Социализм и его основные идеи. Введение

Христианский Исламский Буддийский Африканский Арабский Меланезийский Аграрный Экологический

Термин «социализм» впервые был использован в работе Пьера Леру «Индивидуализм и социализм» (1834) . М. Туган-Барановский писал, что термин «социализм» подчёркивает значение общественного сотрудничества в новой социальной модели, в противоположность господствовавшей экономической школе, признававшей идеалом хозяйственного строя неограниченную свободу единоличного предпринимательства . Социализм, таким образом, противопоставлялся индивидуализму .

История идей

Идеи общественного устройства на основе отказа от частной собственности и уравнительного распределения существовали на протяжении всей истории человечества . По мнению некоторых исследователей, все такие учения имеют одно общее ядро - они основываются на полном отрицании современного им строя жизни, призывают к его разрушению, рисуют картину более справедливого общественного строя, в котором найдут разрешения все основные проблемы современности, и предлагают конкретные пути для достижения этого строя .

Античность

Утверждаю: все сделаться общим должно и во всем
пусть участвует каждый.
<...>
Мы общественной сделаем землю,
Всю для всех, все плоды, что растут на земле, все чем
собственник каждый владеет.

Утописты

Идеи социализма содержатся в трудах ранних коммунистов-утопистов Томаса Мора (1478-1535) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор , нет частной собственности , денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Новое время

Всплеск социалистических проектов пришёлся в Западной Европе на начало XIX века, и связан он с именами Сен-Симона , Фурье и Оуэна .

Социализм по Карлу Марксу

Этический социализм

В конце XIX века среди теоретиков II Интернационала (Э. Бернштейн , К. Форлендер en , М. И. Туган-Барановский и др.) распространились неокантианские идеи , и появилось стремление соединить социально-экономическое учение Маркса с этикой И. Канта , трактуя социализм как этическое мировоззрение. Вскоре стремление этического социализма дополнить марксизм кантианством сменилось противостоянием марксизму, который отождествлялся с фатализмом, не предполагающим свободы и нравственной ответственности человека. Этический социализм исходил из идеи эволюционного развития общества, не признавал теории «крушения капитализма», обосновывал необходимость политики реформ . На протяжении XX века этический социализм был идейной основой европейской социал-демократии .

Пути перехода к социализму

«Манифест коммунистической партии» - оригинал

Споры революционных анархистов и марксистов по вопросу об участии в парламентской борьбе, а также о захвате государственной власти привели к размежеванию этих двух течений (окончательно - в 1893 году после долгих споров внутри уже Второго Интернационала , куда споры перекочевали из Первого Интернационала).

  • Социал-демократы и фабианцы считают возможным приход социалистической партии к власти путём парламентских выборов, с последующим проведением социалистических реформ легальным способом, без насилия и без крови.

Государственный социализм

Социализм, основанный на полном контроле государства над экономикой (плановое хозяйство , командно-административная система). Наиболее распространенная форма практической реализации теорий социализма.

Государственная экономика господствовала в Египте после мусульманского завоевания . В Османской империи вся земля считалась государственной, семьи крестьян обеспечивались стандартными наделами. Все земли, недра и другие источники богатства рассматривались как общее достояние мусульманской общины. Воины получали право на сбор налогов с небольших поместий, но не имели никакой власти над крестьянами, а собираемые налоги были невелики. Порядки Османской империи были заимствованы многими соседними странами, в том числе Ираном. Распространение крупного частного землевладения в Османской империи в XVIII веке нарушило принципы государственного регулирования .

Коммунизм

Философская энциклопедия под редакцией А. А. Ивина под коммунизмом понимает радикальную , высшую форму социализма, стоящего на позициях интернационализма , ставившую целью обозримого будущего насильственное свержение капитализма и построение «идеального общества», конец предыстории человечества и начало его подлинной истории. Коммунистическое учение обещало обеспечить прекрасное будущее для всего человечества. Для достижения этой цели предполагалось опираться на пролетарскую солидарность, научно-технический прогресс и централизованную организацию экономики, которая, по мысли основателей данной теории была более эффективной, чем капиталистическая. Данный тип социализма существовал, охватив до трети человечества, на протяжении почти всего XX века, но в конце-концов разрушился из-за малоэффективной плановой экономики и безудержного экспансионизма .

Ведущим идеологом и практиком этого направления был В. И. Ульянов (Ленин) , доктрину которого принято называть марксизмом-ленинизмом . Ленин подчеркивал отличия своей идеологии и практики от умеренного социализма (социал-демократии ) и для практического размежевания с последними в г. создал международную структуру - Коммунистический интернационал в отличие от уже существовавшего Социалистического интернационала .

«Если мы спросим себя, что представляет собою коммунизм в отличие от социализма , то мы должны будем сказать, что социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества и может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм. Социализм предполагает работу без помощи капиталистов, общественный труд при строжайшем учете, контроле и надзоре со стороны организованного авангарда, передовой части трудящихся; причем должны определяться и мера труда и его вознаграждение. Это определение необходимо потому, что капиталистическое общество оставило нам такие следы и такие привычки, как труд враздробь, недоверие к общественному хозяйству, старые привычки мелкого хозяина, которые господствуют во всех крестьянских странах. Все это идет наперекор действительно коммунистическому хозяйству. Коммунизмом же мы называем такой порядок, когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на общую пользу становится всеобщим явлением».

- В.И.Ленин «Доклад о субботниках на московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г.» - Полн. собр. соч., т. 40, с. 33-34.

Социал-демократия

Социал-демократия - социально-политическое движение и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма легальными методами политической борьбы с целью утверждения социалистических идеалов: социальной справедливости, солидарности и большей свободы .

Первоначально социал-демократия, возникшая в последней трети 19 века, была воплощением марксистского социализма. В настоящее время под социал-демократией подразумевают теорию и практику партий, входящих в Социалистический интернационал . Внутри неё существует ряд социально-философских, идеологических и политических течений, национальных и региональных вариантов. Существуют «скандинавская» или «шведская» модель социализма, «интегральный социализм», основывающийся на австромарксизме , «фабианский социализм », «гильдейский социализм» и т. д. Все разновидности социал-демократии, как правило, объединяют общим понятием «демократический социализм» .

Фабианский социализм

Концепция фабианского социализма, являясь в настоящее время стратегией лейбористской партии Великобритании, имеет значительное влияние в интеллектуальной элите и правящих кругах многих стран мира, в том числе Канаде, Новой Зеландии и США - и ориентирована на признание и реализацию социалистических идеалов: социальной справедливости, равенства, высокого уровня социальной защищенности трудящихся, равенства возможностей и экономической демократии, политического интернационализма, эмансипацию земли и промышленного производства от личной и частной собственности, экономическое планирование, развитие кооперативного движения, но, в отличие от марксистской интерпретации социализма, нацелена на медленную "естественную" эволюцию общества на основе просвещения и пропаганды социалистических идей, медленных локальных постепенных реформ, классового мира и консенсуса между социальными группами и классами; марксистская концепция рассматривается в качестве авторитетной, но не бесспорной, в качестве одной из многих моделей общественного переустройства и движения к социализму. Тони Блэр , экс-премьер Великобритании является видным представителем фабианского движения, к сторонникам фабианского социализма аналитики относят президента США Барака Обаму , рассматривающего рост социального неравенства, уменьшение возможностей социального продвижения в США и во всем мире в качестве фундаментального вызова современным демократическим институтам и видящего своё призвание в преодолении этих разрывов, особенно в сфере медицинского обслуживания и образования.

«Шведская модель»

Функциональный социализм

Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма».

Шведская модель (в оригинальных терминах - «Дом для народа ») исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка - в частности, безработицу и сильное неравенство - можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия).

Эта концепция реформистской идеологии получила название «функциональный социализм», термин ввёл в политический оборот в конце 60-х годов видный теоретик СДРПШ Г. Адлер-Карлссон .

Критика

Ряд исследователей действительно усматривает в развитом «социальном государстве» признаки реализации социалистической идеи общественной собственности, осуществляемой за счёт перераспределения доходов через систему налогообложения и специальные фонды. Однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа », так и «слева ».

Менее радикальные критики «слева» отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и в том числе СССР, в Швеции госсектор отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет - 50–65 %, служащего - до 80 %. Вывод делается следующий:

Социальные, или как их именуют социал-демократы «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми и в долгосрочной перспективе - непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наёмных работников.

Американский социолог и экономист Дж. Бьюкенен вполне законно называет подобный тип социально-политического устройства «государством трансфера»:

«Государство трансфера» всего лишь взимает налоги с индивидов и групп, находящихся в его юрисдикции, и переводит (англ. transfers ) эти средства в виде выплат наличными другим индивидам и группам данного политического сообщества .

Лишена такая «перераспределительная» социальная система, стоящая на ориентированном на получение прибыли любой ценой (то есть, имеющим с ней строго противоположные цели) рыночно-капиталистическом базисе, и большинства характерных (как практически, так и потенциально) для плановой экономики преимуществ: в частности, рационального, планомерного и научно обоснованного развития производительных сил общества как единого народнохозяйственного организма.

Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе проблемы, как огромный рост бюрократизма , сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и т.д.

Самоуправленческий социализм

Самоуправленческий социализм - внутреннее течение социалистической мысли отрицающее необходимость сильного государства и монополию государственной собственности. Концепция в 70-80-е годы XX века сформулирована в некоторых программных документах ряда партий Социнтерна - Франции, Испании, Португалии, Бельгии . Считается, что все граждане общества должны участвовать в процессе выработки и принятия решений при децентрализации системы управления. Государство сохраняется для внешних отношений, а все его внутренние функции передаются органам самоуправления. Сторонники данной концепции поддерживают необходимость классовой борьбы, принципа интернационализма, однако считают, что в СССР не было социализма, а был госкапитализм .

В России

Рыночный социализм

В начале 1950-х го­дов руководство Югославии про­воз­гла­си­ло курс на соз­да­ние мо­де­ли со­циа­лиз­ма, клю­че­вым эле­мен­том ко­то­рой ста­ло «ра­бо­чее са­мо­управ­ле­ние» пред­при­ятий, имеющих возможность вы­би­рать наи­бо­лее вы­год­ные ус­ло­вия реа­ли­за­ции сво­ей про­дук­ции, вклю­чая дос­туп к внеш­ним рын­кам, при со­хра­нении государственного пла­ни­ро­ва­ния. Главным тео­ре­ти­ком «юго­слав­ской мо­де­ли» стал Э. Кар­дель . Под влия­ни­ем югославского опы­та американский эко­но­мист Я. Ва­нек на­чал раз­ра­бот­ку «об­щей тео­рии ры­ноч­но­го хо­зяй­ст­ва, управ­ляе­мо­го ра­бо­чи­ми» .

Национал-социализм

Социалистические тенденции были сильны [ ] на начальном этапе развития германского национал-социализма (1922-1934). В частности, социалистическую платформу занимал [ ] один из основателей НСДАП Грегор Штрассер .

Национал-социализм (нацизм) отличался от коммунизма в своём отношении к собственности. Нацисты не экспроприировали частную собственность, а лишь подчиняли целям и задачам государства. Гитлер , в частности, не раз указывал, что социализм в его понимании - это в первую очередь обобществление душ, а не собственности: собственность можно оставить в какой-то мере в частных руках, если поставить собственника, управляющего ею, в зависимость от государства . Среди других отличий называют: отрицание демократии , опору на иные слои населения, чем те, которые поддерживают коммунистов, поддержку со стороны правящих классов старого общества , реваншизм , концепция «классовой гармонии» (теории народного сообщества, народного государства, корпоративности) , ненависть к коммунизму и пролетарскому интернационализму (антикоммунизм , Антикоминтерновский пакт), антиматериализм, иррационализм и мистицизм , расистская идеология , социальный дарвинизм , шовинизм , ксенофобия и антисемитизм .

Нацисты рассматривали коммунистов в качестве своих основных политических конкурентов: только их массовое физическое уничтожение позволило нацистам окончательно захватить власть в Германии .

Существует мнение, что нацизм и коммунизм объединяло отрицание развивающиеся страны с марксистско-ленинистскими режимами.

На Западе социалистические страны и «страны социалистической ориентации» обычно именовались термином «Коммунистические страны» (англ. Communist states ).

Существуют следующие точки зрения на социализм в СССР:

Несмотря на связанные с этим проблемы, часто отмечается что советский «социализм» ощутимо поднял промышленность, культуру и качество жизни в России/СССР, осуществил модернизацию, массовую индустриализацию, тем обеспечив создание достаточно мощных производительных сил капиталистического типа под управлением государства, однако впоследствии из-за авторитарной системы правления, автаркических и изоляционистских тенденций, многочисленных ошибок в государственном менеджменте, сепаратизма окраин и окостенения идеологии, которая не только перестала быть отражением выводов науки (как у классиков), но и сама стала диктовать свою волю последней, не выдержал прямой конкуренции с системой рыночного капитализма, или, по другой версии, со сменившей её в большинстве развитых стран после Второй мировой войны общественно-экономической системой, характеризующейся заменой частной, в исходном смысле этого слова, собственности на корпоративную («элитаризм», власть международной финансовой и корпоративной элиты), и содержащей подлинно капиталистические элементы (капитал, рынок, конкуренция, частная собственность на часть средств производства) лишь в виде отдельных вкраплений . Однако в ней незаметно для рядовых граждан действовали механизмы государственного дотирования и субсидирования, которые способствовали установлению социальной справедливости. Например, производство продуктов питания первой необходимости дотировалось государством на половину и более, с соответствующим снижением розничных отпускных цен, которые часто были ниже цен, по которым государство закупало у производителей. Это делалось за счёт одновременного завышения государственных розничных цен на предметы не первой необходимости (например, автомобили), а также государственных доходов от экспорта, в первую очередь - нефтепродуктов.

Существует мнение (пример - тот же «ранний» С. Платонов), что апологетика Советского Союза и попытка скрыть реальное положение привели, кроме прочего, к забвению самого духа марксистско-ленинского учения, в котором всегда подчёркивалась абсолютная важность опоры на науку и научности идеологии (не основанная на науке идеология у Маркса приравнена к идеализму), что выражалось в «схоластическом » следовании конкретным, частным положениям марксистских и ленинских учений о социализме, коммунизме, капитализме и так далее, и тиражировании идеологизированных представлений о них, вопреки реальному ходу событий в развивающемся мире, - при том, что классики писали свои работы в середине XIX - начале XX века, в соответствии с тогдашней обстановкой, и физически не могли с детальной точностью предугадать дальнейший ход мировой истории.

Например, широко применявшиеся в официальной советской идеологии термины «империализм» и «государственно-монополистический капитализм » на самом деле изначально характеризовали вполне определённые этапы развития общественно-экономических отношений в отдельных странах во времена Ленина, но впоследствии были стереотипно и некритично распространены «коммунистическими» идеологами на весь западный мир, хотя их актуальность к тому времени уже давно исчезла. С этой точки зрения, в СССР происходило негативное обратное влияние идеологии на науку, хотя по тому же Марксу идеология должна наоборот базироваться на выводах науки, донося её выводы до масс в «популяризованном», понятном им виде.

По «С. Платонову»,

…наша теоретическая мысль в течение десятилетий фактически блокирована, что обрекает нас на необходимость двигаться «эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок»"

/автор цитируемого высказывания - Ю. Андропов .

Современный «научный коммунизм», который многими ошибочно рассматривается как коммунистическая теория , на самом деле (в его части, касающейся деятельности уже победившего пролетариата) целиком относится к сфере идеологии , и слово «научный» в его названии не должно вводить в заблуждение.

Идеология, которая подвизается в несвойственной ей роли теории, то есть берётся объяснять и предсказывать, неизбежно порождает фантастические представления о современном мире - и что самое опасное и печальное - творит идеологические мифы о нас самих.

Внешне сходная, но по сути противоположная точка зрения состоит в том, что с теми же целями подвергались умышленному искажению марксистские и ленинские представления, которые в данном случае часто трактуются как нечто заведомо верное и не требующее корректировок, как в общем, так и в частностях.

Так, с этой точки зрения постепенно становился всё более и более общепринятым тезис о том, что при социализме действие закона стоимости , наличие прибыли - нормальные явления, не противоречащие марксистской концепции. Подобная ситуация называлась творческим развитием марксистско-ленинской теории (постулат существования при социализме закона стоимости был выдвинут И. В. Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР», 1952 год), хотя на деле противоречил исходному пониманию самого К.Маркса:

  • прибыли как исключительно капиталистической категории (превращённая форма прибавочной стоимости, а прибавочная стоимость есть только в капитализме);
  • стоимости как категории, которая вместе с товаром исчезает при социализме.

Таким образом, с одной из точек зрения, представления о социализме, столкнувшись с реалиями, постепенно в определённой степени отошли от изначальной марксистско-ленинской концепции.

С другой точки зрения, раз советское общество было по сути капиталистическим, то и применять к нему представления о социализме было явно преждевременно, так как в нём в полном объёме продолжали действовать законы капиталистической экономики, которые её огосударствление (лишь «упразднение» частной собственности, а не её уничтожение) не «обмануло» и не отменило, а лишь сделало их влияние скрытым, малозаметным внешне, но от этого не менее действенным.

В целом и общем, можно сказать, что до определённой степени и со своей позиции по своему верна каждая из представленных выше точек зрения на эту проблему.

«Социализм XXI века»

Основоположники марксизма настаивали на том, что коммунизм неминуемо придёт на смену капитализму прежде всего в силу того, что первый будет иметь более высокую производительность труда, чем второй. Это была одна из основных ошибок классического учения о социализме. Экономика с глубоким разделением труда может функционировать только плюралистическим и децентрализованным образом. Социализм по самой своей природе не способен выдержать экономическое состязание с капитализмом. Он ведёт в конечном счете к торможению экономического развития и не выдерживает конкуренции с индивидуалистическим обществом в сфере экономики .

Коммунизм и национал-социализм убедительно показали, что господство идей коллективизма в индустриальном обществе неминуемо оказывается тоталитаризмом Социализм на Викискладе

Социализм в Викиновостях

Социализм является широким общественно-политическим движением, которое включает в себя многочисленные группы, течения и партии. Он позиционируется как средство урегулирования общественных конфликтов. Так ли это? Какие главные принципы социализма, способствующие этой цели, существуют?

Общая информация

Непосредственно сам термин «социализм» впервые был использован где-то в начале 1830 годов. Под ним подразумевают совокупность различных течений левого толка, что стремятся реформировать человеческое сообщество таким образом, чтобы были обеспечены самые благоприятные условия для всестороннего совершенствования как отдельных личностей, так и всего общества. Хотя принято считать, что эта идея берёт своё начало с шестнадцатого века. Ведь именно тогда написали первые социальные утопии Томазо Компанелла и Томас Мор. Хотя практически они начали воплощаться в реальность только к началу девятнадцатого века. Тогда социализм был своеобразной реакцией на рост социальных противоречий как результат утверждения буржуазных общественных отношений. Он тогда отражал недовольство, выражаемое пролетарских классом относительно результатов промышленного развития.

Историческое развитие

Как сформировались главные принципы социализма? В каких условиях? Характерной чертой раннего капитализма является хаотичность и разорение миллионов людей, вследствие чего наблюдался всплеск массовой нищеты, и усилилась поляризация общества. В девятнадцатом веке не смогла предложить реальный путь для устранения или хотя бы смягчения существующих противоречий. Первоначально концепция социализма строилась не на определённом конструктивном идеале и его описании, а на разоблачении существующего положения дел. Тогдашние представители этого направления отражали взгляды той части общества, которая считала, что следует гармонизировать интересы личности и общества. Вытекающим из этого стало требование создания условий, при которых они смогут достойно существовать и развиваться. Тогда же и формировались главные принципы социализма.

Особенности

Социализм выступает в качестве альтернативы развитию цивилизации. Большинство сторонников этого направления - это приверженцы мирных и ненасильственных методов совершенствования общества, которые возлагают основные надежды на воспитание и убеждение широких масс. Основные принципы социализма базируются именно на том, что люди будут принимать решение в пользу этого пути развития сознательно, опираясь на свой житейский опыт. Образование же сможет в этом сильно помочь. Несмотря на наличие характерных особенностей, социальные течения 19 века несложно привести к единому знаменателю, выделив основные идеи и принципы, что их сближают. Так, тогда внимание было приковано к связке индивид - общество. Значительное внимание уделялось тому, где же находится черта влияния социума на человека. Равно как и проблеме угнетения узкой элитой большинства людей. Поэтому выдвигались требования, чтобы отсутствовало превосходство определённого класса. Этот принцип социализма и коммунизма является одним из самых востребованных в современном мире.

Движение вперёд

Некоторые принципы существования мировой системы социализма и преодоления классового деления можно преодолеть только благодаря ликвидации государства в качестве органа насилия. Так, люди, исповедующие эту точку зрения, считают, что человеку первоначально необходима свобода от эксплуатации. А экономический и политический аспекты, а также право выбора - это всё вторичные и вытекающие из неё положения. В этом главным образом они и расходятся с приверженцами либерального вектора развития.

Создание идеального общества

Вы уже получили довольно много информации. И 4 принципа существования мировой системы социализма могут уже быть истолкованы без искажений. Но для лучшего понимания мы на них остановимся более подробно в дальнейшем. Итак, главные принципы социализма:

  1. Уничтожение частной собственности.
  2. Ликвидация семьи.
  3. Уничтожение религии.
  4. Равенство.

Как бы это странно ни звучало, но это основные принципы модели шведского социализма. Посмотрев на современное положение дел в Швеции, можно попытаться поспорить с таким утверждением. Но тут на первый план выходят особенности реализации. Давайте рассмотрим это более детально.

Уничтожение частной собственности

Наиболее известными сторонниками такого принципа являются Маркс и Энгельс. Так, в «Коммунистическом манифесте» выражалось утверждение, что одного этого достаточно для выражения сути всей теоретической основы. Это положение присутствует во всех социалистических доктринах и государствах, которые их используют (в той или иной мере). Но для полноты понимания сообщим, что оно рассматривается не только с негативной точки зрения (как думают многие), а и с позитивной. Так, часто можно встретить декларацию общности имущества. В качестве примера можно привести озёра, школы, детские сады и так далее. Следует ещё раз отметить, что были разработаны принципы социализма в 19 веке, поэтому не стоит удивляться определённым особенностям этого типа организации государства. Особенно это касается следующего раздела статьи.

Уничтожение семьи

Этот пункт присутствует в большинстве социалистических учений. Правда, радикальность этого утверждения всё же не является чрезвычайной. Если говорить по существу, то этот принцип направлен на то, чтобы уменьшить роль семьи и связей между её членами, а также перебросить часть функций на другие институты общества. В качестве примера можно назвать общность жен, уничтожение связи между детьми и родителями или же просто превращение ячейки общества в бюрократическую составляющую государства. Чтобы не удивляться, следует понимать, что принципы существования мировой системы социализма разрабатывались «фанатиками», и на практике сейчас их реализация не представляется возможной.

Уничтожение религии

Этот принцип можно наблюдать, за малым исключением, во всех современных учениях и доктринах государствах. Причем уничтожение религии подразумевает под собой не осуществление комплекса действий в стиле большевиков времен Троцкого, а постепенное вытеснение религии из всех Как вариант, можно обратиться к странам скандинавской группы. У них наблюдается низкая религиозность и высокий уровень жизни. Причем последний рассматривается как один из самых важных инструментов для достижения цели. Существующие модели предусматривают постепенное и мирное вытеснение религии из общественной жизни как ненужной составляющей. Этот принцип методологического социализма начал формироваться ещё в семнадцатом веке, и его совершенствование продолжается и в наше время.

Равенство (общность)

Требование наличия такого явления в общественной жизни можно встретить практически в любом социалистическом учении. Оно может выражаться как в стремлении и желании уничтожить сложившуюся иерархию общества и упразднить все существующие привилегии. Часто вместе с этим ещё можно наблюдать и враждебность к культуре из-за того, что она вызывает интеллектуальное и духовное неравенство. Причем в данном случае доктрины требуют её уничтожить ввиду того, что она создаёт такую неравномерность в обществе. Следует отметить, что этот принцип был разработан весьма давно - так, подобной точки зрения придерживался Платон. Сейчас его используют различные современные левые течения, считающие культуру удушающей и репрессивной.

Заключение

Это не весь теоретический базис, на котором строятся соответствующие учения. Так, многие, наверное, слышали про такой принцип социализма: Этот постулат можно встретить во многих учения и доктринах, что не предусматривают радикальных изменений и рационалистически подходят к изменению общества. Но такая точка зрения имеет один недостаток: согласно ей, люди будут действовать осознано и добровольно. То есть каждый будет трудиться, насколько хватит сил, на благо всего общества, а значит, и для себя самого. Это же можно сказать и про рассмотренные основные принципы социализма. Даже скандинавские страны, которые считаются наиболее продвинутыми в этом направлении, не могут похвастаться полной реализацией хотя бы одного положения. Хотя ранее, в разделе, посвященном религии, упоминалось, что шведы смогли достичь весьма неплохих результатов. Но от окончательного воплощения в жизнь подобных идеалов они всё же далеки.

Каковы основные идеи Зубатовского социализма, Вы узнаете из этой статьи.

Основные идеи социализма

Социализм – это учение о преобразовании общества, которое базируется на эксплуатации и частной собственности, в котором господствует справедливость и социальное равенство, путем установления коллективной собственности и ликвидации частной собственности.

Социализм как политическая идеология сформировался в конце ХVIII – начале ХIХ века благодаря утопическим идеям Ш. Фурье, А. Сен-Симона, Р. Оуэна. Они носили антикапиталистический и антирыночный характер. Общество, пришедшее на смену капитализму, приобретает такие черты — коллективный труд, общественная собственность, плановость. Иными словами это будет бесклассовое общество, в котором господствует человеколюбие, поощряются искусство и наука, а труд будет для человека естественной потребностью, наслаждением.

Еще одни создатели социализма – и . Силой социализма, согласно ученым, был пролетариат. Поэтому чтобы переустроить общество необходимо провести социалистическую пролетарскую революцию.

Основные идеи социализма кратко

Среди главных идей социализма выделяют:

  1. Демократию . Это политический режим, где народ является легитимным и единственным источником власти.
  2. Эгалитаризм . Данная концепция подразумевает под собой создание общества с равными возможностями. Каждый член такого общества имеет доступ материальным благам и может управлять ими.
  3. Смешанную экономику . Социалистическая экономика включает корпоративную и частную, государственную либо общественную. Она основывается на 3 принципах:
  • Общественная собственность. Она не может не быть государственной собственностью. Хозяин при ней нет, все либо ничье, либо общее. Общественной собственностью заправляет чиновник, который также не является хозяином. Ее черты — некомпетентность, бюрократизм, расточительность. В итоге, как показывает история, все это ведет к регрессу.
  • Планомерность . Она занимается решением 3 задач — точного знания будущего, измеримости потребностей, возможности увязать производителей между собой в короткие сроки. Данные задачи, конечно, не имеют никакого решения. Планомерность в экономике убивает инициативу. Это скорее экономика дефицита, производство для производства, а не для человека.
  • Распределение по труду. Возможно в том случае, когда можно измерить трудовой вклад, а не затраты рабочего времени и силы. Что в принципе невозможно. Труд каждого является всеобщим трудом.

Как показала историческая практика, ни одной стране, которая стала на путь развития социализма, не удалось подтвердить и воплотить все идеи в жизнь. Вначале наблюдался некий рывок, но в итоге социалистическая страна все больше и больше отстает от капиталистических стран. Причиной этого является не недостаток времени, ни неготовность народа к новому социалистическому способу жизни, ни в неумелости вождей, а то, что поставленные классиками цели невозможно достичь предложенными средствами. В этом проявляется противоречие и суть социалистической теории.

В тех странах, которые в свое время были частью Советского Союза, знают не понаслышке обо всех преимуществах и недостатках социализма. Однако в теории это совокупность различных течений и партий. Каких, будет кратко изложено ниже. Что такое социализм? На самом ли деле это движение за мир, как утверждают его последователи? Подтверждают ли это принципы социализма?

Вконтакте

Главные понятия

Что такое социализм? Данное обозначение впервые было применено в начале 30-х годов 19 века. В то время в это понятие включались различные течения левого толка, целью которых было реформирование общества так, чтобы в нем были созданы лучшие условия для совершенствования самого общества и его участников. Начало свое данная идея берет еще в 16 веке, когда были написаны первые мировые утопии.

В реальном мире написанные теории стали воплощаться в 19 веке как реакция пролетариев на увеличение социальных противоречий в результате доминирования в обществе отношений. Социалистические взгляды (власть – народу; от каждого по способности, каждому по труду) начали проявляться и в итоге выливаться в революции, что вполне понятно.

Это доктрина, которая ставит своей целью достижение социальной справедливости и равенства . В политике же это общественный курс, воплощающий доктринальные принципы, а его приверженцев называют социалистами.

Однако встречается такое понятие, как умеренные социалисты – так называют эсеров, влиятельную партию в России начала 20 века, которые придерживались социалистических взглядов и выступали за свержение самодержавия и создание демократической республики. Умеренные социалисты не смогли удержать власть и вскоре были подмяты большевиками.

Многие путают социализм с коммунизмом, но это не так. Социалисты - это последователи экономического и социально-политического положения в государстве, когда вопросы распределения производства и доходов решает все население. А коммунистические взгляды – это общественное устройство, при котором общественная собственность должна строиться за счет средств производства.

Внимание! Маркс считал социалистическую теорию переходным этапом между коммунизмом и капитализмом.

Политико-общественное устройство такого типа имеет несколько разновидностей:

  1. Государственный – это течение, основанное на безусловном контроле экономики государством, включающее плановое хозяйство и командно-административную систему . Самое распространенное течение и форма строя, встречающаяся до сих пор.
  2. Рыночный – неофициальный термин, которые обозначает наличие в государстве предприятий с коллективной формой собственности при царствующей в стране рыночной экономике. Последователи данного течения утверждают, что самоуправление на производстве принципиально отличается от обычного, характерного для .
  3. Самоуправленческий – это внутреннее течение, которое отрицает необходимость сильного государства, а также и монополию его собственности. Основными чертами такого движения является участие всех граждан в процессе принятия решений в условиях децентрализованной системы управления. При этом государство сохраняется для внешней политики, а его внутренние функции выполняют органы самоуправления .
  4. Коммунизм – общественное устройство, которое основано на полном равенстве в обществе и общественной собственности, которая создается средствами производства.
  5. Социал-демократия – это идейное и политическое движение, которое существует в рамках общего строя, но которое трансформировалось из социализма в позиции установления капитализма легально, но при этом сохранившее принципы социализма – устранение несправедливости в обществе, установление свободы и равенства.
  6. Националистический – более известный как , который перенял все черты социализма, кроме общественной собственности. У нацистов собственность – это не государственное имущество, но производство, работающее на достижение общих целей . Нацисты считали коммунистов своими главными политическими конкурентами и физически истребляли в 20–40 годы XX века в Германии.
  7. Общинный социализм – это движение, которое возникло в России в XIX в. с подачи А. Герцена, который призывал обратить внимание на порядки общества крестьян. Герцен утверждал, что именно крестьяне станут началом подобного строя в империи, поскольку в то время крестьянство на самом деле имело некие зачатки такой политики.

Таким образом, виды социализма разнообразны и иногда серьезно отличаются друг от друга. Многие исследователи утверждают, что на территории СССР царил данный строй, но это не так. Чтобы в этом убедиться, следует изучить принципы социализма и идеологию страны, а затем сравнить их с теми, что бытовали в Союзе.

Теория строя пропагандирует и утверждает общество, в котором все люди равны. Несмотря на схожесть понятия с либерализмом, они коренным образом отличаются.

Равенство воспринимается как реальное и оберегаемое положение между людьми, когда каждый член общества имеет равные социальные экономические права, в отличие от , где равенство – это единые формальные исходные позиции. На основе этого отличается и другая идея – о приоритете коллективизма над индивидуализмом .

Для идеологии строя коллективное благо является высшим благом, ради которого можно принести любые жертвы, в том числе и индивидуальные интересы. Свобода здесь – это возможность подчиняться общественному мнению.

Идеология социализма идеализирует пролетариат, она считает его особым классом, миссия которого – свержение капитализма. Но при этом считается, что революция – это последнее насилие в истории государства, а после нее только краткая диктатура, ведущая людей к эпохе свободного самоуправления работающего класса.

Государство при этом должно модифицироваться в социальный институт, чтобы удерживать власть правления. При этом строй выступает за гуманизм и гармонично развитую личность, хотя это и противоречит главному его принципу – отсутствие индивидуальной свободы.

Такой политический строй базируется на четырех основных принципах, которые задают всю его идеологию. Их можно сформулировать следующим образом:

  1. Отсутствие частной собственности – этот принцип был сформулирован и Энгельсом в их «Коммунистическом манифесте». Любая социалистическая доктрина использует это положение, оно характеризует весь строй без уточнения иных деталей.
  2. Отсутствие семьи как привычной единицы общества – данный пункт есть в большинстве учений, однако это положение не настолько радикальное, насколько оно звучит. Данный принцип ставит за цель уменьшение роли семьи и связей между ее членами , чтобы часть этих функций отдать иным общественным институтам. В качестве примера можно привести кружки жен или кружки по интересам, в которых родители и дети участвуют и укрепляют связи со всеми людьми, а не только с членами семьи. Таким образом, семья превращается в бюрократическую составляющую государства.
  3. Уничтожение религиозных движений – сегодня это утверждение стало частью всех современных учений и доктрин во многих государствах. Данный принцип работает для постепенного изгнания религии из жизни общества, а не такое радикальное решение, которое применяли большевики во главе с Троцким. Хорошим примером работы данного принципа будут скандинавские страны, где высокий уровень жизни и низкая религиозность, причем скандинавы считают, что первое условие соблюдается только при соблюдении второго.
  4. Равенство – данное требование по сути является основой всего социалистического строя и всех его производных и сопутствующих движений. Под этим под равенством подразумевают как стремление уничтожить уже установленную иерархию общества, так и предоставление всем членам общества равных прав и возможностей, независимо от их бывшего положения в обществе. Из-за неравенства в государстве часто можно наблюдать интеллектуальную и духовную пропасть между слоями населения . И именно ее следует уничтожить, чтобы достичь равенства. Сегодня этот принцип лег в основу многих левых течений, например, он лежит в основе модели шведской политики.

Внимание ! Несмотря на активную позицию и отрицание индивидуальной собственности, Карл Маркс жил на средства Энгельса, который был владельцем нескольких производств.

Несмотря на то, что многие принципы данного строя были сформированы еще в 16 веке, сегодня существует огромное количество государств, в которых так или иначе прослеживается модель и принципы этого движения.

Современные государства

Несмотря на изначально понятую провальную идею (на примере того же СССР), сегодня черты этой теории существуют в некоторых государствах, в которых продолжает действовать идеология или некоторые ее характерные черты. Среди стран, которые ее придерживаются, находятся:

  • Вьетнам;
  • Китайская народная республика;
  • Непал;
  • Корейская народная республика;
  • Куба.

Некоторые характерные черты наблюдаются в политике:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • Индии;
  • Португалии;
  • Боливии;
  • Венесуэлы.

Политические идеологии

Социализм и капитализм. Что такое равенство?

Вывод

Таким образом, эта теория несет в себе как негативные, так и позитивные черты и может вывести государство на новый уровень, но, к сожалению, многие положения и стремления такого движения утопичны и никогда не могут быть достигнуты. Примером этого может стать СССР, в котором были достигнуты невероятные высоты (преодоление неграмотности, лучшее образование), однако при этом политика и власть не смогли достичь равенства, свобод и прочих основополагающих целей движения.

1. Материалистическая трактовка общественной жизни.

2. Идея равенства и братства всех людей. Свобода невозможна без социального равенства, утверждения социальной справедливости.

3. Свобода носит позитивный характер: она необходима для всестороннего развития личности и возможности жить в соответствии с индивидуальным призванием и личным дарованием.

4. Подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся, всего народа.

5. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному началу. Обобществление основных средств производства, общественный контроль за мерой труда и потребления на основе принципа: «от каждого по способностям, каждому по труду».

6. Признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений.

Однако в конкретных социально-политических и экономических программах межу ленинизмом и социал-демократизмом пролегают огромные различия.

Основоположниками социал-демократизма являются немецкие мыслители и общественные деятели Э. Бернштейн (1850-1932) и К. Каутский (1854-1938). Социал-демократическая идеология возникла на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, насильственной революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа изменений капитализма на Западе идеологи социал-демократии делали вывод, что путь к социализму через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. С точки зрения социал-демократов, социализм - это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь и не имеет каких либо конкретных ограничителей и длится вечно. В основе такого понимания социализма лежит формула Э. Бернштейна «движение - все, конечная цель - ничто». В середине XX века эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. Их осуществление связано с экономической, политической и социальной демократией. Экономическая демократия понимается как равенство различных форм собственности, среди которых велика роль общественной собственности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. В политической сфере - это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав человека. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условия жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, и малоимущих, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды.

На базе социал-демократической идеологии сформировались различные «модели социализма». Наибольшую известность получили шведская и германская модели. В результате практического воплощения политико-экономических установок в период правления социал-демократических партий ФРГ и Щвеции был достигнут сравнительно высокий уровень и качество жизни. Однако в 80-90-х годах прошлого века в экономике этих стран обнаружились негативные тенденции, связанные с государственным монополизмом и бюрократизмом, снижением стимулов для частного предпринимательства. Эти тенденции привели к замедлению темпов развития этих стран. В результате социал-демократы утратили поддержку большинства избирателей и вынуждены были передать власть партиях консервативной ориентации.

Ленинизм - учение В.И. Ленина (1870-1924) и его сторонников (коммунистическая идеология) сформировалось в особых условиях России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе стран к социализму наиболее развитых стран мира, Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран - России. В условиях кризиса Временного правительства после Февральской буржуазно-демократической революции, покончившей с самодержавием, он выступил с требованием немедленного захвата власти, сломе буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность. Идеология ленинизма (большевизма) сделала акцент на идеи марксизма о революционном насилии. Особое внимание в ней уделялось на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией. Она стала основой построения социализма в СССР и странах социалистического содружества. На базе этой идеологии произошло обобществление производства, коллективизация села, сформировалась мощная тоталитарная система, которая была вынужденной и спасительной в деле решения огромных проблем страны и победе в самой страшной из войн какую вела историческая Россия - Великой Отечественной войне. Советский Союз стал супердержавой, самой культурной страной мира, обеспечил достойный уровень жизни подавляющему большинству народа. По качеству жизни в совокупности всех показателей СССР был к середине 1980-х гг. на 7 месте в мире (по данным ООН). Возникла советская цивилизация, соединившая принципы социализма с общинными традициями русского и других народов страны. Однако эта система прекратила свое существование в начале 90-х годов XX века. Причины поражения социалистической системы в конкуренции с капиталистическим миром еще нуждаются в осмыслении. Сейчас кратко только отметим:

1) Сказалась подрывная работа Запада, потратившего на борьбу против СССР миллиарды долларов. Но главные причины коренились внутри нашей страны.

2) В СССР был построен ранний, государственный, пока еще не совершенный, но социализм, нуждавшийся в дальнейшем всестороннем развитии. Однако после смерти И.В. Сталина руководители КПСС перестали изучать и учитывать противоречия советского общества. Накапливались все новые проблемы. Нужна была реформа социализма, провести которую догматики из ЦК КПСС были не в состоянии. Партийно-государственный аппарат все более наполнялся беспринципными карьеристами и эгоистами, отрывался от народа. Среди сытых теперь советских людей развивались мещанские настроения. Общество становилось все менее советским, отходило от идеалов Октября.

3) Массы коммунистов и трудящихся проявляли беспечность, полагая, что социализм утвердился навечно, и были жестоко обмануты в годы «перестройки», когда переродившиеся руководители КПСС и либеральная часть интеллигенции убеждали народ, что надо «больше социализма», следует ввести «рыночную экономику», утвердить «правовое государство», вернуться в «лоно мировой цивилизации». Под эту демагогию был разрушен Советский Союз, совершена буржуазная контрреволюция, расхищена общенародная собственность.

Социалистическая идеология ныне переживает самый серьезный кризис с момента своего зарождения. В условиях современной России действуют несколько коммунистических партий, которые пытаются осмыслить весь противоречивый опыт развития реального социализма в XX веке и осуществить модернизацию социализма как идеологии.

Завершая эту тему, скажем, что борьба классов за политическую власть и влияние дает важный стимул развитию политических идеологий. Чем острее общественные противоречия и борьба между социальными группами за реализацию своих интересов, тем требуются более развитые идеологические доктрины, оправдывающие социальную действительность или критикующие ее. История идеологий - это не чередование монологов выдающихся мыслителей, а страстный диалог между ними, каждый участник которого стремиться опровергнуть противника, отстоять и обосновать политические идеалы, совпадающие с интересами его социальной группы. Поэтому в политической науке существует закономерность, заключающая в том, что мир идеологий складывается и развивается в сложной системе взаимовлияния доктрин противоположных классов, которая оказывает воздействие на направленность и содержание доктрин. Успехи той или иной передовой идеологии заставляют защитников отжившего строя перестраивать старые концепции в духе новых идей, включать их в старую систему взглядов. Рассмотрение эволюции основных идейно-политических доктрин дает возможность сделать вывод об их взаимном сближении относительно понимания закономерностей общественного развития, принципов и форм организации общественной жизни, места и роли государства в обществе, отношений между личностью, обществом и государством.

Так, в XX в. произошло существенное сближение либерализма и социал-демократизма. Либералы, в конце концов, признали необходимость вмешательства государства в экономику и социальные отношения. Именно благодаря государственному вмешательству удается избегать острейших кризисных явлений в экономике западных стран, подобно Великой депрессии 30-х годов. В идеологию либерализма вошли социал-демократические идеи социальной защищенности и справедливости, которые предусматривают перераспределение доходов от богатых в пользу малоимущих. Либералы признали, что государство должно быть не только правовым, но и социальным - заботиться о благополучии всех граждан.

Одновременно в социалистической идеологии социал-демократов постепенно исчезло утверждение о неприемлемости частной собственности и рыночной конкуренции, что сближает ее с либерализмом и консерватизмом.Состоялось также сближение консерватизма и либерализма. Неоконсерватизм возник как реакция на чрезмерное, по мнению консерваторов, смещение либерализма в сторону социализма, как стремление сохранить в экономике позиции классического либерализма. Выступая против социализма и коммунизма, консерваторы все же вынуждены учитывать объективную тенденцию к социализации, вносить коррективы в проводимую ими социальную политику. Некоторые изменения происходят и в идеологической доктрине коммунизма. Коммунисты допускают парламентский путь прихода к власти. Коммунистическое руководство Китая, Вьетнама признало допустимость в обществе частной собственности, рыночных отношений и под жестким контролем активно использует капитал для развития своих стран. Коммунизм, несмотря на его нынешний идейный кризис и крах коммунистических режимов бывших социалистических стран остается влиятельным политическим течением. Привлекательность коммунистического учения заключается, прежде всего в его главной идеи - идеи социального равенства, которую нельзя достигнуть без стирания классовых различий. Эта великая идея была, есть и остается актуальной на протяжении всей истории человечества.

Нельзя не признать и, так сказать, цивилизаторской миссии коммунизма и реального социализма по отношению к капитализму. За последние сто лет капитализм не изменил свой эксплуататорской сущности и является жестоким обществом, которое ставит людей в условия конкуренции и борьбы за выживание. Но под влиянием альтернативы реального социализма и борьбы трудящихся своих стран буржуазия вынуждена была пойти на серьезные социальные уступки. Правда, достаточно высокий уровень жизни имеет место не во всех, а только в развитых капиталистических странах (в странах так называемого «золотого миллиарда»). Более того, в условиях современного экономического кризиса, мы наблюдаем, как правящие круги этих стран активно наступают на социальные права и гарантии трудящихся. Одной из причин подобного наступления является развал СССР и распад социалистической системы.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы свойства идеологии и ее функции?

2. Сравните идеологию и науку. Что общего между ними? Каковы различия?

3. В чем состоит взаимовлияние идеологии и политики?

4. Назовите основные идеологии и их основные принципы.

5. Насколько жизнеспособен тезис о деидеологизации общественной жизни?

6. Как вы относитесь к идее «деполитизации» и « деидеологизации» общества, средней и высшей школы, трудовых коллективов?



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх