Учебник по политологии. Политология текст

© Мельник В.А., 2014

© УП «Издательство "Вышэйшая школа"», 2014

* * *

Предисловие

Трудно переоценить значение политики, а значит, и науки о политике в жизнедеятельности современного общества и каждого отдельного человека. Политика активно влияет на процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни: экономике, социальных отношениях, культуре, науке, образовании. В сегодняшнем мире оставаться вне политики невозможно кому бы то ни было. Знания о ней в равной мере необходимы и тем, кто профессионально занимается политикой, и тем, кто участвует в ней лишь в периоды избирательных кампаний. Формирование политологических компетенций является непременным условием успешной деятельности человека на любом поприще. Именно поэтому важнейшей стороной подготовки современного специалиста является освоение им достижений политической науки, формирование у него способности понимать и оценивать социально-политические явления и пользоваться такой способностью в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Предлагаемое учебное пособие призвано помочь будущим специалистам приобрести необходимые им политологические знания, сформировать политическое сознание и политическую культуру, адекватные современным социально-политическим реалиям и потребностям общественного развития. Пособие соответствует типовой учебной программе по обязательному модулю «Политология» для учреждений высшего образования Республики Беларусь. Слова «обязательный модуль» в названии программы отражают тот факт, что в ней объединены в единое целое учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», которые в обязательном порядке изучаются всеми студентами первой ступени высшего образования. Пособие содержит также ряд политологических тем, которые могут составить основу специализированных модулей.

Структурная особенность учебного пособия, как и типовой учебной программы, состоит в том, что изложение собственно политологической его части предшествует изложению содержания идеологии белорусского государства. Очевидно, что понятия и категории политической науки используются в любой идеологии и особенно в государственной идеологии, в которых им придается индивидуальная специфика. Этим обстоятельством и обусловлена последовательность изложения тем интегрированного модуля.

В собственно политологической части учебного пособия излагаются вопросы методологии, становления и развития политической науки и основные темы ее содержания.

Концептуальный ряд, представленный в пособии, образуют следующие определяющие предмет политологии понятия и категории: политика-политическая наука-политическое сообщество-политические отношения-субъекты политики-политическая власть-политический институт-политическая система-политическое сознание-политическая идеология-политическая культура-политическая социализация-политический процесс. Отсюда вытекает и разбивка текста по главам, параграфам и абзацам как простейшим структурным элементам содержания пособия. Продвигаясь по данным «смысловым единицам», читатель получит возможность последовательного освоения предмета, основного круга проблематики и системы фундаментальных понятий и категорий политической науки.

Изложение содержания идеологии белорусского государства также производится согласно определенной логике. Раскрытие сути составляющих ее идей, ценностей и представлений потребовало предварительного рассмотрения положений теории идеологии, феномена государственной идеологии, основных идейно-политических доктрин современности. За этим последовало раскрытие культурно-исторической (цивилизационной), политической, социогуманитарной и экономической составляющих идеологии белорусского государства.

Учебное пособие предназначено прежде всего студентам учреждений высшего образования Республики Беларусь. Автор, однако, надеется, что оно заинтересует и всех тех, кому небезразличны политическая жизнь современного общества и содержание белорусской государственной идеологии.

Глава 1
Методология и история политической науки

1.1. Политология как научная дисциплина

Смысл и происхождение термина «политология»

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logos – слово, смысл, учение. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.

Происхождение термина «политика» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Слово «полис» (polis) в переводе с греческого буквально означает «место» и одновременно «множество». Для древних греков оно имело и специфический смысл, а именно – место совместной жизнедеятельности определенного множества людей, объединенных единой властью. Численность жителей каждого такого полиса была невелика: в период расцвета Афин, например, там насчитывалось примерно 150 тыс. свободных граждан, включая членов их семей, 125 тыс. рабов и примерно 40 тыс. лично свободных, но не обладавших гражданскими правами переселенцев . Древнегреческие полисы представляли собой, выражаясь современным языком, города и в то же время государства, включающие в себя прилегающие к городу сельские территории. Поэтому «полис» обычно переводится как «город-государство».

Полисное устройство предполагало для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме – прежде всего голосованием в народном собрании – участвовать в решении вопросов его жизнедеятельности. Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым и стал термин «политика». Он утвердился после написания Аристотелем (384–322 до. н. э.) трактата под таким же названием, которое дословно переводится как «то, что относится к полису».

Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому понятию «полис» и изначально он означал учение о политике, т. е. совокупность знаний о полисе, об управлении его жизнедеятельностью. И хотя древнегреческий полис как форма организации сообщества людей уже давно стал достоянием истории, понятие «политика» из научного и общественного лексикона не исчезло. Ныне оно употребляется для обозначения деятельности, связанной с управлением современным государством и регулированием международных отношений. То же самое относится и к термину «политология», которым принято называть науку, изучающую политически, или государственно, организованное сообщество людей и процессы управления таковым.

Объект и предмет политической науки

Как наука политология имеет свой объект и предмет познания. Напомним, что в теории познания в качестве объекта понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения реальных объектов, которые подвергаются анализу или подлежат познанию.

Разумеется, во вводной теме объект и предмет научной дисциплины можно определить лишь в самом общем виде, поскольку понятие политики охватывает большой круг явлений. Объектом политологии выступает политическая действительность во всем многообразии ее проявлений, или, иными словами, политическая сфера жизнедеятельности общества. В самом широком смысле слова – это область общественных отношений, связанная с взаимодействием людей, их групп, объединений и общностей по поводу управления государством. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Как известно, эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, культурология, правоведение и другие социально-гуманитарные дисциплины. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в политической сфере общества, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Предметом политологии являются главным образом политика как особый вид деятельности людей и политическая власть как средство политики. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политики и власти, их институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения. С таким определением предмета политической науки согласно большинство авторитетных исследователей. Сошлемся на мнение американского политолога Гарольда Лассуэлла (1902 1978): «Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем в виду науку о власти» . Политическая наука призвана исследовать также те социально-политические явления, которые составляют часть предмета смежных с ней научных дисциплин, но которые обычно остаются вне поля зрения их представителей. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни и др.

Понятия и категории политической науки

Общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упоминание о системе ее понятий и категорий. Научные понятия есть слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных признаков, свойств, связей и отношений, присущих изучаемым явлениям. Категориями называются понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, закономерные связи и отношения, присущие объекту определенной науки. Понятия и категории есть главный конструкционный элемент любой научной дисциплины; в них концентрируются и в языковой форме закрепляется содержание накопленных знаний о познаваемых объектах. Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие вместе составляют понятийно-категориальный аппарат данной науки.

Политология как особая научная дисциплина также вырабатывает собственный понятийно-категориальный аппарат. К ее собственным категориям относятся, например, политика, политическая власть, политическая система, политический институт, государство, политическая партия, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура, политическое решение, политический процесс, политический кризис, политическая социализация и многие другие.

В политической науке широко используются понятия и категории ряда смежных с нею научных дисциплин – философии, социологии, экономической теории, социальной психологии и др. К таковым относятся, например, философские категории – объект, сознание, субъект, явление, форма, развитие, и др.; категории социологии – элемент, структура, функция, процесс, социальный слой, социальная роль и др. Многие категории собственно политологии являются производными либо от общенаучных понятий, либо от категорий смежных с нею социально-гуманитарных дисциплин. Разумеется, политология, как и любая другая наука, включает в себя слова обиходного языка, без которых просто невозможно создать связный научный текст.

Более или менее устоявшиеся значения системы фундаментальных понятий и категорий политической науки будут даны в ходе рассмотрения последующих тем курса. Уяснение их научного содержания и будет означать овладение политологическим знанием.

Методы политологии

В политической науке используются самые различные методы познания изучаемых явлений. Осознанное применение тех или иных методов, основанное на понимании их возможностей и пределов применимости, делает познавательную деятельность более эффективной. Каждое конкретное политическое исследование предполагает использование как общелогических, так и специальных научных методов.

Как и любая наука, политология немыслима без соблюдения прежде всего формально-логических правил определения понятий, норм суждений, умозаключений и доказательств. В политической науке используются также такие общелогические методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, аналогия и экстраполяция, ограничение и обобщение, типологизация и идеализация, исторический и логический анализ. Суть данных приемов и методов познания постигается обучаемыми в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, а также в учебных курсах по философии. Из научных методов исследования в политологии наиболее часто применяются следующие: диалектико-исторический, эмпирико-социологический, сравнительный (или компаративный), системный, институциональный, бихевиоральный и др. Кратко рассмотрим суть каждого из них.

Диалектическо-исторический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей в становлении и развитии явлений социально-политической действительности.

Эмпирико-социологический метод представляет собой совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований политических явлений и процессов. К таким методам относятся прежде всего наблюдение происходящих событий, анкетные опросы, анализ статистики, изучение различного рода документов, проведение деловых игр, биографический анализ и др. Полученные при этом эмпирические данные используются не только для теоретической интерпретации изучаемых явлений, но и в практической деятельности участников политики.

Сравнительный, или компаративный, метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия, но относящихся к различным обществам. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений, выявить тенденции в изменении социально-политической реальности. Применение сравнительного метода предполагает правильный выбор явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию. В настоящее время сложилось и динамично развивается особое направление политической науки, которое так и называется – сравнительная политология.

Системный метод, или, что практически одно и то же, структурно-функциональный анализ, заключается в подходе к политической сфере общества как к сложноорганизованной целостности или как к политической системе, состоящей из некоторой совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Содержание аналитических действий при этом составляют выявление элементов системы, определение отношений между ними, или структуры системы, и выяснение роли системы в выполнении своего общественного предназначения, или функций системы. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках более широкого целого. Системный анализ в познавательном отношении считается особенно ценным.

Институциональный метод состоит в рассмотрении политики как упорядоченной деятельности членов политического сообщества, осуществляемой ими в рамках разнообразных государственных (глава государства, парламент, правительство, суды, выборы и т. п.) и негосударственных (политические партии, группы интересов, общественные движения, средства массовой информации, гражданские инициативы, лидерство и т. п.) организационно оформленных институтов. В качестве политических институтов рассматриваются также устойчивые комплексы формальных и неформальных норм, правил, установок и культурных образцов, очерчивающих пределы допустимого поведения в той или иной социально-политической ситуации, не предписываемого, но и не запрещенного. Под таким углом зрения данный метод предполагает рассмотрение самых разнообразных политических явлений.

Бихевиоралъный метод (от англ. behaviour – поведение, поступок) состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются мотивы, которыми руководствуются участники политических действий. При этом особое внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений.

К числу специфических методов исследования политических явлений относятся политико-культурный – анализ ориентации различных элитарных и массовых субъектов политики на определенные политические объекты; информационно-кибернетический – анализ взаимодействий субъектов политики на принципах прямой и обратной связи; коммуникативный – раскрытие свойств политики через изучение складывающихся в политическом сообществе способов общения людей; психологический – изучение субъективных механизмов политического поведения людей, выяснение влияния на политические события эмоционально-чувственных особенностей индивидов; моделирование – создание и изучение лабораторной модели определенной политической ситуации с целью разработки наиболее вероятных сценариев будущих действий; практический эксперимент – принятие и реализация политического решения, посредством которого предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов исследования. Методы политических исследований чрезвычайно разнообразны, их арсенал постоянно пополняется, и поэтому дать их исчерпывающий перечень практически невозможно. Каждый метод предполагает применение определенных приемов, техник та процедур познания, выбор которых зависит от характера изучаемых политических явлений, целей и условий исследования.

Парадигмы политологии

Наряду с методами исследования в теории науки различаются также господствующие в тот или иной период развития соответствующей отрасли знания способы объяснения изучаемых явлений. Для их обозначения американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1995) предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма – это признанные на данном этапе научным сообществом ведущие представления об определенной области действительности, служащие основой объяснения новых данных о ней. Понятие парадигмы отражает связь указанных представлений с общими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. Смена одной научной парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция .

Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. В их основе лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестественного начала, либо через влияние природных, социальных или собственно политических факторов. Соответствующие подходы в литературе условно именуются теологической, натуралистической, социо-центристской и рационально-критической парадигмами политологии .

Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование политики, видели источник власти в Боге, объясняли политические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности политических явлений, а это и есть не что иное, как признак парадигматического мышления.

Натуралистическая парадигма – это способ объяснения природы политики исходя из определяющего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов в жизнедеятельности людей. Несмотря на то что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций – натуралистической парадигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.

Социоцентристскую парадигму представляет группа концептуальных подходов, в русле которых дается объяснение политики через действие разного рода социальных, но внешних по отношению к ней факторов. В такого рода концепциях в качестве порождающих политику причин называют экономические, классовые, правовые, культурные, религиозные, этико-нормативные и другие социальные факторы.

Рационально-критическая парадигма природу политического взаимодействия людей связывает не с внешними по отношению к политике факторами, а с ее внутренними причинами и свойствами. Данный концептуальный подход исходит из того положения, что политика есть полностью или относительно самостоятельное общественное явление, которое возникает и развивается по своим собственным, внутренним законам и правилам, которые могут быть познаны. В соответствии с данным представлением задачей политической науки являются исследование и раскрытие внутренней природы политики, ее составных элементов и взаимодействия между ними.

Выделение основных парадигм политологии дает возможность увидеть связь политической науки с более общими научными теориями, проследить эволюцию представлений о политической сфере общественной жизни. Зная особенности различных парадигм, можно более полно уяснить специфику тех или иных познавательных методов политологии и более глубоко проникнуть во внутреннюю логику формирования политической науки.

Московский Государственный технический университет

имени Н.Э.Баумана

П О Л И Т О Л О Г И Я Учебно-методическое пособие

Под редакцией доктора философских наук, профессора ПУСЬКО В.С.

Авторский коллектив: Пусько В.С. – доктор философских наук, профессор (руководитель); Богомолова Т.В. – кандидат философских наук, доцент; Волкова И.В. – кандидат философских наук, доцент; Волкова Н.К. – кандидат философских наук, доцент; Демин А.Л. – кандидат философских наук; Галаганова С.Г. – кандидат философских наук, доцент; Гришнова Е.Е.- кандидат политических наук, доцент; Кочергин В.А. – кандидат исторических наук, доцент; Ламинина О.Г. – кандидат философских наук, доцент; Левченков А.И. – кандидат философских наук, доцент; Легчилин В.В. – кандидат философских наук, доцент; Ореховский А.В. – кандидат философских наук, доцент; Ореховская Н.А. – кандидат философских наук; Позднякова С.А. – кандидат философских наук; Ремарчук В.Н. – доктор философских наук, профессор; Сергеева Л.И. – кандидат исторических наук, доцент; Щеглов И.А. – кандидат философских наук.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Власова В.М.; кандидат философских наук, профессор А.М.Кондаков.

Политология: Учебное пособие (Богомолова Т.В.; Волкова И.В. и др./ под ред. проф. Пусько В.С.) 3-e изд.; переработ. и доп. - М.: МГТУ имени Н.Э.Баумана, 2008. – 363 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с новыми государственными стандартами, тематическим планом и программой изучения политологии в МГТУ. В нем рассмотрены важнейшие проблемы современной политической науки. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов университета. Оно рассчитано на самостоятельное творческое осмысление курса политологии, подготовку к семинарским занятиям и зачетам.

М.:МГТУ - 2008

В В Е Д Е Н И Е

Анализ политических процессов, объективная оценка расстановки сил, четкая ориентация в конкретных политических ситуациях возможны на базе глубокого знания истории развития политической мысли, закономерностей и принципов функционирования политической сферы общественной жизни, формирования политической культуры каждой личности. Низкий уровень политического образования значительной части людей является серьезной социальной проблемой сегодняшнего дня. Актуальность ее стала еще более острой в результате политизации современного общества.

Восполнить пробел в политическом образовании будущих специалистов призвано введение в вузах страны изучение курса политологии. Преподавание политологии ведется методом комплексного и системно-проблемного изучения политических явлений и процессов с выявлением их причинноследственных связей, объективных противоречий и тенденций, а также анализом их последствий применительно к современной практике.

Логика программы и тематического плана политологии ориентирует на всестороннее изучение основных политологических проблем, принципов функционирования и развития политической сферы общества, на овладение методологией и методикой анализа политической ситуации в мире, государстве и регионе, прогнозирование ее вероятных изменений, выработки возможного варианта политического решения той или иной проблемы.

В современных условиях крайне важно знакомство с основными направлениями прикладной политологии. Это расширит возможности формирования высокой политической культуры, компетентности и профессионализма выпускников высших учебных заведений.

Глава 1. Политология как наука и учебная дисциплина

1.1. Формирование и институационализация политологии

Термин «политология» происходит от греч. politike (т.е. государственный, общественный) и logos (т.е. знание, учение); отсюда в непосредственном понимании политология – это наука о политике. В отношении политологии как научного знания сама политика – скорее искусство, чем наука. В принятии политических решений конкретным государственным лицом в конкретной ситуации интуиция, личный опыт, предвидение превосходят по значимости системы расчетов, научных данных. Процесс формирования политологии приходится на кон. Х1Х– нач. ХХ вв., ее выделение в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины – на 40–60- е гг. ХХ столетия. Именно в этот период вводится преподавание политологии как самостоятельной учебной дисциплины в вузах.

Сложности процесса оформления политической науки в самостоятельное звено научного знания первоначально были связаны с невыраженностью ее принадлежности в альтернативе – естествознание и обществознание. В конце Х1Х века выделенные отличия между естествознанием и обществознанием сводились к разграничению того, что в естественных науках господствует критерий действия закономерностей, строгих причинно-следственных связей, а в обществоведческих науках – дух индивидуальности, неповторимости, обращенный к гуманитаризации познавательно-исследовательских процедур. Условность такого деления поставляет собой больше проблематизаций, нежели ответов на конкретные вопросы. Современная научная мысль проводит различение между обществознанием и гуманитарным знанием, объединяя их в единый – социально-гуманитарный блок научного знания.

Вопрос о различении обществознания и гуманитарного знания сводится к вопросу о специфике гуманитаристики, предметом которой выступает внутренний мир человека, неповторимость, избыточность, а также понятия, связанные с категорией «личность». Подавляющую часть гуманитаристики составляет гуманистическая (морально-этическая, нравственная) философия.

Социальные науки, объединенные в обществознание, специализируются на выявлении закономерностей общественной жизни, изучении структурных, функциональных элементов бытия. Строгих границ между тем, какие именно дисциплины отнести к обществознанию, а какие к гуманитарному знанию, нет. Такое разделение возможно, но оно условно. Политология, наряду с правом, историей, входит в число общественных наук, хотя в них и присутствует дух гуманитаристики. Классическим примером гуманитарного типа научного знания выступают герменевтика и лингвистика, несмотря на то, что они отчасти включают в себя модели исследования, почерпнутые из точных (естественных) наук. Философию, психологию с очевидностью нельзя отнести ни к какому из типов научного знания; особые споры сегодня ведутся по поводу культурологии.

В развитии политологии ХХ века наблюдается фактическое столкновение двух традиций – позитивистской, наиболее ярко отраженной в американской научной мысли, и континентально-европейской, стремящейся к учету не только эмпирического факта, но также культурного, духовного и так называемого ценностного измерения политики. Со времен О. Конта позитивизм – это направление в науке, которое исходит из непосредственно данного, фактического, несомненного. Факт – понятие, лежащее в основе позитивизма, утвердившего свое господство в политологии англосаксонских стран, особенно в США. Социологический позитивизм – ведущее направление в социологии Х1Х века. В современной социологии представлен как неопозитивизм. Методологическая установка – на использование в процессе научного исследования строгих, точных методов научного анализа, сближающихся с методами, применяемыми в естественнонаучных дисциплинах, использование количественных, статистических методов, ориентация на проверку истинности научных данных, освобождение от ценностей.

Развиваясь в рамках позитивизма и претендуя на статус точной науки, политология англосаксонских стран стремилась утвердить себя в одном ряду с

естественными науками; факт, опыт, эксперимент становились ключевыми понятиями в исследовании политических феноменов. Использование математических методов, ориентация на количественные и статистические методы научного исследования, построение отвлеченных от живой реальности моделей, отказ от ценностного, субъективно окрашенного подхода определяли методологический климат в политической науке.

С 30-х гг. ХХ в. успех в политической науке обретает бихевиористский подход, предмет изучения которого - поведенческие механизмы, наблюдаемое поведение человека в сфере политики, различные формы политического участия. Популярность в политической науке обретает и теория рационального действия, организующаяся вокруг способов и методов математического моделирования.

Теории игр, рационалистические концепции, а также бихевиористское направление в политической науке были востребованы временем, внутри которого разворачивалась борьба институциональных структур, в частности, политических партий, общественно-политических организаций, за собственное сохранение и укрепление в системе власти. Острая потребность в наличии собственного стабильного электората со стороны политических институтов требовала учета общественного мнения, общего социально-психологического климата в обществе, настроения масс, их позиции по ключевым вопросам общественной жизни. Такая информация обеспечивалась бихевиоризмом, рационалистическими теориями личности.

Использование в политической науке методов естественных наук обнаружило свою несостоятельность, главным образом, в том, что открытые (т.е. человеческие) системы рассматривались как системы завершенные, замкнутые, а не открытые – т.е. постоянно развивающиеся. Человеческие, социальные системы искусственно помещались в счетно-учетную модель, к которой широко применялись понятия закона, закономерностей, исключающие динамику свободного творчества, инаковости, обстоятельственной модели развития. Также множество категорий политической науки объективно не

измеряемы системой формализованных, математических показателей, не могут быть выражены количественно.

Центр изучения и перспективы гуманитаристики – человек, который в качестве субъекта политических отношений, политических процессов не может не быть включен в область политической науки. Живая, очеловеченная реальность, адекватно не поддающаяся условиям схематизации, математизации, грубой теоретизации, не поддается измерению строго научным (каковым считается естественнонаучный) анализом.

Понимание этого привело к распространению в политической науке культурологических методов научного анализа, появлению в ней культурноантропологического направления. Политико-культурный подход раскрывает национальную, системно-структурную, культурную специфику страны, дает понимание сообразности (несообразности) заимствования, перенесения, применения культурных образцов, политических моделей одной страны к другой.

Разработанный в 30-х гг. ХХ века системный анализ, первоначально использовавшийся в естественных науках (биология, физиология), стал использоваться и в социально-гуманитарных дисциплинах: работы социологов Т. Парсонса, Р. Мертона, политологов Д. Истона, Г. Алмонда. С 50-х годов структурный функционализм становится в политической науке ведущим методологическим направлением, разрабатывавшимся в рамках системного анализа политики. Общество, система рассматриваются как социальные образования, состоящие из комплекса взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, каждый из которых имеет свое строго определенное место и назначение. Вводится и объясняется такое понятие, как равновесие системы, решаются актуальные задачи сохранения и поддержания стабильности политической системы. В 60-е годы структурно-системные разработки стали доминирующими в политологических исследованиях. Успех структурного функционализма объяснялся теоретико-методологическим дефицитом в политической науке, порожденным неосновательностью позитивизма,

использования методов естественных наук. Именно системный анализ политики способствовал созданию общей теории политики. Переход от эмпирических показателей к теоретическим обобщениям, который был предпринят представителями структурно-системного подхода, стал основой построения так называемых теорий «среднего уровня», обладающих высокой степенью абстракции.

Системный подход фундаментализировал в политической науке само понятие политическая система , более того, заложил основы в изучении таких тематических направлений в политологии, как политическая коммуникация, политический процесс, политическая социализация, политическое поведение, политическое участие.

Из столкновения позитивистской и континентально-европейской традиций в политической науке, по сути, образуются две модели развития – сциентистская (полагает имеющий смысл проблемы как научно разрешимые) с применением инструментальных научных подходов и гуманитарная, отстаивающая значение антропологического, культурологического научных подходов. Сциентизм и позитивизм стали ведущими тенденциями в американской политической науке, которая, в свою очередь, определяла – до 40-х годов – общий климат развития мировой политической науки.

Утверждение о том, что политическая наука относительно молодая дисциплина в строгом смысле справедливо; современная политическая наука обнаруживает свои корни в истории политических учений – в трудах Аристотеля, Платона, но политическая наука и история политических учений прямо не тождественны. Политическая наука имеет дело с политикой как выделенной, самостоятельной политической подсистемой общества, в то время как история политических учений складывается с формированием государства.

Вопрос о формировании политологии как научной дисциплины относится к вопросу о наличии в ней собственной методологической базы, выделении в ней четкого предмета и объекта исследования. Как сфера бытия научного знания, или познания, политическая наука может характеризоваться более

широко, в контексте политического мышления. Как понятие наука включает в себя и научное знание, и научную дисциплину. По своим характеристикамзнание – понятие более широкое, чем понятие наука.

Вплоть до ХУШ столетия ученый рассматривал себя не столько как специалиста в конкретной, узко сориентированной области знания, сколько как приверженца процесса поиска знания, истины, мудрости. Сегодня ученый

– это, прежде всего, представитель специализированного знания, который призван обладать необходимыми личностно-профессиональными навыками. Политолог – человек, профессионально занимающийся вопросами политической жизни общества. Выделяясь в кон. Х1Х– нач. ХХ вв. в самостоятельную область обществознания, политология была еще дисциплинарно слабо выражена; шли споры по поводу ее целесообразности как самостоятельного звена научного знания вообще, теоретикометодологическая база была крайне размыта. До начала ХХ столетия наблюдались первоначальные возражения по поводу выделения политологии как специальной науки о политике. Сторонники такого мнения утверждали, что все общественные науки, в большей или в меньшей степени, имеют политический контекст. Политическая наука завоевывала признание себя как таковой на мировой арене. Середина ХХ века была ознаменована качественным прогрессом в развитии политической науки, связанным с фундаментализацией дисциплинарной структуры политологии и изменением ее статуса в мировом научном сообществе.

Собственной методологии в политической науке еще не сложилось, причины чего лежат в специфике ее становления и развития. Основные проблемы, встающие на пути политологии как науки, связаны с вопросами построения теоретико-методологического базиса. Современная политология включает в себя методы эмпирического (описание, констатация фактов, регистрация данных) и теоретического (объяснение, теоретизация, концептуализация) уровней; в предметном приложении - математические, социологические, культурологические и близкие к ним методы.

Григорий Голосов. «Сравнительная политология»

Учебник профессора ЕУСПб уже стал настольным чтением для российских студентов-политологов, интересующихся устройством либеральной демократии и современными эмпирическими исследованиями в этой области. Книга представляет собой обзор институциональных дизайнов, избирательных систем, теорий электорального выбора и других вопросов политической науки, разбираемых на исторических примерах.

«Вопрос, что лучше — демократия или „сильная власть“, а если демократия, то какая, — не для компаративиста, а для философа. С другой стороны, описать политический феномен — значит оценить его. Если без оценок не обойтись, лучше делать их осознанно и, главное, по общепринятой методике, которая могла бы до известной степени нейтрализовать индивидуальные пристрастия ученого».

Владимир Гельман. «Из огня да в полымя: российская политика после СССР »

Другой профессор ЕУСПб, Владимир Гельман, проанализировал противоречивое постсоветское развитие России с точки зрения эволюции ее элиты и расстановки сил внутри нее. Обязательное чтение для тех, кто хочет систематизировать свои знания по недавней истории собственной страны и задуматься, далеко ли мы ушли от коммунистического прошлого, куда пришли и каковы шансы России выйти на путь либеральной демократии.

«Житейская мудрость говорит о том, что порой ужасный конец лучше, чем ужас без конца. Однако в отношении коллапса политических режимов логика далеко не столь очевидна… Проблема обычно связана с тем, что к коллапсу режима, как к внезапной смерти, окружающие оказываются не готовы, и в условиях острого дефицита времени и высокой неопределенности политические акторы делают ошибочные шаги, а общество подчас „ведется“ на неоправданные посулы и ожидания».

Егор Гайдар. «Гибель империи: уроки для современной России »

Гайдар — идеолог российских экономических реформ, последовавших за распадом СССР. В книге он пишет об альтернативах, стоявших перед страной во время, казавшееся безальтернативным, — время кризиса плановой экономики и падения цен на нефть. Это не только увлекательная политико-экономическая история страны (осмысленная и теоретически), но и политико-экономическая автобиография. Книга Гайдара будет особенно интересна тем, кто размышляет над судьбами авторитарных государств, сидящих на топливной игле в XXI веке.

«Пытаться вновь сделать Россию империей — значит поставить под вопрос ее существование».

Роберт Патнэм. «Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии»

Размышление о демократии и ее социальных условиях. Почему либеральная демократия и рыночная экономика в одних странах разви-ваются, а в других стагнируют? Какие внеэконо-мические факторы влияют на формирование демократии? Станут ли работать хорошие политические институты автоматически, будучи перенесенными на новую почву, или для их успеха требуется предварительная договоренность в обществе — «социальный капитал»? И если верно второе, то откуда этот социальный капитал берется? Автор-американец бросает взгляд на европейскую историю, отталкиваясь от адми-нистративных реформ в Италии 1970-х годов.

«Совершеннейший замысел еще не гарантирует хорошей деятельности. <…> Созидание социального капитала — нелегкое дело, но это ключ к тому, чтобы демократия сработала».

Артемий Магун. «Демократия, или Демон и гегемон»

В прямом смысле карманная книга: концентрированная история парадоксального понятия «демократия» — одновременно тиражируемого и неоднозначного, древнего и современного, одобрительного и ругательного.

«Международная демократия не устанавливается еще и по той причине, что, будь она установлена, то не продержалась бы и недели».

Философия

Платон. «Государство »

Обычно из этой книги помнят, что философы должны быть царями, а знакомый нам мир — театр теней на стене пещеры. Однако на деле это наиболее систематический трактат Платона, в котором содержатся и первые философские истины, и примеры их эмпирических приложений — прежде всего к политике и психологии. По Платону, умозрительная философия возникает из заботы о благоденствии и справедливости города, а чувственный мир и интеллектуальный мир вещей самих по себе существуют не отдельно, а связаны — при посредничестве ярости.

«— Изо дня в день такой человек живет, угождая первому налетевшему на него желанию: то он пьянствует под звуки флейт, то вдруг пьет одну только воду и изнуряет себя, то увлекается телесными упражнениями; а бывает, что нападает на него лень, и тогда ни до чего ему нет охоты. Порой он проводит время в беседах, кажущихся философскими. Часто занимают его общественные дела: внезапно он вскакивает, и что придется ему в это время сказать, то он и выполняет. Увлечется он людьми военными — туда его и несет, а если дельцами, то тогда в эту сторону. В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость: приятной, вольной и блаженной называет он эту жизнь и так все время ею и пользуется.
— Ты отлично показал уклад жизни человека, которому все безразлично.
— Я нахожу, что этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пестр, как его государство. Немало мужчин и женщин позавидовали бы жизни, в которой совмещается множество образчиков государственных укладов и нравов.
— Да, это так.
— Что ж? Допустим ли мы, что подобного рода человек соответствует демократическому строю и потому мы вправе назвать его демократическим?
— Допустим».

Фридрих Ницше. «Веселая наука »

Это, может быть, наиболее остроумная и виртуозная из ницшевских книг афоризмов, срединная в его развитии как мыслителя. В «Веселой науке» впервые сформулирован ряд важнейших понятий философии Ницше: смерть Бога, вечное возвращение, воля к власти и так далее. Это увлекательное чтение вводит любого думающего читателя, через антропологию и популярную науку, в главные философские вопросы истории Запада. Название книги взято у провансальских трубадуров, объединивших в своем поэтическом искусстве — gai saber — мастерство певца, рыцарство и свободный дух.

«Что, если бы днем или ночью подкрался к тебе в твое уединеннейшее одиночество некий демон и сказал бы тебе: „Эту жизнь, как ты ее теперь живешь и жил, должен будешь ты прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и ничего в ней не будет нового, но каждая боль и каждое удовольствие, каждая мысль и каждый вздох и все несказанно малое и великое в твоей жизни должно будет наново вернуться к тебе, и все в том же порядке и в той же последовательности, — также и этот паук и этот лунный свет между деревьями, также и это вот мгновение и я сам. Вечные песочные часы бытия переворачиваются все снова и снова — и ты вместе с ними, песчинка из песка!“ — Разве ты не бросился бы навзничь, скрежеща зубами и проклиная говорящего так демона? Или тебе довелось однажды пережить чудовищное мгновение, когда ты ответил бы ему: „Ты — бог, и никогда не слышал я ничего более божественного!“»

Эвальд Ильенков. «Об идолах и идеалах»

Популярное размышление выдающегося советского философа-марксиста (1968) о природе идеологии и идеального. Доходчиво пересказывая основные идеи немецкого идеализма, Ильенков разоблачает позитивистские догмы школьного знания и «наглядные» методики их преподавания. Идеи и идеалы — это не какие-то воображаемые небесные сущности, а структуры понимания, вплетенные в саму ткань обыденной жизни. Чисто опытное представление о знании как о том, что якобы можно потрогать руками, на деле оказывается даже более абстрактным, чем общие идеи логики и диалектики.

«Ум… дар общества человеку. Дар, который он, кстати, оплачивает потом сторицей; самое „выгодное“, с точки зрения развитого общества, „капиталовложение“. Умно организованное, то есть коммунистическое, общество может состоять только из умных людей. И нельзя ни на минуту забывать, что именно люди коммунистического завтра сидят за партами школ сегодня.
Ум, способность самостоятельно мыслить, формируется и совершенствуется только в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи. Он, собственно, и есть не что иное, как умственная культура человечества, превращенная в личную „собственность“, в принцип деятельности личности. В составе ума нет ничего иного. Он — индивидуализированное духовное богатство общества, если выразиться высокопарным философским языком».

Артемий Магун. «Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени»

Эта книга — популярное изложение «канона» политической мысли (или «общественно-правовых учений») Нового времени, от Макиавелли до Маркса. Автор дает новые трактовки классических текстов, соединяя политическую теорию с общей философией, и ставит обе в контекст современного общества. Длинное введение — оригинальный трактат о сущности политики, выводящий ее, в духе Руссо и Ханны Арендт, из опыта одиночества.

«Обычно мы представляем себе „единство“, тем более политическое, как некое целое, объединяющее многих людей и, возможно, многие зоны пространства. Однако если вдуматься, то за подобным объединением для нас зачастую стоит отрицательное исключение и выделение единства — изоляция… С античных времен политическое воображаемое грезит идеей острова, где создано идеальное государство (Атлантида, Утопия). <…> Мы редко задумываемся о той отрицательной силе, которая вычленяет, изолирует государства, политические группы друг от друга…»

Джованни Реале и Дарио Антиcери. «Западная философия от истоков до наших дней»

Фундаментальный обзор истории западной мысли, суммировавший работу многих поколений ученых и в доступной форме объясняющий процесс формирования философских идей, их преемственность и взаимодействие. Лучший учебник по истории философии из существующих на русском языке.

«…Философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями, которым они дают начало, течениями, которые приводятся в движение».

Социология

Эмиль Дюркгейм. «Метод социологии» // Э. Дюркгейм. «Социология, ее предмет, метод, предназначение»

Рассуждение в картезианском духе, заложившее основы научной методологии социологии (1895). Дюркгейм размышляет о том, что влияет на человека с рождения, почему преступление с точки зрения социологии — норма, а не патология и как оставаться объективным, изучая людей.

«Всякий индивид пьет, спит, ест, рассуждает, и общество очень заинтересовано в том, чтобы все эти функции выполнялись регулярно».

Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство: социологический этюд»

Классическая работа Эмиля Дюркгейма (1897) уже больше века является образцом социального исследования: она совмещает скрупулезный анализ эмпирических данных с оригинальными теоретическими рассуждениями. На конкретной статистике автор последовательно демонстрирует социальные — а не психологические или какие-либо иные — корни самоубийства как феномена. Дюркгейм классифицирует типы самоубийств по причинам: суициды из эгоизма, альтруизма, фатализма и «аномии». Последнее понятие — парадоксальное отчаяние тех, кто многого добился, но лишился тем самым ориентиров, — стало «фирменным» диагнозом, поставленным французским социологом обществу XX-XXI веков.

«Идиотизм предохраняет от самоубийства».

Макс Вебер. «Избранное: Протестантская этика и дух капитализма»

Еще одна классика науки (1905) — произведение немецкого социолога и экономиста о связи протестантских религизиозных ценностей и развития капиталистических отношений. Вебер объясняет, почему капитализм возник именно на Западе, как религия влияет на социализацию человека и в чем истоки своеобразия западного рационализма.

«В наши дни мода и литературные склонности породили уверенность, что можно обойтись без специалиста или свести его роль к вспомогательной деятельности на службе „созерцателя“, интуитивно воспринимающего действительность. Почти все науки обязаны кое-чем дилетантам, часто даже весьма ценной постановкой вопросов. Однако возведение дилетантизма в научный принцип было бы концом науки. Пусть тот, кто ищет созерцаний, отправляется в кино».

Анна Темкина, Елена Здравомыслова. «12 лекций по гендерной социологии»

Грандиозный труд о гендерном направлении социальных наук, иллюстрированный различными примерами как из отечественного, так и зарубежного контекста.

«Совокупность аргументов, с помощью которых доказывался тезис о кризисе маскулинности, выстраивалась в своеобразную теорию виктимизации мужчин, согласно которой мужчины рассматривались как пассивные жертвы собственной биологической природы или структурно-культурных обстоятельств».

Bruno Latour, Steve Woolgar. «Laboratory Life. The Construction of Scientific Facts»
Бруно Латур, Стив Вулгар. «Лабораторная жизнь»

Исследователи применили этнографические методы к изучению лаборатории французского нобелевского лауреата по медицине Роже Гиймена, тем самым положив начало влиятельному направлению в социологии — STS, Scientific and Technology Studies. Латур и Вулгар изучили рутинные элементы ежедневного научного труда — работу в лабораториях, публикацию статей, поиск финансирования — и то, как все это вместе приводит к настоящим результатам. Эта книга — пример того, как социолог в своей работе смотрит на привычные социальные институты словно на практики незнакомого племени.

«Все обстоит превосходно с общественными науками за исключением двух малюсеньких слов: „общественные“ и „науки“».

Ирвинг Гофман. «Представление себя другим в повседневной жизни»

Гофман создал так называемое драматургическое направление в социологии, описав социальные взаимодействия как театр: их участники сами интерпретируют собственные действия и пытаются влиять на впечатления других людей, разыгрывая мизансцены или целые пьесы, используя декорации и реквизит.

«Искусство проникновения в чужие розыгрыши „рассчитанной нерасчетливости“, по-видимому, развито лучше нашей способности манипули-ровать собственным поведением, так что независимо от количества шагов, сделанных в информационной игре, зритель, вероятно, всегда будет иметь преимущество над действующим».

Пьер Бурдьё. «Различение: социальная критика суждения» // «Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики»

Одна из самых цитируемых книг в социологии наряду с работами Дюркгейма и Вебера. Бурдьё анализирует то, как люди выносят суждения вкуса: оказывается, вкусовые предпочтения людей не столь индивидуальны, как им хотелось бы думать, а социально детерминированы. Бурдьё вводит понятие габитуса — системы предраспо-ложенностей, одновременно и разделяющей людей по социальным классам, и позволяющей ориентироваться в социальном пространстве почти вслепую. За неподчинение габитусу «своего» класса человеку назначена высокая цена.

«…Одно и то же поведение или одно и то же благо может казаться утонченным для одних, претенциозным или „вычурным“ для других и вульгарным для третьих». 

Политология, как хорошо известно, - достаточно древняя наука, основателем которой является великий Аристотель. В современном понимании политологию истолковывают как науку о политике или о мире политического - об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством политическими отношениями и процессами. Это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

В настоящее время политология - это обширная область научных знаний, включающая в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений и т.д. Все вроде бы солидно и основательно, но...

Политология как наука еще не достигла, на наш взгляд, своего возраста совершенства - возраста «акмэ». Нисколько не умаляя теоретических и практических достижений политологии как научной дисциплины, надо все же честно и откровенно признать следующий непреложный факт: мир людей на планете Земля живет вовсе не по законам политологической науки. Более того, повседневная практика отдельных политиков, политических систем, органов управления государствами и т.д. повсеместно строится и осуществляется принципиально вопреки базовым положениям политологии, без какого-либо научного анализа, с волевых позиций различных политиков, отталкиваясь от стихийной конъюнктуры политических процессов и явлений и т.д.

Но и это еще далеко не вся правда об истинном положении политологии в современном обществе - ведь в нем имеются принципиально господствующие и поэтому просто блокирующие любые политологические истины факторы-«тяжеловесы», с которыми пока человечеству хоть как-то совладать совершенно не удалось. Что же это за факторы, которые фактически «обнуляют» любую науку, в том числе политологию?

Все хорошо знают этих «тяжеловесов», имя которым - эгоизм, нажива, алчность, порок, вседозволенность. Все это многообразие антиценностей «спекается» в некое целостное образование под названием «личный интерес». Он может быть направлен на алчность, а может на порок, но он всегда направлен на эгоизм и на все то, что его обслуживает. На следование таким распространенным «заповедям» жизни людей, якобы «умеющих жить», как «жизнь одна и следует ей насладиться по максимуму», «после меня - хоть потоп», «деньги не пахнут» и др.

Самым губительным для людей на Земле фактором был и остается только один - эгоизм. «Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». Точнее, чем сказал польский писатель-классик Генрик Сенкевич об эгоизме, наверное, сказать просто нельзя. Эгоизм - главный враг всего человечества, поскольку он «ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности» (А.И. Герцен).

Против этого убийственного по отношению ко всему общественному в социуме фактора - эгоизма, воплощенного в «личный интерес», идет битва философов и ученых уже несколько тысячелетий, но пока без особых достижений. В том числе нет особых побед над этим фактором и в политической области, ибо более всего политическое действо на всех уровнях его осуществления подчинено вовсе не политическим законам и истинам, а его величеству частному меркантильному интересу политических субъектов всех мастей и званий. В современном Китае, например, за малейшие отступления чиновников в направлении к коррупции или к злоупотреблениям властью сразу же следует неминуемая казнь этих людей, но сила частного интереса и здесь бывает гораздо сильнее всего. Сильнее даже смерти.

Этот частный интерес фактически нейтрализует все научные положения политологии, делает их принципиально незначимыми и не важными для политических практик. Такое же положение дел во всем мире, в том числе в России, - фактор-«тяжеловес» всесилен и пока непобедим.

Возникает закономерный и сугубо студенческий вопрос: если политология фактически не работает в современном обществе, зачем же тогда ее изучать? Ответ на него дан тоже древними мыслителями и философами - Конфуцием, Пифагором, Сократом, Платоном и другими мыслителями. Что же это за ответ?

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы обязательных на всех и для всех... доносов. Умудренный опытом, он понимал, что такое общество не имеет никакого своего будущего, доносительство породит такую вражду среди людей, которая, подобно пожару, просто уничтожит все китайское общество. В противовес этому безумию доносительства и вражды Конфуций стал искать возможности укрепления в обществе нравственных начал для того, чтобы этот здоровый «каркас» общества помогал людям самим отторгать чудовищное доносительство, в том числе на своих братьев, родителей, других родственников, соседей.

Именно поэтому красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, о родне, чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, будет очень сплочено, ему будет не страшно доносительство. Нравственность и привязанность людей друг к другу победят пороки людей, их вражду между собой, а значит, и доносительство. Великий мыслитель был абсолютно прав, и именно поэтому сегодняшнее китайское общество до сих пор пропитано духом конфуцианства - солидарности, дружбы, помощи друг другу, а государство рассматривается как большая семья - ведь так учил великий Конфуций!

Конфуций, не обладая никакой властью, никакой силой, сумел победить тех всесильных вроде бы китайских правителей, которые ради удержания своей власти и господства готовы были уничтожить все общество, «спалить» его во взаимной вражде. Не получилось, на их пути встал мудрый и нравственный Конфуций.

Чем не пример для подражания и для нас - для общества двадцать первого века? Да, нас, россиян, пока одолевает фактор «личного интереса» везде и всюду, из-за чего слабые на порок и наживу люди готовы продать за гроши и себя, и мать свою родную.

Ну и что, руки опускать? Ни в коем случае! Надо за лучшее будущее постоянно сражаться, шаг за шагом приближать его, не бояться пока еще господствующих пороков и несправедливостей и двигаться, двигаться, двигаться, причем всегда только в одном направлении - к нравственности, к духовности человека, к его лучшим, а не худшим качествам. И тогда на каком-то тысячном нашем шаге этот самый порок дрогнет, потеряет свою мощь и силу, уступит свое господство другим правилам и законам, в которых будет больше правды, нравственности, справедливости, солидарности и меньше эгоизма, корысти, порока, алчности, вражды. За это шли в самый настоящий бой и Пифагор, и Сократ, и Платон, а также огромное число других настоящих мыслителей и философов, простых, но принципиально нравственных людей.

Для победы в сражении за лучшее будущее, за справедливость, за нравственное общество, за честную и по-настоящему профессиональную политическую власть, за Государство принципиально нужна и политология - замечательная наука об идеальном обществе, которого пока еще нет, но это вовсе не значит, что оно не появится завтра! Обязательно появится - без доносов, без эксплуатации человека человеком, без коррупции, без разного рода людей, «умеющих якобы жить в шоколаде», а на самом деле обокравших самих себя - ведь «не хлебом единым жив человек». Это про таких людей французский философ Ж.П. Сартр говорил, что «большинство людей умирает, не успев родиться». А человечеству нужен совсем другой человек - получившийся, состоявшийся, настоящий, который не будет путать приоритет своего состояния «быть» с ныне господствующим и потому так рано и безжалостно убивающим людей фактором «иметь».

Вы скажете, что такого не может быть? Неправда! Примеров победы настоящего человека над его жалкой и алчной моделью действительно не так много. Но они есть! Это те же самые Конфуций, Сократ, Платон, другие мыслители, философы, ученые, бескорыстные деятели искусств, писатели и множество простых людей, проживших свою жизнь достойно, нравственно, порядочно. Причем здесь порядочность, скажете вы? Все очень просто: большого богатства не бывает без преступления и без отступления от человеческих правил общежития - ведь алчность и порок всего лишь проявление эгоизма!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх