Лекции по философии для спо. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, про

Главная > Курс лекций

ГОУ СПО КАС №7

курс лекций по дисциплине

«Основы философии»

преподаватель Бычков К.А.

Москва 2010

    Введение

Определение, функции и методы философии. Мировоззрение.

    Философия Индуизма

    Философия Конфуцианства

    Античная философия

Определение, источники, периодизация. Первовещество древних греков. Гераклит Эфесский. Софисты. Сократ. Платон. Аристотель. Эллинистический период. Стоицизм. Эпикуреизм. Скептицизм. Эклектизм. Неоплатонизм.

    Средневековая философия

Патристика. Схоластика.

    Философия возрождения

    Философия нового времени

Эмпиризм. Рационализм.

    Немецкая классическая философия

Иммануил Кант. Иоганн Фихте. Фридрих Шеллинг. Георг Гегель.

    Постклассическая философия

Марксизм. Позитивизм. Иррационализм. Артур Шопенгауэр. Фридрих Ницше. Сёрен Кьеркегор.

    Русская философия

Владимир Соловьев (1853 - 1900), Николай Бердяев (1874 - 1948), Василий Розанов (1856 - 1919),

    Современная философия

Экзистенциализм. Жан Поль Сартр. Карл Ясперс. Социальная философия. Хосе Ортега-и-Гассет. Теория психоанализа. Зигмунд Фрейд. Карл Густав Юнг. Вильгельм Райх. Альфред Адлер.

    Философия о человеке и бытие

Происхождение сущности человека. Основные отношения человека. Проблема «Я». Фундаментальные характеристики человека. Основополагающие характеристики человеческого бытия.

    Философия о знании и познании

Знание и классификация знаний. Способы получения и приобретения знаний. Границы познания.

Философия (φιλοσοφία - любовь к мудрости).

Наука - то, что мы знаем, философия - то, чего мы не знаем. Бертран Рассел

Определение, функции и методы философии.

Философия это дисциплина, изучающая общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как теория или наука, одна из форм мировоззрения, форма человеческой деятельности, особый способ познания.

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать следующие позиции:

    Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности.

В целом философия претендует на выполнение следующих функций:

Мировоззренческая функция : помогает сформировать целостную картину мира. – Воспитательная и образовательная функция : участвует в формировании личности. – Функция социальной критики : осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. – Идеологическая функция : создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве. – Футурологическая функция : отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее. – Эвристическая (поисковая) функция : создаёт новые области теоретического исследования. – Методологическая функция : формулирует правила познания для всех частных наук.

Основными методами философии являются:

Диалектика – метод, при котором явления, рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, статично (игнорируются изменения, самодвижение, саморазвитие), однозначно (поиск абсолютной истины, не уделяется внимание противоречиям).

Догматизм – восприятие мира через призму догм – принятых убеждений. Присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций. Часто применяется для обоснования взглядов, идей, привлекательных для массового сознания.

Мировоззрение.

Мировоззрение это система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.Виды мировоззрения:

    Мифологическое – все объясняет, не имеет ничего общего с реальностью.

    Религиозное («credo quia absurdum») – базируется на вере, т.е. не требует доказательств.

    Научное («ничто на веру») – базируется лишь на фактах, но не все может быть измерено, изучено и доказано.

    Философское – доискивание до первопричин, попытка обозреть мир в целом и ответить на вечные вопросы.

    Бытовое («не мы такие – жизнь такая») – отказ от поиска истины, принятие мира как данность.

Философия индуизма.

Основные принципы:

    вера в конечную реальность;

    вера в принципы кармы и сансары, а также в конечное достижение мокши; к этому часто добавляют исполнение дхармы, правильное поведение и соблюдение кастовых обязательств.

Карма – закон действия и воздаянияСансара – жизнь души в череде перерожденийМокша - (санскр.- освобождение), в инд. религ.-филос. мысли освобождение как высшая цельЦель – выход из цепи перерождений за счет отказа от неверной деятельности и достижение Нирваны .Конечные цели духовной практики:

    Осознание своего единства с Богом

    Достижения чистой любви к Богу

    Осознание единства всего бытия

    Осознание своего истинного «Я»

    Достижение совершенного умиротворения

    Полная свобода от материальных желаний

Философия конфуцианства.

Основные принципы: – Понятие благородного мужа– Человеколюбие– Почитание старшихБлагородный муж - это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.Главная задача благородных мужей - воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие.

Человеколюбие включает в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами.

Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по - доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
Благородный муж стойко переносит беды, а низкий человек в беде распускается.
Секрет доброго правителя: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.
Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они стану выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Проецируясь на политическую сферу, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Античная философия.

Определение, источники, периодизация.

Античная философия это совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с VI в до н. э. по VI в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со II – I вв. началось развитие философской литературы также на латыни.Античная философия является продуктом нетрадиционного типа культуры, основанного на динамичном социальном развитии и формировании критического мышления. Для такого типа культуры специфично оформление внутри него особого мета-уровня (мета-культуры), ориентированного на рефлексивное первое мысление глубинных мировоззренческих оснований и универсалий традиционной культуры, преодоление мифологических стереотипов мышления и выработку на базе этого новых способов видения мира, причем характерная для нетрадиционных культур установка на плюральность знания делает возможным параллельное сосуществование различных версий миропонимания.Стены иногда украшают изречениями, но не теоремами механики. Людвиг Витгенштейн Источники: – Эпиграфика– Выдержки из поздних авторов– Переписанные пергаменты– Свитки из Геркуланума

Периодизация античной философии:

    Досократическая натурфилософия (VI - сер. V вв. до н. э.)

    Классическая (кон. V – IV вв.)

    Эллинистический период (кон. IV в. до н. э. - I в. до н. э.)

    Эклектика (I в. до н. э. - III в. н.э.)

    Неоплатонизм (III в. до н. э. - VI в. н.э)

Первовещества древних греков.

    Вода – Фалес Милетский

    Воздух – Анаксимандр Милетский

    Земля – Гераклит Эфесский

    Огонь вместе с землей, воздухом и водой – Парменид Элейский

    Цифры – Пифагор Самосский

Высказывания, цитаты и афоризмы Пифагорa

    Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

    Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

    Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях - до совершенной потери ума.

    Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

    Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

    Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

    Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

    Прежде всего не теряй самоуважения!

Гераклит Эфесский (544 – 483 гг. до н.э.)

Единство и борьба противоположностей, война отец всего – она созидает, одних делая героями, а других трусами.

Софисты (VIII-VII вв. до н. э.)

СОФИСТЫ (от греч. sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в античной Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: 1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. V - 1-й пол. IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи"). Учили жизненному успеху, его критерием было материальное богатство. Главной наукой у софистов была риторика, так как по их мнению, только владея речью, человек мог достигнуть совершенства и богатства.

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ философствовал бесплатно, исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения. Его взгляды знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов».

    степень абстракции, к которой стремится мысль, должна быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к «идее как таковой»; 2) в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой задачи. Эта сила – псюхэ. С чего начинается познание? Псюхэ чувствует притяжение («эрос») к другой псюхэ и «совокупляется» с ней посредством «логоса» (слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами диалектики.

Платон (428 – 347 гг. до н. э.)

Платон («Широкоплечий», настоящее имя Аристокл) – ученик Сократа, основатель идеалистического направления мировой философии.Платон брал деньги за обучение и, в отличии от своего учителя, признавал роль государства и считал существовавший порядок единственно правильным.Платон верил в высшую силу сотворившую мир и называл создателя Демиург . Признавал материю как высшую форму небытия.Утверждал, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом и каждая вещь состоит из чувственно-материальной уничтожимой части и вечной, постигаемой умом сущности.Согласно теории Платона реален только мир идей (вечных сущностей), а земной мир это просто отражение и подобие. Душа бессмертна и должна стремиться к созерцанию красоты реального мира идей.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Аристотель был учеником Платона и наставником Александра Македонского. Основал собственную школу которую назвал Ликей (Лицей). Был основоположником формальной логики и создал всестороннюю систему философии, охватывавшую все сферы человеческого развития.Аристотель во многом соглашался со своим учителем, но не признавал преумножение сущностей сверх необходимого. Высшая сила управляющая миром у Аристотеля носила имя Логос .

Эллинистический период.

После побед Александра Македонского и завоевания им всего известного античным людям мира, философия обратилась к внутреннему миру человека и особенно к этике. Появились школы стоиков , эпикурейцев и скептиков .

Стоицизм.

Основатель – Зенон Китийский (333 – 264 гг. до н.э.) Был учеником школы Киников (Циников) до 300 года до н.э.

Мир – огненное начало управляющее всем, его нельзя изменить, но к нему можно приспособиться. Жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть. СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (Младший) (ок. 4 до н. э. - 65 н. э.):

    Высшее богатство - отсутствие жадности.

    Высшее богатство - отсутствие прихотей.

    Если хочешь быть любимым, люби.

    Если хочешь, чтобы о чем-то молчали, молчи первый.

    Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несет.

    Есть приличие и в горе. И в слезах должно знать меру. Только неразумные люди бывают неумеренны в выражениях как радости, так и скорби.

    Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

    Жизнь долга , если она полна... Будем измерять ее поступками, а не временем.

    Жизнь - единственное благо.

    Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.

Эпикуреизм.

Основатель – Эпикур Самосский (342 – 271 гг. до н.э.)Эпикуреизм не ставит цели поиска истины, а ищет способ избавления человека от страдания и достижения им удовольствия. Для счастливой жизни человеку необходимо:

    Отсутствие телесного страдания

    Невозмутимость души

Основной этический принцип – уравновешенное удовольствие как благородное спокойствие. Желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

Скептицизм.

Основатель – Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.)Любое суждение подлежит сомнению, так как истина недостижима. Лучший путь это воздержание от суждений и сдержанное отношение ко всему.

Эклектизм.

Философское направление, строящее свою концепцию путём сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Поиск незамутненного учения. Появление эклектизма ознаменовало собой начало упадка античной философии.

Неоплатонизм.

Учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала, учение о «восхождении» души к своему истоку. Возникло в следствии христианизации общества.

Средневековая философия.

Средневековая философия это европейская философия с V по XV век. Включает в себя Патристику и Схоластику .Средневековье - время господства религиозного мировоззрения выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция - истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога.

Патристика (II – VIII вв.)

Философия отцов церкви полностью опирающаяся на Святое Писание. Для объяснения Святого Писания существовало Святое Учение – работы самих святых отцов.Основные постулаты патристики:

    Вся мудрость сосредоточена в священном писании.

    Все жизненные ситуации и проблемы объясняются священным писанием.

    Так как священное писание нужно объяснять, объяснением служат работы святых отцов.

Схоластика (VI – XV вв.)

Схоластика представляла собой синтез христианского богословия и логики. «Я не уразумеваю дабы поверить, а верю дабы уразуметь»Основные принципы:

  1. Размышление

    Умение делать выводы

Схоластическая логика формальна.Пример классического схоластического вопроса: «Вы уже раскаялись в том, что продали свою душу дьяволу?»Уильям Оккам:«Non sunt entia multiplicanda praeter necessitatem» , что можно перевести как: «Не нужно множить сущности без необходимости». Поздные схоласты считали, что не надо прибегать к сложным объяснениям там, где вполне годятся простые.

Философия возрождения (XV – XVI вв.)

Направление в европейской философии, характеризующееся интересом к человеческой личности. Этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерия истины (опыт + польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук.Основные представители: – Эразм Роттердамский– Мишель Монтень– Николо Макиавелли– Николай Кузанский– Франческа Петрарка

– Томас Мор

Эразм Роттердамский. Похвала глупости (фрагмент)

Не зарываясь в бесчисленные подробности, скажу кратко, что христианская

вера, по-видимому, сродни некоему виду глупости и с мудростью совершенно

несовместна. Ежели хотите доказательств, то вспомните прежде всего, что

ребята, женщины, старики и юродивые особенно любят церковные обряды и

постоянно становятся всех ближе к алтарю, покорные велениям своей природы.

Во-первых, позвольте спросить: кто такие были основатели христианства? Люди

удивительно простодушные, жестокие враги всякой учености. Засим, среди

глупцов всякого рода наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет

христианское благочестие. Они расточают свое имение, не обращают внимания на

обиды, позволяют себя обманывать, не знают различия между друзьями и

врагами, в ужасе бегут от наслаждений, предаются постам, бдениям, трудам,

презирают жизнь и стремятся единственно к смерти, коротко говоря, -- во всем

действуют наперекор здравому смыслу, словно душа их обитает не в теле, но

где-то в ином месте. Что ж это такое, если не помешательство? Удивляться ли

после того, что апостолов принимали порою за пьяных и что Павел показался

безумным судье Фесту 1 . Но поскольку я уж начала рассуждать, то

продолжу и докажу вам, что блаженство, которого христиане стараются

достигнуть ценою стольких мучений и трудов, есть не иное что, как некая

разновидность безумия

Философия нового времени (XVII - XVIII вв.)

Период развития философии в западной Европе в эпоху научной революции. Два главных направления:

    Эмпиризм (сенсуализм) - Великобритания

    Рационализм – Франция, Германия, Нидерланды

Эмпиризм.

Основные представители: – Френсис Бэкон– Джон Локк– Джордж Беркли– Томас ГоббсВ разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах. Чувства и опыт источники знания, разум лишь систематизатор чувственных данных.Индуктивный метод познания: в основе наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.Джон Локк утверждал что 9/10 людей являются таковыми в силу своего воспитания и что дети – зеркало семьи. Разработал концепцию чувственного познания.

Рационализм.

Основные представители: – Рене Декарт– Готфрид Лейбниц– Бенедикт Спиноза– Георг ГегельГлавный источник знания – мысли и понятия, присущие уму от рождения или в виде задатков предрасположенностей ума.Принципы рационализма:

    Каждую сложную проблему необходимо расчленять на частные задачи.

    Начинать движение следует от простого к сложному.

    Во всех областях знания составлять общий обзор фактов, чтобы ничего не упустить.

Дедуктивный метод познания: опирается на достоверные, интуитивно постигаемые аксиомы и на принципы рационализма.

Готфрид Лейбниц создал учение о

Учебно-методический комплекс

дисциплины

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Специальность

Форма обучения

ОЧНАЯ

Сыктывкар 2014

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Колледж экономики, права и информатики

Рабочая программа дисциплины

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Специальность

ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Квалификация углубленной подготовки

БУХГАЛТЕР, СПЕЦИАЛИСТ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Форма обучения

ОЧНАЯ

Сыктывкар 2014

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 апреля 2010 г. №282).

Составитель рабочей программы:

Преподаватель ________________________ Н.Л.Максимова

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС

Председатель УМС ____________________ Н.А. Шевчук



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. Приказ Минобрнауки РФ от 06.04.2010 N 282).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель – формирование у студентов общекультурных компетенций в области современного знания о взаимоотношениях в системе «мир – человек», необходимых для понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Студент должен знать:

основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Студент должен уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося – 108 часов, в том числе:

· обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 72 часа;

· самостоятельная работа обучающегося – 36 часов.

1.5 Результаты освоения учебной дисциплины

Результаты обучения (компетенции) выпускника ОПОП, на формирование которых ориентировано изучение дисциплины « Основы философии» (в соответствии с ФГОС СПО):

Общие компетенции (ОК)

Результат изучения дисциплины

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· Видеть объективную картину мира.

· Быть политически грамотным и политкорректным.

· Понимать роль государства и его политики (законодательства) в духовной, социальной и политической сферах.

· Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.

· Качественно выполнять свои профессиональные функции.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

· Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.

· Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

· Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями.

· Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.

· Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

· Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

· Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

· Проявлять уважение к окружающим.

· Учитывать и понимать психологические особенности собеседника и проявлять терпимость к его мнению.

· Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

· Создавать коллективные проекты с целью решения различных проблем.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

· Систематизировать и организовывать информацию для выполнения профессиональных задач.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

· Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.

OK 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

· Знать основы функционирования общества как системы.

· Основополагающие ценности, ориентирующие человека в обществе.

· Проявлять социальную толерантность.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Что есть философия

Тема 1.1.

Предмет философии

Философия, ее предмет и основные темы: бытие и сущее, человек и мир. Природа и специфика философских проблем. Главные философские направления – материализм и идеализм. Изменение представлений о предмете, методах, целях и задачах философии в истории культуры. Структура философского знания.

Тема 1.2.

Специфика и функции философии

Исторические типы и формы мировоззрения. Практические и духовные способы освоения мира. Эволюция мировоззренческих проблем. Структура мировоззренческого сознания. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения.

Миф, религия, философия. Мифологическое понимание мира. Природа и функции мифа. Религиозное мировоззрение. Культура и религия. Философское мировоззрение. Философия как логическая интерпретация мировоззренческих проблем. Функции философии, ее значение в жизни человека и общества. Философия и наука. Взаимосвязь и взаимодействие философии и науки. Роль научного познания в развитии философского мировоззрения.

Практическое занятие

Самостоятельная работа (по разделу)

Раздел 2. Основные вехи мировой философской мысли

Тема 2.1

Философия Древности

Философия Древней Индии. Общая характеристика древнеиндийской философской традиции. Ортодоксальные и неортодоксальные школы философии.

Философия Древнего Китая. Основные черты и принципы древнекитайской философии. Философские школы: даосизм, конфуцианство, легизм и моизм.

Античность. Отличительные черты. Первые философские школы античности: ионийская и италийская. Проблема первоначала мира (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Анаксагор). Оформление понятия бытия в Элейской школе (Парменид и Эмпедокл). Атомистические идеи Левкиппа и Демокрита.

Расцвет философской мысли Античности. Софисты. Сократ. Проблема человека, морали и познания. Объективный идеализм Платона. Аристотель о бытии и познание.

Эллинизм: основные идеи. Философские школы: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм.

Практическое занятие

Тема 2.2

Философия Средних веков и Возрождения

Специфические черты философии средних веков. Патристика. Августин Блаженный о мире и Боге, человеке и Боге, концепции исторического прогресса, о добре и зле.

Схоластика. Фома Аквинский о вере и знании. Доказательства бытия Бога.

Философские, научные и гуманистические идеи эпохи Возрождения. Натурфилософия. Антропоцентризм.

Практическое занятие

Тема 2.3 Философия Нового времени

Особенности философии Нового времени. Индуктивный метод Ф. Бекона и дедуктивный метод Р.Декарта. Проблема существования врожденных идей: теория идолов Ф. Бекона, учение о врожденных идеях Р. Декарта. Проблема определения критериев истинности: специфика постановки и варианты решения: рационализм Р. Декарта, эмпиризм Ф. Бекона и сенсуализм Дж. Локка.

Учение о субстанции Б. Спинозы и проблема единства мира в новоевропейской философии (монизм Б. Спинозы, дуализм Р. Декарта и плюрализм Г. Лейбница).

Эпоха Просвещения. Эволюция новоевропейского антропоцентризма и гуманизма в идеях исторического прогресса и господства человека над природой: Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро, К.А.Гельвеций и П.Гольбах.

Немецкая классическая философия: основные представления и проблемы философии нового типа мышления. Характерные черты этического учения Канта. Философия Ф. Шеллинга. Субъективный идеализм в философии И. Фихте. Гегель: предмет и задачи философского сознания. Л.Фейербах: антропологический материализм. Основные положения и идеи марксизма.

Позитивизм в истории философии (XIX в.): Философская программа О. Конта, его классификация наук.

Иррационалистические идеи в европейской философии XIX века. Мир как воля и представление А. Шопенгауэра. Философия жизни Ф. Ницше. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке. С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма.

Практическое занятие

Самостоятельная работа

Тема 2. 4 Современная философия Запада

Особенности философии ХХ века. Сциентизм и антропологизм как доминирующие философские программы. Эволюция позитивизма в ХХ веке: неопозитивизм и постпозитивизм. Феноменология Гуссерля. Прагматизм Ч.Пирса и У. Джеймса. Х.-Г. Гадамер: герменевтика как способ философствования. Структурализм. Экзистенциализм: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, А. Камю. Постструктурализм и постмодернизм в философии ХХ века.

Практическое занятие

Тема 2. 5 Отечественная философия

Русская философия как особый тип философствования. Исторические предпосылки развития русской философии: осмысление русской государственности в контексте христианской истории («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, концепция «Москва – третий Рим» монаха Филофея), формирование философских идей в рамках секулярной духовной культуры XVIII века.Философские системы XIX века. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Материализм и марксизм в истории русской философии. Русская религиозная философия: В.С. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев и др. «Западники» (П.Чаадаев, А.И Герцен). «Славянофилы» (К.Аксаков, А.Хомяков). Основные тенденции развития русской философии в ХХ веке: софиология (С. Булгаков), космизм, евразийство, русский экзистенциализм (Н.Бердяев, Л.Шестов) о принципе человеческой свободы как творчестве, феноменология (Г.Шпет, А.Лосев).

Практическое занятие

Самостоятельная работа (по разделу)

Раздел 3. Философия бытия

Тема 3. 1

Картина мира

Учение о бытии. Картины мира.

Тема 3. 2

Свойства и формы бытия

Разнообразие форм бытия (природное бытие, бытие человека, социальное бытие). Проблема единства мира и варианты ее осмысления: монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие субстанции в философии. Понятия материального и идеального.

Историческое развитие понятия материи. Пространство, время. Понятие развития. Движение и развитие. Основные формы движения. Самоорганизация бытия.

Диалектика: понятие и виды. Структура диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Закон. Динамические и статические закономерности

Практическое занятие

Раздел 4. Философия познания

Тема 4.1

Сознание и познание

Философский смысл проблемы сознания. Природа идеального. Структура сознания. Сознание и бессознательное (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм). Сознание, самосознание и личность. Сознание и мышление. Функции сознания.

Практическое занятие

Тема 4.2

Сущность познания, его структура. Проблема истины

Практическое и познавательное отношение к миру. Субъект и объект познания. Проблема границ познания. Абсолютный и относительный агностицизм. Скептицизм. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Познание, творчество, практика.

Практическое занятие

Тема 4.3

Научное познание, его методы и формы

Виды познавательных способностей (чувственное, рациональное и интуитивное познание). Знание как необходимая основа и результат познавательного процесса. Знание и информация, знание и вера, знание и мнение.

Проблема истины в философии. Истина и оценка. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда. Истинность и правильность мысли. Действительность, мышление, логика, язык.

Сущность науки. Структура науки. Научное и вненаучное знание, критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы.

Практическое занятие

Тема 4.4 Наука и техника

Происхождение и природа техники. Основные вопросы философии техники. Научные революции и смены типов рациональности. Взаимоотношения науки и техники. Характеристики научно-технического познавательного процесса.

Практическое занятие

Самостоятельная работа (по разделу)

Раздел 5. Философская антропология и аксиология

Тема 5.1

Сущность человека. Человек, индивид, личность

Человек как главная философская проблема. Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность.

Индивид, индивидуальность, личность. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Основные подходы в проблеме взаимоотношений человека и общества; соотношение понятий человек, индивид, личность; взаимосвязь свободы и ответственности

Тема 5.2

Человек и культура, ценности человеческой жизни

Культура в философском измерении. Представление о совершенном человеке в разных культурах.

Смысл человеческого бытия. Многообразие жизненных идеалов: гедонистический, аскетический, религиозный, гуманистический и т.д. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Практическое занятие

Самостоятельная работа (по разделу)

Раздел 6. Социальная философия

Тема 6.1 Общество и его структура

Общество и его структура, элементы, функции.

Понятие государства. Понятие гражданского общества и его политико-правовое оформление. Взаимодействия гражданского общества и государства.

Основные вопросы о характере развития общества. Движущие силы исторического прогресса. роль личности и масс в истории, взаимосвязь свободы и необходимости. Сущность формационного подхода и основные идеи цивилизационного подхода.

Тема 6.2 Взаимоотношения общества и природы, культуры и цивилизации

Место человека в информационном мире. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Проблема поиска новых ценностей и философские перспективы в ХХI веке.

Практическое занятие

Самостоятельная работа (по разделу)

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Мебель и оборудование:

1. Доска классная

2. Стул преподавателя

3. Стол преподавателя

4 .Столы для студентов

5. Стулья для студентов

6. Компьютер

7. Проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

1. Горелов А. А.

Дополнительная литература:

1. Горелов А. А.

2. Канке В. А. Основы философии: учебник для студентов средних спец. учебных заведений. Рек. МО РФ / В. А. Канке.- М. : "Логос", 2004 .- 288 с.

3. Аблеев С. Р.

4. Губин В. Д. Основы философии: учеб.пособие. Рек. МОПО РФ / В. Д. Губин.- 2-е изд. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 .- 288 с

5. Волкогонова О. Д. Основы философии: учебник для студ-в учреждений средн. профобразования. Доп. МО РФ / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова.- М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2006 .- 480 с.

6. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие; Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М.: Гардарики, 2004 .

7. Гуревич П. С. Основы философии: Учеб. пособие. Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М.: Гардарики, 2005 .

8. Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецов.- М. : ИНФРА-М, 2005.- 731 с.

9. Философский энциклопедический словарь / Ред.сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2004 (2006).- 576 с.

10. Скирбекк Г.

11. История русской философии: учебник для вузов. Рек. УМО / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков и др. - Екатеринбург; М. : Деловая книга: Академический Проект, 2005 .- 736 с.

12. Хрестоматия по истории философии (русская философия): учеб.пособие для вузов. В 3 ч.: Учебное пособие. Рек. МО РФ. Ч.3. От Нестора до Лосева.- М.: Владос, 2001. - 672с.

13. Хрестоматия по истории философии (западная философия): учебное пособие для вузов. В 3-х ч. Рек. МО РФ. Ч.2. От Шопенгауэра до Дерриды.- М.: Владос, 2001.- 528с.

Электронные ресурсы

Электронно-библиотечная система (ЭБС) «Университетская библиотека oнлайн». Для доступа необходимо получить соответствующего логина и пароля на абонементе Научной библиотеки СыктГУ.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Практические занятия;

Проверочные работы;

Самостоятельная работа;

Знания:

Роль философии в жизни человека и общества;

Основы философского учения о бытии;

Сущность процесса познания;

Основы научной, философской и религиозной картин мира;

Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

Практические занятия;

Устный ответ у доски;

Проверка домашних заданий;

Проверочные работы;

Экзамен по теоретическому материалу;

Тестирование;

Самостоятельная работа;

Работа по индивидуальным заданиям

4.2 Вопросы к экзамену

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Предмет и функции философии.

3. Место и роль философии в культуре.

4. Философия Античности, ее особенности.

5. Основные идеи философии Платона.

6. Основные идеи философии Аристотеля.

7. Средневековая философия: периодизация, проблемы, представители.

8. Становление научного метода познания в философии Ф.Бэкона и Р.Декарта (эмпиризм и рационализм).

9. Немецкая классическая философия: основные представления и проблемы философии нового типа мышления.

10. Теория познания И.Канта, сущность понятия «категорический императив» в его философской системе

11. Основные идеи философии Г.Гегеля.

12. Марксистское понимание общества и истории.

13. Русская философия XIX – XX вв.

14. Русский космизм.

15. Неклассическая философия ХХ в.: основные течения.

16. Философские идеи психоанализа.

17. Позитивизм XIX века и его трансформации в философии XX века.

18. Экзистенциализм: основные идеи, представители.

19. Учение о бытии: основные концепции.

20. Материальное и идеальное бытие: проблема соотношения.

21. Философские концепции пространства и времени.

22. Сущность движения. Движение и развитие.

23. Философские концепции пространства и времени.

24. Диалектика как теория развития и как метод познания. Основные законы диалектики.

25. Человек и природа.

26. Общество и его структура.

27. Государство и общество.

28. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

29. Человек в системе социальных связей (человек и общество).

30. Человек и исторический процесс

31. Природа и сущность человека. Проблемы человеческого существования.

32. Ценности, их роль в человеческой жизни.

33. Проблема сознания в философии.

34. Культура и цивилизация в философском понимании.

35. Человек, личность и массы.

36. Свобода и ответственность личности.

37. Проблема познания в философии

38. Субъект и объект познания.

39. Знание и истина. Критерии истины.

40. Специфика научного познания.

41. Взаимодействие человека и техники в современной цивилизации.

42. Человечество перед лицом глобальных проблем

4.3 Темы контрольных работ

1. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов.

2. Формирование атомистики. Материалистическое учение Демокрита, его влияние на развитие философии и науки.

3. Учение Сократа – рождение философии нового типа.

4. Философия Платона: общая характеристика.

5. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели, благу (Сократ, Платон).

6. Аристотель: его труды и учение.

7. Особенности эллинистической философии (эпикурейство, стоицизм). Проблемы этики.

8. Философия. Ее предназначение в понимании греческих и римских философов.

9. Античность и философия последующих эпох.

10. «Бог – мир – человек» в средневековой философии.

11. Философское учение Августина Блаженного.

12. Спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.

13. Учение Фомы Аквинского – свод религиозно-философских идей средневековья.

14. Лоренцо Валла. «О наслаждении как истинном благе». Обращение к нравственному идеалу Эпикура.

15. Философское творчество Николая Кузанского. Трактат «Об ученом незнании».

16. Пико делла Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Антропоцентризм.

17. Натурфилософия эпохи Возрождения (Николай Коперник, Джордано Бруно).

18. Идея универсального метода научного познания. Эмпиризм и рационализм.

19. Френсис Бэкон. Обоснование эмпиризма.

20. Рене Декарт. Обоснование научного познания с позиций рационализма.

21. Рене Декарт. Принцип методологического сомнения. Постановка проблемы субъекта познания.

22. Монадология Лейбница и его вклад в логику и теорию познания.

23. Сенсуализм Джона Локка.

24. Скептицизм Давида Юма.

25. Субъективный идеализм Джорджа Беркли.

27. Проблема «человек – общество – государство» в трудах мыслителей ХУП века (Томас Гоббс, Дж. Локк).

28. Иммануил Кант: теория познания. Обоснование агностицизма.

29. Этика Канта. Постулаты «практического» разума.

30. Гегель: общая характеристика учения.

31. Гегель: проблемы морали, права, государства.

32. Гегель: система «абсолютного идеализма».

33. Философия Л.Фейербаха: опыт преодоления гегелевского идеализма.

34. Л.Фейербах. «Сущность христианства». Антропологический материализм.

35. Философия К.Маркса: общая характеристика.

36. Философская антропология Маркса. Отчуждение человека в социальной истории.

37. Философия А.Шопенгауэра. «Мир как воля и представление».

38. Фридрих Ницше: критика рационализма, понятий истины, добра, цели. «Переоценка ценностей».

39. Особенности «антихристианства» Ницше.

40. Философия Ницше в России.

41. Позитивизм ХIХ-ХХ веков: направления, представители, идеи.

42. Логический позитивизм («Венский кружок»). Проблема разграничения науки и метафизики.

43. Аналитическая философия ХХ века (Б.Рассел, Л.Витгенштейн).

44. Парадоксы теории множеств и логическое исследование оснований математики (Б.Рассел).

45. Л.Витгенштейн. «Логико-философский трактат». Его место в философской мысли ХХ века.

46. Феноменология Э.Гуссерля. Теоретические предпосылки, задача и метод феноменологии.

47. Герменевтика, ее основные идеи и источники.

48. Творчество М.Фуко. «Слова и вещи». Структурализм как направление мысли и тип метафизики.

49. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Основные представители.

50. Экзистенциализм в Германии. М.Хайдеггер.

51. Французский экзистенциализм. Ж.-П.Сартр, А.Камю.

52. Экзистенциализм о сущности и существовании человека, обретении смысла бытия.

53. Русская философия Х1Х – начала ХХ вв.: ее особенности, основные темы и представители.

54. Философия всеединства Вл. Соловьева.

55. Русский религиозно-философский ренессанс начала ХХ века. Условия его формирования и идейные источники.

56. Учение Н.А.Бердяева о свободе и смысле творчества.

57. Экзистенциализм Н.А.Бердяева и Л.Шестова.

58. Русский космизм (Н.Федоров).

59. Чему учит история философии? (Природа философских проблем).

60. Философия в системе культуры.

61. Мир как целокупная реальность. Мифологические, религиозные, научные, философские «картины» мира.

62. Проблема бытия в истории философии.

63. Материализм и идеализм – альтернативные способы миропонимания.

64. Универсальные связи бытия. Принципы диалектического миропонимания.

65. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение.

66. Поиск «позитивной» диалектики (Гераклит, Н.Кузанский, Гегель и др.).

67. Философия природы – обобщение исторического опыта ее освоения.

68. Микро-, макро-, мегамир, их взаимосвязь.

69. Случайность и закономерность, гармония и хаос в природе.

70.Познавательные, технические, философские, ценностные аспекты отношения людей к природе.

70.Природа сознания (философские аспекты).

71. Формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое).

72. Политика и власть. Философские концепции государства.

73.Проблема насилия и ненасилия в общественной жизни (Л.Толстой, Н.Бердяев, М.Ганди, А Швейцер и др.)

74. Гипотеза общественного прогресса (за и против).

75. Тема смысла истории в философии ХХ века.

76. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

77. Познание как культурно-исторический процесс. Единство познания и практики.

78. Созерцательный (Дж.Локк) и активно-деятельностный (И.Кант) подходы к познанию (сравнительный анализ).

79. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.

80. Классические и современные концепции философии науки и техники.

81. Исторические типы научной рациональности.

82. Проблемы обоснования науки в философии ХХ века.

83. Проблема истины, ее критерии.

84. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса.

85. Наука и человеческие ценности.

86. Познавательно-теоретическое отношение к миру: стремление к истине, объективному постижению сущего.

87. Проблема возникновения и развития нравственности, ее функции и структура.

88. Основные понятия этики: добро и зло, долг, совесть, смысл жизни, счастье и др.

90. Основные этические учения в истории философской мысли.

91. Великие моралисты: Конфуций, Будда, Моисей, Христос.

92. Тема Бога в истории философии.

93. Обоснование идеи Бога Августином и Ф.Аквинским.

94. Религиозная философия в ХХ веке (неотомизм, персонализм, русская религиозная философия и др.) (можно по выбору).

95. Человек как предмет философии.

96. Жизнь, смерть и бессмертие как философские темы.

97. Проблема смысла жизни в истории философии (можно по выбору рассмотреть отдельные этапы).

98. Соотношение сознательного и бессознательного, рационального и иррационального в человеческой жизни.

99. Новая постановка проблемы человека в ХХ веке.

100. «Экзистенциальная» философия и ее варианты: философская антропология, экзистенциализм (русский, европейский), персонализм (можно по выбору).

101.Свобода и несвобода, необходимость, ответственность человека, их диалектика.

102. Постиндустриальное общество, его идеалы и тенденции развития.

103. «Сценарии» будущего: русский космизм, теория пределов роста, гипотеза ноосферы (В.Вернадский), коэволюция человека и природы.

104. Познание мира, развитие духовной культуры общества, самореализация личности в гармонии с эволюцией Вселенной и Разумом как высшая ценность бытия человека.

105. Роль философской мысли в современном мире.

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ

Дисциплина: «Основы философии»

По специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Колледж экономики, права и информатики

Форма обучения: очная

Блок дисциплин: общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Число студентов

Список литературы

на 1студента

Основная литература:

1. Горелов, А. А. Основы философии: учебник [для студентов учреждений среднего профессионального образования] / А. А. Горелов. 13-е изд., стер. М. : Издательский центр "Академия", 2013.

Дополнительная литература:

1. Горелов, А. А. Основы философии: учебное пособие. Доп. МО РФ / А. А. Горелов.- 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2005 .- 256 с

2. Канке, В. А. Основы философии. : учебник для студентов средних спец. учебных заведений. Рек. МО РФ / В. А. Канке.- М. : "Логос", 2004 . 288 с.

3. Аблеев, С. Р. Основы философии: вводный курс: учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования. Доп. МО РФ / С. Р. Аблеев.- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 .- 264 с.

4. Губин, В. Д. Основы философии: учеб.пособие. Рек.МОПО РФ / В. Д. Губин.- 2-е изд. - М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 .- 288 с

5. Волкогонова, О. Д. Основы философии. : учебник для студ-в учреждений средн. профобразования. Доп. МО РФ / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова.- М. : ФОРУМ – ИНФРА-М, 2006 .- 480 с.

6. Гуревич, П. С. Основы философии: Учеб. пособие; Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М. : Гардарики, 2004 .

7. Гуревич, П. С. Основы философии: Учеб. пособие. Доп. МО РФ / П. С. Гуревич.- М. : Гардарики, 2005 .

8. Словарь философских терминов / Науч. ред. В. Г. Кузнецов.- М. : ИНФРА-М, 2005 .- 731 с.

9. Философский энциклопедический словарь / Ред.сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2004 .- 576 с.

10. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко.- М. : ИНФРА-М, 2006 .- 576 с.

11. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. вузов. Рек. МО РФ / Г. Скирбекк, Н. Гилье; под ред. С. Б. Крымского; пер. с англ. В. И. Кузнецова.- М. : ВЛАДОС, 2003 .- 800с.

12. История русской философии: учебник для вузов. Рек. УМО / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков и др. - Екатеринбург; М. : Деловая книга: Академический Проект, 2005 .- 736 с.

Составитель, преподаватель______________ Н.Л. Максимова

Директор КЭПиИ ____________ Н.А. Шевчук

Дата составления карты «___»_________2014 г.

СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ ___________

«___»________2014 г.

В учебнике раскрыты вопросы, которые осознанно или подсознательно волнуют каждого: что такое человек, в чем смысл жизни, что такое добро и зло, может ли человек обладать достоверным знанием о мире, каковы критерии правильного мышления и правильного поведения, почему мы должны подчиняться законам и др. В издании изложен полный курс философии. Рассмотрены общие проблемы истории философии и основных разделов философии. Учебник включает контрольные вопросы, которые позволят студентам проверить качество усвоения теоретического материала.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Учебник создан в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем специальностям, ОГСЭ.01 «Основы философии».
    В учебнике в доступной форме представлена философия как отрасль культуры, охарактеризованы ее основные проблемы в их становлении начиная с античности и до XX века включительно: что есть истина, в чем смысл жизни, каково соотношение свободы и ответственности человека и др. Курс разбит на два раздела: первый посвящен историческому развитию философии, а второй - ее специфике, методам, внутреннему строению.
    Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть интересен всем, увлекающимся философией.

    Предмет философии .
    Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т.п.
    Аристотель, один из первых философов, четко определивших ее предмет, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное»4. Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей (в его понимании сущности), а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи и изучаемые физикой и математикой.


    Предисловие.

    Введение. Что такое философия?.
    Основные понятия.
    Становление философии из мифологии.
    Смерть Сократа.
    Рациональность философии.
    Предмет философии.
    Определение философии.
    Часть I. История философии
    Глава 1. Предпосылки философии в Древней Индии.
    Реинкарнация и карма.
    Единое и майя.
    Добро и зло.
    Веды и Упанишады.
    Глава 2. Предпосылки философии в Древнем Китае.
    Философское представление о природе.
    Значение ритуала.
    Лао-цзы.
    Конфуций.
    Мо-цзы.
    Глава 3. Становление философии в Древней Греции.
    Миф и осевое время.
    Сократ.
    Майовтика.
    Платон.
    Мир идей.
    Душа.
    Аристотель.
    Материя и форма.
    Метафизика.
    Законы логики.
    Скептики.
    Упадок.
    Глава 4. Философия Древнего Рима.
    Лукреций. Стоики.
    Сенека.
    Эпиктет.
    Марк Аврелий.
    Секст Эмпирик.
    Глава 5. Средневековая философия.
    Особенности средневековой философии.
    Августин.
    Мусульманская философия.
    Фома Аквинский.
    Реалисты и номиналисты.
    Скептицизм.
    Значение средневековой философии.
    Глава 6. философия Нового времени.
    Эпоха Возрождения.
    Субъект и объект.
    Теория познания.
    Р.Декарт.
    Б.Спиноза.
    Г.Лейбниц.
    Ф.Бэкон.
    Дж.Локк.
    Д. Юм.
    И.Кант.
    Глава 7. Философия XIX века.
    И. Фихте.
    Ф.Шеллинг.
    Г.Гегель.
    Законы диалектики.
    Материализм.
    Позитивизм.
    Эволюционизм.
    Воля к власти.
    Философия бессознательного.
    Глава 8. Философия XX века.
    Экзистенциализм.
    Психоанализ.
    Неопозитивизм.
    Прагматизм.
    Скептицизм философии XX века.
    Глава 9. Русская философия.
    Особенности русской философии.
    «Слово о законе и благодати».
    Эволюция русской идеи.
    И.В.Киреевский.
    В.С.Соловьев.
    Н. А. Бердяев.
    Советская и постсоветская философия.
    Значение русской философии.
    Часть II. Основные разделы философии
    Глава 10. Этапы и закономерности развития философии.
    Античность.
    Средние века.
    Новое время.
    XX век.
    Прогресс философии.
    Глава 11. Методы и внутреннее строение философии.
    Формально-логический (метафизический) и диалектический
    методы.
    Прагматический метод.
    Структурализм.
    Системный подход и функциональный анализ.
    Метод и принцип.
    Специальные философские дисциплины.
    Глава 12. Происхождение и устройство мира.
    Что изучает онтология?.
    Спор философов.
    Глава 13. Человек и смысл его существования.
    Что изучает философская антропология?.
    Сходство человека с другими живыми существами и отличие от них.
    Философские представления о совершенном человеке.
    Смысл человеческого бытия.
    Глава 14. Познание мира и истина.
    Что изучает гносеология?.
    Античные концепции истины.
    Концепции истины Нового времени.
    Соотношение абсолютной и относительной истины.
    Соотношение истин в различных отраслях культуры.
    Глава 15. Этика и проблема свободы.
    Киренаики и киники.
    Диоген.
    Аристипп.
    Этика Аристотеля.
    Этические проблемы развития науки и высоких технологий. Свобода и ответственность.
    Глава 16. Социальная философия.
    Что изучает социальная философия?.
    Идеальное государство как семья: Конфуций.
    Идеальное государство как душа: Платон.
    Типы общества.
    Ненаправленная динамика.
    Цикличное развитие цивилизаций.
    Направленное развитие.
    Общественный прогресс.
    Глава 17. Философия и глобальные проблемы современности,.,
    Проблема предотвращения термоядерной войны.
    Экологическая проблема.
    Глобальный экологический кризис.
    Экологическая философия.
    Глава 18. Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии и ее место в духовной культуре.
    философия и наука.
    Философия и искусство.
    Философия и религия.
    Философия и идеология.
    Философия как синтез науки, искусства и религии.
    Заключение.
    Список обязательной литературы по всему курсу.
    Краткий словарь терминов.
    Приложение.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Основы философии, учебник для студ. учреждений среднего профильного образования, Горелов А.А., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх