Тема урока: "Безударные гласные в корне слова". Конспект урока на тему «Безударные гласные в корне слова

Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе

Тема урока: « Безударные гласные в корне слова».

Цель урока: повторить и закрепить правописание безударной гласной в корне слова;

Задачи урока:

Предметные:

Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;

Развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной;

Совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне;

Способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Метапредметные:

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание, проверять себя;

Развивать умение анализировать, делать вводы;

Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность, творческое мышление;

Развивать навыки самооценки;

Развивать умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;

Объясняют выбор орфограммы.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: традиционная, с игровыми элементами.

Оборудование:

Учебник русский язык, 2 класс (авт. Р.Н. Бунеева, О.В. Пронина)

Музыкальное сопровождение

Алгоритм проверки безударной гласной

Рисунок тетушки совы. Посылка почтовая, конвертики с заданиями

«Орфографический словарик», «Толковый словарь для учащихся начальных классов»

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Прозвенел сейчас звонок

В класс вошли вы на урок.

За окном сейчас прохладно,

Мы работать будем ладно.

Cамое последнее слово - ладно . Что означает это слово? Где мы можем найти ему объяснение? Конечно, в толковом словаре Ожегова. Это один из самых важных источников информаций.

(ЛАДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно (разг.). 1. Во всех отношениях хороший. Выражает согласие, хорошо, да.)

    Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель:

1. - Откройте тетради, запишите число.

2. - Я вам сейчас загадаю загадки,

А вы постарайтесь найти к ним отгадки!

    Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
    Не нужна и шоколадка.
    Я сушить его могу,
    Получу я курагу.
    Отвечай мне на вопрос.
    Что же это? - …(АБРИКОС )

    Очень густо он растет,
    Незаметно он цветет,
    А когда проходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (ОРЕШНИК )

    Ее всегда в лесу найдешь -
    Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ЕЛЬ )

    Наклонилась над водой, ветви опустила.
    Словно девица свои волосы помыла.

Так лирична и красива!
Догадались? Это – ...(ИВА )

    Стоит чудо-дерево,
    На дереве – мячики:
    Летом – зеленые,
    Осенью – румяные. (ЯБЛОНЯ )

Какие это буквы? (гласные)

Как можно назвать их одним словом? («опасные»)

Когда эти буквы будут «опасные» на письме? (когда они будут в корне слова и безударными )

Какова тема нашего урока? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (тема урока на слайде)

    Минутка чистописания .

Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Задание: Определите порядок написания букв и запишите.

Аа Оо Ее Ии Яя

III . Постановка учебной задачи.

(вызываю к доске ученика)

– Запиши, пожалуйста, окна – окно

- Поставь ударение, какой первый звук слышишь в слове «окно»?(а ) Какой – в слове «окно»? (о )

Что ты можешь сказать об этих гласных звуках? (В русском языке в корне однокоренных слов под ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме они обозначаются одной и той, же буквой )

- Каким словом является «окно »? (проверочным )

- Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово »? (проверочное слово это слово с ударным гласным в корне слова )

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Сразу надо повторять!

Вывод:

Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать )

    Систематизация и обобщение.

Когда я пришла сегодня в школу, то перед дверью в класс, я увидела посылку, адресованную 2 «Д».

Давайте я открою ее и посмотрим, что же там внутри? (открываю посылку )

Здесь разные конвертики, и письмо от умной совы. (вывешиваю картинку совы )

Задание 1. (конверт красный)

Ребята, создайте 3 группы, рядом со второй партой (раздаю карточки)

Задание: - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

В…РОБЕЙ Р..КА

Д..РОГА М..РЯ

ГОР..Д Д..МА

В…СЕЛО Н..РА

К..РАНДАШ СН..ГА

(Проверка по очереди, смотря, какая команда задание выполнила быстрее )

Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?

Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? (Мы слышим другие звуки )

Молодцы! Сядьте все, пожалуйста, на свои места (дети садятся за свои парты).

Физкультминутка

Итак, продолжим нашу работу.

Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?

(в 1 столбике безударную гласную нельзя проверить, во 2 столбике безударную гласную можно проверить ).

Как можно проверить безударную гласную?

Какой существует алгоритм? (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень, изменяю слово или подбираю однокоренные слова и нахожу проверочное, пишу слово или вставляю букву, обозначаю орфограмму )

(Вывешиваю алгоритм)

Задание 2. (открываю синий конверт)

Запишите слова второго столбика себе в тетрадь, также в столбик и подберите проверочные слова к словам второго столбика (работа в тетради ).

Река – реки

Моря – море

Дома – дом

Нора – норы

Снега – снег

Вывод:

Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово ).

3. Задание: Запишите слова в тетрадь, вставив попущенные буквы по памяти.

КАРАНДАШ

V . Закрепление материала. (Открываю желтый конверт)

А сейчас у нас с вами будет очень интересная парная исследовательская работа.

(Раздаю карточки)

Задание: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.

Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните (работа на карточках)

    Котенок сл…зал сметану.

ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ

ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ

    Миша сл…зал с дерева.

Проверка:

Какое слово выбрали?

Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?

Какие слова не будут являться проверочными и почему?

Какую безударную гласную выбрали?

Каким алгоритмом пользовались?

Вывод:

Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова? (Слова, с ударной гласной в корне слова ).

    Физкультминутка.

Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово – проверяемое, то вы подпрыгиваете.

(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом, коса, косы, след, следы)

Итог урока. Рефлексия.

Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова ).

Закончите предложения:

1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)

2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)

3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)

4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)

Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной ).

Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?

“Писать грамотно требует социальная порядочность…, если мы не привьем детям грамотности, то не создадим общественно полезных работников и не исполним того, чего ожидают от нас жизнь и общество”, – так в XX веке академик Л.В. Щерба определил роль правописания в формировании личности. Коренную причину безграмотности ученый видел в недооценке значения орфографии. Для того чтобы грамотно писать, недостаточно знать правила, необходимо еще приобрести и навыки грамотного письма. Эффективными способами для достижения этого является систематическая тренировка, практика выполнения разнообразных упражнений, осознанная работа над ошибками, постоянное обращение к справочникам, словарям, чтение и каждодневный труд.

Всем учителям русского языка хорошо известно, что самые распространенные и устойчивые ошибки – правописание безударных гласных в корне слова. Они преследуют человека в течение всей его жизни. Работая 22-й год в школе, я сталкиваюсь с данными ошибками каждый день. Это происходит и на уроке (доска, тетради, дневники учащихся), и после уроков (записки родителей, СМИ, объявления, рекламные щиты и т.д.).

Преподаю я как в 5-х классах, так и в старших и имею возможность проследить, что ошибки учеников разных возрастов, к сожалению, одинаковы, хотя одни только перешли в среднее звено, а другие заканчивают школу.

Последние годы учителя-словесники сталкиваются с проблемами, связанными с дисграфией и дислексией и, к сожалению, бессильны что-либо исправить без помощи специалистов (логопедов, психологов). Изучив за эти годы многочисленные труды, посвященные психологическим механизмам формирования грамотного письма, я пришла к выводу, что каждый учитель в течение всей своей педагогической деятельности вырабатывает свою технологию “научения”. Поэтому в 10-х, 11-х классах мною отрабатываются темы в определенной системе, организованной из “блоков” – практикумов по орфографии и пунктуации. Такой блок я хочу предоставить вашему вниманию.

Урок можно проводить в обыкновенном классе, имея доску, цветные мелки и дидактический раздаточный материал. Но более эффективным будет урок с использованием современных информационных технологий (компьютера, проектора, специальных учебных программ, SMART-доски и т.п.). К сожалению, как показывает практика, немногие учителя словесности имеют возможность работать с компьютером, так как в кабинетах русского языка и литературы этой “машины” просто нет, а класс информатики всегда загружен своими уроками. Работая на подготовительных курсах в вузе и в колледже Новосибирска не один год, я поняла, что и здесь до современных информационных технологий еще очень далеко, поэтому доска и мел – это проверенные, надежные помощники учителю в любой ситуации.

Итак, безударные гласные в корне слова. Только длительная систематическая тренировка вырабатывает устойчивые навыки правописания безударных гласных.

Т2. Безударные гласные в корне

Этапы урока:

I. Объявление цели урока: выработать навыки грамотного написания.

II. Работа с опорными схемами.

Теоретический блок:

Слово учителю:

В русском языке – 10 гласных букв. 5 букв из них – А, О, И, Е, Я вызывают затруднения при написании в безударной позиции.

Т4 Способы проверки безударной гласной

I. Подбор формы одного и того же слова
  • у существительных изменить число:
    тОлпа" – тО"лпы
    пАруса" – пА"рус
  • у прилагательных заменить полную форму краткой:
    счАстли"вый – счА"стлив
    нАго"й – нА"г
  • у глаголов:

1) изменить время:

вАри"л (П.в.) – вА"рит (Н.в)
привЯза"л (П.в) – привЯ"жет (Б.в)

2) изменить число:

    пИшу" – пИ"шем
    скАжу" – скА"жем

3) изменить род (у глаголов П.в)

    отцвЕла" – отцвЁл
    отнЯла" – отнЯ"л

Иметь в виду, что нельзя в качестве проверочных слов использовать глаголы с суффиксами -ЫВА, -ИВА, так как в них происходит чередование | – О||А

II. Подбор родственных слов

отЯжеле"ть – тЯ"жесть
извИне"ние – с повИ"нной
зА"пах – пА"хнет

Практический блок: (отработка практических навыков и умений)

I. Проверка безударной гласной путем подбора родственных слов

1. Подобрать проверочное слово – существительное

просОчи"ться – сок
взвОлнова"лся – волна
попрОси"л – просьба
очАрова"ть – чары
разлИча"ть – лик
поЯвле"ние – явь
укоренился –
присягать –
разъяренный –
отяжелеть –
отвинтил –
приспособление –

2. Подобрать проверочное слово – полное прилагательное

наслаждение –
пренебрежительный –
омрачать –
пехота –
таинственный –
нищета –
приближался –
смягчить –
наполнялся –
удивление –

3. Подобрать проверочное слово – краткое прилагательное

дикарь –
робеть –
освежить –
потихоньку –
старуха –
скорее –
натощак –
ободрять –
расхрабрилась –
темнеть –

4. Подобрать проверочное слово – глагол

доказательство –
похвала –
управление –
протекать –
иссякать –
каток –
продолжение –
угасать –
привлекать –
исчезать –

5. Подобрать проверочное слово – наречие

сплошной –
унижение –
объяснить –
распрямиться –
оживить –
удовольствие –
укрепиться –
стеснительный –
промелькнуть –

При выполнении данных упражнений повторяются и другие орфограммы (при-, пре-, Ъ, Ь, и т.д.).

  • Разбор слова по составу – способ увидеть морфемный состав слова.

Разобрать слова по составу, подобрать проверочное слово, поставить ударение, безударную гласную подчеркнуть.

Например:

пренебрегать – небре"жный (г||ж).

Распределение, объяснение, оценить, наводнение, управление, одаренный, посторониться, распоряжение.

Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.

  • Устная работа на уроке:

Сопоставить данные слова, подобрать проверочные таким образом, чтобы безударная гласная стала ударной.

Обежать вокруг дома – бег Обижать ребенка – обида
Запевать в хоре – петь Запивать молоком – пить
Поседеть от старости – сед Посидеть в сквере – сидя
Слезать с лестницы – слезть Слизать сметану – слижет
Увидать издали – увидеть Увядать без влаги – вянуть
Расколоть полено – колка Раскалить щипцы – накал
Утихать постепенно – тихо Утешать ласково – утеха
Скрипеть дверью – скрип Скрепить печатью – скрепка
Развиваться нормально – развитие Развеваться на ветру – веять
Сторожить дом – сторож Старожил города – старый житель
Благословлять на подвиг – благое слово Прославлять героя – слава
Чистота в доме – чисто Частота колебаний – часто
Угодить начальству – угодливый Угадать номер – загадка
Озимь посеяли – зимний Оземь ударили – земли
Переселить людей – села Пересилить усталость – сила
Затрещать громко – треск Тяжелое потрясение – встряска
Щепать лучину – щепка Щипать курицу – щиплет
Приведение к общему знаменателю – привел Привидение (призрак) – вид
Полоскать горло – полощет Поласкать щенка – ласка
Отварить яйца – варка Отворить двери – затвор
Проживать в городе – жить Прожевать корку – прожеванный
Примерять костюм – мерка Примирять друзей – мир
Разрядить ружье – заряд Разредить морковь – редко
Раздражать поведением – дразнит Задрожать от холода – дрожь
Пары воздуха – пар Пора осенняя – в ту пору
Умолять о пощаде (упрашивать) – молит Умалять достоинство (уменьшать) – мал
Умилять поведением – мил
Посвятить стихотворение – свято Посветить свечой – свет
Покарать врага – кара Покорить природу (подчинить) – покорный
Укорять за лень (упрекать) – укор
Нагой склон (обнаженный) – наг Ногой ударил – ноги
Отдаление от дома – даль Передавать новости – дать
Честолюбие – честь Чистоплотность – чисто
Облегченный воз – лёгок Обличённый судом – облик

Работа по таблице:

Задание 1. Записать предложения под диктовку, подобрать проверочные слова.

Зачастили дожди (часто), и на даче стало тоскливо. Санька отворил (затвор) калитку и обежал (бег) вокруг дома. Пашка подпоясался (пояс) и стал примерять (мерка) отцовскую фуражку. Женщина полоскала белье (полощет). Старик проживал здесь (жить) лет сорок. Старуха медленно жевала (прожеванный) хлеб и запивала (пить) его молоком. Чайник накалился (накал), распаялся (пайка) и стал протекать (течь). Луч прожектора ослепил (слеп) меня. Буря не утихала (тихо): деревья скрипели (скрип) и трещали (треск), удары грома сотрясали (тряска) землю.

Задание 2. (При выполнении подобных заданий учащиеся тренируются быстро и правильно определять части речи, приобретая навыки грамотного письма.)

Выпишите из данных ниже слов существительные с безударной О, наречия с безударной И, прилагательные с безударной А, глаголы с безударными Е и Я. Поставьте ударения и найдите проверочные слова.

Поглощение, пограничный, привязать, переплести, грациозный, поварской, проницательно, обязать, исподтишка, шаловливый, поодиночке, расстегнуть, изменился, навзничь, счастливый, вредить, враждебный, отношение, клянусь, появился, показательный, хвастливый, распорядиться, возрождение, таинственный, крикливо, втихомолку, растянулся, замечать, продолжение.

Задание 3. Проверить безударную гласную, подобрав как можно больше однокоренных слов.

Оглянуться – оглядка, взгляд, оглянется, глядя, глянь, разглядывает;
Изнеможение – изнемочь, может, возможный;
I в: различать, неизъяснимый, узнавать;
II в: пожалеть, впечатление, закабалить;
III в: протяжение, соединиться, извинение.

Задание 4. (Усложняется задание к концу урока (пары).)

Нужно проверить несколько безударных гласных, проверяя каждую из них:

Проголодался – голод – голодный.
I ряд – нагромождать, остепенился, опередить, критиковать, клокотание.
II ряд – молотить, периодический, оберегать, сопровождать, развеселился.
III ряд – лепетать, щекотать, хлопотать, тяжелеть, вечерело.
IV ряд – рокотать, облокотился, торговать, трепетать, озеленение.

Следующий этап – работа со словами с неясной этимологией.

Здесь следует выяснить не только правописание слова, но и его происхождение.

баюкать, обаятельный – баять
благодарить – благо, дар
корыто, кора – корка
ликовать, лицевать, различать, олицетворение – лик
насекомое – насечка
напряженный – упряжь, пряжка
осенить – сень
изображать – образ
племянник – племя
преобладать, овладеть, владыка – власть
вспорхнуть – порхать, порошок, пороша, порох
перчатка – перст
плашмя – плаха
сумеречный, смеркаться – меркнуть
сострадание, пострадать, страдная пора, страда – страждущий
подлинный – той же длины
втихомолку, потихоньку, исподтишка – тихо

Слова с непроверяемыми безударными гласными. Работа с ними необходима потому, что учащиеся обычно не только неправильно пишут эти слова, но и порой не понимают их лексического значения (толкование слов обязательно!).

Приведу несколько упражнений. (При выполнении этих заданий необходимо использовать словарь.)

1. К каждому из данных существительных необходимо подобрать синоним (чтобы понять Л.З.), образовать глагол и составить словосочетание (глагол + существительное).

Например:

аплодисменты (рукоплескание) – аплодировать певцу;
аргумент, аккомпанемент, состязание, пропаганда, фантазия, регламент, координация.

2. Определить по словарю значение данных слов и составить с ними предложения.

альманах – сборник произведений различных авторов

Вскоре был выпущен альманах.

Авангард, ансамбль, анонимный, баллотироваться, гегемония, дифирамб, интеллигентный, компетентность, спартакиада, универсальный, энтузиазм.

  • Не выполненные учащимися задания, требующие работы со словарем, задаются на дом.

Отработку навыков и умений по теме “Безударные гласные в корне слова” следует продолжать в течение всего учебного года, так как только постоянное обращение к данной проблеме через разнообразные практические занятия поможет учащимся улучшить их грамотность.

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

Цель:

    формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

    уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    развивать орфографическую зоркость;

    развивать внимание, мышление, речь.

Задачи урока:

    предметные: формирование умения видеть орфограмму в корне слова и уметь её проверять; уметь правильно подбирать родственные слова; повторить написание словарных слов.

    метапредметные: уметь подводить орфограмму под понятие правила, строить логические цепочки доказательств, уметь комментировать свои действия.

    личностные: уметь выполнять самооценку своей деятельности; уметь работать в группе и в паре; уметь ставить учебные цели.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Оборудование:

    карточки со словами;

    схема с основными вопросами урока;

    алгоритм проверки безударной гласной;

    листы с корнями для работы в группах;

    сигнальные карточки;

    карточки для самооценки.

Ход урока

I. Организация класса

Итак, друзья, внимание —
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок русского языка.

II. Постановка проблемы урока

Подготовить детей к изучению нового материала через постановку проблемной ситуации.

Я хочу вам рассказать историю.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Коля принесет”.

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

Проанализируйте, почему так получилось?

Какое правило не знал Дима?

Как правильно записать это слово?

III. Постановка темы и цели урока

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

Исходя из этой проблемы и используя слова-подсказки (мороз, беда, живот), попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)

Какие цели поставите перед собой? (Научиться узнавать слова с безударной гласной, правильно писать слова с безударной гласной в корне, подбирать проверочные слова)

В течение урока мы ответим на вопросы:

IV. Чистописание.

Ну, а начнём, как обычно, с чистописания. Буква, которую мы сегодня будем писать, в данной ситуации обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного звука. (Используем слова-подсказки: мороз, беда, живот) Докажите правильность своего выбора. (Буква е – делает согласный мягким и обозначает гласный звук Э)

Найдите закономерность и продолжите написание:

ера ерб ерв ….

Составьте предложение и запишите: всё, у, сегодня, получится, нас

Сегодня у нас всё получится

V. Словарная работа.

Посмотрите внимательно на слова-помощники и скажите, все ли они относятся к одному правилу? (Мороз – это словарное слово.)

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжки вдруг погрызли мышки.”

Узнайте слова, допишите пропущенные буквы.

Во…бей,…лефон, берё…, …етер, …традь,с…бака, …зык.

    7 + — “ 5 ”

    6 + — “ 4 ”

    5 + — “ 3 ”

VI. Актуализация знаний.

Повторение ранее изученного материала.

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

VI I. Работа над темой урока

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

    Прочитай слово.

    Поставь ударение.

    Выдели корень.

    Определи безударную гласную.

    Подбери проверочное слово.

    Узнайте, какая буква должна стоять в корне. (С комментированием у доски.)

М…ря, тр…ва, р…чной, б…льшой, р…ка, б…жал, гр…бы.

На доске записаны слова.

Работа в парах.

Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.

Проверка.

В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Допишите его и подчеркните. Назовите в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)

Почему эти слова являются проверочными? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

Проблемная ситуация.

Послушайте сказку В.Волиной “Чужак” и попробуйте сами найти чужака.

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Работа с учебником (стр. 86) – самостоятельно.

Саша об…жал вокруг дома.

Саша об…жал друзей.

(проверочные слова должны быть родственными, имеющими общую часть и близкие по значению )

Работа в группах.

3) Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан “корень”, вам нужно найти его “родственников” и записать. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

— вар-

— звон-

Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора. Игра на внимание.

4) Игра “Будь внимательным”.

Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Использование какографии. Самостоятельная работа. Исключение лишнего слова. Выбор обосновать.

5 Найди и исправь ошибку.

Молодцы! Проверьте Димин словарный диктант. Найдите, исправьте ошибку, запишите правильно слово и в уме подберите проверочное.

Проверка. (Синий – синева, воды – вода, бег – бежать, травы – трава, свист – свистеть.)

Сколько слов он написал правильно? (Одно.)

Какое? (Свистеть.)

Что вы посоветуете Диме? (Выучить правило правописания безударной гласной в корне слова.)

VIII. Итог урока

Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

Кто хочет задать первый вопрос?

Вызываемый ученик задает вопрос другому ученику, которого сам же и выбирает.

Какое умение мы отрабатывали на уроке?

Рефлексия

Самооценка собственной работы на уроке.

У вас каждого есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

Домашнее задание.

— Выберите себе задание по желанию. Карточка № 1 – вставить пропущенные буквы в текст. Карточка № 2 – собрать рассыпавшиеся предложения и составить из них рассказ .

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА

(закрепление)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

    формирование умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции;

    уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

    осуществление межпредметных связей;

    активизация познавательной деятельности учащихся;

    развитие орфографической зоркости;

    развитие операций мышления, памяти, внимания, воображения, речи;

    создание положительного эмоционального настроя и интереса к овладению навыками грамотного письма;

    воспитание аккуратности, трудолюбия, чувства коллективизма.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Постановка целей и задач урока

УЧИТЕЛЬ:

Сегодня на уроке мы проведем игру “Что? Где? Когда?”

Как называются участники этой игры?

ДЕТИ:

– Знатоки.

УЧИТЕЛЬ:

Чтобы получить такое высокое звание, надо много знать, быть очень внимательными, дружными и старательными. Роль ведущего исполнять буду я. Задания для вас прислали сказочные персонажи. (Появляется пособие с изображением Дюймовочки, Кота в сапогах, Айболита, Буратино, Чебурашки, Красной шапочки.)

Давайте вспомним из каких сказок эти герои и кто автор.

ДЕТИ отвечают.

2. Постановка проблемы

УЧИТЕЛЬ:

Итак, уважаемые Знатоки, сейчас вам предстоит определить тему нашей игры. Первое задание от Чебурашки.

Дима написал своему другу Коле записку: “Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”. Коля записку прочитал и пообещал придти.

Собрались ребята вечером.

“– Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесёт.”

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был длинный деревянный меч.

Ребята расстроились,что в футбол поиграть не удастся.

Почему так получилось?

ДЕТИ:

Дима допустил ошибку в своей записке.

УЧИТЕЛЬ:

Какое правило не знал Дима?

ДЕТИ:

Правило о правописании безударных гласных в корне слова.

(Повторяется правило о правописании безударных гласных, проверяемых ударением. Учитель обращает внимание детей на плакат.)

УЧИТЕЛЬ:

Помогите Диме исправить его ошибку.

ДЕТИ:

Надо подобрать такое проверочное слово, где безударная гласная будет в сильной позиции,т.е. под ударением: с мячом – мяч, мячик.

УЧИТЕЛЬ:

Все ли гласные в слабой позиции требуют проверки?

ДЕТИ:

Только 5 гласных: а, о, и, е, я.

УЧИТЕЛЬ:

Испытание вы выдержали достойно. 1-0 в вашу пользу! (Счёт устанавливается на табло.)

3. Актуализация знаний

На столе разложены конверты с заданиями. Приглашается ученик, который выбирает любой конверт.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 2. Задание от Буратино.

Следует установить соответствие. Приглашается 1 участник из команды знатоков.

стр-на и

м-сты е

п-сьмо а

з-мля я

п-тно о

УЧИТЕЛЬ:

Проверяем. Докажите, что задание выполнено верно.

(КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО. Дети называют проверочные слова к данным, записывают в тетрадях, выделяют в словах корень.)

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Счёт 2–0 в пользу Знатоков.

(1 из учеников выбирает следующий конверт.)

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 3. Это письмо вам прислала Красная шапочка. Даны слова: (запись на доске)

ст-лица, ст-рожка, р-бота, т-традь, с-довник, сн-говик

Задание: определить закономерность и записать слова в 2 столбика.

(2 учащихся выполняют задание на индивидуальных досках.)

Проверка.

ДЕТИ:

В 1-й столбик мы выписали слова с безударной гласной, проверяемой ударением (доказывают).

Во 2-м столбике слова, правописание которых надо запомнить, безударную гласную нельзя поставить в сильную позицию.

Дополнительное задание: придумать и записать предложение с любым словом из 2-го столбика.

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 3–0 в пользу Знатоков!

4. Физкультминутка

УЧИТЕЛЬ:

За такой ударный труд вы заслужили музыкальную паузу.

(Включается аудиозапись. Дети танцуют под музыку.)

5. Упражнение в подборе проверочного слова через ряд родственных слов

УЧИТЕЛЬ:

Выбираем следующее письмо. Оно от Айболита.

ВНИМАНИЕ! Чёрный ящик!

Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

ДЕТИ:

– Это часы.

УЧИТЕЛЬ:

Проверим. (Достаёт из ящика часы.) Какие это часы?

ДЕТИ:

– Механические.

УЧИТЕЛЬ:

А какие ещё бывают часы?

ДЕТИ:

Электронные, песочные…

УЧИТЕЛЬ:

4–0 в пользу Знатоков!

Какая орфограмма в слове “часы”?

ДЕТИ:

Безударная гласная, проверяемая ударением.

УЧИТЕЛЬ:

Запишите отгаданное слово и ряд родственных слов.

ДЕТИ записывают: часы, часовой, часовщик, часик.

УЧИТЕЛЬ:

Подчеркните слово, которое будет проверочным для всех остальных?

ДЕТИ:

Часик, т.к. гласная в сильной позиции.

УЧИТЕЛЬ:

Почему вы не записали слово “час”?

ДЕТИ:

В ряд родственных слов его записать нельзя, т.к. это форма того же слова.

УЧИТЕЛЬ:

Раунд 5.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Это послание от кота в сапогах.

(На партах приготовлены карточки с текстом.)

Что надо сделать, чтобы выполнить задание?

ДЕТИ:

Надо исправить ошибки.

6. Самостоятельная работа. (по вариантам)

(2 ученика составляют схемы предложений для проверки с/р.)

1 вариант: Настала осинь. На диревьях пожилтели лесточки. Часто идут халодные дажди.

2 вариант: Дятел – лисной доктор. Он лечит бальные диревья. Под карой много вредных насекомых.

Взаимопроверка.

На доске:

1 вариант:

2 вариант:

УЧИТЕЛЬ:

Счёт 5–0 в пользу Знатоков.

Последний раунд.

(Выбор конверта.)

УЧИТЕЛЬ:

Дюймовочка хочет проверить ваше внимание. Приготовили сигнальные карточки.

Я называю слова, вы показываете карточку с гласной, требующей проверки. Озеро, моряк, больница, ряды, варенье, грибники, звонок, цветник, мясник.

7. Итоги урока

УЧИТЕЛЬ:

Молодцы! Наша игра подошла к концу. Со счётом 6–0 победила команда Знатоков!

Знание какого правила вам помогло одержать победу?

ДЕТИ:

Правила о правописании безударных гласных в корне слова.

УЧИТЕЛЬ:

Как пишется гласная в корне родственных слов?

ДЕТИ:

– Одинаково.

УЧИТЕЛЬ:

Давайте вспомним весёлый стишок про безударную гласную.

ДЕТИ (хором):

Если в слове безударная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение!

УЧИТЕЛЬ:

Но не всегда мы можем поставить гласную под ударение, есть в русском языке много слов с непроверяемой безударной гласной, написание таких слов надо запомнить.

Все наши ученики награждаются медалями с изображением мудрой Совы.

Наиболее активные участники команды получают по 5 баллов в журнал.

8. Домашнее задание



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх