Социальная защита: понятие и критерии оценки. Рынок и социальная защищенность

Правила и положения социальной защиты населения напрямую зависят от регламентируемого закона и направления этого вида поддержки населению.

Основа государственной соцгарантии является минимализированным социальным стандартом, который определяют условия жизни людей.

Например, для матери новорожденного ребенка устанавливаются одни правила по поддержке, для пожилого человека (пенсионера) другие.

Защита населения призвана определять необходимый минимальный уровень жизни, чтобы граждане РФ не оказались за чертой бедности, устанавливать важные для определенных социальных групп льготы, позволять некоторыми бесплатно пользоваться теми или иными услугами.

Суть социальной защиты

Сама соц защита является системой распределения ресурсов между незащищенными слоями населения. Классифицируется и определяется незащищенность по некоторым принципам.

Общественные денежные фонды базируются на источнике финансирования со стороны бюджета.

Таким образом, средства, направляющиеся на соц , сформированы за счет налогообложения. Соц защита - это:

  • забота РФ о людях, которые утратили трудоспособность;
  • реализация гарантий для населения;
  • рамки, обеспечивающие поддержание минимального установленного уровня жизни.

Принципы социальной защиты

Соц защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом - неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Без владения некоторыми ресурсами, которые добываются посредством трудоспособности, не может поддерживаться жизнедеятельность граждан. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • адаптивность. Соц защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Органы социальной защиты в РФ

Структура органов, отвечающих за социальный статус граждан состоит из:

  • государственных органов (обеспечивают правовую основу, стратегию и тактику социальной политики);
  • гражданские сообщества (объединения, организации, фирмы и предприятия);
  • благотворительные и добровольные.

Управление соц защитой на федеральном уровне в России занимается Министерство труда.

Руководят Пенсионные, социально-страховые и медицинские фонды страхования.

В регионах исполнительными органами соцзащиты в РФ является Департамент. По вопросам в районах Москвы можно обратиться к органам районной администрации.

Объекты социальной защиты

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • люди-чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи и малообеспеченные;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Еще одна мера защиты соц защиты граждан - социальное страхование, однако это направление принято в государственном масштабе считать вспомогательным.

Оно охватывает лица, которые потеряли трудоспособность, а также касается тех, кто содержит нетрудоспособных граждан.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания соц защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов не возможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • соцстимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются ;
  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Участники страхования людей от жизненных сложностей, препятствующих поддерживать минимальный уровень жизни, - это государство, страховые негосударственные фонды и коммерческие, а также благотворительные организации.

Акция! Платная консультация - БЕСПЛАТНО!

Введение.

1. Понятие и значение социальной защищенности.

2. Роль социальной защищенности населения в рыночной экономике.

Список использованной литературы.


Введение

Социальная защита населения в условиях формирования рыночных отношений является одной из сложных и трудно решаемых проблем для Украины, отсутствие на сегодняшний день решения которой крайне неблагоприятно влияет на ход экономических реформ, вызывая их отторжение у наименее обеспеченных слоев населения.

Вступление Украины в новый этап модернизации экономических и общественных отношений, направленный на демонополизацию экономики, появление трудовой мотивации, формирование политической демократии связывалось многими исследователями с повышением уровня социального благосостояния основной массы населения, созданием социально - экономических и политических условий для раскрытия духовного, творческого и нравственного потенциала личности.

При этом государству отводилась роль гаранта сохранения того социально - экономического состояния общества и тех прав человека в нем, которые были достигнуты на предыдущем этапе развития.

Однако в происходящих хозяйственных процессах промышленному производству не было отведено ведущее место, что явилось одной из причин финансового кризиса в 1998 году, когда фондовый и товарный рынки, не обеспеченные деятельностью отечественных промышленных предприятий показали свою несостоятельность.

В этих условиях проблемы, имеющие место в социальной жизни общества еще более обострились, в том числе и такая, как социальная защищенность населения.

1. Понятие и значение социальной защищенности

Сегодня в очередной раз в число приоритетных поставлена задача индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий на детей, помощи малоимущим.

Наиболее существенными характеристиками сложившегося экономического состояния являются:

Разрушение источников хозяйственного развития: отсутствие инвестиций, сворачивание наукоемких производств и системы научно - исследовательской деятельности в целом, деградация системы образования и культуры, прекращение геологоразведочных работ, деквалификация трудовых ресурсов и снижение производительности труда;

Нарушение системы обеспечения жизнедеятельности: сокращение отечественного продовольственного и промышленного обеспечения, снижение финансирования жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения, очевидность приближения глобальных экологических катастроф.

Имущественная дифференциация, разделившая общество на сверхбогатых и малоимущих, стала причиной нарастания в нем социальной поляризации. При этом существенным является имущественное положение трудоспособного населения, которое можно разделить на несколько групп, отличающихся по величине доходов.

В первую группу следует отнести студентов и самых низкооплачиваемых работников, которыми являются рабочие и служащие бюджетной сферы, государственных учреждений и организаций, профессорско-преподавательский состав государственных учебных заведений, военнослужащие - общая численность которых составляет около 70 % населения.

Вторую группу составляют среднеоплачиваемые работники, среди которых рабочие и служащие негосударственных учреждений и организаций, государственные служащие на высоких должностях, работники топливно - сырьевого комплекса - что составляет около 20 % населения.

В третью группу следует включить высокооплачиваемых работников из числа генералитета, служащих банков и других финансовых структур, составляющих около 4 % населения, а также мелких предпринимателей, составляющих около 3 % населения.

Четвертую группу могут представлять богатые люди, деятельность которых связана, в основном, с торгово - посредническим обслуживанием внутреннего рынка, которые составляют около 3 % населения.

В состав пятой группы следует включить сверхбогатых людей, являющихся предпринимателями, связанными с торгово - посредническими операциями на внешнем рынке, численность которых составляет около 0, 2 % от общей численности населения .

Предложенные группы населения отличаются не только по величине, но и по источникам доходов. Совершенно очевидно, что основным источником доходов первых двух групп населения являются заработная плата, пенсии, стипендии и пособия, получаемые либо по линии бюджета, либо устанавливаемые работодателем. Из них самые малоимущие, имеющие в расчете на члена семьи доход ниже прожиточного минимума, оказались на низкой ступени жизни в силу своего возраста, семейного и служебного положения.

Основную их массу составляют неработающие пенсионеры, инвалиды, одинокие матери, многодетные семьи, низкооплачиваемые служащие, некоторые работники культуры, образования и здравоохранения.

Нынешнее положение с рождаемостью во многом отражает неудовлетворенную потребность семей иметь желаемое ими число детей, а ее снижение означает в основном не отказ от рождения детей, а перенос этого события на лучшую перспективу в материальном положении семьи. Среди причин, по которым рождение ребенка отложено, более половины обследованных автором семей назвали тяжелое материальное положение и нежелание его ухудшать.

Таким образом, проблема социальной защиты населения в условиях ухудшения общей социально - экономической ситуации в стране и регионах требует безотлагательного решения, а процесс социальной защиты должен охватывать доходы населения, рынок труда, пенсионное обеспечение, демографическую ситуацию и другие сферы жизни населения .

2. Роль социальной защищенности населения в рыночной экономике

В последние года происходит рост прожиточного минимума, минимальной зарплаты и минимальной пенсии. В 2005 г. размер минимальной заработной платы и минимальной пенсионная выплата доказана к уровню прожиточного минимума для нетрудоспособного лица. их уровень, конечно, еще недостаточный, что дает основание говорить лишь о постепенной стабилизации экономической ситуации в стране, вопрос же социальной защищенности населения и становление Украины как социального государства дело, к сожалению, будущего.

Известно, что чем более богатый общество, тем меньше в нем получателей социальных благ от государства. Таким образом, эффективное решение "социального вопроса" заключается не в том, чтобы путем перераспределения общественного продукта обеспечивать максимальную социальную поддержку, а в создании таких условий, благодаря которым поддержки будет нуждаться в минимальное количество граждан.

Абсолютная социальная защищенность представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан. Цель абсолютной защищенности - застраховать отдельных членов общества от того, что является нормой для рынка, от возможного уменьшения уровня их доходов. Обеспечение государством этого вида защищенности есть, по сути дела, проведение в жизнь «справедливого» вознаграждения, т.е. вознаграждения, соотнесенного с субъективными достоинствами человека, а не с объективными результатами его труда. Это обеспечение для определенной группы или социального слоя ладей «заслуженного» или «положенного» уровня доходов.

Абсолютная защищенность характерна, как правило, для общества, в котором осуществляется полный контроль над рынком или вообще ликвидирована рыночные отношения. И в том и в другом случае мы имеем дело с обществом тоталитарного типа, которое может существовать и при капитализме и которое таковым только, и было при социализме. Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что из себя представляют источники социальной незащищенности .

К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.

Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает анализ источников социальной незащищенности и изучение мировой практики их нейтрализации. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Проблема социальной защищенности осложняется тем, что трудный переход от тоталитарной командно-административной системы к рыночной экономике происходит в условиях глубокого, всеохватывающего кризиса. В связи с этим в Украине сложилась парадоксальная ситуация: все факторы, и тем самым превратились в источники незащищенности. Главная причина, которая способствовала этой метаморфозе - это сама социально-политическая система, которая внутренне содержала ошибочные установки для определения приоритетности социально-экономических интересов.

Понятно, что всегда есть группы людей, обеспечения которых считается безусловной функцией государства. Классическим примером являются инвалиды из детства, сироты, многодетные семьи и т.п. Другими словами социальная защита должна быть построен на эффективном соотношении его активных и пассивных форм. Непреложным фактом есть то, что слишком высокий уровень пассивных форм социальной защиты не стимулирует трудовую активность работников, порождает в обществе иждивенческие расположения духа, провоцирует бюджетный дефицит. Проблема заключается в том, что развитию пассивных форм социальной защиты оказывает содействие желание решить проблему повышения уровня жизни населения механистическим, популистским путем .

Социальная защита является неотъемлемой частью любой нормально функционирующей государственной системы. Ее зачатки и простейшие формы существовали уже на самых ранних стадиях общественной жизни. С развитием цивилизации защитные функции все активнее берет на себя государство. А с возникновением рыночной экономики социальная защита населения становится самостоятельным видом общественной деятельности, направленной на защиту людей прежде всего от неблагоприятного воздействия социальных рисков, возможных в рыночной экономике. «Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой платой работодателей и бизнесменов за возможность нормальной хозяйственной деятельности, за стабильность общества». Таким образом, в рыночных условиях институт социальной защиты выполняет роль своеобразного буфера и является обязательным элементом общественной системы. И чем развитее, совершеннее будет организована социальная поддержка населения, тем эффективнее будет функционировать и экономическая, и политическая, и духовная сферы жизнедеятельности общества.

Сегодня не ставится под сомнение тесная связь и взаимообусловленность экономики и социальной сферы. И ученые, и политики, и практики признают, что «общество не может обеспечить свою безопасность, стать стабильным, не может обеспечить устойчивое развитие, если огромное большинство людей не чувствует себя защищенными, если растет потенциал недовольства и потенциал социального протеста», что «без социальной поддержки невозможно нормальное воспроизводство общественного продукта. Уровень социальных гарантий зависит от экономических возможностей, но он, в свою очередь, и предопределяет экономические возможности. Все это не может не учитываться рациональной экономической политикой», что «экономическое развитие и социальная защита взаимно подкрепляют друг друга; по существу они представляют собой элементы одной парадигмы. Социальная защита является одним из важных аспектов общественной жизни, способствуя росту солидарности и уменьшению социальных аномалий... Социальная защита является своего рода амортизатором экономических преобразований и структурных изменений» .

За последние годы украинская система социальной защиты населения начала приобретать некоторые новые, рыночные черты, меняется ее экономическая основа, источники и принципы финансирования. Прежде всего следует назвать переориентацию на страховые принципы социального обеспечения; ослабление патерналистских подходов; разгосударствление социальной сферы; регионализацию и муниципализацию социальной политики и социальной защиты; развитие социального законодательства и социального нормирования; формирование системы подготовки кадров для социальных служб, появление новых видов и форм социальных услуг и т.д. В то же время ряд тенденций замедляет развитие системы социальной защиты: дефицит ресурсов; нецелевое использование выделяемых на решение социальных про блем средств, коррупция; преимущественно компенсационный характер защитных мер; ослабление роли предприятий в защитных процессах; большое число различных категорий льготников; неэффективный учет нуждаемости в социальной помощи; слабое участие граждан в защитных и самозащитных процессах, неразвитость гражданских инициатив и т.д.

В итоге современная система социальной защиты носит характер слабо согласованных и обоснованных мер, представляя собой некий гибрид из остатков социалистического прошлого, плохо адаптированных элементов западных образцов, недостаточно продуманных отечественных нововведений. По признанию ряда специалистов, в Украине «...нет пока четко оформившейся системы социальной защиты населения.». Хотя на федеральном уровне все чаще озвучиваются намерения повысить уровень жизни населения, принимаются и реализуются социальные программы, реформируются защитные подходы, говорить о системной, целенаправленной, продуктивной работе в этой области пока не приходится. Последнее косвенно подтверждает и тот факт, что в настоящее время в украинском правительстве отсутствует самостоятельное министерство, курирующее вопросы социальной защиты, а функции регулирования отраслей социальной сферы распределены по разным ведомствам, чья деятельность слабо координируется. Главной же причиной низкой эффективности украинской системы социальной защиты, на наш взгляд, является отсутствие единой государственной идеологии, методологической базы социальной политики и социальных преобразований в обществе в целом. Заявленное в Конституции положение о том, что Украина - социальное государство, слабо подкреплено в законодательном, организационном и экономическом планах .

Для создания действенной системы социальной защиты населения необходимо прежде всего соответствующее учение, содержащее ее методологические, методические и организационные основы. Определенные наработки в этой области имеются, но пока их нельзя считать полностью отвечающими современным требованиям, завершенными и, тем более, принятыми на вооружение. Формирование концепции социальной защиты населения сопряжено с решением ряда принципиальных теоретических вопросов: обосновать ее теоретико-методологическую базу, упорядочить терминологический аппарат, показать место социальной защиты в системе научного знания, экономической и социальной политики, раскрыть ее содержание, систему внешних и внутренних взаимосвязей, охарактеризовать цели, задачи, принципы, функции, виды, формы, методы, приемы социальной защиты, выработать подходы для эффективного анализа ее состояния и управления ею. Успешная реализация теоретических задач позволит усовершенствовать и практику социальной защиты, так как «...целостность и эффективность системы социальной защиты определяется органичным сочетанием выбранной концепции социальной защиты и адекватного ей механизма» .

Проведение правительством действенной социальной политики требует последовательной экономической политики. С одной стороны, экономический рост есть одной из основных условий решения социальных проблем в обществе, из другого, как показывает практика, отсталость социального компоненту не разрешает увеличивать экономические результаты. Очевидно, можно говорить о закономерности: достижение социальных целей базируется на экономическом росте, который зависит от эффективного использования социальных факторов.

Итак, необходимая оптимальная модель экономического развития, которая будет обеспечивать качественный прирост ВВП и его корректное социальное распределение, которое будет оказывать содействие не только преодолению бедности, но и развитию среднего класса как движущей силы развития общества .


Выводы

Таким образом, в условиях рыночной экономики (как известно, украинская экономика получила такой статус), источником повышения благосостояния основной части населения должны стать эффективная работа, трудовая активность и предпринимательская инициатива. Нетрудоспособное население должно иметь гарантии материального обеспечения и социального обслуживания за счет выплат из государственного и местного бюджетов, который обеспечивал бы им достойный уровень жизни.

Следует отметить, что в основе формирования бюджета должны быть не социальные минимумы, как это есть сегодня, а разработанные и введенные в бюджетную практику социальные стандарты для каждой категории населения: детей, пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.. Такие стандарты широко давно используют в других странах. В Украине с 2000 г. действует закон "О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях", но в нем определено не социальные стандарты, которые обеспечивают высокий уровень жизни, а социальные минимумы.

Таким образом, основные задачи решения проблемы социальной защищенности населения Украины, а итак, и постепенного становления Украины как социального государства, должны быть направленные на внедрения рыночных, наиболее эффективных форм обеспечения условий для свободной деятельности индивидов, способных создавать материальные блага, и достойное их вознаграждение; преобразование системы социальной защиты на один из факторов развития продуктивных сил; использование в практике социального управления системы не социальных минимумов, а социальных стандартов для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека.


Список использованной литературы

1. Про внесення змін до Закону України "Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні": Закон від15 червня 2004 року № 1773-IV/ Україна. Закон //Голос України. - 2004. - 8 липня

2. Вегера С. Правова та соціальна захищенність інвалідів як пріоритет держави/ С.Вегера //Юридичний Вісник України. - 2000. - 7-13 грудня. - C. 4

3. Гошовська В. Захищеність майбутніх поколінь: проблеми та пріоритети соціальної безпеки //Вища школа. - 2001. - № 6. - C. 24-32

4. Григорович Н. Соціально-економічна захищеність населення України/ Н.Григорович //Статистика України. - 2001. - № 3. - C. 37-42

5. Дядькова Н. Результати вибіркового обстеження соціальної захищеності населення/ Н. Дядькова //Праця і зарплата. - 2002. - № 46. - C. 3

6. Іванкевич В. Найголовніше - соціальні гарантії/ В.Іванкевич //Соціальна політика. - 2002. - № 5. - C. 1-2

7. Новікова Т. В. Соціально- економічна захищенність населення як об’єктивна необхідність становлення соціальної держави/ Новікова Т. В. //Актуальні проблеми економіки. - 2006. - № 3. - C. 165- 168.

8. Тяжельникова Е. Социальный пакет/ Евгения Тяжельникова //Секретарь-референт. - 2005. - № 3. - C. 60-63

9. Цыганкова, Ольга. Не обедом единым: Социальный пакет/ Ольга Цыганкова //Деньги ua. - 2007. - № 33. - C. 48-50

Калькуляція собівартості готової продукції

Вдосконалення процесу калькуляції собівартості готової продукції на підприємстві. Особливості та поняття калькуляції собівартості продукції. Теоретико-методологічні основи калькуляції...

Социальная и правовая защита граждан - центральная проблема социального государства . Способы осуществления социальной защиты различны, но их сущность, в конечном счете, состоит в таком перераспределении доходов между различными социальными группами, чтобы ни одна из них не чувствовала себя обделенной, оказавшейся вне сферы благотворного воздействия государства.

Формирующееся в последние годы в юридической науке понятие социальной защиты имеет широкое значение. Как правило, под социальной защитой понимают функцию государства по обеспечению, прежде всего, экономических, культурных и материальных (финансовых, имущественных, жилищных, коммунально-бытовых, медицинских и др.) прав .

По нашему мнению, социальная защита - это деятельность, осуществляемая государством, его органами и должностными лицами при содействии общественных объединений , которая направлена на создание условий организационно-правового характера в целях обеспечения функционирования общественных социальных отношений.

Важным результатом, определяющим эффективность социальной защиты, является социальная защищенность, т.е. достижение определенного уровня благосостояния человека , который дает ему возможность для благоприятного индивидуального развития и выражается в устойчивом благополучии личности , способной реализовать свои творческие возможности.

Поэтому понятия «социальная защита» и «социальная защищенность» не следует отождествлять. Если первое означает деятельность компетентных органов и лиц, то второе - качественное состояние обеспечения прав и свобод сотрудника.

Социальная защищенность - это результат социальной защиты, выраженный в устойчивом благополучии сотрудника, высоком уровне его благосостояния и стабильности этого состояния. Другими словами, социальная защищенность - это такие социально-экономические и культурные реальности, которые создают возможность для благоприятного индивидуального существования и развития гражданина, реализации его профессиональных и творческих возможностей и способностей.

Таким образом, социальная защита - это деятельность, а социальная защищенность - результат этой деятельности.

Социальная защита и социальная защищенность обеспечиваются всей системой российского законодательства и права, хотя в большей степени - цивилистическими отраслями: гражданским правом и процессом, трудовым, земельным, семейным и правом социального обеспечения .

Понятие «правовая защита» отражает деятельность особого рода тех же субъектов, что и «социальная защита», но уже по применению права в процессе реализации юридических норм, обеспечивающих правовую защищенность личности.

Правовая защита по содержанию является частью их социальной защиты и представляет собой деятельность государства, общественных объединений и должностных лиц по созданию комплекса юридических средств и условий, направленных на предотвращение ущемления прав граждан, а в случае нарушения - их восстановление, чем, в конечном счете, и обеспечивается социальная защищенность.

Однако как непосредственно в этих актах, так и комментариях к ним нет единой и однозначной трактовки критериев предоставляемых государством благ. В одних случаях содержится указание на «достойный» уровень, в других - на «достаточный», в третьих - на «удовлетворительный», в четвертых - на «минимальный». Существующий разнобой объясняется тем, что нет, да и не может быть единого, универсального и пригодного для всех эпох и народов стандартов жизни с заранее четко очерченными количественными и качественными параметрами.

Г.Ф. Шершеневич рассматривал социальное государство как политический союз людей в качестве системообразующего признака государства . Главным в государстве признается общесоциальная деятельность, и само оно рассматривается как правовая форма организации и функционирования политической власти в аспекте различения права и закона.

Р.З. Лифшиц указывал, что демократическое современное государство можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса - по содержанию, или правовое государство - по форме. А признав в нем орудие социального компромисса, следует признать и изменение некоторых его внутренних функций. Одна из главных среди них - учет и координация интересов различных групп населения, поиск и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы различными социальными слоями. Важнейшая задача государства, подчеркивал он, - соблюдение интересов меньшинства, защита прав человека.

Современное государство, как указывает Ю.А. Тихомиров, играет новую роль по отношению к обществу: первое выступает как «слуга», по отношению ко второму как к «господину». Круг его дел составляют дела, имеющие бесспорно публичный характер, дела общественного значения, это одновременно дела социальные, связанные с обеспечением и защитой прав человека.

В.А. Четвернин утверждает, что на передний план выдвигается общесоциальная деятельность государства, оно «выступает не только как гарант права сильных быть еще сильнее, но и как защитник интересов слабых», что возрождающееся российское государство будет действовать в ущерб экономической эффективности , в ущерб скорейшему развитию гражданского общества , но в интересах социально слабых. Он видел в начавшейся в августе 1991 г. новой буржуазно-демократической революции в России начало воплощения в российской государственности принципов современного социального и правового государства. Организация политической власти, откровенно попирающая права человека и гражданина, не может признаваться государством в современном смысле этого понятия.

Любое государство, в том числе и социальное, действует с определенных позиций. Оно должно, прежде всего, служить определенному классу, социальному слою и в какой-то степени удовлетворять интересы всех граждан. Социальный характер постсоциалистического государства заключается в том, что оно не выступает представителем среднего класса, как это происходит в развитых демократических странах. При этом о его характере нужно судить не по обещаниям руководителей, сколь бы красочны они ни были, а по тем экономическим и социальным мерам государственной власти , которые затрагивают жизненные интересы различных слоев населения. Меры эти противоречивы, как сложен и противоречив сам характер постсоциалистического государства. Государственная власть осуществляет некоторые меры социального порядка, однако сегодня российское государство не обеспечивает необходимого уровня жизни населения, не предоставляет ему необходимых социальных услуг. Следовательно, можно согласиться с мнением В.Е. Чиркина, не является еще социальным государством.

Социальное государство призвано преодолевать существующие в обществе антагонизмы, развивать и совершенствовать различные формы экономической деятельности субъектов, способствовать снижению уровня противостояния между людьми, формировать нравственные устои социальных групп и отдельных граждан.

Социальное государство призвано выступать гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-либо отдельной социальной группы людей, а всех членов общества. Такое государство вряд ли вправе произвольно устанавливать произвольный порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано неотчуждаемостью и приоритетом прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей.

Социальное государство призвано стремиться в определенных пределах к обеспечению социальной справедливости, к сглаживанию социальных контрастов. Оно в той или иной форме должно реагировать на проявления неравенства, устанавливая разного рода льготы и привилегии для тех, кто принадлежит к наименее обеспеченным социальным группам или оказался в сложной жизненной ситуации в силу возраста, потери трудоспособности, природных катаклизмов и т.д.

Социальному государству необходимо принимать меры по нивелированию социального неравенства различными мерами: путем непосредственного вмешательства в те или иные виды общественных отношений (например, посредством правовой защиты конкретных групп населения), обеспечения общедоступности важнейших социальных благ (медицинских и др.), установления государственных выплат (социальных пособий), различных форм социального обеспечения , корректировки социального неравенства путем создания равных возможностей для обеспечения благосостояния людей. Их объектом является широкий круг обладающих известным сходством общественных отношений в большой области социальной жизни.

Для теории и практики государственного строительства исключительно важно ясно и однозначно определить: какие направления деятельности составляют содержание социальной и правовой защиты; что должны делать государственные органы для поддержания их высокого уровня; как оценивать эффективность тех или иных мер в рамках государственной политики, которая направлена на обеспечение высокого уровня социальной и правовой защищенности своих граждан.

Вне зависимости от конкретного объяснения очевиден тот факт, что сегодня практически все индустриально развитые демократические государства являются, хотя и в разной степени, государствами «социальными». Отсюда, видимо, можно сделать вывод о том, что переход от полицейского государства к социальному является одной из закономерностей развития человеческого общества. При этом необходимо подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, о государстве, которое обеспечивает всех членов общества всей полнотой гражданских прав . Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием.

Социальная и правовая защита личности в системе функций социального государства

Современная теория построения в России государства нового типа, как социального и правового, предполагает рассмотрение категории социальной и правовой защиты граждан , в том числе в рамках реализации основных функций.

Реалии нынешней кризисной социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной экономической и социальной политикой государства, эффективной системой социальной и правовой защиты населения как базового условия поступательности общественно-политического развития. Сильная государственная социальная политика - единственно реальный путь продвижения к социальному государству.

Необходимость решения проблем социальной и правовой защиты вызывает настоятельную потребность в дальнейшем развитии законодательства о социальном обеспечении. В частности, минимальные стандарты в области социального обеспечения, не нашедшие отражения в ныне действующей Конституции Российской Федерации, должны быть урегулированы федеральным законом.

Специфической функцией социального государства является функция социальной и правовой защиты населения и, прежде всего, неблагополучных в материальном положении социальных групп. Конституция Российской Федерации в самой общей форме определила меры социальной и правовой защиты населения. К их числу относится, прежде всего, достойный человека гарантируемый минимум заработной платы и, соответственно, гарантиро-ванность права на труд и охрану труда . Огромное значение имеет также поддержка государством семьи , материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Любое общество характеризуется неравенством его членов. Объективную основу неравенства составляют различия физического развития и состояния, интеллекта, наследственности (как биологической, так и социальной, в том числе гражданско-правовой, имущественной, образования, семейного положения и т.д.).

Содержание функции социальной и правовой защиты многозначно. Государством охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивается система социальных служб; устанавливаются государственные пенсии , пособия и иные гарантии.

Вместе с тем, полагаем, правильно отмечает Л.С. Мамут, что те блага, которые в ходе осуществления обсуждаемой деятельности государственно-организованное общество предоставляет своим гражданам, поступают к ним на безвозмездной основе. Отмеченную безвозмездность увлекающиеся политической риторикой публицисты и составители хартий, пактов, конституций перекрестили в бесплатность. Поколения людей воспитываются в твердом убеждении, искренней вере, что в государстве положено быть бесплатным образованию, медицинскому обслуживанию, жилью, отдыху и т.д. У их получателей от этого сплошь и рядом рождается ощущение, будто подобные блага вообще даровые, лишены всякого стоимостного измерения. Поскольку они никому ничего не стоят, то, естественно, нет никакого смысла оплачивать «бесплатное». В реальном мире социальных благ, создаваемых без каких-либо затрат, нет. Производство и перераспределение социальных благ требуют расходов . Эти блага имеют стоимостное измерение, при этом государство в процессе социальной деятельности может их предоставлять соответствующим получателям безвозмездно.

Социальная и правовая защита как функция Российского государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек переходного периода, как бедность и рост безработицы , на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических трудностей между различными группами населения.

Функция социальной и правовой защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. В этих целях государство гарантирует занятость трудоспособного населения и справедливое распределение общественных благ. Важной частью функции социальной и правовой защиты является осуществление государственной поддержки инвалидов, пожилых, многодетных семей и детей в неполных семьях, безработных, беженцев, национальных меньшинств и др.

В этой функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства, т.е. снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения: обеспечение человеку достойных условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.

Задача создания в нашей стране социального государства, провозглашенного в ныне действующей Конституции Российской Федерации, связана, прежде всего, с реальной политикой органов государственной власти , способных обеспечить достойный уровень жизни своих граждан.

Социальная сфера в принципе существует только за счет бюджета , а промышленность за годы реформ оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства государства. Кроме того, за многие десятилетия было сформировано представление людей об исключительной ответственности государства за их судьбу и условия жизнедеятельности. Убежденность, вера в обязанность и способность государства обеспечить социальное благополучие граждан, базирующаяся на идеологии и политике советского периода, являлись доминантными психологическими установками преобладающей части населения.

Поэтому гарантом реальности обеспечения социальной и правовой защищенности личности в первую очередь выступает сильное государство, признающее во взаимоотношениях с личностью ее приоритет на основе верховенства права, поддерживающее политическую стабильность в обществе.

Cтраница 1


Социальная защищенность позволяет сотрудникам сосредоточиться на производственном процессе, а не на поиске дополнительных или запасных мест работы.  

Социальная защищенность, экономические права и творческий характер труда способствуют созданию здорового морального климата. Хороший моральный климат заключается в убежденности работников, что их интересы совпадают с интересами фирмы. Как следствие существенно облегчается предотвращение таких проблем, как хищения, текучесть персонала, прогулы, производство бракованной и невостребованной продукции.  

Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов.  

Социальная защищенность детства во многом определяется качеством развития учреждений образования и воспитания детей. В частности, в отношении детских домов, школ-интернатов, домов ребенка могут быть приняты следующие основные положения их развития.  

Понятие социальная защищенность человека отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих.  

Проблема социальной защищенности населения в условиях рынка рабочей силы в России является одной из наименее изученных среди других социальных проблем. Сам термин социальная защита является новым для отечественной науки.  

Конкретные формы социальной защищенности многообразны. Основные социальные гарантии, которые государство предоставляет населению России, следующие.  

Для усиления социальной защищенности военнослужащих и военнообязанных в РФ введено обязательное страхование жизни и здоровья указанных лиц. Наряду с этим в настоящее время некоторые страховые организации практикуют добровольное страхование от несчастных случаев призывников.  

В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за территориальными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.  

В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.  

К стратегическим мерам социальной защищенности следует отнести систему мер, обеспечивающую всеобщую рациональную занятость.  

Особую актуальность вопросы социальной защищенности работников имеют для тех предприятий, которые находятся на грани банкротства. К ним относятся меры по сохранению рабочих мест, недопущению массового увольнения работников, финансовой поддержке для части уволенных работников, желающих заняться предпринимательской деятельностью, досрочному переводу на пенсию работников предпенсионного возраста, временному ограничению роста заработной платы, переходу на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю с целью сохранения численности персонала. Одной из мер смягчения социальных последствий кризиса несостоятельных предприятий является первоочередное предоставление увольняемым работникам возможности устроиться на вакантные места по другим, смежным специальностям с возможностью переквалификации.  

В целях усиления экономической и социальной защищенности как населения в целом, так и отдельных категорий граждан в условиях перехода экономики на рыночные отношения налоговым законодательством России освобождены от обложения обороты по реализации отдельных социально значимых товаров, работ и услуг.  

Результатом работы является формирование социальной защищенности детей и подростков.  

Кроме того, уровень социальной защищенности населения, и в особенности его малоимущих слоев, является индикатором развития общества, степени признания им общечеловеческих ценностей. В нашей республике уже сделаны первые шаги по созданию новой системы социальной защиты населения, адекватной современному этапу развития общества. Однако в этой сфере сохраняется еще множество проблем, требующих своего незамедлительного разрешения.  

Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.

В мировой практике обозначились два подхода в решению проблемы социальной защиты граждан. В развитых капиталистических странах господствует позитивный подход, т.е. пройдена социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения, В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в страде эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем.

В бывших социалистических странах господствовал негативный подход, т.е. проблема социальной защита как объективная необходимость существовала, но, по политическим и идеологическим мотивам не признавалось. Считалось, что в обществе, строящим коммунизм, все социально-экономические проблемы решаются автоматически. Субъекты социальной защиты функционировали формально. Их роль «выполняла» руководящая коммунистическая партия, которая не признавала существование объективной необходимости в создании системы законов, обеспечивающих социальную защиту граждан. Она стремилась превратить все общество в единое учреждение, единую фабрику с равным трудом и равной оплатой. Принцип «кто не повинуется, тот не ест», т.е. не защищен от голода был важнейшим принципом социалистического государства.

До настоящего времени трудящиеся бывшего союза отчуждены от средств производства и бесправны в распоряжении собственной рабочей силой Всеохватность и всесилие государственной монополии позволили государству устанавливать профессиональные, географические, региональные и другие пропорции формирования и использования рабочей силы, определять меру вознаграждения за труд и меру изъятия вновь созданного продукта.

Круг социально-экономических прав и гарантий сводился и следующему: человек при «социализме» защищен принципом минимального прокорма, уравнительной идеологией, ограниченным соперничеством государственных предприятий в борьбе за трудовые ресурсы. Но он совершенно беззащитен перед мизерностью прокорма и официальной политикой. Силы работника и государства слишком неравны, и отношения между ними строились на условиях, продиктованных властью.

Система, определяющая стандарты социальной защищенности в бывших социалистических странах основывалась на личной зависимости трудящихся от администрации разных уровней. Получение жилья, места в детском саду и в пионерском лагере, путевки в санаторий, корма для личного скота, права на сооружение пристройки к дому, на «левое», своекорыстное использование государственного и колхозного имущества - вот лишь небольшой перечень того, что выменивалось на покорность начальству, на готовность мириться с невыносимыми условиями труда и быта.

Социальные гарантии - это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Социальные гарантии - это социальные права в действии, реализованные социальные права. Потому социальные гарантии и права, например, Х. Ламперт включает в понятие собственности, которой как бы изначально наделяются представители наемного труда. Социальные гарантии в связи с этим можно рассматривать так же, как возможное право граждан распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в распоряжении государства. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы. Социальная льгота – это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости. Нуждаемость - это временное или постоянное недопотребление человеком продовольствия, предметов длительного пользования и услуг, имеющих в обществе распространенный характер. Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, исходя из конкретной экономической ситуации и общей политики, которую реализует данное правительство. Поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе. Основанием нуждаемости являются необходимые потребности индивида, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Нуждаемость - это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер. Экономические ограничения подразделяются на ограничения материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым- устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворения потребностей обществом осуществляется через обмен стоимостями, накладывает свой отпечаток на человека, на его потребности.

В этом процессе не последнюю роль играет государство, которое укрепляет принцип обмена, делает его господствующим, а тем самым выступает политической причиной появлению нуждаемости у индивидов. Государство и есть одна из политических причин появления нуждаемости, носителями которой являются индивиды, имеющие способность к труду, но не могущие ее реализовать по причине острой конкуренции, которая есть продукт отношений обмена стоимостями. Другой политической причиной нуждаемости является деятельность объединений, политического и профессионального характера, выражающих интерес нуждающихся, и тех, кто может стать таковыми по причине непредсказуемости меновых отношений. Данная причина, не принимая в расчет прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или ангажированности этих отношений, работает на расширение сферы нуждаемости индивидов. И последняя причина, которая оказывает влияние на пределы нуждаемости, - социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы (социальная сила - это обусловленная разделением труда объединительная способность индивидов) наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин.

Социальная политика:

    Выплата пособия по безработице признанным безработными;

    Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;

    Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

    Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др;

    Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов);

    Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны;

    Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д;

    Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен;

    Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости (надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами, терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного надомничества» создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают самостоятельность и ответственность работника;

    Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;

    Информационная помощь безработным;

    Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Рассмотрим подробнее возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх