Телесная терапия для детей упражнения. Телесно ориентированная психотерапия — что это? Упражнения. Почему работа с телом – это важно

Существует мнение, что любой человек за 10 секунд считывает всю информацию о собеседнике. Дело в том, что тело – это как бы слепок с нашей психики. Все наши травмы, стрессы, страхи откладываются в так называемых мышечных зажимах, которые формируют узнаваемые для других сигналы: агрессию, неуверенность, страх.

В том виде, что сейчас, телесная психотерапия возникла на основе психоанализа. Ученик Фрейда, некий доктор Вильгельм Райх заметил, что все невротики очень похожи. У них схожие движения, строение тела, мимика и жестикуляция. Возникла гипотеза, что эмоции создают корсет, своеобразный мышечный панцирь человека. Райх начал лечить людей через тело, один за одним убирая зажимы и люди начинали ощущать себя счастливее. Деструктивные эмоции уходили, невроз отступал.

Оказалось, что любые физические и психологические травматические события откладываются в теле. С одной стороны зажим мышц – это последствие травмы, а с другой — защита от негативных эмоций. Мышечный панцирь помогает человеку не чувствовать, не осознавать неприятные эмоции. Они проходят как бы мимо сознания, оседая в мышцах в виде спазмов. Со временем мышечный корсет сам начинает генерировать эмоцию. Тогда мы чувствуем неосознанную тревогу, страх, хотя внешних причин для них нет.

Так что же такое телесно ориентированная терапия? Для кого она предназначена? Это невербальная техника, бережная к психике клиента, восстанавливающая его контакт с телом, поворачивающая человека лицом к себе и своим потребностям. Метод будет полезным в первую очередь тем людям, которые не привыкли говорить о себе, слабо осознают свои эмоции и чувства, часто не понимают, что именно с ними происходит, а характеризуют свое состояние одним словом: «плохо».

Характеристика терапии

Характеристика терапии в телесно-ориентированном подходе определяется ее общими задачами. Они же этапы, по которым работает специалист для того, чтобы помочь человеку побороть травму и улучшить качество своей жизни:

  1. Обесточивание импульсов, провоцирующих ощущение неблагополучия, разрыв нейронных связей, поддерживающих негативные комплексы, ожидания, страхи.
  2. Очищение психики человека от негативных накоплений.
  3. Восстановление рефлексов ЦНС.
  4. Обучение методам саморегуляции, умению выдерживать психологическое напряжение.
  5. Усвоение новой информации о себе и мире.

Для достижения этих целей телесная терапия использует разные методы и подходы.

К ним относятся:

  • Вегетативная терапия Райха.
  • Стержневая энергетика.
  • Биоэнергетика Александра Лоуэна.
  • Дыхательные упражнения.
  • Танцевальная терапия.
  • Медитативные техники.
  • Массаж.

Вся телесно ориентированная терапия и упражнения, разные методы телесной терапии имеют ориентацию на тело человека. Через тело и движения происходит активизация разных центров головного мозга. Таким образом начинают перерабатываться эмоции и стрессы, которые многие годы были загнаны глубоко в подсознание и проявлялись вспышками гнева, зависимостями, физическими болезнями. Телесное ориентированное терапевтическое воздействие вытаскивает их наружу, помогает пережить и вычистить из памяти тела.

Техники телесной терапии

Применяя техники и основные методы телесной психотерапии, терапевт ориентируется на самого человека и его индивидуальные особенности. По принципу индивидуального подхода подбирается комплекс упражнений для каждого конкретного человека. Одни методы работают в лечении именно этого клиента, другие – нет. Но существуют упражнения в телесно-ориентированной психотерапии, которые помогают всем. Их можно и нужно применять самостоятельно.

Заземление

В состоянии стресса мы не чувствуем опоры. Упражнение «заземление» направлено на возвращение энергетической связи с землей. Нужно сфокусироваться на ощущениях в ногах, почувствовать, как стопы опираются на землю.

Ноги расставляем на четверть метра, носки внутрь, колени согнуты, наклоняемся, и дотрагиваемся к земле. Ноги распрямить, ощутить напряжение и медленно-медленно разогнуться.

Дыхательные техники

Мы никогда не задумываемся о том, как дышим, но часто делаем это неправильно. Постоянно нервничая, мы начинаем дышать поверхностно, не давая возможности насыщаться телу кислородом. «Дыши», — часто говорит психотерапевт на сеансах психотерапии, потому, что клиент замирает и дыхание становится почти незаметным. Между тем, дыхательные техники способствуют расслаблению мышц, убирают мышечные зажимы и включают восстановительные механизмы организма.

Дыхание по квадрату

Считаем: вдох – 1-2-3-4, выдох – 1-2-3-4. Повторять на протяжении 3 минут.

Дыхание на расслабление

Вдох – 1-2, выдох – 1-2-3-4.

Дыхание на активизацию

Вдох – 1-2-3-4, выдох – 1-2.

Исцеляющее дыхание

Закройте глаза и сконцентрируйтесь на процессе дыхания. Дышите глубоко и уверенно. Начинайте мысленно передвигаться по телу и представляйте, что вы дышите разными органами и частями тела. Отслеживайте свои ощущения. Если в каком-то органе вы почувствуете дискомфорт, представьте, что вы дышите исцеляющим сверкающим целебным воздухом и наблюдайте, как неприятные ощущения уходят из этого органа.

Релаксация

Помогает освободиться от мышечного напряжения. Существует множество техник релаксации, но самая доступная и простая это чередование напряжения и расслабления. Нужно лечь поудобней и со всех сил напрячь все мышцы, включая мышцы лица. Подержать так пару секунд и расслабить полностью. Потом повторить еще раз и еще раз. Уже после третьего повторения, человек ощущает лень и желание заснуть.

Следующий метод релаксации – аутотренинг. Лежа или сидя с закрытыми глазами, представлять, как поочередно расслабляются мышцы тела. Этот способ хорошо работает в сочетании с дыхательными техниками.

Как работает телесно-ориентированный психотерапевт

Хотя некоторые упражнения можно использовать самостоятельно, но пользу от них можно сравнить с каплей в море по сравнению с работой телесно-ориентированного терапевта. Специалист использует глубокие методы телесно ориентированной терапии, позволяющие снять мышечный панцирь навсегда. Кроме того, терапевт нужен для того, чтобы быть с человеком рядом, когда заточенная в сжатую мышцу эмоция вырвется на волю, ведь ее как-то нужно будет принять и пережить. Профессиональные терапевтические техники телесно ориентированной терапии очень эффективны. Они убирают даже самые сильные зажимы и восстанавливают нормальный ток энергии в организме.

Вегетотерапия Райха

Классическая вегетотерапия райха, основоположника метода, использует несколько техник:

  1. Массаж – сильнейшее воздействие (скручивание, щипки) на неадекватно зажатую мышцу. Увеличивает напряжение до максимума и запускает процесс запредельного торможения, который и распускает панцирь.
  2. Психологическая поддержка клиента в момент высвобождения эмоции.
  3. Брюшное дыхание, насыщающее организм энергией, которая сама, как вода плотину, сносит все зажимы.

Первые опыты телесно ориентированной терапии райха показали высокую эффективность направления. Но последователям упражнений райха оказалось недостаточно и, как грибы после дождя, начали появляться новые интересные методы.

Биоэнергетика Александра Лоуэна
Симбиоз западных и восточных практик – это биоэнергетика александра лоуэна. К наследию основоположника Лоуэн добавил особый метод диагностик зажимов с помощью дыхания, понятие заземления и много интересных упражнений для ускорения движения человеческой энергии, расслабления живота, тазовых мышц и освобождения экспрессии (избавление от затиснутых негативных эмоций.

Бодинамика

Модная нынче бодинамика при помощи несложных упражнений прорабатывает очень серьезные вещи: границы, эго, контакт, мироощущение и даже стиль жизни. Бодинамика научилась тестировать человека, изучая его мышечные зажимы, так называемые гипер и гипотонусы. Практические опыты показали, что воздействуя на определенные мышцы, можно вызвать определенные эмоции. Именно на этом и базируются все упражнения бодинамики. Например, если хотите вызвать в себе ощущение уверенности, силы и здоровой агрессии, зажмите, что-то в кулаке. Это поможет вам пережить трудный момент. Именно так, со сжатыми кулаками, человек всегда встречал опасность и эмоция помогала ему выжить.

Биосинтез

Следующий метод телесно ориентированной терапии — биосинтез пытается связать воедино человеческие чувства, действия и мысли. Его задача – интегрировать опыт перинатального периода в теперешнее состояние человек. В этом методе продолжается усовершенствование заземления, восстановление правильного дыхания (центрирование), а также используются различные виды контактов (водяной, огненный, земляной) в работе с терапевтом. При этом тело терапевта иногда используется как опора, прорабатывается терморегуляция и применяются голосовые упражнения.

Танатотерапия

Да, правильно, в слове танатотерапия зашифровано понятие смерти. Считается, что только в смерти человек наиболее расслаблен. К этому состоянию и стремится танатотерапия, разумеется, оставляя всех участников действа в живых. Метод использует групповые упражнения, когда один пребывает в статичном состоянии, например, лежит в позе «звезды», а другой манипулирует с какой-то частью тела, максимально медленно отодвигая ее в сторону. Участники рассказывают о переживании трансцендентного опыта парения над своим телом и ощущении полной расслабленности.

Медитация

Медитативные психотехники берут свои истоки из буддизма и йоги. На их освоение потребуется какое-то время, но результат того стоит. Медитация заставляет сосредоточиться на своем теле и дает возможность ощутить энергетические потоки внутри него. Она позволяет вернуть разболтанной психике целостность и формирует новые недостающие психологические качества.

Медитация – отличный метод релаксации. Если сосредоточиться на какой-то одной мысли или точке тела, все остальные мышцы лишатся напряжения и негативная энергия уйдет.

В чем отличие телесно ориентированной психотерапии от других методов? С самого начала использования метода, еще со времени появления упражнений райха, было ясно, что это уникальное для психотерапии явление. Во-первых, здесь не нужны были долгие разговоры, обсуждение снов, погружение в детские воспоминания. Можно было совсем обойтись без слов. К травме пациента психотерапевт добирался через тело.

Все упражнения телесно ориентированной терапии воздействовали бережно, быстро, максимально щадяще к психике клиента. В этом основные преимущества телесной психотерапии. К тому же методика райха убивала сразу двух зайцев – вместе с душевным здоровьем, возвращала и телесное.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.
В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.
Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.
Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника «танатотерапии» Баскакова (Баскаков В., 1996).
Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.
Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).
Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения» (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. «Первичный контроль» - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.
Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая упражнения с позой и равновесием тела.
Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Телесно ориентированная психотерапия терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который… … Википедия

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - (англ. bodywork) направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т. о. п. это анализ характера (или характероанализ)… …

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

    психотерапия - (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически … Большая психологическая энциклопедия

Свобода, грация, красота, здоровое тело, здоровый разум. Или, боль, дискомфорт, скованность, напряжение…

— Что выбирает ваше тело?

— Первый вариант! Какие могут быть вопросы?

Так почему же тогда, глядя в зеркало, мы восклицаем подобно О. Мандельштаму, — "Дано мне тело — что мне делать с ним, таким единым и таким моим? "

На протяжении жизни наши невысказанные желания и сдержанные эмоции блокируются в теле. Чувства подавляются.

Так формируется "мышечный панцырь ". Сбросив его, человек оставляет позади чувство вины, запреты, связанные с жизнью в этом мире, тревоги, — он выходит "за пределы этого мира ". Высвобождение чувств оживляет, сердце раскрывается, словно цветочный бутон, где-то внутри ощущается тепло, — и вам говорят, что с вами рядом светло. У вас появляется новое, неведанное до сих пор чувство внутреннего благополучия, при том, что внешние обстоятельства могут оставаться прежними. Появляется эмоциональная гибкость. Тело становится расслабленным и одновременно сильным. Эти изменения приятно удивляют. Вы прислушиваетесь к нему и вам хорошо со своим телом.

Человек не существует отдельно от своего тела. Тело выражает то, что он чувствует, как относится к жизни.

Вернуться обратно к своему телу и наслаждаться им человеку помогает телесно-ориентированная терапия — направление психотерапии, включающее в себя техники, объединённые общим взглядом на телесные (физиологические) функции (дыхание, движение, статическое напряжение тела и др.), как неотъемлемую часть целостной личности. Тело всегда подскажет, где разлад. Телесно-ориентированная психотерапия это новый путь восприятия проблем.

Основоположник телесной психотерапии Вильгельм Райх делал акцент на полном и глубоком дыхании и способности отдаваться спонтанным и непроизвольным движениям тела. Дыхание, движение, чувственность и самовыражение это важные функции нашего тела.

"Человек, который не дышит глубоко, уменьшает жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего тела ", — пишет Александр Лоуэн , представитель телесно-ориентированной терапии и основатель биоэнергетического анализа. Человек холит и лелеет своё тело, но при этом, предаёт его, причём делает это изо дня в день, месяцами, годами. И все трудности человека исходят из этого предательства своего тела, считает Лоуэн.

При активном дыхании поток энергии увеличивается. Когда человек заряжается энергией, его голос становится более звучным, ярким, лицо сияет, в буквальном смысле слова. Телесная психотерапия работает с ощущениями, чувствами, процессами, импульсами. Вас не будут лечить, вам лишь помогут познакомиться со своими телесными привычками, помогут увидеть их первопричину, ограничивающие убеждения, которых человек придерживается бессознательно. И далее, изменяя привычные движения, можно сформировать новые здоровые.

В телесно-ориентированной психотерапии особую роль играют прикасания , как первичная форма контакта. Человек телом помнит, как мама держала его на руках и прижимала к себе; тело замирало, наступало ощущение благости, теплоты. Но, прикосновения важны не только для малыша. Взрослому человеку прикосновения также нужны для эмоционального здоровья. В телесной терапии физический контакт между терапевтом и пациентом налагает большую ответственность на терапевта. Уважение терапевтических отношений это необходимая вещь.

Тело является продолжением психики и, работая с телом, с заключёнными в нём переживаниями, можно исцелить душу, можно научиться получать удовольствие от происходящего в жизни. Упражнения , предлагаемые телесным терапевтом , помогают заново пережить напряжение, которое вызвало образование мышечной брони и высвободить его.

"В теле — комфорт, в голове — чисто, светло, в сердце — любовь к людям… Кажется, что родилась заново ", — это один из отзывов человека, прошедшего телесно-ориентированную психотерапию.

Тело — это своеобразная книга, и человек сам является писателем своей жизни . Осознав свои телесные привычки, где бы вы ни находились сейчас, вернитесь к своему телу, осознайте свои истинные желания и ощущения и начните переписывать главы своей жизни.

Елена Иванова
Занятие с использованием элементов телесно-ориентированной терапии для старших дошкольников и младших школьников

Занятие для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста с использованием элементов телесно-ориентированной терапии .

Упражнения, представленные в данном занятии необходимо выполнять в медленном темпе. Нельзя делать движения в спешке. Психолог сам демонстрирует напряжение и расслабление мышц. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Возможна ситуация, когда ребенок не захочет выполнять необходимые действия, поскольку они у него не получаются. Настаивать не стоит. Лучше поискать приемлемый для него способ выполнения упражнения.

Цель : развитие эмоциональной сферы

Количество человек : 6-8

Задачи :

1. Снятие нервно-мышечного напряжения, распускание мышечных зажимов.

2. Обучение приемам, приводящим к релаксации.

3. Профилактика хронического утомления.

4. Освобождение от негативных эмоций, создание условий для прилива сил.

5. Оздоровление организма.

Оборудование : мячи по количеству участников.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Приветствие.

Предложить детям поприветствовать друг друга с помощью телесных прикосновений . (Пожать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове)

2. Основная часть.

Упражнение «Глазки бегают по кругу»

Широко раскрыть глаза и максимально перевести взгляд влево – вправо, вверх – вниз, по диагонали. Затем сильно зажмурить глаза. После чего раскрыть их как можно шире и снова вращать глазами.

Глазки бегают по кругу : влево, вправо, вверх и вниз,

А затем еще по кругу пробежались друг за другом.

Не догнали – спрятались (зажмурить глаза) .

Посидели, посидели, распахнулись, осмелели,

Стали круглыми, большими (максимально раскрыть глаза,

Снова бегают по кругу, друг за другом, друг за другом.

Примечание : во время занятия дети , которые носят очки, должны их снять.

Упражнение «Недовольный»

Наморщить лоб, поднять брови вверх, затем опустить вниз. Сдвинуть брови, максимально напрягая их. Затем расслабить мышцы.

Я сегодня недоволен,

Я сегодня недоспал.

Сильно я нахмурил брови.

Подержал так (удерживать 4-5 секунд) и устал.

Не могу я долго злиться,

Я играть давно хочу.

Лучше я расслаблю лобик

И к ребятам подойду.

Упражнение «Успокоить злючку - колючку»

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать, что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть.

Челюсть сильно я сжимаю

И рычаньем всех пугаю (прорычать) .

Чтобы злоба улетела,

И расслабилось все тело,

Надо глубоко вздохнуть,

Потянуться, улыбнуться,

Может даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть) .

Упражнение «Любопытная Варвара»

Исходное положение : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

(Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Повторить два раза. Вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А Варвара смотрит вверх

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

(Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем

вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

(Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы.)

Упражнение «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать напряжение. Затем «бросить» лимон и расслабить руку. Выполнить упражнение левой рукой.

В руку я возьму лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я слегка его сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Я всю руку напрягаю -

Сок до капли выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Выброшу теперь лимон.

Упражнение «Пружинки»

Представить, что ноги стоят на пружинках, которые отталкивают носки ног от пола так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Сильно «нажать на пружинки» . Напрячь ноги. Удерживать позу как можно дольше. Затем расслабить ноги.

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай…

Постарался ? Отдыхай!

Упражнение «Мячик»

Лечь на пол. Положить мяч на живот и катать его по часовой стрелке, слегка нажимая, чтобы почувствовать его прикосновение.

Мяч по животу катаю

И животик расслабляю.

Упражнение «Ты – лев!»

«Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!»

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Психолог предлагает оценить занятие . Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами. Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему.

Прощание.

Дети, становятся в круг так, чтобы можно было дотянуться руками друг до друга. Психолог : «Закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!»

Используемая литература :

1. И. В. Ганичева “Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми” – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. “ Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагогов” – Минск : Красико – Принт, 2012.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх