Эмоциональные переживания семьи, преодолевающей бесплодие. Современные методы преодоления бесплодия

– последовательное выполнение процедур, необходимых для наступления беременности при диагностированном бесплодии. И первым этапом на пути к поставленной цели является стимуляция суперовуляции, которая может быть проведена по сценарию одного из многочисленных протоколов.

Их многообразие позволяет минимизировать рискиф отсутствия зрелых яйцеклеток в преддверии овуляции и максимизирует шансы на удачное проведение пункции фолликулов.

Репродуктолог с ювелирным мастерством ведет цикл стимулирования овуляции, подбирает индивидуальную программу и следит за ростом фолликулов. В момент их созревания, до наступления овуляции, проводится пункция яичников, после которой программа ЭКО переходит в русло стандартизированных процедур.

Индивидуальный подход при выборе протокола ЭКО

Протокол стимуляции суперовуляции (ССО) – последовательное введение медикаментов с целью провоцирования роста фолликулов. Тип протокола, дозировки и периодичность введения лекарств назначает репродуктолог, ориентируясь на гормональный профиль пациентки и ее фолликулярный запас.

Для составления оптимальной схемы стимуляции необходимо располагать результатами анализов, обследований, наблюдений. От выбранной тактики может зависеть исход всего мероприятия ЭКО.

Как среагируют яичники на стимуляцию? Ответ на этот вопрос должен «предугадать» репродуктолог, но отвечать за качество клеток (генетический материал) он не может. В отсутствии созревших яйцеклеток или при их плохом качестве попытка считается неудачной.

Сегодня в программе ЭКО используются следующие протоколы: короткий, длинный, в естественном цикле (без использования лекарственных препаратов), японский («терамото»). Познакомимся с их особенностями, преимуществами и недостатками, убеждаясь еще раз: ЭКО – сложная и непредсказуемая процедура.

Короткий протокол ЭКО

Короткий протокол ЭКО включает проведение стандартных мероприятий: стимуляцию суперовуляции, пункцию фолликулов, процедуру подсадки эмбрионов. Его длительность составляет порядка 4-5 недель, а «стартом» является 2-5 день менструального цикла.

Короткий протокол может проводиться с агонистами – схема проведения легко переноситься женщинами, но высоки риски преждевременной овуляции или развития ооцитов ненадлежащего качества. Длительность протокола составляет 28-35 дней, пункция фолликулов проводится в период с 14 по 20 день цикла.

Протокол с антагонистами (ультракороткий) значительно снижает или даже сводит к нулю риски спонтанной овуляции, минимизирует вероятность развития СГЯ, отличается меньшей медикаментозной нагрузкой и легко переносится.

Среди недостатков – несоответствие роста фолликулов росту эндометрия. Его длительность составляет всего 25-31 дней, а пункция фолликулов проводится на 10-14 день цикла.

Короткий протокол назначается чаще всего здоровым женщинам, пациенткам старшего возраста или при наличии отрицательного результата ранее проведенного длинного протокола.

Длинный протокол ЭКО

Длинный протокол используется при ЭКО гораздо чаще. Считается, что вероятность наступления беременности при его использовании – выше. Длительность протокола составляет порядка 40-50 дней, а его принципиальное отличие – во времени «старта», который происходит на 21 день менструального цикла.

За счет такой ранней блокады гипофиза процесс синтеза естественных гормонов прекращается, а функцию яичников начинают выполнять синтетические гормональные препараты.

Таким образом, к трем основным этапам (ССО, изъятие и отбор яйцеклеток, подсадка эмбрионов) добавляется предварительный этап блокады гипофиза агонистами, который начинается за неделю до менструации. Лишь после наступления полной блокады переходят к этапу ССО (на 3-5 день цикла).

Недостатки протокола:

  • увеличение рисков развития СГЯ;
  • нарушение гормонального фона – задержки и сбои цикла;
  • может проявиться климактерическая симптоматика – жар, приливы;
  • высокий уровень психологического напряжения ввиду большой длительности протокола.

Преимущества протокола:

Среди преимуществ специалисты выделяют возможность полного контроля цикла стимуляции суперовуляции и высокие шансы на беременность у пациенток с серьезными патологиями – гормональными нарушениями, нерегулярным менструальным циклом, ожирением, эндометриозом, миомой матки, поликистозом. Длинный протокол может быть назначен врачом после отсутствия результата на короткой схеме.

Протокол ЭКО в естественном цикле

При сохранной овуляторной функции женщины врач может назначить проведение ЭКО в естественном цикле, первый этап которого проходит без гормональной стимуляции.

Из медицинских техник в период созревания яйцеклетки (в абсолютном большинстве ситуаций – одной) используется лишь ультразвуковое исследование, которое позволяет следить за ростом фолликулы и изъять яйцеклетку до наступления овуляции.

Бесспорным преимуществом протокола является его максимальная натуральность и отсутствие медикаментозной нагрузки в период ССО. Это не только положительно сказывается на здоровье женщины, но и значительно удешевляет процесс – не используются дорогостоящие гормональные препараты для стимуляции.

Другие «плюсы» протокола:

  • риск развития многоплодной беременности невысок;
  • вероятность возникновения СГЯ отсутствует;
  • повышенная гормональная нагрузка всегда создает предпосылки для появления осложнений ЭКО, в естественном цикле они отсутствуют;
  • процедуру можно проводить месяц за месяцем до достижения результата.

Среди недостатков естественного протокола:

  • высокий риск спонтанной овуляции, ведь процесс не управляется медикаментозно, а протекает в естественном непредсказуемом русле;
  • одна изъятая в результате пункции яйцеклетка – это довольно низкие шансы на наступление беременности;
  • велики риски забора яйцеклетки, не достигшей зрелости;
  • в фолликуле и вовсе может отсутствовать яйцеклетка.

Для снижения рисков в естественном цикле часто применяются препараты, способствующие дозреванию ооцитов и предупреждающие преждевременную овуляцию.

Ведутся разработки по внедрению технологий, позволяющих провести дозревание яйцеклеток, полученных в результате естественных циклов. Успешность протокола ЕЦ постоянно растет, благодаря чему все большее число женщин отдает предпочтение этому щадящему способу.

Базовые условия для проведения протокола ЕЦ – установленный менструальный цикл продолжительностью 28-35 дней и наличие подтвержденной овуляции.

Японский протокол («терамото», «минипротокол»)

Минимизирование стимуляции и гормональной нагрузки и получение яйцеклеток лучшего качества, а не большего количества – задача, решению которой современная репродуктология посвящает много времени.

Японский протокол, разработанный специалистами токийской клиники Kato Ladies – это щадящая техника стимуляции яичников с применением ограниченного количества гормонов. Это не только удешевляет стоимость проведения протокола ЭКО, но и бережет здоровье женщины.


Специализация: гинекология

ВОЗРАСТНОЕ СНИЖЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ НЕИЗБЕЖНО. СКОРОСТЬ ЭТОГО СНИЖЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОЧЕТАНИЕМ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ДАННАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАЧАТИЯ В ТОМ ВОЗРАСТЕ, КОГДА МОЛОДАЯ ЗДОРОВАЯ ЖЕНЩИНА МОЖЕТ ПОЛНОЦЕННО ЗАБОТИТЬСЯ О СВОИХ ДЕТЯХ. ОКОНЧАТЕЛЬНОМУ УГАСАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ПРЕДШЕСТВУЕТ ПОЗДНИЙ РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПЕРИОД, В КОТОРОМ СПОСОБНОСТЬ К ЗАЧАТИЮ УЖЕ КРАЙНЕ НИЗКА.

В позднем репродуктивном периоде у женщины еще присутствуют менструации, но способность к зачатию резко снижается. Гормональная функция яичников прекращается в возрасте менопаузы, то есть обычно ближе к 50 годам. На практике после 40 лет получить беременность с собственными ооцитами даже при ЭКО достаточно сложно.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ПОЗДНИЙ РЕПРОДУКТИВНЫЙ ПЕРИОД?

В настоящее время он сдвинут уже к 35–38 годам. Такое увеличение возраста объясняется современными социальными реалиями, в которых женщина откладывает рождение детей на возраст после 30 лет из-за необходимости обучения, получения профессии, карьеры и создания материальной базы для будущих детей. Но мало кто из женщин знает, что инволютивные процессы, снижающие вероятность спонтанной беременности, начинаются уже после 30 лет и после 35 лет значительно ускоряются.

КОГДА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ РЕПРОДУКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ?

По определению ВОЗ, репродуктивный возраст определен до 49 лет. Это значит, что у большинства женщин к 49 годам теряется способность к спонтанной беременности. Но на самом деле данная способность у большинства женщин теряется значительно раньше. И это данные средние по популяции, не учитывающие синдром преждевременного истощения яичников и оперативные вмешательства на яичниках. Зная это, врачам необходимо вовремя ориентировать пациенток на вспомогательные репродуктивные технологии, а не тратить время на восстановление естественной фертильности.
Существует представление, что женщина способна к зачатию до тех пор, пока у нее присутствует менструация и определяются фолликулы. Но в подавляющем большинстве случаев это не так. Каковы же основные патогенетические механизмы снижения фертильности у женщин старшего возраста? Их всего два: снижение количества яйцеклеток и снижение качества яйцеклеток, причем вторая причина мешает зачатию значительно больше, чем первая, а врачи часто учитывают только количество яйцеклеток, ориентируясь на количество фолликулов на УЗИ. Известно, что с возрастом все меньше фолликулов инициируются к росту в каждом цикле. Так, по данным M. Faddy и R. Gosden, в возрасте 20–25 лет ежедневно происходит рост 50 примордиальных фолликулов, в 34–35 лет – 17 фолликулов, а в 44–45 лет – не более трех, да и скорость атрезии фолликулов после 36 лет возрастает вдвое, что, конечно, приводит к истощению фолликулярного резерва. Но, казалось бы, для беременности достаточно одной яйцеклетки, тогда почему же она не наступает даже при наличии трех и более яйцеклеток? Именно потому, что для беременности необходима одна генетически и морфологически полноценная яйцеклетка, способная к оплодотворению. А вот именно таких яйцеклеток после 35 лет становится катастрофически мало и с каждым годом все меньше. Поэтому, чтобы получить полноценную яйцеклетку после 40 лет, приходится переработать большое количество материала. Иногда удается попасть на такую яйцеклетку с первой попытки ЭКО, и тогда мы получаем беременность с первого раза. Но зачастую приходится повторять попытки именно по причине плохого качества получаемых эмбрионов.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ЯЙЦЕКЛЕТКАМИ С ВОЗРАСТОМ?

Результаты цитогенетического анализа ооцитов, полученных у пациенток различных возрастных групп, показывают планомерное увеличение их дегенеративных форм у женщин старше 35 лет. По данным Боярского К. Ю. и Гайдукова С. Н., в ооцитах обнаруживаются деформация и лизис структурных элементов, фрагментация и вакуолизация ядра и другие визуальные признаки клеточной дегенерации. В геноме эмбрионов, полученных из ооцитов женщин старшей возрастной группы, значительно увеличивается частота хромосомных аномалий. Чаще всего встречаются анеуплоидии из-за нерасхождения хромосом или запаздывания хромосомы при анафазном движении. Анеуплоидии могут проявляться моносомией или трисомией по какой-либо паре хромосом. Наиболее часто встречающиеся трисомии – это синдром Дауна (21 пара), синдром Эдвардса (18 пара) и синдром Патау (13 пара), а моносомии – это синдром Шерешевского-Тернера (Х-хромосома). Но их частота очень условна, так как эти патологии чаще диагностируются у доношенных плодов именно потому, что возможно донашивание беременности и рождение ребенка с данными патологиями. Трисомии же по остальным парам приводят к полной нежизнеспособности эмбрионов и, соответственно, к прерыванию беременности на более ранних сроках и поэтому остаются недиагностированными и неучтенными. Именно благодаря им частота невынашивания у женщин старшей возрастной группы значительно выше, чем у молодых женщин. Данные, учитывающие распространенность хромосомных аномалий не только у новорожденных, но и у абортусов, позволяют сделать вывод, что у женщин старше 42 лет до трети всех зачатий имеют отклонения в генетике эмбрионов. Более же грубые нарушения в генетике яйцеклетки приводят к тому, что она не оплодотворяется и беременность попросту не наступает.

ПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОНОРСКИХ ООЦИТОВ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

Абсолютные показания

  1. Дисгенезия гонад.
  2. Синдром преждевременного истощения яичников или синдром резистентных яичников.
  3. Посткастрационная аменорея вследствие удаления яичников, химио- терапии или лучевой терапии.
  4. Естественная менопауза.
Относительные показания
  1. Резкое снижение овариального резерва, при котором в предыдущих попытках стимуляции яичников ооциты не были получены или полученные ооциты оказались плохого качества.
  2. Риск передачи детям генетических заболеваний

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДОСТАТОЧНО СЕРЬЕЗНЫЙ БАРЬЕР ГЕНЕТИКИ НА ПУТИ К БЕРЕМЕННОСТИ?

Пути здесь два. Первый – это повторять процедуры ЭКО до тех пор, пока не удастся получить жизнеспособный эмбрион. Этот способ достаточно сложен и с финансовой точки зрения, и с точки зрения гормональной нагрузки на организм женщины. Одним из путей решения этих проблем может быть применение ЭКО в естественном цикле. Данный вид ЭКО используется, если у женщины в процессе стимуляции не удается вырастить больше одного ооцита. При нем не применяются стимулирующие препараты, пунктируется только один фолликул, выросший у женщины самостоятельно. Это позволяет уменьшить гормональную нагрузку на организм женщины в ходе многочисленных стимуляций, а также удешевить каждую попытку ЭКО. Но существенным недостатком данного метода является высокая частота преждевременной овуляции фолликула, когда на протяжении нескольких месяцев не удается произвести пункцию фолликула по причине его овуляции до пункции. На практике же получить беременность даже ежемесячными процедурами ЭКО у женщин старшей возрастной группы достаточно сложно, а зачастую и невозможно. На сегодняшний день не существует способов улучшить качество ооцитов у женщины и заставить работать ее яичники лучше, поэтому возникает необходимость брать яйцеклетки у женщин, у которых они хорошего качества и достаточного количества.
В связи с этим более выгодным видится второй путь – это использование донорских ооцитов. Безусловно, решение об использовании донорского материала должна принимать исключительно супружеская пара. Врач обязан разъяснить, что данный ребенок не будет генетически родным для женщины, а будет генетически родным только мужчине. Переходить к использованию донорского материала необходимо, исключительно если все остальные способы получения беременности в данной паре исчерпаны. Очевидной причиной более высокой эффективности программ ЭКО с использованием донорских ооцитов является то, что в них используются яйцеклетки молодых женщин, имеющие лучшее качество, в которых значительно реже встречаются хромосомные аберрации. Это доказывает, что для наступления беременности важнее качество ооцитов, а не соматический и гинекологический статус пациенток (не учитывая, конечно, грубую соматическую или гинекологическую патологию, препятствующую наступлению и вынашиванию беременности).
В настоящее время к донорским ооцитам обращаются до 20% пациенток, выполняющих ЭКО. Такому увеличению частоты использования донорского материала в последнее время поспособствовало значительное усовершенствование методов криоконсервации эмбрионов, позволяющее обеспечить 95% выживаемости эмбрионов после разморозки. Применяемая в настоящее время витрификация эмбрионов позволяет замораживать, хранить и размораживать эмбрионы без потери их качества и жизнеспособности. Поэтому в большинстве донорских программ используются именно замороженные эмбрионы. Это более удобно, не требует синхронизации циклов биологической матери и донора ооцитов и позволяет максимально адекватно подготовить эндометрий реципиента к переносу эмбрионов.

Обследование донора ооцитов проводится практически в том же объеме, что и при стандартной подготовке к программе ЭКО, дополнительно необходимо заключение психиатра и генетическое обследование. Донором ооцитов может быть соматически, психически и гинекологически здоровая женщина 19–35 лет.
Согласно существующему законодательству использование донорских ооцитов возможно только при полном информированном согласии обоих супругов и донора ооцитов. Обязательно оформление соответствующих нормативных документов. Финансовые вопросы регламентируются либо пациентами самостоятельно (например, в случае привлечения в качестве донора ооциов родственников или знакомых пары), либо специализированными юридическими агентствами. Медицинскому персоналу следует воздержаться от финансовой стороны вопроса.
В заключение хотелось бы сказать, что получение беременности у женщин старшего репродуктивного возраста – достаточно сложная, трудоемкая и длительная работа. Учитывая длительность и малую результативность этих усилий, зачастую пациентка отчаивается получить беременность и отказывается от дальнейшего лечения. В эти моменты возможно и даже желательно использовать помощь психологов, которая позволяет женщине наименее болезненно пережить все этапы необходимого лечения.

Бесплодия, чтоб правильно подобрать лечения. Многие из диагнозов не так страшны, как звучат. После, гинеколог назначит вам схему лечения, учитывает индивидуальные особенности каждой женщины. Включая диагноз, возраст пациентке и продолжительность бесплодия. После курса лечения, если женщина в разумные строки не беременна. Стоит повторно сдать анализы, для подтверждения диагноза или поменять метод лечения.

Воспаление цервикального канала, вызванное бактериями – курс лечения антибиотиками. Из-за воспаления цервикальной слизи сперматозоиды не могут попасть в матку, для ее оплодотворения. Все лечения направлено на восстановления естественной слизи. Самый простой и быстрый способ это внутриматочная инсеминация. Когда в период овуляции, внутриматочным катетером вводят сперматозоиды, непосредственно в место их назначения, где осуществляется их встреча с яйцеклеткой. Используя, при этом, отмытую сперму, которая в несколько раз повышает шанс оплодотворения, по причине отсутствия в ней антиспермальных антител и нежелательных клеточных элементов, которые не благотворно влияют на активность сперматозоидов.

Маточное бесплодия сочетается с различными факторами и зависит от выраженного нарушения строения матки:

  • Однорогая матка. При протекании беременности без осложнений, женщина может не знать об своей аномалии. В некоторых случаях данное нарушение имеет непосредственное отношения к работе почек. Если у вас возникает подозрения, для проверки риска, пройдите узи почек и экскреторную урографию.
  • Двурогая матка, в редких случаях вызывает проблемы при беременности. На операцию стоит соглашаться, только в случаи крайней необходимости, если аномалия непосредственно влияет на процесс зачатия или вынашиваемости.
  • Аркуатная матка, в большинстве случаев к бесплодию отношения не имеет.
  • Матка с внутренними перегородками из-за возможного нарушения имплантации эмбриона, выступает основанием для невозможности зачать или выносить ребенка. Лечения с помощью хирургического вмешательства до конца не изучено.
  • Маточные (сращения, синдром Ашермана) лечения происходит, за счет вырезания сращений, название процедуры гистероскопии. Данную процедуру применяют при лечении полипы эндометрии, но в этом случае, так же удаляют и путем выскабливания.

Лечение фибромиомы или миомы матки может производиться, двумя путями: хирургическим или консервативным. При таком диагнозе каждый случай, необходимо рассматривать по отдельности. Здесь учитывается возраст пациента, количество узлов, число их локализации. И только по общих данных назначают курс лечения.

Фото: Метод - внутриматочная инсеминация

Лечение трубных и перитонеальных факторов бесплодия

На сегодняшний день одним из видов лечение есть микрохирургическая пластическая операция. При данном виде вмешательства возможно и полное восстановление проходимости труб. Но шанс забеременеть естественным путем очень маленький. Он становит, приблизительно, три
процента. Можно вылечить бесплодие труб, путем применение вспомогательных репродуктивных технологий- оплодотворения.

Лечение эндометриоза

В зависимости от возраста пациента и степени тяжести, происходит в четыре подхода:

  1. Тактика выжидания, если этот недуг находится на первичных стадиях, то над женщиной ведут постоянный присмотр, чтоб оценить степень заболевания.
  2. Хирургический метод. Как правило, это лапароскопические хирургическое вмешательство, с использованием которого производится удаление видимых очагов эндометриоза и рассекаются спайки. В результате восстанавливается естественное строения захвата яйцеклетки маточной трубой.
  3. Медикаментозный метод. Его основа – это применение гормонов, с помощью которых блокируются рост эндометриоидных очагов поскольку снижается выработка гонадтропинов.
  4. Комбинированный метод, в него входит комбинирование двух методов: медикаментозного и хирургического. Из всех методов он самый эффективный, так как сочетает несколько вариантов.

Лечение овариального (яичникового) фактора бесплодия, происходит с помощью диеты и специально назначенных препаратов восстанавливают нормальную работу оси гипоталамус-гипофиз – яичники. Препараты подбираются индивидуально, учитывая какая из функций, дает сбой.

Лечение вторичной аменореи при бесплодии проходит путем нормализации диеты и ликвидации неполовых гормонов. Если данный курс не приносит результатов, производится замена на индукцию овуляции, этот метод имеет сходства лечения овариального (яичникового) фактора. Выбор останавливается на препаратах, которые стимулируют овуляцию.

Можно ли вылечить мужское бесплодие?

Как и у женщин, так и бывают разные формы бесплодия. Но среди мужского наиболее часто встречается такие, как спермограммы – астенозооспермия и олигозооспермия. Как вылечить мужское бесплодия в этих случаях и на что оно влияет? В первом случаи, это уменьшения подвижности сперматозоидов, во втором их количества.

При олигозооспермии проводится внутриматочная инсеминация отмытой спермой. При отмывание спермы, количество активных сперматозоидов может возрасти до двух миллионов. Это минимальное цифра, при котором может произойти успешное оплодотворения. Успех данной процедуры, в том, что сперматозоиды попадают сразу в то место, где они могут оплодотворить яйцеклетку. Если после отмывание спермы количество активных сперматозоидов ниже нормы. Потребуются технологии ICSI или IVF, которые помогут достигнуть необходимого уровня.

Как вылечить бесплодие у мужчин с диагнозом . Или что это такое? Отсутствия сперматозоидов в эякуляте, или сперме. Здесь надо устранить причину которая вызывает сбой в поступлении. К сожалению, это можно сделать, только путем хирургического вмешательства. Но в большинстве случаев на результат эякуляте она не влияет. Самое эффективное решения пункция яичка. В дальнейшим, сперматозоиды, которые были извлечены таким образом, с помощью интрацитоплазматического введения в яйцеклетку, переходят к процессу оплодотворения.

Если при анализах, у мужчины пониженный тестостерон, то сначала стоит привести в норму этот показатель. Стимуляцией сперматогенеза при помощи экзогенных тестостеронов.

Современные методы лечения бесплодия

Сделать всего один шаг и оказаться в непосредственной близости от своей мечты. Инновации в медицине актуальны для каждой отрасли, множество новых и «старых» видов заболеваний стали тому причиной. Одной из таких бед есть невозможность иметь детей. Преодоление бесплодия является основной задачей для врачей-репродуктологов. Именно поэтому современная наука и медицина постоянно исследует способы профилактики и терапии бездетности и предлагает инновационное лечение мужского и женского бесплодия.

Лечение при бесплодии - долгий и временами не очень приятный процесс. Первоочерёдным заданием будет определение причин невозможности иметь детей и её стадии. Клиническое обследование, сдача всех необходимых анализов и проверка с помощью средств ультразвуковой диагностики помогут с большой вероятностью узнать о болезни намного больше и методики её преодоления. Методы и способы лечения бесплодия разнообразны, и напрямую зависят от степени сложности заболевания.

Методы лечения бесплодия в медицине

В особо сложных случаях, когда зачать малыша естественным путём проблематично и лечение от бесплодия не приносит желаемых результатов, прибегают к использованию метода искусственного оплодотворения. Лечение бесплодия у женщин с помощью ЭКО (полное название – экстракорпоральное оплодотворение) значительно повышает шансы забеременеть. Успешное применение этого способа способствует более «надёжному» зачатию. Особенностью есть то, что это «зачатие в пробирке», то есть яйцеклетки оплодотворяют исключительно в лабораторных условиях, а потом происходит процесс внедрения в матку.

Метод экстракорпорального оплодотворения также часто применяется как лечение бесплодия у мужчин, влияя на подвижность и количество сперматозоидов.

Схема лечения бесплодия внутриматочным оплодотворением проста: женские яйцеклетки и мужские сперматозоиды и непосредственно переносится в естественное место, где оплодотворяется яйцеклетка, то есть напрямую в маточную трубу. Когда стадия заболевания достаточно сложная, то в трубу матки переносят уже оплодотворённую клетку - эмбрион. В 30 % случаев этот способ даёт положительный результат. Перед применением метода необходимо пройти диагностику на проходимость маточных труб.

Ещё одним используемым способом есть инсеминация мужской спермой. Другими словами это подготовка ранее взятого мужского семени к обогащению с целью улучшения, как концентрации, так и качества сперматозоидов. Особой популярностью метод не пользуется, так как его эффективность составляет всего 15 %, но это всё же лучше, чем ничего.

Видео: Как лечить бесплодие

Долгожданная беременность может наступить, если соблюдать все рекомендации докторов и применять эффективное лечение бесплодия. Не стоит также забывать, что лечение бесплодия есть неотъемлемой частью борьбы с бездетностью. Собранные на протяжении существования человечества методы народного врачевания также могут помочь смотреть с надеждой в завтрашний день.

Можно ли вылечить бесплодие народными средствами? Выбор каждый человек делает самостоятельно. В любом случаи перед началом лечения нужно знать свой диагноз. А методы можно пробовать разные:

  • Многим известна целительная сила шалфея, еще на Древнем Востоке женщины его использовали, чтобы зачать. Брали ложку травы, и заваривали кипятком. Оставляли на час укутанным и принимали по глотку перед каждой трапезой.
  • В древней Персии, если женщина никак не могла забеременеть, то ее лечили при помощи листьев алое. Листья срезали, мельчили, и потом заливали гусиным топленым жиром и медом, смесь добавляли в молоко.
  • В Древней Руси использовали полынь, готовили и отвары, и настойки.
  • А в Древней Греции рододендрон, готовили спиртовую настойку, или заваривали как чай.

Видео: Лечение бесплодия. Бабушкины методы

Новые методы преодоления бесплодия

Когда экстракорпоральное оплодотворение и перенос гамет в маточную трубу стали обычными процедурами, а использование донорских яйцеклеток превратилось из теоретической возможности в факт медицинской практики (см. гл. 5), возникло много щекотливых вопросов. В ряде случаев дискуссии по этим вопросам приводили к серьезным разногласиям внутри католической церкви. Так, некоторые католические медицинские учреждения объявили, что они будут игнорировать наложенный Ватиканом запрет на все формы искусственного оплодотворения и переноса зародышей, так как считают своим долгом помочь бесплодным парам (Lewis, 1987). В других случаях успехи медицины неожиданно породили ряд непредвиденных проблем, как видно из приводимого ниже примера.

В настоящее время в нескольких медицинских центрах производят аборты с необычной целью - не для прерывания беременности, а для ее сохранения. Эта на первый взгляд парадоксальная ситуация возникает в случаях многоплодной беременности, при которой у женщины образуются больше плодов, чем она может благополучно доносить (к такому результату нередко приводит применение препаратов, стимулирующих овуляцию). Например, у одной женщины в матке оказалось восемь плодов, и ее предупредили, что они все погибнут. если не принять надлежащих мер. С согласия пациентки был произведен так называемый селективный аборт - шесть плодов элиминировали, так что осталось только два. Беременность удалось сохранить, и женщина родила здоровую двойню.

Селективный аборт осуществляют с помощью миниатюрной иглы, вводимой под контролем ультразвука в грудную полость плода, когда тот еще не достиг размеров большого пальца. Через иглу вспрыскивают вещество, останавливающее работу сердца, в результате чего плод гибнет и впоследствии рассасывается.

В случае восьми зародышей особой проблемы не видно: ясно, что все они погибнут, если их не трогать. Однако были и такие случаи, где речь шла о селективном аборте ради удобства родителей - например, желательно бьшо уменьшить число близнецов с четырех до двух. (По иронии судьбы подобные ситуации иногда возникали у бесплодных женщин, вынужденных прибегнуть к экстракорпоральному оплодотворению, в этих случаях в маточные трубы для повышения шансов на успех переносят сразу несколько эмбрионов и большинство из них обычно не выживает.) Если в отдельных ситуациях считать селективный аборт морально оправданным, то где провести черту допустимого. Предположим, женщина в результате процедуры оплодотворения in vitro зачинает двойню, а потом решает, что ей нужно только одного ребенка; этично ли будет абортировать один из развивающихся плодов? А что, если женщина, беременная двумя или тремя близнецами, захочет избавиться от плодов женского пола и родить только мальчика?

Возникает также близкий по сути вопрос о судьбе неиспользованных оплодотворенных яйцеклеток, сохраняемых в замороженном виде вплоть до успешного завершения беременности после оплодотворения in vitro. Если супруги не собираются больше иметь детей, то подлежат ли эти оплодотворенные яйцеклетки ("предэмбрионы") уничтожению? Одни рассматривают такую практику как род убийства, другие же видят в ней единственное разумное решение вопроса. Есть также мнение, что замороженные предэмбрионы следует предлагать другим супружеским парам, неспособным осуществить зачатие даже с помощью современных методов. В случае развода супругов ситуацию может еще больше усложнить спор о том, кому "принадлежат" такие эмбрионы (сейчас подобного рода конфликты уже рассматриваются в судах).

В прошлом мало кто выдвигал этические возражения против использования донорской спермы для искусственного осеменения (хотя католическая церковь и ортодоксальный иудаизм осуждают эту практику по религиозным мотивам). Однако аналогичное использование донорских яйцеклеток для оплодотворения in vitro и перенос их в маточные трубы вызвало гораздо больше возражений морального порядка. Действительно ли различие ситуаций столь велико? Многие считают, что оно в самом деле весьма значительно: для извлечения яйцеклеток необходима хирургическая операция, тогда как сперму можно получить просто путем мастурбации; кроме того, донора яйцеклеток обычно подвергают на протяжении недели или дольше воздействию гормонов, чтобы за один цикл образовалось шесть и больше яйцеклеток вместо одной. При этом риск в целом невелик, но все же есть опасность чрезмерной стимуляции яичников, приводящей иногда к их увеличению и даже разрыву. Для доноров спермы никакой сравнимой опасности не существует.

Критическое отношение вызывает использование донорских яйцеклеток без оплаты: в этом усматривают дискриминацию женщин, так как донорам спермы почти всегда платят. В тех учреждениях, где донорство не оплачивается, утверждают, что благодаря этому гуманный акт предоставления гамет не превращается в куплю-продажу; однако мнения по этому поводу сильно расходятся. (Сейчас, в середине 1990-х гг., в большинстве американских клиник, использующих донорские яйцеклетки, доноры получают плату, обычно порядка 500-1000 долларов.) Поскольку никто, по-видимому, не осуждает мужчин, отдающих сперму за деньги, не проявляется ли в этом этический двойной стандарт?

С донорскими яйцеклетками связан еще один трудный и пока не разрешенный вопрос: что произойдет, если женщина, отдавшая яйцеклетку, вдруг потом предъявит иск о признании своих прав на ребенка? Ведь она как-никак его биологическая мать - от нее он получил половину своего генетического материала... По поводу такой ситуации еще нет ни этического, ни юридического ответа, но возникновение подобных судебных дел нетрудно предвидеть. Большинство клиник, использующих донорские яйцеклетки, пытаются избежать затруднений, предлагая каждой женщине-донору написать расписку об отказе от всех притязаний на детей, зачатых при участии ее яйцеклеток. Пока еще не было случая проверить юридическую силу этих расписок.

На другую чашу весов ложатся мнения тех, кто видит в имплантации донорских клеток важный шаг вперед в борьбе с бесплодием, дающий надежду отчаявшимся бездетным парам. Сторонники этого метода полагают, что хотя прогресс медицины нередко порождает новые этические проблемы, это не дает оснований отказываться от использования ее новейших достижений. Эти люди, в частности, указывают на то, что донорские яйцеклетки во многих случаях позволили бы обойтись без суррогатных матерей. Кроме того, говорят они, в случае бесплодия любые меры, помогающие обрести желанного ребенка, можно считать морально приемлемыми. Мы привели лишь несколько примеров сложных этических проблем, связанных с использованием достижений современной медицинской науки. Ее дальнейшие успехи - если, скажем, появится практическая возможность по желанию получать потомков того или другого пола - несомненно приведут к еще большему обострению споров по вопросам морали.

Список использованной литературы:

1. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc , Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Пер. с англ. - М.: Мир, 1998. - х + 692 с., ил. ISBN 5-03-003223-1

Статистика называет ужасающие цифры: в России каждая шестая супружеская пара бесплодна. И для большинства супругов отсутствие детей настоящее горе. Священник и врач отец Сергий Филимонов делится с читателями сайта своим опытом и знаниями: в чем причины бесплодия, как их преодолеть, и как относиться к бесплодию, как к проклятию или как к возможности реализовать себя в другом качестве?

прот. Сергий Филимонов

Глава 1. Медицинские причины бесплодия в браке

(врач гинеколог-эндокринолог Ю. Ю. Торопкова)

Бесплодие в браке – одна из наиболее важных и сложных медико-социальных проблем. Доля бесплодных браков на территории России колеблется от 8 до 17,5% и в настоящее время не имеет тенденции к снижению. Есть регионы (в основном мегаполисы), в которых эта цифра достигает 24–29%, при этом уровень в 15% представляет серьезную угрозу для демографии.

Другими словами каждая 6–7 пара россиян (т.е. около 7 млн.) за свой репродуктивный период (15–49 лет) встречаются с проблемой бесплодия.

Итак, бесплодным считается брак, в котором по тем или иным причинам, происходящим в организме женщины или мужчины, либо обоих супругов, беременность не наступает при регулярной половой жизни без применения каких-либо противозачаточных средств в течение 12 мес. при условии детородного возраста супругов.

Принято различать: первичное и вторичное бесплодие, женское и мужское. Первичным у женщин называют бесплодие, при котором беременность, не наступала ни разу от начала половой жизни без предохранения; вторичным – беременность в прошлом наступала, но после этого отсутствует в течение 1 года регулярной половой жизни без использования контрацептивных средств.

Частота женского бесплодия колеблется от 40 до 50 %, при этом различают 3 основные группы причин:

Эндокринные (35–40%). Эндокринные формы бесплодия всегда связаны с нарушением процесса овуляции (созревания и выхода из яичника яйцеклетки) и часто сопровождаются нарушением менструальной функции;
Трубно–перинатальные (30–74%). С амая частая, самая изученная и наиболее трудная для коррекции форма бесплодия. В данной группе больных являются анатомо-функциональные нарушения маточных труб, когда затруднено (или невозможно) продвижение яйцеклетки до места ее прикрепления (имплантации) в полость матки. Такие состояния нередки после перенесенных воспалительных заболеваний органов малого таза, абортов и др. внутриматочных вмешательств, операций, в т.ч. и гинекологических, после которых увеличивается риск образования спаечного процесса в малом тазу.
Гинекологические заболевания (1,5–28%). Чаще всего основной причиной в этой группе является генитальный эндометриоз – серьезное заболевание, требующее длительного и настойчивого лечения.
Выделяют также: абсолютное женское бесплодие, когда возможность беременности полностью исключена (отсутствие матки, яичников, аномалии развития половых органов), и так называемое необъяснимое бесплодие (4,8–7,6%), причину которого применяемыми в настоящее время методами исследования установить не удается.

Термин «относительное бесплодие» применяют, когда женщи на и мужчина способны иметь детей каждый по отдельности вне брака, но при длительной совместной жизни их брак бесплоден. В последние годы все большее внимание уделяется проблеме мужского бесплодия, частота которого в бесплодных браках также достигает 40–50%, а в сочетании с бесплодием у жены – 1520%.

Мужское бесплодие – это неспособность половых клеток зрелого мужского организма к оплодотворению. Различают секреторное (связанное с нарушением процесса сперматогенеза) и экскреторное (возникающее при нарушении выделения спермы) бесплодие.

В связи с тем, что частота женских и мужских факторов бесплодия одинаково, а каждая четвертая супружеская пара имеет сочетание нескольких факторов, обследование начинают почти всегда с совместной беседы с супружеской парой для исключения психо-сексуальных и ятрогенных причин и оценки состояния соматического здоровья обоих супругов. Работа с супружеской парой позволяет наметить общий план обследования и последовательность диагностических процедур. В дальнейшем обследование проводят гинеколог и андролог параллельно.

В клинической практике обследование бесплодных пар всегда начинается с мужчин. Если по результатам исследования спермы (спермограммы) патологии не выявлено, то других исследований у мужчин не проводят; если выявлены проблемы, то показано полное обследование и лечение с участием, нередко, многих специалистов: уролога, эндокринолога, хирурга, андролога, иногда – сексопатолога. Бесплодие у мужчин возникает в результате разнообразных патологических процессов в организме, оказывающих отрицательное воздействие на внутренние органы, эндокринные железы, центральную нервную систему. Нельзя не учитывать и увеличение распространенности аномалий развития половых органов и частоты инфекционно-воспалительных заболеваний, влияние вредных факторов окружающей среды, урбанизацию, широкое и бесконтрольное применение лекарственных средств, аллергизацию населения.

Поэтому наиболее оправданным в лечении мужского беспло дия является обследование в крупных специализированных центрах с участием нескольких специалистов и проведение комплексной, этапной, индивидуально подобранной терапии, где каждый этап последователен, четко ограничен во времени и направлен на выполнение конкретной задачи.

Для женщин наиболее важными и диагностически значимыми методами обследования являются оценка овуляции и проходимости маточных труб. Для этого врачом центра может проводиться ряд исследований, например:

оценка крови на гормональный профиль. Определяют уровень 6–7 гормонов в плазме крови, взятых в определенный день менструального цикла; иногда проводят гормональные пробы;
ультразвуковой мониторинг овуляции. Этот метод позволяет непосредственно наблюдать рост фоллик ула в яйцеклетке яичника женщины и степень готовности внутренней слизистой оболочки матки принять оплодотворенную яйцеклетку;
проверка проходимости и характеристика внутреннего просвета маточных труб с помощью рентгенологического или ультразвукового метода.
В ряде случаев для выявления причин бесплодия может потребоваться УЗИ щитовидной и молочных желез, рентгенографическое или компьютерное обследование черепа, консультации врачей смежных специальностей и даже медико–генетическое консультирование.

В настоящее время на зак лючительном этапе обследования при женском бесплодии проводят эндоскопические методы диагностики: лапароскопию и (или) гистероскопию. Без применения этих методов причину бесплодия в браке считают неустановленной. Кроме того, лапароскопия является не только заключительным этапом диагностики, но и первым этапом лечения женского бесплодия.

Эндоскопические технологии позволяют проводить малотравматичную микрохирургическую коррекцию выявленных изменений органов малого таза – разделения спаек, восстановление проходимости маточных труб, коагуляцию очагов эндометриоза, удаления новообраз ований яичников, хирургическое лечение некоторых заболеваний матки – без последующего выраженного спаечного процесса.

В заключение необходимо отметить, что последовательная оценка всех звеньев сложной репродуктивной системы мужчины и женщины – необходимое условие для постановки правильного диагноза, при этом набор диагностических приемов зависит от клинической картины конкретного заболевания и строго индивидуален для каждой супружеской пары. При невозможности своевременно и быстро провести полное клиническое и лабораторное обследование необходимо вовремя направить супружеск ую пару в специализированное лечебное учреждение для окончательной постановки диагноза, помня, что затягивание обследования снижает надежды на успех в восстановлении репродуктивной функции.

В нашем регионе вопросами бесплодия занимаются 5 крупных центров:

российско-финская клиника «Ava–Peter» (Невский пр., д. 22–24, т. 325–92–72, 312–30–65),
клиника репродуктивной медицины при институте акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта;
клиника «Авиценна» в г. Пушкин;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии;
центр по лечению бесплодия при Военно–медицинской академии в Сестрорецком р-не гор. С-Петербург.
Кроме того, во многих женских консультациях работают кабинеты гинеколога-эндокринолога.

Глава 2. Бесплодие – медицинские и духовные причины

Отец Сергий, расскажите, пожалуйста, о причинах бесплодия.

Существуют медицинские и духовные причины бесплодия. Если говорить о медицинских причинах, то насчитывается около 30 заболеваний, при которых возможно бесплодие. Различные медицинские центры и институты консультируют людей по повод у проблемы бездетности. Супруги сдают соответствующие медицинские анализы, по результатам которых определяют, какая из сторон супружеской пары является причиной того, что в семье не может родиться ребенок. Когда выяснено, какая сторона является слабой в отношении рождения детей, тогда обслед уют супруга с «низкими возможностями» для деторождения на предмет различных заболеваний, прежде всего хронических заболеваний половой сферы, которые могут являться препятствием для нормального деторождения. Специалистами, которые занимаются лечением бесплодия у мужчин, являются андрологи, урологи, у женщин – гинекологи.

После соответствующего обследования проводится лечение – консервативное или хирургическое, если это необходимо. Например, при спаечных процессах в области маточных труб или при плохой их проходимости возможно ул учшение последней как консервативными методами, так и с помощью хирургических методов – удаления спаек в области маточных труб в определенное время, когда деторождение максимально возможно. То есть требуется кропотливая работа врача с каждой семейной парой.

В средствах массовой информации много рассказывается о методах искусственного оплодотворения. Можно ли к ним прибегать, если лечение оказывается неэффективным?

Существуют различные методики искусственного оплодотворения. По нашим церковным канонам, по материалам Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, они не являются допустимыми. Единственной допустимой методикой является так называемый «метод естественного оплодотворения», при котором семя мужа, пол ученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачом в область устья матки. Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений межу мужем и женой, кроме того, при таком методе не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки обоих супругов. В случае, когда в процесс деторождения вмешивается третья сторона, например, если для искусственного оплодотворения используется семя донора, вносится элемент греховности… Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако, в семью вносится чужеродный элемент. Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребенка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной. Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетк у женщины вносится генетический материал чужого человека, т. е. получается блудное соитие при помощи медицинской технологии. Существует целый ряд методик такого вида иск усственного оплодотворения, когда вмешивается третья сторона. При некоторых из них используется донорская яйцеклетка чужой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку. Такие методики также недопустимы, так как при этом в семью вторгается чужеродный элемент. Есть даже такой психологический феномен, когда женщина, которой подсажена такая яйцеклетка, ощущает что-то чужое в своем теле, несвойственное ей.

Расскажите, пожалуйста, о методе экстракорпорального оплодотворения. Как следует относиться к нему православному человеку?

Методы экстракорпорального оплодотворения не благословляются церковью, так как при этом также используется генетически чужеродный материал, то есть происходит нарушение целостности семейно-супружеского союза. Кроме того, донорское семя, используемое в этих методиках, получают иск усственным путем, а не в результате естественных супружеских отношений. Важно также то, что при применении экстракорпорального оплодотворения отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, поэтому тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела. Не происходит акта дарения супругов друг другу, необходимого для рождения новой жизни. Жизнь рождается в пробирке. Что происходит в этот момент с эмбрионом, находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен, как воздействуют на него падшие духи – это большой вопрос. Одна из серьезных проблем экстракорпорального оплодотворения заключается в том, что в ряде центров при осуществлении этой методики производятся так называемые лишние оплодотворенные клетки, уже являющиеся новой жизнью. Эти клетки редуцируют, т. е. убивают. Это значит, что если были оплодотворены четыре яйцеклетки, а женщина хочет только одного ребенка, ей будет подсажена только одна яйцек летка. Что делать с остальными тремя эмбрионами? Их возможно заморозить или ред уцировать. Таким образом, ребенок появляется на свет за счет одновременного убийства двух или трех неродившихся братьев и сестер. Жизнь одного за счет смерти другого считается церковью неприемлемой. Поэтому все виды экстракорпорального оплодотворения Церковью не благословляются. Это утверждено в материалах Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года, в главе 12 «Проблемы биоэтики». Там достаточно подробно рассматриваются вопросы различного рода преодоления бесплодия, рассказывается как нужно поступать супругам в случае, если у них нет детей.

Какие причины духовного характера могут привести к бесплодию?

Причин может быть много. Постараюсь перечислить основные. Я буду опираться на труды старца Паисия Святогорца, который в 4 томе, называемом «С емейная жизнь», отвечает на вопросы по поводу рождения детей, трудностей деторождения и проблемы бесплодия. На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие старец Паисий отвечает след ующим образом: «Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действую духовные з аконы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: «Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу». Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством, вместо того чтобы посчитать благословением то, что она обманула его еще, по крайней мере, до того, как они поженились, а не после. Э-э, ну какую семью создаст такая девушка? А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых – в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов».

По поводу девушек, которые ведут беспорядочную половую жизнь можно заметить, что в таких случаях есть две составляющие, которые могут привести к бесплодию – медицинская и духовная. У женщин при подобном образе жизни очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут приводить к различным хроническим заболеваниям половой сферы, что влечет за собой неспособность к деторождению. Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить такой девушке за ее желание «нагуляться» (т. е. максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий: «Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся. А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться. Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойс тва и душевной тревоги? Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей. Поглядите: ведь и Святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и Святым Пророку Захарию и Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию. Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему. Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог! Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все! Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?…

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога. Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными. Однако, видя в супругах настырность и эгоизм [Бог не исполняет их желания, потому что], исполнив их прошение о рождении детей, Он удовлетворит их настырность и эгоизм. Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать: «Боже мой, Ты печешься о нашем благе, «да будет воля Твоя» ()». В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему. Но мы, хотя и говорим «да будет воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле. Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Следующей причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, но проявляемый противоположным образом, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рассуждая, что дети – это забота, и что сначала надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину и вот тогда можно будет завести ребенка (не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как кошку или собаку). Когда Господь видит такое отношение к благословению Божию на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все – и квартира, и машина, и работа, Он не подает детей. И кроме кошек и собак такая семья завести уже ничего не может. Хотя с медицинской стороны препятствий для этого никаких нет.

Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бесплодия. «Многим людям Бог не дает детей, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению». Старец Паисий приводит следующий пример: «Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу. Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он помогал им духовно. Суды Божии – это бездна».

«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы при строить какую-нибудь сиротку». Старец Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине – адвокате, человеке духовной жизни. Однажды старец остановился у него на денек погостить и познакомился и с его супругой, также ведущей благочестивую жизнь, помогающей многим бедным детям. Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старец Паисий ей ответил с укором: «У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твое благое произволение. И он воздаст тебе за него. Сейчас, помогая д уховному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей! И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».

Бывает так, что Господь не подает семье детей не как нака зание, а как особый промысел, чтобы через этих людей пол учил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими родителями.

Существуют и другие причины бесплодия. К ним можно отнести так называемые родовые проклятия – когда мать или отец проклинают своих детей. Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать» как проклятия. Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе. Старец Паисий также приводит подобный пример. Когда такая мать затем покаялась в своих проклятиях, жизнь дочерей устроилась и Господь подал им детей.

Существуют также «родовые» грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием з а грехи, совершенные против Него. Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над Церковью, Господь может через поколение послать бесплодие в семью до тех пор, пока у людей не произойдет осознание и замаливание этого греха. Мне известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и з атем так и умер без покаяния. В следующих поколениях в этой семье никогда не было мальчиков, а если они и рождались, то потом умирали, не дожив до взрослого возраста. Известны случаи, когда в 30-х годах детей заставляли отрекаться т своих родителей принародно, в рабочем коллективе, в институте. Такого рода грехи против Бога, осквернение Церкви, богохульство, отречение от родителей нередко сказываются на следующем поколении или через поколение – на ком-то из внуков. Иногда люди совершают грехи против ближнего – выкапывают могильные плиты и строят из них свой дом или совершают другие кощунственные поступки.

Возможно ли отсутствие детей из-за такого явления, которое некоторые люди называют «порчей» или «сглазом»?

Конечно, «порча», «сглаз» – это не церковные понятия. Но некоторые используют такую терминологию. Под этим следует понимать зависть, которую иногда имеют некоторые злые люди. Например, такое может случиться если одна женщина завидует другой – красивой, материально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке. По зависти может получиться так, что у этой женщины будет все, но деток рождать она не будет. Бывают такие случаи, когда по гордости Господь может лишить женщину ребенка, если она насмехается над другой, боле несчастной, лишенной счастья материнства. Господь может лишить насмешницу ее ребенка и затворить чрево так, что она сама больше не сможет иметь детей по своей гордости и превозношении над ближним.

Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека. В материалах Юбилейного Архиерейского собора и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару. Крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию. Яркими примером являются Авраам и Сара, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотец Иоаким и Анна. Их дети были благословенны, когда они рождались после стольких молитв, терпения, упования на Бога. Испытание веры может быть важным моментом для такой супружеской пары, когда пара проявляет свою верность Богу, когда она не ропщет на Бога, благодарит Бога за посылаемую скорбь. Это испытание веры может в какой-то момент закончиться у супругов, и бездетная в течение 20 лет женщина может родить еще много детей.

Бесплодие может также быть связано с тем, что Господь задер живает рождение детей по Своему особенному промыслу об этой семье, желая устроить судьбу какого-либо брошенного ребенка. Я знаю некоторые семьи, в которых происходило так, что женщина зачинала ребенка, как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома. Были такие пары, которые доводили до конца это намерение и как только приводили в свой дом сироту, вскоре уже ожидали своего собственно младенца, и в этой семье таким образом появлялось сразу двое детей – один усыновленный и второй, которого послал Господь, разрешив чрево прежде бесплодной женщины. Причем, когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологий, препятствующих деторождению. Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребенка, но и приемного.

Очень важным для решения проблемы бесплодия является освящение церковного брака. В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна. Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда у женщин, которым был поставлен диагноз бесплодие, проживших много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, уже через несколько дней после венчания происходило зачатие детей.

Можно рассмотреть еще несколько причин бесплодия. Когда Господь видит, что возможный в семье ребенок будет очень болен или будет глубоким инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился. Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родиться злодеем, убийцей, святотатцем. Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поругателями семьи.

Хорошо известен случай с декабристом Пестелем, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии. Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице. Так впоследствии все и произошло. Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы. Поэтому очень важна молитва «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Господь может не подавать детей по неготовности мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен. Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию. Ребенок должен рождаться в любви. Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей?

Известны также такие семейные пары, в которых жены не могли родить детей, ходили по многим врачам, обивая пороги. При этом мужья их унижали, оскорбляли, укоряя невозможностью деторождения. Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало. В последствие эти мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи. А бывшие бесплодными женщины выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым. Господь провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, что возможен развал семьи, иногда попускает, что в этой семье не рождается ребенок, потому что он уже с малого возраста останется сиротой.

В следующий раз мы поговорим о той последовательности необходимых духовных действий, к которой может прибегать верующая супружеская пара для того, чтобы в ее семье родился ребенок.

Глава 3. Бесплодие – пути преодоления

Какова последовательность духовных действий для верующей супружеской пары, чтобы в семье родился ребенок?

Мы не будем сейчас касаться вопросов бесплодия в семье неверующей, далекой от Церкви. Не будем говорить о людях, которые ведут греховный образ жизни. Поговорим о тех супругах, которые вступили в законный брак и ходят в Церковь, но уже несколько лет не могу т родить ребенка.

Первый вопрос, который должны задать себе супруги – венчанный их брак или невенчанный. В молитвах на освящение церковного брака особо призывается благодать Божия на то, чтобы он был доброчадным: «Да явиши, яко твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение. Помяни Господи Боже наш раба Твоего и рабу Твою и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес1». Поэтому верующим супругам, брак которых не венчан, прежде всего, требуется церковное освящение брака.

Если спустя некоторое количество времени в этой семье детки все же не рождаются, необходимо прибегну ть к помощи как методов медицинской диагностики, так и к церковным таинствам.

Медицинскую диагностику осуществляют различные медицинские центры, называемые центрами репродукции, центрами репродуктивного здоровья женщин или центрами семьи и брака. В разных городах они носят различные названия, но найти их можно по любому справочнику.

Данные современной медицины свидетельствуют, что существует более 30 медицинских причин бесплодия. Поэтому иногда, чтобы обнаружить причину нужно время. Вначале выясняют, чье здоровье – мужа или жены – препятствует появлению детей. После тщательной диагностики проводится тот или иной вид консервативного (медикаментозного) или хирургического (если это требуется) лечения. Повторюсь – вопрос о выборе метода лечения решается в зависимости от причины бесплодия.

Супругам следует иметь непоколебимо твердую позицию в отношении того, какие методы являются церковно благословленными, уз аконенными, а какие – непозволительными с точки зрения христианской православной этики. О том, какие методы не благословляются Церковью, подробно рассказывается в материалах Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ 2000 года2. Об этом можно прочитать в православной периодической печати, поговорить со своим духовником или с православными специалистами по биомедицинской этике. Во многих городах сейчас существуют Общества православных врачей, где специалисты могут ответить, какие новые медицинские методики преодоления бесплодия являются позволительными, а какие – нет.

Если медицинское лечение оказывается безрезультатным, или имеет достаточно сложный характер, супруги могу т и должны прибегать к церковным таинствам, испрашивая помощи Божией для преодоления своего недуга.

Каким же арсеналом средств располагает Русская Православная Церковь, чтобы помочь супругам в их проблеме?

Прежде всего, супругам следует обратить внимание, не препятс твуе т ли их неправильная церковная жизнь рождению де тей – насколько они воцерковлены, правильно ли исповедаются, как часто причащаются Святых Христовых Тайн, что им говорит духовник.

То есть первое, с чего следует начать, – с тщательного исследования самими супругами качества их христианской жизни, их взаимоотношений с духовником. Духовник по воле Божией может открыть, каким путем им следует идти, какие молитвы читать, к каким таинствам прибегать. Если в результате тщательного исследования своей жизни и покаяния Господь откроет какие-то родовые грехи (об этом мы говорили в предыдущей беседе), они должны быть исповедованы духовнику, и определенным образом замолены. Необходимо понимать, что ошибки бабушек, дед ушек, прадедушек отражаются на вашей жизни.

Чтобы загладить их грех, можно испросить у своего духовника какую-либоепитимью или церковное благословение (например, совершение покаянного канона или чтение определенных покаянных молитв). Или совершить такое духовное восполнение, которое может умилостивить Бога.

К духовному восполнению относятся такие ситуации, когда, например, чтобы загладить грех матери, совершившей аборт, ее бесплодная дочь берет на себя подвиг по благословению священника ухаживать за детьми в детском доме, навещать сирот, посещать родильные дома (если в приходе есть родильный дом), крестить умирающих младенцев страха ради смертного, помогать женщинам, которые не хотят рожать, которых подговаривают прервать беременность, чтобы они не пошли на этот шаг. Так вы совершите обратное прародительскому греху.

Еще пример: если прадедушка выгнал из дома сироту, значит его внучка или правнучка, ставшая бесплодной, должна позаботиться о сиротах: оказать им какое-либо попечение или стать сироте крестной матерью. Я уже говорил, что нередко бесплодные супруги берут детей из детского дома, и через некоторое время Господь разрешает им плод чрева и подает собственных деток. Так же бывает и в случаях, когда бесплодная пара или один из супругов совершает некое д уховное восполнение тех грехов, которые совершили их прародители.

Кроме Таинств Покаяния и Причащения Святых Христовых Таин, в Церкви существует также Таинство Соборования. Бесплодные супруги могут обратиться к священнику с просьбой, чтобы оно было над ними совершено. Обычно Соборование совершается во время Великого поста, в некоторых епархиях – во время Рождественского поста. Иногда Таинство С оборования совершается по прибытии мощей святых угодников Божиих, которые обладают особым даром помогать болящим. Так, например, соборования в Петербургской епархии совершались при перенесении святых мощей св. целителя Пантелеимона.

Можно также по благословению духовника совершать паломничества к мощам святых угодников Божиих и испрашивать у них благодатную помощь.

Некоторые святые (например, св. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский), особо ходатайствуют о рождении детей. Так, например, многие бесплодные женщины молятся преп. Давиду Гареджийскому или св. пророку Божиему Илии. На моей памяти есть пример, когда одна христианка, около десяти лет пребывающая в бесплодии, по совету священника решила совершить паломничество в Святую Землю, на гору Кармил, в пещеру, где подвизался пророк Божий Илия, и куда со всего мира приезжают женщины для разрешения своего бесплодия. Она дала обещание, что если у нее родится мальчик, назвать его в честь пророка Илии. Она забеременела сразу, еще во время подготовки к этой поездке (надо сказать, что в пещеру св. Илии она так и не попала), и в паломничество по святым местам поехала уже с зачатым ребенком, который спустя положенное время стал мальчиком Илией. Таких примеров можно привести много.

На Руси давно известно понятие «обетные дети». Когда в семье долго не могли дождаться сына или же вовсе не было детей, супруги давали обет Богу воспитать для Него будущего сына – отдать его в монахи или на иное служение Богу. И по такому обету Господь посылал им деток.

Существуют особые места, особые чудотворные иконы, подающие благодатную помощь бездетным супругам. Например, икона Божией Матери Троодитисса, которая находится в горах Троодоса, на Кипре.

Однажды перед этой иконой будущие родители вымаливали у Божией Матери ребенка. Они пообещали, что посвятят его в монахи. У них родился мальчик. Когда он начал подрастать (ему исполнилось уже восемь или десять лет), отец с матерью заколебались в своем намерении. И вскоре случилось так, что большой камень сорвался с горы и пролетел в считанных сантиметрах от головы ребенка. Это было предупреждение родителям, знак Божий. Они покаялись и в результате исполнили свое обещание. На фресках этого монастыря изображена Божия Матерь, Ее пояс и рядом большой камень в напоминание о том, что обеты, которые даются Богу, должны исполняться.

Рождение обетных детей нередко происходило раньше и достаточно часто происходит сейчас. Тот, кто будет в монастыре Троодитиссы на Кипре, увидит огромную фотокартотеку бесплодных женщин всех национальностей, из всех стран мира, которые, побывав в этом монастыре, разрешались от бесчадия и рожали по двое, по трое детей после молитвы, которую совершали монахи, надевая на бесплодных специальный пояс. Это огромная картотека. Я сам видел ее, когда посещал этот монастырь и молился перед этой иконой.

Надо сказать, что у одного моего знакомого священника, посетившего остров Кипр, буквально через неделю после молитвы перед этой иконой (даже без надевания на матушку чудотворного пояса) произошло з ачатие ребенка, который имел всего лишь один или два процента вероятности появления на свет. Хотя батюшка даже не просил ребенка, а просто помолился перед иконой, Господь подарил ему ребеночка.

Такие особые места, такие святые угодники, которые прославлены благодатной помощью бездетным родителям, есть и на Святой з емле, и в каждой епархии. К ним можно молитвенно обращаться, совершать паломничества, заказывать специальные молебны, а потом именем того святого, который поможет в рождении младенца, можно назвать его в прославление Божия чуда.

Кроме того православные супруги, конечно, должны прибегать к помощисвятынь. Во время паломничества супруги могут погружаться в святые источники, брать воду домой, окропляться ею, а также помазываться святым елеем из лампад, от чудотворных икон с места паломничества. Все это, совершенное с молитвой и верой, будет способствовать тому, чтобы разрешить проблему.

Если же после многократных обращений к Богу, правильного воцерковления, прибегания ко всем таинствам, паломничеств к святым местам и т. д., детки не появляются на свет, значит надо проявить терпение. Следует положиться на волю Божию.

В наш храм нередко приходят женщины и молодые супружеские пары с подобными проблемами. Обычно мы советуем супругам, если они хотят иметь детей, назначить какой-то контрольный срок, год или два, чтобы наладить свою семейную жизнь, научиться не проявлять эгоизма и не жить только для себя. Все это время (в течение года или двух) они будут ходить в храм на специальные молитвы. В каждой епархии есть храмы, где священники совершают водосвятные молебны, молятся святым, оказывающим благодатную помощь бесчадным супругам.

Если по истечении назначенного времени детей по-прежнему нет, муж с женой должны решить, готовы ли они нести свой жизненный крест и дальше, быть может, в течение многих лет, и терпеливо полагаясь на волю Божию, ждать рождения собственного ребенка, либо возьмут приемного ребенка. Господь дает такую возможность.

Этот период является также временем взысканием воли Божией, того, какой именно путь определяет Господь этой семье. Ведь воля Божия открывается человеку не сразу. Иногда требуется долгое время, чтобы стало понятно, какой жизни хочет для супругов Господь, какое предназначение им готовит. Сейчас необходимо познать волю Божию для сообразования с ней своей родительской воли.

И, наконец, логичным окончанием всей череды духовных поступков, которые совершают молодые родители, является, в случае невозможности забеременеть, воспитание приемного ребенка, усыновленного или в любых формах принятого в свою семью. А дальше, как Господь даст.

Еще раз уточним, с чего же все-таки следует начинать – с похода к врачу или с духовного осмысления недуга?

Я считаю, что надо начинать свой путь с Церкви, с осмысления происходящего вместе со своим духовным наставником, духовником или д уховным отцом. Потому что даже на медицинское обследование и лече ние церковно во спитанные молодые супруги должны взять благословение у своего духовника. Получив Божие благословение и советы своего духовного наставника, они могут проходить те или иные медицинские мероприятия и при этом просить помощи Божией и прибегать к благодатным средствам Церкви.

Требник. Последование чина Венчания Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Издательство «Правило веры». 1995. С. 117–118.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. Издательский совет Московского Пат риархат а. Благотворительный фонд «Рождество-2000». 2001



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх