Тройка некрасов анализ авторская позиция. «Тройка» Н. Некрасов

Жанр народной лирики и образ печальной судьбы простой крестьянской девушки не случайны в творчестве Некрасова. Детство его прошло в семье, где мать была унижена, а отец бесчинствовал. Важно отметить, что стихотворение было написано в 1846 году, за пятнадцать лет до отмены крепостного права. Поэт испытывает искреннюю печаль за крестьян, женщины в его стихотворениях - бесконечно страдающие рабыни, пустое место в жизни богатых людей.

Главная тема стихотворения

Главная тема в стихотворении - бесправность крестьянок в обществе, усиленная действующим крепостным правом. В его основе узаконено преступление против людей, дана легкая возможность перешагнуть через закон. Однако Некрасов пишет не только о рабстве физическом, но и о моральной зависимости женщины от власти мужчины, «мужа-привередника». Моральное рабство заставляет меняться женщину даже внешне, когда в лице от природы красивом появляется

«Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.»

Поэт затрагивает и тему столкновения мечты и реальности. Героиня бежит за тройкой, откуда поймала на себе ласковый взгляд молодого корнета. Этот взгляд заставил сердце забиться в надежде. На что? На то, что жизнь может стать «полна и легка». Автор безжалостно рушит эту надежду в четырех последующих четверостишиях, которые предваряются словами «за неряху пойдешь мужика» и заканчиваются приговором «и схоронят в сырую могилу». Мечта и реальность в жизни крестьянской девушки так же далеки друг от друга, как бравый корнет, промчавшийся в тройке, и мужик неряха, стоящий у дороги.

Стихотворение сюжетно делится на две части. Первая - описание сердечной тревоги девушки из-за желания изменить судьбу, сделать жизнь более легкой, ее красоты, живости, открытости.

Во второй части автор методично, зло и безжалостно показывает недостижимость мечты девушки, описывая её настоящую судьбу. В конце стихотворения поэт с жалостью, но твердо советует героине не бежать за тройкой, а поскорее заглушить «тоскливую в сердце тревогу», так как её судьба уже предопределена.

Структурный анализ стихотворения

Главное средство художественной выразительности идеи, заложенной в стихотворении, в обращении поэта непосредственно к героине. Автор говорит с ней, как старший брат или отец. Он резок и беспощаден, но за этим видна горечь и страдание за судьбу девушки. Ее красота описывается с использованием эпитетов: волоса ее «черные как ночь», лента вьется игриво, бровь полукруглая, глазок из-под нее смотрит бойко.

С помощью образа тройки поэт показывает мимолетность жизни. Причем эта мимолетность соединена с полным бесправием тех, кто стоит на ее обочине. Жизнь пролетает мимо, как тройка, оставляя за собой разбитые надежды и мечты. Для придания убедительности поэтическому рассказу автор применяет метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Композиция стихотворения рамочная, "рассказ в рассказе", потому что состоит из двух составных частей: реальности и размышлений автора. Размер - трехстопный анапест, это придает мелодичность произведению. Рифма в стихотворении перекрестная, кроме последнего четверостишья - в нем она смежная.

Некрасов хотел дать предельно реалистичную картинку жизни крестьянской девушки. Ему это удалось в полной мере. Стихотворение «Тройка» заставляет читателя страдать за героиню.

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характер­ным. Впервые в русской литературе быт и тяжёлый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе са­мыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах. В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице тёмной…» и многих других.

Сюжетную основу стихотворения «Тройка» со­ставляет рассказ о судьбе молодой крепостной кре­стьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки. Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле.

Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть - первые пять строф - рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы) - размышления поэта о будущем этой молодой девуш­ки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.

Образ крестьянской девушки представлен авто­ром в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в воло­сах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается лёгкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд… полный чар, зажигающих кровь). Подчёркнута не только красота девушки, но и её го­рячность, живость, которые так свойственны юности.

Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы пере­кликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо - красиво - диво - игриво) - красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится пере­ломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделя­ет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждёт беспросветная жизнь в повсед­невных трудах и заботах. Примитивное существо­вание, тяжёлый труд, побои неизбежно скажутся на её внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тя­готы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красави­цей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…

На смену красавице, «чернобровой дикарке», при­ходит уродливая, замученная чёрной работой и за­битая мужем-привередником и злой свекровью жен­щина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.

Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сме­няется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти - к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое ис­пользует Некрасов в данном произведении, - это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.

Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; лукавый глазок; подбоченясь красиво; игриво вьётся) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).

Трёхстопный анапест - размер, которым напи­сано стихотворение, - позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку - это известный романс (романсом стала первая часть сти­хотворения - лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»).

Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горе­чи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Геро­иня бессильна - ей не нагнать «бешеной тройки». Тройка - красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе. Тройка - это и симво­лический образ мечты каждой девушки о счастье.

Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.

Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.

Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.

Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.

Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.

В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.

В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.

Главная мысль стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Главная тема этого произведения – размышления о трагической судьбе русских крепостных женщин, лишенных права выбора своего жизненного пути, обреченных на жалкое существование и преждевременную смерть от невзгод крепостной жизни.

Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его автор использовал перекрестную схему рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой.

Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Применил автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.

Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».

В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.

В стихотворении «Тройка» (1846) главный мотив творчества Некрасова - беды и страдания народа перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины-крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения - предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах:

Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна, и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.

Радостная перспектива счастливой жизни для крестьянки отвергается поэтом, утверждается второй, более трагический вариант судьбы девушки, который полностью соответствует жизненным реалиям. Стихотворение представляет собой лирический монолог, интонация и лексический строй которого меняются в процессе повествования. Эта сложность объясняется не только богатством внутреннего мира повествователя, но и желанием рассказчика передать образ мышления тех, о ком говорится в стихотворении. Например, в первых двух строфах воспроизводится манера речи повествователя, дано его прямое обращение к героине:

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

Но, начиная с третьей строфы, передается особенность речи крестьянской девушки, её окружения:

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь..,

Происходит речевое перевоплощение повествователя в лирическую героиню. Как отмечает исследователь лирики Н.А. Некрасова, Б.О. Корман: «В речи повествователя были уже элементы, которые сделали естественным переключение его лирического монолога в план речевого сознания героини»


Стихотворение Некрасова Тройка вызывает сочувствие у каждого читателя. Автор описывает такую жизненную историю крестьянской девушки.

Некрасов говорит об одной женщине-крестьянке. Она мечтает о счастии, позабыв о том, что она не является свободной, а скована узами крепостного права. Автор говорит, что никакая красота не может изменить ничего.

Тройка в данном произведении играет очень большую роль.

Автор сравнивает жизнь человека с тройкой. Он подчеркивает, что наша жизнь летит так быстро и незаметно, как несется тройка. За этим человек не может осознать, что происходит вокруг, понять кто он такой, не говоря уже о том, чтобы что-то изменить.

Тема стихотворения – тяжелая судьба крестьянки. Жанр гражданская лирика. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифма чередуется. Рифмовка перекрестная, и только в самом конце меняется на смежную.

Тройка – это символ скоротечности жизни. Человек не способен чего-то изменить в таком темпе жизни. Также тройка означает утрату возможности.

Данное стихотворение очень трогательное и очень печальное.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх