Вариант 12 обществознание. А) появление массовой культуры. б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Задачи правоохранительных органов РФ

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) политические нормы, 2) государство, 3) политическая система общества, 4) политическая партия, 5) партийная программа.

3

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность, 2) пробуждение фантазии и воображения, 3) достоверность и проверяемость результатов, 4) нацеленность на получение объективной истины, 5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.

2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.

5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.

5

Установите соответствие между фактами, признаками и типами обществ

6

Клавдия готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Клавдией для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изучение испанского языка

2. покупка туристической путёвки

3. общение в Интернете

4. чтение книг об Испании

5. знатоки испанского искусства

6. путешествие по Испании

7

Выберите верные суждения о видах рыночной конкуренции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. С точки зрения интересов общества, монополия имеет только недостатки.

2. Монополист самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию.

3. Олигополией называют ситуацию раздела рынка несколькими крупными фирмами.

4. Монополистическая конкуренция - это идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения.

5. Монопсонией называют такой вид монополии, при котором монополистом является не продавец, а покупатель.

8

Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Гражданин В. вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг. Найдите в перечне ценные бумаги, которые он может приобрести, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. банкноты

3. облигации

5. инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

6. договор о страховании имущества

10

На рисунке отражена ситуация на рынке спортивных тренажёров для дома. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение - D 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. снижение уровня жизни населения

2. уменьшение доходов потребителей

3. хорошие отзывы покупателей о спортивных тренажёрах для дома

4. снижение цен на посещение тренажёрных залов

5. повышение внимания граждан к собственному здоровью

11

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2. В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

3. Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.

4. Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5. Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

12

В ходе социологического опроса 30-летних и 55-летних граждан страны Z, им задавали вопрос: «В какой организации Вы работаете (бюджет- ной/государственной или частной/негосударственной)?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Более половины опрошенных 30-летних работают в част- ной/негосударственной организации.

2. Среди опрошенных 55-летних тех, кто работает в бюджет- ной/государственной организации, больше тех, кто работает в част- ной/негосударственной организации.

3. Среди опрошенных 30-летних тех, кто работает на себя, больше, чем тех, кто работает в бюджетной/государственной организации.

4. Равные доли опрошенных каждой группы работают на себя.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 55-летних больше, чем среди 30-летних.

13

Выберите из списка характерные признаки правонарушений.

1. неэтичное деяние

2. виновное деяние

3. необдуманное деяние

4. безрассудное деяние

5. общественно опасное деяние

14

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.

2. Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.

3. Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.

6. Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.

16

Что из перечисленного относится к группе социально-экономических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на социальное обеспечение по старости

2. право на жизнь

3. право на жилище

4. право на защиту чести и доброго имени

5. право на свободу и личную неприкосновенность

17

Выберите верные суждения о системе права и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах, выделяют уполномочивающие, обязывающие нормы и запрещающие нормы.

2. Отрасли процессуального права устанавливают порядок применения правовых норм.

3. Институт права - это комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих сегмент определённого вида общественных отношений

4. Совокупность отраслей права, регулирующих отношения власти и подчинения, называют административным правом.

5. К частному праву относят уголовное право.

18

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Фирма «Астра» оказывает услуги по благоустройству дворовых территорий. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что организационно-правовая форма этой фирмы - производственный кооператив? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. объединяет нескольких мастеров, лично участвующих в оказании услуг

2. обязанность соблюдать трудовую дисциплину

3. получение дивидендов по итогам года

4. участие работников в управлении предприятием

5. заключение трудового договора с работниками

6. прибыль распределяется между работниками в соответствии с их трудовым участием в пределах пая

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Если ________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных ________(Г). Другой формой является________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной ________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. унитарное

2. федерация

3. форма правления

4. демократическое

5. конституция

6. политические партии

7. форма государственного (территориального) устройства

8. республика

9. органы власти

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Тенденция к территориальному расширению привела к последовательному возникновению основных форм рыночного пространства: а) местный рынок (обычно в пределах села, города); б) национальный рынок (объединивший местные торговые территории в единый внутренний рынок государства); в) мировой рынок, возникший на основе развития внешней торговли разных стран.

Во второй половине XX в. начался качественно новый процесс - глобализация (охват всей территории земного шара) мирового рынка. Это означает, что национальные рынки отдельных стран находятся в усиливающейся зависимости друг от друга. Между ними складываются устойчивые торговые связи, опирающиеся на телекоммуникации, спутниковую связь, Интернет и другие новейшие технические средства.

В XX в. ускорение научно-технического прогресса привело к возникновению рынка научных разработок, где в виде товарного продукта выступали конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки), готовые для внедрения в производство. Переход к постиндустриальной экономике сопровождался быстрым развитием сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ. Широкое развитие акционерных обществ и кредитных (заемных) денежных средств способствовало образованию широкомасштабных рынков ценных бумаг и ссудных капиталов. С окончанием использования золота в качестве мировых денег (с начала 1970-х годов) во внешнеэкономических отношениях между государствами развился рынок валют (денежных знаков иностранных государств).

С образованием рыночной системы существенно возросла ее роль в развитии национальной экономики. С одной стороны, широкоразветвленное разделение труда в современном товарном производстве получило возможность сбывать свою специализированную продукцию через соответствующую систему рынков. С другой стороны, все крупные отрасли национального хозяйства стали испытывать возросшую зависимость от соответствующих отраслей рынка. В итоге возникло новое состояние экономического организма, при котором все его «клеточки» испытывают активное воздействие рыночной системы.

(Е.Ф. Борисов)

Как влияет на рынок глобализация? Опираясь на текст, укажите три аспекта этого влияния.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие аспекты влияния:

1) зависимость национальных рынков друг от друга усиливается;

2) складывание устойчивых торговых связей между национальными рынками;

3) опора в торговых связях на новейшие технические средства.

Показать ответ

1) перечислены формы рынка: местный, национальный, мировой;

2) указано основание классификации: объем (величина) рыночного территориального пространства (территории, охваченной рынком)

Показать ответ

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указано, что стимулирующая роль рыночной системы проявляется, например, в ее широких возможностях сбыта специализированной продукции;

2) указано, что сдерживающая роль может проявляться в периоды экономических спадов в связи с возросшей зависимостью всех крупных отраслей национального хозяйства от соответствующих отраслей рынка;

3) приведено пояснение, например:

Развиваются специализированные рынки готовой продукции, охватывающие, в том числе, и виртуальное пространство (рынки стройматериалов, мебели для кухни, одежды для пожилых людей и т.п.);

Кризис в одной отрасли быстро распространяется на остальные и экономику в целом; например, кризис в строительстве сократит спрос на металл, цемент, кирпич, керамику, продукцию нефтяной и химической промышленности, строительные машины

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре общества»; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: «К каналам социальной мобильности относят образование, службу в армии, брак, духовную службу и др.»;

(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности ).

3) одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности, например: «Это такое изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса».

(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности .)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

В рыночной экономике с определенной периодичностью наблюдаются спады и подъемы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

Показать ответ

В ответе должны быть:

1) указаны причины цикличности экономического развития, например:

Периодическое обновление капитала, связанное с достижениями научно-технического прогресса и инновационной деятельностью;

Нарушение и последующее восстановление равновесия между спросом и предложением денег;

2) дана конкретизация, допустим: банки снижают требования по предоставлению кредитов населению и предприятиям, вначале это приводит к подъему, росту спроса на товары и услуги, однако в дальнейшем с ростом просроченных кредитов может начаться финансовый кризис, затрагивающий всю сферу экономики.

Могут быть указаны другие причины, дана иная конкретизация.

В условиях перехода к постиндустриальному обществу к профессиональным качествам работника предъявляются новые требования. Используя обществоведческие знания и факты социальной жизни, укажите и кратко поясните любые три качества работника, необходимость которых возрастает в условиях перехода к постиндустриальному обществу.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть указаны требования / качества и даны краткие пояснения к каждому из них, например:

1) готовность повышать квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности (работнику приходится адаптироваться к постоянному развитию техники и технологий);

2) мобильность (от современного работника требуется готовность к смене видов деятельности, освоению смежных профессий);

б) выработка государственной политики;

в) поддержание политической стабильности общества;

г) анализ интересов различных социальных групп и др.

4) Типы политических элит:

а) общенациональная, региональная, местная;

б) правящая и неправящая (контрэлита).

5) Группы политического влияния.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

29.2. Экономика «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

29.3. Социология, социальная психология «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

29.4. Политология «\\\"Разделяй и властвуй\\\" – мудрое правило, но \\\"объединяй и направляй\\\" ещё лучше». (И.В. Гёте)

29.5. Правоведение «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 12.

Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович


1.

Уровни развития способностей

характеристики

Ответ:


1.

Уровни развития способностей

характеристики

Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных

Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни развития способностей человека.

Ответ: гениальность.


2.

Ответ:


2.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование.

Ответ: социальный институт.


3.

Ответ:


3.

Ниже приведён перечень налогов и сборов. Все они за исключением двух, в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся к федеральным налогам и сборам.

  • транспортный налог; 2) налог на добычу полезных ископаемых; 3) государственная пошлина; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на имущество организаций; 6) налог на доходы физических лиц.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:1 5.


4.

  • Истина всегда конкретна.

Ответ:


4.

Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.
  • Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.
  • Истина- это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.
  • Истина всегда конкретна.
  • Единственный критерий истины- соответствие существующим научным теориям.

Ответ: 2 3 4.


5.

Отличительные признаки

Типы обществ

  • традиционное
  • индустриальное общество

Ответ: А Б В Г Д


5.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Отличительные признаки

А) появление массовой культуры

Б) господство натурального хозяйства

В) преобладание сфер услуг в структуре экономики

Г) рост численности промышленного пролетариата

Д) преобладание наукоёмких, высокотехнологичных производств

Типы обществ

  • традиционное
  • постиндустриальное (информационное) общество
  • индустриальное общество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

3 1 2 3 2


6.

Ответ:


6.

Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
  • Книга была напечатана в крупном издательстве.
  • Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
  • Все гипотезы исследователей были обоснованны.
  • Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.
  • Содержание книги изложено профессиональным языком.

Ответ: 1 4 5 6.


7.

Ответ:


7.

Выберите верные суждения о ценных бумагах и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Ценная бумага воплощает субъективные гражданские права неимущественного характера.
  • Ценная бумага может быть объектом гражданских правовых сделок.
  • В соответствии с Гражданским кодексом РФ ценной бумагой называют любой документ, выпускаемый государством.
  • Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия, называется акцией.
  • Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.

Ответ:2 4 5.


8.

Примеры

Б) плата за охрану помещения

В) оклады администрации

Г) приобретение сырья

Виды издержек

  • переменные
  • постоянные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


8.

Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

А) сдельная оплата труда наёмных работников

Б) плата за охрану помещения

В) оклады администрации

Г) приобретение сырья

Д) проценты по ранее взятым кредитам

Виды издержек

  • переменные
  • постоянные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 1 2 1


9.

Ответ:


9.

Глава государства поставил перед правительством задачу снижения уровня безработицы в стране. Какие из приведённых мер будут способствовать решению этой задачи? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • увеличение ставок налогообложения
  • организация курсов профессиональной переподготовки
  • повышение размера пособий по безработице
  • уменьшение экспорта промышленной продукции
  • создание новых рабочих мест в малом бизнесе
  • снижение пенсионного возраста

Ответ:2 5 6.


  • снижение доходов населения

Ответ:


10. На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. Р- цена услуг, Q-качество услуг.

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • увеличение количества недорогих салонов красоты
  • увеличение доходности салонов красоты
  • мода на сложные причёски у женщин
  • появление в продаже эффективных средств для самостоятельного ухода за волосами
  • снижение доходов населения

Ответ: 4 5


11.

Ответ:


11.

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Социализация способствует усвоению индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.
  • Агентами социализации выступают конкретные люди и организации.
  • Социализация связана со сменой социальных ролей, с приобретением новых статусов.
  • Первичная социализация начинается с поступлением ребёнка в образовательную организацию.
  • Агенты первичной социализации действуют в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.

Ответ: 1 2 3.


Ответ:


12.Во время опроса был задан вопрос: «В чём Вы видите основную причину конфликта поколений (конфликта отцов и детей)?»

Найдите в списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы.

  • Респонденты в большей степени связывают конфликт отцов и детей с нежеланием детей учитывать опыт и мнение старшего поколения, чем с различиями в образе жизни.
  • Примерно треть опрошенных связывает конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях.
  • Примерно одинаковые доли респондентов связывают конфликт отцов и детей с различиями в мировоззрении, вкусах, пристрастиях и различиями в образе жизни.
  • Стремление отцов навязать детям свою волю в качестве причины конфликта поколений отмечает наименьшая доля респондентов.
  • Нерешённость материальных/бытовых проблем может стать основной причиной конфликтов.

Ответ:2 5.


13.

Ответ:


13.

Выберите верные суждения о государстве и его функциях запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Государством называют совокупность институтов публичной власти и механизмов их функционирования.
  • Государство призвано уравновешивать различные социальные интересы.
  • К основным признакам государства относится унитарное устройство, территория, на которую распространяется власть.
  • Государство отличается от политической партии тем, что оно является политическим институтом.
  • В правоохранительную функцию государства входит профилактика правонарушений с целью их предупреждения и пресечения.

Ответ: 1 2 5.


14.

Функции

В) объявление амнистии

Г) осуществление помилования

  • Президент РФ
  • Государственная Дума
  • Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


14.

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функции

А) осуществление управления федеральной государственной собственностью

Б) принятие федеральных законов

В) объявление амнистии

Г) осуществление помилования

Д) обеспечение исполнения федерального бюджета

Субъекты государственной власти РФ

  • Президент РФ
  • Государственная Дума
  • Правительство РФ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

3 2 2 1 3


15.

  • Федеративное государство
  • Демократическое государство
  • Абсолютная монархия
  • Конституционная монархия
  • Президентская республика
  • Унитарное государство

Ответ:


15.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственных конституций. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Федеративное государство
  • Демократическое государство
  • Абсолютная монархия
  • Конституционная монархия
  • Президентская республика
  • Унитарное государство

Ответ: 1 2 5.


16.

  • право на отдых
  • свобода труда

Ответ:


16.

Найдите в приведённом списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • свобода совести и вероисповедания
  • право на отдых
  • право на неприкосновенность жилища
  • свобода предпринимательской деятельности
  • свобода труда

Ответ: 2 4 5.


17.

Выберите верные суждения об имущественных и личных неимущественных правах и способах их защиты в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • Имущественные права возникают только по поводу обладания какими-либо вещами.
  • Вещь как объект гражданских прав обладает способностью непосредственно удовлетворять материальные потребности человека.
  • Закон исключает любую возможность принудительного изъятия у собственника имущества.
  • Особенностями личных неимущественных прав являются отсутствие материального (имущественного) содержания и неразрывная связь с личностью носителя.
  • Возмещение убытков и компенсацию морального вреда относят к способам защиты гражданских прав.

Ответ: 2 4 5


18.

Действия

  • обязанности
  • права

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д


18.

Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Действия

А) бережно относиться к имуществу работодателя

Б) получать полную достоверную информацию об условиях труда

В) участвовать в управлении организацией

Г) соблюдать трудовую дисциплину

Д) добросовестно исполнять свои трудовые функции на основе трудового договора

Элементы правового статуса работника в РФ

  • обязанности
  • права

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: А Б В Г Д

1 2 2 1 1


19.

  • предупреждение
  • ограничение свободы
  • выговор
  • дисквалификация
  • замечание

Ответ:


19.

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Юридическая ответственность в РФ». Один из слайдов называется «Административные наказания, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны административные наказания.

  • предупреждение
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу
  • ограничение свободы
  • выговор
  • дисквалификация
  • замечание

Ответ: 1 2 5.


20.

Вставьте пропущенные слова.

Список слов:

  • личность

Ответ: А Б В Г Д Е


20.

Вставьте пропущенные слова.

«Развитие и формирование____(А) начинается с момента рождения человека. Для ребёнка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования_____(Б), практических умений и навыков. Семья является для ребёнка__(В)общества. Система___(Г) в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует_____(Д)между супругами, детьми и родителями. Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной_______(Е), авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду».

Список слов:

  • социальный статус 6) потребитель
  • ценностные ориентации 7) микромодель
  • взаимопонимание 8) семейное воспитание
  • семейная атмосфера 9) биологические потребности
  • личность

Ответ: А Б В Г Д Е

5 2 7 8 3 4


Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Чем же общество отличается от естественных, «псевдосоциальных» объединений живых особей? Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференцации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть «сверхприродной» нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии.


Часть 2.

Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно ещё не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура- это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.


Часть 2.

Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей.

Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Оно вызывает на свет мир артефактов- «содеянных вещей», начиная с каменного наконечника стрелы и кончая компьютером. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надежнейшим свидетельством присутствия Homo sapiens внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.


Часть 2.

Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием «предметно-практическая деятельность». Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно (пусть неявным образом) содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление…


Часть 2.

Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим…Напомним, что Аристотель называл человека «политическим животным», подчёркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.

(И.Фролов и др.)


21.

Что позволяет авторам характеризовать общество как надбиологическую целостность? Какие два объяснения смысла понятия «культура» приведены в тексте? Какое необходимое условие социокультурного объединения людей отмечено авторами?


21.

Ответ:

  • то, что общество покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребнотей и стимулов, а на единстве культурных норм;
  • - «сверхприродная» нормативно-ценностная система, регулирующая индивидуальное поведение;

-форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов;

3) наличие производства.


22.


22.

Найдите в тексте любые два качества человека как социального существа и любой один признак биологической сущности человека.

Ответ:

  • способность к предметно-практической деятельности, самосознание и рациональное мышление;
  • принадлежность к высшим млекопитающим.

23.


23.

Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами учёт в социальной жизни биологически обусловленных различий между большими группами людей.

Ответ:

  • в гражданском законодательстве зафиксирован особый правовой статус несовершеннолетних граждан, который в части дееспособности отличается от правового статуса совершеннолетних;
  • в развитых странах мира законодательно предусмотрен механизм пенсионного обеспечения граждан старшего возраста;
  • во многих культурах выработаны определённые стереотипы гендерных моделей поведения.

24.


24.

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения того, что культурные нормы обеспечивают единство общества.

Ответ:

  • Культурные нормы обеспечивают коммуникацию людей, их совместную деятельность;
  • Культурные нормы несут в себе определённый «культурный код» этноса, общечеловеческие ценности, освоение которых новыми поколениями обеспечивает сохранение, самовоспроизводство общества;
  • Культурные нормы и механизмы социального контроля позволяют минимизировать проявления отклоняющегося поведения, консолидировать общество.

25.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности, и одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.


25.

Ответ:

  • Это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе;
  • Структура деятельности включает субъект, объект, мотив, цель, результат, способы достижения цели;
  • Мотив деятельности представляет собой осознанную потребность, которой вызвана деятельность.

26.


26.

Приведите любые примеры трёх профессий, для которых умение вести диалог, умно спорить является жизненно необходимым. Для каждой профессии поясните значимость этого умения.

Ответ:

  • журналист (некоторые журналисты работают в жанре ток-шоу, «круглого стола» и т. п., берут интервью;
  • учёный (один из элементов деятельности учёных- участие в различных научных конференциях, обсуждение идей и работ оппонентов);
  • дипломат (один из основных элементов деятельности- согласование позиций с иностранными партнёрами, выработка приемлемых условий международных договоров).

27.

Правительство демократического государства Z ввело пропорциональную шкалу налога на доходы физических лиц. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.


27.

Ответ:

  • несправедливо налогами наказывать граждан, которые в большей степени, чем другие, используют свои способности к труду, предпринимательству и т. п. для получения дохода;
  • каждый гражданин, независимо от достатка, как налогоплательщик пользуется одинаковым набором общественных благ (охрана правопорядка, бесплатное образование, медицинское обеспечение и др.);
  • все граждане в демократическом государстве равноправны; это должно проявляться и в отношении налогов.

28.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Брак как институт права в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


28.

Ответ:

  • Условия заключения брака в РФ:

а) достижение брачного возраста;

б) дееспособность лиц, вступающих в брак;

в добровольность вступления в брак;

г) отсутствие близкого родства и др.

2. Порядок заключения брака в РФ:

а) в органах ЗАГС;

б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.

3. Личные права супругов:

а) равенство супругов;

б) право выбора фамилии.

4. Имущественные права супругов:

а) законный режим имущества супругов;

б) договорной режим имущества супругов.

5. Прекращение брака:

а) смерть/объявление умершим одного из супругов;

б) расторжение брака;

в) признание брака недействительным.


Использованная литература.

  • Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год

Как правильно подготовиться к обществознанию:

  1. Необходима постоянная практика.
    • Особое внимание удели ЕГЭ по обществознанию 2019. Демоверсия от ФИПИ поможет понять структуру билета, разобраться в требованиях. направит тебя какие темы необходимо изучать.
    • Для решения подготовили 10 тренировочных вариантов с ответами. Они разработаны учителями на основе демонстрационного варианта.
    • Чем больше тестов будет решено, тем выше будет подготовленность, так как срабатывает механизм запоминания. Не ленитесь выполнять работу над ошибками. Решать онлайн тесты каждую неделю, пока не будете допускать ошибки. Зарегистрированные пользователи на сайте могут отслеживать статистику решенных тестов.
  2. Правильно распределяй время на решение тренировочных тестов, чтобы получить максимальное количество баллов.
    • Задания 1-3 и 10 решаются за 1–4 минуты;
    • Задания 4-9 и 11-28 отводится от 2 до 8 минут;
    • Задания 29 - 45 минут.
  3. Работа с текстом

      Для выполнения типовых заданий 21-24 важны навыки работы с текстовой информацией. Тренируясь решать тесты ЕГЭ по обществознанию онлайн, обращайте внимание на задачи, требующие не просто извлечения и воспроизведения сути из информационного полотна, но и интерпретации, собственного понимания сказанного или написанного, привлечения обществоведческих знаний при формулировке.

      В задание № 29 (эссе) включено 5 альтернативных задач, ориентированных на написание сочинения на одну из 5 тем. Темы представляют собой высказывания известных общественных деятелей, а также представителей политики, науки и культуры. Задание традиционно считают самым сложным в КИМах.

      Полезная подсказка: для написания качественного сочинения необходимо уметь раскрывать смысл суждения (высказывания, цитаты), привлекать изученные положения обществоведческих наук, делать собственные выводы и конкретизировать яркими примерами.


Перевод баллов в оценки

  • 0-41 баллов - «неудовлетворительно»;
  • 42-54 балла - «тройки»;
  • 55-66 баллов – «хорошо»;
  • 67 баллов и выше - «отлично».

Минимальный – 42, а максимальный - 100.

Тест ЕГЭ по обществознанию состоит из:

  • Часть 1 – из 20 задач, с коротким ответом в виде слова, нескольких слов или цифр. Половина заданий относится к базовому уровню, другая часть к повышенному. Первая часть оценивается в 35 первичных баллов.
  • Часть 2 – из 9 задач, с развернутым ответом. Задания 21 и 22 - базовые, а с 23 по 29 – с повышенной сложностью и оценивается в 30 баллов. Смотри с развернутым ответом по обществознанию.

Помни!

  • В 2019 году на экзамен по обществознанию отводится 235 минут (3 часа 55 мин.) .
  • Запрещено с собой брать посторонние предметы (шпаргалки, смартфоны, наушники, «умные» часы и др).
  • В последний день пред экзаменом повторите пройденный материал, просмотрите ещё раз решенные варианты.

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных школ к основному государственному экзамену (ОГЭ) 2015 года по обществозна-нию и на занятиях по подготовке к экзамену в школе. Оно может быть использовано также для проведения внутришкольных репетиционных экзаменов в 9 классах.
Данное пособие содержит 12 вариантов экзаменационной работы, составленных в соответствии с проектом демоверсии контрольных измерительных материалов ОГЭ 2015 года по обществознанию. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.
Издание адресовано девятиклассникам, учителям и методистам.

Примеры вариантов заданий:

Задания на распознание понятия по существенным признакам Именно такие задания довольно часто предлагаются в различных тестированиях.
Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) реформированием
3) производством
4) творчеством

В тексте данного задания даётся определение понятия «предпринимательство». Если Вы не помните его в целостном, готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные действия:
1) выявить область обществоведческого знания, понятие из которой требуется определить: в нашем случае речь идет о хозяйственной деятельности человека, следовательно, понятие относится к проблеме экономики;
2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это «инициативная», «самостоятельная» «осуществляемая на свой риск в рамках закона», «направленная на получение прибыли»;
3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае вид хозяйственной деятельности человека;
4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа, выбрать и записать правильный: искомый ответ - 1) предпринимательство.
Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанализировав ещё раз все иные варианты.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА И ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЕ.
РЕПЕТИЦИОННЫЕ ВАРИАНТЫ.
Инструкция по выполнению работы.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант 8.
Вариант 9.
Вариант 10.
Вариант 11.
Вариант 12.
ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ.
ЧАСТЬ 1.
ЧАСТЬ 2.
Вариант 1.
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 4.
Вариант 5.
Вариант 6.
Вариант 7.
Вариант 8.
Вариант 9.
Вариант 10.
Вариант 11.
Вариант 12.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Репетиционные варианты, основной государственный экзамен 2015,. обществознание, 12 вариантов, учебное пособие, Котова О.А., Лискова Т.Е. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ОГЭ 2015, Обществознание, Репетиционные варианты, 12 вариантов, Котова О.А., Лискова Т.Е.
  • Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов, основной государственный экзамен 2015, обществознание, учебное пособие, Котова О.А., Лискова Т.Е.
  • ОГЭ-2018, Обществознание, Рекомендации по оцениванию заданий, Котова О.А., Лискова Т.Е., Лобанов И.А., 2018
  • ОГЭ, Обществознание, 30 вариантов, Котова О.А., Лискова Т.Е., 2018

Следующие учебники и книги:

  • Обществознание, 9 класс, экспресс-диагностика, Королькова Е.С., Коваль Т.В., 2014
  • Рабочая тетрадь по обществознанию, 9 класс, к учебнику Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. «Обществознание, 9 класс», ФГОС (к новому учебнику) Митькин А.С., 2015


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх