Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева. В помощь школьнику

Ноя 22 2012

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их . Природа самодостаточна, существование ее безмятежно и спокойно. Это можно проследить в стихотворениях «Летний вечер», «Утро в горах», «Снежные горы» и др. В этих лирических произведениях подчеркивает тишину, гармонию, которую передают ключевые слова «нега», «шепот», «трепет». Он безошибочно находит яркие сравнения и эпитеты, передавая плавные переходы от дня к вечеру, от лета к осени и др.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, все в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Характерны начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…” (1857), “Как весел грохот летних бурь…” (1851), “Люблю грозу в начале мая…”. Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (”Есть в осени первоначальной…”), или же осенний вечер - предвестие зимы (”Осенний вечер”) (1830). Он воспевает грозу не в разгар лета, а “весенний первый гром” “в начале мая”. Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне (”Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…”) (1836). Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Живую красоту природы он “принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину”.

Природа как основной сюжет в стихотворениях Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояния. Это и есть бытие природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч, движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе», мы чувствуем его прикосновение.

Природа всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная прелесть. При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты, которая поражает читателя своим совершенством. И главное - этот мир живой. Природа для Тютчева - храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естественный и одухотворенный. У Тютчева нет «мертвой природы» - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, существует человек:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих - лишь грезою природы.

Самые короткие стихотворения Тютчева почти всегда самые удачные. Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно. Сравнения человеческого мира с родственным ему миром природы никогда не бывают натянуты и холодны у Тютчева, не отзываются наставническим тоном, не стараются служить пояснением какой-нибудь обыкновенной мысли, явившейся в голове автора и принятой им за собственное открытие. Кроме всего этого, в Тютчеве заметен тонкий вкус - плод многостороннего образования, чтения и богатой жизненной опытности.

Но где Тютчев является совершенным мастером, мало имеющим себе подобных, это в изображении картин природы. Нет, конечно, сюжета более избитого стихотворцами всего мира. К счастью, сам сюжет, то есть сама природа, от этого нисколько не опошливается, и ее действие на дух человеческий не менее неотразимо. Сколько бы тысяч писателей ни пыталось передать нам ее язык, - всегда и вечно он будет звучать свежо и ново, как только душа поэта станет в прямое общение с душой природы. Оттого и картины Тютчева исполнены такой же бессмертной красоты, как бессмертна самой природы.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора:

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп ходил и падал колос,

Теперь уж пусто все: простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь,

И льется чистая и тихая лазурь

На отдыхающее поле.

Здесь нельзя уже ничего прибавить; всякая новая черта была бы излишня. Достаточно одного этого «тонкого волоса паутины», чтоб одним этим признаком воскресить в памяти читателя былое ощущение подобных осенних дней во всей его полноте.

Или вот это , - другая сторона осени:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И как предчувствие осенних бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье, и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем.

Возвышенной стыдливостью страданья…

Не говоря уже о прекрасном грациозном образе «стыдливого страданья», - образе, в который претворилось у Тютчева ощущение осеннего вечера, самый этот вечер воспроизведен такими точными, хоть и немногими чертами, что будто сам ощущаешь и переживаешь всю его жуткую прелесть.

Этот мотив повторен Тютчевым и в другой , но осени умильнее, нежнее и сочувственнее:

Обвеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит;

Из летних листьев разве сотый,

Блестя осенней позолотой,

Еще на ветке шелестит.

Такая же истина и в этой картине осени:

Так иногда осеннею порой,

Когда поля уж пусты, рощи голы,

Бледнее небо, пасмурнее долы, -

Вдруг ветр подует, теплый и сырой,

Опавший лист погонит пред собою,

И душу вам обдаст как бы весною…

Именно теплый и сырой ветер. Это именно то, что нужно. Кажется, какие незатейливые слова, но в этом-то и достоинство, в этом-то и прелесть: они просты, как сама правда.

Вот еще несколько примеров изображения природы у Тютчева:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

Сочинение

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ее

Коснулись ключевые воды.

Можно провести интересное сравнение двух стихов. Надо отметить, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она вроде вот-вот упадет на землю. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться от земли. Звезды «поднимают» небесный свод. Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии.

В свежих и волнующих притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это маленькая часть большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находится во взаимосвязи со всем миром и, в то же время несет в себе самостоятельную идею. Особое место в лирике Тютчева занимает тема природы. Писарев отметил: «В сознание читателя Тютчев вошел, прежде всего, как певец природы…». Природа Тютчева поэтическая и одухотворенная. Она живая, может чувствовать, радоваться и грустить: Сияет солнце, воды блещут,

Во всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Вдохновение природы, наделение ее человеческими чувствами, духовностью, порождает восприятие природы как огромного человеческого существа. Особенно ярко это проявляется в стихотворении «Летний вечер». Закат у поэта ассоциируется с «раскаленной пулей», «светлые звезды» у Тютчева поднимают небесный свод.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ее

Коснулись ключевые воды.

Близко по тематике стихотворение «Осенний вечер». В нем чувствуется та же одухотворенность природы, восприятие ее в виде живого организма:

Есть у светлости осенних вечеров

Трогательная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота деревьев,

Багровых листьев томный, легкий шелест…».

Картина осеннего вечера полна живого, трепетного дыхания. Вечерняя природа не только какими-то отдельными признаками похожа на живое существо. Она вся живая и очеловеченная. Вот почему и шелест листьев легкий и томный, светлость вечера полна невыясненной притягательной прелести, и земля не только грустная, но и по-человечески сиротеют. Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием, природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату,«Ухватился за одеяло», «поднялся на ложе», но и чувствуем его прикосновение. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Так, природа живая, возвышенная, но далеко не все предметно-живое трогает поэта. Ему далеки прозаические лицо поэзии, ее обыденность и предметная простота. Природа у Тютчева универсальная, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах» начало читается просто как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росистой вьется

Только высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Поэзия Тютчева всегда стремится вверх, как бы для того, чтобы познать вечность, приобщиться к красоте неземного откровения:

А там, в торжественном покое,

Уличенная с утра,

Сияет Белая гора,

Как откровенье неземное.Может быть, поэтому символом чистоты и истины у Тютчева является небо. В стихотворении «Окончен пир, умолкли хоры…» сначала подается обобщенный образ мира: «Окончен пир, мы поздно встали – Звезды на небе сеяли, Ночь достигла половины…». Вторая часть как бы приоткрывает завесу. Тема неба, которая только чуть-чуть намечена вначале, теперь звучит сильно и уверенно. Одна из основных тем лирики природы Тютчева – тема ночи. Многие тютчевских стихов посвящены природе не просто в разное время года, но и в разное время суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна: Ночь для Тютчева прежде всего праздник: «Святая ночь на небосклон взошла…». В ней столько тайн и загадок.

Мастерство Тютчева впечатляет. Он умеет найти в самых обычных природных явлениях то, что служит точным, зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком: «Лил теплый, летний дождь – его струи По листьям весело звучали…». Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и печальной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте. «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эти слова Тургенева как нельзя лучше изображают великолепие поэзии Тютчева.

Пожалуй, трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным. Ведь все творчество Тютчева - это обязательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое - русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к родине, к женщине, к жизни, наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютчева, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчевских стихов. Их тематика многообразна, и, тем не менее, почти все, так или иначе, связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это главный предмет изображения.

Стихи Тютчева – это, прежде всего самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства волновавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения.

Природа одна из основных составляющих лирики Ф. И Тютчева. Для этого великого поэта второй половины девятнадцатого века пейзаж является не только фоном повествования, а, скорее, участником переживаний, надежд, страданий лирического героя.

Поэт и природа связаны между собой какими-то глубокими, внутренними узами. Тютчев не хочет согласиться с господствовавшей в то время на Западе новейшей философией, которая, бесконечно абстрагируя, разрывала человека и природу, объект и субъект. Поэт стремился к цельности, к единству между миром природным, с одной стороны, и «я» - с другой стороны. «Всё во мне, - и я во всём», - восклицает Тютчев.

Природа в свете философии в XIX веке предстала вдруг каким-то скоплением абстракций, миром бездушным, и это рационалистическое понимание мира было Тютчеву враждебно.

Плоский позитивизм, превращавший весь огромный одухотворённый мир в пустоту, и немецкий идеализм, превращавший природу в умственную отвлечённость, нашли в нём своего противника.

Безусловно, мотивы одиночества и безысходности, характеризующие большинство поэтических творений автора, не могли, не отразится на пейзажной лирике. Состояние природы во многом соответствует настроению поэта

Стихи Тютчева о природе - почти всегда страстное признание в любви.

Его заветное желание - « в бездействии глубоком», весь день « пить весенний теплый воздух» да «следить на высоком небе облака». Он утверждает, что перед « цветущим блаженством мая» ничто самые утехи рая. Он восклицает о море – « как хорошо ты, о море ночное!», о грозе - « люблю грозу в начале мая!».

Поэт прямо исповедует свою любовь к природе в восторженных стихах.

Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу – возрождающуюся и увядающую. После него трудно писать о весенней грозе или перекладывать в стихи ликующий шум весенних вод Здесь опять – таки картина настоящего сочетается с легким намеком на будущее. Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Ее « умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю интонацию стихотворения, и лишь отдельными тревожными нотами врываются в нее слова о «зловещем блеске» деревьев и строки о «порывистом, холодном ветре», предвещающем поздние дни осени.

И не только блаженство видит Тютчев в явлениях природы, но и нечто высшее, чем человеческая жизнь, нечто божественное, счастье.

В каждом проявлении природы Тютчев видит особую красоту. Наделяя иву человеческими качествами, поэт стремиться показать, что способность жить и чувствовать, присуща не только людям, но и растениям.

Одна из основных тем лирики природы Тютчева - тема ночи. Многие тютчевские стихи посвящены природе не просто в разные времена года, но и в разные времена суток, в частности ночью. Здесь природа несет в себе философский смысл. Она помогает проникнуть в «тайное тайных» человека. Тютчевская ночь не просто красива, ее красота величественна.

Мастерство Тютчева поражает. Он умеет найти в самых обыкновенных природных явлениях то, что служит точнейшим зеркальным отображением красоты, и описать это простым языком:

Лил теплый, летний дождь - его струи.

По листьям весело звучали.

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрывается поэтом во всей красе и величии - это характерная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допустим, нам встречается солнце, глядящее «исподлобья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно такими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь описывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе - не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает со «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы людские. » дождевые капли - это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи человека с окружающим его миром.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветер ночной?» - вопрошает поэт.

Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности.

Как можно понять это стихотворение? Тютчев имел такое тонкое восприятие мира, что слово с трудом поспевало за всеми идеями, образами и было бледным отражением сознания поэта.

Поэту удавалось улавливать, как сказал Некрасов, «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он "принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину". Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством того, что это не просто описание природы, а драматические эпизоды какого-то сплошного действия ("Весенние воды" (1830), "Зима недаром злится" (1836), "Как весел грохот летних бурь. ", "Чародейкою зимою. " (1852).

Тютчевская поэзия бывает возвышенной и земной, радостной и грустной, живой и космически холодной, но всегда неповторимой, такой, которую нельзя забыть, если хоть раз прикоснешься к ее красоте.

«О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым, доказывая, что он не чувствует поэзии».

Эти слова Тургенева как нельзя лучше показывают великолепие поэзии Тютчева.

Лев Озеров в книге « Поэзия Тютчева» сказал, что поэзия Тютчева « дает возможность дышать воздухом горных вершин – прозрачным, чистым, смывающим и омолаживающим душу».

Произведения Ф. И. Тютчева, написанные в жанре пейзажной лирики, стали классикой отечественной литературы. Поэт видел в произведениях природы такие черты, которые не всегда заметны читателю.

Я думаю, что именно это заставляет нас еще и еще раз обращаться к стихотворным творениям данного автора.

1. Тютчев - романтик и философ.

2. Лирика поэта.

3. Аксаков о Тютчеве.

«Последний романтик в русской поэзии XIX века» - так назвали Федора Ивановича Тютчева исследователи русской литературы. Действительно, творческий путь поэта представляет собой явление уникальное.

Всю свою молодость, вплоть до начала 40-х годов XIX века, он провел на дипломатической службе в Германии. Намного пережив своих великих современников, он как поэт раскрылся во всей мощи своего таланта именно на родине, в России. Тютчев как бы вошел в новую литературную эпоху с уже сложившимися эстетическими позициями и принципами, оставшись в целом романтиком.

Основными темами в лирике Тютчева являются природа, любовь, чувства человека, окружающий его мир. Все стихотворения овеяны философскими размышлениями о вечном. Современный исследователь пишет об этом так: «...разглядеть и понять все богатство, всю глубину тютчевского творчества очень нелегко. Ибо поэт вложил, вместил свою творческую волю в предельно сжатые лирические образы. То, что у его великих соратников развертывалось в монументальные эпические и драматические полтона, Тютчев заключал в тесные границы лаконичных стихотворений, где каждая строка как бы несет в себе не меньшую смысловую нагрузку, чем глава романа или сцена драмы. И в самой этой предельной сжатости, сконцентрированности выразилась неповторимая самобытная природа тютчевского гения».

Да, Тютчева с полным правом можно назвать гениальным лириком. Наряду с Баратынским он своеобразно развивал философскую линию в русской поэзии. Человек и Природа в лирике Ф. И. Тютчева представляют единое целое, они не отделимы друг от друга. Замечательно в его творчестве и то, что сама лирика всегда связана с образом, который показан ярко, смело, выпукло, он никогда не теряется за красивыми, но ничего не значащими словами. В его стихотворениях много изящества, пластики, в них есть, по выражению Н. Добролюбова, и «знойная страстность», и «суровая энергия». И хотя в лирике этого поэта часто можно встретить скептические нотки, нотки печали, грусти, даже бесполезности, бессмысленности всего существования человеческого, в большинстве произведений, созданных им, мы находим Любовь. Любовь к жизни, к молодости, ко всему окружающему миру, к солнечному свету, ветру, и конечно, к природе. Ведь именно Природа в лирике Ф. И. Тютчева , в которой выражены и сконцентрированы все человеческие чувства, являлась излюбленной темой великого писателя.

Но чтобы действительно понять поэта, нам необходимо обратиться к его творчеству:

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

До чего же красивы эти строки! Мгновенно встают перед глазами картины темной, холодной еще земли, но уже освободившейся от тяжелого плена снега, ветер теплеет, и вся природа, весь мир прорывается сквозь дремоту, стряхивает с себя оцепенение...

Душа, душа, спала и ты...
Но то же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты!..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

Автор сравнивает человеческую душу с самой природой - такой же красивой и многогранной. С приходом весны она, как и весь мир, как вся природа, начинает оживать, просыпаться. Не только вода, небо и снег блестят - блестят человеческие глаза! Весна - это то же самое, что и любовь. Именно весной мы больше всего жаждем тепла и не только от яркого солнца. Ах, как же сладко замирает сердце, когда в каждом порыве ветра чувствуется пробуждение и обновление. И сама душа стремится ко всему новому и светлому, поет новые песни, поет любовь! И, пожалуй, именно в этом и заключается истинный талант: соединить душу Мира и человека так, что они уже и не мыслятся отдельно друг от друга.

Хотелось бы привести еще одно стихотворение Федора Ивановича:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Тютчев рисует картину обычных русских деревень с серыми, покосившимися домишками, с невзрачной природой, с унылыми полями, землей, на которых трудится усталый крестьянин:

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Не понять иностранцам, привыкшим к иному складу жизни, что же хорошего можно увидеть в этих утомительных пейзажах. А русский человек, патриот своей родины, замечает всю красоту и величие родных земель, она бросается в глаза при каждом взгляде, при каждом движении.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная.,
В рабском виде
Царь небесный
Исходил, благословляя.

Родная земля наша, сгорбленная, уставшая, преклоненная и вместе с тем гордая и могучая - вот предмет большой и непреходящей любви. Сам Господь освятил ее, благословил. И только живущему на ней, возможно понять, что Россия - страна сильных духом, гордых людей, способных вынести любые горести и страдания, но прийти к счастью и гармонии со всем миром и собой. Строки этого стихотворения наполняют читателя тоской, гордостью и надеждой одновременно. Взгляд, брошенный на истерзанную русскую землю, на уставший, обездоленный народ, оставляет в душе тоску и печаль. Порой, лирика поэта наполнена отчаянием, ведь временами верить в светлое будущее становиться все сложнее и сложнее. Но в то же время глубоко внутри нарастает, крепнет надежда. Надежда, что вопреки всем бедам и горестям наша страна способна высоко поднять голову и стать страной сильного, вольного, счастливого народа.

Хотелось бы закончить сочинение словами Ивана Сергеевича Аксакова о великом поэте: «...его стихи, хотя бы даже устарела их внешняя форма, не перестанут чаровать нестареющей прелестью поэзии и мысли; они плодотворно питают ум, захватывают все струны сердца, будят и просветляют Русское чувство. Они - неиссякаемый источник духовно-изящных наслаждений. В истории русской словесности Тютчев останется всегда одним из самых блестящих и своеобразных проявлений русского поэтического гения; его значение не померкнет».

Художническая судьба Тютчева необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе слиты у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает выразительность.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, показана в борьбе противоборствующих сил, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Природа в стихах Тютчева одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Само по себе одушевление природы обычно для поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством; это не просто описания природы, а драматические эпизоды одного сплошного действия.
Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейзажиста является стихотворение «Осенний вечер». Стихотворение явно порождено конкретными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано трагическими раздумьями о скрытых бурях хаоса:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.
Краткое, двенадцатистрочное стихотворение - это не столько описание своеобразия осеннего вечера, сколько обобщенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает движение мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении перед великим таинством природы
Поэт видит на всем «кроткую улыбку увяданья». Таинственная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно сиротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, словно предчувствие бурь, проносится холодный ветер.
За видимыми явлениями природы незримо «хаос шевелится» - таинственная, непостижимая, прекрасная глубина первозданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает «божественность» ее красоты и боль ее «стыдливого страданья».
За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был создан «Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.
Можно сравнить эти два стихотворения. Надо отметить, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связано: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев говорит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот-вот упадет на «сиротеющую» землю. В стихотворении же «Летний вечер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться От земли. Звезды «приподнимают» небесный свод. Все стихотворение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «приподняли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скатила» солнце. В стихотворении отсутствуют резкие движения, все плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: порывы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» все мирно, «грудь дышит легче и вольней». В этом стихотворении преобладают светлые, спокойные краски, а в «Осеннем вечере» - темные, размытые, мрачные.
Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, что свойственно и стихотворениям «Осенний вечер» и «Летний вечер». В них можно наметить несколько направлений антитезы: верх - низ; свет - тьма; жизнь - смерть; покой - буря. В этих стихотворениях Тютчев прекрасно изобразил разные состояния природы и через них - изменчивость состояний человека.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх