Урок по трудам девочки правильное питание. Правильное питание в ваших руках. Беседа о бесполезных продуктах питания

Применение знаний и умений.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения самостоятельной работы).

Практическая работа №1.

Итак, задание группам. (Приложение 4)

«Правильное и неправильное питание »

Учитель: : - Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.

Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?

Ответы детей.

Игра « Выбери полезное».

Обведи полезные продукты и вычеркни вредные.

Пусть представитель от группы зачитает ваши результаты. Все согласны с их мнением?

Какой можно сделать вывод? (4-5 предложений). Учащиеся анализируют, обобщают и делают вывод. В помощь учащимся учитель задает вопросы.

Отложите в сторону ваш результат.

Мини-лекция «Вредная пятерка»

Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных для человека продуктов.

1. Сладкие газированные напитки: «Кока-кола», «Спрайт» и другие.

Созданы не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане не менее пяти чайных ложек.

2. Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельного картофеля, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жиров плюс искусственные вкусовые добавки.

3. Сладкие шоколадные батончики. Большое количество сахара, химические добавки, высочайшая калорийность.

4. Сосиски, сардельки, колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.

5. Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.

Вот видите ребята, оказалось, что нет ничего страшнее сосиски в тесте в сочетании с лимонадом!

Многие врачи к этой вредной пятерке добавляют еще и жевательные конфеты, Чупа-чупс, майонез, кетчуп, лапшу быстрого приготовления. Во всех этих продуктах много химии: заменителей, красителей, растворителей. Действие многих этих веществ сопоставимо с действием ядов. Если есть много такой пищи, организм постепенно привыкает к яду и уже не посылает тревожных сигналов в виде высыпаний на коже, тошноты или головокружений. Постепенно ядовитые вещества накапливаются, и вспыхивает болезнь.

Учитель: : Ребята, мне все - таки не дает покоя один вопрос: многие из вас знают о вреде этих продуктов, но почему же вы так упорно их покупаете?

Примерные ответы детей:

Это вкусно, не надо разогревать, готовить.

Красивая упаковка, да и вкусно.

Когда ешь, чувствуешь себя крутым, современным, как в рекламе

От шоколадного батончика, например, прибавляются силы…

Получается, что все вы – просто несчастные жертвы рекламы. Но вы же знаете, что наносите непосильный вред своему здоровью

2. Практическая работа №2.

Пословицы о еде

О здоровье люди думали и в древности, а пословицы – это народная мудрость.

Соберите карточки с пословицами, и объясните как вы понимаете их смысл: (Приложение 5)

В здоровом теле – здоровый дух.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Здоров будешь – все добудешь.

Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Отложите в сторону ваш результат.

Физкультминутка

Полезно – руки вверх, хлопаем в ладоши

Вредно – топаем ногами

Рыба, чипсы, морковь, капуста, гречневая каша, торты, жирное мясо, пепси, молоко, яблоки, сухарики, отварное мясо птицы, жевательные конфеты, сок.

3 . Практическая работа № 3.

«Игра «Узнай по вкусу».

Учитель: : Ребята, мы с вами те или иные продукты можем узнать по внешнему виду, по запаху. Скажите, сможете их узнать по вкусу?

Вам сейчас будут представлены продукты, которые мы часто употребляем в пищу, вам нужно определить, что это за продукты.

Результаты запишите на листок.

Проведем опыт.

Крахмал – главнейший резервный углевод растений, вещество, наиболее распространенное в растительном мире. Образуется он в результате фотосинтеза углеводов в зеленых частях растений под действием лучей солнца. Наибольшее содержание крахмала в рисе до 80 %, в пшенице и кукурузе до 70 %, в клубнях картофеля – до 25%.

В энциклопедических источниках я прочитала следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах.

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».

Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Если капля йода на приготовленных для опыта продуктах превращается из бурого в темно-фиолетовый, то это значит, что крахмал присутствует в том или ином продукте.

Итак, проверяем какие из овощей и фруктов содержат крахмал, а какие - нет.

Для этого нанесем капельку йодной настойки на срезы картофеля, банана, моркови, огурца, помидора, яблока, лимона...

Сделаем вывод:

Опыт показал, что на срезах картофеля, банана и моркови цвет йода заметно изменился. Из этого следует вывод, что крахмал содержится во многих овощах и фруктах.

А вот на срезах лимона, огурца, помидора и яблока темно-фиолетовых пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал: лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

Где применяется крахмал?

Крахмал имеет важное хозяйственное значение и используется в бумажной промышленности, кондитерском и хлебопекарном производстве, текстильной промышленности, строительстве, фармацевтической промышленности.

Некоторые ошибочно полагают, что крахмал не приносит никакой пользы, а то и добавит лишний килограмм, но это не так. Из литературы известно, что именно крахмал используется в выпечке для людей, вынужденных придерживаться строгой диеты.

4. Практическая работа № 4 . Синквейн (Приложение 6)

5. Практическая работа № 5 . Оформление газеты. Рассказ учащихся о получившейся газете.

"Правильное питание".

Ульянова Т.П.

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СОШ №12 г. Лиски Воронежской области

Цели:

    Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день; учить детей выбирать самые полезные продукты; познакомить с правилами питания.

    Развивать наблюдательность, логическое мышление, образное мышление, внимание, память.

    Воспитывать уважительное отношение к труду людей, продуктам питания.

Подготовительная работа:

    Конкурс рисунков “Витаминная кладовая”. (В конце урока проводится итог конкурса).

    Инсценировка стихотворения С.Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, грамоты, значки (витаминов), рисунки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звенит звонок!
Начинается урок!
Русский язык? Нет!
И не математика !
Новый предмет:
Новое поколение
Выбирает здоровье!

II. Введение в тему.

Перед тем, как начать наш урок, предлагаю послушать стихотворение С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”. А вы постарайтесь догадаться, чему будет посвящен наш урок.

Итак, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей).

III. Основная часть.

Да, ребята, сегодня мы поговорим о питании. Тема нашего урока называется “Разговор о правильном питании”

(Слайд №1).

Ребята, отгадайте одну загадку: Что на свете всего дороже? (Здоровье).

Правильно, здоровье. Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы. А чтобы быть здоровым нужно уметь правильно питаться. Правильное питание – это одна половина секрета долгой и здоровой жизни.

(Слайд №2

Замечательный философ Сократ говорил: “Человек похож на ту пищу, которую он ест”. Это значит: для того, чтобы быть здоровым, выносливым, нужно есть пищу, содержащую полезные вещества.

Какие эти вещества, мы узнаем позже. Сначала мне скажите, что вы едите, отгадав мои загадки.

1. Разгадывание загадок.

(Слайд №3 – после того, как дети называют отгадки, появляются картинки).

    Вильнет хвостом туда – сюда –

И нет ее, и нет следа. (рыба)

    Может и разбиться,

Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться (яйцо)

    Я не сливки, не сырок,

Белый, вкусный... (творожок)

    Круглое, румяное,

Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)

    Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу (лук)

    Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина)

    Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос (морковь)

    Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок сложили мы в бочонок (капуста)

2. Беседа о витаминах.

Почему люди должны обязательно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи? (В них содержится много витаминов).

Правильно. Человеческий организм – это как большая техника и для его жизнедеятельности необходимы биологически активные вещества. Это витамины.

(Слайд №4).

(Появляются витамины с буквами А,В,С,Д,Е).

Витамины обозначаются буквами латинского алфавита. Они поступают в наш организм вместе с растительной и живой пищей. Они содержатся в овощах, фруктах, мясных и молочных продуктах, ягодах и т.д. Каждый витамин в организме выполняет свою определенную функцию. Какие функции? Они расскажут сами.

Витамины А, В, С, Д, Е – так мы называемся
Быть здоровыми всем вам мы помочь стараемся.

Витамин А очень важен для зрения и влияет на рост организма. При его недостатке в пище дети плохо растут.

Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.

Витамин В способствует хорошей работе сердца. Укрепляет организм, дает запас энергии, участвует в процессах кроветворения.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.

Витамин С укрепляет организм, и человек меньше подвергается простудным заболеваниям, поэтому если не хотите заболеть гриппом, побольше ешьте свежие фрукты и сырые овощи.

От простуды и ангины,
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин Д способствует укреплению тканей всего тела, укрепляет костную систему. Этот витамин в организме образуется и под действием солнца, поэтому, чтобы быть здоровым, летом всем нужно загорать.

Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить!

Витамин Е – принимает участие в процессах роста и развития организма. А еще его называют витамином красоты. Если вы будете больше есть такие продукты, где много витаминов Е, то станете красивыми.

(Дети исполняют песню о витаминах на мотив песни “Если с другом вышел в путь”).

Мы полезны для людей

И нужны как воздух.
А живем мы в пище всей,
Поскорей запомни!

Припев:

Нас большая семья,
Для людей мы друзья.
И вам без нас прожить нельзя!
Витамин, витамин!
Нам здоровье открыл,
Скорее подружитесь с ним!

Неспроста нас нарекли
“Алфавит здоровья”
Мы поможем вам расти,

И учиться в школе.

Ребята, назовите продукты, в которых есть витамины А,В,С,Д,Е.

(Дети, глядя на слайды называют по очереди продукты).

Физкультминутка – гимнастика для глаз.

(Слайд №10)

3. Беседа “Из чего состоит наша пища”.

Для нормальной деятельности организму требуются и другие питательные вещества. Для роста организму в первую очередь требуются белки.

(Слайд№11)

Белки – строительный материал организма. Они составляют почти пятую часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных и молочных. Содержатся белки и в растениях. Особенно много их в фасоли, бобах, сое, гречневой крупе, орехах. В большинстве продуктов кроме белков есть жиры.

(Слайд №12)

Жиры – основной источник энергии, то есть она дают силу нашему организму. Жиров, конечно, много в масле. Сливочное и растительное масла почти полностью состоят из жиров. Но жиры есть и в молочных продуктах, и в мясе, и в рыбе. Без него человек не смог бы работать, учиться, заниматься спортом . Кроме того, жиры помогут организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно. Все дети очень любят сладости. В них тоже есть и белки, и жиры, но больше всего в них углеводов

. (Слайд №13)

Углеводы, как и жиры, являются для нашего организма источником энергии. Углеводы придают любимым лакомствам сладкий вкус. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупе.

4. Правильное питание – что это?

Вы узнали, из чего же состоит наша пища, какие вещества необходимы организму, посмотрели, какие продукты содержат эти вещества. Но, чтобы еда шла на пользу нашему здоровью, необходимо соблюдать определенные правила.

(Слайд №14)

1. Перед едой мой руки с мылом.

2. Старайся соблюдать режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

3. Ешь не торопясь, небольшими кусочками, тщательно пережёвывай пищу с закрытым ртом.

4. Во время еды не разговаривай и не читай.

5. Ешь в меру, не переедай.

6. Воздерживайся от очень жирной, острой, солёной пищи. Не ешь много сладостей.

7. Старайся питаться разнообразно, организм должен получать всё необходимое.

5. Беседа о бесполезных продуктах питания.

Наряду с полезными продуктами, есть много еды бесполезной и даже вредной для нашего организма.

(Слайд №15)

Многие из этих продуктов вы очень любите и часто покупаете в магазине. Вот, например, всеми вами любимые газировка, кириешки, чипсы, сухарики. Все эти продукты содержат различные химические соединения, которые разрушают наш организм.

В газированной воде много газов. Если встряхнуть бутылку, то пузырьки цепляются за стенки бутылки. Вот и за стенки нашего желудка они цепляются также и делают ему больно. Возникает отрыжка. Если это будет происходить часто, то желудок будет болеть. А еще добавляют туда разные подсластители. Часто у детей бывает аллергия на многие из этих добавок. А еще можно набрать лишний вес, если пить ее постоянно.

Один из компонентов пепси или колы – кофеин. Кофеин так же оказывает вредное воздействие на работу внутренних органов детского организма, что может привести к развитию серьезных заболеваний. Дети, употребляющие газировку, гораздо хуже спят.

Вред чипсов и сухариков заключается в том, что они обжариваются в большом количестве масла. Если их много будете есть, то можете набрать лишний вес. А еще туда добавляют разные специи. Они сильно раздражают желудок.

Много специй в супах быстрого приготовления. Поэтому, если хотите быть здоровым, не ешьте ролтон. К вредным продуктам можно отнести любимые многими гамбургеры и хот – доги. Эта пища содержит много жиров, которые плохо усваиваются организмом, кроме того, эти продукты чаше всего употребляется в сухомятку, что очень вредно для здоровья.

Вредными для человеческого организма являются и жевательные резинки. Они были созданы для того, чтобы очищать рот и зубы от сахара и бактерий, поэтому жевать их нужно 10-15 минут после еды, а не на целый день и не на голодный желудок. Чем больше жевательная резинка находится во рту, тем больше бактерий в ней соберется. Кроме того, она мешает думать и учиться: из – за нее вся кровь приливает к желудку вместо головы, которая начинает хуже соображать.

Все дети, да и многие взрослые любят сладости. Мы говорили, что это источник углеводов. Но в большом количестве есть сладкое очень вредно. Например, если будете есть много конфет, то у вас будут портиться зубы. Поэтому, если хотите сохранить здоровье, ешьте поменьше сладкого, чипсов, гамбургеров, пейте меньше газировки.

Лучше ешьте фрукты, овощи, пейте соки и молоко. Даже если вы терпеть не можете молоко, то уж, наверняка не откажетесь от сладкого творожка или мороженого. Все это вкусно и полезно для вашего здоровья.

IV. Обобщение и закрепление.

    Фольклорная страничка - “ Восстановите пословицы

(Слайд №16)

2. Разгадайте кроссворды

Вкусный кроссворд”.

(Слайд №17)

1. Свежее, душистое в саду на ветке растет. (Яблоко)

2. Желтый фрукт, растет на пальме, любимое лакомство обезьян. (Банан)

3. Ароматный южный фрукт со съедобной косточкой, из него получают очень вкусные сухофрукты. (Абрикос)

4. Красненькая, сладкая, растет на маленьких кустиках в садах.(Клубника)

5. Она растет на кустах, бывает черная и красная. (Смородина)

Витаминный кроссворд”.

(Слайд №18)

1. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковка)

2. Грозди спелые висят, срочно просят их сорвать. (Виноград)

3. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява,
Кто любит щи – меня в них ищи. (Капуста)

4. Знают все ее вокруг, в винегрет ее кладут. (Свекла)

5. Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто ее раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

V. Итог конкурса рисунков “Витаминная кладовая”.

Победители конкурса рисунков “Витаминная кладовая” награждаются памятными призами.

VI. Итог урока

Понравился урок?

Что понравилось?

Что нового узнали на уроке?

О каких продуктах говорили?

Какие продукты полезно есть?

Спасибо за работу! До новых встреч! Будьте здоровы!

План-конспект урока технологии

Место работы, должность – МОУ СОШ № 38, учитель

Предмет – технология

Класс – 5

Тема урока – Здоровое питание

Базовый учебник – Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. Технология. Технологии ведения дома.

Цель урока : формирование представления о здоровом питании, знаний о питательных веществах (белках, жирах, углеводах, минеральных веществах), входящих в состав различных продуктов.

Задачи урока : обучающая : добиться знания питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ); понимания того, что в

состав продукта входят различные питательные вещества и того, что одни и те же питательные вещества входят в состав

различных продуктов; формирование представление о рационе питания и умения применять полученные знания, составляя

дневной рацион и о порядке оказания первой помощи при пищевом отравлении (до приезда скорой помощи).

развивающая : способствовать развитию познавательного интереса обучающихся, навыка смыслового чтения и

коммуникативных навыков.

воспитательная : воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и режиму питания, воспитывать культуру работы в

группе

Тип урока : ОНЗ (открытие нового знания)

Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, игровая

Используемые технологии и активные формы обучения : технология деятельностного метода, коллективный способ обучения, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии КТД.

Электронные образовательные ресурсы : презентация к уроку, составленная учителем на основе материала базового учебника.

Необходимое техническое оборудование : компьютер учителя, проектор, экран, по возможности – два ноутбука с выходом в интернет.

Планируемые результаты :

Личностные – стремление к расширению знаний; формирование ответственного отношения к своему здоровью

Предметные – понимание и определение понятий: питательные вещества, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, пищевая пирамида, режим питания; умение составлять меню в соответствии с требованиями рационального питания и собственными предпочтениями; участие в коллективной работе по поиску и анализу информации учебника;

Метапредметные :

Регулятивные – планирование учебной деятельности, прогнозирование результата деятельности,

оценка качества своей работы;

Познавательные – извлечение информации из беседы, рассказа, материалов учебного пособия, составление плана действий по достижению цели;

Коммуникативные – учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

Время

Организационный

Приветствие и настрой на работу,

проверка явки обучающихся,

проверка готовности к уроку,

проверка выполнения домашнего задания.

рассаживаются на рабочие места, приветствуют учителя, контролируют свою готовность к уроку

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозируя деятельность на уроке

2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?

Что такое кулинария? (Слайд № 2 )

Что мы будем делать на уроках кулинарии?

Для чего человек ест?

Верно! Пища нам нужна для того, чтобы уталить голод, получать энергию для жизни, а иногда и поднять настроение.

Мнения у вас самые разные. Они все верны, но давайте прочитаем, как ответил на этот вопрос древнегреческий философ Сократ (Слайд № 3 )

Как вы понимаете эти слова?

Из чего человек готовит пищу?

Нужно ли разбираться в различных продуктах, прежде чем научиться готовить?

Поднимите руку, кто из вас хотел бы научиться разбираться в том, какие продукты полезны, а какие не очень и узнать как правильно нужно не только готовить пищу, но и питаться?

Надеюсь, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Какой же будет тема нашего урока?

Я уверена, что каждой из вас удастся на сегодняшнем уроке разобраться в этом сложном вопросе!

Кулинария.

Искусство приготовления пищи.

Учиться готовить.

Ответы учеников...

Ответы учеников...

Из различных продуктов.

Да, нужно.

Ученики поднимают руки.

О правильном питании...

О здоровой пище... О......

Здоровое питание.

Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.

способность к рассуждению

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

4 мин.

Актуализация и фиксация индивидуального затруднения

Демонстрирует слайд № 4 .

Тема нашего урока "Здоровое питание".

На уроках биологии вы уже узнали, из чего состоят все организмы. Расскажите мне!

Молодцы! Вы хорошо изучаете биологию!

А что необходимо для жизни клетки?

Вы, конечно догадались, где берут клетки нашего организма эти питательные вещества?!

Демонстрирует анимацию

на слайде № 4

Совершенно верно. И сейчас вы можете видеть, какие существуют питательные вещества.

Есть ли среди этих слов те, которые вам знакомы? Какие это слова?

Кто из вас может объяснить значение тех слов, которые вам знакомы?

Что же произошло?

Всё живое состоит из клеток, которые нельзя увидеть невооруженным глазом.

Питательные вещества.

В различных продуктах.

Ответы учеников...

Возникает замешательство.

Мы не можем объяснить, что обозначают эти слова (что это такое)...

Личностные: умение самостоятельно ориентироваться в потоке собственных мыслей, делать выбор, отвечать за него.

Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Регулятивные : планирование последовательности действий

5 мин.

Построение проекта выхода из затруднения

С каким затруднением мы столкнулись?

Что же нам необходимо сделать, чтобы решить эту проблему? Какой будет ваша цель на сегодняшнем уроке?

Где мы можем найти данную информацию?

Как вы предлагаете организовать работу?

Учитель направляет рассуждения обучающихся и предлагает поработать в группах, воспользовавшись учебником.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Не смогли объяснить, что обозначают слова, которые мы когда-то слышали.

Нужно узнать: что обозначает каждое слово, где это встречается и для чего это нужно.

В библиотеке, в учебнике, в интернете.......

Ответы учеников...

Обучающиеся объединяются в группы, распределяют роли.

Ответы учеников...

Личностные : самоопределение: какое значение для меня лично имеет то, о чем мы говорим, насколько это важно для меня лично.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: умение планировать деятельность, прогнозировать результат

4 мин.

Реализация построенного плана

Проводит физкультминутку-жеребьёвку – Девочки должны встать со своих мест, найти и взять с собой каждая по одной карточке с названиями питательных веществ (первая группа ищет надписи голубого цвета, вторая – зелёного, третья – розового) и занять своё рабочее место.

Карточки заранее размещены по классу на доступных местах, но внимания не привлекают, так как их размер незначителен. Названия написаны разными цветами (голубым, розовым, зелёным и бежевым), некрупно.

Каждой группе досталось по два питательных вещества, о которых вы должны найти информацию в учебнике.

На какие вопросы вы должны найти ответ о тех питательных веществах, которые достались вашей группе?

Учитель открывает слайд № 5 .

Желаю вам удачной работы. Через 5 минут мы её проверим.

Работа в группах.

Повторяют вопросы, озвученные на этапе построения проекта выхода из затруднения.

Групповая работа с учебником.

Личностные : умение самостоятельно мыслить и нести ответственность за свой выбор

Коммуникативные: умение общаться в группе, выполнять в ней определенную роль

Регулятивные: умение находить пути решения поставленной задачи

Познавательные: умение собирать, обрабатывать, систематизировать и обобщать полученную информацию

10 мин.

Первичное закрепление

Демонстрация слайдов презентации после отчета каждой группы.

Слайды 6 - 12 .

Обращает внимание обучающихся на то, что в состав одного продукта входят различные питательные вещества. Акцентирует внимание на том, что одно и то же питательное вещество входит в состав многих продуктов.

Вы прекрасно поработали и

заслужили награду. Я расскажу вам о правилах здорового (рационального) питания. Понять их нам поможет пищевая пирамида.

Демонстрируется слайд № 13 с анимацией.

Продуктов, изображенных в основании пирамиды необходимо употреблять больше, а тех, которые находятся на вершине – меньше, или совсем избегать их.

Выступления групп. Группы выступают, кратко отвечая на поставленные вопросы. Питательные вещества следуют в том порядке, в каком они были представлены на слайде № 3 в начале урока (табличка прикреплена к доске).

Обучающиеся кратко фиксируют информацию в тетрадях.

Личностные : умение оценивать полученную информацию и соизмерять её с собственной системой ценностей, оценивать значимость полученной информации для себя лично.

Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: в ыводы о проделанной работы

10 мин.

Включение в систему знаний

Данный этап проводится при наличии времени. В случае затянувшегося обсуждения на предыдущих этапах материалы рассматриваются обучающимися самостоятельно и обсуждаются на следующем уроке, а задание по составлению меню даётся для домашней работы (презентация урока доступна ученикам на сайте учителя)

Как часто человек принимает пищу?

Слайд 14 .

Сейчас вам предстоит составить меню на день с учетом тех знаний, которые

вы получили сегодня на уроке.

К сожалению, бывают случаи, когда

во время приёма пищи происходит отравление организма. Человек в этом случае чувствует себя очень плохо и

ему требуется оказание медицинской помощи.

Слайд № 16 .

Ответы учеников...

Девочки составляют меню, одна из учениц зачитывает работу.

Обучающиеся фиксируют информацию в рабочих тетрадях.

Личностные : умение анализировать полученную информацию и применять её на практике, соизмеряя практическую значимость, пользу и собственные приоритеты.

Коммуникативные: умение выражать при коммуникации свои мысли, слушать партнера по диалогу

Регулятивные: умение планировать, прогнозировать, корректировать предпочтения в соответствии с полученными знаниями о пользе.

Познавательные: умение классифицировать, располагать набор элементов в соответствии с имеющимися между ними связями.

7 мин.

Рефлексия

Какой была наша цель сегодня?

Достигли мы нашей цели?

Слайд № 17 .

Узнать о том, что обозначают названия питательных веществ, где они встречаются и для чего необходимы.

Да.

Девочки выходят к доске и прикрепляют магнитами соответствующие плоды (за экраном – магнитная доска). Вырезанные из цветной бумаги плоды (по количеству учениц лежат на учительском столе).

Личностные : самооценка

Коммуникативные: умение учитывать поведение партнера

Регулятивные: оценка выполненной работы.

Познавательные: выводы о проделанной работы

3 мин.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет Технология

Тема с/ х урока: Группы овощных культур

Тема программы «Разговор о правильном питании» Всякому овощу - свое время

Тип урока: урок контроля знаний и умений

Цель: расширить представление учащихся о группах овощных культур, используемых человеком в пищу, формировать культуру питания.

Образовательная - формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;

Коррекционно-развивающая

Формировать эмоционально положительное отношения к окружающим;

Формировать привычки находиться в группе и следовать ритму жизни группы;

Формирование УУД:

Личностные действия: умение анализировать, классификацировать группы овощей;

Построение сообщения в устной форме;

Коммуникативных УУД : сотрудничество ученик - учитель;

Умение выслушивать друг друга и принимать на себя сказанное другими;

Личностных УУД : воспитание положительного отношения детей к здоровому питанию.

Оборудование: Интерактивная доска, проектор, волчок, конверты с вопросами, презентация, мультфильм «Мужик и медведь» карточки с заданием.

Преимущества групповой работы:

- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;

Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

В результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;

Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);

Организационный момент

Психологическая разминка «Круг успеха». /Снятие эмоционального напряжения, зажатости/
Учитель: В круг зову ребят я тех, (дети становятся в круг)
Важен для кого успех.
Быть успешным просто?
Дети: Нет!
Учитель: Но добьемся мы побед?
Все вместе: Да, да, да! Нужно вместе быть всегда.
Учитель: В начале занятия, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение) Чтобы работа на нашем занятии была продуктивной, какими мы должны быть?

Дети: активными, помогать друг другу, уверенными добрыми. (Похвала)

Круг приветствия "Здравствуй, я хочу, чтобы сегодня ты был активным …" /Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение./

Какое сейчас время года? Осень

А что полезно кушать осенью?

Назовите овощи. А для чего нам необходимо употреблять их в пищу? Чем они полезны?

Помните, на уроке технологии при изучении темы «Овощеводство», мы с вами часто говорили, что овощи являются важным источником витаминов и минеральных веществ.

Учитель. А сейчас на стр. 94 найдите 2 абзац, где говорится про полезные свойства овощей и прочитайте. /Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы/

В них имеются все необходимые для нашего организма минеральные вещества. Кальций, магний, натрий, калий, фосфор, йод, железо, хлор, сера, марганец, медь - все это есть в овощах. А также огромное количество витаминов групп. А, В, С, К, Е.

Ребята мы с вами вспомнили о полезных качествах овощей, которые необходимы для организма человека. И знаем, что они делятся на несколько групп. А давайте мы с вами тоже разделимся на группы.

Вынос «черного ящика» Разделение на группы по алгоритму /планирование своих действия в соответствии с поставленной задачей/

Алгоритм - в ящике находятся банданы разных цветов (красные и зелёные) ученики (организованно и дисциплинированно) подходят по очереди просовывают руку в ящик и вытаскивают бандану, таким образом, решают кто, в какой команде. Повязывают бандану и занимают соответствующий игровой стол. Красная бандана команда «Красных» Зелёная бандана команда «Зелёных»

Дополнительные пояснения:

Во время выноса черного ящика звучит всем известная мелодия "Ra-ta-ta" в исполнении оркестра Джеймса Ласта.

На ящике нарисованы весёлые овощи.

Пока крутится барабан, играет музыка (отбивка команды с игры КВН)

А сейчас загляните к себе под стул, на дно, которого приклеен стикер со словами. «Ты капитан»

Поздравляем вас!

Здорово определились и с капитанами и с командами. Молодцы, ну что ж, уважаемые знатоки, начинаем игру «Красных» - «Зелёных»

Инструкция к игре.

Сущность игры заключается в противостоянии команды «Зеленых» (игровой команды из пяти человек) команде «Красных» (игровой команды из пяти человек). Игроки должны за одну минуту при помощи мозгового штурма найти ответ на вопрос, который выбирает волчок по стрелке.

Ход игры

Начнём с команды «Зелёных» Первый ход. Крутите волчок.

Виды вопросов :

Обычный вопрос : ведущий задаёт знатокам вопрос в словесной форме Мультимедийный вопрос : помимо слов в вопросе также используются видеоматериалы

Чёрный ящик : знатокам выносят чёрный ящик, и ведущий даёт описание предмета, лежащего в нём.

Примерные вопросы:

Сколько групп овощных культур существует, назовите их;

Мультимедийный вопрос «Отрывок из мультфильма «Мужик и медведь”.

« Вы узнали сказку? Что можете сказать?

В сказкестарик обманул медведя.- Медведю достались невкусные части растений.- Медведь не знал, какие части растений можно употреблять в пищу, а какие нет.

- А вы знаете, какие части растений используют в пищу?

Назовите способы использования овощей;

4.Задание обеим командам. Работа с карточками прочитай название групп и нарисуй овощи в рамочках;

5.Конкурс капитанов. Перед вами лежат разные инструменты для работы с землёй. Ваша задача назвать рабочий инвентарь и рассказать, как мы его используем.

Физминутка

Я знаю интересную игру “Растим овощи”. Поиграем?

/Формирование умений работать по словесной инструкции/

Мы лопатки взяли, (дети имитируют действия огородников)
Землю раскопали,
Ее мы удобряли,
Все вместе разрыхляли.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена сажали,
Из лейки поливали.
Мы мотыгу взяли
И сорняки убрали.
Все под солнышком растет.
Вырос, вырос огород!

Вот и вырос у нас огород, какие ж мы молодцы

6. К какой группе овощных культур относится «Капуста кочанная», что можно приготовить из неё?

7 .Во время, какого приёма пищи мы подаём суп?

Физминутка. Я предлагаю сыграть в интересную игру «Дегустаторы»

Нужно будет с закрытыми глазами на вкус отгадать сок?

8. А вы знаете, из чего можно приготовить соки?

Я вам все подарю памятки,чтобы вы знали о пользе овощных соков.

Памятка

- Свекольный сок - оказывает положительное влияние на кровь;

- Сок редьки - избавляет от кашля;

- Морковный сок - источник многих витаминов и минеральных солей, содержит витамин для зрения

- Тыквенный сок - улучшает работу желудка, принимают на ночь при тревожном сне

- Сок лука - от насморка, от воспалительных процессов

- Сок капусты - снимает боли от ожога или нарыва.

Рефлексия

Подведение итогов. Подсчет очков, поощрение выигравшей команды, проигравшей команды. Похвала и объятия каждому.

Процедура "Спасибо за приятное занятие"

Пожалуйста, ребята, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: Спасибо за приятное занятие!Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Использованная литература и интернет ресурсы:

1. Е.А Ковалева. Сельскохозяйственный труд 5 класса;

2. М.Безруких, Т.Филиппова Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании»

3. Сайт программы «Разговор о правильном питании» www//prav- pit.ru

4 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Тема урока « Заповеди здорового питания»

Цель: Сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм. Научить подбирать продукты для составления меню завтрака с учетом калорийности продуктов; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Использовать приобретенные знания и умения практической деятельности:

Работать над личной стратегией рационального питания;

Формировать привычку руководствоваться при выборе продуктов, учитывая в них основные питательные вещества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы (на каждый стол) «Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков», «Таблица калорийности блюд», «Таблица суточной потребности в калориях», инструкционные карты для практической работы.

Тип урока : комбинированный.Время занятия: 2 аудиторных часа.

Формы организации учебной деятельности :

групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения :

    словесные (при формировании теоретических знаний); практические (при составлении меню и подсчете его калорийности) наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала); проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока? для развития самостоятельности мышления); методы контроля и самоконтроля
Технологии :
    Использование заранее созданной презентации (Microsoft Power Point) .

    Использование заранее подготовленных таблиц (Microsoft Word).

    Работа с мультимедийной установкой.

План урока

I. Организационная часть.II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.III. Изучение нового материала.IV. Практическая работа.V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.VI. Запись домашнего задания.

Ход урока.

I . Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Формулировка цели урока.Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пище, о правилах здорового питания. И начать урок мне хочется словами Сократа: « Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»Вопрос к учащимся: - Что вы понимаете под здоровым питанием? Что такое полезные продукты?Ответ учащихся: (полезные продукты это те, которые приносят пользу для нашего организма) .Учитель:- Запишите тему урока: «Заповеди здорового питания»III. Изучение нового материала.Полноценное, правильное питание - важнейший элемент здорового образа жизни. Состояние кожи, волос, функционирование органов и систем во многом зависит от приёма пищи, которая должна содержать все необходимые для нормальной деятельности клеток вещества.Строительным материалом для тканей и клеток служит пища.Вы также уже знаете, что пища состоит из питательных веществВопрос к учащимся: Назовите их? (белки, жиры,углеводы) Учитель:- Повторим, в каких продуктах содержатся нужные для нашего организма питательные вещества. (Слайд №1) Белки. Белки служат для обновления клеток человеческого тела и составляют 1/5 часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных рыбных и молочных. Есть белок и в растениях. Особенно много в фасоли, чечевице, бобах, сое гречневой крупе, орехах. Если белков в питании недостаёт, то организм хуже сопротивляется инфекции и простуде.

Чтобы вырасти,ты мог;

В пище должен быть белок;

Он в яйце, конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и в мясе тоже

Есть он, и тебе поможет

    Углеводы. Углеводы - органические вещества являвшиеся источником энергии. Углеводы бывают: а) сахар: ягоды, плоды, овощи, мед …
б) крахмал: картофель, кукуруза, пшеница….

Фрукты, овощи и крупы-

Удивительная группа-

Нам в тепло и непогоду

Поставляют углеводы,

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

3. Жиры. Жиры - источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения, помогают организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно. Жиры бывают: растительные, животные.

Жир, что в пище мы едим,

Очень нам необходим:

Сохранит температуру,

Повлияет на фигуру, Защитит от холодов,

Шубой нам служить готов.

    Витамины. Витамины - необходимы для здоровья, повышают сопротивление организма заболевания. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения. При недостатке витаминов у человека возникает - гиповитаминоз, при избытке - гипервитаминоз, при полном отсутствии – авитаминоз. Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода воздуха и солнечного света. Витамины делятся на растворимые в жире, растворимы в воде.

Чтоб быть здоровым и счастливым,

Есть средство верное одно:

Ты чаще кушай витамины,

Здоровье будет на все 100!

    Минеральные соли. В минеральные соли входят во все продукты питания. Среди них: соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, которые относятся к микроэлементами; и железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые необходимы в очень маленьких количествах и поэтому называются микроэлементами. Наиболее важные для детского организма кальций, калий, фосфор, магний и железо. Очень важными компонентами пищи является кальций и фосфор. Они образуют минеральную основу скелета, вот почему потребности в них особенно велики в период роста. Соли калия, которые в больших количествах содержатся в овощах и фруктах, способствуют улучшению деятельности сердца и нормализация водного баланса.
Запись в тетради определения «Рациональное питание».

Рациональное питание – это полноценное, разумное, правильное, регулярное питание.

Из определения видно,что принципами рационального питания являются:

    Энергетическое равновесие: Разнообразное питание; Режим питания;
Энергетическое равновесие. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает её в течение дня, т.е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие. Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют калориями. Понятие калория. Калория- единица измерения энергетической ценности продуктов (запись в тетрадь). Энергетические затраты организма зависят от физической и умственной нагрузки. Просмотр таблицы « Примерный расход на различные виды деятельности» (Приложение №1 – дидактический материал). Разнообразное питание. Разнообразное питание- чередование пищи растительного и животного происхождения. Их составные части, особенно белки, жиры и углеводы, должны находиться в соотношении: 1:1:5, т.е. количество граммов жира должно быть таким же, как и количество белка, а углеводов должно быть в 5 раз больше. Режим питания. Вопрос к учащимся - Ребята, как вы думаете, сколько раз в день должен питаться человек? Назовите основные приёмы пищи? (завтрак, обед, ужин) Учитель: Люди зачастую не понимают важности правильного питания, не говоря уже о необходимости завтракать утром. Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний.

Интерактивная игра «Магазин». (Слайд №2)

Учитель. - Сейчас мы с вами отправимся в магазин. Мы будем не только покупать с вами продукты, но и делить их на группы: Задание №1 1 группа- это те продукты, которые должны быть на нашем столе каждый день. Выберите их из предложенных. Задание №2 Выбрать те продукты, которые необходимы для здорового питания Задание № 3 Выбрать продукты, которые должны быть на нашем столе изредка Вывод учащихся в конце игры. IV. Закрепление изученного материала Практическая работа выполняется в тетради « Подсчёт калорийности пищи. Составление меню завтрака с учётом его калорийности» Учащиеся работают в группах по инструкционным картам, таблицам (Приложение № 2, 3 – дидактический материал), озвучивают результаты практической работы. V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. В заключение урока организована самооценка собственной деятельности учащихся. На данном этапе они должны отметить основные идеи урока, представить выводы о значимости изучаемой темы и практических умений составлять меню с учётом калорийности блюд. Выявить это помогут следующие вопросы: Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какие знания, полученные на уроке, вы будете применять в жизни? Выставление оценок. VI. Запись домашнего задания. Подсчитать калорийность ужина. Сделать необходимые записи в тетради. Литература:
    Книга о здоровье. Сборник (Сост..Ю.В. Махонина, О.В. Карева. Под редакцией Ю.П. Лисицина) – М.; Медицина, 1990 Здоровье. В.Н.Касаткина; учебно- методическое пособие для учителей 1-11 классов, - 2-е изд. доп и испр. - Ярославль; Аверс Пресс, 2002 Быть здоровыми хотим. В.Н. Картушина. – М., 2004 Две недели в лагере здоровья. М.М. Безруких. Метод. пособие для учителя. – М.; Нестле Олма- Пресс, 2004. Библиотечка «Первое сентября», (Серия «Здоровье детей»), - № 10,12- 2005г., № 4 – 2006г. Технология. Обслуживающий труд. Учебное пособие для девочек 5-8 класс. Ростов–на -Дону «Феникс» 2001


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх