Пастернак биография краткая. Начало творческой биографии. Во все пределы
Этапы жизни и творчества Б. Л. Пастернака 1890 - 1960
Ужвак Олеся Павловна
учитель русского языка и
литературы МСУВУ
«СОШ №202»
Цели урока
познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака;
осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака;
создать атмосферу "погружения" в творчество поэта;
продолжать развивать речевые навыки учащихся;
воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.
Родители
Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался.
«Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.
В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – “Близнец в тучах”. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!”
1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции.
Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник “Сестра моя - жизнь”.
Первозданной чистотой предстает перед нами Южный Урал в стихотворении «Урал впервые» .
Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти,
На ночь натыкаясь руками, Урала
Твердыня орала и, падая замертво,
В мученьях ослепшая, утро рожала.
Гремя опрокидывались нечаянно задетые
Громады и бронзы массивов каких-то.
Пыхтел пассажирский. И где-то от этого
Шарахаясь, падали признаки пихты.
Коптивший рассвет был снотворным.
Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам –
В 1930-31 года Пастернак создает книгу “Второе рождение”.
Любить иных
Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость.
«Никого не будет в доме…» (1931)
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проеме
Незадернутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.
Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами.
Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: “Оставьте этого юродивого в покое”.
1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах».
Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России.
15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман “Доктор Живаго” - главное дело жизни Бориса Пастернака.
Зимняя ночь (1946)
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака.
Гамлет
Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске
То, что будет на моём веку.
Это шум вдали идущих действий.
Я играю в них во всех пяти.
Я один. Всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить- не поле перейти.
23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.
Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства.
Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия». 1959 года.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена.
19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года “Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР”.
Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы
Родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье художника и пианистки. У Бориса было 2 сестры и брат. В квартиру, где жила семья, приходили известные в то время деятели искусства, устраивались небольшие концерты, среди гостей были Лев Толстой , Сергей Рахманинов , Исаак Левитан .
В краткой биографии Пастернака именно это время можно назвать творческой точкой отсчета. В 1903 году он познакомился с семьей композитора Скрябина. С возраста 13 лет Пастернак начинает сочинять музыку. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.
Образование
В 1909 году Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. На скопленные матерью деньги Борис в 1912 уехал в Германию в Марбургский университет на летний семестр. Но охладев к философии, он бросает обучение и уезжает в Италию на несколько недель. Пастернак полностью отдается творчеству, которое стало делом всей его жизни. Вернувшись в Москву, Пастернак заканчивает обучение в университете в 1913 году.
Творческая жизнь
Первые стихи Пастернак написал в 1909 году, однако первое время он умалчивал о своем увлечении поэзией.
Для того, чтобы войти в московские литературные круги, Пастернак вступает в поэтическую группу «Лирика».
Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”(1914), “Поверх барьеров”(1916). В 1922 вышла книга стихов “Сестра моя - жизнь”, которая сделала поэта известным. Именно ее Пастернак считает выражением своей творческой позиции. В это же время познакомился с Владимиром Маяковским , творчество которого повлияло на Пастернака.
В 1920-1927 году Пастернак был участником литературного объединения “ЛЕФ” (Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) В эти годы поэт публикует сборник “Темы и вариации” (1923), начинает работать над романом в стихах “Спекторский” (1925), который можно считать отчасти автобиографическим.
В 1935 году Борис Пастернак пишет письма Иосифу Сталину , в которых он заступился за мужа и сына Анны Ахматовой .
Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал долгие 10 лет, завершив в 1955 году. Этот роман в 1958 году был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. Позже, в 1988 году роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Роман завершают стихи главного героя, которые пронизаны нравственно-философским пафосом позиции автора.
Личная жизнь
В 1921 году семья Пастернака покинула Россию. Пастернак активно переписывается с ними, а также с другими русскими эмигрантами, среди которых была и Марина Цветаева .
Пастернак женится на художнице Евгении Лурье в 1922 году, с которой гостит у родителей в Германии в 1922-1923 годы. А 23 сентября 1923 года в у них рождается сын Евгений (умер в 2012 году).
Разорвав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид (1938-1976). Зинаида умерла в 1966 году от рака.
В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912-1995), которой поэт посвящал многие стихи и считал своей “музой”.
Последние годы
В 1952 Пастернак пережил инфаркт, но, несмотря на это, он продолжал творить и развиваться. Борис Леонидович начал новый цикл своих стихотворений - «Когда разгуляется» (1956-1959) Это была последняя книга писателя. Неизлечимая болезнь – рак легкого, привела к смерти Пастернака 30 мая 1960 года. Поэт умер в Переделкино.
Хронологическая таблица
- Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.
- посмотреть все
Ранняя лирика
Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, его первая поэтическая книга “Близнец в тучах” (1914) . К Февральской революции поэт отнесся с вдохновением : «Это не ночь, не дождь и не хором / Рвущееся: “Керенский, ура!”, / Это слепящий выход на форум / Из катакомб, безысходных вчера» (“Весенний дождь”, 1917 ). Летом 1917 г. Пастернак написал стихотворения, которые легли в основу сборника , принёсшего поэту подлинную славу, "Сестра моя -жизнь" (1922) . Поэзия "раннего" Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Его лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912) , есть строчки , точно выражающие характер ранней лирики Бориса Пастернака: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд" . Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отношение с окружающим миром . Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "После дождя", "Плачущий сад", "Душистою веткой машучи..." и многие другие.
Зрелая поэзия
В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется . Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это - "неслыханная простота", в которую впадают "как в ересь" ("Волны"). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов . В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повседневное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия :
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье .
Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его произведений . Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959) .
Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним . В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия . И все же некоторые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом, прежде всего, как мир Божий . Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад ", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого , которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгуляется" (1956) . В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования , о чуде божественного присутствия в мире . "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.
В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности . Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ("Большое озеро как блюдо, / За ним - скоп - ленье облаков...").
Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго ". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта . Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил").
Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946) , открывающем цикл "Стихотворения Юрия Живаго" . Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл . Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего "сумрака ночи". В "Гамлете" выражена осознанная Пастернаком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака.
Таким образом, в зрелом творчестве Пастернака:
- появляется пластическая поэтика – изображение бытовой конкретики.
- усиливается биографическое начало
- происходит изменение субъектно-объектной организации: от лирического героя как очевидца истории к её участнику.
Основные темы:
- Тема «оттепели» (после 20 съезда). Появляется надежда на изменение соц. климата, а с др. стороны – раскрепощение человека как творческой личности.
- Трагическая тема и сопричастность бытию; спасительность природной гармонии. «В больнице », «Нобелевская премия ».
- Новое изображение природы: лир. герой постоянно ощущает радости первооткрытия. «По грибы » - духовное родство с природой. «Тишина » - выход во вневременное и ощущение бессмертия.
- Проблема смысла человеческого бытия и его предназначения. По Пастернаку, смысл человеческой жизни очень прост. Человек – это кольцо в цепи поколений => жизнь человека – это соединение прошлого с будущим. В связи с этим важна тема памяти . Во многих стихах присутствует идея вхождения в будущее . Таким образом, смысл жизни в том, чтобы всё пережить и всё пройти. Метафорами жизни становятся: дорога, поездка, время («Снег идёт»). «Единственные дни» - этот оксюморон и есть представление Пастернака о жизни.
- Тема творчества . Наблюдается эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака . Природа художественного творчества: творчество – это напряжённое взаимодействие, это напряжённый контакт поэта с реальностью. Метафора контакта: вольтова дуга, искра, заряд.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) – заслуженный русский поэт и писатель, чьи произведения были удостоены почетного звания «русского и зарубежного литературного фонда». Его знаменитый роман «Доктор Живаго» сделал своего автора нобелевским лауреатом, а его переводы до сих пор пользуются большим спросом среди читателей. Жизнь и творчество этого человека — гордость всех наших соотечественников.
29 января 1890 года в Москве родился Борис Пастернак. Упомянем, что, помимо Бориса, в семье было еще 3 детей.
Семья Пастернака переехала в Москву из Одессы, что, кстати говоря, не сильно ударило по старым знакомствам творческих родителей. Отец был художником, чьи картины выкупала Третьяковская галерея. Стоит сказать, что в доме Пастернака частыми гостями были Лев Толстой, господин Рахманинов и, конечно, семья композитора Скрябина – именно с этого знакомства начинается литературный путь будущего писателя.
Юность и образование
Пастернак мечтал стать великим музыкантом, поэтому он начинает брать уроки у Скрябина. В 1901 году Борис поступил во второй класс гимназии, параллельно учась в Консерватории. В 1909 году Пастернак оканчивает гимназию с золотой медалью и поступает в МГУ на историко-филологический факультет (именно тогда Пастернак пишет свои первые стихи), а уже в 1912 поступает в Маргбургский университет в Германии, куда уезжает вместе с матерью.
Он решает бросить философию и посветить себя литературе, ссылаясь на полное отсутствие музыкального слуха. Как следствие, произошло окончание его музыкальной карьеры.
Творческий путь: сборники, кружки, история успеха
Первые стихотворения приходятся на период 1910-1912 годов, именно тогда его лирический герой вдохновляется высокими чувствами. Строки окутаны любовью, но далеко не все в личной жизни поэта было так «гладко». Впечатления от разрыва с любимой в Венеции он переносит в свои стихи. Именно тогда он начинает интересоваться такими течениями в литературе, как футуризм и символизм. Он понимает, что для расширения своего пути ему необходимы новые знакомства: он вступает в московский кружок «Лирика».
«Близнец в тучах» (1914) – первый сборник стихотворений Пастернака, следом вышел «Поверх барьеров» (1916). Однако именно книга «Сестра моя» (1922) сделала его знаменитым, после ее выхода он обручился с Евгенией Лурье.
Следом выходят книги «Темы и вариации», «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот пятый год» — это являлось отголоском знакомства Пастернака с Маяковским и его вступлением в литературное объединение «Леф» в 1920-1927г. Бориса Пастернака начинают заслуженно считать лучшим советским поэтом, однако из-за его дружбы с Ахматовой и Мандельштамом он точно так же, как и они, попадает под «зоркий советский глаз».
В 1931 году Пастернак уезжает в Грузию, где пишет стихотворения, вошедшие в цикл «Волны»; в том же году он начинает переводить зарубежные книги, в число которых входит литература Гете и других знаменитых зарубежных писателей. Сразу после Великой Отечественной войны Пастернак пишет знаменитый роман «Доктор Живаго», который стал главным произведением в его творчестве. В 1955 году «Доктор Живаго» был дописан после долгих 10 лет.
Личная жизнь
В личных отношениях у поэта была настоящая путаница. Еще в юности он отдал свое сердце художнице Евгении Лурье, она же родила ему первенца. Однако женщина отличалась крепким и независимым нравом, часто ревновала мужа к многочисленным знакомствам. Яблоком раздора стала корреспонденция от Марины Цветаевой. Супруги развелись.
Потом завязались продолжительные отношения с Зинаидой Нейгауз, спокойной и уравновешенной женщиной, которая многое прощала мужу. Именно она подарила творцу безмятежную атмосферу родного очага. Однако вскоре в его жизни появляется редактор «Нового мира» — Ольга Ивинская. Она живет по соседству и вскоре становится музой автора. Он фактически живет на две семьи, и обе женщины делают вид, что ничего не происходит.
Для Ольги эти отношения стали роковыми: она получает 5 лет лагерей за знакомство с опальным поэтом. Пастернак чувствует вину и всячески помогает ее семье.
Травля и смерть
Власти всячески пытались выслать Пастернака из страны за «ложное освещение фактов» и «неправильное мировоззрение». Он был исключен из Союза писателей. И это сыграло свою роль: писатель отказался от награды и выразил свою горечь в стихотворении «Нобелевская премия».
В 1952 году он пережил инфаркт, дальнейшие годы протекали под игом болезни. В 1960 году не стало Бориса Пастернака.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание творчества Пастернака;
- Учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации;
- Совершенствовать умение работать в группе
- Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака; толерантность.
Стадия вызова.
– Как Вы думаете, каждый человек хочет, чтобы
его помнили?
– А как Вы считаете, почему люди, прожившие
иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в
памяти других надолго?
– А какую память оставил о себе Б.Л. Пастернак? (он
заслужил стать классиком, поэтому его знают,
читают, изучают в школе).
Изучив творчество Пастернака мы сегодня обобщим
свои знания.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок
мастерская. Мастерская – это место, где в
процессе работы рождается что-то новое. Я очень
надеюсь, что к концу урока каждый из Вас
определится с мнением о таком ярком поэте. В этой
связи хочу обратить Ваше внимание на слова
М.Цветаевой:
– Как Вы поняли последние слова, кому он не
глазу. (Его не каждый может понять).
– Что хотела этим сказать Цветаева? (подчеркнуть
необычность, своеобразие, масштабность
творчества)
Слайды №1,2
Актуализация знаний (повторим изученное).
Прием «Гигантские шаги».
- Б.Л. Пастернак родился в феврале 1890 года в Москве.
- Отец его – Леонид Осипович Пастернак был известным художником, мать– талантливой пианисткой.
- Свое призвание Пастернак – гимназист поначалу связывал с рисованием, жизни без которого не представлял (музыкой)
- Другое увлечение юности, когда он уже был студентом историко- филологического факультета Московского университета – философия.
- Большинство из своих первых стихотворений он перепишет заново, считая их незрелыми.
- Художественная и гражданская совесть не позволяла Пастернаку в конце 20 годов славить октябрь, который в сущности обманул народные массы – не дал ни свободу, ни земли, ни хлеба, вовлек в гражданскую войну.
Деление на группы «Стихи Пастернака»
Работа в группах
1 группа.
– Кто были родители Пастернака? Расскажите о их роли в воспитании Бориса? (отец был известным художником, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. Он часто рисовал Л.Н Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Коуфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке).
2 группа.
– Кто из известных людей бывал часто в гостях у Пастернака? (гостями семьи бывали известные художники:Серов, Врубель, Репин, Шишкин, Толстой, Скрябин).
1 группа
– Через какой город лежал путь поэзии
Пастернака? (Марбург)
Цель: освоить прием «Колесо последствий».
Используя прием «Колесо последствий» обрисуйте
путь Пастернака к поэзии
2 группа
Под влиянием каких поэтов происходило становление Пастернака как поэта?
Цель: освоить стратегию Исикавы.
Задание. Используя стратегию Исикавы напишите об окружении поэта. (становление Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала это символизм, он увлекался видением мира по А.Блоку и А. Белому, позже он примкнул к футуристам и состоял в творческой группе футуризм).
Слайд, слайд.
1 группа.
– Где сложилась 1 книга стихов? (все лето 1913 года Б.Пастернак жил на даче в Молодях и там же сложилась первая книга его стихов «Близнец в тучах».Туда же и вошло стихотворение «Февраль».)
2 группа
– Сколько вариантов написания имеет
стихотворение «Февраль» (имеет 3 варианта
написания, датированных 1912, 1928, 1945 годами).
Вы сейчас будете слушать вариант 1928 года.
Прочтение.
– Чего в этом Пастернаковском стихотворении нет?
(нет словесного выражения лирического героя в
виде местоимения «я»).
– В каком году выходит книга «Второе рождение» и
почему она так названа? (это не только взгляд на
жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и
вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду
Николаевну Нейгауз. А вышла в свет в 1932 году).
Слайд.
На стихи, вошедшие в этот цикл, написана песня,
давайте послушаем её.
– Как Вы думаете, автор музыки угадал? Передал ли
он авторские ощущения?
1 группа
– В каком году поэт совершил поездку на фронт? (1943 год)
2 группа
– Какие произведения в результате этого
появились? (появился очерк «В армии», стихи
«Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна»).
Слайд.
Радость победы в войне возрождала надежды на
обновление общества. Росла потребность
высказаться о себе и об эпохе, но предвестия
свободы оказались ложными. Когда не оправдались
надежды на обновление жизни. Пастернак приступил
к своему роману, чтобы дать исторический образ
России за последние 45-летие.
Задание:
– Дайте ассоциации по роману «Доктор Живаго»,
составив кластер.
Цель: Научить методике составления кластера.
(содержание романа – это духовная история самого
Пастернака, представленная как история жизни
другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.
Живаго – форма Винительного и родительного
падежа слова «живой» в древнерусском языке, она
вызывает с именем сына Бога – живаго. Роман
«Доктор Живаго» – это роман о преодолении
смерти).
Поменяться постерами. Защита постера.
Цель:
Научиться защищать свою точку
зрения..
Как соотносится выражение поэзия в прозе с
романом «Доктор Живаго». (В нем присутствуют и
дневниковые записи, и записки, и стихи и письма).
Мне хочется обратиться к одному письму – письму
Антонины.
Анализ страниц романа (глава 13 часть 18)
Задание 1.
Вам дается текст, разрезанный по предложениям,
соберите текст, используя прием «Мозаика».
Даю подсказку: 2 первых слова и 2 последних.
«Юра – писала ему»; 2 последних … человека лучше
тебя.
– Как Вы думаете, письмо написано по правилам (в
нем нет адреса, нет начала, нет слов прощаний).
Мысли Тони прыгают, то она говорит о себе, то о
событиях вокруг, то вновь обращается к своим
чувствам.
– В каком жанре написано письмо (это крик души,
который заставляет трепетать и наши души).
– В чем сила письма (это письмо о любви, у которой
нет будущего)
– Чем это письмо не похоже на остальные (оно
прощальное и в нем высвечивается вся
замечательная душа Антонины Александровны –
огромная и умеющая любить).
– первоначально роман назывался «Свеча горела»
– Почему? Стихотворение о чем оно? Что
символизирует?
– За что в 1958 году Шведская Академия Наук
словесности и языкознания хотела присудить
Пастернаку Нобелевскую премию? (за выдающиеся
достижения в современной лирической поэзии и
продолжение благородных традиций великой
русской прозы). Слайд.
1 группа.
– Что случилось после этого? (поэта вынудили отказаться то нее)
Составьте рисуночный конспект о той черной недели.
Цель: научиться составлять рисуночный конспект.
25 октября – газета, разгромный отзыв, прошла
демонстрация «Вон из СССР»
28 октября – исключение из Союза писателей
29 октября – пленум
31 октября – «Дело Пастернака» 500 писателей
устроили суд
2 группа
Составьте, пожалуйста, карту понятий «Время, в которое выпало жить Пастернаку»
Цель: научить составлять «карту понятий»
Вывод:
все это вместилось в рамки
одной жизни, которую Пастернак прожил очень
достойно, за это он я думаю, достоин уважения
потомков.
– где провел свои последние годы Пастернак?
Почему его называли затворником, и он не считал
себя таковым? (последние годы провел у себя на
даче, он был всего лишь философ, закрывшись от
мира).
От какой болезни умер Пастернак? (от рака легких).
– Был ли поэт реабилитирован? (19 февраля 1987 года
Секретариат отменил Постановление Президиума
Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении
Пастернака из членов Союза писателей СССР)
– Какое событие произошло в декабре 1989 года?
(Шведская Академия вручила Нобелевскую премию
сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже
нет в живых) слайд
Рефлексия
1 группа составляет диаманту тема: «Пастернак – человек»
Цель: Научить составлять синквейн.
2 группа составляет синквейн «Пастернак – поэт»
Оценивание
Домашнее задание: Написать эссе «Что человек не может простить своему поэту».