И мальчики кровавые в глазах откуда. Кровавые мальчики Кремля. Был ли Дмитрий подменен

Колумнист сайт Мария Дегтерева о том, по какой линии произошел раскол в российском обществе.

Мальчик Коля из Уренгоя в выступлении перед Бундестагом посочувствовал немецким солдатам. «Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не хотели воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка - участник войны, который был там тяжело ранен».
Николай рассказал о судьбе немецкого ефрейтора Георга. Коля побывал на могиле солдата и получил откровение – Георг не хотел воевать, хотел жить мирно. Но под Сталинградом что-то пошло не так.
Впрочем, кроме звания и места захоронения, биография Георга умалчивается – Коля не привел больше ни одного факта, подтверждающего пацифистские убеждения немецкого военнослужащего.
Школьники из Уренгоя поехали в Бундестаг в рамках программы – русские дети должны были рассказать о судьбе немецких солдат, немецкие – о судьбе русских.
То есть, совместные поминки по палачу и жертве в знак согласия и примирения. Скорее всего организаторы и не рассчитывали, что материалы выступления будут опубликованы за пределами Германии.
Но они опубликованы. И реакция на них вполне предсказуема.
Для защитников мальчика Коли я приведу здесь известные всем цифры: 27 миллионов погибших советских граждан с 1941 по 1945. Больше полутора миллионов – непосредственно под Сталинградом, при встрече с мирными, не хотевшими воевать, людьми.
Миллионы истерзанных, сожженных заживо, заморенных в концлагерях. Бесчеловечные эксперименты над полуживыми пленными, массовое уничтожение евреев по всей Европе, самые страшные в истории человечества зверства – все это Вторая мировая война.

И вот сейчас, 72 года спустя, благородный потомок победившего народа Коля посочувствовал немецким захватчикам, да не где-то, а непосредственно в Бундестаге.
Возмутились многие. В то же самое время сначала робко, а потом и громче, зазвучали голоса лидеров альтернативных мнений. Голоса в поддержку школьника – мол, по словам матери, речь Николая была неудачно сокращена, ничего плохого парень сказать не хотел, он всего лишь за мир. Там было одно только неаккуратное слово – поделилась соображениями известная филолог, – слово «невиновные». А в остальном выступление – исключительно пацифистской направленности.
Из столкновения двух позиций образовалась главная тема в эти дни – можно ли сочувствовать немецким солдатам. Прогрессисты здесь имеют достаточно четкую единую позицию, картина мира их ясна и прозрачна: два тоталитарных режима, два тирана, Гитлер и Сталин, и невинные жертвы из простых людей – с обеих сторон. В представлении прогрессиста советский солдат и немецкий солдат – равно пострадавшие. И мальчик Коля в их системе координат, в общем, прав. Дискурс не новый, каждый год 9 мая наблюдаем.
У коллективного прогрессиста есть и походный набор аргументов: пакт Молотова-Риббентропа, соображения из серии «Сталин сам хотел напасть, да не успел», биографии немецких пацифистов. И главное – сегодняшняя государственная казенщина, генеральная линия партии, на счет которой списывается любое народное движение вокруг Победы – от «Бессмертного полка» до возмущения в адрес мальчика Коли. Раз государство за, значит прогрессист – против!
Только вот незадача – условное государство в лице мэра Уренгоя и даже целого пресс-секретаря Пескова за мальчика Колю вступилось. Что лишь усилило накал.
Читая дискуссии в интернете, я мучительно вспоминала – что же мне все это напоминает? Где я видела эту диалектику, откуда помню?
И точно. У братьев Стругацких есть повесть — «Парень из преисподней».
Вдруг кто не знает, перескажу в двух словах. Земля, XXII век. В мире настала гармония и благоденствие – существует честное и справедливое всемирное правительство, нет войн, все конфликты разрешаются мирным путем. Человечество выросло и поумнело, прям как в речи мальчика Коли.
В этот самый мир попадает курсант с фронта Гаг. Параллель с 20 веком и Великой Отечественной войной у Стругацких очевидна. Гаг смертельно ранен, его спасают люди будущего.
Дальше повествование строится на контрасте. Мир, где нет войн, где гуманизм давно победил и Гаг, эдакий герой Шолохова, встречаются и друг друга не узнают.
Заканчивается повесть тем, что Гааг возвращается к себе, в свое время. «Они подошли к машине. Водитель, бурча и клокоча, полез в кабину, гаркнул оттуда: «Давай!», и сейчас же заревел двигатель, и Гаг, встав между девушкой и врачом, изо всех сил уперся плечом в борт, воняющий мокрым железом. Завывал двигатель, грязь летела фонтаном, а он все нажимал, толкал, давил и думал: «Дома. Дома…»
Повесть Стругацких – она о многом. И, в главных, о равенстве двух воюющих сторон в длительной исторической перспективе. Война, мол – это чудовищно, в ней не бывает победителей, а бывают только жертвы. Вот мы, благородные потомки, вам об этом сообщаем.
Именно с этой позиции, с позиции условного человека будущего, всехного защитника и гуманиста, пытается рассуждать сегодняшний комментатор в фейсбуке.
И зрелище это, ей-богу, изумительное. Возможно, живи мы не в 2017, а в 2217 – реакция моя была бы иной. Возможно, транслируй прогрессистские позиции только и исключительно люди, рожденные после 90-х гг – я была бы не так потрясена.
Но в стране, где в каждой, в каждой семье воевали, погибали, в стране, где есть еще живые свидетели событий, всплеск сочувствия и нежности к палачам вызывает, по меньшей мере, вопросы.
Понятно, что на расстоянии от исторических событий оптика смещается – жалеть солдата Наполеоновской армии, безусловно, проще, чем того, кто сжег твоего деда в танке.
Так откуда же вселенское сочувствие к немцу у моих ровесников, а то и у людей старше?
Именно оттуда. Из внутреннего прогрессистского убеждения в собственной «лучшести», в личной особой человечности, в внезапно нахлынувшем благородстве: мы не такие! Мы свободные и сострадающие! Наши предки – жертвы кровавых тиранов.
«Мало, кто из советских солдат хотел идти на войну. У каждого был один патрон в день. И затылок каждого из них подпирал автомат сотрудника НКВД» — написала популярная блогерша.
Только вот гуманисты, прогрессисты, борцы от интеллигенции почему-то исключают из дискурса один момент, он, как мне кажется, ключевой.
Дорогие мои, хорошие, где, кем и как бы вы сейчас были, если бы советский солдат хоть немножечко, хоть чуть-чуть разделял ваши нынешние мысли? С состраданием встречал бы под Сталинградом людей, которые не хотели воевать? Пытался бы их как-то понять, встать на их место. Юных таких, нежных, с голубыми глазами и правильными черепами?
Верно, нигде и никем, дорогие, уважаемые прогрессисты. Возможно, некоторых бы сохранили в музеях, но как народ, как страна мы не существовали бы вовсе. (Сомневающихся приглашаю почитать про план ОСТ). В этом и заключается главный парадокс – прогрессисты пытаются рассуждают c точки зрения людей будущего. А будущее попросту не настало бы, будь их позиция чуть более популярна.
И в 41-м году, осенью, были такие, кто шил из занавесок платья и готовился встречать фашистов. Уж не знаю, что этими людьми руководило – сострадание к немецким призывникам или какие другие соображение, но факт остается фактом: если бы их было большинство – вы бы этого сейчас не читали. А я бы не писала.
В теплых домах, в 2017 году гуманистом быть хорошо, легко и непыльно.
Но я помню своего воевавшего деда. Бабушку – героя трудового тыла. И здесь у меня нет внутреннего разлома. Я точно знаю, на какой я стороне. На той, где толкают плечом борт, воняющий мокрым железом, и думают: «Дома. Дома…».

». Используется как указание на чью-либо нечистую совесть; также для описания сильного эмоционального потрясения. Нередко носит иронический оттенок. В буквальном значении: у кого-либо рябит в глазах.

Яркий образ «кровавых мальчиков» в пушкинском тексте не следует трактовать как конкретный призрак (или призраки) царевича Димитрия, преследующий царя-убийцу. Пушкин здесь использовал один из вариантов псковского диалектного выражения «мальчики в глазах» - то есть «рябит в глазах». В других диалектах есть сходные фразеологизмы с тем же значением: «угла́нчики в глазах бегают», «мушки (мухи) в глазах» . «Мальчики» в данном диалектном выражении не случайны: во многих индоевропейских языках (как древних, так и современных) ребёнок и зрачок обозначается одним и тем же словом.

В пушкинской строке прилагательное «кровавый» не значит «окровавленный», а означает «багровый, цвета крови, красный»; «мальчики кровавые в глазах», вместе с тошнотой и головокружением указывают на болезненное физическое состояние царя Бориса - ему дурно и что-то мерещится. Однако эпитет «кровавые» символизирует также и больную совесть Бориса Годунова, на которой, по сюжету трагедии, лежит кровавое преступление.

А.С. Пушкин обогатил традиционный диалектный оборот речи, прибавив ему второй смысловой пласт: помимо описания ряби в глазах, «мальчики кровавые» недвусмысленно намекают на убитого царевича.

Последняя строка процитированного отрывка также стала известным фразеологизмом, хотя по частоте употребления заметно уступает «кровавым мальчикам».

В современной журналистике

В современной российской журналистике крылатая пушкинская фраза применяется обычно в своих устоявшихся значениях. В то же время появился фразеологизм «кровавые мальчики» и родственные ему варианты, которые используются, как правило, в материалах криминальной хроники или в статьях на криминальные темы.

См. также

Источники

Бирих, А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. - СПб: Фолио-Пресс, 2001. - ISBN 5-7627-0161-1


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "И мальчики кровавые в глазах" в других словарях:

    Из трагедии «Борис Годунов» (1825, опубл. 1831) А. С. Пушкина (1799 1837). Монолог царя Бориса (сцена «Царские палаты»): Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах... И рад бежать, да некуда …

    У кого. Разг. У кого л. рябит в глазах. ДП, 792; БМС 1998, 365; Мокиенко 1990, 16; Мокиенко, Сидоренко 1999, 241–242; 2005, 222–224; Глухов 1988, 84; Подюков 1989, 110 …

    А был ли мальчик то? Разг. Выражение крайнего сомнения в чём л. Ф 1, 290. /i> Из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1923 1936 гг.). БМС 1998, 364. Звёздный мальчик. Жарг. мол., курс. Шутл. Офицер. Максимов, 154. Мальчик для битья (побоев … Большой словарь русских поговорок

    Годунов, Борис ("Бор. Год.") - Смотри также Татарин, зять Малюты говорит о нем Шуйский. По мнению Басманова, Б. высокий дух державный; по определению Афанасия Пушкина, имеет умную голову; он смел, не так то робок. Когда Шуйский возвратился с расследования дела об убийстве … Словарь литературных типов

    Персонаж романа «Мастер и Маргарита», участница Великого бала у сатаны. Ф. просит Маргариту, чтобы та замолвила за нее слово перед князем тьмы и прекратила ее пытку: вот уже тридцать лет Ф. кладут ночью на стол платок, которым она удавила … Энциклопедия Булгакова

    См. И мальчики кровавые в глазах. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

    § 136-139. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ НЕЗАВИСИМЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ, ОБЪЕДИНЁННЫМИ В ОДНО СЛОЖНОЕ, И МЕЖДУ ПРИДАТОЧНЫМИ, ОТНОСЯЩИМИСЯ К ОДНОМУ ГЛАВНОМУ - § 136. Запятая ставится между предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение посредством повторяющихся союзов и…и, ни…ни, или…или и т.п., например: И всё тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах… Пушкин Ни солнца мне не… … Правила русского правописания

    - ワンダービートS Жанр научная фантастика Аниме сериал Режиссёр Сатоси Дэдзаки и др. Сценарист Хидэо Такаясики, Содзи Ёсикава Студия Mushi Productions, TBS … Википедия

    Персеверация - расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления. * * * (лат. persevero – упорно держаться, продолжаться) 1. термин C Neisser… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Борис Годунов. Трагедия о добром царе , Козляков Вячеслав Николаевич. "... И мальчики кровавые в глазах..." Большинству из нас царь Борис Федорович Годунов (1552- 1605) и ныне представляется таким, каким изобразил его в своей бессмертной трагедии А. С. Пушкин.…
Если быть точным, у Ивана Грозного было два сына Дмитрия. Один родился в браке с первой, любимой женой Анастасией Романовной, и этот царевич был законным наследником престола.
После покорения Казани царь тяжело заболел: думали - не встанет. Он даже повелел присягать младенцу-царевичу. Не все бояре и родственники согласились целовать крест на верность Дмитрию, у постели больного царя начались раздоры. Иван IV все-таки выздоровел, но с тех пор его недоверие к боярам переросло в постоянную подозрительность. После выздоровления царь отправился в паломничество по монастырям, захватив с собой жену и сына. Часть пути они плыли на стругах. Церемония требовала, чтобы царевича несла на руках мамка, а ее поддерживали под руки двое бояр. Однажды вся группа взошла на шаткие сходни и рухнула в воду. Взрослые только вымокли, а ребенок захлебнулся. По другим сведениям, Дмитрий простудился в пути и умер.
Уже в конце первого брака царь распутничал, по словам летописца, "нача царь яр быти и прелюбодействен зело", сам же он похвалялся, что испортил тысячу дев. После Анастасии у Ивана Васильевича было еще шесть жен: одни рано умерли, другие были насильно пострижены и отправлены в удаленные монастыри, двое вообще исчезли бесследно. Седьмой, последней супругой царя стала Мария Федоровна Нагая.
От этого брака и родился 19 октября 1582 года царевич Дмитрий, несчастный уже с зачатия. Во-первых, Русская православная церковь освящала только три брака, последующие считались безбожными, а рожденные в них дети - незаконнорожденными. Во-вторых, царевич Дмитрий нес в себе наследственный недуг: уже в детстве проявилась эпилепсия - падучая, или черная болезнь, как тогда говорили. Вдобавок обычные эпилептические припадки с судорогами и потерей сознания чередовались у Дмитрия с так называемыми эквивалентами припадков - внезапно наступающими приступами злобности и буйств. Во время одного такого приступа он поранил собственную мать свайкой - железным колышком, в другой раз покусал дочь одного из родственников Нагих, да.так, что девочку едва отняли от него.
Когда Иван Грозный тяжко заболел, у его по сути смертного одра бушевали страсти; бояре стремились повлиять на последнюю волю царя. Победил Борис Годунов, лишь недавно получивший боярство. Он добился о передаче престола сыну Грозного, Федору Ивановичу, и назначения при нем опекунского совета, в который вошел и сам. Одновременно умирающий царь решил судьбу царицы, младшего царевича и семьи Нагих: назначил Дмитрию в удел город Углич - последнее на Руси удельное княжество.

Жизнь под надзором

Той же ночью царевич Дмитрий, его мать, братья и дядья были отправлены в Углич - с многочисленной прислугой и собственным двором, словом, "с великой честью". Но тайно. В сопровождении двух сотен стрельцов...
Углич и угличане славились независимым характером. Они самоотверженно вставали на сторону своих правителей в их борьбе с московской властью. Вот и теперь - угличане радушно встретили царевича Дмитрия и его родственников. Но сами Нагие считали себя не правителями удельного княжества, а ссыльными. Царевич Дмитрий слышал разговоры взрослых: они бранили его распутного, безумного отца, осуждали безвольного старшего брата -царя Федора, а в особенности ругали боярина Бориса Годунова, фактически правившего государством.
Из Москвы в Углич был прислан дьяк Михаил Битяговский для управления хозяйством и вообще для присмотра за Нагими. С Битяговским-старшим приехали сын Данила, племянник Никита Качалов и несколько писцов-чиновников. Царица Мария и старшие Нагие отнеслись к присутствию столичного чиновника как к неизбежному злу. Но вот братья царицы, Михаил и Григорий Нагие, постоянно ругались с дьяком, чаще всего из-за денег.
Эпилептические припадки у царевича Дмитрия стали регулярными. За ним постоянно приглядывали мамка (главная нянька), кормилица (просто нянька) и кто-то из родственников, часто сама царица. Но, как говорится, у семи нянек...

И царевича не стало...

Весной 1591 года царевич Дмитрий пережил несколько эпилептических припадков. К середине мая болезнь как будто отступила. Пятнадцатого мая царица сводила мальчика к обедне, а потом отпустила поиграть со сверстниками из дворни, Его сопровождали мамка Василиса Волохова и кормилица Мария Колобова. Дети играли в "тычку": бросали нож-свайку в железное кольцо, положенное на землю. Вдруг у Дмитрия начался новый приступ. Как свидетельствовала Волохова, "пришла опять тажь черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножом поколол в горло, и било его долго, да туго, его и не стало". Кормилица подхватила Дмитрия на руки, а мамка заголосила. На крик из дворца выбежала царица. В гневе она начала колотить мамку поленом, выкрикивая, что она не уберегла царевича, а сын ее Осип Волохов вместе с сыном Битяговского Данилой и племянником Никитой Качаловым зарезали Дмитрия. Волохова умоляла рассудить дело по справедливости, но царица ее не слушала и продолжала избивать. В это время звонарь на колокольне, заметив что-то тревожное, ударил в набат, зазвонили и в другой церкви. В городе решили, что во дворце пожар. Первыми прибежали братья Нагие, Мария передала полено одному из них. Появился дядя царицы Андрей Александрович, он отнес тело царевича в церковь Спаса и был с ним "безотступно". Во дворе уже собрался возбужденный народ угличский. Обезумевшая мать и брат ее Михаил призывали угличан расправиться с уже названными злодеями, а теперь прибавили к ним еще дьяка.
Началась настоящая резня. Челядь Нагих и угличане нашли и убили одного за другим отца и сына Битяговских и всех других обвиненных. Убили их слуг, которые пытались своими телами заслонить господ. Убили человека, который посмел надеть свою шапку на избитую и простоволосую мамку. Убили угличан, которые толковали, что губят безвинных людей напрасно... Три дня Углич был опьянен кровью и грабежами. Многие угличане бежали в окрестные леса. Люди Нагих разъезжали на телегах, оцепили город, чтобы весть о происходящем не просочилась в Москву. Наконец, Нагие спохватились и принялись заметать следы: велели слугам подложить ко всем убитым ножи, вымазанные куриной кровью.

Разбирательство

На четвертый день из Москвы прибыла комиссия и сразу приступила к "обыску" и расследованию. Комиссию составил Борис Годунов, но сам устранился от дальнейшего участия в "деле царевича Дмитрия". Комиссия состояла из четырех человек, представлявших, так сказать, различные политические силы. Руководителя у следственной группы не было, но наибольшим авторитетом и влиянием пользовался князь Василий Шуйский. Он один из всей опальной фамилии был оставлен при дворе, правда, на всякий случай, Годунов запретил ему жениться. Таким образом, Шуйский представлял в комиссии скрытую оппозицию. Окольничий Андрей Клешнин, наоборот, представлял администрацию Годунова. Дьяк Елизар Вылузгин был просто дотошный исполнитель. Митрополит Крутицкий Геласий представлял церковь.
Следствие работало в Угличе почти две недели, были опрошены сотни очевидцев. В ходе следствия Нагие отказались от первоначального утверждения, что царевич был убит, и стали говорить, как и многие другие, что мальчик сам закололся ножом во время припадка. Только Михаил Нагой, брат царицы, продолжал твердить: "Царевича зарезали" - и не изменил показаний даже под пытками. Хотя он в тот день изрядно "пил зелена вина", и на месте происшествия не был.
Результаты следствия доложили в Москве. Борис Годунов в столице не показывался. Собрался Собор и в присутствии царя Федора Ивановича постановил: смерть царевича приключилась Божьим судом; Нагие умышленно убили царевых людей и неповинных жителей Углича, в их действиях видна измена явная. Посему царица была пострижена в монахини под именем Марфы, Нагих сослали в дальние города; кого-то из угличан, повинных в убийствах, казнили, другим отрезали языки, или бросили в темницы, или сослали в Сибирь. Пострадал даже колокол, ударивший в набат: ему, как человеку, вырвали язык, отсекли ухо и сослали в Тобольск. Тамошний воевода долго размышлял, как ему записать вновь прибывшего ссыльного. Наконец, придумал так: "Первоссыльный неодушевленный с Углича".
Такова версия следствия, принятая официальной властью.

Был ли Дмитрий подменен?

Вторая версия - убийство царевича - родилась с первым криком его несчастной матери. В общих чертах все сводилось к тому, что Дмитрий мешал Годунову, и тот его "заказал". Организатором убийства был доверенный человек Годунова боярин Клешнин, а исполнителями злодейского приказа называли все того же Битяговского с родственниками. В число заговорщиков включали и мамку царевича Василису Волохову с сыном Осипом. Документальных подтверждений, естественно, эта версия не имеет, но ведь тайные заговоры вообще редко фиксируются в письменной форме.
Надо заметить, что эта версия содержит наибольшее число несуразностей. Если это и было заказное убийство, то организовано оно было бездарно. Убийцы даже не пытались скрыться. И вообще, данная грубая акция не характерна для умного Годунова, не согласуется с обычным способом решения "кадрового вопроса": сослать или насильно постричь, а потом ^ потихоньку отравить либо удавить."
При Самозванце вторая версия превратилась в третью: было, мол, покушение на убийство, но верные люди подменили царевича другим мальчиком, и Дмитрий чудесным образом спасся. "Лукавый царедворец" князь Шуйский то клялся перед народом, что царевич нечаянно закололся и помер, то целовал крест в том, что он скорее жив, чем мертв. Да и мать царевича, инокиня Марфа, то признавала Самозванца своим сыном, то отрекалась от него. При Василии Шуйском версия злодейского убийства окончательно оформилась в летописных сказаниях и стала официальной.
Все три версии находили поддержку у отечественных историков, но главенствующей оказывалась, разумеется, та, которую поддерживали государство и церковь.
Однажды великий историограф Н.М. Карамзин покусился на официальный миф. Перед выходом в свет десятого тома "Истории государства Российского" он с гордостью говорил "Радуйтесь, Борис Годунов оправдан! Пора, наконец, снять с него несправедливую охулку". И вот десятый том в руках у Погодина, он с нетерпением находит страницы о трагедии в Угличе и... "Читаю и глазам не верю. Все навыворот тому, о чем сам он мне говорил с таким восхищением..."
Да, Карамзин изменил своим научным принципам. Почему? В одной из статей он объяснил это так: "Русскому патриоту хотелось бы сомневаться в сем злодеянии. Но что принято, утверждено общим мнением, то делается некоторым образом святынею..."
И в наше время появляются версии гибели царевича Дмитрия. Новые трактовки основаны на неясностях, содержащихся в деле и в поведении некоторых фигурантов. Например, действительно странно вела себя царица-мать. Ей бы биться белой лебедью над трупом единственного сына, а она бьет поленом няньку. Каким-то чересчур буйным выглядит поведение Нагих, устроивших в Угличе "зачистку", в результате которой было убито 15 человек. А по сведениям англичанина Горсея, одних только детей погибло 30 душ! Отсюда делается вывод: Мария и Нагие отвлекали внимание, чтобы под шумок подменить царевича другим убитым мальчиком. Сам Дмитрий только поранился неопасно, и его в бессознательном состоянии унесли в дальние палаты дворца, а в церкви Спаса положили двойника, укрытого полотном. Подмена будто бы не была раскрыта потому, что царевича мало кто знал в лицо. А те, кто знал, были убиты. Московские следователи не видели царевича с раннего детства.
Читателю предлагаются две подверсии: 1) внезапная импровизация клана Нагих в связи с удобным случаем и 2) заранее подготовленная тайная операция, заговор.
Той же ночью Дмитрия увезли из Углича, начались его скитания по монастырям. Много лет спустя он появляется в Польше и... Далее эта версия плавно перетекает во вторую часть "Бориса Годунова" A.C. Пушкина.
Есть и более изобретательные версии. Например, мальчик играл в ножички, у него начался приступ, он упал и поранился. Его мать подумала, что рана неопасная, хотя Дмитрий продолжал биться в эпилептическом припадке ("Долго бился", - рассказывала Волохсва, это значит, что горло не было пробито или перерезано - тогда мальчик умер бы сразу). Однако рана, которую нанес себе царевич, все же оказалась смертельно опасной - скорее всего, была повреждена артерия или вена, В этом случае происходит всасывание воздуха, судороги усиливают этот процесс, воздух поступает в сердце, блокируется кровообращение. Выражаясь медицинским языком, смерть наступила в результате воздушной эмболии сердца.

Святой благоверный царевич Дмитрий Угличский был канонизирован в 1606 году. Его мощи обретены нетленными и торжественно доставлены в Москву. Сохранились воспоминания нескольких иностранцев, описавших тало царевича. Через пятнадцать лет после погребения, пишет один из них, оно выглядело "столь же свежим, как если бы его только что положили в гроб". Другой свидетельствовал, что сохранилось не только тело, но и одежда, и сам гроб, даже орешки, которые царевич будто бы держал в руке, когда вышел во двор в тот роковой день...Автор: Т.Веденеева

Из трагедии А.С. Пушкина (пушкинизм) «Борис Годунов ». Используется как указание на чью-либо нечистую совесть; также для описания сильного эмоционального потрясения. Нередко носит иронический оттенок. В буквальном значении: у кого-либо рябит в глазах.

В пушкинском тексте

В первой сцене «Царские палаты» Борис Годунов произносит монолог («Достиг я высшей власти»), завершающийся словами:

Яркий образ «кровавых мальчиков» в пушкинском тексте не следует трактовать как конкретный призрак (или призраки) царевича Димитрия, преследующий царя-убийцу. Пушкин здесь использовал один из вариантов псковского диалектного выражения «мальчики в глазах» - то есть «рябит в глазах». В других диалектах есть сходные фразеологизмы с тем же значением: «угла́нчики в глазах бегают», «мушки (мухи) в глазах» . «Мальчики» в данном диалектном выражении не случайны: во многих индоевропейских языках (как древних, так и современных) ребёнок и зрачок обозначается одним и тем же словом.

В пушкинской строке прилагательное «кровавый» не значит «окровавленный», а означает «багровый, цвета крови, красный»; «мальчики кровавые в глазах», вместе с тошнотой и головокружением указывают на болезненное физическое состояние царя Бориса - ему дурно и что-то мерещится. Однако эпитет «кровавые» символизирует также и больную совесть Бориса Годунова, на которой, по сюжету трагедии, лежит кровавое преступление.

А.С. Пушкин обогатил традиционный диалектный оборот речи, прибавив ему второй смысловой пласт: помимо описания ряби в глазах, «мальчики кровавые» недвусмысленно намекают на убитого царевича Димитрия .

Последняя строка процитированного отрывка также стала известным фразеологизмом, хотя по частоте употребления заметно уступает «кровавым мальчикам».

В современной журналистике

В современной российской журналистике крылатая пушкинская фраза применяется обычно в своих устоявшихся значениях. В то же время появился фразеологизм «кровавые мальчики» и родственные ему варианты, которые используются, как правило, в материалах криминальной хроники или в статьях на криминальные темы.

Источники

Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. - СПб: Фолио-Пресс, 2001. - ISBN 5-7627-0161-1 .

0 Сегодня в повседневной речи используется достаточно большое количество крылатых выражений, которые позволяют украсить наше общение, сделать его более ярким и значимым. Поэтому никого не удивляет, что люди регулярно показывают свою эрудицию, употребляя те или иные фразы. Однако, в наше время многие граждане совершенно перестали развиваться, и классическая литература, а так же старое художественное кино проходит мимо них. Поэтому, на этом сайте мы решили сделать отдельную категорию, где будем расшифровывать самые популярные цитаты и словосочетания, которые можно встретить при личной беседе. Сегодня поговорим о такой забавной пословице, как Кровавые мальчики , что значит вы сможете прочесть немного ниже. Добавьте данный ресурс сайт к себе в закладки, чтобы периодически заглядывать к нам снова.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы указать вам на ещё парочку интересных публикаций по тематике поговорок и фразеологизмов . Например, что значит Сколько лет, сколько зим ; как понять фразу Огород городить ; смысл выражения Валять дурака ; что означает Держать ухо востро и т. п.
Итак, продолжим, Мальчики кровавые в глазах, откуда фраза?

Мальчики кровавые в глазах - эта фраза указывает, что у кого-то совесть явно не чиста.


Кровавые мальчики - иногда обозначает сильное эмоциональное потрясение, зачастую используется в саркастическом значении.


Мальчики кровавые в глазах - это популярное выражение заимствовано из произведения А. С. Пушкина "Борис Годунов ".


"И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах..."

Версии происхождения

Первая версия . Многие считают, что выражение "Кровавые мальчики" явно и недвусмысленно указывает на причастность Годунова к убийству малолетнего царевича Дмитрия. Царевич являлся наследником престола, но Борис хотел править Россией самолично, и поэтому пошёл на это преступление. Вероятно у него перед глазами долго стояла картина, мальчик лежит убитый, весь в крови, то есть, что он видел перед собой, тот образ и возник в его голове. Хотя, нам осуждать его было бы глупо, ведь любого из нас могут зарезать возле ночного ларька гопники , и никто не найдёт "концов". А уж когда на кону стоит огромное царство, то мелкий пацан был даже не крошкой, а песчинкой, которую просто стряхнули со стола. Отсюда делаем вывод, что подобное словосочетание употребляется, когда человек отправляется на преднамеренное убийство ради достижения своих целей. И при этом, начинает раскаиваться в содеянном. Ну, или не раскаиваться, и тогда данную фразу произносят с вопросительной интонацией.

Вторая версия . В псковском диалекте издавна имелось выражение - "мальчики в глазах". Под ним обычно подразумевали неожиданно возникшую рябь. Хотя и в других диалектах имеются схожие поговорки: "мушки в глазах", "угла́нчики в глазах бегают" и т. п. Отсюда можно сделать вывод, что у Бориса просто закружилась голова, а в глазах возникли багровые мушки, которые стали мельтешить и рябить перед его взором. Вы задумывались, почему о "мальчиках" в данном фразеологизме говорят во множественном числе? Надеюсь теперь вам всё стало ясно и понятно.

Кроме того, если мы откроем "Краткую литературную энциклопедию ", издававшуюся с 1962 по 1978 годы, то обнаружим, что там сравнивают выражение "рыцарь на час " (Некрасов), образован от фразы "калиф на час ". Соответственно народный оборот речи "мальчики в глазах " произошёл от физического состояния - "в глазах рябит", "в глазах темно ".

Прочтя эту познавательную статью, вы наконец узнали фразеологизм Мальчики кровавые в глазах , откуда произошёл и какое значение, и теперь не попадёте впросак , если вдруг снова наткнётесь на данный двусмысленный оборот речи.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх