Все избирательные системы. Понятие и виды избирательных систем

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем -мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.

Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».

Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа. Большинство в различных странах бывает разным: абсолютным, при котором кандидат для получения мандата должен набрать более 50% голосов; относительным, при котором победителем считается кандидат, получивший голосов больше, чем все другие кандидаты (при условии, что против всех кандидатов подано голосов меньше, чем за победившего кандидата); квалифицированным, при котором кандидат для того, чтобы победить на выборах, должен набрать более 2/3, 75% или 3/4 голосов избирателей. Рассчитываться большинство голосов может тоже по-разному - либо от общего числа избирателей округа, либо, чаще всего, от числа избирателей, пришедших на выборы и проголосовавших. Система абсолютного большинства предполагает голосование в два тура, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал требуемого большинства. Во втором туре участвуют кандидаты, набравшие в первом туре относительное большинство голосов. Такая система затратна с финансовой точки зрения, но используется при выборах президентов в большинстве стран мира, в том числе и в России.

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания).

Пропорциональная избирательная система

В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.

Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.

Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.

Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении. Данная система обеспечивает адекватное представительство политических интересов в выборных органах власти. В пропорциональной избирательной системе, в отличие от мажоритарной, потери голосов избирателей минимальны и связаны, чаще всего, с так называемым «избирательным барьером» - минимальным количеством голосов, которое должна набрать на выборах партия, чтобы получить право участвовать в распределении мандатов. Избирательный барьер устанавливается для того, чтобы ограничить доступ в представительные органы власти мелких, зачастую маргинальных, невлиятельных партий. Не принесшие таким партиям мандатов голоса распределяются (также пропорционально) между партиями-победительницами. Как и мажоритарная, пропорциональная избирательная система имеет свои разновидности. Выделяют два вида пропорциональных систем:

Пропорциональная система с единым общенациональным многомандатным избирательным округом, число мандатов в котором соответствует числу мест в выборном органе власти: свои списки кандидатов выдвигают только общенациональные партии, избиратели голосуют за эти списки в масштабах всей страны; пропорциональная избирательная система с многомандатными округами. политические партии формируют списки кандидатов по избирательным округам, соответственно депутатские мандаты, «разыгрываемые» в округе распределяются на основе влияния партии в этом округе.

Основная претензия, предъявляемая к пропорциональной избирательной системе, заключается в том, что избиратель не имеет возможности влиять на персональный состав выборного органа власти. С целью преодоления этого недостатка в некоторых странах пропорциональная избирательная система предполагает преференциальное голосование. При таком голосовании избиратель не только голосует за тот или иной партийный список, но и имеет возможность с помощью определения своих предпочтений (рейтингового или ординального голосования) изменять приоритетность партийного списка. Еще одна существенная претензия к пропорциональной системе связана с относительной независимостью партийных депутатов от регионов и невозможностью в этой связи выражать региональные интересы во власти. Данный недостаток попытался преодолеть российский законодатель, предусмотрев разбивку федерального списка кандидатов от партии на региональные группы, соответствующие при определенных условиях части территории субъекта федерации, субъекту РФ, группе субъектов РФ. При этом в федеральном списке кандидатов от партии должна быть предусмотрена и общефедеральная часть . В законе о выборах депутатов Государственной Думы предусмотрено распределение мандатов с учетом региональных предпочтений по отношению к списку кандидатов от определенной партии. Для этого в законе разработана специальная методика. Представляется, что данный подход в сочетании с основными достоинствами пропорциональной избирательной системы является одним из наиболее эффективных в обеспечении адекватного представительства интересов гражданского общества во власти.

Смешанная избирательная система

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что часть депутатов в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже -многомандатных) и избирательных округов (при пропорциональной системе с многомандатными округами) или единого общенационального многомандатного избирательного округа для голосования по партийным спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Следовательно, смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов. Половина (225) депутатов Думы избиралась по мажоритарной системе в 225 одномандатных избирательных округах. Избрание происходило на основе относительного большинства: избранным считался кандидат, получивший голосов больше, чем другие кандидаты при условии, что голосов против всех кандидатов подано меньше, чем за победившего кандидата. При этом выборы признавались состоявшимися при условии явки более 25% избирателей округа.

Вторая половина депутатов ГД РФ избиралась по пропорциональной системе на основе партийного представительства в едином общефедеральном 225-мандатном избирательном округе. Политические партии выдвигали составленные в порядке приоритета (ранжированные) списки своих кандидатов, за которые предлагалось проголосовать избирателям всей страны. Соответственно, правом участвовать в таких выборах предоставлялось (на определенных условиях) только общефедеральным партиям или избирательным блокам, включающим в себя такие партии. Право участвовать в пропорциональном распределении мандатов получали партии (избирательные блоки), набравшие в целом по стране более 5% голосов избирателей. Выборы считались состоявшимися при условии 25%-ной явки избирателей, а также если по итогам голосования партии-победительницы получали в совокупности не менее 50% голосов проголосовавших избирателей. Смешанные избирательные системы принято различать по характеру взаимосвязи используемых в них элементов мажоритарной и пропорциональной систем. По этому основанию выделяется два вида смешанных систем:

Смешанная несвязанная система выборов, при которой распределение мандатов по мажоритарной системе никак не зависит от результатов выборов по пропорциональной системе (приведенные выше примеры - это как раз примеры смешанной несвязанной избирательной системы);

Смешанная связанная избирательная система, при которой распределение мест по мажоритарной системе зависит от результатов выборов по пропорциональной системе. В этом случае кандидаты в мажоритарных округах выдвигаются политическими партиями, участвующими в выборах по пропорциональной системе. Мандаты, полученные партиями в мажоритарных округах, распределяются в зависимости от результатов выборов по пропорциональной системе.

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Избирательная система современной России, как явствует из вышеизложенного, претерпевала существенные изменения, что определялось во многом складывающейся политической ситуацией. Политическая элита находится в поиске наиболее эффективных избирательных технологий, эффективных в смысле реализации стоящих перед ней политических задач. Поэтому и на сегодняшний день говорить об окончательно сложившейся избирательной системе в России вряд ли правомерно.

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.

В свое время наши советские законы были крайне скупы. Теперь количество слов приводит к ухудшению качества и степени знакомства населения с законами. Но ведь такие законы - это не государственный бюджет, они адресованы именно гражданам.

Однако, не смотря на существование ряда проблем, законодательство (федеральное и региональное) позволяет определить использование той или иной избирательной системы при формировании конкретных органов политической власти.

Естественно, выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе РФ, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Порог явки избирателей на избирательные участки должен быть выше 50% граждан, имеющих право голоса. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов от проголосовавших избирателей.

Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, будут проводиться по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

Главы регионов назначаются путем представления Президентом РФ кандидатур законодательным собраниям соответствующих субъектов РФ, которые должны утвердить их в должности. Согласно Федеральному закону О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, прямые губернаторские выборы заменены на утверждение глав регионов местными законодательными собраниями по представлению президента. Кандидатура главы региона вносится президентом за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, и в течение 14 дней региональный парламент должен вынести свое решение. Если же законодательное собрание два раза отклонит предложенную кандидатуру, то президент имеет право распустить его.

В современной России на формирование избирательной системы влияют различные силы . Среди них есть те, кто искренне надеется отшлифовать демократические процедуры формирования реально представительной власти. Однако много и таких политических сил, которые пытаются сформировать избирательную систему «под себя», гарантируя себе победу в любом случае. В этом смысле совершенно не случайно в избирательном законодательстве России существует множество лазеек для недобросовестных участников избирательного процесса. К их числу, несомненно, относятся использование пресловутого «административного ресурса», снятие принципиальных соперников с выборов через суды иногда по надуманным причинам и непосредственно перед днем голосования, «выбросы» бюллетеней за не явившихся на избирательные участки лиц, откровенная подтасовка результатов выборов и т.д. Результат борьбы за формирование новой избирательной системы в России во многом будет предопределен общим направлением изменений, происходящих сейчас в России.

При всей теснейшей взаимосвязи и взаимопроникновении этих не­равнозначных явлений от избирательного права данной страны следует отличать ее избирательную систему, хотя в обыденном сознании эти понятия чаще всего отождествляются.

Понятие избирательной системы. В науке конституционного права в понятие «избирательная система» вкладывается двоякое содер­жание - узкое и широкое.Избирательная система в узком смысле - это лишь определенный способ подведения итогов голосования и рас­пределения на этой основе депутатских мандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных стран подразделяются прежде всего на два типа - мажоритарная избирательная система и пропорци­ональная избирательная система, которые подробно характеризуются ниже.

Избирательная система в широком смысле - это весь организм формирования выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая организацию и проведение выбо­ров, а также определение их результатов и соответствующее распреде­ление депутатских мандатов. Ясно, что по своему содержанию понятие избирательной системы в узком смысле охватывает лишь часть содер­жания понятия избирательной системы в широком смысле. Это пос­леднее включает в себя, помимо первого, также характеристику всего избирательного процесса на различных его этапах, органов, ответствен­ных за организацию и проведение выборов, и их деятельности, отноше­ний между другими субъектами избирательного процесса (избирателя­ми, кандидатами, политическими партиями и иными объединениями) и их избирательного статуса и т.д., а не только способа подведения итогов голосования и распределения депутатских мандатов.

Основные типы избирательных систем. Различают два основных типа избирательных систем по порядку определения результатов голо­сования - пропорциональная и мажоритарная избирательные систе­мы.Пропорциональная избирательная система предполагает, что в соответствии с принципом пропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии с количеством и долей голосов, подан­ных на выборах за список кандидатов данной партии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Понятно, что такая изби­рательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет, например, иметь своих представителей в парламенте тем малым парти­ям и частям общества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшое число голосов. Она применяется в условиях создания многомандатных избирательных округов; при этом чем боль­ше по своим размерам такие округа, тем полнее реализуется принцип пропорциональности (идеальной здесь создается ситуация, когда вся страна (например, Израиль) представляет собой единый многомандат­ный избирательный округ). Но это последнее возможно лишь в неболь­ших по размеру государствах, да и то далеко не всегда. Вместе с тем такая избирательная система связана с возникновением немалых труд­ностей и проблем, особенно если в стране нет такой крупной и влия­тельной партии или блока партий, которые и при этой избирательной системе способны завоевать устойчивое абсолютное большинство го­лосов, что бывает в жизни наиболее часто. С одной стороны, в рамках пропорциональной избирательной системы избиратели голосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и в лучшем случае за нескольких их лидеров, которые обозначаются в бюл­летенях для голосования; а с другой - в результате выборов чаще всего образуется парламент, в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличие относительного большинства требует созда­ния межпартийных коалиций при создании правительства, что, естест­венно, может порождать его неустойчивость и недолговечность.

Мажоритарная (от франц. majorite -большинство)избиратель­ная система означает, что в соответствии с принципом большинства избранным считается только тот кандидат (при одномандатном округе) или ряд кандидатов (при многомандатном округе), которые представ­ляли избирательный список, получивший большинство голосов в дан­ном округе. Поскольку большинство может быть относительным, абсо­лютным и квалифицированным, в рамках мажоритарного типа избира­тельной системы различают такие три его разновидности, как мажори­тарные избирательные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборах получение кандидатом (списком канди­датов) соответственно - либо больше, чем любой другой кандидат (список); либо хотя бы на один голос больше, чем половина всех голо­совавших (или зарегистрированных) избирателей, либо установлен­ный законом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающий половину проголосовавших или зарегистрированных избирателей (например, несколько меньше или больше двух третей голосов).

Совершенно очевидно, что мажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительно крупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений, су­мевших договориться о выдвижении единых избирательных списков. Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредст­венно знает, за какого или каких именно кандидатов он голосует. Прак­тика применения мажоритарной избирательной системы показывает, что она способна обеспечить более успешное формирование парламен­тов с устойчивым (однопартийным) большинством и меньшим числом разнородных партийных фракций, что немаловажно для стабильности правительств. Не случайно, что мажоритарная избирательная система имеет в целом большее распространение в мире, нежели пропорцио­нальная. Она действует в США, Великобритании, Франции, Австра­лии и еще в нескольких десятках стран. В то же время нельзя не видеть, что мажоритарная избирательная система серьезно сужает возможнос­ти на парламентском уровне отражать широкий спектр интересов мень­шинства, особенно мелких и даже средних партий, часть из которых часто остается без парламентского представительства, хотя в совокуп­ности они могут вести за собой очень значительную, а то и большую часть населения. В условиях мажоритарной системы относительного большинства при наличии большого числа кандидатов (списков) побе­ду на выборах может одерживать кандидат, набравший лишь десятую часть голосов избирателей.

Все сказанное о пропорциональной и мажоритарной избиратель­ных системах порождает и усиливает, особенно в современных услови­ях, поиски сочетания преимуществ той и другой путем их гибридиза­ции на различной основе. Так появился и такой тип избирательной системы, как смешанная избирательная система, при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая часть - по мажоритарной. Эта система, несомненно, производна от двух рас­смотренных основных типов избирательных систем и поэтому было бы вряд ли правомерно ставить ее на один уровень с ними. Но это не означает, что смешанная избирательная система не может выделяться в качестве особого, самостоятельного типа такой системы, поскольку она не укладывается в каждую из указанных основных систем. Нагляд­ным примером такой избирательной системы является избирательная система современной России, где половина депутатов Государственной Думы избирается по избирательным (партийным) спискам, т.е. на про­порциональной основе, а половина - в одномандатных округах по ма­жоритарной системе. В своеобразных формах смешанная избиратель­ная система используется в ФРГ при выборах депутатов Бундестага - нижней палаты парламента, в Италии, Венгрии, Болгарии, Грузии, Литве и др. странах. Соотношение между принципами пропорциональ­ности и мажоритарности в смешанной избирательной системе может быть различным: в одних случаях они сочетаются в равной пропорции; в других - преобладает принцип пропорциональности; в третьих - в большей мере применяется принцип большинства.

В характеристике избирательной системы важное место занимает проблема заградительного барьера (пункта), вводимого при использо­вании пропорциональной, а отчасти смешанной системы в целях избе­жания чрезмерно дробной партийно-фракционной структуры парла­мента и создания в нем достаточно крупных партийных фракций. Заградительный барьер (пункт) - это определенный законом минималь­ный процент голосов избирателей, который должна собрать данная партия или избирательный блок партий и иных объединений в масшта­бах всей страны, чтобы получить доступ в парламент и принять участие в распределении депутатских мандатов. Высота такого барьера сущест­венно отличается в различных странах: в Израиле он достаточно низок - всего один процент; в Дании - два; в Аргентине - три; в Ита­лии, Швеции, Венгрии и Болгарии - четыре; в Египте - восемь; в Турции - даже десять процентов. В ряде стран при создании избира­тельных блоков партий вводится особый, повышенный заградитель­ный барьер (например, в Словении не 5, а 7 процентов).

Избирательный процесс - это нормативно урегулированная дея­тельность политических субъектов (органов, партий и иных объедине­ний, избирателей и их групп) по организации и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеет свои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение изби­рательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов. Не все эти стадии обязательны для всех видов выборов.

Избирательный процесс начинается с назначения выборов. Оно может постоянно и жестко закрепляться в конституции или ином зако­нодательном акте (например, как в США, Мексике, Коста-Рике, Лат­вии и др.) и поэтому не требовать каждый раз перед очередными выбо­рами издания специального нормативного правового акта. Так, в США законодательно установлено, что всеобщие парламентские выборы, а также выборы в государственные органы и органы самоуправления проводятся в первый вторник после первого понедельника ноября ме­сяца каждого четного года, а президентские выборы в тот же день каж­дого високосного года. Но в большинстве стран выборы назначаются каждый раз путем издания специального акта, в котором и определяет­ся их дата. Часто в конституциях хотя и не устанавливается точная дата выборов, но указывается, что они проводятся в определенный срок до или после истечения полномочий соответствующего органа или после его роспуска. Вопрос о праве назначения выборов решается неодно­значно в различных странах, но чаще всего парламентские выборы назначаются главой государства, а президентские - парламентом.

Избирательные округа - это избирательные единицы, охватываю­щие совокупность имеющих право голоса лиц, проживающих на опре­деленной территории (территориальные округа) или входящих в про­изводственные коллективы (производственные округа) или иные объ­единения избирателей (например, профсоюзы). Производственные ок­руга создаются сегодня достаточно редко (например, в КНР). В отдель­ных случаях избирательные округа создаются по этническому принци­пу (например, в Сингапуре и Фиджи). Учитывая то, что определение избирательных округов способно существенно влиять на результаты голосования, оно чаще всего устанавливается при парламентских вы­борах законом, в ряде случаев (например, в Италии) постановлением правительства или особой комиссией (например, в Великобритании, ФРГ, Канаде), а при выборах в органы местного самоуправления - решениями самих этих органов. С тем чтобы обеспечить принцип равенства избирательного права путем создания примерно равных по численности населения (или избирателей) округов, нередко числен­ность всего населения страны делится на количество депутатских ман­датов и таким образом определяется примерный средний размер одно­мандатного избирательного округа. Сами округа в зависимости от того, сколько депутатов от них избирается в парламент, могут быть одноман­датными и многомандатными (два и более депутата). В реальной поли­тической жизни принцип равного избирательного права здесь соблю­дается далеко не всегда, и поэтому нарезка избирательных округов часто является объектом политиканских злоупотреблений привержен­цев так называемой избирательной географии или избирательной гео­метрии.

Избирательные участки - это места для голосования тех избирате­лей, которые проживают в непосредственной близости от него, и первичного подсчета поданных голосов. В избирательном округе обычно насчитывается несколько и даже много избирательных участков, каж­дый из которых чаще всего охватывает даже на парламентских выборах от нескольких сот до нескольких тысяч жителей (избирателей), хотя могут создаваться в особых условиях участки для нескольких десятков жителей (избирателей). В избирательных участках создаются участко­вые избирательные комиссии, осуществляющие первичный подсчет поданных голосов и на итоги которого опираются все вышестоящие из­бирательные комиссии, прежде всего и непосредственно окружные.

Избирательные органы - это избирательные комиссии (бюро, со­веты, президиумы, трибуналы и др.), осуществляющие организацион­ное руководство и управление избирательным процессом. Они не толь­ко организуют и проводят сами выборы, но и контролируют соблюде­ние всеми участниками избирательного процесса избирательного зако­нодательства и иных правовых норм, в том числе и особенно ход изби­рательных кампаний, определяют и публикуют итоги выборов, вклю­чая признание их состоявшимися или несостоявшимися, действитель­ными или недействительными По своему уровню избирательные ко­миссии подразделяются на: а)участковые, действующие в масштабах избирательных участков; б)окружные, действующие в масштабах из­бирательного округа, осуществляющие регистрацию кандидатов по данному округу и определяющие итоги голосования в нем;территори­альные, образуемые в масштабах административно-территориальных единиц и обобщающие и публикующие итоги выборов в этих масшта­бах;центральные, действующие в масштабах всей страны (в федера­тивных государствах и в масштабах субъектов федерации). В одних странах избирательные комиссии носят постоянный характер, а в дру­гих временный, ибо создаются лишь на время выборов. Участковые и окружные комиссии обычно образуются на временной основе, терри­ториальные бывают и постоянными, и временными, а центральные чаще всего постоянными. Но центральные избирательные комиссии создаются не во всех странах, поскольку во многих из них (например, во Франции, в Великобритании, Италии, Мексике и др.) их функции выполняет министерство внутренних дел, а в США она не создается в связи с тем, что все практические вопросы выборов, в том числе и федеральных, решаются на уровне штатов. Центральная избирательная комиссия создается либо президентом, либо парламентом, либо прави­тельством, а в ряде случаев - верховным судом.

Регистрация избирателей означает, как правило, включение имею­щего избирательные права лица в список избирателей, на основании которого оно допускается к голосованию. Такие списки составляют либо местные органы власти, либо специальные службы (гражданский регистр), либо органы министерства внутренних дел, либо налоговые органы и т.д., которые передают их участковым избирательным комис­сиям для проверки, уточнения и проведения голосования. Сама реги­страция может носить обязательный и необязательный, добровольный характер. В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобрита­нии, Индии, Швеции, Швейцарии и др.) в списке избирателей оказы­ваются все установленные регистраторами лица, имеющие право голо­са, вне зависимости от их желания. Во втором (например, в США, Франции, Испании, Мексике и др.) - только те, кто сам выразил же­лание принять участие в голосовании. Списки избирателей могут быть постоянными, которые уточняются перед каждыми новыми выборами, и временными, составляемыми каждый раз заново к новым выборам.

Иногда (например, в Сирии) списки избирателей перед голосова­нием не составляются, а голосование осуществляется на основе просто­го предъявления удостоверения личности, в котором делается соответ­ствующая отметка. В странах с высоким уровнем неграмотности голо­сование также может проходить без списков избирателей путем остав­ления своего отпечатка большого пальца, окрашиваемого несмываемой краской.

Выдвижение и регистрация кандидатов - очень важный этап изби­рательного процесса, в ходе которого четко определяется круг избира­емых лиц и в этом смысле проясняются первые, пусть и самые общие контуры его результатов. Хотя о тех или иных претендентах на пост президента или депутата парламента может немало говориться и задол­го до назначения выборов, но только после назначения выборов и офи­циального выдвижения и регистрации (или оглашения акта) они ста­новятся кандидатами, могут начинать предвыборную агитацию и полу­чать финансовую поддержку. Кандидатами могут быть лица, обладаю­щие пассивным избирательным правом для занятия соответствующей должности (например, должности президента) или получения депутат­ского мандата согласно действующему в данной стране избирательно­му законодательству.

Выдвижение кандидатов может происходить различным образом. Широко распространенным является выдвижение кандидатов полити­ческими партиями или другими общественными объединениями (на­пример, в ФРГ, Японии, Египте, Австрии, Португалии, Украине, Бела­руси, Финляндии и др.). Разновидностью такого способа выдвижения является и использование первичных выборов (праймериз), на кото­рых сторонники различных партий проверяют уровень популярности своих кандидатур (в США). Другой способ - выдвижение кандидатов более или менее крупной группой избирателей - от двух человек (в Бельгии и Канаде) до нескольких десятков (в Дании и Нидерландах), нескольких сотен (в Бельгии) и даже тысяч человек (в Польше). В ряде стран выдвижение может осуществить и каждый отдельный избира­тель (например, во Франции, Японии, Индии, Вьетнаме), в том числе в форме самовыдвижения, при котором обычно требуется поддержка подписями некоторого числа (чаще всего небольшого) избирателей и/или внесение избирательного залога. Указанные способы не исклю­чают друг друга, а, как правило, сочетаются, хотя имеют место случаи, когда право выдвигать кандидатов предоставляется только партиям (например, Австрия, Португалия, Египет) или партиям или иным об­щественным объединениям (Украина, Беларусь). Институт избира­тельного залога имеет место не во всех странах, хотя и не так уж редок (он введен во Франции, Великобритании, Канаде, Австралии, Нидер­ландах, Ирландии, Шри-Ланке и др.). Залог обычно возвращается, если данный кандидат получает установленный процент поданных го­лосов избирателей (чаще 4-5 процентов, а иногда и 12-15 процентов). После выполнения этих и других необходимых условий и процедур выдвинутый кандидат регистрируется назначенным для этого избира­тельным органом и с этого момента (или с момента оглашения этого акта) получает официальный статус кандидата.

Предвыборная агитационная кампания обычно начинается после регистрации кандидатов и прекращается за сутки до дня выборов. В этот период кандидаты получают возможность выступать не только на предвыборных митингах и собраниях, но и в средствах массовой ин­формации, включая бесплатные выступления в государственных сред­ствах массовой информации. Законодательство различных стран более или менее жестко регулирует эти и другие вопросы предвыборной аги­тации, стремясь прежде всего обеспечить равенство возможностей в этом для всех кандидатов. Это относится не только к равному исполь­зованию государственных средств массовой информации, но и к равен­ству ассигнований из государственного бюджета на избирательные рас­ходы для кандидатов или их партий (хотя такие ассигнования предус­мотрены не во всех странах), установлению пределов финансовых рас­ходов на избирательную кампанию, максимальных размеров пожертво­ваний, запрещению участия в предвыборной агитации части должност­ных лиц, к запрету агитации в армии и т.д. В некоторых странах (на­пример, Франция, Венгрия и др.) за несколько дней до голосования не допускается опубликование итогов опросов общественного мнения с тем, чтобы не оказывать давление на избирателя непосредственно перед его выбором.

Голосование - главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей. В голосовании прини­мают участие избиратели, включенные в соответствующие списки и представившие удостоверения личности или избирательные карточки, выдаваемые в ряде стран при регистрации. Голосование, как правило, происходит очно, но в некоторых странах (во Франции, ФРГ и др.) оно может осуществляться и заочно, по доверенности. Иногда (в Великоб­ритании, ФРГ, Дании и др.) допускается голосование по почте. Чаще всего голосование происходит традиционным путем - избирательны­ми бюллетенями, но сегодня все шире используется голосование с по­мощью специальных машин, позволяющих более оперативно подво­дить итоги голосования и решать ряд других проблем. Как правило, голосование происходит за один день, что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатов выборов.

Подсчет голосов и определение результатов голосования начинают­ся непосредственно после истечения срока голосования на избиратель­ных участках. Открыто и гласно определяется число поданных голосов, действительных и недействительных бюллетеней. Закон определяет условия признания бюллетеней недействительными. Итоговые доку­менты участковых избирательных комиссий направляются в окружные избирательные комиссии, которые и определяют результаты голосова­ния по данному избирательному округу. Им также принадлежит право решать вопрос о действительности выборов, а при определенных усло­виях - о проведении второго тура голосования или новых выборов. В масштабах страны в целом или ее составных частей итоги выборов подводятся центральными и иными территориальными избирательны­ми органами, которые официально опубликовывают их. В зависимости от установленного в стране типа избирательной системы итоги голосо­вания могут приводить к различным результатам выборов.

Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Политические выборы - это совокупность правовых норм, в которых граждане выдвигают из среды представителей и наделяют их властными полномочиями по отношению ко всем гражданам.

Избирательная система - это предусмотрение законов, порядок избирательного права, организация проведения выборов, определение результатов голосования и распределение депутатских мандатов.

Существуют две системы:

1. Мажоритарная - от фр. "можорите" - большинство - это система определенных результатов, по которым избранным считается кандидат получивший большинство голосов.

Бывают двух видов: абсолютного и относительного:

Относительного - избранным считается тот, набравший голосов больше, чем каждый из противников в отдельности. Эта система всегда результативна. (М. Тэтчер 4 раза в течение 12 лет была премьер-министром).

Недостатки:

Нарушается принцип всеобщего избирательного права

Нет адекватности

Партии, поддерживающие сельское население в более привилегированности, т.к. они по количеству меньше.

Две и более политические партии за которое проголосовало приблизительно равное количество избирателей, получают неодинаковое количество мандатов.

Глава государства может не представлять абсолютное большинство.

2. Пропорциональная.

Система определения результатов голосования в котором мандаты между политическими партиями, распределяются согласно численности голосов. Выборы - только партийные, каждая партия выдвигает только свой список. (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия).

Для получения результатов голосования нужно минимум голосов - избирательная квота - как правило она вычисляется. Есть система жестких списков - набравшая число партия, назначает своих депутатов. Есть система свободных списков - каждый избиратель может отметить понравившегося депутата.

Преимущества:

Позволяет создать центральные и местные представительные органы, наиболее адекватно отражающие состав страны.

Более демократична, учитывается каждый голос.

На практике устанавливается порядок, оговорки, если партия не набирает минимум голосов, не допускается в парламент, чтобы отсеивать мелкие партии. Если в парламенте 10 партий - он не дееспособен

Современная избирательная система России очень молода.

Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.

Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных законов. Однако конституции, уставы и законы субъектов Федерации, как правило, ограничивают принцип всеобщности избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации. Например, в Республике Бурятия (как и в других республиках) введено свое гражданство, и только гражданам Республики Бурятия Конституцией предоставляется право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и Республики Бурятия. Во многих субъектах Федерации, где нет собственного гражданства, введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.1

Законодательство субъектов Федерации закрепляет ценз оседлости при выборах депутатов законодательных органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет субъектам Федерации устанавливать сроки обязательного проживания на своей территории, которые, однако не могут превышать одного года. В соответствии с этим, например, Законом Санкт-Петербурга “О выборах главы исполнительной власти Санкт-Петербурга” закреплено, что губернатором города может быть избран гражданин Российской Федерации, который, отвечая прочим условиям, проживает на территории Санкт-Петербурга в течении одного года, причем факт проживания на этой территории устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а число цензов увеличивается. В ряде Республик, Главой Республики или Председателем Государственного Совета составляет не менее 15 лет в Республиках Тыва и Саха (Якутия), не менее 10 лет в Республиках Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан. В Республике Карелия существует срок – не менее 7 лет до выборов проживание в республике не менее 10 лет после достижения совершеннолетия. В Уставе Москвы установлено, что мэром города может быть избран гражданин, постоянно проживающий в городе не менее 10 лет, в Уставах Курганской, Свердловской, Тамбовской областей этот срок равен 5 годам. Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” установлено, что ограничение пассивного избирательного права, связанное с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории (ценз оседлости), федеральным законом или законом субъекта РФ не допускается. Ранее (24 июня 1997 г.) аналогичное постановление (по “хакасскому делу”) вынес Конституционный Суд РФ.

Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Например, выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в которых избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов государственной власти.

Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.

Порядок подготовки и проведения выборов с небольшими различиями включает те же стадии, которые установлены федеральным законодательством. Это, прежде всего, назначение выборов и формирование республиканской (краевой, областной и пр.) избирательных комиссий, которые обычно возлагаются на главу администрации (президента, губернатора) субъекта Федерации.

Образуются участковые избирательные комиссии, которые составляют списки избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов практически принципиально не отличаются от федерального уровня, хотя число требуемых подписей, конечно, меньше. Специальными актами регламентируется предвыборная агитация, с тем, чтобы каждому кандидату и избирательному объединению обеспечить равные возможности пользования средствами массовой информации. По общему правилу, соответствующему федеральному уровню, проходит голосование и определение результатов голосования.

Выборы в органы местного самоуправления регламентируются как федеральными законами, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 года представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Федеральным законом были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоуправления, на основе которых субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Так, право быть избранным в органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставлено гражданам с 18 лет, а дата проведения выборов в эти органы определяется органами государственной власти субъектов Федерации. Введены сокращенные сроки для обнародования даты проведения выборов – от 2 месяцев до 2 недель до дня выборов. Для проведения выборов главами местной администрации образуются только территориальная (окружная) избирательная комиссия и участковые комиссии, а для проведения выборов самых низших звеньев (улица, небольшой населенный пункт и др.) – только одна комиссия. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистрированных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоуправления, то порядок таких выборов регулируется Федеральным законом “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.


Похожая информация.


Типы избирательных систем

Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, ᴛ.ᴇ. как способ распределœения мест в органе государственной власти между кандидатами исходя из результатов голосования избирателœей .

По происхождению всœе избирательные системы можно разделить на три большие категории :

1. Избирательные системы, которые появились эволюционно. Англоязычные и скандинавские страны имеют давнюю историю свободных выборов и их избирательные системы существуют около столетия.

2. Избирательные системы, которые появились вследствие изменения конституционного порядка несколько десятилетий тому. Избирательные системы Франции, Германии, Италии и Австрии базируются на конституциях, которые были созданы после второй мировой войны.

3. Избирательные системы, которые недавно появились после установления нового конституционного порядка. Сегодня Испания, Португалия, Греция проводят выборы на альтернативной основе, но избирательная система страны, которая недавно внедрила в жизнь принцип свободного выбора, не способна сразу же институционно закрепить его в полной мере. К этой же категории можно определœенной мерой отнести и постсоветские страны, в т.ч. и Украину.

Современные демократии применяют широкую гамму разнообразных избирательных систем (их около 350), любая из которых имеет присущие лишь ей преимущества и недостатки. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, напротив - дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы представляют из себяразные модификации двух базовых типов: мажоритарной и пропорциональной .

Мажоритарная система. В корне мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителœем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, ᴛ.ᴇ. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателœей, чем любой из его соперников. Система проста͵ т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателœей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает всœе". Сегодня эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателœей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

· система двух туров. В случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателœей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата͵ добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, к примеру, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;

· альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). В случае если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Далее исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределœение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

· Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента).

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделœение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы состоит по сути в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всœей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить данный недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, крайне важно е для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. К примеру, в России данный порог составляет 5% голосов избирателœей.

Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования .

· система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всœей страны в рамках единого общенационального округа;

· система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);

· система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;

· система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, ᴛ.ᴇ. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие :

· непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;

· отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;

· формирует парламентское большинство;

· способствует установлению стабильной двухпартийной системы;

· приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.

К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:

· не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателœей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;

· порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. К примеру, в 1997 ᴦ. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателœей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы – 17% голосов и всœего 7% мест;

· возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;

· приводит к удорожанию избирательного процесса при крайне важно сти проведения второго тура.

К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

· обеспечивает более адекватное представительство политических сил;

· позволяет обеспечить представительство меньшинствам (к примеру, этническим, религиозным);

· стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

При этом у пропорциональной системы есть слабые стороны:

· слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;

· зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;

· порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;

· способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;

· потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы , которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем.

К примеру, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на базе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам :

· пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;

· в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;

· партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название "закона Дюверже ". Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезному" (стратегическому ) голосованию, ᴛ.ᴇ. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий - партий "фаворитов". Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать следующие выводы:

1. Избирательная система - ϶ᴛᴏ совокупность избирательных процедур, предусмотренных законом и связанных с формированием органов власти.

2. Избирательная система функционирует на принципах всœеобщности, равенства и тайного голосования. При этом избирательным законодательством предусмотренный ценз осœедлости и возрастной ценз. Возрастной ценз разный для активного (право выбирать) и пассивного (право быть избранным) избирательного права. Кроме этого, в некоторых странах (Австрия, Бельгия, Нидерланды) предусмотренное обязательное голосование.

3. Избирательные системы разделяются на три базовых типа: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.

Типы избирательных систем - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы избирательных систем" 2017, 2018.

Представительство и выборы

Важнейшая часть политического процесса в демократической стране - выборы. Выборы выгодны с экономической точки зрения. Если их нет, то альтернатива одна - содержание огромного репрессивного аппарата.

Воля народа должна изъявляться путем периодичных нефальсифицированных выборов. Свободные и честные выборы - обязательное условие и элемент демократии . Если общество признает результаты выборов, то это демократичное общество.

Выборы - это процедура, с помощью которой граждане выдвигают нужных им людей для осуществления своих интересов.

Функции выборов:

1. Передача власти мирным путем через волеизъявление граждан ;

2. Участие граждан в управлении страной (путем формирования представительных органов власти);

3. Контроль населения за властью (перед выборами власть часто меняет политику, чтобы стать ближе к народу.Трудно править без легитимности );

4. Обществополучает реальную возможность выбрать и сменить тот или иной политический курс (выборы - это политический рынок. Нам претенденты предлагают свои качества, программы, опыт, в обмен наших голосов они получат властные полномочия).

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов, норм, приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты .

Избирательное право - совокупность норм, которые определяют процедуру выборов.

В мире существует 3 основных вида избирательных систем:

1. Мажоритарная (система (принцип) большинства) . Она применяется по отношению к отдельным кандидатам на государственные должности, а также к политическим партиям, которые желают избраться в состав представительного органа. При мажоритарной системе избранным на государственную должность считается субъект, который набрал большинство голосов избирателей. В условиях мажоритарной системы победителем может быть только один субъект. В Беларуси используется именно мажоритарная система, но она применяется только в отношении отдельных кандидатов, но не политических партий. Существует несколько разновидностей мажоритарной системы:

a. Система абсолютного большинства : избранным считается лицо, которое получило более половины голосов избирателей (50% +1) от явившихся избирателей. Избирательные округа являются одномандатными. Второй тур проводится через 2 недели; Они способствуют формированию стабильных партийных блоков.

b. Система относительного большинства: избранным считается лицо, которое получило большее число голосов, чем любой из его конкурентов (40% и 30% и 20%); избирательные округа являются одномандатными. Используется в Великобритании и ее бывших колониях, в США. Эта система более результативна, экономна, дает результат уже в первом туре. Если кандидаты набрали одинаковое количество голосов, то используется жребий, смотрят на возраст кандидата. Эта система формирует двухпартийность.


c. Система квалифицированного большинства : в данном случае для избрания необходимо набрать еще большее число голосов, чем при системе абсолютного большинства, например 2/3 голосов или иной процент. До внесения изменений в Конституцию Казахстана, она гласила, что избранным считается кандидат в Президенты, который набрал более 60% голосов.

В Беларуси на выборах Президента и на выборах в Парламент используется мажоритарная система абсолютного большинства. Однако на выборы в местные советы депутатов несколько лет тому назад введена мажоритарная система относительного большинства.

Мажоритарная избирательная система предусмотрена законодательством большинства стран мира (США, Великобритания, Франция).

Достоинством является:

Ø учет мнения большинства;

Ø формирование стабильного Правительства;

Ø такая система персонифицирует выборы, избиратели голосуют не только за партию, но за личность;

Ø позволяет участвовать на выборах независимым кандидатам;

Ø стимулирует укрупнение партий;

Ø легче контролировать процесс.

Мажоритарная система имеет свои недостатки:

Ø не полностью выражает политическую волю населения;

Ø проигравшие не получают мест вообще;

Ø нарушается принцип всеобщности;

Ø не обеспечивает соотношение между количеством голосов, которые получит партия в стране в целом и числом ее представителей в Парламенте.

2. Пропорциональная избирательная система. Она применяется только в отношении политических партий. Избранными в данном случае могут быть несколько политических партий, число мест которых в представительном органе (Парламенте) будет зависеть (являться пропорциональным) от количества поданных за них голосов избирателей. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.

(избирательная квота: сколько стоит одно место)

Чем больше избирательный порог , тем меньше будет партий в Парламенте. Порогом можно регулировать их количество.

Достоинства:

Ø учитывает различные интересы избирателей;

Ø отражает реальную расстановку сил;

Ø повышает политическую культуру избирателей;

Ø стимулирует интерес населения к деятельности партий.

Пропорциональная избирательная система сегодня введена примерно в 60 странах мира, включая Россию, Израиль, Данию, Туркменистан.

Недостатки:

Ø при множестве партий может наступить несогласованность;

Ø способствует росту числа партий, которые, как правило, нестабильны (его можно регулировать через избирательный порог);

Ø возрастает роль мелких партий;

Ø партии начинают перерождаться;

Ø не оцениваются личные качества кандидатов.

Политический результат - появление и развитие мелких партий. Эта система стимулирует многопартийность

· Закрытый партийных список. У избирателей есть право голосовать только за партию. Избиратели не могут его менять;

· Открытый список. Избиратели могут изменить преференцию (нумерацию) кандидатов;

· Полужесткий список. Первое место всегда отдается лидеру партии, а остальные места назначаются народом (Нидерланды, Дания, Австрия);

· Панаширование . Блокирование кандидатов от разных партий (Швейцария, Люксембург). У избирателей несколько голосов (например, 5).

Смешанная избирательная система. Для того чтобы избежать некоторых недостатков мажоритарной и пропорциональной систем некоторые государства применяют смешанную избирательную систему: часть мест в представляемом органе заполняется в рамках мажоритарной системы, а другая часть в рамках пропорциональной системы, например в Грузии.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх