«Тема творчества в поэзии Бориса Пастернака. Я ловлю в далёком отголоске. И дела зимы иной




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание творчества Пастернака;
  • Учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации;
  • Совершенствовать умение работать в группе
  • Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака; толерантность.

Стадия вызова.

– Как Вы думаете, каждый человек хочет, чтобы его помнили?
– А как Вы считаете, почему люди, прожившие иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в памяти других надолго?
– А какую память оставил о себе Б.Л. Пастернак? (он заслужил стать классиком, поэтому его знают, читают, изучают в школе).
Изучив творчество Пастернака мы сегодня обобщим свои знания.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок мастерская. Мастерская – это место, где в процессе работы рождается что-то новое. Я очень надеюсь, что к концу урока каждый из Вас определится с мнением о таком ярком поэте. В этой связи хочу обратить Ваше внимание на слова М.Цветаевой:

– Как Вы поняли последние слова, кому он не глазу. (Его не каждый может понять).
– Что хотела этим сказать Цветаева? (подчеркнуть необычность, своеобразие, масштабность творчества)
Слайды №1,2
Актуализация знаний (повторим изученное).

Прием «Гигантские шаги».

  • Б.Л. Пастернак родился в феврале 1890 года в Москве.
  • Отец его – Леонид Осипович Пастернак был известным художником, мать– талантливой пианисткой.
  • Свое призвание Пастернак – гимназист поначалу связывал с рисованием, жизни без которого не представлял (музыкой)
  • Другое увлечение юности, когда он уже был студентом историко- филологического факультета Московского университета – философия.
  • Большинство из своих первых стихотворений он перепишет заново, считая их незрелыми.
  • Художественная и гражданская совесть не позволяла Пастернаку в конце 20 годов славить октябрь, который в сущности обманул народные массы – не дал ни свободу, ни земли, ни хлеба, вовлек в гражданскую войну.

Деление на группы «Стихи Пастернака»

Работа в группах

1 группа.

– Кто были родители Пастернака? Расскажите о их роли в воспитании Бориса? (отец был известным художником, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. Он часто рисовал Л.Н Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Коуфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке).

2 группа.

– Кто из известных людей бывал часто в гостях у Пастернака? (гостями семьи бывали известные художники:Серов, Врубель, Репин, Шишкин, Толстой, Скрябин).

1 группа

– Через какой город лежал путь поэзии Пастернака? (Марбург)
Цель: освоить прием «Колесо последствий».
Используя прием «Колесо последствий» обрисуйте путь Пастернака к поэзии

2 группа

Под влиянием каких поэтов происходило становление Пастернака как поэта?

Цель: освоить стратегию Исикавы.

Задание. Используя стратегию Исикавы напишите об окружении поэта. (становление Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала это символизм, он увлекался видением мира по А.Блоку и А. Белому, позже он примкнул к футуристам и состоял в творческой группе футуризм).

Слайд, слайд.

1 группа.

– Где сложилась 1 книга стихов? (все лето 1913 года Б.Пастернак жил на даче в Молодях и там же сложилась первая книга его стихов «Близнец в тучах».Туда же и вошло стихотворение «Февраль».)

2 группа

– Сколько вариантов написания имеет стихотворение «Февраль» (имеет 3 варианта написания, датированных 1912, 1928, 1945 годами).
Вы сейчас будете слушать вариант 1928 года. Прочтение.
– Чего в этом Пастернаковском стихотворении нет? (нет словесного выражения лирического героя в виде местоимения «я»).
– В каком году выходит книга «Второе рождение» и почему она так названа? (это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. А вышла в свет в 1932 году). Слайд.
На стихи, вошедшие в этот цикл, написана песня, давайте послушаем её.
– Как Вы думаете, автор музыки угадал? Передал ли он авторские ощущения?

1 группа

– В каком году поэт совершил поездку на фронт? (1943 год)

2 группа

– Какие произведения в результате этого появились? (появился очерк «В армии», стихи «Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна»). Слайд.
Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Росла потребность высказаться о себе и об эпохе, но предвестия свободы оказались ложными. Когда не оправдались надежды на обновление жизни. Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последние 45-летие.

Задание:

– Дайте ассоциации по роману «Доктор Живаго», составив кластер.
Цель: Научить методике составления кластера. (содержание романа – это духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго. Живаго – форма Винительного и родительного падежа слова «живой» в древнерусском языке, она вызывает с именем сына Бога – живаго. Роман «Доктор Живаго» – это роман о преодолении смерти).

Поменяться постерами. Защита постера.

Цель: Научиться защищать свою точку зрения..
Как соотносится выражение поэзия в прозе с романом «Доктор Живаго». (В нем присутствуют и дневниковые записи, и записки, и стихи и письма). Мне хочется обратиться к одному письму – письму Антонины.

Анализ страниц романа (глава 13 часть 18)

Задание 1.

Вам дается текст, разрезанный по предложениям, соберите текст, используя прием «Мозаика».
Даю подсказку: 2 первых слова и 2 последних.
«Юра – писала ему»; 2 последних … человека лучше тебя.

– Как Вы думаете, письмо написано по правилам (в нем нет адреса, нет начала, нет слов прощаний). Мысли Тони прыгают, то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам.
– В каком жанре написано письмо (это крик души, который заставляет трепетать и наши души).
– В чем сила письма (это письмо о любви, у которой нет будущего)
– Чем это письмо не похоже на остальные (оно прощальное и в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны – огромная и умеющая любить).
– первоначально роман назывался «Свеча горела» – Почему? Стихотворение о чем оно? Что символизирует?
– За что в 1958 году Шведская Академия Наук словесности и языкознания хотела присудить Пастернаку Нобелевскую премию? (за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы). Слайд.

1 группа.

– Что случилось после этого? (поэта вынудили отказаться то нее)

Составьте рисуночный конспект о той черной недели.

Цель: научиться составлять рисуночный конспект.

25 октября – газета, разгромный отзыв, прошла демонстрация «Вон из СССР»
28 октября – исключение из Союза писателей
29 октября – пленум
31 октября – «Дело Пастернака» 500 писателей устроили суд

2 группа

Составьте, пожалуйста, карту понятий «Время, в которое выпало жить Пастернаку»

Цель: научить составлять «карту понятий»

Вывод: все это вместилось в рамки одной жизни, которую Пастернак прожил очень достойно, за это он я думаю, достоин уважения потомков.
– где провел свои последние годы Пастернак? Почему его называли затворником, и он не считал себя таковым? (последние годы провел у себя на даче, он был всего лишь философ, закрывшись от мира).
От какой болезни умер Пастернак? (от рака легких).
– Был ли поэт реабилитирован? (19 февраля 1987 года Секретариат отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Пастернака из членов Союза писателей СССР)
– Какое событие произошло в декабре 1989 года? (Шведская Академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых) слайд

Рефлексия

1 группа составляет диаманту тема: «Пастернак – человек»

Цель: Научить составлять синквейн.

2 группа составляет синквейн «Пастернак – поэт»

Оценивание

Домашнее задание: Написать эссе «Что человек не может простить своему поэту».

Ранняя лирика

Первые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году, его первая поэтическая книга “Близнец в тучах” (1914) . К Февральской революции поэт отнесся с вдохновением : «Это не ночь, не дождь и не хором / Рвущееся: “Керенский, ура!”, / Это слепящий выход на форум / Из катакомб, безысходных вчера» (“Весенний дождь”, 1917 ). Летом 1917 г. Пастернак написал стихотворения, которые легли в основу сборника , принёсшего поэту подлинную славу, "Сестра моя -жизнь" (1922) . Поэзия "раннего" Пастернака - непростое чтение. Сложная ассоциативность мышления, музыкальность и метафоричность стиля рождают непривычные, причудливые образы. Его лирический герой как будто и не стремится непременно быть понятым, ему важнее выплеснуть переполняющие его чувства. В одном из первых стихотворений Пастернака "Февраль" (1912) , есть строчки , точно выражающие характер ранней лирики Бориса Пастернака: "И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд" . Лирический порыв, предельная эмоциональная напряженность чувств - наиболее характерные черты, отличающие поэзию "раннего" Пастернака. Его лирическому герою присуще родственное отно­шение с окружающим миром . Восходы и закаты, снегопады и грозы он переживает как важнейшие события собственной жизни. В свою очередь и сама природа живет в его стихах человеческой жизнью: совершает поступки, страдает и радуется, влюбляется, смотрит на поэта, объясняется от его имени. Показательны в этом отношении такие стихи, как "После дождя", "Плачущий сад", "Душистою веткой машучи..." и многие другие.

Зрелая поэзия

В 30 - 50-е годы стиль Пастернака меняется . Поэт сознательно стремится к кристальной ясности и простоте. Однако, по его собственному выражению, это - "неслы­ханная простота", в которую впадают "как в ересь" ("Волны"). Она не предполагает общедоступности. Она неожиданна, антидогматична. В стихах Пастернака мир увиден как бы впервые, вне шаблонов и стереотипов . В результате привычное предстает под необычным углом зрения, повсед­невное обнаруживает свою значительность. Так, в стихотворении "Снег идет" в идущем за окном снеге поэту видится движение времени. А в стихотворении "Свадьба" обычная бытовая зарисовка ("Пересекши край двора, / Гости на гулянку / В дом невесты до утра / Перешли с тальянкой...") завершается глубоким философским выводом, в котором выражена идея памяти как залога бессмертия :

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье .

Таким образом, простота стиля "позднего" Пастернака сочетается с глубиной философского содержания его про­изведений . Об этом свидетельствуют многие стихи из его поэтических сборников и циклов: "На ранних поездах" (1936 - 1944), "Стихотворения Юрия Живаго" (1946 - 1953), "Когда разгуляется" (1956 - 1959) .

Позднее творчество Б. Пастернака тесно связано с ранним . В его лирике 40-50-х годов те же поэтические темы, что и в поэзии 10-20-х: природа, любовь, искусство и призвание художника: в ней же понимание родственной связи человека с окружающим его миром природы, тот же восторг бытия . И все же неко­торые свойственные Пастернаку особенности мировосприятия в его позднем творчестве проступают более отчетливо. Окружающий мир осознается поэтом, прежде всего, как мир Божий . Этим объясняется наличие религиозных мотивов, сюжетов и образов во многих его стихах: "Гамлет", "Август", "Рождественская звезда", "Рассвет", "Гефсиманский сад ", "В больнице" и др. С этим связано и то благоговение перед чудом жизни, ощущение сокровенной ценности всего живого , которое столь ярко в его поздней лирике. Характерным примером тому может служить стихотворение "Когда разгу­ляется" (1956) . В нем пейзажная зарисовка становится выражением философии жизни, размышлением о счастье существования , о чуде божественного присутствия в мире . "Простор земли" сравнивается поэтом с "внутренностью собора", а "зелень листьев" - с "живописью в цветном стекле", с "церковной росписью оконниц". Человек - часть прекрасного, овеянного тайной божьего мира, и сознание этого дает ему ощущение счастья:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

В этом стихотворении проявилось присущее поэтическому стилю Пастернака сочетание лирической проникновенности и живописной конкретности, пластичности . Поэт будто живописует словом картину, с первых же строк намечая ее композицию ("Большое озеро как блюдо, / За ним - скоп - ленье облаков...").

Религиозные мотивы пронизывают и многие произведения цикла "Стихотворения Юрия Живаго ". Так, в "Рассвете" (1947) выражена идея значимости заветов Христа в жизни поэта . Она заключена уже в самом названии стихотворения. Вера в Бога позволяет человеку преодолеть мрак жизни и возродиться духовно ("Всю ночь читал я твой завет / И как от обморока ожил").

Творческая и гражданская позиции поэта определены в стихотворении "Гамлет" (1946) , открывающем цикл "Сти­хотворения Юрия Живаго" . Оно было написано вскоре после того, как Б. Пастернак перевел одноименную драму Шекспира. Трактовка образа Гамлета приобретает у него автобиографический смысл . Лирический герой стихотворения чувствует себя актером на сцене жизни среди всеобщего "сумрака ночи". В "Гамлете" выражена осознанная Пастер­наком неизбежность его нравственного противостояния власти лжи и мрака.

Таким образом, в зрелом творчестве Пастернака:

  • появляется пластическая поэтика – изображение бытовой конкретики.
  • усиливается биографическое начало
  • происходит изменение субъектно-объектной организации: от лирического героя как очевидца истории к её участнику.

Основные темы:

  • Тема «оттепели» (после 20 съезда). Появляется надежда на изменение соц. климата, а с др. стороны – раскрепощение человека как творческой личности.
  • Трагическая тема и сопричастность бытию; спасительность природной гармонии. «В больнице », «Нобелевская премия ».
  • Новое изображение природы: лир. герой постоянно ощущает радости первооткрытия. «По грибы » - духовное родство с природой. «Тишина » - выход во вневременное и ощущение бессмертия.
  • Проблема смысла человеческого бытия и его предназначения. По Пастернаку, смысл человеческой жизни очень прост. Человек – это кольцо в цепи поколений => жизнь человека – это соединение прошлого с будущим. В связи с этим важна тема памяти . Во многих стихах присутствует идея вхождения в будущее . Таким образом, смысл жизни в том, чтобы всё пережить и всё пройти. Метафорами жизни становятся: дорога, поездка, время («Снег идёт»). «Единственные дни» - этот оксюморон и есть представление Пастернака о жизни.
  • Тема творчества . Наблюдается эволюция темы творчества в зрелых книгах Пастернака . Природа художественного творчества: творчество – это напряжённое взаимодействие, это напряжённый контакт поэта с реальностью. Метафора контакта: вольтова дуга, искра, заряд.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11

Краткая хронологическая таблица Пастернака – это лучший способ быстро ознакомиться биографией великого поэта. Эта памятка будет особенно полезна школьникам и выпускникам, которым необходимо знать основные факты из жизни и творчества автора. В таблице сконцентрированы именно те события, которые оказали наибольшее влияние на дальнейшую судьбу Бориса Леонидовича.

Биография Пастернака по датам включает в себя данные о рождении поэта, его юности, личной жизни и творческой деятельности, последних годах жизни популярного автора. Просматривая её, вы узнаете о самых трудных этапах судьбы деятеля. Тут представлены его взлеты и падения, его успехи и неудачи. Без внимания не осталось и одно из основных произведений Бориса Леонидовича “Доктор Живаго”. Хронологическую таблицу жизни Пастернака вы легко сможете найти на нашем сайте.

1890 год, 29 января (10 февраля) – Родился в Москве Б. Пастернак. Отец - художник Леонид Осипович Пастернак, мать - пианистка Розалия Исидоровна, в девичестве Кауфман.

1908, август – Поступает на юридический факультет Московского университета. Параллельно еще в гимназии проходит композиторский курс по программе консерватории, готовится сдавать экзамены экстерном.

1909, май – Переводится на философское отделение историко-филологического факультета университета.

1910, февраль – Первые сохранившиеся стихотворения поэта, который долгое время старательно скрывал свое литературное дарование.

1911, 10 января – Доклад “Символизм и бессмертие” в младо-символистском кружке при издательстве “Мусагет”.

1912, май-август – Поездка в Германию;
учеба во время летнего семестра у профессора Г. Когена на философском факультете
Марбургского университета;
двухнедельное пребывание в Италии.

1913, апрель – Первая публикация стихов Б. Л. Пастернака в коллективном сборнике “Лирика”;
заканчивает университет со званием кандидата философии Московского университета.

1914 – Выходит первый сборник футуристической группы “Центрифуга” - “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака;
происходит первая встреча с В. Маяковским.

1916 – Выход книги стихов “Поверх барьеров”.

1917 – Революция в России;
Б. Пастернак работает над книгой “Сестра - моя жизнь”.

1917-1918 – Работа над повестью “Детство Люверс”.

1921 – Отъезд родителей в Берлин.

1922 – Женитьба на художнице Евгении Владимировне Лурье;
завязывается переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, в то время живущей во Франции.

1922-1923 – Пребывание в Германии, участие в литературной жизни Берлина.

1924 – В журнале “ЛЕФ” печатается поэма “Высокая болезнь”, в которой Б. Пастернак пытается выразить свое понимание Октябрьской революции.

1925-1930 – Работа над романом в стихах “Спекторский”, где Пастернак, ощущая тягу к эпической форме, впервые предпринимает попытку соединения в одном произведении прозы (“Повесть) и поэзии (“Спекторский”).

1925-1926 – Пишет поэму “Девятьсот пятый год” – эпос, “ внушенный временем ”.

1926-1927 – Пишет поэму “Лейтенант Шмидт”;
порывает с группой ЛЕФ, назвав работу на злобу дня лефовцев “ремесленным полуискусством”.

1931 – Выходит автобиографическая повесть “Охранная грамота”, посвященная памяти Р.М. Рильке;
женитьба на Зинаиде Николаевне Нейгауз;
поездка в Грузию, начало крепкой дружбы с грузинскими поэтами Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых много переводит.

1932 – Новая любовь – новый творческий взлет: выходит книга стихов “Второе рождение”.

1936 – Усиливаются нападки на поэта со стороны верноподданнической прессы. Пастернак, стараясь быть дальше от официальной литературной жизни, уезжает на дачу в Переделкино, где работает над переводами.

1937 – Самоубийство Паоло Яшвили;
арест и расстрел по приговору “тройки” НКВД Тициана Табидзе.

1940 – Выход сборника “Избранные переводы” из западноевропейской поэзии;
первые стихи из цикла “Переделкино”.

1941 – Переводит и публикует “Гамлета”;
начинает работу над переводом “Ромео и Джульетта”.

1943 – В составе писательской бригады Б. Пастернак отправляется на Брянский фронт.

1945 – Выходит последняя прижизненная поэтическая книга Б. Л. Пастернака “Избранные стихи и поэмы”.

1945-1955 – Работа над романом “Доктор Живаго”.

1946, осень – Первое выдвижение Б. Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине же в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи.

1953 – Выход отдельной книгой перевода “Фауста” Гете.

1954 – Выдвижение на Нобелевскую премию. Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило, предложив Шолохова.

1956 – Передает рукопись романа “Доктор Живаго” в редакции журналов “Новый мир” и “Знамя”, почти одновременно с этим рукопись попадает в руки миланского издателя-коммуниста Дж. Фельтринелли;
пишет автобиографический очерк “Люди и положения”, начат последний цикл стихотворений “Когда разгуляется”.

1957 – Рассыпан набор книги избранных стихотворений, готовившейся в Гослитиздате;
Пастернака вызывают в ЦК КПСС с требованием остановить издание романа в Италии, однако в ноябре роман на итальянском языке увидел свет, затем он был переведен на многие другие языки мира.

1958, 23 октября – Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман “Доктор Живаго”;
в “Литературной газете” печатается письмо редколлегии “Нового мира” в сопровождении редакционной статьи под заголовком “Провокационная вылазка международной реакции”;
Б. Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие всей этой травли вынужден отказаться от премии.

1959 – В английской газете публикуется стихотворение “Нобелевская премия”, после чего Б.Л.Пастернака вызывают к генеральному прокурору Р. А. Руденко, предъявляют обвинение в измене Родине и запрещают встречи с иностранцами.

Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.

Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе "Центрифуга". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает два требования, которые, по его мнению, применимы к настоящему поэту. Обоим требованиям отвечала поэзия Маяковского. Во-первых, поэт должен обладать ясностью творчества; во-вторых, нести ответственность перед временем, вечностью, которая является истинным судьей настоящего поэта. Творчество поэта, по мнению Пастернака, измеряется и оценивается категориями вечности, только произведения настоящего мастера могут быть бессмертны. Такое понимание творчества будет характерно для Пастернака на протяжении всего его литературного и жизненного пути.

Через некоторое время Пастернак решает, что не хочет следовать никакому литературному течению, заявляя о себе как об оригинальном поэте. Ему были тесны рамки эстетических правил того или иного направления, и он стал выходить в своих стихотворениях за их пределы. Анализируя творчество этого периода, можно говорить о том, что Пастернак стал акцентировать свой талант на простоте и ясности изложения, понятности образов, близости читателю.

С выходом в свет нового сборника стихотворений "Сестра моя – жизнь" по-иному зазвучала и тема поэта и поэзии у Пастернака. В цикле "Занятие философией" читатель видит попытки поэта дать философское определение творчеству. Таковы, например, стихотворения "Определение поэзии", "Определение души", "Определение творчества". Но опять же Пастернак возвращается к рассмотрению связи творчества с вечностью – со вселенной.

Время шло, и миропонимание поэта менялось. К моменту издания романа "Доктор Живаго" размышления Пастернака о роли и предназначении творчества достигли своего апогея. Главный герой романа Юрий Живаго почти идентично воспроизводит взгляды самого автора. Несомненно, Живаго – натура творческая; в одном из писем Пастернак даже писал: "Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским". Обнаруженные после смерти Живаго стихи, которые он написал когда-то давно, доказывают авторскую идею бессмертия поэта.

Для понимания того, как раскрывалась эта тема в позднем творчестве, стоит проанализировать стихотворения из последнего сборника Пастернака "Когда разгуляется".

"Быть знаменитым некрасиво" содержит в себе четкое определение, каким должен быть истинный поэт. По Пастернаку, ему просто нельзя быть известным, "над рукописями трястись", он не должен знать успеха. "Цель творчества – самоотдача", и это главная цель поэзии для него. Здесь он опять формулирует два требования поэта, но уже несколько по-другому: необходима ясность и простота, а также творчество поэта должно быть самобытно, индивидуально. Добавляет он то, что поэт должен быть близок реальным жизненным проблемам.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

В стихотворении "Ночь" героем является летчик, отождествленный здесь с поэтом. Летчик пролетает над миром, созерцая и являясь одновременно частью этого мира, неразрывно с ним связанной:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Постоянные повторы создают эффект постоянного движения; Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем.

Помимо всего сказанного выше, Пастернак также является очень христианским поэтом, и, соответственно, творчество для него – это божий дар; он принимает жизнь такой, какая она есть, и при этом пропагандирует абсолютную свободу творчества. И извечный конфликт поэта и толпы Пастернак решал путем их сближения – это-то и есть суть творчества, в поэзии должны отражаться как серьезные конфликты, так и мелочи жизни.

Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу “привлечь к себе любовь пространства”, - то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством.

Есть что-то общее между творчеством его отца – замечательного русского живописца Леонида Пастернака и его собственным. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение: он рисовал повсюду – в концертах, в гостях, дома, на улице, - делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время. Его знаменитые портреты живы до необычайности. И ведь, в сущности, его старший сын Борис Леонидович Пастернак, делал то же самое в поэзии – он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери: её полная самоотдача, способность жить только искусством.

В самом начале поэтического пути, в 1912 году, Пастернак нашёл для выражения своей поэзии очень ёмкие слова:

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало – серый

Завесил лунную межу.

Где труд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

(“Как бронзовой золой жаровень”).

Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошёл в группу поэтов, которую возглавлял Юлиан Анисимов. Группа эта называлась “Лирика”. И первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник “Лирика”, изданный в 1913 году. Стихи эти не включались автором ни в одну из его книг и не перепечатывались при его жизни.

Мне снилась осень в полусвете стёкол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И паволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стёкла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лёд, трещал и таял кресел шёлк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен.

Рассвет, и ветер, удаляясь нёс,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

(“Сон “)

В 1914 году выходит его уже самостоятельный сборник, названный им “ Близнец в тучах “. Сборник не привлёк к себе особого внимания. Лишь Валерий Брюсов одобрительно о нём отозвался. Сам Пастернак говорил: “Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности. Мне не требовалось громыхать их с эстрады… Я не добивался отчетливой ритмики, плясовой и песенной, от действия которой почти без участия слов сами собой начинают двигаться ноги и руки. Моя постоянная забота обращена была на содержание. Моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало “новую мысль или новую картину “.

Стихи, написанные в те годы, частично были включены затем Пастернаком в цикл “Начальная пора” – цикл, которым обычно стали открываться его сборники стихотворений.

Я рос. Меня, как Ганимера,

Несли ненастья, сны несли.

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

Я рос. И повечерий тканых

Меня фата обволокла.

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печального стекла…

(“Я рос. Меня, как Ганимера…)

В 1917 году ещё до Октябрьской революции, вышла с цензурными изъятиями вторая книга стихов “Поверх барьеров “. Эти книги составили первый период творчества Пастернака, период поиска своего поэтического лица.

Ранний Пастернак стремился к “материальной выразительности “ в рамках “объективного тематизма”, и это прежде всего осуществлялось в структуре образа. Поэтический образ соответствует действительности, но соответствие это – особого свойства. Образ строится на ассоциативном сближении предметов, явлений, состояний. Он конкретен в локальных пределах темы и одновременно передаёт внутреннюю целостность, нерасчленимость жизни. Завершается ранний период стихотворением ”Марбург”.

…одних это всё ослепляло. Другим–

Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.

Копались цыплята в кустах георгин,

Сверчки и стрекозы, как чашки, тикали.

Плыла черепица, и полдень смотрел,

Не смаргивая, на ковш. А в Марбурге

Кто, громко свища, мастерил самострел,

Кто молча готовился к Троицкой ярмарке…

Можно сказать, не принижая ряда других, может быть, даже более совершенных по тому времени стихотворений, что именно в “ Марбурге” Пастернак увидел жизнь” по – новому и как бы впервые”, то есть достиг зрелой оригинальности поэтической мысли.

В 1922 году вышел сборник стихов “Сестра моя – жизнь”. А написан он главным образом в 1917–м, в начале, революционной поры. “Лето 1917 года” – таков его подзаголовок. Эта книга принесла Пастернаку широкую известность и выдвинула его в число знаменитых русских поэтов послереволюционной поры. Самим Пастернаком воспринимались как утверждение своей собственной творческой поэзии. Он так писал об этом сборнике своих стихотворений: ”…мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали”.

Летом 1917 года Пастернак, “ по личному поводу, ездил и воочию наблюдал бурлящую Россию. Позже, в 1956 году, в рукописи под названием “Сестра моя – жизнь”, предназначавшейся для очерка ”Люди и положения “ , он вспоминал:” Прошло сорок лет. Из такой дали и давности уже не доносятся голоса из толп, днём и ночью совещавшихся на летних площадках под открытым небом, как на дневном вече. Но я и на таком расстоянии продолжаю видеть эти собрания, как беззвучные зрелища или как замёршие живые картины.

Множества встрепенувшихся и насторожившихся душ останавливали друг друга, стекались, толпились, думали вслух. Люди из народа отводили душу и беседовали о самом важном, о том, как и для чего жить и какими способами устроить единственное мыслимое и достойное существование.

Заразительная всеобщность их подъёма стирала границу между человеком и природой. В это знаменитое лето 1917 года, в промежутке между двумя революционными сроками, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревья и звёзды. Воздух из конца в конец был охвачен горячим тысячеверстным вдохновением и казался личностью с именем, казался ясновидящим и одушевлённым “.

Поэзия была для него внутренней, душевной потребностью. Но нужны были деньги. Зарабатывать переводами он стал уже в 1918 – 1921 годах. В этот период им было переведено пять стихотворных драм Клейста и Бена Джонсона, интеркомедии Ганса Сакса, лирика Гёте, Ш. ван Лербарга и немецких прессионистов.

Уже в 20–е годы Пастернак ощущает тяготение к эпическим формам – точнее, к эпическим формам с лирическим, очень субъективным содержанием. История и собственная жизнь в прошлом становится для него главными темами его больших произведений.

В 1925 году Пастернак стал писать стихотворных роман – поэму ”Спекторский”, в значительной мере автобиографический. Создаётся стихотворный цикл ”Высокая болезнь”, поэмы “Девятьсот пятых год” и ”Лейтенант Шмидт”. В 1937 роковом году издательство “Советский писатель” выпустило революционные поэмы Пастернака ”Лейтенант Шмидт” и “1905“. Обращает на себя внимание оформление книжки: форменная, красная звезда на серой, словно шинель сотрудника НКВД на обложке. Очевидно, эта книжка должна была служить “ охранной грамотой поэта, чем – то вроде документа, удостоверяющего его ”революционную сознательность”, гражданскую лояльность“. В 1928 году возникает замысел его прозаической книги ”Охранная грамота”, законченная им только два года спустя. По определению самого Пастернака – это автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чём они коренятся”.

В 1931 году пастернак отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл ”Волны”, в которых нашли отражения его впечатления от Кавказа и Грузии.

Здесь будет всё: пережитое

И то, чем я ещё живу,

Мои стремленья и устои,

И виденное наяву.

Передо мною волны моря.

Их много. Им немыслим счёт

Их тьма. Они шумят в миноре.

Прибой, как вафли, их печёт.

(“Волны”).

Перерождение Пастернака связано с впечатлениями от поездки на Урал летом 1932 года. Много позднее Пастернак вспоминал: ”В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей – стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно… не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать”.

Когда поэт вновь обрёл дар творческой речи, его стиль изменился неузнаваемо. Изменилось мировидение, ощущение жизни. Преобразился он сам.

Новая книга называлась ”На ранних поездах”– по стихотворению, написанному в январе 1941 года. Вот как и вот о чём писал теперь Пастернак:

В горячей духоте вагона

Я отдавался целиком

Порыву слабости врождённой

И всасанному с молоком

Сквозь прошлого перепитии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя,

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся слесаря.

Поразительные стихи! Начисто свободные от всего ”хаотического и нагромождённого”, что шло от эстетики модернизма. И не только неслыханной простотой отмечены эти строки. Они проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Куда девалась отстранённость ранних поэм!

Но не просто горячим чувством к ”слесарям” вдохновлены стихи. Поэту, ещё совсем недавно заворожено вглядывавшемуся в ”траву под ногами” в поисках поэзии, открыли ”России неповторимые черты”. И он увидел то, что под силу прозреть лишь ”вещим зеницам”. Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений. Очищены от повседневной шелухи. Вписаны в историю.

Рубежом сороковых годов разделяет два периода творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутствием открывшегося поэту ”огромного образа России”.

В 1943 году Пастернак совершил в бригаде писателей поездку на фронт, в армию, освободившую Орёл. Результатом поездки явились очерки ”Освобождённый город” и “Поездка в армию”, а так же стихи, рисующие эпизоды битвы, – “Смерть сапёра”, ”Преследование”, ”Разведчики”.

В неистовстве как бы молитвенном

От трупа бедного ребёнка

Летели мы по рвам и рытвинам

За душегубами вдогонку.

Тянулись тучи с промежутками,

И сами, грозные, как туча,

Мы с чёртовой и прибаутками

Давили гнёзда их гадючьи.

(“Преследование”).

Поэзия Пастернака периода войны – незавершённая, несущая вопросы и не выявленные до конца возможности.

Большое внимание Пастернак уделял любовной лирике. По словам Евтушенко послу Пушкина, пожалуй, никто так не чувствовал женщину, как Пастернак:

И так как с малых детских лет

Я ранен женской долей.

И след поэта только след

Её путей – не боле…

И оттого двоиться вся эта ночь в снегу,

И провести границы меж нас я не могу…

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я – поле твоего сраженья.

Коль есть такие прекрасные стихи, есть и женщины, которым эти стихи посвящены. И они были.

Любовь иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца выпрясть

И жить, не засоряясь впредь. Всё это – не большая хитрость.

(“Любить иных – тяжёлый крест”).

Так писал Борис Пастернак о своей жене – Зинаиде Николаевне. С большой любовью, нежностью, восхищением.

Свои лирические стихи Пастернак писал и о своём большом друге О. В. Ивинской. Она была очень дорога и близка ему. Он боялся её потерять.

… Ты также сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья,

Когда ты падаешь в объятье

В халате с шёлковою кистью.

Ты – благо гибельного шага,

Когда житьё тошней недуга,

А корень красоты – отвага,

И это тянет нас друг к другу.

(“Осень”).

Шёл 1946 год. Знаменитый роман “Доктор Живаго”, который расценивался его автором почти как итоговый, начинался за долго до того, как он обрёл свою романную форму. Форму опережали идеи.

Кончилась война и появились новые надежды. Пастернаку захотелось сделать что – то большое, значительное – тогда и возникла мысль о романе. Он начал его очерк о старом поместье. Там явно представилась большая усадьба, которую разные поколения перепланировали по своим вкусам, а земля хранит еле видимые следы цветников, дорожек.
“Доктор Живаго” вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака – автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. И тем не менее Пастернак как бы пишет за другого о самом себе. Это духовная автобиография Пастернака, сбивающая неопытного читателя с толку своим тяготением к лирической поэзии.

Главный герой – Юрий Живаго врач, мыслящий, с поисками, творчеством, умирает в 1929 году. После него остаются записки и среди других бумаг, написанные в молодые годы, отдельные стихи…, которые во всей совокупности составляют последнюю, заключительную главу романа.

Прощай, рамах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Этими строками заканчивается стихотворение “Август”, написанное Пастернаком в 1953 году и вошедшее в текст “Доктора Живаго”. Строки – прощание с романом, работа над которым завершена. Она продолжалась долго, семь лет.

В действительности ”Доктор Живаго” – выдающееся произведение, ни ”правое”, ни “левое”, а просто роман из революционной эпохи, написанный поэтом – прямодушным, чистым и правдивым, полным христианского гуманизма, с возвышенным представлением о человеке – не таким лубочным, конечно, как у Горького: ”Человек – это звучит гордо.” – безвкусицы в Пастернаке нет, как нет позы и дешёвой ходульности. Роман, очень верно изображающий эпоху революции, но не пропагандный. И никогда настоящее искусство не было пропагандной листовкой.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх