«Все встречаю, все приемлю…» (По лирике С. Есенина.). 

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть

С.А.Есенин вошел в литературу как поэт. Отличительная черта его лирики - связь поэзии с традициями русской классики.
Он поднимает в творчестве вечные проблемы: судьба родины, человека. Есенин всегда выступает как философ, мыслитель. Он рисует правдивые картины быта людей, изображает Отечество в переломные исторические моменты. Размышляя о судьбах
человека, Родины, Есенин осознает, что они далеки от идеала. Контраст мечты и действительности порождает печальные думы.
Именно они сопровождают тему Родины, прошедшую через все творчество Есенина.
Характер восприятия Родины на протяжении жизни поэта менялся. Вначале Отечество в есененском представлении - это "край родной", где он рос, мужал; позднее понятие Родины расширилось до масштабов Вселенной.
Поэт всей душой предан России:
Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "не надо рая,
Дайте родину мою".
Боль, любовь и вера - определяющие мотивы стихотворения " Запели тесаные дороги":
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
Есенина волнует судьба патриархальной Руси, он называет себя "последним поэтом деревни". Мысль о будущем неотступно тревожит его. Есенин предчувствует роковые перемены:
…Уже смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
С уходом патриархальной Руси поэт испытывает духовный кризис. В состоянии опустошения он пишет:
Нет любви ни к деревни, ни к городу…
Брошу все…
Есенин признает умом необходимость преобразований, но сердцем чувствует боль утраты.
Самозабвенность чувства к Родине проявляется в том, что поэт принимает нововведения в жизнь общества, осознав необходимость технического прогресса для блага страны:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться Сохой по полям!
Нищету твою обидеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.
Есенин воспевает новую "стальную" родину, приветствуя "моторный лай". Но отношение к деревне, к родным просторам осталось прежним. Любовь, восхищение, поклонение - все это Есенин пронес через свою жизнь:
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно я остался поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Чувство любви к Родине - движущая сила поэзии Есенина. Им проникнуты философские стихотворения, и поэтические картины природы, и раздумья о судьбах деревни.
"Думы печальные" сопровождают все творчество поэта. Ими отмечены все этапы творческого пути: кризиса, подъема.. .
Поэзия Есенина - поэтический монолог "о времени и о себе".
Этот проникновенный лирик - противоречивая личность. Он нес печать раздвоения. В Есенине есть как положительные, так и отрицательные начала. Двойственность личности ощущал и сам поэт:
С каждым днем я становлюсь глухим,
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела.
К этому явлению поэт относился с философской точки зрения:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Любовь к окружающему у Есенина начинается с "принятием" себя. Именно это формирует отношение к жизни. Есенин до конца остался верен своему кредо: "Все встречаю, все приемлю". Он принимал жизнь и себя во всей сложности.
В лирике Есенина отражены все противоречия: жажда жизни и уныние, вера и разочарование, воодушевление и отчаяние.
В стихотворении "Моя жизнь" Есенин размышляет о своей жизни:
Будто жизнь на страдания моя обречена;
Горе вместе с тоской заградили мне путь…
Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,
От тоски и от ран истомилася грудь.
Будто в жизни мне выпал страданья удел,
Незавидная мне в жизни выпала доля.
Есенин убежден, что жизнь - обман:
Даль туманная радость и счастье сулит,
А дойду - только слышатся вздохи да слезы,
Вдруг наступит гроза, сильней гром загремит
И разрушит волшебные, сладкие грезы.
В этом стихотворении звучит мотив обреченности, фатализма. Но Есенин не становится рабом судьбы. Он жаждет полноты бытия, исполнен решимости изменить свою жизнь. Есенин, чувствуя себя зависимым от судьбы, от предопределения, борется с
этим, сам пытается творить жизненный путь. В нем пробуждаются желания мыслить, чувствовать. В связи с этим пессимистические настроения сменяются оптимистическими:
О, верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло.
Заря молитвенником красным
Пророчит благостную весть.
О, верю, верю, счастье есть.
Есенин и далее развивает мысль о том, что жизнь - обман. Он использует этот мотив в названии стихотворения "Жизнь - обман с чарующей тоской". Однако такое восприятие бытия не вызывает в Есенине презрения к жизни, более того он испытывает чувство благодарности:
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
В поэзии Есенина запечатлены два лика жизни: лживая и чистая. Сам поэт стремится к вольной, пытается зачеркнуть свое прошлое, которое, по его мнению, препятствует светлой жизни.
Поиски гармонии трагичны. Однако, поэт надеется и верит:
Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.
В стихотворении "Мне грустно на тебя смотреть" Есенин размышляет о неизбежности человеческой смерти, о мелочности, суетности существования, о неумолимом движении времени:
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было, и так будет после.
Как кладбище усеян сад
В берез обглоданные кости.
Вот такие отцвели и мы
И отшумели, как гости сада…
Стихотворение "Звуки печали" - это риторическое обращение:
Звуки печали, скорбные звуки,
Долго ль меня вам томить?
Скоро ли кончатся тяжкие муки,
Скоро ль спокойно мне жить?
Поэт жаждет спокойной жизни, гармонии с самим собой, но прошлое его тяготит, "думы смутного рая" не дают "отрады покоя". В стихотворении "Слезы" Есенин пишет:
Что же дальше? Опять эти муки?
Нет, довольно… Пора отдохнуть
И забыть эти грустные звуки,
Уж и так истомилася грудь.
Слезы, печаль вызваны трагическим мироощущением поэта. Есенин приходит к выводу:
Эх… лишь, видно, в холодной могиле Я забыться могу и заснуть.
Поэт уже ничего не хочет от жизни, ни о чем не жалеет. Он жаждет покоя, также как и лермонтовский герой.
Таким образом, в творчестве Есенина возникает традиционный для русской литературы мотив ухода:
День ушел, убавилась черта,
Я опять подвинулся к уходу.
Для поэта характерно осознание того, что человек на этой земле "лишь только прохожий", что каждому предначертан переход из этого мира в другой, небытие. Только там человек может обрести счастье, передать забвению груз прошлого:
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
В стихотворении "Где ты, где ты, отчий дом" Есенин пишет: "Время - мельница с крылом". Мельница - символ цикличного движения. Связь между временем и мельницей очевидна. Цикличность движения свидетельствует о необратимости, быстротечности. Время не регулируется никакими законами, оно независимо от воли людей. Человек и время взаимосвязаны, хотя существуют вне друг друга. Время управляет человеком, отсчитывая минуты отпущенной ему жизни, приближая срок ухода с бренной земли. По истечении определенного срока люди осознают, что молодость утрачена безвозвратно, жизнь проходит.
Осознавал это и Есенин:
…Все пройдет, как белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым…
В финале звучит мысль о преемственности поколений: одно приходит на смену другому, повторяет его развитие, но оно изначально обречено на гибель, тленность:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
В стихотворении " я усталым таким еще не был" Есенин приходит к выводу, что поиски гармонии тщетны:
Я устал себя мучить бесцельно,
И с улыбкою странной лица
Полюбил я носить в легком теле
Тихий свет и покой мертвеца.
В состоянии умиротворения Есенин пишет:
…Я постиг
Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,
Я говорю на каждый миг,
Что все на свете повторимо.
Поэт убежден, что ему открылся смысл земного существования, что он познал, из чего складывается судьба отдельного человека. Есенин понял, что поиски истины, гармонии бесконечны, безграничны.
В ранних стихотворениях Сергей Есенин - поэт чувств, а в более поздних - философ, мыслитель.
Но независимо от этапов творческого пути, думы его направлены на осмысление бытия. Следует отметить, что все его размышления печальны.
Это вызвано тем, что Есенина всегда мучил вопрос: "Куда же нас несет рок событий?"
В стихах мыслей и чувств рождались лирические откровения - раздумья о судьбе родины, деревни, Человека, как части Вселенной.
Поэзия Есенина несет прекрасные добрые начала. А. Толстой сказал: "Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души".


Сценарий спектакля о жизни и поэзии Сергея Есенина

Действующие лица: Поэт, ведущие, Современник, чтецы, Клюев, Академик, Жена Академика.
Главным композиционным центром спектакля является большой экран в глубине сцены, на который проецируются слайды с видами природы, портретами С. Есенина разных лет.
В средней части сцены (ближе к авансцене) с одной стороны — место ведущих (это могут быть журнальный столик и стулья); с другой — ширма, одна часть которой расписана под бревенчатую стену деревенской избы, а на другой изображена часть интерьера городской квартиры. Сюда по мере надобности будут выноситься или деревенская скамья, или легкий диванчик, или столик со стульями (сцена в квартире Академика) и т.п. Это место Поэта. Чтецы и Современник могут выходить из-за ширмы на авансцену.

В постановке возможно использование фрагментов документального фильма «Сергей Есенин». Особое внимание необходимо уделить музыкальному оформлению спектакля. Помимо «живого» исполнения песен на стихи С. Есенина и их записей целесообразно использовать в качестве музыкального фона мелодии хорошо известных есенинских песен. Так, лейтмотивом всего спектакля может стать мелодия песни «Не жалею, не зову, не плачу…».

Звучит песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…». Демонстрируются слайды: осенние пейзажи, портреты Есенина разных лет, Есенин на открытии памятника Кольцову.

ВЕДУЩИЙ I. 1918 год, 3 ноября. Канун первой Октябрьской годовщины. В Москве открывается несколько временных памятников видным деятелям революционного движения и культуры. У гипсовой скульптуры Алексея Кольцова выступает молодой литератор.

СОВРЕМЕННИК. Как сейчас вижу его фигуру с поднятой смело головой, слышу его голос, бросающий в толпу новые слова.

ПОЭТ.
О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.

По голубой долине,
Меж телок и коров,
Идет в златой ряднине
Твой Алексей Кольцов.

А там за взгорьем смолым,
Иду, тропу тая,
Кудрявый и веселый,
Такой разбойный я.

СОВРЕМЕННИК. И тогда не я один, а многие почувствовали, что к нам пришел новый Кольцов.

ВЕДУЩИЙ II. Современник Есенина, писатель Иван Белоусов и «многие» ошиблись: «новый Кольцов» не пришел. Пришел другой. Самобытный. Яркий. Звонкоголосый.

ВЕДУЩИЙ I. Пришел СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.

Звучит песня «Над окошком месяц…» На экране - один из видов села Константинова.

ВЕДУЩИЙ II. В самом центре России, под Рязанью, на высоком правом берегу Оки, привольно раскинулось старинное село Константиново — родина Сергея Александровича Есенина.

ЧТЕЦ I.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

ВЕДУЩИЙ I. Лирический герой раннего Есенина необычайно гармоничен. Он философ, странник, «захожий богомолец», идущий в «скуфье смиренным иноком». Его святыни — в самой русской земле:

Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.

ВЕДУЩИЙ II. Его храм — огромная и непостижимая природа, в которой все закономерно и естественно. И понимание этого рождает удивительное сочетание светлых, радостных, восторженных интонаций с осознанием бренности земного существования:

Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Текст сочинения:

Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эҭу землю, Чтоб скорей ее покинуть С.А.Есенин вошел в литературу как поэҭ. Оҭличительная черта его лирики - связь поэзии с традициями русской классики. Он поднимает в ҭворчестве вечные проблемы: судьба родины, человека. Есенин всегда выступает как философ, мыслитель. Он рисует правдивые карҭины быта людей, изображает Отечество в переломные исторические моменҭы. Размышляя о судьбах человека, Родины, Есенин осознает, что они далеки от идеала. Контраст мечты и действительности порождает печальные думы. Именно они сопровождаюҭ тему Родины, прошедшую через все ҭворчество Есенина. Характер восприятия Родины на протяжении жизни поэта менялся. Вначале Отечество в есененском представлении - это "край родной", где он рос, мужал; позднее понятие Родины расширилось до масштабов Вселенной. Поэҭ всей душой предан России: Если крикнет рать святая: "Кинь ҭы Русь, живи в раю!" Я скажу: "не надо рая, Дайте родину мою". Боль, любовь и вера - определяющие мотивы стихотворения " Запели тесаные дороги": Холодной скорби не измерить, Ты на ҭуманном берегу. Но не любить тебя, не верить - Я научиться не могу. Есенина волнует судьба патриархальной Руси, он называет себя "последним лириком деревни". Мысль о будущем неотступно тревожиҭ его. Есенин предчувствует роковые перемены: Уже смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь. С уходом патриархальной Руси поэҭ испыҭывает духовный кризис. В состоянии опустошения он пишет: Нет любви ни к деревни, ни к городу Брошу все Есенин признает умом необходимость преобразований, но сердцем чувствует боль утраты. Самозабвенность чувства к Родине проявляется в том, что поэҭ принимает нововведения в жизнь общества, осознав необходимость технического прогресса для блага страны: Полевая Россия! Довольно Волочиться Сохой по полям! Нищету ҭвою обидеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь. Есенин воспевает новую "стальную" родину, приветствуя "моторный лай". Но отношение к деревне, к родным просторам осталось прежним. Любовь, восхищение, поклонение - все это Есенин пронес через свою жизнь: И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно я остался лириком Золотой бревенчатой избы. Чувство любви к Родине - движущая сила поэзии Есенина. Им проникнуҭы философские стихотворения, и поэҭические карҭины природы, и раздумья о судьбах деревни. "Думы печальные" сопровождаюҭ все ҭворчество поэта. Ими отмечены все этапы ҭворческого пуҭи: кризиса, подъема.. . Поэзия Есенина - поэҭический монолог "о времени и о себе". Этот проникновенный лирик - противоречивая личность. Он нес печать раздвоения. В Есенине есть как положительные, так и отрицательные начала. Двойственность личности ощущал и сам поэҭ: С каждым днем я становлюсь глухим, И себе, и жизнь кому велела. Где-то в поле чистом, у межи, Оторвал я тень свою от тела. К этому явлению автор относился с философской точки зрения: Жить нужно легче, жить нужно проще, Все принимая, что есть на свете. Любовь к окружающему у Есенина начинается с "принятием" себя. Именно это формирует отношение к жизни. Есенин до конца остался верен своему кредо: "Все встречаю, все приемлю". Он принимал жизнь и себя во всей сложности. В лирике Есенина отражены все противоречия: жажда жизни и уныние, вера и разочарование, воодушевление и отчаяние. В стихотворении "Моя жизнь" Есенин размышляет о своей жизни: Будто жизнь на страдания моя обречена; Горе вместе с тоской заградили мне путь Будто с радостью жизнь навсегда разлучена, Оҭ тоски и от ран истомилася грудь. Будто в жизни мне выпал страданья удел, Незавидная мне в жизни выпала доля. Есенин убежден, что жизнь - обман: Даль ҭуманная радость и счастье сулиҭ, А дойду - только слышатся вздохи да слезы, Вдруг наступиҭ гроза, сильней гром загремиҭ И разрушиҭ волшебные, сладкие грезы. В этом стихотворении звучиҭ мотив обреченности, фатализма. Но Есенин не Данный текст предназначен только для частного использования - становиҭся рабом судьбы. Он жаждет полноты быҭия, исполнен решимости изменить свою жизнь. Есенин, чувствуя себя зависимым от судьбы, от предопределения, борется с эҭим, сам пытается ҭворить жизненный путь. В нем пробуждаюҭся желания мыслить, чувствовать.
В связи с эҭим пессимистические настроения сменяюҭся опҭимистическими: О, верю, верю, счастье есть! Еще и солнце не погасло. Заря молиҭвенником красным Пророчиҭ благостную весть. О, верю, верю, счастье есть. Есенин и далее развивает мысль о том, что жизнь - обман. Он использует этот мотив в названии стихотворения "Жизнь - обман с чарующей тоской". Однако такое восприятие быҭия не вызывает в Есенине презрения к жизни, более того он испыҭывает чувство благодарности: Но и все ж, теснимый и гонимый, Я, смотря с улыбкой на зарю, На земле, мне близкой и любимой, Эҭу жизнь за все благодарю. В поэзии Есенина запечатлены два лика жизни: лживая и чистая. Сам поэҭ стремиҭся к вольной, пытается зачеркнуть свое прошлое, которое, по его мнению, препятствует светлой жизни. Поиски гармонии трагичны. Однако, поэҭ надеется и вериҭ: Ветры, ветры, о снежные ветры, Заметите мою прошлую жизнь. Я хочу быть отроком светлым Иль цветком с луговой межи. В стихотворении "Мне грустно на тебя смотреть" Есенин размышляет о неизбежности человеческой смерҭи, о мелочности, суетности существования, о неумолимом движении времени: Смешная жизнь, смешной разлад. Так было, и так будет после. Как кладбище усеян сад В берез обглоданные кости. Вот такие отцвели и мы И отшумели, как гости сада Сҭихотворение "Звуки печали" - это риторическое обращение: Звуки печали, скорбные звуки, Долго ль меня вам томить? Скоро ли кончатся ҭяжкие муки, Скоро ль спокойно мне жить? Поэҭ жаждет спокойной жизни, гармонии с самим собой, но прошлое его ҭяготиҭ, "думы смуҭного рая" не даюҭ "отрады покоя". В стихотворении "Слезы" Есенин пишет: Что же дальше? Опять эҭи муки? Нет, довольно Пора отдохнуть И забыть эҭи грустные звуки, Уж и так истомилася грудь. Слезы, печаль вызваны трагическим мироощущением поэта. Есенин приходиҭ к выводу: Эх лишь, видно, в холодной могиле Я забыться могу и заснуть. Поэҭ уже ничего не хочет от жизни, ни о чем не жалеет. Он жаждет покоя, также как и лермонтовский герой. Таким образом, в ҭворчестве Есенина возникает традиционный для русской литературы мотив ухода: День ушел, убавилась черта, Я опять подвинулся к уходу. Для поэта характерно осознание того, что человек на этой земле "лишь только прохожий", что каждому предначертан переход из этого мира в другой, небыҭие. Только там человек может обрести счастье, передать забвению груз прошлого: Мы теперь уходим понемногу В ҭу страну, где ҭишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожиҭки собирать.
В стихотворении "Где ҭы, где ҭы, отчий дом" Есенин пишет: "Время - мельница с крылом". Мельница - символ цикличного движения. Связь между временем и мельницей очевидна. Цикличность движения свидетельствует о необратимости, быстротечности. Время не регулируется никакими законами, оно независимо от воли людей. Человек и время взаимосвязаны, хотя существуюҭ вне друг друга. Время управляет человеком, отсчиҭывая минуҭы отпущенной ему жизни, приближая срок ухода с бренной земли. По истечении определенного срока люди осознаюҭ, что молодость утрачена безвозвратно, жизнь проходиҭ. Осознавал это и Есенин: Все пройдет, как белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым В финале звучиҭ мысль о преемственности поколений: одно приходиҭ на смену другому, повторяет его развиҭие, но оно изначально обречено на гибель, ҭленность: Все мы, все мы в этом мире ҭленны, Тихо льется с кленов листьев медь Будь же ҭы вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
В стихотворении " я усталым таким еще не был" Есенин приходиҭ к выводу, что поиски гармонии ҭщетны: Я устал себя мучить бесцельно, И с улыбкою странной лица Полюбил я носить в легком теле Тихий свет и покой мерҭвеца. В состоянии умиротворения Есенин пишет: Я постиг Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо, Я говорю на каждый миг, Что все на свете повторимо. Поэҭ убежден, что ему открылся смысл земного существования, что он познал, из чего складывается судьба отдельного человека. Есенин понял, что поиски истины, гармонии бесконечны, безграничны. В ранних стихотворениях Сергей Есенин - поэҭ чувств, а в более поздних - философ, мыслитель. Но независимо от этапов ҭворческого пуҭи, думы его направлены на осмысление быҭия. Следует отметить, что все его размышления печальны. Это вызвано тем, что Есенина всегда мучил вопрос: "Куда же нас несет рок собыҭий?" В стихах мыслей и чувств рождались лирические откровения - раздумья о судьбе родины, деревни, Человека, как части Вселенной. Поэзия Есенина несет прекрасные добрые начала. А. Толстой сказал: "Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души".

Права на сочинение "Все встречаю, все приемлю... (По лирике С.Есенина.)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть

С. А.Есенин вошел в литературу как поэт. Отличительная черта его лирики - связь поэзии с традициями русской классики.

Он поднимает в творчестве вечные проблемы: судьба родины, человека. Есенин всегда выступает как философ, мыслитель. Он рисует правдивые картины быта людей, изображает Отечество в переломные исторические моменты. Размышляя о судьбах

Человека, Родины, Есенин осознает, что они далеки от идеала. Контраст мечты и действительности порождает печальные думы.

Именно они сопровождают тему Родины, прошедшую через все творчество Есенина.

Характер восприятия Родины на протяжении жизни поэта менялся. Вначале Отечество в есененском представлении - это "край родной", где он рос, мужал; позднее понятие Родины расширилось до масштабов Вселенной.

Поэт всей душой предан России:

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "не надо рая,

Дайте родину мою".

Боль, любовь и вера - определяющие мотивы стихотворения " Запели тесаные дороги":

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

Есенина волнует судьба патриархальной Руси, он называет себя "последним поэтом деревни". Мысль о будущем неотступно тревожит его. Есенин предчувствует роковые перемены:

…Уже смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами

Ее немая крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

С уходом патриархальной Руси поэт испытывает духовный кризис. В состоянии опустошения он пишет:

Нет любви ни к деревни, ни к городу…

Брошу все…

Есенин признает умом необходимость преобразований, но сердцем чувствует боль утраты.

Самозабвенность чувства к Родине проявляется в том, что поэт принимает нововведения в жизнь общества, осознав необходимость технического прогресса для блага страны:

Полевая ! Довольно

Волочиться Сохой по полям!

Нищету твою обидеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Есенин воспевает новую "стальную" родину, приветствуя "моторный лай". Но отношение к деревне, к родным просторам осталось прежним. , восхищение, поклонение - все это Есенин пронес через свою жизнь:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно я остался поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Чувство любви к Родине - движущая сила поэзии Есенина. Им проникнуты философские стихотворения, и поэтические картины природы, и раздумья о судьбах деревни.

"Думы печальные" сопровождают все творчество поэта. Ими отмечены все этапы творческого пути: кризиса, подъема.. .

Поэзия Есенина - поэтический монолог "о времени и о себе".

Этот проникновенный лирик - противоречивая личность. Он нес печать раздвоения. В Есенине есть как положительные, так и отрицательные начала. Двойственность личности ощущал и сам поэт:

С каждым днем я становлюсь глухим,

И себе, и жизнь кому велела.

Где-то в поле чистом, у межи,

Оторвал я тень свою от тела.

К этому явлению поэт относился с философской точки зрения:

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Все принимая, что есть на свете.

Любовь к окружающему у Есенина начинается с "принятием" себя. Именно это формирует отношение к жизни. Есенин до конца остался верен своему кредо: "Все встречаю, все приемлю". Он принимал жизнь и себя во всей сложности.

В лирике Есенина отражены все противоречия: жажда жизни и уныние, вера и разочарование, воодушевление и отчаяние.

В стихотворении "Моя жизнь" Есенин размышляет о своей жизни:

Будто жизнь на страдания моя обречена;

Горе вместе с тоской заградили мне путь…

Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,

От тоски и от ран истомилася грудь.

Будто в жизни мне выпал страданья удел,

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Есенин убежден, что жизнь - обман:

Даль туманная радость и счастье сулит,

А дойду - только слышатся вздохи да слезы,

Вдруг наступит гроза, сильней гром загремит

И разрушит волшебные, сладкие грезы.

В этом стихотворении звучит мотив обреченности, фатализма. Но Есенин не становится рабом судьбы. Он жаждет полноты бытия, исполнен решимости изменить свою жизнь. Есенин, чувствуя себя зависимым от судьбы, от предопределения, борется с

Этим, сам пытается творить жизненный путь. В нем пробуждаются желания мыслить, чувствовать. В связи с этим пессимистические настроения сменяются оптимистическими:

О, верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О, верю, верю, счастье есть.

Есенин и далее развивает мысль о том, что жизнь - обман. Он использует этот мотив в названии стихотворения "Жизнь - обман с чарующей тоской". Однако такое восприятие бытия не вызывает в Есенине презрения к жизни, более того он испытывает чувство благодарности:

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

В поэзии Есенина запечатлены два лика жизни: лживая и чистая. Сам поэт стремится к вольной, пытается зачеркнуть свое прошлое, которое, по его мнению, препятствует светлой жизни.

Поиски гармонии трагичны. Однако, поэт надеется и верит:

Ветры, ветры, о снежные ветры,

Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи.

В стихотворении "Мне грустно на тебя смотреть" Есенин размышляет о неизбежности человеческой смерти, о мелочности, суетности существования, о неумолимом движении времени:

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было, и так будет после.

Как кладбище усеян сад

В берез обглоданные кости.

Вот такие отцвели и мы

И отшумели, как гости сада…

Стихотворение "Звуки печали" - это риторическое обращение:

Звуки печали, скорбные звуки,

Долго ль меня вам томить?

Скоро ли кончатся тяжкие муки,

Скоро ль спокойно мне жить?

Поэт жаждет спокойной жизни, гармонии с самим собой, но прошлое его тяготит, "думы смутного рая" не дают "отрады покоя". В стихотворении "Слезы" Есенин пишет:

Нет, довольно… Пора отдохнуть

И забыть эти грустные звуки,

Уж и так истомилася грудь.

Слезы, печаль вызваны трагическим мироощущением поэта. Есенин приходит к выводу:

Эх… лишь, видно, в холодной могиле Я забыться могу и заснуть.

Поэт уже ничего не хочет от жизни, ни о чем не жалеет. Он жаждет покоя, также как и лермонтовский герой.

Таким образом, в творчестве Есенина возникает традиционный для русской литературы мотив ухода:

День ушел, убавилась черта,

Я опять подвинулся к уходу.

Для поэта характерно осознание того, что человек на этой земле "лишь только прохожий", что каждому предначертан переход из этого мира в другой, небытие. Только там человек может обрести счастье, передать забвению груз прошлого:

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

В стихотворении "Где ты, где ты, отчий дом" Есенин пишет: "Время - мельница с крылом". Мельница - символ цикличного движения. Связь между временем и мельницей очевидна. Цикличность движения свидетельствует о необратимости, быстротечности. Время не регулируется никакими законами, оно независимо от воли людей. Человек и время взаимосвязаны, хотя существуют вне друг друга. Время управляет человеком, отсчитывая минуты отпущенной ему жизни, приближая срок ухода с бренной земли. По истечении определенного срока люди осознают, что молодость утрачена безвозвратно, жизнь проходит.

Осознавал это и Есенин:

…Все пройдет, как белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым…

В финале звучит мысль о преемственности поколений: одно приходит на смену другому, повторяет его развитие, но оно изначально обречено на гибель, тленность:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

В стихотворении " я усталым таким еще не был" Есенин приходит к выводу, что поиски гармонии тщетны:

Я устал себя мучить бесцельно,

И с улыбкою странной лица

Полюбил я носить в легком теле

Тихий свет и покой мертвеца.

В состоянии умиротворения Есенин пишет:

…Я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

Поэт убежден, что ему открылся смысл земного существования, что он познал, из чего складывается судьба отдельного человека. Есенин понял, что поиски истины, гармонии бесконечны, безграничны.

В ранних стихотворениях Сергей Есенин - поэт чувств, а в более поздних - философ, мыслитель.

Но независимо от этапов творческого пути, думы его направлены на осмысление бытия. Следует отметить, что все его размышления печальны.

Невероятно открытый, искренний поэт Есенин. У кого еще встретишь столько нежности, столько переполняющей душу любви. Широта его любви не измеряется личными встречами, страданиями и удачами. Его любовь - вселенская, без конца и без краю. Такая же огромная, как и земля, где вырос поэт, - Россия. Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. И дальше, в этом же стихотворении, совершенно удивительный, пронзительный образ: По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки. «Ивы - кроткие монашки»! Так Есенин отзывается о природе, словно резеда да кашка - его дети, а ивы - возлюбленные. Так и есть, не может поэт воспринимать природу, как что-то отдельное от самого себя. Это часть его, это его душа, которая впитала красоту русской природы, как городские дети впитывают свое окружение. Природа была для него как мать, а его родная мама сама была частью русской деревни, сельской природы. Следом вспоминаются и строки из его знаменитой песни: Там вон встретил вербу, там сосну приметил, Распевал им песни под метель о лете. Сам себе казался я таким же кленом, Только не опавшим, а вовсю зеленым. И, утратив скромность, одуревши в доску, Как жену чужую, обнимал березку. Вообще, любовь имеет удивительную способность: чем больше человек любит, тем больше становится его чувство, тем больше может объять его душа. Когда любовь искренняя, неэгоистичная, то она объемлет весь мир. Такой является любовь Есенина. Он отчаянно любил женщину, с той же силой - свою Родину. Его огромное сердце вмещает в себя мир. Возможно, поэтому любовь его, теснясь в земных рамках, рвется наружу: Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. Но вместе с радостью, как известно, любовь приносит и страдания. Душевные переживания, муки поэта так же сильны, как сильно его чувство. В какой-то степени он - пленник своего предназначения. Многие люди внутренне противятся тому, что вынуждены всю свою жизнь быть именно теми, кем назначила их природа. Никто не может поменять себя. Что бы человек ни сотворил со своим характером или внешностью, он по сути все равно остается собой. Переживание такой личности, как Есенин, гораздо более глубоко, потому что любой талант не принадлежит себе, его миссия более ответственна перед миром: Ах, увял головы моей куст, Засосал меня песенный плен. Осужден я на каторге чувств Вертеть жернова поэм. Поэтический плен - это несомненно и свобода, которой не хватает многим другим людям, у которых это счастье спрятано так, что они не могут его отыскать, а может, не пытаются. Но Есенин, которого заливает эта безудержная сила, принимает ее, сам отдаваясь ее воле, и становится ее частью: Но не бойся, безумный ветер, Плюй спокойно листвой по лугам. Не сотрет меня кличка «поэт», Я и в песнях, как ты, хулиган.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх