Вальдорфская система. Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа
15th Сен 2017
Здравствуйте, дорогие читательницы! Буквально вчера я впервые узнала о таком понятии как «вальдорфская школа» , услышав несколько хвалебных отзывов об обучении в ней. Естественно, мне стало интересно, что это, в чем принципы и различия с общеобразовательными учреждениями, какова цена и недостатки. Специально для вас я прошерстила интернет, прочитала кучу отзывов и составила описание набирающей популярность вальдорфской школы, чтобы у вас сложилось правильное представление о ней. Итак, поехали!
Суть вальдорфской школы
Вальдорфская школа возникла как замена государственному образованию с его оценками, жесткими рамками и контролем. То есть это, в первую очередь, альтернативное обучение, в основах которого лежит «наука» антропософия. Придумал эту вещь австрийский философ, эзотерик, оккультист, ясновидящий и мистик Рудольф Штейнер.
Духовная наука, названная Штейнером «антропософией», стремится внести научную методологию в изучение явлений сверхчувственного порядка, построить мост между религией и обычной наукой. Он характеризовал её следующим образом:
Антропософия - путь познания, призванный духовное в человеке привести к духовному во Вселенной.
Чего-чего? В общем, не знаю, как вы, а я с сомнением и скептицизмом отношусь ко всякого рода эзотерике и мистике. А если добавить сюда магию, астрологию, гадания и вызывание духов, свойственные оккультизму, то и вовсе становится не по себе. В общем, фундамент, на котором основана вальдорфская школа, довольно сомнительный и пугающий.
Принципы обучения в вальдорфской школе
Обучение в школе длится 12 лет, из них 8 лет детям не ставят отметки, а основные предметы преподает один учитель. Причем учитель, помимо преподавания основных общеобразовательных предметов, поет, рисует, играет на флейте, вяжет, шьет. Прямо-таки Мэри Поппинс, разве не чудесно?
Главной особенностью вальдорфской школы является обучение «эпохами»: каждая эпоха длится 3-4 недели, и главной темой обсуждения выбирается какой-то один предмет. Утверждается, что это помогает полностью погрузиться в изучение темы, не отвлекаясь на другие проблемы.
Также в школе уделяется огромное внимание творчеству, а домашние задания попросту отсутствуют . Преподаватели стараются как можно дольше продлить детям ощущение детства, так что строгих выговоров и битья указкой по голове здесь не встретишь.
В вальдорфской школе до второго класса не учат букв, не считают и не пользуются канцелярской ручкой. В первом классе дети только рисуют, и лишь второклашки начинают писать, причём сначала палочками на воске, потом чем-нибудь острым на бересте, потом гусиными перьями.
В школе не принято говорить детям «нет» . Приветствуется любая инициатива, которую преподаватели стараются поддержать и помочь воплотить в жизнь. Очень поощряется фантазия.
В вальдорфских школах отсутствуют компьютеры, а все окружающие предметы сделаны из натуральных материалов. Причем детям даже запрещается играть с игрушками, созданными не из природных ресурсов.
Вот такие принципиальные отличия вальдорфской школы от обычной. Для кого-то эти особенности являются преимуществом, для кого-то недостатком. В следующем пункте я выскажу свое мнение.
Игрушки учеников Вальдорфской школы (ручная работа)
Плюсы и минусы вальдорфской школы
Плюсы
- Несомненным плюсом является ориентированность преподавателей на ребенка и его особенности. Максимальное число учеников в классе - 10, что позволяет уделять каждому достаточно внимания.
- Один преподаватель в течение 8 лет - это здорово. Особенно если он хороший. Детям необходим наставник, пока они не способны сами принимать решения. Однако не уверена, что школы могут гарантировать непоколебимость учителя: все мы люди, и у нас случаются чп - болезнь, декрет или просто желание сменить деятельность.
- В школе проводятся интенсивные занятия иностранными языками - как правило, английским и немецким. Для кого-то это плюс.
- Говорят, что дети с радостью ходят в такую школу , так как обстановка внутри нее семейная, дружественная, не конкурентная. Каждый дружит с каждым. Дни Рождения, Новый Год и прочие праздники отмечаются с размахом.
Минусы
Отзывы о вальдорфской школе
А теперь давайте посмотрим некоторые отзывы родителей, чьи дети учились в вальдорфской школе, и тех, кто так или иначе сталкивался с учениками этой школы:
По прошествии трех лет обучения в вальдорфской школе, мне сообщили, что мой ребёнок психически ненормальный, социально незрелый, глупый. И вот почему: 1. Р ебёнок должен постоянно улыбаться, а моя дочь улыбается редко. 2. Она не хочет дружить с каждым, кто оказывается рядом, а тщательно выбирает людей для общения. 3. Для моего ребенка результат работы имеет большее значение, чем процесс, а нормальный ребёнок получает кайф от процесса, независимо от получившегося результата. 4. Дочь стремится сделать задание лучше других, а это порождение конкуренции и явное проявление психической ненормальности.
И, наконец, они знают, как решить сию проблему и сделать ребёнка счастливым. Для этого в вальдорфских школах существует «разговор о ребёнке». И пояснили, что скрывается за этим понятием. Сначала я должна сесть с классной учительницей и рассказать ей все подробности о Кире, обычно это три встречи по два часа. Интересовать их будут все-все подробности, начиная с того, как мы её зачали, в какое время суток и в какой позе. А потом всю полученную информацию классная учительница доложит на общей конференции учителей, и они все вместе… будут думать о ребёнке. И этим энергетически ей помогут и сделают её счастливой. Понятно, что мы экстренно оттуда сбежали. Ребёнок с сегодняшнего дня в другой школе, чему несказанно счастлив.
Виктория
Выпускники Вальдорфской школы - с виду обычные ребята…
Отдавала ребенка в Вальдорфскую школу и сама работала там в течение 2 четвертей. Когда поступали туда - впечатление было очень приятное, нестандартный подход, особое отношение к детям, без нажима, без казенщины, все очень по-домашнему, уютное помещение и милые, доброжелательные педагоги. Не смутило, а наоборот, порадовало в тот момент отсутствие системы оценок, отсутствие учебников и стандартной школьной программы. Все это показалось очень привлекательным. Но!Поработав там полгода, я оттуда ушла и ребенка забрала, на следующий год мы пошли в обычный первый класс. Именно то, что меня привлекло при первом знакомстве, дальше напугало. Отсутствие программы приводит к тому, что невозможно вообще понять, что дети изучали, а что - нет, нет никаких критериев,по которым можно было бы оценить знания детей. В третьем классе дети не умеют, например, писать письменными буквами, не знают таблицы умножения. Хотя учителя и убеждали в том, что постепенно эта разница в знаниях и уровне подготовки сглаживается, и дети догоняют сверстников из обычных школ, но работая в классах со второго по шестой я этого не заметила, дети явно отставали в общеобразовательном плане от учеников школ со стандартной программой. Часто школу использовали как последний приют для детей с явными проблемами интеллектуального и психического характера, которые не смогли учиться в нормальной школе - естественно, это обстановку не оздоровляло. Плюс ко всему, через непродолжительное время меня стали напрягать такие своеобразные занятия как эвритимия, хоровое декламирование. К моему ребенку также было предъявляемо много претензий по поводу его любви к «светским» игрушкам а-ля роботы или герои мультиков, по поводу приверженности к компьютерным играм. По вальдорфской методике ребенок должен играть только в специальные деревянные и тряпичные самодельные игрушки (или по крайне мере, изготовленные вручную), не смотреть телевизор, читать только народные сказки - мы так и не смогли стать правильными вальдорфцами, вникнуть и принять всю эту систему. Честно говоря, чем я больше все это наблюдала, тем больше мне все это напоминало какую-то секту. В общем, мы оттуда с сыном ушли и не жалеем.
Эвритмия - одна из дисциплин в Вальдорфской школе
Для моего аутиста эта школа идеальный вариант по многим параметрам: щадящая программа в начальной школе, небольшой класс (13 чел), спокойная, дружелюбная обстановка, понимание наших проблем.
Катерина
Когда я училась в 10-м классе, к нам перешли три девочки из Вальдорфской школы на Петроградской; у них тогда какие-то проблемы с лицензированием возникли, ну, дети и стали «расходиться». Все три девочки были очень милые, приятные, чудесно пели, но учиться они не умели абсолютно, писали с ТАКИМИ грамматическими ошибками, что у нас порой первоклассники грамотнее пишут, и все трое закончили школу на круглых тройках, просто потому, что не было элементарной «базы»…
В Вальдорфские школы в Москве ходили дети нескольких знакомых. Как бы помягче сказать - знаний маловато было у деток. Потом все они пришли ко мне с просьбой подтянуть по математике. Но бегемота из болота тянуть тяжело.
Перевестись потом в другую школу почти нереально, соседского мальчика сначала из нашей школы перевели в Вальдорфскую, потом пытались обратно, но их не взяли- отставал по программе неописуемо.
Упомянутый мальчик в итоге заканчивал экстернат, еле-еле вытянула его на минимальную четверку по ЕГЭ.Двоих других я даже не взялась учить.
Ирина, репетитор
Интересные факты о вальдорфской школе
Кстати, вы не задумались, почему придумал учение Штайнер, а школа называется вальдорфской ? Оказывается, первую такую школу проспонсировал директор табачной компании «Вальдорф-Астория», чтобы обучить грамотности своих рабочих.
Вальдорфские школы существуют уже почти 100 лет (с 1919 года), по всему миру насчитывается 1025 заведений, из них 18 в России (Москва, Санкт-Петербург, Зеленоград, Жуковский, Воронеж, Томск, Уфа, Смоленск, Самара, Калуга, Ярославль, Иркутск).
Спорим, вы знаете много выпускников вальдорфской школы? Среди них актрисы Дженнифер Энистон и Сандра Буллок, немецкий автомобильный дизайнер Фердинанд Александр Порше, а также генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Кому подходит вальдорфская школа?
Теперь я знаю о вальдорфской школе достаточно. И считаю, что это отличный выход для «особенных», либо очень творческих детей , а также тех, кто совсем не вписывается в обычную школу и подвергается травли со стороны одноклассников. В вальдорфской школе такого однозначно не будет. Однако нужно понимать и принимать религиозную направленность этого учебного заведения, которая идет вразрез с Православием. Так как я считаю свою семью христианской, то отдавать дочь туда я бы ни стала по этой и еще нескольким причинам, перечисленным в пункте «минусы вальдорфской школы». Если вам близка моя точка зрения, Подписывайтесь на мой блог по e-mail , чтобы узнавать больше о гармоничном развитии ребенка и веселой жизни в декрете:)
Надеюсь, мое исследование данного вопроса было достаточно полным и объективным, и поможет другим родителям разобраться с принципами обучения в вальдорфской школе. Если вы каким-либо образом сталкивались с этим альтернативным обучением, буду благодарна за комментарии. Всего хорошего вам и вашим деткам!
В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство.
Вальдорфские школы — характерные черты
Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами.
Учебный план
В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.
Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.
Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.
Отличительные черты вальдорфских школ
- В средней школе (с 1 по 8 класс) не ставят оценок.
- Обучение происходит без использования учебников. Учитель вправе сам выбирать, как и на основании каких источников подавать материал.
- Ученики сами создают учебники. В них содержатся результаты выполнения домашних заданий, конспекты, делаются картинки. При этом красота оформления учебника не менее важна, чем его содержание.
- В школах регулярно устраивают праздники: наступление зимы, таяние снега, созревание плодов, сбор урожая, Пасха, Рождество.
Перспективы
Ученики успешно сдают ЕГЭ и поступают в ВУЗы, чаще всего с гуманитарным уклоном. При этом выбранные профессии, которые выбрали ребята, – их любимые. Выпускники таких школ – открытые, творческие и креативные люди. Они очень коммуникабельны и прекрасно работают в коллективе.
Вальдорфская школа «Путь зерна»
Адрес: ул. Миклухо-Маклая, д. 20 А
Путь Зерна – вальдорфская школа и детсад, член Ассоциации Вальдорфских школ РФ. В школе царит особая атмосфера: дети души не чают в учителях, чувствуют уважение и доброту преподавателей. Здесь проводится много необычных празднований: урожая, фонариков, Рождество, рождественская ярмарка, Масленица, театральный фестиваль. В школу принимаются ребята с особенностями развития.
Особенности обучения
В школе используется адаптированная к стандартам образования РФ вальдорфская педагогика, подразумевающая:
- индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- принцип несменяемости классного руководителя;
- активное участие родителей;
- принцип главного урока, преподавание «эпохами»;
- образно-художественный подход к преподаванию;
- разносторонность образования;
- развитие волевой культуры учащихся через разнообразную практическую деятельность;
- изучение музыки, живописи, эвритмии, знакомство с музыкальными инструментами, рукоделие;
- отсутствие балльной системы;
- изучение английского и немецкого языков.
Программа обучения существенно отличается от обычной образовательной, однако она утверждена Департаментом образования. В старших классах ученики готовятся к ЕГЭ и благополучно сдают их.
Частная школа «Согласие»
Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14
Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.
Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.
Особенности обучения
Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.
В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.
В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.
Школа святого Георгия Победоносца
Адрес: 3-й Хорошевский проезд, д. 1, корп. 3.
Рассматриваемый Центр непрерывного образования существует с 1994 года и входит в Ассоциацию Вальдорфских школ РФ. При школе работают хоровая, театральная, танцевальная, музыкальная студия, художественная и ремесленная мастерская.
Школа имеет богатую историю и собственные традиции. Ежегодно в декабре проходит Рождественская ярмарка, на которой демонстрируются поделки, созданные учащимися. Ученики показывают представления, посвященные Рождественскому празднику. Не менее масштабно и красочно здесь празднуют Масленицу. Руководство школы регулярно организует экскурсии и поездки в города Германии, на биодинамические фермы, по культурным достопримечательностям РФ.
Особенности обучения
Преподавание в школе базируется на принципах вальдорфской педагогики и предлагает обучение «эпохами» – последовательное изложение материала по одной учебной дисциплине в течение 2–4 недель. Такой подход помогает ребятам глубоко погрузиться в тему, лучше понять и запомнить материал.
Кроме основных общеобразовательных предметов, утвержденных минобразования РФ, дети изучают английский и немецкий язык, игру на различных музыкальных инструментах, живопись, рукоделие, театральное искусство, эвритмию, танцы, лепку из глины и резьбу по дереву.
Оценки в рассматриваемой вальдорфской школе не ставят до 9-го класса. Старшеклассники сдают ГИА и ЕГЭ и получают аттестаты.
Вальдорфская школа «Искусство жизни»
Адрес: ул. Профсоюзная, д.104
«Искусство жизни» – частная школа, образовательный процесс в которой построен на принципах вальдорфской педагогической системы. Здесь школьная жизнь яркая, насыщенная и интересная, проводятся концерты, ярмарки, праздники. Помимо учебы, ребята занимаются театральными постановками, делают своими руками игрушки и картины. Руководство организует культурно-образовательные поездки на каникулах в города РФ и западноевропейские страны. Воспитанники школы уже побывали во Владимире, Суздале, Греции и Италии.
Особенности обучения
Как и во всех вальдорфских школах, преподавание ведется эпохами.
Свободная школа
Адрес: г. Жуковский, ул. Строительная, д. 10
Идея создания Центра непрерывного образования, работающего по принципу вальдорфской педагогики, зародилась еще в 1989 году. В тот год была создана группа вальдорфского детсада. Преподаватели работали не только с малышами, но и с их родителями: рассказывали о принципах штайнеровской педагогики, проводили занятия по музыке, эвритмии, занимались рукоделием и искусствами. Спустя 3 года открылся первый класс «Свободной школы», учениками которой были выходцы из этой группы. В настоящее время «Свободная школа» является активным членом Ассоциации Вальдорфских школ РФ.
Особенности обучения
К концу 10-го класса ученики заканчивают изучение основной программы и весь 11-й класс занимаются подготовкой к ЕГЭ по выбранным дисциплинам. Выпускники школы поступают в гуманитарные, технические, социальные или художественно-эстетические ВУЗы.
Московская Вальдорфская школа им. А. Пинского
Адрес: Москва, Стремянный переулок, 33/35
Вальдорфская школа им. А. Пинского расположена в исторической застройке Замоскворечья. Раньше здесь размещалась мужская школа №554, в которой учились такие известные личности, как А. Тарковский, А. Вознесенский, А. Мень. После этого здание находилось на длительной консервации, а в 1992 году в нем открылась вальдорфская школа. Ее первым директором стал советник министра образования А. А. Пинский.
Школа имеет хорошее материально-техническое оснащение и большую прилегающую территорию. Здесь находится много спортивных секций, кружков, существует несколько внеклассных коллективов.
Особенности обучения
Образовательный процесс в вальдорфской школе им. А. Пинского построен на принципах вальдорфской педагогики. Ученики изучают с первого класса 2 иностранных языка. Огромное внимание здесь уделено совместной и индивидуальной проектной деятельности, практическим занятиям, профориентации. Дети занимаются:
- театральными постановками;
- выращивают экологически чистые овощи и разбивают цветники на школьном участке;
- изучают флору и фауну леса, породы минералов;
- наблюдают за явлениями природы;
- проводят измерения с помощью приборов и составляют геодезический план участка;
- знакомятся с миром профессий.
Старшеклассники создают и защищают проекты в любой предметной области, проходят социальную практику в больницах, детсадах и детдомах. В 9-м классе ученики проходят языковую практику в Германии. Она предполагает участие вместе с немецкими школьниками в совместном проекте, его защиту сначала в Германии, потом в РФ. По окончании школы каждый воспитанник точно знает, кем он хочет быть во взрослой жизни.
Частная школа «Семейный лад»
Адрес: г. Москва, ул. Кулакова, д. 3 корп. 2
Учрежденная в 1990 году частная вальдорфская школа «Семейный лад» входит в Ассоциацию вальдорфских школ РФ. Здесь помогают детям раскрыть и развить способности, поверить в собственные силы.
В школе «Семейный лад» дети получают разностороннее образование. Помимо основных предметов, они занимаются музыкой, живописью и ремеслами, постановкой и демонстрацией спектаклей. В учебном плане школы предусмотрены походы, экскурсии и практика.
Особенности обучения
Руководство школы, составляя расписание, учитывает биологические ритмы. Такой подход помогает сохранить силы и здоровье, поддерживает интерес к учебе. На главном уроке дети изучают предметы из академического цикла (преподаются они эпохами: изучение одной дисциплины на протяжении 2–5 недель), после этого – искусства и иностранные языки. Практические занятия и лабораторные работы преподаются во второй половине дня.
Система раннего развития детей, основанная Рудольфом Штайнером в Германии, имеет множество последователей, но и ровно столько же противников. Чем же привлекает эта система раннего развития родителей со всего мира?
В основе Вальдорфской системы раннего развития детей заложена идея, что детей в раннем возрасте нужно максимально раскрыть духовно и творчески. Главная цель – это личность ребенка. Какую же современную маму это не привлечет? Я – не исключение. Но чтение, письмо, абстрактные науки ребенок осваивает после семи лет. Вот это очень большое НО для меня, с которым не могу смириться.
В дошкольном воспитании ручному труду уделяется огромное внимание. Дети учатся вышивать, вязать, пробуют свои силы на гончарном круге, ткацком станке. Занятия по изобразительному искусству, а точнее игры с красками, превращаются в открытие. Детям предоставляют всего лишь желтый, красный и синий цвета – все остальные цвета и оттенки можно получить с помощью волшебства смешивания. Малыш пробует, творит, находит неожиданные сочетания собственным опытом. Это прекрасно!
Группу в вальдорфском детском саду посещают дети разных возрастов и старшие всегда готовы придти на помощь младшим. Моя дочка ходила в обычный детский сад, но в экспериментальную разновозрастную группу. Я была очень довольна, но предпочла бы, чтобы Лиза не была одной из старших. Так не за кем тянуться, зато взаимовыручку мы приобрели отменную.
Окружают малышей игрушки только из натуральных материалов (глины, дерева, шерсти). Эко-мариалы конечно, очень хорошо, но лишить мальчишек и девчонок «Лего» я не могу. Сейчас очень популярны Вальдорфские куклы, которые мамочки делают своими руками. Мне казалось очень странным то, что у нее нет лица (10 лет назад информации было не много и я везде читала, что именно так должно быть). Тем не менее, я сшила дочери такую куклу и она ей очень нравилась длительное время. И сейчас она хранит ее. Значит, все таки, есть в этом что-то таинственное, необъяснимое для меня. Больше всего информации по вальдофским куклам я нашла здесь.
Многие эмоции, чувства, ощущения передаются ребенку посредством кукольных представлений, инсценировок. Это, я думаю, используют многие мамочки, создавая пальчиковые, теневые театры. С гордостью можем считать, что это по-вальдорфски J.
Одно из самых приятных отличий от стандартных систем воспитания – это обилие праздников. Это мне особенно по вкусу. В нашей жизни много праздников не бывает. Отмечаются и общепринятые праздники (масленицу, пасху) и дополнительные – праздник урожая, праздник фонариков. Детки делают фонарики и отправляются на поиски сокровищ гномов. К каждому празднику готовятся подарки. Вспоминаются усилия родительского комитета и походы по магазинам, но они здесь ни при чем. Подарки делают родители своими руками, передавая тепло и частичку своей души.
А каковы доводы противников Вальдорфской системы? Первое противоречие – это отсутствие в программе обучения математики и чтения до семи лет. Самый плодотворный период, когда ребенок схватывает материал играя, упускается. В первый класс отправить неподготовленного ребенка? В этом случае школа тоже должна быть вальдорфская, а их в России не много. У нас, в Нижнем Новгороде, ее просто нет.
Отсутствие в игрушках привычных машинок, конструкторов, обычных кукол, возможно, забирает частичку детства. Огромное литературное наследство таких авторов как Маршак, Чуковский, Носов, Пришвин не доносится до воспитанников вальдорфской системы, так как детям в основном читают сказки Братьев Гримм, средневековые легенды о рыцарях, гномах. По-моему, все книг совместимы и много чтения никогда не бывает.
Вот такая противоречивая эта Вальдорфская система раннего развития. Но и ее частичка есть в нашей жизни.
В педагогике существует не мало авторских школ и методик, и естественно, каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Начать анализ авторских педагогических систем нам хотелось бы с педагогического направления, основанного австрийским ученым Рудольфом Штайнером, известным как вальдорфская педагогика. Первый вальдорфский садик появился еще в 1919 году и существует он до сих пор. В чем секрет их популярности и долговечности, и на каких принципах основана их работа, вы узнаете сегодня.
Прежде всего стоит отметить, что цель вальдорфской системы - воспитание свободной творческой личности. Работа вальдорфских садиков и школ базируется на 5 основных принципах. Причем она настолько просты и доступны, что каждый из вас может успешно применить их дома.
Создаем для ребенка атмосферу любви
Ребенок должен всегда и везде чувствовать себя любимым и счастливым. Улыбка, теплые слова, поцелуи не только поднимут ребенку настроение, но и положительно скажутся на физическом состоянии ребенка. Атмосфера Вальдорфского садика всегда очень теплая и дружелюбная, дети приходят туда, как во второй дом.
Становимся для ребенка примером
Последователи Рудольфа Штайнера уверены, что ребенок вырастает точно таким же, как окружающие его взрослые. Поэтому как воспитатели, так и родители должны тщательно следить за своими словами и поступками. Не стоит давать ребенку обещаний, которые вы не сможете сдержать, будьте последовательны в своих поступках. Иначе вы рискуете получить результат, который в последствии будет очень сложно исправить.
Играем
Игра - основной вид деятельности дошкольников. И если в обычных садиках на игру отводят совсем немного времени, потому что детям нужно еще почитать, посчитать, порисовать, полепить, разучить стихи и песни, то в вальдорфском садике весь день проходит в игре.
Создаем условия для развития
Приверженцы в школах считают, что все лучшее для развития ребенка дарит нам природа, поэтому в садике пластмассовые и деревянные игрушки заменяют желуди, ракушки, шишки, ленты и кусочки ткани. Ребенок сам создает для себя игрушку. Это развивает творческие способности и воображение.
Приучаем ребенка к режиму
Главное условие успешного обучения и воспитания в вальдорфской школе - четкая, ритмичная организация группы. Самостоятельные игры сменяются занятиями с воспитателями, а каждый день недели посвящен одному виду деятельности: рисованию, музыке, кукольному театру. Вальдорфские педагоги утверждают, что ребенок, живущий по режиму более спокоен и собран.
Как вы видите, принципы вальдорфской педагогики просты и понятны. Вы можете успешно использовать их в домашнем воспитании. И помните, любовь и уважение к ребенку - главные условия его гармоничного развития.
|