Зачем нам нужно читать евангелие. Почему дома важно читать Святое Евангелие и как правильно это делать

Недавно студентам факультета журналистики престижного московского вуза дали факультативное задание: прочесть одно Евангелие, самое короткое и простое по изложению - от Марка. С задачей справились трое из десяти. И те признались, что с трудом «продирались» через текст и… ничего не поняли!
Евангелие действительно остается тяжелым и непонятным чтением, даже для людей воцерковленных. Почему? Оно говорит о той реальности, которая уже бесконечно далека от нас? Или - просто не вмещается в человека и оттого никогда простым чтением не будет? А насколько необходимо его читать, когда есть духовные книги более «удобоваримые»?
На эти темы говорим с настоятелем храма св. Митрофана Воронежского в Москве протоиереем Димитрием Смирновым.

Почему Бог молчит?

Отец Димитрий, почему, на Ваш взгляд, так мало читают Евангелие? Было ли так всегда, или это современное явление?

Евангелие читали всегда единицы. Для остальных его проповедовала Церковь. С тех пор как появились Гутенберг и Иван Федоров, его стали читать десятки. С тех пор как Евангелие перевели с церковнославянского на русский язык в начале XIX века (а в Европе гораздо раньше Лютер перевел с латыни на немецкий) - стали читать сотни людей. Из миллионов живущих!..
Евангелие и было-то не в каждом храме. Только соборные храмы имели Евангелие, и это была очень редкая, дорогая вещь, ценимая как святыня: ее украшали золотом, серебром, драгоценными камнями, хранили как зеницу ока. При грабеже обязательно Евангелие крали, забирали его в другое княжество, потому что ему цены не было: там и иллюстрации уникальные, и оно от руки переписывалось - результат многолетнего труда ученого монаха. Иметь Евангелие дома кому-нибудь - невозможно было. Не всякий князь мог иметь!

- Это технические сложности. А содержательные?…

В силу того что человек живет в совершенно другой стихии, Евангелие остается Terra incognita, землей неведомой, для большинства. Так было всегда.
Только для «подготовленных» современных людей, причем для тех, чье сознание и сердце осолены любовью к Богу, оно может представлять интерес. Людей, которым просто дано такое задание - прочитать! - нужно чем-то другим мотивировать: например, «получишь пятерку» или «дадим много денег». Нужен какой-то дополнительный стимул. Человечество настолько глубоко погрузилось в грех, что спасение от греха становится совершенно неинтересно. Причем даже людям, ходящим в Церковь: им гораздо интересней наладить взаимоотношения с невесткой или устроиться на работу. Только в конкретной нужде человек понимает, что ему нужен Бог.

Вам приходилось сталкиваться с тем, что даже люди воцерковленные не могут понять прочитанного, не могут «продраться» сквозь этот текст?

Много раз! Приходилось спрашивать: что вы поняли? Большинство не только не поняли, но и не смогли даже сказать, о чем читали…
Дело еще и в том, что современные люди не «заточены» на духовную литературу. До XVIII века русский народ был ближе к восприятию духовной литературы, поскольку другой не было.
Сейчас Евангелие доступно физически, оно читается гораз­до больше, люди проявляют любопытство. Но обычно десять страниц максимум человек способен осилить, а потом ему настолько это наскучит… Вы очень правильный термин выбрали: «продираться». Человек попродирается-попродирается и перестает продираться… Потому что ему Евангелие просто чуждо. Чем он «затачивается», «полируется» с утра до вечера? «Жить здорово», «Модный приговор», «Пусть говорят». Это его уровень - клиповый. Даже философия, русская поэзия - уже слишком тяжело для него. Современный человек - очень неглубокое существо.


Фото Hendadz. Freshphoto.ru

- И понятный, более современный язык изложения, на Ваш взгляд, проблему не решит?

Кто-то все время говорит, что надо богослужение перевести на понятный язык. Я думаю, это не изменит ровным счетом ничего. Даже если язык будет понятен, человек не сможет адекватно воспринять новозаветные реалии. «Вышел сеятель сеять» - он это поймет. А что это значит, до него будет доходить годами.
Евангелие - это очень сложный текст. В том плане, что он чрезвычайно насыщен духовно. Духовный смысл Евангелия столь объемен, что адекватно его понять очень сложно. Даже тем людям, которые «тренированы» и привыкли слушать, запоминать, анализировать - студентам или недавним студентам. В каждом отрывке Евангелия - множество слоев. Поэтому оно и внедрялось в сознание столетиями, в том числе через другие книги. У нас в России вместо проповеди после богослужения читали Пролог, Толковое Евангелие - такие книги, которые служили основой благочестия.
И если бы люди сегодня через Церковь шли к тексту Евангелия, через церковное толкование, то для них оно стало бы открываться, конечно.

- Отдаленность современных реалий от реалий древней Галилеи значительно мешает пониманию?

Людям все мешает! Надо еще учесть, что мы находимся в страшном шуме: радио, телевидение, шум моторов автомобилей, треп постоянный - и это все мешает человеку. А чтобы Евангелие воспринять, нужна тишина и готовность услышать ответ. Господь молчит, потому что человек не прислушивается!

- И потому, что ему ответ не нужен?..

Зачастую, да. Сколько раз я это наблюдал. Человек приходит, чуть не плачет, спрашивает что-то. Начинаешь отвечать, а он - не слышит. Он что-то свое продолжает говорить, объяснять. Зачастую люди приходят, чтобы выговориться, а не чтобы нечто услышать. Хотя вроде жанр - диалог, но на самом деле диалога нет…
Бывает, есть очень хороший наставник, а человек слушать не готов. Моя жена как-то наблюдала такую картину: группа молодых людей пришла в храм ближе к концу службы - крестить своих детей. А там сидел старец. Причем старец настоящий - не искусственный, каких сейчас большинство. И исповедовал. К нему подходили люди, вставали на коленочки, что-то рассказывали ему. И вот стоит молодой парень с ребенком на руках и говорит: «Надо же! Неужели этот дед еще что-то соображает?» Он смотрит - действительно, внешне картина странная: подслеповатые глазки, спина дугой, нос касается колен, ему что-то говорят и непонятно, слышит он или нет… И этот парень, основываясь на своем опыте, говорит: «Неужели это дед что-то вообще соображает еще?» Да, старцу было тогда 86 лет - может, родной дедушка этого парня в таком возрасте уже ничего и не соображал. Но этот «дед» нечто такое «соображал», что послушать его, посоветоваться с ним ездило очень много народу…

Дойти своим умом?

Не нужно. Вообще не нужно! Пусть не читают. Но пусть хотя бы купят. Чтоб не бежать далеко, когда захочется прочесть. Может быть, ночью захочется - чтобы не ждать до утра.

Верно ли, что для понимания Евангелия нужно не просто текст знать, но знать церковную традицию его прочтения?

Это обязательно.

- Почему вне традиции его невозможно понять?

Потому что человек будет трактовать прочитанное от ветра своей головы, это превратится в чисто умственную задачку. Что малоинтересно и не приносит большой пользы. Если же человек будет видеть Евангелие через духовный опыт святых отцов, у него отстроится внутренний слух, духовный. И он может тогда его использовать, отличать правду от лжи.

- Ходить в библейский кружок, группу изучения Евангелия - приемлемый вариант?

Если библейский кружок - это варка в собственном соку, тогда и он не принесет пользы. Нужно, чтобы им руководил человек, который находится внутри традиции и может направить, объяснить. Потому что православное предание идет из уст в уста, от сердца к сердцу. Это надо ухватить - перескочить через этот опыт нельзя. Хотя теоретически - можно. Например, мне рассказывали про человека, который, слушая пластинки, разобрался, что такое вокал. Но он такой один-единственный, а остальным желательно иметь наставника, который будет их вокалу учить.

- Если такой человек не встретился… Обязательно должен быть наставник в деле знакомства с Писанием?

Никто никому ничего не должен. Во-первых, это зависит от того пути, которым ведет человека Господь. Во-вторых, от того, чего хочет и что может сам человек. Каждый проживает свою жизнь, и под какую-то готовую модель ее не подстроишь.

Зачастую современному образованному человеку хочется самому, без подсказок, без наставников, своим умом до всего дойти…

Для этого надо иметь ум. Это первое. А второе: надо иметь навыки решения задач. Если мальчику четырех лет предложить сложить два восьмизначных числа, эта задача будет ему не по силам. Почему? Он не знает, как это делать. Он может четыре раза сказать: «Я хочу решить!», но максимум, что он в итоге сделает, это подойдет к дедушке, попросит: «Дедушка, сложи мне эти числа!» Дедушка ему сложит, потом покажет на более простых примерах, как складываются двухзначные числа, потом - как трехзначные. «Понял?» - «Понял». - «А четырехзначные сможешь сам?» - «Нет…» Но - дедушка может помочь! Папе некогда, а дедушка поможет.

О самопринуждении и инквизиции

Есть общеизвестные составляющие церковной жизни человека: пост, молитва, участие в Таинствах и т. д. Какое место здесь должно занимать чтение Евангелия?

В Церкви говорят человеку о вещах желательных. И полезных. Молитвенное правило в том виде, в каком оно существует, - а существует оно уже третью сотню лет (до этого читали Псалтырь или Часослов) - очень желательно. Но Церковь только рекомендует.
Можно дать человеку возможность, но воспользоваться ею не заставишь. Для чего митрополит Филарет (Дроздов) и его комиссия переводили Евангелие на русский язык? Для того чтобы у людей была возможность через него услышать голос Христа Спасителя. Наша роль - рекомендательная: создать условия и дать совет. Инквизиции у нас в Церкви никогда не было.

Церковь заставлять не может, но разве не идет речи о самопонуждении? Иногда говорят, что Евангелие хорошо читать, даже если ты поначалу его не понимаешь. Что оно, как слово Божие, само по себе оказывает какое-то благотворное влияние на человека…

С одной стороны, читать как попугай, ничего не понимая, конечно, малополезно. Это, скорее, телесное упражнение.
С другой стороны, мы детей побуждаем учить наизусть стихи. И сам текст, выученный наизусть, он может работать в дальнейшем. Как притча. Господь сказал притчу, у человека в душе сложился образ, он этот образ запомнил. И образ начинает работать в человеке, а потом человек начинает его осмыслять.
Но все же ему нужно понять: например, кто такой самарянин, как он встретил израненного человека, как его на ослика посадил, как его повез в гостиницу - он это все должен представить и запомнить. Но, к сожалению, люди не могут даже пересказать евангельские притчи.
Однако если человек постоянно читает - кругами, каждый год, то на третий, пятый год более-менее содержание запомнит, усвоит. А потом можно, апеллируя к его памяти, что-то об этом рассказывать. Это и есть работа Церкви. Само богослужение так устроено: это постоянное напоминание о Евангелии. В течение года в храме «проживается» все Евангелие. Это совершенно гениальное изобретение с точки зрения педагогики! Я сорок лет служу и не перестаю удивляться совершенству того организма, который называется богослужением. Оно евангелиецентрично.

Фото Andrada Radu

И тем не менее достаточно часто слов Евангелия за богослужением не разобрать… По канонам разве священник не может повернуться лицом к прихожанам в момент чтения?

Да хоть сядь боком или ляг в шезлонг! Если ты читаешь Евангелие и его не слышно - это ситуация абсурдная. Это все равно, как если бы диктор пришел в студию, выключил микрофон и шепотом давай разговаривать…
Либо надо говорить громко, либо надо поворачиваться, либо вставать в центр храма под купол, либо включать микрофон. Ведь речь существует для того, чтобы люди ее слышали. А все иное - абсурд.

Есть ли какие-то универсальные рекомендации, как читать Евангелие? Отец Иоанн Крестьянкин, к примеру, советовал ежедневно прочитывать одну главу Евангелия, две главы из апостольских посланий. Кто-то читает по зачалам - отрывкам, которые в этот день читаются за богослужением в храме…

Способов несколько. Можно и просто подряд читать. Человек сам определяет: как ему лучше ложится на ум, на сердце, так он и читает. Но это только на практике можно оценить. А все регламентировать нет никакой нужды.
Я никогда в жизни не читал две главы из послания подряд. Читал по зачалам, потому что одновременно готовился к проповеди. Мне всегда нравилось, как то, что написано в Апостоле, обычно прекрасно сочетается с Евангельским текстом на этот же день. Меня это просто завораживало! Разные авторы, разное время написания этих книг, и вдруг - такое чудесное единство!

Должна быть какая-то систематичность чтения, или и тут совсем ни к чему регламент: есть настроение - человек читает, нет - не читает?

Наша задача какая? У христиан совершенно иная задача жизни, чем у людей мирских - подчинить свою жизнь воле Божьей. А не настроению. Если ждать вдохновения, настроения, тогда просто не успеешь стать христианином…

О белках, жирах и углеводах

Если обратиться к Вашему пастырскому опыту, приходят ли к Вам люди с вопросами по Евангелию? Или все-таки только с бытовыми, «прикладными», вопросами?

Нет, по Евангелию вопросы - тоже бывают. Но они обычно очень похожи. Есть такие места в Писании, которые с налету не поймешь. Например, всех очень волнует судьба засохшей смоковницы - сейчас уже поменьше, но раньше очень волновала: как нехорошо, «неэкологично», немилосердно по отношению к природе Христос поступил!..

В пищу входит многое. Можно чай с вареньем пить и есть все время. Но долго не протянешь на таком рационе. Потому что помимо углеводов человеку нужны белки. Евангелие - это как белок, это основная пища. А так нужно все: белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы.

В середине XX века вышла книга «Мастер и Маргарита». Она у многих пробуждала интерес к Евангелию. Или рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда»: некоторые свидетельствуют, что к вере пришли, послушав ее. Возможно ли создание таких вещей для знакомства с Евангелием широкой аудитории, не готовой к чтению первоисточника?

Бывает и такое. Говорят, Ньютону яблоко упало на голову, и он о законе всемирного тяготения задумался после этого. Но это не значит, что если яблочную бомбардировку устроить, то люди всю космогонию поймут. В той же рок-опере ведь - искаженное Евангелие. А сколько народу «застряло» на ней и дальше не пошло?
Но Господь, безусловно, разными путями доходит до человека. И такими - тоже.

- Но, казалось бы, Евангелия написаны не самыми учеными мужами и написаны для всех…

Оно - для всех. А мера восприятия Евангелия у всех разная.
Был такой случай очень давно - 1700 лет тому назад. Один молодой человек искал духовной жизни, пришел к старцу и говорит: «Хочу научиться духовной жизни!» Тот отвечает: «Хорошо. Давай откроем Псалтырь». И читает первый псалом: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» Тот говорит: «Все, спасибо, достаточно». И уходит. Но, оказывается, уходит не насовсем. Приходит через 20 лет и говорит: «Я старался исполнять одну эту заповедь, которую услышал». Он 20 лет потратил на познание того, о чем была это заповедь и как ее исполнить!
Это как жемчужное ожерелье: жемчужинка за жемчужинкой нанизывается, пока не получится ожерелье. Одна заповедь - это была его мера. Но он исполнил ее и двинулся дальше. А другой человек может считать, что он все знает, обо всем болтать, а самого главного не понять. И потом влияет на жизнь человека, меняет ее не само чтение, а только приятие сердцем Евангелия. И даже не это влияет, а глубина этого приятия.

Вырванный лист, изменивший жизнь

- От чего зависит глубина этого приятия?

От любви к Богу.

Любовь к Богу воспитывается через исполнение заповедей? Сложно же прийти в Церковь и сразу сказать: «Я люблю Бога»…

Всякое бывает. И потом любовь - это не абстрактная категория, не какая-то умственная вещь, это состояние души. Ум может пытаться в этом разобраться, но любовь - это данность. Человек даже воспринимает ее как нечто, ниспосланное свыше, а не то, что он выработал своей головой, какими-то упражнениями наработал.

- И полюбить Евангелие можно таким образом?

Думаю, что полюбить Евангелие можно только читая, познавая его. Чем глубже проникаешь, тем глубже любишь.

Нельзя ли предположить, что этому проникновению, этой любви мешает страх? Евангелие задает очень высокую планку, и человек с ужасом видит, насколько он до нее не дотягивается…

С одной стороны, планка высокая, а с другой стороны - в Евангелии очень видно снисхождение Бога к человеку. И это дает дерзновение. И потом Христос сказал, что совершенная любовь изгоняет страх. То, что связано со страхом, мне понятно. Очень понятно и очень близко. Но то, что любовь изгоняет страх, мне тоже становится понятным.


Фото Екатерины Соловьевой

- В Вашей пастырской практике были люди, которые именно через чтение Евангелия поверили в Бога?

Все было. У нас в семинарии учился один парень, мы с ним вместе сдавали вступительный экзамен. У него спрашивают одно, другое, а он говорит: «Я не знаю ничего. У меня и книг никаких не было никогда. Просто я стоял на остановке и увидел листок бумаги, поднял его…». И достает этот листок бумаги, разворачивает. А это - одна страница из Евангелия. Он прочел ее, выучил наизусть и пошел поступать в семинарию!
И его приняли. Он окончил четыре курса, женился и… умер. Мы его хоронили: 50 священников во главе с епископом отпевали.
Ему было только около 30 лет. Этот семинарист хотел выучиться Евангелию - и он выучился. В самом лучшем учебном заведении, которое на то время было в России. Господь забрал его, счел его готовым. Это - уникальный путь. А так - у всех по-разному в жизни бывает…
Господь к каждому человеку чрезвычайно милостив. Вообще, эту милость даже невозможно описать! Он с каждым возится, каждому что-то «подкладывает»: где соломки постелет, где человека навстречу пошлет, где - какие-то обстоятельства. И вот так «нянчится» с каждой душой. Поэтому наше участие тут - минимально. Но все-таки оно должно быть.
От того, что люди не читают Евангелие, отчаиваться не надо. Все, кто хочет, не только прочтут, но могут даже с сирийского языка его перевести. Я недавно познакомился с человеком, который перевел один толстенный еврейский трактат XVI века на современный язык. А этот трактат вообще не переиздавался с тех самых пор. Тому человеку это потребовалось, и он это сделал. Потрясающе! Он один на всем земном шаре владеет этим текстом.
Как ученые: один в клетку к зверям лезет, другой - в микромир, третий - в космос, четвертый - в слово… Было бы желание!
Господь к каждому милостив. Но в Царство Небесное входят исключительно одни желающие…

Фото протоиерея Димитрия Смирнова – Игорь Лилеев

Количество записей: 83

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, отличалась ли плоть воплотившегося Слова Божьего, т.е. Иисуса Христа, от плоти других людей? И если отличалась, то чем?

Александр

До воскресения из мертвых она отличалась безгрешностью, Александр, а по воскресении - даже элементарными своими свойствами. Например, Господь вместе со Своею плотью мог проходить через закрытые двери – вспомните, как Он являлся Своим ученикам.

игумен Никон (Головко)

Доброго времени суток. Вопрос возник по отрывку из Ин 8.1-11. Что стало причиной того, что фарисеи ушли, оставив все как есть? С толкованием Таушева о том, что фарисеи были обличаемы своей совестью и вспомнили о своих грехах, знакома. Есть ли иные толкования на этот отрывок и где о них можно прочитать? У одной из протестанских церквей прозвучало мнение о том, что есть какой-то древний обряд, которого и испугались фарисеи. Где об этом можно прочесть подробнее, из надежного источника? Заранее спасибо.

Ирина

Ирина! Вот похожее объяснение А.П. Лопухина: «Совесть стала обличать приведших женщину в несправедливости их отношения к ней, этой преступнице, и они разошлись – старшие, как более сообразительные, раньше, а младшие – позже. Они поняли, что их попытка поставить Христа в затруднительное положение окончилась неудачей, и им стало стыдно перед народом». Другие толкования можно прочитать здесь: http://bible.optina.ru/new:in:08:01.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Если я осквернился, то мне нельзя читать Евангелие до того, как я вычитаю правило от осквернения?

Александр

Прочитайте краткую молитву и читайте Евангелие.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. Написано, что нельзя воздавать злом за зло, то есть мстить и т. д., а сдать преступника в полицию - это не воздаяние злом за зло, ведь в тюрьме ему ох, как несладко будет? Так же про взявший в руку меч, от меча и погибнет. Разве убийство на войне может ли быть оправданным? Спасибо.

Андрей

Андрей, когда Вы сообщаете полиции о преступнике, Вы тем самым приносите огромное благо обществу, Вашим близким, избавляете тех, кто мог бы стать новой жертвой преступника, от злой участи. Хотя при этом будет очень благочестиво, если лично Вы будете готовы по-христиански этого преступника простить. Что касается войны, то об этом уже неоднократно писалось на нашем сайте: защищать свой народ, своих ближних от врагов – это заповедь Христова. Вообще по всему видно, что Вам очень необходимо личное общение со священником, в ходе которого Вы смогли бы разрешать эти и другие вопросы, естественно возникающие на пути духовной жизни. Постарайтесь, пожалуйста, найти возможность такого общения – может быть, в ближайшем приходе или монастыре.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Как относиться к этим строкам из Писаний? Почему священников батюшками называют, они же сами эти заповеди знают? Спасибо. "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос". Матф 23.8-10.

Андрей

Андрей! В данном случае Христос обращается непосредственно к апостолам, обличая грех любоначалия. Никакого отношения к батюшкам эти слова не имеют. Более подробно читайте толкование святителя Иоанна Златоуста: http://bible.optina.ru/new:mf:23:08.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте.Что значит выражение "кесарю кесарево, а Богу Божие"? Спасибо.

Андрей

Здравствуйте, Андрей. В Евангелии всюду утверждается важнейший принцип жизненных приоритетов: «Ищите прежде Царства Божия…», это главное, а все необходимое для временной жизни «приложится вам». В данном контексте этот принцип применен в отношении земных властей. Что установлено земными властями, надо исполнять, но только до тех пор, пока они не требуют отступления от Бога и воздаяния себе божеских почестей. Другими словами, недопустима замена приоритетов: «Прежде всего, служи царю и удовлетворяй земные потребности, а Царство Божие приложится».

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. В Евангелии от Ин., 4:10 Иисус Христос говорит с самарянкой о живой воде, которую Он ей может дать. Если есть живая вода, то должна быть и мёртвая. Иначе и незачем было бы давать воде специальное название. Скажите, пожалуйста, что подразумевается под живой водой и чем она отличается от мёртвой?

Александр

Александр! Христос часто в разговоре с простыми людьми употреблял сравнения с повседневной жизнью, понятные народу. По учению святых отцов «живой водой Христос называет здесь источники Своего учения, – водой, так как оно, подобно воде, очищает нечистоту грехов, угашает огонь страстей и врачует засуху и бесплодие неверия, – а живой, как вечное и всегда продолжающееся, так как жизнь воды состоит в течении и движении. Златоуст говорит, что под водой живой Иисус Христос разумеет благодать Божественного Духа, Который различно называется вследствие различных Своих действий; здесь называется водой, а в другом месте – огнем. Водой называется потому, что подобно тому, как вода, падающая с неба, все оживляет и поддерживает, и, будучи одного вида, действует различно: согревая, сожигая, освещая и очищая, так точно и Божественный Дух». Как видите, никакой «живой» и «мертвой» воды в природе не существует. Это аллегория.

иерей Владимир Шлыков

Батюшка! Христос Воскресе! Подскажите, пожалуйста, можно ли продолжать читать Евангелие, хотя многого не понимаешь (особенно в Откровении Святого Иоанна Богослова)? Я читаю в день по одной кафисме Псалтыря и по одной главе Евангелия 3 года. Грешно ли читать ежедневно, не понимая сути, или вначале необходимо усвоить суть учения?

Тамара

Здравствуйте, Тамара! Для того, чтобы читать правило, которое Вы описали, нужно взять благословение у священника, к которому Вы обычно ходите на исповедь. Батюшка определит меру чтения, которая будет Вам полезна. Со своей стороны советую Вам начать читать Закон Божий, а когда описанные в нем Библейские события будут Вам ясны, то можно читать после Евангелия толкования святых отцов на прочитанную Вами главу.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Благодарю Вас за ответ на предыдущий вопрос. Подскажите, пожалуйста, в чем дьявол искал покоя и почему именно в пустыне, когда был изгнан из человека? Мф.12:43.

Александр

Александр! Евфимий Зигабен считает, что Господь «безводными местами называет пустыни, и разумеет души святых, не имеющие никакой влаги страстей, лишенные и не производящие никакого зла». Впрочем, слова Священного Писания нельзя вырывать из контекста. Нужно читать мысль целиком и, желательно, с толкованием святых отцов. В данном случае можно почитать толкование по этой ссылке: http://bible.optina.ru/new:mf:12:43.

иерей Владимир Шлыков

Христос призывал не думать о дне завтрашнем. Означает ли это не писать планы на день, месяц, год? И можно сделать себе режим дня?

татьяна

Татьяна, Господь сказал: «Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34), чтобы мы были свободны от суетности, а не чтобы жили без планов. Помня, что на все воля Божия, вполне допустимо строить планы, говорит апостол (Иак. 4, 13-16). Точно так же и такая полезная вещь, как режим дня: Вы же вносите в него коррективы при необходимости, если нужно что-то неожиданно незапланированное сделать. Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Доброго здоровия батюшки. Обращается к вам р.Б. Маргарита. Как понять слова: «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо чт? мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас». Не значит ли это, что если у человека есть такие видимые грехи, то не надо с ним ни дружить, ни общаться? Конечно, детей трудно перевоспитать, а взрослого и не стоит пытаться. Уговоры ещё никому не помогли, а других методов не имеем. Нельзя нарушать свободу человека, но у вышеперечисленных явно нет совести (совесть - слово Бога в человеке). Какая тут свобода? Недавно в нашем коллективе один курильщик возмущался, что приняли закон о курении. По его мнению, его права ущемили. Спасибо за ответ.

Маргарита

Маргарита, это наставление апостола Павла было исполнимо в первые века христианства, но не в наше время, когда «оскуде преподобный». Как пишет св. Феофан Затворник, «Апостол определяет: считать таковых чуждыми общества христианского, то же, что отлученными, подобно тому кровосмеснику,– изверженному ветхому квасу. В причину этого ставит Апостол,– чтоб от них не заразиться, не окваситься… Общество христианское должно быть чисто. Как скоро кто впадет в грехи, должен быть извергаем. В первые времена грешники и были извергаемы; и те, которые, раскаясь, искали снова общения, хотя были принимаемы, но подвергались строгим испытаниям и должны были пройти несколько степеней покаяния, чтоб быть принятыми опять в полное общение. Это была апостольская мудрая дисциплина. Умножение грешников сделало исполнение ее невозможным. Ныне стань это исполнять: всех гони вон. И исполнять некому». Для нас достаточно будет самим жить по заповедям и стараться воспитать в вере своих детей. Свободой в христианском понимании является свобода от греха, но никак не свобода вседозволенности.

иерей Владимир Шлыков

Дорогие батюшки! Давно ищу ответа на вопрос: как же так получилось, что, зная пророчества о Деве, веря им, с таким трепетом приняв Богоизбранную Отроковицу в храме, позволив Ей там возрасти и воспитаться, после обручив Её так тщательно выбираемому супругу, дать Ей уйти с ним из Храма... и как бы забыть о Ней, о том ожидании в отношении Неё? Да, Иосиф уводил Деву с Младенцем во Египет. Но неужели никто из священников не знал о Её судьбе ничего? Что в этот период происходило? Куда делись те священники, которые обручали Марию Иосифу? Почему спустя непродолжительное, в общем-то, время, Сына Той самой Марии не узнали, не приняли?

Елена

Елена, Пресвятая Дева не могла оставаться в храме после совершеннолетия, по причинам особенностей женского организма. Кроме Нее многие отроковицы воспитывались при храме: это было обычной практикой. Повзрослев, девушки выходили замуж. Так как Богородица дала обет девства, то Ее обручили престарелому благочестивому Иосифу, который стал хранителем Девы и взял на себя дальнейшую заботу о Ней. Каких-то прямых указаний народу о том, что Дева Мария станет Матерью Спасителя, не было. Об этом знали совсем немногие по Божественному откровению (например, родители Иоанна Предтечи Захария и Елисавета). Для большинства же народа это оставалось тайной, чтобы сохранить Пресвятую Деву и Божественного Младенца. Вспомните, что случилось, когда Ирод узнал от волхвов о том, что родился новый Царь. Христа не приняли те, кто ждал земного царя, который придет и «решит все проблемы», сделает жизнь евреев счастливой на земле. Истинно верующие и ожидающие Мессию узнали Его.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день, батюшки! Иуда Искариот из какого был колена?

Ирина

Боюсь, на этот счет не существует достоверной информации. Да и так ли это важно?

диакон Илья Кокин

Здравствуйте. Благословите спросить: чревоугодие православная церковь считает смертным грехом. Почему? Разве немилосердие, жестокость, убийство, в конце концов, не более наихудшие и тяжелейшие грехи? И почему именно 7 смертных грехов? Кто так классифицировал грехи, и где об этом можно прочитать? И второй вопрос: где грань между чревоугодием как грехом и просто хорошим, здоровым аппетитом? Ведь мы - миряне, а не аскеты-подвижники, где та золотая середина? Если я правильно понимаю Писание, то человека оскверняет не то, что входит в него, а то, что выходит из его сердца (всякого рода зло). Вразумите меня, пожалуйста. И простите.

Валентина

Валентина, разве Вы не видите, что угождение чреву, объедение, лакомство, страсть к еде также губительны для человека, потому что потворствуют похотям тела, как и, к примеру, блуд? Эта страсть точно также делает человека плотским, а не духовным. Кстати, в отношении здорового аппетита и того, сколько надо есть: святые отцы советовали вставать из-за стола без чувства полной сытости. Классификация смертных грехов довольно условная: здесь надо понимать, что для человека смертным может стать любой, даже малый грех, если человек в нем не кается. Упоминания о смертных грехах встречаются в святоотеческих творениях практически на протяжении всей истории христианства, но одной из наиболее четких классификаций является классификация свт. Игнатия (Брянчанинова).

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! У меня есть два вопроса, на которые не получается найти ответа, помогите, пожалуйста! В книге А. Меня «Сын человеческий» сказано, что наше летоисчисление ведётся не совсем точно от Рождества Христова, и разница составляет где-то 4 года, я запутался, и не могу понять, почему. И второй вопрос. На какой церковный праздник исполняется песнопение на слова из послания апостола Павла к Римлянам, глава 8-я, стихи 35-38? Спасибо за ответ.

Андрей

Андрей, летоисчисление – вещь достаточно условная. 3-4 года – статистическая погрешность. Это апостольское послание читается в день памяти новомучеников и исповедников Российских - празднование переходящее. Совершается служба в ближайшее воскресение к 25 января по старому стилю.

протоиерей Максим Хижий

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последне 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь. ;

Ежедневно в течении года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течении года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришелец аз аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.» (Псалом 118, 18, 19)

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

«Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, что-бы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.»

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

«Спаси, Господи, и помилуй раба твоего — (имя рек) словами Божественного Евангелия чтомыми спасении раба твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке.

Примечания:

1. Все четыре Евангелия содержат 89 глав и прочитываются за квартал, поэтому в таблице начало каждого квартала совпадает с началом очередного чтения Евангелия. За год все четыре Евангелия и Апостол прочитываются 4 раза, а Псалтирь — 18 раз, причем чтение Евангелия и Апостола начинается и оканчивается одновременно.

2. В клетках даны по три надписи: верхняя — глава Евангелия, средняя — главы Апостола, нижняя — номер кафизмы.

3. Наличие в таблице незаполненных мест указывает на резервные дни, в которые чтение будет произвольно.

5. Вначале ежедневное чтение может состоять только из глав Евангелия, потом по мере сил, нужно прибавить главы Апостола и затем добавить кафизму Псалтири. Опытно познано — если случается пропускать чтение, то продолжать его лучше всего строго по таблице, а номера пропущенных глав записать и эти главы дочитывать потом постепенно.

При составлении памятки использованы:

1. В помощь кающимся. Из сочинений Епископа Игнатия (Брянчанинова). Оптина пустынь, 1991 — 15с.

2. Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №7(27) — 64с.

3. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по Церковным чтениям из Слова Божия. Издательство «Правило Веры». Москва, 1995 — 369с.

4. Полный Церковно-Славянский Словарь. Протоiерей Г. Дьяченко. Издательский отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 — 1120с.

5. Прологъ въ поучениях. Часть I. Составилъ Протоiерей Викторъ Гурьевичъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 — 441с.

Люди, которые совсем недавно приобщились к церкви, не знают, как правильно читать Евангелие дома, и поэтому задают подобные вопросы . Чтение Писания, обычно, сопряжено с рядом сложностей. И их стоит рассмотреть подробнее.

Трудности при освоении Евангелия

Некоторые верующие отмечают, что вначале читать Писание крайне трудно. И связано это не только с непривычным стилем изложения, но и с тем, что многих неуклонно тянет в сон при его чтении.

Священнослужители считают, что данный феномен связан с проявлениями тонкого мира, где находятся не только ангелы, но и демоны. Именно темным силам не нравится, когда человек занимается изучением Священного Писания. И они стараются всячески помешать такому действию.

У воцерквленных людей сложностей с чтением Евангелия меньше, ведь они крепче духом. И их вера больше и глубже, чем у новичков. Поэтому все искушения и трудности в освоении Священной книги проходят со временем, если человек прилагает усилия к этому.

Существует ряд правил, относящихся к чтению Писания. В них содержится следующая информация:

  • Читать необходимо стоя;
  • Первое чтение должно быть проведено от начала и до конца книги. Далее можно читать любимые отрывки. Но это не значит, что читать нужно беспрерывно;
  • Во время чтения нельзя отвлекаться или спешить.

Помимо общих правил, в современном мире присутствуют мифы, связанные с чтением Евангелия. Среди них есть такие, как:

  • Те, где говорится о том, что женщине обязательно нужно иметь определенную форму одежды и покрытую голову для чтения. В домашней обстановке можно читать и без этих формальностей;
  • Те, где упоминается о том, что если информация не запоминается, то достаточно просто молиться. Усвоить все из Евангелия даже за десятки чтений практически невозможно. Поэтому стоит продолжать читать даже тогда, когда в голове совершенно не откладывается прочитанное. Подобно тому, как река очищает заложенное в нее человеком, и сам человек, читая, очищается.

Чем дольше изучается Священное Писание, тем больше новых смыслов открывает для себя христианин в итоге. На вопрос о том, как правильно читать Евангелие дома, сложно дать однозначный ответ.

На каком языке изучать Писание?

Современные люди не знают старославянский язык, и мучить себя его чтением не рекомендуется. Лучше всего разбирать духовные тексты на том языке, который является для человека родным.

Как приобщать к чтению Евангелия детей?

В православии существует множество прекрасных книг для детей, где в доступной форме излагаются библейские сюжеты. Можно приобрести одну из них, чтобы читать об этом детям. Но и чтение «взрослого» Евангелия также приветствуется.

Недопустимо использовать для чтения современные стилизованные под сказки варианты. Ребенок должен понимать всю важность процесса, и не путать его с детской забавой.

Из-за нехватки церковных знаний, верующий может не понимать некоторые отрывки из Писания. Тогда необходимо прибегнуть к официальным толкованиям, разрешенным церковью или личным духовником.

Необходимо ли освещать духовную литературу?

На этот вопрос священнослужители дают отрицательный ответ. В церковной практике нет чина освящения литературы. А Евангелие само по себе уже является священной книгой. И в дополнительном освещении не нуждается.

Так, как правильно читать Евангелие дома? Делать это нужно в спокойной обстановке. Можно читать в уединении, а можно организовать чтение для всей семьи. Если возникают трудности, то перед чтением можно помолиться Господу. Попросить его о даровании мудрости для изучения Священного Писания. Вдумчивость и усердие - вот основные аспекты постижения одной из главных книг в христианстве. Во время чтения рекомендуется делать записи в отдельной тетради. Там можно записывать возникающие вопросы, важные мысли и полюбившиеся цитаты. Такой подход помогает систематизировать полученные знания.

23 октября в культурном центре «Покровские ворота» состоится вечер памяти митрополита Антония , а главной темой обсуждения станет возможность разговора, подлинного диалога верующего с неверующим. В вечере примут участие люди, знавшие владыку лично, известные журналисты (Александр Архангельский, Ксения Лученко), протоиерей Павел Великанов и протоиерей Алексий Уминский. На вечере будут представлены две книги митрополита Антония, которые вышли этой осенью «Бог: да или нет? Разговор верующего с неверующим» и «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка».

Представляем вашему вниманию введение и фрагмент беседы на Евангелие от Марка митрополита Антония Сурожского (публикуется в сокращении).

Введение

Хочу дать и некоторые практические советы. Ведь очень важно, приступая к делу, знать возможно лучше, как это дело выполнить. Сначала укажу, как читать Евангелие, по возможности, в одиночку, самостоятельно, а затем попробую указать способ дискуссий и изучения Евангелия в группе.

Первое условие для извлечения действительной пользы от последовательного чтения Евангелия - это, конечно, честное отношение к делу; т. е. надо к нему приступить с такой же честностью, добросовестностью, с которой человек приступает к изучению какой-либо науки: без предвзятых взглядов, стараясь понять, о чем идет речь, что тут сказано, и только потом отозваться на то, что было услышано или прочитано. Поэтому необходимо приступить к чтению Евангелия с единственным желанием - открыть истину, понять, что там сказано. И во-вторых, отнестись к этому занятию столь же серьезно и добросовестно, как должно относиться ко всякому научному делу.

Надо быть готовым к тому, что некоторые места окажутся нам чуждыми, некоторые заденут нас как-то болезненно, и лишь немногие дойдут до нас глубоко. Но, вчитываясь в Евангелие, вдумываясь в то, что мы слышали, как бы мы ни отнеслись к этому, мы постепенно вспахиваем свою душу к новому пониманию. Есть место в Евангелии, где сказано, что когда сеятель бросает семя на землю, то одно падает на дорогу, другое - в кусты придорожные, какое-то - на каменную почву и, наконец, некоторое - на добрую почву, способную принести плод. Каждый из нас является в каждый момент либо тем, либо другим-либо каменной дорогой, либо такой почвой, которая может принять Евангелие. И поэтому если сегодня ничего не получилось из чтения, если все проходило мимо, если была рассеянность, если была неспособность глубоко вчитаться - вчитайся завтра, вчитайся послезавтра: в какой-то момент вдруг окажется, что на самом-то деле семя упало на добрую почву, но упало в такую глубину, которая еще не позволяет тебе заметить, как прорастает травинка. Лишь спустя какое-то время ты увидишь, что то, что тебе казалось чуждым, непонятным, вдруг начинает прорастать; зеленеет луг, начинает подниматься жатва. Это первое.

Второе: надо вникать в смысл Евангелия, т. е. удостовериться в том, что, когда ты его читаешь, ты понимаешь то, что сказано. Если что-то непонятно, если, например, слова чуждые, устарелые, надо самому задуматься, или посмотреть в словарь, или кого-то спросить, лишь бы только установить точное значение этих слов, потому что от того, как глубоко ты понимаешь слово, зависит, доходит ли оно до тебя глубоко или воспринимается поверхностно.

А теперь я хочу перейти к тому, как читать Евангелие сообща. И первый вопрос: надо ли читать сообща? Зачем нам вместе читать то, что относится ко мне так лично? Бог ведь говорит мне лично… Да, но Он говорит лично и всем другим, которые в Него верят и которые читают Евангелие или слышат его. Евангелие является благой вестью не только обо мне и для меня, но обо всех. Каждый из нас может воспринять тот же евангельский текст, одни и те же слова - с равным вдохновением, но с более или менее глубоким пониманием. И поэтому надо вчитываться в Евангелие в одиночку, надо вдумываться, вживаться в него, как говорил святой Феофан Затворник, вчувствоваться в него, надо начать жить согласно ему; но вместе с тем надо помнить, что Евангелие дано нам всем и что каждый из нас, вслушиваясь, вдумываясь, вчитываясь, живя Евангелием, может понимать его с новой и новой глубиной. Поэтому очень важно, чтобы, где только есть такая возможность, люди собирались маленькими группами, читали Евангелие вместе и делились своим опытом понимания его.

Я уже сказал, что надо предварительно тот или другой отрывок самому прочесть и продумать и прочувствовать; но вместе с тем необходимо и делиться этим опытом - не для того, чтобы обогатить свой ум, а потому что, когда ты делишься тем, что является для тебя самым драгоценным, самым святым, самым животворящим, ты совершаешь дело любви; а все Евангелие от начала до конца говорит о любви, о том, как нас любит Бог и как мы должны любить друг друга и Его. Поэтому надо собираться небольшими группами, по четыре, пять, шесть, восемь человек, предварительно прочитав определенный отрывок, помолиться вместе, помолчать, как бы вмолчаться в собственную тишину или в ту тишину, которую составляет совместное молчание; молчать достаточно долго, чтобы молчание нас глубоко проникло, и потом прочесть этот отрывок - негромко, внимательно, без драматичности, трезво, зная, что мы никогда не сможем слова Христовы произнести так, как Он их произносил, - и поэтому читать сдержанно, благоговейно. После этого помолчать немного, ожидая, пока кто-нибудь захочет что-то сказать. Надо дать время каждому отозваться. Тот, кто руководит этим собранием, должен быть готов, если никто сразу не отзовется, поставить какой-нибудь вопрос. Именно - не давать ответы на те вопросы, которые, как ему кажется, зародились в душах других людей, а поставить вопрос, который зародился в его душе.

Вот я прочел этот отрывок, я недоумеваю: как может быть, что Христос заповедует нам и при этом говорит, что мы должны быть готовы оставить самых дорогих людей для того, чтобы последовать за Ним?.. Много таких мест есть, которые будут вызывать недоумение. И затем ждать: может, кто-нибудь, у кого есть опыт, или кто продумал это, или прочел нечто на эту тему, сможет отозваться и сказать: «Знаешь, я, может быть, не все понимаю, но вот как я понимаю этот отрывок, вот как мне его объясняли, вот как его объясняет тот или другой духовный писатель». И так можно вместе вчитываться в Евангелие, помогая друг другу понять прочитанное, но также в конечном итоге поддерживая друг во друге решимость и готовность не только умом понимать, не только сердцем отзываться, но всей волей укрепляться в решимости жить согласно Евангелию - согласно тому, что каждому лично и вместе нам стало понятно в нем.

Вот если так приступить к чтению Евангелия, сообща, то, как говорится в Писании, брат братом укрепляемый - как гора Сион, не подвигнется вовек. Поддержка единомышленников, поддержка друзей, поддержка людей, которые на одном с тобой пути в Царство Божие, может оказать большую помощь, и от нее не надо отказываться. Значит, нужно вчитываться в Евангелие в одиночку, и с любовью делиться с другими своим пониманием, и из этого общения черпать силы жить.

Фрагмент из толкования митрополита Антония на Евангелия от Марка

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 13–17).

Я хочу сказать нечто о крещении Иисуса Христа.

Люди приходили к Иоанну креститься, исповедуя свои грехи. Они приходили к Иоанну, потрясенные его проповедью, тем, что есть правда на земле, что есть правда небесная, что есть суд на земле, суд совести, а в вечности - суд Божий; и что тот, кто не примирится со своей совестью на земле, безответным станет перед судом Божиим. Иоанн Предтеча говорил о покаянии именно в этом смысле: обратитесь к Богу, отвернитесь от всего того, что вас пленяет, что вас делает рабами ваших страстей, ваших страхов, вашей жадности. Отвернитесь от всего того, что недостойно вас и о чем ваша совесть говорит вам: нет, это слишком мало, ты слишком большое существо, слишком глубокое, слишком значительное, для того чтобы просто предаться этим страстям, этим страхам… Но можно ли сказать нечто подобное о Христе?

Мы знаем, что Христос был Сын Божий не только в каком-то переносном смысле слова, но в самом прямом смысле этого слова. Он был Бог, Который облекся в человечество, воплотился. Вся полнота Божества, как говорит апостол, в Нем обитает телесно; и можно ли себе представить, что человеческое существо, пронизанное Божеством, как железо бывает пронизано огнем, может одновременно быть грешным, т. е. холодным, мрачным? Конечно, нет; и поэтому мы утверждаем, мы верим, мы знаем опытно, что Господь наш Иисус Христос и как человек был безгрешен, а как Бог - во всем совершенен. Зачем же Ему было креститься? Какой в этом смысл? Этого Евангелие не объясняет, и мы имеем право задавать себе вопросы, и мы имеем право недоумевать, мы имеем право глубоко задуматься над тем, что это значит.

Вот объяснение, которое мне когда-то дал пожилой протестантский пастор Южной Франции. Я тогда был молод и ставил ему этот вопрос; и он мне отвечал: «Знаешь, мне представляется, что, когда люди приходили к Иоанну, исповедовали свои грехи, свою неправду, всю свою нечистоту душевную и телесную, они как бы символически ее омывали в водах реки Иордана. И его воды, которые вначале были чисты, как всякие воды, постепенно становились оскверненными водами (как, знаете, в русских сказках говорится, что есть воды мертвые, воды, которые потеряли свою жизненность, которые могут передавать только смерть). Эти воды, насыщенные человеческой нечистотой, неправдой, человеческим грехом, человеческим безбожием, постепенно становились мертвыми водами, способными только убивать. И Христос в эти воды погрузился, потому что Он хотел не только стать человеком совершенным, но хотел, как совершенный человек, понести на Себе весь ужас, всю тяжесть человеческого греха.

Он погрузился в эти мертвые воды, и эти воды передали Ему мертвость, смертность, принадлежавшую тем людям, которые согрешили. Эти воды несли в себе смерть как оброки греха, т. е. возмездие за грех (Рим. 6: 23). Это момент, когда Христос приобщается - не греху нашему, а всем последствиям этого греха, включая самую смерть, которая, в каком-то отношении, ничего общего с Ним не имеет, потому что, как говорит святой Максим Исповедник, не может быть, чтобы человеческое существо, которое пронизано Божеством, было смертным. И действительно, церковная песнь, которую мы слышим на Страстной седмице, говорит: О Свет, как Ты потухаешь? О Жизнь вечная, как Ты умираешь?.. Да, Он - вечная жизнь, Он - свет, и Он потухает нашей темнотой, и Он умирает нашей смертью. Поэтому Он и говорит Иоанну Крестителю: оставь, не препятствуй Мне погрузиться в эти воды, нам надо исполнить всю правду, - т. е. все, что справедливо, все, что должно быть сделано для спасения мира, должно нами быть сейчас исполнено.

Но почему же тогда Он приходит на воды крещения тридцати лет, а не раньше или не позже? Тут снова можно задуматься над тем, что это могло значить.

Когда Бог стал человеком в утробе Божией Матери, был совершен односторонний акт премудрости и любви Божией. Телесность, душевность, человечество рождающегося Христа были как бы взяты Богом без того, чтобы они могли воспротивиться. На это дала согласие Божия Матерь: «Вот, Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову твоему» . И родился Ребенок, который был в полном смысле человеком, т. е. самовластным, с правом выбора между добром и злом, с правом выбора между Богом и Его противником. И в течение всей жизни - детства, юности, более взрослых лет - Он созревал в полной Своей отдаче Богу. По Своему человечеству, как человек Он принимал на Себя все то, что Бог на Него возложил через веру Божией Матери, через Ее отдачу Себя и Его. И Христос пришел креститься в этот момент, чтобы и как человек взять на Себя все, что на Себя взял Бог, Сын Божий, когда в Предвечном Совете Он принял решение сотворить человека, и - когда этот человек падет - понести все последствия Своего первичного акта творения и того страшного дара свободы, который был дан человеку. В славянском тексте Ветхого Завета, в пророчестве Исайи о Христе говорится, что от Девы родится Младенец, Который, раньше чем сумеет отличать добро от зла, выберет добро, потому что и в человечестве Своем Он совершенен.

И вот этот Человек Иисус Христос, возрастая до полноты Своего человечества, полностью берет на Себя то, что возложил на Него Бог, что возложила на Него вера Пречистой Девы Богородицы. Погружаясь в эти мертвые воды иорданские, Он, как чистый лен, погружаемый в красильню, вступает белоснежным и выходит, как говорится у того же Исайи, в окровавленной одежде, в одежде смерти, которую Он должен на Себе понести.

Вот о чем говорит нам крещение Господне: мы должны понять, какой подвиг заключен в нем, какая любовь к нам. И перед нами ставится вопрос - не впервые, а снова и снова, настойчиво: как же мы ответим на это?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх