Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»? Головные боли Вегето-сосудистая дистония (всд) Всд какая группа здоровья

ВВЕДЕНИЕ

Вегетососудистая дистония, или ВСД, к сожалению, становится чересчур «популярным» ныне диагнозом. По-другому это заболевание называют нейроциркуляторной дистонией, или неврозом сердца.

Вегетососудистую дистонию все чаще и чаще называют болезнью цивилизованного общества. Возраст, в котором она нас настигает, все больше и больше снижается. Плохая экологическая ситуация, урбанизация, увеличивающаяся учебная нагрузка, недостаточная двигательная активность, нездоровое увлечение телевизором или компьютером – вот причины того, что вегетодистония начинает собирать свою обильную жатву уже среди школьников среднего возраста. А уже у 20–40% старшеклассников отме-чаются типичные симптомы «вегетативной бури».

Этот недуг имеет черты других заболеваний: неврологических, кардиологических и сосудистых, а главной причиной болезни является нарушение тонуса сосудов вследствие расстройства вегетативной нервной системы.

При ВСД в ткани и органы поступает меньше кислорода, и это сопровождается целым рядом симптомов:

    головной болью;

    слабостью;

    утомляемостью;

    ощущением нехватки воздуха;

    ознобом или чувством жара;

    головокружением;

    ощущением замирания и остановки сердца.

Все эти симптомы – результат несовершенства вегетативных механизмов, следствие вегетативной дисфункции. Расстройства вегетативной регуляции говорят о том, что во внутренних органах нет каких-либо повреждений, нарушена лишь деятельность этих органов или систем.

Предупреждение сосудистой дистонии, должно начинаться с закаливания в детском и юношеском возрасте, организации рационального режима труда и отдыха. Необходимо избегать нервных перенапряжений, при заболевании тщательно соблюдать режим и другие назначения врача.

Сегодня одним из перспективнейших направлений в лечении ВСД становится лечебная физкультура, она оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов при выраженных спастических реакциях.

Цель моей работы состоит в изучении влияния лечебной физкультуры на здоровье человека, страдающего ВСД.

Задачи направлены на рассмотрение:

    характеристики заболевания;

    причины возникновения;

    основные принципы профилактики заболевания;

    комплекс упражнений ЛФК.

1. ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ

Вегетососудистая дистония функциональное заболевание сердечно-сосудистой системы, проявляющееся многочисленными сердечно-сосудистыми, респираторными и вегетативными расстройствами, астенизацией, плохой переносимостью стрессовых ситуаций и физических нагрузок, отличается доброкачественным течением, благоприятным прогнозом, не приводит к кардиомегалии и сердечной недостаточности. У подростков и юношей ВСД чаще всего обусловлена рассогласованием физического развития и степенью зрелости нервно-эндокринного аппарата. В другом возрасте развитию дистонии могут способствовать нервно-психическое истощение в исходе острых и хронических инфекционных заболеваний и интоксикаций, недосыпание, переутомление, неправильные режимы питания, половой жизни, физической активности (сниженная или слишком интенсивная).

Вегетативно-сосудистые нарушения бывают в разных органах и системах. Различают:

    сердечно-сосудистые (сердцебиение, повышение или снижение артериального давления, бледность, потливость);

    пищеварительные (отсутствие аппетита, отрыжка воздухом, трудности при глотании, тошнота, икота);

    дыхательные (одышка, стеснение в груди).

Любые из вышеперечисленных расстройств имеют общую основу: ВСД. Любое проявление ВСД - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативной системами, где огромную роль играют структуры, ответственные за регуляцию эмоций. Проявления ВСД очень многообразны, они могут быть похожи на все заболевания сразу. Поведение больных часто бывает назойливым, множество предъявляемых ими несуразных жалоб может привести врача в недоумение. Иногда же при установленном диагнозе ВСД остается не распознанным действительно имеющееся заболевание. Поэтому диагноз ВСД является диагнозом исключения и выставляется только после того, как будут проведены ЭКГ, исследование полей зрения, ЭЭГ, осмотры окулиста, эндокринолога, психотерапевта, сделаны клинические анализы мочи и крови.

ВСД характеризуется расстройством вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов вследствие первично или вторично возникающих отклонений в структуре и функции центральных отделов вегетативной нервной системы и обычно сопровождается психо-эмоциональными нарушениями.

Этиологическими, предрасполагающими, провоцирующими факторами ВСД у детей являются наследственно-конституциональная отягощенность, неблагоприятное течение беременности и родов, острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции, органические заболевания головного мозга, эндокринная перестройка организма, патология эндокринных желез, аллергические состояния, неврозы.

В патогенезе ВСД ведущее значение имеет врожденная или приобретенная структурно-функциональная недостаточность центральных отделов ВНС, входящих в состав лимбико-ретикулярного комплекса и гипоталамо-стволовых образований головного мозга.

Изменения, обусловленные сбоями в управлении тонусом симпатической и парасимпатической систем (относятся к вегетативной нервной системе) со стороны высших вегетативных центров, могут привести к развитию так называемой вегетативной дистонии.

У некоторых людей вегетативная дистония наблюдается от рождения: они плохо переносят жару или холод, при волнении краснеют или бледнеют, покрываются потом. У детей вегетативная дистония может проявляться ночным недержанием мочи. У взрослых (чаще у женщин) нарушение регуляторных функций вегетативной нервной системы иногда протекает в виде приступов - вегетативных кризов.

В зависимости от изменений со стороны сердечно-сосудистой системы и изменений артериального давления, вегетососудистую дистонию подразделяют на типы:

    нормотензивный или кардиальный (сердечный) тип, проявляющийся болями в сердце или связанный с различными нарушениями сердечного ритма;

    гипертензивный тип, характеризующийся повышенным давлением в состоянии напряжения или покоя;

    гипотензивный тип, характеризующийся пониженным давлением, сопровождающимся слабостью, утомляемостью, склонностью к обморокам.

В зависимости от преобладания активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, выделяют симпатикотонический, парасимпатикотонический и смешанный типы вегето-сосудистой дистонии.

2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

В настоящее время основными причинами возникновения вегето-сосудистой дистонии, являются следующие факторы:

Эпизоды острых и хронических инфекций – считаются одним из основных пусковых факторов в развитии симптомов ВСД. Во время эпизода инфекции (например, бронхита) организм больного испытывает определенный стресс, а в его памяти отпечатывается модель болезненного поведения и страх заболеть снова. В связи с этим, даже после выздоровления больные остаются крайне внимательными по отношению к собственному самочувствию, что реактивирует отложившиеся в памяти модели болезненного поведения и вызывает некоторые навязчивые симптомы ВСД, о которых будет подробнее рассказано ниже. Многие больные с ВСД сами называют это «накручиванием» - то есть заострение внимания на тех или иных симптомах или обеспокоенность той или иной сферой собственного здоровья рано или поздно приводит «усилению» симптомов, за которыми ведется наблюдение и ухудшению общего состояния больного, без прогрессии основной болезни, на фоне которой возникли начальные симптомы.

Довольно часто симптомы дистонии возникают спустя долгое время после перенесенного эпизода тяжелой болезни, и выражают страх человека снова заболеть.

Хронический стресс, переутомление, плохое питание – способны снизить защитные свойства организма и предрасполагают к развитию инфекционных болезней, которые могут вызвать вегетососудистую дистонию по уже описанному выше механизму. Более того стресс, переутомление и плохое питание оказывают прямое дестабилизирующее влияние на нервную систему человека и расстраивают адаптационные механизмы.

Определенную роль в развитии вегетососудистой дистонии играет и малоподвижный образ жизни, а также длительная «сидячая работа». Очень часто приступы ВСД (с преобладанием дыхательных симптомов) возникают у пациентов после длительной и напряженной работы за компьютером или с документами.

Вредные привычки (курение и алкоголь) также способны спровоцировать возникновения вегетососудистой дистонии, особенно у молодых людей.

Особенно велик риск развития ВСД у курильщиков, так как содержащийся в табачном дыме никотин оказывает стимулирующее влияние на вегетативную нервную систему, а при длительно курении дестабилизирует ее. В некоторых случаях появление или усиление симптомов ВСД наблюдается через несколько лет после начала курения или сразу после отказа от курения. В тех случаях, когда возникновение ВСД вызвано вредными привычками – сознательный и добровольный отказ от курения и алкоголя может привести к полному выздоровлению больного.

Особенности личности и различные психологические заболевания играют в развитии дистонии одну из главных ролей. Достоверно известно, что симптомы ВСД значительно чаще наблюдаются у впечатлительных или мнительных людей, особенно часто у молодых девушек или юношей. В данном случае симптомы ВСД не следует путать с симуляцией болезни или с ипохондрией, которые представляет собой, соответственно, сознательную имитацию симптомов болезни и преувеличенное опасение за собственное здоровье или убежденность в наличии того или иного заболевания при его реальном отсутствии. ВСД может наблюдаться и у людей с исключительно стойким характером, которые не только не жалуются на плохое самочувствие, но и довольно серьезно пытаются, как-то решить эту проблему самостоятельно.

Довольно часто симптомы ВСД могут указывать на наличие у больного депрессии. В подобных случаях различные жалобы на плохое самочувствие являются физическим воплощением депрессии, ее телесным эквивалентом и проявлением.

3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ЛФК

Дозированное применение физических упражнений уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС, повышает ее регулирующую роль в координации деятельности важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс.

ЛФК оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов при выраженных спастических реакциях у больных и выравниванию асимметрии в состоянии тонуса сосудов. Это в свою очередь сопровождается отчетливым снижением АД. Физические упражнения повышают сократительную способность миокарда. У больных нормализуются показатели венозного давления, увеличивается скорость кровотока как в коронарных, так и в периферических сосудах, что сопровождается увеличением минутного объема сердца и уменьшением периферического сопротивления в сосудах. Под влиянием дозированных физических упражнений нормализуются показатели липидного обмена, коагулирующая активность крови и активизируется противосвертывающая система. Развиваются компенсаторно-приспособительные реакции, повышается адаптация организма больного к окружающей среде и различным внешним раздражителям. Особенно благоприятное влияние на больных оказывают специальные физические упражнения. Под влиянием ЛФК у больных улучшается настроение, уменьшаются головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца и т. д.

Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого при проведении дозированных проб с нагрузкой. Больным показаны утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм (преимущественно в санаторно-курортных условиях), спортивные игры или их элементы; физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой области.

Утренняя гигиеническая гимнастика чаще проводится так называемым раздельным методом, когда физические упражнения выполняют одно за другим после объяснения и показа их инструктором. Музыкальное сопровождение способствует не только повышению эмоционального тонуса больного, но и облегчает выполнение физических упражнений (ритм, темп). В утренней гигиенической гимнастике применяют элементарные физические упражнения, охватывающие все мышечные группы, в сочетании с дыхательными упражнениями. Продолжительность занятий 10-15 мин, упражнения повторяют 4-6 раз для крупных мышечных групп и 10-12 раз - для мелких и средних мышечных групп.

Физические упражнения выполняют ритмично, в спокойном темпе, с большой амплитудой движений в суставах. Занятия проводят малогрупповым методом (4-8 человек) или индивидуально.

К специальным относят упражнения на расслабление мышечных групп, на развитие равновесия, координации, дыхательные динамические упражнения и физические упражнения с дозированным усилием динамического характера. Физические упражнения с дозированным усилием используют при наличии предварительной тренировки больного, преимущественно во второй половине курса лечения.

Следует избегать упражнений с большой амплитудой движения для туловища и головы, а также резко и быстро выполняемых движений и упражнений с длительным статическим усилием.

Противопоказания к назначению или продолжению занятий разными формами ЛФК: общие противопоказания, исключающие применение ЛФК, значительное повышение АД (свыше 210/120 мм рт. ст.); состояние после гипертонического криза, значительное снижение АД (на 20-30% от исходного уровня), сопровождающееся резким ухудшением самочувствия больного; нарушения сердечного ритма; развитие приступа стенокардии, резкой слабости и выраженной одышки. (Таблица 1,2)

Описанные 2 комплекса упражнений проводят в небольших группах, упражнения для каждого конкретного случая подбираются с учетом специфики занимающегося контингента и уровня его подготовленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опираясь на труды различных исследователей, мной были рассмотрены пути лечения ВСД посредством лечебной физкультуры.

В ходе работы я убедился в том, что нельзя забывать о тех методах, которые были выработаны лечебной физкультурой в ходе ее многолетней практики. Физический труд, разумные спортивные нагрузки, активный отдых благоприятно сказываются на состоянии не только сердечно-сосудистой системы, но и всего организма в целом.

Однако при практическом применении вышеуказанных рекомендаций необходимо строгое соблюдение принципа индивидуального подхода к больному, учета специфических особенностей протекания болезни.

ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса.

ВСД подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения болезни.

При регулярном выполнении физических упражнений постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.

При своевременном выявлении и лечении вегетативных нарушений, последовательном проведении профилактических мероприятий прогноз благоприятный и человек может надеяться на выздоровление.

Список литературы

1. Аббакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония //Врач. – 1997. – № 2 С. 6-8

2. Амосова Е.Н. Нейроциркуляторная дистония / В кн.: Клиническая кардиология. - К.: Здоровье. – 2002. – Т. 2, глава 7. С. 755-787.

3. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.8-56.

4. Латфуллин И.А. Нейроциркуляторная дистония: диагноз или синдром? // Кардиология. – 2008. – № 4. С. 59-61.

5. Маколкин В.И. Нейроциркуляторная дистония: миф или реальность? // Кардиология. – 2008. – № 4. С. 62-65.

6. Беленков Ю.Н., Оганова Р.Г. Вегетативная дисфункция сердца. – М.: Гэотар-Медиа., 2008. С. 158-168

7. Полная медицинская энциклопедия. Сост. Е.Незлобина.

8. Энциклопедия лечебного массажа и физкультуры

9. В.А. Епифанов "ЛФК: Справочник"

Приложение

Таблицы упражнений лечебной физкультуры

Таблица 1

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность, мин

Методические указания

Цель занятия

Ходьба обычным шагом с постепенным ускорением и замедлением. Элементарные физические упражнения для рук и туловища чередуют с динамическими дыхательными в соотношении 1:3

Ритмичная в спокойном темпе. Упражнения выполнять свободно со средней и большой амплитудой движения в суставах

Постепенная адаптация организма к возрастающей физической нагрузке

Основной

Элементарные упражнения для рук, ног, туловища по различным осям

Упражнения чередовать правильно с дыхательными динамическими упражнениями

Стимуляция периферического кровообращения и функции внешнего дыхания

Упражнения в метании и передаче мячей и медицинболов, расслабление мышечных групп рук, ног

Чередовать с дыхательными упражнениями для нижних конечностей. Разнообразить способы перебрасывания и передачи гимнастических предметов

Повышение реактивности сосудистой системы в связи с изменением положения туловища, головы; тренировка вестибулярного аппарата, улучшение функции ЦНС

Сидя и стоя

Упражнения для рук, ног, туловища, чередовать с упражнениями на гимнастической стенке (типа смешанных висов) и с дыхательными

Тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной системы

Малоподвижные игры с мячом (эстафета, переброски др.) и короткие перебежки

Регулировать эмоциональную реактивность больного, включать паузы для отдыха и дыхательные упражнения

Создание положительного эмоционального фона, отвлечение больного от субъективных проявлений болезни, стимуляция обмена веществ

Заключи-тельный

Ходьба обычным шагом и ус-ложненная, упражнения на рас-слабление мышц туловища, рук, ног, дыхательные стати-ческие упражнения

Ходьба ритмичная в спокой-ном темпе

Снижение общей физической и психоэмоциональной на-грузки

Таблица 2

Раздел занятия

Исходное положение

Упражнения

Продолжительность,

Методические указания

Цель занятия

Сидя на стуле

Элементарные гимнастические упражнения для рук и ног

Выполнять упражнения свободно, чередуя их с дыхательными динамическими упражнениями

Стимуляция периферического кровообращения, обмена и функции внешнего дыхания

Основной

Лежа с приподнятой головой

Упражнения для рук, ног с большой амплитудой. Облегченные упражнения для мышц брюшного пресса и для мышц тазового дна

Не допускать натуживания и нарушения ритма дыхания. После относительно трудных физических упражнений -дыхание глубокое

Улучшение крово- и лимфообращения в брюшной и тазовой областях, уменьшение венозного застоя, увеличение подвижности диафрагмы, стимуляция функции органов пищеварения

Ходьба простая в разных направлениях в спокойном темпе. Дыхательные упражнения

Следить за ритмом дыхания

Повышение общей нагрузки с использованием вспомогательных факторов кровообращения

Заключи-тельный

Сидя на стуле

Элементарные упражнения для рук, ног и туловища. Дыхательные динамические, затем статические упражнения

При движениях не делать резких движений головой

Снижение общей нагрузки на организм

Вегето-сосудистая дистония

Как проявляется заболевание?

  • Одышкой.
  • Болями в сердце.
  • Склонностью к обморокам.
  • Повышенной потливостью.
  • Головной болью.
  • Ощущением кома в горле.
  • Нарушением сна.

коррекцию образа жизни

психотерапии

Очень полезно бывает пройти санаторно-курортное лечение

Психотропные средства

Симптоматические средства

Общеукрепляющая терапия

Фитотерапия

Вегетососудистая дистония: причины возникновения

Вегето-сосудистая дистония на сегодняшний день является очень распространенным заболеванием деток, как дошкольного, так и школьного возраста. Оно может развиться по самым разным причинам, которые врачи определяют в группы. Многообразие провоцирующих факторов привело к появлению большого числа терминов, обозначающих это патологическое состояние. Среди них синдром вегетативной дистонии, нейроциркулярная дистония, диенцефальный синдром, гипоталамический синдром, функциональная кардиопатия, вегетоневроз и много других. Изо всех существующих наименований наиболее целесообразно использовать термин вегето-сосудистая дистония.

Самая первая группа факторов риска – это семейная и генетическая отягощенность. Этот этиологический фактор является самым распространенным, так как при сборе анамнеза у малышей всегда можно обнаружить родственников, которые страдают от недугов, в какой-то степени связанных с вегетативной дистонией. За границей проводились исследования, которые доказали, что этот тип наследования можно относить к многофакторным. Кроме того, в последнее время становятся актуальными различные вялотекущие инфекции, а это дает основание сделать вывод о первичном инфицировании структур в головном мозге и последующем развитии клинической картины ВСД.

Ко второй группе факторов риска относят хронический стресс, а именно регулярное или длительное воздействие различных неблагоприятных ситуаций на детский организм. Это способно вызвать перенапряжение адаптационных систем. Подобное явление считается самой частой причиной развития нейроциркулярной дистонии. К частым причинам хронического стресса у малышей можно отнести наличие какой-то хронической инфекции, или рецидивирующих хронических инфекционных или соматических заболеваний. Кроме того выделяют и несколько неблагоприятных факторов внешнего воздействия, к примеру, социальные, климатические, бытовые или семейные.

Важно учитывать тот факт, что на протяжении своей жизни ребенок посещает несколько детских коллективов, и если условия там не здоровые, это становится причиной ухудшенной адаптации к новому окружению, что также может стать определенным провоцирующим фактором и вызвать развитие вегето-сосудистой дистонии. В эту группу также можно отнести характер воспитания детей внутри семьи, формирующий личные особенности маленького человека.

В том случае, если он отличается односторонностью, к примеру, ребенок чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности (компьютером, музыкой, спортом и т.п.) в ущерб другому, это может привести к развитию различных функциональных расстройств. Если же родители и вовсе не контролируют детей, это может подтолкнуть их в сомнительные компании и привести в конце-концов к токсикомании, наркомании, или преступности и травматизму.

Третья группа факторов риска – это остаточные органические поражения центральной нервной системы, возникшие вследствие врожденных или приобретенных патологий. Они могут развиться после перенесенных инфекций, например, внутриутробных, травм и токсикозов. Такие дети имеют в анамнезе четкие указания на наличие ещё в раннем детстве травм, асфиксии, перинатально энцефалопатии (возникшей в результате осложненной беременности) или желтухи новорожденных. Малыши из этой группы достаточно остро заболевают ещё в раннем детстве. Они отличаются неусидчивостью и плохой памятью. Таким детям трудно найти общий язык со сверстниками, они страдают от беспричинных страхов. Подобная симптоматика напрямую связана с поражением каких-то частей головного мозга.

Четвертая группа риска – это наличие патологических процессов внутри шейного отдела позвоночника. Этот фактор только недавно стали рассматривать в качестве провоцирующего вегето-сосудистую дистонию, поэтому он является ещё не до конца изученным. Ученые предполагают, что важную роль играет нестабильность и вертебробазилярная недостаточность внутри шейного отдела позвоночника.

К пятой группе риска относят акселерацию и период полового созревания, который также может вызвать вегето-сосудистую дистонию. При этом важную роль играет стабильность гормонального фона в этом периоде развития. Его «скачки» мешают нормальной адаптации детей подросткового возраста в социальной среде. Родителям следует очень внимательно относиться к ребенку в этот период его жизни и к резким сменам его настроения.

Шестая группа – это изменения личности ребенка, носящие неврозоподобный характер. Этими факторами должен заниматься специалист психиатр.

Каждый из факторов риска формирования вегето-сосудистой дистонии может считаться основным. Существует огромное количество вторичных причин, совокупность которых также может привести к развитию заболевания. Каждый конкретный ребенок при этом требует индивидуального подхода. Для того чтобы лечение ВСД было успешным, необходимо выявить все причины её возникновения и устранить их.

Диагноз вегето-сосудистая дистония следует рассматривать только в качестве обобщающего понятия, свидетельствующего о каком-то сформированном патологическом процессе, который наличествует у ребенка. При этом необходимо заниматься не только лекарственной терапией малыша, а также и его психоэмоциональной адаптацией. Этот процесс должен проводиться родителями, учителями в школах и воспитателями в детских садах.

Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

ПОНЯТИЕ О МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПОНЯТИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ, ЕГО ВИДЫ

Учебные вопросы:

Понятие об иммунитете и его виды.

Показания и противопоказания к иммунизации.

Понятие об иммунитете и его виды

Иммунитет (от лат. Immunities - освобождение от чего-либо) - освобождение (защита) организма от генетически чужеродных организмов и веществ (физических, биологических, химических). В инфекционной патологии иммунитет - это невосприимчивость организма к патогенным микробам и их ядам. Основоположниками учения об иммунитете являются Луи Пастер, Илья Мечников и Эрлих. Л.Пастер разработал принципы создания вакцин, И.Мечников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. Эрлих открыл антитела и разработал гуморальную теорию иммунитета.

Основной структурной и функциональной единицей иммунной системы является лимфоцит. Органы иммунной системы подразделяются на:

центральные: костный мозг и тимус (вилочковая железа);

Периферические: скопления лимфоидной ткани в кишечнике, дыхательных путях и легких, мочеполовой системе (например, миндалины, пейеровы бляшки), лимфатические узлы, селезенка. Периферические органы иммунной системы, как сторожевые башни, расположены на пути возможного продвижения генетически чужеродных веществ.

Факторы защиты подразделяются на неспецифические и специфические.

Неспецифические механизмы иммунитета - это общие факторы и защитные приспособления организма. К ним относятся:

- непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек;

- непроницаемость гисто-гематологических барьеров;

- наличие бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне, слезе, крови, спинномозговой жидкости);

- выделение вирусов почками;

- фагоцитарная система;

- барьерная функция лимфоидной ткани;

- гидролитические ферменты;

- интерфероны;

- лимфокины;

- система комплемента и др.

Неповрежденная кожа и слизистые оболочки глаз, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, половых органов являются непроницаемыми для большинства микробов. Секреты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием по отношению ко многим инфекциям (кроме гноеродных кокков). Шелушение кожи - постоянное обновление верхнего слоя - является важным механизмом ее самоочищения от микробов и других загрязнений. Слюна содержит лизоцим, обладающий противомикробным действием. Мигательный рефлекс глаз, движение ресничек эпителия дыхательных путей в сочетании с кашлевым рефлексом, перистальтика кишечника - все это способствует удалению микробов и токсинов. Таким образом, неповрежденная кожа и слизистые оболочки являются первым защитным барьером для микроорганизмов.

Если случается прорыв инфекции (травма, ожог, отморожение), то выступает следующая линия защиты - второй барьер - воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизмов. Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (факторы клеточного иммунитета). Фагоцитоз, впервые изученный И.И. Мечниковым, представляет собой поглощение и ферментативное переваривание макро- и микрофагами микробов или других частиц, в результате чего происходит освобождение организма от вредных чужеродных веществ. Фагоцитарной активностью обладают ретикулярные и эндотелиальные клетки лимфоузлов, селезенки, костного мозга, купферовские клетки печени, гистиоциты, моноциты, полибласты, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.

Инвалидность при вегетососудистой дистонии

Стойкая или временная утрата трудоспособности устанавливается только при заболевании, которое привело к выраженным и необратимым нарушениям в организме. Как известно, ВСД не относится к заболеваниям. Попробуем разобраться в этой проблеме.

Возможные нарушения здоровья

ВСД по гипертоническому типу - крайне редкая причина инвалидности. Несмотря на функциональный характер патологии, она неблагоприятно воздействует на работу всего организма. Но государство не будет платить деньги фактически здоровым людям.

Вегетативная дистония часто сопровождает заболевания, которые выступают поводом к инвалидности, например диабет. От этого возникает ложное впечатление, что сама ВСД выступает причиной инвалидности, но это не так. Дистония - это не болезнь, а расбалансировка отделов нервной системы.

Вот пример. Ниже приведены органические повреждения, которые ухудшают здоровье пациента и ограничивают его функциональные возможности:

  • Гипертонический криз - резкое повышение артериального давления (АД) к показателям в 180–220/100–150 мм рт. ст., которое сопровождается сильными головными болями.
  • Инсульт или инфаркт миокарда - патологические состояния, развивающиеся на фоне гипертонического криза. Часто приводят к ограничению трудоспособности.
  • Хроническая почечная недостаточность - заболевание почек, которое выступает фактором, вызывающим стойкую утрату работоспособности.

Перечисленные выше состояния не развиваются по причине вегетативной дисфункции, но ВСД присоединяется впоследствии, и кажется, что она была изначально, но это не так.

Инвалидность

Стойкая потеря трудоспособности у пациентов с ВСД как сопутствующим, но не основным диагнозом, возможна, если диагностируются необратимые повреждения других органов. Это и выступает причиной для установления инвалидности:

  • Вторая группа инвалидности. Характеризуется частичным ограничением функциональных возможностей. Больной в основном обслуживает себя сам. Может заниматься некоторыми несложными видами профессиональной деятельности.
  • Третья группа инвалидности. Характеризуется незначительным ограничением по трудоспособности. Больной может занимать должности, которые не требуют сильных физических или умственных нагрузок. Полностью обслуживает себя в быту.

Пациентам с ВСД как с основным диагнозом группа инвалидности не устанавливается, поскольку дистония не вызывает необратимые изменения.

Но при ВСД можно вполне получать больничные листы, особенно при панических атаках. Критерии временной утраты трудоспособности при ВСД:

  • Выраженная клиническая картина, частые панические атаки.
  • Средний и тяжелый вегетативный криз с учетом прогрессирования базовой болезни в течение 3-5 дней, редко - дольше. Повторные панические атаки умеренной выраженности в течение 1-2 дней.

Дистония по гипертоническому типу

Гипертония, развивающаяся на фоне вегетативной дисфункции, носит обратимый характер и потеря трудоспособности временна. Главные причины ограничения жизнедеятельности пациентов с гипертонической формой ВСД:

  • снижение выносливости к напряжениям и нагрузке (физической, психологической);
  • нарушение баланса с факторами внешней среды (метеозависимость, боязнь слишком громких звуков или яркого освещения);
  • повышенная чувствительность к бытовым химикатам, токсинам, аллергенам;
  • снижение адаптивных способностей организма - проявляется невозможностью справляться с ситуациями, предусматривающими контроль за работой приборов, собственным поведением; поэтому исключается деятельность, связанная с управлением транспортными средствами, работой диспетчера и так далее.

Указанные факторы, возникающие на фоне ВСД, ведут к снижению качества жизни. Терапия заболевания и контроль за АД позволит частично или полностью восстановить трудоспособность пациента.

Особенности инвалидности при ВСД

Больные с ВСД, развивающейся по гипертоническому типу, претендуют только на третью или вторую группу инвалидности. И только в том случае, если у них есть серьезная причина - другое заболевание, например, злокачественная опухоль или тяжелая сердечная недостаточность.

  • эффективность проводимой терапии и улучшение самочувствия пациента;
  • уменьшение количества панических атак средней и тяжелой степени выраженности;
  • нормализация АД, уменьшение числа эпизодов головокружения и других сопутствующих симптомов.

Несмотря на возможность восстановления в должности, некоторые профессии противопоказаны больным с конкретным диагнозом. Это связано с выраженным снижением адаптивных способностей организма.

  • Таким людям не рекомендована работа в неблагоприятных метеорологических условиях (частые колебания температуры воздуха, изменения влажности, отсутствие необходимой вентиляции, перепады атмосферного давления).
  • Нельзя задействовать людей с диагнозом ВСД к производствам, на которых происходит контакт с токсинами, синтетическими аллергенами.

Дополнительные ограничения устанавливаются в зависимости от особенностей каждого клинического случая.

Не стоит обольщаться тем, кто думает, что вегетативная дистония - повод для оформления инвалидности без каких бы то ни было дополнительных серьезных заболеваний. Ведь ВСД провоцирует временные симптомы, которые снижают качество жизни, но при этом все функции организма выполняются исправно:

  • пищеварение работает;
  • сердце сокращается;
  • человек передвигается и обслуживает себя сам.

Освобождение от физкультуры при ВСД

Новости от спонсоров:

Освобождение от физкультуры при ВСД актуально для школьников и их родителей, но каковы шансы получить заветный документ, и какие преференции он дает, вопрос спорный.

Что такое ВСД

ВСД (вегето-сосудистая дистония) – это устаревшее название вегетативной дисфункции. Термин употребляется только отечественными медиками в отношении множества разных по проявлению и происхождению дисфункций внутренних органов, вызванных нарушением их нервной регуляции.

Вегето-сосудистая дистония часто впервые выявляется в школьном возрасте, что объясняется усилением темпа жизни, возрастанием нагрузки в процессе учебы. Организм, не способный выдержать такое давление, защищаясь и требуя передышки, «заболевает». Это выражается в виде невроза, сопровождаемого нарушениями работы внутренних органов, имитирующими характерные симптомы хронических заболеваний. Состояние существенно ухудшается, если оно сопровождается депрессией или истерией, тревожностью, ипохондрией и вредными привычками.

Почему дети не желают ходить на физкультуру

Обнаружив, что у ребенка вегето-сосудистая дистония, родители спешат заполучить справку, дающую освобождение от физкультуры.

Причины такого поведения любящих родственников – ребенок ослаблен, он не любит этот предмет, значит, нужно избавить его от лишнего стресса.

Дети не любят уроки физкультуры и мечтают получить освобождение от нее потому, что:

  • боятся не справиться с заданием учителя и стать посмешищем для сверстников;
  • дорожат своей привлекательностью для противоположного пола. Особенно это касается девочек, которым в дни менструаций не все учителя дают послабления. Еще не оформившиеся девушки боятся того, что могут запачкать форму, и это увидят одноклассники;
  • ребенок действительно болен, и это препятствует выполнению определенных упражнений;
  • на занятиях просто скучно.

Подобные причины редко озвучивают ученики тех школ, где:

  • физкультурой с мальчиками и девочками занимаются отдельно;
  • учителя с уважением относятся к физиологическим особенностям маленьких женщин;
  • вместо традиционных уроков физкультуры предоставляется возможность выбора какого-либо вида спорта (плавания, аэробики, волейбола и прочего).

Физкультура при ВСД

Освобождение от физкультуры при вегето-сосудистой дистонии не положено.

Сотрудники платных клиник, выдающие подобные документы, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности за фальсификацию меддокументации. Поэтому получить заветную бумагу через них становится все сложнее.

Освобождение от физкультуры на законных основаниях выписывается, если ребенок:

Перенес заболевание в острой форме. Срок избавления от напасти составит от 2 недель до (редко) 1 месяца;

Болеет часто и тяжело либо перенес травму, имеет серьезное заболевание. Тогда специальная комиссия (КЭК) вправе отлучить от занятий физической культурой на срок до 1 года.

Аттестация

Аттестация по физкультуре обязательна для всех. Если у ребенка диагностирована вегето-сосудистая дистония, он все равно должен аттестоваться.

В зависимости от состояния здоровья учащихся их делят на подгруппы:

Основную, где здоровые выполняют полную нагрузку;

Подготовительную, предназначенную для детей с незначительными проблемами со здоровьем. Ребята занимаются вместе с основной группой, но не выполняют некоторые упражнения;

Спецгруппу, необходимую ученикам со значительными отклонениями. Основание для перевода в такую группу – справка КЭК, выдаваемая на определенный срок.

Если есть полное освобождение от физкультуры, то ученик будет писать тематические рефераты, и он обязан посещать занятия, сидеть на скамье под присмотром учителя.

Резюме

Вегето-сосудистая дистония – это не болезнь, но может быть проявлением:

  • заболеваний центральной или периферической нервной системы;
  • проблем с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой или эндокринной системами;
  • хронического стресса, перенапряжения, переутомления.

Поэтому при выявлении ВСД следует тщательно обследоваться для выявления серьезных заболеваний со сходной симптоматикой.

Освобождение от занятий физкультурой при ВСД может дать отрицательный эффект – двигательная активность важна для гармоничного развития человека. Необходимо поговорить с ребенком, понаблюдать за ним и найти тот вид спорта, который подойдет именно ему. Некоторые учителя идут на встречу и позволяют заменить уроки физкультуры на регулярное посещение спортивных секций с условием успешной сдачи необходимых нормативов на базе школы.

Вегето-сосудистая дистония

Вегето-сосудистая дистония… Этот диагноз многие считают несерьезным: опасности для жизни он не представляет, осложнений практически не бывает. Однако проблема вегето-сосудистой дистонии заключается в том, что это заболевание может серьезно ухудшать самочувствие, к тому же лечить его не так-то просто.

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) – заболевание, обусловленное нарушением регуляции работы вегетативной нервной системы. За что отвечает этот отдел нервной системы? Он координирует работу всех внутренних органов включая эндокринные, а также функционирование кровеносных и лимфатических сосудов. Таким образом, нарушения в вегетативной нервной системе могут привести к расстройству работы любого внутреннего органа и сердечно-сосудистой системы.

Почему развивается вегето-сосудистая дистония?

Происхождение заболевания сродни любому неврозу – несоответствие желаемого и действительного, реакция на отсутствие психологического комфорта. Несмотря на то что вегето-сосудистую дистонию лечат преимущественно врачи-терапевты, по современной международной классификации болезней это состояние относится к психиатрической категории заболеваний и называется соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы. Другими словами, это разновидность невротических расстройств, которая нашла свой выход в соматических проявлениях, затрагивающих сердце, сосуды, пищеварительную систему и другие внутренние органы.

Болезнь формируется постепенно под влиянием особенностей личности и внешних факторов – семьи, окружающего общества, религиозных традиций, образования, культурных нюансов, образа жизни. Любой человек сталкивается с множеством стрессов, и если он не умеет правильно реагировать на проблемы и негативные эмоции, не может найти выход накопившемуся негативу и внутренней агрессии, это приводит к нарушению баланса работы различных отделов нервной системы.

Вегето-сосудистая дистония – заболевание обратимое и функциональное, то есть не связанное с нарушением структур организма, а вызванное лишь нарушением регуляторных механизмов. Однако длительное течение болезни может привести и к органическому необратимому повреждению, поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от лечения.

Как проявляется заболевание?

  • Повышением или снижением артериального давления.
  • Нарушением ритмичности и частоты сердечных сокращений.
  • Одышкой.
  • Болями в сердце.
  • Расстройствами пищеварения – запорами или диареей, болями в животе.
  • Склонностью к обморокам.
  • Повышенной потливостью.
  • Снижением общей температуры тела.
  • Головной болью.
  • Ощущением кома в горле.
  • Нарушением сна.
  • Повышенной раздражительностью.
  • Ухудшением некоторых интеллектуальных функций (памяти, способности к концентрации внимания и т. п.).

Заболевание может протекать с различным сочетанием этих признаков, но чаще преобладает какая-то одна группа расстройств. Если болезнь проявляется расстройствами, касающимися работы сердечно-сосудистой системы, то мы имеем дело с наиболее распространенной разновидностью – нейроциркуляторной дистонией. При нейроциркуляторной дистонии по кардиальному типу на первый план выходят симптомы со стороны сердца, когда больного беспокоят боли в сердце, ощущение его замирания или перебоев. Подобные проявления очень пугают больного, а это усугубляет психическую неуравновешенность и ухудшает течение заболевания. Если вследствие болезни повышается артериальное давление, то говорят о вегето-сосудистой дистонии по гипертоническому типу; при снижении давления – ВСД по гипотоническому типу. Практически всегда заболевание сопровождается психическими нарушениями с повышенной плаксивостью, приступами раздражения, тревожностью.

Вегето-сосудистая дистония может проявляться постоянными или приступообразными симптомами. Но в любом случае, как правило, имеют место периодические ухудшения самочувствия – кризы. Симпатоадреналовые кризы характеризуются усилением влияния симпатического отдела вегетативной нервной системы: давление повышается, учащается сердцебиение, повышается температура тела, появляется дрожь, боль в сердце, больной покрывается холодным потом, испытывает страх. Противоположность симпатоадреналовому кризу – вагоинсулярный криз: давление падает, кружится голова, дыхание затруднено, пульс замедлен, сердце «замирает». Такое состояние может сопровождаться послаблением стула и обильным и частым мочеиспусканием.

Вегето-сосудистая дистония – заболевание хроническое. Как правило, больные годами лечатся у разных врачей с переменным успехом – им то становится лучше, то вновь наступает обострение. Дело осложняется трудностями при постановке диагноза – прежде чем делать окончательный вывод о наличии у больного вегето-сосудистой дистонии, требуется тщательное обследование с обязательной консультацией невропатолога, эндокринолога, кардиолога, окулиста, гастроэнтеролога и при необходимости некоторых других специалистов. Больному могут назначить ЭКГ, доплерографическое исследование, УЗИ, компьютерную томографию, рентгеновское исследование и др. Цель обследования – исключение органического поражения органов и систем.

Лечение вегето-сосудистой дистонии

Лечить вегето-сосудистую дистонию сложно, но необходимо. Для достижения хорошего результата лечение должно быть комплексным и включать в себя не только лекарства и физиотерапию, но и обязательную коррекцию образа жизни , иначе все усилия превратятся в простое устранение неприятных симптомов. При одностороннем подходе к делу состояние больного улучшается только при постоянном приеме медикаментов – стоит только их отменить, как болезнь дает о себе знать с новой силой.

Здоровый образ жизни – вот главное условие эффективности проводимого лечения. Необходимо наладить правильное чередование труда и отдыха, заниматься физкультурой, избегать перенапряжения, правильно питаться, учиться снимать психологическое напряжение. Подбирая физическую нагрузку, отдавайте предпочтение активности с умеренной интенсивностью – ходите, займитесь легким бегом, плавайте, катайтесь на велосипеде, делайте комплекс оздоравливающих упражнений, займитесь бальными танцами.

Для устранения психологической подоплеки болезни рекомендуется пройти курс психотерапии . Ее цель – выявление актуальных психологических проблем, обучение правильному поведенческому ответу на стресс и повышение стрессоустойчивости.

Очень полезно бывает пройти санаторно-курортное лечение , которое проводят в учреждениях неврологического профиля. Больным с вегето-сосудистой дистонией хорошо помогает бальнеотерапия, массаж, лечебная гимнастика, ароматерапия, рефлексотерапия.

Психотропные средства являются необязательным, но частым компонентом лечения. Врач может назначить транквилизаторы, снотворные средства и антидепрессанты. Не стоит пугаться этих препаратов: их прием под контролем квалифицированного специалиста не приведет ни к привыканию, ни к другим нежелательным последствиям. Обязательное условие такого лечения – четкое следование предписаниям врача.

Симптоматические средства назначаются для устранения неприятных проявлений болезни. Больной начинает чувствовать себя лучше, успокаивается, получает возможность полноценно участвовать в психотерапевтических сеансах и активно работать над собой. В зависимости от симптомов вегето-сосудистой дистонии назначают гипотензивные средства, адреноблокаторы, тонизирующие препараты, ноотропы, сосудосуживающие средства.

Общеукрепляющая терапия позволяет ускорить процесс выздоровления и улучшить состояние пациента. Назначают комплексные витамины, микроэлементы, антиоксиданты, женьшень и другие средства, улучшающие обмен веществ и повышающие общий тонус организма.

Фитотерапия оказывает хороший эффект при комплексном подходе к лечению и практически не имеет побочного действия. Для успокоения нервной системы используют мелиссу, хмель, валериану, пустырник. Боярышник благотворно влияет на работу сердца. Ромашка и мята снимают кишечные спазмы и уменьшают воспаление.

Лечение вегето-сосудистой дистонии – дело сложное. Оно требует внимания, высокой квалификации и терпения. Не стоит заниматься самолечением или пускать все на самотек – доверьте свое здоровье хорошему специалисту.

Статью подготовила врач Карташова Екатерина Владимировна

Освобождение от физкультуры при ВСД актуально для школьников и их родителей, но каковы шансы получить заветный документ, и какие преференции он дает, вопрос спорный.

ВСД (вегето-сосудистая дистония) – это устаревшее название вегетативной дисфункции. Термин употребляется только отечественными медиками в отношении множества разных по проявлению и происхождению дисфункций внутренних органов, вызванных нарушением их нервной регуляции.

Вегето-сосудистая дистония часто впервые выявляется в школьном возрасте, что объясняется усилением темпа жизни, возрастанием нагрузки в процессе учебы. Организм, не способный выдержать такое давление, защищаясь и требуя передышки, «заболевает». Это выражается в виде невроза, сопровождаемого нарушениями работы внутренних органов, имитирующими характерные симптомы хронических заболеваний. Состояние существенно ухудшается, если оно сопровождается или истерией, ипохондрией и .

Почему дети не желают ходить на физкультуру

Обнаружив, что у ребенка вегето-сосудистая дистония, родители спешат заполучить справку, дающую освобождение от физкультуры.

Причины такого поведения любящих родственников – ребенок ослаблен, он не любит этот предмет, значит, нужно избавить его от лишнего стресса.

Дети не любят уроки физкультуры и мечтают получить освобождение от нее потому, что:

  • боятся не справиться с заданием учителя и стать посмешищем для сверстников;
  • дорожат своей привлекательностью для противоположного пола. Особенно это касается девочек, которым в дни менструаций не все учителя дают послабления. Еще не оформившиеся девушки боятся того, что могут запачкать форму, и это увидят одноклассники;
  • ребенок действительно болен, и это препятствует выполнению определенных упражнений;
  • на занятиях просто скучно.

Подобные причины редко озвучивают ученики тех школ, где:

  • физкультурой с мальчиками и девочками занимаются отдельно;
  • учителя с уважением относятся к физиологическим особенностям маленьких женщин;
  • вместо традиционных уроков физкультуры предоставляется возможность выбора какого-либо вида спорта (плавания, аэробики, волейбола и прочего).

Физкультура при ВСД

Освобождение от физкультуры при вегето-сосудистой дистонии не положено.

Сотрудники платных клиник, выдающие подобные документы, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности за фальсификацию меддокументации. Поэтому получить заветную бумагу через них становится все сложнее.

Освобождение от физкультуры на законных основаниях выписывается, если ребенок:

— перенес заболевание в острой форме. Срок избавления от напасти составит от 2 недель до (редко) 1 месяца;

— болеет часто и тяжело либо перенес травму, имеет серьезное заболевание. Тогда специальная комиссия (КЭК) вправе отлучить от занятий физической культурой на срок до 1 года.

Аттестация

Аттестация по физкультуре обязательна для всех. Если у ребенка диагностирована вегето-сосудистая дистония, он все равно должен аттестоваться.

В зависимости от состояния здоровья учащихся их делят на подгруппы:

— основную, где здоровые выполняют полную нагрузку;

— подготовительную, предназначенную для детей с незначительными проблемами со здоровьем. Ребята занимаются вместе с основной группой, но не выполняют некоторые упражнения;

— спецгруппу, необходимую ученикам со значительными отклонениями. Основание для перевода в такую группу – справка КЭК, выдаваемая на определенный срок.

Если есть полное освобождение от физкультуры, то ученик будет писать тематические рефераты, и он обязан посещать занятия, сидеть на скамье под присмотром учителя.

Резюме

Вегето-сосудистая дистония – это не болезнь, но может быть проявлением:

  • заболеваний центральной или периферической нервной системы;
  • проблем с желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой или эндокринной системами;
  • хронического стресса, перенапряжения, переутомления.

Поэтому при выявлении ВСД следует тщательно обследоваться для выявления серьезных заболеваний со сходной симптоматикой.

Освобождение от занятий физкультурой при ВСД может дать отрицательный эффект – двигательная активность важна для гармоничного развития человека. Необходимо поговорить с ребенком, понаблюдать за ним и найти тот вид спорта, который подойдет именно ему. Некоторые учителя идут на встречу и позволяют заменить уроки физкультуры на регулярное посещение спортивных секций с условием успешной сдачи необходимых нормативов на базе школы.

Вегето-сосудистая дистония на сегодняшний день является очень распространенным заболеванием деток, как дошкольного, так и школьного возраста. Оно может развиться по самым разным причинам, которые врачи определяют в группы. Многообразие провоцирующих факторов привело к появлению большого числа терминов, обозначающих это патологическое состояние. Среди них синдром вегетативной дистонии, нейроциркулярная дистония, диенцефальный синдром, гипоталамический синдром, функциональная кардиопатия, вегетоневроз и много других. Изо всех существующих наименований наиболее целесообразно использовать термин вегето-сосудистая дистония.

Причины ВСД

Самая первая группа факторов риска – это семейная и генетическая отягощенность. Этот этиологический фактор является самым распространенным, так как при сборе анамнеза у малышей всегда можно обнаружить родственников, которые страдают от недугов, в какой-то степени связанных с вегетативной дистонией. За границей проводились исследования, которые доказали, что этот тип наследования можно относить к многофакторным. Кроме того, в последнее время становятся актуальными различные вялотекущие инфекции, а это дает основание сделать вывод о первичном инфицировании структур в головном мозге и последующем развитии клинической картины ВСД.

Ко второй группе факторов риска относят хронический , а именно регулярное или длительное воздействие различных неблагоприятных ситуаций на детский . Это способно вызвать перенапряжение адаптационных систем. Подобное явление считается самой частой причиной развития нейроциркулярной дистонии. К частым причинам хронического стресса у малышей можно отнести наличие какой-то хронической инфекции, или рецидивирующих хронических инфекционных или соматических заболеваний. Кроме того выделяют и несколько неблагоприятных факторов внешнего воздействия, к примеру, социальные, климатические, бытовые или семейные.
Важно учитывать тот факт, что на протяжении своей жизни ребенок посещает несколько детских коллективов, и если условия там не здоровые, это становится причиной ухудшенной адаптации к новому окружению, что также может стать определенным провоцирующим фактором и вызвать развитие вегето-сосудистой дистонии. В эту группу также можно отнести характер воспитания детей внутри семьи, формирующий личные особенности маленького человека.
В том случае, если он отличается односторонностью, к примеру, ребенок чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности (компьютером, музыкой, спортом и т.п.) в ущерб другому, это может привести к развитию различных функциональных расстройств. Если же родители и вовсе не контролируют детей, это может подтолкнуть их в сомнительные компании и привести в конце-концов к токсикомании, наркомании, или преступности и травматизму.

Третья группа факторов риска – это остаточные органические поражения центральной нервной системы, возникшие вследствие врожденных или приобретенных патологий. Они могут развиться после перенесенных инфекций, например, внутриутробных, травм и токсикозов. Такие дети имеют в анамнезе четкие указания на наличие ещё в раннем детстве травм, асфиксии, перинатально энцефалопатии (возникшей в результате осложненной беременности) или желтухи новорожденных. Малыши из этой группы достаточно остро заболевают ещё в раннем детстве. Они отличаются неусидчивостью и плохой памятью. Таким детям трудно найти общий язык со сверстниками, они страдают от беспричинных страхов. Подобная симптоматика напрямую связана с поражением каких-то частей головного мозга.

Четвертая группа риска – это наличие патологических процессов внутри шейного отдела позвоночника. Этот фактор только недавно стали рассматривать в качестве провоцирующего вегето-сосудистую дистонию, поэтому он является ещё не до конца изученным. Ученые предполагают, что важную роль играет нестабильность и вертебробазилярная недостаточность внутри шейного отдела позвоночника.

К пятой группе риска относят акселерацию и период полового созревания, который также может вызвать вегето-сосудистую дистонию. При этом важную роль играет стабильность гормонального фона в этом периоде развития. Его «скачки» мешают нормальной адаптации детей подросткового возраста в социальной среде. Родителям следует очень внимательно относиться к ребенку в этот период его жизни и к резким сменам его настроения.

Шестая группа – это изменения личности ребенка, носящие неврозоподобный характер. Этими факторами должен заниматься специалист психиатр.

Каждый из факторов риска формирования вегето-сосудистой дистонии может считаться основным. Существует огромное количество вторичных причин, совокупность которых также может привести к развитию заболевания. Каждый конкретный ребенок при этом требует индивидуального подхода. Для того чтобы


Диспансеризация детей с вегетососудистой дистонией (ВСД). Ве-гетососудистая дистония (ВСД) - наиболее частая патология у детей. Это заболевание встречают у 20-25% детей школьного возраста. ВСД не самостоятельная нозологическая форма , а синдром, возникающий при многих видах патологии. Поэтому при формулировании диагноза желательно на первое место ставить причину ВСД. Важнейшим этиоло­гическим и предрасполагающим фактором ВСД является наследствен-

но-конституциональная предрасположенность Психоэмоциональное напряжение, связанное с неблагополучной обстановкой в доме, конф­ликтами в школе, умственным переутомлением может послужить при­чиной развития ВСД у детей.

В зависимости от превалирования активности одного из отделов ве­гетативной нервной системы различают симпатикотоническую, вагото-ническую и смешанную формы ВСД.

Частота осмотров педиатром и кардиоревматологом - 1 раз в 3 мес, невропатологом, ЛОР врачом, стоматологом 2 раза в год, другими спе­циалистами - по показаниям. Методы обследования: АД 2 раза в неде­лю в школе, анализы крови и мочи 2 раза в год, ЭКГ 2 раза в год, другие исследования по показаниям.

Противорецидивное лечение 2 раза в год в течение 1-1,5 мес. Лече­ние включает медикаментозные и немедикаментозные мероприятия. Большое значение имеют нормализация труда и отдыха , занятия физ­культурой. Нередко детей с ВСД необоснованно освобождают от заня­тий физкультурой. Определенное значение имеет питание, не пере­едать, ограничить соль, жир, крепкий чай, кофе, острые продукты (пе­рец, горчица, копчености) Показана физиотерапия: ультразвук, элект-росон, аппликации парафина на шейно-воротниковую область, электро­форез лекарственных веществ с кальцием, кофеином, фенилэфрином, дротаверином на курс 10-12 процедур с повторением через 1,5-2 мес. Рекомендуется иглорефлексотерапия и все виды массажа, от общего до точечного , не менее 3 курсов в год. Хороший эффект дают водные про­цедуры: плавание, душ Шарко, контрастный, веерный и циркулярный душ, хвойные и солено-хвойные ванны

В лечении ВСД широко используется фитотерапия. Рекомендуют седативные травы (валериана, пустырник, пион, хвощ, почечный чай); лекарственные растения кардиального типа (боярышник, адонис, ши­повник, калина, рябина); травы со спазмолитическим эффектом (мята перечная, фенхель, петрушка, укроп, березовый гриб, морковь, айва), тонизирующие травы (настойки женьшеня, левзеи, заманихи, элеутеро­кокка, лимонника, золотого корня , пантокрин). Фитотерапия при всех видах ВСД назначается на срок не менее 4-6 мес с перерывами каждые 1-1,5 мес на 7-10 дней. Через 2-3 мес применения дозы и кратность мо­гут быть снижены.

Медикаментозная терапия проводится в комплексе с немедикамен­тозными средствами или после их неэффективности. В связи с дли­тельным лечением сразу много препаратов не назначают. При симпати-котонии назначают производные бензодиазепина курсами до 4-6 нед. Можно использовать «дневные» транквилизаторы: тофизопам, пипо-

фезиа. Из других препаратов при симпатикотонии назначают препара­ты калия (панангин, оротовую кислоту), витамины В ь Е и др. Гипер-симшатикотония требует назначения резерпина, пророксана, пропра-нолола.

Детям с ваготонией назначают бенактизин, синдофен, кофетамин, препараты кальция (глицерофосфат, глюконат), витамины (пиридок-син, пиридоксаль, аскорбиновая кислота).

При смешанных формах применяют мепробамат, фенибут, беллата-минал. Для улучшения микроциркуляции используются винкамин, ак-товегин, дипиридамол, цинаризин.

С учетом преобладающей топики сосудисто-мозговой недостаточ­ности рекомендуется дифференцированное применение лекарственных препаратов. При неблагополучии полушарных образований назначают пирацетам, аминалон, пиридитол, винпоцетин, при поражении гипота-ламо-гипофизарных образований - ацефен, пантогам, клерегил, рети-куло-стволовых образований - церебролизин, глутаминовая кислота. Все эти средства назначают длительно , 6-12 мес, прерывистыми курса­ми по 2-4 нед.

Противопоказаны препараты ноотропного действия при снижении порога судорожной готовности на ЭЭГ. При синдроме внутричерепной гипертензии назначаются курсы мочегонных трав (толокнянка, можже­вельник, хвоя, почечный чай, брусника), ацетазоламид, спиронолактон, гидрохлоротиазид.

Занятия физкультурой в подготовительной группе постоянно, ЛФК - по показаниям.

Диспансерное наблюдение 3 года после исчезновения клинических признаков eeiетососудиетой дистонии. Группа здоровья II.

Диспансерное наблюдение за детьми с врожденными пороками сердца (ВПС). Клиническая картина врожденных пороков сердца и магистральных сосудов разнообразна. Важным моментом следует счи­тать наличие определенных фаз в течение ВПС:


  • 1 фаза - первичной адаптации, при которой в первые месяцы жиз­
    ни ребенка происходит приспособление его организма к необычным ус­
    ловиям кровообращения;

  • 2 (раза - относительной компенсации;

  • 3 (раза - терминальная, в которой наблюдаются симптомы необра­
    тимой декомпенсации.
Дети с врожденными пороками развития сердца и сосудов должны находиться под наблюдением врача-кардиолога. Конкретное содержа­ние диспансерного наблюдения зависит от синдромной принадлежнос­ти ВПС, анатомического варианта порока и фазы течения.

При первой фазе торока частота осмотра педиатром детей с ВПС без нарушения гемодинамики 2 раза в год ; после стационарного лечения 6 мес ежемесячно, затем 1 раз 1 в 2 мес до года. Дети первого года жизни осматриваются каждые 3 мес при легком и ежемесячно при тяжелом те­чении фазы адаптации. При второй фазе порока дети осматриваются 2 раза в год. Кардиоревматолог осматривает ребенка 2-4 раза в год, при тяжелом течении (порок «синего типа», легочная гипертензия и т.д.) 1 раз в 1-2 мес. Консультация стоматолога и ЛОР-врача 2 раза в год, другие специалисты - по показаниям. Кардиохирург консультирует ре­бенка при установлении диагноза, далее по показаниям. Дети, перенес­шие операции по поводу ВПС, в том числе и паллиативные, в первый год после вмешательства осматриваются 1 раз в 2-3 мес, далее 1-2 раза в год. Дети, перенесшие операцию на «сухом» сердце, в течение первого года наблюдения расцениваются как угрожаемые по развитию подост-рого бактериального эндокардита.

Методы обследования: анализы крови, мочи 2 раза в год, рентгеноло­гическое исследование 1 раз в год , ЭхоКГ, ЭКГ 1 раз в 6 мес. Другие ис­следования по показаниям.

Показания к госпитализации: уточнение диагноза ВПС, появление симптомов декомпенсации , тяжело протекающие гипоксемические кри­зы, развитие осложнений, интеркуррентные заболевания. Хирургичес­кая санация очагов хронической инфекции не ранее 6 мес после опера­ции по поводу порока сердца. Противопоказанием для хирургической санации очагов инфекции являются наличие симптомов декомпенса­ции, геморрагический диатез у детей при третьей фазе синего порока, осложнения со стороны ЦНС.

Одной из ведущих задач реабилитации ВПС является компенсация сердечной недостаточности. Режим ребенка с ВПС предусматривает широкое использование свежего воздуха как в домашних условиях, так и на улице. Температура должна поддерживаться в пределах 18-20 °С с частым проветриванием.

Участие ребенка в подвижных играх с другими детьми должно оп­ределяться не характером порока, а его компенсацией и самочувстви­ем ребенка. Дети, страдающие ВПС, сами ограничивают свою двига­тельную активность. При наличии ВПС с ненарушенной гемодинами­кой дети занимаются физкультурой в детском саду в ослабленной, в школе - в подготовительной группах. При наличии нарушений гемо­динамики назначается специальная группа постоянно, ЛФК. После операции на сердце освобождение от физкультуры 2 года, постоянное освобождение - при симптомах сердечной или легочной недостаточ­ности.

Два раза в год (весной и осенью) проводят курс лечения кардиотроп-ными препаратами: рибоксин, кокарбоксилаза, АТФ, коргормон, орото-вая кислота , глутаминовая кислота, витаминотерапия. При развитии гипоксемического приступа без потери сознания дается кислород, наз­начается седативная терапия, кордиамин. При необходимости по пока­заниям ребенок получает сердечные гликозиды. Важным моментом ре­абилитации и диспансерного наблюдения является определение сроков оперативного лечения пороков с участием кардиохирурга, которое про­водится во 2 стадии заболевания.

Диспансерное наблюдение до перевода во взрослую поликлинику, после оперативного лечения вопрос диспансеризации решается инди­видуально. Группа здоровья III-V.

Диспансеризация детей с системными поражениями соединитель­ ной ткани (коллагенозами). В основе этих заболеваний лежит иммуно­патологический аутоиммунный процесс, проявляющийся системными поражениями, рецидивирующим характером и прогрессированием. К ним относят ювенильный ревматоидный артрит, системную красную волчанку, дерматомиозит, склеродермию и узелковый нериартериит.

Принципы наблюдения за детьми с коллагенозами практически ана­логичны. Задачи наблюдения: профилактика рецидивов , профилактика или уменьшение функциональных нарушений органов и систем. Одним из основных принципов поликлинического наблюдения является пос­тоянное, длительное использование подобранных схем лечения.

Частота осмотров педиатром и кардиоревматологом: первые 3 мес острого периода ежемесячно, далее 1 раз в 3 мес. ЛОР-врач и стомато­лог осматривают детей 2 раза в год, офтальмолог - 2 раза в год (обяза­телен осмотр со щелевой лампой), хирург-ортопед при выраженных функциональных нарушениях в суставах, другие специалисты по пока­заниям. Методы обследования: клинические анализы крови и мочи 1 раз в 3 мес и после интеркуррентных заболеваний, УЗИ внутренних органов, ЭКГ, рентгенография суставов 2 раза в год, биохимические ис­следования крови по показаниям.

Противорецидивные мероприятия проводят длительно (месяцы и годы), оптимальным считается подбор терапии в условиях специализи­рованного стационара, в поликлинике проводится тщательный конт­роль приема препаратов базисной терапии. Иммуносупрессивные пре­параты (циклоспорин А, метотрексат) назначают не менее 2 лет на фо­не клинико-лабораторной ремиссии в течение года, в сочетании не более чем с одним препаратом группы НПВП или пероральными глю-кокортикоидами (поддерживающая доза не менее 6 мес). По показани­ям используют антибиотики, гипотензивные средства, диуретики и пре-

параты, назначаемые для профилактики и лечения остеопороза. Пока­зана местная терапия с использованием внутрисуставных инъекций глюкокортикоидов, как быстродействующих (метипред, деио-медрол), так и пролонгированных (дипростан, кеналог, ледерлон), аппликаций противовоспалительных мазей (индовазин, вольтареновый гель, дол-гит) в сочетании с димексидом.

В поликлинических условиях особую сложность представляет веде­ние больных, получающих базисную терапию, при присоединении ин-теркуррентных заболеваний. В таких случаях назначают антибиотики широкого спекгра действия. При использовании в качестве базисной терапии НПВП их доза увеличивается в 1,5 раза, а возвращение к ис­ходной дозе осуществляется через 3-5 дней после нормализации темпе­ратуры тела. Если в качестве базисной терапии использовались имму-норегулирующие препараты, их отменяют с первого дня возникновения острого заболевания и возвращаются к ним через 7-10 дней после нор­мализации температуры тела, параллельно уменьшая дозу НПВП вдвое. При отсутствии признаков обострения основного заболевания НПВП отменяют через 7-10 дней, общая продолжительность лечения НПВП, таким образом, составляет 2-3 нед. Гормональная терапия, если ребенок ее получал, проводится в той же дозе, однако, при наличии гор-монозависимости необходимо увеличение дозы в 1,5-2 раза, возвраще­ние к исходному уровню проводится после нормализации температуры на фоне НПВП через 3-5 дней. При тяжело протекающих интеркурре-нтных заболеваниях больного госпитализируют даже без признаков обострения основного заболевания.

Реабилитационные мероприятия включают массаж и ЛФК постоян­но, физические факторы для улучшения трофики суставов назначают­ся регулярно на 3-4 нед не реже 2-4 раз в год: аппликации парафина, озокерита в сочетании с массажем ; электрофорез с аскорбиновой кисло­той, никотиновой кислотой, гепарином, 5% раствором хлористого ли­тия, лидазой и другими антифибринозными средствами; лазеротера­пия; грязелечение; гидромассаж; механотерапия; бальнеотерапия В до­машних условиях занятия физическими упражнениями для трениров­ки пораженных суставов (велосипед, лыжи, коньки, волейбол) должны проводиться постоянно.

Группа физкультуры - в зависимости от степени функциональных нарушений суставов, принципиально применение максимально воз­можных нагрузок, но при этом необходимо избегать перегрузок, переох­лаждения. Основная группа физкультуры не назначается.

Критерии эффективности диспансеризации:

Отсутствие рецидивов,


  • уменьшение или отсутствие функциональных нарушений в суста­
    вах и внутренних органах ;

  • отсутствие очагов хронической инфекции.
Диспансерное наблюдение до перевода во взрослую поликлинику. Группа здоровья III-V.

Профориентация детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Проблемами профориентации детей г страдающих хроничес­кими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, должны занимать­ся участковые врачи, врачи общеобразовательных и специальных учеб­ных заведений, врачи-специалисты узких профилей.

При ревматизме неактивной фазы, без клинических проявлений противопоказаны факторы производственной среды и трудового про­цесса: неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы, значительное физическое напряжение, токсические вещества.

Хронические заболевания суставов, часто обостряющиеся или прог­рессирующие, являются противопоказаниями для профессий при нали­чии неблагоприятных метео- и микроклиматических условий, токси­ческих веществ, повышенной опасности инфицирования организма , значительном физическом напряжении, длительном вынужденном по­ложении тела, большом объеме движений в пораженных суставах, опас­ности травматизма, наличии общей и местной вибрации.

Сердечные варианты соединительнотканных дисплазий гакже тре­буют решения вопросов профориентации школьников, им противопо­казаны профессии, требующие значительных физических усилий, пребывания на открытом воздухе, в горячих цехах и холодных поме­щениях.

При органических поражениях клапанов, мышцы сердца, в том чис­ле врожденных пороках сердца с нарушениями кровообращения I-II стадий противопоказаны значительное физическое напряжение, выраженное нервно-психическое напряжение , предписанный темп ра­боты, длительная ходьба, неблагоприятные метео- и микроклиматичес­кие факторы, воздействие токсических веществ и пыли, вынужденное положение тела.

При наличии ВСД противопоказаны выраженное физическое нап­ряжение, значительное нервно-психическое напряжение, предписан­ный темп работы, работа на высоте, неблагоприятные метео- и микрок­лиматические условия, выраженные шум и вибрация, контакт с токси­ческими веществами.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ

С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Гастродуоденальная патология занимает важное место в структуре заболеваний детского возраста. Заболевания органов пищеварения у детей, также как и у взрослых, как правило, имеют сочетанный харак­тер. Это обусловливает необходимость комплексной терапии с ис­пользованием разнонаправленных реабилитационных методов. Ос­новным принципом диспансеризации детей с заболеваниями органов пищеварения является длительное наблюдение в условиях поликли­ники.

Диспансерному наблюдению подлежат дети , больные:


  • язвенной болезнью желудка и двенадцатиперсч ной кишки,

  • хроническими гастритами и гастродуоденитами,

  • хроническим колитом, энтероколитом,

  • воспалительными заболеваниями желчевыводящих путей,

  • хроническим холецистохолангитом,

  • хроническими гепатитами.
Диспансерное наблюдение за детьми с язвенной болезнью желуд­ ка и двенадцатиперстной кишки. Язвенная болезнь (ЯБ) - хроничес­кое рецидивирующее заболевание, склонное к ирогрессированию и вов­лечению в процесс других органов пищеварения. Впервые установлен­ная ЯБ у детей является показанием для лечения в стационаре.

Основным проявлением ЯБ является болевой синдром, для которо­го характерны: выраженность и мойнигаиовский ритм болей, наличие ночных и голодных болей. У детей самая частая локализация ЯБ - лу­ковица двенадцатиперстной кишки. Основываясь на результатах иссле­дований, в клинике выделяют три фазы ЯБ обострение, неполная ре­миссия, ремиссия.

Частота осмотров педиатром после выписки из стационара - каж­дые 3 мес в течение первого года, далее 2 раза в год, гастроэнтерологом 1 раз в год, стоматологом и ЛОР-врачом 2 раза в год, другими специа­листами - по показаниям. Особое внимание обращают на нарушение общего состояния больного, нарастание или уменьшение болей в живо­те, их зависимость от времени приема пищи, ее качества, наличие голод­ных, ночных болей, изменение аппетита, тошноту, рвоту, изжогу, от­рыжку. Методы обследования: ЭФГДС 2 раза в год, исследование желу­дочной секреции 1 раз в год; рентгенологическое обследование желудка через 6 мес после обострения для контроля эффективности лечения и при постановке диагноза (при невозможности проведения ЭФГДС), анализы крови, мочи, кала на яйца глистов и скрытую кровь, копрог-рамма 2 раза в год.

Противорецидивное лечение проводят 2 раза в год (весна, осень) по 3-4 нед. Принцип противорецидивного лечения тот же , что и лечения обострения: физический и психический покой, лечебное питание, меди­каментозная терапия. Особое внимание уделяют соблюдению режима питания (5-6 разовый прием пищи в день). Пища должна быть хорошо механически обработана, с достаточным количеством белка, витаминов, с ограничением углеводов и поваренной соли. В зависимости от выра­женности адаптационно-метеотропного синдрома, противорецидивные циклы лечения включают седативные средства, малые транквилизаторы.

При заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки, особенно в сочетании с поражениями пищевода и поджелудочной железы, пока­заны антацидные препараты (альмагель, гастрал, маалокс). Препараты нейтрализуют соляную кислоту, обеспечивают адсорбцию пепсина , желчных кислот, лизолецитина, обладают протективным действием за счет усиления секреции слизи и простагландинов.

Помимо антацидов, из антисекреторных препаратов используют ан-тихолинэргические средства и ангигеликобактерные препараты. При доказанной геликобактерной этиологии язвенной болезни, хроническо­го гастрита и/или гастродуоденита назначаются семи- или десятиднев­ные курсы эрадикационной терапии. Если эрадикационная терапия оказалась неэффективной, то курс можно повторить через 4 мес. Для профилактики ЯБ применяют несколько видов терапии - непрерыв­ный, «по требованию», «терапия выходного дня». Непрерывную под­держивающую терапию назначают при отсутствии эффекта от базисной терапии, при осложненном течении ЯБ, при сопутствующем рефлюкс-эзофагите, при грубых Рубцовых изменениях. При поддерживающей те­рапии «по требованию» больной сам определяет необходимость приема препаратов по самочувствию, при «терапии выходного дня» препараты принимаются еженедельно с пятницы по воскресенье.

Из антисекреторных препаратов, помимо гастроцепина , предпочти­тельно применение препаратов II (ранитидин, фамотидин) и III поколе­ний (низатидин, роксатидин). Их применение целесообразно при неп­рерывной профилактике на фоне рецидивирующего течения, язвенных кровотечений, трудно рубцующихся язв, гиперацидных состояний, эро­зивного поражения слизистой оболочки нескольких отделов желудоч­но-кишечного тракта. Антисекреторной направленностью обладают блокаторы протонного насоса (омепразол), синтетические простаглан-дины (циютект, энпростил, арбопростил), энкефалины (даларгин), ин­гибиторы карбоангидраз (ацетазоламид). В настоящее время эрадика­ционная терапия проводится с использованием 3-4-компонентных схем (табл. 4-3).


Комбинация

Суточная доза**

Продолжительность курса

препаратов

лечения, недели

Де-нол

4 раза по 60 мг

Тетрациклин

4 раза по 250 мг

2

Метронидазол

4 раза по 125 мг

Амоксициллин

4 раза по 250 мг

Метронидазол

4 раза по 125 мг

2

Омепразол

2 раза по 10 мг

Кларигромицин

2 раза по 250 мг

Метронидазол

4 раза по 125 мг

1

Омепразол

2 раза по 10 мг

Амоксициллин

4 раза по 250 мг

Кларитромицин

2 раза по 250 мг

2

Омепразол

2 раза по 10 мг

Амоксициллин

4 раза по 250 мг

Метронидазол

4 раза по 125 мг

2

Ранитидин

2 раза по 125 мг

Амоксициллин

4 раза по 250 мг

2

Кларитромицин

3 раза по 250 мг

Омепразол

2 раза по 10 мг

2

Кларитромицин

3 раза по 250 мг

Омепразол

2 раза но 20 мг

Тетрациклин

3 раза по 250 мг

1

Метронидазол

3 раза по 250 мг

Де-нол

2 раза но 120 мг

Омепразол

2 раза по 20 мг

Амоксициллин

3 раза по 250 мг

1

Метронидазол

3 раза по 250 мг

Де-нол

2 раза по 120 мг


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх