Страны Европы в XVI-XVIII вв

Как только нужда в нем, как в полководце, отпала, его отстранили от командования. И себе же на голову: Ришелье сговорился со шведским королем Густавом Вторым Адольфом, и мощная шведская армия (не из интернациональных наемников, а национальная по составу, крепкая единым языком, религией и культурой) вторглась в Германию. Шведов восторженно приветствует протестантское население, они одерживают ряд побед. Валленштейн снова становится «актуален» для Вены.
Он вновь во главе имперских войск. В решающей битве при Лютцене 16 ноября 1632 года «шведский лев» Густав Адольф пал смертью храбрых. Однако для Валленштейна это была Пиррова победа: лишившись руководителя, шведские войска пополнили ряды мародеров и разбойников, которые опустошали территорию Германии.
В 1633 – 34 годах Валленштейн вступает в переговоры с французскими дипломатами. Он раскрывает им свои планы: объединение Германии, очищение ее территории от войск наемников и иноземцев, политика веротерпимости. Для себя лично Валленштейн хотел бы получить чешскую корону…
Увы, он слишком многого хочет! И, прежде всего, сильная Германия – отнюдь не мечта всей жизни герцога Ришелье. О переговорах становится известно австрийцам.
25 февраля 1634 года в замке Эгер Валленштейн был убит вместе с тремя своими верными телохранителями. Санкционировал убийство император. С его смертью Германия потеряла шанс стать великой державой, а война возобновилась с новой силой.
В 1635 году в нее на стороне протестантов открыто вступает католическая Франция. Военные действия идут с переменным успехом. Перевес сил на стороне Франции: ее население к тому времени в 17 раз превосходит население Германии! Однако плодиться – не сражаться, и Ришелье отлично знает цену бравым французским воякам. В своем «Завещании» он с иронией замечает: «Хотя Цезарь говорил, что франки знают две вещи: военное искусство и искусство красноречия, я не смог понять, на основании чего он приписал им первое качество, имея в виду, что упорство в трудах и заботах, качество необходимое на войне, лишь изредка обнаруживается у них» (Цит. по: П. Шоню. Цивилизация классической Европы. – Екатеринбург, 2005. – С.91).
В 1636 году имперцы захватывают крепость на севере Франции – Париж под угрозой. В этом году Пьер Корнель пишет величайшую трагедию французского классицизма, – своего «Сида».
Красноречивый ответ тевтонам, ничего не скажешь!..
Положение Франции спасают восстания на территории противника: в Нидерландах, в Каталонии и Португалии. Впрочем, и на территории Франции полыхают восстания населения, истощенного поборами на ведение войны.
Правда, французам удается одержать ряд блестящих побед: сказывается их превосходство в артиллерии и тактике. Итогом всей этой смуты стал Вестфальский мир, заключенный в октябре 1648 года с огромной помпой. Франция и Швеция стали безоговорочными европейскими гегемонами. Австро-испанская идея «универсальной католической империи» рухнула вместе с военным могуществом испанцев. Победители прирастили территории и пополнили казну за счет контрибуций.
А побежденные… Хуже всего пришлось тем, на территории кого шли военные действия, – немцам. Население Германии сократилось, по одним данным, наполовину, по другим, – на две трети. В некоторых городах мужчинам разрешили иметь двух законных жен, – при таких потерях было уже не до христианских традиций и заповедей…
Символичным стало то, что французский посол отказался вести переговоры по-латыни, как было принято, и заговорил по-французски. Над Европой встала звезда Франции, безраздельно сиявшая над нею до начала 18 века, а в области культуры – и до середины 20-го…

Генрих Четвертый: выдающийся замараха

А между тем, все было вовсе не так спокойно и в новом гегемоне Европы! Тому имелись причины, которые лишний раз говорят о противоречивости исторического процесса.
Во-первых, Франция потенциально была самым богатым государством Европы. Нигде так удачно не сочетались благоприятное разнообразие климата, плодородие почв и близость к торговым путям. Но как раз эти природные и климатические достоинства превращали французские сельскохозяйственные земли в особую ценность, несколько притормаживая развитие ремесла и торговли и негативно влияя на расстановку социальных сил. Если феодализм есть, в первую очередь, социально-экономический строй, основанный на владении сельскохозяйственными угодьями, то Франция, естественно, пришла в эпоху Возрождения с гораздо бОльшим грузом средневековых особенностей, чем, скажем, Италия или Англия. Самое почетное место во французском обществе занимали дворяне – потомки феодалов, а торговцы и финансисты (и уж тем паче ремесленники) были слоями, почти презираемыми (в отличие от Англии. Италии и даже Германии с ее очень сильными городами). Обширные земли делали французских дворян весьма гордыми и независимыми по отношению к центральной власти.
Историки называют Францию «розой средневековой Европы», но шипы этой розы немилосердно кололи пальцы прогресса…
Во-вторых, 16 и первая половина 17 века – время демографического взрыва во Франции, когда эта держава становится самой густонаселенной страной Европы. Колоссальные людские ресурсы хороши для развития экономки и ведения войны. Но француз того времени – низкорослый, жилистый, предприимчивый и весьма склонный к авантюризму забияка, которого непросто утихомирить, на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился. Сладить с такими подданными могла только очень сильная государственная власть.
В-третьих, особенностью королевской власти во Франции было то, что вроде бы тоже можно было счесть ее неоспоримым достоинством. Французский король носил титул «христианнейшего величества», то есть считался первым среди монархов Запада. Его династия (дом Капета, к которому принадлежали и Валуа, и Бурбоны) считалась древнейшей в Европе. Король являлся особой священной. Все это оберегало трон от самозванцев, но отнюдь не от заговоров и смут! В 16 веке возможность наибольшей централизации государственной власти среди европейских стран существовала во Франции лишь ПОТЕНЦИАЛЬНО. Понадобилось тридцать лет гражданских войн 16 века и полвека реформ в первой половине века 17-го, прежде чем король смог сказать: «Государство – это я!»
Увы, животворная французская почва, как тяжкий ком грязи, висела на ногах страны! Поэтому исторический прогресс в ней запаздывал примерно на век по сравнению с передовыми Англией и Голландией… Но это отставание скажется лишь в середине 18 столетия. Для 17–18 века блеск французской государственности, дипломатии, военного искусства и, кончено, прежде всего культуры – можно сказать, определяющ для Европы, а временами и подавляющ…

Европа на переходе. В XVI-XVII вв. формировался облик современной Европы, происходил поворот от традиционного к новому обществу. Во время общественного переустройства нарушаются привычные нормы отношений между людьми, меняется представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», усиливается вера в чудесный случай, счастливую или несчастную неожиданность, возможности претворять в жизнь самые смелые планы. И действительно, за несколько десятилетий XVI в. европейцы смогли увидеть, как правитель Испании, бывшей юго-западной окраиной Европы, превратился в повелителя державы, «в которой никогда не заходит солнце», а его рядовые подданные Ф. Кортес и Ф. Писарро сумели захватить и подчинить своей власти огромные и богатые заокеанские территории. В те же годы на юго-востоке континента на развалинах Византийской империи стремительно расширялось государство турок-османов. На этом фоне самые дерзкие замыслы не казались фантастическими.

Истоки Тридцатилетней войны. В первой половине XVII в. местом подобных замыслов стала Центральная Европа, страны которой с 1618 г. были втянуты в затяжную войну. Ареной конфликта оказались германские земли, а поводом к нему послужили религиозные разногласия. Габсбурги, императоры Германии, правили одновременно в Испании и Австрии. Из австрийских Габсбургов выбирали императоров Священной Римской империи германской нации, возникшей в X в.

Габсбурги выступали главными защитниками католицизма. Чехия (Богемия) была наиболее экономически развитой частью их владений. Но в ее землях жило много протестантов. И они попытались пригласить себе короля из числа протестантских немецких князей. Это привело к вооруженному конфликту, который вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648).

Кардинал Арман-Жан
Дюплеси, герцог Ришелье

Смешение религиозных и политических интересов. Постепенно в военные действия были вовлечены соседние с Германией страны: Дания, Швеция. Религиозные симпатии и желание поддержать единоверцев перемешались с политическими интересами. Так, Франция видела для себя угрозу в том, что на ее восточных и юго-западных границах расположены государства, находящиеся под властью одной семьи - дома Габсбургов. Поэтому фактический руководитель правительства Франции кардинал Ришелье считал необходимым поддерживать противников немецкого императора-католика, хотя и сам был католиком.

Через 12 лет после начала войны, на рубеже 20-30-x гг., перевес был на стороне католических (имперских) сил. Полководец императора чешский дворянин Альбрехт Валленштейн (1583-1634) разгромил датских защитников протестантизма. Личность этого человека прекрасно передает «дух времени». Честолюбивый, жестокий, целеустремленный, он был одержим жаждой богатства и власти, и трудно сказать, что было для него важнее. Он сам предложил императору свои услуги в качестве командующего. В этом предложении самым привлекательным было обещание претендента на командование создать такую армию, которая будет сама себя содержать (за счет мирных жителей, на землях которых она размещается). Валленштейн показал на деле, как «война может кормить войну». Объединив под своим командованием армию в размере 24 тысяч человек, Валленштейн показал блестящие полководческие таланты.


Валленштейн.
Гравюра на меди

От обычного командира наемной армии он отличался не только масштабами своей деятельности, но и тем, что умел тщательно и всесторонне организовывать свою деятельность. Так, он сам подобрал себе состав офицеров, надежно привязал их к себе денежными интересами, организовал в своих владениях деятельность различных мануфактур по производству амуниции и экипировки для нужд армии. Солдаты и офицеры были полностью преданы своему умелому, смелому и щедрому командующему. Военные успехи Валленштейна спасли престиж империи, но слишком откровенное стремление его к власти настораживало императора и его окружение. Поэтому после удачных операций против датчан Валленштейн был отстранен от командования им же созданной армией на том основании, что опасность миновала. Валленштейн продемонстрировал покорность, но затаил мстительное желание навредить своему неблагодарному повелителю.


Планы шведского короля. К этому моменту в Швеции энергичный и предприимчивый король Густав II Адольф (1594-1632) завершал реорганизацию своей армии, прикидывая, куда направить эту созданную им военную машину. Шведского короля интересовало южное побережье Балтики и возможности контроля над торговыми путями. Ришелье через своих агентов подталкивал шведского короля поддержать немецких протестантов. Лукавый кардинал думал об ослаблении позиций конкурентов - Габсбургов, а для шведского короля самым важным было превращение Балтийского моря во «внутреннее озеро» Шведского королевства. Кроме того, он задумывался о создании государства в Центральной Европе, находящегося под властью шведской короны. Трудно сейчас сказать, каковы были конкретные цели Густава Адольфа, вероятнее всего, он рассчитывал, что «война план покажет».

Шведская армия. К тому моменту, когда 6 июля 1630 г. шведская армия высадилась на германской территории на побережье Померании, ее командующий многое сделал для того, чтобы его планы могли быть реализованы. Шведская армия заметно отличалась от других по организации и даже вооружению. Ее составляли шведы и финны, призванные по рекрутскому набору. (Эту армию можно считать прообразом национальной.)

А армия императора по традиции состояла из наемников разных национальностей. В составе армии шведов тоже были наемники из шотландских и чешских протестантов, но основной ударной силой были все же отряды шведско-финские. Их солдаты и офицеры регулярно получали жалованье, и им было категорически запрещено притеснять и грабить мирное население. Нарушение запрета строго каралось. Густав Адольф снабдил свою армию мощной артиллерией, в том числе - небольшими пушками. Это было важным новшеством. Солдаты были снабжены теплой одеждой, что позволяло им не прекращать боевые действия даже в зимнее время. А ведь тогда с началом осенней распутицы и холодов воюющие армии обычно размещались на зимних квартирах и прекращали активные действия до весеннего тепла.


Шведские воины эпохи Густава Адольфа
(слева направо): мушкетер, драгун,
кирасир, пикинер.

Наступление шведов. Летом 1630 г. шведский король начал свое победоносное шествие по территории германских княжеств. Один за другим были взяты несколько важных городов-крепостей. Быстрые и легкие победы прославили имя шведского короля. Протестанты всей Европы видели в шведском монархе воплощение всех рыцарских доблестей, а Ришелье начал понимать, что вызванная им сила становится неуправляемой.

Императорскую армию, противостоящую шведам, возглавлял старый (ему было 70 лет) командующий Иоганн Тилли. Это был испытанный в боях, на свой лад честный, несомненно, талантливый военачальник, надежный, ответственный, но лишенный того блеска, той искры военного таланта, которыми были наделены и его противник Густав Адольф и его соперник Валленштейн. Враждующие армии некоторое время маневрировали по землям Померании, захватывая и опустошая города и деревни, потом переместились на территорию Саксонии, правитель которой был союзником Густава Адольфа. Шведам требовалось большое победоносное сражение и, по возможности, быстрее. Им неоткуда было ждать подкрепления, тогда как Тилли ожидал скоро подхода дополнительных сил. Более всего торопил события саксонский курфюрст, поскольку именно его земли разоряли две армии.

Читайте также другие темы части III «"Европейский концерт": борьба за политическое равновесие» раздела «Запад, Россия, Восток в сражениях XVII-начала XVIII века»:

  • 9. «Шведский потоп»: от Брейтенфельда до Люцена (7 сентября 1631-16 ноября 1632 г.)
    • Европа в 16-17 веках. Причины Тридцатилетней войны
    • Битва при Брейтенфельде. Зимняя кампания Густава Адольфа
  • 10. Марстон-Мур и Нэсби (2 июля 1644 г., 14 июня 1645 г.)
    • Марстон-Мур. Победа парламентской армии. Армейская реформа Кромвеля
  • 11. «Династические войны» в Европе: борьба «за испанское наследство» в начале XVIII в.
  • 12. Европейские конфликты обретают всемирный размах

Историческая ситуация во Франции конца 16-го - начала 17-го веков была очень напряженной. Религиозные войны, смута во времена регентства Марии Медичи, Фронда при регентстве Мазарини - казалось, что Францию ожидает судьба раздробленной послеренессансной Германии. К счастью всей европейской культуры - этого не произошло. Наоборот, небывалый расцвет науки и искусства поставил, в конце концов, именно Францию на первое место среди европейских государств в 17 веке.

  • 1626-27 гг. и до 60-х годов - расцвет французской живописи, ярчайшими представителями которой стали Жорж де Латур, Луи Леннен и Николя Пуссен.
  • 1636-37 гг. - создание Корнелем величайшего произведения "Сид", с которого началась новая эпоха в истории европейского театра.
  • 40-50 гг. и последняя треть века - расцвет архитектуры (Луи Лево и Клод Перро) и садово-паркового искусства - Андре Ленотр. И, как следствие, развитие скульптуры, монументально-декоративной живописи и художественных ремесел.

И, наконец, творчество Ж.Б. Люлли знаменует собой первый взлет французской музыки.

Только Франция смогла пережить общеевропейский кризис 17 века в культуре, связанный с развитием новых производственных и социально-общественных отношений, усилением роли буржуазии в обществе, и как следствие, неудовлетворенности общества теми формами, который могло предложить ему барочное искусство.

Сделавшись великой художественной державой, хотя и в последнюю очередь среди европейских стран, она оказалась самой стойкой, жизнеспособной и перспективной силой общеевропейского эстетического развития.

В середине 17 века, заплатив определенную дань барочной тенденции и внеся оригинальный вклад в развитие второй, реалистичной, линии европейского искусства 17 в., благодаря Пуссену, Корнелю, Ленотру, Перро и другим предложила современной художественной культуре третий путь эстетического освоения действительности - классицизм .

Этот эпохальный вклад Франции придал всей культуре столетия необходимую полноту и имел при этом значительные последствия, определяя одну из сквозных тенденций искусства Нового времени вообще. Вплоть до Энгра и даже Майоля.

Наконец, в последнюю треть 17 в., когда другие национальный школы уже безмолвствовали, Франция произносит в нем последнее слово, подводя итоги, и стягивая друг к другу обе ведущие стилевые тенденции - барокко и классицизм.

Кроме этого, Франция в тот момент являлась интеллектуальным центром Европы. Монтень, Дю Вер, Шаррон, Декарт, Паскаль, Гассенди - были не только властителями дум в то время, но и внесли такой вклад в развитие мировой науки, что многие из этих имен известны в наши дни не только узкому кругу специалистов.

Историческая неповторимость французского пути в социальной ситуации 17 в. обуславливалась несколькими причинами.

Европа в тот момент была расколота на два лагеря, один из которых составляли молодые буржуазные республики - Голландия, Швейцария, и, позднее, Англия, ко второму принадлежали феодально-абсолютистские монархии - Австрия, Испания и Папский Рим. Франция в этом раскладе занимала промежуточное положение благодаря дальновидной политике Генриха IV, в которой государственный принцип возобладал над религиозным. Подписание Нантского Эдикта, дарующего гугенотам свободу вероисповедения и некоторую политическую автономию, стало своеобразным символом секуляризации идеологии. Итогом такой политики явилась двуединая целостность государства, наличие внутреннего равновесия при религиозной разделенности французского общества, что по тем временам было совершенно беспрецедентным явлением. Кроме этого, во Франции сложилось равновесие сил архаичной феодальной вольницы и развивающейся буржуазии, при котором королевская власть выступала в роли арбитра в социальных и религиозных конфликтах вплоть до того периода царствования Людовика XIV, когда пост министра финансов занял Кольбер.

Двуединая в социальном смысле природа французского абсолютизма долгое время создавала иллюзию относительно уникальности французского пути развития, не впадая в царство немецкой феодальной анархии, испанского деспотизма или римско-католического теократизма, избегая крайностей и противоречий буржуазного пути Голландии и пуританского фанатизма кромвелевской Англии.

Третий путь . Секуляризованная политика, национальная и гражданская консолидация, пресечение феодально-кланового своекорыстия и буржуазного индивидуализма, установление и поддержание классового и религиозного мира под эгидой сильной королевской власти - вот что определяет французский феномен в 17 в. Здесь и коренятся возможности особого пути французского искусства, в определенной мере связанного с феодально-контрреформационными силами барокко и отдавшего дань бюргеровскому реализму, но сконцентрировавшегося на создании иного, третьего по порядку возникновения в художественной системе 17 в., классицистического направления.

Классицизм - руководящая идея - стилеобразующее ядро - произошел из сознания несостоятельности старого феодального общества и недоверия к новым буржуазным порядкам, как поиск третьего пути, гуманной системы отношений человека и мира, индивида и общества. Для того, чтобы возникла потребность в поисках, необходимо было время для выявления противоречий и старой системы и нового мира, что объясняет достаточно позднее возникновение классицизма.

Поиски стали возможны вследствие наличия во Франции следующих предпосылок:

Открытость вопроса о будущем страны,

Равновесие основных социальных сил,

Поддержка равновесия королевской властью,

Цементирование процесса государственного и национального строительства.

Именно равновесие дало возможность возникнуть классицистическому искусству.

Проповедовавшему - идейную гражданственность.

Требовавшему - равной заботы об общественной гармонии.

Классицизм - искусство размышления о будущем человечества, конструирование идеальной модели справедливого и гармоничного мира.

Парадоксы классицизма

Отвергает бытовую живопись и натюрморт.

В редчайших случаях портрет, и только - автопортрет.

Сюжеты - из Плутарха, Тита Ливия, Тацита, Гомера, Вергилия, Овидия, Торквато Тассо.

Сосредоточено - в сферах мифологии, древнеисторического, идеально-пейзажного жанров.

Обладает огромной миромоделирующей и стиилеобразующеей энергией, а кажется на редкость привязанным к традиициям прошлого - Ренессанса и античности.


Практически во всех странах Европы, центральной и западной эти все крупные страны в 16-17 веках разными темпами, разными путями, со своими особенностями, но постепенно втягивались в процесс вызревания и формирования рыночной экономики, рыночных отношений. Рыночная экономика – основана на принципах частной собственности и рыночных отношений, частно-капиталистическая, когда не просто собственность, а капитал, т.е. собственность, которая работает, приносит прибыль.

Рыночные отношения вызревали в недрах старой экономики, постепенно разрушая старую экономику, вытесняя и заменяя ее.

Соответственно в общественной жизни формировались буржуазные отношения, основанные на рыночных принципах.

Темпы и пути были разные. Но, несмотря на это, практически все европейские страны этот процесс испытывали. И для 16-17 века характерен процесс первоначального накопления капитала. Этот процесс первоначального накопления был в каждой из этих стран. В некоторых очень заметно, в некоторых не очень. Заметно было там, где переместились торговые пути, и эти страны оказались на острие торгово-экономического развития.

Что такое процесс первоначального накопления капитала? Нужно выделить социально-экономический аспект и исторический. Как социально-экономическое явление процесс первоначального накопления капитала – это формирование стартового капитала, в первую очередь денежного капитала, который превращается затем в физический капитал, который является основой нового предприятия. Будь-то торговое, промышленное, ремесленное и т.д.

А физический капитал – это те материализованные денежные средства, которые начинают производить определенную продукцию, какие-то услуги и операции и приносить соответствующий доход. Т.е. это не просто средства, а работающие средства на рынок, и приносящие владельцу этого капитала соответствующие доходы, дивиденды.

Соответственно появляются носители этого капитала, владельцы, способные его использовать в расширяющейся, развивающейся рыночной экономике. Т.е. формально появляется предбуржуазия и буржуазия.

С точки зрения исторической процесс первоначального накопления это комплексный процесс, разрушение старой социально-экономической структуры, старой экономики, которая имеет две тенденции. Одна из них – разрушение старой экономики, отделение средств производства от мелких производителей, города и деревни. Мелкий производитель – фермер, крестьянин, ремесленник, владелец трактира. Он теряет эти средства производства и вынужден выходить на рынок труда в качестве продавца своей рабочей силы или рабочей головы.

Образуется слой наемных работников, предпролетариат и пролетариат.

Одновременно владельцы капитала, денежных и материальных средств, категория предпринимателей, обладающей соответствующей социальной психологией, направленностью, которые этот капитал использую по назначению в рыночной экономике, для собственного обогащения и развития экономики, удовлетворения всевозможных запросов. И также она в процессе первоначального накопления использует различные методы и пути получения изначального капитала. В разных странах это разные пути.

С конца 15 века,16,17 да и 18 век – один из важнейших путей получения начального капитала это колониальная экспансия, использование ресурсов колоний, неэквивалентный обмен с аборигенами, будь то индейцы, индийцы, черное население Африки и т.д., прямой захват материальных ценностей, драгоценных металлов, работорговля.

Все европейские страны: Испания, Португалия, Италия, Франция, Голландия шли по этому пути. Россия в какой-то степени тоже так себя вела, осваивая Дальний Восток, Сибирь, облагая пушным налогом местное население.

Второй способ аккумуляции денежных средств, первоначального капитала – финансово-банковская система, практика государственных займов и ростовщичества. Ростовщичество было везде, во всех странах. Практика гос. займов и банковская система – это Франция и Италия, где эти банки и появились.

Третий путь накопления первоначального капитала – тоже был во всех странах, но особенно развит во Франции – это налоговая система. Франция имела самое большое население, поэтому налоги было с кого собирать. И система откупов.

Четвертый путь – политика государственного протекционизма, защита, покровительство своим торговым и промышленным предприятиям и создание монополий, протежируемых королем, бароном, властителем. Наиболее выделялись Франция и даже Англия до великой английской революции 1640 года.

Пятый путь – использование феодальных привилегий, в том числе землевладения в качестве основы для формирования стартового капитала. Процессы огораживания в Англии.

Шестой путь, который давал существенные поступления денег – катарство, пиратство, военная добыча. Фактически все страны занимались пиратством. Англия и Голландия больше всех злоупотребляли этим. Франция тоже. В какой-то степени даже английские колонии в Америке.

Вот так создавались стартовые капиталы. Фактически в каждой стране использовались крайние формы эксплуатации. 18 часов рабочий день, от зари до зари. Хорошая палка или плеть в качестве меры поощрения. Эксплуатация практически во всех странах.

В основе процесса первоначального накопления капитала в качестве идейной базы или теоретических предпосылок лежали различные концепции европейской мысли. Эти концепции обосновывали процесс. Если мы вспомним протестантизм и различные доктрины, то внутри этих протестантских учений мы можем найти несколько завуалированное, но довольно ясное оправдание этому: экономия, бережливость, все должно идти в дело, все должно приносить какую-то пользу.

Произошла контрреформация идей, обновление католицизма в борьбе с Реформацией. Тридентский собор этот вопрос рассматривал. Внутри католической церкви развивалась тенденция, когда один начальник в своих руках сосредотачивал не одну, а несколько должностей, которые приносили ему определенный доход. Тридентский собор постановил, что эта практика противоречит идеалам религии.

Самое важное – это зарождение идеи или учения меркантилизма. Начиная с 16 по 18 век учение меркантилизма как крупное направление экономической мысли формировалось в Европе и лежало в основе развития европейской рыночной экономики в наиболее передовых странах, а затем и во всех странах.

Разделяют 3 стадии развития учения меркантилизма. Суть учения – этот предмет анализирует сферу рыночного обращения для того, чтобы обосновать наиболее эффективные средства увеличения национального или личного богатства.

На ранней стадии, 16 век, монетаристская стадия меркантилизма – Жан Моден 1568 год он обосновал французский вариант раннего монетаристского меркантилизма. В Англии аналогичную функцию выполнял Вильям Страффорд. Суть концепции заключается в том, что золото считается абсолютной формой богатства. Надо стремиться получить как можно больше золота. Накопить внутри страны денежные запасы. Каким путем? Административная регламентация – принять такие решения и законы, чтобы денежки шли в королевскую казну и никуда не растекались. Т.е. регламентация денежного обращения, запрет на вывоз звонкой монеты за пределы страны или резкое ограничение такого вывоза. А чтобы лишнего не тратить, нужно стоять на своей почве, своими товарами и услугами обходиться, поменьше импорта (завозить чужого) и побольше экспорта (вывозить свое).

17 век – начинается более развитая стадия меркантилизма – протекционистская. Жан Батист Кольбер при Людовике 14 – немало сделал для развития экономики Франции, ее военной мощи, упрочения режима абсолютизма. Золото выступает как абсолютная форма богатства. Стратегическая задача – обеспечить растущий и стабильный приток денег в страну. Для этого нужно развивать собственные мануфактуры, ремесленные, торговые предприятия, поднимать собственную экономику, стимулировать внешнюю торговлю, с упором на экспорт (вывоз) своих товаров. А импорта поменьше.

На этой стадии протекционистского меркантилизма наступает либерализация денежного обращения. Потому что если слишком все зарегламентировано, то деньги обращаются медленно, прибыль сложно получить. А когда они начинают беспрепятственно крутиться, то с оборота получается больше, чем можно накопить запретами и ограничениями.

Поздняя стадия меркантилизма – аналитическая. Систематизируются все предшествующие теории, научные концепции. Эти все концепции применяются к эпохе мануфактурного капитализма. Основной становится идея обращения как главного источника богатства. Т.е. мощная работающая рыночная машина: купил – продал, купил – продал. Чем больше оборот, тем больше денег поступает и владельцу капитала, и отчисления в казну. И богатеет государство.

Естественно, что появление новой экономики, новых социально-экономических доктрин так или иначе сказывается на развитии сферы права и государственной жизни. 16-17 века для стран Европы – это особый период. Не все с этим согласны, что европейская цивилизация в 16-17 веках – период расцвета абсолютистской формы правления. Т.е. унаследованная от позднего средневековья сословная монархия постепенно преобразуется в абсолютную монархию.

Что такое сословная монархия вы должны знать. Вы все феодалы, а я король. Я первый среди вас, я правлю от вашего имени. А абсолютная монархия – вы мои подданные, а я ваш начальник. Что хочу, то и делаю. При сословной монархии король-монарх опирается только на собственные ресурсы, свой домен. А основная мощь государства – это линия вассалитета, и экономическая и военная. Я завишу от вашей поддержки.

При абсолютной монархии ситуация меняется. Абсолютная монархия это политический режим с юридически неограниченной властью. Государство – это я. Это юридически неограниченная форма правления одного монарха. Абсолютизм как историческое явление – особая социально-политическая система, которая складывается в период перехода от средневековья к эпохе нового времени, т.е. от традиционного к индустриальному обществу.

Эта особая социально-политическая система переходного периода отражает временный баланс социально-политических сил. Абсолютный властитель является как бы противовесом между различными категориями общества, между обычным дворянством и титулованной знатью, между дворянством и церковью. В некоторых государствах церковь очень сильна.

Опираясь на растущее городское население, новую экономику, и служивое дворянство, постепенно абсолютная монархия подчиняет все категории и слои общества.

Абсолютная монархия характеризуется следующим: создание общегосударственной власти. Создается общегосударственный чиновничий аппарат, бюрократическая машина.

Формируется постоянная, подчиненная монарху армия. Он уже не зависит от военной поддержки своих вассалов. Образуется общегосударственная налоговая система. Т.е. на все слои, территории распространяется общегосударственная налоговая система. Монарх теперь в финансовом отношении не зависит от поддержки своих подданных.

Развитие экономики и государственные интересы требуют провести унификацию законодательства, административного устройства и системы мер и весов. Например, во Франции мера веса – ливр. Парижский ливр – 490 граммов, а ливр в Марселе другой.

Создание общегосударственной судебной системы и постепенное вытеснение местных судебных систем. Образование государственной церкви – тоже мощная опора абсолютной власти. Абсолютную монархию отличает проведение единой общегосударственной экономической политики.

Решение всех эти проблем позволяет государю сломить своеволие крупных феодалов и превратить эту знать в придворную знать, которая зависит от благоволения монарха. И некогда свободные феодалы постепенно вырождаются в «мосек», которые бегают при дворе и смотрят как бы им что-то пожаловали. И спорят, кто из своей среды подсунет королю очередного фаворита, своих жен, дочерей, лишь бы приобрести влияние на короля, и приобщиться к жирному пирогу.

Абсолютизм имел оправдание и в правовой и в политической сфере. И многие мыслители так или иначе выступали с обоснованием введения абсолютной формы управления.

В Англии не только королем, но и теоретиком абсолютизма выступил Яков 1 Стюарт в начале 17 века.

А также мыслитель Томас Гобс.

Во Франции Жан Моден. А в России – Феофан Прокопович и Симеон Полоцкий.

Каждая страна в Европе имела свои особенности в развитии абсолютизма. Разные формы абсолютистских режимов рождались.

В частности есть понятие деспотический абсолютизм . Наиболее яркое проявление – Людовик 14, король-Солнце, 2-я половина 17-начало 18 века. Это не восточный деспот, конечно. Он не мог приказать зарыть живьем население Парижа, перебить полстраны. Это персонифицированная государственная система. Государство – это я. Эта система ориентируется на проведение политики либо в интересах самого монарха, либо в интересах придворной гвардии, либо в интересах династии.

Во Франции деспотический абсолютизм продержался до середины 18 века. Затем его сменил ненадолго просвещенный абсолютизм. А в конце 18 века он эволюционировал в консервативную сторону, и его можно назвать консервативный абсолютизм . Это государственная система правления, которая ориентирована на проведение охранительной политики, сохранение статус-кво режима, консервацию социальных, политических, идеологических постулатов в интересах каких-то феодальных кланов, группировок и т.д, с опорой на идеалы традиционной ментальности, т.е. царь-батюшка, это порождение воли господа, его наместник на земле. И использование сложившихся веками ритуальных форм поведения при дворе, церемониалов, когда король раздевается, одевается публично, публично зачинает наследника, чтобы не было сомнений, что это наследник. Это использование ритуальных стереотипов для укрепления режима. Ни о каком прорыве вперед, о прогрессе здесь не говорится.

Это Франция, незадолго до того как просвещенный абсолютизм потерпел фиаско, и произошел крен в сторону консерватизма, и что привело к великой французской революции.

Теологический абсолютизм . Глава светской власти одновременно является и главой духовной власти. Англия – монарх одновременно является главой светской власти и англиканской церкви.

Очаговый или региональный абсолютизм . Это Италия. На территории Священной Римской империи масса таких государств, владений, городов-государств. Это форма правления или государственная система, формирующаяся в ситуации государственной децентрализации, которая проецируется на локальные политико-правовые, конфессиональные, социальные и прочие особенности этих небольших территорий. Как винегрет: здесь сильный монарх, там военный и т.д. Вроде бы большая страна Германия, а владений много, поэтому переезжая в течение дня несколько княжеств, вы можете несколько форм правления обнаружить.

Просвещенный абсолютизм . Это режим или форма правления или государственная система, которая ориентирована на общенациональную консолидацию. В обществе появляется некоторый раздрай. Благодаря развитию рыночной экономики, появляются купцы – они хотят одно, появляется интеллигенция – она хочет другое. Надо проводить политику, направленную на консолидацию народа, и гибкую ассимиляцию новых социальных групп, того же купечества, владельцев мануфактур, ученых, которых надо како-то прикрепить к системе, чтобы они были не критиками, а дополнительным колесом, в том числе и перед проведением активной внешней завоевательной политики или протекционистской политики в интересах развития капитала, собственных мануфактур, защита торговли. А также через поддержку просветительской идеологии, чем прекрасно занималась Екатерина Великая. Ученые на какой-то период выступают скорее союзниками, чем противниками режима.

В каждой из стран могла быть своя форма абсолютизма.

Национальные особенности абсолютизма:

Франция :

Высокая роль государственной бюрократии

Активная протекционистская политика

Активная внешняя экспансия, строительство колониальной империи, расширение пределов королевства, обеспечение безопасных границ

По мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта, отход от конфессионально ориентированной политики

Англия :

Отсутствие постоянной армии в сравнении с Испанией, Францией, Австрией. Можно сказать, что Англия – немилитаризованная страна.

Отсутствие разветвленной структуры государственной бюрократии, чиновников

Очень много на самоуправлении

Сохранение значительной политической роли представительного органа власти – Парламента. Самый старый представительный орган, зародившийся в Европе. Сохранение значительной политической роли представительной власти.

Англия характеризуется активной конфессиональной политикой. Англиканская церковь, борьба с католицизмом. В 17 веке – столкновение с пуританскими течениями, привело к великой Английской революции.

До Английской революции Англия проводила пассивную протекционистскую политику, но начиная с революции 1651 год – переход к активной протекционистской политике.

Германия :

Абсолютизм характеризуется зависимостью от конфессиональных факторов в политике

Ориентация на сохранение региональной автономии. Германия раздроблена до середины 19 века. Эти земли чуждались друг друга

Значительная дифференциация региональных абсолютистских режимов. Вот 2 германских государства. Одно с деспотическим режимом, второе консервативное, третье – просвещенный абсолютизм. И все в пределах одного района.

Испания :

Жесткая централизованная власть

Активная конфессиональная охранительная политика (вспомните инквизицию, католическую церковь)

Высокая политическая роль дворянства, особенно грандов и бездельников идальго

Активная внешняя политика, создание за 50-60 лет самой крупной колониальной империи

Войны против Турции, в других европейских странах. У режима не хватило ума, сил для развития внутренней экономики



XVIII век в жизни народов Европы и Америки - это время величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов. Становление в Западной Европе эпохи Нового времени означал цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации.

Модернизация - это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все сферы жизни общества. В сфере производства модернизация означала индустриализацию - постоянно нарастающее использование машин. В социальной сфере модернизация тесно связана сурбанизацией - небывалым ростом городов, который привел к преобладающему их положению в экономической жизнедеятельности общества. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования гражданского общества и правового государства. В духовной сфере модернизация связана с секуляризацией - высвобождением всех сфер общественной и личной жизни из-под опеки религии ицеркви, их обмирщения, а также интенсивное развитие грамотности, образования, научного знания о природе и обществе.

Все эти неразрывно связанные друг с другом процессы изменили эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Дух традиционализма уступает место установкам на изменение и развитие. Государственная власть, социальное устройство общества также лишается божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Не случайно Новое время - это эпоха социальных революций, сознательных попыток насильственно переустроить общественную жизнь. В целом можно сказать, что Новое время создало Нового человека. Человек Нового времени, модернизованный человек - это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде.

Идейной основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. XVIII в. в Европе также называют Эпохой Просвещения . Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма.

Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм.

Характерные черты эпохи Просвещения, ее проблемы и сам человеческий тип просветителя: философа, писателя, общественного деятеля - ярче всего воплотились в творчестве и в самой жизни Вольтера (1694-1778). Его имя стало как бы символом эпохи, дало название целому идейному течению европейского масштаба («вольтерьянству»).

Сознание недостижимости целей Просвещения мирными, эволюционными путями побудило многих из них примкнуть к непримиримой оппозиции. Их протест принимал форму атеизма, резкой критики религии и церкви, характерных для философов-материалистов - Руссо, Дидро, Гольбаха, Гельвеция и др.

Одним из родоначальников немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724-1804), профессор университета в Кенигсберге, почетный член Петербургской Академии наук (1794); Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства, назначение которого он видел не в заботе о практических потребностях общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия), а в разделении властей.

Многообразие путей, которыми шло Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX-XX веках.

XVIII век вошел в историю как век просвещенного абсолютизма. Политика абсолютизма в ряде европейских стран, выражающаяся в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболее устаревших феодальных институтов. Его содержанием стало уничтожение инквизиции, секуляризация церковного имущества, закрытие монастырей, отмена податных привилегий дворянства и обложение дворянских и церковных земель налогами: Именно в этот период наблюдается подъем уровня народного образования, вводится принцип свободы совести, в некоторых случаях проявляется забота о низших классах.

Однако главным в политике просвещенного абсолютизма стало провозглашение принципа «одно право для всех», что отразилось в создании равного для всех гражданского права. Такая политика имела огромные последствия сословно-социального характера, лишив преимуществ привилегированные сословия. Таким образом, в социальной эволюции Европы настал конец господствующему положению старых земледельческих классов.

Проведение политики просвещенного абсолютизма в определенной мере явилось отражением идей Просветителей. Используя популярность их идей, они изображали свою деятельность как «союз философов и государей». Но главным побудительным мотивом стало осознание монархии нарастающей слабости их опоры - земельных собственников и укрепление позиций третьего сословия в лице буржуазии.

В наибольшей мере программа просвещенного абсолютизма была осуществлена в Австрии, Пруссии, Португалии, Неаполитанским королевстве, России. В других странах она была реализована лишь частично. Проведение этой политики не сняло политического напряжения в обществе. Абсолютизм-форма мертвая. Он не может улучшаться, оставаясь абсолютизмом, а если улучшается- значит перестает им быть.

Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 5261 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

План.

1. Введение.

2. Глава 1.

3.

4.

5. Сельское хозяйство.

6.

7. Россия в 18 веке.

8. Россия при Петре Великом.

9. Петр I и процесс европеизации России. Положительные и отрицательные стороны.

10. Россия во второй половине 18 века.

11. Заключение.

12. Список литературы.

Введение.

Просвещение — необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. В основах своих Просвещение демократично. Просвещение цепко держится за идею формального права, усматривая именно в нем гарантию гуманизма. Просвещение не привязано к определенной хронологии. Распад феодальных отношений в разных странах происходил в разное время. Англия и Голландия опередили другие страны Европы, за ними следовали Франция, Германия.

Просвещение XVIII в.

было крупным явлением европейской жизни, и влияние его отразилось не только на умственном развитии европейского общества, но и на всестороннем освещении и критике устаревших, сохранившихся от Средневековья форм быта. Просвещение вступило в борьбу с теми сторонами прежнего строя, которые не отвечали требованиям современности.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), который рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются "по скрытому и молчаливому согласию", должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором меж- личностных отношений.

Конституционные идеи Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии, так как в нем реализовался классовый компромисс буржуазии и дворянства. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека, а не человечества в целом, английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание. Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того, что мы можем себе представить: но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо вести нас к совершенству"’ Подчеркивая значение личного творческого усилия каждого человека, его знаний и опыта, английские просветители как нельзя лучше уловили потребности общества XVIIIв.

В XVIII в. в Англии старые формы государственной власти наполнились новым содержанием. В 1701 г. парламент принял два документа, которые лишали возможности возврата на британский престол династии Стюартов. Первый документ — Билль о престолонаследии передавал престол представителям Ганноверской династии. Второй документ "Статус об устройстве королевства" вводил парламентаризм — ответственность министров перед парламентом. Фактическое усиление власти парламента произошло во время правления королевы Анны (1665-17-14). В то же время королевская власть деградировала, и при Георге 11 (1683-1760) король потерял право вето в отношении принятых парламентом законов и не мог принимать участия в заседаниях правительства. Парламент состоял из двух палат — палаты лордов и палаты общин. В борьбе парламента с королем активное участие принимали две политические партии — тори и виги, созданные еще в XVII в.

В течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии. Положение изменилось в 1760 г. с приходом к власти короля Георга т (1738—1820), все 60 лет его правления правящей партией оставалась тори, защищающая интересы сторонников абсолютизма.

Конституционная по сути и парламентарная монархия, установившаяся в Великобритании в первой половине XVIII в., оказалась именно предтечей того политического строя, установление которого влекло за собой укрепление и победу новых капиталистических отношений.

Идея нравственного возрождения общества – основа французского Просвещения, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (-1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Вольтер (1634-1778).Дени Дидро (1783-1784) и др.

Политические взгляды Руссо изложил в сочинении "Об общественном договоре", в-котором на первый план выдвигает общество, доказывая, что обществу раньше принадлежала вся власть, которую оно по договору передало правителям, чтобы они пользовались этой властью в интересах самого общества.

Но поскольку правители стали злоупотреблять властью в ущерб обществу, Руссо предлагает обществу вновь взять власть в свои руки для создания демократически-республиканского государства. В таком государстве каждый полноправный член общества должен принимать непосредственное участие в управлении, законодательстве и суде. Таким образом, по мнению Руссо, будет достигнуто гражданское равенство.

Главный труд Монтескье "О духе законов" содержал идеи права и государства, а потому был актуален для многих европейских монархов. В нем Монтескье проводит мысль о том, что законодательство и государственное устройство каждой страны должны приспосабливаться к ее климатическим и почвенным условиям, а также к религии, характеру и степени развития ее народа. Из различных форм государственного правления он отдает предпочтение республиканской, применение ее на практике считает возможной при условии одинакового развития всех граждан и готовности их к роли правителей. Он не видел возможности в современных государствах для республиканской формы правления, поэтому останавливается на конституционной монархии, в которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная — выборным народным представителям. Суд должен быть независимым от администрации.

По своим политическим взглядам Вольтер был монархистом, состоял в дружбе и переписке с ‘многими европейскими монархами. Чтобы обладание самодержавной властью не привело к злоупотреблениям и произволу, по мнению Вольтера, государи должны быть философски образованны, окружены философами н руководствоваться философией, которая гарантирует справедливость и полезность их распоряжений. Вольтер проповедовал начала гуманности и справедливости, настаивал на коренном преобразовании средневековых форм судопроизводства, на отмене пыток, призывал к отмене крепостного права, к уничтожении феодальных привилегий. *

Большое влияние на общество оказали и так называемые энциклопедисты — члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. "Энциклопедию наук, искусств и ремесел". Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла а том чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютно” монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих 11 Великий (1712-1786), оставивший после себя 30-томное собрание сочинений. Под влиянием идей просветителей Фридрих И издал свод законов — "Фридрихов кодекс", вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха 11 было неглубоким, о чем можно судить по его практическим делам. Так, весь социальный строй Пруссии, с преобладанием дворянства над прочими сословиями, он оставил без изменения.

Более последовательно проводил политику просвещенного абсолютизма Иосиф 11 (1741-1790), который после смерти отца Франца Стефана стал германским императором, а после смерти матери Марии Терезии унаследовал австрийские владения. В свое десятилетнее царствование в Австрии (1780-1790) он провел целый ряд реформ, главная из которых — освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа И затронули судопроизводство ("Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе.

Глава 1. Западная Европа и Россия в 18 веке.

Экономическое развитие стран Европы.

Победа Англии в экономическом соревновании с Голландией была победой английского промышленного капитализма над голландским торговым капитализмом, капиталистической домашней промышленности — над городской мануфактурой ее соперницы. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии, использующая дешевую рабочую силу, оказалась более конкурентоспособной. Голландия отставала от Англии и в металлургии из-за недостаточного развития топливно-энергетической базы. В Англии процесс концентрации и специализации мануфактур достиг особого развития в середине XVIII в., ни одна страна Европы не могла соперничать с ней в разнообразии отраслей промышленного производства. В середине XVIII в. английская шерстяная промышленность, по словам современников, была "разделена н? различные части или отрасли, закрепившиеся в определенных местах, где все производство сводится целиком или преимущественно к этим отраслям: тонкие сукна производятся в Сомерсетшире, грубые — в йоркшире, двойной ширины — в Эксетере, шелк — в Садбери, креп — в Норидже, полушерстяные материи — в Кендале, одеяла — в Уитни и т.д .

Западная Европа в 18 веке

Экономическое развитие стран Европы.

Победа Англии в экономическом соревновании с Голландией была победой английского промышленного капитализма над голландским торговым капитализмом, капиталистической домашней промышленности — над городской мануфактурой ее соперницы. Деревенская рассеянная мануфактура в Англии, использующая дешевую рабочую силу, оказалась более конкурентоспособной. Голландия отставала от Англии и в металлургии из-за недостаточного развития топливно-энергетической базы. В Англии процесс концентрации и специализации мануфактур достиг особого развития в середине XVIII в., ни одна страна Европы не могла соперничать с ней в разнообразии отраслей промышленного производства. В середине XVIII в. английская шерстяная промышленность, по словам современников, была "разделена н? различные части или отрасли, закрепившиеся в определенных местах, где все производство сводится целиком или преимущественно к этим отраслям: тонкие сукна производятся в Сомерсетшире, грубые — в йоркшире, двойной ширины — в Эксетере, шелк — в Садбери, креп — в Норидже, полушерстяные материи — в Кендале, одеяла — в Уитни и т.д.

Во Франции в первой половине XVIII в. ткалось более 100 видов разнообразных шелковых тканей. Легкая промышленность по масштабам производства обгоняла тяжелую. На протяжении XVIII в.

повсеместно происходил процесс формирования мануфактурного пролетариата. В разных странах этот процесс находился на разных стадиях. Превращение крестьянина в рабочего деревенской мануфактуры представляло собой важный шаг в развитии всего Европейского континента.

Во Франции государственные субсидии способствовали распространению шерстяной промышленности в сельских районах на юге страны, что компенсировало начавшийся упадок таких старых центров, как Реймс, Лилль, Амьен. Французские ткани успешно конкурировали с английскими на колониальном рынке.

Усиливавшийся процесс специализации сопровождался созданием комбинации различных мануфактур. На этих комбинированных мануфактурах производство средств производства оказывалось связанным с мануфактурой, для которой данный продукт являлся исходным сырьем.

Легкая промышленность далеко обгоняла по масштабам производства тяжелую. Так, во Франции в конце XVIII в. по некоторым подсчетам годовая продукция текстильной промышленности составляла в денежном выражении 1906 млн. ливров, металлургии — 88 млн. ливров, добыча минерального топлива — 10 млн. ливров. Темпы роста промышленности были невелики. Для Франции, например, они составляли в среднем полтора процента. Экстенсивные факторы роста полностью преобладали над интенсивными.

Промышленный переворот — переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин. Это общемировое явление, но он проходил в разных странах в разное время. Его родиной стала Англия.

Начало промышленного переворота в Англии.

На определенной стадии развития в рамках буржуазной страны становилась ощутимой узость технического базиса мануфактуры, а в феодальной стране — узость внутреннего рынка, различные ограничения капиталистического предпринимательства вследствие сохранения феодальных отношений. В середине XVIII в. мануфактура в национальном масштабе только в Англии достигла уровня зрелости, при котором ее технический базис вступил в противоречие с ею самой созданными возможностями производства и запросами внутреннего и внешнего рынков. Тем самым только в Англии появились экономические и социально-политические предпосылки для начала промышленной революции.

Основой переворота в текстильной промышленности в 1780-х гг. были челнок-самолет Д.ж. Кея (1704-1764), прядильная машина Дж. Харгривса (7- 1778), мюль-машина С. Кромптона (1753- 1827), водяная машина (ватермашина) Р. Аркрайта (1732-1792). Внедрение машин в производство означало огромный рывок вперед: никакой самый совершенный ручной труд не мог соперничать с машинным. Естественно, что стремительное развитие хлопчатобумажной промышленности сразу же выявило отставание других отраслей индустрии. Чтобы преодолеть его и здесь, надо было безотлагательно вводить машины. Техническая мысль подсказывала множество решений, и, постепенно совершенствуясь, машины проникли во все важнейшие отрасли производства — добычу угля, производство железа и т.п. В 1784 г. англичанин Джеймс Уатт (1736-1819), ученый и конструктор, изобрел первый универсальный двигатель — паровую машину, приводящую в движение различные рабочие механизмы. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. В этом же году английский металлург Г. *орт (1740- 1800) разработал способ прокатки фасонного железа, усовершенствовал процесс пудлингования. В Англии вместо древесного топлива стали применять каменный уголь.

Еще в начале XVIII в. Англия отставала в этом отношении не только от Франции, но и от Италии. За первую половину XVIII в. протяженность вновь проложенных или фундаментально улучшенных дорог в Англии составила 1600 миль. В 1673 г. путешествие в почтовой карете из Лондона в Эксетер занимало от 8 до 12 дней, а в 1760 г. — от 4 до 6 дней. Стоимость перевозок постоянно сокращалась. К 1760 г. Англия располагала судоходными реками и каналами, протяженность которых составляла 1460 миль. Строительство дорог и каналов успешно осуществлялось и в других странах. К середине XVIII в. было закончено сооружение магистральных дорог, связывающих Париж с границами Франции. На поездку из Парижа в Пион в 1660 г. уходило 10 дней, в 1770 г. — лишь 5 дней.

XVIII столетие было веком торговли. В первые Торговля две трети XVIII в. более быстро по сравнению с мануфактурой, которая к тому же первоначально была ориентирована на внутренний рынок, развивалась внешняя торговля. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Торговля европейцев со странами Азии сводилась с пассивным балансом. Долгое время в ней преобладали восточные ремесленные изделия, табак, пряности, чай, кофе. В торговле с Америкой часто главной статьей ввоза туда становились обращенные в рабство африканцы.

В XVIII а. Англии удалось превратить свои владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для своих мануфактурных товаров. Британские товары проникали и на рынки Португалии и ее владений. Главным европейским перевалочным пунктом в заморской торговле стал Лондон. С Лондоном делили роль центров заморской торговли Амстердам, Бордо, Гамбург и Лиссабон.

Серьезным торговым конкурентом Англии в XVIII в. оставалась Франция, которая по численности населения более чем вдвое превосходила Англию. Наиболее прибыльные отрасли внешней торговли были прочно захвачены купцами и судовладельцами нескольких крупных портовых городов, прежде всего Бордо и Нанта. Так, например, в 1717 г. торговля Бордо составляла 13 млн. ливров, а в 1789 г. — 250 млн. ливров, ежегодные темпы роста составляли 4,4 процента, при темпах роста е промышленности Франции — от 1,5 до 1,19 процентов.

Основной вид борьбы между странами-конкурентами — торговые войны, которые велись не только во имя интересов торговли, но во многих случаях способствовали ее развитию и финансировались за счет доходов от торговли.

Сельское хозяйство.

Даже в наиболее развитых в промышленном отношении странах большинство населения было занято в сельском хозяйстве. В Англии в начале XVIII в. 75 процентов населения было занято в сельском хозяйстве, во Франции — 80-85 процентов, в Финляндии — 81 процент. Тип аграрного развития в различных регионах Европы был неодинаков. Причиной весьма значительных региональных особенностей в развитии аграрной жизни Западной Европы периода мануфактурного производства было прежде всего различие в путях эволюции форм земельной собственности. В классическом виде переход к поместью нового типа, характерному для капиталистического производства, совершался только в Англии, где наблюдалось трехчленное деление сельского общества: наемный рабочий — капиталистический арендатор — лендлорд. В основе этого процесса — экспроприация крестьянства, парламентское огораживание конца XVIII в.

Английский вариант капиталистической аграрной эволюции был воспроизведен во Французской Фландрии и Северовосточной Нормандии.

Однако на большей части территории Европы XVIII в. господствовало мелкое крестьянское землепользование с характерным для него формированием капиталистических элементов из меж- крестьянских отношений в результате социально-экономической дифференциации сельскохозяйственных производителей. Различия заключались в большей или меньшей степени экономической самостоятельности таких хозяйств. Так, наиболее устойчивые рыночные связи мелкого крестьянского хозяйства были характерны для Фландрии и Северных Нидерландов. В Южной Франции, Южной Италии, Северной Испании, Северо-Западной Германии и некоторых других областях крестьяне имели меньшую хозяйственную самостоятельность и подвижность.

Различные регионы Европы существенно отличались и по типу исторически сложившейся сельскохозяйственной специализации. Основными странами по производству зерна были Польша, Пруссия, Россия, Северная Франция, Нидерланды. Центрами виноделия являлись Франция, Испания, Италия.

Животноводство, торговля скотом, шерстью и молочными продуктами были особенно характерны для Нидерландов, Швеции и Англии.

Для большинства стран Западной Европы XVIII столетие было веком качественно навык явлений в сельском хозяйстве. Особенно была знаменита Норфолкская шестипольная система севооборота: поле делилось на 19-20 участков, использовалось по шесть участков, комбинируемых в известной последовательности практически без применения пара. Комбинированный посев снижал опасность недостаточно высокого урожая в холодные весны.

В XVIII в. в практику континентальной и островной Европ."1 были внедрены гречиха, маис, картофель, лен. В этот период были достигнуты и определенные успехи в изобретении и внедрении новой сельскохозяйственной техники (легкий брабантский плуг, фламандская борона, серп заменен косой). Применялись и другие технические новшества.

В результате технического переворота как одного из проявлений аграрной революции ручной труд в сельскохозяйственном производстве в значительной мере заменялся машинным. Но и здесь машины раньше всего внедрялись в Англии, затем во Франции и в германии.

Капиталистическая перестройка в аграрной сфере Европы XVIII в. не была прямолинейной, во многих странах сохранялись феодальные методы ведения хозяйства.

Особенностью таких стран, как Италия и Франция, было существование издольщины — краткосрочной крестьянской аренды с преобладанием натуральных платежей, хотя в целом для Европы XVIII в. были характерны изменения структуры аренды: повышение роли капиталистической аренды, значительно большее вовлечение наемного труда; увеличение нормы эксплуатации мелких арендаторов за счет как прямого роста арендных платежей, так и изменения их структуры и формы.

Сдвиги в социальной структуре.

Привилегированные верхи состояли из купцов-пайщиков, финансистов, откупщиков налогов. Удельный вес и политическое влияние этого слоя в разных странах были различными. В раннебуржуазных государствах представители этого слоя фактически стояли у власти, даже если высшие посты в государственном аппарате занимали представители дворянской аристократии. Так было и в Англии, и во Франции. Позиции этого слоя были слабыми в экономически менее развитых государствах Центральной и Северной Европы.

Новым слоем в составе буржуазии стали мануфактуристы, развитие мануфактуры привело и к увеличению численности мануфактурного пролетариата.

Общий хозяйственный подъем приводил к демографическому росту. Население Европы увеличилось примерно со ИВ млн. чел. в 1700 г. до 140 млн. в 1750 г. и до 187 млн. в 1800 г. Наиболее быстро росло население Англии, за столетие оно увеличилось вдвое — с б до И млн. Во Франции население возросло с 16 млн. в 1715 г. до 26 млн. в 1789.

Последняя четверть XVIII в. во всемирно-историческом масштабе стала временем крушения феодализма, временем начала эпохи буржуазных революций.

В общественно-политической жизни Европы XVIII в. определяющими явлениями и событиями стали Просвещение, вступление абсолютизма в нисходящую фазу и укрепление парламентаризма.

Ярким свидетельством назревающего общественного кризиса являлась Великая французская буржуазия революция, главной причиной которой стало широкое недовольство всех слоев населения господствующим феодально-абсолютистским строем и его несоответствием задачам экономического, социального и политического развития страны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх