Собор святого януария в неаполе. Собор святого януария

Кафедральный собор Сан Дженарро или Святого Януария (Duomo di San Gennaro ) теперь также называют Собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta ). Святой Януарий считается покровителем Неаполя. В соборе находится крестильня св. Иоанна - древнейшая в Западном мире. Вход в собор бесплатный, кроме крестильни (€ 1,50 на человека).

Строительство храма началось во второй половине 13 века Карлом I Анжуйским на месте, где сохранился фундамент двух древних базилик. Возведение церкви длилось почти столетие, завершившись в правление внука Карла, короля Роберта, в начале 14-го века. Фасад здания был переделан в 19 веке под руководством архитектора Энрико Альвино. В нем сохранился портал 15-го века со скульптурами Тино да Камайно.

Сокровища кафедрального собора Неаполя

Главная достопримечательность Дуомо - часовня святого Януария. Ее постройка началась в 1608 году, а освятили новую капеллу в 1646 году. До конца столетия ее продолжали украшать фресками Доменикино, Дж. Ланфранко, Х. де Риберы и др. Помимо картин, здесь можно полюбоваться скульптурами, в частности, бюстом св. Януария работы трёх французских мастеров (1305; неоднократно «усовершенствовался», в последний раз в 1713 г.) из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями.

В крипте кафедрального собора Неаполя хранится главная реликвия собора - сосуд с кровью св. Януария. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, вновь становясь жидкой.

Базилика св. Реституты

Базилика св. Реституты расположена слева перед алтарем. Это самая старая часть кафедрального собора. Из нее открывается вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения - крестильню св. Иоанна (San Giovanni in Fonte ). Нынешняя базилика - это перестроенная изначальная базилика св. Реституты: ее переделали в 13-м веке, построив на месте притвора и паперти неф нового собора. В конце 17-го века боковые нефы заменили часовнями, подняли уровень пола, а новый потолок украсили монументальной фреской Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью».

В одной часовнн слева до сих пор хранятся мощи св. Реституты, в другой (S. Maria del Principio) - мозаика Лелло Орвиетского «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» (1322).

Крестильня св. Иоанна

Войти в крестильню Иоанна (Battistero di Santa Restituta) можно справа от алтаря базилики. Она была построена как часть еще самой первой базилики св. Реституты при императоре Константине I Великом в 343 г. Так что эта крестильня в Неаполе - древнейшая на всём Западе, будучи построенной, по крайней мере, поколением раньше (в ). Сохранились великолепные мозаики 4-го века, украшающие свод и купол крестильни: Traditio legis, «Самаритянка и Брак в Кане», «Чудесное уловление рыбы», «Явление Ангела женам-мироносицам», символические изображения евангелистов, неидентифицированные священномученики или апостолы. Посещение крестильни платное - € 1,50 на человека.

Другие достопримечательности собора Неаполя

Обратите также внимание на часовню знатной неаполитанской семьи Капече, выполненную в готическом стиле. Эта часовня упоминается в «Декамероне» Боккаччо, заключительная часть пятой новеллы второго дня. Примечательны в ней мозаичный пол 13 века и фрески разного времени, древнейшие из которых (1285-90) принадлежат кисти Монтано Аретинского - «Святые Пётр и Павел» и Распятие».

В левом рукаве трансепта - картины Джорджо Вазари («Рождество», «Святые покровители») и Луки Джордано («Благовещение», «Новые святые покровители»), в правом рукаве - «Успение Богородицы» Перуджино.

Археологическая зона

В соборе есть археологические раскопки, расположенные ниже уровня улицы, в часовне святой Реституты. Среди других находок можно посмотреть остатки храма Аполлона, позднеимперский домус, и следы построек 4 - 5 вв, а также часть акведука древнеримского периода.

Практическая информация:

  • Время работы: пн - сб 8:30 - 12:30 / 16:30 - 19 , вск: 8:00 - 13:30 / 17:00 - 19:30
  • Раскопки: пн - сб: 8:00 - 12:30 / 16:30 - 19:00 | вск 8.00-13-30 / 17:00 - 19:30
  • Входной билет: собор - бесплатно, раскопки - полный € 2.58, льготный € 1.55, крестильня - € 1,50.
  • Адрес: Via Duomo, 149, Неаполь
  • Добраться: от Piazza Garibaldi метро линия L1, станция Cavour, или автобус 202 или R2
  • метро 1 (станция Cavour), 2 (станция Museo)
  • Автобусы E1, R1, CS

Базилика ди Сан-Франческо-ди-Паола

На площади Piazza del Plebiscito привлекает внимание величественная и необычная базилика ди Сан-Франческо-ди-Паола (Basilica di San Francesco di Paola), построенная в 1836 году. Основой для нее послужило здание . Церковь открыта в дневное время, вход бесплатный.

Храм был возведен в честь победы Фердинанда I Бурбона над французами, освободившему территорию Неаполя, Новая церковь должна была увековечить триумф и возвращение трона королю, став главным храмом Неаполя. Посвятить новое здание было решено Франциску из Паолы, святому покровителю Калабрии, откуда были родом французские Бурбоны.

Строительство церкви началось в 1816 году. Оформление фасада с галереями завершилось к 1824 году, а интерьер продолжали оформлять еще 12 лет. В 1836 году папа римский Григорий XVI торжественно освятил новый храм.

Достопримечательности базилики

Вдоль ротонды можно полюбоваться скульптурными аллегориями на тему 4-х земных и 3-х теологических добродетелей.

Под главным гигантским куполом расположен великолепный алтарь, богато инкрустированный лазуритом. Алтарь был создан еще в 1641 году Ансельмо Канджиано, а в 1835 году его перенесли из церкви святых Апостолов (Santi Apostoli) в новый храм.

Большая часть фресок базилики посвящена жизни святого Франциска. В ризнице храма использованы произведения Антони Кампи «Обрезание» (16 век) и Гаспара Ланди «Непорочная» (18 век).

  • Время работы: 8:30 - 19:30
  • Вход: бесплатно
  • Адрес: Piazza del Plebiscito, Napoli
  • Проезд: линия метро 1, станция Municipio, затем пешком по via San Carlo и piazza Trieste e Trento (примерно 7 минут пешком)
  • Автобусы R2 или 202, остановка via San Carlo

Церковь Сан-Фернандо

Церковь Сан-Фернандо (Chiesa di San Ferdinando) расположена на Piazza Trieste e Trento. Первоначальная церковь на этом месте была посвящена иезуитским орденом монахов святому Франциску Ксаверию и была построена в 1636 году. Реконструкция здания началась в середине 1650-х гг под руководством козимо Фанцаго. В 1767 году, после изгнания иезуитов из королевства Неаполь, церковь передали Священному Военному Констаниновскому ордену святого Георгия, который посвятил храм св. Фердинанду III Кастильскому, покровителю правящего короля Неаполя Фердинанда IV.

Свод церкви украшен фреской с изображением жизни св. Франциска Ксаверия и других иезуитов кисти Паоло де Маттеиса. В церкви хранятся статуи Доменико Антонио Ваккаро и Джузеппе Санмартино. На главном алтаре храма можно полюбоваться холстом с изображением святого Фердинандо кисти Федерико Малдарелли.

Церковь Сант-Анна дей Ломбарди

Церковь Сант-Анна дей Ломбарди (Chiesa di Sant’Anna dei Lombardi) также известная пол названием Santa Maria di Monte Oliveto. Это древняя монастырская церковь, расположенная на Piazza Monteoliveto в центре . Церковь иногда называют музеем эпохи Возрождения. Храм был построен пoд патронажем Арагонской династии: в храме хранится множество произведений искусства XV-XVI веков, в частности, фрески Вазари в сакристии и потрясающая терракотовая скульптурная группа «Оплакивание Христа» (1492), выполненная скульптуром из Гвидо Маццони.

Вход в церковь свободный.

Строительство церкви

Первоначальная церковь была построена в 1411 году под руководством Джурелло Орилио, пронотария короля Ладисласа Дураццо, который проспонсировал строительство Santa Maria di Monte Oliveto , как сначала назвали этот храм. Церковь располагалась возле Palazzo Carafa di Maddaloni . Храм был передан бенедиктинскому ордену оливетанцев, которые произошли из аббатства Монте Оливето в . Монастырь оказался под протекцией Альфонсо I и членов его двора. Дальнейшая реконструкция церкви была произведена в 1581 году Доменико Фонтаной. В 17 веке церковь и монастырь были перестроены в стиле Барокко архитектором Гаэтано Сакко.

Монастырь

В 1798 году король Фердинанд I забрал церковь и монастырь и оливетанского ордена. Архи-братство перебралось в церковь Monte Oliveto, которая вскоре была переименована в Sant’Anna dei Lombardi ; название было изменено в связи с тем, что братство в 1798 году потеряло свою расположенную рядом церковь, посвященную святой Анне. В 1805 году большая часть церкви обрушилась из-за недавнего землетрясения. Это обрушение уничтожило три картины работы Караваджо, которые когда-то находились в церкви: «Святой Франциск медитирует», «Святой Франциск получает стигматы» и «Воскрешение».

Весь комплекс Сант-Анна дей Ломбарди был когда-то одним из самых больших монастырей во всей Италии. Тогда он занимал территорию, которую теперь можно измерить только «городскими кварталами». В результате новой застройки в 1930-х гг вокруг территории монастыря, большая часть сохранилась в центре. Например, гигантский главный почтовый офис Неаполя расположен на западной окраине монастыря, и старое здание было просто включено в заднюю часть ГлавПочты Неаполя, так что теперь монастырь как-будто вытекает из современных зданий. На восточном краю расположена церковь, которая до сих пор используется, но соседние монастырские здания и дворик теперь превращены в бараки карабинеров (итальянская национальная полиция).

Церковь

Церковь Сант-Анна дей Ломбарди была перестроена под руководством архитектора Фонтаны в поздне-ренессансном стиле. Архитектор Бенедетто да Майано помог спроектировать и украсить часовни Piccolomini и Correale . Декор церкрви и ее структура отражают реконструкции 17 и более поздних веков, которые теперь скарыли первоначального готическую архитектуру. church decoration and structure reflects the 17th century and later reconstructions, which now obscure the original Gothic architecture.

Декор церкви

В декоре церкви стоит обратить внимание на святилище 16-го века, в котором находится скульптуры Guido Mazzoni, Antonio Rossellino, Benedetto da Majano, Giovanni da Nola, Pedro Rubiales и других. Готические элементы сохранились в могиле Доменико Фонтана. Альтарь был выполнен по дизайну Джована Доминика Виначии мастерами Бартоломе и Пьеро Гетти. details are still preserved in the tomb of Domenico Fontana, and the altar was executed on the design of Giovan Domenico Vinaccia by Bartolomeo and Pietro Ghetti.

Время работы:

  • пн - сб 10:00 - 13:00 /16:00 - 18:00
  • вск и праздники 10:00 - 12:00

Добраться:

  • Адрес: Piazza Monteoliveto, 4
  • Транспорт: от Piazza Garibaldi: метро линия L1, станция (примерно 4 минуты пешком)

Церковь Джезу Нуово

Церковь Джезу Нуово (Chiesa del Gesu Nuovo) была первоначально дворцом, построенным в 1470 году для Роберто Сансеверино, принца . Иезуиты уже построили церковь с таким же названием в Неаполе, теперь называемую Gesú Vecchio . Политические интриги семьи Сансеверино привели к конфискации их собственности, которую в 1580-х гг продали иезуитскому ордену за 45 000 дукатов для строительства церкви (1584–1601) под руководством архитектора Джузеппе Валериано. Строительству церкви также помогали местные жители, в том числе Роберта Карафа, графиня Маддалони. Расположенные рядом сады Изабеллы Фельтриа, принципессы ди Бизиньяно, были также включены в строительство. Работы по возведению храма начались в 1584 году. Новая церковь сохранила необычный фасад, изначально сделанный для дворца, в виде бриллиантовой по форме облицовки.

Когда иезуитский орден был изгнан из Неаполя в 1767 году, церковь перешла францисканцам. Иезуиты вернулись в 1821 году, чтобы вновь быть изгнанными в 1848 году.

Достопримечательности церкви:

The vault frescos, representing biblical and saintly narratives that exalt the name of Jesus, were carried out by Belisario Corenzio and Paolo de Matteis. At the back of the facade is The Expulsion of Heliodorus from the Temple (1725), a baroque masterpiece by Francesco Solimena. On the four pillars which support the dome are frescos of the four Evangelists, carried out by Giovanni Lanfranco. The inside of the dome had also been decorated by Lanfranco, but this was destroyed in the earthquake of 1688. Paolo de Matteis then repainted a new dome. The frescos of the life of the Virgin, placed on the second part of the vault up to the apse, are by Massimo Stanzione.

Surrounding the altar are three bronze bas-reliefs on a black marble base: on the left, The Supper at Emmaus (by Salvatore Irdi), on the right, The Promise of the Eucharist at Capernau m, and in the middle a reproduction of the Last Supper by Leonardo da Vinci. These last two bas-reliefs are by Gennaro Calì.

Above the altar, with didactic and historical symbols concerning the mystery of the Eucharist, are eight busts of saints who glorified the Eucharist. From left to right are medallions of Saints Juliana of Liège, Stanislaus Kostka, Thomas Aquinas, Francis Borgia, Gaetano Thiene, and the blessed Lanfranc of Canterbury. Gennaro Calì completed four medallions; the third and the fourth busts are by Costantino Labarbera.

Chapel of the Visitation

The chapel of the Visitation has an altar-piece by Massimo Stanzione. Under the altar there is a bronze urn containing the mortal remains of St. Joseph Moscati (1880–1927), a biochemistry teacher at the University of Naples and head physician of the Ospedale degli Incurabili, canonized on 25 October 1987 by Pope John Paul II. His medical activities are shown in the triptych sculptured on the urn by Amedeo Garufi. The left panel shows the professor with his students, the middle the saint enlightened by the Eucharist, the right one the doctor, giving comfort to suffering and sick people at the Hospital. In 1990, a bronze statue of the saint, by Pier Luigi Sopelsa, was erected to the left of the altar.

Chapel of Saint Francis Xavier

In the chapel of Saint Francis Xavier, the altar-piece shows Saint Francis Xavier receiving a vision of the Virgin Mary, attributed to Giovanni Bernardino Azzolino. On the upper part, three paintings on the wall by Luca Giordano and the vault frescos by Corenzio and De Matteis represent episodes from the saint’s life.

Chapel of St. Francis Borgia

The canvas placed in the chapel of St. Francis Borgia (1510–1572) is attributed to Sebastiano Conca.

Sacred Heart Chapel

At the end of the right aisle, there is the Sacred Heart chapel, once dedicated to the Holy Trinity. The frescos on the side walls were carried out by Belisario Corenzio. The picture representing the holy Trinity with Groups of Saints, whose author is Guercino, is now placed on one side of the chapel of St. Ignatius.

The altar-piece displays the Virgin with Child Jesus and 3 Saint Martyrs , attributed to Giovanni Bernardino Azzolino (1560–1610).

Nativity Chapel

This has an altarpiece by Girolamo Imparato.

Chapel of St Ignatius of Loyola

In this chapel are two statues of David and Jeremiah by Cosimo Fanzago. He also helped complete the decoration of the chapel, rebuilt after the 1688 earthquake. On the upper part, paintings by Ribera portray episodes in the life of the Saint: when he received the rules of the order from the Virgin, when he received approval of the order from Pope Paul II, and a glorification of the Saint. The vault frescos, with episodes from St. Ignatius’s life by De Matteis. The Prince of Venosa, Carlo Gesualdo, who was a famous composer and infamous murderer of his wife and her lover, is buried in front of the St. Ignatius Chapel.

Chapel of the Crucifix

The chapel has a wooden statue of Christ crucified, with the Blessed Virgin and St. John , sculpted by Francesco Mollica, a pupil of Michelangelo Naccherino. The Angels holding Veronica’s Veil were painted b the school of Vaccaro. The ceiling frescos with the Story of Christ were painted by Giovanni Battista Benaschi, and retouched by Petronsio. Benaschi also painted the triangular lunettes on the altar.

The two imposing side Reliquaries, with 70 busts of saint martyrs in golden wood, were made in the most part in 1617 by the Neapolitan woodcarver Giovan Battista Gallone.

The Sacristy contains frescos by Aniello Falcone. The Lavabo, at the back, is a work in polychrome marbles made by Dionisio Lazzari.

Монастырь Санта-Кьяра

Монастырь Санта-Кьяра (Santa Chiara)

Церковь Сан-Пьетро-а-Майелла

Церковь Сан-Пьетро-а-Майелла (Chiesa di San Pietro a Majella)

Церковь Сан-Лоренцо-Маджоре

Церковь Сан-Лоренцо-Маджоре (Chiesa di San Lorenzo Maggiore)

Собор Святого Януария (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Святого Януария (официальное название - «Собор Успения Святой Марии») - соборная церковь Неаполя, посвященная покровителю города святому Януарию. Святой Януарий известен тем, что приносит горожанам чудо дважды в год, регулярно и почти без перебоев.

Главная святыня этого собора еще с эпохи Средневековья - сосуд с кровью самого святого. Два раза в год, в первую субботу мая и 19 сентября этот сосуд выносят, чтобы продемонстрировать собравшимся у церкви верующим, и кровь в нем немедленно закипает.

За все время после смерти Януария чуда не случилось всего дважды: в 1527 г. и в 1979 г. В первом случае в Неаполь пришла смертоносная чума, а во втором - землетрясение, унесшее множество жизней. С тех пор незакипевшая кровь считается дурным предзнаменованием.

Сам храм начали строить в 13 в. при Карле I на древних базиликах. Закончено строительство было уже при внуке Карла Роберте, спустя почти 100 лет. За это время собор неоднократно перестраивался и обновлялся и в итоге обрел свой величественный мрачноватый готичный вид.

Собор достраивался на протяжении всего времени существования, последние обновления случились с ним в 1974 г. Но тем не менее, он не утрачивает своей целостности, и все модные архитектурные веяния разных времен уживаются в этой архитектурной композиции вполне органично.

Внутреннее убранство эклектично и роскошно, а также хранит в себе много ценных реликвий. Помимо сосуда с кровью, здесь есть золотой бюст Януария 14 в., в голове которого хранятся останки его черепа; расшитый бриллиантами и изумрудами старинный головной убор, а также ожерелье из 13 золотых цепей и 4 крестов, усыпанное драгоценными камнями.

Практическая информация

Адрес: Piazzetta Guglia del Duomo / Via Duomo, Naples.

Собор святого Януария (Duomo di San Gennaro) — центральная . Его современное название — собор Успения Святой Марии (Duomo di Santa Maria Assunta). Он интересен, как ярчайший образец католической архитектуры. Виа Дуомо, на которой он расположен, и сама по себе — достопримечательность. Это исторический центр Неаполя, и просто прогуляться по здешним переулкам — уже приключение.

Строительство храма началось в 13 веке, на основе древнейших базилик, остатки которых до сих пор не полностью разрушены. Позже собор святого Януария перестраивался и обновлялся, пока не приобрел свой величественный и немного мрачный готический вид. Возведение началось при Карле I, а завершено было только при его внуке Роберте, уже в 14 веке.

В здании органично сосуществуют капеллы и базилики разных времен. Несколько раз здание обновлялось, последняя реконструкция произошла в 1974 году, но церковь не теряет своей цельности и гармоничности. Устремленные в небо острые пики отвлекают от земного и заставляют задуматься о вечном.

Интерьер


Собор святого Януария, как любой памятник старины, представляет собой целый культурный пласт итальянской истории. Во внешнем облике здания чувствуется смешение различных архитектурных направлений, однако преобладает готика. Своды украшены работами выдающихся мастеров живописи и мозаики, а одна из капелл, Минутоло — стала предметом описания в «Декамероне» Бокаччо (Giovanni Boccaccio).

Вход в собор святого Януария доступен для всех. Исключение — крестильня святого Иоанна (San Giovanni in Fonte). Это наиболее древняя часть храма, средневековый архитектурный памятник. Согласно некоторым документам, крестильня была построена в начале новой эры, в 343 году, при Константине I Великом. Это делает ее, ни больше, ни меньше — самым древним церковным сооружением всего западного мира. На сводах крестильни до сих пор можно увидеть мозаики 4 века.

Собор святого Януария украшали великие итальянские мастера – Перуджино (Pietro Perugino), (Giorgio Vasari). В одной их капелл сохранилась мозаика, которая называется «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой», создание которой отмечают 1322 годом. Не нужно быть верующим, чтобы почувствовать прикосновение тонких духовных материй, находясь в таком месте. Определенно, любители прекрасного оценят фантастические фрески на куполах внутри собора.

Сокровища

Главная часовня кафедрального собора носит название королевской капеллы «Сокровища Святого Януария» (Reale cappella del tesoro di San Gennaro). Подобное название вполне оправдано, украшением капеллы занимались признанные гении итальянского возрождения. Расписной купол работы Доменикино (Domenichino), фрески работы Ланфранко (Giovanni Lanfranco) и Хосе де Риберы (José de Ribera). Однако в центре внимания остаются драгоценные церковные реликвии, иначе говоря — Сокровища Сан-Дженнаро.

Одним из центральных экспонатов сокровищницы покровителя Неаполя является золотой бюст Януария, выполненный тремя французскими мастерами в 14 веке. Убранный в торжественный наряд, лик священномученника на самом деле является реликварием, то есть вместилищем для мощей. В голове бюста хранятся останки черепа святого Януария. В 18 веке драгоценный ковчег увенчали головным убором, расшитым бриллиантами, изумрудами и рубинами. К окончанию того же столетия, Сан-Дженнаро получил еще одно подношение — ожерелье, созданное из 13 золотых цепей и 4-х крестов, инкрустированное драгоценными камнями.

Каждый из крестов — это королевский подарок от семей правящих монархов. Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно, в 16 веке Неаполь пребывал в упадке, после затяжной войны с Францией и Испанией. В 17 веке к несчастьям добавилось мощное извержение Везувия, которое грозило затопить город горячей лавой. Искренняя вера в Януария и счастливое стечение обстоятельств оберегли жителей Неаполя от беды. С тех пор его авторитет непоколебим для любого католика и неаполитанца. А сокровищница святого растет с каждым годом, получая в свое распоряжение новые драгоценные предметы церковной утвари и украшения.

Еще одна реликвия, которую столетиями хранит собор святого Януария — сосуд с его кровью. Заглянуть в храм особенно стоит тем, кто оказался в городе в первую субботу мая, 19 сентября или 16 декабря — это праздничные дни, когда священный сосуд демонстрируют паломникам. Неведомым образом кровь нем вскипает и заполняет собой всю емкость. Горожане в Неаполе верят, что если чудо не происходит, то город ожидают беды и несчастья. Одним из таких случаев стало 1979 года, унесшее в Неаполе тысячи жизней.


Еще один примечательный факт связан со знаменитым чудом «закипания крови». Конечно, век научного прогресса не оставляет без внимания такие явления. В 2005 году праздник 19 сентября в Неаполе был сильно испорчен обнародованием исследований Маргариты Хак. Профессор Хак вместе со своими товарищами из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений заявили, что «чудо крови» — это фальсификация, причем происходящая много столетий подряд.

Исследователи утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое вещество, основанное на базе железа (водосодержащий оксид железа — FeO(OH). По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей мнимым чудом. Церковь всячески раскритиковала профессора и результаты ее изысканий. Но даже такие разоблачающие сенсации не умаляют ценности храма.

Как добраться

Дорога к собору пролегает по старинным историческим улочкам Неаполя.

  • Адрес: Via Duomo, 149, телефон +39 081 421609.

Сокровища Святого Януария хранятся в музее, расположенном при церкви.

  • Время работы: с 9:00 до 17:00, на Пасху: с 9:00 до 14:00;
  • Полная стоимость билета — 6 евро, льготная: от 3,5 до 4,8 евро, в зависимости от возраста посетителя;
  • Телефон для справок и резервирования билетов: +39 081294980;
  • Официальный сайт: www.museosangennaro.it

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Собор Святого Януария (итал. Duomo di San Gennaro), современное официальное название - Собор Успения Святой Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) - кафедральный собор Неаполя, освящённый в честь небесного покровителя города святого Януария. Расположен на Виа Дуомо, в историческом центре города.

Исторический очерк

Церковь была заложена во второй половине XIII века Карлом I Анжуйским на фундаментах двух древних базилик. Строительство продолжалось в годы правления его сына, короля Карла II и закончилось в начале XIV века при его внуке Роберте. Создателем крипты был ломбардец Томмазо Мальвито. Фасад, обновлённый в конце XIX под руководством архитектора Энрико Альвино, содержит портал XV в. со скульптурами Тино да Камайно. Орган церкви был построен Филиппо Чимино (Cimino) в 1767 г., последняя реконструкция (1974) выполнена Дж. Руффатти (Ruffatti).

Интерьер

Как и большинство католических храмов, собор св. Януария содержит многочисленные капеллы разного времени постройки.

Капелла св. Януария

Главная достопримечательность собора - капелла святого Януария (строительство началось в 1608, освящена в 1646, оформление закончено в самом конце XVII века). Капелла богато украшена фресками Доменикино, Дж. Ланфранко, Х. де Риберы и др., и многими скульптурами, из которых выделяется бюст св. Януария работы трёх французских мастеров (1305; неоднократно «усовершенствовался», в последний раз в 1713 г.) из золота и серебра, украшенный пышными одеждами и драгоценностями. В крипте собора хранится основная реликвия собора, известная со врёмен средневековья (впервые упоминается в хрониках 1389),- сосуд с кровью св. Януария. Когда реликвию дважды в год демонстрируют верующим (в первую субботу мая и 19 сентября), кровь необъяснимым образом закипает, занимая собой весь сосуд.

Базилика св. Реституты и крестильня св. Иоанна

Самая старая часть собора (слева перед алтарем) - так называемая базилика св. Реституты, из которой открывается вход в древнейшую сохранившуюся часть сооружения - крестильню св. Иоанна (т.наз. итал. San Giovanni in Fonte).

Нынешняя базилика св. Реституты представляет собой сильно перестроенную первоначальную базилику св. Реституты - в XIII веке на месте притвора и паперти возник основной неф собора, в конце XVII в. (реконструкция Арканджело Гульельмелли) боковые нефы были заменены капеллами, поднят уровень пола, новый потолок заняла монументальная фреска Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью». В одной из капелл слева по сей день хранятся мощи св. Реституты, в другой (S. Maria del Principio) - мозаика Лелло Орвиетского «Мадонна с младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» (1322).

Согласно Liber pontificalis, крестильня (доступ - справа от алтаря базилики) была построена как часть первоначальной базилики св. Реституты при императоре Константине I Великом в 343 г. Таким образом, она оказывается древнейшей на всём Западе, так как была построена, по крайней мере, поколением раньше Латеранской крестильни св. Иоанна (в Риме). Сохранившиеся на сводах и под куполом мозаики (Traditio legis, «Самаритянка и Брак в Кане», «Чудесное уловление рыбы», «Явление Ангела женам-мироносицам», символические изображения евангелистов, неидентифицированные священномученики или апостолы) датируются IV веком.

Прочее

Из других капелл выделяется капелла знатной неаполитанской семьи Капече (ветвь Минутоло, отсюда итал. Cappella dei Capece Minutolo) в готическом стиле (упоминается в «Декамероне» Боккаччо, заключительная часть пятой новеллы второго дня), с мозаичным полом XIII века и фресками разного времени, древнейшие из которых (1285-90) - работы Монтано Аретинского «Святые Пётр и Павел» и Распятие».

В левом рукаве трансепта - картины Джорджо Вазари («Рождество», «Святые покровители») и Луки Джордано («Благовещение», «Новые святые покровители»), в правом рукаве - «Успение Богородицы» Перуджино. Вход в храм свободный (кроме крестильни св. Иоанна).

Рецепция в искусстве

Некоторые сцены в криминальной комедии «Операция „Святой Януарий“» разворачиваются в соборе святого Януария.

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями.

Не обошло это правило стороной и такую известнейшую достопримечательность Неаполя как Кафедральный Собор Святого Януария.

Собор Святого Януария.



При входе в собор вы увидите огромную статую головы Святого Януария- священномученик а , почитаемый Католической и Православной Церквами , покровитель Неаполя , известный регулярно происходящим чудом.

Урна с костями Святого Януария.

После 1497 года все реликвии святого Януария находятся в Неаполе. В 1964 году было произведено исследование мощей. Они были помещены в запечатанной овальнойтерракотовойурнелангобардской эпохи (VI — IX века), завёрнутой в бархатную ткань.

Урна с надписью C(orpus ) S(ancti ) Ianuarii Ben(eventani ) Epi(scopi ) в свою очередь находилась в деревянном ларце, а последний — в бронзовомреликварии1511 года. Сами мощи представляют собой хорошо сохранившиеся кости мужчины 35 — 40 лет, ростом около 1,90 м.

Капелла Суккорпо (по сути, крипта собора святого Януария) создана ломбардским скульптором Томмазо Мальвито и представляет собой яркий пример ренессансной архитектуры 15 16 веков. Капелла размещается под апсидой и разделена на три нефа мраморными колоннами.


В центре – статуя молящегося кардинала Оливьеро Карафа, который в 1497 году перенес в Неаполь мощи святого Януария и заказал строительство этой капеллы.

С каждой стороны капеллы сделано пять ниш, в которых находятся алтари; в глубине расположена небольшая апсида с алтарем , под которым расположена урна с мощами святого Януария.


Мощи святого Януария.(фото из инт.)

Доступ к ним осуществляется по двум лестницам по обе стороны от главного алтаря собора и является свободным за исключением времени богослужения на «верхнем» алтаре.

Основной достопримечательностью храма является часовня св. Януария , к созданию убранства которой приложили руку Доменикино, Гвидо Рени, Хосе Рибера и другие мастера XVII века. В капелле Минутоло, которая упоминается в “Декамероне”, сохранились росписи XIV века.





Кровь Святого Януария.Фото из инт.


Святой великомученик Януарий, небесный покровитель Неаполя, был казнен язычниками в начале IV века. С тех пор его запекшаяся кровь хранится в специальном сосуде в городском соборе Неаполя. Первые упоминания о сосуде с кровью св. Януария и связанном с этой реликвией чуде относятся к XIV векe.

Чудо святого Януария за редкими исключениями проявляет себя на протяжении 600 последних лет и представляет собой таинственное превращение на короткое время запекшейся крови святого в багряную жидкость, происходящее таинственным образом на глазах у всех присутствующих.

Три раза в год (в мае, сентябре и декабре) неаполитанцы стекаются в городской собор, чтобы стать свидетелями чуда. В атмосфере, близкой в истерии, архиепископ демонстрирует стеклянный сосуд, содержащий засохшую кровь св. Януария, потом начинает его встряхивать и, наконец, объявляет, что кровь стала жидкой или осталась засохшей.

16 декабря, когда неаполитанцы отмечают годовщину чудесного избавления от извержения Везувия в 1631 году, происшедшего благодаря заступничеству святого; и наконец, чудо происходит в субботу, предшествующую первому воскресенью мая, когда празднуются многочисленные перемещения святых реликвий. В этот день в центре Неаполя происходит красочное шествие.

Глава святого, помещённая в реликварий — позолоченный серебряный бюст, находится в капелле Сокровищницы святого Януария, пристроенной к собору. В 1713 году бюст был увенчан митрой, украшенной 3 328 бриллиантами, 198 изумрудами и 168 рубинами.

В1769 году ювелир Микеле Дато изготовил для бюста ожерелье, состоящее из тринадцати золотых цепей, украшенных драгоценными камнями. На ожерелье подвешены четыре креста:

— крест с 13 бриллиантами и 13 рубинами подарен Карлом VII Бурбонским в 1734 году,

— крест с 64 драгоценными камнями преподнесён Марией Амалией Саксонской, женой Карла VII в 1739 году,

— крест с 106 бриллиантами и 6 сапфирами подарен Марией Каролиной Австрийской, женой Фердинанда IV Бурбонского, в 1775 году,

— крест с 248 бриллиантами и 4 изумрудами преподнесён Марией Кристиной Савойской, женой Фердинанда II, короля Обеих Сицилий

Драгоценности, преподнесённые Януарию, в обычное время хранятся в музее собора, а сам бюст доступен для свободного обозрения в капелле Сокровищницы.

ВНУТРЕННИЙ ВИД СОБОРА:


Хотела у вас спросить.А вы верите в магическую силу реликвий?

Прочла такое заключение итальянских учёных.

"Если в сосуде действительно находится кровь св. Януария, то спонтанно перейти из твердого (запёкшёгося) состояния в жидкое она не может. Не поможет этому и встряхивание. Есть, однако, целый класс веществ, вязкость которых уменьшается иногда в тысячи раз при встряхивании или перемешивании, например, кетчуп.

Поэтому группа учёных из Итальянской ассоциации изучения паранормальных явлений, утверждают, что в чаше еще со Средневековья, по-видимому, содержится коллоидный раствор гидроокиси железа FeO(OH), который внешне напоминает кровь, являясь тёмно-коричневым и почти твёрдым гелем, но стоит его потрясти, и он разжижается. Такие жидкие смеси называют тиксотропными."(



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх