Алавиты это потомки киликийских армян. Как алавиты - потомки киликийских армян, отдельным народом стали

Михаил Агаджанян

Одной из разделенных государственными границами этнорелигиозных общностей в мире являются алавиты.

Алавиты (алауиты), также известные как нусайриты , считаются приверженцами религиозного ответвления в исламе, стоящими, по мнению некоторых специалистов, на границе между крайними направлениями шиизма и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ат-Тамими) считают, что они откололись от шиизма и ушли так далеко, что во многом потеряли связи с исламом вообще, превратившись в особую конфессиональную группу из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований (зороастризма, манихейства, гностицизма, астральных культов).

Наиболее распространенной версией считается (при этом в европейском востоковедении существует стойкое мнение, что данная традиция идет от оппонентов и врагов алавитов), что течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (ум. около 883г., отсюда - нусайриты). Последний, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же считал его пророком и посланником. В то же время почти всеми исследователями, занимавшимися вопросом происхождения алавитов, признается, что достоверной информацией об алавитах современная наука не располагает. Сами алавиты религиозного прозелитизма не ведут и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно.

Известны следующие основные догматы данного синкретического религиозного учения. Алавиты признают существование троицы: «мана» (смысл), «исм» (имя) и «баб» (врата), которые воплотились в Али, Мухаммеде и одном из сподвижников последнего - Сальмане аль-Фариси (считается первым неарабом /был персом/, принявшим ислам). Обожествленного Али алавиты признают главной фигурой троицы.

Как и большинство крайних сект шиитов, алавиты признают переселение душ («танасух»). Они отвергают обрядовые и моральные запреты ислама ; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Алавиты имеют свою религиозную литературу; их главная священная книга «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур и является подражанием Корану. Алавиты делятся в социальном плане на «посвященных» («хасса»), к которым принадлежит духовенство, и рядовых верующих («амма»). Женщины не допускаются на богослужение и не могут входить в число «посвященных» .

Алавитам присуща маргинальность в лоне ислама и значительная доля синкретичности не только в религиозной догматике их вероучения, но и в вопросе их этнорелигиозного происхождения и генезиса.

Некоторые мусульмане ненавидели алавитов и до сих пор относятся к ним с определенным предубеждением, аргументируя свое отношение тем, что их учение является извращением истинной веры. По мнению мусульманских оппонентов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и гораздо охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдско-алавитским племенем «заза» (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» (кстати, «курды-заза», так легко сближавшиеся с армянами, почитавшие их святыни, ходившие к их священникам и т. д., в то же время считали всякое общение с мусульманином величайшим осквернением). Этим объясняется неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан . Существует концепция, согласно которой алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства .

В настоящее время общая численность алавитов - более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам - от 11 до 15% населения страны), прежде всего в районе Латакии-Тартуса. В Сирии алавиты компактно расселены также в районах Хамы и Хомса. В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой сирийской части Турции (в районе Александретты); несколько десятков тысяч алавитов расселены в турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г. Мерсин). Есть несколько тысяч алавитов и в Ливане . Около 2000 алавитов расселены на оккупированных Израилем Голанских высотах.

Разделенность алавитов выражается в их преобладающем расселении на территории двух соседних государств - Сирии и Турции. Если в отношении первой присутствие алавитов характеризуется в прогрессивном ключе и обладает всеми потенциальными свойствами укрепления своих позиций в общественно-политической жизни сирийской государственности, то в отношении алавитов Турции эксперты в основном оперируют понятиями этнорелигиозной дискриминации . Достаточно отметить, что в Турции алавиты до сих пор не признаются со стороны центральных властей в качестве защищаемого меньшинства, и в целом само понятие «меньшинство» в Турции трактуется весьма своеобразно. По Лозаннскому договору 1923 года меньшинствами Турции официально признавались лишь религиозные меньшинства .

В Сирии французы в августе 1920г. создали «автономную территорию алавитов» со столицей в Латакии, которая 12 июня 1922г. была объявлена «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с желтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. были алавитами. «Государство алавитов» было присоединено к Сирии французами 5 декабря 1936г., вопреки протестам алавитских шейхов. Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936г.) , а во-вторых - упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование многих правоверных, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973г. в Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). В настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в мире (они образуют около ¾ всех шиитов). Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты побуждаются к соблюдению поста рамадан и других мусульманских обрядов.

Будучи маргинальным и дискриминируемым этнорелигиозным сообществом в Турции, алавиты в Сирии преодолели комплекс лишенности собственной государственности, которая имела шансы на укрепление в 1920-30гг. Однако их недостаточное численное присутствие в стране, где они формируют политическую элиту, может сказаться в дальнейшем на перспективах сохранения за алавитами политического руля сирийского государства. Эксперты считают, что Сирия еще до конца не преодолела «имидж страны с навязанной волей меньшинства большинству» .

В Сирии алавиты традиционно представлены сельским населением, хотя в последние десятилетия наметилось достаточно сильное стремление к их миграции в города. До последнего времени алавитские районы считались наиболее бедными и неразвитыми в Сирии в силу их географической изолированности, обусловленной горным рельефом местности в зонах их проживания. Сирийские алавиты продолжают сохранять родоплеменные связи, хотя их роль в последние десятилетия несколько ослабла. Как правило, выделяют 4 конфедерации алавитских племен (по степени убывания их численности): калябия, хаятыя, хаддадия и мутавира. В силу различных причин внутри алавитской общины прослеживаются противоречия между шейхами религиозными, являющимися вершиной социальной структуры алавитской мусульманской общины, и племенными, между знатными фамилиями и крестьянами. Еще в колониальную эпоху отдельные представители алавитов благодаря индивидуальным усилиям пытались сделать карьеру на государственной или военной службе. Однако этот процесс резко активизировался после получения Сирией независимости в апреле 1946 года. Именно в этот период наметилась устойчивая тенденция к вступлению части алавитской молодежи в политические партии и организации. При этом, достигая определенного уровня, алавиты стремились усилить свое влияние в этих структурах за счет окружения себя своими соплеменниками, то есть, опираясь на внутриобщинную (или родоплеменную) солидарность .

Таким образом, опыт эффективной адаптации алавитов к сирийской государственной традиции сочетается с исторической маргинальностью их политического участия в жизни другого государства с их значительным численным присутствием (Турция). Алавиты - это одно из немногих этноконфессиональных сообществ мира, в характеризующих параметрах которого могли бы сочетаться: 1) недостоверность этнорелигиозного происхождения; 2) маргинальность на территории одного из очагов своего исторического расселения; 3) адаптация и эффективная интеграция в другом очаге своего традиционного присутствия.

Приложение

Государство алавитов

В 1922г. после крупных волнений, охвативших всю страну, Франции пришлось провозгласить образование «Федерации автономных государств в Сирии» в составе трех государств: Дамаска, Халеба и алавитского образования. Однако федерация не была идентична единству Сирии. Во главе федерации стоял избираемый на год президент и федеральный совет. При президенте были образованы три федеральные дирекции: финансов, общественных работ и гражданских дел.

Это изобретение французской администрации оказалось недолговечным. Уже 5 декабря 1924г. федерация была ликвидирована, а Сирия объявлена единым государством, в которое вошли Дамаск, Халеб и Государство алавитов. Последнее просуществовало в рамках французского мандата с 1922г. по 1936г., хотя алавиты добивались полной самостоятельности. Алавитское государство включало два бывших санджака - Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживало 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930г. Алавитское государство имело и свою конституцию. Но, несмотря на обладание собственной государственностью, алавиты оставались экономически и социально ниже суннитов, и эти закрепленные традицией отношения нельзя было изменить простыми административными мерами.

Объективно перенаселенный алавитский район с бедной каменистой почвой и низким уровнем развития производительных сил оставался одним из наиболее отсталых в Сирии. Эта отсталость была зафиксирована и в социальных показателях. В годы французского мандата около 61% всех алавитов страдали трахомой, что выделялось даже на общем невысоком, с медицинской точки зрения, фоне. Эпидемии, нехватка витаминов, постоянное недоедание явились причиной высокой детской смертности. Образовательный уровень алавитов также был весьма низким. Из общего числа студентов, посещавших в 1936г. государственные школы в Латакии, только 27% были алавитами, хотя алавиты составляли более 60% населения провинции.

Неравноправное положение алавитов особенно ярко проявлялось в сфере юридического обеспечения функционирования их общины. Везде на территории Сирии действовали суннитские законы и суннитские суды. Для придания определенного статуса алавитскому сообществу необходимо было, чтобы у него существовала собственная официальная судебная система, суды и судьи.

В 1936г. французы приняли решение присоединить Алавитское государство к Сирии. Алавитские шейхи выступили против этого и направили протест премьер-министру Франции. В нем отмечалось, что алавитский народ, сохранявший свою самостоятельность на протяжении многих лет, отличается своей религией, обычаями и укладом жизни от суннитов. Кроме того, предоставление Сирии независимости, хотя и является положительным моментом, будет означать установление господства суннитских кланов над алавитскими. В связи с этим алавиты не могут согласиться на требование французов о присоединении к Сирии. Это послание подписали видные алавитские шейхи - Сулейман Муршид, Мухаммед Сулейман Ахмед, и др.

Тем не менее, 5 декабря 1936г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом №274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946г. Но такой урезанный суверенитет не устроил алавитов, и поэтому движение за независимость среди них продолжалось. Однако, алавитские руководители начали действовать, исходя из новых условий, то есть принимая во внимание неизбежность существования алавитской общины в рамках единой Сирии, а в дальнейшем и в ожидании ликвидации французского мандата.

Примерно со второй половины 1930-х годов по инициативе алавитских шейхов начинается новая реформация нусайризма, которая, как и у части других сектантских движений, преследовала цель приспособить свое вероучение к новым условиям и сохранить самобытность общины.

В июле 1936г. алавитские священнослужители обнародовали воззвание, в котором подчеркивалось следующее: «в опровержение имеющих место рассуждений о том, что алавиты - не мусульмане, мы, обменявшись мнениями и рассмотрев основополагающие исторические и теологические труды, заявляем: 1) всякий алавит является мусульманином, а алавиты - мусульмане веруют в Аллаха, Мухаммеда и признают пять заповедей ислама; 2) тот, кто признает ислам, но отвергает Благородный Коран в качестве его священной книги, а Мухаммеда, как его пророка, с точки зрения шариата не является алавитом».

Для того, чтобы обеспечить познание догматов веры и обучение теологическим дисциплинам в нормальной обстановке, способствующей обретению знаний, по предложению шейха Хабиба было учреждено местное общество «Джафари», где велось преподавание разных предметов, включая шиитскую юриспруденцию по канонам имамизма. В нем алавитские шейхи могли получать соответствующее шиитское образование. Общество обосновалось в Латакии и имело отделения в Тартусе, Джабле и Баниясе. Общество «Джафари» в 1952г. было признано властями Сирии.

Акт признания нусайризма течением шиизма в июле 1973г. носил скорее политически, а не теологический оттенок. Как считают наиболее ортодоксальные суннитские и шиитские авторитеты, сирийские алавиты не стали в результате этого правоверными шиитами, тем более, что остается неизвестной сущность алавитских доктрин и степень изменений, которым они подверглись, если подобное вообще имело место.

Однако политические события, имевшие место в 1970-е годы на Ближнем Востоке, не могли не оказать влияние на алавитское религиозное сообщество. Иранская революция способствовала проведению религиозной реформы внутри алавитской общины. В августе 1980г. президент Сирии Х.Асад встретился с алавитскими общинными лидерами и религиозными шейхами в Кардахе, где призвал религиозных шейхов провести модернизацию и реформы, а также укрепить связи с основными центрами шиизма .

Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Народы и религии мира: Энциклопедия (гл. ред. В.А. Тишков), М., 2000, сс. 781-782.

Дерсим - горная местность, расположенная в западной части северного (турецкой части) Курдистана, между двумя верхними рукавами Евфрата. Здесь (ныне турецкая провинция Тунджели) живут курды - носители диалекта «заза». В этом районе в 1920-1921гг. началось антитурецкое выступление курдов, ставшей известной в истории как движение Кочкири-Дерсим. Позже, в 1936-1938гг., в Дерсиме началось восстание под руководством шейха Сеит Ризы - признанного вождя Дерсима. До 1936г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвало восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Восстание было подавлено только в 1938г.

Алавиты, http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Алавиты.

Примечательно, что среди «пропагандистов» данной теории, в частности в интернете, много авторов и источников еврейского происхождения. Трафаретным «интернет-образом» данной теории является, например, следующий интернет-ресурс: «Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375г. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. ...те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне - это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется - сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живет в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Евреи и финикийцы - это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык - это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи - это евреи, а финикийцы - это совсем другой народ» (М.Маковецкий, Бывшие армяне, http://www.proza.ru/texts/2006/11/29-202.html).

По соглашению Таиф 1989г. за общиной алавитов на правах официально признаваемой этноконфессиональной общности Ливана зарезервировано два места в парламенте страны.

См., например, Dilek Kurban, Confronting Equality: The Need for Constitutional Protection of Minorities on Turkey’s Path to the European Union, 2003, http://www.rightsagenda.org/dosyalar/dokuman/dilekkurban-columbiaarticle.doc.
Одна из последних экспертных оценок в отношении положения алавитов в Турции отмечает, что представители шиитского меньшинства алавитов в стране рассматриваются со стороны «особо рьяных последователей правящей Партии справедливости и развития в качестве настоящих вероотступников» (Rajan Menon, S. Enders Wimbush, Is The United States Losing Turkey? (Hudson Institute, Working Paper, 25 March 2007), p.9, http://www.hudson.org/files/pdf_upload/Turkey%20PDF.pdf).

В Лозаннском договоре говорится не о национальных, а о религиозных меньшинствах. До сих пор Турция старается идентифицировать меньшинства на своей территории не по этнокультурному, а по религиозному критерию. Более того, в тексте Лозаннского договора нет прямого упоминания об исключительно армянском, еврейском и греческом религиозных меньшинствах. Именно дальнейшая практика применения Турцией соответствующих статей Лозаннского договора неправомерно ограничила круг меньшинств указанными тремя этнорелигиозными общностями.

См. подробнее в Приложение.

В Иране учение имамитов является государственным вероисповеданием.

В.Ф.Щенников, Место Сирии в арабском мире после падения режима Саддама Хусейна // Сборник «Ближний Восток и современность», Выпуск 20, М., ИИИиБВ, 2003, http://www.iimes.ru/rus/public.html.

К.И.Поляков, А.Ж.Хасянов, Проблема стабильности в Сирии в XXI веке, Ближний Восток и современность, Сборник статей (Выпуск 9), М., 2000, с. 210.
В Сирии алавиты почти полностью контролируют правительство, верхушку армии, занимают ключевые посты в экономическом секторе. 90% высшего командного состава армии и спецслужб традиционно представляло алавитское меньшинство. Такое положение сложилось на этапе становления и укрепления сирийского государства, еще в первые годы правления Хафеза Асада. Таковым оно оставалось на протяжении всех последующих лет. Не удивительно, что алавиты составили «теневой клуб избранных» («Высший алавитский совет»), принимавший решения по всем принципиальным и социально-экономическим вопросам. Алавиты взяли под свой жесткий контроль не только силовые ведомства, но и государственные структуры, экономические учреждения, часть крупного бизнеса.

Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В настоящее время общая численность алавитов - более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам – от 11 до 15% населения страны), прежде всего в районе Латакии-Тартуса. Это горные районы, очень напоминающие территорию Армении. Алавиты также компактно расселены в районах Хамы и Хомса.
В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой сирийской части Турции (в районе Александретты); несколько десятков тысяч алавитов расселены в турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г. Мерсин). Есть несколько тысяч алавитов и в Ливане. Около 2000 алавитов проживают на принадлежащих ныне Израилю Голанских высотах (в одной, пограничной с Ливаном деревне).
В рамках французского мандата с 1922г. по 1936г существовало государство алавитов. Алавитское государство включало два бывших санджака - Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживало 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г. Алавитское государство имело и свою конституцию. 5 декабря 1936г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом №274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946г.
Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936г.), а во-вторых - упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971 г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование суннитского большинства населения Сирии, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973 г. в Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (шиитами). Хотя, с точки зрения теологии, с таким же успехом их можно признать и христианами. Алавиты отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Хотя главная священная книга алавитов, «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур и по форме является явным подражанием Корану. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада - алавиты.
В настоящее время, под напором сирийских властей, наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в мире (они образуют около; всех шиитов). Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты побуждаются к соблюдению поста рамадан и других мусульманских обрядов. Хотя этой политике шиитизации алавиты сопротивляются как могут.
А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне - это два различных народа. Тем более что в настоящее время и языки у них разные. На захваченных арабами территориях арабы всегда принуждали покоренное население переходить на арабский язык. Так что и алавиты перешли с армянского на арабский.
Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали.
Евреи и финикийцы - это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык - это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи - это евреи, а финикийцы - это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается.

Алавиты (алауиты) также известны как «кызылбаши», «Али-Алла» (обожествляющие Али) или нусайриты (по имени основателя); К.М. Базили в авторитетнейшей работе "Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношении" использует термин "мутаалии".

Алавиты - название для ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, по мнению некоторых специалистов, стоящих на границе между шиизмом (гулат) и особой религией. Некоторые мусульманские теологи (например, последователи знаменитой фетвы Ибн Таймийи) считают, что алавиты откололись от шиизма и, отойдя в своих взглядах и религиозной практике от доминирующих исламских направлений так далеко, что во многом потеряла право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию из смеси ислама, христианства и доисламских восточных верований ("джахилия").

Есть мнение, что термин Алавиты употребляется для самоназвания и обозначения не одной, а нескольких самостоятельных, различных как по генезису, так и по религии мусульманских сект, согласно которому турецкие "кызылбаши" и сирийские "алавиты" не имеют ни общих корней, ни общей религиозной практики. Например, в английской Википедии специально подчеркивается разница между терминами Alawi (в отношении сирийских нусайритов) и Alevi (в отношении турецких алавитов). С.Гафуров указывал на значительную разницу между турецкими и сирийскими алавитами, но подчеркивал, что этот вопрос остается в европейском востоковедении нерешенным. Различия между левантийскими и малоазиатскими группами нусайритов могут быть объяснены в рамках классификации алавитов на "солнечных" - "лунных" и "западных" - "восточных". Гафуров в рамках материалистического понимания истории религий подчеркивал, что разница в культе может и должна пониматься как результат различных социально-экономических условий существования алавитских социальных групп в Сирии и Турции, где религия нусайритов "отражает классовые интересы различных социальных групп - феодалов в Сирии и мелкобуржуазные слои в Турции".

Нижеследующий текст относится по преимуществу к сирийским алавитам, включая и этнических сирийцев, проживающих на территории Турции, главным образом, в районе Александретты. Турецкие алавиты, составляющие, по сведениям некоторых благожелательно настроенных журналистов, до трети населения Турции, видимо, представляют собой самостоятельный феномен, сильно отличающийся от левантийского.

Происхождение

Традиционно считается (при этом в европейском востоковедении предполагается, что традиция идет от оппонентов и врагов алавитов), что течение основано богословом Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром (ум. в Басре ок. 883 г.), который, будучи приверженцем одиннадцатого шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность, себя же называл его посланником - «Вратами» (Баб).

Начало истории алавитов малоизвестно, но в XVI веке в Леванте (в Джубейле и в Бааль-беке) усилились и были признаны оттоманским правительством два владетельных алавитских семейства - шейхи Бени Хамади и эмиры Харфуш из-за Евфрата.

В XVI - XVIII веках Гора Кельбие (Касьюн), древний Кассион, была населена одним из ответвлений алавитов "бедным и мирным племенем ансариев, о которых и поныне правительство не имеет другой заботы, как разве собирать с них ежегодно подати". Базили так характеризует конфессиональную ситуацию среди мусульман Леванта: "Округа, прилежащие к северным [отрогам] Ливана, управлялись наследственно суннитскими эмирами Сиффа; округа Джубейль и Баальбек - алавитами шейхами Хамади и эмирами Харфуш. И племена эти, и владетельные семейства по собственному движению признавали над собой власть [видного друзского феодала] Фахраддина и домогались его покровительства. Племена алавитов занимали окрестности Сайды и городок Сур".

Турецкое правительство систематически разжигало конфликты между алавитами, исмаилитами и друзами для противостояния феодальной вольнице, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны. К XVIII веку алавитам удалось практически полностью вытеснить исмаилитские кланы из Леванта, главным образом, в результате боевых действий.

В XVIII веке "могущественный алавитский шейх Насиф Нассар мог выставить в поле несколько тысяч отличной кавалерии, владел богатыми землями и множеством замков" (Базили). Помимо прочего он выступил союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг., когда Екатерина II направила русскую эскадру под командованием А.Г. Орлова из Балтийского в Средиземное море для операций против турецкого флота и для поддержки антитурецкого движения греков и славян. После поражения турецкого флота в битве при Чесме 26 июня 1770 г. русская эскадра осуществляла полный контроль над восточной частью Средиземного моря. Основная база русского флота находилась на острове Паросе в порту Ауза, откуда русские суда блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.

Во время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акки. Наполеон I Бонапарт писал в своей работе о Египтеском походе об участии алавитов в осаде Акки так: "Несколько дней спустя явилась масса метуали (алавитов) - мужчин, женщин, стариков, детей - в количестве 900 человек; из них только 260 были вооружены, причем половина имела коней, а вторая половина - не имела. Главнокомандующий (Наполеон пишет о себе в третьем лице) пожаловал ментики трем вождям и возвратил им владения их предков. В прежнее время численность этих метуали достигала 10000; Джеззар (турецкий губернатор) погубил почти всех; это были мусульмане-алиды, очень хорошие люди. Генерал Виаль перешел через гору Сарон и вступил в Сур - древний Тир; это была область алидов. Они взялись разведать побережье до подножья гор; они стали готовиться к военным действиям и обещали к маю выставить 500 хорошо вооруженных всадников для похода на Дамаск" .

После капитуляции французского экспедеционного корпуса шейхи алавитов стали жертвой мстительности турецких пашей, египетских мамелюков и местных феодалов. Они пытались обратиться за спасением к своим историческим врагам друзам, но те отказали в помощи, главным образом, в силу неопределенности своего собственного статуса и историческими связами с Британией. Тем не менее, друзские шейхи смогли заметно снизить масштабы расправы, которая не приняла формы геноцида, но ограничилась ликвидацией значительной части феодальной верхушки и резкого сокращения территорий под контролем алавитских шейхов (особенно на в Палестине, власть алавитских шейхов сохранялась только в районе Латакии - Касьюна).

Основы вероучения

В европейском востоковедении принято считать, что достоверной информацией от алавитах современная наука не располагает. Сведения об алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма. Сами алавиты религиозного прозелетизма не ведут и информацию о своей религии распространяют крайне неохотно.

Есть не вполне достоверные сведения, что главная священная книга алавитов - «Китаб аль-Маджму», содержит 16 сур и является подражанием Корану. Полностью достоверных текстов Китаб аль-Маджму в распоряжении европейских востоковедов нет. Полагают, что она начинается следующим образом: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него».

Некоторые специалисты полагают, что в основе вероучения алавитов - представление о «Вечной Троице»: Али как воплощение Смысла, Мухаммед как воплощение Имени и Сальман аль-Фариси, сподвижник Пророка и первый неараб (перс), принявший ислам как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» - титул ближайшего сподвижника всякого имама). Они выражаются буквами: «айн», «мим» и «син-Амас». Европейские религиозные проповедники и конфессиональные востоковеды приписывают алавитам устойчивую приверженность «тайному знанию» и склонность к мистическим построениям.

Гностически настроенные востоковеды на основании показаний ренегатов алавизма считают, что Али - воплощение Божественного Смысла, то есть Бога; все сущее - от него. Мухаммед - Имя, отражение Бога; Мухаммед создал аль-Фариси, который есть врата Бога через Имя. Они единосущны и нераздельны. Весьма почитается также Фатима, дочь пророка Мухаммеда и супруга Али - как бесполое существо из света аль-Фатир. Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека; таких явлений было семь (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммед. Всё это - вополощения Али. Сам Мухаммед (согласно алавитам) заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммеда, а и всех предыдущих пророков.

При этом, по сведениям христианских миссионеров, алавиты очень почитают также Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена. Среди алавитов имеются 4 основных конфесииональные организации, скорее всего, не подчинающиеся друго другу, поклоняющиеся Луне, Солнцу, вечерней и утренней заре, но в этом вопросе у них существуют разногласия. Так называемые «шамсиюн» (поклонники Солнца) полагают, что Али «произошел из сердца Солнца». Поклонники света считают, что Али «произошел из глаза Солнца», тогда как «калязиюн» (по имени основоположника - шейха из Галилеи Мухаммеда Калязи) отождествляют Али с Луной. Кроме того алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету («нур») и тьме («зульм»).

По народным поверьям необразованных алавитов, люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они наблюдали Али как Солнце. Затем Али являлся им в разных обличьях, демонстрируя, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило семь тысяч семьсот семь лет и семь часов. Затем Али-Бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана - женщину.

Считается, что алавиты признают переселение душ (танассух). По народным поверьям, после смерти душа человека переселяется в животное, причём душа дурного человека - в тех животных, которых употребляют в пищу; после семикратной инкарнации душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника - в сферу демонов. Многие европейские востоковеды считают, что у женщин души нет. Есть сомнительные сведения, что женщин алавиты не учат молитвам не допускают на свои богослужения.

Из мусульманских источников следует, что в исламской традиции алавиты отвергают шариатские мазхабы суннитов и, возможно, шиитов (однако после 1973 года шииты включает алавитов в свое число), а также те из хадисов, что восходят к истинным и мнимым врагам Али - первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али).

Культ, обряды, организация

Алавиты проводят раздел между избранными, обладающими тайным знанием, и непросвещенной массой. Избранные называются «особыми» («хасса»), прочие - «рядовыми» («амма»). Судебную власть над любой общиной осуществляет имам, без него также не могут проводиться многие обряды. Следующие, после имама, категории шейхов - «накиб» (представляющий Мухаммеда) и «наджиб»(представляющий Сальмана). Утверждают, что хасса может быть только тот, кто родился от отца и матери - алавитов. Есть сведения, что в хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама; сообщив посвящяемому тайны религии, с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман). Обряды алавитов тоже окружены налётом тайны: по сведениям врагов алавитов, они свершаются по ночам в особых часовнях (кубба, араб.: купол), расположенных на возвышенных местах. В мечети, построенные алавитами в своих населенных пунктах, обычно алавиты не ходят, и мечети ранее часто приходили в запустение, а сейчас их поддержание в порядке финансируются алавитскими общинами, для которых характерен исключительно высокий уровень веротерпимости.

Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Пост рамадана они сохранили, но он длится у них только полмесяца (а не месяц). Ритуальные омовения отсутствуют, намаз только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Взаимоотношения с другими религиями

Некоторые мусульмане ненавидели алавитов, воспринимая их не как особую религию, а как извращение истинной веры. Ибн Таймийа утверждал, что несмотря на то, что никто не имеет права отказать алавитам в праве считаться мусульманами, если они публично произнесут шахаду (свидетельство, что бог один, а Мухаммед является пророком), тем не менее, ущерб, наносимый алавитами мусульманской общине, велик, и настаивал на том, что мусульмане не должны вступать в гражданские правоотношения с алавитами на основе правил, принятых мусульманами между собой.

По мнению мусульманских врагов алавитов, сами алавиты, в свою очередь, также дистанцировались от мусульман и охотнее сближались с христианами, на женщинах которых нередко женились. Так, сближение между турецкими армянами и курдским алавитским племенем заза (в районе Дерсим) было таким тесным, что у нынешних потомков турецких армян сохранилось воспоминание об «армянах-заза» Этим может объясняться неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: крестоносцев, киликийских армян и т.д.

Алавиты в ХХ веке

Светски ориентированное руководство Алавитских общин и в Турции, и в Сирии в течение ХХ века, как правило, поддерживало секуляризацию общества и гражданское равноправие, независимо от конфессиональной принадлежности.

В Сирии, находившейся под францзским мандатом Лиги наций, в августе 1920 г. была создана «автономная территория алавитов» со столицей в Латакии, 12 июня 1922 г. объявленная «Государством алавитов». У этого государства был свой флаг: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов. В 1930 г. переименована в «Санджак Латакия».

После общесирийского национального восстания Государство Алавитов было присоеденено к Сирии 5 декабря 1936 г., при этом, исходя из юридической системы французского мандата в Ливане, ведущие шейхи алавитских племен приняли ряд деклараций о безусловной принадлежности алавизма к шиитскому исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.).

В 1971 г. алавит Хафез аль Асад стал президентом Сирии. Так как в среде сирийского населения оттоманами, французами и британцами разжигались интенсивные антиалавитские настроения, это вызвало недовольство многих мусульман, христиан и евреев, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В 1973 г. имамы шиитов - двунадесятников приняли фетву, что на алавитов распространются юридические правила отношений между шиитами, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма). Это на время усилило ваххабистские настроения в Сирии, ставшие знаменем оппозицонности секулярно-алавитскому режиму и приведшие к вооруженному восстанию в городе Хама, сопровождавшемуся массовыми убийствами, в частности большинства курсантов артиллерийского училища. Алавитское руководство, не желавшее кровопролития, тянуло время, что позволило мятежникам укрепиться в городе, пока, наконец, не было принято бездарное решение о вооруженном подавлении восстания.

В настоящее время наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками, составляющими подавляющее большинство шиитов в мире. Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается при его сыне Башаре. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты соблюдают рамадан и другие мусульманские обряды обсуждается (и осуждается) спорный вопрос о якобы бытующем среди алавитов признании божественности Али.


Бывшие армяне

Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии (северо-западная часть Сирии). Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете (Пограничная с Сирией область Турции). В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты. А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. И языки у них разные. Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали. Евреи и финикийцы — это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык — это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи — это евреи, а финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается.

В Сирии сейчас идет война, в результате которой по крайней мере одним народом на свете может стать меньше. Речь идет об алавитах .

Этот народ живет в Сирии, а также на территории нескольких соседних с Сирией государств: Турции, Ливана и Израиля.

Главным признаком, объединяющим алавитов в один народ, является религия. Для просвещенной Европы такой способ объединения больших групп людей остался в далеком прошлом. Прошли времена, когда католики во Франции вырезали гугенотов, а католические земли Германии насмерть воевали с протестантскими (в результате чего Германия за 30 лет этой славной войны обезлюдела на треть). Но способ формирования наций по религиозному принципу даже в Европе кое-где жив. Этнически идентичные южные славяне именно по этому принципу разделились на сербов, хорватов и боснийцев. И никто не гарантирует, что в Европе в очередной раз не воплотится в жизнь какой-нибудь религиозный принцип разделения и объединения людей.

На Востоке же, где исповедуемая религия практически определяет образ жизни, опознавание «свой» – «чужой» по принципу исповедания одной религии живет, и этому молоху приносятся все новые и новые кровавые жертвы.

Алавизм, как религиозное течение возник в 16 веке на территории Ливана (тогда он назывался Левантом). Эти края в то время принадлежали Османской империи.

Алавиты – отрасль ислама. Хотя их враги часто отказывают им называться мусульманами на том основании, что в алавизме множество пережитков раннего христианства и даже язычества. Но у европейских ученых сведения о религии алавитов весьма расплывчаты и поверхностны.

Однако, при этом судьба алавитов незавидна. В соответствии с Кораном, соседи, исповедующие «правильный» ислам обязаны привести алавитов к «истинно верному учению» или уничтожить. Третьего не дано. Это еще одна причина, способствующая объединению алавитов. У них перед глазами пример друзов, гонимых во всех исламских странах, как еретики.

Как известно ислам делится на две враждующие между собой ветви: суннитскую и шиитскую. Алавиты – шииты, поскольку они почитают халифа Али, двоюродного брата, зятя и сподвижника пророка Мухаммада. Название «алавиты» как раз происходит от имени Али. Поскольку алавиты компактно проживают среди суннитов, их шиитская вера – еще один повод для вражды. У алавитов есть своя священная книга, «Китаб аль-Маджму», которая по сведениям религиеведов состоит из 16 глав (сур) и является подражанием Корану. Коран алавиты также почитают священной книгой. Есть сведения, что алавиты поклоняются солнцу и луне, а также верят в переселение душ. Это побуждает многих мусульманских ученых говорить о том, что алавизм не является праведным и верным исламом.

В начале 20-го века алавиты сотрудничали с французскими колонизаторами, надеясь, что те построят в стране общество, живущее по конституции, все члены которого будут имеют равные права вне связи с их конфессиональной принадлежностью. В то же время сунниты полностью отказались от сотрудничества с французами. И с ненавистью смотрели на Алавитское государство, которое благодаря Франции было создано на юге страны в районе Латакии.

Так ко всем очевидным бедам, преследующих всякое меньшинство, компактно проживающее среди других народов, к проблемам алавитов добавились и беды политические. Они тем более усугубились, когда в 1970 году в Сирии произошел военный переворот в результате которого президентом стал алавит Хафез аль-Асад. Отец нынешнего президента Сирии, конечно, управлял, своей страной, как диктатор, чем вызвал ненависть у многих народов и конфессий, населявших Сирию. Религиозные авторитеты упирали на то, что алавиты, не вполне – по их мнению – мусульмане, захватили власть в Сирии, президент которой по конституции должен быть только мусульманином.

В 1973 году в городе Хама произошло кровавое восстание против режима алавитов. То, что восстание было кровавым, сомнений быть не может. На Востоке любые восстания или революции означают море крови. Хафез аль-Асад это восстание подавил не менее кроваво. При этом погибло не менее 30 тысяч человек, а город Хама был сильно разрушен. По неподтвержденным сведениям, Хафез аль-Асад применил против мятежников химическое оружие. Угадайте с одного раза у кого это оружие было приобретено? Наверное, в той стране, которая объявила себя верным другом сирийского народа.

Ясно, что память о кровопусканиях, которые режим Асада учинял в Сирии, хранилась и лелеялась. Ясно, что начавшиеся в 2011 году в Сирии боевые действия дорого обходятся мирным алавитам. Поэтому ясно, что мирных алавитов на территории Сирии сейчас нет. Все алавиты до недавнего времени поддерживали президента Башара аль-Асада.

Впрочем, начиная с 2014 года алавиты отказываются от поддержки диктатора. По их мнению режим Асада воюет сейчас только за себя и за свою власть. Самим же алавитам надо договариваться с суннитским большинством Сирии, чтобы выжить. Во многом для них примером является соседний Ирак, тоже многонациональный и тоже многоконфессиональный. Худо-бедно, но там установился достаточно стабильный режим. Более того, иракская армия вполне успешно борется с войсками Исламского государства.

Россия ввязалась в этот непростой конфликт, как всегда, очертя голову. Беда в том, что у нее не существует определенной стратегии в этом регионе и вся надежда возлагается на военное решение. Мнение же экспертов, хорошо разбирающихся в ситуации в Сирии, и предлагающих определенные положительные решения, не выслушивается и к действию не принимается. Между тем, от разумной политики в этом районе могли бы выиграть как Сирия, так и Россия.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх