Точки пальпации мочеточников. Объективное исследование больного при заболеваниях почек. Отличительные черты при диагностике

1

В связи с развитием медицинской науки и увеличением количества узкопрофильных дисциплин возрастает объем учебного материала в вузе, который студент не в состоянии полностью охватить. Большие требования к знаниям узкого предмета таят в себе опасность растворения основ в море мелких деталей и не способствуют получению целостного представления о больном. Между тем, выпуск врача общей практики предусматривает наличие прочного багажа, прежде всего, фундаментальных знаний и умений. Они отражены в целях и задачах, обозначенных в рабочих программах дисциплин. Для лучшего их усвоения, по-видимому, необходима выработка четкого алгоритма действий студентов при обследовании больного. На это должны быть направлены все учебно-методические материалы, разрабатываемые на кафедрах.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней разработан селективный метод (селекция-отбор) обучения студентов теоретическим вопросам и практическим навыкам с выделением основополагающих учебных элементов. Именно они ложатся в основу всех обучающих и контролирующих учебно-методических материалов кафедры, а методические рекомендации по практическим навыкам для студентов создаются с направляющей схемой диагностического поиска и этапами деятельности студентов.

Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Селективный метод обучения» состоит из двух больших модулей:
1 - методы обследования внутренних органов; 2 - болезни внутренних органов, протекающие в типичной форме, основные клинические симптомы и синдромы. Модули разделены на блоки обследования отдельных органов и систем. В пособии изложены теоретические и практические понятия курса пропедевтики внутренних болезней, за основу принят селективный принцип обучения. В табличном варианте все учебные элементы и клинические синдромы разделены на основополагающие, желательные и дополнительные. Выделены основные теоретические вопросы и методы обследования внутренних органов, необходимые для усвоения дисциплины. Представленный раздел «Практические навыки в курсе пропедевтики внутренних болезней» составлен по тому же принципу и в соответствии с теоретической частью учебного пособия. Он богато иллюстрирован рисунками, фото, схемами; в нем отражены правила, порядок и методика проведения практического навыка. К пособию прилагаются тесты и ситуационные задачи по основополагающим учебным элементам (контроль первого уровня) с эталонами ответов для самоконтроля и самокоррекции.

Весь учебный материал изложен в традиционном стиле, отражает методику обследования больного, существующую на кафедре. Указанная рукопись рекомендована Учебно-методическим объединением (УМО) к изданию в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов.

Для примера представляются краткие фрагменты данного пособия из раздела «Модуль - I. Методы обследования внутренних органов».

Почки и мочевыводящие пути

I. Учебные элементы

Пальпация

Основополагающие. Методика бимануальной пальпации почек в положении больного лежа на спине (по Образцову-Стражеско) и стоя (по Боткину). Определяют опущение, увеличение почек, поверхность и болезненность.

Желательные. Мочеточниковые точки: верхняя и нижняя на передней стенке живота.

Дополнительные. Баллотирующая пальпация почек; мочеточниковые точки: реберно-позвоночная и реберно-поясничная. Пальпация мочевого пузыря.

Перкуссия

Основополагающие. Поколачивание области почек - симптом Пастернацкого.

Желательные. Перкуссия мочевого пузыря.

Аускультация

Желательные. Аускультация почечных артерий.

II. Практические навыки (фото, рисунки)

Основополагающие

Пальпация почек

Правила: пальпация почек бимануальная (двумя руками). Почки пальпируют в положении больного на спине и вертикальном положении. Больной лежит на спине со слегка согнутыми ногами, мышцы расслаблены. Врач - справа от больного, лицом к нему.

Методика пальпации в горизонтальном положении

1-й момент: ладонь левой руки с сомкнутыми и выпрямленными пальцами накладывают на поясничную область справа ниже 12 ребра. Правая рука врача с сомкнутыми и слегка согнутыми пальцами устанавливается под реберной дугой кнаружи от прямой мышцы живота.

2-й момент: на вдохе правой рукой образуют кожную складку вверх.

3-й момент: на выдохе правая рука погружается в брюшную полость, сближаясь с левой рукой. Левая рука, оказывая давление на поясничную область, приподнимает почку, лежащую на поясничной области, к правой руке.

4-й момент - собственно пальпация: больной делает вдох, почка, опускаясь вниз, проходит под пальцами правой руки (если она опущена или увеличена). Врач, соприкасаясь с почкой, придавливает ее к задней брюшной стенке - левой руке. Больной делает выдох, при этом правая рука скользит по поверхности почки, которая возвращается в исходное положение.

Методика пальпации в вертикальном положении (по С. П. Боткину): больной стоит к врачу боком со слегка наклоненным вперед туловищем. Руки больного сложены на груди. Врач сидит на стуле перед больным. Исследование почек в вертикальном положении проводится так же, как и в положении на спине.

Определяют форму, величину, поверхность, болезненность.

Перкуссия почек (поколачивание)

Правила . Больной стоит или сидит слегка наклонившись вперед. Руки сложены на животе. Врач стоит позади больного.

Методика (поколачивание): врач накладывает левую руку на область проекции почек справа. Ребром ладони правой руки наносит короткие средней силы удары по левой руке. Аналогичо проводят поколачивание слева. Возникновение болезненности при ударе расценивают как положительный симптом Пастернацкого .


III.Тестовые задания

Таким образом, применение селективного метода в учебном процессе позволяет выделить фундамент основных знаний и умений терапевтической дисциплины в подготовке врача общего профиля и поможет сохранить идею приоритета общетерапевтического развития.

Библиографическая ссылка

Емелина Л.П., Папшицкая Н.Ю. ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ. СЕЛЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (учебное пособие) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 30-31;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8706 (дата обращения: 18.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Пальпация почек проводится в положении стоя и лёжа. Всегда применяется бимануальная пальпация.

В положении лёжа больной может находиться на спине с вытянутыми ногами или на боку с ногами согнутыми и притянутыми к туловищу. Левая рука исследующего накладывается на поясничную область тотчас ниже ребер, правая рука на область подреберья таким образом, что концы пальцев располагаются под реберной дугой. Пользуясь дыхательными движениями больного, правая рука постепенно углубляется к задней стенке брюшной полости до ощущения контакта с левой рукой, которая в это время подаёт заднюю стенку кпереди. Больного просят глубоко вдохнуть. Почка опускается, и если она доступна пальпации, ощущается под правой рукой как плотное, упруго-эластичное образование с гладкой поверхностью. При пальпации левой почки правую руку исследующему врачу удобнее располагать сзади, левую впереди.

Иногда прощупывание почки удаётся благодаря применению способа баллотирования: к вышеописанным приёмам бимануальной пальпации добавляют ритмические толчкообразные движения пальцев левой руки навстречу правой руке (или наоборот, такие же движения правой руки навстречу левой). Этот способ можно применять для выявления болезненности почки при пиелонефрите, паранефрите.

В положении стоя в силу тяжести и давления опускающейся диафрагмы почки становятся доступнее ощупыванию. Для расслабления мышц брюшного пресса больного просят наклонить туловище вперёд. Пальпация почек проводится по вышеописанной методике.

В норме почки не пальпируются. Подвижность и прощупываемость почек очень различны и зависят от конституционального типа больных: у астеников правая почка может пальпироваться.

Почка становится доступной пальпации при смещении: нефроптозе или дистопии (поясничной или подвздошной) или при увеличении: гидронефрозе, поликистозе, опухоли.

Пальпация даёт возможность определить болевые точки, связанные с поражением почек и мочеточников. Верхняя мочеточниковая точка – на уровне пупка у наружного края прямой мышцы живота. Средняя мочеточниковая точка – отделяет наружную треть длины линии, соединяющей ости подвздошных костей (l. biiliaca). Эта точка соответствует месту перехода мочеточника в полость таза. При поражении почек или мочевых путей (пиелонефрит, мочекаменная болезнь) может быть обнаружена болезненность при давлении в этих точках. Однако определить происхождение боли с помощью указанных точек невозможно, необходимы инструментальные исследования.

Поколачивание области почек проводится кулаком правой руки по тылу левой, положенной на область XII ребра или непосредственно локтевым краем выпрямленной ладони правой руки по этой области. Смысл поколачивания состоит в том, что XII ребро перекрещивает заднюю поверхность почки и поколачивание передаётся на неё, вызывая усиление или возникновение боли при наличии воспаления. В этом случае говорят о положительном симптоме Пастернацкого , который наблюдается при пиелонефрите, паранефрите.

Пальпация мочевого пузыря при его переполнении даёт ощущение округлого эластического тела, выступающего над лобком. В норме мочевой пузырь не пальпируется.

Перкуссия мочевого пузыря при его переполнении мочой даёт над лобком тупой звук и позволяет определить степень его растяжения. При пустом мочевом пузыре над лобком получается тимпанический перкуторный тон.

- задние :

а) реберно-позвоночная (в углу, образованном XII ребром и позвоночником);

б) реберно-поясничная (место пересечения XII ребра и поясничной мышцы).

- передняя подреберная (у переднего края X ребра).

Болевые мочеточниковые точки:

1) верхняя мочеточниковая (у наружного края прямой мышцы живота на уровне линии,
проведенной через пупок);

2) средне-мочеточниковая (место пересечения I. biiliaca с вертикальной линией, прохо-­
дящей через соответственно spina osis (Jubis);

3) нижняя мочеточниковая точка очень вариабельна и зависит от наполнения мочевого
пузыря, находится в устье мочеточников у места впадения в мочевой пузырь.

Болевые мочеточниковые точки - места физиологического сужения мочеточников, где обычно возникает боль при наличии воспалительного процесса, камнях и т. д.

При поражении почек может быть гипертония, поэтому необходимо измерять АД, опреде­лять границы относительной и абсолютной тупости сердца и проводить аускультацию сердца.

Объективным признаком при заболеваниях почечной системы является пальпаторное вы­явление скрытых отеков.

Одним из первых, вполне объективным в педиатрии, профессионально любимым врачами клиническим признаком заболеваний почек является симптом Пастернацкого (отечественный терапевт XIX века), определяемый методом поколачивания (постукивания). Суть метода заключается в возникновении болевого синдрома в месте расположения почек.

Варианты методики

1. Левую руку врач укладывает всей ладонью в горизонтальном положении на пояснице в
проекции почки (это угол между XII ребром и наружным краем длинных мышц спины или ре-
берно-позвоночный угол).

Затем ребром кисти или кулакомправой руки врач делает 2-3 удара по своей левой руке.

Вначале делаются слабые удары. Если ребенок на это не реагирует словом, беспокойст­вом, плачем, т.е. болевого синдрома нет, можно сделать 2-3 более сильных удара.

Методика выполняется с обеих сторон.

Отсутствие боли - симптом Пастернацкого отрицательный, наличие боли - положи­тельный. В истории болезни можно записать так или сделать соответственно запись иного вида - с. Пастернацкого (-) или с. Пастернацкого (+). Необходимо указать пораженную сторону, например: с. Пастернацкого (-) справа и (+) слева.

2. Методику можно выполнить только одной рукой - правой, делая удары по коже ребен-­
ка в проекции почек. При слабом поражении почек первый метод может дать отрицательную информацию, а второй - положительную.

3. А такой метод определения симптома Пастернацкого особенно подходит для маленьких детей. Рёбрами кистей обеих рук, слегка надавливая, необходимо провести снаружи внутрь по задней части талии, т.е. в проекции почек. Если при этом ощущается сокращение мышц - симптом Пастернацкого (+).


Следует отметить, что симптом Пастернацкого в педиатрии является вспомогательным методом при заболеваниях ренальной системы только у детей старше 2-3 лет, так как в раннем возрасте «почка не болит» (почка имеет дольчатое строение, нет единой капсулы, а ведь именно она болит при растягивании).

Методом перкуссии можно определить верхнюю границу мочевого пузыря . Проводится тихая перкуссия по срединной линии живота сверху от пупка вниз до появления тупого звука (метка ставится над пальцем-плессиметром).

Результаты перкуссии:

В норме при освобождённом мочевом пузыре притупления не должно быть;

Выявление притупления после мочеиспускания - признак наличия остаточной мочи;

Чем выше установлена граница мочевого пузыря, тем больше он заполнен мочой.

Исследование мочи (мочевой синдром) - абсолютно обязательное нефрологиче-ское исследование.

А. Физические свойства :

Прозрачность (изменение обусловлено избыточным содержанием солей, жира, слизи,
клеточных элементов);

Цвет (темно-желтый, бледный, темно-бурый, темный, красный, вид «мясных помоев»,
цвет пива или зеленовато-бурый, зеленовато-желтоватый, коричневый, беловатый, молочный);

Запах (ацетона, мышиный, кленового сиропа и др.);

Реакция мочи (рН).

Б. Химические свойства:

Белок (до 0,033 г/л в разовых порциях или в суточной моче до 30-60 мл считается нормальным). Исследование селективности протеинурии;

Сахар (глюкоза или другой дисахарид, алиментарная, ренальная (тубулопатия), диабе-­
тическая);

Желчные пигменты;

Желчные кислоты;

Уробилин;

Наличие гемоглобина;

В. Форменные элементы (микроскопическое исследование):

Лейкоциты (нейтрофилы, лимфоциты);

Эритроциты;

Эпителиальные клетки;

Мочевые цилиндры (гиалиновые, зернистые, эпителиальные, восковидные);

Кристаллические и аморфные соли (ураты, оксалаты, фосфаты).

Обязательно количественное определение форменных элементов крови в моче либо в су­точной порции (проба Каковского-Аддиса), либо собранной за 2 ч (проба Амбурже), либо опре­деленной в 1 мл мочи (проба Нечипоренко).

Г. Бактериологическое исследование:

Степень бактериурии;

Исследование бактериальной флоры с определением чувствительности высеваемых из мочи бактерий к антибактериальным средствам.

Исследование крови гематологическое, биохимическое, бактериологическое, иммунологическое):

А) определение белка сыворотки (общего и его фракции);
Б) определение холестерина;

В)определение липидов и их фракций;

Г) определение электролитов (натрий, калий, кальций, фосфор неорганический);

Д) осмолярность;

Е) определение фибриногена;

Ж) определение сахара крови.

Почки (чаще правую) можно прощупать у детей первых 2 лет жизни(особенно при пониженном питании) вследствие относительно больших размеров и низкого расположения. У детей старшего возраста почки в норме не пальпируются. Обнаружение почек при пальпации у детей старшего возраста свидетельствует об их увеличении или смещении. Увеличенные почки могут прощупываться при гидронефрозе, опухоли, викарной гипертрофии единственной почки. Иногда удается выявить опущение почки (нефроптоз), дистопированную почку. При отсутствии патологии почек их можно прощупать при аномалиях развития мышц брюшной стенки. Болезненные ощущения при пальпации почек возникают при пиелонефрите, паранефрите.

Пальпацию мочевого пузыря в надлобковой области проводят двумя руками одновременно. Перед исследованием мочевой пузырь должен быть опорожнен. Мочевой пузырь как эластичное, флюктуирующее образование, верхний полюс которого иногда достигает пупка, пальпируется при острой и хронической задержке мочеиспускания. В норме наполненный мочевой пузырь можно прощупать у детей грудного возраста.

Пальпация селезенки.

Пальпацию селезенки проводят в положении больного на спине и на правом боку. Слегка согнутые пальцы пра вой руки располагают примерно напротив X ребра на 3-4 см ниже левой реберной дуги параллельно ей. На вдохе селезенка больного (если она увеличена) выходит из под края реберной дуги, наталкивается на пальпирующие пальцы и «соскальзывает» с них. В норме пальпировать селезенку не удается, поскольку ее передний край не доходит до края реберной дуги приблизительно на 3-4 см. Селезенку можно прощупать при ее увеличении (спленомегалия) не менее чем в 1,5-2 раза. При пальпации селезенки оценивают ее форму, консистенцию, состояние поверхности, подвижность,болезненность.

Пальпация лимфоузлов.

Затылочные лимфатические узлы. Руки располагают плашмя на затылочных буграх, ощупывают поверхность затылочной кости. У здоровых детей пальпируются не всегда.

Околоушные лимфатические узлы. Ощупывают область сосцевидногоотростка, область кпереди от мочки уха и наружного слухового прохода. У здоровых детей не пальпируются.

Подчелюстные лимфатические узлы. Голову ребенка несколько наклоняют вниз. Обычно эти лимфатические узлы пальпируются хорошо и поразмерам не более горошины.

Подбородочные лимфатические узлы пальпируют по средней линии подбородочной области.

Переднешейные лимфатические узлы пальпируют перемещением пальцев по передней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в верхнем шейном треугольнике.



Заднешейные лимфатические узлы пальпируют по задней поверхности грудино-ключично-сосцевидной мышцы в нижнем шейном треугольнике.

Надключичные лимфатические узлы пальпируют в надключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подключичные лимфатические узлы пальпируют в подключичных ямках. В норме они не доступны пальпации.

Подмышечные лимфатические узлы. Ребенка просят развести руки в стороны. Исследующий вводит пальцы глубоко в подмышечные впадины и просит опустить руки вниз. Эта группа лимфатических узлов обычно пальпируется.

Торакальные лимфатические узлы прощупывают на передней поверхности грудной клетки под нижним краем большой грудной мышцы. В норме они не пальпируются.

Локтевые лимфатические узлы. Руку ребенка сгибают в локтевом суставе под прямым углом, прощупывают желобок двуглавой мышцы. Пальпируются не всегда.

Паховые лимфатические узлы пальпируют по ходу паховой связки.

Подколенные лимфатические узлы пальпируют в подколенных ямках, нога должна быть согнута в коленном суставе. В норме не пальпируются.

У здоровых детей обычно пальпируют не более трех групп лимфатических узлов. В норме не доступны пальпации следующие группы лимфатических узлов:

Подбородочные;

Надключичные;

Подключичные;

Торакальные;

Кубитальные;

Подколенные.

Пальпация щитовидной железы



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх