уже даже два таких "конкурента" вызывают нервное напряжение.

Плохо лишь в случае, если это чрезмерное напряжение, непродуктивное. Как правило, оно напоминает о себе нарастанием встревоженности и возбуждения. Когда такое напряжение вызвано преимущественно позитивными эмоциями, его нетрудно преодолеть. При негативных эмоциях, например, при страхе, тягостных сомнениях и тому подобному, нервное напряжение усиливается, и чем дальше, тем более неэкономно расходуются энергетические и функциональные ресурсы мозга. В этом случае и возникает хроническая усталость или переутомление.

Часто причиной чрезмерного нервного напряжения становится привычка, а то и необходимость одновременно решать несколько проблем, "дробить" на них внимание и силы. Повторение таких ситуаций, особенно ежедневное, очень вредно для здоровья.

В юном возрасте опасна и другая крайность - постоянно заботиться о покое, избегать сложностей и проблем, количество которых с каждым годом будет только увеличиваться. Тем, кто вырос "неженкой", нелегко будет справиться с ними.

Мне вспоминается случай, когда молодой человек, оканчивая школу, никак не мог выбрать профессию по душе. Это раздражало и его, и родителей. Нервное напряжение нарастало с каждым днем. Парень ходил подавленный, все чаще чувствовал себя уставшим и переутомленным. Чтобы хоть как-то избавиться от неприятных ощущений, он решил отложить окончательный выбор профессии на позже. Окончив школу, устроился на временную работу с неплохим заработком. Некоторое время все было как будто в порядке. Но через несколько месяцев невеселые мысли снова начали досаждать ему, тревожить, и помочь здесь он уже не мог ничем. Наконец, отбросив сомнения, он поступил в техникум, который ему больше всего нравился. Но пережитое ранее нервное напряжение не ушло просто так и в студенческие годы молодому человеку пришлось долго лечить невроз.

Утомление (переутомление) физиологическое состояние организма, возникающее в результате чрезмерной умственной или физической деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним употребляют термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия.

Усталость – субъективное переживание, чувство, обычно отражающее утомление, хотя иногда оно может возникать без реального утомления. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и пр.

Причины утомления

Потеря энергетических сил организма из-за неправильного питания, нервное напряжение и стрессы, длительная или чрезмерная физическая нагрузка, недосыпание.

Признаки и симптомы переутомления

Физическое утомление проявляется нарушением функции мышц: снижением силы, точности, согласованности и ритмичности движений. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к хроническому утомлению или переутомлению. У молодых людей и лиц с определенным типом нервной системы интенсивный умственный труд может вести к развитию неврозов, которые возникают чаще при сочетании умственного переутомления с постоянным психическим напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п.

  • Для предупреждения переутомления у детей необходимо наладить их режим дня, исключить недосыпание, недоедание, уменьшить нагрузку, правильно организовать чередование занятий и отдыха.
  • Следует отдохнуть от той работы, которая вызвала утомления.
  • При возникновении состояния физического или умственного переутомления рекомендуется пользоваться различными средствами народной медицины , которые оказывают тонизирующее действие на организм.

Диагностика переутомления

Если утомление проявляется слишком часто и переходит в хроническую усталость, необходимо провести обследование у таких врачей:

  • Терапевта – он разберется в причинах утомляемости, подберет лечение, а в случае необходимости направит на обследование к другим специалистам.
  • Невропатолога – он поможет выявить отклонения в работе нервной системы.
  • Психолога – консультация у этого специалиста необходима в случае частых стрессов.
  • Эндокринолога – очень часто постоянная усталость является сигналом о наличии серьезного заболевания.
  • Иммунолога – если утомляемости сопутствуют частые простуды и обострения хронических заболеваний.

Лечение утомляемости и хронической усталости

  • Витаминно-минеральные комплексы: витрум, супрадин, дуовит, мульти-табс.
  • Иммуностимуляторы: настойка эхинацеи, интерферон.
  • Нестероидные противовоспалительные препараты при головных болях и болях в мышцах: парацетамол, ибупрофен, диклофенак.
  • Адаптогены: настойки женьшеня, элеутерококка, лимонника, родиолы розовой, пантокрин.
  • Ноотропные средства: аминалон, фенотропил.
  • Антидепрессанты по назначению врача.
  • Физиопроцедуры: массаж, лечебная физкультура, магнитотерапия, водные процедуры, иглоукалывание.
  • Подробней о лечении астении (синдрома хронической усталости) .

Лечение народными средствами

  • Аир болотный (корень) . 2–3 г корневищ настаивать 1–2 часа в стакане теплой кипяченой воды, процедить, добавить мед по вкусу и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Алоэ (сироп) . Сироп из сока листьев алоэ с железом принимать по 30–40 капель в 1/2 стакана воды 3–4 раза в день.
  • Аспирин . Когда утомление отражается в основном на спинном хребте (он слабеет и ноет), то рекомендуется принимать 2 раза в день порошок аспирина по 0,3 г и сделать массаж. Необходимо потреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Людям, занятым в основном умственной работой, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, чечевицы, гороха, рыбы, особенно щуки, то есть всего того, что содержит фосфор, необходимый для работы мозга.
  • Астрагал пушистоцветковый (настой) . 1 ст. ложку травы настаивать 2–3 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки настоя 3–5 раз в день за час до еды.
  • Астрагал (настойка) . Измельчите 100 г свежей травы астрагала и залейте 1 л красного вина. Настаивайте смесь 3 недели, периодически встряхивая. Затем процедите. Принимайте настойку по 30 г 3 раза в день за 30 минут до еды. Этот напиток поможет восстановить защитные силы организма и снимет усталость.
  • Ванна горячая для ног . Для людей умственного труда полезно перед сном принять ножную горячую ванну (42°C) до щиколотки, на десять минут, для оттока крови от головы.
  • Ванна контрастная для ног . Каждый вечер делать ванну для ног. Налить в один таз воду, нагретую до температуры 40–50°C, а в другой – как можно холоднее. В первом тазу держать ноги 5 мин, а во втором – 1 мин. Повторить эту процедуру 5 раз. Затем помассировать ноги, растирая их камфарным спиртом или любым кремом для ног.
  • Ванна с добавлением экстракта сосновой хвои . Полезны для укрепления и восстановления сил после тяжелых болезней. Пары, насыщенные эфирными маслами, благотворно действуют на слизистые оболочки, поэтому хорошо добавлять в ванну несколько капель настоящего масла из сосновых игл. Для приготовления экстракта возьмите хвою, веточки и шишки, залейте холодной водой и кипятите 30 минут. Накройте крышкой и дайте настояться 12 часов. Хороший экстракт должен быть коричневого (или зеленого, если это аптечное средство) цвета. Для ванны нужно 750 мл экстракта.
  • Ванна . Принять теплую ванну; если утомление отразилось главным образом на ногах, то достаточно опустить в горячую воду ноги по щиколотку примерно на 10 минут. Если это по каким-либо причинам невозможно, можно просто приподнять ноги выше уровня таза.
  • Виноградный сок . Выпить 1/2 стакана виноградного сока: по 2 ст. ложки каждые 2 часа.
  • Водянка черная . Употреблять в пищу ягоды шикши (водяники черной).
  • Горец птичий . 2–3 ст. ложки сырья настаивать 2 часа в 1 л кипятка. Процедить, добавить по вкусу мед и пить 2/3–1 стакан настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Гранатовый сок . Принимать сок граната в качестве тонизирующего средства.
  • Грецкие орехи . Ежедневно рекомендуется принимать грецкие орехи, изюм и сыр. За один прием нужно съедать 30 г грецких орехов, 20 г изюма и 20 г сыра.
  • Женьшень (корень) . Корень женьшеня применяют в основном в виде аптечной настойки. Принимают по 15–20 капель 2–3 раза в день. Курс лечения 3–6 месяцев в осенне-зимний сезон.
  • Женьшень (настойка) . Настойку женьшеня (1:10) на водке принимать внутрь по 15–25 капель три раза в день до еды в течение 10–15 дней.
  • Заманиха высокая (аптечная) . Принимать по 30–40 капель настойки заманихи высокой 2 раза в день, утром и в обед, за полчаса до еды. Применять в качестве тонизирующего средства при истощении, а также при физическом и умственном утомлении. Необходимо избегать передозировки настойки заманихи, особенно при повышенной возбудимости и бессоннице. У некоторых людей заманиха может вызвать крапивницу и другие аллергические явления.
  • Зверобой продырявленный . Рекомендуется настойка сушеного зверобоя продырявленного (50 г) на кагоре или мадере (0,5 л). Настойку ставят на 30 минут в кастрюлю с водой (70–80°C). Пьют по 1 столовой ложке 3 раза в день перед едой в течение 7–10 дней.
  • Зеленый чай . Заваривать крутой зеленый чай и пить без ограничений.
  • Исландский мох . Хорошим тонизирующим средством является исландский мох. Две чайные ложки мха заливают 2 стаканами холодной воды, доводят до кипения, охлаждают и процеживают. Выпивают дозу в течение суток. Можно использовать и отвар: 20–25 г мха заливают 3/4 л кипятка, 30 минут кипятят и процеживают. Отвар выпивают в течение дня.
  • Картофель (отвар) . 3 раза в неделю пить по стакану водного отвара картофеля с шелухой (приятнее – в холодном виде). Особенно полезно употреблять воду из-под не совсем доваренного картофеля. В шелухе много витаминов A, B, C. Это средство помогает при физическом переутомлении.
  • Клевер луговой (красный) . Соцветия клевера принимать в виде настоя пьют при упадке сил.
  • Компресс на ноги . Если вы страдаете от сырости на рабочем месте и переутомления, Ванга советовала нанести на хлопчатобумажное полотно смесь из растаявшего воска, оливкового масла и воды и укутать им ноги. Держать всю ночь. При необходимости повторить процедуру.
  • Лимон и чеснок . Мелко нарежьте половину лимона вместе с цедрой. Добавьте несколько зубчиков измельченного чеснока и сложите все в полулитровую банку. Залейте содержимое холодной кипяченой водой. Закройте емкость крышкой и настаивайте смесь 4 дня в темном месте. Потом храните ее в холодильнике. Для укрепления организма и от простуды принимайте настой по столовой ложке 1 раз в день натощак за 20 минут до завтрака или вечером перед сном. По истечении 10–14 дней приема человек почувствует прилив сил и отсутствие усталости. Улучшится сон.
  • Лимонник китайский . В народной медицине лимонник китайский широко используют как тонизирующее и общеукрепляющее средство. Нанайцы утверждают, что, если съесть горсть сушеных плодов лимонника, можно охотиться целый день, не принимая пищи и не чувствуя обычного в таких случаях утомления. Их можно заваривать как чай или готовить отвар из расчета 20 г плодов лимонника на 200 мл кипятка. Приготовить отвар. Принимать по 1 столовой ложке 2–3 раза в день в теплом виде натощак или через 4 часа после еды.
  • Листья брусники . Листья брусники заваривать как чай и принимать соответственно.
  • Лотос орехоносный . Применять корневища, листья и плоды лотоса орехоносного в качестве тонизирующего средства.
  • Любка двулистная (ночная фиалка) . Употреблять клубни любки двулистной в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства,
  • Мак . Взять 10 г растертых в порошок сухих лепестков мака снотворного на 200 мл воды или молока. Приготовить отвар. Принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день при умственном переутомлении; при бессоннице – за полчаса до сна.
  • Мед и аир . Щепотку порошка из корневища аира обыкновенного смешать с 1/4–1/2 ч. ложки меда и принимать 2 раза в день утром и вечером.
  • Мед и чеснок . При сильном упадке сил и переутомлении полезно съедать перед едой 1 столовую ложку чеснока, сваренного с медом.
  • Мед с пергой . Принимать мед с пергой для поднятия общего тонуса организма (перга – цветочная пыльца, собранная медоносной пчелой).
  • Мед, вино, алоэ . Смешать 350 мл красного вина (лучше «Кагора»), 150 мл сока алоэ и 250 г майского меда. Алоэ (3–5-летнего возраста) до момента срезания листьев не поливать 3 дня. Срезанные листья промыть, измельчить и отжать из них сок. Все компоненты смешать, положить в стеклянную банку, настаивать в темном месте при температуре 4–8°C в течение недели. Принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день за 30 минут до еды при упадке сил.
  • Мед, грецкий орех, алоэ . Можно приготовить общеукрепляющую смесь, для чего берут 100 г сока алоэ, 500 г ядер грецких орехов, 300 г меда, сок 3–4 лимонов. Это средство принимают для повышения сопротивляемости организма по 1 чайной ложке 3 раза в день за 30 минут до еды.
  • Мед, лимон, масло . Советуем вам ежедневно натощак выпивать смесь из 1 чайной ложки лимонного сока, 1 чайной ложки жидкого меда (или чуть подогретого густого) и 1 столовой ложки растительного масла, лучше оливкового. Все компоненты, входящие в состав этого полезного напитка, помогут вам прекрасно выглядеть и хорошо себя чувствовать.
  • Мед, лук, вино . В литровую посуду положите 100–150 г мелко нарезанного лука, добавьте 100 г меда, залейте хорошим виноградным вином, дайте настояться в течение 2 недель, профильтруйте и употребляйте ежедневно по 3–4 столовых ложки. Вино способствует защите организма от инфекций, укрепляет иммунитет, действует в качестве мочегонного средства.
  • Мед, масло и другие компоненты . Осенью, перед наступлением холодной погоды, целесообразно готовить нектар как профилактическое средство во время эпидемии гриппа для повышения сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям: 1,3 кг меда, 200 г оливкового масла, 150 г березовых почек, 50 г липового цвета, 1 стакан измельченных листьев алоэ (перед приготовлением промытые кипяченой водой листья алоэ положить на 10 дней в холодильник). Мед растопить, положить в него алоэ и хорошо пропарить. Отдельно в 2 стаканах воды заварить почки и липовый цвет; кипятить 2 минуты, влить процеженный отвар в остывший мед, размешать и разлить в 2 бутылки поровну, добавив оливковое масло. Хранить в прохладном месте. Принимать по 2 столовых ложки 3 раза в день, перед употреблением взбалтывая.
  • Мед и мак . Развести 1–2 ч. ложки меда в стакане воды, в этом растворе прокипятить в течение 5–10 мин 2 ч. ложки порошка из лепестков мака. Принимать по 1 ч. ложке 3 раза в день.
  • Медуница . Две столовые ложки медуницы заваривают двумя стаканами кипятка, настаивают 2 часа, принимают по полстакана 3–4 раза в день. Можно пить продолжительное время, так как медуница в указанных дозах абсолютно безвредна для организма.
  • Можжевельник (настой) . 2 чайные ложки плодов можжевельника залить 2 стаканами холодной воды, настоять в течение 2 часов и процедить. Принимать по 1 столовой ложке 3–4 раза в день как тонизирующее средство.
  • Можжевельник (ягоды) . Рекомендуется съедать время от времени по 8–10 штук можжевеловых «ягод» в день, но не часто.
  • Мокрица (звездчатка) . Пить как общеукрепляющее и тонизирующее средство. 2 ст. ложки травы настаивать 1 час в 0,5 л кипятка. Процедить и пить по 1/4–1/3 стакана 3–4 раза в день за час до еды.
  • Морковь дикая (корень) . 2 ст. ложки корней настаивать 2–3 часа в 0,5 л кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Морковь . По 100–200 мл свежеприготовленного сока моркови пить 3 раза в день.
  • Настурция . 1 ст. ложку настаивать 1–2 часа в стакане кипятка и пить по 2–3 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Обтирания . Ежедневно обтираться холодной водой, лучше всего утром при вставании.
  • Овес . Настрой готовят из соломы овса посевного: 3 ст. ложки измельченной соломы овса залить 2 стаканами кипятка. Настоять, процедить. Принять всю порцию в течение дня.
  • Отруби . При общей слабости и истощении рекомендуется следующее средство. В 1 л кипящей воды положить 200 г отрубей. Варить в течение 1 часа, затем процедить через марлю или сито; отжать остатки отвара и повторно процедить. Отвар можно пить по 1/2–1 стакану 3–4 раза в день до еды. Иногда отвар добавляют в супы или из него готовят квас.
  • Очиток пурпуровый (заячья капуста, скрипун) . Принимать в качестве общеукрепляющего и тонизирующего средства.
  • Пикульник . 3 ч. ложки травы настаивать 1–2 часа в 2 стаканах кипятка, процедить и пить по 0,5 стакана теплого настоя 3–4 раза в день до еды.
  • Рецепты Ванги . Ванга считала, что состояние усталости лечат хорошей пищей, втиранием теплого масла, массажем.
  • Родиола розовая (золотой корень) . Сухие корни родиолы розовой измельчить и залить 70% спиртом в соотношении 1:10. Принимать по 10–20 капель 3 раза в день до еды.
  • Саранка . Принимать цветки и луковицы саранки в качестве средства, придающего бодрость больным; саранка улучшает аппетит, повышает тонус организма. Якуты сушат луковицы саранки, мелют, а из полученной муки выпекают хлеб и варят кашу.
  • Сбор для ванн №1 . Для настоя нужно взять одну часть листьев черной смородины, три части листьев земляники, три части листьев ежевики, одну часть листьев мать-и-мачехи, одну часть травы чабреца и одну часть травы мяты перечной. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Сбор для ванн №2 . Для настоя нужно взять две части листьев черной смородины, шесть частей листьев малины, одну часть травы чабреца и одну часть побегов ясменника душистого. Одну столовую ложку этого сбора заварить одним стаканом кипятка. Настаивать в течение 10–15 минут в фарфоровой или стеклянной посуде.
  • Свекла (настойка) . Чтобы избавиться от слабости и быстрее восстановить силы, воспользуйтесь таким рецептом: наполните бутылку почти доверху сырой тертой красной свеклой и залейте водкой. Настаивайте смесь в тепле 12 суток. Пейте по 1 рюмке в день перед едой.
  • Свекла (сок) . Сок свеклы принимать внутрь по 0,5 стакана 3–5 раз в день до еды.
  • Селедка . Съесть несколько кусочков селедки, что особенно помогает при умственном утомлении.
  • Сельдерей . Сельдерей поднимает общий тонус организма и усиливает физическую и умственную работоспособность. Две столовые ложки нарезанных корней залить 200 мл холодной воды, настаивать 2 часа при комнатной температуре и принимать в течение дня несколько раз. Настой рекомендуется также при аллергической крапивнице, подагре, дерматитах, пиелонефритах и циститах.
  • Смородина черная (лист) . 2–3 ст. ложки листьев настаивать 1–2 часа в 0,5 л кипятка и пить по 0,5 стакана настоя 3–5 раз в день до еды.
  • Смородина черная (ягоды) . 700 г ягод черной смородины протереть через сито. Растворить 6 столовых ложек меда в 1/2 литра кипяченой воды. Смешать со смородиной. Принять всю порцию в течение 2 дней.
  • Сушеница лесная . 1 ст. ложку травы настаивать 2 часа в стакане кипятка, процедить, пить по 1–2 ст. ложки 3–4 раза в день до еды.
  • Фрукты и растения . Рекомендуется употребление в пищу яблок, груш, айвы (в любом виде), «гвоздики» (почки цветков гвоздичного дерева), ромашки, лепестков красной розы, розовой воды, мелиссы, граната, лаванды, корицы (коричник китайский) хорошо тонизирует и поднимает настроение.
  • Хрен . Принимать хрен обыкновенный в качестве укрепляющего средства при напряженном умственном или физическом труде.
  • Цикорий (корень) . Взять 20 г корней цикория обыкновенного на 200 мл кипятка. Приготовить отвар обычным способом. Принимать по 1 столовой ложке 5–6 раз в день. Можно также использовать настойку корней цикория: 20 г корней на 100 мл спирта. Принимать по 20–25 капель 5 раз в день. И отвар, и настойку применяют как общеукрепляющее средство.
  • Чай . Выпить чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.
  • Шиповник (настой) . 2 столовые ложки сухих плодов шиповника коричного положить в термос и залить стаканом кипящей воды, настаивать в течение суток. Пить по 1/3–1/2 стакана 2–3 раза в день после еды. Шиповник используют как укрепляющее средство при инфекционных заболеваниях, малокровии, переломах костей, для усиления потенции, улучшения сна.
  • Шиповник (отвар) . Измельчите плоды шиповника и прокипятите 2 столовые ложки в 0,5 л воды 15 минут на слабом огне. Плотно укутайте и дайте отвару настояться ночь, затем процедите. Пейте приготовленный отвар шиповника с медом в течение дня как чай. Желательно в этот день отказаться от еды. Хранить в холодном месте не более 2 дней.
  • Элеутерококк . Принимать по 15–20 капель настойки (аптечной) 2 раза в день, утром и в обед за 30 минут до еды. Элеутерококк оказывает стимулирующее и тонизирующее действие на организм, улучшает самочувствие, повышает работоспособность, сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.

Правильное питание при утомлении

Нормальное питание – лучшее средство от переутомления.

Исследования показали, что люди, которые едят часто, но понемногу, меньше страдают от утомляемости и нервозности, сохраняя ясность мышления, в отличие от тех, кто питается 2-3 раза в день. Поэтому между основными приемами пищи рекомендуется съесть немного фруктов, выпить сока, чашку чая с молоком и ложкой меда или стакан настоя мяты перечной.

При умственном утомлении хорошо съесть несколько кусочков рыбы (особенно щуки); фосфор, содержащийся в ней, необходим для работы мозга. Людям, занятым в основном умственной деятельностью, рекомендуют есть больше грецких орехов, арахиса, миндаля, гороха, чечевицы. Для работы желез внутренней секреции необходимо употреблять больше сырых овощей, фруктов, молока, желтков, сыворотки. Свежий зеленый лук снимает чувство усталости и сонливости.

При всяком утомлении, а также при расстройстве нервной системы рекомендуется разболтать сырой желток в стакане почти горячего молока, положить туда немного сахара и выпить не спеша. Этот напиток можно употреблять 2–3 раза в день.

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление , т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Часто состояние утомления смешивают с усталостью - субъективным чувством индивидуума, для которого характерны практически все перечисленные выше признаки, но они кратковременны, причины их известны: неудовлетворенность сделанным, неудачи, условия плохой организации мыслительного труда, эмоциональный подъем (к примеру: в день экзамена получение высокой оценки) и т.д. Необходимо особо отметить, что, к примеру, успешная сдача экзамена может еще больше мобилизовать студента, и «провал» может привести к депрессивному состоянию.

Усталость – субъективное восприятие специфического ощущения утомления, выражающееся в желании прекратить или уменьшить нагрузку.

Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток. Начало утомления является своеобразным сигналом к прекращению работы для физиологичес­кого восстановления. Однако этот сигнал человек может блокировать воле­вым усилием, мобилизующим физиологические резервы организма, и продолжить работу в течение более или менее длительного времени. В этом случае само утомление не ликвидируется, а лишь отдаляется по мере исчерпания волевого напряжения.

Таблица 3

Внешние признаки утомления при умственной работе (по С.А. Косилову)

Объекты наблюдения Утомление
незначительное значительное резкое
Внимание Редкие отключения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует
Поза Непостоянная, подтягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, облокачивания, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинувшись на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев, ухудшение почерка
Интерес к новому материалу Живой интерес, задают вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия

Умственное утомление - это объективное состояние организма, а умствен­ная усталость - субъективное чувство человека. Усталость можно приглу­шить эмоциональным подъемом, усилением интереса к работе. В возбужден­ном состоянии можно не заметить утомления. Так, несмотря на то, что экза­мены у студентов проходят в конце семестра, когда они утомлены, эмоцио­нальный подъем в день экзамена бывает настолько большим, что временно снижает чувство усталости. Успешная сдача экзамена еще больше мобили­зует студента, неудача иногда может привести к депрессии. После сессии у студентов нередко наблюдается нервное переутомление. Особенно у тех, кто мало и не систематически трудился в течение семестра и выполнявших, несмотря на усталость, огромную работу непосредственно перед экзаменом. В результате нервная перегрузка бывает настолько значительна, что для ее снятия требуется вмешательство врача.

Специфическая особенность интеллектуального труда состоит в том, что даже после работы мысли о ней не покидают человека, "рабочая доми­нанта" полностью не угасает, вызывая более длительное утомление нервной системы, ее истощение. И в свободное время врача не оставляют мысли о сложном больном, инженера преследуют чертежи, планы, исследователь вновь и вновь мысленно анализирует результаты неудавшегося опыта. Не умеющий думать в рабочей комнате для нескольких человек, решать творческие за­дачи на людях специалист компенсирует бесполезно затраченные усилия уже дома, пытаясь соображать несвежей головой за счет времени, отведен­ного на отдых.

Когда продолжительность отдыха после умственного утомления недоста­точна для полного восстановления работоспособности человека и функцио­нального состояния его организма возникает переутомление. Основной причиной переутомления является нарушение режима работы и отдыха, т.е. при напряженной умственной деятельности имеет место недостаточный или неполноценный отдых.

В развитии переутомления выделяют несколько степеней: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое (тал. 4).

При выраженной и особенно тяжелой степени переутомления характерны:

Чувство усталости, отмеченное уже перед началом работы;

Отсутствие интереса к работе и окружающей обстановке;

Повышенная раздражительность и неадекватность реакции на шутки и реплики товарищей;

Снижение аппетита;

Головокружение и головная боль.

Состояние переутомления развивается постепенно на фоне неполной компенсации затрат организма на умственную работу. Начинает сокращать­ся по времени период оптимальной работоспособности и продолжение рабо­ты требует от человека наращивания волевого напряжения. Снижается ка­чество работы, увеличивается число систематических ошибок, которые раньше не имели места, затрудняется решение даже относительно легких умственных задач, замедляется выполнение профессиональных приемов и навыков. Появ­ляется чувство усталости, отмечаемое уже перед началом рабств, отсутствие интереса к выполняемой деятельности и окружающей обстановке, апатия, по­вышенная раздражительность и неадекватная реакция на шутки и реплики товарищей, снижение аппетита, головокружение и головная боль. По данным К.К. Платонова при выраженном переутомлении наблюдается нарушение сна в 65% случаев, быстрая утомляемость - в 40%,повышенная раздражительность - в 32%,понижение аппетита - в 27% и головная боль - в 26%.

Таблица 4

Характеристика степеней переутомления (по К.К. Платонову)

Симптом Степень переутомления
начинающееся легкое выраженное тяжелое
Снижение дееспособности малое заметное выраженное резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке при усиленной нагрузке при обычной нагрузке при облегченной нагрузке без видимой нагрузки
Компенсация понижения дееспособности волевым усилием не требуется полностью не полностью не значи-тельно
Эмоциональные сдвиги временное снижение интереса к работе временами неустойчи-вость настроения раздражи-тельность угнетение, резкая раздражи-тельность
Расстройство сна трудно засыпать или просыпаться многим труднее засыпать, просыпать-ся сонливость днем бессон-ница
Снижение умственной работоспособ-ности нет трудно сосредото-читься временами забывчи-вость заметное ослабление внимания и памяти
Профилакти-ческие мероприятия упорядочение отдыха, физкультура, культурные развлечения очередной отпуск или отдых необходимо ускорение очередного отпуска и организо-ванного отдыха лечение
Устранение и профилактика утомления возможны за счет оптимизации физической, умственной и эмоциональной активности организма. Необходимы активный отдых, переключение на другие виды деятельности, использование средств восстановления.Физиологические процессы, обеспечивающие восстановление измененных при выполнении определенной работы функций организма, называются восстановительными . Во время выполнения работы преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов может происходить даже с превышением исходного уровня (суперкомпенсация). Это явление имеет огромное значение для повышения тренированности организма, обеспечивая в конечном итоге повышение работоспособности.Схематично процесс восстановления можно представить в виде трех взаимодополняющих процессов:- устранение нарушений в системах нейрогуморального регулирования;- выведение продуктов распада, образовавшихся в результате проведенной работы в тканях и клетках организма;- выведение продуктов распада из внутренней среды организма.Рациональное сочетание нагрузок и отдыха - необходимое условие сохранения и активизации восстановительных процессов.Дополнительными средствами восстановления могут быть: личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

4.4. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются:

Длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению;

Малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда;

Эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона;

Снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Большие фи­зические и умственные нагрузки приводят к общему утомлению, зачастую снижая умственную работоспособность студентов.

К средствам физической культуры относятся: физические упражнения , оздоровительные силы природы (солнце, воздух, вода), гигиениеские факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Исследования показывают, что использование средств физической культуры в объеме 9-12 часов в неделю или 1,3-1,8 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к физическому совершенство­ванию студентов.

Существуют разнообразные формы использования двига­тельной деятельности в активном отдыхе в режиме учебно-трудового дня: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты) .

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкультурной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Физкультурная пауза состоит из 5-7 упражнений.

Студентам предлагается следующий комплекс физкультурной паузы:

1-е упражнение - потягивание. Темп медленный. 5-6 раз.

2-е упражнение - наклоны назад и повороты туловища. Темп средний. 3-4 раза.

3-е упражнение - наклоны вперед. Темп средний. 6-10 раз.

4-е упражнение - пружинистые приседания. Темп средний. 6-8 раз.

5-е упражнение - наклоны в стороны. Темп средний. 6-8 раз.

6-е упражнение - маховые движения. Темп средний. 4-6 раз.

7-е упражнение - на координацию движений. Темп средний. 6-8 раз.

Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физических упражнений (физкультминуты ) полезны в связи с тем, что в умственном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов - мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища. При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, например, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений. Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение - приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений.

Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

Для профилактики нервно-эмоционального и психофизи­ческого утомления используются такие термины, как рекреация, релаксация.

Термин рекреация - (в переводе с латинского) - восста­новление посредством двигательных действий развлекательно-занимательного характера.

Релаксация (в переводе с латинского) уменьшение напря­жения, постепенное ослабление, какого либо состояния после прекращения действия факторов, вызвавших это состояние.

Различают отдых пассивный (сон) и активный , связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обоснование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые по­казавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает «доминанта движения», которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:

Систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без «штурма» в период зачетов и экзаменов;

Ритмичную и системную организацию умственного труда;

Постоянное поддержание эмоции интереса;

Совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств;

Организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха;

Отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

Двигательную активность и физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности;

Обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.

5. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания

5.1. Общая физическая и специальная подготовка, ее цели и задачи.

В физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и развитие физических способностей.

С помощью двигательной деятельности, организованной посредством физических упражнений и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.). Совокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Это выражается в прогрессировании тех или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма).

В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т.д.).

Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на повышение функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде деятельности или виде спорта.

Задачи общей физической подготовки состоят в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, содействовать тем самым сохранению крепкого здоровья и творческого долголетия.

Основными средствами общей физической подготовки являются подготовительные упражнения, применяемые в различных видах спорта, содержание которых ориентировано на создание широких предпосылок успеха в самых различных видах деятельности. ОФП строится с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на основные, выполняемые в основной деятельности. Она повышает общий уровень функциональных возможностей организма путем увеличения работоспособности, разносторонне развивает физические способности, систематически обогащает фонд двигательных навыков и умений человека.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства - уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни.

Следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других - силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) - это процесс, обеспечивающий преимущественное развитие тех физических способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности, при этом она ориентирована на предельную степень развития данных способностей. По мере роста спортивного мастерства объем средств ОФП уменьшается, а объем средств СФП - увеличивается.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако, все ее виды можно свести к двум основным группам:

Спортивная подготовка;

Профессинально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств и методов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Основными средствами специальной физической подготовки служат соревновательные упражнения в данном виде спорта и разрабатываемые на их основе специально - подготовительные упражнения.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - разновидность СФП, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к продуктивной трудовой деятельности. В процессе профессионально-прикладного использования физической подготовки решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего и эмоционального состояния человека. Опираясь на данные профессиограмм, определяются задачи, средства и методы ППФП, рекомендуются целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в оптимизации режима и организации труда.

Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых,

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

Физическая подготовленность - это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способностями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с проблемой переутомления. Некоторые иронически относятся к болезни, вообще не воспринимают ее серьезно, а на самом деле все может закончиться достаточно тяжелыми последствиями. Психотерапевты давно считают это состояние недугом, который приводит к разным болезням. Часто человек переутомляется после тяжелого труда, когда вообще забывает отдыхать, спит максимум по 4 часа в сутки, при этом неправильно питается или вообще забывает поесть.

Симптомы

Переутомление может протекать в 3 стадиях, именно от этого зависит симптоматика. К общим признакам относятся:

  • Беспричинная головная боль.
  • Сильная , которая длится даже после ночного сна.
  • Красные глаза.
  • Изменяется цвет лица, под глазами можно заметить отеки и синяки.
  • Тяжело заснуть, в голове путается много разных мыслей.
  • Подскакивает или .
  • Человек нервный, раздражителен.
  • Возникают проблемы с памятью, вниманием, тяжело сконцентрироваться.
  • Тошнота со рвотой.

Обращаем ваше внимание, что эти признаки часто могут указывать на конкретное заболевание – резкое понижение или повышение давление, головную боль, тошноту, сбои в работе сердца, сосудов.

Методы лечения умственного переутомления

Очень полезны эфирные масла, повышающие активность головного мозга, избавляющие от усталости. Главное не злоупотребляйте эфирным маслом, иначе эффект будет обратным.

Некоторым масла помогают в критических ситуациях, когда срочно нужен чистый мозг. Разрешается только периодически использовать средства, потому что организм привыкнет и не будет воспринимать ароматы.

Отдайте предпочтение розмарину, мяте, базилику. Проснулись разбитыми? Не выспались? Примите ванну, капните в нее розмарин (6 капель). Тоже самое можете сделать перед работой. Кроме того, выпейте , при этом не злоупотребляйте крепким чаем, кофе.

Для сохранения бодрости нужно взять аромалампу и капнуть в нее (не более 8 капель), поставьте ее на рабочий стол. Вы едите за рулем? Тогда лучше всего нанести по капли на запястье.

Стадии умственного утомления

Первая стадия

Появляются субъективные признаки – нарушается сон (человеку трудно заснуть, он быстро просыпается, а утром сложно проснуться), пропадает аппетит. Уставший не выдерживает физические и психические нагрузки.

Вторая стадия

Усталость ярко выражена, приводит к неприятному дискомфорту, снижению качества жизни. Кроме того, что человек быстро устает, его беспокоят неприятные ощущения в сердца, после физических нагрузок дрожат конечности, появляется спазм. Если своевременно не принять меры, у человека начнут изменятся все органы, при этом нарушается сон, постоянно беспокоят кошмары.

Иногда на этой стадии появляются всплески работоспособности – рано утром или поздно вечером. Кроме того, на этой стадии возникают сбои в обмене веществ, человек резко теряет вес, появляются проблемы с давлением, больной ужасно выглядит:

  • Бледнеет лицо.
  • Синеют губы.
  • Кожа мраморная.
  • Лицо застывшее, человек выдавливает из себя улыбку.
  • У мужчин возникают проблемы во время секса.
  • У женщин происходят сбои в менструальном цикле, у некоторых они вовсе прекращаются.

Третья стадия

Внимание! Нельзя так уставать, чтобы доводить себя до . В данном случае человек страдает от бессонницы, постоянно устает, нарушается работа внутренних органов, человек полностью выбивается из нормальной жизни.

Лечение переутомления

Прежде всего необходимо отказаться от умственных нагрузок, которые в течение длительного времени негативно влияли на ваш организм. Переутомление первой стадии лечится за счет того, что уменьшается психоэмоциональное воздействие. Важно, чтобы уставший придерживался определенного режима дня, на некоторое время полностью отказался от всех физических нагрузок. Лечение занимает не менее месяца, затем можно понемногу снова умственно нагружать себя, главное в это время избегать стресса.

На второй стадии человек должен полностью отдохнуть от своего вида деятельности (хотя бы две недели). В данном случае необходим активный отдых – прогулки на воздухе, катание на велосипеде, путешествие, которое даст возможность оторваться от всех проблем. Дополнительно может потребоваться массаж, аутогенные тренировки. Затем старайтесь постепенно налаживать свой режим работы.

На третьей стадии переутомление лечится только в специальных клиниках не менее двух недель. Лучше всего отправиться куда-то ближе к морю, купить себе путевку в санаторий, в котором можно отдохнуть и оздоровиться. Затем внимательно пересмотрите свой график. Чтобы ситуация не повторилась, возможно от чего-то необходимо отказаться.

Профилактика

Чтобы избежать переутомления, соблюдайте такие условия:

  • Любую работу выполняйте постепенно.
  • Будьте последовательны.
  • Не забывайте чередовать отдых и работу.
  • Благоприятно относитесь к своему виду деятельности, нельзя что-то делать через силу.

Если научитесь все делать постепенно, вы сможете спокойно освоить свою специальность, не потеряете силы. После овладения мастерством работа для вас покажется легкой, не нужно будет лишний раз волноваться и расстраиваться.

Важно! Уже давно доказано в медицине: умственное переутомление намного опаснее физического. Человеческий мозг может работать через силу, при этом не подает сигналы на то, что устал, в отличие от мышц. Иногда головной мозг так устает, что тяжело поднимать руки и передвигать ноги.

Некоторые специалисты уверены, чтобы одолеть переутомление, нужно как можно больше уставать, как бы это парадоксально не звучало. Оказывается, тот, кто часто устает, имеет высокую выносливость, человек отлично натренирован, без проблем сделает работу даже усталым.

Запомните, не стоит изводить себя: всей работы не переделаешь, а денег не заработаешь. Берегите здоровье!

0 комментариев 22.02.18

Каждый человек, вовлеченный в современный ритм городской жизни, подвержен ежедневным информационным, интеллектуальным и эмоциональным перегрузкам. Даже рядовой офисный служащий каждый день должен решать множество задач, требующих умственного напряжения: составление планов и отчетов на работе, удержание в памяти множества текущих дел, которые необходимо выполнить, общение в социальных сетях и просмотр новостей и т.д. Интеллектуальная нагрузка усугубляется, если человек учится, занимается научной или руководящей работой. Ко мне за помощью часто обращаются люди, которым не удалось справиться с подобного рода перегрузками.

Записаться на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм

Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций

Выбор места проведения консультации


можно узнать перейдя по ссылке.

Современные социальные стереотипы диктуют образ успешной личности, которая без устали работает, преодолевая все препятствия, достигая карьерных высот и финансового благополучия.

Усталость расценивается как проявление «лени» или «слабости». Однако такое отношение к умственным нагрузкам может привести к переутомлению, нервному истощению и серьезным проблемам в области психического здоровья. Поэтому следует ознакомиться с простыми и доступными способами восстановления умственной работоспособности.

Вам также может быть интересна следующая информация:


Признаки умственного переутомления

Для начала необходимо научиться распознавать тревожные симптомы, которые свидетельствуют о том, что мозгу необходим отдых. За годы своей профессиональной деятельности я убедилась в том, что наиболее распространенными признаками интеллектуальной усталости являются следующие симптомы:

Повышенная восприимчивость к различным заболеваниям

Частые и длительные расстройства здоровья — простуды, кашель, синуситы - могут косвенно указывать на сильное переутомление. Непрерывная усиленная умственная деятельность истощает нервную систему, приводит к стрессу, который ослабляет иммуннитет и ведет к ослаблению организма.

Переживания из-за событий прошлого

Навязчивые воспоминания о собственных неудачах, концентрация на негативных воспоминаниях могут спровоцировать даже психологическую депрессию. Возникновение таких состояний указывает на необходимость остановиться, успокоиться и привести свой ум и мысли в порядок, либо просто отдохнуть.

Пренебрежение естественными потребностями (сном, едой, отдыхом)

Сознательные пропуски завтраков и обедов или сокращение времени на сон ради выполнения какой-либо работы в срок также говорят о необходимости снизить умственную нагрузку. Отсутствие правильного режима дня будет усугублять нагрузку на организм и отрицательно сказываться на работе мозга.

Расстройство сна

Бессонница указывает на перевозбуждение нервной системы из-за неотвязных тяжелых мыслей. Полноценный сон необходим для восстановления нервной системы и продуктивной интеллектуальной деятельности.

Апатия

Безразличие к окружающему, безучастность, апатия - признаки того, что мозг не справляется с интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Отсутствие положительных эмоций от того, что раньше доставляло удовольствие - общение с друзьями, увлекательное хобби - красноречиво говорит о сильной усталости и переутомлении.

Доступные способы восстановления работоспособности мозга

Для начала необходимо осознать - что ментальная усталость имеет место быть, она затрудняет каждый момент вашего дня, и вы не можете продолжать жить и работать в прежнем ритме, с привычной интенсивностью. Выполнение следующих рекомендаций может помочь человеку, находящемуся в состоянии умственной и психологической усталости.

Хороший ночной сон

Сон - это жизненно важная потребность. Отсутствие сна убивает быстрее, чем отсутствие пищи. Самым естественным и простым вариантом устранения умственного переутомления является сон. Во время сна упорядочивается и фильтруется информация, полученная в процессе дневной умственной деятельности. Кроме того, клетки головного мозга очищаются от нейротоксинов. Способность к концентрации внимания и запоминанию большого объема информации тоже зависят от качества и продолжительности сна. Считается, что нормальная продолжительность сна составляет около 8 часов в сутки, но, если вы страдаете от умственной усталости, вам понадобится увеличить его продолжительность, рекомендуется хороший ночной сон до 10-12 часов.

Полноценное питание

Обратите внимание на свое питание. Найдите утром время на нормальный, полноценный завтрак, а не «птичий» — чашку кофе на лету. Сядьте и обстоятельно позавтракайте. Вы получите и энергию на весь день, и чувство морального удовлетворения и уверенности.

Медитация

Еще один способ борьбы с ментальным переутомлением - медитация. Этот вариант не так прост, как обычный сон и требует определенной подготовки. Однако при помощи медитативных практик можно прекрасно отдохнуть и расслабиться. Регулярные медитации помогают осознанно избавляться от ментального мусора, т.е. «отработанных» мыслей и переживаний, которые мешают развиваться и двигаться вперед в делах.

Экотерапия - созерцание красот природы или природных явлений

Спокойное созерцание чего-либо красивого, эстетически приятного также помогает восстановить работоспособность уставшего мозга. Можно рассматривать произведения искусства или любоваться пейзажем, а также просто смотреть на огонь, воду, облака. дает возможность расслабиться, переключить внимание и получить положительные эмоции от увиденного. Рассматривание красивых объектов помогает отвлечься от насущных проблем и, кроме того, развивает воображение.

«Разгрузочные дни» для ума

Полезно периодически устраивать «информационное голодание», своеобразные разгрузочные дни для ума. Можно, например, раз в неделю (декаду, месяц) сознательно отказываться от компьютера, телефона и просмотра телевизора на сутки, ограничивая приток информации.
Чтобы избежать переутомления ума, важно вовремя распознать признаки умственной усталости. Не стоит откладывать отдых на неопределенной время, лучше сразу же принять меры по восстановлению умственной работоспособности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх