Снежный человек — мифы и факты. Без юмора: самый обыкновенный подмосковный йети, телепатически представившись Та-баном, признался московскому художнику, что его беспокоит экология леса

Публикации о снежном человеке давно перешли из разряда мировых сенсаций в категорию развлекательного чтива. Еще в 1970 годы известный журналист Ярослав Голованов отмечал, что на йети стоит «клеймо улыбки». А в последние годы практически ни одно журналистское расследование на эту тему не обходится без определенной доли зубоскальства.

Представители «большой» науки называют исследователей проблемы дилетантами, высокомерно отвергая сделанные ими открытия. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются и пополняются все новыми и новыми свидетельствами. Журнал DISCOVERY начинает серию публикаций о снежном человеке и других неизведанных, спорных и вымерших существах.

Принято считать, что в России исследование снежного человека началось столетие назад. Еще в 1914 году ученый-зоолог Виталий Хахлов, с 1907 года проводивший поиски «дикого человека» и опросы местного населения на территории Казахстана, направил руководству Академии наук письмо, в котором обосновывал существование человекоподобных существ.

Хахлов дал им видовое название Primihomo asiaticus (первочеловек азиатский) и настаивал на организации экспедиции для обнаружения жизнеспособных особей. Но письмо попало в разряд «не имеющих научного значения», а последовавшие затем события, в том числе и первая мировая война, и вовсе отодвинули решение этой проблемы на многие десятилетия.

Снежный человек (он же бигфут, йети и саскватч) впервые привлек внимание широкой общественности в 1950 годы, когда альпинисты многих стран стали «осваивать» высочайшие вершины планеты. Чуть более полувека назад, в 1954 году, состоялась первая специальная экспедиция по поискам йети в Гималаях.

Она была организована британским таблоидом «Дейли мейл» по инициативе и под руководством сотрудника газеты, журналиста Ральфа Иззарда. Толчком к подготовке экспедиции послужили фотографии следов таинственного двуногого существа на снегу, сделанные англичанином Эриком Шиптоном во время подъема на Эверест в 1951 году.

В высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью.

Иззард очень вдумчиво подошел к сборам экспедиции, занявшим почти три года. За это время он ознакомился со всеми публикациями по теме в библиотеках разных стран, тщательно подобрал специалистов для основного состава экспедиции, договорился о содействии шерпов — коренных жителей высокогорья Гималаев.

И хотя снежного человека Иззард не поймал (а такая задача тоже ставилась), было зафиксировано множество сообщений о встречах с ним, а в высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью. По описаниям местных жителей английский антрополог, сын эмигрантов первой волны, Владимир Чернецкий воссоздал облик йети.

Уникальная фотография, сделанная во время экспедиции в лесу под Вяткой (Оричевский район) в 200В году: лохматое существо, перемещающееся на двух ногах, засняли с расстояния около 200 метров, после чего оно убежало, оставив гигантские следы.


В1958 году Академия наук СССР создала «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» и направила дорогостоящую экспедицию по поискам йети в высокогорья Памира, но, в отличие от Иззарда, не стала утруждать себя какой-либо серьезной подготовкой. Миссию возглавил ботаник Кирилл Станюкович, и среди его коллег не было ни одного специалиста по крупным млекопитающим.

Стоит ли говорить, что результат оказался удручающим: немалые средства были потрачены, как сказали бы сегодня, на «нецелевые расходы». Нельзя утверждать, что Станюкович совсем уж не оправдал надежд высоких чинов. На основе полученных данных он создал геоботанический атлас высокогорий Памира, но после его экспедиции Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов.

ЙЕТИ НА КИНОПЛЕНКЕ

Тем не менее, за короткий срок своего существования комиссия успела собрать большое количество сообщений очевидцев о встречах с «жителями гор». Было издано несколько выпусков информационных материалов. Вся работа проводилась под руководством профессора Бориса Порш-нева, основавшего новое направление в науке о человеке и его происхождении — гоминологию.

В 1963 году с пометкой «Для служебного пользования» тиражом всего в 180 экземпляров вышла его объемная монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», в которой Поршнев изложил имевшиеся данные и основанную на них теорию.

Эти идеи в последующие годы были развиты профессором в статьях научно-популярных изданий и обобщены им в книге «О начале человеческой истории» (1974), увидевшей свет уже после смерти автора. Борис Поршнев умер от сердечного приступа, когда в последний момент издание этого труда было отменено, а набор книги рассыпан.

В своих трудах Поршнев высказал идею, что «снежные люди» — дожившие до наших дней неандертальцы, приспособившиеся к природным условиям без орудий труда, одежды, огня и, что самое важное, речи как средства общения. Речь, по мнению ученого, — самое важное отличительное качество человека, выделяющее его из остального животного мира.

В 1960 годы экспедиционная работа переместилась в основном на Кавказ. Основная заслуга в этом принадлежит доктору биологических наук Александру Машковцеву, объехавшему вдоль и попрек несколько регионов Кавказа и собравшему богатый материал.

Экспедиционную работу возглавила и долгие годы вела Мария-Жанна Кофман. Участники поисков обменивались информацией о полученных результатах на заседаниях семинара по проблеме реликтовых гоминидов, основанного в 1960 году при Государственном Дарвиновском музее в Москве известным натуралистом Петром Смолиным. После смерти Смолина семинар до настоящего времени возглавляет Дмитрий Баянов.

В то время как в СССР проблема снежного человека обсуждалась с теоретической позиции, в Америке и Канаде произошел серьезный рывок в сфере полевых поисков.

20 октября 1967 года американцу Роджеру Паттерсону удалось снять на кинопленку женскую особь гоминида в лесу в Северной Калифорнии и сделать несколько гипсовых слепков ее следов. Фильм был холодно встречен научной общественностью, без какого-либо изучения был отвергнут Смитсоновским центром и объявлен подделкой. Паттерсон умер через пять лет от рака мозга, но до сих пор в печати появляются материалы, пытающиеся обвинить его в фальсификации.

А ведь еще в 1971 году российские гоминологи, среди которых был и ваш покорный слуга, в результате кропотливых исследований признали пленку подлинной. Наше исследование фильма до сих пор остается важнейшим свидетельством его истинности. Американские специалисты только недавно приступили к его серьезному изучению и уже подтверждают выводы, сделанные в СССР почти 40 лет назад.

ЭКСПЕРТИЗА ИЗУЧАЯ ПЛЕНКУ ПАТТЕРСОНА, РОССИЙСКИЕ (ТОГДА ЕЩЕ СОВЕТСКИЕ) УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО ОНА ПОДЛИННАЯ. ОНИ ОБОСНОВАЛИ СВОИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ АРГУМЕНТАМИ:

Исключительная гибкость голеностопного сустава существа, изображенного на пленке, недостижимая для человека.
Большая, по сравнению с человеком, гибкость самой стопы именно в тыльном направлении. На это первый обратил внимание Дмитрий Баянов. Позже это же подтвердил и американский антрополог Джефф Мелдрам, что и описал в своих публикациях.

Пятка бигфута выступает назад больше, чем у человека. Это соответствует типичному строению стопы неандертальцев. Для существа большого веса это оправдано с точки зрения рационального приложения силы мышц.

В Исследовавший фильм доктор наук Дмитрий Донской, бывший тогда заведующим кафедрой биомеханики Института физкультуры, пришел к выводу, что походка существа совершенно не типична для Homo sapiens и практически не может быть воспроизведена.

В фильме явственно видна игра мышц на корпусе и конечностях, что отвергает предположения о костюме. Вся анатомия тела и особенно низкая посадка головы отличает это существо от современного человека.

Измерения частоты колебаний рук и сопоставление со скоростью, на которой был снят фильм, свидетельствуют о высоком росте существа (около 220 см) и, учитывая комплекцию, большом весе (превышающем 200 кг).

КЛАН БИГФУТОВ В ТЕННЕСИ

В декабре 1968 года два криптозоолога с мировым именем, Айвен Сандерсон (США) и Бернар Эйвельманс (Франция), обследуют замороженный труп волосатого человекоподобного существа. Позже они публикуют отчет в научной печати. Эйвельманс идентифицировал погибшего как «современного неандертальца», продекларировав этим правоту Поршнева.

Тем временем поиски снежного человека продолжались и в СССР. Наиболее существенные результаты дали работы Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, поиски Александры Бурцевой на Камчатке и Чукотке; весьма масштабно и плодотворно проходили экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алае под руководством киевлянина Игоря Тацла и Игоря Бурцева, а в Западной Сибири и на Ловозере (Мурманская область) небезрезультатно вела поиски Майя Быкова, Владимир Пушкарев собрал много сведений в Коми и Якутии.

Экспедиция Пушкарева окончились трагически: в сентябре 1978 года он в одиночку отправился в экспедицию в Ханты-Мансийский округ и пропал без вести.

В 1990 году поисковые экспедиции практически прекратились в связи с резким изменением общественно-политической обстановки на территории бывшего СССР. Через некоторое время благодаря развитию интернета российские исследователи смогли наладить прочные контакты с европейскими и заокеанскими коллегами.

В последние годы интерес к йети усилился, появились и новые регионы обнаружения гоминидов. В 2002 году Дженис Картер, хозяйка фермы в штате Теннеси, рассказала в интервью, что рядом с ее владениями уже более полувека обитает целый клан бигфутов. По словам женщины, старейшине «снежной» семьи было около 60 лет, а «знакомство» с ним состоялось, когда Дженис было всего семь лет.

В следующем номере мы подробнее остановимся на этом удивительном случае и главных действующих героях истории. Вас ждет рассказ об уникальных находках и невероятных открытиях.

Таинственное существо из Бурганефа действительно похоже на неандертальца

Дженис Картер встречает бигфута. Рисунок сделан со слов женщины и с точностью показывает пропорции существа и демонстрирует, как проходило их общение.

Некоторое время назад российские гоминологи случайно наткнулись на информацию, что в 1997 году во Франции на провинциальной ярмарке в городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело «неандертальца», якобы найденное в горах Тибета и контрабандой доставленное из Китая.

В этой истории много непонятного. Владелец трейлера, в котором перевозилась холодильная камера с «неандертальцем», бесследно исчез вскоре после того, как снимки тела погибшего снежного человека просочились во французскую прессу.

Исчез и сам трейлер со своим бесценным содержимым, все попытки отыскать его на протяжении 11 лет оказываются тщетными. Фотографии замороженного тела показали Дженис Картер, которая с большой долей вероятности подтвердила, что это не фальсификация, а действительно труп бигфута.

Несмотря на серьезные трудности, в основном финансового характера, исследования проблемы снежного человека продолжаются. Признание официальной наукой подобных человекообразных существ приведет к серьезным изменениям во многих отраслях знаний, связанных с изучением человека, позволит проникнуть в тайну его происхождения, окажет серьезное влияние на развитие культуры, религии, медицины. Пользуясь терминологией Поршнева, это приведет к научной революции и к коренному перевороту в вопросе определения человека как такового и выделения его из животного мира.


Необычное сооружение, сделанное из стволов и веток деревьев, обнаруженное в штате Теннеси. Подобные конструкции часто находят в труднопроходимых лесах. Их предназначение пока неизвестно, но, по всей видимости так йети каким-то образом обозначают свою территорию. Игорь Бурцев (на фото) убежден, что в Теннеси проживает огромная семья бигфутов.

ГИБРИД ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО

Еще Мишель Нострадамус предупреждал о появлении гибрида человека и животного. Опыты по вивисекции, то есть хирургическом вмешательстве в живой организм в целях создания иного существа, в частности человека (или подобного ему), проводились еще в XIX веке, однако ник чему ни привели.

О более ранних «исследованиях» такого рода данных нет. По крайней мере, врачи и алхимики Средневековья к подобным экспериментам не прибегали (это был путь на костер инквизиции), довольствуясь попытками выращивания в пробирках гомункулусов.

Опыты по выведению человекоподобных существ получили широкое (в определенных кругах) распространение в начале 1920 годов. Ученик академика Ивана Павлова, биолог Илья Иванов, начал проводить опыты по скрещиванию человека и шимпанзе методом искусственного оплодотворения. Опыты проводились на добровольцах и продолжались более 10 лет, до смерти Иванова в 1932 году, которая последовала при весьма загадочных обстоятельствах.

Для чего проводились эти опыты? Причина на первый взгляд проста — возможность создания неких гибридов для работы в тяжелых и вредных условиях и, возможно, для донорства органов. Однако результаты экспериментов неизвестны. Правда, существуют непроверенные данные, что где-то в шахтах заключенные ГУЛАГа встречали волосатых обезьяноподобных людей.

Но возможно ли создание таких существ и других человекоподобных монстров? Генетики отрицательно отвечают на этот вопрос, так как у человека 46 хромосом, а у шимпанзе — 48, а значит, искусственное (как и естественное) оплодотворение просто невозможно. Но Иванов при воздействии на яйцеклетку вполне мог применять химические вещества, лекарственные препараты, облучение и любые другие сильнодействующие методы. Ведь то, что порой невозможно в природе, вполне возможно в лаборатории.

ЯПОНСКАЯ ВЕРСИЯ

Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет будоражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. После 12 лет исследований Ма-кото Небука сделал вывод, что легендарный йети с Гималаев не что иное, как гималайский медведь (Ursus thibetanus).

«Реальность редко бывает столь пугающей, как представления о ней», — заявляет улыбающийся Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной выходу его книги, где подведен итог многолетних исследований проблемы «снежного человека».

Помимо уникальных фотографий. Небука занимался и лингвистическими исследованиями. В частности, анализ интервью с жителями Непала, Тибета и Бутана показал, что пресловутый «йети» — это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. А миф почти стал реальностью из-за того, что тибетцы считают мед ведя-«йети» всемогущим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой.

Эти понятия совместились и стали «снежным человеком», объясняет Небука. В доказательство своей позиции он демонстрирует фотографию медведя-«йети», голова и лапы которого хранятся у одного из шерпов в качестве талисмана.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

Название «снежный человек» — калька с тибетского «метох кангми», как там называют это существо.
. Ученые, изучающие снежного человека, сходятся во мнении, что срок жизни этого существа составляет 250-300 лет.
. Криптозоологи располагают не только слепками следов, волосами и экскрементами йети, но и фрагментами его жилища, сооружаемого на земле и на деревьях. Ученые убеждены: чтобы построить конструкцию из сучьев и заделать стены травой, листвой, землей и экскрементами, требуется немалая сила и интеллект.
. Самую невероятную версию появления снежного человека попытались предложить финские ученые. Они утверждали, что йети — инопланетяне, и, исчезая, они транспортируются на свою планету.
. В Малайзии йети считают божеством, называют его «Ханту Яранг Джиджи» (в дословном переводе — «дух с широко расставленными зубами»), а в национальном парке Эндау-Ромпин существует даже небольшая часовня со скульптурой бигфута, к которой приходят молиться верующие.
. Американским Обществом криптозоологи и в Тусоне (штат Аризона) объявлена награда в 100 тысяч долларов США тому, кто найдет и доставит ученым труп снежного человека, и 1 миллион долларов тому, кому удастся поймать его живьем.

Игорь Бурцев
Журнал "Discovery" № 5 2009.

Человекообразное существо, предположительно встречающееся в высокогорных или лесных районах Земли.

Существует мнение, что это реликтовый гоминид, то есть млекопитающее, принадлежащее отряду приматов и роду человек, сохранившееся до наших дней со времен предков человека. Шведский натуралист Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный).
Согласно гипотезам, "снежные люди" отличаются от человека более плотным сложением, заостренной формой черепа, более длинными руками, короткой шеей и массивной нижней челюстью, относительно короткими бедрами. Имеют волосяной покров по всему телу черного, рыжего или седого цвета. Лица темные, а на голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Имеют сильный неприятный запах. Передвигаются на ногах, хорошо лазают по деревьям.

Предполагается, что горные популяции "снежных людей" живут в пещерах, а лесные строят гнезда на ветвях деревьев.
Рост колеблется от 1 до 2,5 метров; в большинстве случаев 1,5-2 метров; сообщалось о встрече с наиболее крупными особями в горах Центральной Азии (йети) и в Северной Америке (сасквоч). На Суматре, Калимантане и в Африке в большинстве случаев рост не превышал 1,5 метра.

Антрополог Черницкий, собрав многочисленные рисунки, фотоснимки и описания "снежного человека", составил его примерное описание: "Йети - крупное, прямоходящее животное, обросшее густой шерстью, ростом от 140 сантиметров до 2 метров, весом от 35-40 до 80-100 килограммов. У него длинные, до колен, руки, а ноги более короткие, чем у человека. Внешне походит на человеко-обезьяну гигантопитека, широко распространенного на Земле 500 тысяч лет тому назад".

Есть предположения о том, что наблюдавшиеся реликтовые гоминиды принадлежат к нескольким разным видам , как минимум к трем.

Впервые о "снежном человеке" заговорили в начале 1950-х годов . Тогда во многих журналах появлялись статьи о многочисленных встречах альпинистов с загадочным существом - йети в далеких Гималайских горах. Потом его стали встречать и в горах бывшего Советского Союза.
В 1954 году английская газета Daily Mail организована первую экспедицию по поиску "снежного человека". Поиски велись в Гималаях.

Экспедиция не достигла своей цели - участникам не удалось увидеть "снежного человека" . Но в результате работы были собраны материалы для решения вопроса о его существовании. В частности, в монастырях Пангбоче и Кхимджунг были обнаружены скальпы и мумифицированные кисти рук существа, напоминающего человека. Крупные ученые-анатомы - Теидзо Огава в Японии, Дж. Агоджино в США, Е. Данилова и Л. Астанин в СССР, исследовавшие фотоснимки останков, пришли к единодушному выводу: они принадлежат существу, больше всего напоминающему неандертальца, одного из предков современного человека.

В конце 1950-х годов при Академии наук СССР была создана Комиссия по изучению вопроса о "снежном человеке". В ее состав вошли известные ученые - геолог, член-корреспондент АН СССР Сергей Обручев, приматолог и антрополог Михаил Нестурх, ботаник Константин Станюкович, физик и альпинист, нобелевский лауреат академик Игорь Тамм. Наиболее активными членами комиссии были врач Жанна Кофман и профессор Борис Поршнев. Рабочая гипотеза, которой руководствовалась комиссия: "снежный человек" - это доживший до наших дней представитель исчезнувшей ветви неандертальцев.

В 1958 году в горы Памира отправилась экспедиция Академии наук СССР по поиску йети. Она записала множество красочных рассказов и легенд на эту тему от местных жителей и не нашла ни одного реального факта существования реликтового гоминоида. Работа комиссии вскоре была свернута, так как реальных доказательств существования йети найти не удалось.

По мнению сегодняшних исследователей темы, экспедиция была обречена на провал, поскольку в ее составе были одни ученые-ботаники, толком не знавшие, что и где искать.

В 1970-1980 годах газета "Комсомольская правда" напечатала на своих страницах ряд материалов , посвященных "снежному человеку", из которых выделяется рассказ об организованной киевскими энтузиастами экспедиции в Гиссарские горы Памиро-Алая в Таджикистане в конце лета 1979 года. Тогда ее участникам посчастливилось обнаружить и зафиксировать с помощью гипсового слепка след босой ноги гоминоида. Длина его ступни оказалась 34 сантиметра, ширина в пальцах 16 сантиметров, пальцы чуть растопырены, большой существенно больше остальных, ступня плоская. Экспедиция также собрала массу устных рассказов местных жителей об их встречах со "снежным человеком".

Одним из наиболее убедительных доказательств существования "снежного человека" долгое время считался короткий фильм , снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На пленке запечатлена самка реликтового гоминоида. Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съемка, его родственники якобы рассказали (без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с "американским йети" была сфальсифицирована; сорокасантиметровые "следы йети" делались искусственными формами, а киносъемка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Сообщения об обнаружении следов и других признаков существования йети появляются в СМИ регулярно, так как энтузиасты со всего мира не прекращают поисков "снежного человека" и зачастую выдают желаемое за действительное.

В октябре 2008 года группа японских путешественников, многие годы разыскивающих снежного человека, заявила об обнаружении следов йети в Гималаях - между Непалом и Тибетом.

15 августа 2008 года двое жителей штата Джорджия - офицер полиции Мэтт Уиттон и бывший работник исправительного учреждения Рик Дайер - объявили о том, что обнаружили в горах на севере штата тело снежного человека, рост которого составлял около 2,5 метра, а вес - 225 килограммов.

Пресс-конференцию, посвященную сенсационной находке, посетили представители крупнейших мировых и американских СМИ , включая телекомпании CNN, Fox News и MSNBC. В качестве доказательства были предъявлены несколько волосков, якобы принадлежавших снежному человеку, а впоследствии оказавшихся шерстью опоссума. К транспортировке "тела" снежного человека Уиттон и Дайер привлекли инвесторов. "Тело" в ледяной глыбе было выкуплено одним из исследовательских институтов за неназванную сумму, и оказалось резиновым муляжом.

Также в августе 2008 года британские ученые заявили, что они намерены провести ДНК-экспертизу волос, которые якобы принадлежат снежному человеку. Два волоска длиной около 3 см привез из Индии в начале 2008 года репортер Би-би-си Алистер Лоусон, побывавшим в районе холмов Гаро, на востоке штата Мегхалая, после того, как там было несколько раз замечено появление йети. Волоски он получил от местного лесника.

Ученые университета Брукса в Оксфорде исследовали образцы с помощью мощных микроскопов , но не смогли отнести их ни к одному из известных видов.

В России сообщения о контактах со "снежным человеком" регулярно поступают из Кировской области . "Снежного человека" наблюдают также в Пермской и Ленинградской областях, на берегу Лом-озера в Мурманской области, в лесах Новосибирской области.
Несколько лет назад энтузиасты заметили - в местах предполагаемого обитания "снежных людей" кто-то строит конструкции из веток, палок, жердей наподобие шалашей. Российские исследователи решили, что это жилища реликтовых гоминоидов. А их американские коллеги усмотрели в лесных постройках своеобразные маркеры, которыми йети метят территорию обитания. В России нашли более десятка таких конструкций.

В начале 2009 года один из ведущих в России профессиональных исследователей "снежного человека" Игорь Бурцев посетил подобную древесную конструкцию в Подмосковье, но следов йети он там не обнаружил. По его словам, возможно, "снежные люди" изредка наведываются, либо проходят мимо этих мест. Он не стал конкретизировать, где находится это место, уточнив, что опасается, что туда потянутся простые любопытные, которые могут помешать исследованию.

В феврале 2009 года администрация Кемеровской области распространила информацию о том, что в Горной Шории, в районе Азасской пещеры в глухой тайге в 500 километрах от Кемерова, местные охотники видели неких человекообразных существ, покрытых волосами, ростом 1,5-2 метра. К сообщению прилагалась фотография из пещеры, на которой запечатлен, возможно, след неизвестного существа. Однако Игорь Бурцев не смог найти их следы во время экспедиции в регион. Бурцев отметил, что после сообщений об обнаружении "снежного человека" в Азасскую пещеру потянулись простые любопытствующие. "Туда хлынули люди. Если там и были какие-либо следы, то их просто-напросто затерли", - сказал он. Бурцев заявил о необходимости провести еще одну экспедицию летом, когда будет легче изучать местность.

Российская Академия наук официально не признает существование "снежного человека" и скептически относится к работе частных исследователей.

По словам заведующего отделом антропологии Института этнологии и антропологии РАН, доктора исторических наук Сергея Васильева, ученые-антропологи еще ни разу не встречали и не исследовали тела "снежного человека", хотя информация о встречах с ним поступает постоянно из разных мест.

При этом йети всегда видят по одной особи, что является биологическим нонсенсом, отметил ученый. Ведь должна существовать большая популяция йети, чтобы она сохранялась из поколения в поколение. А Земля не такой уж неизученный объект, и если бы была такая популяция, о ней бы знали, считает он.

Как считает Васильев, информация об обнаружении "снежных людей" - просто фантазии людей . По его словам, в реальности их не существует, как нет и научной стороны этого вопроса.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Канд. биол. наук, научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биологического факультета МГУ Павел Квартальнов раскопал в архивах свидетельства ученых о безрезультатных поисках «снежного человека» в Таджикистане.

В высоком жестяном цилиндре, под сложенной в несколько раз гигантской шкурой кобры грудой лежали полевые дневники Саид-Алиева с подробным описанием его коллекции, а также условий и результатов учетов пустынных ящериц. В надежде найти неопубликованную информацию о местах, в которых нам удалось побывать самим, мы начали пересматривать дневники. Перевернув очередную страницу, я остановился взглядом на словах: «Во время проведения исследований по проблеме „снежного человека“ в составе экспедиции был и я».

Странно было увидеть такую фразу в дневнике советского зоолога. Только позже я узнал о поисках йети в горах Средней Азии, которые в середине XX века организовывал профессор Борис Фёдорович Поршнев (1905−1972), свято веривший не только в реальность этого брутального существа, но и в то, что оно непременно должно скрываться где-то на южных окраинах Советского Союза.

Первая экспедиция, проходившая в 1958 году, подробно описана в книге В.Н. Танасийчука . Получив щедрое государственное финансирование, столичные зоологи и ботаники вместе со своими таджикскими коллегами обследовали труднодоступные районы Памира, в частности окрестности Сарезского озера.

Орнитолог Роальд Леонидович Потапов, кому мне посчастливилось рассказывать о своих находках в Таджикистане, считает поиски йети, в которых он принимал участие, далеко не самой достойной страницей в истории советской науки. Однако ботаник Сергей Сергеевич Иконников справедливо отмечает, что благодаря этой авантюре удалось привезти «особенно интересные сборы растений» из ранее неисследованных районов. Не обошлось и без уникальных зоологических наблюдений. Как бы то ни было, убедительных признаков присутствия снежного человека в Таджикистане тогда не нашли, и финансирование прекратилось.

Несмотря на отсутствие признания, Б.Ф. Поршнев в июле 1961 года все-таки организовал еще одну поездку в Таджикистан, в те места, где, по его мнению, мог скрываться йети, — на Гиссарский хребет. Некоторые наблюдения, сделанные в этой поездке, вошли в подготовленную Б.Ф. Поршневым книгу , однако подробные сведения о ней трудно найти в литературе.

Рассказ С.А. Саид-Алиева, сопровождавшего Б.Ф. Поршнева, отчасти восполняет этот пробел. Очерк написан конспективно, вчерне, но не без юмора и, судя по форме, мог предназначаться автором для посторонних глаз. В нем хорошо показано, как Б.Ф. Поршнев собирал и «проверял» опросные сведения. Я уверен, что нет крамолы в опубликовании этих записей, сделанных более полувека назад. Надеюсь, что читателям будет интересен живой рассказ, оставленный для потомков выдающимся советским герпетологом.

  1. Танасийчук В.Н. 2009. Невероятная зоология: зоологические мифы и мистификации. — М.: КМК. 372 с.
  2. Иконников С.С. 1979. Определитель высших растений Бадахшана. — Л.: «Наука» ЛО. 400 с.
  3. Поршнев Б.Ф. 1963. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах. — М.: ВИНИТИ. 416 с.
    http://alamas.ru/rus/publicat/porshnev_book3/

Рассказ С.А. Саид-Алиева

Во время проведения исследований по проблеме «снежного человека» в составе экспедиции был и я. Главным руководителем экспедиции был Б.Ф. Поршнев. Он имел некоторые данные о «снежном человеке» в Гиссарской долине. 2 июля 1961 года мы вышли маршрутом в кишл. Шурхок на оз. Темур-куль, в пути следовали в 2−3 м от Каратаг-дарьи по узкой и труднопроходимой тропе. <…> В окрестностях оз. Темур-куль мы видели следы различных хищных животных (волка, лисы, медведя и диких свиней). На другой день в 7−8 часов утра у берега оз. Темур-куль измерили след медведя. Он имел в длину от 34,5 см до 35 см. Когда об этом было сказано проф. Б.Ф. Поршневу, он сказал, что это след этого животного ["снежного человека"]. Потом я задал вопрос Б.Ф., какие у него когти — длинные или человекообразные. Он отвечал: почти как у человека. Потом мы пошли [туда, где,] по данным туриста, эти животные [(«снежные люди»)] выводят детенышей. Это место находилось за скалистым гребнем, где раньше [пастухи] устраивали ночлег для коров и коз. Также там были небольшие ямки, глубиной около 1,5−2 м, для детенышей овец и коз. Молодые животные до возвращения матерей с пастбищ находились в этих ямках. Но [это были] не ямки для детенышей «снежного человека».

Потом один вечер поднимались к озеру Пархон, где можно ожидать жеребца-ангела. По данным легенды, он живет на дне озера и в лунные ночи иногда выходит на берег. Однажды человек верхом спускался из Верхнего Мазара (выше озера Пархон). Пока доехал до озера, уже было темно, и он заночевал прямо у берега. Его кобыла была привязана в ста метрах среди арчевников. Вдруг в 3−4 часа ночи при свете луны из озера вышел красивый жеребец. Он пошел в сторону, где была привязана кобыла, покрыл ее и моментально ушел в воду. Через несколько месяцев кобыла принесла красивого «как ангел» жеребенка. Тот же человек через 2−3 года опять поднимался по этой дороге к озеру Пархон-куль на своем жеребце. Добравшись до Пархон-куля, он устроил там ночлег. Ночью жеребец ушел на дно озера, и больше его не видели.

У Б.Ф. были данные, что в старые времена [существовала тропа на] перевал Сарвин (с противоположного, западного берега озер Пархон и Темур-куль). Мы двое суток искали этот перевал, [наконец] поднялись [к нему]. Это очень узкая и опасная тропа на высоте 3500−4000 м над уровнем моря (южные склоны Гиссарского хребта). Когда мы достигли этой высоты, мы увидели там отары овец и коз колхоза им. В.И. Ленина Регарского района. Мы спросили чабанов, слышали ли они от дедов и прадедов о «человекообразных людях», которые бы [приходили] с горных хребтов и забрасывали кишлак камнями. Они ответили, что никогда не слышали, [хотя одному из чабанов], например, было 75 лет, и он всё время лазал по горам. Я и Б.Ф. Поршнев поднялись на гребень, видели равнину и долину Тупаланг-дарьи.

Еще о мифических животных

Убежденность Б. Ф Поршнева в существовании йети может показаться своего рода помешательством. Однако надо признать, что даже опытные зоологи не всегда скажут уверенно, живет ли какое-то животное на свете или является чистым вымыслом. В послесловии к своей книге В.Н. Танасийчук (2009) перечисляет сенсационные фаунистические открытия конца XX века и в их числе упоминает спиралерогого буйвола (Pseudonovibos spiralis ) из тропиков Индокитая, описанного в 1994 году.

Я помню, как о находке крупного копытного тогда рассказывали газеты. Оказавшись впервые во Вьетнаме, я расспрашивал об этом звере Германа Васильевича Кузнецова, посвятившего более 20 лет исследованию животного мира далекой страны. За пиалой терпкого зеленого чая, когда душная жара сменялась вечерней прохладой, под крики летевших на ночевку ожереловых попугаев Г. В. Кузнецов рассказывал, как он нашел рога «линь-зыонга» в гостеприимном доме в Ханое, где они хранились как семейная реликвия.

Странные, покрытые поперечными гребнями рога, острые и закрученные на концах, как штопор, — единственная часть тела таинственного зверя, оказавшаяся в распоряжении зоологов (не считая небольших фрагментов лобной кости). Остальное известно из старинной китайской рукописи да из рассказов охотников. Это животное похоже на поджарого буйвола или на козла с густым темно-серым мехом. Оно быстрое и ловкое, предпочитает жить на отвесных скалах, использует закрученные рога для того, чтобы на время сна цепляться ими, подвешиваясь на ветвях деревьев. Любимая еда «линь-зыонга» — ядовитые змеи, потому порошок из его рогов помогает излечивать змеиные укусы. Попытки ученых восстановить реальный облик животного и ареал его обитания подытожены Г. В. Кузнецовым в монографии по млекопитающим Вьетнама (2006).

И все-таки в последние годы стало очевидно, что спиралерогий буйвол не более чем миф, выдумка, подобно «снежному человеку». Как же в него поверили ученые?

Немецкие зоологи И.П. Петер и А. Фейлер первыми обнаружили уникальные рога в Дрезденском зоологическом музее и опубликовали научное описание нового вида. Рога были приобретены на рынках и у охотников в деревушках на границе Вьетнама и Камбоджи, где, как предполагали, и водилось это животное. После появления сообщения о новом виде, в коллекциях разных стран нашли около 70 пар подобных рогов и никаких других свидетельств существования зверя, который, как предполагали, мог достигать веса 200−300 кг! Все рога были собраны до 1930 года, так что многие ученые решили, что спиралерогий буйвол, скорее всего, вымер.

Результаты анализа ДНК, выделенной из рогов, оказались противоречивыми: если ученые ИПЭЭ РАН показали, что «линь-зыонг» является дальним родственником быков и буйволов, то зоологи из Германии заключили, что он стоит ближе к сернам. В 2001 году в печати развернулась широкая дискуссия о реальности существования спиралерогого буйвола. Скептики обратили внимание на то, что все известные рога «линь-зыонга» несут следы искусственной обработки, которой обычно не подвергаются охотничьи трофеи. Они имеют тщательно отшлифованную поверхность, а кератиновые чехлы обязательно снимались с костей, а затем (у части экземпляров) были надеты обратно.

Окончательно «похоронил» спиралерогого буйвола француз Арну Сево, лично осматривавший все доступные рога и несколько лет скитавшийся по глухим камбоджийским деревням, где охотники могли что-то знать о «линь-зыонге». Он с коллегами сумел убедить ученых, что странные рога — лишь подделка, рассчитанная на местных людей, веривших в чудодейственную помощь этого артефакта против змеиных укусов. Прежние результаты морфологического и генетического анализа объяснялись методическими ошибками. В 2003 году вышла статья с красноречивым заголовком «Pseudonovibos spiralis : эпитафия», и научное название спиралерогого буйвола заслуженно заняло место младшего синонима. домашней коровы (Bos taurus ),

Всемирно известный китайский антрополог профессор Пэй Вень-чун, возглавляющий в Китае изучение данного вопроса, сообщал о поимках и встречах нескольких экземпляров «человека- » («дикого человека») юго-западнее Ташкургана. Так, в 1954 году в горах вблизи пункта Упулан, согласно сообщению пограничника, было поймано существо, «у которого лицо , руки сгибаются как у человека и подобные человеческим, большой палец на руке противопоставляется, ногти острые, следы ног похожи на человеческие. Он способен руками бросать камень. Ходит на двух лапах, но когда замечает преследователя, то и на четвереньках». Считают, замечает профессор Пэй Вень-чун, что у этого «медведя» лапы и положение тела человеческое. Следовательно, зоологи отнесут это существо не к семейству медведей, а к отряду приматов.

Пэй Вень-чун приводит и другое сообщение: начальник автономного уезда на юге Синьцзяна, недалеко от границ Памира, сообщил, что в недоступной горной местности обнаружено «стадо» (может быть, скопление?) обезьяноподобных существ, имеющих бурую шерсть. Кстати, указывается даже, что период линьки у них приходится на апрель. Они ходят на двух ногах, детенышей носят на руках, как люди. Все эти данные удивительно точно согласуются с рассказами о местах обитания «дикого человека», которые были собраны среди киргизов Восточного Памира одной экспедицией летом 1958 года. В упомянутой выше статье А. 3. Розенфельд относит и эти записи к области чистейшего фольклора. Не очевидно ли, что тут ошибка?

Третий очаг обитания диких людей в Синьцзяне, по серьезно проверенным данным П. Ф. Ратова, относится к некоторым высокогорным пунктам китайской стороны Тянь-Шаня. И в этом отношении сведения П. Ф. Ратова хорошо контролируются другими материалами

Возьмем другой пример сообщения, не имеющего никакого отношения к фольклору. Начальник участка московского вагоноремонтного завода Г. Н. Колпашников изложил воспоминания о случае, имевшем место в августе 1939 года в районе боев у Халхин-гола (Монголия). Будучи тогда начальником особого отдела одного из советских подразделений, он был вызван ночью в место расположения монгольской кавалерийской части, где имело место чрезвычайное происшествие: часовые заметили два силуэта, спускавшихся по гребню горы, сделали необходимые предупреждения, затем, полагая, что это японские разведчики, открыли стрельбу и наповал убили обоих. Каково же было их изумление, когда убитые оказались какими-то обезьяноподобными существами. Прибыв рано на рассвете на броневике к месту происшествия и рассмотрев два валявшихся на земле скорченных трупа, Г. Н. Колпашников, по его словам, «почувствовал какую-то неловкость за то, что убиты не враги, а какие-то два животных существа странного вида.

Конечно, - продолжает он, - в то время я совершенно не слышал ничего о «снежном человеке», и я не утверждаю, что это были именно «снежные люди». Но вместе с тем мне было известно, что в Монголии нет человекоподобных обезьян, и я тогда задумался, как и другие, над вопросом: кто же это?»

Ответа не было. Только один старик-монгол из местных жителей, подозванный переводчиками, сказал, что это - так называемые «дикие люди», водящиеся в этих краях. Из-за какого-то суеверия старик боялся близко подойти к трупам. По словам Г. Н. Колпашникова, убитые существа были примерно человеческого роста. Тело их было покрыто рыже-бурой шерстью, причем неравномерно. Лохматые волосы покрывали лоб и брови. Лицо, говорит Г. Н. Колпашников, «было похоже на очень грубое человеческое лицо». Однако время было военное, шел бой, для углубления в естественноисторические вопросы не оставалось никакой возможности…

Как видим, и это наблюдение нельзя отнести к фольклору. Но объяснения старика-монгола связали наблюдение приезжего русского с теми местными сведениями, которые этнографы обязательно назвали бы фольклором. А позже, независимо от всего этого, было получено письмо из Харбина (Китай) от лица, слышавшего несколько глухих рассказов о встречах с какими-то непонятными волосатыми дикими человекоподобными существами в горах Большого Хинганского хребта, в районе, сравнительно недалеком от Халхин-гола. Уж не лешего ли они встречали? - спрашивали иные суеверные люди.- Уж не тот же ли это цикл легенд о диком человеке? - спросят этнографы-фольклористы. Нет, у нас нет никакого основания не доверять сообщению офицера Советской Армии Г. Н. Колпашникова,- отвечают биологи. А его показание связывает воедино все эти сведения.

Однако пора отбросить и нелепую посылку, что достоверны лишь свидетельства приезжих людей, а рассказы местных жителей не могут быть опорой для науки. Пора покончить с остатками пренебрежения европейских этнографов к «туземцам». Положительным примером может послужить совсем недавно обнаруженная строго научная обработка зоологом, сравнительным анатомом В. А. Хахловым показаний нескольких казахов о «диком человеке» (ксы-гыик), встречающемся в южной части Тянь-Шаня. Этот материал - важный вклад в изучение проблемы «снежного человека».

Работая в 1907-1915 годах в Зайсане, у границ России и Китая, В. А. Хахлов обратил внимание на рассказы населения об этом существе. Сначала он, конечно, полагал, что «дикий человек» - миф. Затем оказалось, что «его видели, его ловили, он оставлял следы на песке, распространял запах, кричал, сопротивлялся, жил на привязи некоторое время».

Наконец В. А. Хахлов разыскал и прямых очевидцев, из которых один наблюдал на протяжении нескольких месяцев ежедневно пленную самку «дикого человека» на привязи, другой участвовал в поимке самца и т. д. Терпеливая и умелая опросная работа с этими очевидцами не только укрепила зоолога в убеждении, что «дикий человек» - не миф, а реальность, но дала возможность составить довольно подробное его биологическое описание. 1 июня 1914 года молодой ученый направил заявление в Российскую Академию Наук, в котором кратко сообщал о своих важных выводах и просил помощи для организации экспедиции в Центральную Азию за «первочеловеком азиатским», как он предположительно наименовал это существо.

В настоящее время заявление В. А. Хахлова разыскано в архиве Академии наук. Оно навсегда останется значительной вехой в историй научного спора о «снежном человеке». Ведь оно было послано за 40 лет до отправления первой английской экспедиции в Гималаи для поисков «снежного человека», за 45 лет до провозглашения существования цикла народных мифов о «диком человеке». Выводы В. А. Хахлова надолго опередили науку того времени. Его заявление осталось без последствий. Но значительная часть его полевых записей и зарисовок сохранилась, и ныне в упорядоченном виде предоставлена им в распоряжение специалистов.

Ниже будут изложены некоторые дополнительные данные, приведенные В. А. Хахловым в его второй сводке: «Что рассказывают казахи о «диком человеке».

Прежде всего, В. А. Хахлов неоспоримо установил, что эти существа - ни в коем случае не одичавшие современные люди. «Людьми» казахи называли их по той причине, что они держатся вертикально, передвигаются, как правило, на двух ногах, имеют внешнее сходство с людьми, но по существу рассматривали их как особый вид животных. Никто из очевидцев не наблюдал у «дикого человека» никаких проблесков речи или попыток как-либо объясниться.

Дальнейшее накопление наших знаний покажет, насколько велики эти «человеческие черты» в смысле строения тела, то есть анатомии и морфологии данного вида животных. Допустим, их окажется несколько больше, чем предполагал В. А. Хахлов. Но бесспорно, что речь идет все-таки не о человеке, а о своеобразном виде животных.

Утверждаем ли, однако, мы, биологи, изучающие «снежного человека», что это наше представление о нем, как о реально существующем (или недавно существовавшем) на земле виде живых существ, уже доказано? Нет, мы не имеем пока права утверждать этого категорически. Наше мнение пока еще надо называть научным предположением. Слишком мало еще имеется бесспорных вещественных данных о «снежном человеке». Как ни привлекательны выводы В. А. Хахлова, число опрошенных им очевидцев слишком невелико. Как ни ценна проверка разных сообщений при помощи великого оружия науки - сравнения, нужно дополнить ее строгой документированной проверкой хоть некоторых сообщений.

Иными словами, вопрос о существовании «снежного человека» все еще принадлежит к числу нерешенных вопросов современной науки. Возможно, впереди еще долгий путь проверки и борьбы двух гипотез.

Но бесспорно, что не смогут победить обе,- не будет двух открытий, будет какое-то одно из них. Торжество биологической точки зрения заставит признать, что весь фольклор о «диком человеке» является искаженным, фантастическим отражением реальности. Может быть, победят сторонники взгляда, что все сведения о «снежном человеке» - мифы? Пока надо снова и снова напоминать сторонникам этого взгляда, что изучение мифов - тоже наука. Они должны доказывать свою точку зрения строго научно, в соответствии с требованиями фольклористики.

Трудную, навряд ли научно разрешимую задачу берет на себя тот, кто говорит: все сообщения о «снежном человеке» - мифы. Но и нам, сторонникам биологической точки зрения, понадобится еще много настойчивого труда, много спокойного и непредвзятого изучения фактов, для того чтобы сделать ее неоспоримой.

В этой работе мы не одни. Вот, например, обнадеживающие слова профессора Пэй Вэнь-чуна со страниц газеты «Гуаньминь жибао» от 4 января. На конференции по палеоантропологии при Академии наук Китая, сообщает он, «были и ученые, сделавшие сообщения относительно некоторых новых материалов о «снежном человеке» в высокогорьях Тибета, в результате чего мы расширили свои представления о загадке «снежного человека», к которому приковано пристальное внимание всего мира»…

P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что все-таки было бы полезно организовать еще одну научную экспедицию «по следам снежного человека». И если даже этих самых следов найти не удастся, то, по крайней мере, получится отличный приключенческий поход. Единственное надо будет все организовать должным образом, взять хороший и вместительный багажник Topeak , добротные рюкзаки, палатки, и все прочее туристическое и походное снаряжение.

Публикации о снежном человеке давно перешли из разряда мировых сенсаций в категорию развлекательного чтива. Еще в 1970 годы известный журналист Ярослав Голованов отмечал, что на йети стоит «клеймо улыбки». А в последние годы практически ни одно журналистское расследование на эту тему не обходится без определенной доли зубоскальства. Представители «большой» науки называют исследователей проблемы дилетантами, высокомерно отвергая сделанные ими открытия. Тем не менее, исследования в этой области продолжаются и пополняются все новыми и новыми свидетельствами.

Журнал DISCOVERY начинает серию публикаций о снежном человеке и других неизведанных, спорных и вымерших существах.

Принято считать, что в России исследование снежного человека началось столетие назад. Еще в 1914 году ученый-зоолог Виталий Хахлов, с 1907 года проводивший поиски «дикого человека» и опросы местного населения на территории Казахстана, направил руководству Академии наук письмо, в котором обосновывал существование человекоподобных существ. Хахлов дал им видовое название Primihomo asiaticus (первочеловек азиатский) и настаивал на организации экспедиции для обнаружения жизнеспособных особей. Но письмо попало в разряд «не имеющих научного значения», а последовавшие затем события, в том числе и первая мировая война, и вовсе отодвинули решение этой проблемы на многие десятилетия.

Снежный человек (он же бигфут, йети и саскватч) впервые привлек внимание широкой общественности в 1950 годы, когда альпинисты многих стран стали «осваивать» высочайшие вершины планеты. Чуть более полувека назад, в 1954 году, состоялась первая специальная экспедиция по поискам йети в Гималаях. Она была организована британским таблоидом «Дейли мейл» по инициативе и под руководством сотрудника газеты, журналиста Ральфа Иззарда. Толчком к подготовке экспедиции послужили фотографии следов таинственного двуногого существа на снегу, сделанные англичанином Эриком Шиптоном во время подъема на Эверест в 1951 году.

В высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью.

Иззард очень вдумчиво подошел к сборам экспедиции, занявшим почти три года. За это время он ознакомился со всеми публикациями по теме в библиотеках разных стран, тщательно подобрал специалистов для основного состава экспедиции, договорился о содействии шерпов - коренных жителей высокогорья Гималаев. И хотя снежного человека Иззард не поймал (а такая задача тоже ставилась), было зафиксировано множество сообщений о встречах с ним, а в высокогорных монастырях были обнаружены свидетельства, доказывающие, что в Гималаях обитают (или, по крайней мере, обитали) огромные человекоподобные существа, покрытые шерстью. По описаниям местных жителей английский антрополог, сын эмигрантов первой волны, Владимир Чернецкий воссоздал облик йети.

Уникальная фотография, сделанная во время экспедиции в лесу под Вяткой (Оричевский район) в 200В году: лохматое существо, перемещающееся на двух ногах, засняли с расстояния около 200 метров, после чего оно убежало, оставив гигантские следы.

В1958 году Академия наук СССР создала «Комиссию по изучению вопроса о снежном человеке» и направила дорогостоящую экспедицию по поискам йети в высокогорья Памира, но, в отличие от Иззарда, не стала утруждать себя какой-либо серьезной подготовкой. Миссию возглавил ботаник Кирилл Станюкович, и среди его коллег не было ни одного специалиста по крупным млекопитающим. Стоит ли говорить, что результат оказался удручающим: немалые средства были потрачены, как сказали бы сегодня, на «нецелевые расходы». Нельзя утверждать, что Станюкович совсем уж не оправдал надежд высоких чинов. На основе полученных данных он создал геоботанический атлас высокогорий Памира, но после его экспедиции Академия наук официально закрыла тему изучения снежного человека. С тех пор все поиски йети в нашей стране велись исключительно силами энтузиастов.

Тем не менее, за короткий срок своего существования комиссия успела собрать большое количество сообщений очевидцев о встречах с «жителями гор». Было издано несколько выпусков информационных материалов. Вся работа проводилась под руководством профессора Бориса Порш-нева, основавшего новое направление в науке о человеке и его происхождении - гоминологию. В 1963 году с пометкой «Для служебного пользования» тиражом всего в 180 экземпляров вышла его объемная монография «Современное состояние вопроса о реликтовых гоминидах», в которой Поршнев изложил имевшиеся данные и основанную на них теорию. Эти идеи в последующие годы были развиты профессором в статьях научно-популярных изданий и обобщены им в книге «О начале человеческой истории» (1974), увидевшей свет уже после смерти автора. Борис Поршнев умер от сердечного приступа, когда в последний момент издание этого труда было отменено, а набор книги рассыпан.

В своих трудах Поршнев высказал идею, что «снежные люди» - дожившие до наших дней неандертальцы, приспособившиеся к природным условиям без орудий труда, одежды, огня и, что самое важное, речи как средства общения. Речь, по мнению ученого, - самое важное отличительное качество человека, выделяющее его из остального животного мира.

В 1960 годы экспедиционная работа переместилась в основном на Кавказ. Основная заслуга в этом принадлежит доктору биологических наук Александру Машковцеву, объехавшему вдоль и попрек несколько регионов Кавказа и собравшему богатый материал. Экспедиционную работу возглавила и долгие годы вела Мария-Жанна Кофман. Участники поисков обменивались информацией о полученных результатах на заседаниях семинара по проблеме реликтовых гоминидов, основанного в 1960 году при Государственном Дарвиновском музее в Москве известным натуралистом Петром Смолиным. После смерти Смолина семинар до настоящего времени возглавляет Дмитрий Баянов.

В то время как в СССР проблема снежного человека обсуждалась с теоретической позиции, в Америке и Канаде произошел серьезный рывок в сфере полевых поисков. 20 октября 1967 года американцу Роджеру Паттерсону удалось снять на кинопленку женскую особь гоминида в лесу в Северной Калифорнии и сделать несколько гипсовых слепков ее следов. Фильм был холодно встречен научной общественностью, без какого-либо изучения был отвергнут Смитсоновским центром и объявлен подделкой. Паттерсон умер через пять лет от рака мозга, но до сих пор в печати появляются материалы, пытающиеся обвинить его в фальсификации. А ведь еще в 1971 году российские гоминологи, среди которых был и ваш покорный слуга, в результате кропотливых исследований признали пленку подлинной. Наше исследование фильма до сих пор остается важнейшим свидетельством его истинности. Американские специалисты только недавно приступили к его серьезному изучению и уже подтверждают выводы, сделанные в СССР почти 40 лет назад.

ЭКСПЕРТИЗА ИЗУЧАЯ ПЛЕНКУ ПАТТЕРСОНА, РОССИЙСКИЕ (ТОГДА ЕЩЕ СОВЕТСКИЕ) УЧЕНЫЕ СДЕЛАЛИ ВЫВОД, ЧТО ОНА ПОДЛИННАЯ. ОНИ ОБОСНОВАЛИ СВОИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИМИ АРГУМЕНТАМИ:

Исключительная гибкость голеностопного сустава существа, изображенного на пленке, недостижимая для человека.

Большая, по сравнению с человеком, гибкость самой стопы именно в тыльном направлении. На это первый обратил внимание Дмитрий Баянов. Позже это же подтвердил и американский антрополог Джефф Мелдрам, что и описал в своих публикациях.

Пятка бигфута выступает назад больше, чем у человека. Это соответствует типичному строению стопы неандертальцев. Для существа большого веса это оправдано с точки зрения рационального приложения силы мышц.

В Исследовавший фильм доктор наук Дмитрий Донской, бывший тогда заведующим кафедрой биомеханики Института физкультуры, пришел к выводу, что походка существа совершенно не типична для Homo sapiens и практически не может быть воспроизведена.

В фильме явственно видна игра мышц на корпусе и конечностях, что отвергает предположения о костюме. Вся анатомия тела и особенно низкая посадка головы отличает это существо от современного человека.

Измерения частоты колебаний рук и сопоставление со скоростью, на которой был снят фильм, свидетельствуют о высоком росте существа (около 220 см) и, учитывая комплекцию, большом весе (превышающем 200 кг).

КЛАН БИГФУТОВ В ТЕННЕСИ

В декабре 1968 года два криптозоолога с мировым именем, Айвен Сандерсон (США) и Бернар Эйвельманс (Франция), обследуют замороженный труп волосатого человекоподобного существа. Позже они публикуют отчет в научной печати. Эйвельманс идентифицировал погибшего как «современного неандертальца», продекларировав этим правоту Поршнева.

Тем временем поиски снежного человека продолжались и в СССР. Наиболее существенные результаты дали работы Марии-Жанны Кофман на Северном Кавказе, поиски Александры Бурцевой на Камчатке и Чукотке; весьма масштабно и плодотворно проходили экспедиции в Таджикистане и на Памиро-Алае под руководством киевлянина Игоря Тацла и Игоря Бурцева, а в Западной Сибири и на Ловозере (Мурманская область) небезрезультатно вела поиски Майя Быкова, Владимир Пушкарев собрал много сведений в Коми и Якутии.

Экспедиция Пушкарева окончились трагически: в сентябре 1978 года он в одиночку отправился в экспедицию в Ханты-Мансийский округ и пропал без вести.

В 1990 году поисковые экспедиции практически прекратились в связи с резким изменением общественно-политической обстановки на территории бывшего СССР. Через некоторое время благодаря развитию интернета российские исследователи смогли наладить прочные контакты с европейскими и заокеанскими коллегами. В последние годы интерес к йети усилился, появились и новые регионы обнаружения гоминидов. В 2002 году Дженис Картер, хозяйка фермы в штате Теннеси, рассказала в интервью, что рядом с ее владениями уже более полувека обитает целый клан бигфутов. По словам женщины, старейшине «снежной» семьи было около 60 лет, а «знакомство» с ним состоялось, когда Дженис было всего семь лет.

В следующем номере мы подробнее остановимся на этом удивительном случае и главных действующих героях истории. Вас ждет рассказ об уникальных находках и невероятных открытиях.

Таинственное существо из Бурганефа действительно похоже на неандертальца

Дженис Картер встречает бигфута. Рисунок сделан со слов женщины и с точностью показывает пропорции существа и демонстрирует, как проходило их общение.

Некоторое время назад российские гоминологи случайно наткнулись на информацию, что в 1997 году во Франции на провинциальной ярмарке в городке Бурганеф демонстрировалось замороженное тело «неандертальца», якобы найденное в горах Тибета и контрабандой доставленное из Китая. В этой истории много непонятного. Владелец трейлера, в котором перевозилась холодильная камера с «неандертальцем», бесследно исчез вскоре после того, как снимки тела погибшего снежного человека просочились во французскую прессу.

Исчез и сам трейлер со своим бесценным содержимым, все попытки отыскать его на протяжении 11 лет оказываются тщетными. Фотографии замороженного тела показали Дженис Картер, которая с большой долей вероятности подтвердила, что это не фальсификация, а действительно труп бигфута.

Несмотря на серьезные трудности, в основном финансового характера, исследования проблемы снежного человека продолжаются. Признание официальной наукой подобных человекообразных существ приведет к серьезным изменениям во многих отраслях знаний, связанных с изучением человека, позволит проникнуть в тайну его происхождения, окажет серьезное влияние на развитие культуры, религии, медицины. Пользуясь терминологией Поршнева, это приведет к научной революции и к коренному перевороту в вопросе определения человека как такового и выделения его из животного мира.

Необычное сооружение, сделанное из стволов и веток деревьев, обнаруженное в штате Теннеси. Подобные конструкции часто находят в труднопроходимых лесах. Их предназначение пока неизвестно, но, по всей видимости так йети каким-то образом обозначают свою территорию. Игорь Бурцев (на фото) убежден, что в Теннеси проживает огромная семья бигфутов.

ГИБРИД ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНОГО

Еще Мишель Нострадамус предупреждал о появлении гибрида человека и животного. Опыты по вивисекции, то есть хирургическом вмешательстве в живой организм в целях создания иного существа, в частности человека (или подобного ему), проводились еще в XIX веке, однако ник чему ни привели. О более ранних «исследованиях» такого рода данных нет. По крайней мере, врачи и алхимики Средневековья к подобным экспериментам не прибегали (это был путь на костер инквизиции), довольствуясь попытками выращивания в пробирках гомункулусов.

Опыты по выведению человекоподобных существ получили широкое (в определенных кругах) распространение в начале 1920 годов. Ученик академика Ивана Павлова, биолог Илья Иванов, начал проводить опыты по скрещиванию человека и шимпанзе методом искусственного оплодотворения. Опыты проводились на добровольцах и продолжались более 10 лет, до смерти Иванова в 1932 году, которая последовала при весьма загадочных обстоятельствах.

Для чего проводились эти опыты? Причина на первый взгляд проста - возможность создания неких гибридов для работы в тяжелых и вредных условиях и, возможно, для донорства органов. Однако результаты экспериментов неизвестны. Правда, существуют непроверенные данные, что где-то в шахтах заключенные ГУЛАГа встречали волосатых обезьяноподобных людей.

Но возможно ли создание таких существ и других человекоподобных монстров? Генетики отрицательно отвечают на этот вопрос, так как у человека 46 хромосом, а у шимпанзе - 48, а значит, искусственное (как и естественное) оплодотворение просто невозможно. Но Иванов при воздействии на яйцеклетку вполне мог применять химические вещества, лекарственные препараты, облучение и любые другие сильнодействующие методы. Ведь то, что порой невозможно в природе, вполне возможно в лаборатории.

ЯПОНСКАЯ ВЕРСИЯ

Японский альпинист утверждает, что раскрыл тайну снежного человека, и теперь с этой проблемой, десятки лет будоражившей умы искателей загадочных явлений, покончено. После 12 лет исследований Ма-кото Небука сделал вывод, что легендарный йети с Гималаев не что иное, как гималайский медведь (Ursus thibetanus).

«Реальность редко бывает столь пугающей, как представления о ней», - заявляет улыбающийся Небука, один из ведущих членов Альпийского клуба Японии, на пресс-конференции в Токио, посвященной выходу его книги, где подведен итог многолетних исследований проблемы «снежного человека».

Помимо уникальных фотографий. Небука занимался и лингвистическими исследованиями. В частности, анализ интервью с жителями Непала, Тибета и Бутана показал, что пресловутый «йети» - это искаженное «мети», то есть «медведь» на местном диалекте. А миф почти стал реальностью из-за того, что тибетцы считают мед ведя-«йети» всемогущим и страшным созданием, обладающим сверхъестественной силой.

Эти понятия совместились и стали «снежным человеком», объясняет Небука. В доказательство своей позиции он демонстрирует фотографию медведя-«йети», голова и лапы которого хранятся у одного из шерпов в качестве талисмана.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  • Название «снежный человек» - калька с тибетского «метох кангми», как там называют это существо.
  • Ученые, изучающие снежного человека, сходятся во мнении, что срок жизни этого существа составляет 250-300 лет.
  • Криптозоологи располагают не только слепками следов, волосами и экскрементами йети, но и фрагментами его жилища, сооружаемого на земле и на деревьях. Ученые убеждены: чтобы построить конструкцию из сучьев и заделать стены травой, листвой, землей и экскрементами, требуется немалая сила и интеллект.
  • Самую невероятную версию появления снежного человека попытались предложить финские ученые. Они утверждали, что йети - инопланетяне, и, исчезая, они транспортируются на свою планету.
  • В Малайзии йети считают божеством, называют его «Ханту Яранг Джиджи» (в дословном переводе - «дух с широко расставленными зубами»), а в национальном парке Эндау-Ромпин существует даже небольшая часовня со скульптурой бигфута, к которой приходят молиться верующие.
  • Американским Обществом криптозоологи и в Тусоне (штат Аризона) объявлена награда в 100 тысяч долларов США тому, кто найдет и доставит ученым труп снежного человека, и 1 миллион долларов тому, кому удастся поймать его живьем.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх