Значение символов в повести гранатовый браслет. Символика в повести «Гранатовый браслет


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ак-Довурака

Секция: литература

Исследовательская работа на городскую Научно-практическую конференцию учащихся «Шаг в будущее» на тему: «Символика в повести «Гранатовый браслет»

Выполнила ученица 6 «вкласса

Аракчаа Алиана

МБОУ СОШ № 1

Научный руководитель:

Саая Снежана Эрес-ооловна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1

Введение… …………………………………………………………………….. 2

Глава I . Символика в характеристике образов-персонажей повестей

А. И. Куприна……………………………………………………………...….. 5

1. 1 Символическая деталь в характеристике героя…………………. 6

1.2 Использование символики в характеристике героини………….. 8

Глава II . Функции цветовой символики в повестях А. И. Куприна………. 11

2.1 Частотность цвет употребление в повестях А. И. Куприна…….. 12

    1. Символические функции цвета …………………………………... 13

Заключение ............................................................................................... .16

Список использованной литературы .………………………………....... 18

Введение.

Александр Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и мужчины в их отношении к любви в повести "Гранатовый браслет". В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и любви, верной до смерти. Для А. И. Куприна любовь - самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

"Большой писательский дар А. Куприна высоко ценили Антон Чехов и Максим Горький. О Куприне с неизменно искренней теплотой писал скупой на похвалу, сурово требовательный Иван Бунин. Сам Лев Толстой восхищался им, считая Куприна наиболее талантливым из молодых литераторов: "У него настоящий, прекрасный, настоящий талант. Разумеется, всеобщее признание и слава пришли к Александру Ивановичу Куприну не сразу. В большую литературу он входил трудно и медленно, творческий путь его был неровен и нелегок" .

В учебных пособиях, журнальных статьях и монографиях рассматривается жизнь Куприна, его вхождение в большую литературу, основные произведения и темы этих произведений, частично затронута символика.

Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О Куприне в свое время писали Ф. Д. Батюшков, Паустовкий.

Среди исследователей творчества А. И. Куприна можно отметить работы Крутиковой Л.В., Кулешова В.И., Смирновой Л.А. В настоящее время о жизни и творчестве А. И. Куприна существуют монографии Афанасьева В. Н., Михайлова О. Из последних работ можно отметить статьи Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой

Тема моей исследовательской работы сформулирована следующим образом: Символика в повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Выбор темы определяется актуальностью ее в настоящее время. Творчеству Куприна посвящено много работ (Астафьева В. Н., Волкова А. А., Воровского В. В., Крутиковой Л. В., Михайлова О. и ряда других), но символику рассматривают лишь некоторые ученые (Н. Н. Старыгина, Волков А. А., Кулешовой В. И.).

" Символ - особый художественный образ, вид иносказания. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему" .

Предметом исследования является символика в лирической повести о любви. Цель данной работы – выявить использование символики в лирической повести. Цель исследования определила постановку следующих задач :

1.Изучение доступной научной литературы по творчеству А. И. Куприна.

2. Анализ лирической повести.

3. Выявление символов в повести.

4. Попытаться систематизировать символы с точки зрения любовной концепции А. И. Куприна.

Материалом для исследования послужила повесть А. И. Куприна "Гранатовый браслет" . В ходе исследования были использованы следующие методы : статистический и сравнительно-сопоставительный.

Новизна работы заключается в попытке представить функционирование символов в прозе А. И. Куприна на примере лирической повести о любви.

Результаты работы могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества А. И. Куприна, на факультативных занятиях по литературе конца 19- начала 20 века.

Структура работы предполагает: введение, где определены актуальность работы, цель, задачи исследования; основная часть представлена двумя главами, которые состоят из двух параграфов каждая, в которых последовательно рассматриваются символика в образах-персонажах (героев и героинь), функции цветовой символики (частотность цвето употребления и символические функции) заключение, содержащее основной вывод работы; библиографического списка, который состоит из 8 источников, и приложений № 1, состоящего из 166 карточек, № 2, № 3, где приведены таблицы по цвету, и № 4, где подробно анализируются программы по литературе.

Глава I . Символика в характеристике образов - персонажей.

Александр Иванович Куприн - талантливый писатель, признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца девятнадцатого века и начала двадцатого.

Куприн А. И. - человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

А. И. Куприн верил в то, что человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья. Эти слова можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Любовь у Куприна различна: она прекрасная и чистая, осторожная и всепоглощающая, но одно неизменно - она есть и должна быть.

Куприн посвятил теме любви достаточно много произведений, в каждом из которых он рассматривает любовь различных, неравных людей.

В повести "Гранатовый браслет" Вера Николаевна Шейн имеет высокий титул и положение в обществе. Желтков - мелкий служащий, у которого нет ничего, кроме любви к Вере.

Таким образом, любить способны все, невзирая на титул и состояние, национальность и веру.

1.1 Символическая деталь в характеристике героя.

В повести “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро гаснет, или приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы к мужу, как у княгини Веры. И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: "любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть" . Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией - Желтков. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, "каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас..." .

Близкие княгини Веры признали в нём благородного человека: брат Николай Николаевич: "Я сразу угадал в вас благородного человека" ; муж князь Василий Львович: "этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо" .

Главный герой благороден. Желтков, лишившись возможности "хотя бы изредка видеть её" , выполнил её просьбу "прекратить всю эту историю" единственно возможным для него способом: прекращением собственного существования – "Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!.." .

По мнению многих исследователей, "мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом" .

По мнению критика Афанасьева В. Н. , «Гранатовый браслет» - одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна, - и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя – Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, отгородившейся своей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшемся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви» .

Один из томительнейших рассказов о любви, самый печальный - повесть “Гранатовый браслет”. Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: “L. von Beethoven .2 Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя Твое!”

Желтков - человек страстно влюбленный в княгиню Шейн.

Портретная характеристика Желткова восходит к портрету молодого мальчика. Его лицо девичье, подбородок упрям, что должно быть свидетельством сильного и стойкого мужчины, но Куприн добавляет словосочетание "с ямочкой посередине" и перед нами уже совсем другой человек. Создается ощущение нежности, наивности, хотя главному герою уже не восемнадцать лет. Желтков - человек не уверенный в себе, о чем свидетельствуют его нервно бегающие пальцы по пиджаку и то, что "говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого" .

Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.

При характеристике любви Желткова к Вере автор использует символический образ - "письма с целующимися голубками на заголовке" . Голубь - символ "мира, чистоты, любви, безмятежности, надежды. Традиционный христианский символ Духа Святого и крещения. Существует легенда, в которой утверждается, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы. <…>

1.2 Использование символики в характеристике героини.

Александр Иванович Куприн, как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями.

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом.

На светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка о любви. Холодноватый, осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему можно предугадать ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем" «начинает давить своей плоской пустотой..." . Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, отвечала жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.

У самой княгини Веры прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья – она бездетна и страстно мечтает о детях.

Княгиня Вера Николаевна Шейн - главная героиня повести. Куприн довольно подробно описывает ее внешность, привычки, но цветовая гамма отсутствует. Из уст Веры мы слышим: "Я люблю лес. <…> Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером " . Это позволяет судить о княгине как о личности. Вера молодая женщина, которая поглощена домашним хозяйством. Она забыла что такое страсть, но это не означает, что женщине она не нужна.

В рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

Начала рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под "молодым месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина.

Куприн описывает свою героиню - Веру Николаевну - как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Княгиня благородная, удивительная женщина, достойного настоящей, "святой" любви.

Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины " . Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Ко дню рождения Желтков посылает Вере в подарок браслет. В повести браслет является символом любви. Автор неоднократно подчеркивает то, что он был покрыт гранатами. Гранат - символ "здоровья, преданности, постоянства. Рождает сильные страсти в сочетании с дружбой и верностью. Приносит счастье. Египтяне считали этот камень символом жизни" .

Желтков ушел из жизни. Вера Николаевна решается на встречу с ним.

Вера "вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок" . Появился еще один образ-символ. "Роза - самый популярный, но очень сложный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека.

Роза имеет одновременно два противоположных значения. Она символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. <…>

Красная роза символизирует желание, страсть, радость, чувственную красоту, завершенность" .

Вера поняла и оценила любовь Желткова. Она сумела ее признать. Теперь она оплакивает любовь, так как та прошла мимо.

Последним и очень значимым символом в повести является белая акация. "Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала" . Акация благодаря своей стойкости и жизнеспособности является символом бессмертия. "Общий символизм акации: эмблема весеннего равноденствия; символ чистоты и невинности; символ человеческого бессмертия и возрождения" .

Княгиня всегда будет помнить Желткова и его любовь к ней. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

Глава 2 Функции цвета в повести

А. И. Куприна.

Цвет играет важную роль в любом произведении. Писатели во все времена интересовались цветописью. Произведения многих писателей по цветовой гамме красочные и запоминающиеся. Активно использовали цвет как символ А. Белый, И. Бунин и А. Куприн.

Иногда цвет помогает понять характер героя, его чувства, мысли и прочее. Он делает героев личностями, так как портретные характеристики являются штампованными.

2.1 Частотность цветоупотребления в повести А. И. Куприна.

В результате использования статистического метода было установлено, что доминирующими цветами в повести стали:

красный цвет - 13;

белый цвет - 11;

желтый цвет - 8.

В повести А. И. Куприн использует как основные цвета, так и полутона.

Красный : пурпур, алый, розовый, багровый, кровавый, густо-красный, смугло-розовый, пламенный, огненно-красный, кроваво-красный, темно-красный, глубоко-красный, пенно-розовый, темно-рыжий, темно-огненный, огненный, рыжий, бурый (18 оттенков).

Желтый : солнечный, бронзовый, золотой, лунный, коричневый (5 оттенков).

Белый : светлый, бледный, серебряный, чистый, ослепительно-белый, ясный, снежно-белый (7 оттенков).

Черный : темный, серый, мрачный, смуглый (4 оттенка).

Синий : голубой, фиолетовый, лиловый, иссиня-бледный, густо-сини, нежно-голубой (6 оттенков).

Зеленый : темно-зеленый (один оттенок).

Ряд можно продолжать, но очевидно, что повесть окрашена теплыми тонами. Основными цветами стали: белый, красный, розовый, голубой, золотой.

Мир главных героев этой повести окрашен всего лишь несколькими цветами. Основное место по цвету занимает браслет, так как именно он в повести является символом любви и развязки восьмилетней истории. Он дорогой и яркий, красиво упакован.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр, но очень весел: он радует глаз.

Таким образом, по частотности употребления цвета создается следующая картина:

повесть "Гранатовый браслет" - красный, белый, желтый.

Функции цветовой символики будут рассмотрены во втором параграфе.

2.2 Символические функции цвета.

А. И. Куприн использует цвета не только как символы, но и для того, чтобы придать предметам красочность, индивидуальность.

Иногда бывает сложно определить функцию цвета: символ или просто цвет. Это сложно сделать в том случае, если цвет встречается в предложении или абзаце однократно. Бывают случаи, когда цвет без сомнения относится к символу - это случаи нагнетания цветовой гаммы, неоднократное повторение.

На уровне подсознания белый цвет ассоциируется именно с этими качествами. У человека от природы заложено архитипическое сознание цветовой символики.

Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, надеждой, непорочностью, свободой, ожиданием лучшего, благом, "источником силы и здоровья, отсутствия смерти, главенством или властью, жизнью, зачатием или рождением, очищением, светом" .

Красный цвет ассоциируется с любовью, страстью, отзывчивостью, решительностью, уверенностью, восторженностью, а также с кровью, болью, страданиями, злом, агрессивностью.

Видя зеленый цвет, мы думаем о жизни, о весне, о возрождении, о пробуждении, спокойствии и уравновешенности, невозмутимости и самостоятельности.

Желтый цвет входит в ассоциативный ряд с теплом, уютом, светом, радостью, великолепием, общительностью, открытостью, энергичностью.

Черный цвет - цвет надвигающегося несчастья, боли, страдания, страха и разочарования, непривлекательности, молчаливости, упрямства, замкнутости, эгоистичности, враждебности, нелюдимости, зла.

Белый цвет - цвет чистоты, надежды, свободы. Белый цвет всегда ассоциируется с чистотой, невинностью, с ожиданием лучшего.

В повести "Гранатовый браслет" мир Желткова и Веры не многоцветны. Мир Желткова окрашен теплыми тонами (коричневый, рыжий). О цветах, которые предпочитает Вера Николаевна, мы слышим из ее уст: "Я люблю лес. <…> Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером" .

Лес ассоциируется с зеленым цветом, а зеленый - это цвет жизни, молодости, расцвета, свежести. Красный цвет - любовь, страсть; белый - чистота, надежда.

Цвет характерен для браслета - символа любви.

Футляр из красного плюша. Красный цвет - символ любви и страсти. Крышечка футляра подбита бледно-голубым шелком. Бледно-голубой - цвет надежды и нежности. Золотой браслет на черном бархате. Золотой цвет - символ уважения и величия, а на черном фоне для того, чтобы подчеркнуть цвет золота.

Таким образом, цвета, используемые в тексте, имеют традиционную символику.

Красный цвет выступает как символ любви и страсти во всех трех повестях, но его можно расценивать и как символ боли, так как финал повестей печален.

Белый цвет - символ чистоты, надежды, веры в лучшее. Это характерно для лирической трилогии.

Черный цвет - боль, скорбь, тоска и страх. Боль и одиночество - вот исход всех трех повестей.

Желтый цвет - цвет радости и веселья. Любовь - это радость, поэтому в каждой повести есть этот красивый и жизнерадостный цвет.

Заключение.

Тема любви всегда волновала писателя. И это чувство было расценено им как возносящее «в бесконечную высь ценность человеческой личности», дарующее равно прекрасные «нежное целомудренное благоухание» и «трепет опьянения» чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагический исход любви, оказавшейся в цепях условности», поэтому написал он замечательные повести «Гранатовый браслет».

Любовь у героев Куприна редко бывает счастливой и еще реже находит равноценный отклик в сердце того, к кому обращена. Прославление большой любви и беззаветной преданности любимому и поныне волнует читателя в повести Куприна. Тема большой, всепоглощающей любви состоялась в повести "Гранатовый браслет", являющейся одной из самых трогательных, самых печальных рассказов о безответной любви.

Создавая образ главной героини А. И. Куприн активно использовал символику:

1. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

2. В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

В соответствии купринской концепции о любви, любить и быть любимым может лишь естественный человек.

По преобладанию какого-либо оттенка цветовой гаммы, каждую повесть можно определить одним только цветом:

"Гранатовый браслет" - кроваво-красный.

На примере купринских произведений мы можем хорошо усвоить такое понятие как символ, и понять роль символа в создании образа-персонажа. Повести А. И. Куприна, в плане цветописи, очень богаты. К сожалению, в программах по литературе творчеству Куприна уделено не достаточно внимания.

Повесть была гимном во славу подлинной любви, которая сильнее смерти, которая делает людей прекрасными, независимо от того, кто этот человек - бедный Желтков, княгиня Вера Николаевна.

Список использованной литературы.

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб.пособие. / Под ред. Л. В. Чернец. - М., 2000 г.

2. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. Для школ гуманитар. Профиля / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. - М.: Дрофа,2001.

3. Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды. / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. – М., 2004.

4. Полная энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. - М., 2003. - 528с., илл.

5. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В двух частях. / Под ред. Г. Н. Ионина. - 5-е изд. - М., 2003.

6. Русская литература XX века: В 2 т. / Под ред. Л. П. Кременцова. - М.: 2002.

7. Хрестоматия по литературе. 10 -11 классы: В 2 кн. - Сост. Н. Е. Кутейникова, Г. В. Пранцова. - М., 1999.

8. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара, 1996.

Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь.

Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восхищаться – значит восхищаться искренне, от всей души.

На мой взгляд, самым ярким произведением о любви, которое еще раз подтверждает такое мировосприятие писателя, является рассказ «Гранатовый браслет». В этом произведении рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней, потому что у него была возможность любить. Любовь в произведении Куприна очень яркая, идеальная. Здесь есть много образов-символов, несущих идейный смысл рассказа.

Я думаю, очень символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Эта женщина становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви.

Особое значение имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» - генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения.

Символична так же и сам гранатовый браслет: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину».

Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам, она противостоит всем устоям общества, даже смерть неспособна успокоить человека. Вера Николаевна, к сожалению, очень поздно поняла, как сильно это чувство. Она мучается от своей «слепоты». Желтков принимает свое чувство как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он винит свою судьбу за все испытания, которые выпали на его долю. Желтков любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен.

Даже уходит он из жизни с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!» Вере Николаевне остается от этой любви гранатовый браслет и … память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви намного раньше. «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет».

Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.

Айылдаа К.

Среди исследователей творчества А. И. Куприна можно отметить работы Крутиковой Л.В., Кулешова В.И., Смирновой Л.А. В настоящее время о жизни и творчестве А. И. Куприна существуют монографии Афанасьева В. Н., Михайлова О. Из последних работ можно отметить статьи Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой

Тема моей исследовательской работы сформулирована следующим образом: Символика в повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Выбор темы определяется актуальностью ее в настоящее время. Творчеству Куприна посвящено много работ (Астафьева В. Н., Волкова А. А., Воровского В. В., Крутиковой Л. В., Михайлова О. и ряда других), но символику рассматривают лишь некоторые ученые (Н. Н. Старыгина, Волков А. А., Кулешовой В. И.).

"Символ - особый художественный образ, вид иносказания. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему" .

Предметом исследования является символика в лирической повести о любви. Цель данной работы – выявить использование символики в лирической повести. Цель исследования определила постановку следующих задач :

1.Изучение доступной научной литературы по творчеству А. И. Куприна.

2. Анализ лирической повести.

3. Выявление символов в повести.

4. Попытаться систематизировать символы с точки зрения любовной концепции А. И. Куприна.

Материалом для исследования послужила повесть А. И. Куприна "Гранатовый браслет". В ходе исследования были использованы следующие методы : статистический и сравнительно-сопоставительный.

Новизна работы заключается в попытке представить функционирование символов в прозе А. И. Куприна на примере лирической повести о любви.

Результаты работы могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества А. И. Куприна, на факультативных занятиях по литературе конца 19- начала 20 века.

Структура работы предполагает: введение, где определены актуальность работы, цель, задачи исследования; основная часть представлена двумя главами, которые состоят из двух параграфов каждая, в которых последовательно рассматриваются символика в образах-персонажах (героев и героинь), функции цветовой символики (частотность цвето употребления и символические функции) заключение, содержащее основной вывод работы; библиографического списка, который состоит из 8 источников, и приложений № 1, состоящего из 166 карточек, № 2, № 3, где приведены таблицы по цвету, и № 4, где подробно анализируются программы по литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №3 г. Ак-Довурака

Секция: литература

Исследовательская работа на городскую Научно-практическую конференцию учащихся «Шаг в будущее» на тему: «Символика в повести «Гранатовый браслет»

Выполнила ученица 9 «б» класса

МБОУ СОШ № 3

Айылдаа Кристина Николаевна

Научный руководитель: Ооржак А.Б.,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

Ак-Довурак 2013 г

Введение… …………………………………………………………………….. 2

Глава I. Символика в характеристике образов-персонажей повестей

А. И. Куприна……………………………………………………………...….. 5

1.1 Символическая деталь в характеристике героя…………………. 6

1.2 Использование символики в характеристике героини………….. 8

Глава II. Функции цветовой символики в повестях А. И. Куприна………. 11

2.1 Частотность цвет употребление в повестях А. И. Куприна…….. 12

  1. Символические функции цвета …………………………………... 13

Заключение ............................................................................................... .16

Список использованной литературы .………………………………....... 18

Введение.

Александр Иванович Куприн (1870-1938) - известный русский писатель, творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и мужчины в их отношении к любви в повести "Гранатовый браслет". В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и любви, верной до смерти. Для А. И. Куприна любовь - самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

"Большой писательский дар А. Куприна высоко ценили Антон Чехов и Максим Горький. О Куприне с неизменно искренней теплотой писал скупой на похвалу, сурово требовательный Иван Бунин. Сам Лев Толстой восхищался им, считая Куприна наиболее талантливым из молодых литераторов: "У него настоящий, прекрасный, настоящий талант. Разумеется, всеобщее признание и слава пришли к Александру Ивановичу Куприну не сразу. В большую литературу он входил трудно и медленно, творческий путь его был неровен и нелегок" .

В учебных пособиях, журнальных статьях и монографиях рассматривается жизнь Куприна, его вхождение в большую литературу, основные произведения и темы этих произведений, частично затронута символика.

Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О Куприне в свое время писали Ф. Д. Батюшков, Паустовкий.

Среди исследователей творчества А. И. Куприна можно отметить работы Крутиковой Л.В., Кулешова В.И., Смирновой Л.А. В настоящее время о жизни и творчестве А. И. Куприна существуют монографии Афанасьева В. Н., Михайлова О. Из последних работ можно отметить статьи Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой

Тема моей исследовательской работы сформулирована следующим образом: Символика в повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Выбор темы определяется актуальностью ее в настоящее время. Творчеству Куприна посвящено много работ (Астафьева В. Н., Волкова А. А., Воровского В. В., Крутиковой Л. В., Михайлова О. и ряда других), но символику рассматривают лишь некоторые ученые (Н. Н. Старыгина, Волков А. А., Кулешовой В. И.).

" Символ - особый художественный образ, вид иносказания. Художественный символ является обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному толкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему" .

Предметом исследования является символика в лирической повести о любви. Цель данной работы – выявить использование символики в лирической повести. Цель исследования определила постановку следующих задач :

1.Изучение доступной научной литературы по творчеству А. И. Куприна.

2. Анализ лирической повести.

3. Выявление символов в повести.

4. Попытаться систематизировать символы с точки зрения любовной концепции А. И. Куприна.

Материалом для исследования послужила повесть А. И. Куприна "Гранатовый браслет" . В ходе исследования были использованы следующие методы : статистический и сравнительно-сопоставительный.

Новизна работы заключается в попытке представить функционирование символов в прозе А. И. Куприна на примере лирической повести о любви.

Результаты работы могут быть использованы на уроках литературы при изучении творчества А. И. Куприна, на факультативных занятиях по литературе конца 19- начала 20 века.

Структура работы предполагает: введение, где определены актуальность работы, цель, задачи исследования; основная часть представлена двумя главами, которые состоят из двух параграфов каждая, в которых последовательно рассматриваются символика в образах-персонажах (героев и героинь), функции цветовой символики (частотность цвето употребления и символические функции) заключение, содержащее основной вывод работы; библиографического списка, который состоит из 8 источников, и приложений № 1, состоящего из 166 карточек, № 2, № 3, где приведены таблицы по цвету, и № 4, где подробно анализируются программы по литературе.

Глава I. Символика в характеристике образов - персонажей.

Александр Иванович Куприн - талантливый писатель, признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца девятнадцатого века и начала двадцатого.

Куприн А. И. - человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

А. И. Куприн верил в то, что человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья. Эти слова можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Любовь у Куприна различна: она прекрасная и чистая, осторожная и всепоглощающая, но одно неизменно - она есть и должна быть.

Куприн посвятил теме любви достаточно много произведений, в каждом из которых он рассматривает любовь различных, неравных людей.

В повести "Гранатовый браслет" Вера Николаевна Шейн имеет высокий титул и положение в обществе. Желтков - мелкий служащий, у которого нет ничего, кроме любви к Вере.

Таким образом, любить способны все, невзирая на титул и состояние, национальность и веру.

1.1 Символическая деталь в характеристике героя.

В повести “Гранатовый браслет” рассказывается о том, что в литературе встречается гораздо чаще, чем в жизни – о чистой и благородной безответной любви. Пылкая влюблённость или быстро гаснет, или приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы к мужу, как у княгини Веры. И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: "любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть" . Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией - Желтков. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, "каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас..." .

Близкие княгини Веры признали в нём благородного человека: брат Николай Николаевич: "Я сразу угадал в вас благородного человека" ; муж князь Василий Львович: "этот человек неспособен обманывать и лгать заведомо" .

Главный герой благороден. Желтков, лишившись возможности " хотя бы изредка видеть её" , выполнил её просьбу "прекратить всю эту историю" единственно возможным для него способом: прекращением собственного существования – "Вот она идёт, всё усмиряющая смерть, а я говорю – слава тебе!.." .

По мнению многих исследователей, "мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом" .

По мнению критика Афанасьева В. Н. , «Гранатовый браслет» - одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна, - и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя – Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, отгородившейся своей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшемся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви» .

Один из томительнейших рассказов о любви, самый печальный - повесть “Гранатовый браслет”. Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: “L. von Beethoven.2 Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя Твое!”

Желтков - человек страстно влюбленный в княгиню Шейн.

Портретная характеристика Желткова восходит к портрету молодого мальчика. Его лицо девичье, подбородок упрям, что должно быть свидетельством сильного и стойкого мужчины, но Куприн добавляет словосочетание "с ямочкой посередине" и перед нами уже совсем другой человек. Создается ощущение нежности, наивности, хотя главному герою уже не восемнадцать лет. Желтков - человек не уверенный в себе, о чем свидетельствуют его нервно бегающие пальцы по пиджаку и то, что "говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого" .

Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.

При характеристике любви Желткова к Вере автор использует символический образ - "письма с целующимися голубками на заголовке" . Голубь - символ "мира, чистоты, любви, безмятежности, надежды. Традиционный христианский символ Духа Святого и крещения. Существует легенда, в которой утверждается, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы.

1.2 Использование символики в характеристике героини.

Александр Иванович Куприн, как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями.

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом.

На светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка о любви. Холодноватый, осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему можно предугадать ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем" «начинает давить своей плоской пустотой..." . Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, отвечала жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи.

У самой княгини Веры прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья – она бездетна и страстно мечтает о детях.

Княгиня Вера Николаевна Шейн - главная героиня повести. Куприн довольно подробно описывает ее внешность, привычки, но цветовая гамма отсутствует. Из уст Веры мы слышим: "Я люблю лес. Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером " . Это позволяет судить о княгине как о личности. Вера молодая женщина, которая поглощена домашним хозяйством. Она забыла что такое страсть, но это не означает, что женщине она не нужна.

В рассказе Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

Начала рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под "молодым месяцем" понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина.

Куприн описывает свою героиню - Веру Николаевну - как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Княгиня благородная, удивительная женщина, достойного настоящей, "святой" любви.

Немалое значение отводит Куприн "тучному, высокому, серебряному старцу" - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: "... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины " . Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Ко дню рождения Желтков посылает Вере в подарок браслет. В повести браслет является символом любви. Автор неоднократно подчеркивает то, что он был покрыт гранатами. Гранат - символ "здоровья, преданности, постоянства. Рождает сильные страсти в сочетании с дружбой и верностью. Приносит счастье. Египтяне считали этот камень символом жизни" .

Желтков ушел из жизни. Вера Николаевна решается на встречу с ним.

Вера "вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок" . Появился еще один образ-символ. "Роза - самый популярный, но очень сложный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека.

Роза имеет одновременно два противоположных значения. Она символизирует и небесное совершенство, и земную страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность.

Красная роза символизирует желание, страсть, радость, чувственную красоту, завершенность" .

Вера поняла и оценила любовь Желткова. Она сумела ее признать. Теперь она оплакивает любовь, так как та прошла мимо.

Последним и очень значимым символом в повести является белая акация. "Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала" . Акация благодаря своей стойкости и жизнеспособности является символом бессмертия. "Общий символизм акации: эмблема весеннего равноденствия; символ чистоты и невинности; символ человеческого бессмертия и возрождения" .

Княгиня всегда будет помнить Желткова и его любовь к ней. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

Глава 2 Функции цвета в повести

А. И. Куприна.

Цвет играет важную роль в любом произведении. Писатели во все времена интересовались цветописью. Произведения многих писателей по цветовой гамме красочные и запоминающиеся. Активно использовали цвет как символ А. Белый, И. Бунин и А. Куприн.

Иногда цвет помогает понять характер героя, его чувства, мысли и прочее. Он делает героев личностями, так как портретные характеристики являются штампованными.

2.1 Частотность цветоупотребления в повести А. И. Куприна.

В результате использования статистического метода было установлено, что доминирующими цветами в повести стали:

Красный цвет - 13;

Белый цвет - 11;

Желтый цвет - 8.

В повести А. И. Куприн использует как основные цвета, так и полутона.

Красный : пурпур, алый, розовый, багровый, кровавый, густо-красный, смугло-розовый, пламенный, огненно-красный, кроваво-красный, темно-красный, глубоко-красный, пенно-розовый, темно-рыжий, темно-огненный, огненный, рыжий, бурый (18 оттенков).

Желтый : солнечный, бронзовый, золотой, лунный, коричневый (5 оттенков).

Белый : светлый, бледный, серебряный, чистый, ослепительно-белый, ясный, снежно-белый (7 оттенков).

Черный : темный, серый, мрачный, смуглый (4 оттенка).

Синий : голубой, фиолетовый, лиловый, иссиня-бледный, густо-сини, нежно-голубой (6 оттенков).

Зеленый : темно-зеленый (один оттенок).

Ряд можно продолжать, но очевидно, что повесть окрашена теплыми тонами. Основными цветами стали: белый, красный, розовый, голубой, золотой.

Мир главных героев этой повести окрашен всего лишь несколькими цветами. Основное место по цвету занимает браслет, так как именно он в повести является символом любви и развязки восьмилетней истории. Он дорогой и яркий, красиво упакован.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр, но очень весел: он радует глаз.

Таким образом, по частотности употребления цвета создается следующая картина:

повесть "Гранатовый браслет" - красный, белый, желтый.

Функции цветовой символики будут рассмотрены во втором параграфе.

2.2 Символические функции цвета.

А. И. Куприн использует цвета не только как символы, но и для того, чтобы придать предметам красочность, индивидуальность.

Иногда бывает сложно определить функцию цвета: символ или просто цвет. Это сложно сделать в том случае, если цвет встречается в предложении или абзаце однократно. Бывают случаи, когда цвет без сомнения относится к символу - это случаи нагнетания цветовой гаммы, неоднократное повторение.

На уровне подсознания белый цвет ассоциируется именно с этими качествами. У человека от природы заложено архитипическое сознание цветовой символики.

Белый цвет ассоциируется с чистотой, невинностью, надеждой, непорочностью, свободой, ожиданием лучшего, благом, "источником силы и здоровья, отсутствия смерти, главенством или властью, жизнью, зачатием или рождением, очищением, светом" .

Красный цвет ассоциируется с любовью, страстью, отзывчивостью, решительностью, уверенностью, восторженностью, а также с кровью, болью, страданиями, злом, агрессивностью.

Видя зеленый цвет, мы думаем о жизни, о весне, о возрождении, о пробуждении, спокойствии и уравновешенности, невозмутимости и самостоятельности.

Желтый цвет входит в ассоциативный ряд с теплом, уютом, светом, радостью, великолепием, общительностью, открытостью, энергичностью.

Черный цвет - цвет надвигающегося несчастья, боли, страдания, страха и разочарования, непривлекательности, молчаливости, упрямства, замкнутости, эгоистичности, враждебности, нелюдимости, зла.

Белый цвет - цвет чистоты, надежды, свободы. Белый цвет всегда ассоциируется с чистотой, невинностью, с ожиданием лучшего.

В повести "Гранатовый браслет" мир Желткова и Веры не многоцветны. Мир Желткова окрашен теплыми тонами (коричневый, рыжий). О цветах, которые предпочитает Вера Николаевна, мы слышим из ее уст: "Я люблю лес. Сосны! А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером" .

Лес ассоциируется с зеленым цветом, а зеленый - это цвет жизни, молодости, расцвета, свежести. Красный цвет - любовь, страсть; белый - чистота, надежда.

Цвет характерен для браслета - символа любви.

Футляр из красного плюша. Красный цвет - символ любви и страсти. Крышечка футляра подбита бледно-голубым шелком. Бледно-голубой - цвет надежды и нежности. Золотой браслет на черном бархате. Золотой цвет - символ уважения и величия, а на черном фоне для того, чтобы подчеркнуть цвет золота.

Таким образом, цвета, используемые в тексте, имеют традиционную символику.

Красный цвет выступает как символ любви и страсти во всех трех повестях, но его можно расценивать и как символ боли, так как финал повестей печален.

Белый цвет - символ чистоты, надежды, веры в лучшее. Это характерно для лирической трилогии.

Черный цвет - боль, скорбь, тоска и страх. Боль и одиночество - вот исход всех трех повестей.

Желтый цвет - цвет радости и веселья. Любовь - это радость, поэтому в каждой повести есть этот красивый и жизнерадостный цвет.

Заключение.

Тема любви всегда волновала писателя. И это чувство было расценено им как возносящее «в бесконечную высь ценность человеческой личности», дарующее равно прекрасные «нежное целомудренное благоухание» и «трепет опьянения» чистой страстью. Вместе с тем Куприн ясно видел трагический исход любви, оказавшейся в цепях условности», поэтому написал он замечательные повести «Гранатовый браслет».

Любовь у героев Куприна редко бывает счастливой и еще реже находит равноценный отклик в сердце того, к кому обращена. Прославление большой любви и беззаветной преданности любимому и поныне волнует читателя в повести Куприна. Тема большой, всепоглощающей любви состоялась в повести "Гранатовый браслет", являющейся одной из самых трогательных, самых печальных рассказов о безответной любви.

Создавая образ главной героини А. И. Куприн активно использовал символику:

1. Драгоценных и полудрагоценных камней. Камни, как характеристика героя, оказались значимыми особо в повести "Гранатовый браслет" появляется один камень - гранат. Таким образом, можно говорить о восточных традициях в создании образа главного героя.

2. В портретной характеристике. Создавая героя, Куприн подробно описывает черты лица, жесты, мимику, которые на протяжении повести повторяются. Это позволяет говорить о психологическом аспекте в создании героев. Но этот прием не действует по отношению к героиням повести.

В соответствии купринской концепции о любви, любить и быть любимым может лишь естественный человек.

По преобладанию какого-либо оттенка цветовой гаммы, каждую повесть можно определить одним только цветом:

"Гранатовый браслет" - кроваво-красный.

На примере купринских произведений мы можем хорошо усвоить такое понятие как символ, и понять роль символа в создании образа-персонажа. Повести А. И. Куприна, в плане цветописи, очень богаты. К сожалению, в программах по литературе творчеству Куприна уделено не достаточно внимания.

Повесть была гимном во славу подлинной любви, которая сильнее смерти, которая делает людей прекрасными, независимо от того, кто этот человек - бедный Желтков, княгиня Вера Николаевна.

Список использованной литературы.

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб.пособие. / Под ред. Л. В. Чернец. - М., 2000 г.

2. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. Для школ гуманитар. Профиля / А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. - М.: Дрофа,2001.

3. Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды. / А. И. Немировский, А. П. Скогорев. – М., 2004.

4. Полная энциклопедия символов / Сост. В. М. Рошаль. - М., 2003. - 528с., илл.

5. Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В двух частях. / Под ред. Г. Н. Ионина. - 5-е изд. - М., 2003.

6. Русская литература XX века: В 2 т. / Под ред. Л. П. Кременцова. - М.: 2002.

7. Хрестоматия по литературе. 10 -11 классы: В 2 кн. - Сост. Н. Е. Кутейникова, Г. В. Пранцова. - М., 1999.

8. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. - Самара, 1996.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гранатовый браслет Тема: «Символика повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.»

История создания К работе над рассказом “Гранатовый браслет” А.И. Куприн приступил осенью 1910 года в Одессе, куда он переехал с женой и дочерью. Замысел возник намного раньше, когда А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова.

Задуманный небольшой, в печатный лист (двадцать одна страница), рассказ неожиданно для автора давался с трудом, разрастался до размеров повести. Работа продолжалась более трёх месяцев. Первая публикация состоялась в альманахе “Земля”, зимой 1911 года.

Тема: любовь. Идея: Изображение судьбы «маленького» человека, история его любви. Композиция: 13 частей, вставные новеллы, полемичность образных рядов. Стиль: безличной болтовне противопоставляется «книжный характер» речи.

Символы Гранатовый браслет «Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его а порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифъ» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях».

Жемчужные серьги Героиня получает и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной ч и стоты, с другой – недоброго предзнаменования.

Герои: княгиня Вера Николаевна Шеина Георгий Степанович Желтков князь Василий Львович Шеин Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры пани Заржицкая генерал Аносов Женни Рейтер

Предварительный просмотр:

Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле.

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 262)

Вода была ласково - спокойна и весело – синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и переходя в густо – синий глубокий цвет на горизонте.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 265)

А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 266)

Черные обильные гроздья, издававшие слабый запах клубники, тяжело свисали между темной, кое-где озолоченной солнцем зеленью.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

По всей террасе разливался зеленый полусвет, от которого лица женщин сразу побледнели.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 268)

Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюща, видимо только что из магазина.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

Вера подняла крышечку, подбитую нежно – голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 276)

Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1987. – С. 276)

Но зато посередине браслета возвышался, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов – кабошонов, каждый величиной с горошину.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 276)

Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо – красные живые огни.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 82)

Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната - зеленый гранат.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 277)

Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожащих внутри пяти гранатов.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1987. – С. 277)

Поди посмотри… там у меня в столе, в ящичке, лежит красный футляр, а в нем письмо.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 286)

Василий Львович сидел у ломберного стола и, низко наклонив свою стриженую большую светловолосую голову, чертил мелком по зеленому сукну.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 292)

Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 296)

И опять его дрожащие руки забегали, теребя пуговицы, щипля светлые рыжеватые усы, трогая без нужды лицо.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 296)

Во-первых, позвольте возвратить вам вашу вещь, - сказал он и, достав из кармана красный футляр, аккуратно положил его на стол.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 296)

Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 298)

Да, я потом вас позову, - сказала Вера и сейчас же вынула из маленького бокового кармана кофточки большую красную розу, подняла немного вверх левой рукой голову трупа, а правой рукой положила ему под шею цветок.

(Куприн А. И. Повести и рассказы. –

М.: Сов. Россия, 1987. – С. 304)


Предварительный просмотр:

Приложение № 2. " Основные цвета, включая оттенки ".

Повесть

Цвет

"Гранатовый браслет"

Красный

Белый

Черный

Синий

Зеленый

Желтый

Приложение № 3. "Основные цвета и оттенки ".

Повесть

Цвет

"Гранатовый браслет"

Красный

Пурпур

Золотой

Голубой

Серебряный

Белый

Черный

Синий

Рыжий

Алый

Темный

Светлый

Зеленый

Желтый

Розовый

Бронза

Фиолетовый

Коричневый

Бурый

Лиловый

Багровый

Кровавый

Солнечный

Огненный

Ясный

Густо-синий

Бледный

Нежно-голубой

Густо-красный

Мрачный

Серый

Чистый

Иссиня-бледный

Лунный

Смугло-розовый

Ослепительно-белый

Огненно-красный

Кроваво-красный

Темно-рыжий

Темно-красный

Темно-зеленый

Снежно-белый

Смуглый

Темно-огненный

Глубоко-красный

Пенно-розовый


Предварительный просмотр:

Приложение № 4. "Анализ программ общеобразовательных школ по литературе" (на примере творчества А. И. Куприна).

Программа под редакцией

класс

Общее

кол-ство

часов на

курс за год

Часы по творчеству А. И. Куприна

Обязат. или самост.

Названия произведений

А. И. Княжицкого

Не указ.

Не указ.

Обязат.

«Тапер»

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

В. Я. Коровиной

Обязат.

«Тапер»

Самост.

«Чудесный доктор»

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Самост.

«Живая вода»

Т. Ф. Курдюмовой

Не указ.

Обязат.

«Мой полет»

Не указ.

Обязат.

«Чудесный доктор»

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Обязат.

«Олеся»

«Гранатовый браслет»

А. Г. Кутузова

Не указ.

Не указ.

Самост.

«Белый пудель»

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Обязат.

«Гамбринус»

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Обязат.

«Тапер»

«Листригоны»

«Лолли»

«Allez!»

«Олеся»

«Гранатовый браслет»

«Суламифь»

«Поединок»

М. Б. Ладыгина

Не указ.

Не указ.

Самост.

«Синяя звезда»

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Самост.

«Палач»

«Куст сирени»

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Не указ.

Самост.

«Поединок»

«Олеся»

«Молох»

Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все умет^, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный опыт заставить служить своему творчеству.

Талантливый был писатель Александр Иванович Куприн. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала нынешнего.

« Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья»-эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - эти темы вечны в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов.

Не обошел эти темы и Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью Куприна стал «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о неразделенной великой любви, любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.

«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря» - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шейну, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Где эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.

Следующим символом следует назвать княгиню Веру Николаевну. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: «...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, символизирует человека, достойного настоящей, «святой» любви.

Немалое значение отводит Куприн «тучному, высокому, серебряному старцу» - генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: «...может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий огромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. В роли этого подарка выступил новый символ той самой любви, в которую верил генерал Аносов, и о которой мечтает каждая женщина, - гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила его «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества: Желтков - только мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня. Но это обстоятельство не смущает его, он по-прежнему любит ее, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: «.. .Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же». Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было - любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви красивого человека - гранатовый браслет.

Любовь - необыкновенное чувство, которое, к сожалению, познать дано не каждому человеку. Тема сегодняшней статьи - повесть Куприна " Гранатовый браслет" . Смысл названия произведения более глубокий, чем может показаться на первый взгляд . Какова проблематика повести? Что символизирует украшение, подаренное главной героине?

"Гранатовый браслет": содержание

Утонченную графиню однажды полюбил неприметный телеграфист. Он не искал с ней встреч, не был навязчив, лишь только письма, которые светская красавица получала изредка, говорили о его чувствах. В день своих именин княгиня получила в подарок от мужа жемчужные серьги. Это был утонченный , изысканный подарок. А вечером посыльный вручил горничной небольшую квадратную коробку со словами " Передайте лично в руки барыне" . В ней был запечатан гранатовый браслет.

Смысл названия повести Куприна объяснить довольно просто. Безответно влюбленный телеграфист однажды всё-таки осознал, что его томления ни к чему хорошему не приведут. Написал княгине еще несколько писем, и к одному из них приложил украшение из низкопробного золота и плохо шлифованных камней. Этот подарок вызвал негодование у родственников главной героини.

Муж и брат княгини отправились к телеграфисту, дабы прекратить череду любовных писем, угрожающих репутации дворянского семейства. Им это удалось. Телеграфист покончил с собой. И только после его смерти княгиня осознала, что в ее жизни случилась любовь, о которой грезят миллионы женщин, но на которую уже неспособны мужчины.

В чём же смысл названия " Гранатового браслета" ? Телеграфист мог бы подарить княгине серьги из бирюзы или Однако Куприн предпочел , чтоб его героиня получила от своего воздыхателя украшение, изготовленное из камней ярко-красного цвета - цвета любви. Смысл названия " Гранатового браслета" следует искать в символике драгоценных камней. Гранат всегда ассоциировался с любовью, верностью, страстью.

Итак, телеграфист погиб. Княгиня поняла, что никогда уже не встретит человека, который будет ее любить столь самоотверженно. Таково краткое содержание " Гранатового браслета" . Сюжет произведения, правда, не так прост. В нём есть еще немало персонажей. Кроме того, повесть Куприна наполнена символами.

Вера Шеина

Так зовут главную героиню повести Александра Ивановича Куприна " Гранатовый браслет" . Она красива, образована, в меру высокомерна. У Веры Шеиной нет детей, но есть умный, добрый, понимающий муж. Василий - предводитель дворянства. Отношения супругов давно стали скорее дружескими. Между ними нет страсти. И была ли она когда-нибудь?

Для того чтобы раскрыть тему любви в " Гранатовом браслете" , следует рассказать о том, как относилась героиня к своему поклоннику. Звали его Желтков. Он отправлял княгине письма не год, и не два. Ещё за семь лет до событий, описываемых в повести, он одолевал Веру Затем надолго замолчал. И только в день именин напомнил ей снова о себе. Вера распечатала небольшую посылку, обнаружила в ней браслет. Как и все женщины, сперва обратила внимание на украшение, и только потом на письмо. " Ах, опять это он" - подумала княгиня. Желтков вызывал у нее только раздражение.

В глубине души Вера Шеина мечтает о страстной любви. Но как и миллионам женщин на земле, это чувство ей не знакомо. Настоящая любовь прошла мимо нее в образе непримечательного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного Желткова, княгиня поняла лишь после его смерти.

Генерал Аносов

Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в " Гранатовом браслете" не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.

Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.

Немалую роль в раскрытии любовной темы в " Гранатовом браслете" сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.

Анна

Автор дает довольно подробную характеристику героям, которые не имеют прямого отношения к основной сюжетной линии. Именно это даёт право назвать " Гранатовый браслет" повестью, а не рассказом. Анна - сестра Веры. Это молодая, привлекательная женщина, которая лишена настоящей любви так же, как и главная героиня. Но в отличие от Веры, она натура очень страстная. Анна беспрестанно кокетничает с молодыми офицерами, посещает званые вечера, тщательно следит за своим обликом. Она не любит своего мужа, а потому не может быть счастлива.

Образ гранатового браслета

Стоит ещё несколько слов сказать о главном " персонаже" повести Куприна. А именно о гранатовой браслете. Желтков - скромный служащий. У него нет денег на дорогой подарок для любимой женщины. Когда-то гранатовый браслет принадлежал его прабабке. Последней это украшение носила мать Желткова.

Камни со старого браслета перенесены на новый, изготовленный из золота, хотя и низкопробного. Вероятно, он долго копил на подарок княгине. Но дело, конечно, не в стоимости этого украшения. Желтков подарил княгине самое дорогое - браслет, принадлежавший матери.

Последнее письмо

Повесть Куприна о трагедии одинокого человека, безгранично любящего женщину, которая никогда не ответит ему взаимностью. После разговора с братом княгини телеграфист написал последние, предсмертное письмо. А затем покончил с собой. После его гибели Вера попросила пианистку Женни Рейтер сыграть симфонию Бетховена, которую так любил Желтков. Когда она слушала эту удивительную музыку, вдруг поняла: он простил ее .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх