Конспект урока заболевания органов дыхания их предупреждение. Болезни органов дыхания. презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему. Выбрать верное утверждение

Полноценное функционирование нашего организма зависит от множества факторов, в том числе и от нормальной деятельности дыхательной системы. Органы дыхания призваны обеспечивать достаточное поступление кислорода вместе с воздухом к каждой клеточке нашего тела. Также они несут ответственность за эвакуацию углекислого газа. Среди всех возможных заболеваний, способных развиться у человека, патологии органов дыхания диагностируются чаще всего. Рассмотрим на этой странице «Популярно о здоровье» известные заболевания системы органов дыхания и обсудим их предупреждение.

Существует довольно много патологий органов дыхания, которые могут быть диагностированы у человека. Среди них болезни верхних дыхательных путей, представленные аденоидами, аллергическим ринитом (аллергическим насморком), ларингитом, синуситом, гайморитом, фарингитом и инфекционными поражениями дыхательных путей. Также в заболевания органов дыхания относят бронхиальную астму аллергическую, острый и хронический бронхит, гидроторакс, плеврит и пневмонию. Еще в заболевания дыхания причисляют трахеит, туберкулез легких, туберкулезный плеврит, фарингит, легочная эмфизема и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). Кроме того к таким недугам относят бронхоспазм, онкологические поражения органов дыхания и пр.
Основные болезни системы органов дыхания и их предупреждение, характеристика

Бронхит – это одно из наиболее распространенных воспалительных заболеваний дыхательной системы. При таком недуге происходит поражение бронхов, которое сопровождается возникновением кашля. Именно он является основным симптомом бронхита.

При пневмонии происходит инфекционно-воспалительное поражение легочных тканей, воспалительные процессы затрагивают альвеолы, вследствие чего они наполняются жидкостью. Болезнь сопровождается появлением симптомов общей интоксикации, кашлем, одышкой и болью в области грудной клетки.

Бронхиальная астма является хроническим воспалительным поражением дыхательных путей, и имеет аллергический компонент. При такой патологии снижается проходимость бронхов, также может уменьшаться их просвет. Пациентов беспокоит удушье, кашель, хрипы и затруднение дыхания.

При хронической обструктивной болезни легких наблюдается воспаление бронхов, которое имеет неаллергическую природу. Сужение бронхов приводит к нарушению полноценного газообмена. Классическими проявлениями ХОБЛ считают мокроту и одышку.

Бронхоэктатическая болезнь является хронической патологией, при которой происходит расширение бронхов, расположенных в нижних отделах легких, и их нагноение. Недуг проявляется кашлем с отделением гнойной мокроты, одышкой и болями в грудине.

Респираторный дистресс-синдром – это форма острой дыхательной недостаточности, которая возникает по причине острых повреждений легких, которые провоцируются разными факторами. При таком недуге развивается отек легких несердечной этиологии и нарушается дыхание.

Тромбоэмболия легочной артерии представляет собой состояние, при котором ветка легочной артерии закупоривается тромбом. Больного беспокоит резкая боль за грудиной, возникает одышка и кашель, появляется головокружение и сердцебиение. Требуется немедленный вызов скорой помощи.

Также среди возможных патологий дыхательной системы медики выделяют группу интерстициальных заболеваний легких. При таких недугах происходит воспалительное поражение стенок альвеол, а также тех интерстициальных тканей, которые их окружают. Такие патологии представлены синдромом Гудпасчера, гистиоцитозом Х, идиопатическим фиброзирующим альвеолитом и пр.

Еще одно заболевание дыхательной системы – это плеврит. При такой патологии происходит воспаление плевры, а она представляет собой соединительнотканную оболочку, покрывающую легкие. Плевритом могут осложняться многие недуги органов дыхания. Экссудативная форма болезни проявляется чувством тяжести в грудине, одышкой и кашлем. А сухой плеврит дает о себе знать субфебрильной лихорадкой и болями в грудине, которые возникают во время кашля, поворотов.

Предупреждение заболевания органов дыхания

Основная мера профилактики недугов органов дыхания – это ведение действительно здорового образа жизни, что подразумевает полный отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков и пр.), систематические и умеренные занятия спортом, соблюдение режима труда и отдыха, качественный ночной сон, правильное и сбалансированное питание и пр.

Избежать многих опасных патологий дыхательной системы можно при помощи ежегодного прохождения медицинских осмотров – даже при отсутствии любой настораживающей симптоматики. Крайне важно периодически сдавать общие анализы и регулярно проходить флюорографическое обследование.

При возникновении симптомов заболевания предупреждение дальнейшего его прогрессирования – самая важная задача. Нужно не заниматься самолечением, а сразу обратиться за медицинской помощью и точно диагностировать недуг. А при развившихся хронических патологиях (хроническом бронхите, бронхиальной астме) нужно придерживаться всех рекомендаций лечащего врача, принимать меры по тщательной санации очагов хронических инфекций и по устранению аллергенов из места постоянного пребывания (жилища).

Перечисленные меры по недопущению болезни органов, предупреждение их путем профилактики помогут избежать болезней дыхательной системы или диагностировать их на ранней стадии развития.

Органы дыхательной системы подвержены многим инфекционным заболеваниям.

Инфекционными называют заболевания, причиной которых являются такие возбудители болезней, как бактерии, вирусы или простейшие.

Большинство микроорганизмов и пыли задерживаются слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, обезвреживаются и удаляются из них вместе со слизью. Однако, часть микроорганизмов, проникших в органы дыхания, может вызвать различные заболевания: грипп, туберкулез, ангину, дифтерию и др.

Различают воздушно-капельные и капельно-пылевые инфекции.

Воздушно-капельные инфекции передаются при непосредственном контакте с больным человеком (при кашле, чихании или разговоре).

Капельно-пылевые инфекции передаются при контакте с предметами, которыми пользовался больной.

Грипп и ОРВИ

Грипп и ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции) вызываются вирусами и передаются воздушно-капельным путём (возможен и бытовой путь передачи гриппа, например через предметы обихода).

Вирусы гриппа содержатся в слизи, выделяющейся из носа больных людей, в их мокроте и слюне. Во время чихания и кашля больных людей миллионы невидимых глазу капелек, содержащих вирусы, выбрасываются в воздух. Если они проникают в дыхательные органы здорового человека, он может заразиться гриппом или ОРВИ.

Грипп начинается резко и бурно (от заражения до проявления клинических симптомов проходит от нескольких часов до двух дней). У больного быстро повышается температура тела до 39−40 °С, появляются озноб, ломота и слабость в теле, головная боль, кашель и насморк (кашля и насморка может и не быть).

Грипп опасен своими осложнениями. Нередко после этого заболевания наблюдаются серьёзные осложнения, связанные с нарушением работы внутренних органов - лёгких, бронхов, сердца и др.

Грипп распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших к работе на предприятиях, в учреждениях, к занятиям в учебных заведениях. При кашле и чихании нужно прикрывать рот и нос платком, чтобы предотвратить заражение окружающих. При общении с людьми, больными гриппом, нужно прикрывать рот и нос ватно-марлевой повязкой (или маской), которая пропускает воздух, но задерживает капельки, в которых находятся возбудители болезни.

Основным методом профилактики против гриппа является прививка. Вирус, содержащийся в вакцине, стимулирует организм к выработке антител, которые предотвращают размножение вирусов, благодаря чему заболевание предупреждается еще до его начала.

Туберкулёз

Туберкулёз лёгких вызывает бактерия - палочка Коха (туберкулёзная палочка), названная по имени описавшего её учёного. Туберкулёзная палочка широко распространена в природе. Она может находиться во вдыхаемом воздухе, в капельках мокроты, на посуде, одежде, полотенце и других предметах, которыми пользовался больной (поэтому туберкулез распространяется не только капельным путем, но и с пылью).

Обычно иммунная система здорового человека активно подавляет развитие палочки Коха. Однако при неблагоприятных условиях (антисанитарные условия, сырость, недостаточное питание, сниженный иммунитет) болезнь может перейти в острую форму, приводящую к физическому разрушению лёгких. К сожалению, сейчас это заболевание всё чаще встречается даже у людей, ведущих правильный образ жизни.

В сырых, не освещаемых солнечным светом местах возбудители туберкулеза долго сохраняют жизнеспособность. В сухих, хорошо освещенных местах они быстро погибают.

Предупреждению заболевания способствует поддержание чистоты в жилых домах, на улицах городов, в общественных помещениях.

Также с целью профилактики и лечения туберкулеза проводятся регулярные обследования взрослого и детского населения.

Бронхиальная астма

Распространённым заболеванием лёгких является бронхиальная астма. При этом заболевании сокращаются мышцы, входящие в стенки бронхов, и происходит приступ удушья. Причина астмы - аллергическая реакция на самые, казалось бы, безобидные вещества: бытовую пыль, шерсть животных, пыльцу растений и т. п.

Для ликвидации мучительного и опасного удушья применяют целый ряд лекарств. Некоторые из них вводят в лёгкие в виде аэрозолей, и они действуют непосредственно на бронхи, расширяя их.

Онкологические (раковые) заболевания

Органы дыхания подвержены также онкологическим (раковым) заболевания. Чаще всего они возникают у хронических курильщиков.

Диагностика заболеваний органов дыхания

Для ранней диагностики заболеваний лёгких применяют флюорографию - фотографирование изображения грудной клетки, просвечиваемой рентгеновским излучением. Флюорографию нужно делать хотя бы раз в два года. Это позволяет выявить целый ряд опаснейших заболеваний на ранних стадиях.

Тема урока: «Болезни органов дыхания». Никитенко О.Д. Учитель биологии МОУ СОШ № 5

1. Расширить знания о составе воздушной среды; необходимости проветривания помещений; 2. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний. 3. Обосновать вредное воздействие курения.

Воздушная среда жилых помещений, характерные особенности. Изменение химического состава и физических свойств воздуха. Воздух Кислород Углекислый газ Пары воды Вдыхаемый 21 % 0,04 % Мало Выдыхаемый 16,4 % 4% Много

Пребывание в плохо проветриваемом помещении. Снижает работоспособность человека. Вызывает головную боль.

Пребывание в пыльном помещении. Содержащаяся в воздухе пыль, дым могут травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. На пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний.

Задания группам. Работа по вариантам: 1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит 2 вариант –бронхиальная астма, ОРЗ. 3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений. Название болезни. Причины возникновения. Путь передачи (если имеется). Симптомы, по которым можно определить болезнь. Лечение. Профилактика.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Грипп Вирусная инфекция Воздушно – капельный Повышение температуры. Головокружение Потеря аппетита. Иногда – носовое кровотечение, рвота. Антибиотики и другие препараты не помогут, так как не действуют на вирус. Интерферрон. Постельный режим. Горячее питье. Профилактическая прививка. Оксолиновая мазь. Интерферрон.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Острый бронхит Респираторные вирусы Сильный кашель с мокротой. Повышение температуры. Одышка. Антибиотики. Средства от кашля. После падения температуры Можно ставить компресс и делать ингаляции. Нельзя переохлаждаться. Своевременное лечение инфекций дыхательных путей.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни. Причины. Пути передачи Симптомы. Лечение Профилактика Хронический бронхит Длительное воздействие на слизистую оболочку бронхов вредных примесей (табачный дым, выхлопные газы, производственные загрязнения). «Запущенный» острый бронхит. Небольшой кашель с мокротой. Хроническое заболевание. Средства против кашля лишь ненадолго устраняют кашель. Отказаться от курения. Не запускать лечение острого бронхита. Сменить вредное производство.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Бронхиаль ная астма Контакт с аллергеном. Острые заболевания органов дыхания. Ангина. Физические и психические травмы. В отдельных случаях – введение глобулина и профилактические прививки. Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения. Дыхание учащается. Нередко повышается температура тела. Специальные ингаляторы, назначенные врачом. Диспансерное наблюдение. Здоровый образ жизни: соблюдение режима труда и отдыха с достаточным пребыванием на воздухе. Рациональное питание. закаливание. Занятие спортом.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика ОРЗ Вирусы. Бактерии. Воздушно - капельный Повышение температуры. Насморк. Покраснение слизистой глаз. Ангина. Пневмония. Антибиотики на вирус не действуют. Постельный режим. Симптома тичное лечение. Жаропонижающие. Вакцинация. Для профилактики вируса группы А можно использовать ремантадин.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Пути передачи Симптомы Лечение Профилактика Пневмония Вирусы пневмо- и стафилококки Другие микро организмы. Озноб. Высокая температура. Боль в грудной клетке при дыхании. Иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой. Антибиотики. Общеукрепляющие препараты. Стационар. Своевременное лечение ОРЗ. Исключить переохлаждение.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика Туберкулез Бактерия – палочка «Коха». Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др. Кашель с серой мокротой. Длительное, ежедневное, незначительное повышение температуры. Специальными препаратами в стационаре. Ежегодное флюорографическое обследование. Соблюдение личной гигиены. Профилактические прививки.

Болезни органов дыхания, их профилактика. Название болезни Причины Путь передачи Симптомы Лечение Профилактика. Рак легкого Опухоль на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов На ранних стадиях – никаких. Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка. Хрипы в легких. Охриплость голоса. Потеря аппетита и/или веса. Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные методы – облучение, химиотерапия, операция. Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.

Заболевание вызывается «палочкой Коха», можно заразиться через посуду, мочалку, воздушно-капельным путем. Отмечается кашель с отделением серой мокроты, вечерами поднимается невысокая температура.

У больного отмечается небольшой кашель с мокротой вследствие длительного курения.

Резкое повышение температуры, головокружение, анорексия (потеря аппетита), может быть рвота, иногда - носовое кровотечение.

Можно заразиться воздушно-капельным путем, так как это заболевание носит вирусный характер. Отмечается насморк, боль в горле, повышение температуры.

Сильный кашель с мокротой, повышение температуры тела, одышка, вследствие переохлаждения организма.

Больного мучает упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты; боль в груди; одышка; хрипы в легких; охриплость голоса; упадок сил; потеря аппетита и/или веса;

Больные становятся беспокойными, чешутся, не находят себе удобного положения, дыхание учащается, затрудняется, нередко повышается температура тела.

Озноб, высокая температура, боль в грудной клетке при дыхании, иногда кашель со слизисто-гнойной мокротой.

Выводы: Проветривание помещений. Здоровый образ жизни. Закаливание. Отказ от курения.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Заболевания органов дыхания».

Цели и задачи:

Расширить знания учащихся о состоянии воздушной среды.

Сформировать у учащихся понятия о болезнях органов дыхания.

Показать значимость охраны органов дыхания в быту и на производстве.

Развивать у учащихся умения объяснять причины заболеваний органов дыхания.

Научить различать симптомы заболеваний органов дыхания.

Сформировать навыки профилактики воздушно – капельных и пылевых инфекций.

Показать значимость физического труда и здорового образа жизни для профилактики болезней органов дыхания.

Расширить знания о вредном воздействии курения на организм человека.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска

Урок по теме

«БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ».

Учитель биологии и химии

1 квалификационной категории

Никитенко О.Д.

2012 год.

Конспект урока по теме

«Болезни органов дыхания» 8 класс.

Цели и задачи:

1. Изучить возможные заболевания органов дыхания; причины их возникновения; меры профилактики этих заболеваний.

2. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; гигиенических требованиях к воздушной среде; формировать умения разъяснять необходимость проветривания помещений;

3. Обосновать вредное воздействие курения.

4. Продолжить развивать умения самостоятельной работы учащихся с текстом.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – частично- поисковый.

Методы, используемые на уроке : репродуктивные, частично-поисковые.

Оборудование : мультимедиапроектор, «Курительный аппарат», «спички», текст с описанием заболеваний органов дыхания, слайды, жетоны, конверты.

Ход урока.

I.

Введение

Вступительное слово . Постановка цели и задач урока Сегодня на уроке мы познакомимся с основными, наиболее распространенными заболеваниями органов дыхания человека. Научимся различать симптомы каждого из заболеваний, а также как их можно предотвратить, а уж если заболели, то лечить .

(слайд 1-2)

Кроме того, я расскажу вам о вредном влиянии курения на органы дыхания человека, продемонстрирую то, что остается в легких после выкуривания одной сигареты.

Итак, начинаем наш урок, посвященный болезням органов дыхания. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока, которая представлена на слайде (слайд 1).

Слушают рассказ учителя

Записывают тему урока в тетрадь

II.

Изуче

ние

нового материала

III. Закреп

ление изучен

ного.

IV.

Д/З.

Воздушная среда жилых помещений.

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр. Это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха (слайд 3). В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,5% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности (Слайд 4). Пребывание человека в таком помещении снижает работоспособность, вызывает головную боль, приводит к разнообразным заболеваниям. Содержащаяся в воздухе пыль (слайд 5) опасна тем, что может механически травмировать стенки легочных пузырьков и воздухоносных путей, затруднять газообмен. Кроме того, на пылинках оседают микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.

Болезни органов дыхания, их профилактика.

Так какие же заболевания органов дыхания могут возникнуть у человека, мы сейчас выясним с вами. Для этого вам необходимо поработать в парах. На ваших столах лежат карточки с характеристикой болезней органов дыхания. Вам необходимо изучить характеристику болезни, определить возбудителей, симптомы, профилактику и лечение. На эту работу вам отводится 5-7 минут.

Работа по вариантам: (слайд 6)

1 вариант – грипп, острый бронхит, хронический бронхит

2 вариант – бронхиальная астма, ОРЗ

3 вариант – пневмония, туберкулез, рак легкого.

План подготовки сообщений представлен на слайде (слайд 7)

Результаты вашей работы мы занесем в таблицу.

Кто готов ответить?

По ходу ответов, учащиеся этого же варианта сравнивают их со своими ответами, записывают болезни в тетрадь, затем ответы сравнивают с таблицей на слайдах.

(Слайды 8-15 по ходу ответов по вариантам).

Ну вот, мы узнали об основных болезнях органов дыхания, научились их распознавать, лечить, а лучше предотвращать.

(Слайды «На ошибках учатся только дураки»).

Слайд 20. Советы валеолога:

Каждое утро старайтесь как можно дольше оттягивать момент закуривания первой сигареты.

Не курите до приема пищи.

Возникло желание покурить – не доставайте сигарету из пачки, не берите ее в руки, по крайней мере в течении 3 минут.

Уберите из комнаты все предметы, напоминающие о курении.

Выкуривайте только половину сигареты.

Чаще находитесь в местах, где запрещено курить.

Найдите себе партнера, с которым вы вместе бросите курить. Постарайтесь помочь ему в этом.

Если вы не покупаете сигарет, откладывайте эти деньги и в конце недели подсчитайте сэкономленное.

Не носите сигарет с собой, спрячьте их.

Слайд 21. Современное оружие- это сигарета!

Противопоставим этому злу здоровый образ жизни!

Задумайтесь над своим образом жизни!

Слайды к уроку.

Слайд 16. Допустим, что вы врач и вам необходимо определить заболевание и дать рекомендации.

На слайдах дана характеристика путей заражения и симптомов заболеваний органов дыхания. Вам необходимо определить заболевания и дать необходимые рекомендации по лечению и профилактике.

Слайды 17-23 .

Итак, подводя итог урока, какие выводы вы сможете сделать?

Слайд 24.

Слайд 25.

подготовить тест, кроссворд или ребус по теме

«Дыхательная система».

Слушают рассказ учителя

Работа в парах по вариантам

7 минут

Отвечают, придерживаясь плана.

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде.


Четверо учащихся представляют результаты своего исследования по теме «Врез курения». Остальные заслушивают сообщения учащихся с демонстрацией слайдов, задавая интересующие вопросы.

СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

(Слайд 1). Продолжая разговор о воздушной среде и вредных веществах, необходимо отметить вредное влияние курения на органы дыхания и организм в целом.

Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака. Мы поговорим о вреде курения для здоровья человека.

(Слайд 2). Еще известный немецкий ученый и поэт Гете говорил: «От курения тупеешь, оно несовместимо с творческой работой».

(Слайд 3). Происхождение слова «табак».

ТАБАК, род одно- и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. 66 видов. Выращивают табак настоящий и махорку в основном в азиатских странах, США, Болгарии и др.; в России - в южных районах. В сухих листьях табака настоящего 1-3,7% никотина, 0,1-1,37% эфирных масел, 4-7% смол. Табак крылатый, табак Сандера и др. виды - декоративные.

(Слайд4). Как растение оказалось в Европе?

В 1492 году испанцы, прибывшие на Кубу, увидели людей, которые вдыхали дым, образующийся при сжигании листьев растений. Колумб вывез семена в Европу, поверив в целебную силу этого растения.

Слайд 5. Почему табак считали целебным средством?

На Руси семнадцатого-восемнадцатого веков табак применяли от «грудной немочи», при простудах, малярии.

Выращивали как декоративное растение.

Слайд 6. Почему изменилось мнение о табаке?

«Пити табак»- это означает действие, подобно вину и водке. Неисправимых курильщиков наказывали «сечением кнутом».

«Кто курит табак – тот хуже собаки». Призрачный мир радости.

Слайд 7. Состав табачного дыма:

400 химических веществ ! Среди них: предельные, непредельные углеводороды, спирты, фенолы, сернистые соединения, алкалоиды (среди них никотин), мышьяк, медь, железо, свинец, марганец, никель, полоний (в том числе радиоактивный), титан, цинк, радиоактивный калий, оксиды цинка и калия.

Свыше 50 оказывают негативное воздействие на организм человека.

Демонстрация курительного аппарата.

Слайд 8. А вы знаете, что?

20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8 – 12 лет.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

Слайд 9. Канцерогены.

При контакте с живыми тканями вызывают раковые опухоли. Рак легких – 90 % курящих. Угарный газ – СО – способствует отложению холестерина (жироподобного вещества) на стенки аорты и сосудов сердца. Атеросклероз, нарушение мозгового кровообращения.

Кислородное голодание тканей.

Слайд 10. Дыхательные функциональные пробы.

Слайд 11. В состав табака входит никотин -сильнодействующий ЯД!

Свое название никотин получил от имени французского посла в Португалии Жана Нико, который в 1760 году преподнес семена табака французской королеве Екатерине Медичи, указывая на якобы целебные свойства табака.

Слайд 12. Наиболее страдающие от никотина органы – легкие!

Рак. Туберкулез легких. Хронический бронхит. Пневмония.

Слайд 1 3. Болезни курильщиков!

У 36% курильщиков–заболевания органов пищеварения.

У 20% - заболевания органов дыхания. У 11% - заболевания сердца и кровеносных сосудов.


Слайд 14. Криминальная хроника.

В мире ежегодно умирает от курения 1,5 млн человек.

В нашей стране – 100 000 человек. От курения умирает больше людей, чем от алкоголя, авиа- и автокатастроф, суицидов и насилия.

Слайд 15. Курение мужчин – беда! Курение женщин – дважды беда!

Курение вызывает различные заболевания в период беременности, родов, а также детские болезни.

Слайд 16. Пассивное курение!

«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Семашко Н.А.

Нахождение в прокуренном помещении в течении 8 часов приравнивается к 5 выкуренным сигаретам.

Слайд 17. Откуда тяга к курению у молодежи?

Потому что это круто. С сигаретой чувствуешь себя занятым. Сигарета помогает успокоиться и отвлечься. Чтобы расслабиться. Потому что это мне просто нравится.

Слайд 18. Факторы, способствующие началу и продолжению курения!

Психологические : любопытство, желание экспериментировать, вызов, потребность казаться сильным, взрослым.

Социальное окружение: пример и отношение родителей, сестер и братьев, давление товарищей, пример «ключевых» взрослых – преподавателей, певцов, актеров.

Слайд 19. Результаты обследования в нашей школе:

класс – 0% курящих. 6 класс – 18%(3 человека).

класс – 10%(1 человек). 8 класс – 35%(6 человек).

класс – 42%(9 человек). 10 класс – 8%(1 человек).

класс – 44%(4 человека).

Зачитывают советы валеолога на листовках.

Определяют вид заболевания.

Делают выводы.

Записывают Д/З

Список используемых ресурсов .

Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Санкт – Петербург, «Париет», 2006 год.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ПГТ. ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК

Конспект урока биологии в 8 классе:

Заболевания органов дыхания

Составила:

Учитель химии, биологии

Квасова Е. С.

пгт. Троицко-Печорск

2012 г.

Цели урока: познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания

Задачи:

  1. Образовательные – познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания, рассмотреть влияние курения на дыхательную систему, сформировать негативное отношение к курению;
  2. Воспитательные – воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом;
  3. Развивающие – продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания), развить умение заполнять таблицу, умение выступать с сообщениями.

Оборудование: рисунок парусника, рисунок парусов, компьютер, воздушные шарики

(25 шт), резиновая груша, стеклянная трубка, вата, сигарета, спички

Тип урока : урок изучения новой темы с использованием ИКТ (приложение 1)

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.).
  2. Мотивация учебной деятельности (1 мин.).
  3. Восприятие нового материала (35 мин.)
  4. Закрепление полученных знаний (5 мин.).
  5. Информирование о домашнем задании (2 мин.).
  6. Подведение итогов урока (1 мин.).

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

  1. Мотивация учебной деятельности .

Вы видите на доске парусник, но он без парусов. Он не поплывет, если не надуть паруса. Наша задача с вами – отправить этот кораблик в долгое путешествие по здоровой жизни (На доске прикреплен красочный рисунок парусника без парусов) .

Сегодня на уроке мы познакомимся с заболеваниями органов дыхания и их профилактикой (Слайд 1).

  1. Изучение новой темы
  1. Вступительное слово учителя

В дыхательном центре находятся клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания углекислого газа в межклеточном веществе. Избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, это, в свою очередь, вызывает учащение дыхания.

Пребывание людей в закрытых помещениях неизбежно приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. В выдыхаемом человеком воздухе всего 16,4% кислорода, до 4% углекислого газа и много водяных паров.

В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности. Пребывание в таком помещении снижает работоспособность человека, вызывает головную боль и другие нарушения.

  1. Беседа с учащимися

Ежедневно через наши легкие проходит около 12 м 3 воздуха. Вещества, которые в норме присутствуют в воздухе в следовых концентрациях, например, оксид азота, становятся ядами, когда их концентрация превышает допустимые значения.

Ребята, каким воздухом мы дышим?

- Загрязняющие воздух примеси могут быть твердыми (дым, сажа, пыль), или газообразными (сероводород, оксиды азота, угарный газ, пары кислот и фенолов). В воздухе также содержатся и частички органических веществ (органическая пыль, бактерии, споры грибов, вирусы и пр.) (Слайд 2) .

Вредные вещества, содержащиеся в воздухе, разносятся ветром на многие километры. Однако при неблагоприятных погодных условиях, например, при полном отсутствии ветра, они могут создавать туман или смог над участком территории, к примеру над городом. Смог состоит из вредных выбросов, источниками которых являются промышленные предприятия и двигатели внутреннего сгорания.

  1. Летом 2010 г. над Москвой стоял очень густой смог
  2. Лондон (декабрь, 1952 г)
  1. Болезни органов дыхания

Беседа с учащимися

(Слайд 3) Дыхательные пути – своеобразные ворота для вредных и болезнетворных факторов, содержащихся в воздухе. Если человек здоров, он дышит носом.

Что происходит с воздухом, когда он попадает в носовую полость? (в носовой полости воздух согревается, увлажняется).

За счет чего воздух в полости носа увлажняется и согревается? (Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь).

(Слайд 4) Инфекционные болезни дыхательной системы передаются воздушно-капельным путем. Воздушно-капельные инфекции распространяются с микроскопическими капельками слюны, которую больной выделяет при разговоре, кашле и чихании.

Сейчас мы послушаем сообщения о болезнях органов дыхания, которые вы приготовили дома. При выступлении товарищей остальным учащимся нужно заполнить таблицу.

Сообщения учащихся о болезнях органов дыхания:

  1. Грипп (Слайд 5) вызывается вирусами, относится к капельным инфекциям. Инфекция характеризуется интоксикацией и поражением слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Источником является больной человек. Распространяется очень быстро, поэтому нельзя допускать заболевших гриппом к работе, учебе. Вирусы гриппа постоянно циркулируют среди населения и вызывают подъем заболеваемости ежегодно в зимнее время. Грипп очень опасен своими осложнениями. В период эпидемии для экстренной профилактики применяют оксолиновую мазь, лейкоцитарный интерферон.
  2. Наиболее распространенное заболевание в человеческой популяции – это острый бронхит (Слайд 6) . Он представляет собой непродолжительное воспаление слизистой оболочки бронхов. Сопровождается кашлем, отделением мокроты и часто повышением температуры. Нередко он встречается с трахеитом, ларингитом. К предрасполагающим факторам относятся: переохлаждение, курение, употребление алкоголя. Острый бронхит может возникать также при воздействии физических и химических факторов.
  3. Пневмония (Слайд 7) или воспаление легких – острое инфекционное заболевание, при котором поражается участок легочной паренхимы. Часто пневмония развивается как осложнение острого бронхита.

Симптомы: высокая температура, кашель, иногда одышка и боль в грудной клетке, а также общая слабость и отсутствие аппетита. Точный диагноз ставится при прохождении рентгена легких.

  1. Физкультминутка

С помощью какого прибора определяют ЖЕЛ?

Проведем определение емкости легких без прибора, попробуем это сделать относительно соседа. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседом. После 5 приседаний вторая попытка и руки вверх с шариком, прогнулись в стороны и назад.

Спасибо всем, у всех здорово получилось.

  1. Туберкулез (слайд 8) – хроническое заболевание легких, возбудителем которого является микобактерия туберкулеза или палочка Коха. Болезнь начинается постепенно и медленно прогрессирует. Сначала больной может не знать о том, что он болен. Однако со временем нарастает слабость, появляется покашливание, в мокроте появляются прожилки крови, температура тела повышается до 37,2 – 37,9. Микобактерия туберкулеза может поражать и другие органы, вызывая туберкулез почек, кожи, глаз идр. Основной источник – больной человек, который выделяет при кашле, чихании, смехе мелкие капли мокроты и слюны, где содержатся микобактерии туберкулеза, с этими капельками они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5 – 1,5 м и содержатся в воздухе около 30-60 минут.

С воздухом они проникают в легкие находящихся рядом людей. Болезнь, несмотря на длительное лечение и большое количество мед препаратов, излечима. Больной должен строго соблюдать правила личной гигиены: свое полотенце, своя посуда и т. д.

  1. Бронхиальная астма (Слайд 9) – достаточно распространенное заболевание в наши дни. Это аллергическое заболевание, которое может быть вызвано различными аллергенами (пылью, пыльцой, шерстью домашних животных, пухом, лекарствами). Проявляется заболевание приступами удушья в результате спазма бронхиол. Бронхиальная астма может протекать легко с редкими приступами или тяжело с частыми приступами. Астматику категорически противопоказано курение и нахождение в загрязненной атмосфере. Заболевание часто сопровождается сухим кашлем и затрудненным выдохом. Больным не обойтись без специальных бронхорасширяющих препаратов. Их отсутствие может привести к смертельному исходу.
  2. Болезни, вызванные курением (Слайд 10)

Воздушная среда жилых помещений загрязняется и другими веществами. В первую очередь следует назвать табачный дым. Поговорим о болезнях, связанных с курением.

Рак легких (Слайд 11) – одно из наиболее распространенных злокачественных новообразований (опухолей). Как образуются опухоли? В слизистой оболочке дыхательных путей содержатся бокаловидные клетки, вырабатывающие слизь, в которых оседают частицы пыли, табачного дыма. Вместе с ресничным дыхательным эпителием эта слизь предохраняет легкие от сильного загрязнения. Многолетнее курение табака приводит к разрушению эпителия дыхательных путей. Эпителиальные клетки теряют реснички и становятся гладкими. Клетки, лежащие под ними, начинают размножаться, чтобы восполнить поверхностный слой. В процессе такого быстрого деления часть клеток мутирует и становится злокачественными. Так начинается рост опухоли.

Хронический бронхит (Слайд 12) развивается в результате длительного стажа курения при постоянном раздражении слизистой бронхиального дерева продуктами сгорания табака и папиросной бумаги. Основными симптомами хронического бронхита является кашель, особенно утренний, который продолжается больше 2-х лет. Также хронический бронхит может развиваться у людей, работающих на предприятиях при контакте с пылью и химическими веществами. Хроническое воспаление в бронхах приводит к застою вязкой мокроты, разрастанию соединительной ткани, в результате нарушается легочная вентиляция и развивается дыхательная недостаточность. Последняя, в свою очередь, приводит к нарушению сердечной деятельности.

Люди, являющиеся активными курильщиками, наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих их людей, (Слайд 13) прежде всего своим близким. Есть такое понятие «пассивный курильщик». Это человек, который сам не курит, но находится в окружении курящих людей и получает примерно такое же количество никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Табачным дым не проходит через сигаретный фильтр и поэтому содержит больше токсинов.

  1. Ролевая игра о вреде курения

Активное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме. Если бы органы могли говорить человеческим голосом, чтобы сказали они? Давайте представим себе такое.

Сердце (в руках рисунок сердца)

Мне так плохо, я так устало

И нет уже больше сил стучать.

Наверно, жить осталось мало,

Могли бы только вы понять –

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от курения пропадем.

Легкие (в руках держит рисунок легкого)

Мы хотим спросить вас, люди:

А вы курите зачем?

Нас полоний отравляет,

Никотин нам – страшный яд,

Наши бронхи он сжигает.

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель,

Раздирает горло в кровь.

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь,

Чтоб вдыхать нам полной грудью

Свежий чистый кислород,

Чтобы газам ядовитым

Не давать нам больше вдох!

Головной мозг (в руках рисунок головного мозга)

Иссушил меня проклятый злодей,

Нету больше светлых идей,

Он мои нейроны украл

И на пачку сигарет променял.

Я теперь и за долгий срок

Не могу выучить данный урок.

И вниманья и памяти нет –

Все от этих проклятых сигарет.

Не искупить бедой вину,

Строг приговор:

За страсть к куренью

Пустеет комната ума,

Где был мир идей, теперь там тьма.

Ребята, запомните на всю жизнь, что табак – это тоже наркотик, а наркотик – это гибель для человека.

Физиологические представления курения можно наглядно увидеть на приборе для демонстрации немедленного эффекта процессов курения.

  1. Демонстрация опыта:

К резиновой груше присоединяется широкая стеклянная трубка, в которую помешается вата, с другой стороны к стеклянной трубке присоединяется сигарета. Сигарета зажигается и выкуривается с помощью груши (можно заменить шприцом). Обращается внимание учащихся на цвет ваты.

Работа с классом: Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как, по-вашему мнению, выглядят легкие курильщика?

  1. Закрепление полученных знаний

Кроссворд по теме «Дыхание» в программе Excel, работаем фронтально (приложение 2)

  1. Домашнее задание: агитационный плакат, брошюра по теме «Профилактика заболеваний легких» (работа выполняется по группам).
  2. Подведение итогов урока

Прикрепление парусов с гигиеническими правилами к паруснику.

- Итак, что вы сегодня узнали на уроке и какой можно сделать вывод? (Сегодня на уроке рассмотрели заболевания органов дыхания, их причины и профилактику).

Учителем выставляются оценки за сообщения, можно взять тетради для проверки таблицы (по выбору).

Трех капель чистого никотина хватит, чтобы убить лошадь, а одной капли достаточно, чтобы умертвить человека. Помните, что «здоровье – это еще не все, но все без здоровья – это ничего»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх