Этапы развития нервной системы у детей. Оценка степени зрелости нервной системы новорожденного ребенка. Безусловные рефлексы новорожденного. Последствия и лечение нейрофизиологической незрелости коры головного мозга у новорожденного ребенка Что чаще всего

Почти 98% детей, по статисти­ческим данным, рождаются незрелыми, то есть беремен­ность, протекающая у современных женщин в неблащполучной экологи­ческой ситуации, заканчивается рож­дением « несозревших» детей.

Эта незрелость прежде всего касается центральной нервной систе­мы, поэтому даже нормальные роды являются травмирующими для таких детей. Что же тогда говорить о женщи­нах с патологией беременности или отягощенной наследственностью? О незрелости нервной системы новоро­жденного можно судить по многим признакам: это беспокойство или, нао­борот, вялость ребенка, частый немо­тивированный крик, нарушения сна, упорные срыгивания, изменение мышечного тонуса (чаще всего его повышение), дрожание подбородка и кистей рук, не зависящее от того, замерз ребенок или нет, и усилива­ющееся при возбуждении, крике, плаче и т. д., цианоз (синюшность) носогубного треугольника, мраморный рисунок кожи, что свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса, кратковременные остановки дыхания, поперхивание во время еды и питья, судороги, глазодвигательные нарушения и др. Ребенок бурно реаги­рует на любое раздражение: звук, свет, перемену положения тела, корм­ление грудью, вздрагивает, вскиды­вает ручки, кричит, плачет. Он пуглив, всего боится.

При повышении тонуса мышц-раз­гибателей спины дети часто выги­баются лежа на спине или запрокиды­вают голову, как бы рассматривая что-то на потолке у себя за головой. При асимметрии мышечного тонуса могут появиться признаки кривошеи: ребе­нок все время поворачивает голову в одну сторону или изгибает туловище дугой вбок и не может лежать из-за этого на животе, так как все время заваливается на этот бок, не может переворачиваться со спины на живот в какую-то одну сторону, так как перетя­гивают мышцы, асимметрично натяну­тые. Лечение в этом случае, конечно же, отличается от лечения истинных мышечных кривошей, связанных с повреждением самой кивательной мышцы, и требует специальных рас­слабляющих приемов.

Вследствие повышения мышечного тонуса в руках кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локте­вых суставах, и их с трудом можно раз­вести в стороны. Позднее ребенок испытывает затруднения, пытаясь взять игрушку в руки или целенаправ­ленно двигать рукой. Когда такие дети лежат на животе, ручки у них чаще всего вытянуты в стороны или назад, а не согнуты перед грудью.

При повышении мышечного тонуса в ногах ребенок сильно вытягивает ноги, особенно в носочках, напрягая их. Когда его ставят на ноги, опирается не на всю стопу, а на носочки, как балери­на. Он не может шагать, так как не сгибает ноги в коленных суставах, или идет, цепляя одну ногу за другую, перекрещивая стопы или косолапя и поджимая пальцы ног. Лежа на спине ребенок сопротивляется, когда роди­тели хотят согнуть его ноги в коленных и тазобедренных, суставах и развести их в стороны. Совершенно очевидно, что повышение мышечного тонуса будет серьезным препятствием для освоения ребенком основных движе­ний, которые, как правило, формиру­ются до трех лет.

При повышенном тонусе мышц-раз­гибателей спины, например, ребенок не сможет самостоятельно сесть и сидеть - его будет покачивать назад, из-за чего он все время будет падать на спину, хотя лежа на животе этот ребенок очень рано начинает дер­жать голову (еще до месячного воз­раста).

При повышенном мышечном тонусе в руках ребенок не сможет совершен­ствовать ручную умелость, которая играет важную роль и в его речевом, и в его умственном развитии. Из-за этого нарушается и познавательная дея­тельность ребенка через игрушки. В более старшем возрасте ребенок плохо обучается письму, рисованию и другим важным функциям ручной уме­лости. Понятно, что это серьезно затормозит его развитие.

При повышении мышечного тонуса в ногах будут страдать основные дви­гательные навыки по ползанию, ходь­бе, бегу, прыжкам, лазанью, причем эти затруднения могут сохраниться и в более старшем возрасте в виде нелов­кости, неустойчивости, частых паде­ний. У таких детей всегда возникают проблемы на уроках физкультуры, хотя, например, научаются стоять они довольно рано - в 5-6 месяцев.

У одних детей по мере дозревания нервной системы безо всяких спе­циальных методов коррекции эти сим­птомы исчезают. У других задержива­ются довольно долго, мешая выра­ботке правильных динамических сте­реотипов движения. А ведь двигательные стереотипы сохраняются всю последующую жизнь, лишь несколько совершенствуясь.

У грудничков движения являются основным действием, стимулирующим развитие всего организма, работу всех органов и систем. Поэтому справедли­вым будет наше стремление выявить у ребенка все его недостатки, не ожи­дая, чтобы они сгладились сами, и про­вести их коррекцию. Не выжидать пас­сивно, когда ребенок сам научится чему-либо, а заранее обучить его необ­ходимому навыку, помогая преодолеть отставание в развитии, - такого пра­вила должны придерживаться родите­ли, воспитывая ребенка.

Идея опережающего, « преждевре­менного» развития вполне согласуется с тем, что незрелому мозгу ребенка предстоит вскоре ощутить огромное информационное воздействие и стрес­совые факторы цивилизованного общества. А ведь педагоги давно жалу­ются, что многие дети плохо усваи­вают или неспособны усвоить школь­ную программу. Классы даже стали делить на подгруппы: умные дети, не очень умные и совсем не умные. И таких « совсем не умных» стало так много, что решено даже не оставлять их на второй год. При этом многие дети недостаточно физически развиты, со слабо развитой мускулатурой, с плос­костопием, нарушениями осанки, ис­кривлениями позвоночника, плохим зрением, подвержены разным заболе­ваниям.

Все мы родом из детства. Поэтому так важно родителям научиться видеть, в чем их ребенок отстает от нормального развития, и уметь преодо­леть это отставание через физическую культуру и психическое совершенство­вание с первых дней жизни ребенка, постепенно готовя его к нелегким, но счастливым годам школьного детства и юности.

Как же развивать двигательные навыки у детей с первых дней жизни? Обязательно используя врожденные безусловные рефлексы. Например, хватательный. Когда ребенок крепко ухватится за мамины пальцы, его легко приподнять над столом или кроваткой. Он повиснет на ваших руках, как на турнике (удерживать его будет нор­мальный физиологический мышечный гипертонус), потом расслабит мышцы. Все, упражнение окончено. Положите ребенка на стол или в кроватку. Посте­пенно, по мере тренировки мышц время висов и раскачивания увеличи­вается. Скоро вы сможете раскачи­вать ребенка в воздухе довольно долго к его неописуемой радости, кото­рая проявляется в гулении, повизгива­нии, улыбке и смехе.

Кстати, о турниках. Подобное нехи­трое приспособление можно устроить прямо в кроватке ребенка и в коляске, закрепив круглую палочку на высоте его вытянутых ручек. Закрепить такой турничок можно жестко, привязав его к боковым стенкам кроватки, или мяг­ко, на резинках - получится подвиж­ная трапеция и первый в жизни ребенка эспандер с резиновой тягой. Случайно дотронувшись до палочки, ребенок ухватится за нее и будет подтягиваться. Помогите ему в этом, подставив под спинку ладонь. Насту­пит время, когда, подтянувшись, ребе­нок сядет, встанет на колени, на ноги. Некоторые дети забрасывают на тур­ничок ноги и делают « мостик» на лопатках или « полуберезку» - тоже полезные упражнения для мышц туло­вища. Во всяком случае, такое приспо­собление гораздо полезнее, чем погре­мушки, подвешенные перед ребенком. Если их повесить по правилам (на рас­стоянии 50 см от ребенка и под углом 30°), чтобы не нарушить зрение, он их достать никак не сможет, а если пове­сить так, чтобы их можно было достать, тогда будет страдать зрение, например, разовьется косоглазие.

Если ребенок очень слабенький, с пониженным мышечным тонусом, при поднимании за руки висит, как лапша, или у него откидывается назад голова, его все равно нужно тренировать в висе. Только делать это надо осторож­но: чуть-чуть подтянуть за ручки, поддерживая под головку, слегка при­поднять над столом на очень короткое время и отпустить. Таких детей очень полезно почаще держать на руках в вертикальном положении, прижимая спинку ребенка рукой к своему туло­вищу или положив его животом на свой бок. Пусть он рассматривает окружа­ющий мир и тренирует заодно мышцы шеи и туловища.

Полезны также упражнения типа « самолет» - парение в воздухе на животе. Папа или мама поддерживают ребенка за туловище кольцеобразным захватом рук. Выполняя это упражне­ние, меняйте положение ребенка: покачивайте в стороны, вперед-назад, вбок, вращайте по кругу, переводите в положение на спине (ножки при этом упираются в живот родителя) или в вис вниз головой, вплоть до переворота через голову и возвращения в исход­ное положение.

Все эти упражнения не только укре­пляют мышцы шеи, туловища и живота, но и развивают вестибуляр­ный аппарат, который влияет на разви­тие интеллекта у ребенка. Посмотрите на малыша, который долго предостав­лен самому себе (например, лежит без мамы в больнице): он раскачивается, как медвежонок, из стороны в сторону, мотает головой, становится на четве­реньки - головой вниз. Ребенок сам себя тренирует, испытывая двигатель­ный голод. Недаром маленькие дети так любят качели и карусели. Они готовы бесконечно кружиться и раска­чиваться!

Для развития ручной умелости, для тренировки работы пальцами повесьте на боковых стенках кроватки погремушки так, чтобы ребенок мог дотя­нуться до них. Он будет тренироваться поворачивать сначала голову, а затем и туловище вбок (для симметричной тренировки укладывайте ребенка после каждого кормления головой в разные концы кровати, тогда он будет поворачиваться то вправо, то вле­во к игрушкам, источнику звуков).

Не бойтесь часто брать ребенка на руки во время его бодрствования. Это не избалует ребенка и не сделает его капризным. Он не « привыкнет к рукам». Получив достаточное количе­ство информации и движения, он с удо­вольствием полежит в кроватке и отдохнет, позанимается сам с игруш­ками и турничком и заснет. Когда ребе­нок плохо засыпает и капризничает, тоже не бойтесь взять его на руки, успокоить, покачать, убаюкать песен­кой. Ребенку необходим тесный кон­такт с матерью. Как внимательно он смотрит маме в глаза, а когда она отхо­дит от него, каким умоляющим стано­вится его взгляд, он будто просит: « Возьми меня на руки!» - и этот кон­такт нужен ребенку довольно долгое время - лет до 3-4, не менее.

Ребенок должен насытиться во время бодрствования движениями и впечатлениями, а это возможно только при условии, что он находится у рас на руках. Постарайтесь по возможности выполнять несложные домашние дела, держа ребенка на руках и рассказывая ему обо всем, что вы делаете, что он видит вокруг. Так при максималь­ной экономии нашего дефицитного времени ребенок будет психически со­вершенствоваться, получая необходи­мую информацию для развития интел­лекта.

Очень важно, чтобы буквально с пеленок ребенок учился получать удовлетворение от двигательных и эмоциональных нагрузок, а не только от принятия пищи. Ребенок от рожде­ния видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует, обладает эмоциями - все эти ворота для информации должны использоваться пропорционально, тог­да можно рассчитывать на гармонич­ное развитие личности.

Для восстановительных процессов в утомленных мышцах (у грудных детей постоянно двигаются ручки и ножки и помимо нашей гимнастики), улучшения их питания, а также для нормализации выделительной функции кожи и спо­собности ее принимать биоэнергети­ческую информацию из окружающей среды через биологически активные точки ребенка надо ежедневно купать и массировать, а также постоянно обнажать разные участки тела. Поста­райтесь как можно раньше избавиться от пеленок и надевать на ребенка пол­зунки, трусики и рубашечки, причем у ползунков можно сразу же отрезать нижнюю часть, чтобы стопы были все время обнажены.

Наталья Полонская, врач-полеолог

Патологии центральной нервной системы (ЦНС) у новорожденных – это большая группа поражений спинного/головного мозга. Подобные поражения могут возникнуть во время внутриутробного развития, при родах и в первые дни жизни.

Причины развития патологий ЦНС у новорожденных

По статистике до 50% новорожденных детей получают диагноз перинатальные патологии ЦНС, потому что в это понятие врачи нередко включают и преходящие нарушения в функционировании центральной нервной системы. Если же рассматривать статистику более детально, то будет выяснено:

  • 60-70% случаев диагностирования патологий центральной нервной системы у новорожденных приходятся на рождение недоношенного малыша;
  • 1,5 – 10% случаев – на вполне доношенных детей, рожденных своевременно и естественным путем.

Фактором, провоцирующим появление патологических изменений в работе центральной нервной системы у новорожденных, может оказаться абсолютно любое негативное воздействие на плод во время его внутриутробного развития. Вообще, врачи выделяют несколько основных причин рассматриваемого состояния:

  1. Гипоксия плода . Речь идет о кислородном голодании, когда в кровь ребенка поступает недостаточное количество кислорода из организма матери. Гипоксию могут спровоцировать и вредное производство (недаром беременных сразу же переводят на более облегченный труд), и перенесенные до беременности инфекционные заболевания, и вредные привычки женщины (особенно – курение). Очень сильно влияет на снабжение кислородом плода и количество проведенных ранее абортов – искусственное прерывание беременности провоцирует в будущем нарушение кровотока между матерью и плодом.
  2. Травмы новорожденного . Речь идет о нанесении травмы во время родов (например, при наложении щипцов по медицинским показателям), в первые часы/дни жизни новорожденного. Именно физическое травмирование считается наименее вероятной причиной развития патологий центральной нервной системы у новорожденных.
  3. Дисметаболические процессы у новорожденного . Происходить нарушения в обменных процессах организма плода могут из-за курения матери, приема наркотиков, употребления алкогольных напитков или вынужденном приеме сильнодействующих лекарственных средств.
  4. Инфекционные заболевания матери в период вынашивания ребенка. Патологическое поражение центральной нервной системы происходит при непосредственном воздействии на организм плода вирусных агентов, патогенных микроорганизмов.

Обратите внимание: независимо от того, присутствовали ли вышеперечисленные факторы, чаще патологии ЦНС у новорожденных диагностируются в случае преждевременных родов, у недоношенных детей.

Классификация патологий ЦНС у новорожденных

В зависимости от того, какие причины спровоцировали развитие нарушений в работе центральной нервной системы новорожденного, врачи ведут и их классификацию. Для каждого вида характерны конкретные симптомы и нозологические формы.

Кислородное голодание плода может привести к следующим поражениям центральной нервной системы у новорожденных:

  1. Церебральная ишемия . Нозологическая форма этой патологии проявляется в разных степенях тяжести течения – церебральная ишемия 1, 2 и 3 степени тяжести течения. Клинические симптомы:

Обратите внимание: для 3 степени тяжести течения рассматриваемого патологического состояния характерно прогрессирующее угнетение центральной нервной системы – в некоторых случаях новорожденный входит в коматозное состояние.

  1. Внутричерепные кровоизлияния гипоксического генеза . Нозологические формы разнообразны:
  • кровоизлияние внутрижелудочкового типа 1 степени – специфические неврологические симптомы, как правило, полностью отсутствуют;
  • внутрижелудочковое кровоизлияние 2 степени – могут развиваться судороги, нередко новорожденный впадает в кому, отмечается прогрессирующая гипертензия внутричерепная, шок, апноэ;
  • внутрижелудочковое кровоизлияние 3 степени – глубокое угнетение центральной нервной системы (кома), шок и апноэ, долгие судороги, высокое внутричерепное давление;
  • субарахноидальное кровоизлияние первичного типа – врачи диагностируют гипервозбудимость центральной нервной системы, фокальные клонические судороги, острая гидроцефалия;
  • кровоизлияние в вещество головного мозга – появление конкретных симптомов зависит только от локализации кровоизлияния. Возможны: внутричерепная гипертензия/фокальные судороги/судороги/кома, но в некоторых случаях даже такое серьезное нарушение деятельности центральной нервной системы протекает бессимптомно.
  1. Сочетание ишемических и геморрагических поражений центральной нервной системы . Клиническая картина и нозологические формы этого состояния будут зависеть только от локализации кровоизлияния, тяжести течения патологии.

Речь идет о родовых травмах, которые послужили причиной развития патологических нарушений в работе центральной нервной системы. Они подразделяются по следующему принципу:

  1. Внутричерепная родовая травма. Может проявляться в нескольких нозологических формах:
  • кровоизлияние эпидурального типа – для состояния характерны высокое внутричерепное давление (самый первый признак), судорожный синдром, в редких случаях врачи фиксируют расширение зрачка на стороне кровоизлияния;
  • субдуральное кровоизлияние – подразделяется на супратенториальное (течение бессимптомное, но могут появляться парциальные судороги, расширение зрачка со стороны кровоизлияния, прогрессирующая внутричерепная гипертензия) и субтенториальное (острое повышение внутричерепного давления, нарушения сердечной/дыхательной деятельности прогрессирующего действия, угнетение ЦНС с переходом в кому);
  • кровоизлияние внутрижелудочкового типа – характеризуется судорогами (мультифокальные), сердечной/дыхательной недостаточностью, угнетением ЦНС, гидроцефалией;
  • геморрагический инфаркт – течение может быть бессимптомным, но может проявляться судорогами, угнетением центральной нервной системы с переходом в кому, высоким внутричерепным давлением;
  • субарахноидальное кровоизлияние – врачи диагностируют острую наружную гидроцефалию, гипервозбудимость и судороги.
  1. Травма спинного мозга при родах . Происходит кровоизлияние в спинной мозг – надрыв, растяжение. Может как сопровождаться травмой позвоночника, так и протекать без этого момента. Клиническая картина характеризуется нарушениями функционирования дыхательной системы, дисфункциональностью сфинктеров, двигательными нарушениями и спинальным шоком.
  2. Травма периферической нервной системы при родах . Нозологические формы и симптомы:
  • повреждение плечевого сплетения – отмечается парез вялого характера проксимального отдела одной или сразу обеих рук в случае проксимального типа, вялый парез дистального отдела верхних конечностей и синдром Клода Бернара-Горнера при дистальном типе повреждения. Может развиться тотальный паралич – наблюдается парез тотальной части руки или обеих рук одномоментно, возможно нарушение работы дыхательной системы;
  • повреждение диафрагмального нерва – часто протекает без каких-либо выраженных симптомов, но могут наблюдаться дыхательные нарушения;
  • травматическое поражение лицевого нерва – у ребенка во время крика рот перекашивается в здоровую сторону, носогубные складки сглаживаются.

В первую очередь врачи рассматривают преходящие нарушения обмена веществ:

У новорожденных могут появиться дисметаболические нарушения работы центральной нервной системы и на фоне токсического воздействия на организм плода – например, если мать вынужденно принимала сильнодействующие лекарственные препараты, не исключала алкоголь, наркотики и табак. В таком случае клиническая картина будет следующей:

  • судороги – редко, но этот синдром может присутствовать;
  • гипервозбудимость;
  • угнетение ЦНС, переходящее в кому.

Поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях

Если во время беременности у женщины были диагностированы , или , то вероятность рождения ребенка с патологиями центральной нервной системы повышается в разы. Есть некоторые инфекционные заболевания, которые могут способствовать развитию проблем в работе ЦНС уже после рождения ребенка – , стрептококковая и стафилококковая инфекции, и другие.

При поражениях ЦНС инфекционной этиологии будут выявлены следующие симптомы:

  • внутричерепная гипертензия;
  • гидроцефалия;
  • очаговые нарушения;
  • менингеальный синдром.

Периоды течения патологий ЦНС у новорожденных

Независимо от того, какие причины развития поражений ЦНС у новорожденных, специалисты выделяют три периода болезни:

  • острый – приходится на первый месяц жизни ребенка;
  • восстановительный – может протекать со 2 по 3 месяц жизни малыша (ранний) и с 4 месяцев до 1 года (поздний);
  • исход заболевания.

Для каждого из перечисленных периодов присущи характерные признаки, которые могут присутствовать по отдельности, но чаще проявляются в оригинальных сочетаниях индивидуально для каждого ребенка.

Если у новорожденного имеется легкое повреждение центральной нервной системы, то чаще всего диагностируется синдром повышенной возбудимости. Проявляется он резким вздрагиванием, нарушениями в мышечном тонусе (он может быть повышенным или пониженным), дрожанием подбородка и верхних/нижних конечностей, немотивированным плачем и неглубоким сном с частыми просыпаниями.

При нарушениях работы ЦНС средней тяжести будут отмечаться снижение мышечного тонуса и двигательной активности, ослабление рефлексов глотания и сосания.

Обратите внимание: к концу первого месяца жизни гипотонус и вялость сменяется повышенной возбудимостью, появляется неравномерная окраска кожных покровов (мраморность кожи), отмечаются нарушения в работе пищеварительной системы (постоянные срыгивания, метеоризм, рвота.

Очень часто острый период заболевания сопровождается развитием гидроцефального синдрома – родители могут отметить быстрый рост окружности головы, выпячивание родничка, расхождение черепных швов, беспокойство новорожденного и непривычные движения глазами.

Кома может произойти только при очень тяжелом поражении ЦНС у новорожденных – такое состояние требует незамедлительной помощи медицинских работников, все лечебные мероприятия проводятся в реанимационном отделении лечебного учреждения.

Восстановительный период

Если до 2 месяцев ребенок выглядел абсолютно здоровым, никаких странных/необычных синдромов родители не отмечали, то восстановительный период может протекать с ярко выраженными симптомами:

  • мимика очень бедная – малыш крайне редко улыбается, не жмурится, не проявляет никаких эмоций;
  • отсутствует интерес к игрушкам и любым другим предметам;
  • крик всегда слабый и монотонный;
  • детский лепет и «гуление» либо появляются с задержкой, либо и вовсе отсутствуют.

Обратите внимание: именно родители должны обратить внимание на вышеперечисленные симптомы и сообщить о них педиатру. Специалист назначит полноценное обследование ребенка, направит маленького пациента на осмотр к неврологу.

Исход заболевания

К 12 месяцам жизни ребенка практически всегда симптомы патологий ЦНС у новорожденных исчезают, но это не означает, что вышеописанные поражения исчезли без какого-либо последствия. К наиболее частым последствиям поражения центральной нервной системы у новорожденных относят:

  • , сопровождающийся недостатком внимания – нарушение памяти, трудности в обучении, агрессивность и приступы истерик;
  • задержка речевого, психомоторного и физического развития ;
  • цереброастенический синдром – характеризуется метеозависимостью, тревожным сном, внезапными перепадами настроения.

Но наиболее тяжелыми, сложными последствиями патологий ЦНС у новорожденных являются эпилепсия, детский церебральный паралич и гидроцефалия.

Диагностические мероприятия

Очень важно для правильной диагностики провести правильный осмотр новорожденного и наблюдение за его поведением/состоянием в первые часы жизни младенца. При подозрении на патологические поражения центральной нервной системы целесообразно назначить комплексное обследование:


Методы лечения и реабилитации

Помощь новорожденным с патологиями ЦНС необходима в первые часы жизни – многие нарушения вполне обратимы, есть сразу приступить к реабилитации/лечению.

Первый этап помощи

Он заключается в восстановлении работоспособности жизненно важных органов и систем – напомним, что практически при всех типах/формах патологий центральной нервной системы новорожденных проявляется сердечная/дыхательная недостаточность и проблемы в работе почек. Врачи с помощью лекарственных средств нормализуют обменные процессы, избавляют новорожденного от судорожного синдрома, купируют отеки головного мозга и легких, нормализуют показатели внутричерепного давления.

Очень часто после оказания экстренных мер помощи новорожденному с патологиями ЦНС еще в родильном доме видимые признаки исчезают, нередко состояние ребенка нормализуется. Но если этого не произошло, то пациента переводят в отделение патологий новорожденных и продолжают лечение/реабилитацию.

Второй этап помощи подразумевает назначение лекарственных препаратов, которые действуют на устранение причины возникновения рассматриваемых патологий – например, противовирусные, антибактериальные средства. Одновременно с этим назначают терапию, направленную на восстановление мозговой деятельности, стимуляцию созревания клеток головного мозга, улучшение мозгового кровообращения.

Третий этап помощи

Если у новорожденного отмечаются значительные улучшения состояния, то целесообразно переходить на немедикаментозное лечение. Речь идет о массажах и физиотерапевтических процедурах, наиболее эффективными из которых считаются:


Обратите внимание: третий этап помощи при благополучном прохождении первых двух доношенным детям назначается на 3 неделе жизни, а недоношенным немного позже.

Врачи выписывают ребенка с диагностированными патологиями центральной нервной системы на амбулаторное лечение только в случае положительной динамики. Многие специалисты считают, что именно реабилитационный период вне лечебного учреждения играет большую роль в дальнейшем развитии ребенка. Лекарственными препаратами можно сделать многое, но обеспечить умственное, физическое и психомоторное развитие малыша в пределах нормы сможет только постоянный уход. Обязательно нужно:

  • оберегать малыша от резких звуков и яркого света;
  • создать для ребенка оптимальный климатический режим – не должно быть резких перепадов температуры воздуха, повышенной влажности или сухого воздуха;
  • по возможности оградить малыша от инфицирования.


Обратите внимание:
при легкой и средней тяжести поражения центральной нервной системы у новорожденных врачи не назначают лекарственную терапию на втором этапе – обычно достаточно оказания срочной медицинской помощи и восстановления нормального функционирования жизненноважных органов и систем. В случае диагностирования тяжелых поражений ЦНС у новорожденных некоторые лекарственные препараты назначаются курсами и в старшем возрасте, во время амбулаторного лечения.

Чаще всего рассматриваемые патологии легко прогнозировать, поэтому врачи настоятельно рекомендуют проводить профилактические меры еще на этапе :


Вторичной профилактикой считается оказание полноценной помощи при уже выявлении патологий центральной нервной системы у новорожденных, недопущение развития тяжелых последствий.

При рождении ребенка с патологиями ЦНС не стоит впадать в панику и сразу записывать новорожденного в инвалиды. Врачи отлично понимают, что своевременно оказанная медицинская помощь в большинстве случаев дает положительные результаты – ребенок полностью восстанавливается и в будущем ничем не отличается от своих сверстников. Родителям просто понадобится много времени и терпения.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории.

В сравнении с другими биологическими видами человек рождается самым беспомощным, и это во многом определяется большой массой мозга – от рождения мы не способны хоть как-то защитить себя от внешней среды, но взамен получаем мощный инструмент высшей нервной деятельности. Именно ЦНС новорожденного является одной из самых важных систем организма, поскольку от нее зависит развитие, жизнедеятельность и жизнеспособность ребенка, а также его шансы на то, чтобы ощутить себя полноценной и гармоничной частью этого пока еще нового для него мира. Однако в настоящее время, не смотря на достижения современной медицины, многие дети рождаются с различными формами поражения центральной нервной системы.

ЦНС у новорожденных

К концу внутриутробного развития ЦНС ребенка считается структурно сформированной, и плод демонстрирует потрясающую функциональную готовность, которую хорошо видно с помощью УЗИ. Он улыбается, глотает, моргает, икает, двигает руками и ногами, хотя у него еще нет ни одной высшей психической функции.

После родов организм ребенка переживает тяжелый стресс, связанный с переменами среды обитания новыми для него состояниями:

  • воздействие гравитации;
  • сенсорные раздражители (свет, звук, запахи, вкусы, тактильные ощущения);
  • изменение типа дыхания;
  • изменение типа питания.

Природа наделила нас безусловными рефлексами, которые помогают приспособиться к жизни в новой среде, и за которые отвечает ЦНС. Если их не стимулировать, они угасают. К врожденным рефлексам относятся сосательный, глотательный, хватательный, мигательный, защитный, рефлекс опоры, ползания, шаговый рефлекс и другие.

ЦНС новорожденного устроена таким образом, что основные умения развиваются под действием раздражителей. Свет стимулирует зрительную активность, сосательный рефлекс превращается в пищевое поведение. Если какие-то функции остаются невостребованными, то и должное развитие тоже не происходит.

Особенности ЦНС у новорожденных характеризуются тем, что развитие происходит не за счет увеличения количества нервных клеток (этот процесс прекращается к моменту родов), а за счет установления дополнительных синоптических связей между нервными клетками. И чем их больше, тем активнее задействуются отделы ЦНС. Этим объясняется и невероятная пластичность центральной нервной системы, и ее способность к восстановлению и компенсации повреждений.

Причины поражений ЦНС

Повреждения ЦНС могут возникнуть по разным причинам. Неонатологи разделяют их на четыре группы:

В развитии поражения ЦНС у новорожденных выделяют три периода:

  • острый (первый месяц жизни);
  • ранний восстановительный (2-3 месяцы) и поздний восстановительный (4-12 месяцев у доношенных, 4-24 месяца у недоношенных детей);
  • исход заболевания.

Для острого периода характерны общемозговые симптомы:

  • Синдром угнетения ЦНС выражается в снижении двигательной активности и мышечного тонуса, а также ослаблении врожденных рефлексов.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, напротив, характеризуется усилением спонтанной мышечной активности. При этом младенец вздрагивает, у него наблюдается гипертонус мышц, дрожание подбородка и конечностей, беспричинный плач и поверхностный сон.

Во время раннего восстановительного периода общемозговая симптоматика снижается, и становятся выраженными признаки очагового поражения ЦНС. На этом этапе может наблюдаться один из следующих симптомокомплексов:

  • Синдром двигательных нарушений выражается в чрезмерном или слабом мышечном тонусе, парезах и параличах, спазмах, патологической спонтанной двигательной активности (гиперкинез).
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром обусловлен избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга и, как следствие, повышением внутричерепного давления. Внешне это выражается в выбухании родничка и увеличении головы в окружности. На синдром также указывают беспокойство малыша, дрожание глазных яблок, частые срыгивания.
  • Вегетативно-висцеральный синдром выражается в мраморной окраске кожи, нарушении сердечного и дыхательного ритмов, а также функциональных расстройствах ЖКТ.

Поздний восстановительный период характеризуется постепенным угасанием симптомов. Статические функции и мышечный тонус постепенно начинают приходить в норму. Степень восстановления функций будет зависеть от того, насколько сильным было поражение ЦНС в перинатальный период.

Период исхода или остаточных явлений может протекать по-разному. У 20% детей наблюдаются явные психоневрологические расстройства, у 80% неврологическая картина приходит в норму, но это не означает полного выздоровления и требует повышенного внимания со стороны как родителей, так и педиатров.

Диагностика

О наличии тех или иных поражений ЦНС можно судить по течению беременности и родов. Но помимо сбора анамнеза используются и различные инструментальные исследования, например, нейросорнография, рентгенологическое обследование черепа и позвоночника, КТ, МРТ.

При постановке диагноза важно отличить поражения ЦНС от пороков развития, нарушений метаболизма, обусловленных генетическими причинами, и рахита, поскольку подходы в лечении при этом принципиально различаются.

Лечение

Методы терапии поражений ЦНС будут зависеть от стадии заболевания. В остром периоде проводятся, как правило, реанимационные мероприятия:

  • ликвидация отека мозга (дегидратационная терапия);
  • устранение и профилактика судорог;
  • восстановление сократительной способности миокарда;
  • нормализация метаболизма нервной ткани.

В восстановительном периоде лечение направлено на улучшение трофики поврежденной нервной ткани и стимуляцию роста мозговых капилляров.

Родители могут внести существенный вклад в лечение ребенка с поражением ЦНС. Ведь именно они должны создать благоприятные условия для общего развития с помощью массажа и лечебной гимнастики, водных процедур и процедур физиотерапии. А в качестве немедикаментозных средств в восстановительном периоде благоприятный эффект оказывают сенсорные стимуляции развития головного мозга.

4.25 4.25 из 5 (8 Голосов)

В последнее время всё чаще и чаще (по некоторым данным - от 70% до 90%) новорождённым детям выставляется диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), что очень пугает родителей.

В последнее время всё чаще и чаще (по некоторым данным — от 70% до 90%) новорождённым детям выставляется диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), что очень пугает родителей. Давайте попробуем немного подробнее поговорить о том, что же такое ПЭП, как проявляется, как с этим бороться, чтобы избежать различных неприятных последствий, каким образом предупредить возникновение у малыша болезни.

Клинически ПЭП проявляется следующими пятью синдромами:

  • повышенной нервно-рефлекторной возбудимости;
  • судорожным;
  • гипертензионно-гидроцефальным;
  • угнетения;
  • коматозным.

У одного ребёнка может быть как какой-либо изолированный синдром, так и сочетание нескольких (о проявлениях каждого из синдромов мы поговорим несколько ниже).

В течение болезни различают следующие периоды:

  • острый (от рождения до 1 месяца);
  • ранний восстановительный (от 1-го до 4-го месяца);
  • поздний восстановительный (от 4 месяцев до 1 года);
  • резидуальные последствия или исход (после 1 года).

Следует отметить, что чем раньше начато лечение, тем меньшие изменения происходят в головном мозге, тем благоприятнее исход и последствия менее тяжелы. Если же лечение начинается лишь в резидуальном периоде, то эффект от лечения минимальный.

Теперь немного поговорим о тех причинах, которые могут привести к развитию .

О причинах развития ПЭП

Не вызывает сомнения тот факт, что произвести на свет здорового ребёнка может только здоровая женщина. Многие заболевания будущей мамы (хронические заболевания желудка, почек, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, пороки развития сердечно-сосудистой системы), инфекции, перенесённые во время беременности, могут привести к кислородному голоданию плода, а самым чувствительным органом, страдающим от недостатка кислорода, является головной мозг, так как все обменные процессы, происходящие в нём, нуждаются в обязательном присутствии кислорода.

Большую роль в развитии плода играет течение беременности, а такие осложнения, как:

  • анемия у матери,
  • гипертония,
  • угроза прерывания беременности,
  • преждевременная отслойка плаценты,
  • предлежание плаценты,
  • преэклампсия,
  • преждевременные или запоздалые роды,
  • токсикоз как первой, так и второй половины беременности,
  • длительный безводный промежуток,
  • многоплодие,
  • попадание мекония (кал новорождённых) в околоплодные воды задолго до родов, возраст матери (до 18 и старше 35 лет),
  • фетоплацентарная недостаточность (изменение кровотока между матерью и плодом и, как следствие, кислородное голодание),
  • изменения в структуре плаценты (например, кальциноз — избыточное отложение солей кальция, приводящее к нарушению трофической ("питательной") функции плаценты, поскольку так называемая "перезрелая" плацента при перенашиваемой беременности неспособна обеспечить на должном уровне кровоток между матерью и плодом, следовательно, нарушается главная функция — обеспечение будущего ребёнка питательными веществами и кислородом).

Роды — самый физиологический процесс и, вместе с тем, самый огромный фактор риска в развитии ПЭП. Любые отклонения в родах могут вызвать поражение головного мозга (преждевременные и запоздалые, и, наоборот, слабость родовой деятельности; рождение двух и более детей; "кесарево сечение" — здесь головной мозг страдает в период действия наркоза; обвитие ребёнка пуповиной вокруг шеи). Поэтому от того, как женщина подготовится к родам морально и физически, будет зависеть здоровье и судьба её ребёнка.

Состояние ребёнка при рождении во всём мире оценивается по единой методике, так называемой шкале Апгар (по фамилии автора). Оценивают такие показатели, как частота дыхания, сердцебиение, рефлексы, цвет кожных покровов и крик ребёнка. Каждый показатель может иметь от 0 до 2 баллов, оценку состояния производят на первой и пятой минутах жизни. От того, сколько баллов получил малыш по Апгар, можно судить о его состоянии:

  • 8-10 баллов — практически здоровый ребёнок;
  • 4-7 баллов — (то есть кислородное голодание головного мозга) средней тяжести, ребёнок нуждается в тщательном обследовании и лечении с первых дней жизни;
  • 1-4 балла — асфиксия (полное кислородное голодание) — ребёнок нуждается в реанимационных мероприятиях, в срочной интенсивной терапии (обычно таких детей переводят из роддома в специализированные отделения патологии новорождённых и тщательным образом производят обследование и лечение, делают какие-либо прогнозы).

А теперь подробнее остановимся на клинических проявлениях различных синдромов.

Клинические проявления синдромов

Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости чаще встречается при лёгкой степени поражения мозга (как правило, при рождении такие дети имеют 6-7 баллов по Апгар) и проявляется беспокойным поверхностным сном; удлинением периодов бодрствования, нехарактерным для новорождённых; трудностью засыпания; частым "беспричинным" плачем; тремором (подёргиванием) подбородка и конечностей; повышением рефлексов; вздрагиванием; повышением или понижением мышечного тонуса. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком, осмотре неонатолога или невропатолога и дифференцируется, как правило, с судорожным синдромом при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), в последнем случае на ней отмечаются участки повышенной активности и снижение порога возбудимости.

Судорожный синдром в остром периоде, как правило, сочетается с синдромом угнетения или коматозным, возникает вследствие гипоксического отёка мозга или внутричерепных кровоизлияний. Проявляется в первые дни жизни тонико-клоническими или тоническими судорогами, отличающимися кратковременностью, внезапным началом, отсутствием закономерности повторения и зависимости от состояния сна или бодрствования, кормления и других факторов. Судороги могут быть в виде мелкоразмашистого тремора, кратковременной остановки дыхания, автоматических жевательных движений, кратковременной остановки дыхания, тонического спазма глазных яблок, имитации симптома "заходящего солнца".

Ирина Быкова, [email protected] , детский врач и по совместительству мама двоих детей.

Обсуждение

У меня с первым ребёнком ПЭП и куча других диагнозов, были сложные роды на стимуляции 3 дня.... лечились с 4 месяцев, очень интенсивно, всё поправили... В 2 и 3 года были фебрильные судороги, в 3,5 поставили вчд, дальше сдвг, проблемы с поведением(((были у остеората, лечимся у невролога, психиатора, психолога... Прибавился и плосковальгус..
Дочь родилась хорошо, но получила 7/8.. Постоянно спала, с 2 недель пошли обильные судороги, тремор ножки, выпучивала глаза, но была спокойна, в 2 мес по нсг небольшое скопление жидкости и усилен кровоток,поставили ПЭП, лекарства, массаж не помогли, был небольшой тонус и перетягивало её тело вправо дугой, в 5 месяцев по нсг поставили очаги кровоизлияний и внутричерепную гипертензию...тогда же пошли к остеопату.. После неё через 3 недели стали уходить тонус и стала доча выпрямляться (у неё был вывих первого шейного позвонка и какой то там ещё кости над нёбом, из за чего были проблемы с сасанием, и соску не брала). На нсг в 7 и в 8 месяцев жидкости нет! Кровоизлияния очаги уменьшились по миллиметру, один рассосался. Мой совет.. Если видите что есть у ребёнка признаки какие либо, даже малейшие, идите к остеопату! Частая проблема (но не всегда) это повреждение шеи в родах и следствие нарушение кровотока...и далее по цепочке! Не жалейте денег на своё чадо и ищите хорошего специалиста в реестре остеопатов! Сейчас с дочей нам не снимают пока диагноза, но невролог сказала забыть! Ребёнок развивается отлично! Остеопат тоже говорила оставить дочу в покое, все у неё теперь хорошо)) Жалею что с сыном не попала до года в руки к остеопату...у него тоже были проблемы с шеей, но правил мануал((с болью, страхами..как сейчас уже знаю..как раз ему нельзя было таких стрессов, надо было мягко воздействовать.

14.10.2016 23:33:18, Татьяна

ребенку 6 месяцев,беременность доношенная,роды неосложненные,с точки зрения педиатрии и неврологии проблем нет,но вот уже несколько дней стала высовывать кончик языка. С чем это может быть связано?

08.05.2008 22:11:18, екатерина

а что можно сказать об органических поражениях ЦНС

01.06.2007 15:32:24, любик 30.10.2002 21:45:46, Светлана

Все, что здесь описано ужасно страшно, особенно когда врачи ставят такой диагноз твоему ребенку. Моему сыну УЗИ показало незрелость ЦНС (центральной нервной системы), нарушение шейного кровотока, и, так называемую, водянку мозга, о чем я узнала уже от лечащего врача...Мы прошли 2-х недельный интенсивный курс лечения кучей препаратов, массажем, иньекциями, током. Сейчас "долечиваемся" в реабилитационном центре. Малыш развивается, тьфу-тьфу, превосходно, весит 7700, рост 67 см и это в 4 месяца...

30.10.2002 21:45:23, Светлана

Подскажите, что нам делать в 2,5 месяца имея натальное ишемически-травматическое поражение на кранио-вертебральном уровне, блокировка позвонков.Врач порекомендовал сначала дибазол и верашпирон, а потом остеопата.
Спасибо!

07.07.2001 01:01:37, Вадим

Ya rojala starshuy dochku v Israele, rodi bez patologii, po Apgar postavili 9, priehali v Rosiyu i nachalos"- rodovaya travma, gipertenziya, "kuda je vi smotreli, mamasha?" i t.p. Propisali goru lekarstv, grozilis" umstvennoy otstalostyu, ya s perepugu vse davala, o chem seychas jaleyu. Seychas dochke 5 let, vse u nee v poryadke, po moemu rossiyskie vrachi - paniku razvodyat.

17.05.2001 12:55:10, marina

Очень рада что прочла Вашу статью, но ужасно сейчас беспокоюсь. оей малышке семь недель, а с четырёх у неё появился беспричинный плач и трудность засыпанмя, да и режима у нас никакого так и нет, также есть все остальные признаки, и вздрагивания и вращание белками глаз и т.д. Никакой оценке нам при рождении не ставили (я рожала не в России) Подскажите мне пожалуйста, что же теперь делать, как лечиться.
Спасибо, Людмила.

08.04.2001 15:56:31, Людмила

Моей дочери поставили ПЭП,в1месяц;начали сразу лечиться:обкалывание с лекарством(церебрум),массаж;
Сейчас всё в пределах нормы,
всё надо лечить до года.

У моей девочки был поставлен пеп нашим педиатором - но выше перечисленных симтомов нет (мы хорошо спим, едим очень веселый ребенок(родилась 8-9) - только кожа первый месяц была мраморной) - прочла вашу статью и заволновалась - может и напрасно - мог ли врач ошибиться?

06.04.2001 16:26:59

Спасибо за информацию. Только у меня теперь появились беспокойства. Моему малышу поставили 7-8 баллов по Апгар. В карточке стоит пометка угроза асфиксии. И у него были (сейчас вроде почти нет) такие симптомы как: беспокойный сон; удлинение периодов бодрствования, трудность засыпания, вздрагивание. Неужели мой масик болен этой болезнью. А врачи ничего не говорят. Как же теперь быть, как распознать этот недуг и какие меры придпринимать. Я теперь в растерянности.

Спасибо. Очень интересная статья. Не знаю, какой был у моего малыша показатель Апгара, но нам с рождения ставили диагноз "постгипоксия" и до года мы состояли на диспансерном учете у психоневролога. Кое-что пили из лекарств. После года мне сказал врач, что больше нет угрозы развития последствий гипоксии. Так вот у меня вопрос: действительно ли это может пройти "практически само" и моему сыночку теперь ничто не угрожает или же я рано успокоилась? Заранее благодарю за возможный ответ.

05.04.2001 14:54:21, klodina

Комментировать статью "Неорганические поражения центральной нервной системы у детей раннего возраста (от 0 до 2-х лет) (начало)"

Герпесвирусные инфекции – это группа заболеваний, вызываемых вирусами семейства Герпесвиридэ, которые характеризуются широким эпидемическим распространением и многообразием клинических проявлений. У человека вызывают заболевание 8 видов вируса: вирус простого герпеса 1-го и 2-го типов; вирус Варицелле Зостер (ВВЗ или герпес 3 типа); вирус Эпштейн Барра (ВЭБ, герпес 4 типа); цитомегаловирус (ЦМВ, герпес 5 типа); вирусы герпеса человека 6, 7 и 8 типов. Антитела к герпетическим...

Вегетососудистая дистония (ВСД) – это комплекс, чаще функциональных, нарушений организма, связанный с дисрегуляцией периферической или центральной части вегетативной нервной системы. На современном этапе ВСД не рассматривается как самостоятельная болезнь. В основном, она является следствием или проявлением какого-либо соматического, инфекционного, травматического, токсического и эмоционального расстройства, заставляющего работать нервную систему с повышенной нагрузкой. Вегетативная нервная...

Название «Первый выбор» говорит само за себя. Продукты Первого выбора «ФрутоНяня» – это гипоаллергенные продукты для первого знакомства с каждой категорией прикорма (безмолочное каши, овощные, фруктовые, мясные пюре, соки и даже детская вода). На 6 вопросов о прикорме отвечает доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова Сергей Викторович Бельмер. 1. Что такое прикорм? Под прикормом...

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), групповым и резус-конфликтами крови, стрессовыми факторами, вредными...

Снижение слуха у каждого ребенка проявляется индивидуально. Оно может выражаться как потерей громкости, так и искажением звуков. Иногда первым признаком проблем со слухом является ухудшение поведения и успеваемости. Ребенок может внезапно перестать ясно слышать и делать звук телевизора погромче или начать переспрашивать сказанное. Такое поведение может быть вызвано не только снижением слуха, но должно обращать на себя внимание родителей. Особенно внимательно следует относится к таким...

Заикание - сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение. Причины: повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга; последствия острого и хронического стресса...

Группа здоровья 3. Находиться он в специализированном доме ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Т.е. насколько я поняла, у него может быть поражение ЦНС?

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в действии – тот самый закон, который коммерциализировал сферу образования и проложил дорогу к реформам. Что на этот раз? Приказом Минобрнауки России скорректирован Порядок организации деятельности по образовательным программам – в него внесено положение о дифференциации содержания (профильное обучение) (п.10.1) [ссылка-1] : «10.1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации...

На сегодняшний день болезни нервной системы у детей относятся к самым распространенным. Часто приходится выявлять те или иные отклонения нервной системы даже среди новорожденных детей. В первую очередь, это связано с патологией в период беременности и родов: - гипоксическими, инфекционными процессами, перенесенными плодом внутриутробно, - фето-плацентарной недостаточностью (нарушения кровотока в системе «мать-дитя»), - групповым и резус-конфликтами крови, - стрессовыми факторами, - вредными...

Психологический шок родителей после постановки диагноза ДЦП их маленькому чуду естественен. И наиболее важная задача - преодолеть его как можно скорее и начать комплексное лечение ребенка в максимально ранние сроки. Ведь нервная система в раннем младенческом возрасте (до 2-3 лет) обладает уникальной пластичностью и восприимчивостью. Здоровые дети в первые три года жизни проходят огромный путь - учатся ходить и совершать множество разнообразных движений, говорить, понимать, проявлять свои...

Очень часто слышу,что подтверждали-исключали органическое поражение нервной системы. Мне ни разу не предлагали сделать ребенку такое исследование, делали только мрт, и речь шла об органическом поражении мозга.

Но если органического поражения головного мозга у ребенка нет, если его нервная система здорова, можно с полной уверенностью отрицать наличие Эти дети иногда обнаруживают признаки поражения центральной нервной системы и плохую успеваемость в школе.

Подскажите, если дом ребёнка специализированный,для детей с органическим поражением ЦНС и с нарушением психики, там только дети с серьезными диагнозами? Заключение опеки на руках.

При каких заболеваниях возникает боль в сердце у детей: Причины боли в сердце у детей: 1. Боли в сердце у детей чаще всего имеют функциональный характер и, как правило, могут быть не связаны с патологией самого сердца. Кардиалгии у детей раннего школьного возраста обычно являются проявлением, так называемой болезни роста, когда интенсивный рост сердечной мышцы опережает рост сосудов, кровоснабжающих этот орган. Такие боли возникают обычно у астеничных, эмоциональных, подвижных детей на фоне...

Когда ребенком с таким диагнозом начинают заниматься в 2 года 4 месяца, то у него еще пластична нервная система и остаточные явления в значительной мере можно скомпенсировать. У моего ребенка органическое поражение ЦНС.

Ребенок от рождения до года Ребенок от 1 до 3 Ребенок от 7 до 10 Подростки Взрослые дети (дети старше 18) Детская психология. Грудное вскармливание Ребенок от 3 до 7 Ребенок от 10 до 13 Студенты Детская медицина Няни, гувернантки.

Спасибо, что такое ЦНС, мне известно, у ребенка какие-то проблемы с ЦНС перинотальные. есть ОПЦНС (органическое поражение центральной нервной системы) и есть ППЦН (перинатальное поражение, т.е внутриутробное) это самые распространенные, ни один на...

Признак органического поражения центральной нервной системы. Ну так как у ребенка дцп и так понятно что есть органическое поражение цнс.Скорей всего у ребенка повышается тонус когда к нему прикасаются либо надо обратить внимание не похоже ли эти сокращения на...

При функциональных и органических поражениях нервной системы, сопровождающихся повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью и нарушеним сна - детям до 3 лет - по 0,5 табл. (0,05 г) 2-3 раза в сутки в течение 7-14 дней, в следующие 7-10 дней - 0,5 табл...

органическое поражение центральной нервной системы. эпилепсия тоже может быть, но скорее как последствие, раз так У ребенка судя по всему идет задержка развития, но причина тоже может быть разной. может быть из-за того, что им не занимается никто, может из-за оп.

Многие не знают, какие рефлексы должны быть у ребенка, что такое тонус и какой он должен быть. Сейчас мы постараемся разобраться в этом вопросе и успокоить Вас. Прежде всего, главное не волноваться! С хорошим доктором Вам ни чего не страшно. малыш проходит сразу после появления на свет. Врач неопатолог еще в роддоме проверяет младенца. А после того, как Вас выпишут из роддома осмотр состояния нервной системы производит уже врач невролог в детской поликлинике. Осмотр следует проходить в возрасте 1-н, 3-и, 6-ть и 12-ть месяцев. Данные доктора дают оценку мышечному тонусу крохи, оценивают его психомоторное развитие и рефлексы. И так, о каждом пункте подробнее.

2. Что такое тонус?

Мышечным тонусом принято считать степень напряжения мышц малыша. Его делят на нормальный, пониженный (гипотонус) и повышенный (гипертонус). Нормальным считается, если в состоянии покоя мышцы малыша расслаблены (или имеется небольшой тонус), а в активном состоянии они немного напряжены. Следует обратить внимание, если ребенок вяло шевелится - это может означать, что мышечный тонус у него пониженный. Или же, если малыш двигается слишком резко (как бы дергается) - это может означать, что мышечный тонус повышен. Обратите внимание, в случае постоянного снижения тонуса у малыша в первые сутки жизни, необходимо проверить ребенка на наличие инфекционных заболеваний или же обратить внимание на питание малыша (возможно, ему не хватает еды).

Мышечный тонус разделяют на симметричный и несимметричный. Согласно физиологическим особенностям тела человека (в том числе и детей) каждая часть тела как левая, так и правая может быть развита не одинаково, соответственно и тонус на каждой части тела может отличаться. Вам следует наблюдать за малышом, обращать внимание какой ручкой он тянется за погремушкой, или через какую сторону переворачивается на живот. Если у него есть «любимый бок» или «любимая ручка» обратите внимание специалиста при следующем визите в поликлинику. Данный факт не является патологией, но понаблюдать нужно, а врач подскажет как правильно себя вести.

Осмотр младенца должен проводиться в теплом помещении, ребенок при этом должен быть накормлен, сухим и в бодром состоянии, чтобы специалист мог правильно оценить тонус малыша. Любой дискомфорт заставит карапуза нервничать, что обязательно приведет к повышенному мышечному тонусу. А если малыш спал, и его пришлось разбудить для осмотра, его тонус мышц может быть понижен.

Важно знать: Различные изменения тонуса могут быть проявлением возрастной незрелости нервной системы, которая приходит в норму со временем. При этом особого лечения, тем более медикаментозного не требуется. Лечащий врач может назначить курс массажа, который не является обязательным, но поможет мышцам прийти в норму.

3. Рефлексы? Какие они?

Ответная реакция организма на различные раздражения принято считать рефлексами. Если малыш здоров, он прекрасно реагирует на определенные действия. Например, он будет сжимать кулачок, если немного надавить на ладонь (так называемый хватательный рефлекс). При выкладывании на животик, малыш будет поворачивать головку набок, и приподниматься (защитный рефлекс, который предохраняет малыша от удушья). При прикладывании к груди или кормлении из бутылочки малыш будет активно сосать соску или грудь мамы (сосательный рефлекс). Существует также рефлекс опоры, это когда малыш опирается ножками о любую поверхность при вертикальном положении тела и рефлекс ползанья, когда малыш, в положении на животе, пытается ползти. За каждый из этих рефлексов отвечает определенный отдел нервной системы. При отсутствии какой-либо реакции со стороны рефлексов, специалист может сделать определенные выводы, в т.ч. о наличии поражения нервной системы и степени тяжести нарушений.

Важно знать: По мере взросления Вашего малыша часть рефлексов начинает угасать. По тому, в какое время это происходит, специалист также может сделать выводы о наличии либо отсутствии нарушений со стороны нервной системы малыша.

4. Развитие малыша.

Главное помнить, что детки все разные, а это значит, что психомоторное развитие у каждого младенца проходит в индивидуальном темпе. Существуют возрастные нормы, по которым и определяют развитие малыша. И бывает так, что один ребенок умеет немного больше чем другой, но при этом они оба соответствуют возрастным нормам. Чтобы избежать ненужных переживаний ознакомьтесь с примерным списком навыков и умений здорового малыша.

Под конец первого месяца:

· Ваш малыш, в положении на спине, совершает хаотичные изолированные разгибания и сгибания ручек и ножек;

· Реагирует на источник света и следит за ним;

· Может фиксировать взгляд на знакомом лице родных;

· Старается наблюдать за предметами, которые медленно перемещаются и находятся на расстоянии 20-40 см от малыша;

· Может вздрагивать, услышав резкий звук или моргать при резком движении;

· Реагирует и прислушивается к мелодичному звону колокольчика.

Под конец второго месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, приподнимает головку;

· совершает беспорядочные изолированные разгибания и сгибания ручек;

· уже может устойчиво фиксировать свой взгляд на глазах взрослого;

· отдает предпочтение контрастным несложным фигурам, таким как круги, полосы черно-белых цветов и пр.;

· фокусирует взгляд на новых предметах и лицах;

· реагирует на новые предметы, которые появляются в поле зрения малыша;

Под конец третьего месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, может поднимать головку на 45 градусов по средней линии и некоторое время удерживать ее. А в положении на спине также удерживает головку по средней линии;

· Пытается поднести к своему рту ручки;

· Старается захватить предмет, который попадает в ладони малыша. Может сжимать и разжимать пальцы при попадании в руки бумаги, ткани и т.п.;

· Внимательно наблюдает за движениями своих ручек, а также любыми предметами, находящимися на расстоянии не более 80 см;

· Реагирует улыбкой на знакомые лица и предметы;

· Будет прислушиваться к незнакомым звукам и уже различает голоса родных и близких, особенно мамы;

· Издает собственные звуки в ответ на стимуляцию звуками.

К сроку 6 месяцев:

· Отлично переворачивается и может перекладывать предметы из одной ручки в другую;

· Захват игрушки или любого предмета производит всей ладонью;

· Может громко смеяться и произносить повторяющиеся слоги;

· Пытается пить из ложки и из чашки;

· При помощи родителей старается сесть и пробует ползти, находясь на животике.

К возрасту 12 месяцев:

· Ваш малыш уже уверено стоит самостоятельно около минуты и даже больше. А с поддержкой может шагать;

· Самостоятельно ползает;

· Пытается рисовать, держа карандаш в руке;

· Произносит несложные слова, такие как «мама», «папа», «дай» и т.п.;

· Может выполнять простые просьбы такие как «иди ко мне», «стой», «кушай» и т.п. И отлично реагирует на слово «нельзя»;

· Пытается самостоятельно снять носочки.

Важно знать: Если Вы обнаружили, что Ваш малыш в психомоторном развитии ощутимо отстает от своих сверстников, запишитесь на внеплановый осмотр к неврологу и расскажите о своих опасениях.

5. Требуется проверить.

Нервной системе малыша присуща такая способность как восстановление, данная система очень пластична. Случается, что при выявлении у малыша неблагоприятных симптомов в первые сутки жизни, в дальнейшем доктор не может их выявить. А бывает и так, что неподходящие условия при осмотре могут непосредственно повлиять на выявление нарушений со стороны рефлексов или провоцируют тонус. Все это говорит о том, что опираться на результаты одного исследования не стоит. А если речь идет о каком-то серьезном неврологическом заболевании, то постановка такого диагноза должна проводиться только после нескольких визитов к специалисту и после ряда инструментальных обследований. К таким обследованиям относятся:

· УЗИ головного мозга. Это обследование позволяет сделать оценку строению мозга ребенка, а также обнаружить определенные проблемы в строении. Новорожденным УЗИ делают через родничок на головке.

· ЭЭГ (электроэнцефалография). Это обследование регистрирует электрическую активность головного мозга малыша. В основном проводят ее при диагностики эпилепсий и судорог у ребенка.

· КТ (компьютерная томография) головного мозга. Другими слова это ряд послойных рентгеновских снимков, благодаря которым можно выявить дефекты в головном мозге ребенка. Даже те, которые глубоко спрятаны.

· МРТ (магнитно-резонансная томография). Относится к не рентгеновским методам исследования. Это обследование позволяет подробно изучить структуру и функции центральной нервной системы малыша.

6. Если Вам поставили диагноз.

Как не печально, но наши доктора, тем более старой советской закалки часто пропагандируют принцип перестраховки. И мы можем встретить в карточке малыша такие диагнозы как ПЭП и ВЧД. Первый диагноз расшифровывается как перинатальная энцефалопатия или ее еще могут называть гипоксически-ишемическое поражение нервной системы. Второй диагноз звучит не менее угрожающе - внутричерепная гипертензия или гипертсизионно-гидроцефальный синдром (повышенное внутричерепное давление). Самое неприятное это то, что такие диагнозы очень часто ставят совершенно здоровым малышам. Например, их могут поставить ребенку с якобы неправильным мышечным тонусом и т.п. Для разъяснения, ПЭП объединяет в себе самые различные нарушения функций головного мозга, которые могут возникнуть у крохи в период с 28 недели внутриутробного развития и до первой недели жизни ребенка (по отношению к недоношенным детям - до 28 дня). Фактически это понятие означает, что у кровинушки «какие-то нарушения с мозгом» и полноценным диагнозом оно считаться ни как не может. Получив такую запись в карточку малыша, родители начинают бегать по различным медицинским организациям, делать многочисленные дорогостоящие обследования и пичкать кроху «полезными» лекарствами для мозга и сосудов.

Важно знать: Обычно все неврологические нарушения, возникшие у малыша после, связывают с ПЭП перенесенной в младенческом возрасте. Однако новые симптомы могут стать результатом травмы или какой-либо инфекции. Из-за привязки к ПЭП врачами зачастую истинная причина не выявляется, может быть назначено неверное лечение и как следствие будет потрачено время, которая в этом случае и так на вес золота. Повышенное внутричерепное давление (или ВЧД) во многих случаях является симптомом опасных заболеваний, а не диагнозом. Оно может свидетельствовать о наличие опухолей в мозге ребенка, инфекционном заболевании (менингит или же энцефалит, возможном кровоизлиянии, тяжелых черепно-мозговых травмах или гидроцефалии. При своевременном выявлении все решается положительно. В случае обнаружения инфекций необходимо лечение антибиотиками, опухоли оперируются, а при постановке диагноза гидроцефалия проводят процедуру по отводу лишней жидкости из полости черепа и пр.

7. И что же делать?

Если вдруг при осмотре у невролога у Вашего малыша обнаружили какие-либо нарушения со стороны нервной системы - не переживайте! Дети имеют отличный запас прочности. В такой ситуации основным будет правильно оценить возникшую проблему и начать ее решать нацеленным на положительный результат. В некоторых ситуациях сильное переживание проблемы является таким же пагубным как полное игнорирование ситуации. Помочь развеять все страхи помогут регулярные осмотры у хорошего специалиста. Такие явления у малышей как гиперактивность, слишком быстро или медленно зарастающий родничок, дрожание конечностей и подбородка во время плача, метеочувствительность, незначительные изменения тонуса мышц в ходе нормального психомоторного развития, приподымание на цыпочки при вертикальном положении тела, наличие «мраморного» узора на коже малыша, постоянно влажные или прохладные ладони и стопы являются следствием незрелости нервной системы и, как правило, со временем проходят сами. Специального лечения такие явления не требуют, от Вас требуется регулярно показывать своего карапуза хорошему специалисту.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх