Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила. Жуткая закалка: как воспитать спартанца

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут ответ на этот вопрос:

С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.

Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.


Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.


Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.


В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.


Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.


Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.


Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.


Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины – образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.


Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.


Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.

Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.


Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.


Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.


Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.


Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.


После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.


Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».


По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах – это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.


ПЕТЯ РОДИЛСЯ


Петя родился
В семье педагога.
Петю решили
Воспитывать строго.
Вечером Петя
Явился на свет,
Утром созвали
Семейный совет.


Выступил дедушка -
Доктор наук:
- Он будет спартанцем,
Мой маленький внук!


Мы жёсткий матрасик
Положим на доски,
Мы будем воспитывать Петю
Без соски!
Раз он лежит
На сухом и на чистом,
Он должен молчать
И не быть эгоистом.


Петина тётя,
Дошкольный работник,
Решила в квартире
Устроить субботник,
А возле кроватки
Повесить картинки:


Цветочки на грядке
И спелый арбуз -
Пусть мальчик любуется,
Лёжа на спинке,
И пусть у него
Развивается вкус.


Но вот проходит десять дней,
Во рту у Пети соска,
Не расстаётся Петя с ней,
И спать ему не жёстко.


Он в одеялах и в платках
Ревёт у мамы на руках.


Только Петенька заплачет
(Он в кровать не хочет лечь),
Вся семья поёт и скачет,
Чтобы Петеньку развлечь.


Обе бабушки-старушки
Вынимают погремушки.
Дед пищит из-под стола:
- Мяу, кошечка пришла!


Тётя снимает со стенки арбуз:
- А хочешь, посмотрим цветочки?


И, развивая с младенчества вкус,
Петя их рвёт на кусочки.


Вот ребёнку скоро год.
Петю кормят кашкой.
Вот сидит он и ревёт
Перед полной чашкой.


Все рассказывают Пете:
- К нам придут другие дети,
Мы им кашки не дадим,
Сами кашку поедим.


Кошке Машке
Не дадим,
Сами кашку
Поедим.


Потом удивляется
Доктор наук:
- Какой у меня
Избалованный внук!


Теперь я на опыте
Мог убедиться:
Ребёнок всегда
Эгоистом родится.

1940

Я В КУКЛЫ НЕ ИГРАЮ

Мы сегодня в детском саду игрушки прорабатывали. Зайку мы уже совсем проработали, он теперь даже без ушей. А лошадку Вовка хотя один прорабатывал, но от неё всё равно только грива осталась. Этот Вовка раньше был трудный ребёнок. А теперь трудных детей отменили, и он теперь называется бывший трудный ребёнок.

А в куклы я не играю, потому что Анна Семёновна сказала, что кому больше пяти лет, тому уже нужно играть не в куклы, а с двигателями. И я взяла этот двигатель, на все колёсики ему туфельки надела и спать уложила.

Потом у нас было тематическое вырезывание на тему «Весна». А Вовка на эту тему плевался и два раза попал.

1937

РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРЕД СНОМ

Оказывается, наша бабушка тоже была маленькая! Что мама была маленькая, это я знал. Ну что бабушка, этого я не думал!

Наверное, тогда все люди были маленькие и ничего у них не было… Радио у них не было! А как же они тогда первомайский парад передавали?

И метро у них тоже не было. Они приходят на площадь Маяковского, хотят сесть в метро, а его совсем нет!

А теперь все люди выросли и всё построили… И папа мой вырос, он ещё и сейчас растёт. Про него даже в газете писали, что он растёт прямо на работе.


Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня кажутся шокирующими.

1. У слабых детей не было шансов на выживание


Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец не новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием "apothetae", где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

2. Мальчики жили в казарме с семи лет


Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому "спартанскому воспитанию". Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром "надзирателя". Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир - если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно "выбивали дурь". Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не "портить" детей.

3. Воровство как способ выживания


Во время спартанского воспитания мальчики получали только предметы первой необходимости. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики ходили босиком. Из одежды они носили только тонкий плащ. Пищи им давали только самый минимум, чтобы дети не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь - надзиратели поощряли их воровать еду.

Загвоздка заключалась в том, что им нельзя было при этом попадаться - если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.

4. Битвы голодных мальчиков


У спартанцев были странные способы скоротать время. Они проводили ежегодный фестиваль, во время которого на алтарь богини Артемиды клали... кусок сыра. Голодающие дети затем сходились друг с другом в отчаянной битве за сыр. Причем, в то время как они боролись друг с другом, пожилые люди "подбадривали" их плетьми, иногда даже забивая до смерти. Для аудитории подобная "забава" была очень веселой. Собирались целые толпы, которые смеялись, смотря на то, как мальчики жестоко калечат друг друга.

5. Спартанская еда была ужасной


То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: "Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти". Он рассказал о неком "черном бульоне" - блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.

Единственным способом получить больше мяса была охота. Если охотник убивал оленя, он должен был разделить его на всех, но ему было позволено получить дополнительную пайку, чтобы отнести ее домой. Это было единственный случай, когда спартанец мог есть у себя дома, во всех прочих случаях подобное было строго запрещено.

6. Избиение во время викторин


Когда ужин заканчивался, помощник надзирателя садился с детьми и начинал задавать им вопросы. Эти вопросы были с подковыркой, наподобие "кто лучший человек в городе?". Ответ мальчиков должен был быть умным, хорошо продуманным и быстрым. В противном случае их били палкой по пальцам. Что интересно, ситуация у помощника надзирателя была не намного лучше. Когда такая устная викторина заканчивалась, помощник шел к своему "начальству", которое в случае если тот был слишком строгим или слишком добрым, избивало его.

7. Образование под запретом


Если мужчина был спартанцем, он был воином. Он не был фермером, торговцем или ремесленником, он был просто воином. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.

Спартанским ученикам не разрешалось проводить свое свободное немногочисленное время на то, чтобы научиться складывать и вычитать или задумываться о философских тайнах бытия. Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.

8. Публичное избиение


У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию "Diamastigosis". Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.

Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.

9. Ритуал "Криптия"


Спартанцы держали рабов, которых они называли "илоты", и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием "криптия", который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.

Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.

10. Спартанские надгробья


Если спартанец умирал от старости, он не получал никаких наград. Его хоронили в безымянной могиле, по существу, в знак стыда, что они прожили всю жизнь. Единственным способом получить надгробие с именем было умереть в бою. Если спартанец погибал во время сражения, его хоронили на месте, где он погиб, со всеми почестями. Женщины, которые не принимали участие в войнах, также могли бы получить надгробия только при одном обстоятельстве: если мать умирала во время родов.

По материалам: listverse.com

О Спарте и спартанцах помнят и сегодня. Не так давно

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.


Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.


По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым

  • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
  • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

Похожие материалы

Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)

ПРО БОЛЬШИХ И ПРО МАЛЕНЬКИХ

ПЕТЯ РОДИЛСЯ


Петя родился
В семье педагога.
Петю решили
Воспитывать строго.
Вечером Петя
Явился на свет,
Утром созвали
Семейный совет.

Выступил дедушка -
Доктор наук:
– Он будет спартанцем,
Мой маленький внук!

Мы жёсткий матрасик
Положим на доски,
Мы будем воспитывать Петю
Без соски!
Раз он лежит
На сухом и на чистом,
Он должен молчать
И не быть эгоистом.

Петина тётя,
Дошкольный работник,
Решила в квартире
Устроить субботник,
А возле кроватки
Повесить картинки:

Цветочки на грядке
И спелый арбуз -
Пусть мальчик любуется,
Лёжа на спинке,
И пусть у него
Развивается вкус.

Но вот проходит десять дней,
Во рту у Пети соска,
Не расстаётся Петя с ней,
И спать ему не жёстко.

Он в одеялах и в платках
Ревёт у мамы на руках.

Только Петенька заплачет
(Он в кровать не хочет лечь),
Вся семья поёт и скачет,
Чтобы Петеньку развлечь.

Обе бабушки-старушки
Вынимают погремушки.
Дед пищит из-под стола:
– Мяу, кошечка пришла!

Тётя снимает со стенки арбуз:
– А хочешь, посмотрим цветочки?

И, развивая с младенчества вкус,
Петя их рвёт на кусочки.

Вот ребёнку скоро год.
Петю кормят кашкой.
Вот сидит он и ревёт
Перед полной чашкой.

Все рассказывают Пете:
– К нам придут другие дети,
Мы им кашки не дадим,
Сами кашку поедим.

Кошке Машке
Не дадим,
Сами кашку
Поедим.

Потом удивляется
Доктор наук:
– Какой у меня
Избалованный внук!

Теперь я на опыте
Мог убедиться:
Ребёнок всегда
Эгоистом родится.

Я В КУКЛЫ НЕ ИГРАЮ

Мы сегодня в детском саду игрушки прорабатывали. Зайку мы уже совсем проработали, он теперь даже без ушей. А лошадку Вовка хотя один прорабатывал, но от неё всё равно только грива осталась. Этот Вовка раньше был трудный ребёнок. А теперь трудных детей отменили, и он теперь называется бывший трудный ребёнок.

А в куклы я не играю, потому что Анна Семёновна сказала, что кому больше пяти лет, тому уже нужно играть не в куклы, а с двигателями. И я взяла этот двигатель, на все колёсики ему туфельки надела и спать уложила.

Потом у нас было тематическое вырезывание на тему «Весна». А Вовка на эту тему плевался и два раза попал.

РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРЕД СНОМ

Оказывается, наша бабушка тоже была маленькая! Что мама была маленькая, это я знал. Ну что бабушка, этого я не думал!

Наверное, тогда все люди были маленькие и ничего у них не было… Радио у них не было! А как же они тогда первомайский парад передавали?

И метро у них тоже не было. Они приходят на площадь Маяковского, хотят сесть в метро, а его совсем нет!

А теперь все люди выросли и всё построили… И папа мой вырос, он ещё и сейчас растёт. Про него даже в газете писали, что он растёт прямо на работе.

МАМА ИЛИ Я?


Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс,
Мама или я -
Новиков Илья?

Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
– Не завял букет?

Мама, а не я -
Новиков Илья.

Рассказала всем чужим:
– Скоро в школу побежим!-
Мама, а не я -
Новиков Илья.

Перед первым сентябрём
Мама сбилась с ног:
– Ну-ка книжки соберём!..
Что на завтрак мы берём?..
Не проспи, сынок!

Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс,
Мама или я -
Новиков Илья?!

ДАЧНЫЙ АДРЕС


Тётя сказала: – Такая удача -
Около станции чудная дача!
Там и сосны и дубы,
Земляника и грибы,
И всего до нашей дачи
Двадцать пять минут ходьбы.

Там прекрасная природа
И земля для огорода.

Пригласила тётя Оля
Папу, маму и меня.
Предложила тётя Оля:
– Приезжайте на два дня.

Я вам адрес объясню:
Вы выходите к плетню -
Там, от станции направо,
Начинается канава.

Вы дойдёте до сторожки
И пойдёте по дорожке.

Там высокая ограда,
Вам туда идти не надо.

Вы идите прямо-прямо,
На поляне будет яма.

Вы дойдёте до колодца,
Там дорога оборвётся.

Поднимитесь на пригорок -
Наш участок номер сорок.

Про меня сказала тётя:
– Вы с собой его возьмёте,
Он не будет нам мешать,
Будет воздухом дышать…

Мы дошли до поворота,
Оказалось – там болото.

Мы шагали по опушке,
Мы взбирались на пригорок.
Мы спросили у старушки:
– Где участок номер сорок?

А старушка нам сказала:
– Это где-то у вокзала.

Как нарочно, дождь закапал.
– Так! – сказал сердито папа.-
Говорил: возьмите зонтик,
Вон гроза на горизонте!

Мы решили: переждём.
Постояли под дождём.
Дальше я идти не мог -
Я до ниточки промок.

Перешли мы через мостик.
Там стояли поезда…
Больше я на дачу в гости
Не поеду никогда.

Тёте Оле напишу,
Что я дома подышу.

ТАК НА ТАК


Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять,
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь!

Игрушечного зайку
На гвоздики и гайку,
А гвоздики и гайку
Потом опять на зайку.

Друзья не ищут выгод,-
Им пошуметь, попрыгать,
Кричать: – Меняю кошку
На сломанную брошку,
А сломанную брошку
Потом опять на кошку!

Решили два Ивана
Меняться без обмана.

А что менять,
Не в этом суть,
Хоть что-нибудь
На что-нибудь!

Так целый день менялись
И при своём остались.

МОЙ ПАПА РАССЕРДИЛСЯ


Я заработал двойку
Из-за трёхзначных чисел,
Мой папа рассердился,
Но голос не повысил.

Уж лучше бы мой папа
Кричал, ногами топал,
Швырял бы вещи на пол,
Разбил тарелку об пол.

Нет, он молчит часами…
Он слова не проронит,
Как будто я не Павлик,
А кто-то посторонний.

Он, мне не отвечая,
Меня не замечая,
Молчит и за обедом,
Молчит во время чая.

Он с безразличным видом
Меня оглянет мельком,
Как будто я не Павлик,
А стол или скамейка…

А мне молчанье в тягость,
Я с горя спать улягусь.

ПЕРВАЯ ВЫСОТА


Уговариваем братца
Мы на лавочку взобраться.
Маловат Андрейка наш!
Для Андрейки все скамейки
Как для нас второй этаж.

Уговариваем братца,
Ну, а он давай брыкаться!

Тут, сказать на чистоту,
Как схватили мы Андрейку,
Как втащили на скамейку…
Взял он эту высоту!

ЕЩЁ ОДНИ ШЕФЫ

На сцене выступать нетрудно. Мы на сцене выступали в академии, потому что наш детский сад над академиками шефствует. Мы для них всё делаем, мы для них поправились на двадцать кило.

Мы для них костюмы сделали из бумаги и танцевали. Младшая группа была – зайчики, а старшая – васильки. Я стихи не говорила. Я говорила приветствие, потому что Мария Алексеевна сказала, что у меня хорошее общее развитие.

Я всё хорошо сказала, я только про лицо забыла – что мы их от ихнего лица приветствуем или они нас от нашего? Потом я всё про лицо вспомнила, и про тепло, и про ремонт в столовой, что мы его не царапаем.

Я ещё только неправильно вот что сказала: оказывается, это не мы для них всё делаем, а они для нас. Значит, это не мы для них поправились, а они для нас. Я только не знаю, на сколько кило.

КАК НА МАМИНЫ ИМЕНИНЫ…


Готова к празднику семья:
Подарки клеят сыновья
Для мамы, не жалея
Ни сил своих, ни клея.

– Я по-другому поступлю,-
Придумал старший самый.-
Подарок маме я куплю!
А деньги где? У мамы.

У мамы просит денег
Сынок лет десяти:
– Подарок в день рожденья
Тебе преподнести!

Хоть мама, скажем прямо,
Взглянула на сынка
Растерянно слегка,
Дала полтинник мама
Ему из кошелька.

– Теперь, – сказал сыночек,-
Ты, для такого дня,
Купи себе что хочешь
В подарок от меня!

Но этих денег мало,
Прибавь себе сама.-
Тут мама простонала:
– Нет, я сойду с ума!

КОМУ ЧТО


Старички сидят в тени
Час, другой и третий.
Удивляются они:
– Как от вечной беготни
Не устанут дети?

А мальчишка впопыхах
Говорит о старичках,
Бегая по саду:
– Как они не устают?
Я устану в пять минут,
Если я присяду!

ИСТИННАЯ ПРАВДА

Папа меня посадил на стул и сказал: «Имей в виду, ты должен расти честным, принципиальным и всегда находить в себе мужество всем говорить истинную правду. А не вилять, как, например, наш начальник товарищ Фёдоров». И мама тоже согласилась, что нельзя быть как Фёдоров, что если её сын будет как Фёдоров, то она лучше сразу утопится. И я обещал, что буду всегда всем говорить истинную правду. Тогда меня они отпустили гулять. А когда я пришёл со двора, мамы не было. Я хотел отковырнуть лёд на подоконнике и его немножко погрызть, а потом сказать маме прямо в глаза, что я лёд съел. Но тут зазвонил телефон. Я взял трубку и закричал: «Алло, никого нет дома, кто спрашивает?» А там был дядя, он ответил: «Ты меня не знаешь, я Фёдоров». А я сказал, что Фёдорова знаю, он папин начальник и всё время виляет. И что, если я на него буду похож, моя мама утопится.

Фёдоров сначала удивился, а потом так меня благодарил, он сказал: «Наконец-то я знаю всю правду, большое тебе спасибо, мальчик».

Я папе рассказал, как мы с Фёдоровым хорошо поговорили, как он был ужасно рад и меня благодарил за всю правду. Но мой папа вдруг схватился за голову и закричал на меня изо всех сил: «Как ты смел?! Ты же меня зарезал! Я теперь никогда не выйду из этого положения!» А мама заплакала и сказала, что она утопится!

ВСЁ ИЗ-ЗА ЭТОЙ ЛЮБЫ


Вздыхал отец,
Вздыхала мать:
– Ну как на сына
Повлиять?
Всё утро мы влияли -
Храпит он в одеяле!

Наверно, слишком
Мы добры!
Он поздно
Спать ложится,
Он отрастил
Свои вихры,
Как будто он
Девица!

Как он развязно
Входит в дверь,
Играя на гитаре.
Он не с товарищем
Теперь,
С девчонкой Любой
В паре.


Вздыхал отец,
Вздыхала мать:
– Наверно, из-за Любы
Ты перестал
Нас понимать,
Ты стал нечуткий,
Грубый…

И вдруг он
Без гитары
Идёт в причёске
Старой…
Ни дерзостей,
Ни крика,
Не мальчик -
Кот-мурлыка.

Удивлены
Отец и мать:
Кто мог
На парня
Повлиять?!

А повлияла
Люба.
Он понял:
Ей не любо,
Когда он дерзок
С ней.
Он раньше,
Без гитары,
В своей причёске
Старой,
Ей нравился
Сильней.

ТРУДНЫЙ ПЕРЕУЛОК

К нам в воскресенье приехал дядя Миша, не в троллейбусе, а в своей машине. Он начальник цеха, он получил премию, и у него теперь есть «Москвич». Там четыре человека помещаются и ещё ребёнок, если он не очень крупный. Я не крупный, и меня дядя Миша взял с собой. Мы сели в машину и поехали к бабушке.

Водителем быть трудно, потому что везде висят знаки, что сюда ехать нельзя. К бабушке надо в переулок налево, но налево нельзя, и мы проехали мимо. А в соседнем переулке висел хороший знак, но дядя Миша растерялся и его проехал, а потом опять налево нельзя. Дядя Миша так расстроился, но мы сказали, чтобы он не нервничал, не обязательно ехать к бабушке, можно вообще ехать прямо, лишь бы только у нас не было нарушений. Мой папа дядю Мишу подбадривал, чтобы он не падал духом и верил в свои силы. А тётя Оля велела, когда мы к милиционеру подъезжали, чтобы дядя Миша сделал такое лицо, как будто он опытный водитель.

Мы всё время ехали прямо и никак не могли выбрать, где же нам правильно развернуться. Наконец, у самой заставы, мы развернулись и поехали опять мимо бабушки. Дядя Миша сказал, что с её переулком лучше не связываться, лучше он нас довезёт до музея, он туда уже утром ездил по этой дороге и уже выучился.

Мы доехали до музея и обратно и дядю Мишу очень благодарили, потому что он для первого раза хорошо себя проявил.

А бабушка сказала, что если у неё такой трудный переулок, то она лучше завтра сама к нам приедет в автобусе.

МАМА ВОЗРАЖАЕТ


Сажали саженцы в саду.
Сынок сказал: – И я пойду!-
Но мама крикнула: – Нет, нет!
Нельзя, ни в коем случае!
Ребёнку только десять лет,
А саженцы колючие.

Не по дням, а по часам
Сын растёт, мужает.
Хочет гвоздь забить он сам,
Мама возражает:

– Нет, ты лучше, в добрый час,
Погуляй по саду,
Ты же слабенький у нас,
Родился в блокаду!

Стал сыночек привыкать
К маминым запретам,
Стал охотно отдыхать
И зимой и летом.

Мать признала наконец,
На сыночка глядя:
– Сын и вправду молодец,
Здоровенный дядя!

Краснощёк он и здоров.
Наколи, сыночек, дров!

Но в ответ раздался бас:
– Нет, я лучше сяду!
Я же слабенький у вас,
Родился в блокаду!

ЕСЛИ БУДУ Я УСАТ


Захотел иметь усы
Маленький Геннадий:
– Отращу себе усы,
Сразу стану дядей.

Если буду я усат,
Не пойду я в детский сад.

Отпущу себе усы,
Сделаюсь взрослее,
Буду целые часы
Прыгать по аллее.

Для чего мне детский сад,
Если я теперь усат?

Скажут люди про меня:
– Ну с какой же стати
Должен мальчик среди дня
Отдыхать в кровати?

Посудите сами -
Он уже с усами!

Мчится к маме он чуть свет,
Шепчет с важным видом:
– Я тебе один секрет
По секрету выдам.

Ничего я до сих пор
Не сказал ребятам:
Скоро выйду я во двор
Взрослым и усатым.-

Говорит она в ответ,
Соглашаясь с сыном:
– Что ж, пройдёт немного лет,
И пойдут усы нам!

ЁЛКА


Купили мне матроску,
И папа мне сказал:
– Сегодня мы на ёлку
Пойдём в огромный зал.

Я был в матроске новой
Похож на моряка,
В огромном зале ёлка
Почти до потолка.

Серебряные рыбки,
Блестящи и легки,
Качаются на ветках,
Расправив плавники.

Внизу под этой ёлкой
Сидел большой медведь…
Мне всё на этой ёлке
Хотелось разглядеть.

Тётя незнакомая
Ко мне подходит вдруг,
Кричит весёлым голосом:
– Ребята, встаньте в круг!

Сейчас наденем маски!
Сейчас начнутся пляски!

Я плясал и прыгал
С ребятами в кругу,
Потом сказал ребятам:
– Я к ёлке побегу!

Пойду рукой потрогаю
Блестящего жука!-
А тётя незнакомая
Кричит издалека:

– Теперь снимайте маски,
Теперь кончайте пляски!
Сюда приехал сказочник,
Он нам расскажет сказки!

Сказка длинная была:
Про то, как жил козлёнок,
Как он по полю гулял,
По траве зелёной,

Как потом его в лесу
Забодали волки…
Я стоял так далеко,
Что не видел ёлки.

Я только на верхушке
Увидел полхлопушки.
– Теперь, – сказала тётя,-
Идём скорей к Петрушке.

А мне на эту ёлку
Хотелось поглядеть.
Внизу под этой ёлкой
Сидел большой медведь.

– Теперь, – сказала тётя,-
Мы будем песни петь.-
Мы пели «Волга, Волга…»,
Мы пели долго, долго…

Потом мне дали яблоко
И жёлтый леденец.
Потом сказала тётя,
Что празднику конец.

Я в большой передней
Долго одевался,
А потом обратно
В коридор пробрался.

И оттуда в щёлочку
Разглядел всю ёлочку.

В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ

Маме дали путёвку в дом отдыха, а детей туда не берут. Но потом меня всё-таки взяли в порядке исключения. Мама мне сказала, что в доме отдыха все отдыхающие, они целый год работают, а теперь им нужно укрепить здоровье, поэтому шуметь нельзя, прыгать нельзя и петь тоже нельзя, чтобы никому не мешать. И я не шумела, и никому не мешала, и играла с кошкой.

Вдруг ко мне подходит один дядя и спрашивает: «Девочка, почему ты всё время молчишь? Это неестественно в твоём возрасте!»

А я молчу, потому что он отдыхающий и ему нельзя мешать. И тётя спрашивает: «Девочка, ты умеешь читать стихи?» А я ничего не отвечаю. Вдруг один дядя с усами сказал, что этого дела так нельзя оставить, что ребёнок должен быть живым, бодрым и меня нужно развлечь. И тут все отдыхающие взялись за руки и стали вокруг меня бегать, прыгать и петь «В лесу родилась ёлочка». Я всё сдерживалась и не прыгала, только немножко, а не как тот дядя с усами.

Мама пришла и на меня рассердилась: «Я же тебя просила не мешать отдыхающим!» И тогда все сказали, что это они сами шумели, чтобы я была подвижная. А дядя с усами сказал, что он тут скучал, а сегодня прекрасно провёл время и что пускай всегда детей сюда берут в порядке исключения.

ЗОЛОТАЯ МИШУРА


Нарушено, нарушено
Спокойствие Андрюшино!

До сих пор бывало так:
Нужно сделать красный мак
Или склеить рамочку -
Он попросит мамочку.

Расцелует ямочки
На щеках у мамочки,
И уже готова мать
И тетрадки линовать,
И закладки рисовать.

Жил за маминой спиной,
Как за каменной стеной.

Вдруг нагрянула беда,
Как всегда,
Негаданно -
К понедельнику, к утру,
К школьной ёлке мишуру
Сделать было задано.

– Сделай, мамочка, к утру
Золотую мишуру!

Вы подумайте – отказ
Получил он в этот раз!

Как же это понимать?
– Сделай сам, – сказала мать.-
На себя я не беру
Всех твоих забот.

– Сделай, мамочка, к утру
Золотую мишуру!-
Сын уже ревёт -
Золотую мишуру,
А иначе я умру!

Мать вздыхает: поздний час,
Сыну спать пора.
– Так и быть! В последний раз…
Будет мишура!

Вытер слёзы наш герой,
Он ложится спать.
И сидит над мишурой
Мамочка опять.

Дотемна сидит она,
За окном блестит луна,
Все огни потушены…

Скоро ёлка, Новый год!
Пусть он твёрдость принесёт
Мамочке Андрюшиной…



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх