Работа с чувствами в телесной терапии упражнения. Телесно-ориентированная терапия – исцеление души через работу с телом. Как избавиться от плохих, навязчивых, негативных, дурных мыслей в голове - психотехника: «Общественное значение» или «Дистанцирование»




Иконография Богородицы очень широкая. Ни один образ не пользуется такой любовью и почитанием в народе, как Богородица.

В иконографии Богородицы значительное место занимают и иконы, написанные по мотивам пророчества Симеона: Мария, видя страдания Иисуса Христа, испытала такую боль, которая была по силе и боли равнозначна удару кинжала в сердце, о котором говорил старец.

Пророчество Симеона, как одно из самых эмоционально насыщенных предсказаний, сюжетно и по смыслу нашло свое выражение в целой галерее икон: с разными названиями и легендами, разными датами их прославления и разными историями их происхождения, но все они показывают исполнение предсказанного Симеоном: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Многие образы на сюжет слов св. Симеона настолько похожи, что их часто путают, называя одну и ту же икону разными именами (то «Семистрельной», то «Умягчением злых сердец», то «Симоновым проречением»), не особо утруждаясь обращением к тонкостям иконографии. Мы тоже не претендуем на всеохватность галереи икон с похожими сюжетами, но хотя бы для себя расставим некоторые точки над i.

Почти все сходятся во мнении, что достоверно трудно установить источник происхождения икон, получивших разные названия, но имеющих один сюжет: предсказание Богородице о Ее судьбе старцем Симеоном.

Чаще всего говорят о католических корнях иконы, или восходящих к юго-западной части древней Руси, области, близкой к католичеству, что видно, например, на иконе «Васильковская», о которой - ниже.

Вообще, надо сказать, что история, когда православная икона имеет католическое происхождение, достаточно редкое явление. Икон такого типа можно пересчитать по пальцам. Но, кажется случай с «Симоновым проречением» как раз такой.

Иконография Богородицы на сюжет исполнения пророчества очень широкая: «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение», «Семистрельная», «Страстная», «И Тебе самой душу пройдет оружие», «Скорбящая Богородица» и другие.

Но только одной из них составлена служба в день св. Симона, 16 февраля: «Празднование Пресвятей Богородице ради Ее иконы, именуемыя Умягчение злых сердец или Симеоново проречение».

И эта икона непосредственно связана с праздником Сретения. В остальных случаях памятные дни икон на сюжет пророчества Симеона отнесены дальше - либо к страстной седмице и пасхальным дням или еще дальше. Несмотря на иконографическое сходство и путаницу в названиях, иконы все-таки можно различить между собой. Так «Семистрельная» - это другая икона, чем «Умягчение злых сердец».

В вышеупомянутой иконе мы видим по три стрелы слева и справа и одну, направленную острием к сердцу, снизу.

В "Семистрельной" - другое расположение стрел: три стрелы справа и четыре слева, в некоторых вариантах – четыре справа и три слева. Но надписание одно - «Семистрельная». Празднование иконы «Семистрельная» приходится на 26 (13) августа.

К типу "Семистрельной" относится также икона жиздринская, которая называется «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие». Ее память также отмечается 26 (13) августа. Отличие «Страстной» от «Семистрельной» в том, что на коленях Богородицы лежит умирающий Иисус.

Иконография Богородицы на сюжет прорицания Симеона существуют и другие иконы. Наиболее старинная из них «Васильковская», которая тоже имеет свои варианты.

Сказание об иконе говорит, что однажды слепой Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне явилась ему Богородица, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку. В ней он найдет воду. Богородица повелела Василию обмыть этой водой глаза, и он прозреет.

Василий так и сделал. И тотчас прозрел. Прозрев, он увидел в кустах икону с тем самым образом Пречистой, в котором Она явилась ему во сне. С тех пор он служил Богородице до конца дней своих: на месте водного источника он ископал колодец, поставил над ним палатку, а позднее на месте обретения иконы выстроил деревянную церковь с названием «Святая вода».

Иконографический образ этой иконы очень отличается от предыдущих: здесь уже не семь стрел, а один меч, вонзенный в середину груди. Икона явно тяготеет к католическому типу: на голове корона; плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.

Волосы выбиваются из-под платка, лик и взгляд устремлены куда-то вдаль, в будущее, нимба над головой почти не видно. Лик не выглядит аскетическим: полноватое, округлой формы лицо выражают не скорбь, как, например, на иконе "Семистрельная", а скорее мечтательность.

Разновидностью «Васильковской» иконы является целая галерея других икон. Например, очень интересными и больше похожими на религиозную живопись являются иконы «Мать Скорбящая» или «Богородица Скорбящая» (Mater Dolorosa). Чаще всего такие иконы встречаются в западной Европе.

Иконография Богородицы на сюжет пророчества Симеона, восходящая к православной школе иконописи, расширяет сюжетную линию до последних дней Спасителя. Очень интересна икона, которая называется «Плач при Кресте».

На ней, кроме скорбящей Богородицы с вонзенным в Ее грудь мечом, изображены орудия казни Иисуса: плеть, терновый венец, гвозди, клещи, тридцать сребренников, за которые был продан Иисус Иудой. Иногда изображается рука, которая ударила Иисуса по щеке на допросе.

Справа на иконе - Крест, орудие распятия Иисуса, за Крестом – город Иерусалим, слева – столб, самое необычное сооружение иконы.

Изображение столбов восходит к византийской традиции: на столбах изображались небожители: цари и императоры. Но на иконе «Плач при Кресте» на столбе изображен петух, который, по Евангелию, утром дня казни Иисуса трижды пропел. После этого, по предсказанию Иисуса Христа, Петр отрекся от Учителя.

Около столба изображена лестница, с помощью которой поднимали Иисуса Христа на Крест и снимали Его Тело; а также шест, на котором Ему подавали губку, чтобы смочить губы специальным напитком. Все это – Скорбящая Матерь, меч, вонзенный в Ее грудь, предметы истязаний и казни Спасителя - должно было напоминать молящемуся о страстях Господних.

Поскольку иконы с сюжетом Распятия и Страстей связаны с Великим Постом и потом с Пасхой, то дни празднования этих икон следуют непосредственно за этими днями.

Многообразие иконографии Богородицы с сюжетом на слова старца Симеона говорит о том, что и сюжет, и слова очень близки каждому человеку.

У всех случаются тяжелые моменты в жизни, и каждый стремится утишить свою боль.

Обращаясь к этим иконам, многие получают сердечное облегчение.

И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
И.Бродский «Сретение»

Меня всегда смущало народное понимание праздника Сретения. «Этот праздник символизирует встречу зимы с весной. В этот день… », — то и дело услышишь по радио или прочтешь где-нибудь. Какая еще весна, где она с зимой встретилась 15 февраля? А по старому стилю — это и вовсе начало самого снежного месяца. Хотя если не буквально… Слово-то главное названо — «встреча». И встреча эта случилась.

Мир, лежащий во грехе, страхе, проклятии за грехопадение человека, подобен долгой ледяной ночи. Но живущие под ее гнетом, почти отчаявшись, все же узнают о рассвете. Пусть солнечные лучи еще не пробились, но ветер уже сорвал тяжелое сонное безмолвие, и откуда-то издалека повеяло чем-то теплым. И тот, кто шел через эту долгую ночь, кто был в ней одинок, оставлен и неутешен, кто, возможно, не видел и смысла в этом пути, вдруг осознает, что каждый его шаг — это не движение в никуда, а шаг навстречу Тому, Кто столько времени этой встречи так же очень ждал. И это знание дает силы преодолевать и собственное бессилие, и боль, и даже безверие.

Сретение — это добрая весть о бессмертии для умирающего. Это радость о скорой Победе, до которой очень многие не дожили, но есть сила, которая имеет власть воззвать их даже из бездны ада. Это последняя надежда, которая, как рука, подана отчаявшемуся в могилу. Это дивный светлый берег, путь к которому лежит сквозь смертельный шторм. Пусть он не оставит и щепки от наших утлых лодок, но наступивший рассвет принесет на волнах нас к Дому, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 5).

Мы узнаём о событиях того дня из Евангелия. На сороковой день от рождения Спаситель был принесен Матерью и святым Иосифом в храм. По закону Моисееву родители должны были приносить в храм своих первенцев (то есть первых сыновей) для посвящения Богу. Сорок дней являлись для матери периодом очищения, после этого она приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Своему Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого-младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84‑летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37-38).

Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21-23). Это было избавление. Это был новый исход.

Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А. Ахматова).

Всем нам знакома икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». А все ли мы знаем, что этот образ имеет еще одно название — «Симеоново проречение»? Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит оружие печали и сердечной боли. О чем Она молилась, видя избитого и распятого Сына? Сожалела ли Она о тех, кто был ослеплен сатанинской яростью?

А мы? Когда нас самих кто-то задевает, молимся ли о них, жалеем ли их, понимаем ли, что обижающие нас — лишь орудие в руках настоящего, невидимого врага? Мы не способны терпеть невзгоды и оскорбления в отношении себя, а Ей пришлось увидеть весь ужас того, что творится в сердцах людей, ослепленных ненавистью. Страшно? Ей было страшнее. Помните, как писал убитый большевиками Николай Гумилев:

Ничего я в жизни не пойму,
Лишь шепчу: «Пусть плохо
мне приходится,
Было хуже Богу моему
И больнее было Богородице».

Но прореченное Симеоном — это не только указание на грядущее страдание и печаль, это еще и пророчество о том, что нет, не было и никогда не будет в нашей жизни того, что не было бы уврачевано Божественной жертвой.

А еще праздник Сретения — это напоминание о предстоящем Великом посте. Сказанное Симеоном было принято Богородицей со смирением. Но все же оно не могло не встревожить душу молодой Матери. Ее сострадание Сыну, как уже сказано выше, началось со слов Симеона. Не пост ли это? Не сорокадневный — пожизненный пост. Ведь Она жила с этим до самого страшного дня — и всю оставшуюся Свою жизнь.

Сретение — это праздник, это торжество, но это еще и скорбь Матери… Прежде Животворящего Креста было проречено о незримом, порой невыносимо тяжком кресте материнства.

Мне нередко приходится видеть совсем маленьких детей в безнадежном состоянии. Входить в детскую реанимацию очень тяжело… но еще тяжелее не быть там. Особенно их матерям, тем, для кого время — это замершая на мгновенье секира, уже занесенная над детской кроваткой. Ночь становится бесконечной — и тогда, незримо и тихо, Она вновь предстает, как тогда в Иерусалиме, готовая принять и наши испытания.

Он шел по пространству,
лишенному тверди,
он слышал, что время
утратило звук.
И образ Младенца с сияньем
вокруг
пушистого темени смертной
тропою
душа Симеона несла
пред собою,
как некий светильник,
в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять
не случалось.
Светильник светил,
и тропа расширялась.

И.Бродский «Сретение»

Газета «Православная вера» № 3 (551)

34–35. И благословил их, т. е. родителей. Самое благословение нужно понимать как молитвенное благопожелание милостей от Бога. - И сказал Марии, Матери Его. Ев. Лука не говорит, чтобы Симеон «духом» прозрел необыкновенное, безмужнее зачатие Мариею Христа. Вероятнее всего предположить, что Симеон обращается к одной Марии как к более заинтересованной судьбою ее Сына: мать больнее чувствует несчастия, постигающие ее детище. - Се. Вот, я вижу - как бы говорит Симеон. - Лежит - т. е. таково Его назначение (ср. Флп I, 16). - На падение… Симеон, в согласии с кн. Ис (VIII, 14; ср. Мф XXI, 42. 44), имеет здесь, конечно, в виду тот суд (Ин III, 19 и сл.), который должен совершаться над людьми вследствие явления и деятельности Мессии. Многие, по Божественному решению, должны соблазниться относительно Мессии и пасть или впасть чрез неверие в ожесточение и погибель, а многие другие должны восстать чрез веру в Него к новой, лучшей, жизни. Все это будет совершаться в Израиле, т. е. Симеон пока имеет в виду только деятельность Самого Христа, которая прошла, как известно в проповедании Евангелия, только в народе Израильском - (пребывание и проповедь в Самарии - Ин 4-я гл. - было исключением). - Предмет пререканий - точнее: в знамение, относительно которого будет много споров (είς οημεΐον άντιλεγόμενον). Явление Христа хотя само по себе и было несомненно чудесным знамением или признаком исполнения Божественных обетовании, тем не менее встретило против себя сильные протесты со стороны мира (ср. Рим Х, 21), которые и разрешились распятием Христа (Евр ХII, 3). - И Тебе самой меч пройдет душу. Симеон только что сказал о судьбе, ожидающей Иисуса. Теперь он обращает свой взор к матери Иисуса и видит, как она будет страдать и болеть душою, когда Сын ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда она будет смотреть на смертные мучения Его, какие Он будет переносить на кресте (Зигабен). Ощущение, какое она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом. - Да откроются помышления многих сердец. Цель, какую имел Бог, предназначая Иисуса Христа на такое служение, при котором должны были начаться распри в народе, какие в свою очередь должны были тяжело отозваться на Его Матери, состояла в том, чтобы из многих сердец (ср. Мф XV, 19) вышли, обнаружились, доселе скрытные мысли. Раскрытие же или обнаружение мыслей произойдет тогда, когда нужно будет стать или на сторону Христа, или же - против Него.



Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,

Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.

И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

36–38. Тут была также - правильнее: «и была» (καί ήν) - Анна пророчица, т. е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. Исх XV, 20) или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь. - От колена Асирова. Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину. - От девства своего. Значит, она была только один раз замужем. - Вдова… Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем… и теперь будучи вдовою (καί αΰτη χήрα») 84-х лет от роду (ср. Мф ХVIII, 21 и cл.) - Которая… Эти слова относятся к выражению: «и была Анна пророчица», а между ними находящиеся представляют собою вносное предложение. - Не отходила от храма, т. е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. XXIV, 53). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Едершейм с. 254). - Постом и молитвою… При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу. - И она в то время - точнее: в тот самый час (αύτή τή ώρα), когда Симеон беседовал с Марией. - Подошедши, - т. е. вышедши на вид, чтобы говорить (έπιστάσα). - Славила Господа - точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала с своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем. - И говорила о Нем, т. е. о Христе. - Ожидавшим избавления… Неоднократно Анна повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и прош несов. глаг. λαλέω - ελάλει - говорила. - Избавление - (λύтρωσιν) - прежде всего, политическое освобождение ср. 1, 68.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх