Места писания из библии о снах. Основание Свято-Екатерининской обители. Сны, которые порождает наша душа

Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21).

Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» (3 Мак. 5: 6). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» (Еккл. 5: 11); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» (Сир. 32: 22).

Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» (1 Цар. 26: 12); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» (Есф. 6: 1).

Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» (Еккл. 5: 6). Это относится к обычным сновидениям.

Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях.

Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» (3 Цар. 3: 5); пророк Даниил толковал вещий сон Навуходоносора (см.: Дан. 2) и сам видел во сне «пророческие видения» (Дан. 7: 1).

Среди этих случаев есть примеры того, как Господь говорит во сне прямо, а есть примеры, когда человек получает откровение посредством видения, которое, как правило, нуждается в истолковании. Такие сны от Бога случались как с праведниками, так и с грешниками и даже с язычниками, как с царями и пророками, так и с простыми людьми. Можно даже говорить о таких снах не столько как об исключениях, сколько как о некотором правиле: Господь говорит «с людьми во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей… тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Иов 33: 15–18).

Но в наибольшей и значительной степени это было свойственно пророческому служению: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис. 12: 6). Если простому человеку, как правило, бывают вещие сны, касающиеся только его судьбы, то пророк получает откровения о судьбах всего народа и даже всего человечества.

И в Новом Завете мы видим, что Господь продолжает вразумлять людей через сновидения. Дважды во сне являлся ангел Иосифу, извещая ему волю Божию; во сне были предупреждены волхвы, чтобы не возвращаться к Ироду; наконец, жена Пилата видела страшный сон, когда муж ее вершил суд над Иисусом Христом. Тот сон был дан ей как знак праведности Иисуса. Она сказала Пилату: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19).

Пророк Иоиль предсказывает: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоил. 2: 28). На проповеди, произнесенной в день Пятидесятницы, апостол Петр засвидетельствовал, что это пророчество исполнилось в новозаветной Церкви, обратившей апостольское благовестие ко всем народам: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!.. Это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть… и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2: 14, 16–17).

Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8).

В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви.

Состояние сна

Смысл сна

Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь» .

Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих» .

Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу» .

Святые отцы обращали внимание на то, что воплотившийся Господь Иисус Христос спал. По мысли блаженного Феодорита Кирского, «голод, жажда, а сверх того и сон свидетельствуют, что тело Господне есть тело человеческое» . А святитель Григорий Богослов объясняет, что Господь «иногда и сон вкушает, чтобы и сон благословить, иногда утруждается, чтобы и труд освятить, иногда и плачет, чтобы и слезы сделать похвальными» .

Говоря о состоянии сна, которому подвержены обычные люди, преподобный Иоанн Лествичник указывает, что оно может овладевать человеком по разным причинам: «Сон есть некоторое свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же; но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов, и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя сном» .

Состояние сна как метафора

Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина: «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» .

Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: “Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос”» .

В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.

Аскетическое отношение к процессу сна

Описывая опасности от сна, преподобный Варсонофий Великий говорит: «Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его» .

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна: «Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага» .

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания: «Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше» .

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сон порождает леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти». «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти» .

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» . Преподобный Паисий добавляет, что «как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну… Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние» .

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих» .

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает» .

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью: «Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь» .

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Так, в первой молитве на сон грядущий (преподобного Макария Великого) верующий просит: «Даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире», а в четвертой молитве (того же святого) говорит: «Благоволи, Господи, избавити мя от сети лукаваго… и неосужденна ныне сном уснути сотвори, и без мечтания: и несмущен помысл раба Твоего соблюди, и всю сатанину детель отжени от мене… да не усну в смерть. И посли ми ангела мирна… да избавит мя от враг моих, да востав со одра моего, принесу ти благодарственныя мольбы». В молитве преподобного Иоанна Дамаскина молящийся вспоминает о смерти: «Владыко Человеколюбче, не уже ли мне одр сей гроб будет?.. Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит». А после пробуждения христианин в шестой из утренних молитв (святителя Василия Великого) благодарит Бога, «подавшаго нам сон во упокоение немощи нашея, и ослабление трудов многотрудныя плоти».

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах, «спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой» . И святой Иоанн Кронштадтский замечает: «Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело»

Это заключительный пост о снах.

Я хотела рассказать об отношении Библии ко снам и к толкователям снов.

Чтобы верующие в Иисуса не заблуждались насчет снов, и не занимались толкованием снов сидя на кухне на чашкой чая.

Помни, то, о чем говоришь, то и призываешь в свою жизнь.

Относись бережней к словам, исходящих из твоих уст.

1. НАЗНАЧЕНИЕ СНОВ ОТ ГОСПОДА:

А. Вразумление от Господа:
Деяния 2:17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» . Здесь сказано, что цель сновидений - вразумление.
Обратите внимание на то, что Господь будет вразумлять сновидениями старцев. В Греческом языке под словом «старцы» подразумеваются старейшины или пасторы (в данном случае используется греческое слово «presbuteros», от которого произошло русское слово «пресвитер»).

Б. Избавление от погибели:
Иов 33:14-18 «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» . Итак, назначение снов от Господа:
— отвести человека от какого-либо предприятия;
— удалить от него гордость;
— отвести душу его от пропасти;
— отвести жизнь его от поражения мечом.

2. СНЫ И СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДУ

Слово Божье предупреждает, что из-за многословия и множества снов служение Богу превращается в суету. Поэтому советуем вам в отношении снов руководствоваться следующим библейским девизом: Екклесиаст 5:6 «Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога».

Этот стих очень напоминает слова Иисуса Христа в Евангелии от Матфея 6:7 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны».

3. ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ БОГА ОТВЕЧАТЬ ЕМУ ВО СНЕ.

Как бы человек ни старался, он не может заставить Бога отвечать ему во сне. Примером служит история с Царём Саулом: 1 Царств 28:6 «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков». Царь Саул отверг Слово Живого Бога, и поэтому Господь Бог отверг Саула.

Эта история служит уроком и для каждого из нас.

Если вы отвергаете или не исполняете Живое Слово Господа - Библию, и что написано в ней, то не надейтесь, что Господь будет говорить с вами во сне.

Он уже сказал в Священном Писании всё, что вам нужно знать для спасения и благочестивой жизни на земле.

Спрашивает Dmitry Kovalenko
Отвечает Александра Ланц, 11.12.2009


Дмитрий пишет: Моей жене снится сон, что звонит телефон и женский голос сообщает, что ее отец умер. Через 3 недели он умирает. Похожий сон был и у тещи.
Удивительно, что фраза была построена как во сне.
Еще один сон. Много лет назад моей жене снится, что она заходит в нашу комнату, а компьютера нет. И следы пыли на столе от компьютера.
Позднее нас обворовали и она увидела точно такую же картинку.
Об этих обоих случая, она мне рассказывала до события. Были и другие сны.
Как это объяснить?

Мир вам, Дмитрий!

Из Библии мы знаем, что Бог может использовать сны для того, чтобы открывать Свою волю Своим детям. С ветхозаветными пророками, Бог часто общался посредством снов и видений. Иосифи Даниил, Исаия и Иеремия, Иаков и Иезекииль получали особые вести от Господа именно через сны. А вся Книга Откровение – это результат того, что Бог открыл человеку в видениях.

Более того, в Иоил. 2:28 читаем: « И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения».

Господь Бог использует множество возможностей, чтобы привести Своих заблудших детей в Свои праведность и святость, чтобы завершить Свою работу на этой земле и забрать возлюбивших Его Домой. И одна из этих возможностей – пророческий сон.

Однако, не стоит забывать и о том, что у Бога есть могущественый противник, который делает всё, чтобы противостоять Ему и уводить от Него всякую колеблющуюся душу. Несмотря на то, что Бог бесконечно сильнее его, этот противник всё же умеет подделывать почти всякое Божие благословение и чудо и очень хорош в средствах убеждения. Пусть слова из прозвучат для вас отрезвляюще:

«сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их».

Или прочитайте историю о превращении жезлов в змей в . Жезл Аарона стал змеем силою Божией, а вот жезлы чародеев силою сатаны. Разница была только в одном: см.ст.12.

Наш мир находится в эпицентре войны между Христом и сатаной, поэтому всякий, кто желает жить благочестиво, должен быть очень осторожным во всём, в том числе и в трактовке снов.

Библия не говорит напрямую о том, что сатана может давать сны, но однако в Библии два места, которые должны нас насторожить:

«да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся ; ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь » ().

«Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось ". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца ? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих , которые они пересказывают друг другу... Вот, Я - на пророков ложных снов , говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им , и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» ().

Единственный путь сделать верный вывод о том, был ли сон пророческим (т.е. от Бога) – это знать Библию. Об этом нам дано повеление в

«[Обращайтесь] к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» () .

Пророческий сон, навеянный Святым Духом, всегда будет направлен на то, чтобы помочь человеку избавиться от грехов, узнать Иисуса Христа, вывести из опасной ситуации, чем будет прославлено имя Всевышнего.

Как объяснить то, что сны, о которых вы говорите, сбылись? Смерть отца вашей жены могда наступить и через год, и через два. Но вы всё равно впомнили бы этот сон и подумали бы, что это пророчество. Был ли отец вашей жены болен, испытывал ли какие-то трудности, о которых знали так же ваша жена и тёща? Если да, то сатане было несложно растормошить в обеих женщинах чуство тревоги и нашептать на ухо то, что они услышали. Имеет ли ваша семья хоть какое-то отношение к оккультизму? Это первый признак того, что вы можете находиться в непосредственной власти врага Божия... Факторов указывающих на то, почему этот сон сбылся, много. Вы сами должны сесть и тщательно, но главное, честно, взвесить всё.

То, что ваш компьютер был украден, вполне могло оказаться злой шуткой сатаны, который внимательно выслушал сон вашей жены и через некоторое время прислал в ваш дом своего человека, ведь всякий вор – раб сатаны, хотя и думает, что ворует там, где сам хочет.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Непознанное":

В истории человечества сны всегда играли особую роль. Это отразилось в произведениях литературы разных времён и народов, а также в их религии. Сны в большинстве случаев рассматривались людьми как необъяснимые действия или откровения таинственного Провидения. Мы ознакомимся с Библейским взглядом на вопрос о снах и их толковании. Сразу заметим, что видение и сон - это две разные вещи. Мы будем говорить о снах, а не о видениях.



I . Введение: общий обзор вопроса о сновидениях


1. Терминология Ветхого и Нового Заветов
Сон: Еврейское существительное «khalom »; Греческое существительное «onar ».

2. Что такое сон? ?
Сновидение - это состояние сознания, во время которого образы, мысли и впечатления пробегают в разуме человека во время сна.
Сон - «последовательность образов, и т.п., проходящих через разум спящего человека».

3. Три аспекта сна
Человек - существо сложное, имеющее физическое и духовное начало. Говоря о сновидениях, необходимо отметить три аспекта снов: физиологический, эмоциональный (или душевный) и духовный.

А. Физиологический и эмоциональный аспекты снов
Мы - существа физиологические, обладающие телом. Сон - это необходимая часть расписания дня, во время которой организм отдыхает и восстанавливается. Большинство наших снов является результатом деятельности организма: тела и души:

  • Очень часто наш мозг продолжает во сне размышлять над тем, что волновало нас днём. Об этом свидетельствует тот факт, что многие открытия были сделаны во сне после долгого и напряжённого рабочего дня.
  • Часто наши сны являются результатом определённых физиологических процессов нашего организма. Например, нехватка кислорода в душном помещении; переедание перед сном; недостаток тех или иных витаминов в организме. То есть, наш организм устроен Господом таким чудесным образом, что он сам пытается «докричаться» до нас посредством определённых образов во сне и подсказать; организм пытается подсказать нам, чего ему не хватает для нормальной жизнедеятельности.

Б. Духовный аспект снов.
В Библии приводятся истории, когда Господь Бог являлся людям во сне для того, чтобы о чём-то их предупредить. Например, Бог предупредил Авимилеха, чтобы тот не прикасался к Сарре: Бытие 20:3 «И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа ». Аналогичным образом Господь предупредил Лавана насчёт Иакова: Бытие 31:24 «И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого ».

4. Откровение от Бога через сны является характерной чертой…
А. …Ранней эпохи патриархов (отцов веры):
Иаков - Бытие 28:10-16 ; Иосиф - Бытие 37:5-10 (два сна на одну тему).

Б. …Эпохи правления царя Соломона:
3 Царств 3:5-15 «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе ».

В. …Общения Бога с правителями языческого мира, в частности, с царями и вельможами земли Филистимской, Египта и Вавилона:
Бытие 20:2-3 «И послал Авимелех, царь Герарский , и взял Сарру. И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа »; Бытие 40:5 «Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения »; Бытие 41:1 «По прошествии двух лет фараону снилось… »;
Даниил 2:1 «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него »; Даниил 4:1-2 «Я, Навуходоносор , спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих. Но я видел сон , который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня ».

Г. Сновидение как откровение от Бога для тех, кто находится вне Царства Божия.

  • Мадианитяне : Судей 7:12-15 «Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан. Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился Господу и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский »;
  • Жена Пилата : Матфея 27:19 « жена его ».

Практически во всех случаях, когда Господь обращался во сне к правителям языческих наций, Он посылал им также людей Божьих с даром истолкования снов, чтобы они правильно истолковали сны от Бога: Иосиф (Бытие 40:5-23 ; Бытие 40:8 «Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне »; Бытие 41:1-32 ) и пророк Даниил (Даниил 2:19-45 ; Даниил 4:5 «Наконец вошел ко мне Даниил , которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога; ему рассказал я сон »).
В соответствии с Бытием 40:8 , истинное толкование снов - от Бога. Это Божий дар. А, как нам известно, Бог даёт людям духовные дары для назидания, созидания церкви (народа Божия) и прославления Господа.

II . Ветхий Завет о снах и их толковании


1. Сны и Ветхозаветные пророки .

Во времена Ветхого Завета способность интерпретировать сны ассоциировалась с Еврейскими пророками.
Числа 12:6-8 «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? » Согласно этому стиху, Бог чаще всего открывается пророкам-сновидцам…
— в видениях;
— в снах;
— явно (лицом к лицу).

Однако Слово Божье запрещает верить во все сны, как в пророческие. Народ Божий был призван распознавать лжепророков и не верить их пророчествам:
Второзаконие 13:1-5 «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец , и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", - то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя ».

2. Толкование снов как разновидность гадания

Сны и их толкование часто являются средством лжи и разновидностью гадания.
Захария 10:2 «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые ; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря ».
Иеремия 23:25-32 «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: "мне снилось, мне снилось ". Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца? Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон ; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я - на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я - на пророков ложных снов , говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь ».

Откровение, которое Господь давал пророку наяву, а не во время сна, чаще всего ценилось больше, чем откровение во сне. И это не случайно. Господь запрещал обращаться к гадателям, прорицателям и ворожеям, которые во время своих сеансов использовали химические и биологические вещества, вводящие человека в состояния транса или гипноза - то есть разновидности сна. Господь призывает нас «трезвиться» и быть здравомыслящими поклонниками, а не суеверными фанатиками.
В истории человечества всегда были, есть и будут шарлатаны, выдающие себя за Божьи сосуды, имеющие дар истолкования снов. Существуют даже специальные книги, толкующие сны - «сонники». Но Господь дал нам Библию - Слово Божье, по которому мы должны сверять свою жизнь.

3. Два периода в Ветхозаветной эпохе интерпретации снов

В Ветхом Завете описаны два особых цикла, во время которых сны трактовались экспертами, обладающими специальным даром от Бога. Первый цикл относится ко времени жизни Иосифа: Бытие 37:5-10 «И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его еще более… »
Второй цикл относится к жизни и служению пророка Даниила: Даниил 2 . Сны этих двух периодов относятся к разряду пророчеств о будущем.

III . Новый Завет о снах и их толковании


1. Случаи снов от Господа в Новом Завете :

А. Сны Иосифа (мужа Девы Марии)
Господь явился во сне Иосифу и предупредил его о рождении Иисуса: Матфея 1:19-21 «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».
Также Господь во сне предупредил Иосифа об опасности, грозящей младенцу Иисусу: Матфея 2:13 «Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его », Матфея 2:19 «По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца », Матфея 2:22 «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские ».

Б. Сон мудрецов с Востока
Матфея. 2:12 «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою »,

В. Сон жены Понтия Пилата
Матфея 27:19 «Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него ».

2. Исполнение пророчества пророка Иоиля.

Деяния 2:17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут ». Этот стих из Деяния цитирует стих из Иоиля 2:28 «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения ».

Здесь следует обратить внимание на то, что Слово Божье не пропагандирует сны и практику их толкования. Вспомните, при каких обстоятельствах апостол Пётр процитировал отрывок из книги пророка Иоиля? Он это сделал в День Пятидесятницы - день схождения на землю Святого Духа. Это был день, когда Бог Дух Святой сошёл на землю, чтобы обитать в человеке. Раньше, в Ветхозаветные времена Господень Дух обитал только в избранных Божьих сосудах: царях, священниках и пророках. Это были единицы из многочисленного израильского народа. Согласно отрывку в Числах 12:6 , Бог открывался им через видения, сны или наяву. Цель слов пророка Иоиля , повторённых Петром в День Пятидесятницы, - не пропагандировать сны и видения, а засвидетельствовать о том, что теперь наступила новая эра в истории человечества, когда Великий Бог будет обитать с человеком - с каждым, кто откроет для него своё сердце: будь то мужчина или женщина, молодой человек или старик. И что теперь каждый человек, в котором есть Божий Дух, будет приравниваться к пророку.

Господь может явить Себя человеку во сне, в видении или наяву. Однако не нужно забывать о том, что в основном Бог являет Себя нам через Своё Святое Слово - Библию. Евреям 1:1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках , в последние дни сии говорил нам в Сыне , Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил ».

Иисус есть живое слово Бога Отца (Иоанна 1:1,14 )
Слово Божье является тем эталоном, с которым мы сравниваем любые пророчества, видения и сны. Они отвергаются, если хоть в чём-то не совпадают или расходятся с тем, что написано в Библии.

IV . Дополнительные наблюдения о снах


1. Назначение снов от Господа :

А. Вразумление от Господа:
Деяния 2:17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут ». Здесь сказано, что цель сновидений - вразумление.
Обратите внимание на то, что Господь будет вразумлять сновидениями старцев . В Греческом языке под словом «старцы» подразумеваются старейшины или пасторы (в данном случае используется греческое слово «presbuteros» , от которого произошло русское слово «пресвитер» ).

Б. Избавление от погибели:
Иов 33:14-18 «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне , в ночном видении , когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе . Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом ». Итак, назначение снов от Господа:
— отвести человека от какого-либо предприятия;
— удалить от него гордость;
— отвести душу его от пропасти;
— отвести жизнь его от поражения мечом.

2. Сны и служение Господу

Слово Божье предупреждает, что из-за многословия и множества снов служение Богу превращается в суету. Поэтому советуем вам в отношении снов руководствоваться следующим библейским девизом: Екклесиаст 5:6 «Ибо во множестве сновидений , как и во множестве слов, - много суеты; но ты бойся Бога ».
Этот стих очень напоминает слова Иисуса Христа в Евангелии от Матфея 6:7 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны ».

3. человек не может заставить Бога отвечать ему во сне .

Как бы человек ни старался, он не может заставить Бога отвечать ему во сне. Примером служит история с Царём Саулом: 1 Царств 28:6 «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне , ни чрез урим, ни чрез пророков ». Царь Саул отверг Слово Живого Бога, и поэтому Господь Бог отверг Саула.
Эта история служит уроком и для каждого из нас. Если вы отвергаете или не исполняете Живое Слово Господа - Библию, и что написано в ней, то не надейтесь, что Господь будет говорить с вами во сне. Он уже сказал в Священном Писании всё, что вам нужно знать для спасения и благочестивой жизни на земле.


V . Частые заблуждения о снах


Заблуждение 1: «Бог избрал сны как один из путей общения с человеком ».
Наш ответ: Если это общение Бога с нами, то почему существуют неправильные толкования снов? Мы что, должны догадываться, что Бог имел в виду? А как насчёт забытых снов? А как насчёт людей, которые не видят сны? А как насчёт тех, кто вообще не спит? С ними Бог не общается принципиально?

Заблуждение 2: «Сны - один из основных путей , который Бог избрал для общения с нами, и мы должны уделять им соответствующее внимание! »
Наш ответ: Если сны являются основным способом общения Бога с нами, то какое место в общении Бога с нами занимает Слово Божье? Зачем оно нам, если Бог разговаривает с нами через сны?

Заблуждение 3: «Бог приходит к человеку, напрямую обращаясь к его сердцу и духу через Свой голос, пророчество, сон, видение и помазание ».
Наш ответ: Нигде в Новом Завете нет подтверждения этой мысли. Наоборот, практически во всех книгах Нового Завета упор делается на Слово Бога (Писание), а не на сны и видения.

Заблуждение 4: «Сердце человека, увидевшего сон, затрепещет и «подтвердит» и скажет «Именно так!», когда услышит правильное толкование, поэтому никогда не принимайте толкование, которое не имеет свидетельства в сердце самого сновидца ».
Наш ответ: Не наше сердце должно быть ключом в интерпретации снов, а Слово Божье. Человеческое сердце, по определению Библии, лукаво и крайне испорчено: Иеремия 17:9 «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено ».
Матфея 15:19-20 «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека ». Именно поэтому наше сердце не может быть эталоном. Только сам Бог и Его святое Слово должны быть для нас и эталоном, и авторитетом в течение нашей жизни.

Знаете вы лично Иисуса или нет, ваши сны исходят из одного из трех источников: врага, вашей души или от Бога. Опубликовано на веб-портале

ДЖОН ТОМАС

Я изучаю сны и уже почти 20 лет учу людей, как их интерпретировать, и это вопрос, который мне чаще всего задают: «Откуда я могу знать, что сон от Бога?»

Я сделаю все возможное, чтобы ответить на этот вопрос в этой статье. Полное учение по этой теме займет целую книгу, поэтому мы рассмотрим только некоторые моменты. Давайте начнем с изучения возможных источников снов.

Три разных источника снов

Тертуллиан (160-225 гг н.э.) учил, что сны происходят из трех источников. Некоторые сны демонические. Некоторые исходят из нашей души, а некоторые - сны от Бога. Он связывал это понимание с местом из Писания Деяния 2, где говорится о том, что сны, видения и пророческие встречи были нормой для церкви.

Знаете вы лично Иисуса или нет, ваши сны исходят из одного из трех источников: врага, вашей души или от Бога. Как вы можете определить, из какого источника приходит сон?

Сны от врага

Снами от врага часто являются ночные кошмары. Враг желает пробудить страх в нас, чтобы мы не ходили в вере. Он часто направляет этот вид нападения на маленьких детей, и, когда это происходит, нужно научить их власти во Христе. Помогите своим детям доверять Богу, а не бояться.

Иногда сны от врага - фактически демонические посещения. Например, сонный паралич - распространенное явление, о котором люди говорят, как в церкви, так и вне ее. Это чаще всего происходит, когда демоническая сущность посещает кого-то, когда он спит. Сны от врага, как правило, оставляют осадок даже после того, как мы проснулись вместе с интенсивным чувством страха или злого присутствия, которое мы ощущали во сне.

Другой вид сна от врага называют темным сном. Библия часто противопоставляет Бога и Сатану, используя слова, подобные свету и темноте, дню и ночи. Когда упоминается Божий престол или Небеса, наиболее распространенными чертами являются сияющие цвета и яркий свет. Подобные описания часто относятся к снам от Бога, в то время, как сны от врага обычно происходят в темных тонах или в черно-белом цветах.

Как бороться со снами от врага

Ключом к борьбе со сновидениями от врага является простой вопрос к Богу: «Есть ли открытая дверь в моей жизни, через которую входит враг?»

Эта открытая дверь может иметь три пути: ваше прошлое, средства массовой информации или ваша духовная деятельность. Как только вы найдете дверь, которую использует противник, вы можете закрыть ее, и эти сны перестанут вас тревожить. Я видел, как многие люди освобождались от снов от врага таким образом.

Сны, которые порождает наша душа

Однажды девушка рассказала мне сон, в котором ее друг сделал ей предложение. Я чувствовал, что во сне что-то было не так, и я знал, что этот сон не был от Бога, но я также знал, что он был не от врага. Я спросил ее, проводили ли они вместе какое-то время и хочет ли она замуж вообще. Она подтвердила мои предположения. Источник сна стал для меня очевидным, и я мягко сказал ей, что она сама хочет жениться настолько, что заставила себя мечтать об этом и видеть подобные сны.

Самые распространенные сны, которые порождает наша душа, связаны с предстоящим браком, продвижением по службе, служением и т.д.

Пророк Иеремия предупреждал о людях, которые сами заставляют себя видеть определенные сны (Иер 29:8-9). Не все сны, порожденные нашей душей, приходят, потому что кто-то является лжепророком, как люди, которых Иеремия осуждал, иногда мы просто хотим чего-то настолько сильно, что это начинает нам сниться.

Что делать, когда Бог дает сны?

Ключом к определению того, что ваш сон - порожден душей является еще один простой вопрос: «Знакомы ли вам эти переживания?» Вы уже знали об этом, ожидали этого, чувствовали или думали об этом? Знакомство с историей или концепцией сна часто является ключом к его источнику. Не всегда, но часто.

Вы также можете проверить плод вашего сна. Сон от Бога произведет хороший плод в вашей жизни, а сон, наполненный земной мудростью, принесет плохие плоды:

«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иакова 3:14-17).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх