Имбецилы - это кто такие? Определение понятия. Причины, симптомы и диагностика имбецильности. Имбецильность и ее лечение
Развившаяся внутриутробно либо в первые годы жизни недостаточность умственного развития. Обозначает олигофрению средней степени тяжести. Наряду с внешними признаками недоразвития интеллекта наблюдается примитивная речь, слаборазвитые способности к обучению (IQ - 25-50), проблемы с памятью, усиление бессознательных инстинктов (сексуальная распущенность, склонность к перееданию). Мышление последовательно, однако довольно примитивно. Малый кругозор, внушаемость и желание подражать могут проявляться асоциальным поведением, особенно в незнакомой обстановке. Обучение элементам самообслуживания возможно, при этом имбецилы не могут проживать самостоятельно. Диагноз устанавливается на основании клинической картины, оценки интеллектуального и психомоторного развития. Лечение включает в себя симптоматическую терапию (ноотропы, нейролептики, седативные средства и пр.). Требуется медицинский контроль и постоянный уход в сочетании с адекватным воспитанием.
Лечение имбецильности
Лечения имбецильности сугубо симптоматическое. Исключительно под контролем лечащего врача назначаются нейролептики, психостимуляторы и транквилизаторы. Для улучшения кровообращения и питания мозга используют ноотропные препараты (пирацетам, гидрализат из головного мозга свиней и др.), витаминотерапию. По показаниям проводят дегидратацию (сульфат магния, фуросемид и др.) и назначают противосудорожные препараты.
Обязательно систематическое посещение психоневролога. Врач даст рекомендации по воспитанию пациента и оценит динамику заболевания. При возникших проблемах с позвоночником или наличии дефектов речи назначается консультация узких специалистов (вертебролога, психиатра, дефектолога, логопеда).
Профилактика и прогноз имбецильности
Прогноз имбецильности напрямую связан со степенью слабоумия и своевременностью лечения. Легкая стадия патологии, выявленная на ранних сроках, позволяет минимизировать умственную отсталость, а правильное обучение и адекватный уход повысят адаптационные способности пациента в обществе. Так как такие больные неспособны к самостоятельной жизни, они требуют регулярного медицинского контроля и постоянного ухода. Детей с имбецильностью следует обучать на дому по специальной программе или в спецшколах.
Первичная профилактика заболевания заключается в охране плода и беременной женщины, ведение беременности с проведением раннего генетического (скринингового) исследования. Вторичная профилактика включает в себя раннее выявление патологии для своевременной коррекции психического развития и организации адаптационных и реабилитационных мероприятий.
Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных , косноязычна и грамматически неправильна . Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз , а словарный запас ограничен несколькими десятками слов (иногда до 200-300 слов ). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён .
Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий . При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц ), написанию отдельных слов, чтению простых текстов .
По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные , безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные) . По характеру также разделяются на две группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые .
Международная классификация болезней
См. также
Напишите отзыв о статье "Имбецильность"
Примечания
- Н. М. Жариков, Л. Г. Урсова, Д. Ф. Хритинин. Психиатрия: Учебник. - М .: Медицина, 1898. - С. 486-487. - 496 с. - ISBN 5-225-00278-1 .
- О. В. Кербиков , М. В. Коркина, Р. А. Наджаров, А. В. Снежневский . Психиатрия. - 2 изд. - М .: Медицина , 1968. - С. 396-397. - 75 000 экз.
- А. В. Снежневского . - М .: Медицина, 1983. - Т. 2. - С. 464. - 544 с.
- Руководство по психиатрии / Под ред. Г. В. Морозова . - М .: Медицина, 1988. - Т. 2. - С. 350. - 640 с. - ISBN 5-225-00236-6 .
Ссылки
Отрывок, характеризующий Имбецильность
– Пожалу… – начал Долохов, но не мог сразу выговорить… – пожалуйте, договорил он с усилием. Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – к барьеру! – и Пьер, поняв в чем дело, остановился у своей сабли. Только 10 шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но всё улыбаясь; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.
Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть всё, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. То ему представлялась она в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.
«Что ж было? – спрашивал он сам себя. – Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого? – Оттого, что ты женился на ней, – отвечал внутренний голос.
«Но в чем же я виноват? – спрашивал он. – В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, – и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании. Особенно живо, оскорбительно и постыдно было для него воспоминание о том, как однажды, вскоре после своей женитьбы, он в 12 м часу дня, в шелковом халате пришел из спальни в кабинет, и в кабинете застал главного управляющего, который почтительно поклонился, поглядел на лицо Пьера, на его халат и слегка улыбнулся, как бы выражая этой улыбкой почтительное сочувствие счастию своего принципала.
Описание [ | ]
При имбецильности дети отстают в физическом развитии, отклонения заметны внешне. Могут присутствовать признаки телесных пороков развития: нарушения формирования головы, недоразвитие конечностей, пальцев, дефекты лица, ушей, глаз, гипогенитализм и др. Могут быть также такие неврологические симптомы, как параличи, парезы .
Имбецилы понимают окружающих, сами могут произносить отдельные слова и иногда даже короткие фразы. Речь состоит только из глаголов и существительных , косноязычна и грамматически неправильна . Как правило, речь состоит из очень коротких стандартных фраз , а словарный запас ограничен несколькими десятками слов (иногда до 200-300 слов ). Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Имбецилы могут образовывать представления, но образование понятий, как более высокий этап психической деятельности, им недоступен или резко затруднён . Воображение у них почти отсутствует .
Страдающим имбецильностью удаётся привить основные навыки самообслуживания (сами одеваются, следят за собой, едят) и простейшие трудовые навыки, главным образом путём тренировки подражательных действий . При лёгкой и средней степени имбецильности больные могут учиться во вспомогательной школе, но обучить их удаётся немногому: элементарному счёту (в пределах нескольких единиц ), написанию отдельных слов, чтению простых текстов .
Сексуальное влечение у страдающих имбецильностью обычно понижено, но иногда наблюдается болезненно повышенное сексуальное влечение наряду с отсутствием сдерживающих моральных ограничений .
По поведению выделяется две группы имбецилов: вяло-апатичные , безразличные ко всему, кроме удовлетворения естественных потребностей (торпидные) и живые, подвижные, непоседливые (эректильные) . По характеру также разделяются на две группы: злобно-агрессивные, упрямые и общительные, добродушные, приветливые, покладистые .
Международная классификация болезней [ | ]
В МКБ-9 1977 года имбецильностью названа только умеренная умственная отсталость с IQ 35-49 .
См. также [ | ]
Примечания [ | ]
- Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ТОО «Техлит»; «Медицина», 1997. - С. 444. - 496 с. - ISBN 5-900990-03-6 .
- Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. Основы специальной педагогики и психологии . - Издательский дом «Питер». - P. 103-105. - ISBN 978-5-498-07834-2 .
- Большой психологический словарь . - ОЛМА Медиа Групп, 2003. - P. 558. - ISBN 978-5-93878-086-6 .
- Романова Е. А. Диагностика заболеваний. Медицинский справочник . - Family Leisure Club. - P. 404. - ISBN 978-966-14-8977-5 .
- Й. А. Стоименов, М. Й. Стоименова, П. Й. Коева и др. Психиатрический энциклопедический словарь. - К. : МАУП, 2003. - С. 358. - 1200 с. - ISBN 966-608-306-X .
Самое неприятное, с чем могут столкнуться родители, это с различными заболеваниями своего ребенка. Желая здоровья своему чаду, родители тяжело переносят известие, что их ребенок страдает имбецильностью. Данное заболевание может проявляться у детей от вполне здоровых родителей в различной степени. Определяется заболевание необратимыми последствиями, определенной характеристикой и различными причинами появления.
Имбецильность невозможно вылечить самостоятельно. Если врачи диагностировали данное заболевание, то сайт психиатрической помощи сайт может предоставить первую научную информацию о данной болезни, чтобы родители знали, что происходит с их ребенком.
Что такое имбецильность?
Рассматриваемое заболевание часто является врожденным состоянием, то есть ребенок уже рождается больным. Однако есть случаи из жизни, когда имбецильность приобретается в первые годы жизни. Что это такое? Имбецильностью называется заболевание, при котором ребенок отстает в интеллектуальном и умственном развитии. Становится это понятным не сразу, а со временем, когда ребенок значительно отстает в своем развитии от остальных.
Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Проявляется сразу после рождения или в первые годы жизни.
Распознать имбецила достаточно легко по его психическим проявлениям и физиологии:
- Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны.
- Счет ограничивается предметами, а чтение – по слогам.
- Неспособность к быстрой смене обстановки.
- Повторение за другими простейших движений и труда.
- Повышенная внушаемость и слепое подражание.
Детей с данным расстройством встречается 4 на 10000. Среди всех больных олигофренией 20% составляют имбецилы.
Главной особенностью имбецильности являются когнитивные нарушения в памяти, мышлении, речи, интеллекта. Уровень развития имбецила достигает 6-летнего возраста. Его круг общения очень узок, ограничен родственниками, семьей и небольшой группой посторонних людей.
Имбецилам трудно воспринимать звуковую информацию. Сами они редко пользуются речью. Несмотря на это, они могут усваивать простые слова и выражения, чтобы в будущем выразить свои мысли.
Они внушаемые, неряшливые, часто страдают повышенным аппетитом (обжорством). В большинстве своем имбецилы нуждаются в посторонней помощи, поскольку сами себя не могут обслуживать. Тем не менее какие-то базовые поступки и действия они способны совершать и усваивать.
Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Дети с имбецильностью могут посещать школу и усваивать знания на уровне начальных (счет, письмо, чтение). У них сохраняется нормальная физическая активность. Они могут социально адаптироваться и даже общаться с некоторыми людьми.
Характеристика имбецильности
Заболевание характеризуется снижением интеллектуального развития, которое не соответствует возрасту ребенка. Таким образом, главной характеристикой имбецильности является коэффициент интеллекта, который равен 20-50.
- Резко выраженная имбецильность составляет 20-35 IQ.
- Умеренно выраженная имбецильность составляет 35-50 IQ.
Имбецилы способны воспринимать окружающую речь, однако сами они не способны выстраивать сложные фразы. Они используют простые слова и предложения. Речь при этом неточна и бедна, поскольку активный словарь вмещает не более 200-300 слов. Мышление примитивно, конкретно, последовательно. Преимущественно память, мышление, воля и внимание у них неразвиты. Запас знаний низкий.
Характеризуется имбецильность следующими признаками:
- Возможность привить элементарные навыки.
- Способность к обучению письму, счету и чтению.
- Внушаемость.
- Отсутствие инициативы.
- Потерянность при попадании в новую обстановку.
- Инертность.
- Возможность самостоятельно себя обслуживать при обучении.
Имбецилы способны совершать какую-то работу (подметать полы, перематывать нитки, мыть посуду и пр.). Данная работа должна включать физические навыки, а не умственную деятельность. Если обучить их физическому труду, то они смогут себя обеспечивать.
На эмоциональном уровне имбецилы менее разнообразные, чем здоровые люди, однако более раскрытые, чем идиоты:
- Адекватное реагирование на похвалу и порицание.
- Привязанность к родным.
- Внушаемость, что может сделать их асоциальными личностями, если их будут окружать плохие люди.
- Невозможность приспособления к новой обстановке.
- Отсутствие абстрактного и обобщенного мышления.
- Инертность.
Следует отличать умственную отсталость от деменции. Первое заболевание является врожденным или приобретенным в первые годы жизни, тогда как деменция проявляется в середине жизни или в престарелом возрасте.
Причины и симптомы имбецильности
Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.
Таким образом, причинами имбецильности являются:
- Генетические мутации.
- Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
- Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
- Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
- Хронические тяжелые болезни матери.
- Недостаточное питание матери при беременности.
- Ионизирующее облучение.
- Курение или алкоголизм во время беременности.
- Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
- Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
- Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
- Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
- Травмы во время родов.
- Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
- Чрезмерные стрессы.
- Сложности при рождении ребенка.
- Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
- Травмы мозга у малыша.
- Гидро- и микроцефалия.
- Нарушение головного кровообращения у ребенка.
- Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.
Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.
- Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
- Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
- Нарушение логической и механической памяти.
- Рассеянность внимания.
- Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
- Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
- Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
- Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
- Малый объем памяти.
- Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
- Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
- Эгоцентризм.
- Малый запас знаний.
- Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
- Непонимание абстрактных понятий.
- Повторение за другими слов и фраз.
- Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
- Неадекватное сексуальное поведение.
- Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
- Ограниченность в интересах.
- Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.
На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:
- Оттопыренные уши.
- Неправильный прикус.
- Приросшие мочки.
- Неправильный овал черепа.
- Грубое строение лицевой части.
Степени имбецильности
В зависимости от выраженности и глубины симптоматики, выделяют различные степени имбецильности: легкую, среднюю и тяжелую. Главным признаком является отставание в умственном развитии. Получение новых знаний дается с трудом. Больше усваиваются элементарные понятия, навыки и информация. В привычной обстановке имбецилы больше адаптируются к окружающей среде. Однако при попадании в незнакомую обстановку теряются. Здесь необходимо постоянное руководство.
Имбецилы являются легко внушаемыми, поэтому их поведение полностью зависит от того, в какой среде они находятся. Их сексуальность имеет явные раскрепощенные признаки и распущенность, когда они ничего не стесняются. В еде они такие же неряшливые и необузданные. Часто страдают обжорством.
Всех имбецилов можно разделить на две группы:
- Первая – живые, подвижные, активные.
- Вторая – равнодушные, апатичные, вялые, безразличные.
По чертам характера их делят на:
- Общительных, добродушных, покладистых, приветливых.
- Злобных и агрессивных.
Как лечат имбецильность?
Поскольку имбецилы являются больными людьми, которые нуждаются в постоянном уходе, они подвергаются специализированному лечению. Их помещают в специальные школы, где они обучаются простейшим навыкам и находятся под постоянным присмотром.
Лечение включает комплекс мероприятий:
- Назначение нейролептиков, ноотропов и транквилизаторов.
- Занятия с логопедами, психоневрологами.
- Обучение на дому.
Обычная школа таким детям не подходит, поскольку они отстают в своем развитии и обладают различными дефектами (шепелявостью, косноязычностью, заиканием). Они способны усвоить знания начальной школы, однако до более сложных операций дело не доходит.
Госпитализация в психиатрическую больницу назначается лишь в том случае, если имбецилы были подвержены асоциальному кругу общения. Они становятся опасными для общества, поэтому их следует изолировать.
Среди препаратов назначаются:
- Гормональная терапия (Тиреоидин) при гипотиреозе.
- Препараты Мышьяка и Хлоридина, антибиотики назначаются при токсоплазмозе и врожденном сифилисе.
- Сульфаниламидные препараты и антибиотики прописываются при мозговых инфекциях.
- Успокоительные лекарства при возникновении вспышек агрессии.
В основном все сводится к коррекции поведения и усвоению элементарных знаний и навыков, которые позволят больному существовать в мире.
Прогноз
Имбецильность не излечивается, поэтому прогноз здесь становится неутешительным. Однако лекарственные препараты и специальный уход за больным ребенком помогут в обучении его элементарным навыкам, которые помогут ему адаптироваться к социуму. Профилактика болезни должна начинаться еще до зачатия ребенка на уровне консультации родителей. Далее многое зависит от беременности и родов женщины. При благоприятных условиях заболевание вообще не представляет угрозы малышу.